Тематическая неделя «Осень золотая в гости к нам пришла». Методические особенности подготовки и проведения бесед в первой младшей группе

Проект: «Золотая осень» младшая группа

Длительность проекта: краткосрочный
Участники проекта: воспитатель, дети, музыкальный руководитель.
Цель проекта:
.обратить внимание детей на красоту природы родного края, буйство осенних красок.
.воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи проекта:
.дать элементарные представление об осени, как времени года.
.вызывать интерес к исследованию природы родного края.
.формировать умение детей рассматривать иллюстрации, понимать их сюжет, отвечать на вопросы воспитателя.
.Побуждать детей выражать свои чувства и эмоции при помощи активной речи, постепенно отходя от мимики и жестов.
.Развивать творчество.

Этапы проекта:

1 этап - подготовительный
1. Создавать развивающую среду.
2. Организовывать работу с родителями.
3. Осуществлять подбор сюжетных картин и художественных произведений про осень.
2 этап -основной (практический)
1. Целевые прогулки на участке, а так же по территории детского сада.
2. Сбор природного материала для оформления коллективной работы «Падают, падают листья».

3. Художественное творчество.
4. Чтение художественных произведений посвященных осени, беседы на осеннюю тему.
5. Подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры.

6. Прослушивание аудиозаписи П.Чайковского «Времена года» «Осень»

3 этап - заключительный
1. Выставка поделок, выполненных родителями с детьми дома.
2. Коллективная работа «Падают, падают листья».

Реализация проекта.
1. Беседы:
«Время года - осень».
«Как изменилась одежда людей»
«Какая сегодня погода»
«Наши деревья»
«Что мы видели по дороге в детский сад».
2. Заучивание стихотворения А. Плещеева «Осень наступила».

3. Рисование «Деревья осенью».

4. Коллективная работа «Падают, падают листья».

Чтение художественной литературы:

Я. Тайц «По грибы, по ягоды»
М. Пришвин «Листопад»
А. Плещеев «Осень наступила»
Н. Калинина «В лесу», «Осеннее»
И. Токмакова «Осенние листья»

Подвижные игры:
«Листопад»
« У медведя во бору»
«Поедем в лес»
«Птички и дождик».

Дидактические игры:
«Подбери лист»
«Какое время года»
«Что лежит в мешочке»

Сюжетно-ролевые игры:
«Детский сад»
«Одень куклу на прогулку»
«Магазин» (покупаем овощи и фрукты)


Приложение.

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..

Алексей Плещеев

Подвижная игра «Листопад»

Цель - закрепить знание детей о цвете, величине осенних листьев. Закрепить понятие «листопад».

Всем детям раздаются листья из осеннего букета.

Взрослый: Дует легкий осенний ветерок: “У-у-у-у-у-у-у-у” (тихо). Листочки едва шевелятся. Подул сильный ветер: “У-у-у-у-у-у-у-у!” (громко). Заблудились мы в лесу, закричали мы: “АУ!” (Сначала громко, потом тихо). Осенние листочки на веточках сидят, осенние листочки с нами говорят:

“А-о-и-у”. (Под музыку они кружатся с листочками в руках.)

Налетел ветер, и листочки стали опадать.

Листопад, листопад, листья желтые летят. (Дети, у которых желтые листочки бросают их на коврик и приседают).

Листопад, листопад, листья красные летят. (Дети, у которых красные листочки бросают их на коврик и приседают).

Подвижная игра «У медведя во бору»

Цель: Приучать детей поочерёдно выполнять разные функции (убегать и ловить) .

Описание игры: Определяется берлога медведя (на конце площадке) и дом детей на другой. Дети идут в лес гулять и выполняют движения соответственно стиху, который произносят хором:

У медведя во бору,

Грибы, ягоды беру,

А медведь не спит

И на нас рычит.

Как только дети закончили говорить стихотворение медведь с рычанием встаёт и ловит детей, они бегут домой.

Подвижная игра «Поедем в лес»

Цель: уточнить названия растений, развивать ориентировку в пространстве.

Ход игры: воспитатель вместе с детьми украшает с цветами полянку, около деревьев кладет грибочки, на площадке натягивает два шнура (обозначив мостик через речку).

Воспитатель гудит, изображая паровоз:

Чух! Чух! Тых-чу!

Тых-чу, вор-чу!

