Ленивые дети психология. Способный, но ленивый ребенок

Всем родителям хочется, чтобы их ребенок учился на отлично, но что делать, если он не то что на отлично, а вообще учиться не хочет?

Эдакий маленький лентяй, которому взять в руки книжку — все равно что огород вскопать. Вот тут-то родители начинают задумываться - что делать?

Насильно ребенка попробуй заставь, в детском возрасте все склонны к протесту, так что таким способом вряд ли удастся спасти ситуацию. Будем разбираться вместе.

Ребёнок не хочет учиться: причины и все, что с ними связано

Есть вариант, что ваше чадо с самого детства не сильно любит распаковывать рюкзак и заглядывать в злосчастный дневник, но совсем иная ситуация, если рвение к учебе, пусть даже не очень сильное, прекратилось внезапно. Вот так, ни с того ни с сего ваш ребенок начинает заявлять, что в школу он не хочет, желания что-то учить нет, а хорошие оценки отсутствуют и подавно.

Способности ребенка не соответствуют уровню школьной программы

Не спешите возмущаться и говорить, что ваш малыш лучше всех. Этого никто не отрицает, но видели ли вы сами его школьные учебники? Пробовали решить пару-тройку заданий? Попробуйте! Порой написанная там информация способна завести в тупик кандидата наук, не то что ребенка. О том, что делать в такой ситуации, поговорим чуть позже, а пока посмотрим, из-за чего еще ребенок может потерять желание учиться.

Ему нужна мотивация

Как часто вы хвалите ребенка за его успехи? Поощряете ли вы его? Причем речь идет не только о пятерках. Сказать «Вася, ты молодец!» это не только недостаточно, это вообще никакого действия не дает. Слыша стандартные фразы похвалы от родителей, ребенок особой гордости за свои достижения не испытывает, особенно когда мама вполуха слушает его рассказ о победе в школьной олимпиаде или соревнованиях и между «Принеси лук для борща» и «Надо завтра сходить к зубному» произносит невнятное «Хорошо, молодец сынок».

Нет интереса к определенным предметам

Даже самый способный ребенок не может знать все. У некоторых довольно умело получается лавировать между школьными предметами и учить всего понемногу, но что если ваш ребенок не из их числа? В этом нет совершенно ничего плохого, если он уделяет больше внимания изучению одних уроков даже в ущерб другим, сколько бы об этом не твердили учителя. Конечно, для каждого преподавателя его предмет - самый-самый, но вам-то зачем изводить ребенка ссорами по поводу очередной тройки по биологии? Вспомните себя в школьные годы, во всем ли вы преуспевали? Знаете шутку: «Когда ребенок что-то начудил, вспомни себя в его возрасте, погладь малыша по голове и иди пей свою валерьянку».

Не складываются отношения с одноклассниками

Как много родители знают о личностных отношениях ребенка с одноклассниками? Если сказать по правде, то практически ничего. Эта новость однозначно наверняка огорчила тех, кто считает, что имеет полный контроль над жизнью ребенка во всех сферах, но это отнюдь не так. Все, что нам известно об этом, это информация, полученная со слов самого малыша, который может все приукрасить, чтобы родители не беспокоились, или школьных учителей, которые зачастую об отношениях в классе знают только то, что стенгазету должны рисовать Маша и Оля, потому что с Аней Оля не дружит.

Неблагоприятная атмосфера внутри семьи

Когда мы ищем причину нежелания ребенка делать уроки, почему-то в последнюю очередь вспоминаем о том, что быть может ему некомфортно находиться дома?! Частые ссоры в семье или родители, которые постоянно не в настроении из-за проблем на работе - далеко не лучшая мотивация для малыша. Каждому ребенку хочется возвращаться в дом, где царит уют, радость и покой, пусть даже он этого не осознает.

Повышенная активность

На сегодняшний день все чаще можно встретить в школе гиперактивного ребенка. Многие воспринимают их обычными непоседами и врединами, но на самом деле к гиперактивному ребенку нужен особенный подход и внимание. Проблемы в учебе такого малыша - не новость!

Отвлекается на гаджеты

Это одна из самых популярных причин нежелания учиться сегодня. Гораздо интереснее ирать в танчики, смотреть фотки в социальных сетях и перебрасываться сообщениями с друзьями. Планшеты, телефоны, копьютеры и иже с ними — ни в коем случае не должны быть в постоянном доступе лентяя. Пока есть возможность выбирать: учёба или игрушки — лентяй выберет игрушки!

Ребёнок не хочет учиться. Куда бежать? Что делать?

Вспомним старые добрые слова «Предупреждение лучше лечения». Когда ребенок еще совсем маленький, родители могут наделать больших ошибок, из-за которых в будущем будут панически хвататься за голову.

Начнем с детства

Первая и самая главная ошибка - приучать и заставлять ребенка читать, писать, учить вместо того, чтобы прививать ему любовь к самому процессу обучения. Довольно часто родителям требуются именно результаты, конкретные показатели. Ребенок в ускоренном режиме учится всем выше перечисленным навыкам, посещает кучу репетиторов, кропит над уроками по несколько часов еще с начальной школы. А что получаем в итоге? Получаем человечка, которому учеба уже в горле сидит и который в какой-то момент может просто сорваться, глядя на то, как одноклассники после занятий отправляются гонять в мяч, а у него дополнительный урок по английскому.

Поэтому с самого детства старайтесь сделать для ребенка процесс обучения приятным. Занимайтесь вместе с ним. Это не значит, что вы должны дать ему кучу заданий пусть даже с подробными указаниями к выполнению, а сами пойти суп варить. Сидите с ним, объясняйте все непонятное, хвалите. Обязательно поощряйте! Написал диктант? Идем на мороженое! Решил пару задачек по математике? Айда в аквапарк! В таком случае учеба будет приносить ребенку настоящее удовольствие.

Отталкиваемся от причины

Если школьная программа ребенку не подходит

Такая ситуация вовсе не безнадежна.

Во-первых, почему вы решили, что ваш ребенок должен быть гением? Конечно, все вокруг усиленно внушают, что если твой ребенок не вундеркинд, то родитель из тебя так себе. Но взгляните, пожалуйста, на своего ребенка и поймите - он не виновен в высоких вопросах общества. Ему хочется радоваться жизни, а сидеть над учебниками с утра до ночи.

Если уж мы вас не переубедили, можно нанять репетитора. Заметьте, одного! Порой к родителями в один момент приходит осознание, что ребенок плохо учится. Вот в один распрекрасный вечер вы смотрите на дневник своего чада и осознаете - все, он пожизненный двоечник, что делать-то, что делать?! Так вот при этом не надо сразу нанимать репетиторов чуть ли не по всем предметам и загружать ребенка во горло.

Нет мотивации

Тут все проще. Для начала можно придумать какие-то поощрения ребенка за хорошие оценки и высокие достижения. Поход в кино на выходных за пятерку по русскому или покупка щенка за определенное количество пятерок в семестр. Как минимум хотя бы хвалите ребенка. Метод «кнута и пряника» здесь очень пригодится, потому что часто о том самом прянике родители забывают. Ругать малыша за двойку и ограничивать ему доступ к компьютеру куда проще, чем выделить пару часов в своем загруженном графике, чтобы всей семьей прогуляться по парку и покушать сладкой ваты.

Хорошие отметки лишь по определенным предметам

На самом деле этот минус скорее плюс. Если ребенок сосредотачивает свое внимание лишь на конкретных предметах, это очень даже неплохо, потому что свидетельствует о том, что он нашел себя. Разве не здорово? Разве не этого вы хотели бы? Сейчас огромнейшее количество детей заканчивают школу с незнанием куда идти дальше, кем стать, в какой области себя можно проявить. Поэтому если ваше чадо в два счета может решить сложнейшую задачку по математике, но вот сочинения по русскому ему даются с трудом, это не повод наседать на ребенка с возмущениями, а повод:

а) дать ему дополнительную мотивацию;

б) нанять репетитора.

Ссоры с одноклассниками

Когда у ребенка не складываются отношения в классе, желание идти в школу исчезает ну очень быстро. В таком случае вполне возможны прогулы, резкий спад успеваемости, часто огорченный ребенок.

Если вы поняли, что дело именно в этом, попробуйте поговорить с ним. Это может быть невероятно сложно, особенно если вы практически никогда не откровенничаете, но сейчас это особенно необходимо. Один маленький нюанс: не надейтесь на то, что сможете заслужить доверие ребенка за один час, поделившись с ним какой-то своей историей с детства или произнеся слова «Ты должен мне доверять, ведь я твоя мама, я тебе только лучшего желаю». Вы правда считаете, что после этого ребенок каким-то чудным образом должен увидеть в вас великого гуру отношений и прильнуть к плечу с просьбой о совете? Так не бывает, а если и бывает, то только когда ребенок и сам задумывался о том, не стоит ли рассказать обо всем родителям.

Проблемы в семье

Представьте ситуацию. Ребенок вне себя от счастья возвращается домой - выиграл сложнейшую олимпиаду по мировой литературе! Его счастью нет предела, а улыбка растянута до ушей, он уже представляет как вы задушите его в объятьях и будете сыпать словами похвалы. Но не тут-то было! Оказывается у папы на работе аврал, он нервный вернулся домой, вследствие чего поссорился с мамой и наорал на других детей. Теперь в доме никто ни с кем не разговаривает и все друг на друга обижены. Как вы думаете, какой вывод сделает этот ребенок, который еще минуту назад сиял от радости? Конечно, он решит, что его успехи всем по барабану, что его достижения никого не интересуют и стараться так не стоило.

Запомните, ребенок не виноват, что сегодня у вас сегодня плохое настроение, на улице дождь, а зарплату оттягивают на две недели. Он целый день просидел за школьной партой, мечтая вернуться домой, где ему рады и где его ждут. Обеспечьте эту радость во что бы то ни стало!

Гиперактивность

Нужно уметь видеть разницу между просто непоседой и гиперактивным ребенком. Определить это может помочь психолог. Если вы знаете, что у вас гиперактивный ребенок, то для повышения его успеваемости отдайте малыша в секцию на борьбу/танцы/аэробику, да куда угодно, лишь бы он тратил там избыток своей энергии.

5 простых советов по воспитанию ребенка, который не хочет учиться

Воспитывать ребенка - целое искусство. В этом довольно длительном процессе вас ждет много неожиданностей и трудностей, но все их можно преодолеть. Вот несколько универсальных правил, которые помогут вам растить чадо без лишних беспокойств.

1. Всегда оставайтесь для ребенка другом. Рассказывайте ему о том, что интересного произошло у вас за день, делитесь новостями, шутками. В таком случае он всегда будет вам доверять и о любых проблемах первым будет узнавать не тайный друг на каком-то форуме в Сети, к которому ваш ребенок обратился за помощью, а именно вы.

2. В любых, даже самых критических ситуациях связанных с учебой, первым делом узнавайте о причине , а уже потом разбирайтесь. Действия в обратном порядке приводят к весьма негативным последствиям.

3. Не сравнивайте ребенка с другими , ни лично, ни публично. Ваш ребенок уникален, не пытайтесь загнать его в общепринятые рамки об успешности.

4. Не срывайтесь на ребенке - никогда! Даже если в самый неподходящий момент он подошел к вам с какой-то просьбой или новостью, ни за что не отвергайте малыша. Не его вина, что у вас нет настроения!

5. Решайте проблемы с ребенком, а не с окружающими. Все должно быть представлено перед ним так, будто он сам решает свои проблемы. Если неурядицы с друзьями, объясните как ему следует себя вести, чтобы отношения со сверстниками наладились, а не их матерей обзванивайте. Ребенок должен видеть в вас мудрого советчика, а не человека, который пытается влезть в его собственное пространство.

Надеемся, что эти советы вам помогут стать для малыша настоящим авторитетом.

Направив безмерную любовь к ребенку в нужное русло, можно получить очень хорошие результаты!

Учеба многих вгоняет в уныние, но с каждым годом проблема нежелания посещать школу обостряется все больше. Даже первоклассники, которые еще 10 лет назад ждали, когда же начнутся уроки, сегодня напрочь отказываются посещать школу. В средних классах ученики без энтузиазма ходят на занятия, а старшеклассники впадают в ужас от слова ЕГЭ. У каждого ребенка, по мере его взросления, свои причины не любить школу. Способы преодоления этой проблемы различны и зависят от возраста, характера, и некоторых других особенностей, о которых мы расскажем в статье.

Из-за чего так происходит, а также консультации психологов, читайте в этом материале.

Истоки нежелания учиться

Психологи советуют сначала разобраться, почему ребенок не хочет заниматься, а затем только действовать. Необходимо наблюдать за школьником и его поведением, обсуждать ситуацию в теплом и дружеском ключе. Обвинения и ругань тут не помогут – взрослым надо четко осознавать, что их цель – мотивировать ребенка на активную учебу, а не выплеснуть свой праведный гнев. Поэтому, сначала разбираемся в истоках негативного отношения к учебе, а только потом ищем пути решения возникших сложностей.

Что делать если ребенок не хочет ходить в школу

Причины, :

  1. Особенности детского темперамента.
  2. Болезненность.
  3. Гиперактивность.
  4. Недостаточная мотивация.
  5. Трудности в общении с другими учениками или преподавателями, конфликты.
  6. Проблемы в семье.
  7. Неуверенность в себе.
  8. Недостаточный уровень ответственности.
  9. Умный, но одновременно ленивый.
  10. Сильная привязанность к развлечениям, гаджетам, играм.

Что делать ,

Чтобы окончательно разобраться в истоках отсутствия желания учиться, рассмотрим каждую из причин более подробно и найдем пути преодоления этой проблемы. Помните, что только конструктивные методы преодоления сложностей с учебой могут помочь – ругать детей бесполезно.


дети не хотят учиться в школе из-за недостаточной мотивации

1 причина, – это темперамент

Психологи давно выделяют 4 типа темперамента:

  1. Холерик – активный, нетерпимый и нервный, легко возбудимый.
  2. Сангвиник – общительный и живой, но вместе с тем усидчивый и работоспособный.
  3. Флегматик – уравновешенный и спокойный, легко справляется с любыми трудностями.
  4. Меланхолик – ранимые и обидчивые дети, подвержены стрессу и легко утомляются.

Из этих четырех детских типов темперамента учеба сложнее всего дается меланхоликам и холерикам, так как именно такие ребята наиболее эмоциональны. Легче всего получать знания дается сангвиникам и флегматикам. Если у школьников с сильной нервной системой есть сложности с учебой – то надо продолжать искать корень проблемы.

Ч то делать , если ребенок не хочет учиться , имея холерический или меланхолический темперамент:

  • Меланхолики.

Ребятам-меланхоликам учеба дается гораздо тяжелее, чем любым другим детям. Они близко к сердцу принимают малейшие неудачи или конфликты с учителями и соучениками. Меланхолики очень быстро устают, как физически, так и морально.

Такому ребенку необходимо делать перерывы для отдыха и восстановления организма и психики. Старайтесь подбирать темп учебы и выполнения домашнего задания, чтобы нагрузка повышалась постепенно. Так ваш юный школьник будет привыкать к большим объемам заданий легче и его самооценка будет расти, что важно для детей-меланхоликов.

  • Холерики.

Казалось бы, холерики сильно отличаются от ребят с меланхолическим темпераментом. Но и те, и те испытывают трудности с учебой. В случае детей-холериков сложность заключается в отсутствии терпения и в быстром угасании интереса. Перед родителями такого школьника стоит сложная задача – научиться дозировать его занятия таким образом, чтобы постоянно поддерживать интерес к учебе. Меняйте задания, например, 30 минут домашка по чтению, 30 минут – по математике. Давайте отдых своему холерику, пусть он в промежутках между домашними заданиями поиграет или даже посмотрит телевизор.


ребенок не хочет учиться – стоит обсудить эту проблему

2 причина , – болезненность

Дети, у которых есть какие-то проблемы со здоровьем, часто пропускают уроки. Из-за этого многие темы остаются недопонятыми, а нагнать пропущенный материал не так-то просто. К тому же, школьник может начать мухлевать и говорить о том, что у него якобы что-то болит, чтобы в очередной раз пропустить занятия. Преподаватели часто идут навстречу таким ученикам и ставят положительные оценки без соответствующих знаний.

Таких детей надо мягко привлекать к учебе, не ругать их, не сомневаться, что им действительно плохо.

3 причина , – гиперактивность

Синдром двигательной активности и отсутствия внимания (СДВГ) или гиперактивность – это заболевание нервной системы, которое нуждается в коррекции невролога. Это не значит, что ученикам с гиперактивностью и СДВГ нельзя посещать общеобразовательную школу – можно и нужно, ведь их интеллект не затронут.


ребенок не хочет учиться

4 причина , – недостаточная мотивация к получению знаний

Подача учебного материала разными педагогами может заметно отличаться. Какой-то учитель может заинтересовать своим предметом любого ученика, а на уроках другого преподавателя хочется зевать.

В таком случае необходимо заинтересовать школьника, объяснить, для чего необходим и как может пригодиться тот или иной предмет. Помогите вашему отпрыску понять, кем он хочет стать после окончания учебы и чем заниматься, тогда мотивация и заинтересованность в учебе появятся сами собой.

5 причина , – конфликт ные ситуации

Трудности в общении с другими учениками, негативное отношение к некоторым учителям случается очень часто. Мале нькому человеку пока сложно сосредотачиваться на главном – учебе, вместо решения и переживания конфликтов. Проблемы в общении с другими учениками или даже с учителями забирают все силы и время.

Родители в такой ситуации должны помочь в налаживании школьных отношений, а для этого выяснить причину конфликтов. Только решив проблему с межличностными отношениями своего чада можно перейти к главному – заинтересовать учебой.

Школьники пока не умеют разделять личность преподавателя и сам предмет. Если учитель не нашел подход к ученикам класса, то и уроки по этому предмету учить никто не любит. Как и в случае с отсутствием мотивации к обучению, психологи советуют постараться заинтересовать школьника, объяснить, насколько этот предмет интересен и необходим. Ближе к выпускным классам это сделать легче – объяснив своему чаду необходимость получения качественного образования и пройдя профориентацию в школе.

6 причина , – сложности в семье

Психологи считают, что негатив в семье отрицательно сказывается на развитии любого маленького человека. Страдает как здоровье, так и психика с умственной деятельностью.

Если в семье разлад, старайтесь не вмешивать своего отпрыска в негативные ситуации, ограждайте его от ссор и выяснений отношений между супругами.


ребенок не хочет учиться – конфликты

7 причина , – неуверенность в себе

Это одна из самых распространенных причин. Жизнь заставляет родителей ставить перед своим чадом глобальные и трудновыполнимые для него цели. А когда у малыша не получается, мама и папа корят его за это, показывая свою разочарованность в нем. Практически каждый родитель говорил своим детям такие слова, как: “А сын теть-Маши медалист, а ты у меня троечник!”, “Соседка Света и учиться на отлично успевает, и на балет ходит, а ты даже простых вещей не можешь!”.

Родители таким образом хотят всего лишь подстегнуть своего отпрыска на покорение новых вершин, но эффект получается обратным. Школьник думает, что ему никак не угнаться за балериной-медалисткой, а значит нечего и стараться.

8 причина , – недостаточный уровень ответственности

С самого раннего детства родители опекают кроху, контролируют каждое его действие – и это правильно на раннем этапе развития. Но чем старше становится ребенок, тем больше ему надо давать свободы и возможности самостоятельно принимать решения.

Если мама или папа собирают школьнику портфель, полностью контролируют распорядок дня и выполнение домашних заданий – это не правильно. Сын или дочка таких родителей не учится принимать решения самостоятельно, всегда надеется на кого-то другого. Зачем думать решать все самому, если за него это сделают родители?

Родительский контроль необходим, но до определенного предела. Если перегнуть палку – то вместо ответственного, замотивированного на учебу школьника есть высокий риск получить безынициативного лентяя.

9 причина , – умный , но ленивый

Бывают дети, которым учеба дается очень легко. Им достаточно пролистать учебник, чтобы понять предмет. Но загвоздка в том, что такому ученику становится неинтересно слушать преподавателя и выполнять задания. В итоге оценки оставляют желать лучшего, а в худшем случае – школьник пропускает новые темы, материал по которым потом трудно понять самому.


10 причина , – зависимости от игр, развлечений, гаджетов

Всевозможные зависимости – бич нашего времени. Доступных развлечений в виде компьютера и телефона стало слишком много, чтобы можно было этого избежать. Да школьные уроки все больше становятся связанными с компьютерными технологиями.

В таком случае необходимо четко разграничивать время на учебу и время отдыха. Стоит заключить со школьником договор, что играть на компьютере ему позволят только после выполнения домашки.

Что делать если ребенок не хочет учиться – общие рекомендации и советы психологов в зависимости от возраста детей


почему ребенок не хочет учиться в начальной школе

Что делать, если ребенок не хочет учиться в начальных классах

Наиболее распространенные причины, почему малыши отказываются ходить начальную школу – это нежелание рано просыпаться, делать уроки, боязнь грозного преподавателя. Также новый детский коллектив может внушать опасения.

  • В самом начале обучения поступайте с малышом как при адаптации в садике – вложите вашу общую фотографию в его портфель, разрешите взять любимую игрушку, чтобы поиграть с ней в перерывах.
  • Заранее познакомьтесь с учителем и посмотрите мультики и книги о распорядке дня школьника. Пусть юный ученик знает, что его ожидает во время занятий.
  • Прорепетируйте сборы в школу и уроки через игру. В качестве заданий к такой тренировке можно давать настоящие задания в тетрадях-прописях или в букваре. Во время игры меняйтесь ролями – пусть малыш побудет учителем, покомандует и почеркает в прописях красной пастой – это снизит страх перед плохими оценками и учительницей.
  • Не нужно ругать первоклассника за плохие отметки. Лучше сеть вместе и попытаться разобрать ошибки, показать правильные решения заданий.
  • В качестве поощрения в конце учебной недели можно ходить со школьником на развлекательные мероприятия – в кино или развлекательный центр для малышей. В более старших классах можно также поощрять ученика, но уже за хорошие оценки, а не просто за посещение занятий.

Что делать, если ребенок не хочет учиться в средней школе

М н ение психологов о нежелании учиться детей в возрасте от девяти до двенадцати лет сводится к наличию конфликтных ситуаций с преподавателями или одноклассниками. В таком возрасте ребенок еще сильно зависит от мнения окружающих, но уже проявляет собственное “я” и характер.

В первую очередь, со школьником надо поговорить и выяснить, действительно ли речь идет о конфликтной ситуации. Отдельно стоит обсудить эту ситуацию с учителем, узнать его точку зрения и получить рекомендации о путях решения проблемы. Преподаватель может стать отличным помощником в воспитании, ведь у него гигантский практический опыт налаживания взаимоотношений с самыми разными школьниками.

Старайтесь ограждать своих отпрысков от домашних конфликтов. У любого человека, особенно маленького, должна быть уверенность в том, что родители всегда поймут, помогут и поддержат, что бы ни случилось.

Не забывайте о вознаграждениях за хорошую учебу – метод кнута и пряника никто не отменял, но очень часто родители забывают именно о вознаграждении, когда как наказания не заставляют себя ждать.

Те проблемы с социализацией, кажущиеся вам смешными и глупыми, крайне важны для юных школьников. Родители ни в коей мере не должны насмехаться и обесценивать переживания своего чада.

Что делать, если ребенок не хочет учиться в подростковом возрасте после 12 лет

Хотя в таком возрасте межличностные коммуникативные проблемы со сверстниками приобретают наибольшую остроту, психологи выделяют другую основную причину отсутствия желания учиться – бессмысленные и неинтересные предметы.

В возрасте от 13 и до 17 лет ученики определяются с будущей профессией и получением образования. Они дополнительно занимаются по необходимым в будущем направлениям, родители оплачивают репетиторов. Поэтому те предметы, которые не пригодятся им в жизни и, самое главное, при поступлении в среднее или высшее учебное заведение, оказываются ненужны и неинтересны.

Но в этом возрасте уже можно объяснить детям, зачем им нужна учеба и непрофильные предметы. Подросток способен осознать, что без широкого кругозора, который дает изучение всех школьных предметов, сложно добиться успеха в жизни. Помимо этого в жизни может все кардинально меняться несколько раз, и тогда неинтересные сейчас уроки пригодятся.

Не нужно забывать о правильном стимулировании интереса к учебе. Поощряйте вашего ребенка за хорошие оценки – этот метод отлично работает.


Итоги

К сожалению, современная система образования построена таким образом, что основная доля сложностей в учебе и их преодоление ложится на плечи родителей. Если не вы, то никто не объяснит вашему отпрыску необходимость получения достойного образования. Никто, кроме вас, не заинтересует его учебой.

Ответственность за воспитание детей целиком и полностью лежит на плечах родителей. Так что ни в коем случае не стоит говорить ребенку, что он ленивый. Ведь, навешивая на него ярлык, вы можете закрепить случайное проявление лености и лишь усугубить проблему.

У меня ленивый ребенок! Он ничего не хочет делать и ему ничего не интересно! К сожалению, эти слова можно часто услышать от современных родителей. Но давайте вместе разберемся в этой проблеме. Действительно ли существуют ленивые дети, или вся вина лежит на их слабохарактерных родителях?

Советы психолога для родителей, которые думают, что у них ленивый ребенок

  • Советы родителям, считающим что у них ленивый ребенок

Дело в том, что некоторые родители просто не в состоянии воспитать в своих малышах силу воли, необходимую для того, чтобы выполнять даже простейшие обязанности. Далее вы найдете советы психолога о том, как можно решить эту проблему.

Ленивый ребенок: в чем причина?

Словарное определение прилагательного «ленивый» - праздный, не желающий работать. Так мы называем людей, которые не хотят выполнять свои обязанности. Ведь это подразумевает некие усилия и жертвы с их стороны. Вместо этого они предпочитают заниматься чем-то приятным и увлекательным.

К сожалению, часто родители ведут себя непоследовательно . Если вы не можете добиться от ребенка выполнения элементарных обязанностей, но при этом разрешаете, например, смотреть телевизор - не удивляйтесь, почему у вас растет ленивый ребенок.

Перед тем как вешать ярлык на ребенка, подумайте, всегда ли вы действуете правильно как родитель. Здесь существует 2 крайности:

  • Первый тип родителей позволяет детям делать что угодно.
  • Второй, напротив, отличается повышенной требовательностью.

Как вы наверняка знаете, любые крайности вредны, следует держаться золотой середины. Наши советы вам в этом помогут.

Понять в чем причина такого поведения

Если вы заметили, что ваш малыш стал лениться больше чем обычно и вас это беспокоит, необходимо установить причину. Запомните, что лень и вялость вовсе не являются синонимами низкого интеллекта. Эти вещи вообще никак не связаны.

Итак, прежде всего необходимо понять причины лени. Они могут быть медицинского характера, а могут быть связаны с семьей или социумом. Только тогда можно приступать непосредственно к исправлению ситуации.

Например, если причина кроется в низкой мотивации, важно говорить ободряющие слова каждый раз, как ребенок доведет хоть какое-то дело до конца. Причем совершенно не важно, порадует ли вас результат. Такой положительный стимул необходим для того, чтобы он с энтузиазмом брался за новые задания и выполнял их.

Коррекция поведения

Если спокойно поразмыслить о причинах появления лени, то скорее всего вы придете к выводу, что сами это позволили. Такой тип поведения является прямым следствием гиперопеки.

Поэтому стоит сменить тактику воспитания. Иначе лень прочно укоренится и ребенок вырастет ленивым взрослым. В идеале стоит поискать соратников в этом нелегком деле, чтобы совместными усилиями найти решение проблемы.

Например, будет полезно обратиться к успешному опыту других семей, почитать литературу на эту тему. В конце концов, обратиться за помощью к семейному психологу.

Стать примером для ребенка

Любой психолог вам скажет, что родители - основная ролевая модель поведения для своих детей. Так что на вас лежит огромная ответственность служить им живым примером правильного поведения. Ведь если вы сами не можете показать, как важна обязательность и дисциплина, то что уж говорить о детях.

Сперва малыши просто будут повторять за вами, а потом у них пробудится собственный интерес к самым разным занятиям и преодолению трудностей. Так, потихоньку, для лени в их жизни просто не останется места.

Поощрять

Если ребенок заслужил награду, он должен ее получить. Небольшой совет: старайтесь, чтобы это были полезные и действительно нужные ему вещи. Иначе ребенок начнет воспринимать вас как источник «легких денег».

В психологии это называется «положительное подкрепление«. Если вы будете последовательны, то рано или поздно даже самый ленивый ребенок четко уяснит: для того чтобы что-то получить, сперва нужно потрудиться.

Установить четкие правила и сроки исполнения заданий

Это действительно очень важно. Если вы хаотично раздаете задания и сами не помните, что поручили сделать, ребенку будет очень легко «отвертеться» от ответственности. Ведь, как мы уже говорили, ленивый ребенок - не значит глупый. Напротив, он пойдет на всевозможные ухищрения, лишь бы заморочить голову родителям и в итоге продолжать ничего не делать.

С другой стороны, часто такие дети начинают пытаться разжалобить родителей, чтобы они все сделали за них. Поэтому важно контролировать сроки выполнения заданий. Другими словами, если вы сказали убрать игрушки до обеда, то никаких оправданий просто не может быть.

И, напоследок, стоит еще раз напомнить, что родители полностью ответственны за поведение своих детей. Не существует ленивых детей, есть лишь бесхарактерные непоследовательные родители. Так что, если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос целеустремленным и трудолюбивым, следует начать с себя!опубликовано .

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Настоятельные просьбы ответственно относиться к своим поступкам и упреки в лени, как правило, имеют эффект отскакивающего от стены гороха. Специально для Рамблер/Семьи психолог Мария Баулина составила список правил, которые помогут родителям воспитать трудолюбивого ребенка.

В поисках смысла

На то, чтобы ребенок оторвался от игры и вспомнил о порученном ему деле, должны быть какие-то веские причины. Поэтому от взрослого требуется тщательно продумать мотивировку своих просьб. Утверждение, что ребенок должен делать что-то, потому что ему уже целых 5 лет или потому что вы в его возрасте делали это сами, навевают на него лишь скуку.

Кроме того, многие дети не всегда правильно представляют, как и что именно нужно делать, чтобы родители были довольны, из-за отсутствия четких требований. Ребенок замечает, что взрослым гораздо важнее получить результат, чем добиться от него самостоятельности. Например, увидев, что он неторопливо возит губкой по луже разлитого молока, мама берет инициативу в свои руки и сама ликвидирует последствия аварии. Выходит, куда проще подстегнуть активность родителя, начав ныть или прикидываясь немощным.

Ребенок мечтает

1. Позаботьтесь о том, чтобы ребенок столкнулся с негативными последствиями своей лени и безответственности. Например, если он обнаружит, что фломастеры засохли из-за того, что он забыл надеть на них колпачки, не спешите покупать новый набор. Пусть порисует недельку-другую карандашами или красками. Каждый раз, когда ребенок со вздохом будет намекать на то, что неплохо бы обзавестись фломастерами, так же вздыхайте в ответ и высказывайте сомнения: вдруг и новый набор проживет недолго? В дальнейшем воспоминания об этом тяжелом периоде творчества будут мотивировать ребенка следить за состоянием своих вещей.

2. Требуя от ребенка самостоятельности, руководствуйтесь принципом целесообразности, забыв про эстетику и прочие высокие материи. Допустим, не стоит просить его класть игрушки на место сразу после игры. Дошкольник занимается одним делом в течение 15-20 минут, и если он будет производить уборку после каждого такого промежутка, то станет похож на робота-уборщика Валли. Просьба разложить все по своим местам перед сном, чтобы не споткнуться об игрушки в темноте, будет более понятна ребенку.

Ребенок рисует

3. Объем и содержание обязанностей должны быть сформулированы максимально конкретно, например: «После обеда нужно убирать со стола свою тарелку», а не «Надо убирать за собой!».

4. Расскажите о том, сколько всего интересного можно успеть сделать за сэкономленное время, если одеваться самостоятельно, не дожидаясь помощи: посмотреть половину мультика, раскрасить шесть рисунков и т. д.

Многие дети в силу возрастных особенностей развития не умеют планировать свою деятельность. Они и рады бы сделать что-нибудь самостоятельно, но не понимают, с чего начать и как реализовать желаемое. Предложение собрать самому рюкзак для похода в бассейн вгоняет ребенка в ступор. Не зная, за что хвататься – то ли за полотенце, то ли за шлепанцы, – он предпочитает свалить вещи в кучку и подождать маму. Такие дети нуждаются не столько в дополнительной мотивации, сколько в пошаговой инструкции к заданию.

3. Не спешите обвинять ребенка в лени, если он проявляет неаккуратность или не доводит дело до конца. Для того чтобы хорошо выполнить задание, нужно иметь в голове представление о результате. Если ребенок думает, что «сложить стопкой» – это значит просто положить одну книжку на другую, то он получает аналог Пизанской башни, в основании которой лежит книжечка про репку, а наверху – энциклопедия. Объясните, как вы определяете, какую книгу положить следующей и когда нужно остановиться, чтобы стопка не рухнула.

Чаще всего под ленью ребенка мы понимаем нежелание совершать волевые усилия, предпочтение свободного времени трудовой деятельности. Со взрослым человеком все вроде бы понятно. Но что такое лень у ребенка? Почему ребенок ленится? Как можно говорить о волевых усилиях у малыша, когда сама воля у него только-только начинает формироваться? Попробуем разобраться.

Причины детской лени

Малыши от природы не бывают ленивыми. Каждый здоровый ребенок раннего или дошкольного возраста очень даже деятелен. Стремление все испытать, попробовать, любознательность и заинтересованность во всем, что его окружает, являются признаками нормального физического и психического развития малыша. От трехлетки постоянно слышно: «Я сам!», и эта фраза определяет готовность ребенка совершать собственные открытия и делать свои ошибки. Если же ребенок пассивен, не хочет ничего делать и при этом здоров, родители считают, что он просто ленится, хотя обычно за таким поведением кроются другие причины.

  • Гиперопека . Родители так часто куда-то спешат и так многого вокруг боятся, что им намного проще как можно дольше ограждать малыша от проявлений самостоятельности. Ведь если ребенок сам будет одеваться, можно опоздать, а если дать ему ложку во время еды – придется убирать всю кухню и стирать одежду. Взрослые нередко отмахиваются от его попыток помочь: «Не трогай пылесос – ушибешься!», «Ой, не надо лезть в муку, сейчас все рассыплешь». А потом оказывается, что малыш не складывает свои вещи, не хочет убирать за собой игрушки да и вообще предпочитает лежать и смотреть мультики.
  • Переутомление . Взрослые часто называют ленью обыкновенную усталость ребенка и его желание отдохнуть. Пытаясь разнообразить детство малыша, мы часто не замечаем, что он перегружен всяческими занятиями. Бассейн, школа раннего развития, рисование, английский… Все это нередко вызывает у крохи переутомление и потребность «выключиться» и ничего не делать.
  • Особенности темперамента . Иногда родители принимают за лень особенности темперамента малыша. Некоторые дети медлительны и будут долго раскачиваться, прежде чем приступить к чему-то. Другие, наоборот, непоседливы, им сложно соблюдать правила. Внутренний склад диктует свои условия, которым и подчиняется ребенок, пока не научится контролировать себя волевыми усилиями.
  • Страх неудачи . Ребенок может лениться в ответ на завышенные ожидания взрослых. Бывает, что он просто не знает, с какой стороны подступиться к трудному примеру, написанному в рабочей тетради для подготовки к школе. Если в этот момент не подключится поддержка родителей, да еще кто-то «заботливо» скажет: «Что ж ты так плохо сделал!», ребенок становится ленивым. А зачем мучиться, если все равно ничего не выйдет?
  • Отсутствие мотивации . Детям до 5 лет тяжело осознать слово «надо». Если он не понимает, зачем нужно выполнять то или иное действие, он будет всячески избегать неприятного занятия. Кстати, вплоть до школы основная деятельность ребенка, необходимая ему для полноценного психического развития, – это игра. Поэтому, играя, малыш не ленится, а, скорее, работает. И чтобы он с таким же рвением занимался, например, прописями и всевозможными полезными «обводилочками», эта деятельность должна представлять для него интерес. Как же тогда справиться с ленью у малыша? На самом деле, это не так сложно, если проявить терпение и фантазию.

Способ №1. Боремся с ленью у ребенка правильным личным примером

Ребенок воспринимает не столько слова, сколько наглядный пример. Поэтому просить малыша сложить свою одежду в комод, лежа на диване с журналом, бессмысленно, особенно если кто-то в семье сам оставляет вещи на стуле. Также бесполезно рассказывать ребенку о пользе выполнения каких-то обязанностей, если он видит, что сами вы относитесь к своим делам с неприязнью. Поэтому вместо слов – дело! Нужно, чтобы малыш стал убирать игрушки? Займитесь этим первыми, да не с упреками, а с улыбкой на лице, и ребенок тут же кинется вам помогать. Небольшой вклад также могут внести правильно подобранные мультики и сказки («Мойдодыр», «Федорино горе» и т. д.), но только при сов­местном просмотре, прослушивании и обсуждении.

Способ №2. Победить лень можно методом проб и ошибок

Дайте возможность ребенку насладиться самостоятельностью тогда, когда он сам к ней стремится. Да, трехлетний малыш все делает кое-как, и за ним приходится исправлять, но как иначе? Только начав что-то делать самостоятельно, можно этому научиться.


Нужно не упустить момент и вовремя предоставить малышу некоторую свободу, которая позволит ему увидеть последствия своих действий (например, он не надел колпачки на фломастеры, и они засохли) и научиться их исправлять (потом, когда мама – не сразу! – купит ему новые фломастеры, он будет относиться к ним бережнее, помня о «трудном периоде творчества», когда в его распоряжении остались только карандаши).

Способ №3. Превратить скучные дела в игру

Если ребенок ленится, значит, ему неинтересно. Поэтому задача взрослых – привнести даже в скучные дела элемент игры. Например, вместо уборки поиграть в продавцов магазина игрушек, расставляющих товар по полкам. А соревнование с мамой или старшим братом «Кто быстрее?» придаст динамичности любому процессу. Создайте для малыша хорошую мотивацию, ведь ребенок должен понимать, зачем ему стоит прикладывать усилия. Возможно, потому, что сам процесс станет интересным, или для того, чтобы у мамы появилось свободное время почитать ему книжку.

Способ №4. Боремся с ленью у ребенка, давая ему посильные обязанности

Лень – не всегда пагубная привычка. Если малыш вдруг начал лениться, в первую очередь разберитесь в ситуации. Возможно, ваши требования являются для него непосильными, не соответствуют его возрасту, а может, ребенок плохо себя чувствует (физически или психологически) и нуждается в помощи. Обратите внимание, хватает ли ему свободного времени для ничегонеделания, ведь для ребенка такие минуты имеют огромное значение: он фантазирует, размышляет, просто отдыхает от секций и кружков. Выделите для малыша какой-то день или условия, когда он мог бы побыть ленивым по праву. Например, ходить в пижаме до обеда в субботу, не раздеваться самостоятельно после затянувшейся вечерней тренировки и т. д. Иногда родителям стоит не проявлять излишнюю принципиальность, а пойти на уступки, найти компромисс.

Способ №5. Лень победят позитивные ожидания

Чтобы малыш не был лентяем, нужно, чтобы ему хотелось трудиться. А в этом самую большую роль играет отношение близких к самой деятельности и результатам его труда. Ребенок должен чувствовать, что его старания замечены и оценены по заслугам. Это не означает, что вы должны расхваливать любое его усилие, но вам стоит отмечать достижения и показывать малышу, что вы верите в еще лучший результат. Не забывайте хвалить и благодарить малыша, подчеркивать его удачи и не акцентировать внимание на промахах. Ведь таким образом вы прививаете ему любовь к труду и мотивацию к достижению успеха. Хорошим стимулом для «ленивого» ребенка может стать ведение календаря или дневника выполненных дел, в котором он вместе с родителями сможет отмечать и отслеживать свои успехи в обучении трудолюбию. Записи в таком дневнике могут стать своеобразным ритуалом.


Дети в младшем возрасте очень восприимчивы, поэтому справиться с детской ленью по силам всем родителям, если они готовы применить творческий подход.

Если вы хотите, чтобы ребенок занимался чем-то полезным (спортом, музыкой), надо заинтересовать его. Малыш должен осознать, что нравится именно ему, а не родителям. Иначе к подростковому возрасту он все равно бросит навязанное дело, рискуя попасть на крючок зависимостей (зависание в соцсетях, алкоголь, плохие компании).

Родителям, требующим от ребенка трудолюбия, следует руководствоваться принципом целесообразности. Надо определить время, в течение которого малыш способен удерживать внимание (обычно это 10–20 минут). И стараться, чтобы задания, которые ему предлагаются, не требовали более длительного хронометража. Не стоит заставлять ребенка обязательно доводить начатое до конца здесь и сейчас.