Плач новорожденных. Как успокоить грудничка, когда он плачет, если у него истерика или на ночь

При решении задач психотерапии терапевт пользуется методами и формами психотерапии. Следует различать методы и формы (техники) психотерапии.

Метод психотерапии - конкретный способ реализации общего принципа лечения, вытекающий из понимания сущности психического расстройства в рамках определенной концепции психотерапии.

Всего в настоящее время насчитывается более 400 самостоятельных методов психотерапии. Одной из причин существования различных методов психотерапии является отсутствие достаточно убедительных критериев большей эффективности одних методов по сравнению с другими. Диапазон их очень широк: разговорная психотерапия и другие психотерапевтические подходы гуманистической ориентации, большое число поведенческих приемов, психодрама, разные школы психоаналитического направления и т.п. Каждый психотерапевтический подход претендует на эффективность при лечении почти во всех областях психопатологии. Выбор конкретного метода психотерапии определяется взаимовлиянием конкретных клинических показателей больного и болезни, особенностями его личности и других психологических характеристик, уровнем социально-психологической адаптации пациента, а также структурно-организационной формой проведения психотерапии.

Например, понятие невроза как заблуждения ума, ошибочного мышления породило метод рациональной психотерапии. Представление о неврозе как о расстройстве, вызванном застреванием в бессознательной сфере аффекта, пережитого в прошлом, вызвало к жизни метод катарсиса. Понимание невроза как проявления вытесненного в бессознательное инфантильно-сексуального влечения породило психоанализ.

Д.В.Александрович (1979) сделала попытку проанализировать все многообразие значений, в которых используется понятие метода в психотерапии:
- методы психотерапии, имеющие характер техник (гипноз, релаксация, психогимнастика и др.);
- методы психотерапии, определяющие условия, которые способствуют оптимизации достижения психотерапевтических целей (семейная психотерапия и др.);
- методы психотерапии в значении инструмента, которым мы пользуемся в ходе психотерапевтического процесса (таким инструментом может быть психотерапевт в случае индивидуальной психотерапии или группа при групповой психотерапии);
- методы психотерапии в значении терапевтических интервенций (вмешательств), рассматриваемых либо в параметрах стиля (директивный, недирективный), либо в параметрах теоретического подхода (научение, межличностное взаимодействие, диалог).

Существует огромное количество классификаций психотерапевтических методов лечения. Обозначим некоторые из них.

Классификация методов психотерапии по поставленным целям, выработанная Л.Р. Волбергом, различает 3 типа психотерапии:
1) поддерживающая психотерапия, целью которой является укрепление и поддержка имеющихся у больного защитных сил и выработка новых, лучших способов защитного поведения, позволяющих восстановить душевное равновесие;
2) переучивающая психотерапия, целью которой является изменение поведения больного путем поддержки и одобрения положительных форм поведения и неодобрения отрицательных;
3) реконструктивная психотерапия, целью которой является осознание интрапсихических конфликтов, послуживших источником личностных расстройств, и стремление достичь существенных изменений черт характера и восстановления полноценности индивидуального и социального функционирования личности.

Классификация методов психотерапевтического лечения, разработанная И.З. Вельвовским и соавторами (1984), включает следующие разделы:
1. Психотерапия в естественном состоянии бодрствования (рассудочно-ассоциативные формы и приемы; эмоционально-питиетивные и игровые методы; тренировочно-волевые формы; суггестивные формы).
2. Психотерапия в особых состояниях высших отделов головного мозга (гипноз-отдых по К. Платонову; внушение в гипнозе; постгипнотическое внушение; различные формы аутогипноприемов; методы аутогенной тренировки; релаксация по Джекобсону; наркогипноз; гипносуггестия при электросне и др.).
3. Психотерапия при стрессе, вызванном: 1) психическим путем -испугом, острым положительным или отрицательным переживанием; 2) фармакологическими или болевыми агентами; 3) физическими агентами (прижигание термокаутером); 4) "нападением врасплох", посредством эфирной маски, по А.М. Свядощу, усиленным гиперпноэ, по И.З.Вельвовскому и И.М.Гуревичу.
Из всего многообразия методов психотерапии среди практических врачей сейчас наиболее распространены следующие:
1) суггестивная психотерапия (внушение в состоянии бодрствования, естественного сна, гипноза, эмоционально-стрессовая психотерапия, наркопсихотерапия);
2) самовнушение (аутогенная тренировка, метод Куэ, метод Джекобсона);
3) рациональная психотерапия;
4) групповая психотерапия;
5) игровая психотерапия;
6) семейная психотерапия;
7) условно-рефлекторная психотерапия.

Все чаще применяется психоанализ, трансактный анализ, гештальттерапия и др. Внутри каждого из этих методов существуют десятки, сотни методик, это объясняется тем, как замечает С. Шкода, что мечтой каждого честолюбивого психотерапевта является создание нового, необычного приема, внесение своего оригинального вклада в историю психотерапии.

Существует классификация принципов выбора метода психотерапии в зависимости от заболевания (Штроцка, 1986):
- при острой истерической симптоматике применяется суггестия;
- при вегетативных нарушениях - аутогенная тренировка;
- при жизненных трудностях - "разговорная" терапия;
- при фобиях - поведенческая терапия;
- при характерологических нарушениях - гештальттерапия, психодрама;
- при расстройствах, связанных с семейными проблемами, -семейная психотерапия;
- при комплексных расстройствах с наличием предшествующего предрасположения - глубинно-психологические методы.

Способ применения того или иного метода психотерапии называется формой психотерапевтического воздействия. Форма психотерапии - организация и структура взаимодействия терапевта и пациента в процессе реализации того или иного метода психотерапии.

Например, метод рациональной психотерапии может применяться в форме индивидуальной беседы с больным, в форме беседы с группой или в форме лекции. Метод внушения может применяться в бодрствующем состоянии или в гипнозе. Психоанализ применяется в форме наблюдения потока свободных ассоциаций, исследования ассоциаций, анализа сновидений, в форме ассоциативного эксперимента и т.д. Одна и та же форма психологического воздействия может служить различным методическим установкам. Так, гипноз может быть использован и с целью внушения, и с целью катарсиса.

Комплекс различных методов психотерапии, объединенных общим принципиальным подходом к лечению, образует направление психотерапии. В отдельных направлениях психотерапии выделяют отдельные методы, внутри каждого метода - различные методики и приемы.

Термин «психотерапия» относится к широкому спектру подходов и методов, начиная с бесед один на один и заканчивая терапией с использованием таких техник, как ролевые игры или танцы, помогающие исследовать человеческие эмоции. Некоторые терапевты работают с парами, семьями или группами, члены которых имеют схожие проблемы. Психотерапия проводится как для подростков и детей, так и для взрослых.

Арт-терапия

В арт-терапии сочетаются разговорная терапия и творческое исследование через рисование красками, мелками, карандашами и иногда через создание скульптур. Техники также могут включать в себя театральные постановки, кукольные представления и движения. Песочная терапия подразумевает метод, когда клиенты выбирают игрушки, которые будут представлять людей, животных и здания и выстраивают их в отведённом пространстве «театра в коробке с песком». Арт-терапевт обладает всесторонним психологическим пониманием творческого процесса и эмоциональных свойств различных художественных материалов. В данном случае искусство является внешним выражением наших внутренних эмоций. Например, на картине взаимоотношение размеров, форм, линий, свободного пространства, текстуры, оттенков, теней, цветов и расстояний отражает субъективную реальность клиента.

Арт-терапия подходит особенно хорошо клиентам, у которых есть трудности вербального самовыражения. В неклинической обстановке, например, в арт-студиях и мастерских, акцент на творческом развитии может быть особенно полезным при работе с детьми и подростками, а также со взрослыми, парами, семьями, группами и сообществами.

Арт-терапия также подойдёт людям, пережившим травмы, например, беженцам, и людям, имеющим затруднения в приобретении знаний.

Основанная на привязанности психотерапия

Психотерапия, основанная на привязанности, является подразделением психоанализа отношений, который исследует связанные между собой эмоциональные формы привязанностей, начиная с рождения.

Этот вид терапии строится на теории, которая исследует раннее развитие ребёнка и ранние привязанности – надёжные, тревожные, избегаемые, двойственные или нарушенные, чтобы понять, как опыт проблемных привязанностей на ранних этапах жизни проявился в дальнейшем во взрослой жизни.

Кому подходит данный вид терапии?

Прорабатывая отношения привязанностей с психотерапевтом, клиенты имеют возможность оплакать былые потери и рассмотреть воздействие важных взаимоотношений на их жизнь в настоящем и прошлом.

Поведенческая терапия

Поведенческая терапия основывается на теории, что усвоенное поведение как реакция на прошлые опыты может быть забыто или переформулировано, не фокусируя внимание на интерпретации необычного поведения.

Кому подходит данный вид терапии?