(Дети стоят на месте, в такт тексту двигают

вперед - назад руками, топают ножками.)

стоять на месте не хочу!

Колесами сту-чу, вор-чу,

Садись скорее, прока-чу!

Поезд начинает двигаться сначала медленно, затем «едет» быстро. Воспитатель поет:

Вот поезд наш едет, колеса стучат.

А в поезде нашем ребята сидят.

Чу-чу! Чу-чу-чу! Бежит паровоз.

Далеко, далеко ребят он повез.

Чу-чу-чу!

Но вот остановка. «Шшшш!» — повторяют дети за педагогом. «Куда это мы приехали?» — спрашивает воспитатель. Если малыши затрудняются ответить, помогает: «Поезд привез всех на поляну, где растут цветочку». Дети собирают цветы.

Все цветы собраны в корзинки, «паровоз» дает протяжный гудок. «Поезд» едет через мостик в «лес», где дети дружно собирают грибочки, а затем бегают от дерева к дереву, прячутся за них.

Опять протяжный гудок паровоза - все уезжают домой.

В «лесу» воспитатель может спросить, знают ли дети названия таких деревьев, как елка, береза.

Сентябрь подходит к концу и мы продолжаем знакомить младших дошкольников с признаками осени. Героем недели может стать Белочка, которая научит детей наблюдать за состоянием погоды и выделять признаки осени в окружающем мире. Содержание наблюдений, стихи и загадки об осени, речевые игры и упражнения по теме, тексты для чтения и театрализованные игры вы найдёте в приложении к плану «Тематическая неделя «Осень золотая в гости к нам пришла».

Социально-коммуникативное развитие

На 4 неделе сентября дети знакомятся с этюдом «Поздороваемся щёчками», оказывают посильную помощь взрослым в уборке территории, рассказывают белочке о том, как вести себя в группе, чего нельзя делать в лесу. Для социально-коммуникативного развития так же запланированы беседы и настольные игры о .

Познавательное развитие

Воспитатель вносит осенние пейзажи для рассматривания с детьми, учит отгадывать загадки об осени. Тема осени отражена в настольных и дидактических играх «Найди пару», «Разрезные картинки». На этой неделе воспитатель вносит в группу развивающее пособие «Блоки Дьенеша» и предлагает детям игры типа «Найди все фигуры такого же цвета (формы)», что способствует познавательному развитию детей.

Речевое развитие

В плане отражены упражнения «Какой, какая, какое», «Скажи наоборот» и другие, направленные на речевое развитие. Беседы, пальчиковые гимнастики и дыхательные упражнения способствуют развитию речи и умению детей вести диалог.

Художественно-эстетическое развитие

Закрепление представлений об осени проходит и в изобразительной деятельности детей. Малыши активно участвуют в изготовлении украшений группы, рассматривают на прогулке осенние листья и учатся видеть красоту осенней природы. Воспитатель планирует песенку- инсценировку «Дождик» по методике Железновой, самостоятельную творческую деятельность для художественно-эстетического развития детей. Итогом недели становится оформление альбома «Осень» и украшение группы к празднику с участием детей.

Физическое развитие

В конце сентября продолжается работа по физическому развитию детей. Воспитатель на прогулке планирует подвижные игры «Прокати мяч», «Раз, два, три, беги» и т.д., беседует с детьми о том, что нужно делать, чтобы не заболеть, предлагает упражнения, направленные на укрепление систем организма, начинает знакомить детей с техникой самомассажа.

