Картотека дидактических игр для развития мелкой моторики в первой младшей группе. Средства достижения поставленных задач

Организация: МБДОУ Д/С №8 «Зоряночка»

Населенный пункт: Ставропольский край, г. Ессентуки

Актуальность.

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передавать. Мало того, педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи.

М.М. Кольцова в работе «Ребенок учится говорить» указывает на то, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев - неиссякаемый источник творческой мысли, который питает мозг ребенка.

Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.

Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.

Больше всего на свете ребенок хочет двигаться, для него движения – есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут движения ребенка, тем глубже и осмысленнее станет его знакомство с миром.

Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику.

Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом. Работа по развитию мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей младшего дошкольного возраста; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.

Продолжительность проекта: с 19.09.2016г. – по 31.05.2017г.

Тип проекта: познавательно – игровой, творческий.

  • по количеству создателей – парный.
  • по количеству детей, вовлеченных в проект – групповой.
  • по продолжительности – долгосрочный.
  • по уровню контактов – на уровне образовательного учреждения.

Цель проекта:

Задачи проекта:

  • Формирование познавательной активности и творческого воображения детей.
  • Закрепление проговаривания стихов одновременно с движениями пальцев рук.
  • Развитие зрительного и слухового восприятия.
  • Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения.
  • Упражнение в умении выражать свое эмоциональное состояние, используя мимику и выразительные движения пальцев рук.
  • Создание у детей эмоционально- приподнятого настроения, увлечение детей сказочным сюжетом.
  • Воспитание усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.
  • Развитие чувства уверенности в себе.

Задачи для педагога:

  • подготовить методический материал по данной теме, картотеки игр для развития мелкой моторики рук, картотеки пальчиковых игр;
  • развивать мышцы пальцев рук с помощью различных игр;
  • для родителей показать способы и приёмы проведения пальчиковой гимнастики; показать игры для развития мелкой моторики рук;
  • развивать речь детей, расширять словарный запас.

Задачи для детей:

Задачи для родителей:

  • учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду;
  • создавать в семье благоприятные условия для проведения игр для развития мелкой моторики, пальчиковой гимнастики.

Участники проекта:

  • Воспитатели.
  • Дети первой младшей группы.
  • Родители и другие члены семьи.

Предполагаемый результат:

  • Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
  • Формирование речевых навыков у детей младшего возраста.
  • Интеллектуальное развитие детей;
  • Пополнение предметно-развивающей среды;
  • Обогащение родительского опыта в воспитании детей.

Мелкую моторику рук развивают:

  • Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок;
  • Массаж с растиранием пальчиков и массажерами для рук;
  • Народные игры с ладошками;
  • Игры с природным материалом;
  • Игры с предметами домашнего обихода;
  • Игры с песком и водой;
  • Пальчиковый театр;
  • Дидактические игры;
  • Занятия продуктивной деятельностью (рисование, лепка, аппликация).

Использование мелкой моторики в различных видах деятельности:

  • Продуктивная деятельность
  • Индивидуальная работа
  • Самостоятельная деятельность
  • Прогулка
  • Утренняя гимнастика
  • Самообслуживание
  • Логоритмика
  • Работа с родителями

Средства достижения поставленных задач:

  • применение пальчиковой гимнастики во время досуга детей;
  • использование пальчиковой гимнастики на занятиях, на прогулке и т. д.;
  • информационные листы для родителей;
  • разучивание стихов, потешек;
  • использование атрибутов к играм по развитию мелкой моторики рук.

Художественное слово.

Пальчиковые игры сопровождаются стихотворными текстами. Стихотворения в играх – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук имеет ряд преимуществ: речь ритмизируется движениями, делается более громкой, чёткой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Использование стихов в играх позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта – стихи привлекают внимание детей, легче и быстрее запоминаются.

Организация предметно-развивающей среды по мелкой моторике в группе.

Первое, с чем сталкивается ребёнок, попадая в группу – предметно-развивающая среда. В группе в свободном доступе должно находиться множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики. Это разнообразные мозаики; конструкторы разной формы, размеров, фактуры; различные пособия по расстёгиванию и застёгиванию пуговиц; несколько вариантов шнуровки.

Очень эффективны для развития руки и пальцев разнообразные мячики: колючие, рифлёные, мягкие. Это прекрасные атрибуты для массажа и самомассажа.

Атрибуты, имеющиеся в группе:

  • прищепки бельевые для развития координации движений пальцев рук (солнышко, ежик, елочка и др.);
  • клавиатура старого компьютера, кнопочного телефона для развития дифференцированных движений пальцев рук;
  • шаблоны (лекало) по лексическим темам для обведения, раскрашивания, штриховки;
  • игрушки из «киндер-сюрпризов» для вытаскивания из сухого бассейна;
  • сухие бассейны, наполненные фасолью или горохом, для самомассажа кистей;
  • грецкие орехи и шишки, шарики для массажа;
  • крупы разных сортов и нитки различного качества для выкладывания рисунков;
  • сетки для раковины и разноцветные ленточки;
  • «липучки» (картинки с липучкой на изнаночной стороне или магнитом);
  • макароны и шнурки для нанизывания или готовые шнуровки.

Этапы проекта:

I. Подготовительный этап. 19.09.2016 – 28.10.2016

  1. Определение темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.
  2. Изучение методической литературы по данной теме.
  3. Подготовка наглядного материала: письменных консультаций, стендов информации; современных, многофункциональных игр для развития мелкой моторики рук.
  4. Составление перспективного плана проведения игр для развития мелкой моторики рук детей, пальчиковой гимнастики с детьми.
  5. Разработка рекомендаций по проведению игр для развития мелкой моторики рук детей, пальчиковой гимнастики.

II. Основной этап реализации проекта. 1.11.2016 – 19.05.2017

  1. Обучение родителей проведению игр для развития мелкой моторики рук детей, пальчиковой гимнастики с ребенком;
  2. Включение пальчиковой гимнастики в конспекты занятий, комплексы утренней гимнастики, в сценарии утренников, в утренние и вечерние отрезки времени.

3. Тематическое планирование работы с родителями по проекту

Консультация «Ум на кончиках пальцев»;

Приобретение материалов для развития мелкой моторики;

Изготовление «Умного куба» и пособий к нему;

Совместное изготовление с детьми «дорожек»;

Фотовыставка «Гимнастика для пальчиков для девочек и мальчиков» (работа педагогов с детьми);

Консультация «Развитие мелкой моторики в продуктивных видах деятельности»;

Открытое мероприятие «Праздник веселого квадратика» с показом пальчиковой гимнастики;

Консультация «Пальчиковые игры»;

Родительское собрание «Развитие мелкой моторики». Презентация;

«В чём заключается влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей».

Выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей;

Консультации «Речь и пальчики», «Как проводить с ребёнком пальчиковые игры», «Пальчиковые шаги»;

Беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук»;

Дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы).

Перспективный план по обучению играм для развития мелкой моторики рук.

Мероприятие

Участники

Включение пальчиковой гимнастики и речевой в утренние и вечерние отрезки времени, в прогулки.

Воспитатель

Ежедневно

Включение пальчиковой гимнастики в конспекты занятий.

воспитатель

Ежедневно

Включение пальчиковой гимнастики в сценарии утренников

Воспитатель

Музыкальный руководитель

В течение года

Включение пальчиковой гимнастики в комплексы утренней гимнастики.

Воспитатель

Ежедневно

1.Знакомство с детьми, исследование моторной сферы.

2.Консультация для родителей: «Игры для пальчиков для девочек и мальчиков».

3.Игра пальчиковая «Вышла осень погулять…»

4.Игра пальчиковая «Мячик я в руках катаю…» (массажный мячик).

5.Игра пальчиковая «Я надену сапоги…»

6.Знакомство и игры с блоками Дьенеша.

7. Индивидуальные устные консультации «Речь и пальчики».

Воспитатель, Дети

Воспитатель, Родители

Воспитатель, Дети

Воспитатель, Дети

Воспитатель, Дети

Воспитатель, Дети

Воспитатель, Родители

Сентябрь

1.Оснащение группы нестандартным оборудованием по играм для развития мелкой моторики рук.

2.Привлечение родителей к изготовлению ковриков для развития у детей тактильной чувствительности.

3.Игра пальчиковая «Мой веселый круглый мяч…»

4.Игра пальчиковая «Семья».

5.Игра пальчиковая «Капуста…»

6.Игры с блоками Дьенеша: «Найди все фигуры, как эта» (по цвету, по размеру, по форме).

7.Игра с пластилином «Пластилиновый салат»

Воспитатель,

Родители

Воспитатель,

Родители

Воспитатель, Дети

Воспитатель, Дети

Воспитатель, Дети

Воспитатель, Дети

Воспитатель, Дети

1.Игры для развития мелкой моторики с использованием массажного мячика: «Бежит ежик по дорожке…».

2.«Девочки и мальчики прыгают как мячики…».

3.Игры с платочками: «Пальчики играли в прятки…»,

«Постираю чисто, с толком рубашку, кофту и футболку…».

4.Игры с использованием нестандартного оборудования, без стихотворного сопровождения:

«Разноцветные дорожки» (цветные нити, разноцветная мозаика).

«Открути и закрути».

«Ловкие ручки» (катушки из-под ниток, веревочки).

5.Консультация для родителей «Волшебные палочки».

6.Консультация для родителей на тему: «Игры с предметами домашнего обихода».

7.Беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук».

8. Игра с мозайкой «Дождик, дождик, лей, лей».

Воспитатель, Дети

Воспитатель, Дети

Воспитатель, Дети

Воспитатель, Дети

Воспитатель, Родители

Воспитатель, Родители

Воспитатель, Родители

Воспитатель, Дети

1.Разучивание с детьми игр - заводилок.

2. « Снег ложится на дома…»

3.Игра пальчиковая « Здравствуй, Дедушка Мороз!».

4.Консультация для родителей на тему: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

6. Игра с водой «Водичка».

Воспитатель, Дети

Воспитатель, Дети

Воспитатель, Дети

Воспитатель, Родители

Воспитатель, Родители

Воспитатель, Дети

1 .Оформление стенда для родителей «Игры для пальчиков для девочек и мальчиков».

2. Игра пальчиковая

« У меня есть голова…»

«1,2,3,4,5- тело будем изучать…»

«По шоссе идут машины…»

«На кроватке мы поспали…»

3.Оформление папки передвижки «Пальчиковые шаги».

4.Дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы).

5.Игра с бумагой «Как на горке - снег, снег…».

Воспитатель, Родители

Воспитатель, Дети

Воспитатель, Родители

Воспитатель, Родители

Воспитатель, Дети

1.Игры пальчиковые «Илья Муромец-Добрый молодец…»,

«Дятел дерево долбит: тук- тук- тук…»,

«Вот убрав царапки, кошка моет лапки…»,

«Котик серенький сидит…»,

«Погода сегодня холодная, погода сегодня нелетная…».

2. Игра на выкладывание «Подарок маме».

3.Игровой массаж «Поиграем с ручками"

4.Игры с Квадратом Воскобовича: «Косыночка-дорожка». Обучение способам складывания.

Воспитатель, Дети

Воспитатель, Дети

Воспитатель, Дети

Воспитатель, Дети

1.Сбор материала, изготовление оборудования и игр

3. Подведение итогов собрания.

Таким образом, развивать мелкую моторику рук можно не только в специально организованных условиях и на занятиях, с конкретными развивающими пособиями, но и в быту. Продуктивность занятия возрастет, если родитель не ограничится заданием и уйдет в другую комнату, а вместе с ребенком возьмется за решение совместной задачи. Стоит помнить, когда работа совершается вместе и в игровой форме, то любые вершины даются быстрее и проще. Так же не лишним будет напомнить: чем раньше будет начата работа по развитию мелкой моторики, тем раньше она начнет приносить свои плоды, тем проще ребенку будет расти, развиваться и овладевать новыми умениями.

Принятие решения собрания.

Вручение памяток по развитию мелкой моторики рук (приложение №2).

Приложение №1

«Расскажи стихи руками»

«Капуста»

Мы капусту рубим, рубим, (стучим ребром ладошки)

Мы морковку трем, трем, (трем кулачком по ладошке)

Мы купусту солим, солим,

Мы капусту жмем, жмем, жмем.

В бочки плотно набиваем (ладошками от себя)

И в подвалы выставляем. (ладошки в замок, качаем)

Ох и вкусная капуста! (погладить по животу)

«Апельсин»

Мы делили апельсин

Много нас, а он один

Эта долька для ежа, (складывать пальчики в кулачок)

Эта долька для чижа,

Эта долька для котят,

Эта долька для утят,

Это долька для бобра,

А для волка - кожура! (встряхнуть кистями рук)

«Машина»

Би-би-би гудит машина (стучим кулачками)

Тук-тук-тук мотор стучит (хлопаем ладошками)

Едем, едем. едем. едем (топаем ногами)

Шины трутся о дорогу (трем ладошками)

Шу-шу-шу они шуршат

Быстро крутятся колеса (покрутить руками перед собой)

Та-та-та они спешат!

«Дом»

На полянке дом стоит, (ладошки вместе домиком)

Ну а к дому путь закрыт.(поворачиваем ладошки)

Мы ворота открываем (открываем ладошки)

В гости всех вас приглашаем!(махаем ладошками)

«Тук да тук»

Тук да тук, тук да тук

Раздаётся всё вокруг (стучим кулачками)

Строим дом, дом большой (руки над головой)

И с крылечком и с трубой!(рука влево, другая рука вверх)

«Комар»

Летит муха вокруг уха, ж-ж-ж,

Летят осы вокруг носа, с-с-с-с,

Летит комар, на лоб - оп,

А мы его хлоп и к уху, з-з-з-з

Отпустим комара? Отпустим!

«Прогулка»

Раз, два, три, четыре, пять

Мы во двор пошли гулять (шагаем пальчиками)

Бабу снежную лепили (лепим руками комок)

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались, (правой ладошкой катаемся с левой)

А еще в снегу валялись (переворачивать ладошки)

Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)

Суп поели, (едим суп)

Спать легли (ладошки под щечку)!

