Праздник огней в индии. Даты празднования Дивали

Ведь скоро и у нас намечается подобный праздник 🙂 Кстати, в Индии, в 2011 году, новогодний фестиваль огня отмечается с 26 октября.

Праздник огня в Индии называется Дивали , или Дипавали . Главный атрибут, символ праздника везде один — древний масляный светильник из глины, именуемый "диа" или "дипа". От него иполучил свое название Дивали, или Дипавали (Дипа — огонь), что впереводе с санскрита означает «огненная гроздь », «ряд огней ». Этот день также называется Праздником и фестивалем огней. Кстати, мы уже сталкивались с одним необычным индийским праздником — праздник слонов в Индии . Но не будем отвлекаться и продолжим.

Дивали — это один из древнейших праздников и отмечается более 7 000 лет. Этот яркий праздник известен не только в Индии, но и за ее пределами — в Японии, Шри-Ланке, Маврикии, Таиланде, Непале, Мьянме (Бирма). То есть, более миллиарда жителей Индии и не только с удовольствием отмечают фестиваль Дивали. Своей особой атмосферой беззаботного веселья и ожидания воплощения желаний он напоминает наш Новый год. По традиции Дивали — еще и новый год по индуистскому календарю, привязанному к лунному циклу (для некоторых областей страны).

Во время праздника везде соблюдается ряд традиций — индусы одевают новую одежду (раньше хозяева выбрасывали после утреннего омовения свою старую одежду и даже украшения — чтобы их могли подобрать и использовать нищие), приводят в порядок свой дом, украшают его порог цветочными гирляндами из календул и других цветов, а у входа выставляют зажженные масляные светильники.

Кроме того, по древней ведической традиции, нужно воздерживаться от пяти главных пороков — вожделения, гнева, жадности, привязанности и так называемого эго, что в целом означает очищение своих мыслей, слов и поступков. Кстати, гирлянда из календул (чернобрывцев, бархатцев) — это один из символов фестиваля огня в Индии. Наверное, не зря — уж больно календулы огненные цветы.

Дивали знаменует собой окончание сезона сбора урожая, окончание сезона дождей и начало зимы, поэтому посвящается также Богине богатства и благополучия Лакшми, супруге Бога Вишну. Дивали празднуется и мусульманами, отмечающими приход Лакшми огнями и игрой в карты и кости , — ведь Лакшми приносит удачу.

В других случаях дома тщательно убирают, зажигают все огни именно потому, что Богиня не любит темноты, обращаются к ней с молитвой, подносят ей молоко, в которое опущены монеты, а на ночь оставляют двери и окна открытыми, чтобы ей было легче проникнуть в дом. Примерно этой же цели служат гирлянды из цветов — ведь, как известно, женщины любят цветы 🙂

Общая внешняя идея фестиваля огня такова: воздух сотрясается от взрывов ракет, петард и хлопушек. Улицы городов, статуи богов украшаются светящимися фонариками и зажженными свечами. Общая внутренняя идея праздника огней : в середине осени природа испытывает состояние ожидания зимы. Становится темно, сыро, холодно. А впереди еще самая долгая ночь. Но все это можно пережить, если хранить в душе частицу солнечного света и светить другим, помогать другим, быть чутким и внимательным.

В этот день принято надевать новую одежду и украшения, использовать новую посуду, дарить подарки и ходить в гости. По поверью, чем больше света и огня в этот праздник, тем больше благодати, благополучия, успеха, счастья, процветания, богатства и изобилия будет в следующем году в доме.

Празднование Дивали — это не просто новый год , он также означает торжество правды над кривдой, поражение зла добром, победу света над тьмой и символизирует духовнй путь от невежества к знанию. Кроме того, Дипавали обозначает собой начало нового, поэтому считается, что все начинания в этот день будут успешными.

Фестиваль огней в Индии празднуется в месяц Картик (октябрь-ноябрь) и приходится на новолуние месяца Картик (начинается на тринадцатый лунный день) и празднуется в течении пяти дней. По легенде, начало празднования Дивали связано с возвращением на родину царевича Рамы после 14-летнего изгнания в лесу, и его победой над демоном Раваной. Жители Айодхьи (столицы его царства) приветствовали Раму огнем лампадок.

И теперь именно поэтому улицы как крупных городов, так и поселков во время Дивали с наступлением темноты освещаются тысячами огней: перед домами и в храмах зажигают множество масляных лампадок; ярко горят фонари на террасах, крышах, балконах и деревьях; на воду спускают глиняные чашечки с зажженными огоньками; кругом многочисленные фейерверки и бенгальские огни.

На самом деле собственно фестиваль огней — это третий день праздника Дивали, собственно, новолуние, самая тёмная ночь. Но тем не менее, огни горят, а люди веселятся все пять дней фестиваля.

Кстати, не следует думать, что индусы — дремучие и суеверные люди, зарывшиеся в замшелые традиции. Во-первых, и на наш Новый Год достаточно громко взрываются петарды. А во-вторых, никто не сказал, что в честь богов нельзя взрывать петарды "Усама бен Ладен" или бомбы Буша.

Так, на местном рынке периодически появляются петарды не только с подобающими случаю изображениями индуистских богов, но и со злободневными сюжетами. В один из праздников огня самым ходовым товаром оказался "международный террорист номер один". Средняя цена упаковки "Усам" стоила тысяча восемьсот индийских рупий. Она горит в воздухе в течение почти семи минут. "Бомбы Буша" — чуть дешевле. Далее по популярности следуют "огненные" местные политики и так далее.

Как бы то ни было, проходя по улицам городов и захватывая все слои населения, праздник стирает границы межкастового, межконфессионального и межнационального различия. Именно это делает праздник одним из важных событий года.

Например, праздник огня осенью характерен не только для восточных жителей, но и для западных. Так, например, в вальдорфских школах отмечают Праздник фонариков — похожее по духу событие, проходящее также и в похожее время, в одну из ночей конца октября — начала ноября.

Таким образом, праздник огня в Индии — это не только красивая внешняя форма, но и глубокое, интернациональное внутреннее содержание.

В каждой стране есть свои этнические праздники, которыми гордится население. Это часть культуры, мероприятие, благодаря которому можно узнать много интересных фактов о государстве, его истории и становлении. Такие торжества известны в целом мире, и нередко туристы приезжают специально в ту или иную державу, чтобы воочию увидеть все происходящее. Праздник Дивали в Индии - одно из таких торжеств. Дивали или Дипавали является фестивалем огней и посвящен богине счастья и богатства Лакшми. Он является символом победы света над мраком и добра над злом. Дипавали считается основным индуистским фестивалем, который в Индии отмечают повсеместно.

Как выглядит мероприятие

Праздник Дивали в Индии ассоциируется с фейерверками и огнями. С санскрита его наименование переводится как огненная гроздь, именно поэтому в дни, когда имеет место мероприятие, сельские и городские улицы освещаются тысячами салютов и огней. Взрывы ракет, хлопушек и петард разряжаются в воздухе. Статуи богов и улицы населенных пунктов украшают зажженными свечками и мерцающими фонариками (Дипа).

На протяжении празднования люди придерживаются старинных традиций - индусы наряжаются в новые туалеты, убирают свое жилье, возле входов в дома ставят зажженные а пороги украшают гирляндами из цветов. В такие дни необходимо воздерживаться от пяти основных пороков: алчности, похоти, предрасположенности, гнева и эго, что обозначает очищение собственных слов, поступков и мыслей.

В нынешней Индии принято считать Дивали праздником Нового года. Как правило, он выпадает на конец октября - начало ноября. Торжество совпадает с приходом зимы и окончанием периода муссонных дождей. На точную дату празднования влияет расположение Луны, поэтому каждый год оно проходит в различные дни.

Легенда возникновения праздника

Праздник Дивали в Индии начали отмечать несколько столетий тому. Многие разные легенды связаны с таким замечательным событием. Так, существует поверие, что фестиваль имеет самое тесное отношение к победе Кришны над Наракасурой - демоническим существом, которое занималось похищением индийских царевен. удалось одолеть демона, и в честь этого народ приветствовал его зажженными фонарями, факелами и светильниками. Именно отсюда и возник обычай зажигать в этот день повсеместно масляные фонари, факелы, фейерверки и свечи, которые находятся недалеко от статуй священных животных и богов.

Если верить иным иудейским легендам, то Дивали связывают с Стены люди накануне события расписывают на ее честь, приобретают принадлежности для ритуалов, продукты и золото для того, чтобы Лакшми в ответ подарила им богатство и изобилие.

Бытует мнение и о том, что Дивали - это праздник на честь прославления празднование его восхождения на трон, а также справедливого и мудрого царствования.

Территориальные особенности Дипавали

Праздник Дивали в Индии отличается своими особенностями на каждой территории. В западной части страны в этот день принято убирать квартиры и рабочие места. А в вечернее время витрины частных особняков и магазинов светятся всевозможными электроприборами, светильниками и фонарями.

Особы, верующие в то, что Дивали связан с Лакшми, в день праздника также проводят генеральную уборку, молятся, зажигают огни и делают богине подарки в виде молока с опущенными в него монетами. Ночью двери и окна не запирают, чтобы богиня могла беспрепятственно проникнуть в жилье, если она этого захочет.

В Южной Индии верят в то, что Дипавали - это событие, приуроченное к победе Кришны над демоном. В этот день каждый индус наносит кокосовое масло на свое тело, сравнивая ритуал с омовением в священной и избавлением от грехов.

А вот на востоке страны в такой знаменательный день поклоняются богине Кале, которая олицетворяет культ силы. На протяжении десяти дней молятся и преклоняются перед изображениями божества, а потом погружают их в водоемы.

Обычаи, связанные с фестивалем

Праздник огней Дивали в Индии длится на протяжении пяти дней. В это время вся страна превращается в красочное и незабываемое огненное шоу. Сердца людей огни торжества озаряют не только красочными оттенками, но также и добром, поскольку в эти дни принято преподносить подарки, помогать нуждающимся и, вообще, проявлять внимание ко всем окружающим. Ни в какой другой праздник в Индии не дарят такого огромного количества подарков, сколько делают это в Дипавали. Владельцы продуктовых магазинов в честь фестиваля устраивают распродажи для особ, которым не под силу покупать дорогостоящую еду в другое время. Соседей принято угощать всевозможными сладкими деликатесами.

В период Дивали принято тратить деньги на соседей, знакомых и друзей. Особенной популярностью пользуются монеты, на которых изображены божества Лакшми и Ганеша. Также популярны разные диковинные сувениры, драгоценности и предметы искусства. Сухофрукты и сладости в эти дни продают и дарят в разнообразных корзинках. С помощью таких сюрпризов люди проявляют уважение и любовь к своим дорогим и близким людям. Во время празднеств ни один человек не должен остаться без внимания или быть обделенным.

Первый день фестиваля

Дивали, праздник света и огня в Индии, как уже говорилось, отмечается пять дней, каждый из которых посвящают определенной легенде. Так, первый день является самым главным и называется он Дханвантари. Это основное воплощение Вишну. Индусы уверены, что главное божество явилось в этот день и преподнесло им нектар бессмертия. Аювердические знания и были тем самым нектаром. Первые сутки фестиваля - это период молитвы, здоровья и жертвоприношения: совершается ритуальное предложение еды (пуджа) богу Вишну.

Мероприятия второго дня

Что означает праздник Дивали в Индии, мы уже объяснили, а теперь поясним, какие события имеют место на протяжении второго дня празднования. Именно в это время, по преданию, Кришна победил Наракасуру. Утром принято проводить омовения веточками апомарга. Большой начальник, глава страны или мэр населенного пункта обязан зажечь лампадку в храме Кришны, знаменуя таким способом безбедность и мирное процветание среди подданных. В некоторых регионах люди наносят на лбы полосы из киновари, ведь считается, что повергнув демона, Кришна измазал свой лик его кровью. Второй день праздника наполнен радостью очищения.

Лакшми-пуджа - третьи сутки торжеств

Фото праздника Дивали в Индии представлены в нашем описании. В нем же мы расскажем и то, как проходит третий день фестиваля. Это время, когда почитают и Лакшми. Ганеша - божество, обладающее необычайной внешностью: на человеческом теле сидит голова слона и есть две пары рук. Бог служит олицетворением успеха, мудрости и процветания.

Лакшми - это богиня благосостояния. В день Лакшми-пуджи в домах зажигают огни, привлекающие богатство, покой и удачу. Верующие осознают жизненный опыт, который им довелось пережить.

Два последних дня

Общее значение праздника Дивали в Индии мы уже рассмотрели, теперь выясним, что значат два последних дня данного торжества. Говардхан-пуджа, четвертые сутки фестиваля, имеет особенное значение для населения северных регионов. Это день памяти Кришны, защитившего людей от Индры. Говардхан - это название маленького холма в Бражде. В праздник его украшают гирляндами и цветами. Накануне ночью люди находятся в храме, а утром готовят много-много еды, которую потом предлагают Кришне.

Бхау-бидж - пятый день принято отмечать в компании сестер и братьев. Сестры молятся про удачу братьев, за что те осыпают их комплементами и угощают сладостями. В этот день Брат и сестра Яма и Ями встречаются друг с другом. Яма - это символ Солнца, а Ями - Луны.

Празднуем вместе

Праздник Дивали в Индии в 2016 году начали отмечать 30 октября. То, что это индуистское мероприятие, еще не значит, что вы не можете в нем принять участие. В этом году уже поздно, но в следующем 2017 году начало Дипавали выпадает на 19 октября, и вы можете и себе устроить такое торжество.

Прежде чем организовать праздник, следует изучить подробную информацию о нем: почитать литературу, посмотреть фильмы, посвященные торжеству. Затем нужно пойти за покупками. В Индии, как правило, покупают украшения и посуду. Вы можете приобрести подарки себе и дорогим для вас людям.

До наступления первого дня торжества необходимо сделать генеральную уборку в доме и в офисе. Постирайте все грязное, разберите документацию, наведите порядок в каждой комнате. Вход в жилье обязательно украсьте разноцветным рисунком ранголи либо элементами с ним. Можно развесить колокольчики, гобелены, светодиодные фонарики, цветочные гирлянды и прочие украшения. Если удастся, то можете купить деревянные, уже готовые ранголи - украшения из дерева, расписанные традиционными После всего этого можно зажигать фонари, запускать петарды и попытаться ощутить настоящую атмосферу индийского Дивали.

В дни Дивали соблюдаются определенные традиции, и каждая из этих традиций несёт духовный смысл. ДИВАЛИ или ДИПАВАЛИ ("дипа" — огонь, светильник, "вали" — много, т.е. "множество огней", "огненная гроздь")

Освещение дома огнями означает, что присутствует ум (свет ума). Глиняные лампы, которые называются "Дийа" ("Дипа"), символизируют собой тело, которое является комбинацией пяти элементов — земли, воды, огня, воздуха и пространства. Это тело временно. А пламя Дийи представляет собой душу (Атму), которая, достигая постоянной связи со Сверхдушой (Параматмой), даёт искрящиеся и яркие лучи. Масло представляет собой бесценный компонент — духовное знание. Сохранять пламя всегда зажжённым значит быть всегда сознающим. "Я есть свет, всегда связанный с Высшим светом".

В этот день обязательно для всех пробудиться от глубокого сна невежества и быть связанным с Высшим светом с помощью медитации.

Дивали — это также время для оплаты счетов, и финансовых, и кармических. Это — время особенного почитания Дэват. Новая одежда, новая посуда.

В праздник Дивали каждый дом освещён множеством огоньков. В это время закрывают книги старых счетов и начинают новые. Это означает начало нового. Это также символизирует отказ от плохого.

Люди обмениваются поздравлениями и подарками. Раздача конфет символизирует то, что речь, слова должны быть сладкими. Пуджи с огнём означают то, что человек готов предложить все свои слабости огню.

Дивали празднуется в течение трех-пяти дней в зависимости от региона и традиций:

"Дхан" означает "богатство" и "терас" означает тринадцатый день. Это день празднований в честь богини Лакшми, богини богатства. В некоторых регионах Индии лампы в этот день зажигают в честь бога Ямараджа, бога смерти.

2.Второй день. Чхоти Дивали (Маленький Дивали) или Нарак Чатурдаши.

Индусы верят, что в этот день Кришна уничтожил демона Наракасура, освободив весь мир от страха. Фейерверки обычно начинают запускать с этого дня.

Это фактически сам день Дивали и самый важный день праздника. Если в доме не убрано, это нужно сделать в начале дня, в качестве приветствия Богине Лакшми. В этот день принято обмениваться подарками и сладостями для укрепления любви между семьей и друзьями. Фейерверки запускают после обеда.

4.Четвертый день. Говардхан пуджа (Балипратипада, Падива, Говардхан пуджа или Варшапратипада). 8 ноября.

Это тот день, когда Господь Кришна поднял Говардхан Парват, чтобы защитить людей Гокула от гнева Индры, и день, когда был коронован король Викрамадитья.

5. Пятый и последний день Дивали — Бхаи Дудж, Бхая Дудж. 9 ноября. Последний день Дивали посвящается любви между братьями и сестрами. Сестра ставит священный красный тилак на лбу брата и молится за его долгую жизнь, а братья благословляют своих сестер и дарят им подарки.

Дивали — это праздник огней. Говорится, что в огне светильников — свет солнца, луны, звёзд и молнии. Свет — это божественное, тогда как тьма — отсутствие Бога. В ночь Дипавали зажигаются миллионы лампад. Их свет освещает дома и сердца людей, пробуждая в них стремление к Богу. Веды говорят: Тамасо ма джйотир гама "Не оставайся во тьме, иди к свету". Этот путь — из ночи в день — это путь духовного восхождения человека, путь к торжеству Бога в нашей душе.

Дивали (или Дипавали) – главный и, пожалуй, самый яркий праздник в Индии. «Дипа» переводится как «огонь», «светильник». А «вали» означает «много». Таким образом, название праздника с санскрита можно перевести как «огненная гроздь». Недаром праздник ещё называют Фестивалем огней. История празднования Дивали насчитывает уже более 7000 лет.

Сейчас, когда индийская культура любима многими далеко за пределами Индии, нелишним будет узнать об истории и традициях главного индийского праздника Дивали. Итак, окунёмся в глубокий и красочный мир индийской культуры.

Дивали в 2016 году – какого числа?

Знаете ли вы, что в Индии есть свой календарь, который отличается от привычного нам — грегорианского? По нему и рассчитывается дата празднования Дивали. Однако в светской жизни этот календарь используется редко. Так вот, в индийском календаре есть месяц под названием Картика, именно в начале этого месяца (в новолуние) и отмечается Дивали. В 2016 году Фестиваль огней в Индии начинается 30 октября. А в другие годы праздник приходится на иную дату:

В 2017 году - 18 ноября
В 2018 году - 7 ноября
В 2019 году - 27 октября
В 2020 году - 14 ноября

После того, как вы прочитаете о духовных традициях и безграничной красоте праздника Дивали, возможно, вам понадобятся эти даты, чтобы спланировать поездку в Индию и увидеть всё собственными глазами. Кстати, наслаждаться феерией огня и света на Дивали можно целых пять дней – именно столько индийцы отмечают свой главный праздник.

Значение и история праздника Дивали

Для всех индийских народов Фестиваль огней имеет большое значение несмотря на то, что они объясняют происхождение праздника Дивали по-разному.

Последователи вишнуизма считают, что начало праздника положили возвращение из изгнания и восхождение на королевский трон Рамы – седьмого воплощения бога Вишну. После коронации все улицы страны были озарены огнями в знак начала нового, светлого времени.

Для многих регионов Индии Дивали знаменует начало Нового года. Например, торговцы из Западной Индии перед этим праздником подводят итоги своей деятельности: наводят чистоту в лавках и приводят в порядок счетоводные книги.

А на Востоке страны праздник Дивали посвящен темной и яростной богине Кали, которая символизирует культ силы и разрушения. Однако Кали несёт в себе и много конструктивного: она борется с невежеством, поддерживает порядок мире, сопутствует тем, кто стремится познать Бога.

На Юге Индии Фестиваль огней проводится в честь победы Кришны над демоном Наракасурой. В знак победы добра над злом индийцы натирают своё тело специальным маслом, чаще — кокосовым. Эта церемония равнозначна погружению в священные воды Ганга и очищает людей от грехов.

Однако большинство индийцев посвящает Дивали богине богатства и плодородия Лакшми – жене бога Виншну. Лакшми – богиня чистоты и света, поэтому перед праздником Дивали индийцы тщательно убирают дома и зажигают все лампы.

Даже мусульмане на территории Индии празднуют Дивали: они (но далеко не только они) играют в карты, кости и другие азартные игры, ведь богиня Лакшми приносит удачу.

Праздник Дивали – очень добрый и красочный, с богатой историей. Он распространился далеко за пределы Индии – в Шри-Ланке, Тайланде, Непале, Мьянме, Японии и других странах. Фестиваль огней получил распространение даже в странах Запада. Например, на видео ниже – празднование Дивали в Канаде.

Традиции индийского праздника Дивали

С какой бы историей не связывали происхождение Дивали, вряд ли кто-то станет спорить, что Фестиваль огней – это праздник победы добра над злом, истины над ложью и света над тьмой. Это праздник победы просвещённости, которая у индийцев всегда ассоциировалась со светом.

Традиции Дивали имеют особое, духовное значение. Как было сказано выше, жители Индии перед праздником заботятся о чистоте своего жилища и тела. Мысли тоже должны быть чистыми. Обновлению тела и сознания помогают практики медитации.

На Фестиваль огней в Индии принято воздерживаться от пяти главных пороков: страсти, гнева, жадности, привязанности и эгоизма. Это время для очищения не только тела и мыслей, но и – поступков. Дивали — это также время для оплаты счетов: и финансовых, и кармических.

Бесчисленное количество огней, украшающих дома в праздник Дивали, символизируют свет разума. В жилищах расставляют специальные глиняные лампы (дия), которые олицетворяют собой пять атрибутов Вселенной – огонь и воду, землю и воздух, а также пространство. Огонь лампы символизирует душу. Масло лампы означает духовное просвещение. Сохранить огонь дия всегда горящим – быть всегда сознающим:

«Я есть свет, всегда связанный с Высшим светом».

Большие города светятся огнями иллюминации. Сияет всё: и деревья, и статуи богов, и стены домов, и террасы. Повсюду развешаны электрические гирлянды и расставлены глиняные лампы. Кругом слышен шум бенгальских огней и фейверков. Небольшие деревушки озаряются пламенем множества свечей-фитильков, которые плавают в водоёмах и трепещут на крышах хижин.

Не только огни являются неотъемлемым атрибутом праздника Дивали, но и цветы. Например, гирлянды из календул и других цветов - также символ праздника Дивали. Лепестками цветов украшают дома и улицы.

Красочные рисунки-молитвы под названием ранголи – тоже элемент Фестиваля огней в Индии. Они могут быть выполнены из цветов или дерева, но чаще они нарисованы с помощью специальных рассыпчатых красок. Ранголи располагаются на внешних стенах домов и особенно – у входной двери. Ранголи – это способ привлечь богиню Лакшми.

На восходе солнца, когда мужчины ещё спят, женщины берут в руки порошковую краску и, пропуская её струйками между пальцев, лёгкими неуловимыми движениями быстро и безошибочно создают на полу или земле тонкий и сложный орнамент. Иногда орнаменты одноцветные, но чаще двух- или трёхцветные.

Дивали – это праздник обновления. Перед Фестивалем огней выкидывают старые вещи и покупают новые. А в сам праздник люди наряжаются в новую одежду и новые украшения.

Сари с золотым орнаментом символизирует Золотой Век – век чистого света и гармонии. Старую же одежду следует выбросить как напоминание о Железном Веке, который должен закончиться и дать путь обновлению.

На Фестиваль огней в Индии люди дарят друг другу подарки, особенно сладости. Обмен подарками – важная часть духовной традиции индийцев. Индийский святой Шрила Рупа Госвами писал:

«Приносить дары и принимать дары, поверять свои мысли и спрашивать о сокровенном, принимать прасад и угощать прасадом – таковы шесть проявлений любви, которую преданные испытывают друг к другу».

Дивали – это торжество добра, света, чистоты, истины и сознания. Это не просто яркий Фестиваль огней и красочное зрелище, это праздник с глубокими духовными традициями. Во время празднования Дивали индийцы могут по-настоящему ощутить тепло и преданность близких людей, дарить приятные подарки и принимать их, делиться мудростью и, конечно, угощать друг друга прасадом.

Лучшие фотографии праздника Дивали

Маленькая индийская девочка разместилась в окружении гирлянд, цвет которых напоминает огонь.

В руках у девушек поднос со специальными лампами, которые называются земляными. В преддверии Дивали их устанавливают на земле так, чтобы огни образовывали символический орнамент или рисунок.

На следующей фотографии изображён индуистский бог процветания – Ганеша. Рисунок выполнен с помощью тех самых землняных ламп, речь о которых шла выше. Надпись, расположенная под изображением бога, на языке хинди гласит: «Счастливые Дивали».

Пожилые женщины собрались вокруг масляных ламп — дия, чтобы отпраздновать Дивали.

Индийцы зажигают свечи на Фестивале огней в окрестностях храма Нью-Дели.

В честь праздника Дивали женщина украшает порог своего дома красочным рисунком и земляными лампами.

Девочка поджигает свечи перед Фестивалем огней в городе Аллахабад, что на севере Индии.

Бездомный пожилой индиец готовится ко сну прямо на улице, в окружении свечей, что зажег в преддверии Дивали местный торговец перед своей лавкой.



Праздник Девали – главный индуистский праздник

На санскрите этот праздник называется Дипавали (Дипали), на языке хинди - Девали (Дивали). В английском языке соответственно Deepavali и Diwali .
Название праздника «Дипавали» состоит из двух слов. «Дипа» – это традиционный индийский фонарик из глины, заполняемый маслом. Дословно название праздника можно перевести как «ряд огней», «линия ламп», «цепь светильников (фонариков из глины)». Главный атрибут отмечаемого праздника – зажженные лампочки, свечи или традиционные индийские Дипа. Именно поэтому в настоящее время более популярными используемыми переводами Дивали стали «фестиваль огней» и «праздник огней».
Празднование Девали продолжается пять дней :
с 28-го дня месяца Ашвин до 2-го числа месяца Картика, определяемых по индийскому лунно-солнечному календарю. .
Хотя традиции празднования Девали неодинаковы в различных областях, . Во время праздника индуисты отмечают возвращение Рамы из изгнания, и .

Время празднования Девали

Пять дней празднования Девали проходят с 28-го Ашвин по 2-ое Картика. Эти дни в современном индийском календаре соответствуют периоду с 20-го по 24-ое октября григорианского календаря. Однако, даты празднования устанавливаются по индийскому лунно-солнечному календарю , в котором все месяцы начиняются в Новолуние и продолжаются до следующего Новолуния. Именно поэтому праздник Девали представляет собой «плавающий» праздник в солнечных календарях (григорианском и современном индийском). То есть празднество Девали в различные годы этих солнечных календарных систем приходится на разные даты.
Средняя продолжительность двенадцати лунных месяцев (от Новолуния до Новолуния) составляет 354 – 355 земных суток. Это на 10 – 11 суток меньше продолжительности солнечного года. Поэтому на следующий год праздник Девали в григорианском календаре будет начинаться раньше. В лунно-солнечном индуистском календаре для его согласования со временем весеннего равноденствия производят вставку дополнительных месяцев. Если в каком-то году в индийском календаре присутствует вставной месяц, то следующий праздник Девали по григорианскому календарю наступит позднее. Вставка дополнительного лунного месяца происходит каждые 2 – 3 года. Таким образом, по григорианскому календарю празднества Девали приходятся на период с середины октября до середины ноября .
В 2010 году первый день лунного месяца Картика по григорианскому календарю был 5-го ноября. В 2011 году на 10 дней раньше (26-го октября). В следующем году была произведена вставка дополнительного месяца, и первый день Картика в 2012 году был на 18 суток позднее (13-го ноября). В последующие два года вставные месяцы отсутствуют, и, соответственно, праздники Девали наступают раньше: в 2013 году – 3-го ноября, а в 2014 году – 23-го октября.

Дни празднеств Девали в 2017 году

19 октября – день Новолуния (Амавасья) , соответствующий празднику Девали 2017 года и дающий начало лунному месяцу Картика. Празднования Девали в этом году пройдут с 17-го по 21-е октября : Даты праздничных дней Девали могут сдвигаться на день в зависимости от часового пояса стран мира и религиозных традиций в различных областях Индии.

Таблица дат праздников Дивали по годам

*Даты праздника могут немного отличаться в силу устоявшихся различий религиозных традиций и часового пояса.

Пять дней празднования Девали

Празднования Девали проходят в течении пяти дней: трех последних дней месяца Ашвин и двух первых дней следующего месяца Картика.
Девали - это веками создававшиеся традиции празднеств, где каждый день имеет свое собственное религиозное значение.

Первый день праздника Девали

Праздник Девали начинается в 28-ой день месяца Ашвин (13-ый день Кришна-Пакши Ашвин). 28-й день лунного месяца является 13-ым днем второй (темной) половины лунного месяца.
Первый день праздника Девали носит названия «Дхан Триодаши», «Дхантрайодаши». «Дхан» переводится как «богатство», а «Триодаши» - «тринадцатый день».
Первый день празднества Девали также называется: «Дхантерас», «Дханвантари Триодаши».
Это день поклонения богатству, вознесения молитв о процветании и благополучии.
В западных индийских областях коммерсанты отмечают начало нового финансового года. В традициях празднования первого дня Девали проведение инвентаризаций товарно-материальных ценностей и наведение порядка в торговых точках, а также совершение обрядов поклонения бухгалтерским документам и металлическим монетам.

Второй день праздника Девали

В 29-ый день месяца Ашвин (14-ый день Кришна-Пакши Ашвин) отмечается второй день праздника Девали, который называется «Нарака Чатурдаши». Второе слово названия этого дня праздника переводится как «четырнадцатый день».
Этот день Девали посвящен победе Кришну над демоном Наракасуру, символизирующей победу добра над злом и света над тьмой.
По традиции утром этого дня индусы совершают омовения, во дворах и перед входом рисуют множество сложных ранголи. После молитвы (пуджи) зажигаются огни.

Третий день праздника Девали

В 30-ый день месяца Ашвин (15-ый день Кришна-Пакши Ашвин) празднуется третий день праздника Девали. Этот важнейший день празднеств Девали посвящен богине богатства и процветания Лакшми и называется «Лакшми Пуджа» («молитва богине Лакшми»).
В третий день Девали по всей стране возносятся молитвы богине Лакшми и её воплощениям (Ганеше и Кубере). К этому времени индийцы стараются навести порядок в своих домах, а под вечер для получения благословления Лакшми зажечь как можно больше огней.

Четвертый день праздника Девали

1-ый день месяца Картика (1-ый день Шукла-Пакши Картика) является четвертым днем праздника Девали. Лунный месяц начинается в Новолуние (Амавасья).
Этот день Девали отмечают по-разному.
В северных областях Индии четвертый день Девали носит название «Говардхан Пуджа» («Поклонение холму Говардхан»). Обычай почитания холму введен Кришной. По-возможности в этот день индийцы посещают холм Говардхан для поклонения.
В домах и храмах сооружают маленькие копии холма. Как правило, из чего-то съедобного, например, из риса, и покрывают его тканью. Поверх ткани раскладывают различные сладости и лакомства.
Ночью для подношения Кришне принято готовить множество различных блюд. Этот день Девали также называется Аннакут («гора еды»).
Южнее, в Махараштра, и других районах четвертый день Девали называют «Бали Пратипада» и посвящают царю Асуров Бали. «Пратипада» означает «первый день».
Царствование Бали было временем благоденствия, мира и процветания. Желая возвращения «золотого» времени, индийцы в это день праздника преподносят всевозможные дары сооружаемым образам Бали.

Пятый день праздника Девали

Празднование Девали завершается на пятый день, который является 2-ым днем месяца Картика (2-ый день Шукла-Пакши Картика). Этот день праздника называется «Бхан Дудж» или «Джамдутия» («Яма Двития»). Этот день Девали полностью посвящен богу смерти и справедливости Яма и его сестре Ями. «Двития» переводится как «второй день».
По древней традиции в память о посещении богом Яма дома своей сестры Ями, сестры приглашают братьев к себе домой на праздничный обед, а также молятся об их благополучии и безопасности. Вечером повсюду зажигаются огни.
Последний, пятый день Девали, как правило, самый веселый и шумный день празднеств.

Новый год в Девали

Хотя большинство индусов отмечают Новый год весной, в некоторых областях Индии (Марвари в Раджастане, Гуджаратцев) и у народности неваров, составляющих основное населения Непала, Новый год отмечается во время праздника Девали.

Бируни о Дивали

Вот что в первой половине одиннадцатого века о празднике Девали в своей книге «Индия» сообщает великий ученый из Хорезма Аль-Бируни:
Первый день месяца Карттики, когда бывает Новолуние, а Солнце стоит в знаке Весов, называется «Дипали» («Dipali», «дйбалй»). В этот день люди моются, наряжаются и дарят друг другу листья бетеля и фуфал, и едут в девагрихи, чтобы раздавать милостыню и проводить время весело до полудня, играя. Ночью они зажигают всюду множество светильников, так что все небо ими озаряется. Поводом для этого праздника служит то, что Лакшми, жена Васудевы, освобождает Бали, сына царя Вирочаны, пленника седьмой, самой нижней, земли, каждый год в этот день и позволяет ему появиться в мир. Поэтому этот праздник называется балираджья («блрадж»), то есть «владычество Бали». Индийцы утверждают: «Это время было временем благоденствия в крита-юге, и мы веселимся потому, что наш сегодняшний день похож на то время».