Ознакомьтесь с фрагментом тематической недели

Понедельник

ОО Познавательное развитие Речевое развитие Физическое развитие
1 п.д. Беседа «Как правильно вести себя в группе». Цель: формировать умения не толкаться, не кричать, делиться игрушками при общении с другими детьми. Разгадывание загадок про осень. Цель: учить детей отгадывать загадки, развивать мышление. Рассматривание картины «Осень». Цель: формировать умение отвечать на вопросы по содержанию картины, уточнить осенние признаки. Рассказ «Кисточки» о красках осени (презентация). Цель: знакомить детей со средствами выразительности. Песенка-инсценировка «Дождик» (Музыка с мамой, Железнова). Цель: формировать умение подыгрывать на музыкальных инструментах. Физминутка «Дождик». Цель: формировать умение сочетать движения с текстом.
Про-
гулка
Подметание дорожек, ведущих к участку. Цель: учить правильно пользоваться веничком. Наблюдение за состоянием погоды. Цель: учить определять время года по характерным признакам. Разучивание стихотворения «Кричит ворона» Е. Интулов. Цель: знакомить с образом осени в литературе. Самостоятельное рисование. Цель: учить подбирать необходимые цвета для рисования. П.и. «Лошадки». Цель: приучать детей двигаться один за другим, не толкаться. П.и. «Осенние листья». Цель: формировать умение двигаться с предметами.
ОД
2 п.д. Этюд «Поздороваемся щёчками». Цель: сплотить детский коллектив.
Рассматривание картины «Маша кормит куклу». Цель: подготовить детей к освоению игровых действий в с.р. игре.
Рассматривание осенних листочков. Цель: продолжить знакомство с признаками осени, ввести понятие «листопад». Знакомство с потешкой «Дождик, дождик». Цель: подготовиться к заучиванию. Конструктивно-модельная деятельность «Дорожка». Цель: формировать умение плотно прикладывать кирпичики друг к другу. Рассматривание картины «Зайка под дождём». Цель: рассказать детям о том, что осенью можно заболеть.

Вторник

ОО Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие
1 п.д. Беседа: «Ребёнок и его старшие приятели». Цель: научить детей говорить «нет», если старший приятель попытается вовлечь его в опасную ситуацию. Внесение игрового пособия «Блоки Дьенеша». Цель: познакомить детей с новым игровым материалом. Упражнение «Ветерок». Цель: формирование правильного звукопроизношения. Театрализованная игра «Травка-муравка». Цель: развивать интонационную выразительность речи. Упражнение «Осенние листочки». Цель: развивать навыки правильного дыхания.
Про-
гулка
Сбор осенних листьев на участке. Цель: формировать умение трудиться и замечать результаты своего труда. Наблюдения за птицами. Цель: формировать знания о повадках птиц. Беседа «Что я вижу». Цель: способствовать развитию связной речи. Этюд «Осенние листья». Цель: развивать воображение детей. П.и. «Раз, два, три — беги». Цель: приучать детей действовать по сигналу. П.и. «Осенние листья». Цель: формировать умение двигаться с предметами.
ОД

Организовать детей первой младшей группы (1,5–3 лет) на совместную деятельность - методически непростая задача. Однако педагогической практикой найдено несколько зафиксированных Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) способов взаимодействия с детьми, позволяющих решать образовательные цели и задачи. Одним из таких приёмов является беседа.

Цели и задачи беседы в первой младшей группе по ФГОС

Организованный разговор с группой детей или индивидуально на определённую тему называется беседой.

В первой младшей группе миссия такого рода работы заключается в:

Задачами проведения бесед в первой младшей группе является:

  • разработка тематики учебного материала (например, работая над темой «Знакомство» дети в беседе в форме игры «Снежный ком», называя своё имя и повторяя имена товарищей, запоминают, как зовут ребят в группе);
  • развитие догадки (к примеру, в беседе на тему «Домашние животные», чтобы начать разговор о корове, педагог показывает при помощи пальцев корову, произносит звук «му», а дети угадывают, о ком речь);
  • помощь в запоминании норм и правил поведения (групповые и индивидуальные беседы на тему культурно-гигиенических навыков (КГН), в частности, как держать ложку, вытирать руки, пользоваться горшком и пр.);
  • стимулировании наблюдательности (вне зависимости от темы и приёмов работы, весь учебно-воспитательный процесс в первой младшей группе сопровождается наглядностью, которая обязательно обсуждается в групповой беседе на уровне вопросов «Что изображено на картинке?», «Что делают дети?», если на иллюстрации показан порядок выполнения гигиенических процедур после возвращения с прогулки).

Методические приёмы организации беседы

Основной приём в работе с младшими дошкольниками - игра. Кроме того, при проведении беседы педагог использует:


Картотеки бесед разных видов для первой младшей группы

ФГОС определены виды бесед, практикуемые в детском саду с детьми 1,5–3 лет. Эта классификация определяется принципом, положенным в её основу. При этом для этой возрастной категории отдельно не определяются беседы по содержанию материала, опирающиеся на учебно-практический опыт малышей, то есть познавательные - эти компоненты, по сути, присутствуют в каждой (!) беседе.

Таблица: картотека бесед по видам в первой младшей группе

Принцип Вид Актуальные для первой младшей группы цели Пример (тема, задачи) Содержание, приёмы
По дидактическим целям Вводная
  • ознакомление с содержанием изучаемого материала;
  • выявление опыта в той или иной области.
«Весна»
Познакомиться с приметой весны - капелью.
Воспитатель зачитывает детям стихотворение:
Я распускаю почки в зелёные листочки. Деревья поливаю. Движением полна Зовут меня весна!
Педагог задаёт вопрос о том, какое сейчас время года и какие приметы весны малышам известны. Дети отвечают. Затем воспитатель знакомит малышей со стихотворением:
  • Апрель, апрель, на дворе звенит, капель. По полям бегут ручьи, на дорогах лужи. Скоро выйдут муравьи, после зимней стужи.

Педагог рассказывает о капели, сопровождая материал видеороликом или картинками.

Итоговая
  • обобщение изученного материала;
  • выявление пробелов в запоминании информации.
«Транспорт»
  • закрепить знания видов транспорта;
  • учиться передвигаться в колонне по одному, замедляя или ускоряя темп движения.
Воспитатель показывает игрушечные поезд, машинку, самолёт и просит назвать эти предметы одним словом. Затем педагог спрашивает, для чего нужны эти виды транспорта. Останавливаясь на том, что транспорт помогает людям путешествовать, педагог предлагает малышам проехаться на такси, поезде и самолёте при помощи одноимённых транспортных средств.
По числу участников Групповая Презентация блока информации всей группе детей. «Семья»
  • учиться давать ответы на вопросы;
  • составить представление о близких родственниках;
  • воспитывать уважение к членам своей семьи.
- Ребята, как вы думаете, что значит слово «семья».
- Это мама, папа, я, сестра/брат, бабушка и др.
- Верно, это любящие друг друга люди. Семья может быть большой, а может быть маленькой, только мама и ребёнок. Но главное, чтобы в семье была любовь.
  • Физкультминутка: Кто живёт у нас в квартире? Раз, два, три, четыре. (Хлопаем в ладоши)Кто живёт у нас квартире? (Шагаем на месте) Раз, два, три, четыре, пять. (Прыжки на месте)Всех могу пересчитать: (шагаем на месте) Папа мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши)Кошка Мурка, два котёнка, (Наклоны туловища вправо-влево) Мой сверчок, щегол и я – (Повороты туловища вправо-влево) Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши).
Индивидуальная
  • разъяснение того или иного вопроса ребёнку, пропустившему отрезок учебно-воспитательного процесса;
  • проведение воспитательной работы с отдельными детьми, нуждающимися в особом внимании (обычно «драчуны», «плаксы» и др.).
«Как правильно мыть руки»
Объяснить, как правильно нужно держать мыло, мылить руки, вытирать их.
Педагог задаёт вопрос о том, почему нужно мыть руки. Затем рассказывает порядок выполнения процедуры, комментируя процесс намыливания рук так: «Сначала со всех сторон погладим мыло, потом положим его в мыльницу и погладим ладошки - одна другую, теперь сделаем «ёжика», скрестив пальцы». После чего взрослый показывает, как нужно вытирать руки.
По времени проведения Утренняя
  • облегчение расставания с родителями;
  • создание положительной атмосферы в группе;
  • знакомство с планом на день.
«Как я провёл выходные дни»
  • активизировать словарь по теме (выходные, весело, дружно, интересно);
  • учиться отвечать на поставленные вопросы.
Педагог спрашивает малышей по очереди о том, как они провели выходные дни, рассказывает о своих выходных и предлагает поиграть в подвижную игру «Пузырь» (дети берутся за руки, раздвигают границы круга, в котором стоят, затем пузырь «лопается», малыши размыкают руки и присаживаются).
«Что я видел по дороге в детский сад»
Активизировать словарный запас по теме.
Педагог просит малышей рассказать о том, что они видели по дороге в детский сад (много машин, двор, детей, автобусы и пр.).
Ситуативная (к этому же виду относят вечернюю беседу, которая, как правило, возникает в результате прецедента после обеда, сна или прогулки. Цели сходны с индивидуальной беседой, но проводится со всей группой или в мини-группах. «Как правильно знакомиться»
Научить детей (обычно стеснительных, испытывающих трудности в начале общения с другими ребятами) правильно представляться при знакомстве.
Педагог предлагает малышам послушать стихотворение:
  • Повстречал кабан в лесу Незнакомую лису. Говорит красавице: «Разреши представиться!» Я кабан! Зовут Хрю-Хрю! Очень жёлуди люблю!» Ответит незнакомца «Приятно познакомиться!»