«Строим стенку»

Строим стенку (ставим ладонь на ладонь)

Выше, выше, выше, выше

Добрались уже до крыши (соединяем ладони над головой)

Прорубили мы окошко (соединяем указательные и большие)

И дверцу для кошки (кистями рук показываем дверцы)

И дырочку для мышки (из пальчиков -колечко)

Пи-пи-пи-пи-пи!

Приложение №2

по развитию мелкой моторики рук у малышей с использованием подручного материала

Уважаемые родители!

Многие из вас слышали о том, что очень важно развивать у ребенка «мелкую моторику рук». О том, что мелкая моторика напрямую связана с развитием речи. Да, действительно, нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Это, прежде всего, определяется расположением в головном мозге моторной речевой зоны, которая практически является частью двигательной области. Известно, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.

Предлагаем вам наиболее простейшие упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук ваших детей, которые можно провести, практически не отрываясь от домашних дел.

Вы можете предложить своим детям выполнить следующие упражнения:

«Разложим по порядку»

Высыпьте в мисочку бусинки двух цветов (примерно по 5-7 бусинок каждого цвета) и справа от мисочки поставьте два блюдца. Предложите: «Давай в одно блюдце сложим все красные бусинки, а в другое - все зеленые». Чтобы оживить игру, скажите, например, что это угощенье для мишки и зайки, причем мишка любит только вишни, а зайка - только крыжовник. Перекладывать бусинки надо по одной, беря тремя пальцами (покажите). Если какие-то бусинки упадут на стол, попросите подобрать их с помощью совочка. Обязательно доведите работу до конца - этот навык очень важен. Поэтому на первых порах берите меньше бусинок.

«Волшебное сито»

Скажите: «В этой чашке перемешаны рис и манка (покажите отдельно крупицы риса и манки). Как выбрать отсюда все рисовые зернышки? Это трудно сделать даже твоими маленькими и ловкими пальцами. Но тебе поможет сито!» Отделение одной крупы от другой похоже для ребенка на фокус. Объясните, почему так получается, насыпав в сито сначала чистую манку, а потом - рис. Просеянный рис надо пересыпать в приготовленную тарелку. Порадуйтесь вместе с малышом достигнутому результату.

«Выловим из воды»

Налейте в миску воду и бросьте туда несколько мелких предметов: кусочки пробки, веточек и т.п. Предложите малышу с помощью маленького сита с ручкой выловить все эти предметы и сложить их в тарелку, стоящую на подносе справа от миски.

«Не просыпь и не пролей»

Сначала насыпьте в кувшин немного крупы и покажите малышу, как, держа кувшин правой рукой и придерживая левой, пересыпать крупу в стакан, стоящий слева от кувшина. (Все просыпанные зерна ребенок должен смести щеткой в совок.) Не забудьте сдержанно похвалить ребенка, если он аккуратно убрал. Переходить к переливанию следует только тогда, когда ребенок хорошо освоит пересыпание. Помогите начать и закончить переливание - это для него труднее всего. Покажите, как собрать разлитую воду губкой.

«Лепим колобки, колбаски и блинчики»

Дайте малышу небольшой размятый кусочек пластилина. Предложите приготовить праздничный обед для кукол. Покажите, как делать «колобки» (скатывать шарики), «колбаски» и «блинчики». Потом из этих «заготовок» можно «собрать» фигуры людей и животных. Помогая ребенку, не сковывайте его фантазию - победите соблазн лепить вместо него.

«Открой и закрой»

Придумайте игру: например, малыш может быть врачом, у которого много баночек с лекарствами. Поставьте перед ребенком несколько маленьких баночек с закрытыми крышками (банки должны отличаться размером и формой). Предложите открыть все баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки.

«Была лужа - и нет ее»

Это упражнение имеет большое воспитательное значение: ребенок, пролив что-либо, сможет убрать за собой. Сначала научите малыша переносить губкой воду из одной тарелки в другую. Поставьте на поднос две тарелки: слева с небольшим количеством воды, справа - пустую. Покажите, как пользоваться губкой, набирая ею воду в одной тарелке и отжимая над другой. Затем пролейте немного воды на поднос и покажите, как вытереть лужу, собрав ее губкой.

«Смети, но не просыпь!»

Этот навык малыш может использовать каждый день, помогая убирать со стола. Он будет рад тому, что у него, как у взрослого, есть своя обязанность. Покажите ребенку, как держать щетку правой рукой, как сметать ею со стола, как подставлять совок, чтобы мусор не падал на пол. Яркий или темный кант по краю совка поможет в этом: совок надо подводить под крышку стола так, чтобы канта не было видно - тогда на пол ничего не просыплется.

«Ну-ка, вылови»

Поставьте на поднос две тарелки: слева - глубокую, а справа - мелкую. В глубокую тарелку налейте воды и бросьте несколько мелких плавающих предметов. Предложите малышу выловить их по одному ложкой и переложить мелкую тарелку. Вначале помогите ему, слегка направляя его руку. Следите, чтобы ребенок правильно держал ложку. Важно довести упражнение до конца: все предметы перенести в мелкую тарелку, а пролитую воду - собрать губкой.

«Пересыпаем ложкой»

Поставьте на поднос две чашки: слева - чашку с крупой, а справа - пустую. Вначале, двигая рукой ребенка, покажите, как набрать неполную ложку крупы, дождаться, чтобы крупа перестала сыпаться с ложки, и, плавно двигая рукой, перенести ложку к правой чашке и опрокинуть над ней. Помогите малышу набрать крупу, когда ее останется мало (подскажите, что надо нагнуть чашку левой рукой). Полезно сочетать это упражнение с размешиванием. Например, ребенок может сам насыпать сахар в чай и размешать его.

«Посыпаем дорожки»

Предложите ребенку посыпать «песком» (манкой, пшеном) дорожку на столе шириной 3-5см. Ограничьте ее чем-либо, например, полосками бумаги. Поиграйте: дорожка может идти от одного выложенного из спичек домика к другому. Песок надо сыпать тремя пальцами (сложив их «щепоткой»), не выходя за края дорожки. Играя во дворе, можно делать дорожку между двумя палочками т.п.

Маленькие дети очень любят «запихивать» разные предметы в дырочки. Просто возьмите жестяную или пластмассовую банку с пластмассовой крышкой (от кофе, чипсов и т.д.) или картонную коробку. Проделайте в крышке отверстия (одно или несколько), соответствующие предметам для вкладывания и игрушка готова. Вкладышами могут служить: небольшие шарики, например, от пинг-понга; коробочки от «киндер-сюрпризов»; крупные и средние бусины, пуговицы, монетки; карандаши, крышки от старых фломастеров; фасолины, горошины; кубики, кирпичики, другие детали от строительного набора; детали любых конструкторов, детали от пирамидок; любые фигуры, вырезанные из пенеплена (туристический коврик).