Люди с обсессивными и компульсивными расстройствами, страхами, фобиями и пагубными привычками могут добиться успеха посредством данного вида терапии. Акцент ставится на том, чтобы клиент достигал целей и изменял свои поведенческие реакции на проблемы, такие как стресс или беспокойство.

Телесная терапия

Телесная терапия охватывает ряд комплексных подходов. В контексте данного вида терапии рассматривается, как тело человека и его эмоциональные, ментальные, духовные, социальные и поведенческие аспекты жизни влияют друг на друга. Принимается во внимание весь комплекс взаимосвязей между разумом и телом.

Кому подходит данный вид терапии?

Различные типы телесной терапии, такие как интегральная телесная психотерапия, биоэнергетический анализ, биодинамическая психотерапия или биодинамический массаж, помогут решить вопросы на разных уровнях, включая тело, эмоции, разум и дух. Известно, что многие психологические проблемы (такие как депрессия, расстройства пищевого поведения, панические атаки и пагубные привычки) имеют воздействие на тело.

Кратковременная терапия

В контексте кратковременной терапии используются самые различные приёмы психотерапии. Она отличается от других терапевтических подходов тем, что фокусируется на конкретной проблеме и подразумевает прямое вмешательство терапевта, работающего с клиентом в ускоренном режиме. Акцент делается на точном наблюдении, используются природные данные клиента, поощряется временное включение веры в невероятное, чтобы сделать возможным рассмотрение новых перспектив и разных точек зрения.

Первичная цель – это помочь клиенту посмотреть на свои текущие обстоятельства в более широком контексте. Кратковременная терапия считается ориентированной на решение, а терапевты больше интересуются текущими факторами, которые мешают изменениям, нежели чем причинами возникновения проблем. Здесь применяется не один конкретный метод, а разные подходы, которые, вместе или по отдельности, могут иметь конечный результат. Кратковременная терапия проводится непродолжительное время, обычно на запланированном количестве сеансов.

Когнитивно-аналитическая терапия

Когнитивно-аналитическая терапия объединяет теории, которые исследуют связи между языком и мышлением, а также историческое, культурное и социальное влияние на действия человека. Клиентам предлагается использовать свои собственные ресурсы и развивать навыки изменения деструктивных моделей поведения и негативных образов мышления и действия.

Данный вид терапии краткосрочный (16 недель), структурированный и направляющий. Например, клиенту может быть предложено вести дневник или использовать графики выполнения задач. Терапевт работает совместно с клиентом, фокусирует внимание на изменении моделей поведения и обучает альтернативным стратегиям решения проблем. Внимание также уделяется пониманию связей между моделями поведения, выработанными в детстве, социальным влиянием и их воздействием на клиента как на взрослого человека.

Танцевально-двигательная терапия

Танцевально-двигательная терапия является экспрессивной формой психотерапии, основанной на убеждении, что тело и разум взаимосвязаны. Посредством движений и танца клиент имеет возможность исследовать творческим путём эмоциональное, когнитивное, физическое и социальное единство.

Терапевты работают исходя из того принципа, что движения отражают процесс мышления и чувства каждого отдельного человека. Распознавая и обосновывая движения клиента, терапевт побуждает его на развитие нового эмоционального опыта, получаемого посредством определённых адаптивных движений, которые способствуют решению психологических проблем.

Танцевально-двигательную терапию можно практиковать в индивидуальном порядке с терапевтом или в группе. Клиенту нет необходимости быть обученным танцором, чтобы извлекать пользу из данного вида терапии, ведь движения являются неотъемлемой частью нашего существа.

Драматерапия

Драматерапия подразумевает под собой намеренное использование театральных техник, таких как разыгрывание ролей, театральные игры, пантомима, кукольные представления, речевые приёмы, мифы, ритуалы, выдумывание историй и другие техники, основанные на импровизации и способствующие развитию творческих способностей, воображения, навыков обучения, интуитивного понимания и личностного роста. Этот чрезвычайно разнообразный подход обеспечивает экспрессивный вид терапии, который может быть использован в широком разнообразии обстановок, включая больницы, школы, психиатрические клиники, тюрьмы и организации.

Драматерапия предоставляет возможности отдельным людям или группам исследовать личные и/или общественные проблемы в творческой обстановке, спокойно обдумать существующие убеждения, отношения и чувства, а также найти альтернативные способы действий. Терапевт побуждает в клиентах самоанализ, размышление над и выражение чувств в отношении самих себя и других людей.

Экзистенциальная психотерапия

Экзистенциальная психотерапия помогает клиенту осознать смысл жизни через готовность смело встретить его и сопряжённые с ним проблемы. С экзистенциальной точки зрения в жизни нет существенного или предопределённого значения, человек полностью свободен и сам за всё в ответе, поэтому смысл нужно найти или создать. Это может вызвать чувство бессмысленности жизни, поэтому данный вид терапии исследует клиентский опыт человеческого состояния и стремится прояснить понимание человеком ценностей и верований, в прямой форме выражая то, что ранее оставалось невысказанным. Клиенту предоставляется возможность жить более самобытно и целенаправленно, при этом принимая ограничения и противоречия человеческой жизни.

Данный вид терапии считается серьёзным исследованием того, что такое человек вообще, при этом зачастую это влечёт за собой болезненный процесс прямого столкновения с теми аспектами человеческой жизни, которых обычно люди пытаются избегать.

Семейная терапия

Семейная терапия – это раздел психотерапии, который фокусируется конкретно на семейных отношениях. Он строится на предпосылке, что проблема находится внутри семьи в целом, а не в отдельном человеке внутри семьи. Также данный вид терапии включает в себя терапию для пар и системную семейную терапию.

Семейная терапия поощряет изменения и развитие, а также совместное решение семейных конфликтов и проблем. Акцент ставится на том, как семьи взаимодействуют друг с другом, подчёркивается важность крепкой семьи для психологического здоровья и благополучия. Независимо от того, что является источником проблемы или с кем конкретно она связана, терапевт стремится вовлечь всю семью в процесс достижения правильных решений, подыскивая конструктивные способы того, как члены семьи могут поддерживать друг друга посредством непосредственного участия. Опытный терапевт умеет влиять на ведение диалогов так, чтобы наилучшим способом использовать силу и мудрость семьи в целом, принимая во внимание более широкий экономический, социальный, культурный, политический и религиозный контекст, в котором живёт семья, и учитывая различные взгляды, убеждения, точки зрения и личные истории каждого отдельного члена.

(В данном случае, под семьёй понимаются долгосрочные активные отношения внутри семьи, связи внутри которой могут быть кровные или нет).

Гештальт-терапия

Гештальт – это немецкое слово, означающее целое и сумму всех частей, символическую форму или комбинацию элементов, составляющих целое.

Гештальт-терапия – это психотерапевтический метод, который строится на убеждении, что люди обладают естественным стремлением к здоровью, но устаревшие модели поведения и доминирующие идеи могут создавать блоки, которые прерывают естественный цикл хорошего самочувствия, тем самым приводя ко взаимодействию с другими.

Гештальт-терапия обращается к тому, что происходит в данный момент времени, делая осознанным представление человека о самом себе, его реакциях и взаимодействии с другими людьми. Убеждение, что быть всецело в здесь-и-сейчас, создаёт у клиента потенциал для дальнейших переживаний, энтузиазма и смелости жить полной жизнью. Терапевт, работающий по данному методу, следит за тем, как клиенты уклоняются от контактов в здесь-и-сейчас, как они избегают изменений и определённого поведения или симптомов, которые клиенты считают нежелательными или неудовлетворительными. В процессе общения опытный гештальт-терапевт произносит эффективные реплики, которые помогают клиенту осознать не только то, что происходит и говорится, но и то, что сообщает язык тела и как выражены подавленные чувства. Гештальт-техники часто включают в себя разыгрывание сценариев и разбор сновидений.

Групповой анализ

Групповой анализ сочетает в себе результаты психоаналитического анализа с исследованием межличностного взаимодействия в социальном контексте. Целью терапии является достижение более качественной интеграции клиента в его сети взаимоотношений, то есть в семье, коллективе и социуме. Акцент группового анализа ставится на взаимоотношениях между отдельным человеком и остальной группой, особое внимание уделяется социальной природе человеческого опыта посредством интерактивного подхода. Групповой анализ может применяться во многих сферах человеческих отношений, таких как преподавание, обучение и организационное консультирование.

Теория строится на положении, что в рамках тщательно отобранной группы, общий состав которой отражает общественные нормы, могут проявиться глубокие и длительные изменения. Групповой анализ рассматривает группу как органичное целое, а роль терапевта состоит скорее в том, чтобы поддерживать группу, чем брать на себя активную роль. Группа становится динамическим самостоятельным целым и функционирует в рамках социально-культурного контекста, который в свою очередь воздействует на процесс.

Групповая психотерапия

Групповая психотерапия является разделом психотерапии, предназначенным помогать людям, которые хотели бы улучшить свои способности справляться с жизненными трудностями и проблемами, но в групповой ситуации.

В контексте групповой терапии один или несколько терапевтов работают с небольшой группой клиентов одновременно. И хотя изначально подобная группа была создана с целью уменьшения стоимости и увеличения продуктивности, вскоре участники осознают положительные терапевтические эффекты, которые не могли бы быть достигнуты в работе с терапевтом один-на-один. Например, межличностные проблемы хорошо разбираются внутри группы. Групповая терапия базируется не на одной психотерапевтической теории, а на многих, и часто вращается вокруг бесед. Также она может включать в себя другие подходы, такие как психодрама, работа с движениями, телесная психотерапия или расстановки.

Целью групповой психотерапии является поддержка решений эмоциональных трудностей и поощрение личностного развития участников группы. Совокупность прошлых опытов и опытов за пределами терапевтической группы плюс взаимодействие между членами группы и терапевтом составляет материал, на основании которого осуществляется терапия. Подобное взаимодействие может быть не обязательно полностью позитивным, так как проблемы, которые клиенты имеют в своей повседневной жизни, будут неизбежно отражаться в рамках общения внутри группы. Однако, это даёт ценные возможности проработки подобных проблем в терапевтической обстановке, где происходит обобщение опыта, который затем может быть интерпретирован в реальную жизнь. Опытный терапевт умеет правильно подобрать членов группы для поддержания группового процесса.

Гуманистическая интегральная психотерапия

Гуманистическая интегральная психотерапия работает с полным спектром воздействий, которые способствуют развитию человека и его взаимоотношений с другими людьми и обществом.

Во время проведения гуманистической интегральной психотерапии и клиент, и психотерапевт активно заняты формированием процессов оценивания, коррекции и анализа результатов. Данный подход фокусируется на важности наличия у клиента способностей к саморегуляции, самореализации, ответственности и выбора, способствующие процессу изменений. Психотерапевт помогает клиенту реализовать его потенциалы. Психотерапевт также учитывает воздействие внешнего мира на внутренний мир клиента при оценке важности социальной, культурной и политической сфер опыта.

Гуманистическая интегральная психотерапия доступна в различных сферах публичного, личного и добровольного секторов и подходит для отдельных людей, пар, детей, семей, групп и организаций.

Гипнотерапия

Гипнотерапия использует гипноз, чтобы вызывать глубокое состояние расслабления и изменённого сознания, во время которого бессознательный разум способен особенно хорошо воспринимать новые или альтернативные возможности и идеи.

В сфере гипнотерапии бессознательное считается ресурсом для достижения благополучия и развития творчества. При оценке данной сферы разума посредством гипноза открываются возможности для выстраивания в теле направленности к здоровью.

Гипнотерапия может применяться для изменения поведения, отношений и эмоций клиента, а также для лечения болей, беспокойств, заболеваний, вызванных стрессами, и пагубных привычек, что будет способствовать личностному развитию.

Британский Совет по вопросам психотерапии считает гипнотерапию подразделом гипнопсихотерапии. Это означает, что любой специалист, зарегистрированный в Британском Совете по вопросам психотерапии, имеет право работать с проблемами, которые находятся в компетенции гипнотерапевта, но для работы на более глубоком уровне с более сложными эмоциональными и психологическими проблемами требуется дополнительное обучение.

Юнгианский анализ

Юнгианский анализ является специализированной формой психотерапии, которая работает с бессознательным. Аналитик, работающий в этом направлении, и клиент работают вместе над расширением сознания клиента с целью движения в направлении психологического баланса, гармонии и целостности. Юнгианский анализ оценивает глубинные мотивации в психике клиента, мысли и действия, которые находятся за пределом сознательного понимания. Аналитик стремится достичь более глубоких и более длительных изменений в личности клиента. Они делают это посредством акцентирования того, что происходит во время сессий, а также во внутреннем и внешнем опыте жизни клиента. Юнгианский анализ стремится синхронизировать сознательные и бессознательные мысли, чтобы выстраивать новые ценности и работать с психологической болью и страданиями.

Нейролингвистическая психотерапия и консультирование

Нейролингвистическая психотерапия была разработана на основе нейролингвистического программирования. Нейролингвистическая психотерапия является универсальной и основана на многих сферах психологии и психиатрии. В основе данной теории лежит убеждение, что мы сами строим модель нашей реальности (личностную карту мира), на базе нашего опыта и того, как мы себе его представляем. Каждый человек использует свою собственную карту, чтобы направлять себя по жизни. Используемые модели могут вызывать изменения, которые способствуют реализации и успеху, а в других случаях могут ограничивать и сдерживать.

Нейролингвистическая психотерапия исследует мыслительные шаблоны, убеждения, ценности и опыт, стоящие за проблемами или целями. Это помогает людям производить соответствующие корректировки для реорганизации своего мира, что уменьшает количество ограничивающих убеждений и решений, помогает преодолевать зациклившиеся эмоциональные и поведенческие состояния и порождает новые ресурсы через расширение существующей базы навыков. Это даёт человеку ощущение большего контроля и, как следствие, большие способности создавать желаемую жизнь.

Нейролингвистические психотерапевты работают с широким спектром психологических проблем, и они определяют, каким образом будет собрана уникальная терапевтическая программа, индивидуальная система терапии, в которой зачастую, если это необходимо, объединяются различные терапевтические подходы для того, чтобы повысить результаты терапии.

Терапия объектных отношений

Терапия объектных отношений строится на базе теории о том, что собственное эго существует только в отношении других объектов, внутренних или внешних. В объектных отношениях самость рассматривается как саморазвивающаяся и существующая в контексте отношений, прежде всего, с родителями, но также учитывая дом, искусство, политику, культуру и так далее. Данная теория базируется на убеждении, что человек является социальным существом. Следовательно, контакты с другими являются базовой необходимостью, и наш внутренний мир является изменчивым динамическим процессом, состоящим из неизменных и подвижных моделей, осознанных и неосознанных. Данная динамика влияет на то, как мы воспринимаем и переживаем реальность.

Терапевт, работающий в данной сфере, активно взаимодействует с клиентом, поддерживая его в разборе иррациональных идей посредством активного переживания реальных отношений между терапевтом и клиентом. Это предоставляет возможность пройти заново необходимые вопросы об отношениях, таких как потери, близость, контроль, зависимость, самостоятельность и доверие. Хотя могут возникать различные трактовки и конфронтации, основной целью является проработка исходных иррациональных компонентов эмоционального мира клиента.

Личностное консультирование

Личностное консультирование основано на предположении, что человек, который ищет поддержку в решении проблемы, вступает в открытые отношения с терапевтом, который позволяет клиенту свободно выражать свои эмоции и чувства. Также такой вид терапии называют клиент-центрированной психотерапией или терапией Роджерса.

Кому подходит данный вид терапии?

Личностное консультирование подходит для клиентов, которые хотели бы проработать конкретные психологические привычки или образы мыслей. Терапевт предполагает, что клиент является лучшим судьёй своего собственного опыта и, следовательно, способен достигать своего потенциала роста и решения проблем. Терапевт, работающий в контексте личностного консультирования, предоставляет благоприятные условия, чтобы обеспечить проявление такого потенциала через безусловное положительное отношение и эмпатическое понимание, которые дают возможность клиенту примириться с негативными чувствами и раскрыть внутренние ресурсы силы и свободы для осуществления необходимых изменений.

Психоанализ

Психоанализ занимается исследованием разума, являясь систематизированным комплексом знаний о человеческом поведении и методом лечения психологических и эмоциональных болезней.

Регулярные сеансы психоанализа создают обстановку, в которой бессознательные шаблоны могут быть выведены в сознательный уровень для того, чтобы подвергнуть их изменениям. Отношения клиента с аналитиком оказывают важное влияние на бессознательные манеры поведения клиента и сами по себе становятся центральным направлением, в котором выделяются поведенческие шаблоны клиента в контексте отношений в режиме реального времени сеансов.

Психоанализ Фрейда – это особый тип психоанализа, при котором человек, проходящий сеанс психоанализа, выражает словами мысли такими методами, как свободные ассоциации, фантазии и сны. Аналитик интерпретирует их, чтобы создать для клиента правильное представление решения важных вопросов и проблем в жизни клиента.

Кому подходит данный вид терапии?

Фрейд полагал, что нежелательные мысли из раннего детства подавляются бессознательным разумом, но продолжают влиять на наши чувства, мысли, эмоции и поведение. Эти подавленные чувства часто всплывают на поверхность во взрослом возрасте в виде конфликтов, депрессий и тому подобного, а также во снах и творческой деятельности. Эти бессознательные аспекты исследуются на сеансах посредством вмешательства аналитика, который открыто говорит о болезненных защитных реакциях, желаниях и чувстве вины клиента.

Психодинамическая психотерапия

Психодинамическая психотерапия – это термин, который включает в себя виды терапии аналитического характера. В сущности, это форма глубинной психологии, которая акцентируется на бессознательных и прошлых опытах для определения текущего поведения.

Клиента просят рассказывать о его детских взаимоотношениях с родителями и другими значимыми людьми. Основной акцент ставится на раскрытие бессознательного содержания психики клиента в попытке снизить психическое напряжение. Терапевт старается исключать свою личность из картины, по сути, становясь чистым холстом, на который клиент переносит и проецирует глубинные чувства в отношении самого себя, родителей и других значимых персонажей в его жизни. Терапевт продолжает уделять основное внимание динамике между клиентом и терапевтом.

Психодинамическая психотерапия обычно обладает менее интенсивным характером и более кратковременная, чем психоанализ, а также она больше опирается на межличностные отношения между клиентом и терапевтом, чем другие формы глубинной психологии. Это направление используется в индивидуальной психотерапии, групповой психотерапии, семейной психотерапии, а также для понимания и работы c организационным и корпоративным окружением.

Психосинтез

Психосинтез базируется на вовлечение прошлого в контекст пробуждения собственного «я». Психосинтез считается одной из форм экзистенциональной психологии с духовными целями и понятиями и иногда описывается как «психология души».

Психосинтез стремится интегрировать или синтезировать более возвышенный, духовный уровень сознания с уровнем, на котором переживается мысли и эмоции. Посредством рисования, движения и других техник проявляются и выражаются другие аспекты личности. Ассаджиоли использовал термин «сверхсознание» для описания сферы психики, содержащей наши величайшие потенциалы, источник нашего индивидуального пути развития. Он полагал, что подавление этого потенциала может приводить к психологическим расстройствам, таким же болезненным, как при подавлении детских травм. Ассаджиоли настаивал, что психосинтез должен быть включён в опытное понимание психологии, и стремился поддерживать баланс между рациональной и сознательной терапевтической работой наряду с интеграцией духовного опыта.

Психотерапия и психоанализ отношений

Психотерапия отношений – это широкий способ понимания мотивации человека и процесса терапии. Терапевты, применяющие данный подход, понимают, что межличностные отношения являются одной из основных мотиваций людей, но в результате они же и приводят многих людей на терапию.

Можно сказать, что терапевты, используя самые разные методики, осуществляют терапию в рамках подхода работы с отношениями, если они ставят на первый план то, в каких отношениях их клиенты находятся с другими людьми при работе над пониманием собственных личностей. Помимо того, что важно разобраться, как прежние отношения повлияли на нынешние, терапевт отстаивает такую линию общения, когда в результате взаимоотношений между терапевтом и клиентом создаётся пространство, где возникает динамика отношений, которая в дальнейшем обсуждается, осмысливается и корректируется. Терапевт может использовать динамику, которая возникает спонтанно в рамках терапевтических отношений для того, чтобы пролить больше света на динамику в отношениях клиента и, следовательно, помочь ему лучше понять себя. То, как терапевт доверяет терапии относительно своего положения в отношениях, значительно зависит от его собственной личности и квалификации. Привилегия в отношениях, однако, как правило, отдаётся клиенту.

Консультирование по вопросам отношений

Консультирование по вопросам отношений помогает людям распознать и проработать или урегулировать причиняющие беспокойство различия и повторяющиеся шаблоны страданий в контексте существующих отношений. Терапевт занимается исследованием чувств, ценностей и ожиданий клиента, вовлекая его в беседы, обсуждения решений проблем и рассмотрение альтернативных и новых возможностей.

Кому подходит данный вид терапии?

Консультирование по вопросам отношений подходит для членов семей, пар, работников или работодателей в рабочей обстановке, профессионалам и их клиентам.

Кратковременная терапия, ориентированная на решения

Кратковременная терапия, ориентированная на решения, работает с определённой проблемой и скорее продвигает положительные изменения, чем зацикливается на самой проблеме или былых проблемах. Клиентов призывают к тому, чтобы обращать внимание в позитивном ключе на том, что они делают хорошо, на их сильных качествах и ресурсах, а также к тому, чтобы ставить цели и добиваться их. Этот метод ориентирован скорее на нахождение решений, нежели чем на решение проблем. Этот вид терапии краткосрочный, достаточно всего три-четыре сеанса.

Системная терапия

Системная терапия – это общий термин для разделов терапии, работающий с людьми в отношениях друг с другом, взаимодействием групп, их моделями и динамикой.

Системная терапия уходит своими корнями в семейную терапию и системную семейную терапию, но работает с проблемами практически, а не аналитически. Она не стремится определить причину или дать диагноз, она скорее пытается определить окостенелые модели поведения в группе или семье и работать с ними напрямую. Роль терапевта в системной терапии состоит в том, чтобы предлагать конструктивные подсказки с целью продвинуть изменения в системе отношений, обращать внимание на имеющиеся шаблоны отношений, а не анализировать причины, такие как подсознательные импульсы или детские травмы.

Кому подходит данный вид терапии?

Системная терапия может также быть использована в корпоративном окружении, а в настоящее время её широко внедряют в сферах образования, политики, психиатрии, социальной работы и семейной медицины.

Трансакционный анализ

Транзакционный анализ – это интегральный подход в психологии и психотерапии, основанный на двух понятиях. Эрик Берн полагал, что, во-первых, наша личность делится на три части или три эго-состояния: ребёнок, взрослый и родитель. Во-вторых, эти части общаются друг с другом в трансакциях (единицах общения), и внутри каждой социальной трансакции одна из частей доминирует. Поэтому распознавая эти роли, клиент может выбирать, какую часть использовать и таким образом корректировать своё поведение. Трансакционный анализ Берна как форма терапии работает с термином «внутренний ребёнок» для описания неудовлетворённых потребностей из детства.

Трансперсональная психотерапия

Трансперсональная психотерапия относится к любой форме консультирования или психотерапии, где акцент ставится на трансперсональных, трансцендентных или духовных аспектах человеческого опыта. Трансперсональная психотерапия зачастую рассматривается в качестве сопровождающей методики в других школах психологии, таких как психоанализ, бихевиоризм и гуманистическая психология.

Трансперсональная психотерапия сосредотачивает внимание на таких аспектах, как духовное саморазвитие, мистические опыты, переживания транса и прочий метафизический опыт в жизни. Так же как в психосинтезе, основная цель трансперсональной психотерапии заключается не только в облегчении страданий, но и интеграции физических, ментальных и духовных аспектов благополучия клиента. Терапия включает в себя исследование и акцентирование потенциала клиента, развитие внутренних ресурсов и творческих способностей.

Психотерапия - это использование методов психологического воздействия для лечения больного, для улучшения чувства психологического благополучия клиента.

Традиционные психотерапевтические методы разделяют на рациональную и суггестивную психотерапию.

Рациональная и разъяснительная психотерапия - самые распространенные психотерапевтические методы. Разъяснительная психотерапия проводится, как правило, в форме беседы с больным. Этот метод психотерапии был предложен П. Дюбуа в 1913 году. В отличие от других видов психотерапии, она построена не на внушении, а на логической аргументации. Больному в доступной форме рассказывается о причинах заболевания, с помощью убеждения изменяется его неправильное отношение к возникшему болезненному состоянию и психотравме.

В работе медицинского психолога сходный метод психологической помощи называется личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия. Она направлена на:

1) изучение личности больного, его эмоциональных реакций, отношений, выявление причин возникновения и сохранения невротического состояния;

2) помощь больному в осознании психологических причин заболевания, в изменении отношения к психотравмирующей ситуации;

3) коррекцию неадекватных реакций и форм поведения.

В процессе психотерапевтической беседы пациенту задаются прямые или косвенные вопросы, с больным обсуждается связь его состояний с различными ситуациями жизни, особенностями его системы отношений.

Данный метод психотерапии нередко проводится с группой больных. Главная форма взаимодействия - групповая дискуссия. Обсуждаются жизненные проблемы участников группы. При этом психотерапевтическое воздействие осуществляется группой больных на каждого участника группы под постоянным контролем врача или медицинского психолога. Цель групповой психотерапии состоит логическом убеждении, успокоении, разъяснении. В процессе групповой работы используются также и другие методы психотерапии: разыгрывание ролевых ситуаций, психогимнастика, рисуночные методы и музыкотерапия.

Суггестивная психотерапия - это воздействие на переживания больного путем словесного внушения. Внушение в бодрствующем состоянии тем эффективнее, чем более внушаем больной. Проводится суггестивная психотерапия в полузатемненной комнате. Больной находится в удобной позе сидя или лежа, в расслабленном состоянии, лучше с закрытыми глазами. При этом пациент должен иметь положительный настрой и слушать только психотерапевта.