Затем воспитатель и дети обсуждают, правильно ли кабан представился и определяют порядок знакомства: назвать своё имя, спросить, как зовут собеседника и закончить знакомство словами: «Приятно познакомиться!»

По характеру образовательной активности По развитию речи
  • активизация речи малышей;
  • целенаправленное пополнение словарного запаса;
  • разъяснение смысла литературного произведения.
«Любимая игрушка»
  • понять суть произведения А. Барто «Уронили мишку на пол»;
  • развивать чувство сопереживания;
  • воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Воспитатель спрашивает, почему мишка, лежащий на полу грустный. Дети отвечают: из-за того, что у него оторвалась лапка. Педагог спрашивает, что нужно сделать, чтобы он снова радовался. Малыши отвечают: пришить лапку. Педагог зачитывает стихотворение А. Барто и, надев белый халат, пришивает лапу. Затем ребята находят мишке место на полке в группе и договариваются не обижать игрушки.
Ознакомлению с окружающим миром Расширение представлений ребят об окружающем мире. «Зима»
Систематизировать знания о зиме, выявив типичные погодные условия, осадки, особенности зимовки птиц и животных.
Педагог зачитывает малышам стихотворение о зиме. Например, И. Сурикова:
Белый снег, пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится. И под утро снегом Поле забелело, Точно пеленою Всё его одело.
Педагог спрашивает, о каком времени года идёт речь. Задаёт вопросы:
  • «Какие месяцы называются зимними?»;
  • «Что меняется в природе зимой?»;
  • «Как зимуют деревья, птицы, звери?»;
  • «Как люди заботятся о природе зимой?».
По физкультуре
  • знакомство с правилами техники безопасности на занятиях;
  • приобщение к здоровому образу жизни.
«Моё здоровье»
  • рассказать о здоровье как основной ценности;
  • выделить перечень условий для сохранения здоровья.
Педагог загадывает загадки, связанные с ЗОЖ:
  • Болеть мне некогда друзья, В футбол, хоккей играю я. И я собою очень горд, Что дарит мне здоровье… (спорт);
  • Не везёт сегодня Светке - Врач дал горькие… (таблетки).

Затем воспитатель рассказывает, что такое здоровье, спрашивает малышей о том, что помогает его сохранить.

По художественно-эстетическому развитию (на занятиях музыкой, рисованием)
  • объяснение правил обращения с материалами;
  • знакомство с последовательностью выполнения творческих задач (например, сначала открываем баночки с гуашью, потом мочим кисть, потом наносим мазок, моем кисточку перед тем, как окунуть её в другой цвет).
«Как нужно слушать музыку»
Познакомить ребят с правилами поведения при прослушивании музыки (сидим тихо, не крутимся, не мешаем товарищам).
Педагог рассказывает сказку о «Старом Вороне». «Давным-давно в одном лесу жил Ворон, который очень любил музыку. Но вот он состарился, оглох и уже с трудом мог слышать любимую музыку птиц, моря, леса. А тут ещё на его дереве поселились воробьи, которые так чирикали, что заглушали остальные звуки. Стал грустить Ворон. И тогда его подружка Синица решила ему помочь: попросила воробьёв не шуметь. Послушали её птички и сами удивились, какая красивая музыка природы до них донеслась. А Ворон стал выздоравливать, и хоть лучше слышать не мог, зато возле его дерева затихали все звуки, ведь там можно было услышать музыку природы».
После прослушивания сказки дети отвечают на вопрос: как нужно себя вести при прослушивании музыки.
По КГН (в некоторых источниках эти разговоры называются беседами по валеологии)
  • знакомство с группой, устройством детского сада, правилами пребывания в группе;
  • закрепление норм личной гигиены (пользование ложкой, салфеткой, мытьё рук, ног, умывание, порядок одевания и т. д.).
«Учимся правильно держать ложку»
Продолжение работы по обучению малышей правильно держать ложку.
В группу «приходит» кукла Катя, которая постоянно пачкает платье из-за того, что не может донести ложку с супом до рта, не расплескав. Дети «успокаивают» гостью, повторив для неё потешку «Ладушки-ладушки». Затем педагог предлагает малышам вооружиться волшебными ложками и показать Кате, как нужно кушать суп. В конце Катя благодарит ребят за урок.

