Когда ребенок самостоятельно может есть ложкой? Как заинтересовать малыша — нужные покупки для стимулирования самостоятельности.

Гармония жизни не будет нарушена, если приучить всех членов семьи, в том числе и ребенка к порядку. Привить детям аккуратность, порядок и чистоплотность нужно еще с детства. Они с ранних лет видят все, что происходит в их окружении и копируют привычки родителей.

Всему свое время

Ребенок, видящий красоту, чистоту, уют, обязательно будет стремиться к ней. Малыш прекрасен в каждом возрасте. Когда приучить детей к порядку?


  1. Не сравнивайте детей. Детки бывают разными. Все зависит от психических особенностей ребенка. Один любит разбрасываться игрушками, а другой убирать их сосредоточенно и в медленном темпе.

Совет: Если неаккуратность и заторможенность настораживает, обратитесь к невропатологу для исключения вероятности патологий.

Приучить ребенка к порядку — это классно и комфортно

Кроха должен знать, зачем нужна та или иная вещь.


Как систематизировать уборку

Следующие действия помогут приучить ребенка к порядку.

Дети быстро перенимают привычки, и если папа поставит обувь на место, они также положат свои туфли туда же.

Порядок в подростковом возрасте

Подростки стремятся к индивидуальности. Они склонны к бунтарству и советы родителей нередко принимают за желание подавления. Поэтому приучать порядку в переходной период можно, но учитывая некоторые особенности. Итак, какие рекомендации стоит им давать?

  1. Уборку не превращайте в наказание. Дайте им простые задания. Ни в коем случае они не должны быть наказанием за содеянный проступок. Главное сохранить легкость мировосприятия. Родители для подростка - это друзья и советчики, а не надзирателями.
  2. Необходимо определиться с взглядами на вещи. Так, подростки считают, что комната чистая, если книги лежат на столе, а на ковре находится творческий набор. Поэтому, чтобы не было проблем, поговорите с ними о критерии уборок: нет грязных тарелок на столе, постель убрана, брюки и юбки не лежат на стульях. Другие вещи оставьте на решение подростка, и поскольку его характер начинает формироваться, его подавлять не надо.
  3. Мотивировать детей на уборку поощрениями неправильно, поскольку, например новые вещи или лишний час с друзьями является плохим стимулом. В другой раз ребенок взбунтуется и потребует поощрение.
  4. Подростка следовало приучить полезным привычкам раньше, поскольку в таком возрасте характер воспитывается под воздействием гормонов. Они же являются не лучшими советчиками в конфликтных ситуациях.

Самое главное не перестараться в воспитательном процессе. Чтобы у детей характер не сломался, никогда не подстраивайте их под себя. Они должны быть в первую очередь счастливыми.

Посмотрите на нижеследующих видео советы от ФлайЛеди о том, как приучить ребенка к порядку.


Если школьник затрудняется считать, про него говорят – гуманитарий. Если ребенок плохо пишет и слабо читает – будущий Лобачевский. На самом деле, все гораздо сложнее. Грязные тетрадки и кривые буквы могут рассказать о маленьком хозяине много интересного и …тревожного. Как научить ребенка красиво писать? Перед нами опыт обычной мамы, сумевшей избавить сына от дисграфии.

Как я поняла, что тетрадки грязны неспроста

Во втором классе мой сын удивил меня и озаботил – его одноклассники начали писать один краше другого, щеголяли хорошими оценками по технике чтения, а мой ребенок «сидел на месте». Более того, он как будто специально стал писать хуже. Сын работал грязно, коряво, буквы получались какие угодно, но только не правильные. Читать его «шедевры» стало невозможно.

Когда мне стало казаться, что красной пасты в тетрадках больше, чем синей, я поняла, что необходимо что-то решать. Масла в огонь подлил логопед, который взялся выставлять звуки у моего второклашки. Сын получил диагноз «дисграфия» и нас предупредили, что «лечиться придется долго».

Опытных специалистов, каких-либо материалов или хотя бы справочной литературы в нашем маленьком городке не нашлось. Как научить ребенка писать аккуратно в таких условиях? И я взялась за дело сама. Перечитав массу статей в интернете, я выработала свою стратегию, которая оказалась очень действенной.

Упражнения для красивого письма, которые помогли моему сыну

Бывает так, что школьник будто не доучил буквы: не различает подобные, пишет их, как попало – даже во втором классе. Мой мальчик тоже отличался подобной проблемой. Ни мало не смущаясь, мы принялись заучивать буквы заново.

Во всех работах сына я выискивала ошибки, мы разбирали их и исправляли вместе. Здорово помогли цветные карандаши. Разные ошибки мы подчеркивали соответствующим цветом. Сын заучивал буквы, вспоминал орфограммы, учился ими пользоваться на практике, без ненавистного переписывания и диктантов. Эта игра нам помогла. В самом деле, как научить детей красиво писать, если они не помнят букв?

Разноцветные буквы – спасательный круг для дисграфика

Как выяснилось, некоторые буквы не хотят заучиваться. Сын упорно не желал отличать С — З, Г — К, Д — Т. Мы решили, что всякая буква будет иметь свой оттенок: С – Синий, З – Зеленый, по общей начальной букве. Для всякой буквы мы выполняли упражнения «её» цветом:

  • раскрашивали (пришлось найти «белые» буквы);
  • обводили;
  • зарисовывали фон;
  • штриховали и так и этак (полосками, волнами, точками).

Чтобы выбрать оттенок для отдельных букв, мы играли с ассоциациями:

М – кремовый, Молоко;
Д — серый, Дом;
Б – желтый, Банан и т.д.

Письмо для дисграфика – сущее наказание. Это не тот случай, когда можно усадить двоечника за стол и заставить писать слово с ошибкой сто раз, пока оно не впечатается в память. Как научить школьника красиво писать, не мучая его – вот задачка для родителей ТАКИХ детей.

Разноцветные …звуки

Игра с разноцветными буквами превратилась в игру с фонемами. Для дисграфика и дислетика важно преодолеть барьер, который мешает им отличать фонемы, в особенности похожие. Для звуковых игр я приготовила разноцветные карточкинаподобии тех, которые используют в садиках: гласные фонемы — красные, твердые — синие. Однако, в отличии от садика, у нас у каждого звука появился свой цвет (смотрите игру с ассоциациями выше).

Буквы были написаны на фоне того же цвета, но только более темные (например, на желтом квадрате оранжевая Ж).

Таблица букв и звуков Вашего ребенка

Поскольку дисграфические и дислексические нарушения влияют на слуховое и зрительное восприятие ребенка (имеется ввиду речевой слух и графическая зоркость). Мой сын мог назвать фонему правильно, а вот букву показать не ту. Для того, что бы поработать со всеми «парными» звуками и буквами, я выписала те, в которых мой мальчик ошибся хоть однажды. Например, буквы Ж и З он путал до тех пор, пока мы не договорились, что:

Ж — это желтый цвет
З – зеленый

Сюда же я подключила упражнение с подчеркиванием слогов типа:

  • согласный + гласный (обозначающий мягкость): Зи;
  • тот же согласный + гласный (не обозначающий мягкость): Зу.

Слоги с мягкими звуками мы подчёркивали красным, твердые – синим. Различать учились по воздуху, выдыхаемому при произношении: Ц, С, З – прохладный ветерок (подставь ладонь и почувствуешь), Щ, Ж Ш,Ч – красных оттенков, потому что здесь воздух на выдохе ощутимо теплее.

Тренинг на внимание

Как научить ребёнка красиво писать? Чтобы ребенок-диграфик настроился на письменную работу, его необходимо приучить к данному виду деятельности, потренировать его мозг.

Очень простая и «работающая» игра – найти и вычеркнуть все заданные буквы из текста. Мы уделяли внимание похожестям – Ш и Ж, М и И. Когда сын научился искать быстро, я стала давать задания посложнее: найди каждую вторую букву, посчитай все вычеркнутые буквы, вычеркни два вида букв.

Основное правило для дисграфика — почувствовать разницу. Что бы научить ребенка писать чисто и грамотно, необходимо установить различия между явлениями речи, так как путаница в похожих понятиях лежит в основе всей проблемы.

Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок научился говорить четко, внятно и красиво. Для этого нужно потрудиться. Не забывайте хвалить ребенка, отмечать его успехи и обращать внимание, когда у него получается чистое произношение. Также следите за тем, чтобы ваша собственная речь была правильной и выразительной.

Игры для развития речи

Игра «Поймай звук»

В эту игру вы можете играть по пути из дома в детский сад и обратно. Например, вы говорите: «Поймай звук «м» в слове «машина», поймай звук «с» в слове «слон», звук «р» в слове «дерево», звук «м» в слове «сом» и т. д. Ребенок должен определить, где он слышит звук: в начале, середине или в конце слова. К 4—5 годам легче всего дети различают звуки в начале и конце слов, сложнее им даются звуки в середине слов.

Игры на развитие правильной артикуляции, фонетического слуха и речевого дыхания (по А. С. Галанову).

«Смешные рожицы». Наверняка это упражнение понравится ребенку. Ведь можно покривляться в свое удовольствие. Сядьте друг напротив друга. Описывайте, что нужно делать и показывайте, как. Например, вы говорите: «Высунь язык, попробуй дотянуться до кончика носа, выдвинь нижнюю челюсть вперед, подвигай ею в стороны, надуй щеки». Ребенок должен все повторять за вами.

«Кораблик». Вам понадобится тазик с водой и бумажный кораблик. Усадите «капитана» на стульчике рядом с тазиком и попросите подуть на кораблик, чтобы он поплыл. Дуть надо с произнесением звуков «ф» и «п». Следите за тем, чтобы малыш не надувал щеки, чтобы звук «п» произносился на выдохе 2—3 раза, а «ф» — непрерывно. Попробуйте подуть сильнее, слабее, прерывисто. Что происходит с корабликом?

«Радист». Скажите ребенку: «Представь, что ты радист и тебе нужно принять и передать важное сообщение. Я буду хлопать в ладоши, а ты в ответ — стучать ребром ладони по столу, я буду говорить «хлоп», а ты будешь говорить «тук»». И покажите на примере, если ребенок сразу не понял, что от него требуется. Начинайте с одного хлопка, затем делайте два, три, четыре. Это будет выглядеть так: хлоп — тук; хлоп- хлоп — тук-тук; хлоп-хлоп-хлоп — тук-тук-тук. Хлопайте тише и громче, чаще и реже. Ребенок должен вас отзеркаливать, обратите его внимание на то, чтобы он стучал с такой же частотой и интенсивностью. Эта игра отлично формирует чувство ритма у ребенка.

«Лиса-Патрикеевна» . Для этой игры вам понадобится узкая полоска ткани, круглое печенье небольшого размера. Положите на пол ткань — это будет мост. Ребенок будет лисой, которая идет по мосту. Но она не просто идет: плутовка обхитрила Колобка, положила его на язык и съест только тогда, когда убежит на другую сторону реки. Малыш должен идти с высунутым языком, на котором лежит печенье. Пройдет — съест! Сильная мотивация, ничего не скажешь.

«Жираф и мышонок» . Предложите малышу изобразить жирафа: нужно встать на колени, сложить ладони, поднять руки и потянуться вверх, делая вдох. Теперь пусть покажет мышонка. На выдохе нужно произнести звук «ш-ш-ш-ш», присесть, опустить голову и обхватить колени руками. Пока малыш изображает жирафа, вы произносите: «У жирафа рост большой...», когда показывает мышонка, говорите: «А мышонок маленький». Это упражнение нужно повторить 5—6 раз.

«Часики». Скажите: «Представь, что твой язычок — это стрелка часов, которая бегает или медленно ходит по кругу». Чтобы выполнить это упражнение, нужно открыть рот и водить языком по внутренней поверхности губ быстро и медленно.

ОТ ЧЕГО ЗВУКОВ? ЗАВИСИТ ЧИСТОТА ПРОИЗНОШЕНИЯ

❀ Язык — главный инструмент для звукопроизношения. От того, насколько развиты его мышцы, зависит внятность речи ребенка.

❀ От состояния зубов, носоглотки, развитости челюсти. Также нужно знать, что если прикус у ребенка формируется неправильно, у него могут возникнуть дефекты речи.

❀ От развитости речевого дыхания, которое создает непрерывность речи. Чем оно мощнее, тем лучше и красивее звучит голос ребенка.

❀ От фонематического слуха. Некоторые дети не могут различить слова, близкие по звучанию. Например: мал — мул, мял — мел. Они не слышат разницы между фонемами (речевыми звуками), заменяют один звук другим.

) я попытался донести до читателей природу капризов. Тема, конечно же, оказалась для многих актуальной. Спасибо за комментарии! Они помогают выявлять, наиболее сложные моменты восприятия материалов и выстраивать дальнейшее повествование с учетом этих особенностей. Ну, а раз так, то просто продолжу о наших с вами детях. Сегодня в другом контексте. А к теме капризов, наверно, еще вернемся (тем более, что многие просят продолжить ее). Наша сегодняшняя тема прямо вытекает из предыдущей. Я попробую продемонстрировать вам работу неосознанного подражания поведению родителей. На примерах покажу, как это происходит при отсутствии сопротивления со стороны детей навязываемому родителями поведению. Уверен, что вы много про это знаете, но не до конца понимаете глубину явления. Попробую сделать это более детально и подробно, чем это рассматривается обычно.

«Имеющий уши – да услышит» Евангелие от Матфея, слова, сказанные в проповеди на горе Елеонской (гл. 11, ст. 15; гл. 25, ст. 30)

Введение

Когда приносят малыша из роддома, все выглядят возбужденными, счастливыми и гордыми. Радость великая. Море чувств. Кажется, что может помешать им, сделать из этого маленького теплого комочка умного, успешного и, самое главное, счастливого человека? Тем более каждый скажет – «Теперь ЭТО – самое главное в моей жизни». Держат его на руках, как чистый белый листок, на котором хочется писать все только самое красивое и правильное. И, не дай бог, запачкать чем. Но когда, через сколько-то лет, начинают читать, что там написано, пугаются, стараются стереть и никак не могут понять – ОТКУДА?Откуда в их маленьком любимом сыне (дочке) столько чужого, некрасивого, ненужного совсем.

Огромное количество воспитательных методик, масса репетиторов, психологов дают сотни советов. И все – правильные. Некоторые советы работают, а некоторые нет. Время идет, и вот вместо маленького ребенка, перед вами стоит подросток. И, многим начинает казаться, что он совершенно неуправляемый, непонятный какой-то. Родители видят в нем неправильные замашки, странные поступки, полное непослушание, своеволие, часто полное нежелание учиться, откуда неизвестно взявшиеся поступки и привычки. И, что самое страшное, — родители вдруг перестают быть авторитетом. Их слово подвергается сомнению, критике, часто полному отторжению. Начинается его свободный полет в неизвестно куда. Увещевания, слова и призывы не помогают. Агрессия и давление – игнорируются. В ответ идут яркие резкие подростковые реакции отторжения всего и вся.

Проще всего разбираться с проблемами по мере их поступления, но самый предпочтительный способ — это прогнозировать ситуацию на раннем этапе и не доводить до наступления проблем. Из своей практики могу подтвердить, что большинство подростковых проблем назревают с раннего детства.

Родительское влияние, копирование недостатков (пример)

Давайте рассмотрим пример формирования простой неискренности, лжи. Почему дети перестают быть откровенными с родителями? Перестают им доверять? И куда исчезает родительский авторитет? Почему дети вдруг меняются и откуда она появляется – ложь? Кто делает наших детей другими? Телевизор, улица, соседский подросток – авторитет, учителя, иногда нормальные, иногда – нет? Или Его Величество Компьютер? Как могут «нормальные» отец и мать, конкурировать за право воспитывать своего ребенка с такими могучими конкурентами? Часто никак. И проигрывают этот бой за своего ребенка иногда по очкам, а иногда и нокаутом. Но почему?
Для объяснения приведу простой, как мне кажется, красивый пример из реальной жизни: У моего приятеля, которого знаю с самого детства, есть сын. Этот сын благополучно вступил в подростковый возраст, и мой приятель, в какой – то момент обнаружил, что его чадо начало покуривать. Сам отец, как я хорошо помню, дымил лет двадцать пять, как раз со своего подросткового возраста. Призвав сына к ответу, и выслушав его отрицания и оправдания по поводу того, что он якобы совсем не курит, этот отец сказал примерно следующую речь, которую я разделю на пункты, чтобы полюбоваться — настолько она была хороша и красива:

  1. То, что ты куришь, я знаю точно. Не оправдывайся и не лги. Доказывать, лазить у тебя по карманам, уличать тебя я не буду.
  2. Наказывать и даже ругать тебя, я не буду тоже. Я не имею на это никакого права. Тем более, что сам я курю уже более 20 лет, и не мне ругать курение и требовать от тебя отказа от него – это неправильно, глупо, цинично и нечестно по отношению к тебе, как к сыну и как к человеку.
  3. Но курить вредно и плохо. Ситуацию надо решать. Я не хочу, чтобы ты курил. И я предлагаю тебе следующий договор. Если ты увидишь меня с сигаретой, еще хотя бы один раз, я обещаю, что сам тебе начну давать деньги на сигареты и не буду тебя воспитывать по этому поводу никогда. Так как это будет стыдно и потешно с моей стороны. Болтать о вреде курения и продолжать это делать.
  4. Но, если я не курю с сегодняшнего дня, (время пошло), то ты тоже не куришь больше никогда, нигде и ни при каких обстоятельствах.
  5. Мне, поверь, бросить курить гораздо сложнее, — я курю много лет, как раз с твоего возраста и завишу от сигарет. Я, таким образом, помогу тебе, а ты поможешь мне не продолжать делать эту глупость.

Сын согласился. Оба не курят уже более десяти лет. Может этот случай и есть иллюстрация того, как надо воспитывать детей? Этот отец продемонстрировал, наверное, единственный способ реального воспитания детей, суть которого такова:

Воспитывать ребенка можно только воспитывая самого себя на его глазах. А вот во всем остальном как раз и прячутся родительская неискренность, ложь и пустая болтовня.

Перечень типовых недостатков, которые напрямую внушаются родителями детям

В комментариях к прошлым статьям некоторые задавали вопросы о том, что надо исправлять в себе. Некоторые понимали необходимость этого, другие, утверждали, что измениться человеку невозможно. Приведу навскидку небольшой список недостатков взрослых, которые с легкостью копируются детьми и избавление от которых позволит стать вам и вашим детям лучше:


Ряд таких примеров бесконечен. Легко подберете сами еще с десяток с ходу. А вывод один:

Если мы требуем от ребенка чего-то, а сами не делаем этого, или делаем все в точности наоборот, то кроме ощущения лживости и неискренности по отношению к нам, мы у него ничего не воспитаем. Так ведь нечестно! Или я неправ?

С этого момента мы даем ему пример лжи, учим его этой лжи, как естественному способу поведения. Вот так ложь и появляется, как клякса на чистом белом листочке нашего любимого чада. А уже дальше он сам, наученный родителями, сумеет претворить этот навык в жизнь.

Ребенок будет делать вид, что слушается нас, потом будет изворачиваться, затем станет врать в ответ. Точно так же, как мы ему. А за правдой пойдет от нас на улицу. Там, если даже и обругают или унизят, даже, дадут пусть обидную кличку – зато сделают это честно и в глаза, за дело, что называется. А если признают и похвалят - то тоже искренне, даже если за то, за что хвалить совсем и не надо

То есть, как не странно это звучит, подросток бежит на улицу из семьи за правдой и честностью от родительской псевдовоспитательной лжи. И, к сожалению, часто находит там совсем не то, что ищет. Но это уже другая история.

Казалось бы, предыдущий перечень на все раскрывает глаза и остается только найти свой недочет, исправить его и наслаждаться взаимопониманием и гармонией в отношении ребенка, но бывает и иначе. У идеальных родителей, которые стараются делать все правильно, тоже могут возникнуть проблемы в воспитании.

Пример влияния родителей, формирующих для ребенка необъективную реальность

Пожаловался один папа. Кстати весьма успешный, обеспеченный человек, с высоким социальным статусом. Его сынок прославился в школе тем, что сочинял огромное количество небылиц. Обещал ребятишкам вокруг всякую всячину. Врет, что сможет сводить весь класс в кино, что у него приехал брат – чемпион мира по плаванью, дед был известным генералом и т.д. Дети верили – видели, что из небедной семьи, хорошо одет, его на дорогой машине привозят в школу. Верили достаточно долго. Одна ложь рождала следующую и т.д. Когда наступил момент истины (а он в таких случаях наступает всегда), ребенка обволокло презрение и насмешки детского коллектива. Ребенок стал страдать.

