В каких садиках логопедические группы. Как попадают в логопедический детский сад? На что обратить внимание родителям

Дети могут путать буквы, не произносить буквы, поэтому уже в 2 года ребенка необходимо отвести на прием к логопеду в районной поликлинике. Также, при выборе детского сада следует обратить наличие в саду специалиста-логопеда, даже если ребенок хорошо выговаривает буквы, то наблюдение логопеда не помешает. Логопед поможет развить правильную дикцию и грамотную речь.

Почему специалисты рекомендуют посетить логопеда в возрасте 2 лет? Потому что речь начинает формироваться уже с года. Ребенок начинает произносить первые слова, соединять их в предложения и родители не всегда могут понять правильно ли формируется речевой аппарат у ребенка. Поэтому стоит посетить логопеда в районной поликлинике или в частной клинике и убедиться в степени развития речевого аппарата ребенка. Такой визит даст возможность избежать в дальнейшем проблем с речью.
В возрасте от четырех до пяти лет у детей могут появляться нарушения уже в сложившемся речевом аппарате. Но в этом возрасте дети, как правило, ходят в детский сад, они общаются, перенимают манеры разговора друг друга, старших и воспитателей. Проблемы с речью могут появиться по различным причинам: нежелание ребенка выговаривать правильно буквы и слов, неправильный прикус, внутреннее состояние ребенка, психологический климат в семье. Поэтому дети должны находиться под наблюдением в опытного логопеда в детском саду, который будет работать с каждым ребенком.

Чем занимается логопед в детском саду? Логопед ведет наблюдение за детьми, анализирует их речь и выявляет проблемы. Опытный специалист легко найдет дефект речи. Для того, что раскрыть проблему с речью того или иного ребенка, логопед беседует с детьми, ведет определенные занятия, наблюдает за речью детей со стороны, изучает их поведение и манеры говорить.

Многие родители бывают задают вопрос воспитателям и руководству детского садика о том, стоит ли детям с хорошей речью заниматься с логопедом?
Ответ на этот вопрос не должен вызывать сомнений. Логопед необходим каждому ребенку в детском саду. Логопед, в первую очередь, проводит работу с детьми, у которых наблюдается патология в развитии речи, а, во-вторых, проводит развивающие групповые занятия для всех детей. Развивающие занятия дают возможность детям научиться грамотно строить предложения.

Групповые занятия должны обязательно включать занятия, направленные на:

- развитие артикуляционной моторики;
- развитие грамотной речи;
- развитие координации движения, памяти и внимания.

Логопед в детском саду выполняет много функций, но главная из них - это работа с проблемными малышами. Логопед должен делать упор на устранение дефектов речи детей, проводить профилактические мероприятия, бороться с появлением нарушений речи.

Логопеды обычно в детском саду организовывают специальные логопедические группы, тем самым с детьми работает специалист на протяжении всего дня. Для того, чтобы попасть в такую группу, необходимо назначение врача. Логопедические группы формируют для детей с 5 лет. Как правило, логопед заводит «Логопедический дневник», в котором фиксируют всю работу с детьми. Также для индивидуальных занятий составляется «График индивидуальной работы». Обязательно логопед составляет рекомендации и назначения для родителей и воспитателей. Эти рекомендации должны строго выполняться на протяжении всего дня, а также по выходным дням.

После окончания обучения в логопедической группе каждый ребенок должен правильно и осмысленно уметь читать слова, простые тексты и предложения, различать и произносить звуки, разбирать слова на звуки фонетически, уметь произносить каждый отдельный звук, контролировать собственное произношение, четко выговаривать все звуки.

Как проходят логопедические занятия в саду. Логопед обязательно занимается развитием артикуляционного аппарата ребенка, проводит специальную артикуляционную гимнастику. Эта гимнастика должна помочь ребенку научиться правильно произносить звуки. Для занятий такой гимнастикой разработан ряд специальных упражнений, которые следует выполнять не только в саду, но и дома.

Обычно логопеды рекомендуют следующие упражнения для применения, а также различные логопедические упражнения:

1. «Окно»:
- открываем широко рот и произносим - «жарко»;
- рот закрываем и произносим - «холодно».
2. «Шар»: последовательно надуваем и сдуваем щеки.
3. «Улыбка»: следует стиснуть зубы, разомкнуть губы и широко улыбнуться.
4. «Дудочка»: следует сжать зубы, как можно сильнее напрячь губы и вытянуть их вперед.

