Как проходит свадьба у дагестанцев. Дагестанская свадьба: обычаи и традиции

Дагестанская свадьба — важное событие в каждом городе и селе. Дагестанцы живут от свадьбы к свадьбе, ведь такое торжество дарит много впечатлений. В этой республике отмечают свадьбу два раза — сначала в доме невесты, а потом в доме жениха. Как минимум, гуляния затягиваются на два дня, а иногда могут длиться даже дольше.

Традиции сватовства

Дагестанцы славятся эксцентричностью, поэтому долгое время в этой стране были популярны кражи невесты. Похищение невесты на свадьбе в Дагестане случается до сих пор, но чаще в тех случаях, когда родители запрещают молодоженам пожениться. Также воруют невест, когда молодые из разного сословия. Считалось губительным для девушки провести ночь в доме мужчины, поэтому родители чаще всего соглашались на такой шантаж, чтобы уберечь дочку от позора.

Зачастую свадьба происходит после сговора или сватовства. Сватовство по-дагестански включает визит представителей жениха в дом невесты. В этот день договаривались о размере калыма, интересовались приданым молодой невесты. Плата за невесту являлась обязательной во всех регионах страны, только сумма была не определенной.

Сватовство в Дагестане имело две разновидности. В первом случае связывали свадебными обязательствами маленьких детей. Такую разновидность называли «колыбельным сватовством», когда без решения будущих жениха и невесты договаривались об их бракосочетании. В качестве залога отец девочки давал отцу мальчика ценную вещь, после чего детей считали женихом и невестой. Такой вид сговора больше всего присущ лезгинам. Дагестанское сватовство совершеннолетних сильнее распространено, особенно в современном мире. Такой вид сговора наполнен национальными традициями, которые включают несколько этапов. Сначала происходит сватовство, во время которого невесте вручают подарки. В некоторых регионах все эти дары, вместе с приданым девушки вывешивали на веревке, чтобы все могли их созерцать. Затем происходит предсвадебная помолвка дагестанских новобрачных, после которой следует визит жениха в дом невесты и ее визит в дом жениха.

В Дагестане сватовство сильно отличается от всех других свадебных обычаев. Оно происходит тайно, в вечернее время суток и в кругу ближайших родственников.

Первый день

Как правило, дагестанские браки очень крепкие и длятся всю жизнь. Большей мерой это связано с выраженной религиозностью народа, так как разорвать брак может только имам, а ему для этого требуются веские причины. Поэтому дагестанские свадьбы всегда веселые и шумные, ведь играются они один раз. На этих свадьбах гуляет вся община, а количество приглашенных может достигать тысячи.

Перед первым свадебным днем все родственники активно готовятся, выполняя оговоренные ранее обязанности. Родители молодых почитают своих умерших родственников и проводят жертвенное приношение на честь молодых. Также заранее приглашают музыкантов. Чаще всего их зовут из других селений, и всю дорогу к дому, где будет проходить праздник, они должны петь, извещая о месте торжества.

Традиции празднования первого дня свадьбы в Дагестане начинаются с ритуальной музыки. На крыше дома собираются музыканты, играя обрядовые песни, которые отличаются молитвенной силой. В полдень из дома жениха выдвигается свадебная процессия. Она состоит из родственников молодого, в основном женского пола. По дороге к жилищу невесты они поют песни, танцуют и несут с собой дары и подносы со сладостями. Подарки состояли их пары хлебов, халвы, мешка с табаком, иголок, ниток и прочего. Участники свадебной процессии заходили в дом невесты, а подарки складывали в сундуке. Его впоследствии новобрачная заберет с собой в дом своего мужа.

Свадебный обряд дагестанцев состоит из традиции, когда молодых отправляют в дом своих ближайших родственников, например, сестры или брата. Поэтому в первый день они не встречаются. Считалось положительным, когда невеста и жених будут до свадьбы находиться среди большого скопления людей.

Гости тем временем прибывают из разных уголков страны и собираются возле дома. О своем визите они оповещают музыкой, песнями или оружейными выстрелами.

В этот день невесту готовят к передаче жениху. Мать собирает для нее приданое и проводится церемония прощания, с ритуальными песнями и плачем.

Второй день

Традиции празднования второго дня свадьбы в Дагестане уже проходят в доме жениха. В этот день он приходит за невестой и молодых провожают из дому. Когда молодой приходит за своей избранницей его встречает ее сестра, выполняя традиционный танец. Мать невесты преподносит молодым чашу с медом, угощая их. Согласно поверьям, такой ритуал способствует долгой и счастливой жизни брачующихся.

В этот день можно увидеть множество интересных обрядов, соревнований и конкурсов, которые хорошо раскрывают всю искусность дагестанцев. К примеру, большинство из них очень хорошо танцуют. Вся причина в том, что их готовят к свадьбе с раннего детства, обучая народным танцам и песням.

Подготовка к свадьбе в Дагестане построена таким образом, что все торжество начинается с полуденного времени. Молодую привозят в дом жениха и здесь уже начинается настоящее веселье. Парни танцуют отдельно от девушек, но это не мешает им подыскивать себе спутницу жизни.

Самым важным событием на свадьбе является танец новобрачных. Но прежде чем он случится, невеста обязана станцевать с каждым мужчиной на торжестве. Молодая танцует, а мужчина кружится возле нее и бросает денежные купюры, которые подбирает подружка невесты. В Дагестане не принято дарить подарки, вместо этого преподносят деньги.

Начало танцев в Дагестане называется «дем», и его открывает главный танцор — «аравул». К нему подключаются остальные мужчины. Сестра жениха начинает танцы для женской половины, таким образом, начинается танцевальное состязание, которое может продолжаться до позднего вечера.

Свадьба в Дагестане славится большим пиршеством, во время которого тоже происходят различные ритуалы. В это время преподносят подарки жениху и невесте от родителей и близких родственников. Новобрачная обязана сходить на кухню и одарить подарками всех, кто помогал в организации торжества. Вел церемонию тамада, которого выбирали из родственников заранее. Он следил за правильной организацией свадьбы и соблюдением всех обычаев.

Современные дагестанские бракосочетания во многом похожи на европейские, но некоторые обычаи до сих пор актуальны. Особенности свадебных нарядов в Дагестане таковы, что жених на церемонию обязан надеть папаху. В ней он выполнял свадебный танец, также шапка была эпицентром внимания многих гостей. Ее все время хотели похитить, требуя взамен выкуп.

Зачастую свадебное торжество занимало два дня, если молодые были из разных селений. Когда же они жили в одной местности, проводили одно большее празднество.

Дагестанские обычаи на свадьбе не заканчивались. В течение первых дней гости наведывались в дом новобрачных в любое время суток, а жена должна была их радушно принять, показав свое гостеприимство.

Каждый свадебный обряд в Дагестане является интересным и необычным. Сама свадьба проходит энергично и весело.

Пока половина моих друзей рассуждает на тему того, что регистрация брака — это вмешательство государства в личную жизнь двух любящих сердец, просветленные эзотерики выступают за скрепление любви через тантрические практики, а не штамп в паспорте, некоторые радикальные феминистки предлагают отменить свадьбу как акт закрепления рабства женщин, в это время на Кавказе люди по-прежнему справляют свадьбы по принципу «пир на весь мир», готовятся к этому событию годами и придают ему огромное значение. Ведь свадьба — одно из самых важных событий в жизни кавказцев, особенно, женщин.
Этой весной нам посчастливилось побывать на типичной дагестанской свадьбе, которую отмечали жители высокогорного села Гуниб, расположенного на высоте 1500 метров, к юго-западу от Махачкалы. Сегодня это моноэтническое село, в котором большинство жителей — аварцы, а 150 лет назад здесь жили помимо аварцев жили русские, евреи, кумыки, татары. Место это стало в свое время сценой для ожесточенных боев и политических распрей, в основном из-за своего уникального стратегического положения — Гуниб является естественной высокогорной крепостью.

Приехали мы в Гуниб около 10 утра, и нас там уже встречал Муртазали — организатор свадьбы и тамада. Именно ему мы обязаны тем, что смогли попасть на свадьбу, и именно от него услышали самое интересное о семейных дагестанских традициях.

В первую очередь мы поехали в дом жениха, где уже готовился большой кортеж машин в дом невесты. На Кавказе пиком «крутизны» считается автомобиль с низкой посадкой — и здесь, на сельской грунтовой дороге этот кортеж напоминал шумный караван в духе Кустурицы.

Муртазали рассказал нам, что раньше в Дагестане свадьбу справляли дважды: в доме жениха и в доме невесты, но сейчас эта традиция соблюдается в том случае, если будущие молодожены живут в разных селах или городах. Наши же молодожены родились и выросли в одном селе, поэтому свадьба организована одна — в их новом доме.