Как только малыш освоил игрушку или она ему надоела - уберите ее или отдайте соседям. Сделайте новую игрушку - ее изготовление не отнимет у вас много времени. Чем больше разнообразных по форме и размеру предметов он будет проталкивать в отверстия, тем лучше. Желаем вам удачи!

Приложение 3 Анкета для родителей « Что такое мелкая моторика? Как её развивать? ».

Вот и стал Ваш ребенок воспитанником детского сада. Он посещает наше дошкольное учреждение, где ему приходится на некоторое время оставаться без Вас. Мы хотим помогать малышу в Ваше отсутствие шагать по тропинке развития. А для этого нам необходимо лучше узнать и понять Вашего малыша. Поэтому просим Вас ответить на некоторые вопросы в рамках темы «Что такое мелкая моторика? Как её развивать?».

Ваши ответы помогут нам сориентироваться в том, чем мы сможем помочь Вам и Вашему малышу.

1. ФИО заполняющего анкету

2. Фамилия, имя ребёнка (заполняется по желанию) _____________________________________________________________________________________

3. Знаете ли Вы, что значит развивать мелкую моторику рук детей? (нужное подчеркните)

4. Считаете ли Вы утверждение о том, что важно развивать мелкую моторику рук детей правильным? Почему? (нужное подчеркните)

Да, потому что…___________________________________________________________

Нет, потому что…__________________________________________________________

Затрудняюсь ответить.

5. Знаете ли Вы как это делать? (нужное подчеркните)

Знаю. Смутно представляю. Не знаю.

6. Какие способы развития мелкой моторики рук Вы знаете? Какие используете в своей практике? (перечислите) _____________________________________________________________________________________________

7. Имеются ли дома у Вас специальные пособия, игры, литература по данной теме?

(нужное подчеркните)

8. Что из ниже перечисленного есть в арсенале Вашего малыша? (нужное подчеркните)

Шнуровки.

Вкладыши.

Кубики (пластмассовые или деревянные).

Мелкий конструктор.

Дидактические кубы.

Мозаики.

Пазлы, разрезные картинки.

Пирамидки.

Дидактические игрушки с застегивающимися, завязывающимися и прилипающими элементами («молнией», пуговицами, шнуровками, кнопками, «липучками»).

Специальная детская литература с пальчиковыми играми.

9. Доступно ли малышу в самостоятельной деятельности манипулирование с пустыми пластмассовыми флаконами, пузырьками? (нужное подчеркните)

Да. Иногда. Нет.

10. Имеется ли у ребенка возможность играть с мелкими предметами, такими как пуговицы, бусины, пробки? (нужное подчеркните)

Да. Иногда. Нет.

11. Разрешаете ли Вы малышу играть в так называемые «игры на кухне» (перебирание и пересыпание круп, «возня» с тестом и т.п.) (нужное подчеркните)

Да. Иногда. Нет.

12. Какие развивающие игры предпочитаете покупать малышу Вы? (перечислите). ___________________________________________________________________________________________

13. Укажите ведущую руку Вашего малыша (нужное подчеркните)

Правая. Левая. Обе. Затрудняюсь ответить.

14. Поделитесь, пожалуйста, Вашим мнением по вопросу «Какие средства развития и активизации речи детей Вы знаете» (помимо стимулирования и развития мелкой моторики рук) _________________________________________________________________________

14. Мы будем рады, если Вы поделитесь с нами Вашим опытом и предлагаем принять участие в родительском собрании на тему: «Развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования у детей раннего возраста », которое состоится …

15. Задавайте вопросы. Мы вместе найдем решение

Уважаемые родители!

Мы хотим, чтобы Вы понимали, что ни один, даже самый замечательный детский сад, не может сделать для Ваших детей всё. Детский сад призван помочь Вам, а не заменить Вас. Без Вашей помощи просто нельзя.

Спасибо за уделенное нам внимание. Надеемся на взаимопонимание!

Картотека игр

Мелкая моторика

Младшая группа

Сентябрь «Ходит осень по дорожке»

1 неделя: «Как живёшь?»

Как живёшь? Вот так! Показать большой палец.

Как идёшь? Вот так! Пошагать двумя пальцами одной руки по ладони другой. Как берёшь? Вот так! Тремя пальцами.

Как даёшь? Вот так! Раскрытой ладонью.

Как грозишь? Вот так! Указательным пальцем.

Ночью спишь? Вот так! Все пальцы сложить и положить на них голову.

Ждёшь обед? Вот так! Кулачок под щёки.

А шалишь? Вот так! Надуть щёки и ударить по ним ладошками.

2 неделя: Пять весёлых капелек по земле стучат,

Пять весёлых капелек земле говорят:

Том – том – том – том!

Тим – тим – тим – тим!

Тик – тик – тик – тик!

Тип – тип – тип – тип!

Дети повторяют движения и слова. Постукивают по коленям: пальцами, указательными, средними, безымянными, мизинцами. Повторяют движения на полу, в воздухе. Можно выполнять постукивающие движения пальцами обеих рук по плечам, по ногам, по полу.

3 неделя: «Осенний букет»

Пошли пальчики гулять «Пробегают» пальчиками по бедрам к коленям.

Стали листья собирать: Поочередно прикасаются

Красный листик, желтый подушечками пальцев, начиная

Листик… с указательного, к большому.

Один, два, три, четыре, пять! на одной руке.

Сколько листиков собрали? Протягивают вперед ладошки.

С листьями осенними Поднимают вверх одну руку, широко раздвинув пальцы.

Будем мы играть.

4 неделя: «Кто какой на ощупь»

Попросить ребёнка сказать, какого человека напоминает та или иная карточка. Здесь могут быть самые разнообразные ассоциации. Цель: Способствовать запоминанию ощущений от прикосновения к различным поверхностям, учить находить точные слова для определения своих ощущений.

Октябрь «Разноцветный мир вокруг»

1 неделя: Как у нас семья большая (Ритмичные хлопки в ладоши и удары кулачками попеременно.)

Да веселая.

Два у лавки стоят, (Загнуть большие пальцы на обеих руках.)

Два учиться хотят, (Загнуть указательные пальцы на обеих руках.)

Два Степана у сметаны (Загнуть средние пальцы.)

Объедаются.

Две Дашки у кашки (Загнуть безымянные пальцы.)

Питаются.

Две Ульки в люльке (Загнуть мизинцы.)

Качаются.

2 неделя: «Золушка»

Насыпаем фасоль и горох (или разные виды макарон) в одну и ту же емкость и попросите ребенка отделить одно от другого.

3 неделя: «Собери матрёшку»

Цель: научить выполнять простые действия с предметами, различающихся по величине, развивать моторику рук, координацию движений.

Описание игры.

Воспитатель показывает матрёшку, слегка встряхивая её. В ней что-то гремит. Воспитатель открывает матрёшку и достаёт вкладыш. Обе матрёшки ставит рядом и говорит: «Матрёшки красивые, но разные -большая и маленькая» Достав ещё одну матрёшку, воспитатель выстраивает все три предмета в один ряд и подчёркивает разницу в величине. Дети рассматривают матрёшек.

Затем воспитатель собирает матрёшку в обратном порядке: в среднюю прячется маленькая. Затем воспитатель открывает большую матрёшку и прячет в неё среднюю.

После предварительного показа детям раздаётся индивидуальный материал для самостоятельной работы.

4 неделя: «Нанизываем кольца»

Формировать умение нанизывать кольца на стержни;

Развивать глазомер;

Знакомить с цветом.

Пособия: пирамидки разных размеров.

Ноябрь «Конец осени – начало зимы»

1 неделя: « Водичка – водичка!»

Цель: обратить внимание на различные объемы сосудов. В игре малыш развивает мелкую моторику рук, координацию движений, понятие «много-мало».

Оборудование: поднос, мерный стакан с отметкой уровня воды, сосуд с большим (маленьким) отверстием, можно шире или уже мерного стакана (больше или меньше мерного стакана), банки различных объемов, тряпка.

Подкрасьте воду пищевой краской. Налейте воду в мерный стакан до отметки. Мерный стакан и сосуд поставьте рядом друг с другом, чтобы было видно, на каком уровне вода в одном из сосудов. Покажите ребенку, как переливать воду. Если сосуд больше мерного стакана, то вода его не заполнит полностью. Если меньше, вода не поместится в сосуд и т.д. Показывая, как вы переливаете воду из мерного стакана в сосуд, важно научить ребенка понимать, что не все сосуды бывают одинаковыми.

В заключение упражнение можно варьировать, взяв большее число сосудов или сосуд с другими свойствами, например, с маленьким отверстием.

2 неделя: «Колючий еж»

Цель: развитие мелкой моторики с помощью традиционных и нетрадиционных методов;

Маленький колючий ёж,

До чего же ты хорош! (сжимание и разжимание пальчиков).

Ребята, снегирь говорит мне, что маленькие ежата потеряли свои колючки, они могут замёрзнуть. Давайте поможем им и прицепим колючки. (Воспитатель предлагает подойти к столу и выполнить задание с прищепками). «Прицепим колючки ежатам». Молодцы, вы быстро справились с заданием. Поставьте ежат под елочку.

3 неделя: «Найди и назови животное»

Описание: детям предлагаются карточки с изображением домашних и диких животных и маленькие муляжи (игрушки) животных. Ребенку необходимо правильно подобрать животное к каждой картинке, проговаривая при этом стихотворение.

4 неделя: «Веселая гусеница»

Цель: выявить влияние пальчиковой гимнастики и других пальчиковых игр на активизацию речи младших дошкольников.

Описание: выкладывание цветных пробок по заданному образцу с проговариванием стихотворения.

Выкладывали картинки на магнитную доску, составляли узоры из мозаики.

5 неделя: «Лабиринт»

Цель: выявить влияние пальчиковой гимнастики и других пальчиковых игр на активизацию речи младших дошкольников.

Описание: передвигание разноцветных бусин по направляющим дорожкам с проговариванием стихотворения.

«Мы играем в паровоз, Погудим немного. Ничего, что нет колес, Зато есть дорога!»

Декабрь «Здравствуй, гостья Зима!»

1 неделя: «Умные шнурочки»

Цель: выявить влияние пальчиковой гимнастики и других пальчиковых игр на активизацию речи младших дошкольников.

Описание: используя цветные шнурки ребенок продевает их в отверстия, составляет узор. Или нанизывает на цветной шнурок деревянные бусины разного цвета и формы, составляя бусы.

2 неделя: « Застегиваем и растегиваем!»

Цель: развитие мелкой моторики рук и координации движений. Помощь в приобретении самостоятельности.

Оборудование: «рамочки» с застежками. Их можно купить, а можно сделать самому.

Нам необходима деревянная рамка, обтянутая тканью из двух половинок, с внутренней стороны которой пришиты различные замочки: тесемки, пуговицы, кнопки, молнии, крючки и петли, застежки из ремешков.

Показываем ребенку, как завязать бантик, или застегнуть пуговицу, втянуть шнурочек.

Завязывание банта - очень сложное действие. Вам придется повторить это упражнение много раз, прежде чем малыш его освоит. Когда у малыша получилось застегнуть все застежки и завязать бантики на рамке, можно попробовать завязать бант на своей одежде или на одежде другого ребенка.

3 неделя: « Строим башню!»

Оборудование: кубики разных размеров.

Цель: формирование понятий "большой" - "маленький", большой - больше - самый большой, маленький - меньше - самый маленький, самый большой - самый маленький.

Эта игра развивает мелкую моторику рук, координацию движений и умение упорядочивать предметы.

Вы можете играть в детской комнате на ковре, но желательно, чтобы ковер отличался по цвету от кубиков.

Берем одной рукой самый большой куб и ставит его перед ребенком, затем берет следующий по величине куб и ставит точно сверху на первый.

Обычно, малыши берут самый большой куб обеими руками. Обхватывая и сжимая кубики в руках, дети учатся различать размеры. При этом надо обратить их внимание на равные промежутки между боковыми гранями меньшего и большего кубов и на целенаправленность действий при построении башни.

Так, по порядку уменьшения размеров, кубики ставятся друг на друга, и получается башня. Мы можем руками провести по боковым граням башни снизу вверх и сверху вниз. После этого ребенку становится понятной закономерность изменения величин.

Башню разбирают и малыш сможет самостоятельно повторить это занятие.

Эти же кубики можно выстраивать на полу: большой – самый маленький, самый маленький – большой.

4 неделя: «Коробочки и прищепки»

Оборудование: коробочки разных размеров и цветов, а так же прищепки разного цвета, желательно с объектами, например, животными.

Цель: научить малыша сортировать предметы по размер и цвету. Эта игра развивает мелкую моторику рук, координацию движений и умение упорядочивать предметы.

Показываем малышу 3-5 коробочек разного цвета: желтую, красную, синюю, зеленую, оранжевую… Рассказываем «сказку» о замечательных друзьях, которые любят жить в коробочках только своего цвета. Например, солнышко на синей прищепке любит домик синего цвета. Размещаем солнышко на место. Ребенок наблюдает и пробует выполнять сортировку самостоятельно. Кроме того, коробочки можно сортировать по размеру и по цвету.

Январь «Наши любимые игры, игрушки, занятия»

1 неделя: Каникулы.

2 неделя: «Развиваем осязание!»

Оборудование: парные прямоугольные картонные поверхности с различными сенсорными поверхностями. Для этой цели можно использовать бумагу разной текстуры, наждачную бумагу с разным размером крошки, наклеенные на поверхность бисер, кружева, материал и пр.

Цель: развитие осязания, сортировка, узнать различные качества шершавых поверхностей. Эта игра развивает мелкую моторику рук.

Играть можно и с закрытыми глазами. Пытаться на ощупь определить похожие материалы и сортировать парами.

Для нетренированного ребенка число пар можно уменьшить. Это упражнение малыш делает с открытыми глазами очень быстро, так как каждая пара отличается от другой также по цвету.

Подчеркивайте так же понятия: крупный - мелкий, крупный - крупнее - самый крупный, мелкий - мельче - самый мелкий.

3 неделя : «Пошумим!»

Оборудование: парные коробочки, с одинаковым содержимым. Шумовая шкала коробочек охватывает шумы от тихого до громкого. Они заполнены различными материалами и при сотрясении издают разные шумы. Так образом у нас будет 12 коробочек, пары которых будут содержать наполнители с различными звуками: тихий – громкий.

Цель: развивать восприятие разных звуков. Игра развивает мелкую моторику рук, слуховую память, готовит к восприятию музыки.

Берем коробочку, трясет ее вверх и вниз и внимательно прислушивается к шуму. Так ребенка обучают технике сотрясения. При повторении малыш может закрыть глаза и послушать шум.

Через поочередное сотрясение малыш сравнивает коробочки между собой. Если шумы обеих коробочек не совпадают, он ставит назад одну коробочку несколько в стороне от остальных. Упражнение повторяется с другими коробочками той же серии. Это продолжается до тех пор, пока не будет найдена коробочка с таким же шумом.

4 неделя: «Яркие бусины»

Оборудование: крупные разноцветные бусины, или разноцветные камешки. Чайная ложка, тарелки.

Цель: развивать восприятие разных цветов и размеров. Учиться сортировать объекты. Игра развивает мелкую моторику рук, развивает понятие размера и цвета.

Внимание! Будьте осторожны с мелкими объектами для детей до 3 лет.

Смешиваем бусины или камешки (разных цветов или размеров) в одной тарелке.

Цель нашей игры – рассортировать бусины по цветам, по разным тарелкам с помощью чайной ложки.

Февраль «Мы поздравляем наших пап»

1 неделя: «Светофор»

Цель: развитие сенсорного восприятия.

Оборудование: пластиковые бутылки с отвинчивающимися крышками.

Дети рассматривают цветные крышечки - сигналы светофора и на вопрос Кати «Как сделать правильный светофор?» ребенок делает выбор нужных крышечек, подтверждая свой выбор, проговорив правильное расположение сигналов светофора или сравнив с макетом светофора, и навинчивает их на мини тренажер.

2 неделя: «Волшебный мешочек»

Цель: развитие тонкой моторики рук и тактильной чувствительности.

Различные предметы складываются в мешочек, затем ребенок с закрытыми глазами, на ощупь должен отгадать какой это предмет.

(Если дети затрудняются в определении предмета на ощупь, то предварительно можно продемонстрировать, что находится в мешочке.)

3 неделя: « Мозаика»

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук; развивать мышление, фантазию; воспитывать аккуратность, усидчивость.

Воспитатель даёт детям несколько предметов одного вида (ракушки, горох, фасоль, рис и т. д.) и предлагает выложить из них, например, снежинку, цветок, грибок, квадрат, круг. Дети выполняют задание. Можно играть в виде соревнования: кто быстрее соберёт фигуру или кто лучше (красивее).

4 неделя: «Построим дом для зайчика»

«Снежный зайчик придет, а жить ему негде.»

5 неделя: «Часовщик»

Задачи: умение пользоваться пинцетом для перекладывания предметов.

Цель: развитие тонких движений пальцев, координации движений.

Материал: платформа с ячейками для бус, пинцет, чашка с бусами.

Ход игры: ребёнок ставит перед собой маленький поднос, на котором лежит платформа с ячейками для бус, пинцет и стоит чашка с бусами. Он берёт в руки пинцет и, аккуратно захватывая концами бусинку, кладёт её в ячейку. Так постепенно он перекладывает все бусины из чашки на платформу.

Это упражнение особенно хорошо тренирует координацию пальцев руки. Он требует предельной концентрации внимания. Заметим, что материал имеет внутренний контроль. Если ребёнок неловко работал пинцетом и бусина упала на поднос, он всегда может увидеть это и исправить ошибку. Работа требует большой точности в движениях.

Март «Поздравь мамочку!»

1 неделя: «Соберем бусы»

Цели: развить мелкую моторику пальцев рук; закрепить восприятие формы, цвета.

Оборудование: шнурки, бусинки разных размеров и цветов. Дети собирают бусы, чтобы украсить снежную бабу на участке.

2 неделя: «Собери картинку».

Цели: научить составлять целое из частей; сформировать умение видеть целостный образ по части; развить ориентировку на плоскости, речь

3 неделя: «Гвозди»

Цель: развивать мышление, память, мелкую моторику, координацию движений. Согласование слов и движений.

Бом, бом, бом, бом,

По гвоздям бьем молотком.

Гвозди не вбиваются,

Только загибаются.

Одна рука - «молоток» (сжатый кулак). Вторая рука - «гвозди» (раскрытая ладонь с растопыренными пальцами). Молоток-кулачок стучит по каждому гвоздю-пальчику, который после удара сгибается.

Значит клещи надо взять,

Будем гвозди забивать.

Я тянул, тянул, тянул,

Все я гвозди разогнул.

Пальцы-гвозди все согнуты. Пальцы другой руки - клещи (смыкаются и размыкаются большой и указательный пальцы). Клещами поочередно тянем и распрямляем все пальцы-гвозди.

4 неделя: Игра с прищепками «Птичка»

Цель: развивать мышление, мелкую моторику, координацию движений.

Прикрепите птичке прищепки так, чтобы у нее появился клюв, лапки и красивый хвостик.

Апрель «Встреча весны»

1 неделя: «Цветные капли»

Цель: развитие движений пальцев рук, концентрации внимания, координации движений, подготовка руки к письму. Эта игра также позволяет ребёнку тренироваться в сопоставлении и различении цветов.

Оборудование: формочка для льда с ячейками. Первые ячейки обозначьте фломастером красного цвета. Вторые ячейки синего цвета, а последние- жёлтого цвета. Три пузырька - с водой своего цвета. Три пипетки с колпачками из тугой резины, которые надо вставить в пузырьки. Маленькая губка.

Ребёнок приносит материал на рабочий стол и начинает по капле переносить воду из пузырьков в ячейки платформы, постепенно наполняя их водой. Затем с помощью пипеток он вновь переносит воду в пузырьки. После окончания игры ребёнок губкой должен собрать нечаянно пролитую воду и убрать всё остальное.

2 неделя: «Поиск предметов в миске с крупой»

Цель: Развивать тактильные чувства кончиков пальцев рук.

Детям необычайно приятно возится, копаться в большом количестве однородного материала, пропуская крупу или песок через пальцы, отыскивая спрятанные в ней камушки или мелкие игрушки. Это благотворно на их психику, малыши успокаиваются, сосредотачиваются на поиске сюрпризов и учатся концентрации внимания и аккуратности.

Оборудование: Глубокая устойчивая миска, заполненная какой- либо крупой; несколько маленьких предметов - игрушки, камушки 9 предметы надо периодически менять, чтобы поддержать интерес и любопытство ребёнка).

Описание игры.

Воспитатель и малыш приносят материал на стол. Погружаем свои руки в крупу и побуждаем малыша к этому же действию. «Неожиданно» находим спрятанный предмет и ставим его на стол. Просим малыша найти и остальные спрятанные предметы. Показываем, как можно спрятать предмет обратно в крупу, закопав его. Заостряем внимание ребёнка на особой аккуратности- крупы на столе быть не должны. Если вдруг часть крупы случайно просыпалась- необходимо её убрать с помощью щётки для стола.

3 неделя: «Игра с мыльными пузырями»

Цель: Развивать самостоятельность, сосредоточенность, точность движений и правильность в последовательности действий.

Ребёнок учится делать мыльную смесь и выдувать мыльные пузыри.

Материал: поднос, на нём маленькая миска, тёрка, маленькая ложка, одноразовые трубочки для сока, губка для вытирания пролитой воды.

Описание игры.

Дети и воспитательница приносят материал на стол. Достаём мыло из мыльницы и немного натираем его на тёрке, мыло кладём обратно в мыльницу. С помощью ложки перекладываем мыльный порошок в миску. Наливаем в стакан воды и добавляем воду к мыльному порошку. Размешиваем смесь ложкой до полного растворения мыльной крошки в воде. Достаём одноразовую соломинку из упаковки и, опустив один его конец полностью в миску, дуем (осторожно: вдыхаем носом, а выдыхаем ртом воздух через трубочку). Наблюдаем за образованием красивых мыльных пузырей. Обращаем внимание детей на то, что пузыри не должны «убегать» из миски, когда пузырей уже много, вынимаем трубочку и дуем на пузыри просто воздухом. Они лопаются! По окончании игры миска моется под краном, трубочка выбрасывается.

4 неделя: «Подснежник».

Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук, сгибательные и разгибательные движения кистей рук.

Оборудование: картинка с изображением подснежника, прищепки синего, зелёного и белого цвета.

Ход игры:

Начните игру с рассматривания картинки о весне, где обязательно изображён подснежник: «Наступила весна, растаял снег, и вот стали появляться первые подснежники. Какие они красивые, белые, синие. Давайте вместе с вами соберём подснежники из прищепок, нанизывая одну прищепку на другую. Для стебелька и листиков использовать зелёные прищепки, для бутона белые или синие, по желанию детей.

Май «Весна идет – навстречу лету!»

1 неделя: «Пчёлки».

Цель: развивать подражательные и соотносящие движения рук.

Оборудование: пельменница.

Для игры возьмите пельменницу. В этом кухонном приспособлении ячейки по форме похожи на пчелиные соты. Педагог предлагает ребёнку изображать рукой пчёлку и пальчиком как бы залетать в каждую «соту»:

А в пельменнице моей

Сто ячеек для зверей.

Эти звери – пчёлки-медовушки,

Каждой пчёлке – по своей избушке.

2 неделя: «Воздушные шары»

Цели: закрепить знания о шести цветах спектра путем подбора цветов по образцу; активизировать словарь: красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый; развить мелкую моторику.

Оборудование: шесть воздушных шаров и шесть лент такого же цвета.

Дети подбирают к шарику ленту такого же цвета и привязывают ее к шарику.

Педагог говорит детям, что хотела украсить волшебную страну воздушными шарами, но они разлетелись в разные стороны. Просит детей помочь ей привязать ленты к шарикам.

3 неделя: «Построим дом для зайчика»

Цели: развить конструктивные умения детей, способность по показу строить простые конструкции, радоваться результатам; закрепить в речи название деталей, глагольные формы; развить моторику, умение соотносить движения со словами.

Оборудование: мелкий строительный материал.

4 неделя: «Завязывание и развязывание бантиков»

Цель: овладение умением завязывать и развязывать шнурки и бантики. В то же время ребёнок учится точным движением пальцев, последовательности операций и сосредоточен на каждом шаге работы. В этом контексте завязывания и развязывания на рамках, как и застёгивание пуговиц и пряжек, косвенно готовят ребёнка к освоению процесса письма.

Оборудование: деревянная рамка, на которой прикреплены две половинки ткани, соединённые красными и белыми бантиками. Всего бантиков пять.

Как работать с материалом.

Развязывание. Ребёнок начинает развязывать верхний бантик и работает всегда сверху вниз. Он берётся за концы ленточки двумя руками и растягивает их в стороны. Верхний бантик, а за ним и все остальные – развязаны. Теперь подденем указательным пальцем узелки, начиная с верхнего, движением вперёд развязываем и их. Концы ленты расправим по сторонам и отогнём половинки ткани, чтобы отметить, что банты и узелки развязаны полностью.

Завязывание. Половинки ткани соединим к центру. Возьмёмся за концы верхней тесьмы, и перекинем их в противоположные стороны. Указательным пальцем

Левой руки сдвинем ленту и образуем из неё большую петлю. Правой рукой обведём другой конец ленты вокруг этой петли по часовой стрелке и просунем его в отверстие. Растянем концы ленты в стороны. Узелок завязан. Также завяжем остальные узлы, двигаясь сверху вниз. Теперь приступаем к завязыванию бантов. Будем поступать точно также, как с узлами, но петли из концов ленты будем делать узкие, собранные к основанию банта. При этом вторая петля аккуратно вытаскивается из-под первой и сам бантик выравнивается.

5 неделя: «Лето»

Цель: учить сюжетным пальчиковым упражнениям, развивать внимание, память, ориентировку в пространстве, быстроту.

(загибаются пальцы по одному на каждый счет)

Вот за что люблю я лето?

Лето солнышком согрето.

Два – в лесу растет трава.

Три – ромашки – посмотри!

А четыре - это лес,

Полный сказок и чудес.

Пять – купались мы опять.

Шесть – пора грибов поесть.

Семь – малины я поем.

Восемь – сено мы покосим.

Девять – бабушка идет,

Землянику нам несет.

Десять – все вокруг в листву одето.

Вот за что люблю я лето!)

Тематическая

Картотека

Дидактических игр для

Развития мелкой моторики.

Составитель:

Воспитатель: Кишиева З.С.


Карточка №1

«Переложи игрушки» Цель : развитие мелкой моторики рук, кончиков пальцев рук, внимания, развитие и тренировка координации движений пальцев. Задача : заполнить мелкими предметами сосуд сначала правой, затем левой рукой Дидактический материал : прозрачный сосуд, мелкие предметы (пуговицы, фишки) Содержание : Ребенок сидит за столом, перед ним высокий прозрачный сосуд, справа лежат мелкие предметы (пуговицы, фишки) . Ребенок должен, держа сосуд левой рукой, правой бросать в него предметы. Затем фишки высыпаются на стол, и ребенок действует левой рукой. Методы, приемы : объяснение, показ Варианты использования : Может проводиться коллективно.


Карточка №2

«Выгладим платочки для мамы»

Цель

Задача : разгладить лист бумаги

Дидактический материал : листок бумаги

Методы, приемы : объяснение, показ

Варианты использования : Разглаживать лист бумаги, пользуясь одной рукой. Игра может проводиться индивидуально.


Карточка №3

«Пальчики»

Цель : развитие мелкой моторики руки

Задача : сгибать пальцы в кулак в соответствии с текстом

Дидактический материал :

Большой пальчик сливы трясет,

Второй их собирает,

Третий в дом несёт,

Четвёртый высыпает,

Самый маленький- шалун

Все, все, все съедает. (Сгибать пальчики по очереди, начиная с большого пальца)

Методы, приемы : объяснение, показ

Варианты использования : Сгибать пальцы на двух руках одновременно. Так же можно начинать сгибать пальцы с мизинца.