Среди всех методов лечения нервно-психических заболеваний первой возникла гипнотерапия. Термин "гипноз", означающий в переводе с греческого "сон", был предложен в 1841 году английским хирургом Джеймсом Брэдом. Тем самым состояние гипноза определялось как сноподобное. В 1866 году выходит книга Амвросия Льебо "Сон и подобные ему состояния..." Автор также считает гипноз разновидностью сна - внушенным сном. С конца 70-х годов XIX века известный невропатолог Жан Мартен Шарко начинает изучать влияние гипноза на больных, страдающих истерией.

Внушение в состоянии гипноза значительно эффективнее, так как его действию не мешает "критика" со стороны сознания, которое в гипнотическом сне оказывается в значительной степени выключенным. Торможение, возникающее в большей части коры головного мозга, повышает возбудимость оставшегося незаторможенным пункта, куда и адресуются слова гипнотизера. Действие слов становится особенно эффективным. При этом важно, чтобы пациент не сопротивлялся гипнозу, был пассивен и склонен к подчинению, настроен на мысль о необходимости заснуть. Эффект лечения зависит от внушаемости больного. Практикой доказано, что внушение, проведенное в состоянии гипноза, наиболее действенно и сохраняется на длительное время. Сила внушения при гипнозе достаточно велика, поэтому его могут проводить только специально подготовленные врачи или клинические психологи при соответствующих показаниях и с большой осторожностью.

В качестве вспомогательного средства в лечебном процессе часто используются сеансы релаксации (нервно-мышечного расслабления). Основная задача занятий релаксацией - достижение полного расслабления мышечной и нервной системы, что способствует регуляции эмоционально-вегетативных функций, снижению нервно-психической напряженности и личностной тревожности. Существуют специально разработанные системы тренинга, способствующие более успешной релаксации. Наиболее известны методика прогрессивной мышечной релаксации Джекобсона и методика активной нервно-мышечной релаксации Гирдано и Эверли. Медицинские психологи обучают людей релаксации для того, чтобы они могли успешнее справляться с тревожностью и чрезмерной напряженностью.

Аутогенная тренировка также широко примеряется в психологической практике. Она представляет собой использование человеком приемов самовнушения. Аутогенная тренировка была предложена в законченном виде в 1932 году немецким психотерапевтом И.Г. Шульцем. В нашей стране получила распространение только в 1970-80-е годы. Психотерапевтический эффект аутотренинга связан с самовнушением, проводимым при мышечном расслаблении. Этот метод может использоваться для снятия нервно-психической напряженности, эмоциональной саморегуляции, психологической настройки, для самовнушения определенных мыслей и состояний. Аутогенная тренировка и релаксация считаются наиболее доступными методиками психотерапии.

Психоанализ - широко применяемый в мире метод психотерапии. Однако в России он не получил еще большого распространения. Открыл психоанализ австрийский врач Зигмунд Фрейд. Психоанализом были названы теория психической жизни, а также метод исцеления души, разработанные им. В процессе лечения психоаналитик помогает пациенту проникнуть в скрытые от сознания мысли и переживания. Он пытается снять симптомы пациента, освободив его от ненужных сомнений, неоправданного чувства вины, мучительных самообвинений, ложных суждений и неразумных порывов. Полный курс психоанализа - всегда продолжительный процесс, длящийся обычно не менее одного года при регулярных встречах с психоаналитиком (от трех до шести сеансов в неделю, каждый продолжительностью около часа).

Применяется психоанализ главным образом для лечения неврозов, хотя может использоваться и для решения жизненных проблем нормальных людей. В последние десятилетия психоанализ получил большое распространение. В то же время возникло множество его ответвлений, объединяемых понятием "глубинная психология".

В настоящее время почти все психоаналитики - врачи. Самая большая опасность - это лечить пациента, находящегося на грани психоза, если аналитик не отдает себе отчета в его подлинном состоянии. Аналитик также должен соблюдать осторожность в различении неврозов от некоторых болезней мозга и гормональных расстройств, чтобы не лечить одними только психологическими методами пациентов, нуждающихся в хирургическом лечении или специальных лекарствах. Чтобы избежать подобных ошибок, от психоаналитиков требуется основательная подготовка по медицинской психиатрии. Психоаналитики без медицинского образования решают эту проблему, привлекая консультантов и требуя перед началом лечения тщательного медицинского обследования пациента.

Психоанализ в настоящее время широко признан обществом в Западной Европе и Америке, существуют учебные институты и факультеты в университетах, осуществляющие полноценную по времени профессиональную подготовку психоаналитиков. В течение многих десятилетий существуют Международная Психоаналитическая Ассоциация, а также создаются национальные ассоциации психоаналитиков. Особый авторитет психоанализ приобрел в США и Германии. В Германии, например, психоаналитическая терапия официально признается организациями, обеспечивающими общественное медицинское страхование, и аналитик, таким образом, получает в соответствии с определенной шкалой расценок вознаграждение за свой труд (Томэ, Кэхеле, 1996, с. 12).

В работе с пациентами используются и многие другие методы психотерапии: коллективная и групповая психотерапия, поведенческая, игровая, психодрама, арт-терапия, музыкотерапия, семейная психотерапия, транзактный анализ, гештальттерапия (Рожнов (ред.), 1979; Кар-васарский, 1998). Овладение каждым из этих методов требует специального обучения. Всего в настоящее время насчитывается более 400 самостоятельных методов психотерапии (Карвасарский (общ. ред.), 1998, с.449).

Психотерапевт должен знать психотерапевтические идеи и методы работы, созданные в разных психотерапевтических школах. Основные из них: психоанализ, аналитическая психология К.Г. Юнга, индивидуальная психология А. Адлера, телесная психология В. Рейха, гештальттерапия Ф. Перлза, бихевиоризм Б. Скиннера, гуманистический подход К. Роджерса, трансперсональная психология С. Грофа и К. Уилбера.

Каждый психотерапевтический подход претендует на эффективность при лечении почти во всех областях психопатологии. Уникальная для системы практического здравоохранения ситуация относительно психотерапии состоит в том, что больной обращается к врачу за помощью, а выбор терапии зависит не от диагноза или других объективных характеристик состояния пациента, а от того, к какой школе психртерапии причисляет себя врач. Поэтому важно, чтобы психотерапевты в своей работе умели опираться на идеи и методы, разработанные в разных психотерапевтических школах, или могли выбирать или комбинировать их самостоятельно.

Рассматривая предмет и задачи психотерапии, начать следует с определения, что конкретно представляет собой эта наука. Понятий направления достаточно много, ее можно назвать совокупностью терапевтических воздействий на человеческую психику, процессом, объединяющим и лечение, и воспитание. При этом для решения поставленных задач используются многообразные методы психотерапии, направленные на обеспечение и сбережение здоровья пациента.

Существует огромное количество разных методов психотерапии

Несмотря на множество психотерапевтических направлений и различных подходов можно выделить общую цель психотерапии – оказание помощи пациентам в попытках изменения собственного мышления, поведения для достижения более полного счастья и продуктивности. Достижение целей производится при помощи использования различных средств – сбора анамнеза, проведения клинического и личностного тестирования, проявления сопереживания, пояснения «игровых» правил, установления терапевтического контакта, применения психотерапевтических техник, постоянного мониторинга и оценки динамики лечения, диагностики и снижения количества сеансов.

При воздействии цели психотерапии могут разделяться на определенные задачи психотерапии, к которым относят:

  • оказание помощи пациенту в лучшем понимании собственных проблем;
  • устранение эмоционального дискомфорта;
  • поощрение открытого выражения чувств;
  • предоставление новых идей либо информации в отношении решения проблем;
  • оказание помощи при проверке новых моделей поведения, также способов мышления вне рамок искусственно выстроенной терапевтической ситуации.

В поисках решений поставленных задач специалист использует различные методы психотерапии, их совокупность, однако основная направленность заключается в:

  1. Обеспечении психологической поддержки – специалист внимательно выслушивает пациента, предоставляя затем взвешенный совет, вписывающийся в создавшуюся сложную ситуацию. Необходимая помощь заключается в предоставлении пострадавшему возможности осознания и использования собственных сил и возможностей.
  2. Методы психотерапии ориентированы на психологические преобразования в отношении дезадаптивного поведения, построения новых поведенческих форм.
  3. Содействии осознанию и последующему самораскрытию, что ведет к улучшенному пониманию собственных мотивов, разладов, ценностей и чувств.

Для более полного понимания проблем можно порекомендовать базовый учебник Нэнси Мак-Вильямс «Психоаналитическая психотерапия. Руководство практика», он будет весьма полезен не только профессиональным психотерапевтам и психиатрам, но и студентам, учителям и консультантам, всем тем, кто заинтересован в подробном изучении глубинной психологии.