К свадьбе своих детей родители на Кавказе начинают готовиться чуть ли не с их рождения: собирают приданое невесты, придумывают фасон платья и прическу, женихи учатся танцевать, много пить и есть — без этого на Кавказе никуда! Когда молодые люди помолвлены, они могут пожениться только после того, как будет построен их собственный дом. Сияна с будущим супругом познакомилась год назад на одной из отмечавшихся в Гунибе свадеб, и, когда они решили пожениться, обе семьи совместными усилиями приступили к постройке дома. Дом получился типичный для этого региона: каменный, достаточно просторный, укомплектованный, как говорится, «под ключ», в нем есть все для начала счастливой семейной жизни - начиная от постельного белья и кончая посудой и шторами.

Итак, наш кортеж приехал к дому невесты, где с самого раннего утра занимаются её убранством.

Многочисленные подружки невесты и молодые родственницы помогают с макияжем, прической и платьем, а в это время мама и старшие родственницы заканчивают приготовления к традиционной части «передачи» невесты жениху, при этом совершенно искренне переживают и плачут, так как это последний день девушки в стенах родного дома.

Когда жених заходит в дом будущей жены, его встречает сестра невесты и... танцует! Вообще, танец в Дагестане - это выражение радости, это трансцендентальное действо, способ общения и непременный атрибут любой свадьбы.

После танца мама невесты угощает молодых медом, что символизирует пожелания долгой сладкой жизни.

Родители наших влюбленных изначально благославили этот брак. Но иногда, как рассказал нам Муртазали, на Кавказе до сих пор случаются кражи невест, почти как в «Кавказской пленнице». Хотя ближе к правде это описано у Эфраима Севелы в его книге «Мужской разговор в русской бане», где рассказана история, как молодая красавица влюбилась в старого уродливого проводника по горам, бывшего разбойника, и с ее же согласия (что как раз очень важно!) и была им похищена, после чего семья уже не может принять опороченную девушку назад и дает согласие на брак.
До сих пор при заключении брака важную роль играет социальный фактор молодоженов - жених не должен быть в социальном и финансовом положении ниже семьи своей избранницы.
Еще из традиций, которые нам, воспитанным на западной культуре (а правильнее было бы сказать - на советской), непривычны, в Дагестане есть такая, как многоженство. До сих пор здесь официально муж может иметь до четырех жен. Единственное, что часто удерживает мужчину от этого шага - финансовый вопрос, так как надо быть очень богатым человеком, чтобы позволить себе содержать столько жен. Дискриминация жен совсем не приветствуется - если подарил подарок одной, то будь добр выдать и остальным трем подарки, равные по стоимости.
Развод в Дагестане - скорее исключение, чем правило. По традиции, если в течение совместной жизни муж трижды произнесет фразу «Ты мне больше не жена!», это означает развод. Чтобы «оформить» его, супруги идут к имаму, который определенными действиями закрепляет их решение. В целом по России на сегодняшний день по статистике разводов почти столько же, сколько и оформления браков. На Кавказе же (премущественно в мусульманских регионах — таких как Дагестан, Чечня, Азербайджан) разводятся в редких случаях: отчасти это связано с традиционно важной ролью семьи как основного института общества, частично - с тем, что женщины почти не работают, а значит, и не могут сами себя обеспечить, что также является дополнительным стимулом сохранения брака. Но мне верится, что здесь просто помнят и ценят такое понятие, как любовь.
После приезда в новый дом молодоженов образовались два центра веселья - сам дом, в котором гостей угощают, и специально сконструированная площадка перед ним, где происходит основное веселье — а именно, танцы.

Еда на свадьбе - это, конечно, то, что заставило нас забыть обо всех приличиях и основах здорового питания. Овощи, фрукты, мясо, пироги, долма (фаршированные мясом виноградные листья), шашлыками, чуду (тонкий пирог с начинкой из мяса\зелени\творога), хинкал (сложносочиненное блюдо, в которое входят крепкий острый бульон, вареные в нем кусочки теста, баранина, говядина или птица, а также кефирный, сметанный или томантый соус), курзе (что-то типа наших пельменей, но больше даже напоминает грузинские хинкали, курзе бывают овощные и мясные) с томантным соусом. Всё это готовят родственники, а точнее — родственницы, которые безостановочно выставляют на стол свежеприготовленные блюда для новых гостей, убирают после них и моют посуду. Настоящий самоотверженный труд!

За столом постоянно звучат тосты: длинные, виртуозно исполненные, с вкраплениями старинных притч и легенд, с пожеланиями любви и советами молодым. Самый почитаемый человек на свадьбе - это самый старший гость или родственник. Кстати, эта же традиция касается и первоочередности вступления в брак - младшие братья и сестры не могу это сделать, пока не женится\ выйдет замуж старший брат или сестра.

На улице происходит другая важная часть свадьбы - танцы. Начинается все с танцевальной традиции, напоминающей наш «ручеек» - гостям вручается несколько цветков, которые они должны отдать тому, кого приглашают на танец. Отказываться нельзя, даже если ты устал, стар, пьян - хоть на 5 минут, но надо выйти в круг и потанцевать. В танце цветок передается и получивший его дальше приглашает кого-то на танец. Таким образом площадка никогда не пустеет, музыка звучит непрестанно и за это время все гости успевают потанцевать друг с другом. В основном именно таким образом в Дагестане находят себе жениха или невесту. В какой-то момент на площадку утащили Янку, которой пришлось наскоро учиться лезгинке. Некоторые женщины, выражая то ли уважение, то ли радость от того, что русская гостья танцует на свадьбе, стали подбегать к ней и совать в руку деньги. Это было совсем неожиданно!
Танец жениха и невесты - один из самых красивых и важных моментов свадьбы. Но сначала невеста танцует со всеми мужчинами — близкими гостями. Она делает небольшой круг, а мужчина танцует вокруг нее и кидает деньги ей на голову. Подружка невесты ходит за ней и собирает деньги. Эти деньги — подарок молодоженам, микроволновки и чайники здесь дарить не принято! Когда все мужчины станцевали, наступает очередь жениха. Вместе с невестой он делает несколько кругов, затем к нему в порыве присоединяются разгоряченные друзья и родственники и начинается буйная радость: жениха поднимают на руки и качают, выбрасывют вверх, безудержно танцуют и стреляют в воздух. Настоящий праздник!

Свадьба длится три дня, и в общей сложности ее посещают около тысячи гостей: конечно, не все сразу, но в течение всей свадьбы все жители села и окрестных деревень хотя бы на 15 минут, но должны зайти в гости.
Муртазали рассказал интересный обычай, как проверяют новоиспеченную супругу. В самое-самое неудобное время — ну, например, в 4 часа утра — приходят к молодоженам в гости. Хорошая хозяйка в любое время должна быть готова принять гостей и накрыть на стол хинкал и чай. Такая вот она, женская доля!
После тостов, еды и танцев мы постарались деликатно попрощаться и уйти, так как нас все активнее начали угощать алкоголем, что после нескольких часов дегустации всевозможных деликатесов кавказской кухни мы уже не могли продолжать. Мы отправились на прогулку. Естественно, гуляя по деревне, нас тут же зазвали в гости, и мы оказались в доме у местного каменщика, который занимается гравировкой. Он охотно показал нам свою работу, а мы с удовольствием поснимали.

А затем мы неспешно, за долгими интересными рассказами Муртазали отправились на самый край деревни, а свадьба далеким эхом звучала нам аккомпанементом.

Спасибо за внимание.

Свадьбу было принято играть после уборки урожая, осенью. В давние времена согласия девушки на брак не требовалось, решение за нее принимал старший тухума, а при его отсутствии – родители. Случалось и такое, что судьбу детей решали в раннем детстве, когда отцы обеих сторон, чаще всего друзья, заключали соглашение. Сторона жениха передавала отцу девушки ценную вещь, после чего дети считались помолвленными.

На обручение жених дарил девушке подарки, которые при супружестве или в случае развода по вине парня оставались невесте. Если же свадьба расторгалась по вине девушки, то подарки возвращались в двойном размере.

Раньше также практиковалась свадьба с . К этому методу жених прибегал тогда, когда не мог добиться согласия родителей невесты на брак. Чаще всего кража осуществлялась по обоюдному решению.

Непосредственно перед свадьбой между молодыми заключали мусульманский брак магьар или никях. Будущий муж должен был заплатить по Шариату в пользу невесты калым или кебин.

Сумма кебина была разной в зависимости от экономического состояния семьи. У средних равнинных жителей он составлял порядка 120 руб., у зажиточных доходил до 300 руб. Самый скромный известный кебин наблюдался у горских жителей – 5-15 руб. В качестве кебина можно было отдать не только деньги, но и рогатый скот, а также ценную материальную вещь. Брак заключал сельский мулла, который за свою услугу получал от жениха денежное вознаграждение в размере 1 руб., от невесты же – угощение.

Как только состоялось обручение, родители невесты готовили приданное, в которое входила медная посуда, постельные принадлежности, домашняя утварь, ковры и мн. др. В начале XX века самой богатой невестой считалась та, которая приносила больше всего медной посуды. У некоторых народов, к примеру, андиийцев, было обязательно принято помимо основного приданного давать курдюки, из-за их отсутствия торжество могло не состояться.

На свадьбу жениха приглашались родственники, а в небольшом горном ауле и все жители. Каждый по возможности приходил на свадьбу с подарком.

Ах эта свадьба…

В давние времена жених на время торжества переселялся в соседний дом, девушка также не жила в отцовском доме. В отличие от свадьбы жениха, мероприятие невесты проходило более скромно, в кругу близких людей. У некоторых горских и равнинных народов было принято, чтобы на торжестве не присутствовали даже братья девушки, а в каких-то и отец. Андийцы и чеченцы по сей день строго придерживаются данного обычая.

Самым главным и торжественным моментом был переход невесты из родного дома в дом жениха. Жених за будущей супругой никогда не ездил. У годоберинцев сторону жениха долго не впускали в дом, расспрашивая о цели визита и требуя подарки, как от нарушителей покоя.

Перед выходом из родного жилья невесту принаряжали в красивую одежду, что подарил ей жених и обязательно покрывали платком голову. Во время свадебной церемонии невесту в дом жениха сопровождали ее подруги и родственницы. При этом шествие аккомпанировало хоровое пение и музыка. У некоторых народов существовали даже различные песни: свадебные, дорожные и др.

У народов равнинной и предгорной зон девушка перевозились на арбе, а у горцев – на лошадях. В дороге у разных национальностей соблюдались свои определенные обряды. К примеру, в селении Буркихан, девушка, которую перевозили в дом будущего супруга, рыдала во всеуслышание. В ауле Мюрега девушку с крыш осыпали мукой, чтобы она не чувствовала нужды в доме мужа. Частенько случалось, что молодым преграждали дорогу, требуя подарки.

По приезду к жениху друзья устраивали стрельбу в воздух. Всех прибывших угощали медом. Этот обряд продолжает существовать и в наше время, символизируя долгую и счастливую жизнь молодоженов. Чаще всего его проводит мама супруга или близкая постарелая женщина.

Также у лезгин на входе в дом перед невестой клали тарелку, которую ей необходимо было разбить ногой с первого раза. Данный обряд говорил о ее плодовитости и возможности стать матерью. После невесту заводили в комнату и давали ей в руки маленького мальчика, желая скорейшего пополнения. До конца вечера невесте приходилось стоять в углу.

Новоиспеченный муж на свадьбе не присутствовал. Чаще всего он находился с друзьями и возвращался домой лишь к полуночи.

У некоторых народов свадьбу играли три дня, у других пять дней, но были и те, что играли восемь дней, например, у гидатлинцев, поочередно у близких родственников. Основными свадебными инструментами на мероприятии были зурна, барабан, чунгур и гармошка (у кумыков), предпочтение в танцах отдавали лезгинке.

Послесвадебные обычаи

Утром второго или третьего дня свадьба завершалась осматриванием лица невесты. В этот день с нее снимали вуаль, а женщины приходили поздравить с бракосочетанием и отведать сладости из сундука невесты.

Обе стороны дарили друг другу подарки. Особенно щедро и по сей день принято одаривать невесту-кубачинку. Часто все пальцы обеих ее рук унизывают подаренными украшениями.

По прошествии свадьбы новоиспеченная семья приглашалась в дом родителей и родственников, где они одаривались участком земли, скотом, фруктовыми деревьями и ценными подарками.

Друзья жениха также наносили визиты к молодой семье, появляясь внезапно среди ночи, и, требуя от жены приготовления национального блюда – . Все это проходило в форме развлечения и сопровождалось шутками.

Последней частью торжественной церемонии являлось шествие молодой жены за водой на родник в окружении близких родственниц.

Пока мы тут отстаиваем свое право на свободу и независимость современной женщины (а заодно боимся перестараться в своей борьбе), Анастасия Гостева побывала в числе 800 гостей на дагестанской свадьбе в Махачкале. И поделилась с нами своими впечатлениями.

День первый. Цена вопроса

Два серебристых «мерседеса» несутся по горному серпантину – сигналя проезжающим машинам, подрезая друг друга и притормаживая в опасной близости от края дороги. Один из них выскакивает на встречную полосу и, чтобы избежать столкновения с летящим навстречу «жигуленком», проскакивает между блокпостом и милицейским ограждением. Чудом уцелевшие гаишники не пытаются догнать нарушителя. Свадьба в Дагестане – это святое. Пока все живы, аварцы имеют право на честную джигитовку.

Помимо «мерседесов», свадебный кортеж состоит из «лэнд крузера» и «кайена», который, как и в Москве, поставляется в стандартной комплектации – с блондинкой в салоне. Правда, здесь блондинка сидит за рулем и по лихости вождения мало чем уступает мужчинам.

Рубли в клеточку и в линеечку

Пока счастливые родители Аиды принимают поздравления, у самого входа, тихо и незаметно, происходит едва ли не самое главное действо. За накрытым столом, разложив между тарелок и стаканов школьную тетрадку в линеечку, родственницы невесты собирают деньги, складывая их в большой пластиковый пакет и занося убористым почерком приходные данные – такой-то дарит молодым 600 рублей, да благословит Аллах их на долгие годы и да пошлет им столько же сыновей, сколько было волос в бороде у Пророка. Такая же тетрадка, но в клеточку, появится позже на свадьбе жениха. Дагестанская свадьба – это честный отъем денег у населения. Считается, что минимальная сумма, которую прилично подарить, – 500 рублей. Но большинство гостей дарят 1000, а то и больше. Причем, если гость приглашен на обе свадьбы, и к невесте, и к жениху, он несет наличность и туда, и туда. Если семьи не очень обеспеченные, то деньги, собранные на свадьбе невесты, остаются родителям невесты, а деньги, собранные на свадьбе жениха, остаются родителям жениха. Те, кто живет в достатке, отдают все молодым. Если учесть, что скромная свадьба предполагает не меньше 700–800 гостей, молодым никогда не приходится начинать хозяйство с нуля.

Кроме того, все деньги, которые гости кидают во время танца невесты с женихом и невесты с мужчинами-гостями, тоже остаются молодоженам. В результате обычно набирается еще тысяч 150–200.

– Слушай, Марат, а какая в Дагестане средняя зарплата? – спрашиваю я у дяди жениха, когда мы сбавляем газ, чтобы взглянуть на Буйнакский перевал. В ослепительно голубом небе реют соколы. Ветер пахнет Каспием. Невысокие горы, поросшие заполошными мелкими цветочками, лежат крупными складками, как кожа шарпея. Из этой безмятежности сообщения СМИ о том, что здесь скрываются боевики-ваххабиты и раз в неделю кого-то взрывают, кажутся нелепой пропагандой.

– Ну, простые люди тысяч 5 имеют.

– Значит, родители молодоженов – люди непростые?

– Да нет, что ты, конечно, простые. Отец жениха – таксист. Мама не работает. Отец невесты – инженер, мама – в кафе повар. Так никто же на зарплату не живет, все крутятся. А потом, к свадьбе с рождения детей готовятся.

За три часа до этого в банкетном зале «Венеция» в центре Махачкалы собралось 350 человек. За плотно сдвинутыми столами мужчины и женщины сидят по отдельности, притертые друг к другу, как горошины в стручке. Старухи в национальной одежде и с платками на головах едят хинкал и рассматривают молодежь. Молодежь стреляет глазками по сторонам. Большинство девушек, несмотря на 43 градуса в тени, – в длинном и темном. Со всех сторон доносится: «А ты видела, как он на меня посмотрел? А это чей родственник?» На столах – минеральная вода, фрукты, сочащиеся маслом конвертики долмы и почти домашние по виду и вкусу салаты. Алкоголя не видно, но стоит девочкам попросить шампанского, как его тут же приносят и наливают. И девочки, пригубив пару глоточков, стайкой отправляются танцевать.

Во главе стола в центре зала – молодожены, Омар и Аида. Это – свадьба невесты. Здесь ее родители и родственники, подружки и соседи. Отсюда жених заберет ее на свою свадьбу – в Буйнакск, к своим гостям и своей семье. А пока оркестр играет лезгинку и тамада заходится в красноречии, объявляя следующий номер – танец восточной красавицы Лейлы, – и в проходе между столами появляется девчушка лет 10, лихо двигающая бедрами и позвякивающая монистами.

Но вот жених и невеста встают из-за стола – пора ехать на вторую свадьбу. И вскоре кортеж несется, оглушительно сигналя, по улицам Махачкалы – мимо билбордов, на которых группа «Бутырка» представляет «лучшие хиты за 10 лет», мимо кур-гриль «Феникс», ресторана «Маг Дональд» и магазина исламской одежды «Арафат», мимо хрущевских пятиэтажек, выложенных плиткой в арабском стиле, и пасущихся у обочин коров – восток есть восток.

И когда спустя час мы оказываемся в очередном банкетном зале со сдвинутыми столами, хинкалом, газировкой «Буратино», но теперь уже и дорогим алкоголем, все повторяется – тосты, лезгинка и летящие вверх деньги.

Аида выходит в центр круга в платье цвета кофе с молоком, с рукавами-буфами. Белое от пудры лицо почти неподвижно, рыжие локоны падают на голые – в последний раз – плечи. Ни на кого не глядя, она движется между мужчинами, которые выскакивают перед ней в танце. Под ноги падают смятые сторублевки, и дети кидаются за ними, словно за мячами на Уимблдоне.

День второй. Мужчины и женщины

Изначально Аида не собиралась выходить за Омара. Познакомились они год назад – соседка Аиды выходила замуж за друга Омара. А потом он стал за ней ухаживать, и она поняла: «Он – мой человек. Это было мое решение». В Дагестане, где еще существуют браки по сговору родителей, это важно.

Правду она говорит или соблюдает традицию – не понять. Местных девочек воспитывают с идеей, что мужчины должны их добиться. «Если парень захочет, он придумает, как меня найти», – объясняет мне подружка Аиды. Подобная уверенность может существовать только в городе, где все друг другу – братья, кунаки и соседи.

– Ты мужа должна бояться? – спрашиваю я Аиду.

– Бояться? – она растеряна. – Нет, уважать должна. Семья дает чувство уверенности. Нас с детства учат, что в браке нужны терпение и смирение. Каждая девочка знает: она вырастет, выйдет замуж и будет заботиться о муже.

Еще меня уверяют, что каждая девочка знает, что муж будет единственным мужчиной в ее жизни – местные женщины держатся за свою невинность так же твердо, как мужчины – за свою нефть. Что логично: и то и другое – приватизация недр, неопровержимый аргумент в будущем сватовстве.

Папа, подари!

Вопрос приданого и калыма обсуждается во время сватовства. Родители жениха должны предоставить молодым жилье – отдельную квартиру или свои комнаты в доме. Они же покупают невесте украшения и целый чемодан одежды. «Мне подарили норковую шубу Black Lama – до колен, с капюшоном, очень красивую, а еще золото – цепочку, браслеты, кольцо и серьги с бриллиантами, сапоги, туфли и сумки, белье, вообще всю одежду – зимнюю и летнюю, – перечисляет Аида. – Одели от и до, поэтому я даже не взяла ничего из дома родителей. Со временем я, конечно, поеду туда, что-то заберу, что-то раздам, но пока мне ничего не нужно».

Родители невесты покупают мебель – кухню, спальню, гостиную – и все, что потребуется в хозяйстве: от постельного белья до ершика для унитаза. Откладывать деньги начинают с рождения детей. Мамы маленьких мальчиков гордо рассказывают, что уже приготовили все золото для будущих жен.

Как и раньше, сегодня дагестанская свадьба проводится с соблюдением всех национальных традиций, ритуалов и обрядов. В любой народности мира имеются сложившиеся веками традиции и обряды. Наиболее яркими, красочными, интересными признаются, конечно же, свадьбы.

Дагестанские обычаи на свадьбе

Свадьба в Дагестане отличается своим «размахом». Огромное количество приглашенных, шум, музыка, веселье, множество самых различных угощений. В Дагестане традиционно отмечают две свадьбы. Первая справляется в доме невесты, а вторую свадьбу отмечают уже в доме жениха. Общее количество гостей на свадебном торжестве, как правило, может достигать полутора тысячи человек.

Подготовка к свадьбе в Дагестане

Важным моментом при проведении этого торжества в Дагестане является соблюдение всех национальных обрядов и ритуалов. Согласно дагестанским обычаям, подготовка ко дню бракосочетания начинается практически сразу после рождения ребенка. Родители уже тогда приступают к сбору приданого и скоплению средств на будущую свадьбу. Именно поэтому, спустя несколько лет, для молодоженов устраивается поистине роскошное торжество.

Предсвадебная помолвка дагестанских новобрачных

У дагестанцев, как и у любого другого народа, процедура объявления молодых женихом и невестой называется помолвкой, или обручением. В дом невесты засылаются сваты, где происходит обряд сватовства, там ее одаривают различными подарками. Тут же родители жениха и невесты назначают день свадьбы, который не должен совпадать с днями рождения молодых или их родителей, мусульманскими праздниками, а также не должен быть во время уразы.

Дагестанская свадьба не проходит без официальной регистрации молодых в ЗАГСе. По завершению обряда помолвки они идут в ЗАГС и подают заявление на свое желание заключить брак. Согласно дагестанским обычаям жених и невеста до свадьбы могут встречаться лишь изредка и ни в коем случае не должны проводить вместе ночи. Далее начинается подготовка к самому торжеству. Это – выбор свадебных нарядов, места проведения самой свадьбы, выбор ресторана и меню, приглашение гостей, украшение зала, различные организационные вопросы и так далее.

Особенности свадебных нарядов в Дагестане

К наряду дагестанской невесты в наши дни жестких требований нет. Главное, чтоб он был дорогим, изящным, нарядным и торжественным. Современные дагестанские девушки готовят к свадьбе два наряда: один – белое подвенечное платье, второй – национальный костюм. В качестве места проведения свадьбы также может быть выбран любой ресторан, банкетный зал или даже дом. Свадебные столы же накрываются согласно всем традициям дагестанской кухни: плов, долма, хинкали, шашлыки, овощи, зелень и многое другое. В обязанности невесты перед свадьбой входит подбор мебели для дома или квартиры, где она будет жить с молодым мужем.

Традиции празднования первого дня свадьбы в Дагестане

Дагестанская свадьба невозможна без громкой музыки, раздающейся с крыши дома. Первый день, по традиции, проходит в доме невесты. Здесь собираются, как правило, одни женщины. Подружки невесты, родственницы, соседки и просто знакомые. В этот день происходит своего рода прощание девушки с родительским домом и своей прежней жизнью. В разгар празднования к невесте приезжает жених и дарит ей множество дорогих подарков: сундук с одеждой и обувью, украшения из золота и другие ценные вещи. Количество подарков зависит от материального положения жениха.

Традиции празднования второго дня свадьбы в Дагестане

Свадьба в Дагестане отмечается в день официального бракосочетания. Обычно она проходит в доме жениха, через неделю после первого свадебного дня. Здесь уже собираются и мужчины и женщины, но за столом они сидят отдельно. Женщины сидят за одним столом, а мужчины за другим. Во время празднования играет преимущественно национальная музыка, но могут быть и современные иностранные композиции. Жених на своей свадьбе имеет право танцевать с другими представительницами прекрасного пола. У невесты такого преимущества нет.

В этот день во второй половине дня отец жениха едет к дому невесты, держа в руках свечи и зеркало, он заходит к ней. Огонь свечи и зеркало надо оберегать и хранить, так как они символизируют принесенное счастье для молодой семьи. Выходя из дома, отец жениха платит выкуп (обычно это символическая плата) близким родственникам невесты.

Далее невесте предстоит приезд в дом своего жениха. Перед дорогой ей накрывают лицо специальной накидкой, и в сопровождении отца жениха и родственников девушка направляется к месту празднования свадьбы. Перед тем, как войти в дом, под ноги невесте проливают кровь только что зарезанного барана. Согласно народному поверью, этот обряд служит мощным оберегом от сглаза. При этом девушка не должна испачкать свой наряд. Потом ее угощают медом, чтобы будущая семейная жизнь была сладкой.

Несмотря на самый разгар свадебного пиршества, невесту отводят в отдельную комнату, где она будет ждать своего возлюбленного и готовиться к своей первой брачной ночи. Встреча молодых должна состояться ровно в полночь. В эту ночь у двери спальни молодых обязательно остаются родственницы жениха, задача которых вынести из спальни и показать всем доказательство невинности невесты. Этот факт сопровождается радостными поздравлениями, возгласами, выстрелами.

Свадьба в Дагестане на этом, конечно, не заканчивается. Празднование может продолжаться еще несколько дней, в зависимости от финансовых возможностей молодых и их родителей. Лишь спустя неделю после второго дня свадьбы в дом к молодым с поздравлениями могут прийти родственники невесты. Любой день дагестанской свадьбы сопровождается преимущественно национальной музыкой, танцами, играми, развлечениями для приглашенных гостей, всеобщим весельем. Считается, чем роскошнее и веселее будет свадьба, тем лучше будут жить молодые.