Подготовка к школе 5 6 лет. Пособия по подготовке детей к школе

Для большинства родителей даже постепенное взросление их малыша становится страшным испытанием, а иногда и полной неожиданностью. Пятилетний ребенок - это уже самостоятельная и вполне сформированная личность, которая вполне способна определить свои собственные потребности или желания. Он обладает собственным вкусом и может постоять за себя. И многим родителям следует знать, что должен ребенок уметь в 5 лет.

Физиология и психология

Детишки в таком возрасте начинают резко расти. При этом происходит развитие мышц, и ребенок не набирает лишний вес. Но родители должны тщательно следить за рационом своего чада, чтобы его организм получал необходимую для роста и развития энергию. Питание для пятилетнего ребенка должно быть достаточно калорийным и в тоже время сбалансированным. Постарайтесь исключить из рациона неполезную фастфудовскую еду. Используйте больше овощей и супов, побалуйте своего ребенка домашними котлетками или компотом - ему это пойдет на пользу. Отучите малыша от ужасной привычки перекусывать каждые полчаса - это может плохо сказаться в его дальнейшей жизни.

Для пятилетнего человечка не составит особого труда разучить новый навык, так как ему позволяет собственное физическое развитие. Если у вас есть желание приучить сына или дочь к спорту, то именно этот возраст - прекрасное время для освоения езды на двухколесном велосипеде, катания на лыжах или прогулок верхом. Если вам удастся заинтересовать малыша спортом, то, возможно, он полюбит его на всю жизнь.

В психологическом плане пятилетний ребенок преодолевает уже окончательно и бесповоротно. Он становится более спокойным и уравновешенным. Пятилетний малыш вполне способен проводить некоторое время наедине с самим собой и реагировать на просьбы или возражения окружающих его людей вполне адекватно. Однако родителям следует помнить, что детское терпение не безграничное. Ребенок расстроится и обидится, если вы забудете про какое-то свое обещание или не выполните его просьбу.

Специалисты говорят о том, что именно в этом возрастном периоде закладываются начальные основы характера ребенка, которые останутся с ним уже во взрослой жизни. Родители могут повлиять на малыша и постараться привить ему те качества и способности, которые посчитают наиболее ценными умениями для человека. Однако достаточно часто родители стараются реализовать в своих детях собственные стремления и мечты. Это непростительная ошибка, которая может сказаться на взрослой жизни вашего чада самым негативным образом.

Что должен ребенок уметь в 5 лет?

Родители пятилетнего малыша с удивлением отметят, что заниматься с собственным чадом в этом возрасте - это интересное и весьма увлекательное занятие, так как малыш начинает тянуться к знаниям и интересоваться всем на свете. Для него достаточно просто осваивать новые навыки, независимо от того, к какой сфере деятельности они принадлежат: умственной или физической.

Итак, что должен ребенок уметь в 5 лет? Большинство деток, достигших этого возраста, вполне спокойно умеют писать некоторые буквы и читать простейшие предложения. Они могут осуществлять простейшие арифметические операции, такие как сложение и вычитание. У них начинает неплохо работать и понимание происходящего. Психологи утверждают, что существует огромное количество специальных методик и предметов, которые поведают, что должен ребенок уметь в 5 лет и насколько развит конкретно ваш малыш.

Для родителей мальчиков

С трехлетнего возраста у детей начинает возникать понимание того, что мальчики и девочки - это немного разные люди, с разными потребностями, особенностями организма и немного различным уровнем развития. Специалисты утверждают, что вплоть до подросткового возраста, представители мужского пола немного уступают по развитию одногодкам девочкам. И это не исключение для данной возрастной категории. Итак, у многих родителей возникает вполне конкретный вопрос, что должен уметь ребенок в 5 лет?

Мальчик в таком возрасте перестает уделять много внимания игрушкам. Намного интереснее ему становятся ролевые игры, в которых он зачастую выступает в качестве взрослого персонажа. Для тех родителей, кто плохо помнит свое детство, к таким забавам относятся игра в больницу, стройку или войну. Мальчики уже должны уметь распределять между собой роли в соответствии с собственными умениями и пожеланиями.

Если говорить о физкультуре и спорте, то в пятилетнем возрасте ребенок может уже лазить по прыгать в длину, метать легкие предметы вдаль, выполнять простейшие строевые команды. А если родители примут самое активное участие в том, что должен уметь ребенок в 5 лет, мальчик будет и плавать, и кататься на велосипеде. Так что это возраст активных действий!

Доктор Комаровский

Когда заходит речь о том, что должен уметь ребенок в 5 лет, Комаровский Евгений Олегович, известный педиатр, высказывает определенные мысли относительно общего развития детей, их физического и психического состояния. Именно благодаря таким исходным данным можно сделать какой-то определенный вывод. Он утверждает, что главную роль в формировании у ребенка определенных умений играют два фактора: родители малыша и его собственное стремление. Причем второй фактор подчас более значим, чем первый.

Садик и пятилетний ребенок

В принципе, практически каждый родитель В детском саду способны научить, выявить, раскрыть потенциал и возможности малыша. Как оказалось, во многих учреждениях присутствует специалист - психолог, который должен проводить определенные тесты, чтобы определять способности пятилетних детей. Подобные действия рассчитаны на понимание в разных сферах и построены на выполнении малышом определенных заданий. Специалисты разработали приблизительный список вопросов и заданий.

Школа и пятилетний ребенок

Из всего внушительного перечня того, что должен уметь ребенок в 5 лет, подготовка к школе путем приобретения определенных навыков занимает особое место. И тут всплывает такой момент, что далеко не все родители знают, зачем вообще заниматься подготовкой своего чада перед походом в первый класс. Они считают, что всему необходимому малыш уже научится в школе. Это абсолютно не правильный подход к данному вопросу, и пять лет - это именно тот возраст, когда стоит начинать готовиться к школе.

Что же должен знать и уметь малыш? Ну, во-первых, ребенок должен выучить и уметь назвать свои фамилию и имя, адрес своего проживания, а также номер телефона. Вы должны научить его разбираться в наиболее распространенных видах растений и животных. Он должен знать и различать цвета, виды спорта и понимать значение наипростейших профессий.

