Только за 1 месяц. Как играть с грудным ребенком

В данной статье мы обсудим, каким должно быть развитие ребенка в 1 месяц. Это особенные тридцать дней в жизни малыша и его родителей. Маленький человечек познает этот мир, учится жить в нем, активно к нему приспосабливается. Новорожденный переносит такой стресс, который не снился даже самому сильному взрослому человеку. За короткие сроки беспомощному и беззащитному малышу нужно пережить весьма болезненное появление на свет. Меняется тип среды, в которой он находится, вид кровообращения и питания. Поэтому родители в первый месяц жизни своего ребенка должны быть предельно внимательными и осторожными. Конечно, нелегко родителям, особенно матери. Ей придется по многу дней недосыпать, забыть о себе и своих потребностях, ведь ее жизнь сосредоточится только на этом маленьком крохе. Примерно через неделю уйдет с личика отечность у новорожденного, малыш с каждым днем будет становиться все красивее. 1 месяц тратит на то, чтобы окончательно адаптироваться к окружающей среде.

Рефлексы новорожденного

Поняв всю серьезность ситуации, родители спросят, а каким же должно быть развитие ребенка в 1 месяц, чтобы все было в норме и не вызывало опасений? Ребенок приходит в этот мир с достаточным набором рефлексов, которые не могут не удивлять. Что умеет ребенок в 1 месяц? Например, если дотронуться до его губ, он вытянет их трубочкой и будет готов сосать. Если капнуть на язык что-то сладенькое, то начнет причмокивать, как бы от удовольствия. Так же активно реагирует на раздражители. Если дать ему в рот что-то горькое или кислое, то он начнет морщиться. Если резко и громко постучать, то малыш повернется в ту сторону, откуда он услышал звук, станет активно прислушиваться и морщить лобик. Свою мать новорожденный безошибочно узнает по характерному запаху молока и по интонациям голоса. У здорового новорожденного должен быть развит хватательный и Чтобы проверить последнее, нужно аккуратно надавить на подушечку ступни малыша. Через короткое время пальчики должны сжаться.

Что умеет ребенок в 1 месяц помимо рефлексов

  1. Ребенок должен уметь приподнимать головку, пусть и на достаточно недолгое время.
  2. Свободно двигать руками и ногами, вращать спинкой.
  3. Издавать звуки (гулить).
  4. Рассматривать неподвижный предмет, реагировать осознанной улыбкой на то, что для него приятно.
  5. Различать звуки и самые основные цвета спектра.
  6. Узнавать свою маму - это главный навык, которым должен обладать новорожденный ребенок, 1 месяц - это более чем достаточный срок для этого.

Режим дня новорожденного ребенка

Регулярное питание, мытье, общение, ласка, сон, прогулки. Все это режим ребенка в 1 месяц. Но должен ли он соблюдаться в строгом порядке? Мнения педиатров в последнее время по этому вопросу разделились. И как же растерянной маме быть в сложившейся ситуации, если даже врачи не могут принять единого решения? Все зависит от того, как протекает развитие ребенка в 1 месяц, и от условий вокруг него. Есть семьи, в которых молодым родителям помогают бабушки и другие родственники. Тогда можно забыть о строгом режиме дня. Но если мама одна занимается уходом и воспитанием, то строгий распорядок дня поможет ей все успеть и не упасть без сил к вечеру.

Осмотр ребенка медицинскими работниками

В ближайшие дни после прибытия мамы и ребенка из родильного дома для планового осмотра должны обязательно прийти участковый врач и дежурная медсестра. Им можно и нужно задавать любые вопросы, совершенно этого не стесняясь. Отвечать на них - это их непосредственная профессиональная задача. Чаще всего у медицинских работников спрашивают о физических и физиологических показателях. Мама желает знать, правильно ли протекает развитие ребенка в 1 месяц. Врач ответит на эти вопросы и далее приступит к осмотру новорожденного. Нужно обязательно показать, что делает ребенок в 1 месяц, хотя бы на уровне рефлексов.

Показатели физического развития

Какими же должны быть нормальные показатели физического развития, чем должен обладать грудной ребенок в возрасте одного месяца? Окружность головы - 34-35 сантиметров. Средний рост ребенка в 1 месяц - 49-50 сантиметров. Обхват грудной клетки - 33-34 сантиметра. в 1 месяц должен составлять от 3,300 до 3,500 килограмма. Эти цифры довольно средние. Далеко не факт, что под них должен подходить каждый новорожденный ребенок в 1 месяц. Если родителей беспокоят какие-то несоответствия, они должны проконсультироваться с медсестрой или лечащим врачом.

Необходимость внимания

Правильный уход и нормальное развитие прежде всего должны сопровождаться вниманием со стороны родителя. Ребенку нужно уделять максимум времени, как можно чаще брать его на руки и разговаривать с ним. И пусть он еще не понимает, о чем идет речь, можно просто что-то говорить спокойным, тихим голосом. Малыш будет от этого спокойнее, он будет привыкать к голосу мамы, что в дальнейшем послужит для его формирования правильной речи и развития речевого аппарата.

Подходить к чаду нужно по первому же его зову. Не надо слушать бабушек и соседок, которые говорят, что нельзя брать ребенка на руки и делать из него тем самым эгоиста. Это мнение в корне неправильно! Чем меньше уделять внимания ребенку, тем более нервным он будет, намного больше кричать и требовать внимания. А если ребенок уверен, что мама подойдет к нему сразу же, то он сам по себе будет спокойнее. Не стоит бояться, если ребенок кричит. Молодая мама сразу начинает думать, что ему плохо или что-то болит. Но в большинстве случаев ребенок просто мокрый, его нужно переодеть - и крики утихнут. Или же подходит время кормления, и ребенок своим криком требует есть. А быть может, он просто соскучился по маме и хочет ее увидеть.

Питание ребенка в 1 месяц

Нередко встает вопрос о кормлении, чем кормить и как делать это правильно. Конечно, никто не станет спорить, что грудное вскармливание - оптимальное для малыша и самое лучшее для его здоровья. Современный рынок сейчас предлагает большое количество искусственных смесей для вскармливания чуть ли не с первого дня жизни. Производители убеждают, что они обогащены витаминами, минералами и другими невероятно полезными добавками. Но эта смесь подходит только лишь для питания, на этом ее функция заканчивается. Материнское молоко здесь вне конкуренции, так как в нем содержатся еще и антитела, которые препятствуют возникновению болезней и инфекций у малыша. Ни одна смесь не сможет искусственно воспроизвести это. Грудное вскармливание имеет невероятно важное психологическое значение, помогает еще больше сблизиться матери и ребенку.

Трудности при грудном вскармливании

Но некоторые дети прямо с рождения отказываются брать грудь. В такой ситуации нужно опять-таки консультироваться со специалистом. Быть может, дело в неправильной форме сосков или они излишне тугие. Бывают случаи, когда мать неправильно держит грудь во время кормления. Редко проблема кроется в том, что ребенок просто флегматичный и ленивый. Он засыпает и не делает активных сосательных движений. Такого ребенка нужно постоянно тормошить и побуждать к кормлению.

Также не стоит исключать такую специфическую ситуацию, как запах. Ребенку, может, просто не нравится запах молока. Возможно, мать съела что-то пахучее. Лук, чеснок, зелень или какую-то приправу. Если наблюдается такая проблема, то эти продукты нужно употреблять с очень большой осторожностью. Хотя бы на первое время стоит исключить из материнского рациона те продукты, которые могут спровоцировать аллергию. Это шоколад, красные ягоды, цитрусовые. Само кормление обычно укладывается в 15-20 минут. В первые дни, пока этот процесс не отлажен, оно может затягиваться и на более длительное время. В среднем ребенка нужно кормить 7 раз в сутки. Если же ребенок мало весит, то питание должно осуществляться чаще.

Врачи единогласно рекомендуют кормить ребенка по мере потребности. Но это не значит, что кормления должны быть беспорядочными. Наоборот, нужно составить их четкий график, это будет способствовать улучшению пищеварения, да и просто хорошему самочувствию малыша. Но если ребенок захотел есть раньше положенного времени, не стоит слушать его завывания, нужно поскорее накормить кроху.

Какое количество еды оптимально для новорожденного?

Родителей часто беспокоит вопрос, а сколько съедает ребенок в 1 месяц? Одни родители жалуются, что ребенок не может оторваться от груди или бутылочки, другие считают, что кроха ест слишком мало. Оптимальное в такой ситуации - смотреть на самочувствие и состояние ребенка. Если он здоров и счастлив, то все в порядке, сколько бы он ни ел. После кормления ребенка нельзя класть на спину, он может захлебнуться при срыгивании. На вопрос, сколько съедает ребенок в 1 месяц, врачи не дают однозначного ответа.

Игрушки

Младенец много времени проводит в кроватке. Ленивые дети на первых месяцах жизни спать могут около 20 часов в сутки! Как только родители привозят ребенка из роддома, встает вопрос о том, какие игрушки на кроватку для новорожденных выбрать. Обычно уже много погремушек успевают надарить бабушки, дедушки, друзья родителей и другие родственники. Однако ребенку вовсе не нужно такое изобилие, особенно маленькому. Какие же существуют основные критерии для выбора игрушки на кроватку для новорожденных? Они должны быть не очень тяжелыми, изготовлены из экологически чистых материалов. Что касается цветового решения, лучше выбрать спокойную гамму оттенков, но достаточно насыщенную.

Очень популярными среди игрушек для новорожденных являются подвесные погремушки. Ребенок еще не будет с ними играть, но будет учиться различать цвета, оттачивать хватательные навыки. В последнее время стали делать такие игрушки с музыкальным сопровождением. Если и давать ребенку такую игрушку, то мелодия должна быть очень умиротворяющей, спокойной и ни в коем случае не громкой - это может напугать малыша. Конечно, стоит помнить, что игрушки, перед тем как давать их малышу, должны быть тщательнейшим образом вымыты и продезинфицированы.

Как происходит развитие ребенка по месяцам до 1 года

На первом году жизни к ребенку будет планово приходить врач и медсестра. Это делается для того, чтобы отследить развитие ребенка по месяцам до 1 года и убедиться, что оно идет правильно. В случае необходимости доктор дает направление на обследование и консультации к узким специалистам. К возрасту 1 года ребенок должен уметь:

  • сидеть на корточках;
  • самостоятельно вставать с них для ходьбы;
  • ходить, перешагивать препятствия на своем пути;
  • приседать, чтобы поднять упавший на пол предмет.