Это интересно. Выделяется также вид бесед в зависимости от лица, организующего этот вид работы. В первой младшей группе это может быть групповая или индивидуальная беседа с психологом (например, если в группе дети постоянно дерутся, кусаются), то есть разговор по узкой специализации, который также имеет прецедентный характер.

Беседа в мини-группах и индивидуально направлена также на ликвидацию пробелов в знаниях детей

Авторские картотеки бесед в первой младшей группе

Ознакомиться с картотекой этических бесед в первой младшей группе можно

Пример картотеки ситуативных бесед с детьми 1, 5–3 лет можно увидеть в публикации Усачёвой О.В., воспитателя МБДОУ Детский сад № 111, г. Сочи, можно увидеть

Картотека бесед по валеологии носит сквозной характер, то есть частично они повторяются из года в год, поэтому педагогу удобнее составить общий блок разговоров на универсальные темы. Иными словами, такие темы, как «Мы любим каши» о важности сбалансированного питания, «Наши труженики» о людях разных профессий и т. д., в доступной для возраста интерпретации будут актуальны и в первой младшей, и в средней или старшей группах. Воспитатель отбирает нужные ему темы и вносит коррективы исходя из уровня развития малышей. Пример общей картотеки бесед по валеологии с детьми в ДОУ, составленный Машневой С.И., воспитателем МДОБУ детский сад 126, г. Сочи, можно увидеть

Структура и хронометраж беседы

По ФГОС беседа с малышами 1,5–3 лет строится на основе:

  • 1–2 вводных вопросов аудитории;
  • объяснения материала педагогом;
  • проведением игры или диалога на закрепление материала.

Все эти виды работы укладываются в 5–7 минут и составляют три этапа работы соответственно:

  • вводный (около 1 минуты);
  • основной (около 3 минут);
  • заключительный (до 3 минут).

Беседа имеет трёхчастную структуру

Планирование бесед в первой младшей группе

Разговоры с детьми 1,5–3 лет проводятся 1–2 раза в день, за исключением ситуативных или индивидуальных видов, имеющих прецедентный характер и периодически повторяющихся (например, беседа о вежливых словах, правилах поведения за столом). При составлении плана бесед педагог руководствуется общей темой образовательной деятельности, стараясь включить в перечень разные виды разговоров.

Таблица: пример планирования бесед в первой младшей группе на сентябрь (фрагмент)

Дата Название Цель
Тема: «Осень. Природные явления»
Вторая неделя «Об осени» Формировать обобщённое представление об осени, включающее знания об осенних явлениях в неживой природе (осадки, температура воздуха, состояние почвы, воды), о состоянии растений осенью и его причинах, об особенностях жизнедеятельности животных.
«Чудо рядом с тобой»
  • пробудить познавательный интерес;
  • научить видеть необычное в привычном;
  • вызвать чувства удивления и восхищения.
«Как нужно одеваться осенью» Дать детям знания о том, что осенью на улице становится холодно, поэтому нужно тепло одеваться, чтобы не заболеть.
«Дождь»
  • формировать обобщённое представление об осени;
  • рассматривание картинок осени.
«Листопад» Формировать обобщённое представление об осени, о состоянии растений осенью и его причинах.
Тема: «Огород. Овощи»
Третья неделя «О труде людей осенью»
  • формировать знания о труде людей осенью: уборка урожая, заготовка продуктов на зиму, утепление жилищ домашних животных;
  • учить устанавливать причины смены труда, сравнивать их с трудом людей летом, делать выводы о направленности и значении труда.
«Об овощах»
  • формировать обобщённые представления об овощах (овощи - это части и плоды растений, которые выращивают на огороде для употребления в пищу);
  • уточнить представления о многообразии овощей.
«Дары осени» Рассказать об овощах, их пользе для здоровья.
«Как нужно вести себя за столом»
  • формировать у детей КГН;
  • знакомить с нормами поведения за столом;
  • учить есть аккуратно, пользоваться салфеткой;
  • закреплять умение есть ложкой.
«Волшебные слова» Формирование у детей вежливости (благодарить за помощь, прощаться и здороваться).