Карточка №4

Пальчиковая игра «Дом и ворота»

Цель : развитие мелкой моторики руки

Задача : сгибать пальцы в фигуры в соответствии с текстом

Дидактический материал :

На поляне дом стоит. Фигура «Дом»

Ну, а к дому путь закрыт. Фигура «Ворота»

Мы ворота открываем, Фигура «Ворота» открываются

В этот домик приглашаем Фигура «Дом»

Методы, приемы : объяснение, показ


Карточка №5

Пальчиковая игра «Дождик»

Цель: развитие мелкой моторики руки

Задача: выполнять движение пальцами в соответствии с текстом

Дидактический материал:

Дождик, дождик, поливай-

Будет хлеба каравай,

Будут булки, будут сушки,

Будут вкусные ватрушки.

Указательным пальцем одной руки постукивать по другой, образовать перед собой круг руками, похлопывать поочередно одной ладонью другую, соединить большой и указательный пальцы рук вместе, образовывая большой круг.

Методы, приемы: объяснение, показ


Карточка №6

«Погремушка»

Цель : развитие мелкой моторики руки

Задача : заполнить пластмассовую бутылку фасолью, закрыть крышкой и погреметь.

Дидактический материал : пластиковая бутылка с узким горлышком, фасоль в тарелочке

Методы, приемы : объяснение, показ

Варианты использования : Держать бутылку можно правой рукой, а левой рукой брать фасоль. Так же можно опускать в бутылку другие мелкие предметы, горох, мелкие камушки.


Карточка №7

«Волшебная бумага»

Цель : развитие мелкой моторики руки

Задача : развитие силы рук

Дидактический материал : лист бумаги или салфетка

Методы, приемы : объяснение, показ

Варианты использования : Бумагу можно рвать (развитие соотносящих движений) – захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны. Получаются полосочки. Эти полоски мы складываем в коробочку и делаем «дождик» , высыпая наши полоски из коробки .


Карточка №8

Маты для выкладывания

Цель : развитие мелкой моторики руки

Задача : выложить мелкие предметы на нарисованный узор

Дидактический материал : картинка - мат, мелкие предметы для выкладывания в тарелочке (камушки, помпоны, пластилин, тесто, ракушки и т. п.)

Методы, приемы : объяснение, показ


Карточка №9

«Дорожка»

Цель : развитие мелкой моторики руки

Задача : посыпать «дорожку» манкой или пшеном

Дидактический материал : листы бумаги, крупа (манка или пшено)

Методы, приемы : объяснение, показ

Варианты использования : В начале игры дорожка должна быть прямой, затем можно усложнять (зигзаги, волны)


Карточка №10

«Волшебная ложечка»

Цель : развитие мелкой моторики руки

Задача : переложить всю крупу в пустую чашку

Дидактический материал : ложка, поднос, 2 чашки, крупа

Методы, приемы : объяснение, показ

Варианты использования : Ребенок может выполнять движения самостоятельно. В начале можно дать большую ложку, затем чайную.


Карточка №11

«Разноцветные прищепки»

Цель

Оборудование : 2 набора корзинок с деревянными разноцветными прищепками (12 шт.) . Корзинку можно заменить чашкой или тарелкой, пластмассовым ведром. Главное, чтобы прищепки легко прицеплялись к краям.

Ход игры : У ведущего и ребенка есть по корзине с цветными прищепками. Ведущий берет корзинку, ставит на стол и просит ребенка подать ему прищепку и назвать её цвет. Затем ведущий показывает как тремя пальчиками можно прикрепить прищепку к краю корзины. Когда ребенок освоит это действие и сможет легко прикреплять прищепки, например, все прищепки одного цвета и назвать их цвет, ему дают задание прикрепить прищепки в определенной последовательности цвета, иди выполнить определенную последовательность из прищепок как на корзине у ведущего. Следует обратить внимание на то, чтобы ведущий прикреплял прищепки тремя пальцами, т. к. ребенок должен видеть правильные движения.


Карточка №12

«Найди сюрприз»

Цель игры : Развитие мелкой моторики рук, координации движений; обучение терпению.

Оборудование : Фантики (10-15 штук, мелкие предметы (значки, пуговицы и т. д., воздушная кукуруза, орехи.

Ход игры : Ведущий заворачивает значок в 4-5 фантиков. Ребенок должен развернуть все фантики и аккуратно сложить.


Карточка №13

«Собери все камешки»

Цель игры

развитие внимания.

Оборудование : Камешки,песок, таз.

Ход игры : Бросить камешки в песок. Сначала предложите ребенку собирать камешки первыми тремя пальцами правой руки (закрепление навыка) .


Карточка №14

« Путешествие пальцев»

Цель : Развитие мелкой моторики рук, координации движений; обучение терпению,

развитие внимания.

Оборудование : «сухой бассейн», игрушки.

Ход игры : ребенок опускает ручки в бассейн и ищет спрятанные в крышках игрушки.


Карточка №15

Дидактическая игра "Спаси мышку".

Цель : продолжать обучать детей различению цветов, подбору одинаковых цветов на глаз с последующей проверкой (приложение, наложение, закреплять умение правильно называть красный, синий, жёлтый, зелёный цвета.

Оборудование : домики вырезанные из разных цветов бумаги, в дверях которых изображены мышки.

Ход игры : ребенок должен найти дверь нужного цвета (имеющий такой же цвет как дом) и закрыть ею вход в дом.


"Найди цветок для бабочки".

Цель

Оборудование : цветочки и бабочки вырезанные в паре из одной бумаги.

Ход игры : ребенок должен найти для бабочки цветок такого же цвета, что и она.


Карточка №17

Игра с цветными шариками.

Цель : учить различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении и приложении, обогащать речь словосочетаниями "одинакового цвета", "такого же цвета".

Оборудование :

1) тесто, скатанное в шарики, закрашенное медовыми красками и покрытое лаком;

2) емкость, вырезанная из 2-литровой бутылки и закрашенная в тот или иной цвет.

Ход игры : ребенок должен найти подходящий по цвету домик для шарика.


"Весёлые шарики".

Цель : научить малыша различать цвета. Развить мелкую моторику пальцев.

Оборудование : обычные шарики, наполненные крахмалом, мукой, солью "экстра", пшеном.

Ход игры : ребенок щупает шары, тем самым развивая тактильно- кинестетическое ощущение.


Карточка №19

«Сухой аквариум.»

Цель : сформировать сенсорные способности. Развить мелкую моторику пальцев рук.

Оборудование : набор цветных крышек, собранных в пластмассовом тазике, мелкие игрушки.

Ход игры : дети должны найти среди крышек сухого бассейна запрятанную воспитателем игрушку.


Карточка №20

«Фруктовые бусы»

Цель : развитие мелкой моторики рук, обучение цветоразличению, развитие внимания.

Оборудование : фруктовые бусы разных цветов и разноцветные нити.

Ход игры : дети нанизывают бусы на нить, тем самым изучая цвет и классификацию фруктов.