Два последних упражнения необходимо проводить несколько раз, чередуя их.

Еще в артикуляционной гимнастике применяют такие упражнения:

1. «Замешиваем тесто»; сначала необходимо широко улыбнуться, затем выставить язык между губами и шлепать «пя-пя-пя-пя-пя», причем кончик языка прикусывается зубами. Это упражнение выполняется несколько раз подряд.
2. «Часы»: широкая улыбка, а затем кончик языка по очереди передвигают по каждому уголку рта, как по часовой стрелке.
3. «Футбол»: необходимо закрыть рот и затем упираться по очереди языком в обе щеки, снаружи будет казаться, что во рту прыгают мячики.
4. «Качели»: делаем широкую улыбку, вниз и вверх вводим языком.
5. «Вкусное молоко»: широко улыбаемся, делаем язык насколько возможно широким в форме "ложечки" и облизываем верхнюю губу.
6. «Лошадка-пони»: следует вытянуть губы, сделать «узкий язык» и попытать произнести звук цокающих копыт.

Это основные упражнения, логопеды применяют в работе много других эффективных упражнений.

Важно развивать и моторику. Мария Монтессори еще в прошлом веке отмечала, что у человека взаимосвязаны речь и мелкие движения рук и кистей рук. Она утверждала, что проблемы с речью возникают из-за проблем в развитии мелкой моторики у ребенка. Немного позже ученые-биологи выяснили, что в головном мозге очень близко находятся центры, которые отвечают за развитие речи и за движение пальцев рук. Поэтому, если развивается мелкая моторика, то и развивается речь, так как напрягаются и работают две близкорасположенные зоны головного мозга.
Приведем примеры упражнений, которые развивают моторику детей дошкольного возраста.

Можно с ребенком переливать воду из посуды с различным горлом: из узкого в широкое и наоборот.
Эффективным является построение при помощи пальцев рук различных фигур. Например, можно показать как едет пароход или сделать лебедя. Всевозможные фигуры помогут развить моторику, а также сконцентрировать внимание ребенка на объекте.

Еще хорошо развивает мелкую моторику мозаика. Если нет мозаики, можно просто сортировать пуговицы или болтики. Также подойдет конструктор для развития моторики.
Можно вырезать из бумаги различные предметы и фигуры.

Как попадают в логопедический сад?

Опять вставать в очередь?

Получить просто направление от логопеда, или пройти специальную комиссию?

Есть мнение, что логопедический сад - это определённое «клеймо» в личном деле ребёнка. Так ли это на самом деле?

Для начала давайте разберемся, что же такое логопедическая группа ?

Коррекционные группы подразделяются на речевые (логопедические) и группы детей с ЗПР (задержкой психо-речевого развития).

В логопедических группах ставят звуки, которых не было и исправляют неправильно произносимые (исправление дефектов речи), обогащают словарь, развивают фонематическое восприятие, связную речь, учат правильному грамматическому оформлению. В старшей и в подготовительной группе занимаются подготовкой к обучению грамоте.

В группах ЗПР работают и логопед, и дефектолог (помимо воспитателей, имеющих необходимую квалификацию).

Каждый год для разного возраста — это многоплановая работа.

Есть детские сады, где все группы речевые.
Есть — где только группы с ЗПР.
Есть сады, где группы речевые (логопедические) + группы с ЗПР + обыкновенные группы = сад комбинированного вида.
Есть обыкновенный сад, где есть логопункт. На логопункт зачисляются дети ТОЛЬКО С НАРУШЕННЫМ ПРОИЗНОШЕНИЕМ.

Но, в любом варианте, логопедическая группа в наше время — это не наказание, а скорее всего вознаграждение, потому что попасть туда стало сложнее, а общее недоразвитие речи легче исправить именно в саду, где вся работа направлена на ликвидацию этой проблемы.

Пожалуй, ни для кого уже не секрет, что в логопедических детских садах подготовка детей, не в обиду никому будет сказано, иногда гораздо сильнее, чем в массовых детских садах. Потому что детишки из логопедического детского сада приходят в школу с гораздо лучшим словарём, чем дети из обычного детского сада. Они больше знают, у них шире словарный запас, лучше сформированы многие навыки, начиная с графических навыков, звуко-буквенного анализа и заканчивая рассказами по картинкам, лучше сформированы обобщающие понятия. То есть, из логопедических садов дети приходят даже более подготовленными.

Одних родителей очень привлекает все это великолепие, и они мечтают определить своих чад именно в речевой садик. Другие опасаются логопедических детских садов, считая, что ребенок, оказавшийся в среде плохо говорящих сверстников, станет говорить еще хуже, чем прежде.

Это заблуждения. Ребенок с логопедическими проблемами не начинает говорить хуже из-за того, что общается с другими детьми со сходными нарушениями. Исключения составляют лишь те случаи, когда ребенок с нарушениями произношения оказывается в группе детей, которые заикаются. Действительно, известны случаи, когда у ребенка развивается заикание «по подражанию». Но подобных ошибок специалисты, как правило, избегают.

Итак, по тем или иным причинам вы считаете, что вашему ребенку обязательно нужен специализированный логопедический садик. Что нужно сделать, чтобы попасть в логопедический сад?

В логопедический детский сад принимаются дети в основном 4-5-летнего возраста, так как для них особенно важна коррекция речевых нарушений для успешной подготовки к обучению в школе. С 3 лет можно попасть в группу для детей с задержкой психо-речевого развития (ЗПР).

Будет очень хорошо, если Вы, уважаемые родители, уже посетите несколько образовательных учреждений. Побеседуете с заведующей/директором, о наличии свободных мест, возможно, посетите на базе учреждения консультативный пункт, где познакомитесь со специалистами.

Комплектование дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи ведет окружная Психолого-медико-педагогическая комиссия. Адреса и телефоны окружных ПМПК в г. Москве можно посмотреть здесь.

Что конкретно нужно сделать:

С 1 октября 2010 г. изменился порядок комплектования дошкольных образовательных учреждений. Теперь порядок записи на очередь в дошкольное образовательное учреждение установлен приказом Департамента образования города Москвы от 31.08.2010 года № 1310 «Об утверждении Порядка комплектования государственных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, системы Департамента образования города Москвы».

Как устроить ребенка в логопедический детский сад

Шаг 1 . Чтобы ребенок был направлен в детский сад для детей с ЗПР, необходимо, чтобы он был зарегистрирован в Едином электронном реестре Автоматизированной информационной системы «Комплектование ДОУ». Родителям предоставлена возможность самостоятельно зарегистрировать ребенка в этом Едином электронном реестре на сайте ec.mosedu.ru.

Вы сможете самостоятельно отслеживать продвижение очередности своего ребенка в Электронном журнале учета будущих воспитанников.

Шаг 2. Пойти к логопеду в районную поликлинику.

Логопед обследует ребенка, дает направление на прохождение ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии)

Шаг 3. Собрать для ПМПК несколько справок:

От ЛОР-врача,

Окулиста,

Педиатра,

Невропатолога (для детей младше 3 лет),

Психиатра.

Шаг 4. , позвонить и записаться на прием.

Шаг 5. В назначенный день приехать на обследование вместе с ребенком.

Что нужно взять:

Документы для прохождения ПМПК

Необходимые документы для логопедического сада:

  • Свидетельство о рождении ребенка;
  • Паспорт родителя или лица, его заменяющего (для временно проживающих в Москве и свидетельство о регистрации);
  • Четыре медицинских заключения:
    - детского психиатра из ПНД по месту прописки ребенка (для детей до 3-х лет — невропатолога районной детской поликлиники),
    - логопеда районной детской поликлиники,
    - отоларинголога районной детской поликлиники,
    - окулиста районной детской поликлиники.

Если ребенок ранее посещал детский сад, необходимо дополнительно предоставить психолого-педагогическую характеристику из этого детского сада.

Если ребенок ранее проходил комиссию в другой городской или окружной ПМПК, необходимо дополнительно предоставить психолого-медико-педагогическое заключение этой комиссии.

Вашего ребенка будут смотреть следующие специалисты:

Логопед,

Психолог,

Иногда психоневролог.

Задача комиссии – определить, действительно ли ребенок отстает от сверстников в речевом развитии или родители просто перестраховались. А может, они непременно хотят записать малыша в логопедическую группу, несмотря на прекрасную речь и развитие по возрасту? И такое бывает!