Показания к назначению

Прежде чем рассматривать формы и методы психотерапии, поговорим о показаниях к психотерапии. Они достаточно широки, поскольку многие патологии требуют комплексного подхода и применения корректирующего воздействия в качестве дополнительного либо основного лечения. При этом методики психотерапии, их направленность, глубина и длительность воздействия определяется определенными факторами, которые в данном случае и являются показаниями к проведению лечения, учитываются также и возможные последствия заболевания – текущего либо находящегося в анамнезе.

Если причиной патологии является патологический фактор, понадобится помощь психотерапевта

Основным показанием к использованию специальных методик является наличие психологического фактора, который послужил причиной формирования и протекания патологии. Чем больше его значимость, тем сильнее будет последующее психотерапевтическое воздействие. Показаниями могут служить и возможные последствия тяжелой болезни, когда наблюдаются изменения привычного жизненного уклада, перемены в социальном статусе, потребностях и стремлениях, в профессиональной и семейной сфере и прочее.

Но в первую очередь любая кафедра психотерапии будет рекомендовать направление в тех случаях, когда отсутствуют противопоказания к ее проведению. При этом проводиться воздействие может только в случае, когда пациент мотивирован, с его стороны предоставлено информированное согласие относительно участия в терапии.

Основные формы

Теперь рассмотрим формы психотерапии, которые использует специалист, решая поставленные задачи. Форма воздействия представляет собой способ применения определенного метода, это структура взаимодействия «специалист-пациент» при реализации выбранного метода терапии. К примеру, метод рациональной терапии применяется как в форме групповой, так и индивидуальной беседы либо проводится в качестве лекции. К основным формам психотерапии, которые используются чаще всего относят:

  • индивидуальную;
  • групповую;
  • семейную.

Основой индивидуальной формы является непосредственное взаимодействие пациента и психотерапевта, задачи при этом заключаются в психотерапии личной истории с изучением личности пациента, выявлении механизмов, ставших «спусковым крючком»формирования и сохранения патологического состояния, коррекции имеющихся уничижительных оценок – как себя, так и давно минувшего периода, будущего. Также в задачи входит определение взаимодействия используемых методов немедикаментозного и медикаментозного воздействия, помощь при подборе целесообразного решения травмирующих состояний, формирующих и поддерживающих патологию.

Специфика психотерапии при рассмотрении групповой формы заключена в применении групповой динамики – комплексности взаимодействий, развивающихся между участниками, не исключая и психотерапевта.

В целом цели и задачи групповой психотерапии состоят в раскрытии, изучении, обработке проблем пациента, личностных, межличностных конфликтов. Сюда же относится коррекция неадекватных отношений, стереотипов и установок на фоне анализа применения межличностных взаимодействий. Эта форма подразумевает применение множества методов, каждый из которых включает определенные техники групповой психотерапии. К базовым методам групповой психотерапии относят:

  • группы встреч;
  • психодраму;
  • тренинг в группах;
  • гештальт группы;
  • трансактный анализ;
  • кино тренинг;
  • арт терапию;
  • телесно ориентированную терапию;
  • танцевально-двигательную терапию.

Групповая психотерапия —
комплекс взаимодействий, развивающихся между участниками и психотерапевтом

Теперь о понятии методов групповой психотерапии, рассмотрим кратко каждый из них:

  1. Основная идея группы встреч – достижение единства сознания с телом. Встреча подразумевает установление межличностных отношений, базирующихся на честности, открытости, осознание себя и собственного «Я».
  2. Тренинги представляют совокупность обучающих, психотерапевтических и корректирующих методов, подбор которых зависит от конечных целей. В данном методе психотерапии техники и упражнения могут включать ролевые игры, невербальную коммуникацию, дискуссии в групповой форме.
  3. Основной долгосрочной целью трансактного анализа является пересмотр ранее принятых решений и изменение жизненного сценария.
  4. Долгосрочной целью гештальт терапии является достижение всеми участниками зрелости путем отрицания непродуктивных поведенческих форм и введения новых.
  5. Телесно ориентированная терапия предполагает познание собственного тела, осознание и принятие собственных внутренних побуждений, что позволяет развить способности к гармонии и саморегуляции соответственно с наличествующими глубинными стремлениями.
  6. Психодрама как метод психотерапии основан на импровизированных ролевых детских играх. Сутью его является создание на сцене материалов для переживания проблемных ситуаций при помощи специалиста и участников группы – первоначально их отыгрывают, после чего обсуждают.
  7. Арт терапия представляет собой метод, основанный на выражении чувств посредством изобразительной деятельности.
  8. Основной целью танцевально-двигательной терапии является развитие чувствования, осознания своего «Я».

Что касается семейной формы, она объединят методы коррекции, изучения взаимосвязанных отношений в кругу семьи, связанных с патологий, терапией и восстановлением пациента в социуме. Проводить в данном случае техники психотерапии, читать лекции принято при помощи одного либо двух специалистов, они же проводят наблюдение, коррекционные мероприятия не только в отношении пациента, но и членов семьи. Также специалисты могут работать с группами, в которые входит несколько семей со сходными проблемами.

При проведении лечения естественным явлением считается сопротивление в психотерапии, которое нельзя воспринимать в качестве слабости либо недостатка пациента – это фактор, который ранее помогал выживать, выходить из затруднительных положений. Однако именно сопротивление затрудняет прогресс при проведении терапии. При этом психотерапевтическое воздействие не должно ломать сопротивление, а призвано понимать его, сделать такую защиту более гибкой, обеспечивая пациенту больше возможностей, чтобы вести жизнь, наполненную удовольствиями.

Сопротивление в психотерапии затрудняет прогресс лечения

Методики лечения

Продолжим рассмотрение психотерапии – виды и методы психотерапии весьма разнообразны и охватить их все в достаточно сжатом обзоре невозможно. На сегодняшний день эта область насчитывает свыше 400 методов, потому мы перечислим наиболее используемые:

  1. Рациональная психотерапия основана на логическом переубеждении пациента в необходимости перемены отношения к себе, собственному прошлому, будущему, сформировавшейся болезни, терапии, прогнозу, собственным возможностям и будущим перспективам, она входит в наиболее эффективные методы лечения неврозов.
  2. Суггестивная методика включает множество техник и входит в разнообразные формы проведения, ее осуществляют как в состоянии бодрствования, так и в гипнотическом либо медикаментозном сне.
  3. В любую лечебную процедуру в качестве составной части включается косвенное внушение .
  4. Возможно проведение психотерапии самостоятельно, используя активное самовнушение по Куэ – методика задействуется в переходном состоянии, после пробуждения либо перед отходом ко сну. Внушение закрепляется множественным автоматическим повторением одной формулы, содержащей основной момент болезненных переживаний. Можно использовать и аутогенные тренировки, которые пациент проводит самостоятельно после краткого обучения.
  5. Когнитивная методика обучает пациента воспринимать и себя, и мир боле оптимистично путем переоценки ложных умозаключений. Этот вид терапии входит в методы лечения депрессии легкой, средней тяжести, тревожных расстройств, методы психотерапии ОКР.
  6. Бихевиоральная методика помогает пострадавшему снизить уровень тревожности относительно определенных обстоятельств и задействуется до тех пор, пока наиболее значимый провокационный стимул не перестанет вызывать страх. Применяют метод в качестве обсессивно-компульсивных расстройств – ОКР психотерапии – панических, тревожно фобических, диссоциативно-фобических расстройств.
  7. НЛП – нейролингвистическое программирование – задействует базовые каналы коммуникаций (слух, зрение), выявляя их приоритетность. Показаниями к использованию является панические и адаптационные расстройства, острая реакция на стрессовые ситуации, он входит в методы психотерапии при коррекции СДВГ – синдроме дефицита внимания игиперактивности.
  8. Метод медитативной реинкарнационной психотерапии базируется на медитации, длительность который не превышает нескольких минут. При этом негативные ощущения проецируются из настоящего за пределы этой жизни. Отрицательный потенциал в процессе проведения методики перетекает в положительный.

Еще одной специфической методикой является позитивная психотерапия , техники которой мы рассмотрим ниже. Методика предназначена для обучения пациента принимать окружающий мир во всем его многообразии, избегая противостояния с ним. Позитивная терапия – это метод краткосрочной терапии, который был предложен Пезешкианом. При проведении краткосрочной психотерапии практические упражнения позволяют пациенту в дальнейшем принимать позитивные по характеру решения в разнообразных ситуациях при помощи задействования резервов личности.

Рассматриваемая методика основывается на вере в способности людей, которые могут полностью обеспечить счастливую жизнь. Любому человеку в полной мере доступны возможности, которые являются неисчерпаемыми и способны обеспечить как личностный рост, так и его индивидуальное раскрытие. При проведении позитивной психотерапии упражнения могут включать различные приемы – техники визуализации либо проговаривания, «вопрос-ответ», составные части арт терапии и так далее.

При этом арсенал данной методики включает техники, свойственные исключительно ей, состоящие как правило из пяти уровней:

  • удаление от проблемной ситуации;
  • проработка сложившегося положения;
  • ситуативное одобрение;
  • вербализация;
  • наращивание пределов жизненных целей.

Техника «вопрос-ответ» достаточно часто используется в психотерапии

Техники, используемые при реализации данной методики, применяются для решения разнообразных проблем, позволяют отследить и понять причины проявляемых поведенческих реакций. Позитивный подход вынуждает взглянуть на проблему с совершенно иной точки зрения, зачастую она полностью противоположна изначальной.

Под психотерапией понимается лечение психических расстройств психологическими средствами. Согласно декларации по психотерапии, принятой Европейской ассоциацией психотерапии в Страсбурге в 1990 г., психотерапия является особой дисциплиной из области гуманитарных наук, занятие которой представляет собой свободную и независимую профессию. Образование в рамках одного из психотерапевтических методов должно включать теорию, личный психотерапевтический опыт и практику под руководством супервизора. Доступ к такому образованию возможен при условии глубокой предварительной подготовки в сфере гуманитарных и общественных наук.

Методы психотерапии , направленные па изменение мотивации, эмоций, поведения, привычных схем мышления и отношений субъекта с сознательным окружением. В табл. 15.1 и 15.2 приведены основные методы и подходы к психотерапии 1 .

Таблица 15.1

Методы психотерапии

Основные методики

Психодинамическая терапия

Традиционный психоанализ

С помощью техник свободных ассоциаций, анализа сновидений и переноса раскрываются бессознательные истоки текущих проблем клиента, чтобы подойти к их разрешению рационально

Современная психодинамическая терапия (в частности, межличностная терапия)

Более структурированные и краткосрочные методы, чем традиционный психоанализ; основное внимание уделяется взаимоотношениям клиента с окружающими в настоящее время

Поведенческая (бихевиораль- ная)терапия

Систематическая

десенсибилизация

Клиента обучают релаксации, а затем просят представить иерархически организованную последовательность вызывающих тревожность ситуаций и расслабляться, представляя каждую из них

Разы гры ван ие in vivo

Метод, сходный с систематической десенсибилизацией, за исключением того, что клиент фактически помещается в ситуацию

1 Старшенбаум Г. В. Динамическая психиатрия и клиническая психотерапия.

Основные методики

Утопление

Разновидность разыгрывания in vivo, при которой страдающему фобией индивидууму в течение продолжительного периода времени предъявляются вызывающие у него наибольший страх объект или ситуация таким образом, что клиент лишен возможности бежать

Избирательное подкрепление

Подкрепление конкретных форм поведения, часто в виде жетонов, которые можно обменять на вознаграждение

Моделирование

Процесс, при котором клиент обучается тем или иным формам поведения путем наблюдения и подражания другим; часто комбинируется с репетицией поведения (в частности, с тренингом уверенности)

Когнитивно-

поведенческая

Методы лечения, при которых используются техники модификации поведения, однако также включаются процедуры, направленные на изменение неадекватных убеждений

Гуманистическая терапия (в частности, терапия, центрированная на клиенте)

В атмосфере эмпатии, теплоты и искренности терапевт выступает в качестве фасилитатора в процессе, благодаря которому клиент вырабатывает способы решения своих проблем

Биологическая

Психотропные препараты, электросудорожная терапия (ЭСТ)

Использование лекарств с целью модификации настроения и поведения. Мозг клиента получает слабые удары электрическим током, вызывающие судороги

Таблица 15.2

Психотерапевтические подходы

Окончание табл. 152

Направленность

Основные методики

Реалистическая терапия

Выяснение ценности индивида, оценка текущего поведения и будущих планов в их связи с этими ценностями. Принуждение индивида к принятию ответственности

Терапевт помогает индивиду увидеть последствия возможного хода действий и выбрать реалистичное решение или цель. После того как план действий выбран, можно подписывать контракт, в котором клиент соглашается пройти курс терапии

Рациональноэмоциональная

Замена некоторых иррациональных идей (важно, чтобы все всегда меня любили и мной восхищались; я должен быть компетентен во всем; человек не может контролировать свои печаль и несчастье) реалистичными. Предполагается, что когнитивные перемены вызовут эмоциональные изменения

Терапевт критикует идеи индивида и выдвигает противоречащие им (иногда тонко, иногда прямо), пытаясь убедить его взглянуть на ситуацию более рационально. Есть сходство с когнитивной терапией Бека, но здесь терапевт более прямо противостоит клиенту

взаимных

намерений

Осознание намерений, с которыми индивид вступает в общение, снятие уверток и обмана, чтобы он мог верно интерпретировать свое поведение

Групповая терапия. Отношения внутри брачной пары или между членами группы анализируются в терминах личностной компоненты говорящего - «родителя», «ребенка» или «взрослого» (аналогично фрейдовским суперэго, оно и эго) - и намерения, стоящего за сообщением. Выявляются деструктивные социальные взаимодействия и игры на предмет выяснения того, что они собой представляют

Гипнотерапия

Снятие болезненных симптомов и укрепление процессов эго путем оказания помощи индивиду в отвлечении от реальности и конструктивном использовании воображения

Терапевт применяет различные гипнотические процедуры, чтобы ослабить переживание конфликта и сомнений путем переключения внимания человека, скорректировать симптомы прямым внушением или вытеснением и укрепить способность индивида к преодолению ситуаций

Рассмотрим указанные выше методы более подробно.

Психодинамические методы терапии. Основная задача психотерапевта в данном направлении заключается в том, чтобы довести до сознания вытесненные эмоции и мотивации. Основные методы динамической психотерапии разработаны в рамках традиционного психоанализа и его более поздних модификаций. Среди этих методов, направленных на восстановление бессознательных конфликтов, следует выделять метод свободных ассоциаций и метод анализа сновидений.

Анализируя сны и ассоциации, психотерапевт и клиент пытаются извлечь неосознаваемый смысл. Отношение клиента к психотерапевту считается важной частью лечения. Традиционный психоанализ - это длительный, интенсивный и дорогостоящий процесс.

Уже при жизни 3. Фрейда его подходы к психотерапии были модернизированы и вылились в индивидуальную психологию А. Адлера и аналитическую психологию К. Юнга, затем последовали характерологический анализ К. Хорни, психодрама Дж. Морено, трансактный анализ Э. Берна и др.

В новых формах психодинамической терапии метод свободных ассоциаций, как правило, «заменяется прямым обсуждением актуальных вопросов, и терапевт может действовать более прямыми методами, самостоятельно поднимая те или иные темы и не дожидаясь пока клиент сам затронет их» . Исследования свидетельствуют об эффективности межличностной терапии при лечении депрессии, тревожности, алкоголизации.

Поведенческая терапия основана на принципах обусловливания и научения. Основная задача терапевта в данном направлении заключается в изменении ранее сформированного поведения, связанного с усвоенными способами преодоления стресса. Поведенческая терапия стремится изменить дезадаптированное поведение, сделать его адекватным новой ситуации. Процесс лечения состоит из четкого выяснения проблемы и разделения ее на ряд конкретных терапевтических целей.

Одним из методов поведенческой терапии является метод систематической десенсибилизации и разыгрывания in vivo. Суть этого метода заключается в обучении пациента глубокой релаксации. Следующий шаг - составляется иерархия ситуаций, вызывающих тревогу от наименьшего беспокойства к сильной тревоге. Затем пациента учат расслабляться в ситуациях тревоги начиная от слабого расстройства и кончая сильной тревогой. Для разыгрывания in vivo клиент должен действительно переживать ситуацию. Процедуры in vivo направлены на постепенное угасание страха.

Другим эффективным средством поведенческой психотерапии является метод моделирования. Суть его заключается в наблюдении за нормальным поведением людей в ситуации, которая у пациента вызывает страх. В процессах наблюдения лица с разадаптированным поведением учатся эффективным стратегиям преодоления ситуации.

В психиатрической практике сеанс моделирования часто сочетается с ролевой игрой, в которой пациент играет адаптированные формы поведения, усваивая их.

Для закрепления поведения усвоенного во время сеансов психотерапии клиента необходимо обучать навыкам самоконтроля и саморегуляции. «Саморегуляция предусматривает наблюдение за своим поведением и применение различных методов (самонодкрепления, самонаказания, управления стимульными условиями, выработка несовместимых реакций) с целью изменить разадаптированное поведение.

Человек следит за своим поведением, ведя тщательную запись ситуаций, которые с ним несовместимы» . Например, человек, обеспокоенный употреблением алкоголя, регистрирует ситуации, в которых его больше всего искушает алкоголь, и старается их избегать, заменяя другими, несовместимыми с употреблением алкоголя.

Когнитивно-поведенческая терапия в определенной мере является развитием поведенческой терапии. Этот метод включает в себя не только коррекцию поведения, но и коррекцию неадекватных убеждений. «Терапевт при этом стремится помочь человеку в контроле над эмоциональными реакциями, такими как тревожность и депрессия, обучая его более успешным способам интерпретации своих переживаний и размышлений о них» .

Гуманистическая терапия исходит из естественной склонности человека к самосовершенствованию и самоактуализации. Подобно психоаналитику психотерапевт данного направления помогает человеку глубже осознать свои эмоции и мотивы, но не интерпретирует поведение пациента и не старается его скорректировать. Он не навязывает пациенту своих взглядов, а помогает ему прийти к собственному решению.

Гуманистическая терапия обычно связывается с К. Роджерсом (клиент- центрированная терапия). К данному направлению близко примыкает лого- терапия Франкла. В данном направлении невроз понимается как результат подавления потребности к самоактуализации, к реализации смысла жизни. Основными человеческими ценностями, по Франклу, являются творчество, переживания, отношения. Конфликты относятся в основном к духовной сфере. Специфическим методом логотерапии является парадоксальная интенция. Метод построен на том, что пациент должен захотеть, чтобы осуществили то, чего он боится, или ему самому дали возможность это сделать. Процесс нахождения смысла жизни сводится к общепсихологическим закономерностям человеческого познания. Знание теории формирования внутреннего мира может при этом сыграть положительную роль.

Семейная терапия. Семья представляет собой особую малую группу, со своим строем эмоциональных, межличностных и финансовых отношений.

Существует много подходов к брачной терапии, но большинство из них сосредоточено на помощи партнерам в обмене своими чувствами, развитии большего взаимопонимания и выработки продуктивных способов преодоления конфликтов. Один из этих подходов, отражающий взгляды автора, мы представляем ниже. С позиций двухуровнего построения внутреннего мира раскрывается картина любви и возможных направлений психотерапевтического воздействия.

Как показывают исследования последних лет, в возникновении любви природа заложила свои глубокие механизмы. Во-первых, это проявляется в действии определенных гормонов: РЕА, серотонина, эндорфина, дофамина, норадреналина. Каждый из них воздействует на поведение индивида на разных этапах развития любви. Гормоны РЕА проявляются в поведении человека па первых этапах любви. В условиях их действия достаточно запаха любимого человека, звука его голоса, прикосновения, чтобы человек почувствовал сильнейшее возбуждение, испытав глубокое удовлетворение. Одновременно общение с любимым человеком способствует выработке этого вещества. Поэтому когда любящие долгое время не имеют возможности видеть друг друга, говорить друг с другом, сокращается количество гормонов в организме, а это, в свою очередь, приводит к негативным переживаниям, возникновению чувства глубокой утраты.

Исследования показывают, как и любой гормон, РЕА действует на организм 2-4 года. Это критический период любовных отношений.

Романтическая любовь живет недолго, но этого периода хватает, чтобы люди в любви родили ребенка и воспитали его в первые, самые трудные в биологическом плане годы. Интересно отметить, что, по данным статистики, 3-4-летний период совместной жизни завершается первой волной разводов. На смену РЕА приходит действие других гормонов: серотонина и эндорфина, а далее дофамина и норадреналина. Их действие проявляется гораздо мягче, но столь же благоприятно для развития и сохранения любви.

Отметим также, что природа заложила в человека не просто механизм влечения, но влечение к вполне определенному типу особей противоположного пола. И это определено на генном уровне. Иными словами, человек выбирает себе генетически подходящего партнера, или, как говорит наука, генетически комплементарного. Признаки генетической совместимости представлены во внешнем облике человека, его походке, жестах, тембре голоса, запахах. Эти признаки-релизоры воспринимаются каждым из нас на подсознательном уровне и запускают механизм влечения, воздействуют на гормональные механизмы, формируют любовное поведение. Нельзя представлять дело так, что биологические механизмы определяют наш выбор конкретного лица. Они задают определенное направление отбору.

Таким образом, природа обусловливает страсть и любовное поведение. Но не менее важным является второй процесс, который развивается на базе природных механизмов и который составляет духовную составляющую любви. Назовем его процессом идеализации любимого человека. Объект любви наделяется различными добродетелями, которые делают его еще более привлекательным для любящего. В объекте любви любящий находит все новые и новые качества, которые он ценит. Ему нравится и внешний облик, и голос, и характер поведения любимого. И когда перестают действовать гормоны, остается образ любимого, который и обуславливает зрелую любовь. Именно двухуровневый характер любовного процесса выводит его за границы биологического влечения и создает условия любви без временных границ.

Мы описали идеальную картину любовных отношений. В реальности все может обстоять по-другому. Наиболее распространенный случай - любят не двое, а один. Второй вступает в любовные отношения по различным причинам: социальным, материальным. Нарушается принцип комплементарное™. В этом случае не происходит идеализации, по крайней мере, у одного из партнеров. Не создается психологической основы долговременной любви. Второй случай - процесс идеализации не наступает ни у одного из субъектов. Причины этому могут быть самые различные. Чаще всего, кратковременность связи, не связанной с комплементарно- стыо. В этом случае, если люди вступают в супружеские отношения, то их связь остается основанной только на биологическом влечении и теряет свою основу, как только это влечение притупляется. Связующим звеном здесь остаются дети, если они появляются.

Важно отметить, что и в случаях идеальной картины любви, когда процесс идеализации наблюдается с двух сторон, образ любимого может трансформироваться или разрушаться. Именно этот случай и является прежде всего объектом психотерапевтической практики. Ибо образ разрушается не сам, а его разрушают прежде всего сами любящие. Этот процесс и необходимо предотвратить.

В заключение выделим еще три метода, которые могут применяться как сами по себе, так и включаться, как мы уже видели, в другие методы. Это методы релаксации, медитации и физических упражнений.

Релаксация. Ранее, рассматривая различные теории эмоций и чувств, мы отмечали, что они тесно связаны с состоянием периферии и поведения человека (теория Джемса - Ланге). Именно на этой связи базируется управление эмоциональным состоянием через релаксацию. Воздействуя на состояние мышечного тонуса, изменяя свой сердечный ритм и кровяное давление, человек достигает эмоционального расслабления.

Медитация, сосредоточенное размышление, отвлекающее от неприятных мыслей, является одним из методов релаксации. Медитация, внутреннее сосредоточение, сопровождается изменением почти всех вегетативных показателей: изменяется активность ЭЭГ, снижается частота дыхания и сердцебиения, стабилизируется кровообращение и др.

Медитация показала себя хорошим методом оказания помощи людям, страдающим тревожностью.

Физические упражнения. «В здоровом теле - здоровый дух», - говорит народная мудрость. Тревожные состояния часто развиваются на фоне ухудшающегося физического здоровья. Восстановление физической формы в этом случае является хорошим средством борьбы с тревожностью.

В заключении данной главы отметим, что даже краткое перечисление методов психотерапии представляет собой обширное поле. Овладеть всеми методами с достаточной глубиной представляет собой трудную задачу. Это с одной стороны. А с другой - возможности каждого метода достаточно строго канонизированы. Каждый из них строится на определенном теоретическом подходе.

Сравнение различных методов психотерапии показывает, что их эффективность примерно одинакова. На этом фоне важной проблемой «является вопрос, какое лечение является наиболее подходящим для каждого пациента в данных конкретных обстоятельствах» . До настоящего времени не разработаны критерии эффективности лечения психотерапевтическими методами. Определенные успехи в этом вопросе достигнуты в отношении критериев успешности лечения депрессии.

В практике психотерапии наметилась тенденция перехода от длительных (несколько месяцев и лет) циклов лечения к менее долгосрочным программам и методам.

Оценка эффективности психотерапии поставила вопросы о необходимости дальнейшей разработки ее теоретических основ, стоимости и целесообразности .

Одним из подходов к разработке общей теории психотерапии может стать разработка законов формирования и функционирования внутреннего мира человека. Уже сегодня ясно, что многие болезни являются следствием нарушения целостности мира внутренней жизни, нарушений связи в системе двухуровнево функционирования психических процессов, феноменов изоляции и доминирования отдельных сегментов внутреннего мира и явлений зацикливания процессов духовной жизни. Эти наблюдения хорошо согласуются с научными данными о патогенезе психических расстройств. Ученые отмечают, что большинство психических расстройств берет начало в органической патологии, в частности связаны с биохимическими нарушениями, затрагивающими ряд нейромедиаторных систем.

И все же оценивая прогресс в психотерапии за последние сто лет, можно сказать, что «нам есть что праздновать» и надеяться на успех в будущем.

  • См. подробнее: Старшенбаум Г. В. Динамическая психиатрия и клиническая психотерапия. С. 89-99.
  • Там же.
  • См.: Введение в психологию / Р. Л. Аткинсон [и др.].
  • См.: Там же.
  • Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии.
  • Там же.