Техника объемный туннель журнал ручная работа. Как сделать бумажный куб-туннель

Введение

Актуальность проблемы воспитания подрастающего поколения в духе толерантности объективно обусловлена экономическими и политическими процессами в жизни страны.

Нередко на почве этнокультурных различий в отношениях между людьми проявляются отчужденность, непонимание, агрессия. Формирование толерантного сознания и поведения, воспитание миролюбия и взаимной терпимости в обществе стало сегодня насущной необходимостью. Существенное значение, имеет воспитание толерантности с детства, и потому нам представляется необходимым разрабатывать соответствующие программы и методики, ориентированные на дошкольный возраст, для дошкольных образовательных учреждений.

Может возникнуть вопрос: стоит ли вообще заниматься формированием толерантности у столь маленьких детей, так ли это необходимо и возможно, может, стоит подождать, когда дети подрастут? Опираясь на исследования в области детской возрастной психологии на этот вопрос можно ответить положительно.

Толерантность не формируется сама по себе, уважение к другим народам нужно воспитывать с детства, с дошкольного возраста.

Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях работы дошкольного образовательного учреждения сегодня, в условиях отсутствия наработанных программ и методик, представляет собой процесс сложный, требующий больших эмоциональных затрат от педагогического коллектива, и в основном опирается на руководителей и воспитателей-энтузиастов. Разработка и внедрение таких программ - актуальная и важная задача нашей педагогики.

Цель курсовой работы: «Рассмотреть условия формирования толерантности дошкольников и профилактика агрессивного поведения в ДОУ».

Задачи курсовой работы:

Изучить научно - методическую и специальную литературу о принципах формирования толерантности дошкольников;

Изучить особенности форм и методов воспитания толерантного отношения в ДОУ;

Разработать план конспект занятия в целях профилактики агрессивного поведения дошкольников;

Сделать вывод по проделанной работе.

Объект исследования: методика работы с родителями в рамках ДОУ.

Предмет исследования: Формы работы дошкольных учреждений с родителями.

Теоретическую и методологическую основу курсовой работы составили научные труды отечественных и зарубежных ученых в области теории и методики воспитательной работы.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Формирование толерантности у дошкольников в условиях современной системы образования

Цели воспитания толерантности

толерантность агрессивный воспитание учащийся

Воспитание толерантности как одной из значимых черт личности стало в последнее время актуальной проблемой на мировом уровне. Ведь терпение необходимо и в труде, и в общении. Терпение предполагает способность воздержаться от чего-либо ради сознательно принятой цели и мобилизовать все силы для её достижения. Без толерантности невозможно бесконфликтное взаимодействие людей, а значит и стран, государств, невозможен мир на земле и совершенствование условий жизни всего человечества. Воспитание терпения у детей является непременным условием формирования их воли и характера.

Своё отношение к иному человеку начинает формироваться у ребёнка примерно с 4-х лет, основываясь на элементарных проявлениях общечеловеческих чувств и непредубеждённых знаниях. Проявления отношений осмеяние, передразнивание, опасения и т.д., в основе которых лежат следующие факторы:

Детская непосредственность;

Ограниченный жизненный опыт;

Детская бестактность и т.д.

Таким образом, проблему толерантности, можно отнести к воспитательной и начинать работу в этом направлении необходимо с дошкольного возраста, поскольку именно тогда закладываются ценностные основы мировоззрения.

Цель воспитания толерантности - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач, которые объединены в два взаимосвязанных блока:

1. Воспитание у дошкольников миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать.

2. Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования.

Сегодня основным связывающим звеном социализации ребёнка является его семья. Именно в семье ребёнок получает представление о мире и способах взаимодействия с ним. Современная семья существенно отличается от семьи предыдущих лет -- прежде всего своим культурным статусом и своей национальной неоднородностью. Для того, чтобы наладить взаимодействия с такими семьями и детьми, педагогам дошкольных учреждений требуется больше знаний о культуре того или иного народа, особая бережность в обращении с иноязычным ребёнком, большая тщательность в выборе средств и методов воспитания, чтобы не задеть национальные, религиозные чувства, учесть политические особенности представителей других культур.

Одной из самых «больных» проблем в современном мире является проблема толерантности, с которой сталкиваются многие страны, выбравшие демократический путь развития. Во всём мире растёт число молодёжных группировок с националистическими взглядами, молодёжь не всегда могут правильно сориентироваться в оценке действий тех или иных сообществ, агрессивно навязывающих свои идеологические стандарты.

Большую роль в погашении политической напряжённости и сглаживании отношений в обществе играет то, какие ценности будут привиты подрастающему поколению, какую идеологию будут транслировать им семья и средства массовой информации, каким методам отстаивания своих прав обучат детей взрослые. И именно в дошкольных учреждениях должно начинаться воспитание гражданственности и патриотизма. Именно дошкольное детство является начальным периодом для развития в ребёнке качеств, необходимых для его социализации в современном мире.

Казахстан всегда был многонациональной страной, в которой переплелись множество культур, традиций, религий.

Сегодня, как никогда для актуальной проблемы национальной безопасности и развитие цивилизованных форм решения этих конфликтов.

Возрастает появление инокультурных браков -- союз молодых пар разных по этническим и социальным взглядам. Вероятность распада такой семьи существенно повышается при переезде на другое место жительство (в другую страну), особенно если один из супругов не имеет полноценной социальной или профессиональной деятельности, либо не знает языка этой страны.

Особое место в данных обстоятельствах занимает проблема образования ребёнка и его адаптация в новой среде, выбора круга общения. Особенно трудно формируется толерантность к «другому», когда речь идёт о национальных и религиозных различиях. Не секрет, что биологический инстинкт неприятия и агрессии срабатывает по отношению к чему-то незнакомому, непонятному, «чужому»: не такой как я, значит, - «плохой», «неприемлемый». И шагом в процессе формирования сознания должно быть психологическое преобразование «чужого» - в «другого». Залогом такого преобразования и должно стать приближение к национальному миру других народов в разных его проявлениях.

Чему же можно научить ребёнка в современной ситуации:

Умение понимать и сохранять себя как уникальную личность и представителя определённой культуры;

Умение уважать другого как уникальную личность и как представителя Другой культуры;

Умение предотвращать, а при необходимости и решать возникающие конфликты.

В образовательном учреждении, в отличии от семьи, намного легче формируется коммуникативное поле ребёнка: он знакомится с разными типами культур, учится выстраивать взаимодействие с представителями разных наций и осваивает роль представителя своей культуры. Специфика влияния образовательного учреждения состоит в обретении ребёнка «чувства МЫ».

Знакомство детей с культурой и религией других народов можно осуществлять через посещение Этнографического музея, чтение произведений, игры, показ слайдов, видеороликов, иллюстраций, рассказы педагога о национальных и религиозных обрядах и традициях и многое другое.

Главное, чтобы ребёнок понял, что все люди одинаковые, независимо от цвета кожи, веры и знания или незнания того или иного языка.

Елена Новак
Развитие толерантности у детей дошкольного возраста

16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости . Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН.

Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума , группы, общества в целом.

Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному :

1. в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

2. во французском – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам;

3. в китайском – быть по отношению к другим великодушным;

4. в арабском – милосердие, терпение, сострадание;

5. в русском – умение принять другого таким, какой он есть.

Толерантность - это милосердие ;

Толерантность - это сострадание ;

Толерантность - это уважение ;

Толерантность - это доброта души ;

Толерантность - это дружба .

Толерантность – это уважение , принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям, обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Есть два пути развития личности :

Толерантная личность Интолерантная личность

доброжелательность непонимание

понимание и принятие игнорирование, эгоизм

чуткость, любознательность выражение пренебрежения,нетерпимость

снисходительность, доверие, раздражительность, равнодушие,

гуманизм цинизм, немотивированная агрессивность

Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

Правила толерантного общения :

1. Уважай собеседника

2. Старайся понять то, о чем говорят другие

3. Отстаивай свое мнение тактично

4. Ищи лучшие аргументы

5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого

6. Стремись учитывать интересы других

Сплочённый коллектив! Чтобы добиться этой цели (сплочённый коллектив, объединённый общими целями и интересами, нужно относится друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо, уважительно. Невозможно нравится всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все люди были преданными друзьями. Потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, потребности, характер, вкусы, темперамент и т. д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, т. е. быть толерантными .

Важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей и их взгляды, привычки такими, какие они есть. В связи с этими задачами ребенок должен освоить общечеловеческие ценности - культурные, социальные, моральные, лежащие в основе разных цивилизаций и не чуждых другим народам. Основу культуры человечества составляют национальные культуры. Приобщая ребенка к истории, традициям, обычаям своего народа мы вводим его в мир богатой народной культуры.

Присутствие в обществе людей разных национальностей требует особого внимания к вопросу формирования национального самосознания, толерантных отношений . В научных изданиях толерантность трактуют , прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, многообразия человеческой культуры, норм, верований. Толерантность это готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.

Дошкольное детство - это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.

В решении задач формирования толерантности особая роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка .

А потому, чтобы воспитать ребенка толерантным , необходимо для начала необходимо самим относиться к детям толерантно . Во-первых, не обижать его. Во-вторых, выслушивать его мнение и считаться с ним. В-третьих, уметь прощать обиды и просить прощения у ребенка. Это самый сложный момент, но в то же время и самый важный, поскольку у детей обостренное чувство справедливости. В-четвертых, уметь договариваться без ссор и разрушительных конфликтов. Под словосочетанием "разрушительный конфликт" подразумевается противостояние, которое наносит "противнику" ущерб, моральный или физический. Разумеется, что в повседневной жизни невозможно избежать противоречий интересов, желаний и мнений. Задача – обратить конфликт в конструктивный, вызвав ребенка к разговору о возникших противоречиях и к совместному принятию компромиссных решений. В-пятых, нельзя унижать достоинство ребенка – игнорировать его, проявлять неуважение к его увлечениям и т. п. В-шестых, не стоит заставлять ребенка с помощью силы делать то, что хочется вам.

В формировании толерантности у дошкольников необходимо опираться на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста . Мы стараемся сделать наш дом действительно добрым, теплым, светлым для всех, кто по тем или иным причинам приехал в него и живет вместе с нами.

Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе работы на занятиях, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности, всевозможных экскурсий, в частности посещение библиотек города, музея экологии и краеведения. А также - это огромная каждодневная работа воспитателей. Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие с родителями детей . Воспитатели вряд ли смогут перевоспитать родителей, но могут повлиять на характер взаимоотношений родителей с детьми, откорректировать их действия по отношению к ребенку и другим людям при проведении специальной работы.

Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной , необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников :

1) проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира;

2) театрализованную деятельность дошкольников по сценариям , в основе которых сказки народов мира;

3) сюжетно-ролевые игры дошкольников , основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия ;

4) русские народные подвижные игры, такие как "Гори, гори ясно", "Бояре" и другие; подвижные игры других народов : "Медный пень", "Палка- кидалка", "Смелый всадник" и другие;

5) проведение русских народных праздников, например таких как Масленица, Рождество в соответствии с народным календарем;

6) изучение народных праздников ближайших стран-соседей;

7) знакомство детей с традициями народов разных стран;

9) игры-занятия, созданных на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;

10) сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок;

11) встречи с родителями, на которых детям рассказывают о традициях, обычаях своего народа;

12) создание мини-музея "Русская изба";

13) анкетирование родителей - разработка системы занятий, тренингов, семинаров по обучению основам конструктивного общения, по ненасильственному взаимодействию с детьми, воспитанию толерантности .

Для формирования взаимоуважения, чуткости и внимательности между детьми и родителями проводится следующая работа :

Создание ситуации для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям (организация поздравления с праздниками, днем рождения) ;

Организация совместной деятельности родителей и детей (проведение совместных дел, праздников, походов в лес, подготовка к проектам);

Выполнение творческих семейных заданий (докладов, рассказов о семье, о доме, о профессиях родителей) ;

Традиционные совместные чаепития по пятницам (изготовление салатов, накрывание столов, совместные беседы) .

Наиболее эффективными формами работы с семьей являются индивидуальные беседы, консультирование, проведение тренингов по общению и родительские собрания.

Мировая общественность выбрала толерантность основополагающим принципом морали, т.к. современный мир зачастую жесток, жестокими могут становиться и дети.

Понятие толерантности складывалось на протяжении долгого времени, и процесс этот продолжается до сих пор, поскольку, накапливая разносторонние значения, это понятие наполнятся новыми смыслами в соответствии с действительностью, в которой многообразные проявления нетерпимости требуют новых (адекватных) средств ее преодоления.

Слово «толерантность» употребляется для обозначения адаптационных способностей организма, позволяющих ему взаимодействовать с другими, не нарушая внутреннего равновесия. Толерантность является фактором социализации личности.

В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение других людей, признание их равенства, отказ от доминирования и насилия как признание многомерности (многообразия) человеческой культуры, норм поведения и отказ от сведения этого многообразия к преобладанию какой-либо одной точки зрения.

Очевидно, что многие проблемы современного общества проецируются на процесс функционирования образовательных систем, начиная с дошкольного образования и воспитания и заканчивая послевузовским профессиональным образованием.

Современного культурного человека отличает не только уровень образованности и самоуважения, но и наличие у него чувства уважения к окружающим. Следовательно, важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принимать других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Задача детского сада состоит в том, чтобы из его стен выходили воспитанники, мировосприятие которых основано на принципах толерантности.

Многие психологи (Р.С. Немов, А.В. Петровский, В.С. Мухина и др.)

отмечают, что в развитии человека существуют периоды, наиболее благоприятные для формирования определенных качеств личности. В дошкольный период важно закладывать толерантность как одну из основ личности ребенка, демонстрировать и объяснять значение позитивного общения, сотрудничества, подчеркивать значение других людей, не похожих на самого ребенка.

Уважение к людям разных национальностей является одной из ключевых задач. В связи с этим воспитание детей дошкольного возраста в духе дружбы, согласия и миролюбия определяется как одно из ведущих направлений в современном образовательном пространстве.

В современных условиях образование становится одним из наиболее эффективных средств формирования новых отношений и норм поведения, и в частности формирования толерантного сознания и поведения. Решение данных задач требует новых подходов к организации образовательного процесса, его направленности на решение проблем воспитания и развития ребёнка, не только обладающего знаниями, умениями и навыками, но и способного к широкому общению, в том числе в многонациональной среде, в духе гуманистических традиций и идей, способного проявить понимание, готового к сотрудничеству, терпимого к инакомыслию. В современных условиях возрастает роль сферы образования, признанной разработать круг педагогических условий и методов формирования толерантности.

В психолого-педагогической литературе и литературе по толерантности сформированы следующие условия формирования толерантности в дошкольном учреждении:

  • 1. Создание толерантного пространства дошкольного учреждения.
  • 2. Соответствующая целям и задачам толерантного воспитания подготовка педагога.
  • 3. Применение в работе с детьми педагогических технологий, ориентированных на развитие толерантности.
  • 4. Взаимодействие педагогов и родителей детей в воспитании толерантности.

Первым условием является создание толерантного пространства, в котором каждый ребёнок, независимо от этнической принадлежности, будет чувствовать себя комфортно, защищённо, и будет способен к открытому взаимодействию с окружающим миром. Значимая роль в создании такого пространства принадлежит всему педагогическому коллективу. Необходимо создать в учреждении благоприятный социально-психологический климат как основу формирования толерантного пространства. Чувства собственного достоинства, самоуважения, уважения к окружающим людям назависимо от их социальной принадлежности, национальности, расы, реллигии, культуры, необходимы для людей, которые взаимодействуют с подрастающим поколением.

Педагога часто называют “душой образовательного процесса”.От его личностного потенциала, профессиональных знаний и умений, от его убеждений, взглядов, мировоззрения зависит эффективность, продуктивность общения и совместной деятельности. Трудно представить себе, что нетерпимый к другим педагог сможет воспитать у ребёнка толерантное отношение к другим людям, к другим культурам. Какими качествами должен обладать педагог, воспитывающий толерантность? Главными являются его верность общечеловеческим ценностям, духовное богатство и демократизм. Важнейшим качеством педагога в работе с детским коллективом является эмпатия - способность понимать и чувствовать ребёнка.

Если подвести итог, какими же качествами должен обладать педагог:

  • · общая национальная культура, культура сотрудничества и взаимодействия;
  • · глубокое знание национальной культуры, её проявление в поведении;
  • · профессиональное мастерство, освоение новых приёмов работы;
  • · психологическая установка на толерантность, этнокультурное общение;
  • · отношение к детскому коллективу как свободной общности единомышленников;
  • · стремление к самоанализу и саморазвитию.

Кроме того, педагог должен обладать специальными технологиями взаимодействия с детским коллективом. К таким технологиям относятся личностно ориентированные технологии, такие как диалог, дискуссия, сотрудничество.

В диалоге проявляется индивидуальность и постигается своеобразие другого человека, так как именно диалоговое взаимодействие подразумевает равенство позиций в общении.

Главная цель дискуссии - развитие коммуникативной и дискуссионной культуры в процессе поиска истины.Умело организованная дискуссия является важнейшей методической формой развития толерантности.

Следующей педагогической технологией является сотрудничество, которое подразумевает совместное определение целей деятельности, совместное планирование, распределение сил и средств на основе возможностей каждого. Педагогика сотрудничества предусматривает организацию деловых контактов, совместную постановку задач и анализа процесса их решения. Данный стиль взаимодействия в педагогическом процессе связан с гуманизацией и демократизацией общества, активизацией инициативы и творчества людей, более полным раскрытием личностного потенциала каждого человека, что в полной мере способствует формированию толерантности.

Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребёнка, если они не являются союзниками педагогов в решении этой задачи.

Известно, что дети учатся тому, что видят в окружающей жизни: если ребенок встречается с враждебностью - он начинает драться; если ребенка постоянно стыдят - он становится робким; а если ребенка принимают и общаются с ним дружелюбно, он учится находить любовь в этом мире.

Исправлять ошибки взрослых не так-то просто, целесообразнее их не делать.

Первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок еще в младенческом возрасте, является народная культура. Воспринимаемая ребенком через материнский фольклор (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, плясовые песенки), народная культура закладывает фундамент межличностных отношений, доносит в приемлемой форме нормы и правила социального общежития, стимулирует проявление начальных социальных эмоций.

В это время малыш, естественно, не понимает смыслового значения транслируемых ему форм народной культуры, но вместе с тем испытывает огромное удовольствие и восторг от совместного проигрывания со взрослыми «Сороки-вороны», «Козы рогатой», от восприятия потешек, ладушек, пестушек. Эмоциональный позитивный отклик ребенка на яркие образы народной культуры является той основой, которая впоследствии сможет конкурировать с самой объемной информацией об окружающем мире.

К трем годам необходимо дать ребенку эмоциональный опыт общения с игрушкой. Игры с куклой неотъемлемая часть духовной и материальной культуры народа. С ее помощью ребенок приобщается к социально-культурному опыту нации.

В младшем дошкольном возрасте народная культура по-прежнему остается основной содержательной формой приобщения детей к окружающему миру. Обогащение её элементов осуществляется по мере овладения детьми первоначальными представлениями о структуре жилища (пол, потолок, стены, окошки), его убранства, предметах обихода (печь, стол, лавка, колыбель), домашней утвари, посуде (горшок, самовар), игрушках (матрёшка, лошадка), кухне. В этом возрасте ребенок под руководством взрослого активно включается в вождение хороводов, исполнение плясок, песенок, отражает полученные представления в специально организованных видах деятельности (изобразительной, речевой, игровой, музыкальной).

В этом возрасте педагог знакомит детей с явлениями общественной жизни. Особое внимание уделяет таким темам, как «Семья» (беседы о членах семьи, подчеркивая их заботу друг о друге); «Детский сад», «Родная страна» и др.

В этом возрасте проводится систематическая работа по приобщению дошкольников к национальной праздничной культуре (народные праздники), отмечаются государственные праздники, праздники народного календаря. Педагог содействует созданию обстановки общей радости, хорошего настроения, формирования чувства любви к близким взрослым, привязанности к сверстникам.

В младшем дошкольном возрасте у детей формируются элементарные представления о добре, отзывчивости, взаимопомощи, дружелюбии, внимании к взрослым и сверстникам, поэтому задача развития и воспитания детей данного возраста - воспитание доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, общению.

Сказки и другие произведения позволяют расширить представления детей о доброте, о людях с добрым сердцем, показать их красоту. Предлагаемые для младшего дошкольного возраста сказки народов мира разнообразны по содержанию, объему и динамичности. Своеобразие восприятия литературных произведений заключается в том, что при осмыслении текста они исходят из своего непосредственного и пока ограниченного житейского опыта.

В младшем дошкольном возрасте полезно уже знакомить детей с правилами вежливости и начать формировать у них умение не ссориться. Доброе отношение к людям целесообразно воспитывать в играх с куклами и другими игрушками. В группе детского сада создаются специальные игровые ситуации, способствующие формированию доброжелательности, доброты, дружелюбия. Постепенно у детей формируется опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.

Такая система работы регулирует взаимоотношения детей, способствует воспитанию нравственного отношения к другому, формированию гуманных способов проявления сочувствия, понимания, принятия, сопереживания сверстнику, что является одним из основополагающим аспектов формирования толерантности.

Воспитатель организует разнообразные игры с детьми младшего дошкольного возраста, с помощью которых помогает ребенку разобраться в его собственных чувствах и переживаниях, побуждает рассказать о них, чтобы проявить сочувствие и поддержку.

Если ребенок младшего дошкольного возраста с помощью игр, организуемых взрослым, осваивал свой внутренний потенциал, узнавал свои возможности и способности к познанию мира и самого себя, то детям среднего дошкольного возраста предлагаются игровые занятия и упражнения, которые помогут им понять, что люди могут испытывать разные чувства: радости, грусти, злобы, страха. На пятом году жизни открываются новые возможности для дальнейшего развития умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению толерантных межличностных отношений. Детский сад как социальный институт должен способствовать этому воспитанию детей в духе толерантности. Находясь в обществе сверстников, малыш должен научиться устанавливать с ними дружеские отношения, а для этого воспитатель учит детей разбираться в причинах собственных поступков, находить способы примирения с друзьями. Таким образом, задачей развития и воспитания детей среднего дошкольного возраста является формирование гуманных отношений между детьми и дружеских взаимоотношений в совместных играх и занятиях.

Современная дошкольная педагогика и психология связывает основные достижения детей среднего возраста с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу и др.

На 5-м году жизни у детей появляется интерес к истории предмета. С этой целью проводятся игры-путешествия, игры-турне (например, «Путешествие в прошлое посуды, кресла, вилки, мяча»), которые наглядно показывают, как изменялся один и тот же предмет в зависимости от желания человека сделать его более полезным, удобным, красивым и т.п.

В этом возрасте продолжается работа по расширению представлений о семье: беседы о маме («Как зовут маму», «Какая она», «Какое ее любимое занятие», «Чем ее можно порадовать», «Какое ее любимое блюдо»), поддерживая интерес к ее любимым занятиям; рассказы о профессиях отцов. Детям дают первоначальные представления о родственных отношениях в семье: каждый ребенок одновременно сын (дочь), внук (внучка), брат (сестра), а мама и папа тоже дочь и сын бабушки и дедушки и т.д. Для этого используются беседы с демонстрацией фотографий, иллюстраций, дидактические игры.

К пяти годам (в среднем дошкольном возрасте) представления детей о различных элементах народной культуры дифференцируются и дополняются новой информацией о народных праздниках, традиционных видах деятельности.

В группе “Почемучки” старшие углубляется работа по воспитанию симпатии к сверстникам и организуются беседы (например, «По каким правилам мы живем»), упражнения, игры: учить быть внимательными, предупредительными, называть сверстников по имени, лучше ласково, помогать друг другу.

В этом возрасте продолжается работа по приобщению детей к праздничной культуре народа: воспитывается стремление и желание принимать участие в праздничных выступлениях; формируется чувство причастности к событиям, которые происходят в детском саду, семье, стране; воспитывается любовь к близким людям, Родине.

В старшем дошкольном возрасте происходит не только общее и характерное для этого периода накопление информации нравственно-ценностного содержания, но и ее дифференциация. Понятия «добро» и «зло» у ребенка 5-6 лет абстрактны и требуется их конкретизация для того, чтобы руководствоваться ими в повседневной жизни.

Расширяются представления детей о родной стране, о государственных и народных праздниках (8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, Новый год); воспитывается любовь к Родине и уважение к людям, населяющим ее.

Знакомясь с явлениями общественной жизни, педагог особое внимание уделяет таким темам, как «Семья». Здесь взрослый формирует интерес к своей родословной, детям предлагают нарисовать всех членов семьи, рассказать о них. Эффективными формами взаимодействия педагога с детьми являются беседы («Что такое родословное дерево», «Мои мама, папа», «Отдыхаем всей семьей», «Мои бабушка и дедушка, какие они»); встречи с близкими взрослыми например, к детям приходит бабушка и дети рассказывают ей о жизни в детском саду, она - о себе, своих увлечениях, показывает фотографии); игры («Найди сходство», «Найди различие», «Чей я ребенок, угадай», «Найди пару»), которые помогают ребенку находить внешнее сходство с родителями и другими родственниками; рассматривание семейных альбомов, создание альбомов «Наши сестры и братья», «Наши бабушки и дедушки», «О мамах разных и очень важных» и т.д., изготовление групповой газеты «Как я провел лето».

Наряду с раскрытием темы «Семья» продолжается работа по теме «Детский сад». Необходимо разговаривать с детьми о том, почему детский сад так называется (здесь о детях заботятся и ухаживают за ними, как за растениями в саду); показать общественную значимость: родители работают и, уходя на работу, не волнуются, так как в их отсутствие о детях заботятся сотрудники детского сада.

Старшим детям постепенно раскрывают понятия «дружба», «взаимовыручка». С этой целью можно использовать чтение таких художественных произведений как В.Осеева «Три товарища», Л.Кузьмина «Дом с колокольчиком», М.Фомина «Подруги» и т.д., беседы по их содержанию, а также на темы: «Чуткость и доброжелательность», «О дружбе и друзьях», «Почему нам не нравятся люди, которые лгут» и т.д.

Постепенно расширяются представления детей о родной стране, государственных и народных праздниках, продолжает формироваться интерес к своей «малой Родине», к достопримечательностям родного города, культуре и традициям. На прогулках дети рассматривают общественные здания, обращают внимание на особенности архитектуры; педагоги проводят серию занятий по теме «Мой город», совместно с воспитанниками составляют альбом с видами города или макет «Улицы, по которым мы ходим».

Дошкольникам этого возраста уже доступно знакомство с флагом, гербом и мелодией гимна своей малой Родины. Полученные представления дети отражают в рисунках. Конкретизируя представления о Родине, детям читают художественные произведения, подбирают книги и альбомы для самостоятельного рассматривания иллюстраций.

Воспитатель поддерживает интерес к событиям, происходящим не только в стране, но и в мире, формирует чувство гордости за родную страну. Для обобщения знаний создаются образовательные ситуации, включающие игры, беседы. В этом возрасте можно более широко знакомить детей с национальными традициями, костюмами, обычаями.

С 5-6 лет, знакомя детей с явлениями общественной жизни, впервые раскрывается тема «Наша планета» и понятие «Земля - наш общий дом». Педагоги рассказывают о том, что на Земле много стран, а в специальных образовательных ситуациях побуждают детей сделать вывод: глобус - это уменьшенный макет Земли, каждый цвет на нем имеет свое назначение; нужно уметь пользоваться глобусом, картой, показывая на них отдельные континенты и страны.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что на Земле живет много людей разных рас и национальностей, они и похожи друг на друга, и отличаются друг от друга.

В результате системной педагогической работы у “фантазёров” постепенно формируются такие качества личности, как отзывчивость, справедливость и скромность; развиваются волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.

Стимулируется желание ребенка познавать культуру своего народа (через сказки, пословицы, поговорки, произведения народного декоративного творчества). Важной задачей остается воспитание уважительного отношения дошкольника к культуре других народов.

Одним из ведущих направлений в работе педагога с детьми этого возраста является стремление научить постигать культуру других народов, живущих на территории своего государства и за его пределами. Доступные восприятию ребенка элементы культуры (язык, устное народное творчество, декоративно-прикладное, музыкальное искусство и др.) составляют содержательную основу становления этнической толерантности.

Организация работы с детьми в старшем возрасте, направленная на приобщение к иным национальным культурам и формированию толерантного отношения к их носителям, осуществляется в единстве с обогащением информации о собственной национальной культуре и в тесном взаимодействии с семьей.

Систематическая работа с детьми по данному направлению будет способствовать созданию толерантной среды и принятию жителями города мира во всем его многообразии!

Большое внимание в старшем дошкольном возрасте уделяется формированию целостного представления о себе: педагог побуждает детей «прислушиваться» к собственным ощущениям, рассказывать о своих чувствах и переживаниях.

Совместная деятельность педагога и детей направлена на поиск каждым ребенком своего места в обществе сверстников, выделение своего «Я», противопоставление себя другим, занятие активной позиции в разнообразных социальных отношениях, где его «Я» выступает наравне с другими. Это обеспечивает ребенку развитие нового уровня самосознания, решает задачи социально-нравственного развития и воспитания дошкольников. Ребенок учится понимать, что принятие его другими зависит от его принятия других. Самопознание, адекватное отношение к себе рождает потребность в ценностном отношении к окружающим людям.

В дошкольном возрасте очень велика роль эмоциональных переживаний, которые ребенок получает в результате проживания нравственной ситуации, совершения нравственного выбора. Педагог создает условия для формирования у старшего дошкольника опыта нравственной деятельности.

Задача развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста - воспитание культуры доброжелательного общения.

В результате выпускники детского сада знают, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции); им знакомы способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого; они понимают, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, и имеют представление о возможных способах разрешения конфликтов. Дети могут понимать друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других людей;

проявлять эмпатию и толерантность; сознавать, какое чувство испытывают

другие по отношению к их поступкам; выражать свои чувства и понимать

чувства другого; находить конструктивное решение конфликта. Таким образом, происходит воспитание толерантных установок.

Огромную роль в утверждении принципов толерантности отводится педагогике. Во всеобщей декларации прав человека ООН определено: «Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости, дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности ООН по поддержанию мира».

В дошкольном и младшем школьном возрасте закладываются исходные моральные ценности, нормы поведения, происходит формирование представлений о значимости человеческого достоинства, понимание ценности своей личности и других людей

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ВЫПОЛНИЛА:

Лебедева С. П.

МДОУ «Детский сад Сказка»

воспитатель

п.Правохеттинский

2015 г.

Приложение...........................................................................................................20

Введение

В современном мире проблема проявления толерантности стоит очень остро, поскольку мы живем в многонациональном обществе, в век глобализации, интеграции, масштабных миграций. В интересах мирового сотрудничества необходимо, чтобы как отдельные люди, так и общины, нации признавали культуру, плюрализм человеческого общества. Толерантность является не только важным принципом, но и необходимым условием мира и социально-экономического развития всех народов.

Огромную роль в утверждении принципов толерантности отводится педагогике. Во всеобщей декларации прав человека ООН определено: «Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости, дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности ООН по поддержанию мира».

В дошкольном и младшем школьном возрасте закладываются исходные моральные ценности, нормы поведения, происходит формирование представлений о значимости человеческого достоинства, понимание ценности своей личности и других людей, воспитывается уважение к ним, чувство солидарности и стремление к сотрудничеству, умение ненасильственного разрешения конфликтов. В дошкольном возрасте происходит активное усвоение ребенком знаний о мире, о взаимоотношениях между людьми, знакомство с социальными ролями и ценностями общества (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков, Ш. Амонашвили и другие). Д.Б. Эльконин отмечал особую ответственность дошкольного периода детства в том, что в течение его происходит интенсивная ориентировка ребенка в социальных отношениях между людьми, в трудовых функциях, общественных мотивах и задачах их деятельности.

Ученые многих стран считают, что воспитывать уважительное отношение к другим людям, проявление к ним интереса необходимо с дошкольного возраста, когда ребенок «открыт» влиянию культур.

Мы живем в многонациональном государстве, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному, доброму отношению к представителям других культур, национальностей. Сегодня необходимо с пониманием относиться к детям, воспитывающимся в разных этнических и социально-экономических условиях. Не различия сами по себе порождают проблемы, а отношение к ним отдельных людей и общества в целом.

1. Понятие толерантности. Воспитание толерантности у дошкольников

Сам термин «толерантность» появился в языке как калька с фамилии известного французского государственного деятеля Шарля Мориса де Талейрана-Перигора (1754-1838 гг.), министра иностранных дел Франции. Талейран прославился тем, что все переговоры, которые он проводил как министр-переговорщик, заканчивались миром.

На сегодня, самым популярным определением толерантности является следующее: «Толерантность - это способность индивида без возражений и противодействия воспринимать отличающиеся от его собственных мнения, образ жизни, характер поведения и какие-либо иные особенности других индивидов» .

Для формирования толерантности следует определиться, что понимать под толерантностью, каким идеалом человека руководствоваться, какие заблуждения в сфере образования необходимо преодолеть, какие возможности современной сферы образования выявить, от каких парадигм и принципов философии образования следует отказаться и на какие новые принципы опереться. Как отмечает Н. Г. Юровских , понятие «толерантный человек» имеет сложную структуру в силу того, что толерантность выступает как психическое и духовно-нравственное качество личности и имеет специфику применительно к действиям человека в разных сферах общественной и личной жизни. Так, М. С. Мириманова выделяет две группы качеств толерантности: психические и духовно-нравственные. С ее точки зрения, бесконечность оттенков толерантности делает невозможным их перечисление и описание, но позволяет выделить группы толерантных качеств:

К группе психических толерантных качеств относятся: отсутствие равнодушия и безразличия к другим, эмпатия, соразделенность чувств и эмоций, позитивно-эмоциональное отношение к другим, отсутствие озлобленности и враждебности к другим, и т. д.;

К группе духовно-нравственных толерантных качеств относятся: открытость к другим, миролюбие, стремление к компромиссам, отсутствие судейской позиции по отношению к другим, признание нормальности многообразия интересов, идей, ценностей, мировоззренческих позиций, осуждение пороков, а не их носителей, совестливость, стремление превратить «других чужих» в «других своих», отсутствие догматизма в мировоззрении, способность к прощению и взаимопониманию, признание права других на свободный выбор, вплоть до права совершения ими заблуждений и ошибок, отношение к человеку как к цели и ценности, а не как к средству и антиценности, ответственность за себя и других, а также уважение к другим.

Отношение к идеалу толерантного человека в литературе является неоднозначным. Например, существует точка зрения, согласно которой толерантность как непротивление отрицательным воздействиям приводит к снижению чувствительности к маргинальному поведению и, в конце концов, к саморазрушению личности. Но, во-первых, непротивление злу включает и ненасильственное сопротивление злу. Во-вторых, понятия «непротивление злу силою» и «толерантность» не являются абсолютно тождественными, толерантность включает не только позицию признания чужих ценностей, но и духовно-нравственную активность, направленную на коммуникацию, диалог, поиск взаимоприемлемой для других позиции. Более распространенным является признание толерантности как сущностного свойства личности, обеспечивающего ее бытие с другими .

Несмотря на то, что универсальной формулы толерантности не существует, есть индивидуальные границы между дозволенным мне другими и дозволенным мною другим. Эта граница у каждого своя и она формируется в структуре личности каждого индивида отдельно. Однако со всей остротой встаёт вопрос, когда и как начинать формировать основы толерантного поведения человека? Придет ли это понимание само во взрослом состоянии вместе с освоением правого поля или его надо формировать раньше?

Многие прогрессивные ученые считают, что этим необходимо заниматься уже в дошкольном детстве. Выдвигается гипотеза о необходимости переоценки роли ребенка в современном обществе. Сегодня обществу, как никогда, нужна социально зрелая, свободная личность человека, обладающая толерантными чертами.

Концепция воспитания в новом веке строиться на понимании смысла жизни и предназначения человека. Чем шире будет мыслить человек, чем будет больше вмещать знания в своем сознании, чем больше будет понимать окружающих людей и процессы, протекающие вокруг него, тем менее разрушительной станет его деятельность. Самые первичные представления о социальных нормах поведения людей, о необходимости определенного порядка в человеческих взаимоотношениях приобретаются в детстве, еще в дошкольном периоде. Как показывают исследования психологов Л. В. Выготского, Д. Б. Эльконина и других, дошкольный период является сенситивным в становлении и развитии личности ребенка в целом .

В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Напомним, что в раннем детстве ребенок освоил широкий круг предметных действий, «открыл» способы употребления предметов. Это «открытие» неизбежно привело его ко взрослому, как к носителю общественного способа выполнения действий, как к образцу, с которым надо себя сравнивать. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Вспомним, например, В. Маяковского: «Крошка сын к отцу пришел и спросила Кроха: «что такое хорошо, а что такое плохо?»

Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте становится сюжетно-ролевая игра, где ребенок моделирует способы поведения, действия, взаимоотношения взрослых. В ней на первый план выдвигаются отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя роли, ребенок учится действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе.

Для всех нравственных норм характерно то, что они закрепляют социальный способ поведения, который дошкольники выражают следующим образом: «Надо помогать взрослым», «Маленьких нельзя обижать» и т. д. То есть дети констатируют, что можно делать, а что нельзя. О сформированности понимания нравственной нормы можно говорить в том случае, если ребенок объясняет, почему норму необходимо соблюдать.

Однако нравственные нормы, даже те, которые ребенок хорошо знает, не сразу начинают руководить его поведением. Первоначально они выполняются только по требованию взрослого или в его присутствии, легко нарушаются ребенком. Усвоив норму, ребенок, прежде всего, начинает контролировать сверстника. Ему легче увидеть и оценить наличие нравственных качеств и выполнение норм сверстником, чем самим собой. Очень часто он правильно оценивает выполнение нравственных норм товарищами и ошибается в отношении себя. Стремление утвердиться в знании нравственной нормы приводит к появлению особых высказываний в адрес взрослых - «жалоб-заявлений», которые содержат сообщения о нарушении правил кем-то из детей . Ребенок, обращаясь ко взрослому, хочет утвердиться в том, правильно ли он понимает норму или правило. Постепенно, оценивая сверстника, сравнивая себя с ним, прислушиваясь к оценке своих поступков взрослыми и товарищами, малыш подходит к реальной самооценке.

К старшему дошкольному возрасту у ребенка все чаще наблюдается не прагматичность, когда моральный поступок связан с выгодой для себя, а бескорыстие, когда поведение не зависит от внешнего контроля, а его мотивом является нравственная самооценка.

В возрасте 5-7 лет дошкольники переходят от стихийной нравственности к сознательной. Для них нравственная норма начинает выступать как регулятор взаимоотношений между людьми. Старший дошкольник понимает, что норму необходимо соблюдать, чтобы коллективная деятельность была успешной. Необходимость во внешнем контроле за соблюдением нормы со стороны взрослого отпадает. Поведение ребенка становится нравственным даже в отсутствие взрослого и в случае, если ребенок уверен в безнаказанности своего поступка и не видит выгоды для себя.

В сфере развития нравственного поведения пример взрослого также играет важнейшую роль. Недаром В. А. Сухомлинский подчеркивал: «Ребенок -это зеркало нравственной жизни родителей». Положительный пример родителей способствует тому, что малыш легко и ненавязчиво учится жить в соответствии с тем поведением, которое демонстрируют взрослые. Норма, соблюдаемая взрослым рядом с малышом, влияет на формирование таких же черт поведения у ребенка.

В дошкольном возрасте для ребенка очень важна оценка взрослого, так как взрослый выступает образцом, эталоном, с которым ребенок сравнивает себя и свои действия. Положительная моральная оценка взрослого придает положительную окраску даже тем действиям, которые обычно совершались ребёнком с полным равнодушием. Оценивая поступки ребенка, взрослый с помощью положительной оценки фиксирует правильный способ поведения, а с помощью отрицательной - разрушает негативный способ.

Поэтому, формирование позиций ненасилия - длительный и сложный процесс, который должен начинаться с раннего детства. Наиболее благоприятен для этого дошкольный возраст. Это обусловлено, с одной стороны, сохраняющейся высокой восприимчивостью детей к социальным воздействиям, с другой стороны - потерей непосредственности, возникновением иерархии мотивов, внутренних этических инстанций, обобщением переживаний. Все это обеспечивает ребенку определенный уровень сознательности и самостоятельности в проявлениях активности. Таким образом, уже в дошкольном возрасте можно создать условия, которые будут способствовать формированию первоначальных компонентов позиции ненасилия, что выражается в способности к ненасильственному взаимодействию со сверстниками и взрослыми.

2. Формирование толерантности детей дошкольного возраста

Воспитание толерантности может успешно осуществляться в игре, а так же в трудовой и учебно-познавательной деятельности.

Поскольку формирование толерантности у человека проходит ряд стадий, можно условно выделить уровни проявления толерантности:

Когнитивный - знание ребенком основных законов или правил человеческого общения, понятия и принципов толерантности;

Эмоционально-оценочный - осознание того, что мир неоднороден, признание права на отличие;

Поведенческо-рефлексивный - устойчивое проявление толерантности в поведении при различных ситуациях, на основе уважения другого человека, его прав; критическое отношение к своему поведению, самоанализ, рефлексия.

На основе выделенных уровней, а также опираясь на положения отечественной педагогики и психологии в области нравственного воспитания, можно выделить следующие этапы воспитания толерантности:

1. Знакомство дошкольников с основными законами и правилами человеческого общежития, с правами человека. Основными условиями на этом этапе являются: наличие адаптированных текстов, владение взрослыми соответствующими знаниями, изменение воспитательной среды дошкольного учреждения в соответствии с правами детей, создание атмосферы уважения к личности ребенка, формирование у него чувства самоценности личности в сочетании с признанием прав окружающих на ответное уважение и доверие. Использование продуктивных видов деятельности, позволяющих реализовывать свои возможности и удовлетворять потре¬ность в самоутверждении.

2. Закрепление полученных представлений, на основании которых должно сформироваться эмоционально-оценочное отношение к поведению людей. На данном этапе эффективными являются: самостоятельное выделение детьми ситуаций, в которых происходит нарушение прав; примеры нетолерантного отношения, оценка их; проигрывание ситуаций, упражнение детей в положительных формах поведения; личный пример взрослого.

3. Формирование устойчивого толерантного поведения. Самостоятельное оценивание ребенком собственных действий и поступков. Обращенность на самого себя. Важно, чтобы дети поняли, что от поведения каждого из них зависит многое. Так же необходимо показать дошкольникам пути противостояния насилию, жестокости, несправедливости, как и в какой форме можно не допустить этого. Встать на чью-либо сторону, защитить не только свои интересы, если возникнет необходимость. На данном этапе используются игровая, практическая деятельность, поощрение проявления толерантности, создание ситуаций.

Все эти этапы воспитания толерантности полностью не реализуются в дошкольном детстве, поэтому данная работа должна проводиться и в период школьного обучения.

Содержание занятий для детей старших групп ориентировано на развитие интереса к человеку, обществу, учет личных качеств и формирование навыков и норм поведения с другими людьми, что приводит к осознанию и накапливанию своего жизненного опыта. Такой подход к организации педагогического процесса позволяет активизировать интерес дошкольника вначале к самому себе, потом к своему окружению, семье, обществу.

Например, программа занятий по воспитанию толерантности включает в себя три тематических блока: «Я и ты»; «Мои права и обязанности»; «По страницам Конвенции».

Все тематические блоки взаимосвязаны и дополняют друг друга, хотя каждый из них имеет свою специфику, воспитательно-образовательную ценность и цель.

Первый, базовый, этап работы с детьми предполагает знакомство с нравственными нормами и границами человека, в процессе освоения которых дошкольники начинают понимать преимущество естественного владения этими знаниями, учатся соотносить свои границы с чужими, выстраивать общение в их соответствии (I тематический блок).

Второй этап предполагает ознакомление с собственными правами (на отдых, образование, имя, любовь и т. д.) в процессе чтения художественных произведений, этических бесед; формирование навыков социально приемлемого поведения (II тематический блок).

Третий этап - знакомство с «Конвенцией о правах ребенка», принятой для детей всего мира; чтение соответствующих теме художественных произведений с последующим их обсуждением; создание проблемных ситуаций и поиск выхода из них; рассматривание картин и фотоматериалов о жизни детей в старой и современной России, об играх и занятиях детей из других стран (III тематический блок).

Идеология занятий для детей дошкольного возраста направлена на формирование у них способности к ненасильственному взаимодействию. Методологическая основа данного направления - принцип ненасилия, выступающий в качестве ведущего во многих религиозных и философско-этических концепциях, где ненасилие рассматривается как общественная ценность.

В данной программе достаточно широко решены практические задачи:

Создание необходимой развивающей среды для правового воспитания и развития толерантности у дошкольников в условиях детского сада;

Обеспечение подготовки педагогических кадров по данному направлению;

Формирование морально-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста, используя разные виды деятельности и формы работы с детьми;

Развитие у дошкольников чувства толерантности, как наивысшего морально-нравственного качества личности и, как условия для дальнейшего развития и самосовершенствования;

Повышение уровня правовой культуры дошкольников, педагогов и родителей.

В представленных в программе занятиях для дошкольников раскрывается примерное содержание формирования представлений детей о том или ином качестве; актуализируется ощущение собственного «Я», создаются предпосылки для переживания «Я» и выражения его в поведении».

Программа является комплексной, так как предусматривает работу не только с детьми, но и с родителями, в параллельном процессе, и с педагогами для повышения их компетентности. Системная работа ведется по всем направлениям, что можно увидеть в календарно-тематическом плане, который и отражает комплексную работу детей, педагогов и родителей.

Реализация разработанной программы сопровождалась психологическим мониторингом. Поскольку достаточно валидных и надежных методик на выявление уровня толерантности у дошкольников в нашей стране пока не создано, то авторы программы были вынуждены создать комплексную батарею диагностических тестов косвенно определяющих уровень толерантности. Она призвана сопровождать процесс реализации программы и отследить ее эффективность.

Для определения степени психологической комфортности детей в семье и пребывания в группе детского сада, выявления уровня тревожности, агрессивности и социализации воспитанников, степени освоения программы, определения уровня интеллектуального развития детей, был подобран специальный психолого-педагогический диагностический инструментарий: проективные методики - «Рисунок несуществующего животного», «Моя семья», «Я в группе детского сада», психолого-педагогические ситуации, социально-психологические опросники по материалам программы.

Заключение

Итак, в дошкольном возрасте:

У детей складываются первые моральные суждения и оценки своего и чужого поведения;

Первоначальное понимание своей и чужой психологической границы;

Возрастает действенность толерантного поведения;

Возникает сознательная нравственность, то есть поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой.

Нравственное воспитание является важнейшей задачей практически всех программ дошкольного образования. Формируя нравственные ценности дошкольника, взрослые заботятся о том, чтобы у детей были:

Выработаны нравственные убеждения, мировоззрение и восприняты требования и нормы общественной морали;

Развиты чувства патриотизма; уважения к старшим, товарищества и дружбы со сверстниками, заботы и внимания к окружающим людям;

Сформировано умение сопереживать, сочувствовать окружающим людям;

Воспитано ответственное отношение к своим трудовым поступкам, тщательность в работе, дисциплинированность, ответственность в труде, трудолюбие;

Сформированы умения и навыки трудиться и жить в коллективе, подчинять свои личные интересы общественным;

Сформированы такие черты характера, как: принципиальность и стойкость в убеждениях, правдивость, целеустремленность и творческое отношение к труду, непримиримость к несправедливости;

Закреплены навыки миротворческой культуры поведения.

Возникает вопрос о наличии практических программ для работы с детьми по формированию миротворческой культуры и толерантного поведения. Методических разработок по воспитанию у детей таких нравственных ценностей, как уважение к иной культуре и ее носителям, способствующих развитию взаимопонимания, терпимости, открытости и дружелюбия, в настоящее время недостаточно. Однако, на современном этапе развития общества возникла острая необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного детства, в целях противодействия пропаганде экстремизма и снижения социально-психологической напряженности в обществе.

Таким образом, чувство общности и способность «увидеть» другого, являются тем фундаментом, на котором строится нравственное отношение к другому человеку. Именно это отношение порождает сочувствие, сопереживание и содействие, формирует толерантность. Поэтому, начинать работу в направлении воспитания толерантности можно уже с дошкольного возраста, именно в этот период закладываются ценностные основы мировоззрения.

Приступать к работе по толерантному воспитанию необходимо одновременно с двух сторон:

Просвещение взрослых;

Приобщение малышей к освоению ненасильственных методов межличностной коммуникации.

На современном этапе необходимо выстраивать цели и процесс воспитания дошкольников так, чтобы научить их регулировать свое поведение, приобщить их к общепринятым нормам поведения, помочь детям адаптироваться в окружающей среде так, чтобы в результате наших усилий они создали вокруг себя поле относительной безопасности, толерантности и счастья.

Считаем, что способность собственным поведением и примером привлечь других на позиции толерантности является исходно необходимой для взрослых и весьма важной в развитии детей.

Список использованной литературы

  1. Вовк, Л. А. Толерантность как способность понять и принять другого // Валеология. - 2003. - № 3.
  2. Декларация принципов толерантности // Век толерантности. - 2011. - № 1. ч. 5.
  3. Декларация принципов толерантности: Утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференцией ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. // Учительская газета. 2000.12 сентября.
  4. Козак О.Н. Считалки, дразнилки, мирилки и прочие детские забавы. – СПб., СОЮЗ, 2013. - 176 с.
  5. Кочкина А., Лосева Н., Сташенков Д. Выставка «Археология детства: игрушки, игры и обряды в традиционных обществах» // Самарская область. Этнос и культура. Информационный вестник. – 2005. – № 5. – С. 15-18.
  6. Мириманова, М. Толерантность как проблема воспитания // Развитие личности. - М., 2012.
  7. О социализации дошкольников: у нас в гостях кафедра дошкольной педагогики Магнитогорского гос. ун-та // Дошкольное воспитание. 2006. №4. С.98-103.
  8. Орлова М. Формирование толерантности у дошкольников // Дошкольное воспитание. 2003. № 11
  9. Сапунова В.С., Лазарева Л.С., Чичканова Т.А. Формирование у детей уважительного отношения и чувства принадлежности к малой родине на основе традиций этнокультур Поволжья // Научные проблемы образования третьего тысячелетия: Сборник научных трудов. Выпуск 7. По материалам VII Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Научные проблемы образования третьего тысячелетия» (25 октября 20013 года, г. Самара). / Ред.: Кочетова Н.Г., Лысогорова Л.В., Чичканова Т.А. (отв. ред.). - Самара: ЦДК «F 1»; ООО «Издательство Ас Гард», 2013. С. 200-207.
  10. Фадеев С.Б. Народная культура как средство формирования гендерной толерантности детей старшего дошкольного возраста: дисс. … канд. пед. наук:– Екатеринбург, 2012. – 155 с.
  11. Юровских, Н. Г. Толерантность как личностный и культурный феномен: дис. ... канд. филос. наук. Омск, 2004

Приложение

Детям рассказали о доброте, дружбе, уважении друг к другу и к представителям других национальностей.

Для воспитанников детского сада работники библиотеки провели урок толерантности «В этом мире все равны».

Ребятам в доступной форме пытались объяснить, что означает быть толерантным, обсуждали тему важности доброты в нашей жизни на примере героев русских и зарубежных сказок, рассказали о правилах дружной работы: умей слушать друзей, уважай мнение каждого, будь активен, не ленись; а так же законы дружбы: доверять другу, уметь хранить чужие тайны, предлагать свою помощь. Кроме того, ребята вспомнили пословицы о дружбе.

Мастер-класс «Дружба крепкая»

Цель проведения:
Воспитывать чувство уважения друг к другу
Продолжить формирование толерантного отношения между ребятами.
Толерантность – значит это,
Если дружно все живут.
И теплом сердец согреты,
Школа, быт наш и уют.

Для проведения мастер-класса необходимо приготовить: альбомный лист,простой карандаш, ластик, фломастеры, карандаши или цветные мелки, ножницы, клей

Обвести левую ладонь простым карандашом на середине листа

На этот рисунок положить правую руку и обвести правый большой палец

Переверните рисунок пальчиками вниз

Для коллективной работы можно вырезать фигурки по контуру и оформить класс, или наклеить на ватман.

Подвижная игра

ГОРЕЛКИ (ИГРА БОЛЬШОЙ ПОДВИЖНОСТИ)

Участники игры становятся парами в затылок друг Другу. Впереди всех пар встает водящий, он громко говорит:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо:
Птички летят,
Колокольчики звенят.
Раз, два, три, Последняя пара, беги!
После последнего слова «беги» играющие последней пары бегут вперед (каждый со своей стороны) до условного места, а водящий старается задержать одного из бегущих прикосновением руки до момента, когда игроки встретятся. Тот, кого задержали, встает рядом с водящим впереди первой пары, а второй становится водящим. Игра продолжается.

ЭТО ИНТЕРЕСНО! С. К. Якуб: «Русские историки прошлого века прямо связывали горелки с обычаями славян-язычников. Ежегодно в самый длинный день летнего солнцестояния (23 июня) у славян был праздник Ярилы (а позднее - Купалы), посвященный Солнцу. К вечеру наши далекие предки - славяне сходились на берегах рек, зажигали костры для ночных игрищ, прыгали через огонь и купались, "чтобы встретить в чистоте восходящее светило". В ту же ночь происходило и "умы-кивание" девиц. В самой древней нашей летописи - "Повести временных лет" - так говорится об этом: "Схожахуся на игрища, на плясанье, и на вся бесовская игрища, и ту умыковаху жены собе"». Эти слова относятся к более древнему виду горелок, где парень может ловить только девушку. О происхождении самого название игры - «горелки» - свидетельствует русский историк, известный собиратель народных сказок А.Н.Афанасьев. Вот что он пишет по этому поводу: «На эпическом языке народных песен... поется: Бондырева, С. К. Толерантность (введение в проблему) / С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. - М. : МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2013

Вовк, Л. А. Толерантность как способность понять и принять другого // Валеология. - 2003. - № 3. - С. 51

Кристалл, Г. Аффективная толерантность // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2011. - № 3. - С. 34-35


Светлана Мухаметшина
Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста

«ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

1. Сущность понятия толерантность.

В наши дни проблема воспитания толерантности стоит очень остро, так как мы живем в многонациональном мире, в век глобализации, интеграции, масштабных миграций. Перед нами стоит задача воспитания подрастающего поколения которое хочет жить в мире без насилия и жестокости, в мире где ценится и уважается любая нация, любой народ, любой человек. Это важное условие развития нашего общества и человечества в целом.

Основы формирования нравственной культуры личности начинаются в дошкольном возрасте, именно этот возраст наиболее восприимчив к социальным воздействиям. Поэтому мы понимаем, насколько важно закладывать основы толерантности как качество личности именно в дошкольном возрасте. Актуальность вопроса заставила нас изучить определение этого понятия из разных источников.

Согласно определению в Декларации принципов толерантности (подписанная 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами –членами ЮНЕСКО,толерантность означает «уважение принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».

В толковом словаре С. И. Ожегова толерантность определяется как «настойчивость, упорство и выдержка в каком-нибудь деле, работе и как способность терпеть»,а Д. Н. Ушаков в своем толковом словаре определяет толерантность как производное от французского tolerant - терпимый. Основу данного понятия, используемого непосредственно в русском языке, в первую очередь составляет позиция уважения к иным религиозным представлениям. В одном из наиболее кратких определений, данном отечественным энциклопедическим словарем, толерантность понимается как «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению».

Определение толерантности как «терпимости к иного рода взглядам, нравам, привычкам, которая является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции» дано в кратком философском словаре.

В психологии существует понимание данного понятия как «отсутствие или ослабление реагирования на какой - либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию».

В педагогической науке существует множество взглядов на данную тему:

В работе В. З. Вульфова толерантность понимается как «способность человека определяет толерантность как психосоциальную характеристику личности, как «уважительное отношение к чужому мнению, лояльность в оценке поступков и поведения других людей, готовность к пониманию и сотрудничеству в решении вопросов межличностного, группового и межнационального взаимодействия» сосуществовать с другими людьми (сообществами, которым присущи иные менталитет, образ жизни»

Мы считаем, что наиболее полное определение толерантности дано в словаре по этике: «Толерантность – моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам и поведению других людей. Выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов и т. д. без применения давления. Является формой уважения к другому человеку, признание за ним права на собственные убеждения, на то, чтобы быть иным, чем я».

Изучение данных определений помогло нам определить содержание работы по воспитанию в детях толерантности

2. Основные подходы педагогической деятельности к воспитанию.

толерантности у детей дошкольного возраста через предметно-

развивающую среду в ДОУ.

Мы живем в стране, где издавна живут люди разных национальностей, имеющие свою историю, свои традиции,самобытность. Наша малая Родина тоже имеет большую историю мирного сосуществования людей разных национальностей в мире и дружбе. Исходя из этого, мы решили построить свою работу по воспитанию толерантности в своем ДОУ через ознакомление с национальной культурой разных народов.

Одним из важных условий воспитания детей в ДОУ является развивающая среда, которая состоит из предметной и социальной части.

Предметно – развивающую среду мы создали по ФГОС, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Свою работу по формированию навыков толерантного отношения к людям разных национальностей начали с создания мини-музея

«Национальная деревня», который был представлен в виде мини- макета с национальными подворьями, куклами в этнических костюмах. Также в мини-музее представлены народные игрушки, произведения живописи, декоративно-прикладного искусства, музыкальные инструменты относящиеся к разным культурам. С участием семей воспитанников были организованы фотовыставки, а в дальнейшем и фотоальбомы по темам:

«Традиции нашей семьи», «Праздники моего народа», «Моя страна», «Мои друзья», «Планета людей».

Также в группе в соответствии с принципами толерантной среды была создана библиотека произведений переводной литературы разных народов, сказок, пословиц и поговорок о мире, дружбе, доброте, записи музыкальных произведений разных народов и композиторов мира. В группах для режиссерских, сюжетно-ролевых игр, театрализации были созданы уголки ряженья с элементами национальных костюмов. Нами были созданы картотеки игр: подвижных и досуговых; народов России и народов мира; дидактических игр на развитие у детей толерантного отношения к миру.

3. Описание механизма развития воспитания толерантности.

Рассмотрим механизм нравственного становления личности по С. А. Козловой,где механизм нравственного воспитания представлен в виде формулы: знания и представления + мотивы + чувства, отношения + навыки и привычки = нравственное качество. Рассмотрим механизм формирования нравственного качества толерантности. Главное чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления об этом качестве, о его необходимости и о желании овладения им. Важно, чтобы возникли мотивы для приобретения этого качества. Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое потом формирует чувства и отношения ребенка. Желание быть похожим на тех людей, персонажей произведений. Далее знания и чувства проявляются в поступках, поведении ребенка. «Я хочу быть похожим на этого героя и буду говорить и делать как он». А поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей подтвердить и проверить прочность формируемого качества толерантности. В процессе воспитания и обучения ребёнок усваивает моральные знания – это обобщенный опыт людей, который закрепляется в определённых правилах и передаётся из поколения в поколение. Как отмечает С. А. Козлова, и правило и норма – это установленный порядок действий, отношений. Но правило имеет частный и более узкий смысл, правило может быть единичным, относящимся к определённой ситуации: правило уважительно относиться к своим товарищам во время игры. Норма носит обобщенный характер, она характеризует общую направленность отношений и поведения, и конкретизируется в правилах. Например, быть уважительным по отношению ко всем людям. Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности. Исходя из теоретического положения, - при воспитании толерантности, как нравственного качества личности, необходимо давать детям представления о том, что такое толерантность, вызывать положительное отношение к этому качеству и желание им овладеть, стать толерантным, создавать условия для упражнения детей в толерантности.

Используя механизм формирования толерантности, мы подобрали методы и приемы используемые в работе по воспитанию у дошкольников этого качества.

4. Методы и приемы воспитания толерантности у детей.

На первом этапе необходимо дать детям необходимую информацию о многообразии окружающего его мира, о самом себе, о людях других национальностей, проживающих рядом с нами. Основная цель - усвоение информации, получение знаний необходимых для формирования толерантности, т. к. у ребенка невозможно сформировать толерантность к чему-либо, чего он не знает.

Для повышения познавательной активности детей мы используем следующие приемы и методы обучения:

– наблюдение:упражнение «Приветствие» (на примере «приветствие» в татарской и чувашской культурах).

– упражнения детей в элементарном анализе и сравнении: игра на выявление сходства и различий между детьми «Чем мы похожи?»; «Сосед справа, сосед слева»

–постановка вопросов проблемного характера и самостоятельный поиск ответов на свои же вопросы: «гостевой этикет татар».

–живое общение с окружающим миром и природой, которое способствует эмоциональному отклику детей, расширяет их кругозор.

–создание игровых ситуаций, использование сюрпризных моментов; организация игровой деятельности «Окажи внимание».

– подвижные народные игры: детская мордовская народная игра «Раю-раю».

–диалоги, чтение художественной литературы, драматизация, проигрывание инсценировок на правила поведения в обществе, прослушивание музыкальных произведений композиторов разных стран мира, просмотр мультфильмов.

На втором этапе происходит понимание и формирование оценки толерантности. Понимание - это главная составляющая рефлексивного сознания и мышления, выступающих основанием принятия, т. е. желание стать толерантным. Личность является тем более зрелой, чем в большей мере она способна к принятию других такими, какие они есть, к уважению их своеобразия и права быть собой. Задачей толерантного воспитания детей дошкольного возраста на данном этапе является выработка положительных оценок по отношению к окружающим людям, людям разных национальностей, ко всему, что окружает его, в соответствии с нравственными устоями общества.

Большую роль на данном этапе оказывает чтение художественной литературы, оно способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Дети живо и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам, стараются подражать понравившимся героям. Художественная литература воздействует не только на сознание детей, но и на их чувства, через книги дети учатся понимать других.

Наглядные методы: рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, мультфильмов, в которых показано поведение людей в окружающем мире занимают особое место.

Метод беседа (материал: маленькие рассказы, сказки с ярко выраженным этническим содержанием; через сказочные образы ребенок получает представления о справедливости, зле, добре и т. д.)также обеспечивает формирование толерантного сознания.

На третьем этапе происходит апробация способов толерантного поведения в деятельности и повседневной жизни. Основной задачей воспитания становится привитие нравственных норм поведения, уважения к окружающим людям, доброжелательности, вежливости. На этом этапе можно предложить вспомнить, когда и в какой ситуации они поступали правильно, неправильно. Обсудить с ними - почему это происходило и как можно было поступить по-другому, как бы они поступили сейчас. Важно, чтобы дети понимали, что от поведения каждого из них зависит многое. Так же детям необходимо показать пути противостояния насилию, жестокости, несправедливости, как и в какой форме можно не допустить этого. Встать на чью-либо сторону, защитить интересы не только свои, если возникает такая необходимость. Этот этап самый сложный и, возможно, что в дошкольном возрасте он не будет реализован полностью.

Методы которые мы используем - игровые, практическая деятельность; поощрение в случае проявления ребенком толерантности; создание ситуаций, предполагающих толерантное поведение.

Формы работы по воспитанию толерантности:

Беседы, наблюдения, рассказы детей, отдыхавших в других странах;

Праздники, развлечения «Мы дети одной планеты Земля», «Хоровод друзей», «Наша праздники», «Ярмарка», проведение национальных праздников разных народов;

Сюжетно - ролевые игры с целью освоения и применения детьми способов толерантного взаимодействия;

Русские народные игры, игры народов мира, своих земляков разных национальностей;

Игры и упражнения, этюды направленные на воспитание гуманных и доброжелательных отношений, сочинение сказок и историй самими детьми;

Трудовые поручения (трудовые десанты, акции «Сделаем чище планету»;

Создание мини-музея «Национальная деревня»;

Создание «Копилки добрых дел»;

Продуктивные виды деятельности: рисование на тему «Цветок милосердия», «Дети нашей планеты» и т. д.

Проведённая нами работа способствовала воспитанию в детях понимания и уважения к обычаям и традициям народов проживающих на территории нашей области, в нашей стране и за ее пределами.

5. Выявление уровня сформированности толерантности у детей дошкольного

возраста проведением диагностики.

Для выявления уровня сформированности толерантности у детей старшего дошкольного возраста нами была проведена диагностика в виде целенаправленных наблюдений за поведением детей на занятиях и в повседневной деятельности.

Анализ наблюдений за детьми позволил распределить дошкольниковна 3 уровня, в зависимости от имеющихся знаний, представлений и навыков толерантного поведения.

Низкий уровень (38%) толерантности определялся недостаточностью и неустойчивостью умения ребенка проявлять в своем поведении основные толерантные качества личности. В этом случае можно говорить об отсутствии у детей интереса к другим людям, часто проявляется сдержанно-негативное отношение к людям других рас и национальностей; ребенок не хочет знакомиться и играть с другими детьми.

Средний уровень (53%) толерантности определялся средним уровнем и неустойчивостью умения детей проявлять в своем поведении основные сущностно-содержательные качества толерантной личности. Неустойчивое отношение к сверстнику другой национальности индифферентно, изменяется под воздействием внешней ситуации, личных желаний и потребностей; в целом ребенок проявляет не ярко выраженное желание познакомиться и поиграть с другими сверстниками, но при этом не может мотивировать свою позицию.

Высокий уровень (9%) детей могут проявлять вербально и в своем поведении основные содержательные качества толерантной личности. Интерес к представителям разных национальностей выражен достаточно ярко и усиливается в процессе общения с экспериментатором по этой проблеме; ребенок проявляет желание налаживать с разными людьми добрые бесконфликтные отношения, организовывать совместную деятельность с детьми других национальностей (познакомиться и поиграть со сверстниками других национальностей, при этом мотивируют и аргументируют свою позицию.