Вопрос : Почему такое произошло?

Ответ : Я убедился в том, что в семьях с подобным поведением детей часто присутствует определенный социальный стандарт. Оба родителя часто очень организованные, деловые и ответственные люди. Ребенок присмотрен, ни в чем не нуждается, обеспечен всем необходимым и даже с избытком. Семья дружная. Регулярно проводят вместе время. Но есть одно «Но». На фоне таких «могучих» родителей ребенок всегда ощущает себя несовершенным. Еще бы, — папа идеален, спортивный, волевой, директор собственной процветающей фирмы и т.п. Мама, — красивая, бизнес леди, прекрасная женщина и как мать – великолепна. Как рядом с такими идеальными фигурами смотреться уверенно и сильно? Сложно? Конечно, сложно, — они многих взрослых превосходят по большинству параметров. А, каково маленькому сыну? И получается, что, дав ребенку все, о чем многие мечтают – заботу, ласку, достаток, они не дали ему возможность почувствовать себя кого-то превосходящим. Ну не дали они ему навыка такого самоощущения в семье. Превзойти в этой семье кого-то было просто невозможно. Он в семье не знал, как быть сильным и проявлять себя в чем-то в превосходных степенях. Отсутствие этого навыка сразу почувствовали в детском коллективе. Дети очень чуткие критики и жестокие. И, сначала в садике, а потом в школе, мальчик начал завоевывать свое место в социуме яркими небылицами не умея взаимодействовать по-другому. Его эмоциональное одиночество внутри семьи, выработало у него богатую фантазию и образность мышления. Вот эти фантазии, сам иногда путая их с реальностью, он и стал выдавать за быль. Благо родители, как я уже говорил, — умные люди и смогли понять и принять, что происходит в их семье на самом деле. И они уже сами помогли своему ребенку.

Неискренность родителей в данном примере состояла в том, что все их «совершенство» было в большей степени показательным и демонстративным. Ребенок просто не видел, что папа может проигрывать и страдать при этом, мама может быть слабой и кому-либо уступать. Родители хотели дать своему сыну пример успешности, победы всегда и во всем, не замечая, что тем самым ежедневно и ежечасно побеждают собственного сына, превосходя его и не оставляя ему ни каких шансов. То есть был создан идеалистический нереальный образ успешности в социуме и, одновременно, была убита способность этой успешности добиться. Конечно же, у родителей были заботы и проблемы, но мальчик о них не знал, точно так же, как не знали об этом чужие окружающие люди. Странно, но по этому признаку, он ничем не отличался от совершенно чужих семье людей. То есть, по сути – был чужим в своей семье. Был в своей семье самым неуспешным. Ребенок нашел выход в невротическом поведении. Его взаимодействие со сверстниками приобрело такую необычную форму. Ребенок не понимал сути происходящего. Он был мал. У него совсем не было своего жизненного опыта. Он просто чувствовал одиночество, тревогу и дискомфорт. Ему было страшно. Но его просто ругали и говорили: — «Зачем ты врешь? Это отвратительно».

Папа стал делиться с ним своей усталостью. Показывать, что тоже может быть неуверенным, сомневающимся. Что у него есть постоянные тревоги. Понятно, что одним великолепным разговором, как в примере с курением здесь не обошлось. Отцу из этого примера было тяжелее. Этот папа ради ребенка поменял весь свой многолетний стиль поведения в целом, а не одну конкретную привычку, как первый.

Но, герои на мой взгляд, — они оба:-), а может просто умные, любящие люди?

Выводы :

После прочтения вышеизложенного многие читатели могут озадачится вопросом, а как же ребенку абсолютно не врать? Ведь есть очень тяжелые вещи (обстоятельства, случаи), от которых так хочется оградить ребенка, пока он мал. Хочется защитить неокрепшую психику от чрезмерной нагрузки. Ваши опасения верны и обоснованы — нельзя кидаться в крайности: Например, я уверен, что детям можно рассказывать все, но исключительно в пределах их компетенции, объема их собственного опыта. И негативное можно и позитивное. Ребенок должен видеть и понимать, что есть и положительные и отрицательные эмоции. И без этого – никто и никак.

Возьмем, например, скандалы. Даже если они в семье тщательно скрываются и происходят в отсутствие ребенка, не следует думать, что ребенок не ощущает их присутствие. Искусственность улыбок взрослых, интонационные модуляции, оставшиеся после выяснения отношений ребенок чувствует и впитывает в себя. И разница между эмоционально конфликтным фоном и демонстрируемой благополучной реальностью как раз и может повлиять на ребенка непредсказуемо негативно. Заметьте – не сам скандал! Может лучше все-таки лучше устранить конфликт совсем, или в доступной и мягкой форме рассказать о его наличии ребенку?

Заключение

Безусловно, мир детей очень сложен и многогранен. В этой небольшой статье мы затронули лишь маленькую его часть. Очень важную, как все остальные. Что можно еще добавить? Наверно то, что воспитание ребенка – шанс для родителей воспитать самих себя, избавиться от того, что давно не нравилось в самих себе. От самого простого: заняться спортом вместе с ребенком, изучением иностранного языка, вместо пустых разговоров лежа на диване. До самого сложного — использование потенциала своей любви к сыну (дочке) для изменения себя, как личности и постоянного личностного роста параллельно с ним.