Вы должны научить ребенка тому, где «право» и «лево», разнице между страной и городом, фруктами и овощами, а также буквами и звуками.

Желательно, чтобы малыш умел:


Итоговая таблица

Для отображения более полноценной картины того, что должен уметь ребенок в 5 лет, таблица подойдет лучше всего. Она самым наглядным образом демонстрирует все необходимые умения и материалы, которые смогут оказать вам помощь в осуществлении поставленных задач.

Сфера необходимых умений

Что должен уметь ребенок

Необходимые пособия и материалы

Математика

Знать расположение предметов,

геометрические фигуры, цифры.

Сравнивать количество предметов.

Карточки с цифрами от 0 до 10; игра для изучения геометрических фигур.

Логическое мышление

Находить отличия и сходства.

Складывать разрезанную картинку.

Выполнять задание в течение 5 минут, не отвлекаясь.

Складывать пирамидку без помощи.

Карточки из серии «Найди лишний предмет»; пазлы; головоломка Красноухова; игра «Поймай рыбку».

Развитие речи

Строить фразы (6-8 слов).

Ставить существительное в форму множественного числа.

Знать, какие бывают профессии.

Буквы алфавита - пазлы; цветные буквы алфавита; чистоговорки; считалки; игра «Собери слово».

Окружающий мир

Различать ягоды, овощи, фрукты; животных, растения; времена года

Карточки «Изучаем цвета», «Мебель» и прочее.

Навыки обихода

Застегивать пуговицы и молнии, завязывать шнурки.

Проводить линии, не отрывая руку от листа.

Различать правую и левую стороны.

Трафареты, пластилин, бусинки, настольная игра «Расскажи про свой город» и др.

Собираясь отдать ребенка в школу, самым верным шагом родителей должна стать оценка готовности сына или дочки к таким переменам в жизни. Это поможет определить, стоит ли ребенку идти в школу сейчас или лучше подождать еще год. Также оценка готовности поможет организовать подготовку ребенка правильно, учитывая его слабые стороны.


От настроя родителей и их рассказов о школе во многом зависит отношение ребенка к школе

Как определить готовность?

Ранее основным критерием готовности к обучению в школе считали умственное развитие ребенка. Сейчас же основное внимание направлено на психологическую готовность. У нее выделяют несколько важных критериев, среди которых:

  1. Интеллектуальная готовность. Она определяет развитие таких психических функций ребенка, как восприятие, мышление, воображение и память. К примеру, ребенок в 6-7-летнем возрасте должен из услышанных 10 слов запоминать от 3 до 5 слов, уметь найти «сокровища» с помощью схемы помещения, объединять предметы на основе похожих признаков и так далее.
  2. Социальная готовность. Ребенок должен уметь налаживать отношения как со сверстниками, так и с взрослыми. Для успешной адаптации в новом коллективе важно уметь находить компромисс, решать конфликты, быть толерантным. Большинство детей к 6-7-летнему возрасту уже умеют контролировать свое поведение и способны выполнять правила, например, не разговаривать во время урока, слушать учителя. Если поведение ребенка на уроке неадекватное, значит, он социально не готов к обучению. Кроме того, у ребенка должна быть адекватная самооценка. Если дошкольники оценивают себя необъективно высоко, то 6-7-летки должны уметь признавать ошибки и адекватно реагировать на критику.
  3. Личностная готовность. У 7-летнего ребенка появляется потребность получать новые знания и изменить свой статус – стать школьником. Мотивация может быть разной, например, быть похожим на старшего брата, носить портфель или не спать после обеда, но лучше всего, если ребенок ассоциирует школу с приобретением знаний. При этом очень важно наличие позитивного отношения к школе и понимания, зачем нужна учеба.

О том, как определить готовность ребенка к школе, смотрите в видео канала на Youtube "Детская и семейная психология онлайн".

Как подготовить психологически?

Огромной ошибкой родителей называют запугивание ребенка, например, ему говорят, что из-за домашних заданий на игры времени больше не останется, в школе его ждут двойки и подобное. Очень важно добиться, чтобы ребенок не боялся школы и относился к ней хорошо.

Делайте упор на том, что он приобретет новых друзей, узнает много нового и интересного, сможет посещать разные кружки, найдет хобби. Поделитесь историями о своем обучении, рассказав, какие предметы нравились, какой был учитель, что забавного произошло с вами в школьные годы.

Однако не следует и излишне идеализировать обучение в школе, расписывая все в слишком радужных тонах. Если ребенок не будет знать, что во время обучения возможны сложности и некоторые проблемы, уже после первой плохой оценки или замечания он сильно разочаруется.


От настроя ребенка зависит очень многое

Хорошей идеей является игра с дошкольником в игру «Школа». В такой игре можно моделировать разные ситуации с помощью игрушек. Также стоит заранее сходить с ребенком в школу и показать ему обстановку. Замечательно, если в выбранной школе имеются подготовительные уроки или дни открытых дверей.

Не забывайте и о собственном настрое. Ребенку будет легче адаптироваться в школе, если родители относятся к процессу обучения положительно и показывают своим поведением, что новый статус ребенка (школьник) важен для семьи.

Возможные трудности

Отсутствие дисциплины

Если ребенок неусидчивый, а также не соблюдает нужные правила, посещение школы может стать большой проблемой. У ребенка может не хватать терпения, чтобы доводить дела до конца. В этом случае ему требуется помощь родителей – пусть мама некоторое время выполняет задания вместе с малышом.

Также многим детям сложно работать по правилам, и приучить к дисциплине помогут игры, в которых есть некоторые ограничения.


Дисциплинированность должна быть привита с ранних пор, ребенок должен удерживать внимание на длительное время

Рассеянность и невнимательность

Такие качества могут сильно сказаться на успеваемости и расстраивают родителей. Ребенок не спешит выполнять задание, отличает забывчивостью и часто отвлекается. Специалисты не считают такое состояние психологической проблемой, а связывают с преимущественным развитием правого полушария. Как правило, к десятилетнему возрасту проблема рассеянности исчезает сама.

Чтобы уравновесить работу полушарий мозга ребенка, используют пальчиковые игры, рисование пальцами, лепку, игры со шнуровкой и подобные занятия.


Занятия для левого полушария мозга особенно полезны для невнимательных детей

Нежелание учиться

Подготовительные занятия

В наши дни многие центры развития и репетиторы предлагают занятия, на которых ребенка обучают счету и чтению. Однако отношение педагогов к таким занятиям неоднозначное. Одни относятся к ним положительно, другие полагают, что обучаться, как читать, так и писать ребенок должен уже в школе.


Множество специальных центров занимаются подготовкой детей к школе

Пример программы психологической подготовки детей к школе

Занятия такого подготовительного курса проводятся 6 раз в неделю по 40 минут в день. В середине каждого занятия следует делать два пятиминутных перерыва. Длительность подготовки – 16 недель.

Всего в неделю ребенок занимается 4 часа. Занятия каждой недели включают уроки для развития произвольного внимания, мышления (логического, образного), памяти (слуховой, зрительно-образной), восприятия и воображения. Кроме того, одно занятие в неделю направлено на развитие силы, подвижности и гибкости пальцев (мелкой моторики рук).

Примерный план занятий может быть таким:

Тема занятий

Как заниматься

Отличия и сходства

Ребенку предлагают сравнивать картинки, отыскивать предметы, находить отличия, читать нелепицы.

Недостающие фигуры

Ребенок будет искать недостающие фигуры, а также развивать счет и память. Одно из занятий посвящено изучению квадрата.

Лишние предметы

Ребенку предлагают дорисовывать картинки, рисовать фигуры, искать лишний предмет. Для развития памяти играют в «магазин».

Классификация

Ребенок будет искать лишнее на рисунках, классифицировать предметы, запоминать фразы.

Фрагменты

Ребенку предлагают находить фигуры и запоминать рисунки, дорисовывать фрагменты и четвертую фигуру.

Слова, классификация

Ребенок будет запоминать слова, буквы и цифры, соединять фигуры и классифицировать их, а также достраивать фигуры.

Сравнение предметов

Ребенку предлагают находить называемые фигуры, запоминать слова, сравнивать предметы, а также расставлять значки.

Пространство и лишние слова

Ребенок будет изучать геометрические фигуры, развивать слуховую память, называть окончания слов, искать лишние слова.

Наблюдательность

Ребенку предлагают расставлять точки, отыскивать лишние картинки, быстро отвечать на вопросы, определять понятия.

Воображение и внимание

Ребенок должен расставить значки, сочинить сказку по рисунку, находить пропущенные предметы, говорить наоборот. Также с ребенком проводят игру «бывает или не бывает».

Числа, последовательности и узоры

Ребенок сравнивает картинки и отыскивает числа, дорисовывает узоры, называет правильную последовательность картинок и находит пропущенные фигуры.

Копирование и закономерности

Ребенок изучает цифры и их фрагменты, копирует образец. Также проводятся занятия с картинками, во время которых ребенок определяет их последовательность, классифицирует их и находит закономерность.

Веселые картинки

Парные картинки

Ребенку предлагают занятие с одинаковыми картинками для их запоминания. Также ребенок играет с лабиринтами, запоминает и находит предметы, читает слова, ищет закономерности.

Лишние фигуры

Ребенок рассматривает смысловые ряды, изучает цвета, находит лишнее на рисунке, читает пословицы.

Сравнение

Ребенку предлагают сравнивать картинки, находить одинаковые, а также сравнивать фигуры

Материал для таких занятий можно найти в разных пособиях для дошкольников.

О том, что ребенок должен знать, чтобы адаптация к обучению в школе прошла легче, смотрите в видео канала на Youtube "Детская и семейная психология онлайн".

Обобщение материала - умение, необходимое каждому ребенку. Смотрите об этом в видео канала на Youtube "Детская и семейная психология онлайн".

Для развития умения ребенка работать по образцу посмотрите видео канала на Youtube "Детская и семейная психология онлайн".

Займитесь развитием фонематического слуха по видео канала на Youtube "Детская и семейная психология онлайн", чтобы ребенок мог легко анализировать слова по звукам.

Игры для подготовки в домашних условиях

Учитывая тот факт, что дошкольники легче всего обучаются в процессе игры, подготовительные занятия в домашних условиях стоит основывать именно на играх.

Занятия для мелкой моторики:

  • Штриховка карандашом.
  • Нанизывание бусин или макарон.
  • Рисование красками.
  • Завязывание шнурков.
  • Вырезание из бумаги.
  • Лепка из глины или пластилина.
  • Создание аппликаций.
  • Игры с мозаикой и конструктором.
  • Вышивка и вязание.
  • Завязывание узлов на веревке.


Занятия можно проводить вместе с друзьями ребенка, чтобы было веселее


Игры для внимания:

  • Найти в комнате предмет, название которого начинается на определенную букву.
  • Прочтите ребенку стих, пусть он хлопает в ладоши, когда слово будет начинаться с определенной буквы.
  • Учиться выполнять несколько дел сразу, например, рассматривать картинку и слушать рассказ.
  • Разложить перед ребенком 5 игрушек, а затем поменять их местами и предложить ребенку вернуть их на свои места.
  • Дать ребенку листик с группами цифр и предложить вычеркнуть определенную цифру.

Игры для речи:

  • Назвать ребенку слово, с которым он сможет составлять словосочетания, например, вы говорите «пирог», а ребенок отвечает «вишневый пирог», «сладкий пирог», «испечь пирог».
  • Предложить ребенку озвучивать ваши действия, как журналист, например, как вы варите суп или пришиваете пуговицу.
  • Называть ребенку первый слог, а он будет продолжать слово.
  • Пересказывание мультфильмов, книг, событий вчерашнего дня.
  • Читать с ребенком.


Ребенок должен воспринимать занятия с радостью, это ключевая задача родителей

Игры для мышления:

  • Проговаривать слова наоборот (для этой игры подбирают слова из 3-4 букв).
  • Найти предмет, который мама назвала наоборот.
  • Связать предметы, которые использует мама в данный момент, например, что общего между пылесосом и веником.
  • Разгадывание ребусов и загадок.
  • Придумать историю по картинкам.
  • Составить картинку из разных геометрических фигур.
  • Составить из слов предложение.
  • Составлять из картинок историю.
  • Нарисовать продолжение комикса.
  • Придумать продолжение сказки.

Игры для пространственного представления:

  • Найти в помещении предмет, который называет мама. Подсказывайте ребенку, как действовать, например, «сделай шаг вправо, потом шаг вперед, посмотри вверх».
  • Найти предмет по «карте» комнаты, отметив его на плане крестиком.
  • Срисовывание цифр, букв и картинок.
  • Рассматривание карт и схем.
  • Поиграть в морской бой.


Приобретайте специальные пособия, которые помогут вам в обучении

Игры для эмоционального развития:

  • Мама называет действие (например, читать, вытирать пыль или есть шоколад), а ребенок изображает отношение к нему.
  • Представить, что предмет ожил и рассказать, что он мог бы чувствовать, а также какое у него было бы настроение.
  • Рассматривать лица других людей и оценивать их эмоции.
  • Читая сказку, спрашивать ребенка, что чувствует герой.
  • Часто говорить ребенку о своих чувствах в разных ситуациях.


Участие в театральных представлениях поможет эмоциональному развитию ребенка

Игры для воображения:

  • Предложите ребенку изобразить позами и жестикуляцией загаданный предмет.
  • Рассматриваем овощи и обсуждаем, на что они похожи.
  • Соединение частей предметов на рисунке.
  • Представлять увеличение и уменьшение предметов, после чего рисовать или лепить их. Например, это может быть крохотный слон или огромная кошка.
  • Обсуждать, как можно необычно использовать привычный предмет.

Для формирования ребенка представлений о времени проведите занятия, показанные в видео канала на Youtube "Детская и семейная психология онлайн".

Режим дня

Коррекцией режима дня ребенка советуют заняться примерно за месяц до первых занятий в школе. Выработать режим, при котором ребенок будет хорошо высыпаться, вовремя принимать пищу, успевать выполнять домашние задания, а также гулять и играть, очень важно.

Ребенок должен понимать, что домашние занятия являются ответственной работой, которая выполняется в первую очередь, а уже после этого можно отправляться на прогулку или браться за игрушки.

Если ребенок посещал детский сад, проблем с выстраиванием подходящего режима возникнуть не должно. Не посещающим садик детям довольно сложно просыпаться в 7 часов утра, поэтому приучать к более раннему подъему следует заранее.

Пусть в первой половине дня ребенок будет занят какими-то полезными делами, а все развлечения и отдых оставляйте на время после обеда. Кроме того, уделите внимание своевременному отходу ко сну, что тоже немаловажно для ранних пробуждений.


Проблемы с ранним просыпанием нужно решать еще до начала обучения в школе

Здоровье ребенка

В подготовке к школе здоровью сына или дочки следует уделить особое внимание. Это, прежде всего, относится к состоянию иммунитета. В дошкольных учреждениях для его поддержания используют закаляющие процедуры, уроки физкультуры и своевременную вакцинацию. Если ребенок не посещает детский садик, это все становится заботой родителей.

Ребенок должен:

  • Ежедневно гулять на свежем воздухе.
  • Употреблять достаточно продуктов, богатых витаминами.
  • Пройти обследование специалистами.


Закаливание и высокая физическая активность малыша укрепляют иммунитет

  • Начать готовиться к школе следует заранее. Выберите школу, желаемый профиль образования, познакомьтесь с учителем, присмотритесь к детям, которые посещают заведение. Вам нужно определиться, пойдет ли ребенок в школу рядом с домом или будет ездить в учебное заведение в другой части города. Продумайте возможные сложности, например, сможете ли вы отвозить ребенка, кто будет с ребенком после уроков.
  • Витамины
  • Гиперактивность

В этой статье:

Вашему ребенку 6-7 лет – это значит, что пришло время для важного этапа. Начинается школа, и вам нужно убедиться заранее, что малыш к ней действительно готов. Для этого можно сделать простой тест: дать ребенку небольшое задание-инструкцию (об этом ниже). По результатам вы поймете, готов ли он к школе или еще нет.

Очень важно, чтобы ваш малыш умел сам о себе позаботиться . В этом возрасте главное - развиваться, учиться. Он идеально походит для начала занятий. Но грамотный педагог знает, что для ребенка 6-7 лет игра все еще очень важна. Поэтому урок должен быть построен в простой игровой форме: так малышам проще запоминать материал и привыкать к школе. Первое время, во время адаптационного периода, вам понадобится много терпения.

Шесть-семь лет – время быстрого развития психики. Сейчас меняется взгляд детей на себя, свое поведение . Этот возраст характеризуется некоторыми особенностями поведения.

Первый раз в школу

В 6-7 лет детей отдают в первый класс. Это правильное время для начала занятий. К такому возрасту малыши уже довольно самостоятельные, развитые. Теперь нужно направить все силы на интеллектуальное развитие. Поход в школу связан с множеством позитивных моментов – это стимул для развития. Тут вам новые социальные механизмы, общение, личностный рост, развитие воли. С другой стороны, сама ситуация для
ребенка необычная. Появляется масса ответственности, новые обязанности. Приходится вести совершенно новую жизнь.

Первые недели или даже месяцы вас ждет адаптационный период. Но вот адаптация проходит, и ребенок чувствует себя на своем месте. Дальше - проще. Однако родителям всегда нужно быть рядом, помогать, подсказывать. В этом возрасте идет закладка важных моральных принципов, навыков общения, поведения. Меняется мировосприятие маленького школьника, так что рядом должен быть кто-то, кто подскажет и поможет .

Подготовьтесь вместе

В 6-7 лет малышу еще хочется играть, а не учиться. Однако очень скоро ему понадобится вся концентрация, память, усидчивость. Родителям нужно подготовить его и убедиться, что в школе он сможет сам о себе позаботиться:


Согласитесь, это немало. Но если ребенка отдали в садик, то многое из этого он знает и умеет к своим 6 годам.

Адаптация в школе

Обязательно будет проходить адаптационный период . Это нормальная реакция психики на изменения. А изменяется все: окружение, правила, ответственность, люди. Обычно этот
период длится 2-3 недели, максимум – 1,5 месяца. Сейчас старайтесь помочь малышу, а не ругать его. Ему и так страшно, сложно рано вставать, ходить в школу не хочется, делать домашнее задание скучно… Поймите, что адаптация - проходящее состояние . Развитие психики уже достаточное для похода в школу, просто она немного сопротивляется переменам. Если же у ребенка и после 3-4 месяцев в школе точно такое же состояние, то поговорите с психологом: это уже не совсем нормальная ситуация.

Особенности психологии

Сейчас нужно понимать психологические особенности возраста:

  • Поиск себя

Ваш ребенок ищет, исследует, пробует разные аспекты своей личности. Для него это впервые, а главное, в новом обществе он может найти свое место. Дети часто кривляются, иногда даже манерничают, ругаются. Это кризис 7 лет. В школе хочется казаться взрослее, умнее, интереснее. Но дети еще пока не знают, как этого добиться. Вот и пробуют по-разному.

Эмоции становятся понятны для самого ребенка. Он злится, радуется, обижается, но теперь хорошо понимает, что именно с ним происходит. Раньше эмоции были стихийного характера: малыш плакал, но не мог объяснить, почему. А сейчас все изменилось. Это говорит о развитии психики.

  • Развитие воли

Это очень важный момент, когда дети делают выбор между «хочу» и «нужно». Для этого стоит давать им небольшие задания по дому (убрать пыль, помыть посуду). Они должны научиться ставить некоторые необходимости выше желаний. Это поможет не только в учебе, но и для развития личности. Обязательно первое время хвалите за правильный выбор . Это поможет малышу самому понять, когда он прав, а когда нет.

Психологическое развитие

Психологическое развитие происходит сейчас быстро. Многие вещи «открываются» ребенку самостоятельно, о других он узнает постепенно. Главное, появляется важный стимул - учебная деятельность. Всем детям в этом возрасте хочется выделиться, получить похвалы от старших. Самый простой способ - достижения в учебе. Это мотивирует их сосредоточиться, учиться, стараться.

Готовность к школе

Когда стоит отдать ребенка в школу – в 6 или 7 лет? Для многих родителей это важный вопрос. Хочется скорее усадить малыша за парту, дать книгу и начать учить. А готов он или нет - какая разница? Никто не готов, всем приходится учиться
вместе в одно и то же время – такое мнение часто можно услышать. Однако это не совсем так. Психологическая готовность ребенка может ему сильно помочь, а ее отсутствие - сделать школу ненавистной .

Готовность определяется тем, может ли он слушать и слышать инструкции. Прежде чем сажать малыша за тетрадки, дайте ему какое-нибудь простое задание. Например: «Собери из конструктора лего домик так, чтобы одна его стена была полностью желтой, а вторая – синей. Сделай у домика 2 окошка и дверь».

Теперь проследите за тем, как малыш выполняет задание. Многие дети слышат только «построй домик из лего», а про другие дополнения к заданию уже не помнят. Другие строят домик, сосредоточившись на цветах, а про окна и двери забывают . Кто-то вообще при первых неудачах все бросает и начинает строить что-то другое. Если так, значит, он просто не готов к школе. У ребенка нет еще навыка понимать и запоминать инструкцию.

Учеба в школе - это умение планировать свою работу заранее. Выстраивать собственный план, по которому будет проходить задачка, задание, сочинение . Это умение обязательно появится – возможно, чуть позднее.
Поэтому не рекомендуется отдавать малышей шести лет в школу, ведь им еще очень тяжело «бороться с собой». Еще один год без школы сможет намного лучше их подготовить.

Личностные изменения

Уже в 7 лет происходят довольно серьезные личностные изменения. Деятельность становится более осмысленной. Для ребенка уже лучше понятны связи «предмет-действие», «действие-реакция родителей». Этот возраст больше походит для поступления в школу. Конечно, хороший педагог будет постепенно усложнять программу, чтобы дети привыкли. Для них важно сначала освоиться в новой среде . Для этого первый класс делают переходным этапом от простой игровой деятельности к учебной.

Мышление и логика

Появляется все больше случаев, когда необходимо задействовать мышление и логику. Теперь от этого зависит получение оценки, понимание предмета. Такая мотивация позволяет ребенку развиваться быстрее. Развитие психики на этом этапе невозможно без учебы. В 6-7 лет нужно загружать ребенка знаниями, давать ему думать, самостоятельно принимать решения. Если этот момент будет потерян, то потом учиться будет гораздо сложнее.

Для этого родителям не нужно полностью «делить» уроки с первоклассником: он делает, а мама или бабушка смотрят и тут же готовы стирать ластиком ошибку, объяснять, в чем он неправ… Лучше дайте ему самому выполнить задание, а потом проверьте. Если будут проблемы, разберите вместе вопрос и научите малыша искать ответ в учебниках.

Вопросы родителей

Многие родители не могут сами ответить на вопросы про изменение поведения их детей. Это не так уж и просто – воспитывать малыша 6-7 лет. Для него меняется мир, приходят новые обязанности, ответственность. Поверьте, вашему малышу сейчас тоже тяжело приспосабливаться к новым условиям жизни в школе и новому статусу первоклассника.

Моему сыну 6 лет, но он отказывается читать. Что делать?

Тут может быть несколько вполне естественных объяснений. Зачем читать, если есть телевизор, телефон, планшет? «Там» гораздо интереснее, как кажется ребенку. Кроме того, тут важно, как вы подбираете для него книгу. Самостоятельно или вместе? Посмотрите, во что он играет, чем увлекается. Сегодня очень много коротеньких детских книг с картинками обо всем на свете: динозавры, пираты, путешествия, волшебство, детективы, ужастики…

Не думайте, что его должно тянуть к классическим произведениям или любимым книгам вашего детства. В книжном магазине вместе выберите 2-3 книжки, и пусть пробует . Любовь к чтению может вообще не прийти, особенно если вы не подаете соответствующий пример ежедневно. Полно взрослых людей, довольно успешных в своей работе, которые не читают взахлеб. Не нужно ругать за это или делать чтение наказанием. Это отобьет желание читать окончательно.

Когда мы говорим о школе, тут же начинаются слезы и просьбы «не отдавать в школу»… Девочке 6 лет, в школу пойдет в сентябре.

Для ребенка это серьезная перемена в жизни. Ему приходится вновь переучиваться. После первых трех лет дома его отдают в садик. Идет адаптация, привыкание. И вот он привык, а теперь снова перемены. К тому же все рассказывают, как непросто учиться в школе, про строгих учителей и сложные уроки … Ребенку просто страшно. Старайтесь успокоить дочку, больше говорите с ней о школе. Сходите погулять в школьный двор, если разрешат, зайдите внутрь. Даже одним глазком посмотреть, что там, за дверями школы - это уже поможет ей. А еще родителям нужно просто быть рядом. Адаптация к школе обязательно будет и займет минимум пару недель – поддержите ребенка в это сложное время.

Сыну 6 лет. Все попытки заниматься с ним он сводит к играм. Как подготовить его к школе?

В 6 лет игра все еще занимает очень важное место в жизни ребенка. Даже больше: шестилетнему ребенку просто
необходимо играть! Так он справляется со стрессами, моделирует для себя многие ситуации. Первые несколько недель первого класса умный педагог будет вводить игровые элементы в обучение, чтобы дети привыкли. Ваш сын все сводит к игре - не беда. Поиграйте с ним в школу, давайте ему задания на урок , «домашние задания», ставьте оценки. Если ему так проще привыкнуть к новому, используйте эту возможность.

Уже почти проучились первый класс, а ребенок (7 лет) все еще не полюбил школу, приносит плохие оценки, у нас ссоры из-за домашнего задания. Что делать?

Возможно, адаптация проходит трудно. Постарайтесь выяснить причину. Расспросите малыша о том, как ведет себя учитель, как к нему относятся другие дети. Поговорите с учителем. Эта ситуация с затянувшейся адаптацией довольно негативная. Для ребенка это всегда стресс. Проблему нужно решать, иначе он просто не сможет учиться в этой школе.

Подготовка ребенка к поступлению в школу - животрепещущий вопрос для всех родителей. В 6 лет детей записывают на специальные занятия, чтобы в 1 классе они стали самыми успешными учениками.

Все мамы и папы хотят, чтобы их ребенок хорошо учился, чтобы его интеллектуальные способности были отмечены педагогами и помогли успешно осваивать школьные премудрости. Несомненно, превращение детсадовца в ученика - процесс сложный и желание помочь своему ребенку вполне оправдано. Однако, важно хорошо понимать, чему именно его надо научить перед школой.

Чему учить перед школой

Современные требования к первоклассникам поражают родителей, а особенно бабушек и дедушек. Сейчас дети должны знать буквы, проводить звуко-буквенный анализ, уметь считать в прямом и обратном порядке, разбираться в составе числа и неплохо читать. Ничего не поделаешь, детей отдают на подготовительные курсы или усердно занимаются дома, чтобы освоить все необходимое.

Однако очень часто за довольно весомым интеллектуальным багажом у ребенка скрывается полная психологическая и логопедическая неготовность к школе. Специалисты настаивают на том, что намного важнее для первоклассников умение адаптироваться в социуме, развитая мелкая моторика, внимание, память, воображение, привитые навыки самообслуживания и мотивация к учебе в условиях школы.

Готовность ребенка к школе в первую очередь включает:

  • Развитые речевые навыки. Среди детишек, неуспевающих в учебе, имеется очень большой процент тех, кто страдает теми или иными логопедическими нарушениями. Именно отсюда растут корни таких проблем как дисграфия и дислексия.
  • Соответствующие физиологические функции: моторика, координация движений, ориентация в пространстве, фонематический слух.
  • Достаточный уровень психического развития: логического мышления, памяти и произвольного внимания, мотивации к познанию, умения строить свои отношения со сверстниками и старшими.

Как оценить готовность ребенка к школе

Родителям бывает сложно оценить, насколько готов ребенок к учебе. Не так просто понять, достаточно ли развиты функции высшей нервной деятельности, присутствуют ли нарушения в речи. Еще одним мешающим фактором является подмена понятий - в большинстве случаев мамы и папы считают, что нужно научить свое чадо буквам и цифрам, а неправильная постановка звуков или рассеянность внимания пройдут «сами собой» с возрастом.

Лучше все-таки получить консультацию специалиста. Именно он сможет выявить имеющиеся проблемы и составить коррекционный план занятий, чтобы ребенок мог успешно осваивать школьную программу.

Особое внимание необходимо уделить оценке развития речи. Педагоги начальной школы однозначно подтверждают тот факт, что среди детишек, отстающих в учебе, основная масса имеют те или иные логопедические проблемы.

На что обратить внимание при подготовке к школе:

  • Правильное произношение звуков.
  • Развитая связная речь, большой словарный запас.
  • Фонематический слух, способность выделять различные фонемы, определять их место в слове.
  • Сформированный грамматический строй речи. Использование развернутых предложений, правильное построение высказываний с учетом числа, рода и падежа, грамотно выстроенные связи слов в предложении.
  • Навыки словообразования. Ребенок должен уметь изменять слова при помощи суффиксов, правильно использовать в речи уменьшительно-ласкательные формы слов, строить прилагательные на основе существительных.
  • Развитые графомоторные навыки, умение правильно держать карандаш и ручку, штриховать, обводить контур и т.д.

Что делать родителям

В первую очередь необходимо объективно оценить все навыки ребенка. Если какие-либо проблемы заметны, что называется, невооруженным взглядом, стоит обратиться за помощью. Возраст до 7 лет - наиболее благоприятный для коррекции речевых нарушений. При правильном подходе ваш ребенок сможет наверстать все необходимое и к началу учебы быть готовым грызть гранит науки вполне успешно.

Если принято решение посещать курсы по подготовке к школе, лучше выбрать вариант, где уроки проводит профессиональный логопед. Такие занятия включают все аспекты:

  • развитие фонематического слуха;
  • обучение звуковому анализу и синтезу;
  • формирование правильного грамматического строя речи;
  • тренировка мелкой моторики, овладение навыками штриховки, рисования и т. п.;
  • упражнения на развитие произвольного внимания, памяти, мышления;
  • обучение чтению;
  • развитие грамотной связной речи.

Если ребенку необходимо скорректировать какие-то речевые проблемы, не откладывайте это в долгий ящик. Чем раньше начать заниматься со специалистом, тем проще будет добиться успеха. Дайте своему будущему первокласснику шанс стать успешным учеником!

  1. Обязательно создавайте положительный настрой. Подчеркивайте, что сын или дочь уже стали взрослыми, что в школе у них все будет хорошо получаться. Не запугивайте «новой жизнью».
  2. Не заостряйте внимание на речевых проблемах, но обязательно займитесь их решением. Пусть ребенок воспринимает это как естественный рабочий момент, не акцентируется на том, что у него плохо получается.
  3. Создавайте дома развивающую речевую среду. Дети должны слышать правильную речь. Больше общайтесь, обсуждайте дневные события, расспрашивайте обо всем, побуждая ребенка больше рассказывать.
  4. Выделяйте время на чтение! Даже если ваше чадо еще не научилось читать, положительное отношение к книгам, интерес к познанию нового обязательно поможет ему в учебе.
  5. Учите стихи, тренируйтесь произносить скороговорки. Не забывайте об артикуляционной зарядке.
  6. Если ребенок посещает логопедические занятия, обязательно выполняйте все домашние задания и рекомендации. Поддерживайте своего будущего школьника, отмечайте каждое достижение и хвалите.
  7. Обратите внимание на психологическую и физиологическую готовность. Как говорится, не чтением единым. Проработайте навыки самообслуживания, умение сотрудничать и выполнять задания педагога.
  8. Не забывайте о здоровье. Прогулки на свежем воздухе, активные игры, соблюдение режима дня помогут вашему сокровищу успешно справиться со вступлением в новую учебную жизнь.

Подготовка ребёнка к школе – фундамент для успешного обучения. Важно не только дать базовые навыки письма, счёта, чтения, но и обеспечить достаточное развитие речи, научить контактировать со сверстниками и взрослыми. Чем шире кругозор у первоклассника, тем проще заявить о себе в новом коллективе, завоевать авторитет.

Современные реалии таковы, что слабо подготовленный ребёнок всегда будет «белой вороной» на фоне более успешных одноклассников. Деткам, посещающим садик или развивающий центр для дошкольников, проще адаптироваться к новым условиям, выдержать учебную нагрузку. Родители также должны знать, как правильно подготовить ребёнка к школе в 6 лет, чтобы дома закрепить полученные знания.

Что должен уметь будущий первоклассник

Проверьте, насколько уровень развития вашего ребёнка соответствует требованиям дошкольной подготовки. Изучите перечень требований, подумайте готовы ли дочка или сын справиться с предложенными заданиями. За каждый отрицательный ответ начисляйте отрицательный балл. Чем больше «минусов», тем шире круг вопросов, которые нужно обсудить с дошкольником.

Ребёнок должен быть готов к определённым действиям:

  • называть всех членов семьи по имени, представляться, кратко рассказывать о себе и своих увлечениях;
  • хорошо ориентироваться в гласных, согласных буквах, читать несложные тексты, писать печатными буквами;
  • знать различия между временами года, объяснять, что сейчас – лето или зима, знать дни недели, месяцы;
  • ориентироваться в сутках, отличать утро, обед и вечер;
  • знать правила вычитания и сложения;
  • называть основные геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг, рисовать их;
  • запоминать короткий текст, пересказывать его;
  • в ряду предложенных предметов находить лишний, объяснять, почему он исключил именно его.

Существуют и другие требования. Будущий первоклассник должен:

  • владеть основными навыками ухода за собой: без помощи взрослых одеваться, раздеваться, шнуровать обувь, поддерживать чистоту рабочего места;
  • знать правила поведения в общественных местах, уважительно относится к окружающим;
  • различать, правильно называть основные цвета, желательно – оттенки;
  • описать, что изображено на картинке;
  • уметь считать до 20, затем обратно;
  • знать наименования частей тела человека, уметь рисовать людей со всеми основными «деталями»;
  • правильно отвечать на вопросы: «Где?», «Почему?», «Когда?»;
  • различать неодушевлённые/одушевлённые предметы;
  • общаться со сверстниками, отстаивать своё мнение, но не бить несогласных;
  • понимать, что нельзя оскорблять одноклассников и взрослых;
  • сидеть спокойно на занятиях хотя бы 15–20 минут. Вести себя прилично, не капризничать, не задирать других учеников.

Важно! Наверстать упущенное за летние месяцы сложно. Нельзя тратить время для оздоровления деток на многочасовые занятия. Так вы ухудшите здоровье нервной системы, дадите слишком высокую нагрузку на растущий организм, отобьёте охоту к учёбе. Как избежать перегрузок? Выход простой: начинайте подготовку к школе с 3,5–4 лет. Понемногу, в приемлемом темпе, без давления на психику вы научите малыша всему необходимому.

Запомните 5 важных правил:

  • педагоги и психологи рекомендуют проводить занятия в игровой форме. Нельзя заставлять, тем более, кричать, бить малыша за отказ от изучения того или иного материала. Задача родителей – заинтересовать, объяснить, что образованный человек всегда заслужит уважение среди друзей, сверстников и будет успешным в жизни;
  • длительность мини-урока – не более 15 минут. Между занятиями обязателен перерыв 15–20 минут, чтобы детки могли размяться, побегать;
  • чередуйте математику с чтением, рисование – с физкультурой и так далее. Длительное умственное напряжение негативно сказывается на растущем организме;
  • постепенно увеличивайте сложность материала, не спешите с новыми заданиями, пока малыш крепко не усвоит пройдённый материал;
  • используйте учебные пособия с яркими, крупными иллюстрациями. Выбирайте интересные тексты, описывающие животных, птиц, явления природы. Воспитывайте доброту, объясняйте, как важно помогать другим. Предлагайте для изучения добрые сказки и рассказы.

Уроки математики

Занятия для подготовки к школе по математике:

  • начните счёт со знакомых предметов: небольших игрушек, конфет, овощей и фруктов. Позже переходите на счётные палочки, специальные карточки. Вначале используйте только целые числа;
  • отличный вариант – изучение чисел парами, например 1 и 2, 5 и 6. Так ребёнку легче понять, что 5 яблок + 1 = 6 яблок. Целый урок изучайте одну пару, в начале следующего повторяйте 5–10 минут пройденный материал, затем перейдите к новой паре;
  • опытные педагоги рекомендуют изучать геометрию также в игровой форме. Покажите круг, треугольник и квадрат на примере печенья. В магазине легко найти кондитерские изделия любой формы;
  • маленький ученик запомнил названия и форму основных фигур? Учите чертить их при помощи линейки (треугольника) и карандаша;
  • максимальную пользу принесёт чередование счёта, решения примеров и изучение геометрии.

Занятия письма

  • тренируйте руку: малыши не приспособлены для длительного письма;
  • большую помощь оказывают занятия по развитию мелкой моторики. Полезные упражнения с подручными предметами (макаронными изделиями, фасолью, мягким тестом, шнурками начинайте с 2–3 лет);
  • учите пользоваться удобными ножницами с неострыми, закруглёнными краями. Вырезание фигуры по контуру готовит руку к письму;
  • вначале учите писать печатные буквы, только после запоминания всего алфавита переходите к прописным;
  • объясните малышу, что нужно писать аккуратно, не выходить за полоски/клеточки. Купите удобную ручку, расскажите, как её держать;
  • выучите гимнастику для пальчиков, выполняйте упражнения вместе с ребёнком. Проговаривайте вместе: «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали. А теперь мы отдохнём и опять писать начнём».
  • подберите тетрадь для письма, соответствующую требованиям современной школы. В специализированных магазинах есть немало полезных пособий.

Уроки чтения

  • эти занятия – на первом месте. Чем скорее маленький ученик освоит чтение, тем проще ему будет изучать другие предметы;
  • изучайте буквы по алфавиту. Нарисуйте большую букву, вылепите из пластилина, расскажите, что похож символ. Например, О – очки, Д – дом, Ж – жук. Покажите букву, если получается при помощи пальцев, рук ног, туловища;
  • прочитайте короткий текст, положите рассказ перед малышом, попросите найти букву, которую только что выучили, например, А;
  • спросите, о чём текст, обязательно задайте несколько вопросов о прочитанном;
  • позже просите пересказать;
  • после занятия обязателен отдых, затем – переключение на другой вид деятельности.

Как подмывать мальчика? Прочтите полезные советы родителям.

Правила питания и меню при сахарном диабете у ребенка описаны странице.

По адресу и прочтите о диагностике пульпита молочных зубов и о методах его лечения.

Творческие задания

  • учите пользоваться красками, кисточкой, фломастерами;
  • пусть юный ученик штрихует пространство внутри очерченной области. Подходящий материал – раскраски с крупными и мелкими деталями;
  • совмещайте рисование, лепку, аппликации с изучением геометрических фигур. Например: домик – это квадрат, арбуз – круг, крыша – треугольник;
  • предлагайте слепить буквы, цифры, чтобы они лучше запомнились.

Психологическая готовность ребёнка к школе

Учтите мнение психологов и педагогов. Специалисты считают, что первоклассникам проще влиться в коллектив, принять новые правила, запреты, распорядок, если развиты определённые навыки.

Педагоги и психологи составили перечень требований, при соответствии которым ребёнок в 6 лет готов к посещению школы:

  • хочет учиться, имеет тягу к знаниям;
  • умеет сравнивать различные предметы, понятия, делает выводы на основании анализа;
  • понимает, зачем детки ходят в школу, имеет навыки общественного поведения, осознаёт собственное «я»;
  • хотя бы ненадолго удерживает внимание на предмете, который изучает;
  • пытается преодолевать трудности, доводит дело до конца.

Как психологически подготовить деток к школе: советы родителям:

  • беседуйте с малышом, читайте, общайтесь;
  • после чтения обсуждайте текст, задавайте вопросы. Спрашивайте мнение ребёнка, побуждайте к анализу ситуаций, описанных в сказке, стихах или рассказе;
  • играйте с сыном или дочкой в «Школу», меняйтесь ролями «учитель – ученик». Уроки – не дольше 15 минут, обязательны паузы, физкультминутки. Хвалите маленького ученика, давайте советы в корректной форме;
  • показывайте личным примером, как преодолевать трудности. Не разрешайте бросать дело на полдороге, подскажите, посоветуйте, но не дорисовывайте (дописывайте, доскладывайте) за ребёнка. Окончите дело вместе, но не вместо ребёнка;
  • откажитесь от излишней опеки. Вы никак не отвыкнете обращаться с сыном или дочкой, как с маленьким, не даёте действовать самостоятельно? Подумайте, комфортно ли будет маленькому неумехе в детском коллективе, если он один не сможет быстро одеться или завязать шнурки. Избежать насмешек, обидных прозвищ поможет признание права ребёнка на самостоятельность. Поощряйте стремление к независимости, учите одеваться, раздеваться, правильно кушать, справляться со шнурками и пуговицами;
  • учите общаться со сверстниками, чаще ходите в гости, организовывайте игры во дворе, если детки не всегда находят общий язык, тоже участвуйте в играх, подсказывайте, как играть и не ссориться. Никогда не смейтесь над сыном или дочкой при детях (с глазу на глаз тоже): низкая самооценка – причина многих бед, неуверенности в себе;
  • создавайте положительную мотивацию, объясняйте, зачем нужно учиться. Расскажите сколько нового и интересного детки узнают на уроках;
  • объясните, что такое дисциплина, для чего нужна тишина в классе во время объяснений нового материала. Учите задавать вопросы, если что-то непонятно, скажите, что учитель не может спросить у каждого, как усвоен материал. Ученики тоже должны думать о себе и максимальном получении знаний;
  • расскажите, что нужно отстаивать свои интересы без криков и кулаков, цивилизованными методами. Учите самоуважению, объясняйте, почему не стоит проявлять излишнюю боязливость либо агрессивность. Смоделируйте несколько ситуаций, которые часто возникают в школе при общении сверстников, подумайте, каков выход. Выслушайте мнение ребёнка, предложите свой вариант, если сын или дочка не знают, как поступить. Будьте внимательны к интересам ребёнка, учите правилам общения, побуждайте к хорошим делам и поступкам.

При подготовке ребёнка к школе учтите советы психологов и педагогов, проявите заинтересованность, вдохновите маленького ученика. С малых лет развивайте тягу к знаниям, общайтесь, изучайте окружающий мир. Подготовленному первокласснику всегда легче осваивать школьную программу, чем ребёнку с отсутствием элементарных навыков, ограниченным кругозором.

Больше полезных советов родителям будущих первоклассников в следующем видео: