Cочинение «Любовь к родине чувство патриотизма. Эволюция чувства любви к родине на протяжении всей жизни человека

  • Патриотизм может быть как истинным, так и ложным
  • Настоящий патриот не посмеет предать Родину даже под угрозой смерти
  • Патриотизм проявляется в желании сделать родную страну лучше, чище, защитить ее от врага
  • Огромное количество ярких примеров проявления патриотизма можно найти в военное время
  • Патриот готов даже на самый безрассудный поступок, который хоть немного может приблизить людей к спасению страны
  • Истинный патриот верен присяге и собственным моральным принципам

Аргументы

М. Шолохов “Судьба человека”. За время войны Андрей Соколов не раз доказывал, что он достоин называться патриотом своей страны. Патриотизм проявился в огромной силе воли и героя. Даже под угрозой смерти на допросе у Мюллера он решает сохранить свое русское достоинство и показать немцу качества настоящего русского солдата. Отказ Андрея Соколова пить за победу немецкого оружия, несмотря на голод – прямое доказательство того, что он является патриотом. Поведение Андрея Соколова как бы обобщает силу духа и непоколебимость советского солдата, по-настоящему любящего свою Родину.

Л.Н. Толстой “Война и мир”. В романе-эпопее читатель сталкивается с понятием истинного и ложного патриотизма. Истинными патриотами можно назвать всех представителей семьи Болконских и Ростовых, а также Пьера Безухова. Эти люди готовы в любую минуту встать на защиту Родины. Князь Андрей даже после ранения отправляется на войну, уже не мечтая о славе, а просто защищая Родину. Пьер Безухов, ничего толком не смыслящий в военных действиях, как истинный патриот остается в захваченной неприятелем Москве, чтобы убить Наполеона. Николай и Петя Ростовы воюют, а Наташа не жалеет подводы и отдает их для перевозки раненых. Все говорит о том, что эти люди – достойные дети своей страны. Этого нельзя сказать о Курагиных, которые являются патриотами лишь на словах, но не подкрепляют слова поступками. Они говорят о патриотизме лишь для своей выгоды. Следовательно, не каждого, от кого мы слышим о патриотизме, нельзя назвать настоящим патриотом.

А.С. Пушкин “Капитанская дочка”. Петр Гринев не может допустить и мысли о том, чтобы присягнуть самозванцу Пугачеву, хотя это грозит ему смертью. Он – человек чести, верный присяге и своему слову, настоящий солдат. Хотя Пугачев добр к Петру Гриневу, молодой солдат не стремится ему угодить или дать обещание не трогать его людей. В самых сложных ситуациях Петр Гринев противостоит захватчикам. И хотя герой не раз обращается к Пугачеву за помощью, его нельзя обвинить в предательстве, потому что это все он делает ради спасения Маши Мироновой. Петр Гринев – настоящий патриот, готовый отдать жизнь за Родину, что и доказывают его поступки. Обвинения в предательстве, которые предъявляют ему на суде, ложны, поэтому в итоге и побеждает справедливость.

В. Кондратьев “Сашка”. Сашка является человеком, воюющим самоотверженно, в полную силу. И хотя он с ненавистью бьет врага, чувство справедливости заставляет героя не убивать пленного немца, его ровесника, неожиданно для себя самого оказавшегося на войне. Это, конечно, не предательство. Мысли Сашки при виде Москвы, не захваченной врагом, подтверждают, что он является настоящим патриотом. При виде города, в котором кипит почти прежняя жизнь, герой осознает, насколько важно то, что он делал на передовой. Сашка готов защищать свою родную страну, ведь он понимает, насколько это важно.

Н.В. Гоголь “Тарас Бульба”. Для казаков защита родной земли является основой существования. Не даром в произведении говорится, что трудно противостоять силе разозлившихся запорожцев. Старый Тарас Бульба – истинный патриот, не терпящий предательства. Он даже убивает своего младшего сына Андрия, перешедшего на сторону врага из-за любви в красавице-полячке. Тарас Бульба не считается с собственным ребенком, потому что его моральные установки незыблемы: предательство Родины не может быть ничем оправдано. Все это подтверждает то, что Тарасу Бульбе свойственно чувство патриотизма, как и другим настоящим казакам, в том числе и Остапу, его старшему сыну.

А.Т. Твардовский “Василий Теркин”. Образ Василия Теркина служит идеальным воплощением простого советского солдата, готового в любую минуту совершить подвиг ради приближения победы над врагом. Ничего не стоит Теркину переплыть ледяную реку, подернутую льдом, чтобы передать на другой берег необходимые указания. Сам он не видит в этом подвига. И подобные поступки солдат на протяжении произведения совершает не раз. Без сомнения, его можно назвать настоящим патриотом, сражающимся за светлое будущее своей страны.

Приложение 1

патриотизм есть чувство любви к родине

Л. Конча, канд. биол. н.,

ВНИИТЭ, Москва

Патриотизм (от греч. patriotes – соотечественник, patris – родина, отечество) – любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам .

Таким образом, патриотизм есть чувство любви к родине и как всякое чувство является состоянием духовным. Это чувство отражается каждым самостоятельно, в личном духовном опыте. Любить можно только самому, искренне, по доброй воле. Нельзя Родину и людей любить по приказу и перестать любить по запрету. Но воспитать в душе чувство к родине, пробудить настоящий патриотизм должно. При этом важно не проповедовать и любовь к родине, а исповедовать свою любовь чувством, словом и, главное, делами, поступками, жертвенным служением. С раннего детства ребенок сначала в семье, а потом и в обществе вовлекается в духовный опыт своей родины, приучается пребывать в нем и развиваться. Происходит свободное патриотическое самоопределение человека. Человек познает свой народ, свою связанность с ним, формируется общность и «Мы». «Патриотическое единение людей покоится на некоторой сопринадлежности их, столь необходимой, естественной и священной, сколь необходим, естественен и священен человеку сам духовный Предмет и духовный способ жизни. Люди связуются в единую нацию и создают единую родину именно в силу подобия их духовного уклада, а этот духовный уклад вырабатывается постепенно, исторически из эмпирической данности – внутренней, скрытой в самом человеке (раса, кровь, темперамент, душевные способности и неспособности) и внешней (природа, климат, соседи). Вся эта внешняя эмпирическая данность, полученная народом от Бога и от истории, должна быть проработана духом), причем она и со своей стороны формирует дух народа, то облегчает ему его пути, то затрудняя и загромождая их. В результате возникает единый национально-духовный уклад, который и связует людей в патриотическое единство» .

Патриотическое единение бывает более прочным, когда людей связывает не только общая территория, власть и законы, но общая вера. С древних времен основу патриотизма составляла религиозность, чувство предстояния Богу. Еще Цицерон говорил: «Здесь моя вера, здесь мой род, здесь след моих отцов, я не могу выговорить, какой восторг охватывает мое сердце и мое чувство…» [цит. по 4 , с. 192].

Любовь к семье, своему роду, родным местам не только вдохновляет человека, но и дает возможность выстоять в нелегких жизненных путях. С удивительной прозорливостью выразил это.

«Два чувства дивно близких нам,

У них обретает сердце пищу:

Любовь к отеческим гробам,

Любовь к родному пепелищу.

На них основано от века

По воле Бога самого

Самостояние человека, -

Залог величия его.

Истинное величие всегда утверждается на родной почве. Когда мы говорим о родине, то подразумеваем о духовном единстве своего народа. Это единство вырабатывается веками напряженной работы, борьбы с природой, с внешними захватчиками, путем создания единой духовной культуры. Каждый народ призван творчески, духовно проработать свою природную и историческую данность, преобразовать её и создать свой национальный, своеобразный духовный облик. Чувствование своего духовного единения, чувство Родины – это святыня, которая вдохновляет, укрепляет, утверждает и, которую должно беречь. Как выразился В. Жуковский, «О Родина святая! Какое сердце не дрожит, тебя благословляя».

Проникновенное рассмотрение духовной сущности патриотизма приводит в своих произведениях. Исходя из положения, что родина, как и любовь к ней есть «нечто от духа и для духа», выделяет разные проявления патриотизма. Если любовь к родине живет в душах людей в виде неразумной предметно неопределенной склонности, такой чисто инстинктивный патриотизм, то есть реальная опасность сведения его к националистической гордыне и откровенной жажде завоеваний. Истинный патриотизм, духовно осмысленный, совмещает страстную любовь к родине с мудрым трезвением и чувством меры. Любовь к своему народу и вера в него не исключает видение его слабостей, несовершенства, настоящий патриотизм видит духовные пути своего народа, но также видит и его соблазны, его слабые стороны. Одним из соблазнов национализма есть стремление оправдать свой народ во всем и всегда. Истинный патриотизм именно из любви к своей родине отмечает ошибки своего народа, недостатки его характера и указывает на них – любовно, озабоченно, творчески. «Так критикуют свое, любимое, не отрываясь от него, но пребывая с ним, - говоря о «нас», для «нас», из крепкого и единого национального «МЫ». Возникает могучее творческое единение людей в национальной духовной культуре , где мы все одно, где все достояние нашей родины (и духовное, и материальное, и человеческое, и природное, и религиозное, и хозяйственное) – едино для всех нас и обще всем нам» (5 , с. 199). Такова идея родной нации. «Есть закон человеческой природы и культуры, в силу которого все великое может быть сказано человеком или народом только по своему, и все гениальное родится именно в лоне национального опыта, духа и уклада».

Национальное обезличивание есть великая беда и опасность в жизни человека и народа. Укрепление национального сознания укрепляет и личностное начало в человеке. Человек черпает свои силы в национальном духе, национальной культуре и наоборот, нация, как духовный организм, обогащается творчеством отдельных личностей. Поэтому интернационализм, стирающий национальный различия, направлен на разрушение личностного начала, оскудеванию жизни и, в перспективе ведет к разъединению людей, потому что близкое общество не может быть по настоящему единым.

Провозглашаемые либеральным сознанием общечеловеческие ценности, по сущности своей являются пустой функцией. «Общечеловеческое само по себе не существует; оно существует в личном разумении отдельного человека. Чтобы понять общечеловеческое, нужно быть собой, надо иметь свое мнение, надо мыслить самому. Только самостоятельные умы служат великому делу человеческой мысли» (. Цит. по 4, с. 638).

Так и русский патриотизм, являясь выражением русского духа, имеет свои отличительные особенности. Прежде всего, патриотизм русского народа вдохновляется верою. Защищая себя от врагов или выступая на них сами русские, прежде всего, были убеждены, что проливают свою кровь за отеческую веру. Так было и в начале становления русской государственности, так было и на протяжении веков. Благоверный князь Александр Невский, помолившись усердно перед битвой со шведами, сказал своей немногочисленной дружине: «Нас немного, а враг силен; но Бог не силе, а в правде: идите с вашим князем!». Крест считался оружием нетленным, им благословлял преподобный Сергий своих иноков на Куликовскую битву. Куликовскую битву исторически отмечают как особую веху в развитии русского национального сознания. На поле Куликово шли рязанцы, москвичи, владимирцы, новгородцы, а вернулись русские. Защитники «святой Руси» смогли одолеть татаро-монголов лишь поднявшись на защиту святынь православия, а не политических или земельных интересов [ 8]. При этом надо отметить особую роль православной церкви, которая на протяжении тысячи лет ковала и пестовала несгибаемый державный дух русского патриотизма.

Горячей верой было проникнуто учение. В общем, вся «наука побеждать» зиждилась на вере:

С нами Бог!

Молись Богу – от него победа.

Пресвятая Богородица, спаси нас!

Без сей молитвы оружия не обнажай,

Ружья не заряжай, ничего не начинай.

До издыхания будь верен Государю и Отечеству.

Дух укрепляй в вере отеческой, Православной.

Воздай честь небу, а потом земле.

Победи себя и будешь непобедим!»

Перед решающей битвой русское воинство молилось, постилось. Вдохновленные своей верою русские воины брали неприступные крепости, переходили пропасти и горы, терпеливо сносили лишения, голод, холод. Россия веками жила в угрозах войны, в посягательстве многочисленных врагов на русские земли, в постоянном напряжении держать свои рубежи. И эта суровая школа военных испытаний выработала в русском человеке выносливость, стойкость, бесстрашие и необыкновенное терпение. Последнее заслужило особенное название «русское» терпение. Есть мнение, что драгоценный талант терпения и смирения, приобретенный народом во время татарского ига, лег в основу русской государственности. Все сословия несли свои тяготы по укреплению и защите Родины. И эти качества – терпение, кротость, благодушие, неуклонное исполнение своего долга, безропотное несение страданий всегда удивляли иностранцев. Храбрость и героизм свойственны, конечно, и другим народам, но такие христианские добродетели, как незлобие, самоотвержение, скромность, удивительно мирный дух после победы были отличительной характеристикой русского воина. Еще писал о триумфальном въезде русской армии в Париж;

«В Европе росс! – где факел мщения?

Поникни, Галлия главой!

Но что я зрю? Герой с улыбкой примирения

Грядет с оливою златой».

Своя страна еще лежит в руинах, а он (росс) «несет врагу не гибель, но спасение и благотворный мир земле».

Другой отличительной чертой русского патриотизма является жертвенность. Исходит она из того же источника – евангельского учения о любви. «Нет больше той любви, как если кто душу положит за други своя». Готовность отдать жизнь свою за отечество есть великая духовная сила, она и делает русского воина непобедимым. Как пелось в солдатской песне 1812 г.:

«Вспомним, братцы россов славу

И пойдем врагов разить!

Защитим свою державу,

Лучше смерть, чем в родстве жить».

Вспоминая подвиги русского оружия, наш великий поэт пророчески предупреждал:

«Страшись, о рать иноплеменных!

России двинулись сыны

Их цель иль победить, иль пасть в пылу сражения,

Вопрос о жертвенности в последние годы стал особенно актуальным в связи с попытками пересмотреть итоги П мировой войны. Послышались отдельные голоса, что жертв было слишком много. Да, цена победы была велика. Но ведь и вопрос стоял по существу – быть или не быть русскому народу. Общеизвестны гитлеровские планы по использованию славянского населения. И в такой перспективе, в виду угрозы истребления, народное сознание, как и в прежние времена, выразило свою жертвенную решимость стоять до конца – «а нам нужна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим». Народ проявил массовый героизм. Для сравнения можно вспомнить, что многие страны Европы были завоеваны Гитлером за считанные недели. Та же вольнолюбивая Франция сдалась противнику без единого крупного сражения. Боялись человеческих жертв, не хотели материальных разрушений. Менталитет западно-европейского человека пронизан духом либерализма, всепрощенческого гуманизма и героизма, что в принципе исключает перспективу положить «живот свой за други своя». Поэтому разговоры о границах жертвенности, «разумной жертвы» не состоятельны по существу. Жертва сама по себе обладает святостью. Большие жертвы русского народа во П Мировой войне было условием выживания народа. Именно это трагическое условие высвечивает масштаб народного подвига. Большие жертвы не делают победу менее героической. Легче уничтожить народ, чем вытравить память.

Не случайно в годы испытаний люди обращаются к героическим страницам своего прошлого, ища поддержки в духовном стоянии и ответе на вызовы современности.

Для решения современных проблем патриотического воспитания молодежи полезно вспомнить опыт быстрого возрождения патриотического сознания в стране в первые же дни и месяцы после нападения фашистской армии на Советский Союз. Предварительно необходимо отметить, что исторические российские традиции любви к отечеству, родной земле были резко прерваны после октябрьского переворота в 1917 году. Национальное самосознание считалось враждебной пролетариату ценностью. Поскольку «у пролетариев нет отечества» - по Марксу - Энгельсу, то и патриотизм был «отменен». Готовились к мировой революции и партийная идеология утверждала ценности интернационализма. Идеи о новом обществе («Мы наш, мы новый мир построим, кто был ничем, тот станет всем») были восприняты значительной частью народа. Мечтали «в мире без Россий, без Латвий жить единым человечьим общежитием». Причем, революционный пафос был так силен, что готовы были жертвовать и собой, и своей страной ради «светлого будущего всего человечества». Это была какая-то мистическая черная вера.

Со свойственным русскому менталитету максимализмом, распевали «все, как один, умрем в борьбе за это», готовы были свою «хату оставить, пойти воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать». А у себя оскверняли мощи, срывали колокола, разоряли деревню «до основания», а затем строили города, заводы, в том числе и «Котлованы». Были и большие достижения, и жесткая индустриализация, и безжалостное разрушение природы. Но главная трагедия была в том, что разрушалось национальное самосознание, развенчивались традиционные ценности. Воинствующая коммунистическая идеология была направлена на «создание нового человека» - послушного, безжалостного, делового «винтика». Истреблялся тот тип человека, которым исконно держалась русская земля, - жертвенным, мужественным, стойким.

Гроза 41 года, угроза реального порабощения страны все поставило на свои места. Два с небольшим десятилетия коммунистической идеологии не вытравили из сознания людей лучшие качества, которые народ стяжал за тысячелетнюю свою историю, и в первую очередь, любовь к родине. Буквально в первые дни войны народ собрался с духом и с неукротимой решимостью поднялся на борьбу с врагом. Как известно, подъем народного духа бывает именно в минуту грозных испытаний, когда враг на пороге.

«О как душа заговорила

Народность наша поднялась:

И страшная России сила

Проснулась, взвихрилась, взвилась».

И хотя эти слова были сказаны Глинкой в 1812 году, они очень верно отразили обстановку в стране после нападения Германии на Советский Союз. «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой» - призыв прозвучал на всю страну. Началась усиленная пропагандистская работа, направленная на воспитание чувства, как тогда говорили, «социалистического патриотизма», личной ответственности за судьбу Родины. Для агитационной работы было выделено 3 млн. (!!) агитаторов и пропагандистов . Были разработаны письма, рекомендации, памятки и другие документы, предписывающие формы, методы и содержание агитационной работы в различных слоях общества. Были созданы антифашистские комитеты (Всеславянский, Евркйский, Советской молодежи, Советских женщин). Вообще, все мероприятия носили массовый характер, все общество было пронизано и пропитано агитационной пропагандой. Везде, в домах, школах, бомбоубежищах , учреждениях и т. д. были созданы красные уголки с постоянно обновляющейся информацией. Широко были распространены разнообразные средства наглядной агитации: доски информационные, газеты, плакаты – «молнии». Большая работа велась в издательствах: выпускались книги о славном прошлом народа нашей страны, о героизме армии, офицеров и солдат, о победах русского оружия. Особую роль надо отметить творческой интеллигенции – писателей, поэтов, художников, артистов. Патриотическая тематика пронизывала все их произведения (прозу, стихи, музыку, спектакли). Воспитывалась любовь к родине, ненависть к врагу.

в «Правде» писал: «…Моя родина, моя родная земля, мое отечество, в жизни нет горячее, глубже и священнее чувства, чем любовь к тебе…». Уже в 1942 году А. Твардовский начал публиковать свою замечательную поэму «Василий Теркин», написанную на таком хорошем русском языке , что стихи сами запечатлевались в сердце. Образ русского солдата, жизнерадостного, умелого, смекалистого, мужественного патриота своей любимой родины воодушевлял миллионы людей. А замечательная седьмая симфония, исполненная уже в середине 1942 года в осажденном городе. Грозная и этическая, сердечная и строгая музыка, воспевающая мужество защитников города, вещающая о победе, несмотря на силу врага, поднимала дух людей, согревала их сердца. Надо отметить, что все художественные произведения в эти грозные годы отмечались необыкновенной выразительностью и проникновенностью, находили путь к сердцам людей. Вспомнить только знаменитые плакаты «Родина – мать зовет», «Бей насмерть», «Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет», «Воин Красной армии, спаси» и др.

Война обнажила мощную силу – самоотверженный порыв народа на защиту Отечества, взлет русского патриотизма. В этом было особое величие народа, т. к. перед войной все слои общества прошли «чистки», процессы, раскулачивание, расказачивание и т. д. Но в решающую минуту опасности, когда встал вопрос о существовании самого народа, любовь к Родине превзошла все остальные чувства и отношения.

Значение духовного фактора в культуре патриотизма хорошо понимали советские военноначальники и сам Главнокомандующий. Уже в своей речи к народу Сталин обращается в христианской традиции «братья и сестры», вспоминает великих защитников земли русской – Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьму Минина и др. По инициативе Сталина утверждается патриаршество, призывается духовенство (кто еще выжил в лагерях) к служению. Русская Православная церковь горячо откликнулась на народную беду. В храмах служили молебны, священники благословляли воинов на ратные подвиги, собирали материальные средства на военную технику. Представители РПЦ показали не на словах, а на деле свое единство с народом, готовность жертвенного служения за общее дело – освобождение страны от захватчиков. Восстановление духовного единства народа стало решающей силой в победе над фашизмом.

Особенность современной ситуации в России заключается в том, что российское общество разобщено, дезориентировано. Остро ощущается отсутствие национальной идеи, которая бы объединяла людей. Человек должен осознавать себя и свое место в обществе, знать свое прошлое и быть уверенным в будущем. Именно народная память о великом прошлом рождает героев сегодня. В целом речь идет о формировании национального самосознания, о сути объединяющей идеи для России. Знаменательно, что значительная часть ученых признает, что эти проблемы неразрешимы сугубо секулярными. т. е. атеистически-материалистическими категориями. Здесь нужен иной язык - не светской идеологии и даже не политической социологии, а политической теологии . Ведь речь в данном случае идет о том, что неизмеримо глубже идеологии. Даже более того: речь идет о том, что во­обще не является идеологией.

Как показывает печальный социальный опыт новейшего времени, идеология, как таковая, в принципе не может быть объединяющей. Ни коммунистическая, ни какая другая пар­тийная или национальная идеология не могут сыграть роль объединяющей идеологии. Причина в том, что идеологемы всегда апеллируют к интересам какой-то отдельной части, но не целого. Объединив одних, идеология отделяет их or других. Идеологии всегда партикулярны и различаются лишь направленностью и масштабами этой патрикулярности. В них по оп­ределению нет и не может быть консолидирующего универ­сализма ...

Чтобы начать процесс концептуального заполнения этой ниши, необходимо понимание одной важной вещи - для Poссии есть только одна объединяющая идея, которая может быть ценностной, смысловой , нормативной доминантой в ее со­циальной и духовной жизни. Это христианская идея...

Истинная, т. е. христианская идея способна и напоить, и накормить. И, конечно же, она способна и объединить, консолидировать людей, обеспечить действенность и эффективность солидаристических связей в oбществе [ 6].

Ключевое значение в соединении человека с идеологией занимает семья, ведущее звено социализации. Главная роль в этом взаимодействии принадлежит религиозным ценностям.

Уникальность роли семьи может быть представлена в та­кой последовательности участия конкретного человека в идео­логическом процессе:

Во-первых, как ребенок именно в семье он усваивает со­держание таких понятий, как «традиция», «норма», «мечта», «свобода», «ответственность», «смысл жизни» и т. д. Здесь он приобщается к основам религии, религиозной идеологии;

Во-вторых, в юности нравственная атмосфера семьи, по­нимание ценностей родителей через их поступки, нравствен­ные примеры создают исходные предпосылки для восприятия какой-либо идеологии;

В-третьих, в годы зрелости, особенно в период 20-30 лет, человек сам создает себе семью, в которой он начинает помо­гать своим детям знакомиться с традициями, нормами, идеа­лами, ценностями, смыслом жизни и т. д.;

В-четвертых, в пожилом возрасте (как дедушка или ба­бушка) человек весьма активно участвует в том же начальном этапе социализации своих внуков и внучек. Он уже сам может и обязан предложить образцы нравственного поведения, един­ства слов и поступков, своей идеологии [ 6, с. 106 ].

Исследования базовых ценностей россиян, процесса формирования российской идеологии 21 века показало, что сегодня в России востребована различными слоями общества объединяющая патриотическая идеология, как это было и раньше, в самые тяжелые и смутные времена в истории России .

Необходимость такой идеологии диктуется, прежде всего, с целью достижения единой цели – выхода их из кризиса и возрождения Отечества, созидания общего блага и достойной жизни каждого россиянина. Патриотическая идеология обогащает и наполняет глубоким жизненным смыслом идеалы и ценности граждан, соединяя их с российской мечтой и исторической миссией, благодаря сохранению и упрощению исторической памяти.

Важным на сегодняшний день является факт, что востребованность патриотической идеологии выражается не только народным сознанием, но и верхушкой власти. Так, при посещении старинного села Старая Ладога 17 июня 2003 года сказал: «Если говорить про объединяющую идеологию – то для такой страны, как Россия, - это, конечно, патриотизм. Нам недостаточно вспоминать, какими мы были великими, талантливыми и красивыми. Надо, чтобы мы и сегодня были такими».

При воспитании патриотизма в современных условиях надо иметь в виду, что важнейшей его составляющей является духовность (имеется в виду благодатная духовность, а не демоническая). Духовность же является чисто религиозной категорией, которая не имеет смысла без понятий о добре и зле, бессмертии человеческой души, о Боге. Поэтому решать проблемы патриотизма без религиозного освещения невозможно по сути, что и показала нам недавняя история. Всем известно, как советский человек гордился своей Родиной. И было чем гордиться, страна действительно имела великие достижения во всех областях: от балета и спорта, до ракет и космоса. При этом страна несла образ великой супердержавы, выразительницы идей справедливости. В один день 1991 года великой страны не стало и никто из миллионов, оказавшихся чужими на своей земле, не поднялся, не заступился, не возроптал даже. «Народ безмолствует». Хотя полвека назад эти люди считали своим священным долгом умереть за Родину, т. к. в 40-е годы 20 века народ еще хранил исторические традиции. Но десятилетия коммунистической пропаганды, воспитание нового «социалистического» патриотизма, который стремились воплотить не только в преданность и верность своей Родине, но и «всему содружеству социалистических стран» размыл саму сущность патриотизма. Ясно, что все страны, даже и социалистические, любить невозможно так, как любят свою, родную, единственную страну.

Главной задачей воспитания молодежи в духе патриотизма является увековечивание памяти о победах русского оружия, о павших героях, о главных событиях российской истории. Например, увековечивание памяти павших воинов, это старинный воинский ритуал, имеющий вековую традицию. Память – священное чувство, живет в сознании народа вечно. И не просто живет, а завет новые поколения людей к свершению подвигов. Поэтому народ так чтит память о своих предках. Народ всегда сооружал памятники, храмы, часовни, кресты для увековечивания памяти. К сожалению, эти традиции были насильственно нарушены. В 20-е, 30-е, 40-е и 50-е годы ХХ века были уничтожены тысячи памятников, в том числе Храм Христа Спасителя во славу русских воинов, победителей армии Наполеона и памятник Александру П, Генералу Скобелеву и многим другим. Современные школьники, учась по новым учебникам Сороса, зачастую даже о значительных, эпохальных событиях не знают правду. Поэтому на сегодняшний день самое главное донести до молодежи славные страницы нашей истории и сохранить память на вечные времена.

Именно с детства, с ранней юности, «пока сердца для чести живы» надо начинать патриотическое воспитание. Упущенное сегодня, обернется драматическими последствиями завтра. В первую очередь надо использовать сложившийся в исторической России опыт воспитания духовно-нравственной личности, готовой служить на благо отечеству и мужественно защищать его в минуты опасности. Молодежь – будущее России и без осознанной и глубокой любви к родине невозможно возродить Россию и выстроить сильную страну.

Чувство любви к Родине формируется в душе ребенка с раннего детства, начиная со сказок о былинных богатырях, защитниках Земли русской. В последствии это чувство углубляется или выветривается под влиянием множества факторов. Так, в период развала страны ельцинскими и гайдаровскими реформами, многие из молодых людей не видели приложения своих сил на Родине. И только к настоящему времени, по мере укрепления российской государственности начинает меняться мировоззрение молодежи и усиливаются патриотические тенденции.

ЛИТЕРАТУРА

1.БСЭ. Т. 19, 282.

2. Великая отечественная война Советского Союза гг. (Краткая история). М., 1970. Изд-во Мин. Обороны СССР.

3. Высоко преосвященный Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Будь верен до смерти. – М.: новая книга, 1993.

Благодаря этому появится правовая основа насущно необходимого введения во всех учебных заведениях для всех учащихся предмета по культурно-нравственному воспитанию на основе изучения и освоения абсолютных общечеловеческих норм и предмета по устроению благополучной семьи .

Чтобы не возникло проблемы «отцов и детей» и для оздоровления экологии духа и совести в обществе, необходимо эти предметы также вводить как обязательную воспитательную работу в трудовых и рабочих коллективах и в средствах массовой информации, как это было в советское время..

Вторая задача состоит в организации научно-богословских исследований по возрождению духовно-научного творчества.

До ужасной катастрофы в 1917 году в России широко применялось духовно-научное творчество , которое позволяло получать с Божией помощью высшие достижения в науке, технике и других областях полезной деятельности человека. Этим творчеством владели выдающиеся личности: Ломоносов, Болотов, Суворов, Пирогов, Менделеев, Докучаев, Павлов, священник Павел Флоренский, Ильин, Сикорский, архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) и многие другие. Они руководствовались библейской истиной: «Богу известно все обо всем в прошлом, настоящем и будущем ». Молили Бога о помощи в получении искомого решения и результата и получали их.

Для овладения духовно-научным творчеством человек должен иметь два качества : Во-первых, способности в области научно-технической деятельности , во-вторых, крепкую веру в Бога и возрастание в православном образе жизни.

В прежние времена эти качества имели многие, поскольку почти все люди, имеющие способности в научно-техническом творчестве, как правило, рождались и воспитывались в православных семьях . После революции 1917 года в России в большой мере исчезли православные семьи. Поэтому сегодня почти все дети и молодые люди, обладающие потенциальными способностями в духовно-научном творчестве, имеют безбожное воспитание . Для них закрыта высшая Божия истина . В связи с этим научно-духовное творчество стало редким явлением. А творчески одаренные специалисты получают новые решения на основе безбожного умственного инженерного творчества, результаты которого значительно ниже духовного созидания и часто оказываются даже более вредными, чем полезными. То есть современным талантам невозможно подняться до уровня Ломоносова, Менделеева и других знаменитых ученых России.

Овладение современными специалистами духовно-научным творчеством является для России громадным потенциальным резервом и силой в преодолении происходящего в нашей стране кризиса и возрождении могучей Державы.

Но решение этой проблемы включает ряд сложных новых для настоящего времени задач. Первоочередная из них состоит в организации поиска среди учащихся школ, студентов вузов и специалистов людей, имеющих одновременно веру в Бога и способности к освоению духовно-научного творчества.

Другая задача состоит в организации для таких людей очно-заочной школы по овладению духовно-научным творчеством . В этой школе особо важным становится изучение опыта деятельности выдающихся творческих личностей и монастырей России в прошлые времена, использование их опыта в решении актуальных современных задач. При этом нужно использовать существующую дистанционную форму обучения с применением компьютеров и Интернета.

Особое место в этой школе должно иметь направление по проектированию и созданию благотворных объектов – социально-экономических, технических систем, жилых поселков и т. д. Благотворные – это значит наиболее полезные и безвредные системы для тела, души и духа человека и окружающей природной среды. Они способствуют и помогают осуществлению жизни по заповедям Божиим и стяжанию Святого Духа , как заповедовал преподобный Серафим Саровский.

Третья задача - целевая подготовка кадров.

Успешное решение проблемы духовно-нравственного оздоровления и нормализация экологии духа и совести невозможны без целевой подготовки необходимых кадров – профессионалов. Речь идет об организации подготовки необходимых для этого специалистов, которых теперь не выпускают государственные и церковные учебные заведения и которые будут обеспечивать восстановление разорванных и уничтоженных связей между Церковью, государством и обществом.

Поэтому представляется целесообразным организовать государственную подготовку кадров по следующим специальностям и направлениям:

– духовно-нравственное воспитание в учебных заведениях;

– создание и сохранение благополучной семьи на основе православного образа жизни;

– церковно-славянский язык – основа русской культуры, литературы и православной веры;

– Святая Русь – главная сила России;

– христианское искусство и архитектура;

– церковное и народное пение;

– экология природы, духа и совести;

– проектирование и создание благотворных систем;

– организация связи и сотрудничества между государств енными органами и религиозными конфессиями;

– использование средств массовой информации в духовно-нравственном оздоровлении общества.

Возможны и другие направления, поскольку проблема оздоровления экологии духа и совести мало изучена и разработана.

В целом высказывания Патриарха Кирилла содержат постановку важных задач для ученых, государственных деятелей, педагогов и священнослужителей, которым предстоит этими задачами неотложно заниматься.

Перед любой страной сегодня стоит вопрос о повышении уровня благотворных научно-технических разработок. Без оздоровления экологии духа невозможно овладение высшим благотворным творчеством с Божией помощью, особенно в настоящее время, когда сложность научно - технических разработок все более превосходит интеллектуальные возможности человека. Без оздоровления экологии духа и совести невозможно осуществить воспитание высоконравственных личностей, являющихся все более ценной частью общества. Невозможно создание и укрепление Святой Руси, являющейся самой большой силой России и мирового сообщества. Вот какие проблемные вопросы поднял и поставил Митрополит Кирилл – ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси.

За многие годы страданий русского народа, связанных с уничтожением Русской Православной Церкви и Святой Руси, Господь дал нам Свой Божий дар – лучшего проповедника Православия нашего времени – Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В ответ на этот дар и нам – народу России нужно проснуться, подняться и стряхнуть с себя накопившиеся грехи и соединиться по настоящему с Христом Спасителем. Как сказал современный выдающийся русский поэт – иеромонах Роман (Матюшин):

Вся Россия стала полем Куликовым.

Ополчился ворог. Быть нам иль не быть?

Но не слышно клича Дмитрия Донского,

Некому Отчизну нашу защитить.

На земле родимой - Родина в опале.

Разгулялась погань - и просвета нет.

Где ты, Старче Божий, Сергие Всехвальне?

Под твоей десницей каждый - Пересвет.

Так подымем хоругви, помолясь крепко Богу.

И за Веру, за Русь станем все, как один.

Нет ни Сергия нынче, ни князя Донского,

Только образ Пречистой, да Спас впереди.

Отчет составил: доктор технический наук,

профессор, заслуженный деятель науки

протоиерей Александр Половинкин

Любовь к родине и патриотизм - это понятия разные.

Любовь - это чувство, которое мы можем испытывать к разным объектам и субъектам. Мы можем любить (или не любить) одновременно родину, женщину, маму, ребёнка, бога, свой дом, музыку, красное вино, мясо, ананасы, путешествия, свои или другие города и страны и так далее…

Этому чувству не нужны жертвенность или страдания во имя кого-то или чего-то. Как только в любовь примешивают ревность или жертвенность она приобретает болезненные формы. Жертвенность же в патриотизме - его важная часть.

Мы можем что-то любить, а что-то - нет в любом явлении и человеке. Мы также выбираем кого и что любить. Но, как известно, «Родину не выбирают». Где родился - то и люби. Выбор минимален.

Патриотизм - это не только любовь, но и, что важно, демонстрация любви к Родине. Патриотическое поведение - это когда мы не только любим, но и показываем это, навязываем это чувство другим, считаем отсутствие любви к нашему объекту недостатком или даже преступлением.

Из любви выгоду не извлекают. Само чувство уже достаточно. Демонстрация же чувства - в данном случае патриотизма - имеет целью ещё и извлечение какой-то выгоды, моральной или физической, так как сакрализация этого чувства повышает значимость тех, кто его испытывает. Под эгидой и маркой патриотизма творить можно что угодно, и это не осуждаемо.

Под «родиной» каждый понимает своё: кто-то государство, кто-то язык, кто-то пейзаж детства, а кто-то воспоминания или свою семью - и потому любовь к родине у разных людей разная. Другие это всё равно не почувствуют так, как я. И не нужно. Патриотизм же - это форма, как правило, групповой любви и разделённых представлений и ценностей.

Есть любовь избирательная. Конкретная: это люблю, а это нет. А есть любовь подобная эйфории, к образу - когда кажется, что любишь «всё» и «целиком». Патриотизм подразумевает любовь к Родине в целом. Любить её такой, какая есть, «во что бы то ни стало», «несмотря ни на что». Конечно иногда, патриот может и ругать Любимую, но не позволяет это делать другим. Люблю её, какой бы она ни была. За то, что она есть.

Любовь к кому-то или чему-то не порождает ненависть к тем, кто это не любит. Это моё личное чувство. Патриотизму же необходимо, чтобы и другие разделали это чувство, а ненависть к врагам Родины обычно прибавляет силы и страсти.

Чувство любви приятно и полезно тем, что в объект любви хочется вкладываться, о нём заботиться и помогать ему в развитии. Любящий родину или часть её может быть и чувствующим, и действующим, исходя из этого понимания любви. Это не требуется от других, и другим не сообщается - это наше личное дело. Деятельность же патриота требует вовлечения в неё других. Патриотизм становится общим делом и требует объединения.

То есть каждый из нас может любить родину и при этом не быть патриотом. Можно рассматривать патриотизм как частный случай и необязательный вариант любви к родине. При этом, демонстративность, жертвенность, массовость, нетерпимость, навязчивость и активность этого явления и чувства часто придают ему нездоровый характер, приводя к серьёзным и опасным заболеваниям на этой почве. Что угрожает благополучию как самого любящего, так и объекта его любви.

P. S. Написал год назад. И за прошедший период, знакомясь с российским, украинским, американским и прочими патриотизмами, убедился их общем характере, и точности данных наблюдений.

Сочинение


Любовь к родине, чувство патриотизма… Как их объяснить? За что мать любит своего ребенка? А за что мы любим своих матерей? Ведь далеко не все дети, если посмотреть со стороны, достойны материнской любви. Но это - если со стороны. Так и любовь к родине. Она есть, так как есть страна, в которой родила тебя мать, где родились и покоятся с миром на кладбищах твои предки. Именно в этой стране, а не в другой. И невидимые нити связывают тебя с твоим родом, а итак, и с родиной. Поэтому ты и любишь ее той любовью, которую объяснить сложно: видишь все ее несовершенства и все-таки любишь. Есть родной язык, который ты слышишь с детства, на котором ты сказал первые слова. И тебя поняли. Прочитал первую книгу на родном языке и она тебе очень понравилась. Много книг еще прочитаешь в будущем. Может, и на других языках. Но родным будет язык твоей матери, язык, на котором говорят все вокруг в твоей стране. И родное слово, родной язык - это тоже часть твоей родины.

Есть мир твоего Детства. Из него многое запало в душу. Вот дедушка вышел из подъезда посмотреть, как я впервые иду в школу. До конца нашей улицы я ощущал его взгляд. А вот в воскресенье поехали на озеро. Я еще не умел плавать и очень боялся, что отец в воде выпустит меня из своих рук. Но рука отца была крепкой, и надежной.

Мне стало стыдно за свою трусливость. Так я начал учиться плавать. А крепкая рука отца - это тоже моя родина. Есть школа, где мы слово «родина» впервые прочитали по слогам». Есть в школьном коридоре наше окно.

Садясь на его подоконник, мы с ребятами строили планы на будущее и наблюдали за девчонками, любовались самой красивой из них - Зиной Филатовой, в которую мы были влюблены все. Эти воспоминания будут со мной всегда. Они - мой школьный причал, моя родина. Есть в нашем городе одно заветное место: любимый нами, моими одноклассниками, гидропарк. Весной и осенью он очень красивый, но главное - не многолюдный. Иногда нам кажется, что он только наш. Какие вербы купают свои ветви в воде! Какие лужайки! Как там весело играть в волейбол! После выпускного вечера мы пойдем туда встречать рассвет. Хотя это может кому-то показаться странным, но наши воскресенья в этом парке - это мое родное, моя родина. Совсем недавно мне стали более понятны чувства М. Ю. Лермонтова, описанные в стихе «Родина»:* С отрадой, многим незнакомой,
* Я вижу полное гумно,
* Избу, покрытую соломой,
* С резными ставнями окно.

Благополучие крестьян радовало поэта. Понятие о благополучии сейчас другое, а чувства те же. Когда я вижу богатые дома с усадьбами, с иномарками возле красивых ворот, у меня нет желания сказать: «Откуда у людей такие деньги?». Нет никакой зависти, только незнакомая многим отрада. Так как чем больше богатых и обеспеченных людей - тем лучше моей родине. А руины, заброшенность, убогость - это должно остаться в прошлом. Я люблю свою страну, но любовь моя не слепая. Я вижу многое, что вызывает во мне боль и злость, досаду и негодование.

Я слышу потоки лживых обещаний осчастливить народ. Но эту злость и негодование я не переношу на весь свой народ. Не нужно обобщений на манер «Наш народ никогда не научится честно работать!». Да, хватает еще у нас бездельников, иждивенцев и просто нечистых на руку людей. Но не они олицетворяют наш народ. Мой народ - это мои любимые родители и учителя, старший брат, друзья, добрые соседи, спортивные наставники. Это мои любимые поэты и писатели, артисты и музыканты. Они - моя родина. Странными выглядят, наверное, мои размышления, за что я люблю родину. Но разве обязательно любить за что-то?

“Как у маленького деревца, еле поднявшегося
над землёй, заботливый садовник укрепляет
корень, от мощности которого зависит жизнь
растения на протяжении нескольких десяти –
летий, так учитель должен заботиться о вос –
питании у своих детей чувства безграничной
любви к Родине”.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становиться патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относиться чувство патриотизма.

В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации

Подчеркивается, что “система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость”

Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. “Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом”.(С. Михалков). В основе этого сложного педпроцесса лежит развитие чувств. Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. В. Г. Белинский, К. Д. Ушинский, Н. А. Добролюбов и другие считали, что воспитание в ребёнке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нём гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости. В. А. Сухомлинский считал, что с малых лет важно, воспитывая чувства, учить ребёнка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.

Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру.

Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов.

Дети младшего возраста должны знать: название своей улицы и той, на которой находиться детский сад. Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, почта магазин, аптека и т. д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что всё это создано для удобства людей.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется: это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты, старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц; в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живёт. Для этого необходимы экскурсии по городу, в природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребёнок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и так далее. Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания. Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов.

Исходя из этого данная работа включает целый комплекс задач:

  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  • формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • воспитание уважения к труду;
  • развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  • формирование элементарных знаний о правах человека;
  • расширение представлений о России, ее столице;
  • знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном;
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
  • формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.

Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту и т.д., так как воспитывает в ребенке патриота вся его жизнь: в детском саду и дома, его взаимоотношение со взрослыми и сверстниками.

Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

  • “позитивный центризм” (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
  • Непрерывность и преемственность педагогического процесса;
  • Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  • Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватной возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
  • Деятельностный подход;
  • Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Для реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников необходимо:

  • Создание благоприятных материально-технических и социальных условий;
  • Обновление содержания образования, отбор наиболее интересного и доступного материала с опорой на опыт и чувства детей;
  • Последовательная ориентация на культуросообразность образования, призванного обеспечить формирование духовного мира человека;
  • Тесный контакт по данной проблеме с семьей, опора на ее традиции и опыт.

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:

Безусловно, настоящая схема не передает всю полноту работы по данному вопросу: все эти задачи присутствуют как бы внутри работы по нравственно-патриотическому воспитанию.

Гораздо важнее, создать условия для решения задач патриотического воспитания, для формирования у детей чувств и отношения, составляющих в конечном итоге, патриотизм: привязанности, верности, чувства собственности и ощущения того, что ты свой, что нужен.

Чувство Родины… Воспитание его у ребёнка начинается с отношения

к семье, к самым близким людям: матери, отцу, бабушкам, дедушкам. Это

корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

С младенчества ребёнок слышит родную речь. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. “Это - первые и блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К. Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа”. Он ввел в русскую педагогическую литературу термин “народная педагогика”, видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Постепенно у дошкольников складывается “образ собственного дома” с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть и любит его. Это чувство “родительского дома” ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Если в семье есть свои, только ей присущие привычки, правила (отмечать какие-то даты, готовить друг другу сюрпризы, вместе отдыхать и т.п.), то все это постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка и остается как приятные воспоминания детства, которые хочется пережить снова. У каждого воспоминания, но они дороги человеку и накрепко привязывают его к родному дому, родным людям.

Задачей педагога и, конечно, родителей является сделать так, чтобы подобных “теплых” воспоминаний у ребенка было побольше.

Жизнь детей в дошкольном учреждении должна обеспечивать им также эмоциональный комфорт. Детский сад должен стать домом, в котором бы ребенок хорошо себя чувствовал. Для того, чтобы дошкольное учреждение помогало воспитанию патриотических чувств, жизнь детей в нем должна быть интересной, насыщенной, запоминающейся. Очень важно, чтобы ребенок полюбил свой детский сад. Происходит это в том случае, если воспитатели с уважением относятся к каждому ребенку, знают его достоинства и способствуют их развитию в процессе игр, праздников, интересных занятий и т.п. Если воспитателям удается сделать детский сад вторым домом ребенка, то чувство привязанности закрепляется и с годами переходит в область приятных и дорогих воспоминаний.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы в своей природе, людях и их труде, замечательном народном творчестве. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен край родной.

Родной город… Надо показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, и особенно – близких людей.

Такие важные понятия, как “долг перед Родиной”, “любовь к Отечеству”, “трудовой подвиг” и т. д., необходимо прививать на конкретных фактах из жизни старших членов семьи – участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов. Важно подвести ребёнка к пониманию, что мы победили в Великой Отечественной войне потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Задача воспитывать у детей чувство привязанности, о какой – то части родного города по отношению к дошкольникам трудновыполнима. Можно рассказать детям о своих любимых местах городе, постараться через иллюстрации, фотографии, открытки показать им не только всю панораму города, но и отдельные места. Можно провести несколько бесед, например о парках, о памятниках и др. Содержание воспитатель отбирает сам, опираясь на местные условия. Важно лишь, чтобы познавательный материал был понятен детям, вызывал интерес, желание посетить эти места. В обобщающей беседе “За что я люблю свой город” дети вспомнят то, что о нем узнали.

Необходимо, чтобы дети принимали участие в праздновании Дня города или в других событиях, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости, веселья. Это может осуществляться в таких формах, как отражение впечатлений от экскурсий в рисовании, конструировании, изготовлении макетов или подарков, которые дети вручают бывшим воинам в День Победы, просто на улице, в парке и т.п.

Воспитывая у детей любовь к родному городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

  • Повсюду люди трудятся для всех (учителя, врачи…)
  • Везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов
  • Повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся, помогают друг другу
  • Люди берегут и охраняют природу
  • Есть общие профессиональные и общественные праздники

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, с флагом и гербом Российской Федерации (следует подчеркнуть, что предложенная система нравственно-патриотического воспитания может видоизменяться в зависимости от конкретных условий).

Воспитание отношения к своей стране в большей мере опирается на когнитивный компонент: детям сообщают информацию, которую они должны и могут усвоить. Знания должны быть эмоциогенны и побуждать ребенка к практической деятельности.

При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоте и разнообразии, на ее особенностях (по какому дереву можно сразу определить Россию, какие цветы цветут на российских лугах, какие животные обитают в наших лесах…)

Средством патриотического воспитания является искусство: музыка (Чайковский, Прокофьев), художественные произведения (стихи Блока, Есенина), изобразительное искусство (картины Левитана, Шишкина). Необходимо, чтобы произведения были высокохудожественными.

Важной частью работы по воспитанию любви к Родине является формирование у детей представлении о людях родной страны, тех людях, которые прославили нашу Родину (художников, композиторов, изобретателей, ученых, путешественников, врачей – выбор зависит от воспитателя). Также надо на конкретных примерах, через конкретных людей познакомить детей с “характером” российского народа (творческие способности, умелость, песенность, гостеприимство, отзывчивость, умение защищать свою Родину и др.). Рассматривание иллюстраций, слушание художественных произведений, беседы, а также рисование, экскурсии, игры-путешествия – все это помогает решать поставленную задачу.

Решение задач патриотического воспитания во многом зависит от воспитателя и родителей. Если взрослые поистине любят свою Родину, преданны ей, умеют наряду с критикой замечать и показывать ребенку привлекательные стороны, можно надеяться на эффективность воспитательно-образовательной работы.