Таких историй можно рассказать сотни. Они все разные, но общее одно — у каждой ситуации в семье есть своя определенная структура и, если правильно понять эту структуру, ее можно изменить в лучшую сторону, тем самым, реально изменить судьбу своего ребенка. И не надо это откладывать на бесконечно долгое потом.

Будущее очень быстро превращается в прошлое. А между ними только одна разница — первое изменить можно, а второе уже нельзя…

Взрослея, малыш проходит через важные этапы развития. Сначала он держит бутылочку своими руками, но вскоре уже наступает время учить карапуза есть самостоятельно без помощи взрослых. Для мамы это сложный и ответственный процесс, поэтому ей пригодятся полезные советы и уроки по самостоятельному приему пищи.

Как понять, что ребенок готов есть самостоятельно?

Нельзя однозначно ответить на вопрос о том, в каком возрасте малышу пора давать ложку. Это зависит от уровня развития и от любознательности самого ребенка. Одни дети хватают ложку уже в полугодовалом возрасте, хотя еще толком не могут ее удержать, другие - отказываются от столовых приборов до 2-х лет. Есть и такие малыши, которые начинают кушать самостоятельно лишь в 3-4 года.

Однако затягивать с обучением не нужно. Чем раньше ребенок начнет есть без помощи взрослых, тем проще будет маме. К тому же, эти .

Специалисты советуют учить ребенка держать ложку с возраста 9-10 месяцев. В таком случае к 1,5 годам он сможет уверенно орудовать столовыми приборами.

Понаблюдайте за малышом, убедитесь, что ребенок «созрел» для ложки и чашки. Только, если он готов, можно начинать обучение. Если он уже интересуется едой, берет кусочки пищи и тянет их в рот, пытается выхватить ложку из маминых рук - он созрел для того, чтобы кушать самостоятельно. Конечно, мама накормит быстрее, да и поначалу малыш будет разбрасывать еду по всей кухне. Однако этот этап все равно придется пройти всем родителям. Поэтому лучше не упускать момент.

Инструкция для родителей, которые хотят научить ребенка есть ложкой

Когда малыш начинает тянуться за ложкой, он уже готов попробовать кушать самостоятельно. Если вы все сделаете правильно, уже через несколько месяцев ребенок научится пользоваться столовыми приборами. Как бы вам не было дорого ваше время, как бы ни хотелось сохранить кухню в чистоте - не упускайте момент! Если кроха требует ложку - дайте ему ложку. И далее - действуйте по инструкции.

  • Запаситесь терпением. Ручки у годовалого малыша еще не окрепли. Поначалу ему будет очень сложно удержать ложку, и он будет промахиваться ей мимо рта. На обучение потребуется от 1 до 6 месяцев;
  • Тренируйтесь в разных местах. Отличный способ научить ребенка чему-то - превратить процесс в развивающую игру. Предлагайте карапузу кормить пластмассовых зайчиков песком с помощью лопатки, когда он играет на детской площадке. Так у него улучшится координация движений, что пригодится потом на настоящей кухне;
  • Не оставляйте малыша наедине с полной тарелкой - он может подавиться или раскапризничаться из-за того, что у него не получается поесть. Кроме того, поначалу у ребенка все равно получится поднести ко рту не больше 3-4 ложек. Потом он устанет, и вам придется ему помогать;
  • Выбирайте подходящую еду. Пища по консистенции должна быть такой, чтобы ребенок смог ее зачерпывать ложкой и подносить ко рту. Суп малыш прольет, а кусочки еды возьмет руками. Поэтому остановите свой выбор на густой каше, пюре или творожке. Не ставьте перед ребенком сразу полную тарелку, а лучше подкладывайте в нее пищу по чуть-чуть;
  • Не забывайте о вилке. Чередуйте столовые приборы, чтобы у малыша быстрее развивалась мелкая моторика рук. За завтраком ребенок пробовал подцепить кашу ложкой? На обед предложите ему съесть рыбные тефтельки с помощью безопасной вилки;
  • Подключайте всех домочадцев к обучению. Если вы будете учить карапуза пользоваться столовыми приборами, а бабушка продолжит кормить его с ложечки, процесс затянется. Кроха не поймет, зачем ему стараться что-то делать самому, если для этого есть взрослые. Объясните всем членам семьи ваши принципы обучения и попросите, чтобы они тоже их придерживались;
  • Соблюдайте расписание. Кормите ребенка строго в одно и то же время каждый день, постоянно закрепляя полученные навыки. Так вы сможете выработать у малыша привычку. Кроме того, прием пищи по расписанию улучшает пищеварение;
  • Избегайте принуждения. В процессе обучения ребенок иногда будет капризничать и отказываться есть самостоятельно. Если это произошло, покормите его сами, а обучение отложите до следующего приема пищи. Когда ребенок не в духе, научить его чему-то все равно не получится;
  • Обедайте всей семьей. Малышу будет проще освоить ложку, если он будет видеть, как ей орудуют другие люди. Он невольно начнет им подражать. По этой же причине в детских садах малыши быстрее учатся самостоятельно кушать, и ходить на горшок;
  • Придумывайте игры , чтобы подогреть интерес карапуза к обучению. Можно купить ему тарелку с забавной картинкой на дне и предложить съесть кашу, чтобы увидеть сюрприз;
  • Начинайте обучение с любимой еды ребенка и только на голодный желудок. Малыш не захочет прикладывать усилия, чтобы съесть что-то невкусное, тем более при отсутствии аппетита;
  • Хвалите ребенка даже за незначительные успехи. Чтобы снова порадовать маму, он будет стараться изо всех сил;
  • Поддерживайте на кухне уют. Купите цветную , постелите на стол красивую скатерть, украсьте блюдо. Такие мелочи повышают настроение и улучшают аппетит.

