Технология моделирования в доу цель. Технология моделирования в образовательном процессе доу

МДОУ «Трегубовский детский сад»

Консультация для воспитателей

Подготовила:

Климина Е.Н.,

Зам.зав. по воспитанию

И методической работе

Консультация

«Метод моделирования в образовательном процессе ДОУ»

1.Моделирование и его суть.

2.Требования, предъявляемые к моделям.

5.Использование метода моделирования в различных видах детской деятельности.

Моделирование – процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов.
Особенность моделирования как метода обучения в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений, при формировании знаний, приближающихся по содержанию к понятиям.

Доступность метода моделирования для дошкольников показана была психологами (А.В.Запорожцем, Л.А.Венгером, Н.Н.Поддьяковым, Д.Б.Элькониным). Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещён в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком.
Разработаны модели для формирования природоведческих знаний, развития речи, звукового анализа слов, конструирования, изобразительной деятельности и т.д. (Н.И. Ветрова, Л.Е. Журова, Н.М.Крылова, В.И.Логинова, Л.А.Парамонова, Т.Д. Рихтерман и др.).

Требования, предъявляемые к модели

Чтобы модель как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

1. чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту.
2. быть простой для восприятия и доступной для создания и действий с ней;
3. ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью;
4. она должна облегчать познание (М.И.Кондаков, В.П.Мизинцев).

Виды моделей

В дидактике выделены три вида моделей:

1.Предметная модель
-
имеет вид физической конструкции предмета или предметов, закономерно связанных. В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главнейшие части, конструктивные особенности, пропорции и соотношения частей в пространстве, взаимосвязь объектов. От игрушки такая модель отличается точностью воспроизведения существенных связей и зависимостей внутри моделируемого объекта или между ними, возможностью обнаружить эти зависимости в деятельности с моделью.

2.Предметно-схематическая модель.
-
Здесь выделенные в объекте познания, существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Структура такой модели должна быть подобна главнейшим компонентом изучаемого объекта и тем связям, отношениям, которые становятся предметом познания. Предметно-схематическая модель должна обнаружить эти связи, отчётливо представить их в изолированном, обобщённом виде.

3.Графические модели.
-
Обобщённо передают разные виды отношений (графики, формулы, схемы). Этот вид моделей используется преимущественно в школе.

в образовательный процесс

Методика введения моделей в процесс познания должна учитывать ряд обстоятельств:

1. Модель, обнажая необходимые для познания связи и отношения, упрощает объект, представляет лишь его отдельные стороны, отдельные связи. Следовательно, модель не может быть единственным методом познания: она используется тогда, когда нужно вскрыть для детей, то или иное существенное содержание в объекте. Это означает, что условием введения моделей в процесс познания является предварительное ознакомление детей с самими реальными предметами, явлениями, их внешними особенностями, конкретно представленными связями и опосредованиями в окружающей действительности.

2. Введение модели требует определённого уровня сформированности умственной деятельности: умения анализировать, абстрагировать особенности предметов, явлений; образного мышления, позволяющего замещать объекты; умения устанавливать связи. И хотя все эти умения формируются у детей в процессе использования моделей в познавательной деятельности, для введения их, освоения и самой модели и использования её в целях дальнейшего познания требуется уже достаточно высокий для дошкольника уровень дифференцированного восприятия, образного мышления, связной речи и богатого словаря.

3. Использование модели в целях познания существенных особенностей объектов требует предварительного освоения детьми модели. При этом простые предметные модели осваиваются, детьми достаточно быстро. Более сложные связи требуют более сложных предметно-схематических моделей и особой методики. При этом дети сначала включаются в процесс создания модели, который увязывается с наблюдением и анализом моделируемого явления. Это позволяет ребёнку выделять компоненты анализируемого объекта, осваивать то, что затем будет подлежать анализу их модели. Таким образом, само освоение модели представлено в виде участия детей в создании модели, участия в процессе замещения предметов схематическими образами. Это предварительное освоение модели является условием её использования для раскрытия отражённой в ней связи.

Использование метода «моделирования» в различных видах детской деятельности

1.Моделирование в математическом развитии детей.
а) Логические блоки Дьенеша – набор объёмных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру, толщине.
б) Палочки Кюизинера – комплект счётных палочек разного цвета и разной длины. Палочки одинаковой длины окрашены в один и тот же цвет и обозначают одно и тоже число. Чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое оно выражает.
в) Метод моделирования в математике часто встречается в виде «цепочек символов». Например, используются сочетания символов при ориентировке на листе бумаги.
г) Так же можно обратиться к опорным схемам при использовании аббревиатур для обозначения месяцев года.

2. Моделирование в разделе « Ознакомление с художественной литературой» и «Развиваем речь детей».
а) Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация (приложение 1)
Мнемодорожки несут обучающую информацию, но в небольшом объёме.
б) Развитию у детей умения моделировать, замещать способствует «зарисовка» загадок (приложение 2)
в) С использованием опорных схем может проходить обучение составлению творческих рассказов, рассказов по сюжетной картине (приложение 3)
г) Так же при использовании схем можно учиться составлять различные предложения.
д) При произношении чистоговорок можно использовать различные символы.

3. Моделирование в экологическом воспитании детей.
а) Наблюдая за животными и растениями, воспитатель с детьми обследует объект, и вычленяют на этой основе признаки и свойства живых организмов. Для построения плана обследования предметов природы, можно использовать карточки-символы.
б) Можно использовать карточки-модели, отражающие признаки, общие для целой
в) Можно выделить функции живых организмов: дышит, двигается, и обозначить их схематическими моделями
г) С помощью картинок-моделей можно обозначать выделенные признаки (цвет, форму, численность частей и др.)
д) Схемы-модели могут обозначать различные среды обитания живых существ (наземную, воздушную и др.).
е) С помощью картинок-моделей можно обозначать условия жизни, потребности живых организмов.

4. Моделирование в изобразительной деятельности.
Моделирование в этом виде деятельности проявляется больше всего в использовании технологических карт. Такие карты показывают последовательность и приёмы работы при лепке коллективной поделки, рисовании коллективного предмета или сюжета. Последовательность работы в них показана с помощью условных обозначений.

5. Моделирование в разделе «Ознакомление с окружающим миром».
Яркий пример моделирования в этом разделе – создание модели в виде лесенки из 5-ти ступеней под названием «структура трудового процесса». В результате освоения этой модели у детей формируется чёткое представление о трудовом процессе, о том, что он «условно» состоит из 5-ти компонентов. Использование схем и карточек – символов уместно в бытовой деятельности, игре.

Использование моделей позволяет раскрывать детям существенные особенности объектов, закономерные связи, формировать системные знания и наглядно-схематическое мышление. Работу по введению символов, опорных схем, мнемотаблицы целесообразно начинать в средней группе. В полном объёме эта работа должна разворачиваться в подготовительной группе.

Наглядное моделирование – эффективное средство развития интеллектуальных, творческих, мыслительных способностей у детей дошкольного возраста

Тимошкина Юлия Анатольевна, воспитатель МДОУ "Центр развития ребенка- детский сад № 58",г. Саранск, Республика Мордовия.
Описание материала: Материал будет полезен воспитателям ДОУ,занимающихся вопросом развития логического мышления своих воспитанников.
Цель: Создание условий для повышения педагогической грамотности и пополнение методических копилок интересным и полезным материалом.
Задачи:
1.Акцентировать внимание педагогов на актуальность проблемы развития логического мышления у детей дошкольного возраста.
2.Помочь воспитателям определить пути повышения развития интеллектуальных, творческих, мыслительных способностей воспитанников.
Использование наглядного моделирования как средство развития логического мышления остается актуальным. Актуальность заключается в том , что современная жизнь характеризуется быстрыми и глубокими изменениями. В век информатизации и технологизации общества требуются новый уровень мышления. Поэтому задача педагога - помочь каждому ребенку в его развитии.
Эффективность развития мышления ребенка возрастет, если в качестве средств обучения выступает наглядная модель. С помощью наглядного моделирования ребенок учится логически мыслить, рассуждать, делать выводы. Он должен чувствовать себя «созидателем», открывающим что-то «новое» для себя.
В начале дети осваивают модели единичных, конкретных ситуаций. На этом этапе работы ребенок учится создавать и использовать символические, условные обозначения. Использование символических средств позволяет выражать ребенку свое отношение к действительности, обобщать и проявлять свой эмоционально-познавательный опыт. Ребенок рассматривает картинки с изображением деревьев: дуб, береза, ель, сосна - обобщает и называет образованную группу обобщающим словом – деревья.
Большую роль играют условные обозначения в работе с календарем природы, который представляет собой круговую диаграмму со сменой времен года. Сезонные изменения символически обозначаются. Эти символы помогают ребенку вспомнить, усвоить, закрепить, сравнить характерные особенности времен года.


Немало важную роль играют условные обозначения, которыми ребенок пользуется ежедневно, наблюдая за живой и неживой природой.
Символические обозначения используются для определения общих отличительных признаков, свойств при сравнении, классификации, группировки по более узким признакам. Таким образом, рассуждая, сравнивая, доказывая, ребенок приобретает знания в процессе мышления. На этом уровне ребенок подготавливается к наглядному моделированию.

Овладение детьми наглядным моделированием

Под наглядными моделями понимаются такие виды изображения различных предметов, явлений, событий, в которых выделены и представлены в более или менее обобщенном и схематизированном виде.
На этом этапе работы ребенок знакомится с моделями, схемами, которые состоят из условных обозначений и выражают более сложные отношения.
Идет знакомство с кругами Эйлера. Дается круг с условным обозначением, обозначающий родовое понятие и подбираются видовые понятия. Таким образом, развивается умение классифицировать, группировать и обобщать без применения практических действий.


Дети учатся строить модели, имеющие обобщенный характер и отображающие существенные черты многих объектов и ситуаций.
Использование кругов Эйлера широко применяется на разных занятиях. Но чаще всего применяются на занятиях по логическому мышлению.
Действие построения и применения моделей могут отрабатываться у детей в разной последовательности, в зависимости от характера самих моделей и вида отношений, которые в них отображаются. В одних случаях целесообразно знакомить детей с новым для них типом модели, обучая использовать модель, заранее созданную взрослыми. В других случаях, наоборот, овладения построением модели способствует ее освоению и правильности использованию.
Модель, отражающая влияние условий жизни на строение растений, помогает понять ребенку, почему именно данные растения могут обитать в тех или иных условиях, как они приспособлены к ним. Модели экосистем дают представление о неразрывной взаимосвязи всего живого и неживого на Земле. Обычно такие модели сложные по содержанию используются на диагностических занятиях.
Есть модели, которые составляют дети на протяжении нескольких занятий. Овладение построением модели (лестницы) эволюционного развития животных.


Дети выкладывают животных в порядке их возникновения.
Самостоятельное построение детьми различных моделей способствует развитию их творческих способностей, зарождению и реализации собственных замыслов при создании фантастических «живых миров».
В процессе работы над наглядным моделированием разрабатывается особый стиль общения с детьми. Во время бесед следим за логикой ребенка, не навязывая своего мнения.

Использование метода моделирования

в обучении детей дошкольного возраста

В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими. Одна из главных задач современной педагогики – это поиск возможностей использования скрытых резервов умственной деятельности детей, поиск путей эффективного обучения. Одним из таких путей, интенсивно развивающим детское познание, может стать моделирование.

Дошкольник лишен возможности записать, сделать таблицу, отметить что-либо письменно. В детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Моделирование – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Доступность этого метода для дошкольников определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения - реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением.

Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми состоит в том, что:

Использование наглядного моделирования вызывает у детей интерес;

Облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью;

Применяя моделирование, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Моделирование - наглядно-практический метод обучения. Метод моделирования впервые был разработан педагогами и психологами, . Заключается он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения, например метод обучения дошкольников грамоте (, Л. Е Журова) предполагает построение и использование наглядной модели звукового состава слова. Разработаны вопросы применения наглядного моделирования для формирования представлений о труде взрослых (,). Большое значение придается использованию графического моделирования в продуктивных видах деятельности детей (,), в конструировании (). Модели можно использовать при выполнении детьми физических упражнений (для этого движения зашифровываются в рисунке, воспитателю достаточно показать карточку, и дети начинают выполнять упражнение, изображённое на модели). В общем, метод моделирования, при достаточном его изучении, можно с успехом применять во всех образовательных областях дошкольного воспитания.

Сегодня мы остановимся подробнее на использовании наглядного моделирования в формировании связной речи у детей дошкольного возраста

Модели условно делятся на три группы

1. Предметные. Они помогают воспроизводить структуру и особенность, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. Это разные предметы и конструкции (макет аквариума, Земли, природных зон «Север», «Лес»)

2. Предметно-схематические модели . Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Примером простой предметно-схематической модели может служить модель для раскрытия понятия о покровительственной окраске, как проявлении связи животного со средой обитания (лист картона определенной расцветки и фигура животного: если их цвета совпадают, то животное не видно).

3. Графические модели . Они передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе.

Одним из видов графических моделей является мнемотехника. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: называет эту методику сенсорно-графическими схемами , – предметно-схематическими моделями , Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа, мнемотехнику называют также символической аналогией, графической аналогией, пиктограммами

Мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти детей путём образования дополнительных ассоциаций, организация образовательного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становится актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.

Опора на визуальный образ очень важна и обязательна, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребёнок не понимает этого текста. Таким образом, приём символизации это наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения, например в стихах. Для этого достаточно схематичного изображения отдельных частей, что облегчит запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме.

Модели многофункциональны. Они могут использоваться в непосредственно образовательной, совместной и самостоятельной деятельности.

Коротко коснусь методики обучения детей графическим моделям или графической аналогии

Применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть самое главное (как бы используя прием свертывания). С чего начинать?

Начните с самого простого, поиграйте с детьми в игру «Что в круге?» В этой игре дети знакомятся с условным обозначением любых предметов, учатся классифицировать, развивают коммуникативную активность.

Нарисуйте на листе, например кружочки, это могут быть и треугольники, и квадраты – любая геометрическая фигура и при этом перечисляете: «Это яблоко, это груша, это слива» и т. д. Обычно дети понимают, какие предметы вы перечисляете, и помогают назвать недостающие. Потом обводите это большим кругом и спрашиваете: «Что вы перечислили? (Фрукты)? Тогда круг – это что? Далее дайте детям возможность перечислить все варианты: круг – это сад, корзина, ваза, тарелка, магазин, рынок, блюдо, натюрморт… Когда иссякнут детские ответы, говорите: «Нет, это не фрукты, это…», - можете перечислить несколько вариантов названий предметов мебели. Тогда большим кругом будет квартира, склад, магазин, детский сад и прочее. Или – в круге овощи, птицы, цветы, деревья, игрушки, даже сами дети – здесь большой простор для работы. Главная цель игры – показать детям, что предмет можно обозначить геометрической фигурой.

Потом можно пойти дальше – предложить обозначить предметы не любой формой, а той, которая по внешнему виду напоминает перечисленное. Например, овощи, фрукты – кружочком; мебель, дома – прямоугольником; человека – треугольником. Этим вы закрепите у детей умение видеть абстрактный образ объекта.

Когда дети научатся изображать окружающие предметы, героев произведений символами, можно предложить составить модель сказки. Составлять карточки-символы необходимо совместно с детьми. Удобнее всего это делать в режимных моментах. Надо помнить, что количество линий в символической аналогии должно быть минимальным. В младших группах, когда детей только знакомят с символизацией, педагог может предложить им карточки на выбор. Обговорите, обыграйте с малышами эти изображения, чтобы дети убедились сами и убедили нас, какая карточка, что означает. Покажите карточку с изображением круга и спросите: «На что похоже?» Ответы будут разные: мяч, круг, колесо…, солнышко. «А давайте сделаем так, чтобы солнышко светило». Малыши обязательно скажут, что не хватает лучиков. Вот и родился новый символ.

Начиная со средней группы, когда у ребят уже имеются более широкие понятия об окружающем мире, их самих привлекают к составлению карточек-символов. Каждый ребенок самостоятельно придумывает свой символ, объясняет, почему нарисовал так, а не иначе, затем при обсуждении выбирается наиболее подходящий.

Очень удобно использовать прием эмпатии. Например, при помощи наводящих вопросов педагога ребенок входит в роль собаки, которая яростно лает, припадая на передние лапы, или роль взъерошенного котенка, у которого шерсть приподнята кверху.

При составлении карточек-символов, обозначающих действия, признаки предметов, состояния (весело, жалобно, испуганно и т. д) для более полного понимания необходимо с детьми поиграть, воспроизвести действие на эмоционально-жестовом уровне

Когда в тексте встречается много слов, принадлежащих к одной части речи , педагог может так поиграть с детьми: выставить ряд карточек с символикой, и дети походу текста из множества предложенных выбирают нужную.

Важно помнить, что применение графической аналогии требует учета возрастных особенностей детей

Сегодня педагоги ДОУ № 21 поделятся опытом работы с наглядными и графическими моделями, которые используют для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя речи, развития связной речи, расскажут вам об использовании моделей при отгадывании загадок и заучивании стихов

Под соснами, под елками лежит мешок с иголками.

Круглая, но не мяч, желтая, но не тыква, с хвостом, но не мышь

На полянке, у дорожки, красные горошки. Кто мимо пройдет, в рот к себе кладет

Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т. е. совершить сложную логическую операцию

Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.

Загадывая загадки, вы приучаете ребенка рассуждать, делать выводы и доказывать свою точку зрения.

Существует несколько моделей составления загадок. Я познакомлю вас с некоторыми из них

Что бывает таким же?

Для составления загадки выбирается объект (солнышко). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.

После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не". Оранжевое, но не апельсин, круглое, но не мяч, светящее, но не лампочка

Какое солнышко по цвету? (Оранжевое) Что бывает таким же? (Апельсин)

Какое оно по форме? (Круглое) Что бывает таким же? (Мяч)

Какое солнышко по действиям? (светящее). Что бывает таким же? (Лампочка)

«На что похоже? Чем отличается?»

Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.

Протокол составления загадки про гриб:

На что похож гриб? - На мужичка.

А чем отличается от мужичка? - У гриба нет бороды.

Еще на что похож? - На дом, но без окон.

А еще? - На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка.

Текст получившейся загадки: «Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке».

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (графическое изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на: развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мыш­ления; развитие мелкой мотори­ки рук при частичном или полном графическом воспроиз­ведении текста. Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение. Использование опорных рисунков для обучения заучи­ванию стихотворений увлека­ет детей, превращает занятие в игру. Зритель­ный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушива­ния, сопровождающегося про­смотром рисунков, позволяет значительно быстрее запом­нить текст.

Для разучивания каждого стихотворения необходимо разрабатывать свою мнемотаблицу, подобрать рисунки к выбранному стихотворе­нию (желательно на каждую строчку). И так, шаг за шагом создается мнемотаблица.

Следующий этап работы с мнемотаблицей - эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения. Затем проводится словарная работа по произведению, беседа по смыслу прочитанного, и предоставляется возможность детям воспроизвести текст с опорой на рисунки

Практика показывает, что постепенно память дошкольников укрепляется, их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. При таком способе работы стихотворение запоминается целиком. Разучивание стало для дошкольников делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым.

В дошкольном обучении применяются разные виды моделей. Прежде всего предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек. В настоящее время появилось много литературы, пособий для детей, где представлены модели, которые, например, знакомят с органами чувств (устройство глаза, уха), с внутренним строением организма (связь зрения, слуха с мозгом, а мозга - с движениями). Обучение с использованием таких моделей подводит детей к осознанию своих возможностей, приучает быть внимательными к своему физическому и психическому здоровью.

Старшим дошкольникам доступны предметно-схематические модели, в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов-заместителей, графических знаков. Пример такой модели - календарь природы, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе. Педагог учит детей моделированию при составлении плана (комнаты, огорода, кукольного уголка), схемы маршрута (путь из дома в детский сад). Распространенными предметно-схематическими моделями являются чертежи, выкройки. Например, педагог предлагает сделать костюмы для кукол и в процессе работы формирует у детей представление о мерке, о моделировании одежды.

При анализе содержания литературного произведения целесообразно обратиться к предложенной О. М. Дьяченко методике обучения детей моделированию сказки . Содержание сказки делят на логически завершенные части, к каждой из которых на полоске бумаги дети схематично рисуют картинку (пиктограмма). В результате получается апперцептивная схема - полное представление о содержании произведения. Опираясь на нее, дошкольники успешнее пересказывают сказку или рассказ, показывают ее на фланелеграфе и т.п.

«Необходимо учитывать, что использование моделей возможно при условии сформированности у дошкольников умений анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться от несущественных признаков при познании предмета. Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательскими действиями, со способностью к замещению предметов посредством условных знаков, символов» .

Единая классификация видов моделирования затруднительна в силу уже показанной многозначности понятия «модель» в науке и технике. Её можно проводить по различным основаниям:

  • - по характеру моделей;
  • - по характеру моделируемых объектов;
  • - по сферам приложения моделирования;
  • - по уровням моделирования.

В связи с этим любая классификация методов моделирования обречена на неполноту, тем более что терминология в этой области опирается не столько на «строгие» правила, сколько на языковые, научные и практические традиции, а ещё чаще определяется в рамках конкретного контекста и вне его никакого стандартного значения не имеет.

А. Н. Аверьянов рассматривает наиболее известную классификацию - по характеру моделей. Согласно ей различают следующие пять видов моделирования:

  • 1. Предметное моделирование, при котором модель воспроизводит геометрические, физические, динамические или функциональные характеристики объекта. Например, модель моста, плотины, модель крыла самолета и т.д.
  • 2. Аналоговое моделирование, при котором модель и оригинал описываются единым математическим соотношением. Примером могут служить электрические модели, используемые для изучения механических, гидродинамических и акустических явлений.
  • 3. Знаковое моделирование, при котором в роли моделей выступают схемы, чертежи, формулы.
  • 4. Со знаковым тесно связано мысленное моделирование, при котором модели приобретают мысленно наглядный характер. Примером может в данном случае служить модель атома, предложенная в свое время Бором.
  • 5. Наконец, особым видом моделирования является включение в эксперимент не самого объекта, а его модели, в силу чего последний приобретает характер модельного эксперимента. Этот вид моделирования свидетельствует о том, что нет жесткой грани между методами эмпирического и теоретического познания.

Таким образом, можно различать «материальное» (предметное) и «идеальное» моделирование. Первое можно трактовать как «экспериментальное», второе -- как «теоретическое» моделирование, хотя такое противопоставление, конечно, весьма условно не только в силу взаимосвязи и обоюдного влияния этих видов моделирования, но и наличия таких форм, как «мысленный эксперимент».

Чтобы модель как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

  • а) чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту;
  • б) ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью;
  • в) быть простой для восприятия и доступной для создания и действия с ней;
  • г) должна быть создана атмосфера, свобода творчества, у каждого ребёнка может быть своя модель - такая, какую он себе мыслит и представляет;
  • д) не нужно злоупотреблять этим методом, использовать его без необходимости, когда свойства и связи предметов лежат на поверхности;
  • е) нужно создать такую ситуацию, в которой бы дети почувствовали необходимость создания модели, поняли, что без модели им будет трудно.

Например, при ознакомлении детей с новым животным им нужно самостоятельно отнести его к какому-либо классу (птиц, рыб, зверей), ребёнок понимает необходимость использования моделей (при условии, что он раньше пользовался ими).

Известно, что психологической особенностью детей старшего дошкольного возраста является преобладание наглядно-образного мышления (это - норма развития), им сложно иметь дело с абстракциями. А математика как наука не изучает конкретные предметы или объекты в их непосредственном проявлении, она изучает их количественные и пространственные характеристики, а это высокая степень абстракции. Что касается умственно-отсталых детей, то у них даже в 7-8 летнем возрасте очень значимыми остаются особенности сенсомоторного интеллекта (в норме соответствующего возрасту 2-3 лет) и наглядно-действенного мышления (в норме соответствует возрасту 3-5 лет). В этом случае формирующийся образ предмета складывается на основе объединения в комплекс тактильных, зрительных и кинестетических ощущений. Это значит, что для этих детей наиболее важной является деятельность моделирования с использованием вещественных моделей, которыми ребенок может действовать собственными руками, а не просто наблюдать за действиями педагога.

Использование метода моделирования в обучении детей помогает им легче усвоить понятия, приводит детей к пониманию существенных связей и зависимостей вещей, совершенствует наглядно-образное мышление и формирует предпосылки развития логического мышления, т.к. развитое наглядно-образное мышление подводит ребёнка к порогу логики, позволяет ему создавать обобщённые модельные представления, на которых в значительной мере строится затем формирование понятий, т.е. является прочным фундаментом логического мышления.

Математическая модель представляет собой упрощение реальной ситуации. Ощутимое упрощение наступает тогда, когда несущественные особенности ситуации отбрасываются и сложная исходная задача сводится к идеализированной задаче, поддающейся математическому анализу. Именно при таком подходе в классической прикладной механике возникли блоки без трения, невесомые нерастяжимые нити, невязкие жидкости, абсолютно твёрдые или чёрные тела и прочие подобные идеализированные модели. Эти понятия не существуют в реальной действительности, они являются абстракциями, составной частью идеализации, предпринятой автором модели. И тем не менее их часто можно с успехом считать хорошим приближением к реальным ситуациям. Описанный образ действий при построении математических моделей не является единственным, и этому совсем не стоит удивляться. В другом возможном подходе первым шагом является построение простой модели нескольких наиболее характерных особенностей явления. Это часто делается для того, чтобы почувствовать данную задачу, причём делается это ещё до того, как сама задача окончательно сформулирована. Затем эта модель обобщается, чтобы охватить другие факты, пока не будет найдено приемлемое или адекватное решение. Есть ещё подход, когда с самого начала вводится в рассмотрение одновременно большое число факторов. Он часто применяется в исследовании операций, и такие модели обычно изучают имитационными методами с использованием ЭВМ.

Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя на современном этапе в связи с возрождающимся подходом к человеку как самоценности очевидна для всех.

Для успешного достижения целей в деятельности образовательного учреждения необходимы разнообразные материальные ресурсы и подготовленный персонал, а также стремление самих педагогов работать эффективно.

За последние годы в результате внедрения в работу воспитателей достижений психолого-педагогической науки и передового педагогического опыта возникло немало новых эффективных форм и методов повышения профессионального мастерства педагогов. Как следствие, возросли требования к организации методической работы в ДОУ, которая, в свою очередь, должна быть направлена на совершенствование всей работы с детьми в соответствии с современными требованиями к повышению качества образования.

Для активизации деятельности педагогического коллектива при подготовке к очередному методическому мероприятию, для привлечения их интереса к тематике предстоящего события старшему воспитателю важно знать основные методы и формы активизации педагогов.

Все методы активизации педагогов могут быть использованы изолированно в соответствии с темой и задачами проводимого методического мероприятия. Но не менее интересно и эффективно сочетание разнообразных методов активизации в разных вариантах.

Использование метода игрового моделирования как элемент деловой игры, позволяет сочетать методы и приемы активизации педагогов с целью оказания помощи воспитателям в организации педагогического процесса, обучения и знакомства с новыми методами работы с детьми.

Благодаря игровому моделированию разворачивается широкое поле деятельности, появляется возможность по индивидуализации этой работы, с одной стороны, и созданию сплоченного коллектива - с другой.

Цель работы заключается в эффективности использования метода игрового моделирования как элемента деловой игры.

Задачи:

  • Изучить научно-теоретические основы методов активного обучения.
  • Раскрыть метод игрового моделирования.
  • Практическое изучение метода игрового моделирования на эффективность методической работы с педагогами.
  • Практическая значимость состоит в разработке методических рекомендаций по методу использования игрового моделирования на основе деловой игры в дошкольном образовательном учреждении, и может быть использована руководителями детских садов.

Наталья Геббасовна увлекается чтением художественной литературы, разгадыванием кроссвордов, интересуется программным обеспечением для ПК, принимает активное участие в педагогических конкурсах.

Метод игрового моделирования как элемент деловой игры

тод игрового моделирования как элемент деловой игры

Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя на современном этапе в связи с возрождающимся подходом к человеку как самоценности очевидна для всех. Для успешного достижения целей в деятельности образовательного учреждения необходимы разнообразные материальные ресурсы и подготовленный персонал, а также стремление самих педагогов работать эффективно. За последние годы в результате внедрения в работу воспитателей достижений психолого-педагогической науки и передового педагогического опыта возникло немало новых эффективных форм и методов повышения профессионального мастерства педагогов. Как следствие, возросли требования к организации методической работы в ДОУ, которая, в свою очередь, должна быть направлена на совершенствование всей работы с детьми в соответствии с современными требованиями к повышению качества образования.

Для активизации деятельности педагогического коллектива при подготовке к очередному методическому мероприятию, для привлечения их интереса к тематике предстоящего события старшему воспитателю важно знать основные методы и формы активизации педагогов. Все методы активизации педагогов могут быть использованы изолированно в соответствии с темой и задачами проводимого методического мероприятия. Но не менее интересно и эффективно сочетание разнообразных методов активизации в разных вариантах.

Использование метода игрового моделирования как элемент деловой игры, позволяет сочетать методы и приемы активизации педагогов с целью оказания помощи воспитателям в организации педагогического процесса, обучения и знакомства с новыми методами работы с детьми. Благодаря игровому моделированию разворачивается широкое поле деятельности, появляется возможность по индивидуализации этой работы, с одной стороны, и созданию сплоченного коллектива - с другой.

Цель работы заключается в эффективности использования метода игрового моделирования как элемента деловой игры.

Задачи:

1. Изучить научно-теоретические основы методов активного обучения.

2. Раскрыть метод игрового моделирования.

3. Практическое изучение метода игрового моделирования на эффективность методической работы с педагогами.

Практическая значимость состоит в разработке методических рекомендаций по методу использования игрового моделирования на основе деловой игры в дошкольном образовательном учреждении, и может быть использована руководителями детских садов.

Теоретико-методологической основой явились работы Г.С. Абрамо-вой, Я.М. Бельчиковой, М.М. Бирштейн,В.Н. Бурковой, Ю.В. Геронимуса, Н.Н. Козленке, В.Ф.Комаровой, Л.Н. Матросовой, С.Н. Павлова, В.Я. Платова, В.А. Степановича,В.А. Трайнева и др.

Общая характеристика методов активного обучения

Методы активного обучения - совокупность педагогиче-ских действий и приемов, направленных на организацию учеб-ного процесса и создающих специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициатив-ному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности (В. Н. Крутиков).

Особенности методов состоят в их направленности на акти-визацию познавательной, коммуникативной, профессиональ-ной деятельности и повышение их качества.

Мышление, речь, действия, эмоционально-личностные отношения, что согласу-ется с экспериментальными данными, которые свидетельству-ют, что при лекционной подаче материала усваивается не более 20 - 30%информации, при самостоятельной работе с литерату-рой - до 50%, при проговаривании - до 70%, а при личном участии в изучаемой деятельности (например, в деловой иг-ре) - до 90%). (см. Прил.1).

Традиционные формы методи-ческой работы, в которых все еще главное место отводится докладам, прямой передаче знаний, утрачива-ют значение из-за низкой эффек-тивности и недостаточной обрат-ной связи. Все шире используется непосредственное вовлечение пе-дагогов в активную учебно-позна-вательную деятельность с приме-нением приемов и методов, полу-чивших обобщенное название «активные методы обучения».

Активными называют методы, при использовании которых учеб-ная деятельность носит творчес-кий характер, формируются позна-вательный интерес и творческое мышление. Они строятся в основ-ном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о пу-тях решения той или иной пробле-мы, на самостоятельном овладении обучающимися знаниями в про-цессе активной познавательной деятельности.

Таким образом, ак-тивные методы обучения характе-ризуются высоким уровнем актив-ности как обучающих, так и обуча-емых. Возможности разных методов обучения в плане активизации учебной и профессиональной дея-тельности различны и зависят от природы и содержания соответ-ствующих методов, способов их использования, мастерства педагога, подготовленности воспитанников. Использование активных методов обучения, по мнению М.М. Бирштейн, расширяет кругозор, формиру-ет умения и навыки профессиональ-ной деятельности, при этом развива-ются и вырабатываются техника перегруппировки, реорганизации и систематизации чего-либо, умение формулировать вопросы.

К воспитательным задачам ак-тивных методов обучения отно-сятся: развитие самостоятельнос-ти, воли, активность; формирование определенного подхода, позиции, мировоззренческой установки, раз-витие коммуникативных качеств, умения работать в коллективе. Целью активных методов обу-чения является развитие внимания, речи, творческих способностей, рефлексии, умения находить опти-мальные или наиболее простые решения, предсказывать результат.

Таким образом, активные мето-ды обучения - это обучение в деятельности. Л. С. Выготским сформулирован закон, по которому обучение влечет за собой развитие, так как личность развивается в процессе деятельности, что в полной мере относится и к методичес-кой работе с педагогами.

Классификация методов активного обучения

Специалисты предлагают разные классификации активных методов обучения. Н.Н. Козленко к актив-ным методам обучения относит дело-вые игры, метод анализа конкретных ситуаций и метод разыгрывания ро-лей. В.Я. Платов выделяет две группы активных методов обуче-ния: анализ конкретных ситуаций и игры, которые разделяет на виды.

При использовании метода ана-лиза конкретных ситуаций обуча-емым предъявляется ситуация, свя-занная с некоторым моментом функ-ционирования конкретной системы. Особенность этого метода состоит в отсутствии ролей. К таким мето-дам относится решение педагогичес-ких ситуаций, ситуационных задач, включающих анализ высказываний детей и родителей, детского поведе-ния, творчества и т.д.

В ролевых играх игровой комп-лекс является динамичной системой, в которой есть ролевое общение. При этом под воздействием решений могут измениться структура и пара-метры игрового комплекса. Для ро-левой игры принципиально важно наличие именно модели управляю-щей системы. Примером такой игры может служить «разыгрывание» пе-дагогом организации занятия с деть-ми, роли которых выполняют воспи-татели. Руководитель игры может изменять «возраст» детей, от чего зависит изменение методических приемов педагога. В имитационных играх часто имеется только одна тиражируе-мая роль, не моделируется деятель-ность руководства, остается лишь модель среды. Примером может быть имитация действий воспита-телей в чрезвычайных обстоятель-ствах, при пожаре и др.

Организационно - деятельност-ные игры применяют для решения сложных социально-производствен-ных задач, требующих объединения усилий различных специалистов (например, для разработки програм-мы развития ДОУ, организации праздника и т.д.).

В деловых играх сочетаются признаки метода анализа конкрет-ных ситуаций и ролевых игр, т.е. в основе деловой игры лежит цельная модель, включающая и объект управ-ления, и управляющую систему.

Классификацию активных мето-дов обучения дают в своей работе «Деловые игры»Я.М. Бельчиков и М.М. Бирштейн. Все активные методы обучения авторы делят на два типа: имитационные методы, бази-рующиеся на имитации профессиональной деятельности, и неимитационные. (рис.1)

Имитационные методы в свою очередь подразделяют на и неигровые. При этом к неигровым относят анализ конкретных ситуаций (АКС), разбор деловой почты руково-дителя, действия по инструкции и т.д. Игровые методы подразделяют на:

. деловые игры;

. дидактические или учебные игры;

. игровые ситуации;

. игровые приемы и процедуры.

Имитационные (воспроизведение существующей модели деятельности)

Неимитационные (там, где нет и не может быть модели предполагаемой деятельности)

неигровые

игровые

Стажировка без выполнения должностной роли

Анализ конкретных (живых) ситуаций, анализ классических ситуаций

Деловые игры

Программированное обучение

Организационно-деятельностная игра

Разбор деловой почты руководителя, документов

Дидактические или учебные игры

Мозговой штурм

Инновационная игра

Действия по инструкции

Игровые ситуации

Выпускная работа

Стажировка с выполнением должностной роли

Тренинг

Разыгрывание ролей

Диалог, полилог, дискуссия

Инцидент

Игровые приемы и процедуры

Методы проблемного обучения (проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский метод)

Игры-проектирование

Рисунок 1.Методы активного обучения

При этом к игровым процедурам и приемам относят сред-ства реализации отдельных, единичных принципов, в первую очередь различные формы активизации лекций и других тра-диционных форм обучения, игровые педагогические приемы, отдельные средства активизации. Сюда относят лекцию с ис-пользованием метода анализа конкретных ситуаций в видеил-люстрации, осуществляемой преподавателем, лекцию с запла-нированными ошибками, лекцию вдвоем, проблемную лек-цию, творческую задачу - реализующие принцип проблемности; лекцию-пресс-конференцию, лекцию - дискус-сию, лекцию - беседу - реализующие принцип диалоговогооб-щения.

Игровые ситуации представляются средством реализации двух и более принципов, не совпадающих с деловой игрой (по количеству) составом элементов и не имеющих формализо-ванной структуры, правил поведения на игровой площадке, регламента. Примером игровой ситуации можно считать дис-куссионные занятия, проводимые в развернутом виде, с неза-планированными выступлениями и оппонированием, когда заранее неизвестно, кто и в каком качестве (докладчика, кри-тика, провокатора) будет участвовать в обсуждении, а также ситуации, используемые для ролевых игр,театрализованных игр, упрощенных управленческих тренингов. Если же игровая ситуация используется в качестве основы, но деятельность участников формализована, то есть имеются правила, жесткая система оценивания, предусмотрен порядок действий, регламент, то можно считать, что мы имеем дело с дидактической игрой.

К деловым играм, соответственно, относятся методы, реа-лизующие всю совокупность элементов, а следовательно, и весь комплекс принципов активизации, характерных для ме-тодов активного обучения.

Под неимитационными методами понимают стажировку на рабочем месте, программированное обучение, проблемную лекцию, выпускную работу. По назначению выделяют моти-вацию познавательной деятельности, сообщение учебной информации, формирование и совершенствование профессио-нальных умений и навыков, освоение передового опыта, конт-роль результатов обучения (А. М. Смолкин, В. Н. Кругликов).

По типу деятельности участников при поиске решения задач выделяют методы, построенные на ранжировании по различным признакам предметов или действий; оптимизации про-цессов и структур; проектировании и конструировании объек-тов; выборе тактики действий в управлении, общении и кон-фликтных ситуациях; решении инженерно-конструкторской, исследовательской, управленческой или социально-психологи-ческой задач; демонстрации и тренинге навыков внимания, вы-думке, оригинальности, быстроты мышления и другие.

По численности участвующих выделяют индивидуальные, групповые, коллективные методы, а также методы, предпола-гающие работу участников в диадах и триадах. По месту проведения различают аудиторные и внеаудитор-ные, выездные, экскурсионные. По принципу использования вычислительной техники выде-ляют ручные (без использования ВТ); компьютерные игры на ЭВМ и игры с компьютерным обеспечением.

Деловая играв педагогической системе

После рассмотрения все-го комплекса активных методов обучения становятся понятными особенности и место деловых игр. Сегодня термин «деловая игра» час-то используется в методической работе ДОУ, однако употребление его не всегда отражает сущность организуемого процесса.

Теоретические основы и прак-тическое применение деловых игризложены в работах Г.С. Абрамо-вой, Я.М. Бельчикова, М.М. Бирштейн, В.Н. Буркова, Ю.В. Геронимуса, Н.Н. Козленке, В.Ф.Комарова, Л.Н. Матросовой, С.Н. Павлова, В.Я. Платова, В.А. Степановича, В.А. Трайнева и др.

Сам термин «игра» у большинства людей ассоциируется с детством, со спортом, профессией актера, в раз-ных языках соответствует понятиям о шутке, смехе, легкости и указывает на связь с положительными эмоция-ми. Вспоминаются развлекательные игры типа КВН или «Поля чудес».

И действительно, игры нас окру-жают постоянно. Ю.В. Геронимус называет следующие факторы, спо-собствующие возникновению игро-вого интереса: удовольствие от контактов с партнерами по игре, от демонстрации партнерам своих воз-можностей как игрока, азарт ожида-ния непредвиденных игровых ситу-аций, удовлетворение от успеха, ко-рыстный интерес к денежному выигрышу и др. Поэтому использо-вание игрового подхода в обучении вполне закономерно. Именно на игровые мотивы, по мнению Д.Н. Кавтарадзе, во многом опира-ются активные методы обучения.

Что же такое деловая игра? Оп-ределений понятия «деловая игра» в литературе много. Я.М. Бельчиков и М.М. Бирштейн предлагают следующую трактовку: деловая игра в широко распространенном, обычном понимании - это метод имитации принятия управленчес-ких решений в различных произ-водственных ситуациях путем игры по заданным правилам группы людей или человека с ЭВМ в диалоговом режиме.

Другой разработчик деловой игры - Ю.С. Арутюнов - счита- ет, что деловую игру можно рас-сматривать как новую область деятельности и научно-техничес-кого знания, как имитационный эксперимент, как форму ролевого общения, как метод обучения, ис-следования и решения производ-ственных задач.

В.Н. Бурков и его последовате-ли называют деловой игрой ими-тацию на модели производствен-ной, хозяйственной и организаци-онной деятельности в учебных и исследовательских целях. Дело-вая игра - это имитация реаль-ных производственно-экономичес-ких процессов на игровой модели с целью формирования у обучае-мых экономического мышления, такое определение дает Н.Н. Козленко. Деловая игра, подчеркиваетС.Н. Павлов, активный метод обу-чения, использующий имитацию реального изучаемого объекта для создания у обучаемых наиболее полного ощущения реальной дея-тельности в роли лица, принима-ющего решения.

Эти определения различаются выделением каких-либо особеннос-тей деловых игр.В первом подчер-кнута роль компьютера, во вто-ром - не только учебная, но и ис-следовательская цель, в третьем - развитие экономического мышле-ния, в четвертом - ролевая осо-бенность деловой игры и отнесе-ниеее к активным методам обуче-ния.

Подготовка и проведение деловой игры - процесс творческий. Взяв модель уже разработанной игры, можно изменить отдельные ее элементы или содержание без изменения модели. Наблюдения позволяют сделать вывод, что часто «не идут» те игры, в которых слабо отработана сама игровая модель действий участников. Необходимо помнить, что они не могут предварять се-минары, практические занятия, а должны проводить в конце обучения.

Структура метода игрового моделирования

Выделяют четыре структурные группы элементов игрового моделирования, которые имеют место при реализации всех форм и методов активного обучения.

1. Проблемное содержание. Имитационная модель - это основной, центральный элемент деловой игры. Если рассмат-ривать весь комплекс методовактивного обучения, то в основе других игровых форм вместо нее могут использоваться творческие (или проблемные) задачи, ситуационные задачи, проблемные вопросы. Вторым элементом реализации проблемного содержания выступает игровая среда,

2. Организация участников игрового действия. Этот элемент игры отражается способах формирования команд, определе нии и распределении ролей,

3. Игровое взаимодействие. Порядок, вид и способы дей- ствий участников определяют правила, которые описываются отдельно илив сценарии игры. Условия,в которых осуществ-ляется игровое взаимодействие, называют игровой обстанов-кой.

4. Методическое обеспечение. Требование формирования дидактической модели игрового действия, реализации прин-ципа двухплановости выполняется при осуществлении всех перечисленных выше игровых элементов, но только дидакти-ческим целям служат такие игровые элементы, как погруже-ние, рефлексия и система оценивания. Они обеспечивают ус-пешность игрового действия и поэтомув наибольшей степени отвечают дидактическим целям игры. Совокупность всех иг-ровых элементов в части их дидактической направленности трактуется как игровая модель.

Метод игрового моделированиякак элемент деловой игры

по опыту работы МДОУ № 86 «Колокольчик»

Проанализировав различную методическую литературу, несложно придти к выводу. Что для активизации деятельности педагогического коллектива при подготовки к очередномуметодическому мероприятию, для привлечения их интереса к тематике предстоящего события старшему воспитателю важно знать основные методы и формы активизации педагогов. Старшие воспитатели часто включают в педсоветыи консультации элементы деловой игры - такие как- метод игрового моделирования.

Этот метод может быть применен на любом методическом мероприятии. Например, в нашем ДОУчастью педагогического совета на тему: «Игра - это серьезно!» стало игровое моделирование «Учим детей, играя! (см. прил.2)

Итак, практика показала, что конечный результат любого методического мероприятия будет высок. А отдача максимальна, если при его проведении использовать разнообразные методы включения педагогов в активную работу. Выбор методики должен определяться целями и задачами мероприятия, особенностями его содержания, контингентом педагогови состоянием воспитательно-образовательного процесса.

Проведение игрового моделирования эффективно в заключительной части методического мероприятия. Творчески организованная методическая работа обеспечит профессиональный рост педагогов, нацелит их на использование своих знаний в конкретных ситуациях и поможет им провести самоанализ деятельности.

Метод игрового моделирования повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умения в разрешении реальных педагогических проблем.

Список использованной литературы

1. Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. - М.:Политиздат,1996. 123 с.

2. Абрамова И.Г. Игротехнические приемы. - СПб.: Образование, 1992. 84 с.

3. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. - М.: ТЦ Сфера, 2007. 96 с.

4. Барахсанова Е.А., Барахсанов В.П., Ефимова Д.Г., Саввинова Р.В. Совершенствование образовательной деятельности: применение игровых технологий в дошкольных учреждениях. Под общей редакцией д-ра пед.наук проф. Т.Т. Саввинова. М.: Academia , 2003. 144 с.

5. Дошкольное образование в России./Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. - М., 1995.

6. Елжова Н.В. Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ. Практическое пособие для старших воспитателей, руководителей, студентов педагогических колледжей и вузов. -. Ростов н/Д: «Феникс», 2007. 342 с.

7. Елжова Н.В.Методическая копилка для педагогов дошкольного образовательного учреждения / Н.В.Ежова. - Изд. 2 -е, перер. и дополн. - Ростов н/Д.:«Феникс», 2010.-250 с.

8. Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ как основа управления школой. - Челябинск: ЧГПИ, 1978.

9. Прокопьева М.М. Ксендзова Г.Ф. Менеджмент в ДОУ: теория и практика. Учебное пособие. Якутск. 2003. 47 с.

10. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения

по использованию метода игрового моделирования

Непосредственная разработка материалов метода игрового моделирования включа-ет в себя следующие этапы:

· создание проекта;

· описание последовательности действий;

· описание организации проведения игры;

· составление заданий для участников;

· подготовка оборудования.

Проект

1. Название игры, ее цели.

2. Состав участников.

3. Время, необходимое для проведения каждого фрагмента игры и на игру

в целом.

4. Суть проблемы, подлежащей решению.

5. Состояние исследуемого вопроса.

6. Руководство игрой.

7. Перечень необходимого оборудования, литература для предва-рительного

изучения.

Для разработки метода игрового моделирования необходимо создать имитацион-ную и игровую модели, которые должны органически наклады-ваться друг на друга, что и определяет структуру игры, необходимо чет-ко сформулировать ее цели: закрепление полученных знаний, вы-работка необходимых навыков; изучение опыта; формирование твор-ческого мышления; обучение культуре взаимоотношений; совершен-ствование навыков принятия коллективных решений и т.д.

Подготовка игры - это не только продумывание целей, конструирование модели, но и выбор технических, наглядных и других средств обеспечения занятий. В сценарии должно быть учте-но, где, когда, кеми какие средства будут использоваться, какие условные обозначения, графики необходимо подготовить.

Важно продумать, как лучше расположить участников игры с учетом требований педагогической техники общения, выбрать свою оптимальную организацию отведенного пространства, при которой цель общения достигается ясно и свободно.

Приложение 1


Приложение 2

Игра - это серьезно!

(Тематический педсовет)

Цель : систематизация знаний педагогов по игровой деятельности детей дошкольного возраста и создание вДОУ условий для их самореализации.

План проведения педсовета:

1. Краткий отчет раннее принятых решений от 1.10.2009.г. - Т.И.Никифорова

2. Анализ создания предметно-развивающей среды для игровой деятельности - выступление и.о. заведующей Никифоровой Т. И.

3. Сообщения из опыта работы:

Влияние игровой терапии на познавательную сферу ребенка - сообщение психолога Павловой М.А. (слайд-шоу)

4 . Игровое моделирование« Учим, детей играя!» - ответственный ст. воспитатель Сметанина Н.Г. (слайд-шоу)

5. Обсуждение проекта решения педагогического совета.

Ход проведения педсовета:

1.Краткий отчет раннее принятых решений на установочном педсовете от 1.10.2009.г. - Т.И.Никифорова

На установочном педсовете педагогами были приняты решения о своевременном посещении ипостоянном контроле утренней гимнастики, закаливании, режиме, проветривании, прогулки. Были проведены оперативные контроли за всеми группами детского сада. В ходе такого контроля все группы выполняют предписанные решения.

2.Выступление и.о.заведующей Никифоровой Т.И. по второму вопросу:

Мир детства имеет свой язык, свои представления, свой способ выражения увиденного. Созидая собственный мир, ребенок формирует свой образ, свою личность, стиль жизни, неповторимый, индивидуальный и отличающийся от взрослого.

Поэтому считаю, что в последнее время возрастает активная роль педагогикив поиске путей совершенствования среды. Выработав образ среды, ребенок начинает сопоставлять его с действительностью, искать или преобразовывать в соответствии со своими представлениями. В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной задаче - воспитанию и развитию ребенка в коллективе. Создание такой благоприятной обстановки - большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов. Эта проблема интересна тем, что интерьер создают архитектор, дизайнер и художник, а эстетику интерьера, красоту и порядок в помещении организует и поддерживает воспитатель.

Практическая, продуманная реализация развивающей функции среды ставит педагога перед необходимостью постоянно импровизировать и в непосредственной педагогической деятельности, и в опосредованной. Сегодня это качество - умение импровизировать - актуально, поскольку без него не может быть реализован поиск педагогической технологии, позволяющей взаимодействовать с ребенком на принципах личностно-ориентированной модели.

В ходе тематического контроля «Развивающая среда в группах» было выявлено, что исследуя развивающую среду ДОУ можно сделать вывод о том, что вопросами её модернизации занимаются систематически, для этого имеются условия. Воспитательв соответствии с «Концепцией развития дошкольного образования» старается модернизировать условия развивающей среды. Педагогом подбираются художественные произведения, организованы выставки детских работ, подобрано оборудование для разных видов самостоятельной деятельности.

Анализируя программы обучения и воспитания можно сделать вывод, что перед педагогами выдвигаются задачи по организации и оснащению развивающей среды в разнообразных видах деятельности. Процесс развития детского творчества будет интересен, продуктивен, если систематически модернизировать его новым содержаниеми новыми средствами.

3.Выступление психолога Павловой М.А. по третьему вопросу. (слайд-шоу)

4. Деловая игра « Игра - это серьезно!»

Цели : в нетрадиционной форме показать свои знания в области психологии и педагогики игровой деятельности; формировать способность быстро и логически мыслить,культурно общаться, умение работать в коллективе с коллегами, объединенные одной задачей; вызвать интерес к здоровому соперничеству.

Все участники делятся на две команды и выбирают себе капитана и название команды. Выбор состава жюри, ответы оцениваются баллами, каждый правильный ответ - 1 балл. В конце игры подсчитываются общий балл каждой команды.

1. Разминка. Капитаны команд по очереди бросают куб с цифрами и получают для своей команды вопрос.

1.Средство общения (язык),2. восхваление лучших чертчеловека (комплимент), 3. партнер в диалоге (собеседник), 4. свободное от работы время (досуг), 5. парадное спасибо (ура), 6. подставка под обед (стол).

2. Великие имена - великие идеи. Конкурс «Кто автор высказывания?»

1-вопрос. Кому принадлежат следующие слова: «…игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего» (Н.К.Крупская) 2-вопрос. «Овладеть правилом игры - значить овладеть своим поведением» (Леонтьев) 3-вопрос. «Игрушка, по образному выражению …..- «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности» (Макаренко) 4-вопрос. «Чем больше возможностей игрушка предоставляет для различных действий, тем она интереснее для ребенка, тем больше ее воспитательные возможности» (Е.А.Флерина)

Я предлагаю вам следующие варианты ответов:

1. Макаренко 2. Леонтьев 3. Крупская 4. Сухомлинский 5. Флерина 6. Ушинский 7. Усова

8. Выготский

3 . «Мозговая атака» Замените предложения пословицей (кто быстрее)

Учись всю жизнь (век живи, век учись). Беречь время (делу время, потехе - час).

Береги здоровье (береги платье снову, а здоровье - смолоду). Не болтай (держи язык за зубами). Не торопись, делай все аккуратно (поспешишь - людей насмешишь; делаю наспех - делаю насмех). Доводи начатое дело до конца (не верь началу, верь концу; сделал дело гуляй смело).

  1. «Педагогика за рубежом 1-вопрос. Это направление в педагогике возникло при

работе с трудными детьми. Основополагающими словами в нем являются: «Развивающая среда и действие» А помогающие предметы - богатый сенсорный и дидактический материал». Кто автор этого направления (Монтессори.)2 -вопрос. Это направление имеет два принципа:- действие по подражанию;- близость с природой.Здесь предполагается большое количество взрослых, принимающих активное участие в воспитании, и действии детей с предметами натурального происхождения. О какой педагогике идет речь? (Вальдорфская)3-вопрос. То, что в российской педагогике называется ТРИЗом. Имеет аналог и в зарубежной педагогике. Кто из зарубежных авторов интеллектуальных задач для детей? (Джанни Родари)

4. Игра «Личность» Каждая команда жестами, мимикой показывает выдающуюся личность; если противник угадал, то зарабатывает балл.

5. «Черный ящик» Здесь лежит предмет, который является символом печали, зла, споров и горечи, из-за него начинались войны. Но это людей не останавливало, не отталкивало от этого предмета, а наоборот прельщало. Это предмет встречался не только в сказках, но и в мифологии, и в христианской легенде. Итак, это… (яблоко)

6 . «Ты мне - я тебе» Каждая команда предлагает команде-сопернице по одному теоретическому вопросу проблемного характера игровой деятельности.

7. Конкурс капитанов 1-вопрос: В каких народных играх используется палочка? (Р.Н.И. «палочка-выручалочка», р.н.и. «Шар», «Городки», башк.н.и. «палка-кидалка», дагест.н.и. «палочка-стукалочка».) 2-вопрос: В каких народных играх используется мяч? (р.н.и. «Мячик кверху», «Лапта», «Большой мяч», «Блуждающий мяч», «Выгони мяч», «Гонка мяча по улице»)

8. Фантазеры Команда выбирает самого эрудированного педагога. За 1 минуту ответить быстро на вопросы. Побеждает та команда у кого больше баллов.

«холод» (мороз). Какой воспитатель может развить творчество у ребенка? (Творческий)

Что такое психология? (Наука о душе.) Основоположник ТРИЗа. (Алътшуллср Т. С.)

Что такое ТРИЗ. (Теория развития изобразительных задач.) В какой стране и в каком году начата работа по ТРИЗу? (В нашей в 1946 г.) Уверенность в доброжелательности, добросовестности, искренности другого. (Доверие.) Признак, присущий от рождения. (Врожденный?) Неприязнь к другому, вызванная его преимуществом. (За-висть) Стремление сознательно искажать истину. (Лживость.) Способность мыслить и действовать без посторонней по-мощи. (Самостоятельность) С какого возраста начинать развитие творческого вообра-жения. (3-5 лет.) Человек, не унывающий всегда верит в хороший исход. (Оп-тимист.) Врожденная форма поведения. (Инстинкт.)

В какой области науки была начата работа по ТРИЗу? (Тех-нической.) Человек,которыйможет свернуть горыради достижения своей цели. (Одержимый.) Следование поведению другого. (Подражание) Совокупность высших нравственных принципов личности.
(Честь)
Культурная потребность, свойственная человеку. (Духовная) Чувство и сознательная моральная ответственность за себя и других людей перед самим собой. (Совесть) Заимствованныйобразец,которомуслепоподражают. (Шаблон)

4. Решение педагогического совета

1. Продолжать создавать в детском саду условия для развития игровой деятельности;

v пополнить в группах игровым материалом уголки (ответственные воспитатели,срок - в течение года);

v оформить фотостенд для родителей «Развитие ребенка в игровой деятельности» (ответственные - заведующая, ст.воспитатель; срок - в течение года).

2. отражать в календарных планах индивидуальную работу по развитию игровой деятельности детей дошкольного возраста (ответственный ст. воспитатель, анализ планов - ежемесячно)

Присутствовало:

Отсутствовало:

Председатель педсовета:

Секретарь: