Курсовая работа: Развитие детского изобразительного творчества в сюжетном рисовании. Детское творчество в детском саду: описание, интересные идеи, рекомендации и отзывы

Мероприятия для развития детского творчества в детском саду являются идеальным способом помочь детям освоить ключевые навыки. Практическая научная деятельность всегда вызывает любопытство, а разнообразные художественные проекты провоцируют самостоятельность и креативное мышление.

Живопись для детей

Одним из самых популярных и востребованных видов искусства для детского творчества в детском саду является живопись, техники которой варьируются от простейших пальчиковых мазков до рисования кистью мелкодетализированных форм.

Краска - это художественный материал, который легко адаптируется к широкому спектру художественных мероприятий для малышей. С помощью гуаши или акварели можно создавать как простые картины и декоративные арт-проекты, так и устраивать различные научные эксперименты по смешиванию цветов и покраске ряда предметов.

Создание коллажей

Коллаж, или сборка различных материалов, является одним из основных своеобразных произведений искусства для развития детского творчества в детском саду. Воспитанники могут использовать клей, цветную маскировочную ленту, наклейки или разноцветную бумагу, чтобы после соединять отдельные элементы в единое целое своим неповторимым образом.

Коллажи можно создавать на плотной бумаге, картоне, на окнах, различных трехмерных объектах и ​​даже на теле. Можно использовать самые разные материалы, в том числе радужные перья, салфетки, кусочки ткани, ленточки, хлопчатобумажные шарики, пуговицы, бусины и так далее. Самыми разными могут быть и размеры. Варианты бесконечны!

Лепка и скульптура

Большинство детей любят лепку и все, что с ней связано. Они с удовольствием катают шарики и змейки из теста или пластилина. Если добавить к этим материалам богатый инструментарий и разнообразные украшения, то может получится отличный набор для детского творчества в детском саду. Пластилин, тесто (в том числе хлебное и соленое), глину можно формовать в самые различные формы и скульптуры.

Творчество имеет огромное значение

Раскрытие творческого потенциала является одной из важнейших задач воспитания. Именно от этого во многом зависит полноценное развитие будущей личности. Что же такое творчество? Есть несколько интерпретаций:


Развитие воображения и мелкой моторики

Творчество детей в детском саду неразрывно связано с развитием других, не менее важных вещей, таких как, например, мелкой моторики. Огромная и разнообразная коллекция мероприятий в детском саду отвечает всем образовательным потребностям. Творчество можно определить как процесс создания оригинальных идей и использования абстрактного мышления для поиска решения проблем.

Как показывают исследования, дошкольники особенно восприимчивы к творческому развитию. Поэтому тема творчества в детском саду играет первостепенное значение. Именно в этом возрасте нужно предоставить детям все возможности для раскрытия их потенциала. А для этого нужно развивать креативность в дошкольном учреждении и создавать среду, которая будет стимулировать творчество.

Творчество и развитие интеллекта

Творчество есть процесс, а не конечный продукт. Есть много различных идей и способов сделать что-то интересное и необычное. Как считают ученые, творчество и развитие интеллекта неразрывно связаны друг с другом. Дети, которым разрешено жить и мыслить нестандартно, имеют более высокий уровень интеллекта.

Креативность у детей - это вопрос окружающей среды

Дети креативны тогда, когда им это позволяет окружающая их среда. Это то, что можно создать как в домашних условиях, так и в детском саду. Важным является большое количество пространства и богатый кислородом воздух, приятная обстановка и хороший свет. К уголку творчества в детском саду предъявляются самые разные требования. Дети не приходят сами по себе к идее творческих решений с готовыми игрушками. Им нужно то, что не требует четких правил игры, что может быть использовано во многих отношениях.

Художественное творчество в детском саду

Зачем учиться искусству? Дети учатся по-разному, а дошкольники не всегда способны полностью выразить себя при помощи языка. Художественная деятельность и другие виды творчества в детском саду и за его пределами чрезвычайно важны. Искусство является частью человеческого опыта, а малыши, как никто другой, могут наслаждаться им, производить его и выражать себя через различные арт-проекты.

Народное творчество в детском саду совмещается с такими изобразительными видами занятий, как лепка, пластилинография, конструирование из природного материала, бумаги и картона, аппликация и другими.

Творчество помогает развивать мелкую моторику. Чем больше операций дети будут выполнять руками, тем увереннее они будут держать карандаш или ручку в начальной школе. Искусство дает каждому отдельному ребенку средство для выражения себя. Художественное образование в детском саду начинается в виде спонтанной деятельности и становится более структурированной с течением времени.

Такие мероприятия, как соединение точек или резка по линиям, не являются искусством. Детям иногда нужно давать волю для их фантазии. Эксперименты поощряют их личное творчество и воображение. Когда они свободны создавать, они развивают уверенность в себе и становятся более творческими разносторонне развитыми людьми.

Художественные мероприятия могут создать чувство сотрудничества и принадлежности к группе. Например, если дети что-то делают вместе, они чувствуют сопричастность. Некоторые художественные проекты, такие как роспись отпечатков рук, также поощряют сотрудничество и совместную работу. При соответствующем моделировании дети во время группового арт-проекта будут не просто заниматься творчеством, но и учиться поддерживать членов группы, помогать друг другу и работать в команде.

Художественное творчество дошкольников в современных условиях

Каждый педагог знает: способность детей сочинять, придумывать, рисовать требует систематического и целенаправленног о развития. Исследования Э.Г. Пилюгиной, О.Г. Тихоновой 3 убедительно доказывают: если не спешить с показом ребёнку способов рисования предметов в начальный период овладения деятельностью (т.е. до трёх, а то и до четырёх лет), тогда малыш значительно раньше начинает самостоятельно создавать изображения довольно сложных предметов. При этом, необходимо развивать его восприятие и заботиться, чтобы у него накапливались сенсорный опыт и культура.

Ребёнок не рождается фантазёром. Его способность сочинять, придумывать основывается на развитии воображения, т.е. «создании новых образов на материале прошлых восприятий». Воображение необходимо не только в деятельности изобретателя или учёного-эксперим ентатора, но и в наиболее абстрактных областях науки. Ни в какой другой области воображение не имеет такого исключительного значения, как в искусстве, в процессе художественного творчества. Без воображения, тесно связанного с образным мышлением (оба эти процесса основываются на образном эстетическом восприятии), невозможна ни одна художественно-тв орческая деятельность.

Следовательно, для изобразительной деятельности у детей необходимо развивать эстетическое восприятие, учить их видеть эстетические свойства предметов, разнообразие и красоту формы, сочетания цветов и оттенков. Тогда накапливаемые образы создадут тот сенсорный опыт, который, развиваясь, вступает во взаимодействие с вновь воспринимаемыми. Этому должна способствовать вся воспитательно-об разовательная работа. Ведь, как писал Л.С. Выгодский, «творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение» 4 . Также необходимо развивать образное мышление.

Каковы же условия развития творческой личности? Большие возможности для этого представляют игра и художественная деятельность. Дошкольный возраст сензитивен для развития воображения, и поэтому взрослый не дол-жен спешить давать ребенку ответы на поставленные вопросы. Имеется в виду повседневная жизнь детей. Педагогу необходимо сделать естественный процесс жизнедеятельност и детей творческим, ставить детей в ситуации познавательного, художественного, нравственного творчества. Специальная работа на занятии, в играх и т.о. нацеленная на развитие творчества, должна органично войти в жизнь ребенка.

Другое важнейшее условие проявления творчества художественной деятельности — это организация интересной содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-инт еллектуального опыта, который служит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы его воображения.

В последние годы в ряде дошкольных учреждений занятия по изобразительной деятельности проводят специалисты. В связи с этим особенно важно, чтобы такой специалист хорошо знал детей группы и каждого ребенка отдельности. Ему необходимо поддерживать постоянный контакты с воспитателем, знать общий план работы педагога или участвовать в его составлении, анализе результатов работы. По согласованию с воспитателем специалист включает в общее содержание работы с детьми все, необходимо для последующей изобразительной деятельности (повседневное наблюдение за теми явлениями, которые будут изображаться, и т. д.) Очень полезно присутствовать на занятиях детей по другим видам деятельности, поддерживать взаимоотношения с родителями, советуя им в воскресные дни или в часы общения с детьми что-то понаблюдать, сходить с ребятами в музей и т. п. Чем больше взрослых людей работает с детьми, тем большее взаимодействие должно быть между ними. Единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие меже ними — одно из важнейших условий развития детского творчества.

Освоение художественно-тв орческой деятельности немыслимо без общения с искусством. Только так ребенок поймет смысл, суть искусства, изобразительно-в ыразительные средства и их подчиненное значение. А на этой основе он лучше понимает и собственную деятельность.

Поскольку творчество — это всегда выражение индивидуальности, учет индивидуальных особенностей ребенка при целенаправленном формировании творческих способ-ностей необходим. Важно учесть и темперамент, и харак-тер, и особенности некоторых психических процессов (на-пример, доминирующий вид воображения), и даже настро-ение ребенка в день, когда предстоит творческая работа.

Непременным условием организованной взрослыми творческой деятельности должна быть атмосфера твор-чества. Мы имеем в виду стимулирование взрослым та-кого состояния у детей, когда "разбужены" их чувства, воображение, когда ребенок увлечен тем, что делает. При этом он чувствует себя свободно, раскрепощенно, ком-фортно. Это возможно, если на занятии или в домашней художественной деятельности царит атмосфера доверительного общения, сотрудничества, сопереживания, веры в силы ребенка, поддержки его при неудачах, сорадования достижениям.

Важнейшим условием развития творчества является комплексное и системное использование методов и приемов.

Творческая активность дошкольников обеспечивается мотивацией задания, бережным отношением к процессу и ре-зультату детской работы, материальным обеспечением их изобразитель-ной деятельности.

Условием развития детского творчества является также обучение, в процессе которого формируются знания, спо-собы действия, способности, позволяющие ребенку реа-лизовать любой замысел. Для этого знания, умения, фор-мируемые у детей, должны быть гибкими, вариативными, навыки - обобщенными, то есть применимыми в разных условиях. В противном случае уже в старшем дошколь-ном возрасте (к семи годам) у детей появляется так назы-ваемый "спад" творчества. Ребенок, понимая несовершен-ство своих рисунков и поделок, теряет интерес к изобра-зительной деятельности, что сказывается на развитии твор-ческих способностей дошкольника в целом.

Изобразительная деятельность зарождается в раннем возрасте. Если вовремя создать условия для ее появления и развития, она станет ярким и благодатным средством самовыражения и развития ребенка. С развитием изобразительной деятельности растет, развивается, изменяется сам ребенок.

Безусловно, для создания изображений и развития детского творчества принципиальное значение имеют воображение, положительное эмоциональное отношение детей к изобразительной деятельности и овладение детьми способами изображения, выразительными средствами рисунка.

Этому способствуют нетрадиционные техники рисования:

    пальчики - палитра,

    печать от руки,

    печатка (можно изготовить из ластика),

    тампонирование (рисунок наносится кусочком поролона),

    трафарет (чаще используется в сочетании с техникой "тампонирование"),

    набрызг (можно использовать зубную щетку),

    монотипия (используется гуашь разных цветов и согнутый пополам лист бумаги. Вначале эту технику можно использовать в качестве упражнений по развитию фантазии, воображения, чувства цвета и формы.),

    кляксография (для «продвижения» клякс можно использовать трубочку для коктейля. Игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение.),

    рисование по сырой бумаге (акварельным мелком рисовать по сырой бумаге, расположенной на влажной салфетке),

    цветные ниточки свежеокрашенные ниточки выкладываются на одной стороне сложенного пополам листа, половинки листа складываются, прижимаются друг к другу, разглаживаются, затем, не снимая ладони с бумаги, нитки выдергиваются),

    граттаж (рисование-проца рапывание заостренной палочкой по восковой прокладке: цветной фон акварелью затирается воском, покрывается черной гуашью с небольшим количеством шампуня),

    рисование по мятой бумаге (в местах сгибов бумаги краска при закрашивании делается более интенсивной, что дает эффект мозаики),

    рисование восковыми мелками (краска скатывается с поверхности, по которой провели восковым мелом или свечой, и на цветном фоне появляется рисунок),

    штрих (можно рисовать сангиной, карандашом, углем).

Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией, дети узнают различные материалы (бумагу, краски, глину, мелки и др.), знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Расширяется запас знаний ребенка. Дети узнают орудия человеческой деятельности - карандаш, кисть, ножницы и усваивают способы действия с ними, а, следовательно, овеществленный в них общественно-исто рический опыт человечества, что, конечно, является важным для интеллектуальног о развития детей.

Известно, что детское творчество - явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчёркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности. Однако для реализации такого развития необходимы соответствующие условия. И если для развития творчества созданы условия в группе, в детском саду, дети с удовольствием рисуют, лепят, вырезают и наклеивают, конструируют разные объекты, готовы проводить за этими занятиями много времени. А каковы же эти условия? Во- первых, это положительный психологический климат в детском коллективе; во - вторых, использование таких видов деятельности на развитие творческих способностей ребёнка в группе, как лепка, аппликация, конструирование, ручной труд.

Значительное количество детей, несмотря на имеющиеся у них навыки и умения, испытывают трудности в творческом выражении. Основной причиной является: недостаточный уровень познавательных интересов, отсутствие активности, инициативности, настойчивости и умения достигать поставленной цели.

Решая проблему развития коллективного творчества, педагог должен основываться на следующих принципах :

Творческая реализация каждого воспитанника как условие развития коллективного сотворчества;

Учет индивидуальных особенностей детей при определении ролевого места в коллективном взаимодействии;

Управленческая режиссура в постановлении процесса коллективной деятельности;

Комфортность пребывания ребенка в коллективе сверстников.

Коллективные работы с детьми создаются (начиная с младшего дошкольного возраста) по рисованию, лепке, аппликации, по одному виду или двум-трём видам на одном занятии (лепка и аппликация, аппликация и рисование, аппликация и художественный труд) .

В совместной и самостоятельной деятельности чаще всего дети выполняют изображение индивидуально, каждый свой рисунок, лепку, аппликацию. Но особое удовлетворение детям доставляет создание общих картин, композиций, где объединяются изображения всех детей группы. Такие картины называются коллективными работами. Они значительнее по результату для детей, вызывают у них восхищение, поистине как в стихотворении В. Маяковского: «Чего один не сделает, сделаем вместе».

Поэтому одной из форм проведения как в совместной деятельности, так и в самостоятельной деятельности в старших группах в детском саду являются коллективные работы, итогом которых становятся общие картины, панно, композиция в лепке.

В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:

Договариваться о совместной работе, её содержании;

Работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;

Планировать свою работу, определять её последовательность, содержание, композицию, дополнения;

Радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.

Все коллективные работы должны иметь целевое назначение. Воспитатель подводит детей к тому, чтобы вместе создать картину, сделать украшения к празднику, украсить группу, коридор, зал, выполнить панно для досуга, ко дню рождения ребёнка, декорации к играм, спектаклям, афиши, книжку-ширму в подарок, проиллюстрировать сказки, стихотворения, кадры к фильму и т. д.

Во время выполнения коллективных работ дети учатся общаться друг с другом и со взрослыми:

В начале года дети работают рядом и общаются в основном с воспитателем;

На втором этапе они начинают разговаривать друг с другом, сначала о деле, потом подчёркивая, что сосед делает не так, утверждаясь в том, что сами выполняют задание правильно;

Постепенно под руководством взрослого дети начинают общаться друг с другом: планируют, договариваются, спрашивают, подсказывают, радуются, хвалят товарища и прочее.

К взрослому дети обращаются тогда, когда не могут договориться самостоятельно. Здесь важно подсказать, как лучше договариваться, в каком случае уступить друг другу, если надо, научить работать вместе, дружно, с удовольствием. На занятиях воспитатель использует разные виды искусства: изобразительное и декоративное, музыку, танец, литературу. Интегрированность даёт возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности, видеть его по-своему, понимать творческую мастерскую художника, учиться искать пути в творчестве, создании своего образа.

В основном коллективные работы проводятся с детьми одного возраста. При организации работы важно правильно объединить детей для выполнения совместных действий с учетом их поведенческих особенностей. Исследователи выделяют несколько типов детей в зависимости от их способности к доброжелательному общению и взаимодействию. Это общительно-дружелюбные, общительно-враждебные, необщительно-дружелюбные и необщительно-враждебные дети. Необходимо учитывать эти особенности при организации совместной деятельности. Так, общительно-дружелюбных детей можно объединить с детьми, принадлежащими другим типам. Общительно - враждебных нельзя объединять друг с другом и с необщительно-враждебными, а необщительно-враждебных, кроме того, нецелесообразно объединять друг с другом. Если же возникает необходимость работы в группе общительно - и необщительно-враждебных детей, она обязательно должна быть "усилена" 2-3 общительно-дружелюбными детьми. Легче организовывать детей для выполнения коллективной работы по лепке, аппликации, конструировании, сложнее в рисовании, но в практике существуют разнообразные формы организации, которые помогают решать задачи в разных видах деятельности. Эти формы организации коллективных работ постепенно усложняются в зависимости от возраста детей.

  1. Совместно-индивидуальная (ребенок-участник деятельности - выполняет часть работы индивидуально, а на завершающем этапе она становится частью общей композиции) .
  2. Коллективно изобразительная деятельность на основе совместно-

последовательной формы организации

(результат действия выполненного одним становится предметом деятельности другого) .

  1. Совместно-взаимодействующая (формирования умений планировать координировать свою деятельность и оценивать объективно результаты коллективного творческого труда)

Руководство педагога на разных этапах осуществления плана коллективной творческой деятельности имеет свои особенности. На первом этапе, планируя коллективные действия, педагог стремится к созданию мотивационного резонанса - возникновению у каждого ребенка желания включиться в коллективное дело. Важно объединить детей общей целью, привлекательностью будущего результата деятельности, вызвать эмоциональный подъем, хороший деловой азарт. Привлекательностью к общему делу является предоставление детям разнообразных изобразительных материалов. Так, например, для аппликации целесообразно использовать не только готовую цветную бумагу, но и вырезки из газет и журналов, готовые рисунки детей; для лепки использовать и тесто, и пластилин с глиной, в рисовании восковые и цветные карандаши, акварель и гуашь, разный строительный материал.

Эффективным приемом, позволяющим определить подгруппы детей, стремящихся к совместной деятельности, может стать День детских интересов. В этот день дети занимаются своими любимыми делами, из которых видно, из скольких и каких детей формируются подгруппы детей и по каким интересам.

Следующим этапом в коллективном взаимодействии является распределение ролей предстоящей деятельности между детьми. Для того чтобы участие в общем деле помогло каждому ребенку раскрыться со стороны лучших качеств, педагогу важно выявить индивидуальные способности и склонности каждого участника. При этом его задача не просто изучить ребенка, а "преподнести" проявления его индивидуальной неповторимости и помочь увидеть его лучшие черты всем детям. С этой целью возможна организация выставок личных достижений, смотров талантов и способностей, акцентирование педагогом внимания детей на поступках и деятельности того или иного ребенка. Выявление индивидуальных особенностей детей позволяет педагогу наметить перспективу развития коллективного творчества.

Другой вариант организации сотрудничества детей заключается в том, что общая цель деятельности выполняется несколькими подгруппами и итоговый результат зависит от качества работы каждой подгруппы. Деятельность такого типа вызывает чувство удовлетворения у каждого ее участника, у ребенка возникает ощущение полезности и личного вклада в общее дело, что придает ему уверенность в своих силах. Например, дети с удовольствием участвуют в оформлении панно на стене групповой комнаты "Волшебная страна Детства", «Космос» и т. д. Разделившись по собственному желанию на подгруппы, дети самостоятельно решают вопросы о том, какой сюжет будет отражен их группой на общем изобразительном поле.

Заключительные этапы коллективного взаимодействия связаны с достижением, осознанием и оценкой значимости полученного результата. При этом педагог акцентирует внимание детей на личном вкладе каждого в общее дело, подчеркивает, что без совместных усилий реализация коллективного замысла была бы невозможна. Хорошо, когда успешность коллективной деятельности оценивается не только самими детьми, но и людьми, мнением которых они дорожат - родителями, другими воспитателями, детьми других групп. Для систематического проведения занятий по коллективному творчеству в каждом детском саду создаётся перспективный план, отбираются темы, материалы, продумываются формы организации. Так, коллективные работы могут реализовываться на нескольких занятиях. Цикл занятий на одну тему предусматривает постепенное решение поставленной задачи. Например, тема «Улица города»: на первом занятии создаётся город, на втором занятии на другом листе - транспорт, в конце занятия оба листа соединяются. На третьем занятии выполняют людей и дополняют город по своему желанию (деревьями, цветами, облаками, солнцем и пр.) А что же мешает успешному развитию детского творчества? Самым существенным недостатком в работе педагогов, мешающим развитию детского творчества, является излишняя опека ребёнка, т. е. вмешательство воспитателя в сам творческий процесс ребёнка, навязывание своей идеи работы. Следующим недостатком, отрицательно сказывающимся на развитие детского творчества, следует считать ограниченность материалов, предлагаемых детям для рисования, аппликации и лепки, ограниченность детьми способов изображения. Самый отрицательный недостаток работы в развитии детского творчества, неправильное руководство детским творчеством и низкий уровень квалификации педагога, т. е в педагоге отсутствует творческий потенциал для решения данного вопроса.

Перед воспитателями и родителями встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в детский сад вырос не только сознательным членом нашего общества, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим человеком, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы ни взялся. И активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит вокруг возможность для совершенствования.

Используемая литература: Интернет ресурс

Развитие творчества дошкольников достаточно сложный процесс, который, осуществляется опираясь, прежде всего, на возрастные и индивидуальные особенности дошкольников.Творчество ребенка - это деятельность, в результате которой он создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя

свой замысел, самостоятельно находя средства для его воплощения (Т. Г. Казакова). Специфика детского творчества, раскрывалась в работах психологов (Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, В. Т. Кудрявцев, др.), педагогов (Н. А. Ветлу-

гиной, Т. С. Комаровой, Т. Г. Казаковой и др.). Анализ литературы даёт основание говорить о том, что творчество дошкольников, связывается с высоким уровнем развития самостоятельности, нахождением ребенка в активном со-

стоянии, необходимостью определенных, базисных знаний, умений, развитием художественных способностей, эстетического восприятия, овладением системой умственных действий и др.

Особенности детского творчества:

1. Новизна открытий субъективна, ребенок делает открытия для себя, а не для других (Л. А. Венгер);

2. связано с развитием продуктивного воображения;

3. в деятельности ребенка прослеживаются эмоциональные проявления (в мимике, жестах, позе, голосовых реакциях т. д.);

4. важно использовать педагогические средства. Учить способам действий: опредмечиванию (умение видеть предмет в незавершенной фигуре и в соответствии с этим дорисовывать ее), включению (заданную в рисунке фигуру ребенок превращает во второстепенный элемент образа) (О. М. Дьяченко);

5. заключаются в развитии четырех универсальных творческих способностей: реализм воображения, умение видеть целое раньше частей, надситуативно-преобразовательный характер творческих решений, детское экспериментирование (В. Т. Кудрявцев). Не всякую детскую продукцию можно отнести к творческой. Для этого существуют определённые критерии и показатели.

Показатели детского творчества по Л. А. Парамоновой: новизна результата; эмоциональное отношение к процессу; увлеченность занятием, деятельностью, вариативность решений;

По О. М. Дьяченко: оригинальность, структурированность, детализация образов воображения.

Педагогические подходы к развитию детского творчества .

1. Обучение на занятиях (Е. А. Флерина, Н. А. Ветлугина).

2. Использование творческих заданий (Н. А. Ветлугина, Т. Г. Казакова, др.)

3. Использование разных видов искусства и видов занятий (комплексное, тематическое, доминантное и др.) (Т. С. Комарова, Т. Г. Казакова, т. д.)

4. Развитие у детей способности к архитектурно-художественному дизайну (развитие чувства цвета, пропорций, ритма); погружение детей в игровую ситуацию при создании образа в рисунке, лепке т. д. (Т. Г. Казакова, Т. С. Кома-

рова т. д.).

5. Развитие продуктивного воображения посредством развития четырех универсальных творческих способностей (В. Т. Кудрявцев).

6. Развитие самостоятельности, в литературно–художественной, певческой, актерской и других видах деятельности.

7. Детское творчество – основной системообразующий компонент педагогического процесса (В. Т. Кудрявцев, Т. Алиева).

Основные понятия : детское творчество, особенности творчества дошкольников.

Литература:

Алиева Т. Единство эстетического и познавательного: педагогическое условие

организации детского смыслового творчества. //Дошкольное воспитание, 1995,

Венгер Л. А. Путь к развитию детского творчества. //Дошкольное воспитание,

Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. М. 1989.

Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика, М. : Академия, 2000. – 450 с.

Художественное творчество в детском саду. Под ред. Н. А. Ветлугиной, М.

Юсов и др. Живой мир искусства. //Дошкольное воспитание, 1993, №6.


Уверская Юлия Валерьевна
Доклад для воспитателей: «Реализация образовательной области «Художественное творчество» в ДОУ».
Художественное творчество – лишь одно из средств воспитания, а комплексное сочетание разнообразных средств и форм в процессе воспитательного воздействия на детей делает это воздействие более плодотворным и интересным.
Взаимосвязь различных занятий позволяет углубить и расширить представления детей об окружающем мире, повысить эмоционально положительное влияние на процесс воспитания, сделать этот процесс более эффективным; при этом происходит воздействие на ребёнка, посредством интересных для него занятий. Приобретаемые в этих условиях знания, навыки, умения становятся более прочными, осознанными и могут употребляться в различных условиях.
Художественное творчество в детском саду является частью всей воспитательной работы с детьми и несёт на себе нагрузку решения задач всестороннего воспитания дошкольников.
Программные задачи по художественному творчеству взаимосвязаны с целями и задачами по другим разделам работы. Решение конкретных задач опирается на то, что дети узнали, чему научились раньше, и не только на занятиях по изобразительной деятельности, но и на других занятиях, прогулках, экскурсиях, в играх, в повседневной жизни. Так, знания о форме предметов дети получают до того, как им предлагается изобразить предметы, - в дидактических играх, в играх с разнообразными игрушками, в процессе наблюдений, рассматривания иллюстраций. Большое значение для всестороннего эстетического воспитания детей имеет взаимосвязь всех видов изобразительной деятельности: рисования, лепки, аппликации, художественного конструирования.
Художественное творчество включает основные задачи психолого-педагогической работы:*развитие продуктивной деятельности детей;
* развитие детского творчества;
* приобщение к изобразительному искусству.
Специфика реализации содержания области «Художественное творчество» заключается в следующем:
Понятие «продуктивная деятельность детей» позволяет интегрировать изобразительную деятельность (рисование, лепку, аппликацию и художественное конструирование) в рамках одной образовательной области в качестве альтернативы предметного принципа построения раздела Программы «Художественно-эстетическое развитие»;
Продуктивная деятельность – деятельность, в результате которой создаётся некий продукт, может быть не только репродуктивной (например, рисование предмета так, как научили, но и творческой (например, рисование по собственному замыслу, что позволяет в рамках данной области наиболее эффективно решать одну из основных задач образовательной работы с детьми дошкольного возраста – развитие детского творчества;
Понятие «продуктивная (творческая) деятельность детей» позволяет интегрировать содержание области «Художественное творчество» с другими областями Программы по особому основанию- возможности развития воображения и творческих способностей ребёнка (Например, с «Познанием» в части конструирования, «Чтением художественной литературы», «Коммуникацией» в частности элементарного словесного творчества) ;
Общеразвивающая направленность содержания области (развитие высших психических функций, мелкой моторики руки, воображения) является первичной по отношению к формированию специальных способностей детей.
Содержание и результаты всех областей Программы могут быть обогащены и закреплены с использованием средств продуктивной деятельности детей.
Дети каждый день открывают для себя окружающий мир. Сколько интересного таит он для них! Вот ползёт жук-такого ещё малыш не видел1 И всё внимание приковано к насекомому. Расцвели первые цветы, и снова ребёнок испытывает удивление и радость познания. Окружающее вызывает у детей положительные эмоции и желание рассказать о том, что увидели, что восхитило и приковало к себе взор.
Художественное творчество должно быть тесно связана с ознакомлением детей с окружающим (Познание). Важно, чтобы взаимосвязь этих разделов воспитательной работы носила естественный, логически обоснованный характер, не была надуманной, а знакомство с окружающим не подчинялось только задачам обучения рисованию, лепке, аппликации.
Например: Тема: «Машины едут по улице», вначале знакомим с проезжающими по улице автомобилями, предлагаем рассмотреть разные машины. Зная о большом интересе детей к машинам, нужно планировать занятие так, чтобы ребята смогли отразить свои впечатления. Следует помнить, что процесс изображения связан с передачей внешнего вида предмета, его формы, характерных особенностей, отличающих один предмет от другого.
Чтобы у детей сложились отчётливые представления о предметах и явлениях, нужно их учить всматриваться в предметы, в окружающие явления жизни, вслушиваться, вдумываться. Культура такого пристального внимания к предмету, явлению, которая прививается с детства и формирует наблюдательность. Детям предлагают слушать, как шумит ветер, как падают капли дождя, наблюдать, как распускает свои лепестки расцветающий цветок, как появляются первые листочки, как падают и тают на тёплой руке снежинки. В результате у детей не только образуется поэтическое отношение к явлениям жизни, закрепляется интерес к окружающему, но и складываются отчётливые представления о том, что они наблюдали, рассматривали. Всё это помогает детям изображать увиденное. Целенаправленные наблюдения объектов природы для их последующего изображения осуществляются как единый процесс естественно-научного и эстетического познания.
Детям для ознакомления с объектами природы дают правильные представления о жизни животных, обращают внимание на красоту их внешнего вида, интересные повадки, поведение, желание нарисовать, вылепить или вырезать и наклеить их.
Важное значение имеет взаимосвязь занятий по художественному творчеству с работой по развитию речи. (коммуникация)
На этих занятиях детям читают сказки, рассказы, разучивают с ними стихи. У ребят развиваются речь, мыслительные способности, художественно-образные представления. Когда впоследствии дети рисуют, лепят, вырезают и наклеивают изображения на темы сказок, рассказов, стихотворений, активизируется их фантазия, стремление выразить своё отношение к тому, что узнали на занятиях по развитию речи, в изобразительной форме. Чтобы передать тему сказки, стихотворения, дети должны вспомнить содержание; с целью активизации речи в начале занятия предложить им объяснить, что и как они нарисуют, а по окончании работы - рассказать о своих произведениях и о работах товарищей, оценивая их и мотивируя свою оценку. Особенно сильное положительное эмоциональное воздействие на детей оказывает поэтический образ предмета, явления. Это происходит, когда словесные образы опираются на зрительные, полученные при непосредственном восприятии предметов и явлений действительности.
Например: малыши с удовольствием читают стихотворение А. Барто «Флажок». А затем рисуют этот яркий флажок или много флажков или стихотворение С. Я. Маршака «Песня о ёлке», а затем вырезают украшения и наклеивают их на ёлку, сделанную из бумаги вместе с воспитателем (коллективная работа). Дети очень любят рисовать, лепить, создавать аппликации на темы сказок, рассказов. Особенно нравится детям рисовать обложки к сказкам.
Дети знакомятся с детской книгой, её созданием. Воспитатель рассказывает о том, как возникает детская книга, кто над ней работает (писатель, редактор, художник, рабочие-печатники и др., устраивается выставка детских книг. После этого детям предлагается игровая ситуация: каждый ребёнок- художник и должен нарисовать обложку к своей любимой сказке (книге).
Результаты получаются интересными, дети проявили выдумку и фантазию. Выставку оставляют на несколько дней в группе и дети часто обсуждают и рассматривают рисунки.
Игра (социализация) – ведущий вид деятельности дошкольников. И в игре, и в изобразительной деятельности дети отражают впечатления об окружающей жизни. Связь этих видов деятельности заключающейся в игровых проявлениях в процессе создания изображения и в игровом отношении к образцу.
Создав изображение того или иного предмета, животного, ребёнок начинает с ними играть: у нарисованного самолёта начинает «Гудеть» мотор, и вот он уже летит, вылепленный цыплёнок «пищит» и «клюёт» зёрнышки и т. д. Игра «оживляет» образ, а это в свою очередь образное, эмоциональное восприятие, представления о предметах и явлениях окружающего, является непременным условием развития воображения, без чего невозможно художественное творчество. Используются разнообразные формы связи изобразительной деятельности с игрой: игровые ситуации, игровые приёмы; дети создавали рисунки, лепку, аппликации, которые затем использовались в разных играх (украшение кукольной комнаты, лепка овощей, фруктов и других изделий для игры в «магазин», декорации и маски для игр-драматизаций и др., рисовали игрушки. Осуществляется связь изобразительной деятельности с дидактическими, сюжетно-ролевыми и другими играми. На занятиях используются игровые ситуации, приёмы обучения, обыгрывание созданных изображений.
Например: Тема: «Наш дом»
1 этап: подготовительный, в ходе которого детей знакомят с объектом, который предстоит изобразить. (объясняет специфику блочного домостроения, как монтируются панели, что и как делают рабочие и т. д. У нас в сельской местности – рассказываем о городе, используем детские книги, репродукции, слайды и т. д.)
2 этап: -занятие по изобразительной деятельности. (занятие проводится с игровой ситуацией. Первая ситуация – «Жильцы» (на листе бумаги нарисовать свои квартиры, обстановку в комнате)
Вторая ситуация – «строительство и заселение дома». У детей новые роли: архитекторы, рабочие-монтажники, машинисты подъёмных кранов, водителей автомашин – панелевозов и др. Воспитатель при активной помощи архитекторов распределяет, на каком этаже будет та или иная квартира, затем с помощью монтажников бесцветной клейкой лентой соединяет панели в единую конструкцию. Когда смонтированный дом будет укреплён на доске, можно приступать к подведению итогов.
3 этап - итоговый. Ещё одна игровая ситуация: «Мы едем к другу в гости»; каждый ребёнок рассказывает о своей квартире.
Игровая форма проведения занятия захватывает детей, повышает их эмоциональную отзывчивость, способствует эстетическому и нравственному воспитанию. Такое занятие позволяет ребятам создать изображение, доступное их силам и изобразительному опыту.
Верным спутником детства и игр являются игрушки, поэтому предложение нарисовать ту или иную игрушку вызывает радость у детей всех возрастных групп. Изображая любимую игрушку, ребёнок вновь переживает те же чувства, что и в игре с ней. Можно предложить детям нарисовать или какую-то конкретную игрушку: мишку, куклу или зайчика, или любую игрушку на выбор («Нарисуй какую хочешь игрушку»)
Например: у воспитателя на столе стоят игрушки: Чебурашка, неваляшка, поросёнок, Петрушка, зайчик. Вначале рассматривают игрушки, называют их; некоторые более сложные игрушки, можно рассмотреть подробнее (поросёнка, Чиполлино, определив вместе с детьми их форму, строение, величину частей и т. п.
Большое место в жизни детей занимает сюжетно-ролевая игра, поэтому ценной в воспитательном отношении является её взаимосвязь с изобразительной деятельностью. Изображать ход игры, игровые образы детям значительно интереснее, чем просто рисовать то или иное жизненное явление. События пережитые ребёнком в игре, окрашивают его художественную деятельность положительными эмоциями; в своём рисунке он рассказывает о том, во что и как он играл. Отражение игр в рисунках способствует углублению и обогащению содержания игр-они становятся продолжительными, в них включаются новые действующие лица, новые эпизоды. В младшей группе изобразительные возможности детей ещё очень не велики, но связь с игрой может и должна существовать.
Например: Дети лепят «угощение» для кукол (баранки, конфеты, печенье и т. д., товары для игры в «магазин» (яблоки, ягоды, огурчики, картофель, помидоры и другие овощи и фрукты). Затем вылепленные, высушенные предметы можно покрасить и внести их в игру, что сделает её более интересной для детей. Ребята увидят реальное применение того, что они создали своими руками.
Наблюдая за играми детей позволяет выделить наиболее распространённые сюжеты: поликлиника (больница, семья, магазин, почта, строительство, школа и др., то есть игры, в которых отражаются впечатления повседневной жизни. Чем богаче впечатления детей, тем интереснее, содержательнее игра. Предложение нарисовать, как они играли, дети встречают с радостью.
Большие возможности в осуществлении задач всестороннего воспитания заключается во взаимосвязи художественного творчества с игрой-драматизацией, которые осуществляются по мотивам литературных произведений. Дети могут подготовить для игры –драматизации декорации, детали костюмов персонажей, маски. Для игр-драматизаций могут быть использованы такие сказки, как «Теремок», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Заяц и ёж» и др. Дети могут раскрасить вырезанные воспитателем маски животных (волка, козы) нарисовать маски зайца, трёх медведей.
Игра, для которой дети много сделали своими руками, пройдёт более живо и интересно, вызовет положительные эмоции, которые объединят ребят общей радостью, оставит глубокие впечатления. Для игр-драматизаций могут привлекаться все дети: одни в качестве исполнителей ролей, другие как мастера и художники по подготовке деталей костюмов, масок, декораций, третьи – как зрители, активно воспринимающие действия героев, глубоко эмоционально переживающие все события. А затем дети все вместе рисуют на тему того, как разыгралась сказка.
С большим интересом воспринимают дети предложение создать рисунки про то, в какие подвижные игры они играли.
Например: создавая рисунки на тему «Караси и щука», дети рисуют рыб; изображая игру «Гуси-гуси» - бегущих гусей и поджидающего их под горой волка.
Отбирая подвижные игры, необходимо продумывать, насколько легко игровые образы могут быть переданы в рисунках, лепке, аппликациях изобразительными средствами. Изображение подвижных игр можно предложить детям во всех возрастных группах, подбирая доступные темы.
Интересные возможности для установления связи с изобразительной деятельностью содержатся и в дидактических играх, в процессе которых дети приобретают или закрепляют знания о свойствах предметов, их цвете, форме, величине, необходимые для того, чтобы изобразить эти предметы в художественном творчестве. В дидактических играх дети получают разнообразный сенсорный опыт, обогащающий восприятие и представления об окружающем; формируются обобщённые представления о свойствах группы сходных предметов, развитию детского изобразительного творчества.
Образы предметов и объектов действительности, музыкальных и литературных произведений передаются в разных видах художественной деятельности по-своему, благодаря средствам выразительности (в рисовании это форма, линия, штрих, цвет, пропорции, композиция, динамика, ритм; в игре-драматизации – интонации, мимика, жесты, движения; в музыке-темп, динамические оценки, ритмический рисунок и др.) .
В музыке определены пути осуществления взаимосвязи, способствующие эстетическому развитию дошкольников, обогащению их творчества новыми образами и содержанием.
Прослушав произведение, дети высказывают свои впечатления о музыке, а затем в соответствии с этими впечатлениями создают изображения. Этот вид взаимосвязи интересен тем, что будит фантазию, рождает самые разные образы, обогащающие детское изобразительное творчество, что в свою очередь углубляет впечатления детей о музыкальных произведениях, способствует их запоминанию. Музыка может использоваться в процессе занятий по художественному творчеству для создания хорошего настроения. Во время занятия звучит тихо музыкальное произведение, близкое по теме тому, что изображают дети, или просто хорошая спокойная музыка. Взаимосвязь изобразительной деятельности и музыки служит обогащению новым содержанием как одной, так и другой деятельности, способствует формированию более глубоких и осознанных знаний и представлений.
Например: дети 3 лет слушают «Осеннюю песенку» (муз. А. Александрова, сл. Н. Френкеля, затем с удовольствием рисуют, как кружатся в воздухе и падают на землю разноцветные листочки.
После пения песенки «Цыплята» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной) ребята наклеивают общую картину на тему «Цыплята гуляют по травке».
Очень важна связь художественного творчества с работой по ознакомлению детей с произведениями искусства. Рассматривания картины или репродукции, скульптуру, произведения народного декоративного искусства, дети получают представление о том, как художник отбирает объекты для изображения. Какими средствами он пользуется для передачи образов, как по-разному может быть решена та или иная тема.
Например, в натюрмортах разные художники по-разному изображают одни и те же фрукты, овощи, различную посуду.
Процесс обучения изобразительной деятельности в детском саду необходимо формировать у детей изобразительные умения и навыки, включающие технику рисования, формирующие движения, обобщенные способы действия и регуляции рисованных движений (по силе, размаху, скорости)
Детская душа чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии, и к живописи, ведь каждый ребёнок – прирождённый художник, музыкант и поэт. И творить он способен ярко и талантливо, если создать для этого благоприятную среду.