Конспект непосредственной образовательной деятельности
Тема: «Осень золотая в гости к нам пришла»
Цель: Формирование у детей элементарных представлений о явлениях осенней природы.
Образовательная область: познание (сенсорное развитие + формирование целостной картины мира, расширение кругозора)
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, художественное творчество, здоровье.
Задачи:
обучающие
-продолжать знакомить детей с наиболее типичными явлениями осени;
-закрепить понятия большой-маленький, закрепить умения группировать предметы по размеру;
-продолжать учить основные цвета: учить называть и различать их;
-продолжать учить соотносить предметы по цвету;
-закрепить элементарные знания детей об некоторых овощах (называть их);
-дать представление о болоте, мхе, ягоде –клюкве;
-расширять словарный запас детей (листопад, овощи, мох, клюква)
развивающие
-развитие познавательных процессов;
воспитательные
-учить играть рядом, не мешая друг другу
Оборудование:
Набор больших и маленьких картонных «осенних листьев»
Большая и маленькая корзинки
Д/игра «Грибочки для ежиков»
Заяц игрушечный
«Волшебный мешочек» и набор овощей
мох, клюква
тонированные (светло-зеленым) листы бумаги
красная гуашь
влажные салфетки
Методические приемы: Виды детской деятельности:
Словесный (объяснение);
Игровая мотивация;
Наглядно-действенный (ощупывание, рассматривание);
Проблемная ситуация;
Творческая деятельность детей. Игровая;
Познавательно-исследовательская;
Коммуникативная;
Продуктивная;
Художественная.
Ход НОД
1.Организационный момент
Воспитатель и дети входят в центр группы.
-Ребятки, мы с вами сейчас немного поиграем.
-Посмотрите, кто к нам пришел в гости? (зайчонок). Давайте поздороваемся с ним. (Здравствуйте!)
-Ребята, зайка почему-то не хочет с нами разговаривать, он грустный. Погладьте, пожалейте зайку. Позовите его играть вместе с нами. (Зайка, не грусти, давай играть вместе с нами).
-Ребята, наверное зайка грустит потому что наступила осень. Что происходит осенью? (Листочки на деревьях желтеют, падают, льет дождик, солнышко мало греет, птички улетают в теплые края)
-Правильно. Наступила осень. Но и сейчас можно веселиться и играть.
-Скажите, где живет заяц? (в лесу). Вот мы и отправимся сейчас в лес. Посмотрим, что там происходит.
2.Основная часть
1)Игра «Листопад»
-Скажите, когда листочки опадают с деревьев, как это называется? (листопад)
-Правильно. Давайте все вместе скажем «листопад». Сейчас я вам прочитаю стихотворение про листопад, а вы слушайте внимательно и помогайте мне. (Во время чтения воспитатель разбрасывает по группе осенние листья)
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листьяПо ветру кружат, летят.
-Ой, посмотрите, сколько много листочков. Какие они по размеру? (большие и маленькие). Давайте в маленькую корзинку мы соберем маленькие листочки, а в большую- большие.
-Молодцы. Вы правильно выполнили задание. В большую корзинку собрали большие листики, а в маленькую – маленькие. Вот и зайке понравилось, он даже начал улыбаться.
2)Игра «Волшебный мешочек» (Овощи)
-Для зайчика у меня есть подарок – вот этот волшебный мешочек. Давайте посмотрим, что там.
Дети по очереди достают овощи, называют что это.
- Это для зайки овощи. А вы их все правильно назвали.
3) Пальчиковая гимнастика
А теперь давайте из этих овощей приготовим для зайки салат.
Мы капусту режем, режем,
Мы капусту трем, трем,
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту жмем, жмем.
-Молодцы! Зайке приготовили салат, а у вас согрелись ручки, теперь они будут мягкие, послушные, смогут красиво рисовать.
4)Рассматривание клюквы
-Посмотрите, в лесу еще есть болото. На болоте растет мох. (На подносе мох). Вот какой мох. Потрогайте его.
-Давайте вместе повторим «Это МОХ». Мох мягкий, теплый.
-Посмотрите, на болоте еще что-то растет. Что это? (Ягоды)
-Да, это ягоды, они называются клюква. Давайте вместе скажем «КЛЮКВА»
-Потрогайте клюкву. Какая она? (Круглая, красная)
5)Рисование клюквы
-Давайте мы для зайчика нарисуем много-много клюквы. Вот у нас есть листы и красная краска. Но нет кисточек. Чем же мы будем рисовать? (пальчиком)
-Подходите к столам, рисуйте пальчиком клюкву, она красная, круглая.
Дети рисуют. Воспитатель читает стихотворение.
Выросла клюква на болоте,
Кисло-сладкая на болоте.
Ягодка клюква, ягодка крупная,Ягодка красная, ягодка круглая.
-Молодцы! Вот сколько много клюквы вы нарисовали!
3. Итог.
-Вам понравилось играть? Зайке тоже понравилось, он больше не будет грустить.
Зайка: спасибо вам, ребятки! Вы сегодня хорошо играли, собирали листочки, грибочки, овощи, нарисовали клюкву. Спасибо вам!


Приложенные файлы

Матей Елена Васильевна воспитатель МБДОУ «ЦРР - д/с «Светлячок» г. Абакан Республики Хакасии

Цель: создание условий для ознакомления детей с осенними явлениями в природе, развитие эмоциональной отзывчивости детей.

Задачи:

  • создать условия для ознакомления детей со временем года «Осень»
  • способствовать развитию интереса и бережного отношения детей к природе (социально-коммуникативное развитие)
  • способствовать развитию речи, памяти (речевое развитие)
  1. Вводная часть, организационный момент
  2. Диалоговая беседа
  3. Сюрпризный момент
  4. Прием демонстраций знаний (рассказ ребенка)
  5. Дидактическая игра
  6. Рефлексивно-оценочный этап

Оборудование: осенние листочки, кукла одетая в платье украшенное осенними листочками, муляжи грибов, звукозапись.

Ход совместной деятельности

Чтобы задать детям позитивное настроение, заучиваем несложное, короткое стихотворение!

«Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты мой – мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся».

А сейчас давайте присядем на ковер

И я загадаю вам загадку! Слушайте внимательно!

«Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» - спросим.

Нам ответят: «Это...» (осень)

Какие вы у меня молодцы! Очень внимательные!

Ребята к нам в гости сегодня пришла необычная девочка. Как ее зовут? Правильно, ее зовут Осень

Давайте с ней поздороваемся.

Посмотрите на нее внимательно, что необычного в ее наряде? А какого цвета листочки? Правильно листочков много и все они желтые.

Наша гостья очень любит стихи, и рассказы об осень давайте ей расскажем.

Г. Шмонов

Осень яркими цветами,

Всё раскрасило в саду,

Очень скоро за грибами,

Я с сестрёнкою пойду!

Е. Пименова

Листопад, листопад,

Листья падают, летят.

Листья жёлтые кружатся,

И на землю все ложатся.

В. Зубкова

Снова осень золотая

К нам пришла издалека.

Птицы к югу улетают,

Обгоняя облака.

Знаете, ребята, а Маша приготовила рассказ об Осени и сейчас она нам его расскажет.

«Осенью птицы улетают на юг. Деревья готовятся спать. Листья становятся желтыми и падают. На улице становится холодно, надо надеть кофту, куртку, штаны. Скоро зима» .

А что еще нам осень принесла?

Осень принесла корзинку с грибами.

А где растут грибы? Конечно, грибы растут в лесу

Ребята, а давайте посчитаем грибочки?

Дидактическая игра: «Сосчитай грибочки»

Ребята, девочка «Осень» хотела бы каждому из вас подарить свой подарок-осенний листочек. Давайте с ними поиграем и будем выполнять движения под музыку.

«Мы листочки осенние

На веточках сидели

Дунул ветер - полетели

И на землю сели

Ветер снова набежал

И листочки все поднял

Повертел их, покружил

И на землю опустил»

Смотрите, какие они красивые. Мы соберем все листочки, вместе сделаем осенний букет и поставим его в вазу, пусть радует нас.

Дидактическое упражнение «Собери букет»

Молодцы, но нашей гостье пора уходить.

Скажите, вам понравилось сегодня наша гостья?

А что мы сегодня делали вместе с «Осенью» ?

(Дети рассказывают что делали.)

Что она нам принесла?

Давайте, скажем, нашей гостье спасибо за листочки и попрощаемся с Осенью. А мы с вами пойдем сейчас на прогулку и посмотрим на деревья, которые растут на нашем участке.

Какими они стали осенью?

Какого цвета листочки на деревьях?