Он активно участвует в том, что его непосредственно касается (личная гигиена, одевание). Пьет из кружки, держит ложку, пережевывает твердую пищу. К этому возрасту уже формируются предпочтения в пище. Малыш не ест то, что ему не нравится. Нуждается в присутствии родителей, может выразить свое желание самыми примитивными словами «дай», «иди», «нет» и так далее, понимает то, о чем с ним говорят, может подозвать взрослого, маму, папу и других. Развитие ребенка по месяцам до 1 года - сугубо индивидуальный процесс. Нельзя подогнать всех детей под одни нормы и стандарты. Ваш малыш к году может так и не пойти, но зато в его словарном запасе будет больше слов, чем положено. В любом случае не стоит поднимать панику. Тем более педиатр всегда подскажет, что делать. Вам останется только соблюдать все предписания и радоваться каждому достижению вашего чада, а главное, любить его.

Целый месяц вашей крошке -
Подрастает понемножку,
Счастье дарит маме с папой.
Знаем мы, вы очень рады.

Пусть ребеночек растет
И вокруг всё познает,
Сладко спит и кушает,
Маму с папой слушает!

Первый месяц - первая маленькая дата. Поздравляю кроху. Искренне желаю здоровья крепкого, родительской любви и нежности, сладких колыбельных, звонких и веселых погремушек, добрых прогулок и большого счастья в семье.

Сегодня первый юбилей
Наш ангелочек отмечает.
Теперь на месяц он взрослей.
Пусть поскорее подрастает.

Пускай животик не болит,
Пусть молочка ему хватает,
Пусть ночью сладко, крепко спит,
Пускай во сне всегда летает.

Поздравляю с первой маленькой, но значительной датой - с первым месяцем, кроха! Желаю светлого и доброго пути по жизни, великого счастья и крепкого здоровья, полноценного сна и веселых песенок, ласковых маминых рук и любимого папиного голоса.

Подрастает понемножку
Чудо маленькое, крошка.
Месяц первый мы встречаем,
Дружно кроху поздравляем.

Пожелаем не болеть,
Много кушать, хорошеть,
Сладко спать и развиваться,
Много-много улыбаться.

С первым месяцем ребенка
Вас поздравить я спешу.
И желаю счастья много
И здоровья малышу.

Пусть агукает и крепнет
Не по дням, а по часам.
Пусть чудесным человечком
Вырастет на радость вам.

Ангелочек ты чудесный,
Кроха ты еще совсем,
Ведь сегодня только месяц,
Как растешь на радость всем.

Пусть все сны красивы будут,
Снятся пони, облака.
Поиграй ты с ними нежно,
Тихо носиком сопя.

Ты, на радость маме, папе,
Кушай очень хорошо.
Пусть тебе спокойно будет,
Радостно и так тепло.

Сегодня первая маленькая дата в жизни вашего малыша - один месяц! Поздравляем вас с этим событием и желаем виновнику торжества солнечного детства, чудесной судьбы, везения и довольных, счастливых родителей!

Важный день у нас в семье -
Месяц ангелочку!
С каждым днём тебя сильней
Любим, очень-очень!

И пока ты сладко спишь,
Мы тебе желаем,
Вырастай скорей, малыш,
Будь счастливым самым!

Первый месяц новой жизни...
То веселой, то капризной,
Но счастливой, однозначно,
И приятной, и удачной!

Пусть ребенок лишь крепчает,
Слез и боли он не знает.
Пусть смеется, уползает
И агукает, играет!

Дом наполнит он любовью.
Крепнет пусть его здоровье,
Пусть растет день ото дня.
Вы - счастливая семья!

Младенец становится все больше похож на детей с обложки глянцевых журналов. Исчезают послеродовая отечность, кожа расправляется, проходят большинство транзиторных состояний кожи новорожденного (токсическая эритема, младенческие акне, милии, физиологическая желтуха).

Сон новорожденного

К одному месяцу ребенок сам формирует своеобразный . У него уже достаточно четко выделены периоды бодрствования, еды и сна. Малыш активен около 40-60 минут, после чего достаточно быстро утомляется и засыпает.

Дети в этом возрасте не различают еще день и ночь. Они еще не выработали свои циркадные ритмы. Помните, что желудок ребенка слишком мал и быстро переваривает грудное молоко или смесь. Именно поэтому малыш может просыпаться ночью каждые 2-3 часа.

Если вам посчастливилось, и ребенок спит более трех часов подряд ночью, то не нужно его будить для кормления (если для этого нет никаких медицинских показаний). Если малыш ночью просыпается и не хочет снова засыпать после кормления, то можно с ним поиграть, но при этом не включать свет. Так он со временем привыкнет различать ночь-день.

Кроме того, у ребенка, как и у взрослого, есть две фазы сна. И у месячных детей преобладает фаза поверхностного сна над глубоким, поэтому они могут легко просыпаться .

Еда ребенка

Желудочно-кишечный тракт малыша уже адаптировался к новому типу питания. Даже если у него еще есть младенческие , то вы уже поняли, что это состояние самопроходящее, и его нужно пережить. За первый месяц дети в среднем прибавляют в весе 600-1000 г. Кто-то может прибавить больше, а кто-то – меньше, но важно понимать, что прибавка веса должна быть обязательно.

При грудном вскармливании до сих пор сохраняется кормление по требованию, но младенец уже учится сам формировать собственный режим.

Помните, что ребенок может заглатывать воздух во время кормления. Если он уснул на груди, то нет никакой необходимости его будить и носить столбиком. Малыш отрыгнет воздух, когда проснется.

Если ребенок получает смесь, то его нужно кормить на руках под углом примерно 45 0 , чтобы он мог выпустить воздух во время кормления. В этом случае тоже не нужно держать детей столбиком после кормления, лучше, если они будут находиться некоторое время на руках под углом в 45 0 .

Что может ребенок

♦ Появляется гуление. Он учится издавать звуки, отличные от плача.

♦ Умеет фиксировать взгляд на ярких контрастных предметах, а лучше всего – на вашем лице.

♦ Умеет выделять маму из всех других взрослых.

♦ Держит голову несколько секунд в положении на животе.

♦ Активно двигает руками и ногами. К концу месяца начинает уходить физиологический гипертонус .

Психология ребенка

Младенец уже учится улыбаться в ответ на вашу улыбку или просто тогда, когда вы склоняетесь над ним. Он пытается копировать вашу мимику, и иногда у него это даже получается. Чем чаще вы будете улыбаться, тем больше улыбок получите в ответ.

Двигательное развитие

Самостоятельные осознанные движения ребенка только начинают формироваться. Лежа на животе, он уже умеет удерживать несколько секунд голову, но потом снова утыкается в кровать. Если его держать вертикально, то он так же неплохо уже умеет держать голову.

Активное движение во время бодрствования способствует более быстрому развитию младенца. Поэтому в период бодрствования ребенка не нужно его ни в коем случае . Выкладывание на живот на достаточно жесткую поверхность способствует развитию моторных способностей детей.

Как играть с ребенком

Ребенок уже умеет удерживать внимание на ярких предметах и игрушках. Может недолго следить за двигающимся предметами. Время игры в этом возрасте составляет порядка 2-3 минут.

Вы можете перемещать яркую игрушку недалеко от глаз ребенка, так, чтобы он удерживал ее в поле зрения. Можно просто корчить рожицы и наблюдать за его реакцией. Иногда можно подносить ребенка к зеркалу и наблюдать как тот реагирует на свое отражение.

Что чувствует ребенок

Все дети – эмпаты. И чем младше ребенок, чем сильнее его связь с мамой, тем четче он улавливает все ее эмоции. Старайтесь как можно чаще улыбаться малышу, дарите ему своё позитивное настроение, и он ответит вам тем же.. Старайтесь больше говорить с ним: когда стоите в очереди в магазине, готовите ужин или гуляете по улице. Даже когда вы разговариваете с кем-то другим, ребенок получает ценный урок и начинает лепетать в ответ. Таким образом вы создаете предпосылки для его первых слов.

Различные музыкальные игрушки, погремушки, классическая музыка и другие звуки мира – все это развивает слух детей . Однако необходимо провести скрининг слуха. Это необходимо для того, чтобы удостовериться, что ребенок хорошо слышит. Обратите внимание, вздрагивает ли ребенок при резких звуках.

Ваш малыш недавно родился, и вы полностью погружены в хлопоты, заботы, первые радости и тревоги. Все ли в порядке с малышом, правильно ли он развивается? Ответы ищите в нашем Календаре развития ребенка.

Рост и вес ребенка в 1 месяц

За первый месяц ребенок в среднем набирает 600-800 г и вырастает на 3-3,5 см.

Показатели нормы*. Возраст ребенка - 1 месяц

Нижняя граница

Верхняя граница

Вес мальчиков, кг

Вес девочек, кг

Рост мальчиков, см

Рост девочек, см

Окружность головы мальчиков, см

Окружность головы девочек, см

*Данные указаны согласно центильным таблицам отечественных педиатров

Основные рефлексы новорожденного:

При рождении у крохи есть врожденные рефлексы. Некоторые из них являются временными, к ним относят:

  • Сосательный (проявляется в ответ на раздражение ротовой полости);
  • Хватательный (малыш бессознательно сжимает пальцы ладоней, если в них что-либо вкладывается);
  • Поисковый (при осторожном, нежном поглаживании области угла рта малыша, ребенок начинает опускать нижнюю губу, отклонять язык в сторону раздражителя и активно «искать» материнскую грудь);
  • Рефлекс ходьбы (если придерживать ребенка, то он начинает так передвигать ножками, словно шагает).

Некоторые рефлексы остаются с ребенком на всю его жизнь: моргание, чихание, зевота, вздрагивание и др.

Именно по рефлексам неонатологи определяют уровень развития нервной системы новорожденного.

Развитие ребенка в 1 месяц

Кажется, сейчас ребенок умеет только спать, есть и плакать. Но это не так! Он развивается с потрясающей скоростью. Пока он лежит, согнув ножки и ручки, но уже в течение первого месяца они выпрямятся.

Совет! Чаще выкладывайте ребенка на животик. В таком положении он будет пытаться удерживать головку и одновременно тренировать мышцы груди и спины.

Движения ребенка становятся более скоординированными, а зрение - более острым. Сразу после рождения он видит все словно сквозь туман. Постепенно учится фокусировать взгляд. С интересом изучает мамино лицо, когда она наклоняется или берет его на ручки, следит глазами за предметами, которые находятся не дальше 20-35 см.
Новорожденный спит почти круглые сутки. Редкие часы его бодрствования - самые ценные. Используйте их, чтобы пообщаться ребенком. Он интересный собеседник. У него есть замечательное качество - умение слушать. Ребенок чувствует ваше настроение, улавливает эмоциональную окраску голоса, изучает движения маминых губ, смотрит в глаза и однажды на теплые слова ответит очаровательной улыбкой!

Что умеет ребенок в 1 месяц:

Ассоциировать знакомый мамин запах с ее голосом;

Прислушиваться к интонациям окружающих людей;

Несколько секунд вертикально удерживать головку;

Во время кормления останавливать взгляд на лице мамы;

Различать сладкий, горький и кислый вкус;

Хватать маму за пальчик и довольно долго удерживать его в своем кулачке;

К концу первого месяца умеет фокусировать взгляд на лице взрослого;

Улыбаться.

Массаж для детей на 1 месяце жизни

Психическое развитие новорожденных детей тесно связано с физическим. Даже если ребенок просто лежит и активно двигает ручками, это стимулирует его нервную систему. Утром и перед купанием обязательно делайте ребенку легкий массаж. Просто поглаживайте ручки, ножки, спинку и животик. На ступнях ребенка рисуйте восьмерку: от пальцев к пятке. Это простое упражнение для новорожденных положительно влияет на все системы организма, ведь на стопе находятся все функциональные точки.

Упражнения для детей в 1 месяц

1. Поза эмбриона

Согнутые ножки ребенка подтяните к животу, ручки сложите на груди. Правой рукой наклоните головку маленького немного вперед. В таком положении покачивайте ребенка в разных направлениях. Это упражнение отлично успокаивает и расслабляет.

2. Ручки в стороны

Положите ребенка на спину. Вложите свои большие пальцы в его кулачки. Он будет держаться за них. Слегка разведите руки крохи в стороны и осторожно встряхните их. Такая зарядка поможет укрепить мышцы рук.

3. Сидим по-турецки

Возьмите ребенка на руки, спиной прижмите к своей груди. Согните его ножки так, чтобы он сидел по-турецки. Одной рукой поддерживайте его стопы, а другой возьмите подмышки. Упражнение поможет справиться с коликами.

Купание новорожденного

Как обрабатывать пупочную ранку

У Вас месячный ребенок. Что важно знать об особенностях развития месячного ребенка? Какие задачи нужно решить маме за этот важный второй месяц его жизни, чтобы помочь малышу успешно развиваться? Как развивать малыша? Что будет уметь малыш к двум месяцам?

Месячный ребенок: особенности малыша и задачи его развития. Советы специалистов

Когда ребенку исполняется 1 месяц, заканчивается период новорожденности, и начинается период младенчества. Знаком перехода к новому периоду становится первая осознанная улыбка малыша маме (как ее отличить от физиологической улыбки — в статье ). Значит, период адаптации закончился. И перед нами – взрослыми — стоят новые задачи развития крохи. Эти задачи полезно знать каждой маме, чтобы не упустить важные моменты в развитии своего малыша.

Задача развития №1. Развитие эмоционального общения, предпосылок речевого и музыкального слуха

На втором месяце жизни происходит существенное изменение общения младенца с мамой. Он узнает ее, радуется ей, вслушивается в ее слова и… начинает ей отвечать! Постепенно малыш перестает быть бессловесным существом с единственным инструментом воздействия на окружающих – плачем. Сначала в ответ на слова мамы у малыша появляются гортанные звуки – гуканье – «гы», «гхы» и т.п. Со второго месяца жизни ребенок начинает тянуть гласные звуки – «эу», «ау». Такое пение называют «вокализацией». Вокализация – это отдельные гласные звуки, которые малыш тянет на выдохе и которые потом преобразуются в гуление. Очень важно, что в гулении малыш полностью сосредотачивается на звуках – «поет» самозабвенно и с удовольствием.Эти реакции только появляются к 2 месяцам, а в дальнейшем интенсивно развиваются.

Гуканье и гуление исключительно важны для развития речи ребенка. Именно в них малыш тренирует речевой аппарат, совершенствуется его гибкость, подвижность. Для того чтобы развить эти речевые реакции малыша, очень нужны его «диалоги» с мамой. Пока в таких диалогах малыш только воспринимает то, что говорит мама, а потом начинает понемногу «отвечать» ей звуками. Вот как их можно проводить с малышом:

Диалог 1. Мама наклонятся над кроваткой и отчетливо, медленно, как бы пропевая, произносит гласные звуки, тянет их в своей речи, интонационно выделяет гласные: «Вот и проснууууууууулась наша девочка! Ах,ты, моя хороооооошая да пригоооооожая! Потягууууууунюшки!» Такие диалоги с мамой активизируют голосовые реакции ребенка, он начинает «отвечать» маме звуками. Хочу подчеркнуть, что очень важно именно протягивание гласных в речи мамы, т.к. таким утрированным протягиванием гласных мы даем малышу образец для его собственных речевых реакций. Он начинает выделять эти звуки из потока речи, а затем начнет и произносить их! А это уже и развитие слухового внимания, и развитие речи малыша!

Диалог 2. Можно проводить диалоги с месячным ребенком только гласными, без слов. Называются такие диалоги «перекличками». В перекличках то взрослый повторяет за малышом, то малыш повторяет за взрослым. Вот как это описывает в своем дневнике наблюдения за сыном исследовательница детской речи Валентина Ветрова:

«После появления той знаменитой первой улыбки Сашенька стал улыбаться чаще и легче, и в это же время участились звуки, сопровождавшие проявление радости. Происходило это так: ребенок очень внимательно смотрел на склоненное над ним говорящее лицо близкого человека, затем раздвигал губы в улыбку и издавал на выдохе «АААА». Иногда появлялась и другая улыбка – робкая, как бы неумелая, с поднятием только одного уголка рта и без вокализации. В это же время, когда я наклонялась над ним и произносила «Аааа», как можно больше подражая его собственному возгласу, улыбалась и смотрела в глаза, наступала паузка: ребенок замирал, сосредотачивался на моем лице (или, может быть, губах?) и в ответ произносил «Аааа» несколько раз, с очень широкой и яркой улыбкой. Иногда, прежде чем произнести свои ответные звуки, малыш интенсивно шевелил губами, делал сосательные движения, вытягивал губы трубочкой, чмокал ими и только затем произносил понравившийся звук. Это наблюдение показывает, что общение со взрослыми оказывает благотворное воздействие на развитие младенца».

Именно такого уровня общения со взрослым достигает малыш к 2 месяцам, если с ним занимается мама. Но все дети разные: один будит всех своим «распеванием – гулением гласных» на рассвете, другой больше хмыкает себе под нос, третий «болтает – поет» весь день напролет.

1) здоровое бодрое состояние малыша,

2) его тесный контакт с любящей мамой, разговаривающей с младенцем, гладящей его, поющей ему песенки, колыбельные,

3) организация игр с предметами – игрушками, которые проводит взрослый с малышом. Как мы видим, все эти три условия полностью зависят от нас, взрослых, и от того, как мы общаемся с малышом.

Диалог 3. Диалог с месячным ребенком с варьированием интонации речи. Малыш уже в этом возрасте чувствует эмоциональную окрашенность речи мамы и реагирует именно на нее (слов он еще не понимает). Поэтому очень полезно говорить ему потешки или стишки, написанные в форме диалогов. Важно, что эти диалоги должны произноситься очень выразительно с разной интонацией – радостно, огорченно, строго, воспросительно и т.д. Например,

«Лааааааадушки, лааааааадушки – очень радостно

Где были? – вопросительно

У бабушки! – радостно» и т.д.

Диалог 4. Диалоги в ходе разных режимных моментов. Нужно продолжать петь малышу простые песенки или говорить простые стишки во время купания, одевания, игр, отхода ко сну, пробуждения. Обязательно сопровождать эти моменты жизни ребенка своей речью, разговаривать с малышом, задавать ему вопросы и отвечать самой за него: «Вот проснулась наша Танечка! Как спала? Хорошо спала. Глазки открыла, потянулась» или «Мы сейчас помоемся. Где же наши ручки? Вот наши ручки! Мойся, ручка. Где же наши ножки? Вот наши ножки. Мойся, ножка. Мойся, другая! Водичка тепленькая кап-кап, кап-кап капает на Ваню. С гуся вода, а с Ванюшки нашего худоба. Вода книзу. Дитя кверху. А сейчас вытремся полотенцем. Полотенечко у нас беленькое, тепленькое, мягонькое. Вот какой у нас Ванюша чистый да румяный» Такие диалоги – лучшее средство предупреждения речевых нарушений в дальнейшем развитии ребенка. Малыш еще слов не понимает, но уже накапливает пассивный словарь, учится сосредотачивать свое внимание на речевом потоке, выделять из речи отдельные слова и звуки, различать разные интонации в голосе мамы. А еще он учится выделять из потока речи свое имя – поэтому имя ребенка нужно произносить много раз в таких диалогах. Пока Вы не видите результата Ваших диалогов с месячным малышом. Может быть, подобные диалоги многим кажутся излишними – ведь не понимает еще младенец еще ничего!!! («Вот когда будет понимать – тогда и говорить будем» — так иногда размышляют) Но такие диалоги как раз очень нужны месячному малышу для его хорошего эмоционального и интеллектуального развития. Когда малыш начнет говорить, Вы вполне ощутите результат этих диалогов в успехах своего ребенка и поймете, что усилия вкладывали не зря. А вот начинать вести такие диалоги после года – это уже опоздание, т.к. время будет упущено!

Диалог 5. Колыбельная – это тоже диалог с малышом! Ему нужно обязательно петь колыбельные песни. Колыбельные песни мамы для младенца незаменимы! Причем младенцу нужно слышать именно голос мамы, которая в колыбельной поет именно ему, называя его по имени! Колыбельные являются для ребенка программой его дальнейшей будущей счастливой жизни и прямо связаны с успешностью человека в жизни. О том, какие колыбельные нужны младенцу и как правильно их петь, чтобы они развивали ребенка, можно прочитать в статье

Диалог 6. Диалог с малышом в пестушках. Для развития месячного ребенка очень важно сочетание – зрительное + двигательное + слуховое + тактильное ощущение. Это сочетание традиционно использовалось в пестушках. Пестование младенцев максимально соответствует задачам развития ребенка первого полугодия жизни. Отсутствие пестушек в жизни многих современных семей приводит к большим проблемам в развитии малышей, которые проявляются уже после года. Многие полезные пестушки для месячного малыша Вы найдете в статье

А в этом ролике Вы увидите целую коллекцию пестушек для малышей! Причем не просто услышите мелодию и слова, но и научитесь движениям, которые надо делать с ребенком. Раньше дети учились пестованию с детства, так как нянчили своих младших сестричек и братишек. А сейчас нам приходится восстанавливать этот полезный опыт развития младенцев и учиться этому уже взрослыми. В конце ролика Вы увидите потрясающие кадры – маленькую девочку, поющую пестушки как само собою разумеющееся т.к. она на этом выросла.

Развитие месячного ребенка находится в прямой зависимости от тех впечатлений, которые он получает из окружающего мира. Поэтому очень важно развивать зрение, слух, тактильную чувствительность малыша.

Задача развития №2: развитие зрительного сосредоточения

Задачу развития зрительного сосредоточения на игрушке мы уже начали решать на первом месяце жизни ребенка. И начали делать развивающие упражнения с крохой (см. ). В играх с месячных ребенком мы будем увеличивать длительность времени упражнений – учить малыша более длительно следить за движущимся предметом, более плавно вести свой взгляд по сложной траектории перемещения предмета, более длительно сосредотачивать на нем внимание (помните, что для этого мы передвигаем предмет, затем делаем остановку, чтобы малыш зафиксировал взгляд, затем снова передвигаем предмет и т.д.). Заниматься по-прежнему нужно несколько раз в день по 5 минуток, не более.

Что очень важно знать каждой маме месячного ребенка:

1.Младенец в возрасте одного месяца в отличие от новорожденного может с удовольствием рассматривать игрушки , висящие над ним в кроватке (расстояние до них должно быть 50 см от глаз ребенка).

2.Считается, что если до возраста 2-2,5 месяца вешать игрушки на расстоянии ниже 50 см, то есть риск возникновения косоглазия у малыша. Поэтому до 2,5 месяцев советуют игрушки помещать на расстоянии 50 см от головы малыша. Минимальное расстояние – 30-40 см. Ниже спускают игрушки только для игр с малышом — чтобы он мог дотянуться до них. После игры (обычно это не более 5 минут) игрушки поднимают на высоту 50 см.

С 2,5 месяцев ребенок уже подрос, изменяются ведущие задачи развития малыша и поэтому нужно изменить расстояние до игрушки. С 2,5 месяцев для развития малыша более целесообразно низко подвешивать игрушки, чтобы он мог захватить игрушку, тянуться к ней, удерживал ее в руках.

3.На игры с рассматриванием игрушек оказывает влияние то, где расположена кроватка малыша по отношению к источнику света. Лучше всего, если ребенок будет лежать головой к окну, чтобы свет не мешал ему рассматривать погремушки.

4.До 1 месяца малышу подвешивают одну игрушку для наблюдения за ней ребенком (см. «Упражнения для новорожденных»). С 1 месяца игрушек уже может быть несколько.

Очень полезно для ребенка наблюдать за покачивающейся или крутящейся игрушкой. Это может быть как одна игрушка, так и мобиль. Мобиль может быть как самодельный, так и готовый- музыкальный. Но нужно учесть, что одна и та же игрушка быстро надоест малышу. Ее хватит лишь на 3-4 дня наблюдений. Поэтому лучше всего приобрести мобиль, в котором можно менять игрушки. Делать это рекомендуется каждые 3-4 дня. На мобиль нужно подвешивать игрушки крупные (8-10 см), ярких цветов (больше всего привлекает внимание малыша алый и оранжевый цвет, но это не означает, что не нужны другие цвета) и разной формы. Игрушки рекомендуется заменять каждый 3-4 дня. Но потом, после перерыва, их можно снова подвешивать на мобиль, и они будут восприняты малышом как новые.

Для месячного ребенка можно использовать две связанные друг с другом погремушки. Для этого вторую новую погремушку привязывают лентой к первой погремушке, уже знакомой ребенку. Новую погремушку подвешивают на ленте на высоте 10 см, знакомую на высоте 30-40 см. Ребенок, слыша голос мамы, начинает шевелить ручками и ножками и случайно задевает нижнюю погремушку. При этом начинает раскачиваться верхняя погремушка, повешенная для рассматривания. Малыш начинает сосредотачивать свой взгляд на верхней качающейся игрушке и рассматривать ее. Эту игру можно продолжать не более 5 минут, после чего нижнюю погремушку нужно убрать, а верхнюю поднять выше на расстояние 50 см. Игра более 5 минут утомляет малыша. Сразу же это может быть и незаметно. Но проявится позже, когда кроха вдруг станет капризничать. Лучше еще раз повторить эту игру после сна.

Любят месячные малыши и такую полезную для них игру. Нужно связать погремушку и колокольчик лентой. А два оставшихся конца этой ленты опустить вниз. Игрушки должны висеть так, чтобы одна из них была на расстоянии 15-18 см от глаз малыша, а другая на расстоянии 30-40 см. Поглаживая ладошку малыша, вкладывают в нее концы ленты. Ребенок, начиная двигать ручками, случайно приводит в движение и подвешенные за ленты погремушку и колокольчик. Это его очень радует. Игра также длится не более 5 минут. После чего одну игрушку убирают. А вторую поднимают выше на расстояние 50 см от малыша.

Задача развития №3.Развитие тактильной чувствительности

Для развития тактильной чувствительности в играх с месячным ребенком используют:

  • Игры с прикосновениями, в которых мама, говоря с ребенком гладит его разными лоскутками: шелк, бархат, флис, шерсть, вата.
  • Мамин массаж с пестушками, о котором мы уже говорили.

Задача развития №4: развитие слухового сосредоточения

Очень важно развивать слуховое внимание месячного ребенка: учить его искать источник звука, находящийся на расстоянии 40-50 см, поворачивая при этом голову к звуку. Можно использовать колокольчик, неваляшку, бубен, музыкальный треугольник, шаркунок.

  • Сначала музыкальная игрушка должна появляться всегда в одном и том же месте и двигаться в одну и ту же сторону по горизонтали.
  • Когда малыш научится следить за звучащей игрушкой с поворотом головы вправо и влево, можно усложнить задачу и, звуча игрушкой, обходить вокруг его кроватки. Это учит малыша следить за удаленным звучащим предметом. Можно не только звучать игрушкой, но и петь песенку, обходя вокруг кроватки малыша или разговаривать с ним ласково. Главное – чтобы был перемещающийся источник приятного для ребенка звука.
  • Когда малыш научится следить за перемещающимся удаленным источником звука, можно еще усложнить для него задачу — менять местонахождение музыкальной игрушки, стимулируя ребенка искать, откуда идет звук. Каждый раз звук будет появляться из нового места – оттуда, где ребенок не ожидал его.

Для этого упражнения можно использовать детские музыкальные инструменты, самодельные шумовые музыкальные инструменты – шаркунки (простейшие из них – это бутылочки, наполненные горохом и т.д.), музыкальную шкатулку с мелодией. Месячному ребенку можно уже и поставить прослушать спокойную колыбельную или народную плясовую (1-2 минуты), чтобы малыш определил, откуда слышится музыка и вслушался в нее.

Для проведения таких игр с малышом нужны музыкальные игрушки с мелодичным нерезким звучанием. В том числе с возраста в 1 месяц можно использовать и мягкие тканевые погремушки-бубенцы (бубенчик зашит в хлопковый чехольчик с синтепоном), которые привязывают к ручке или ножке малыша. Каждый раз, когда малыш будет двигать ручкой или ножкой, бубенцы начинают звенеть. После игры бубенчик снимают с ручки или ножки.

Задача развития №5: развитие мышечной системы умения удерживать голову

Очень важно заниматься с месячным малышом, развивая его мышечную систему и умение удерживать голову. Трудности удерживания головы объясняются ее большим размером по отношении к телу, ведь пропорции тела малыша существенно отличаются от пропорций тела взрослого человека. Для этого малыша до кормления нужно укладывать на животик на ровную твердую поверхность (стол, покрытый одеялом и т.д., но не мягкий диван!!!). При этом ребенка нужно поддерживать своей ладонью под нижней частью его грудки и говорить с ним, чтобы он поднял головку вверх на Ваш голос.

Такое упражнение нужно всем детям. Оно не только развивает нужные мышцы, но и облегчает боли от колик.

Малышу сложно лежать на животе и держать головку. Чтобы он полюбил это занятие, нужно его привлекать яркой игрушкой, чтобы ему захотелось поднять голову и рассматривать ее, передвигать игрушку в разных направлениях, вращать ее.

Как только младенец устает и начинает опускать голову, его нужно переворачивать на спинку. Такое упражнение надо проводить несколько раз в день. Также с возраста примерно 1,5 месяца полезно брать малыша на руки и держать его в вертикальном положении. Подробнее об умении держать голову, его развитии по месяцам у ребенка и об интересных играх и упражнениях для развития этого умения Вы можете прочитать в статье

Что нужно знать родителям о месячном ребенке: физическое развитие малыша

ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ: Физическое развитие ребенка в 1 месяц: рекомендации врача. Нормальные особенности ребенка в возрасте 1 месяц: чего не надо бояться, что нужно и не нужно делать (что показано и что противопоказано ребенку в 1 месяц).

Массаж ребенка в 1 месяц: рекомендации детского врача. Как подготовить место для массажа, какой массаж можно и полезно делать малышу дома, что показано и что противопоказано в возрасте 1 месяца. Почему нельзя использовать лосьоны и присыпки при массаже? Это очень важно знать! Очень толковое видео для мам! Рекомендую посмотреть, редко когда можно встретить столь хорошие видео.

Чему научится месячный ребенок к двум месяцам при благоприятном развитии:

  • Поворачивать голову вслед за движущейся игрушкой как вправо, так и влево.
  • Поворачивать голову на звук, раздающийся каждый раз в новом месте.
  • Поворачивать голову вслед за перемещающимся звучащим предметом.
  • Поворачивать голову в сторону голоса мамы.
  • Поворачивать голову в положении лежа на животе вслед за двигающейся звучащей игрушкой.
  • Прислушиваться к звукам в течение 5 секунд.
  • Тянуться к игрушке.
  • В положении лежа на животе удерживать голову более длительное время, чем в один месяц – минимум 5 секунд. В вертикальном положении на руках у мамы удерживать голову, но с трудом.Если Вы возьмете ребенка на руки и ненадолго уберете поддерживающую руку, то он сможет несколько секунд удерживать голову.
  • Легко выделять в пространстве взрослого и тот предмет, который ему показывают
  • Фиксировать взгляд на неподвижной игрушке в течение 20-25 секунд.
  • Следить за перемещающимся предметом, игрушкой, взрослым (в течение 10-20 секунд непрерывно) как из положения лежа на спине, так и из положения лежа на животе и из вертикального положения. При этом игрушка двигается в разных направлениях – горизонтально, вертикально, по кругу.
  • Рассматривать подвешенные в кроватку игрушки.
  • Улыбаться маме (длительно и эмоционально) и гулить при ласковом общении с мамой в ответ на обращение к нему, петь в гулении гласные звуки.
  • Гукать – произносить короткие гортанные звуки, в которых уже видны будущие звуки речи – кхы, гы, гу и т.д.
  • Цепко хватать взрослого за палец, вложенный в ладошку малыша. Цепко хватать любой другой предмет, вложенный мамой в ладошку.

Еще одна полезная статья о развитии малышей —