Опыт работы на тему: «Нетрадиционная техника рисования — пальчиковая палитра. Пальчиковая гимнастика

Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры — детская потешка или стихотворение. А если в семье много детей, пальчиковая гимнастика часто становится любимой игрой старших с младшими. Мы собрали 12 игр для разных возрастов, многократно опробованных опытными педагогами на своих занятиях.

О том, что пальчиковая гимнастика нужна всем малышам и дошкольникам, знают многие родители. В современном мире, с его готовыми игрушками и обилием бытовой техники, детские пальчики получают все меньше полезной работы. На помощь приходят пальчиковые игры — они развивают ловкость, подвижность, творческие способности, внимание и скорость реакции, а веселые стихи помогают снять нервное напряжение. Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, лучше говорят, быстрее учатся писать, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, скорее успокаиваются после стресса.

Пальчиковая гимнастика очень хороша как ежедневное самостоятельное игровое занятие с малышом. Многие педагоги и логопеды используют пальчиковую гимнастику на своих развивающих занятиях как физкультминутку, отдых и смену деятельности. Прекрасно подходят пальчиковые игры и для детских праздников — их легко включить в сценарий, ими удобно перемежать конкурсы, встав с малышами в хоровод.

Пальчиковая гимнастика для детей 1-2 лет

Кулачок

Этот пальчик — маленький, (загибаем мизинчик)
Этот пальчик — слабенький, (загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик — длинненький, (загибаем средний пальчик)
Этот пальчик — сильненький, (загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик — толстячок, (загибаем большой пальчик)
Ну а вместе — кулачок!

В гости

В гости к пальчику большому (большой пальчик отогнут, остальные сжаты в кулак)
Приходили прямо к дому:
Указательный и средний, (в соответствии с текстом разгибать поочередно пальцы)
Безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики — друзья, (сжать пальцы в кулак и разжать их)
Друг без друга им нельзя.

Сидит белка на тележке

Сидит белка на тележке, (сжимание и разжимание пальчиков в кулачок в ритме потешки)
Продает она орешки: (начинаем загибать пальчики)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заяньке усатому,
Кому в зобок,
Кому в платок,
Кому в лапочку.

Пальчиковые игры для детей 2-3 лет

Клён

Ветер тихо клён качает, (пальчики растопырены и тянутся вверх)
Вправо, влево наклоняет: (качаем ладошками вправо-влево)
Раз — наклон и два — наклон, (наклоняем влево — вправо ладошки низко-низко)
Зашумел листвою клён. (пошевелить пальчиками)

Кораблик

По реке плывёт кораблик,
Он плывёт издалека, (сложить руки лодочкой и делать волнообразные движения)
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка. (показываем поднятые вверх 4 пальца)
У них ушки на макушке, (поднимаем руки к голове, показываем ушки согнутыми ладонями)
У них длинные хвосты, (приставляем руку к пояснице, изображаем движения хвостиком)
Но страшны им только кошки,
Только кошки и коты. (обе руки поднимаем к голове, изображаем кошачьи когти и шипим)

Торт

Тесто ручками помнем, (сжимаем-разжимаем пальчики)
Сладкий тортик испечем. (как будто мнем тесто)
Сеpединку смажем джемом, (кpуговые движения ладошками по столу)
А верхушку — сладким кpемом (круговые движения ладошками друг об друга)
И кокосовою кpошкой
Мы присыплем торт немножко (сыплем "крошку" пальчиками обеих рук)
А потом заваpим чай —
В гости друга пpиглашай! (одна рука пожимает другую)

Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет

Зайка

Зайка по лесу скакал, (пальчики "скачут" по столу)
Зайка корм себе искал. (пальчиками обеих рук поочерёдно перебираем по столу)
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись, как стрелки, ушки. (изображаем ушки ручками)
Шорох тихий раздается:
Кто-то по лесу крадется. (пальчики медленно идут по столу)
Заяц путает следы,
Убегает от беды. (пальчики быстро-быстро бегают по кругу на столе)

Апельсин

Мы делили апельсин! (руки сцеплены в замок, покачиваем)
Много нас, (пальцы растопыриваем)
А он один. (показываем только один палец)
Эта долька для ежа, (пальцы сложены в кулачок, отгибаем по одному пальчику)
Эта долька для стрижа, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для утят, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для котят, (отгибаем следующий пальчик)
Эта долька для бобра, (отгибаем следующий пальчик)
А для волка кожура! (ладони вниз, пальчики растопырены)
Он сердит на нас, беда! (погрозить пальцем)
Разбегайтесь кто куда! (сымитировать бег пальцами по столу)

Улитка

Тычет рожками улитка — (большой палец правой руки придерживает средний и безымянный; указательный и мизинец — прямые)
Заперта в саду калитка. (тычет "рожками" в ладонь левой руки)
Отвори скорей калитку, (левая рука "открывает" калитку),
Пропусти домой улитку (правая рука "проползает").


Пальчиковые игры для детей 4-7 лет

Дни недели

В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)
Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)
В среду я пекла калач, (печём "пирожки")
Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем "козырёк")
Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки)
А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения. (машем ладошками к себе)

Горох

Пять маленьких горошин
Заперты в стручке. (переплетя пальцы, сжимаем руки вместе)
Вот выросла одна,
И тесно ей уже. (выпрямляем большие пальцы)
Но вот растёт вторая,
И третья, а потом
Четвёртая, пятая... (выпрямляем пальцы поочерёдно)
Сказал стручок: "Бом!". (хлопаем)

Зима

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили, (имитируем лепку комков),
Птичек крошками кормили, ("крошим хлебушек" всеми пальчиками)
С горки мы потом катались, (ведем ладошкой правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. (кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (производим движения воображаемой ложкой, кладем руки под щеку)

Статья предоставлена детским эко-клубом "Умничка"

Анастасия Шевченко педагог и логопед
Софья Тимофеева кандидат педагогических наук

Комментировать статью "12 пальчиковых игр – для дома, праздника, развивающих занятий"

Развитие мелкой моторики. Психолого-педагогические аспекты. Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных А если в семье много детей, пальчиковая гимнастика часто становится любимой игрой старших с младшими.

Обсуждение

Из опыта общения с ДЦПшками - колупание в носу с доставанием оттуда содержимого и скатыванием его в шарик - тоже мелкая моторика. Нам логопед говорила, что это процесс нужный.
И грызение семечек - тоже развитие мелкой моторики

Какой полезный пост,почитала с удовольствием,перепишу всё!Вот только неусидчивые мы(((Как заинтересовать ребенка?Если она не хочет,то даже не подойдет,или всё раскидает((((.Успокаиваю себя тем,что еще маленькая.

Развивающие игры: пальчиковая гимнастика для детей от 1 года до 7 лет. Пальчиковые игры на немецком языке. Раннее развитие. Для развития мелкой моторики придуманы различные пальчиковые игры, конструкторы, хороши и творческие занятия.

Обсуждение

Есть такая игра:
соединяете две руки(лодони и пальцы)
указательные-прижимаете друг к другу "Мама-мама"
средние-"Что-что-что"
безыменные "гости едут"
мизинцы "ну и что?"
потом, средние, как будто целуются "Здрасте, здрасте" и как будто обнимаются(опускаются на тыльную сторону лодоней) и еще раз, можно до бесконечности..
Племяшка научила, все в быстром темпе...прикольно!

А пальчиковый театр не пробовали? Куклы можно сделать в считанные минуты, а потом разыгрывать сказки. А можно и просто фломастером мордочки на пальцах нарисовать. Кто ж от такого откажется? :)))

Пальчиковая гимнастика Косиновой,-есть к. Развитие, обучение. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского Пальчиковая гимнастика Косиновой,-есть книга,знакома-ли она вам?Полистать нет никакой возможности,буду благодарна за ваши...

Обсуждение

У меня есть.
Мне она нравится, я здесь ее неоднократно рекомендовала. В моем издании ("Гимнастика для пальчиков", Олма-Пресс) на левой стороне слова упражнений, рисунки рук и пальцев, пояснения для взрослых. На правой стороне разворота - большой (А4) рисунок-иллюстрация к упражнению.

Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. Подскажите, кто знает, пальчиковые игры для развития мелкой моторики рук типа "сорока-сорока", желательно с описанием движений...

Обсуждение

Раз, два, три, четыре, пять(раскрываем пальчики)
Будем в пальчики играть (пошевелить поднятыми пальцами)
Закрываем и молчок (сжать пальцы)
Получился кулачок
Открываем понемножку (медленно разжимаем)
Получается ладошка.
Черепашка, черепаха
Хвостик спрятала от страха (погладить больш.палец и спрятать в кулачок)
Тук тук как дела?(стучать по кулачку, похлопывать)
Мама сына обняла (обнять ребенка, удерживая за кисть руки)

Мы из теста из муки(помочь ребенку сделать движение какбудто он чтото разминает)
Накатаем колобки(вращательные движения ладошками)
Маме Тане, папе Эде, Бабе Нате)) (и т.д. перечисляем близких людей, загибаем пальчики)
А Маркушенька-дружок получает пирожок (сложить ладошки, чтобы прикасались кончики пальцев и основания ладошек)

Тритатушки тритата(хлопаем в ладошки)
Убежали 3 кота (зажимаем кулачки)
Белый, черный, рыжий (поднимаем пальчики по очереди вверх)
Все сидят на крыше (сложить крышу из пальчиков 2-х рук)

Едет едет паровоз
Много кртится колес
Раз колесо (соединить в круг большой у указат.пальцы)
Два колесо (тоже больш.+средний)
Три колесо (больш.+безым)
Четыре колесо (больш.+мизинец)

Наши пальчики проснулись, потянулись, потянулись и встряхнулись (выполнить эти движения)
По ладошке побежали, побежали, побежали (по ладошке левой руки бегают 2 пальца правой и наоборот)
Поскакали, поскакали (изобразить пальцами по ладошке)
И устали сели отдыхать(потрясти кистями и положить их на стол или на колени)

городского округа город Салават Республики Башкортостан

Введение.

Изобразительное творчество-это особая деятельность, поскольку ее результат относится к сфере духовного, личностного самовыражения. Строя отношения с воспитателем, владеющим языком искусства, ребенок получает новый опыт, который он может нести в жизнь. Главное создать пространство безопасности и доверия. Этим пространством для ребенка на время становится чистый лист бумаги. Через творчество ребенок адаптируется, «примеряет» себя к окружающему миру. Творчество открывает путь к выражению бессознательных идей и фантазий, которые спонтанно проявляются в символической, значимой для ребенка и, возможно, необычайной для всех остальных форме.

Исследования психолога Н. П. Сакулиной показывают, что необходимо учить детей определенному способу восприятия предмета, его обследованию. Однако, для того чтобы нарисовать тот или иной предмет, недостаточно иметь ясное представление о его форме, цвете, строении, необходимо уметь выразить эти свойства предмета в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче изображения.

«Рука – вышедший наружу мозг» , - писал Кант. Что он хотел сказать этим? Ни много, ни мало, а именно то, что все глубинные психологические процессы, осознанные или неосознанные, отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелких движениях пальцев. Не маловажно, что уровень развития речи детей так же находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Верно, поступают те взрослые, которые доброжелательно и серьезно относятся к первым рисункам своих детей, понимая, как это важно для их развития и воспитания.

Воображение является центральным психологическим новообразо-ванием дошкольного периода, оно возникает не спонтанно, а требует создания особых условий, которые непосредственно связаны с его компонентами и закономерностями развития.

Что же собой представляет воображение как центральное новообразование дошкольного возраста? Во-первых, воображение появляется на арене психического развития в качестве самостоятельной психической функции лишь в дошкольном возрасте. Появление воображения в качестве самостоятельной психической функции означает, что для ребенка становится понятной и адекватной задача что-то вообразить, то есть создавать воображаемую ситуацию.

Во-вторых, воображение позволяет видеть «целое раньше частей» . А целое непосредственно связано с контекстом (смысловым полем) предмета или явления. Например, ребенок, печатая ладошкой в одном случае «видит» ветку рябины, а в другом - крыло птицы, или жар-птицу.

В-третьих, воображение создает основу для того, чтобы ребенок переносил функции с одного предмета на другой, который этими функциями не располагает.

Создание условий для развития воображения стала для меня основной задачей. Одним из вариантов системы ускоренного развития воображения дошкольников являются занятия по освоению техники рисования нетрадиционным методом - рисование пальцем. Ковалев А.Г. отмечал

«В руке живописца синтезированы, или сплавлены, высокоразвитые моторные функции с обобщенными умениями, закрепленными в системе движений» .

Дети дошкольного возраста учатся пользоваться красками и при этом быть аккуратными, осваивают азы техники рисования пальцем (кончиком, подушечкой) , правильную постановку пальца при наборе краски, споласкивания пальца в воде после краски и осушение его о салфетку.

Нетрадиционная техника рисования пальцем воспитывает тактильные и термические чувства. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка. Небольшой площади поверхности кожи на пальцах соответствуют определенные участки коры головного мозга, в которых хорошо разделяются и дифференцируются раздражения, приходящие из близко расположенных друг от друга рецепторов кожи. Любая чувствительность путем специальной тренировки может быть повышена, причем в этом процессе основная роль принадлежит не рецепторам, а мозгу.

Научная новизна работы заключается в том, что нетрадиционные способы рисования изучали многие педагоги и психологи (Выгодский Л.С., Субботина Л.Ю., Тихомирова Л.Ф., Кравцова Е.Е., Левин В.А. и многие другие) , но сам нетрадиционный способ рисования – пальчиковая палитра- недостаточно рассмотрен, так как именно в этой технике рисования задействованы тактильные ощущения - подушечки пальцев, ладошка, что имеет тесную связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями.

Целью нашей работы является развитие воображения дошкольников через занятия по освоению нетрадиционной техники рисования - пальчиковая палитра.

Задачи:

  • обучение детей дошкольного возраста технике рисования пальцем
  • обучение мастерству композиции
  • развитие тактильных ощущений через специальные упражнения
  • развивать цветовосприятие, творческое воображение

Воспитание эстетического вкуса.

В ходе деятельности по данной теме была проведена следующая работа:

  1. Изучен теоретический материал по данной проблеме.
  2. Выявлены особенности нетрадиционного способа рисования - пальчиковая палитра.
  3. Проведен анализ пальчиковых игр.
  4. Разработаны рекомендации для воспитателей и родителей.

Практическая значимость работы заключается в том, что полученные данные помогут при разработке индивидуальных и групповых занятий воспитателям и родителям при проведении занятий по изобразительной деятельности с применением нетрадиционной техники – пальчиковая палитра.

Глава I. Нетрадиционная техника рисования в ДОУ.

1. 1. Нетрадиционная техника рисования - пальчиковая палитра

На мой взгляд, изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей.

Рисование – важнейшее средство эстетического воспитания. А художники Древней Греции считали, что обучение рисованию необходимо не только для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания.

Я работаю в детском саду более 20 лет и наблюдаю, как меняется содержание и задачи изобразительной деятельности дошкольников. Раньше, когда только начинала свою педагогическую деятельность, мы сами того не понимая, ограничивали проявление творческих способностей детей, ставя их в рамки «образца» и «показа» приемов рисования и их последовательности. Теперь же, используя новые и довольно интересные программы и педагогические технологии, стараемся не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир и даем им возможность самовыражения, реализации своего творческого потенциала.

В течение трех лет я посвятила изучению нетрадиционной технике рисования - пальчиковая палитра. Почему я выбрала эту тему? Исходя из наблюдений за детьми на занятиях по рисованию, я столкнулась с такой, казалось бы, небольшой проблемой, как отказ детей рисовать. Женя прятал руки за спину, отказываясь брать карандаш или кисточку. Я старалась уговорить, выяснить причину отказа. Оказалось, дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится. Отсюда и паника.

А ведь главное в моей работе, да и в работе любого педагога, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш или кисточку и мучить его. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его уверенность в собственные силы. Я задумалась над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них ту самую уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. Я остановилась на нетрадиционной технике рисования – пальчиковая палитра. Настолько это было интересно и увлекательно. И я решила, что стоит попробовать эту методику на своих детях в своей группе. И что вы думаете? Наши «трусишки» , которых пугал вид карандаша и кисточки, придя на занятие и, обнаружив, что они отсутствуют, были удивлены. Первый их вопрос был: «А что мы будем сегодня делать?» Мой ответ: «Рисовать» – поверг их в удивление. Долго думали чем, ведь фломастеры и восковые мелки тоже отсутствовали. А когда узнали, что пальчиками, удивились еще больше. Темой занятия был «Разноцветный дождь» . И единственный страх - испачкать руки, исчез после первого же занятия рисования пальчиками. Дети с удовольствием макали один палец в желтую краску, другой в синюю, третий в зеленую. И не было никакой разницы правая это рука или левая, ведь нужны были все пальчики. В результате у всех детей получились красочные и веселые рисунки. Они начали с удовольствием работать и карандашами и кисточкой.

С тех самых пор, как я начала работу с детьми в нетрадиционной технике рисования, первая реакция детей – радость и немедленный вопрос: «Что мы будем сегодня рисовать и чем?»

На первом занятии по рисованию рассказала детям сказку про «Пальчики» . «Жили-были на свете Пальчики, они скучали, потому что им приходилось рисовать Кисточкой. Однажды Кисточка сказала Пальчикам:

Я уезжаю в отпуск, поработайте за меня, пожалуйста.

Пальчики так обрадовались, что прямо захлопали от восторга. Кисточка попрощалась и уехала, а Пальчики принялись за работу. Когда она вернулась и вошла в группу, она замерла: сочные, оранжево - красные кисти рябины, освещенные солнцем. Вот что она увидела.

Нежно и ласково она погладила своими ворсинками уставшие Пальчики.

- «Отдыхайте... Впереди новый день» .

1. 2. Задачи и организация работы с применением нетрадиционных техник изображения

Педагогическая работа, направленная на развитие навыков рисования с применением нетрадиционных техник изображения, призвана решать следующие задачи.

  1. Ознакомление детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов.
  2. Овладение дошкольниками нетрадиционными техниками рисования.
  3. Использование нетрадиционных техник изображения в самостоятельной деятельности детей.

Большое значение для организации работы по развитию навыков рисования с помощью нетрадиционных техник имеет создание развивающей среды и соответствующей материальной базы.

При организации развивающей среды следует опираться на ряд принципов, выделенных в дошкольной педагогике.

Пальчиковая гимнастика — это инсценировка каких-либо рифмованных историй или сказок при помощи пальцев. Благодаря регулярным занятиям пальчиковой гимнастикой развивается , которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, чувства ритма, но и подготавливает ребенка к и письму. Пальчиковой гимнастикой можно заниматься с самого рождения! Эти 9 простых и полезных игр для разного возраста обязательно понравятся вашему малышу.

Пальчиковая гимнастика для самых маленьких

Сорока-белобока

Сорока-белобока кашку варила, деток кормила: (взрослый делает круговые движения пальцем на ладошке ребенка)

Этому дала (загибаем мизинчик ребенка)

Этому дала (загибаем безымянный пальчик ребенка)

Этому дала (загибаем средний пальчик ребенка)

Этому дала (загибаем указательный пальчик ребенка)

А этому не дала (держим большой пальчик ребенка)

Ты дров не рубил, воду не носил, печку не топил, кашу не варил — нет тебе кашки!

Этот пальчик

Этот пальчик — дедушка (массируем большой пальчик ребенка);

Этот пальчик — бабушка (массируем указательный пальчик ребенка);

Этот пальчик — папочка (массируем средний пальчик ребенка);

Этот пальчик — мамочка (массируем безымянный пальчик ребенка);

Этот пальчик — я (массируем мизинчик ребенка);

Это вся моя семья! (сжимаем и разжимаем кулачок)

Твоя ладошка

Твоя ладошка — это пруд,

По ней кораблики плывут (медленно водить согнутым указательным пальцем по ладошке малыша, рисуя волну)

Твоя ладошка, как лужок,

А сверху падает снежок (дотрагиваться кончиками пальцев до ладошки ребенка)

Твоя ладошка, как тетрадь,

В тетради можно рисовать (указательным пальцем «нарисовать» кружек и др.)

Твоя ладошка, как окно,

Его помыть пора давно (потереть ладошку пальцами, сжатыми в кулак)

Твоя ладошка, как дорожка,

А по дорожке ходят кошки (осторожно переступать пальчиком или пальцами по ладошке малыша)

Пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста

Имена для пальчиков

Пять пальцев на руке своей

Называть по имени сумей.

Первый палец — боковой (ребенок держит большой пальчик)

Называется Большой.

Палец второй —

Указчик старательный (ребенок держит указательный пальчик)

Не зря его называют Указательный.

Третий твой палец

Как раз посредине (ребенок держит средний пальчик)

Поэтому Средний дай ему имя.

Палец четвертый зовут Безымянный (ребенок держит безымянный пальчик)

Неторопливый он и упрямый.

Совсем как в семье

Братец младший любимец (ребенок держит мизинец)

По счету он пятый,

Зовется Мизинец.

На прогулку

Пошли пальчики гулять (пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу)

А вторые догонять (ритмичные движения по столу указательных пальцев)

Третьи пальчики бегом (движения средних пальцев в быстром темпе)

А четвертые пешком (медленные движения безымянных пальцев по столу)

Пятый пальчик поскакал (ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами)

И в конце пути упал (стук кулаками по поверхности стола)

Что я делала?

В понедельник я стирала (кулачки трём друг о друга),

Пол во вторник подметала (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)

В среду я пекла калач (печём «пирожки»),

Весь четверг искала мяч (правую руку подносим ко лбу и делаем «козырёк»),

Чашки в пятницу помыла (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки),

А в субботу торт купила (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев).

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рождения (машем ладошками к себе).

Пальчиковая гимнастика для детей младшего школьного возраста

Сколько птиц?

Сколько птиц к кормушке нашей прилетело? (ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Мы расскажем: (на каждое название птицы загибают по одному пальцу)

Две синицы, воробей

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пёстрых пёрышках.

Всем хватило зёрнышек (опять сжимают и разжимают кулачки).

Замок

На двери висит замок —

Кто его открыть бы смог? (быстрое соединение пальцев в замок)

Потянули… (тянем кисти в стороны)

Покрутили… (волнообразные движения)

Постучали… (пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями)

И открыли! (пальцы расцепились)

Семь сыновей

У Маланьи, у старушки (хлопки в ладоши: то правая, то левая рука сверху)

Жили в маленькой избушке (сложить руки углом, показывая «избушку»)

Семь сыновей (показать семь пальцев),

Все без бровей (очертить брови пальцами),

Вот с такими ушами (ладони с растопыренными пальцами поднести к ушам),

Вот с такими носами (показать длинный нос, поставив ладони с растопыренными пальцами друг за другом),

Вот с такой головой (очертить большой круг вокруг головы),

Вот с такой бородой (показать руками большую бороду)!

Они не пили и не ели (одной рукой поднести ко рту «чашку», другой — «ложку»)

На Маланью все глядели (держа руки у глаз, похлопать пальцами, как ресницами)

И все делали вот так… (Дети показывают загаданные действия только при помощи пальцев).

Фото: Sergey Novikov/goodmoments/Elena Vasilchenko/Shutterstock.com

Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее ра

В. М. Бехтерев.

Известный педагог Сухомлинский сказал «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев». Хотя задолго до этого наши наблюдательные предки заметили, что разминание, поглаживание и движение пальчиков влияют на умственное и речевое развитие малыша. И играли с детьми в «Ладушки» и «Сороку-белобоку». И мы до сих пор играем. И, возможно, даже не осознаем, что занимаемся таким образом с ребенком пальчиковой гимнастикой.

Пальчиковая гимнастика - это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Пальчиковые игры - это упражнения пальчиковой гимнастики. Наряду с такими технологиями,как Су-джок терапия и пескотерапия пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой моторики.

Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

Какое действие оказывает пальчиковая гимнастика:

  • Такая тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребенка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга. То есть при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг.
  • Прежде всего мелкая пальцевая моторика связана с развитием речи. В мозгу двигательные и речевые центры - самые ближайшие соседи. И при движении пальчиков и кистей, возбуждение от двигательного центра перекидывается на речевые центры головного мозга и приводит к резкому усилению согласованной деятельности речевых зон. У всех детей с отставанием в речевом развитии пальчики малоподвижны и их движения неточны и несогласованны. Соответственно, тренировка движений пальцев рук стимулируют развитие речи малышей.
  • Пальчиковая гимнастика развивает умение малыша подражать взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую активность ребенка да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу. Ведь играть в пальчиковые игры не только полезно, но интересно и весело.
  • Пальчиковая гимнастика учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять. Это очень и очень важное умение! И нам, родителям, нужно помогать малышу его формировать. Кстати, произвольно управлять своим вниманием ребенок сможет научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи.
  • Когда малыш начнет говорить и сможет стихами сопровождать упражнения из пальчиковой гимнастики - это будет делать его речь более четкой, ритмичной, яркой. Кроме этого, таким образом он сможет усилить контроль за своими движениями.
  • В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот вам и отличное веселое упражнение для развития памяти малыша.
  • С помощью пальчиковых игр можно развить фантазию и воображение ребёнка. Ведь руками можно «рассказывать» целые рассказы. Сначала пример покажет мама или папа, а уж потом и ребенок может сочинить свои «пальчиковые истории».
  • После всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это так поможет в дальнейшем в освоении навыка письма.

Тренировку пальцев рук можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.

С десятимесячного возраста можно начинать активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Нужно вовлекать в движение все пальчики.

Самыми первыми пальчиковыми играми для малыша могут стать следующие упражнения:

Сорока.
При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки:
- Сорока-белобока
- Кашку варила,
- Детишек кормила.
Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.
- Этому дала,
- Этому дала,
- Этому дала,
- Этому дала,
- Этому дала.

или, как вариант:

Этому не дала:
- Ты воды не носил,
- Дров не рубил,
- Каши не варил -
- Тебе ничего нет!
При этом большой палец не загибается.

ЗамОк!
Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:
- На двери висит замок.
- Кто его открыть бы мог?
- Постучали,
На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы
- Покрутили,
Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их .
- Потянули
Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.
- И открыли!
Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.

Ягодки
Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают в низ.

С ветки ягодки снимаю
Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.
- И в лукошко собираю.
Обе ладошки складываете перед собой чашечкой.
- Будет полное лукошко.
Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой.
- Я попробую немножко.
- Я поем еще чуть-чуть.
Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот.
- Легким будет к дому путь!
Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.

Рыбки
Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.

- Рыбки плавали, ныряли
- В чистой тепленькой воде.
- То сожмутся,
На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются.
- Разожмутся,
Пальчики сильно растопыриваются в стороны.
- То зароются в песке.
Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок.

Для детей постарше можно применять следующие упражнения:

ЩЕЛЧОК

Один щелчок,

Другой щелчок

– Я так смогла,

И ты так смог!

Кончик указательного пальца правой руки сильно вдавить в подушечку большого пальца. Остальные пальцы поднять вверх.


ЛАПКИ

Стоит на задних лапках кот,

И в гости мышек он зовет.

Показывает лапки,

А лапки – цап-царапки!


Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному Произносить громко «мяу!» несколько раз. Можно продолжать игру со второй рукой. В заключение провести занятие двумя руками.

Указательный палец резким движением вперед делает сильный щелчок в воздух (несколько раз). По аналогии выполнять щелчки средним, безымянным пальцами и мизинцем.

Жук сидит на веточке. Вы не бойтесь, деточки. Попробуйте-ка сами Пошевелить усами!


Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны («усы»). Пошевелить «усами».


КОМАРИК

Комарик летит,

Комарик пищит,

Не нравится нам

Его аппетит!


Сжать кулачок. Указательный палец выдвинуть вперед – это «хоботок», которым «комарик» пытается «укусить». Мизинец и большой палец, расслабив, опустить вниз – это «лапки».


ЩЕНОК

Крутит хвостиком щенок

– Увидал в саду цветок.


Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое – пальцем левой руки.


ВЕРТОЛЕТ


Вверх взлетает вертолет,

Будь внимательным, пилот!

Четыре пальца левой руки, кроме большого, сжать в кулак. Большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения.

Вертолет лети, лети,

Лопасти быстрей крути.


Пальцы обеих рук, кроме указательных и больших – в положении плетеной корзинки. Указательные пальцы выдвинуть вперед и соединить их подушечками (получается «хвост вертолета»).

Ножки

Вот бегут босые ножки

Прямо к речке по дорожке


Указательный и средний пальцы правой, затем левой руки «ходят» по столу.

Презентация к уроку























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • уточнить понятия прямоугольника и квадрата, выявить существенные признаки прямоугольника и квадрата, формировать способность к их распознанию на основе существенных свойств, изображению и вычислению их периметра, познакомить с термином "геометрия";
  • развивать устные вычислительные навыки, логическое мышление;
  • обогащать кругозор учащихся, прививать интерес к предмету, воспитывать чувство дружбы и взаимопомощи.

Оборудование: мультимедиа, экран, компьютер, конверты с фигурами, карточки для самостоятельной работы.

Ход урока

1. Организационный момент.

Дети, улыбнитесь друг другу. Пожелайте удачи, ведь удача нам сегодня очень пригодится.

Покажите смайлики. С каким настроением вы пришли на урок?

Итак, сегодня мы отправляемся в страну, где живут необычные жители. Вы узнаете, как они называются и их отличительные признаки. В дороге вам нужно быть внимательными, точно и быстро считать и выполнять все задания дружно!

2. Устный счёт.

У. Давайте узнаем название страны. Для этого вы должны найти значение выражения и под ним записать букву, которая появляется на экране.

Разность чисел 12 и 3 уменьшить на 5 /появляется буква е /

К сумме чисел 7 и 8 прибавьте 3 /м /

Найдите периметр прямоугольника со сторонами 5 и 2 см /г /

Уменьшаемое 34. вычитаемое - 12. Найдите разность /е /

Какое число больше 17 на 6? /о /

Одна открытка стоит 5 рублей. Сколько стоят 3 такие открытки? /я /

На сколько число 43 больше 20? /т /

Найдите периметр квадрата со стороной 4 см /р /

Увеличьте число 54 на 6 единиц. Сколько получится? /и /

На экране появились буквы е, м, г, е, о, я, т, р, и.

Ребята, на экране появились буквы. Попробуйте составить слово. Что получилось? /Геометрия/

Геометрия зародилась в глубокой древности. Строя жилища и храмы, украшая их орнаментами, человек применял свои знания о форме, размерах и взаимном расположении предметов. Из геометрии вышла наука, которая называется математикой.

3. Работа по теме урока.

1) Постановка учебной задачи.

У. Итак, страна, в которой живут необычные жители, называется геометрия. А как будут называться геометрические фигуры, которые живут в стране геометрия?

Д. Они будут называться геометрическими.

Слайд 4

У. Посмотрите на экран, как называется эта фигура? (Треугольник) Назовите следующую фигуру (четырехугольник или прямоугольник). А как называется третья фигура? (Четырехугольник)

Как вы думаете, какая фигура здесь лишняя? (Треугольник). Почему? Что общего у оставшихся фигур?

Д. 4-е угла, 4-е стороны, четырехугольники.

Исчезает зелёная фигура.

У. Почему исчезла зелёная фигура?

Д. У нее не все прямые углы.

У. Что можно сказать про синюю фигуру?

Д. Это прямоугольник, четырехугольник, у него все углы прямые.

Слайд 5 /Фигуры на экране из учебника №1 стр.50/

У. Посмотрите на экран. Сколько прямых углов у 4-х угольников?

Д. Четыре.

У. Предлагаю вам самостоятельно выполнить следующее задание (у каждого ребёнка карточка с фигурами, аналогичными на экране). /Рисунок 1 /

Слайд 6 /Из учебника №2 с.50 /

У. Обведите замкнутой линией все прямоугольники на рисунке. А теперь обведите квадраты. (Проверка работы на экране). Что интересного вы заметили?

Д. Квадрат является прямоугольником.

2) Открытие детьми нового знания.

А сейчас подумайте, что лишнее?

Слайды 7-8. /Лишние фигуры исчезают/

Д. а) Здесь лишнее слово "длина", т.к. это величина, а остальные - геометрические фигуры.

У. Слово "длина" очень часто встречается в математике. Обратите внимание еще раз, как пишется это слово - с одним "н".

б)

Д. Лишний треугольник, т.к. нет прямых углов.

У. Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока. /Варианты детей/

Слайд 9. Тема урока: "Прямоугольник. Квадрат".

У. Какая фигура называется прямоугольником? А что же такое квадрат? /Ответы детей./ П роверим по учебнику правильность нашего вывода на стр. 50.

Слайды 10-12. Упражнение для глаз.

3) Задание на внимание.

У. Предлагаю вам выполнить интересное задание. Найдите в учебнике № 3.

Слайды 13-14. Прочитайте, что нужно сделать. Подумайте. Сколько прямоугольников нашли? Квадратов?

4) Знакомство с правилом. /Cтр.51/

Геометрические фигуры весьма разнообразны. Назовите, какие ещё геометрические фигуры вы знаете. /Квадрат, луч, прямая, отрезок, треугольник, круг, овал и др./

Слайд 15. Посмотрите на экран.

Перед вами - одно из семи чудес света - Пирамида Хеопса. Это крупнейшая из египетских пирамид, сохранившееся до наших дней. В основании пирамиды - квадрат. О ней вы узнаете много интересного на уроках истории.

5) Нахождение периметра прямоугольника. Слайд 16.

Выполнение № 4 стр.51.

У. Измерим стороны прямоугольника. Что замечаете?

Д. Противоположные стороны равны.

У. Обратимся к правилу на с.51 в учебнике. Назовите в нашем прямоугольнике длину, ширину.

Вспомним, что такое периметр? Запишем стороны прямоугольника и вычислим его периметр. /Проверка выполнения задания/

6) Физминутка.

4. Закрепление материала.

1) Слайды 17-18. При решении следующего задания нам пригодятся знания, полученные на предыдущих уроках. № 5а)

У. Что обозначает число 6? Что сказано про длину? Какой вопрос задачи? Запишем кратко задачу:

Ш. - ? на 2 см меньше.

1) 6-2=4 (см) - ширина.

2) 6+6+4+4=20 (см) -периметр.

Ответ: 20 см.

2) Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

У. У каждого из вас на парте лежат конверты с фигурами. /Слайд 19 / Надо соединить фигуры так, чтобы получились прямоугольники. Вы сейчас поработаете дружно в парах. Кто справится, тот тихо встанет возле своей парты. /Рисунок 2 /

Молодцы! /Проверка работы на экране/

5. Домашнее задание.

У. Обратимся к № 9. Прочитаем по схемам выражения /2 ученика/.

Это и будет задание на дом. /Слайд 20 /. И № 5 б) - задача на нахождение периметра прямоугольника.

6. Итог /промежуточный/ урока.

У. В какой же стране мы сегодня побывали? Понравилось вам наше путешествие? Давайте проверим, как мы усвоили новый материал. А для этого выполним тест. Слайды 21-22.

У. Кто доволен своей работой? Покажите "своё настроение" (дети показывают смайлики).

Подготовка к ИЗО (под музыку дети готовятся к рисованию).

У. 1. Оргмомент.

Давайте сначала вспомним, что одним из азов изобразительного искусства является процесс овладения различной техникой рисования. Карандашом можно выполнять тональные рисунки, создавать эффектные наброски. Уголь, пастель позволяют работать быстро, широко, разнообразно. В масленой живописи и акварели используются различные мазки. Вся перечисленная выше техника рисования традиционна. Но есть и нетрадиционные материалы и инструменты рисования: это мыльные пузыри, соль, манка, нитки, руки, пальцы и даже наждачная бумага. Сегодня мы поработаем с нетрадиционной техникой, которая называется пальчиковая живопись.

2. Работа по теме урока.

Ребята, а в какой стране мы сегодня побывали на уроке математики?

/Звучит музыка, у детей закрыты глазки /

Представьте себе, что вы подошли к воротам страны "Геометрия". Как вы думаете, а как выглядит эта страна, и кто живёт в ней, как выглядят жители и чем они занимаются? /Рассказы детей /. Ребята, а кто нас встретит у ворот? кто звонко песенку поёт? /Петушок/

Петя, Петя, петушок,
Золотой гребешок,
Ты подай голосок
Через темный лесок,
Через мост за реку.
Прокричи:
Ку-ка-ре-ку!

Сейчас мы попробуем нарисовать этого петушка. Но не обычным способом, а приемом, который называется “печать от руки”. Обмакните всю ладонь или ее часть в краску, а можно покрасить ладонь краской и не одной, а несколькими цветами, а теперь оставим на бумаге отпечаток, к отпечатку ладони добавим отпечатки пальцев в разных комбинациях. Можно подрисовать детали кистью, вот наш петушок ожил и громко закукарекал.

/Пальцевая живопись – это увлекательное занятие. Воображение работает со страшной силой, а уж как выходит избыток энергии/

3. Самостоятельная работа детей.

4. Индивидуальная помощь учителя.

5. Подведение итогов урока.

Чему научились на этом уроке?

Что вызвало затруднения в ходе выполнения работы?

Что понравилось?

С каким настроением вы уходите с урока?

6. Выставка лучших рисунков.