Алгоритм действий

Чтобы родителям было проще учить ребенка самостоятельному кормлению, специалисты разработали подробную инструкцию:

  1. Постелите на стол клеенку, а ребенку наденьте слюнявчик.
  2. Зачерпните ложку каши из детской тарелки и съешьте, причмокивая от удовольствия и изображая восторг.
  3. Отдайте ложку карапузу. Пока он не может ее удержать, зажимайте его ладошку своей рукой, помогайте зачерпывать еду и подносить ко рту. Помогайте, пока ребенок не сможет держать прибор самостоятельно.
  4. Когда ручки малыша окрепнут, научите его, как правильно держать ложку - не в кулаке, а пальцами.
  5. Давая ребенку ложку, сами берите другую. Пока ребенок учится кушать сам, помогайте ему другой ложкой. То есть, одна ложка - ему, одна - вам.



Первое время кроха будет просто играть с ложкой - помешивать кашу в тарелке, размазывать ее по лицу и столу. Дайте ему время, чтобы привыкнуть к столовым приборам. Если вы устали от того, что ребенок постоянно переворачивает посуду, поставьте на стол тарелку с присоской.

Таким же образом можно научить карапуза пользоваться вилкой и чашкой-непроливайкой (). Начинайте с маленьких порций, убедившись в заинтересованности ребенка, и никогда не показывайте своего негодования по поводу испачканной одежды и мебели.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Столовые приборы в помощь малышу


Для ребенка нужно подобрать специальную посуду и столовые приборы. Главные требования - безопасность и яркий дизайн, который будет стимулировать интерес карапуза к обучению. Для сервировки стола родителям потребуются:

  • Тарелка из пищевого термостойкого пластика. Она должна быть яркой, желательно с изображением персонажей любимых мультиков вашего чада. Чтобы их увидеть, карапуз быстро съест всю кашу. Хорошо, если у тарелки будет присоска для крепления к столешнице и наклонное дно - из него удобно зачерпывать еду;
  • Чашка-непроливайка из нетоксичных материалов. Рекомендуется выбирать модель с двумя ручками - такую карапузу удобнее держать. Проследите, чтобы у чашки был силиконовый или мягкий пластиковый носик без заусенцев, иначе малыш рискует поцарапать десны. Дополнительным преимуществом будет наличие резиновой подставки, которая придает посуде устойчивость;
  • Ложка анатомической формы, выполненная из безопасного пластика. Чтобы она не выпадала из детской ладошки, у нее должна быть округлая нескользящая ручка;
  • Вилка изогнутой формы, изготовленная из нетоксичного пластика. Выбирайте изделие с закругленными зубцами, чтобы ребенок не поранился;
  • Удобный детский стульчик. Тот, который идет в комплекте со столиком, не подойдет. Ребенок должен сидеть за одним столом с взрослыми, чтобы наблюдать, как они едят, и подражать им;
  • Непромокаемый слюнявчик. Многие дети сопротивляются кормлению и срывают с себя нагрудники. Поэтому лучше подобрать цветной слюнявчик с героями мультфильмов. Хорошо, если он будет изготовлен из мягкого и гибкого пластика, а нижний край изделия будет слегка загнут вверх - так вся пища останется в нагруднике и не запачкает одежду.

Что делать, если ребенок отказывается есть сам?

Дети бывают разные. Многие тянутся к ложке, воспринимая ее как очередную игрушку. Есть и такие, которые наотрез отказываются брать в руки столовые приборы. В любом случае нельзя принуждать малыша есть самому. Родительское давление приведет к тому, что у малыша сформируется негативное отношение к приему пищи.


Если ребенку уже исполнился год, а он все еще отказывается взять ложку, попробуйте пойти на хитрость:

  1. Покормите ребенка сами, дайте ребенку расслабиться, а через пару дней повторите попытку.
  2. Попросите братьев или сестер малыша показать ему, как они ловко орудуют ложками.
  3. Организуйте детский праздник - в компании друзей ребенок сможет отработать навыки.

Хотя принуждение недопустимо, надолго откладывать обучение самостоятельному кормлению тоже не стоит. Этот навык важен для общего развития ребенка и для его социальной адаптации.

Правила аккуратности и безопасности за столом

Маленький ребенок не сможет вести себя за столом, как аристократ. Однако родителям под силу приучить его есть аккуратно и соблюдать правила гигиены. Просто выполняйте следующие условия:

  • Учите ребенка на личном примере , как держать ложку и вилку, как есть, пить из чашки, вытираться салфеткой;
  • Мойте руки перед едой - себе и малышу. Это должно стать его привычкой;
  • Соблюдайте режим питания. Ешьте только на кухне и в определенное время. Это важно для аппетита и крепкой нервной системы ребенка;
  • Ешьте в спокойной обстановке. Не позволяйте малышу смотреть мультики, баловаться и отвлекаться за обедом;
  • Повторяйте ритуалы: мама моет ребенку руки, сажает его на стул, повязывает слюнявчик, ставит на стол тарелку с едой. Все действия важно пояснять, чтобы малыш понял их смысл ();
  • Украшайте стол и блюда - это стимулирует аппетит. Стелите на стол свежую скатерть, ставьте салфетницу, красиво выкладывайте блюда на тарелки;
  • Собирайтесь за одним столом всей семьей. Сделайте обеды и ужины в кругу близких людей вашей семейной традицией. Садитесь за стол в хорошем настроении, во время еды не спешите и тщательно прожевывайте все кусочки. Так вы сможете насладиться вкусом блюд и окажете помощь своему пищеварению;
  • Не поднимайте еду, которая упала на пол. Приучите малыша к тому, что нельзя поднимать пищу с пола. То, что упало, может отправиться в миску собаки или кошки, но только не в тарелку человека;
  • Постепенно давайте ребенку новые приборы и посуду. Когда крохе всего 1 год, ему хватает тарелки и чашки-непроливайки. Однако к 2-м годам ему уже требуется своя вилка, чайная и столовая ложки, кружка, как у взрослых;
  • Соблюдайте порядок и правила этикета. Приучайте малыша быть аккуратным за столом, вытираться салфетками, когда он испачкается. Делайте замечания ребенку, если он качается на стуле, балуется с едой, кладет локти на стол или берет что-то из чужой тарелки. Пусть вся семья соблюдает правила хорошего тона - и для вашего сына или дочки они станут естественными.

Ошибки родителей, или как не надо учить ребенка есть ложкой

Учить малыша кушать самостоятельно сложно, и вначале многие родители допускают ошибки. Используйте опыт других мам и пап - и вы существенно ускорите и облегчите воспитательный процесс.


  1. Не торопите ребенка, когда он ест. Фразы наподобие «жуй быстрее, мне нужно мыть посуду» должны пропасть из вашего лексикона. Еду важно тщательно разжевывать, чтобы она хорошо переварилась, а для этого требуется время. Кроме того, сам прием пищи - это прекрасная возможность маме пообщаться с малышом, подарить ему свою заботу.
  2. Не прерывайте обучение. Если вы начали учить свое чадо пользовать ложкой, продолжайте гнуть свою линию. Не поддавайтесь лени, не ищите отговорки. Объясните всем членам семьи, что отныне малыш будет кушать без их помощи.
  3. Не заставляйте ребенка брать ложку. Если он сыт, болен или просто капризничает, оставьте малыша в покое. Урок по самостоятельности всегда можно перенести.
  4. Не ругайте малыша за то, что он испачкался едой, даже если он баловался. Это временные трудности, ведь скоро кроха научится есть, как взрослые. Ваша агрессия напугает ребенка, и у него пропадет вся мотивация на обучение.
  5. Не позволяйте включать телевизор во время еды. Мультфильмы и любые передачи отвлекают малыша, а ведь ему нужна концентрация, чтобы научиться пользоваться ложкой.
  6. Не накладывайте в тарелку огромную порцию. Лучше дайте ребенку меньше каши, а потом положите добавку, если он попросит.
  7. Не поддавайтесь на детский шантаж. Малыши пытаются управлять своими родителями с помощью капризов. Так, ребенок, который уже прекрасно орудует ложкой и вилкой, может заявить, что будет есть сам только котлету, но не суп. Это значит, что малыш не голоден, поэтому смело убирайте тарелку.
  8. Не заставляйте ребенка съедать всю порцию. Он ест столько, сколько нужно его организму для нормальной работы. Если ваш малыш отодвинул тарелку - значит, он сыт, пусть там и осталась треть порции.
  9. Не используйте двойные стандарты. Если в поездке вы разрешаете ребенку сладкое на обед вместо супа, то дома должно быть точно так же. Если на своей кухне вы закрываете глаза на то, что малыш вытирает испачканное лицо о скатерть, не делайте ему замечаний и в гостях.

Главный совет для родителей, чьи дети начали осваивать ложку, — не паниковать, если обучение затягивается. Со временем малыш обязательно научится кушать самостоятельно.

Не забывайте: сноровка приходит с опытом. Лучше всего подбирать такие виды еды, которые лучше пристают к ложке. Помните: начинать учиться кушать при помощи вилки и ложки и пачкать при этом все вокруг – это нормально!

Видео: как научить ребенка есть самому

  1. I ЭТАП. С 6 месяцев всегда надо давать ребенку ложку. Ребенок должен обязательно потрогать еду рукой, не запрещайте ему это.
  2. II этап. С 7-8 месяцев ребенок будет пробовать опускать ложку в тарелку и тянуть в рот. Обмокните ложку в еду и, на первых порах, помогите ему попробовать его рукой донести ложку ему в ротик.
  3. III этап. Начинайте сами есть при ребенке, чтобы он копировала ваше поведение. Пусть малыш наблюдает за Вами, смотрит как вы жуете и отправляете ложку в рот. Покажите свою пустую тарелку, и потом начинайте кормить ребенка. Очень быстро ребенок начинает, наблюдая за мамой есть сам.

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!