Если комиссия решает, что проблемы у ребенка есть, то встает вопрос: в какой именно логопедический садик направить малыша? Ведь диагнозы бывают разные, в зависимости от них и набирается группа деток определенного возраста.

Например, если у 4-летнего малыша диагноз «общее недоразвитие речи (ОНР) 1-2-го уровня», то старший логопед смотрит, в каком садике в этом году набирают 4-леток с таким диагнозом.

А если у 6-летнего ребенка выявлены проблемы со звукопроизношением (искажены шипящие, свистящие, малыш не выговаривает «р» и «л»), то такого ребенка направят в другую группу - подготовительную, где и программа другая, и требования к результатам обучения выше.

Для заикающихся детишек предусмотрены вообще отдельные сады со своей программой и набором специалистов (там, например, ведутся занятия по арт-терапии).

На комиссии ребенка определяют в одну из следующих групп:

Заикания;

Общего недоразвития речи (сюда направляют детей с задержкой развития речи или грубыми лексико-грамматическими нарушениями речи);

Фонетико-фонематического нарушения речи (попросту говоря, это нарушения произношения — случаи, когда ребенок неправильно произносит 10 - 12 звуков);

Нарушения произношения отдельных звуков (2 — 3 звука).

Итак, вашего ребенка посмотрят и выдадут справку о прохождении ПМПК.

Только после комиссии родители могут вздохнуть спокойно: 1 сентября малыш точно пойдет в садик.

Кроме садов, полностью отданных под логопедические нужды, повсеместно распространены логопедические пункты в обычных садиках. О том, как попасть на логопункт, можно почитать .

Детские логопедические сады или сады с логопедическими группами по округам Москвы перечислены здесь: ,

Большинство родителей кто раньше, а кто позднее задумываются о том, насколько правильно лепечут их ребятишки, и нет ли отклонения в том, что их дитя немногословно, или неверно выговаривает звуки, а возможно и меняет буквы в словах. Впервые с ребенком нужно явиться в детскую поликлинику на прием к врачу в возрасте 2-х лет. И, несмотря, на отсутствие каких-либо патологий в развитии речи, логопед в ДОУ, куда вы будете водить своего ребёнка, будет помогать развитию грамотной и красивой речи.

У малышей годовалого возраста начинается развитие речевого аппарата, в тот момент он говорит первые связные слова, старается выговаривать предложения. Не всегда родителям легко понять, какие слова и звуки пытается выговаривать их ребенок, правильно ли он это делает, насколько верно формируется его речь. Специалисты советуют первый раз привести ребенка к профессиональному врачу в два года. Можно это сделать как в любой детской поликлинике, так и направиться к частному врачу, специализация которого основана на работе с детьми.

Далее могут проявиться нарушения речи, когда ребенку исполняется от четырех до пяти лет. В это время дети посещают садик, где они постоянно разговаривают друг с другом, перенимая манеры разговора старших. Подействовать на погрешности в произношении смогут всевозможные факторы, начиная от образования неверного прикуса у ребенка и оканчивая его внутренним состоянием и его элементарным «не хочу и не буду» разборчиво говорить звуки. Собственно потому и должен работать профессионал, с большой практикой и опытом.

Роль логопеда в детском саду

Профильный врачдолжен вести наблюдение за ребятами и раскрывать дефекты речи у них.

Специалисту по развитию речи в дошкольном учреждении сделать это достаточно просто, т.к. он следит за детьми, за их повадками, изучает их манеры поведения, проводит персональные беседы, после этого подводит итог о правильном развитии речи малыша.

Но везде ли есть такой врач и входят ли в его обязанности занятия с детьми, у которых не выявлено отклонений?

Ответ однозначный. Такой специалистдолжен быть обязательно в каждом, но, к сожалению, сейчас повсеместно идут сокращения. Во-первых, он проводит отдельные занятия с детьми, у которых выявлена патология с речью (общее недоразвитие речи, дислалия, дизартрия), а в планах по работе этого специалиста должны быть групповые уроки развивающие:

Перечисляя задачи, которые должен выполнять логопед, можно отметить главные: это выявить детей, у которых нарушено развитие речи, корректировать эти нарушения и делать профилактику появления таких нарушений.

Во многих случаях специалист по коррекции речи в детском саду создает целые логопедические группы, где работает с ними целый день. Группы формируются по назначению врача и только лишь с возраста 5-ти лет. Все врачи начинают вести «Логопедический дневник» и «График индивидуальной работы», куда заносят сведения о результатах работы с детьми. Профессионал работает не только с ребенком в саду, но и дает назначения и родителям и воспитателям, которые они должны выполнять, помогая детям в изучении языка: правильно поставить звуки, развить фразовую речь и общие речевые умения, а также расширить словарный запас.

К окончанию обучения в такой группе ребята дошкольного возраста должны уметь:

  • осмысленно читать по слогам;
  • читать не просто слова, но и не сложные тексты и предложения;
  • распознавать и различать как на слух, так и в произношении все фонемы языка;
  • сознательно контролировать, как звучит своя и посторонняя речи;
  • последовательно произносить звуки из слова;
  • самостоятельно определить его звуковые элементы.

Логопедические занятия

Это уроки по развитию артикуляционного аппарата, реализуются они в виде артикуляционной гимнастики. Достигнуть полноценных движений и конкретных положений органами артикуляционного аппарата, нужных для верного воспроизведения звуков – это основная задача, поставленная для этой специальной гимнастики

Применяют также различные упражнения:

  • рот широко открыть - "жарко"
  • рот закрыть - "холодно"
  • щеки раздуваем
  • щеки сдуваем

3. Улыбочка

делаем широкую улыбку разомкнутых губ, при этом зубы стиснуты

4. Дудочка

максимально напрягаем губы и вытягиваем их вперед (зубы сжаты)

5. Чередуйте упражнения:

Вначале улыбочка, затем дудочка, повторяем эти упражнения несколько раз.

6. Замешиваем тесто

  • широкая улыбка
  • выставляем язык в положении между губами и шлепаем "пя-пя-пя-пя-пя"
  • кончик языка прикусываем зубками

по очереди выполняем эти два упражнения

  • в улыбке, открываем рот

кончиком языка (словно стрелку на часах) начинаем по очереди передвигать в уголки рта

  • закрываем рот
  • напрягаем кончик языка и упираем сначала в одну щёк, затем во вторую

с наружной стороны на щеках появляются упругие шарики

  • улыбнувшись, открываем рот
  • заводим кончик языка по очереди, вначале за верхние зубы, затем опускаемся вниз

10. Вкусное молоко

  • в улыбке, открываем рот
  • делаем язык насколько возможно широким в форме "ложечки" и облизываем верхнюю губу

11. Лошадка-пони

  • вытянуть губы
  • приоткрыв рот, вытягиваем губы

пытаемся "узким" языком сделать звук цокающих копытами лошади.

Не забываем о развитии моторики

В минувшем столетии прославленная в наше время Мария Монтессори отметила, что существует взаимоотношение между развитием мелких движений руки и детской речью. Она пришла к выводу, что если имеются проблемы с речью, в этом точно повинна мелкая моторика. Уже позднее биологи обнаружили, центры головного мозга человека, которые отвечают за движениями пальцев рук и за речью, размещены крайне близко. И, если мы стараемся развить мелкую моторику, то активизируем и близлежащие зоны мозга, которые отвечают за речь.

Это некоторые примеры упражнений для дошкольников:

1. переливать воду из посудины с узким горлышком в посуду с более широким горлышком (для деток до 2-х лет)

2. При помощи пальцев на руках продемонстрировать изображения всевозможных предметов и фигур. К примеру, поставим две ладони на ребро, приподнимем наверх большие пальцы, при этом делаем волнистые движения – выходит пароход, который плывет на волнах.

В то же время можно рассказывать стишок:

«Пароход плывёт на речке, а коптит он, будто печка»

3. Применяя методику мелкой моторики, можно использовать игры с мозаикой, сортировать пуговицы по цвету, конструкторские игры. Такие занятия могут подойти для детей в возрасте после годика.

4. Научите своего ребенка рвать на кусочки бумагу, элементарно, но и этой премудрости нужно научиться

Когда кроха еще уютно посапывает в колыбельке, маме даже трудно представить, что однажды он пойдет в детский садик. Ведь садик - для больших, а мы еще такие маленькие! Однако, не все так просто. Ажиотаж вокруг детских садов не только не утихает, но и растет год от года, несмотря на активное строительство новых садов. Многие мамочки на своем печальном опыте убедились, что записываться в сад нужно за год-два до желаемого срока, а многие это делают аж во время беременности! Видимо, спрос на сады намного выше имеющихся в них мест.

Гораздо труднее в этом вопросе родителям, чье четырехлетнее чадо остро нуждается в специализированном детском садике или группе. Наряду с обычными садами, без какого-либо профиля, существует целая система садиков для малышей с особенностями в развитии. Например, чтобы исправить различные речевые проблемы, организованы целые логопедические детские сады. Это обычно малокомплектные садики из 4-6 групп, по 10-15 человек в каждой. Специалисты отмечают, что потребность в логопедической помощи дошкольникам растет с каждым годом, поэтому и в такой сад попасть сложно.

Как попасть в логопедческий садик?

Для начала мамочка, обеспокоенная невнятной речью малыша, должна посетить логопеда в поликлинике. Если логопед увидит проблему, обязательно направит на комиссию по приему детей в логопедический садик. Только маме придется собрать еще несколько справок: от ЛОР-врача, окулиста, педиатра и психоневролога (сейчас это не всегда обязательная справка). Вот с таким набором документов мама должна явиться на комиссию вместе с малышом. Задача комиссии (которая состоит из логопедов, психолога, иногда психоневролога) определить, действительно ли у ребенка есть отставание в речевом развитии, или просто мамочка перестраховалась. А может, родители непременно хотят записать малыша в логопедическую группу, несмотря на прекрасную речь и развитие по возрасту. И такое бывает! Если комиссия коллегиально решает, что проблема есть, то встает вопрос комплектации: а в какой именно логопедический садик нужно направить именно этого малыша? Ведь логопедические диагнозы бывают разные, в зависимости от них и набирается группа деток определенного возраста. Например, если у 4-хлетнего малыша поставлен диагноз «общее недоразвитие речи 1-2 уровня», то старший логопед смотрит, в каком садике в этом году набираются четырехлетки с ОНР. . А если у 6-летнего ребенка выявлены проблемы только со звукопроизношением (искажены шипящие, свистящие, нет Р,Л), то такого «абитуриента» направят в совершенно другую группу, подготовительную, где и программа другая, и требования к результатам обучения выше. А для заикающихся малышей вообще отдельные сады предусмотрены, со своей программой и набором специалистов (например, ведутся занятия по арттерапии)

Только после комиссии родители могут вздохнуть спокойно: 1 сентября малыш точно пойдет в тот садик, куда его зачислили. В некоторых округах Москвы комиссии пробуют проводить не в детских садах силами логопедов- практиков, а в Департаментах образования, но суть набора деток от этого не меняется.

Кроме садиков, полностью отданных под логопедические нужды, повсеместно распространены логопедические группы в обычных садах. Такие сады называются «Дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида». То есть смешанный садик. Схема набора деток сюда такая же. Качество обучения, программа обучения и квалификация логопеда везде одинаковые: как в Лого-садике, так и в саду комбинированного вида.

К сожалению, часто бывает так, что комиссия вынуждена отказать родителям в логопедической группе. Поскольку мест в садах катастрофически не хватает, отдается предпочтение детям 5-6 лет, которым через год-другой идти в школу. Считается, что им логопедическая помощь нужнее, нежели 3-летнему неговорящему крохе. В таких случаях в документах пишут «смотреть через год». То есть мама должна повторить всю процедуру ровно через год. Встает закономерный вопрос, а что делать-то весь этот год? Упущенное время не вернется, а чем раньше начнутся занятия, тем успешнее будет обучение. Но, справедливости ради, надо добавить, что нередки случаи, когда, действительно, малыш вполне может обойтись без садика, а через год прийти со значительными улучшениями в речевом развитии. И звуки появились сами, и пересказывать научился, и цвета-формы выучил! И все же, велик риск, что «неохваченный» логопедической помощью малыш больше теряет, чем приобретает. Если диагноз поставлен, родители сильно беспокоятся, а окружающие не понимают речь ребенка - категорически нельзя пускать ситуацию на самотек. Вместо сада, в котором вам отказали, есть множество детских центров, как платных, так и бесплатных, где малнькому клиенту окажут коррекционную помощь те специалисты, в которых он нуждается. Идти лучше в Медико-психолого-педагогические Центры, так как там работают не только педагоги и дефектологи, но и медики, например, психоневрологи, невропатологи и тд. Еще лучше, если в таком центре в штате есть нейропсихолог: результаты работы такого специалиста не заставят себя ждать. Благодаря такому комплексному подходу улучшится не только речевое развитие малыша, но и интеллектуальное, эмоциональное, психологическое. Обычно занятия проводятся не только в индивидуальной форме, но и в подгрупповой. На подгрупповых (4-6чел) занятиях логопеда, дефектолога или психолога ребята знакомятся с окружающим миром, с азами математики, грамоты, учатся общаться. Особо внимание дефектолог уделяет формированию логического мышления, пространственного восприятия.В таких Центрах детей также первоначально обследует комиссия из перечисленных специалистов. Это необходимо для того, чтобы понять уровень развития конкретного ребенка, его нужды, наметить общий план работы.

Если в вашем городе нет таких Центров, то вам должен оказать помощь логопед в поликлинике, но, имейте в виду, что нагрузка у них настолько велика, что и здесь вам могут отказать: «Ждите до 5 лет». Не стоит отчаиваться, ведь на сайте www. logoped.org вы найдете специалиста любой квалификации в любом городе России. В некоторых случаях частные логопеды незаменимы.

А есть ли проблема?

Наблюдательная мама никогда не оставит незамеченными проблемы малыша, как со здоровьем, так и с развитием. А вот что делать гиперчувствительным, тревожным мамам, которые склонны видеть нарушенное развитие буквально во всем? Обычно они считают, что их ребенок плохо говорит, когда ему нет и года, и бегут на консультацию к логопеду. Давайте разберемся, когда стоит успокоиться и подождать, а когда надо бить тревогу и пытаться добиться логопедического садика.

Простейшее обследование речи дома.

Его имеет смысл проводить, если крохе уже исполнилось 2 года. До этого времени он еще имеет полное право не говорить предложениями, переставлять слоги в словах так, что его никто не понимает, в том числе и мама. А вот в 2 годика многое меняется в организме малыша, активно созревают нервные клетки мозга, отвечающие за формирование речи, кроха становится взрослее, «осознаннее». Давайте узнаем, стоит ли уж так спешить определить его в логопедический садик. А может, все не так плохо?

  1. Обследование пассивного словаря. Нет ничего проще! Дайте крохе несколько заданий и посмотрите, точно ли понял он ваши слова, все ли выполнил в точности:

- «Будем строить домик для зверей. Принеси кубики» (это одноступенчатая инструкция)

- «Отлично! Поставим кубики друг на друга. Помогай. А теперь отнеси эту коробку обратно и принеси нам зайку» (а это уже двухступенчатая инструкция)

- «Хорошего зайку ты принес. Только он большеват для нашего домика. Отнеси этого обратно, принеси маленького зайку и посади его в домик» (это не только трехступечатая инструкция, но еще и с предлогом В)

Проверьте, может ли малыш показать или принести разные бытовые предметы: чашку, ложку, тарелку; кубик, машинку, ведерко; колготки, ботинки, платочек и т. д.

Понимает ли он слова-действия, то есть глаголы: прыгни, сядь, подойди, открой, вытри, дунь,помаши, налей, выброси и т.д.

Если вашему малышу уже 3-4 года, пассивный словарь проверяется несколько иначе, требования выше. Попросите его спрятать мячик ПОД платок, а потом платок ПОД мячик; карандаш ЗА чашку, чашку ЗА карандаш. Попросите обязательно показать тот или иной цвет: «Где красный кубик? А где желтый?». Если трудно - это тревожный знак.

  1. Дальше стоит прислушаться к активной речи вашего крохи. Чтобы ни говорили врачи, воспитатели и бабушки - фразовая речь должна быть сформирована в 2-2,5 года. Что это такое -фразовая речь? Это речь предложениями, пусть короткими, пусть с «аморфными» словами «Мама, дя пи!» (мама, дай пить!), пусть непонятными для окружающих. Если малыш пыхтит, мучается, но пробует говорить в 2 года предложения из2-3 слов - повода для паники нет. Однако, если этому же малышу уже 3-4 года - то надо начинать занятия срочно, не откладывая.
  2. Давайте обратим внимание и на слоговую структуру слова, то есть на то, как малыш говорит слова: целиком или нет, переставляет слоги или «выбрасывает» их из слов,а может, наоборот, «наращивает» (малинана (малина)авик (снеговик),птипцы (птицы), а гуда (радуга) Если в 2-3 года это допустимо, то в 3,5-4 года обращаем на это внимание, записываемся к логопеду.
  3. Очень важно понять, как слышит звуки речи ваш малыш. Проверить это очень просто. К 2-3-хлеткам это не имеет отношения, а вот с 3-х лет - можете проверить. Игра «Хлопни в ладошки, когда я скажу «мяу». Вы говорите «гав», «му», «мяу», «пи», «мяу», а ваше чадо хлопает только на «мяу». Когда он уловил принцип игры, усложните задачу: «Хлопни в ладошки, когда я скажу «у»»Звук слушать труднее; совсем непросто для такого малыша вычленить его среди других: «а», «и», «у», «о», «у». Ну, а если даже с этим вы справились, то смело просите его хлопнуть на звук Ш, при этом прикройте рот листком бумаги, чтобы маленький хитрец не ориентировался на вашу артикуляцию: «Ш», «с»,»ж», «ш», «м», «у», «з», «ш»… Если все слышим хорошо - можете успокоиться - фонематический слух развивается нормально, логопедический садик вам не нужен!
  4. И только в последнюю очередь обратите внимание на звукопроизношение. Ситуаций, когда надо срочно искать логопеда лишь 4:

1.У 2-хлетнего крохи «каша во рту», ротик полуоткрыт при нормальных аденоидах, часто текут слюнки, высовывается язычок, который бывает слишком большим и неповоротливым

3. Если малыш весьма заметно заикается или резко перестал говорить после стрессовой ситуации.

3. Если в 3 года не произносит или заменяет звуки К, Г, Т, Д,Х, ТЬ. Также спешим к логопеду, если в 4 года малыш искажает или просто не говорит звуки С,З,Ш, Ж, Щ, Ц,Ч, Р,Л, В, а часто и мягкие варианты СЬ, ЛЬ, ЗЬ. При хорошем речевом развитии в 4-5 лет все звуки речи должны быть сформированы, трудности допускаются только при звуке РЬ, а также допустимы смешения некоторых звуков в предложениях: С-Ш (Сла Шаша по шоссе) , Р-Л (Клара иглара на кларнете). Конечно, не стоит волноваться, если 4-хлетка имеет свои «любимые» слова: ферваль, барелина, тарубетка,коклеты… Единичные случаи в расчет не принимаются.

6. В самом конце своего «домашнего» обследования проверьте еще раз и запишите, какие цвета может показать и назвать ваш малыш. Двухлетка должен легко находить такой же цвет по образцу («Вот желтый кубик. Дай такой же»), вполне может узнавать цвет по его названию «Дай красную машинку». Но называть цвета ему совсем еще необязательно. А вот в 3-4 года он уже должен называть 2-3 основных цвета. Также и со счетом. В 3 года крохе уже доступны понятия «один - много», он уже может пересчитать предметы от 1 до3-х. Также 3-4-хлетние ученики узнают и называют некоторые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Научите малыша собирать пирамидку, сначала из 3, а затем из 5 колец. Посмотрите, получилось ли у него сделать это самостоятельно. Трудно? Попросите: «Дай мне самое большое колечко. Наденем его. А теперь опять дай самое большое. И его наденем. И снова найди самое большое. Вот и собрали пирамидку! Попробуй теперь сам». Очень важно понять, как малыш умеет обучаться, как может работать самостоятельно, вне зависимости от возраста.

Если все задания ваш кроха-ученик выполнил хорошо, то вам не стоит спешить в логопедический садик. Найдите другие способы развить своего ребенка, например, поводить его на развивающие занятия, а может, позаниматься самим. Однако, если хотя бы один пункт обследования вас не удовлетворил, а малыш вел себя беспокойно, шалил, не мог сосредоточиться на задании, все хватал без цели - обратитесь к специалистам, вам обязательно помогут. Для хорошего логопеда не бывает трудных детей, все ребята индивидуальны, у всех есть сильные стороны. Увидеть эти стороны - и есть залог успеха логопедической работы!

Пятибратова Н.В.