Эстетическое воспитание и развитие детей. Великие традиции русского народа, их значимость в художественно – эстетическом развитии старших дошкольников

Эстетическое воспитание дошкольников — организация жизнедеятельности детей в рамках семьи и ДОУ, которая способствует формированию у ребенка знаний и представлений о прекрасном, развитию умения видеть красоту во всем, что его окружает.

Человек уже в раннем возрасте начинает видеть красоту игрушек, музыки, замечает яркие цвета вокруг себя. Однако художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста невозможно представить без комплексной работы воспитателей и наличия образовательной среды.

В большинстве программ обучения дошкольников эстетическому воспитанию отводится одно из ведущих мест, отличие заключается лишь в названии подхода. Важность этого направления трудно переоценить. Ребенок, лишенный эстетического развития, в старшем возрасте с трудом сможет проявить себя в работе, которая требует творческого, вдохновенного подхода.

Известный русский классик А. П. Чехов однажды сказал: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Это и является результатом грамотного художественно-эстетического воспитания дошкольников. Ребенок должен уметь видеть, ценить, создавать прекрасное, а также сам являться «прекрасным», то есть быть духовной, гуманной, нравственной и гармоничной личностью.

Цели и задачи

Цель художественно-эстетического воспитания дошкольников заключается в том, чтобы привить ребенку культуру, которая состоит из ряда компонентов:

  1. Восприятие — умение ощущать прекрасное во всех его проявлениях.
  2. Чувства — умение эмоционально оценивать прекрасное.
  3. Потребности — стремление испытывать эстетические эмоции от восприятия прекрасного.
  4. Вкусы — способность проводить анализ прекрасного, опираясь на выработанные эстетические идеалы.
  5. Идеалы — личная оценка красоты природы, человека, культуры.

Задачи эстетического воспитания дошкольников включают:

  • развитие гармоничной личности;
  • формирование способности замечать и ценить красоту вокруг;
  • помощь в формировании личных вкусов и идеалов;
  • создание условий для художественно-эстетического развития дошкольников.

Достижение цели базируется на определенных средствах и методических приемах.

Средства эстетического воспитания:

  • живопись, скульптура;
  • театр, кинематограф;
  • архитектура (дизайн, зодчество);
  • художественная литература;
  • ТВ, пресса;
  • музыкальные композиции;
  • окружающий мир.

Методы эстетического воспитания:

Основополагающим методом является личный пример (воспитателя или родителя), так как именно взрослый закладывает идеалы, которые впоследствии станут основой формирования эстетических чувств.

Эстетическое развитие дошкольников — процесс, включающий не только работу воспитателей, но и активное участие родителей. Это непрерывная деятельность, основу которой в первую очередь задает семья.

Эстетическое развитие в семье

Знакомство ребенка с миром начинается с мамы и папы. Они являются первыми и главными эстетическими идеалами.

Семейное эстетическое воспитание включает:

  1. Личный пример родителей. Сюда относится внешний вид, одежда, опрятность и ухоженность взрослых, а также манера общения и образование родителей. Ребенок быстро перенимает семейные критерии прекрасного и с трудом сможет измениться, если, например, с детства слышал нецензурную лексику или ходил в запачканной одежде.
  2. Воспитание музыкального вкуса. Начинается с раннего возраста, когда мама пела колыбельные и задорно рассказывала потешки. По мере взросления малыша важно петь с ним детские песенки, включать дома классическую музыку.
  3. Художественная деятельность дошкольников. Важнейший аспект эстетического развития как в семье, так и в ДОУ. Необходимо дать ребенку возможность выражать свои мысли и эмоции на бумаге, в различных техниках (фломастеры, краски, карандаши), так малыш познакомится с цветами и их сочетаниями, научится видеть форму, оценивать размер.
  4. Чтение книг. Часто дети просят маму почитать сказку на ночь, так они знакомятся с богатством и красотой русского языка, учатся использовать слово как инструмент выражения чувств и эмоций.
  5. Беседы. Во время душевных разговоров ребенок узнает и перенимает опыт родителей, задает вопросы об окружающем мире. Следует выделять время для разговоров, посвященных эстетическому развитию.
  6. Эстетика быта. Заключается в ремонте квартиры, дизайнерских решениях, в оформлении жилого пространства (картины, цветы и т.д.), чистоте и порядке. Необходимо наличие эстетической развивающей среды.

  1. Эстетика обстановки (живые растения, мебель, цветовое решение игровых комнат, чистота и порядок).
  2. Независимая художественная деятельность (занятия по свободному творчеству средствами декоративно-прикладного искусства).
  3. Занятия с педагогом (развитие вкусов и идеалов под наблюдением и чутким руководством наставника).

Есть некоторые особенности эстетического воспитания дошкольников в ДОУ. В отличие от домашней среды, осуществление творческой деятельности происходит среди сверстников и под руководством грамотного наставника. Это мотивирует ребенка делать все лучше, чтобы его похвалили, выделили среди остальных. Если дома ребенок при первой же неудаче часто сдается, то в садике, смотря на пример других ребят, он будет искать способы справиться с заданием. Поэтому творческая и эстетическая деятельность должна осуществляться именно в ДОУ.

Для этого воспитатель должен четко понимать, что такое творчество и какие компетенции и навыки ребенок в результате должен приобрести.

Показатели творческой деятельности (по И. Лернеру):

  • умение без сторонней помощи воспользоваться старыми знаниями в новой ситуации;
  • умение находить и применять новые функции уже известного объекта;
  • умение видеть проблемы в стандартной ситуации;
  • умение комбинировать ранее известные методы в новый.

Педагогу следует поощрять ребенка за проявления самостоятельности, ни в коем случае не ругать, если дети, например, вместо одного цветка начинают рисовать букет. Важна непринужденность обстановки и некоторое ослабление дисциплины — пусть дошкольники переговариваются, подходят к окну или стенду с игрушками. Тогда эстетическое воспитание дошкольников будет проходить для ребенка с радостью и вдохновением.

Природа как средство развития эстетических вкусов

Природа является самой главной эстетической средой. Чем раньше произойдет знакомство с природой, тем более глубокое впечатление она оставит в его сердце, предопределив дальнейшее духовное развитие. Здесь важно все: прогулки, знакомство с миром зверей и насекомых, цветов и деревьев, произведения детских писателей и поэтов, художественные картины, беседы и занятия в садике.

Ребенок должен видеть, по каким законам развивается природа, как сменяются времена года, как при этом меняется погода, растения, животные. Важно указывать ребенку на красоту этих процессов и явлений и закреплять их на занятиях, используя творческое задание. У детей дошкольного возраста особенный интерес вызывает именно животный мир: домашние питомцы, дикие хищники, бабочки и муравьи.

В рассказах Е. Чарушина и В. Бианки в реалистичном повествовании животные представлены как люди, со своими характерами и настроениями. Ребята с радостью слушают такие сказки, а позже рисуют их героев, что помогает развитию художественно-творческих способностей дошкольников.

Необходимо организовывать для детей встречи с животными. Это может быть зоопарк, ферма или цирк. Хорошо, если в семье имеется домашний питомец. То же касается и мира растений. Чем больше времени ребенок проводит в экосреде, тем больше вдохновения у него будет для творчества.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников может осуществляться только в непрерывной связи с экологическим образованием. Данная интеграция способствует образованию у ребенка навыков анализа, синтеза, сравнения, развитию воображения, положительного и нравственного отношения как к природе, так и к культуре.

Результат эстетического образования в рамках ДОУ по направлениям

Любая деятельность педагога по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста должна приносить результаты, соответствующие требованиям образовательной программы. В программах четко прописано, что должен уметь и знать ребенок. Эстетическое воспитание дошкольников можно классифицировать по нескольким направлениям.

Направление 1. Восприятие искусства и действительности:

  • видеть и оценивать красоту произведений искусства, природы, окружения, уметь выражать положительные эмоции по отношению к ним;
  • знать несколько композиторов, художников, писателей и их произведения;
  • уметь использовать выражения в искусстве (театральные: голос, мимика, интонация, поза, жесты; музыкальные: ритм, темп, динамика; художественные: композиция, цвет, форма);
  • знать народную культуру: песни, потешки, загадки, пословицы, поговорки.

Направление 2. Развитие художественно-творческих способностей дошкольников:

  • интересоваться несколькими видами искусства и проявлять собственную инициативу в творческих задумках педагога;
  • самостоятельно создавать творческие произведения в любом виде искусства;
  • уметь максимально объективно оценивать собственное творчество, сравнивать его с результатами сверстников, обсуждать это и стремиться развиваться в данном направлении.

Направление 3. ИЗО:

  • знать, называть и рисовать формы предметов;
  • знать цвета радуги и основные их оттенки;
  • знать, какие материалы используются для рисования.

Направление 4. Музыкальное развитие:

  • иметь желание слушать музыку и петь;
  • отличать динамику, высоту и ритм звука;
  • определять настроение музыки;
  • знать названия нот и уметь петь их;
  • исполнять простые мелодии на детских инструментах.

Направление 4. Архитектура и дизайн:

  • знать, чем занимаются архитекторы;
  • видеть красоту форм архитектуры;
  • интересоваться поделками из бумаги;
  • иметь желание украшать комнаты к праздникам.

Эстетическое воспитание — долгий и трудный процесс, в который вовлечены и родители, и воспитатели. Оно начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни человека.


Книга приведена с сокращениями

Общество развивалось, на смену одному общественному строю приходил другой, менялись взгляды и представления людей, в том числе и взгляды на прекрасное, на его роль в воспитании человека. Но споры об эстетическом воспитании не утихали.
Характерной приметой времени является научно-техническая революция. Все возрастающий интерес к науке и технике, казалось, должен был отодвинуть вопросы эстетического воспитания на второй план. Однако этого не произошло. Эстетическое воспитание интересует современного человека нисколько не меньше, чем наука и техника. Более того, специалисты фиксируют резкий скачок, взрыв интереса к вопросам эстетического воспитания в современном мире.
В решении научных основ и частных вопросов эстетического воспитания советская педагогика опирается на марксистско-ленинскую эстетику (науку о прекрасном), критически использует наследие прошлых лет. Как определяется в современной педагогике сущность эстетического воспитания?
Под эстетическим воспитанием понимается воспитание способности восприятия и правильного понимания прекрасного в действительности (природе, труде, общественных отношениях, поступках людей) и в искусстве, развитие эстетических взглядов, вкусов и чувств, потребности и способности участвовать в создании прекрасного в искусстве и жизни.
Эстетическое воспитание включает в себя две взаимосвязанные стороны: внешнюю - это задачи, содержание, средства и методы эстетического воспитания - и внутреннюю - творчески преобразующую деятельность ребенка, который под руководством педагога постепенно приобщается к прекрасному, формирующую эстетическую культуру личности. На это ориентирует школу программа «Примерное содержание воспитания школьников». Такой подход к эстетическому воспитанию учащихся является шагом вперед в нашей системе народного образования и коммунистического воспитания.
Эстетическая культура рассматривается в советской педагогике как сложное комплексное понятие. Важнейшей составной ее частью является формирование эстетического чувства, особой эмоциональной отзывчивости человека к прекрасному в искусстве, природе, труде, общественной жизни и поведении людей.
Другим компонентом эстетической культуры следует считать знания, на основе которых формируются эстетические представления, понятия, взгляды, вкусы, составляющие эстетический кругозор личности. Особое место в эстетической культуре занимает эстетический идеал как цель и образец. Важным компонентом эстетической культуры следует считать эстетический вкус, позволяющий человеку отличать прекрасное от безобразного, настоящую красоту от ложной. Показателем эстетического отношения человека к миру служат эстетические интересы и потребности, а также эстетические способности. Уровень развития эстетической культуры школьников, как показывает ее изучение, не однороден. Школьники в состоянии видеть и достаточно глубоко переживать прекрасное в природе, искусстве, учении и труде. Они чутки ко всему возвышенному, героическому. Но у них мало знаний по теории искусства и художественного творчества. Обнаруживаются и возрастные различия в развитии эстетической культуры: младшие школьники проявляют повышенный интерес к красоте природы, подростки - к искусству, старших школьников больше интересует эстетика поведения, отношений, внешнего облика человека и его внутреннего мира. Неравномерность в уровне развития эстетической культуры учащихся можно решить путем целенаправленного эстетического восприятия. Советская педагогика в решении этого вопроса исходит из понимания единой, целостной сущности человека, взаимосвязи всех сторон его жизни: умственной, идейной, нравственной и эстетической. Гармоническое развитие всех этих сторон - важное условие подлинного расцвета личности. Через систему знаний и образных воздействий растущий человек воспринимает, впитывает, совершенствует правильное отношение к людям, Родине, непреходящим культурным ценностям. Недооценка или, наоборот, переоценка того или другого начала одинаково вредны в целостном процессе развития личности.
Воспитание эстетических чувств, идеалов, вкусов, оценок является вместе с усвоением знаний мощным фактором формирования мировоззрения, закаляет личность для активного участия в идеологической борьбе.
Широкое понимание сущности, роли и места эстетического воспитания во всестороннем развитии личности имеет в советской педагогике давнюю традицию. Основы такого понимания были заложены А. В. Луначарским, Н. К. Крупской, С. Т. Шацким. Уже в Декларации о единой трудовой школе - этом манифесте советской педагогики - под эстетическим образованием понималось не преподавание какого-то упрощенного, детского искусства, а систематическое развитие органов чувств и творческих способностей, что расширяет возможность наслаждаться красотой и создавать ее. Трудовое и научное образование, лишенное этого элемента, отмечалось в этом документе, было бы обездушенным.
Советская власть привлекла к разработке вопросов эстетического воспитания творческих работников. Многие основополагающие установки проверялись при помощи эксперимента на опытно-показательных станциях, добытые данные обобщались специально созданным при Наркомпросе РСФСР советом по эстетическому воспитанию.
Используя первые достижения в эстетическом воспитании, А. С. Макаренко проводит ряд опытов, которые позволяют ему расширять границы эстетического воспитания и осуществлять его не только средствами искусства, но и в труде, игре, быту, отношениях в коллективе воспитанников. Вся эта работа значительно укрепила научные позиции советской педагогики и позволила решить многие трудные и важные вопросы.
В настоящее время созданы еще более благоприятные условия для разработки коренных вопросов эстетического воспитания. В составе АПН СССР работает Институт художественного воспитания детей. К работе в области эстетического воспитания привлечены силы творческих союзов: писатели, художники, композиторы. Усилия педагогов и работников искусства объединяет совет по проблемам эстетического воспитания при Академии педагогических наук.

ПРИНЦИПЫ И СИСТЕМА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩИХ ПОКОЛЕНИЙ

Умение видеть, чувствовать, понимать и создавать прекрасное в искусстве и жизни не приходит само собой. Его надо целеустремленно воспитывать.
С развитием средств массовой информации: радио, кино и особенно телевидения - начало складываться мнение, что школа потеряла свое значение в эстетическом воспитании. Однако исследования последних лет показали, что это не так.
Школа была и остается центральным звеном в эстетическом воспитании детей. Педагогически правильно организованная информация, сочетаемая с творческой самодеятельностью детей, определяет формирование художественного вкуса и оценок учащихся. Школа должна вести целеустремленную работу по формированию художественного вкуса учащихся до последних дней их обучения. Прекращение этой работы иринодит к нестойкости вкусов и понижает способность учащихся правильно подходить к оценке произведений искусства.
Однако школа выполнит свои функции при условии, если эстетическое воспитание будет проводиться в определенной системе. В понятие система эстетического воспитания входит единство цели, содержания, принципов, организационных форм, методов, обеспечивающих формирование личности.
Педагогический коллектив и каждый учитель должны ясно представить себе, к каким целям они должны стремиться, какие задачи должны быть ведущими на каждом этапе школьного образования.
«Примерное содержание воспитания школьников» намечает широкий круг задач эстетического воспитания учащихся начальных классов. Необходимо добиваться понимания учащимися эстетического в содержании и форме художественных произведений, эмоционального отношения детей к прекрасному в произведениях искусства. Важной задачей является развитие способности передавать увиденное в рисунках, в речи, в поделках. Важное значение имеет воспитание красоты внешнего вида, окружающей школьников среды, их поведения, отрицательного отношения к нарушению красоты в искусстве и жизни.
В условиях перехода ко всеобщему среднему образованию необходимо поднять уровень эстетического воспитания на такую ступень, чтобы оно помогало школе наиболее полно решать разнообразные задачи воспитания.
Принцип единства идейного и художественного в произведениях искусства лежит в основе системы эстетического воспитания. Он означает единство эстетического, политического и нравственного воспитания средствами искусства. Учет этого принципа поможет сформировать идейно стойких, глубоко убежденных людей, умеющих отличить подлинное искусство от плохой подделки.
При построении системы эстетического воспитания исходным является также принцип взаимосвязи науки и искусства в воздействии на личность. Искусство в тесном единении с наукой на любой ступени обучения развивает умственные силы ребенка, формирует научные представления о мире.
Советская педагогика не рассматривает явления искусства только как средство воздействия на учащихся, а самих детей лишь в качестве объекта этого воздействия. В эстетическом воспитании большое значение имеет принцип творческой самодеятельности школьников. В процессе художественного творчества ученик упражняет свои силы, развивает ряд ценных качеств личности.
Приметой нашего времени стал тот факт, что эстетика вышла за рамки собственно искусства и шагнула во многие сферы нашей жизни. Соответственно меняется и направление эстетического воспитания, оно должно проводиться с учетом эстетической организации всей жизни учащихся в школе и за ее пределами. Сделать само детство красивым, научить детей видеть и создавать красивое в повседневной деятельности и преобразовывать, изменять жизнь к лучшему - в этом состоит одна из важных линий эстетического воспитания в современной школе.
При построении системы эстетического воспитания в школе большое значение имеет богатство содержания и форм работы. Характерной особенностью современной системы эстетического воспитания следует считать самодеятельный характер многих форм работы. Литературно-художественные студии, школьные театры, клубы любителей музыки и живописи, вечера и концерты - это все формы работы, душой которых являются сами учащиеся.
Система эстетического воспитания прочно складывается в ряде школ нашей страны.
В средней школе в Горках Ленинских Московской области работают фото- и киностудии, музыкальный лекторий. Учащиеся вместе с учителями посещают театры, концертные залы, специальные программные вечера для молодежи, подготовленные Центральным Домом работников искусств.
Большое значение уделяется внутреннему убранству школы, распорядку жизни, за которым следят сами учащиеся. Педагоги стремятся внедрить во все стороны жизни действенный эстетический элемент и делают жизнь и труд детей привлекательными, красивыми.
Традиционным в этой школе является день искусства, он превращается не только в смотр достижений в области эстетического воспитания, но и в настоящий праздник для учащихся, учителей, родителей.

СРЕДСТВА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Прежде чем приступить к определению системы эстетического воспитания младших школьников, необходимо изучить уровень их эстетического развития. Даже первоначальное знакомство с детьми показывает, что уровень эстетического развития детей, посещавших дошкольные учреждения и воспитывавшихся дома, различный. Воспитанники детских садов знают и могут спеть довольно много песен, они проявляют определенный интерес к пению, любят слушать доступные их возрасту музыкальные произведения, охотно рисуют, причем их рисунки бывают содержательными, красочными.
Подготовка детей, воспитывавшихся в семье, весьма различна. Почти каждый ребенок может прочесть какие-то стихи, кое-что поет. Но наряду с детскими песнями поют и песни для взрослых. Встречаются и такие дети, которые не могут спеть ни одной песни, не умеют рисовать, лепить.
Учителю важно иметь в виду эту разницу в уровне эстетического развития и не удивляться, если не все дети будут одинаково чутки к красивому. Необходимо всеми средствами преодолеть отставание отдельных детей и добиться общего высокого уровня их эстетического развития.
Учебный процесс - важное средство эстетического воспитания. Яркие эстетические переживания могут быть вызнаны у детей начиная с первого учебного дня. Известно, что этот день незабываемый для всех детей, одна из ярких страниц детства. Задача школы состоит в том, чтобы он стал и первым днем ярких, радостных эстетических переживаний. Традицией многих школ стала тщательная подготовка к встрече первоклассников. Учителя заботятся о том, чтобы детей встретили торжественно, а класс показался им как можно более привлекательным. Уже в первый день школьники знакомятся со своей школой. Учитель обращает внимание детей на оформление школы, на красные уголки пришкольного участка, подчеркивая при этом, что многое из увиденного детьми сделано их старшими товарищами.
Известно, сколь велика способность младших школьников к подражанию. Поэтому учитель постоянно обращает внимание детей на то, как написано на доске, как нужно красиво оформлять записи в тетрадях. Учитель тщательно инструктирует детей, как делать записи, отмечает и поощряет их стремление внести элементы самостоятельности в эту работу. Чем дальше, тем чаще учитель советует детям самим подумать над тем, как правильно и красиво сделать ту или иную запись. Немаловажную роль играет и внимание учителя к ведению ученического хозяйства. В контроле могут принять участие пионеры и октябрята, организуются конкурсы на лучшую тетрадь, на лучшую поделку детей на уроках труда, выставки лучших тетрадей и изделий и др.
Уроки выразительного чтения занимают значительное место в учебном процессе и при правильном их построении являются важным средством эстетического развития учащихся. На этих уроках надо добиваться, чтобы учащиеся научились воспринимать литературное произведение как произведение искусства, смогли правильно оценить основных действующих лиц, их характерные черты, поступки, дела, чтобы они почувствовали и поняли художественные достоинства произведения. Эти требования не стали еще правилами в работе каждого учителя, некоторые учителя до сих пор стремятся подчеркнуть лишь познавательную сторону литературных произведений, помещенных в учебниках.
Выразительное чтение окажет большое влияние на эстетическое воспитание детей в том случае, если учитель не только научит детей эстетически правильно воспринимать материал, но и вызовет у них желание выразить свое отношение к художественным достоинствам литературного произведения: методу, стилю, языку, средствам художественного изображения событий, героев. Ясно, что делать это нужно в доступной для младших школьников форме, не употребляя сложных литературоведческих терминов.
Чтобы усилить степень эмоционального восприятия детьми фактов, событий, образов, используется прием сопоставления их с собственным опытом школьников. Так, при анализе описания природы в литературных произведениях полезно сопоставить его с наблюдениями самих детей.
При чтении художественных произведений, в которых отражены отрицательные явления, важно научить детей правильно оценивать сами явления и их описание, а также создавать условия для формирования у детей отрицательного отношения к этим явлениям. В эстетическом воспитании используется также прием повторного восприятия учениками стихов, песен, рассказов, сказок. При повторном восприятии учителю удается сосредоточить внимание детей на наиболее важных сторонах художественного произведения, приоткрыть им те стороны, которые остались ими незамеченными при первичном восприятии. Повторное восприятие сопровождается пояснениями учителя. Чем меньше дети, тем важнее помощь и посредничество учителя. Восприятие, поддержанное умелой, увлекательной беседой учителя, бывает более глубоким, разносторонним, сконцентрированным на самом главном, существенном. В такой работе у детей формируется наблюдательность, являющаяся необходимым условием дальнейшего эстетического развития школьников.
В работе над литературными текстами учитель широко использует сравнение. Метод сравнения активизирует детей, заставляет работать их мысль, помогает держать их внимание в напряжении.
Учителю важно знать, какие признаки подлежат сравнению, например громкое и тихое звучание в музыке. Начиная сравнивать элементарные признаки, учитель постепенно ведет детей к умению сопоставлять систему выразительных средств, основную идею двух произведений.
Воздействие литературных произведений может быть усилено за счет сочетания чтения с различными видами художественной деятельности детей: пением, рисованием, раскрашиванием, лепкой, моделированием.
В книгах для чтения помещены некоторые народные песни, стихотворения, переложенные на музыку. Будет полезно, если учащиеся прослушают эти произведения в хорошем исполнении, а некоторые из них разучат сами на уроках пения.
По мотивам некоторых произведений написаны великолепные картины. Необходимо использовать их на уроках. Учитель может предложить учащимся сделать свои иллюстрации к отдельным рассказам и сказкам, пронести конкурс на лучший рисунок.
Богатые, практически неисчерпаемые возможности эстетического воспитания детей с первых шагов их обучения содержит природоведение.
Уже в I классе дети под руководством учителя знакомятся с явлениями природы путем проведения простейших наблюдений, экскурсий в природу, а также чтения статей в учебнике. Очень важно, чтобы с самого начала естественнонаучный подход к изучению природы не заслонил собой эстетического или не отодвинул его на задний план. Здесь уместно снопа обратиться к наследию В. А. Сухомлнпского, который имеете со своими питомцами создавал замечательные страницы «Кинги природы». Он учил их вслушиваться в песню жаворонка, стрекот кузнечика, находить прекрасное вокруг и, главное, отражать увиденное в сказках, рисунках, рассказах. Он будил в своих питомцах прекрасное чувство восхищения простой природой.
Во II и III классах изучение природоведения осуществляется путем наблюдений, практических работ учащихся, экскурсий, предметных и обобщающих уроков. Все эти виды занятий наряду с задачей вооружения учащихся первоначальными знаниями и умениями из области ботаники, зоологии, географии и других наук должны, несомненно, стать уроками постижения школьниками красоты и неповторимости родной природы. Это может произойти при соблюдении ряда условий. Первым и важнейшим из них является чуткость учителя к красоте природы. Только такой учитель в состоянии пробудить у учащихся высокие эстетические чувства по отношению к родной природе. Другими важными условиями следует считать такую постановку учебного процесса по природоведению, которая была бы ориентирована не только на формирование восприятий, представлений и понятий, но и на развитие чувств, пробуждение детской фантазии. Талантливые педагоги во все времена достигали больших успехов в воспитании, потому что учили питомцев смотреть на природу глазами поэта, художника, вовлекали их с первых шагов обучения в посильную творческую деятельность. Поэтому связь изучения природоведения с уроками родного языка, музыки, с разнообразной внеклассной работой - важное условие развития детей. Возможности учебного процесса в эстетическом воспитании нужно умело использовать. И все же решающая роль принадлежит учебным занятиям, непосредственно связанным с искусством.

РОЛЬ ИСКУССТВА В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Искусство воздействует на чувства человека через художественный образ, вызывает у него яркие переживания, способствует формированию разнообразных чувств. Подчеркивая значение чувств в эстетическом воспитании, В. И. Ленин отмечал, что без эмоционального отношения к действительности нет настоящего понимания прекрасного, а есть лишь резонерство и модные суждения.
Младшие школьники обладают ярко выраженной способностью глубоко чувствовать и переживать прекрасное. Поэтому в работе с учащимися необходимо использовать каждую возможность для занятий искусством, чтобы раскрыть детям прекрасное в жизни, обогатить их духовный облик, побудить к активной общественной деятельности, к борьбе с тем, что мешает утверждению лучших человеческих идеалов в жизни.
Уроки пения и музыки. Школа призвана обучить учащихся грамотному пению, привить им любовь к песне, чтобы она доставляла детям радость.
С 1971/72 учебного года начальные классы начали работать по новой программе, которая состоит из трех разделов: пения, слушания музыки и музыкальной грамоты.
Основой уроков музыки является хоровое пение. Это стержень каждого урока музыки, на который опирается учитель в работе по двум другим разделам программы. Пение - самая активная форма развития музыкальных способностей: слуха, памяти, чувства ритма, художественного вкуса. Формирование вокальных хоровых навыков осуществляется на каждом уроке. Объектом внимания должно быть все, начиная от певческой установки и кончая выразительностью пения. Хоровое пение является самым доступным видом музыкального воспитания. Учащиеся I класса могут спеть простую песню так, что испытают радость и наслаждение.
Музыкальное воспитание успешно и планомерно осуществляется только на основе систематического обучения. Для того чтобы спеть песню, дети должны ее внимательно прослушать в исполнении учителя, точно запомнить и усвоить мелодию, понять и хорошо представить себе содержание и настроение песни, передать все это в своем исполнении. Правильно поставленное хоровое пение требует от школьников активного отношения к музыке, участия воли, памяти, внимания.
В содержание уроков музыки и пения включаются народные песни, отличающиеся простотой, лаконичностью, благородством и большой выразительностью. Эти песни могут стать прекрасным материалом для понимания музыкального языка своего народа и формирования правильного художественного вкуса школьников.
Знакомство детей с музыкой и песнями других народов также содержит большие воспитательные возможности. Понимание художественного гения, других народов - хорошая школа интернационального воспитания детей.
При правильной постановке пение может стать важным средством организации коллектива учащихся. Разучивание песен требует общей слаженности и согласованности, общего эмоционального подъема, настроения. Все это как раз и сплачивает ребят. Хорошее исполнение приносит детям большое удовлетворение. Совместное переживание этого удовлетворения является лучшим средством сплочения коллектива.
Уроки изобразительного искусства. Специфика уроков изобразительного искусства определяет и средства эстетического воспитания детей. Учитель сосредоточивает их внимание на оформлении тетрадей. Следует с самого начала осудить неряшливость в оформлении тетрадей и отдельных рисунков, что довольно распространено в первых классах. Происходит это потому, что дети-дошкольники главное внимание в рисовании дома обращали на содержание рисунка, а не на его исполнение. Они портили много бумаги. Тетрадь же выбросить нельзя, она документ, характеризующий работу школьника. Надо учить детей с первых шагов правильно располагать рисунок, ровно и аккуратно раскрашивать его, начатый рисунок обязательно заканчивать. Эти требования важно в доступной форме разъяснять учащимся и добиваться того, чтобы именно так они подходили к оценке своих рисунков и работ товарищей.
По мере роста и развития детей, совершенствования их умений и навыков требования к их рисункам возрастают. Учитель постепенно ведет ребят к тому, чтобы они выполняли рисунки красиво, правильно, по-своему, по-новому.
Уроки изобразительного искусства могут быть тесно связаны с общественной работой детей. Проведение конкурсов на лучший рисунок, организация выставок лучших работ, участие в оформлении сборов и праздников явятся важным дополнением к уроку, средствами повышения их эффективности. Возможности учебного процесса в эстетическом воспитании могут быть значительно усилены проведением разнообразной внеклассной работы.
В книге «Духовный мир школьника» В. А. Сухомлинским приведены интересные наблюдения о влиянии рисования на духовное развитие младших учащихся. В школе на протяжении четырех лет проводился такой опыт: в момент большого эмоционального подъема, вызванного вновь познанным или пережитым явлением, учителя предлагали своим питомцам передать свои переживания в рисунках. Учащиеся не только с воодушевлением рисовали предметы или сказочные образы, но и выражали свое отношение к тому, что они изображали.
Дальнейшие наблюдения показали, что у многих детей сформировалась потребность выражать увиденное, пережитое в рисунках. Наклонность к рисованию закрепилась не у всех детей, однако занятия рисованием оставили в их внутреннем мире глубокий след. Эти дети отличались более тонкими, устойчивыми чувствами, широтой интересов, точностью и гибкостью мыслительной деятельности.
Поэтому недооценка роли рисования в системе обучения младших школьников или неверная постановка преподавания этого предмета может пагубно сказаться на развитии учащихся.

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Игры, драматизации, инсценировки. С приходом ребенка в школу его игровая деятельность не прерывается, но принимает иной характер, приобретает определенную направленность. Игры, драматизации, инсценировки широко используются в эстетическом воспитании детей.
Особенно интересны постановки с большим числом участников, когда у каждого ученика примерно одинаковые по размеру и значению роли. Такую возможность дают инсценировки сказок и литературно-музыкальные композиции, в которых сочетается чтение стихов, драматизация, пение, музыка.
Пример такой инсценировки приводит В. А. Сухомлинский в своей книге «Духовный мир школьника»: при чтении сказок, в момент, когда речь идет о событиях, наиболее ярко передающих идею сказки, перед детьми выступают ее герои в соответствующих костюмах. Этот прием, рассказывает автор, так подействовал на детей, что они стремились оказать влияние на ход событий, о которых говорилось в сказке или рассказе. Дети создавали свои игры-сказки о жизни Зои Космодемьянской, Эрнста Тельмана и других героев.
С целью достижения общей слаженности в детской постановке необходима серьезная предварительная работа педагога. Ему надо добиться организованности, собранности, увлеченности всех учащихся. Не следует загружать детей частыми, продолжительными репетициями. Важно, чтобы все участники инсценировки осознали содержание произведения, характеристики действующих лиц, линию действия в том или ином эпизоде.
Прежде чем начать работу над инсценировкой, учитель продумывает значимость каждого педагогического приема. Детей надо тщательно готовить к каждому выступлению. С этой точки зрения вредным является взгляд некоторых учителей, полагающих, что любое детское выступление будет иметь успех. Драматизации и инсценировки оказывают большое влияние на умственное развитие детей: они развивают их речь, дети начинают лучше читать, интереснее рассказывать на уроках.
Танцы. Одним из видов внеклассной работы являются занятия танцами. Младшие школьники с большим удовольствием танцуют. В танцах они удовлетворяют свою естественную потребность в движении, смене впечатлений и деятельности. Это стремление надо использовать для развития художественного восприятия детей, ознакомления их с красивыми танцевальными движениями, приучать их слушать музыку.
Танцы содействуют физическому развитию детей, приучают их правильно и красиво ходить. В процессе обучения танцам к детям предъявляются определенные требования в отношении их общей организованности, дисциплинированности, вежливой и дружеской формы обращения друг с другом, умения внимательно выслушивать указания педагога. Все это способствует воспитанию дисциплинированности и эстетики поведения.
В содержание хореографических занятий с младшими школьниками входит изучение народных, массовых и бальных танцев, самых простых танцевальных ритмических упражнений, игр. Начинать обучение лучше с народных танцев.
Вместе с тем руководитель кружка заботится и о том, чтобы занятия были для детей источником радости. Это обеспечивается музыкальным сопровождением, характером костюмов, всей обстановкой, в которой проводятся занятия.
Приходится иметь в виду и то, что дети, записавшиеся в танцевальный кружок, стремятся получить как можно больше удовольствия, они приходят повеселиться. Нужно разъяснить учащимся, что танец - настоящее произведение искусства и для его создания нужны труд и организованность.

РОЛЬ ПРИРОДЫ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Природа нашей страны исключительно разнообразна. В каждом районе можно найти много красивых мест. Дети проявляют к природе живой интерес. Это естественное тяготение надо умело использовать для развития воображения, для воспитания патриотизма, стремления приумножить красоту и богатство природы.
Благородные чувства и стремления можно вызвать у детей при проведении прогулок и экскурсий в природу, в процессе работы на пришкольном участке, в туристских походах.
Большие воспитательные возможности заложены в организации активной деятельности детей по охране природы, по умножению ее богатств. А. М. Горький считал, что земля должна быть достойна человека. А для этого ему надо устраивать землю также любовно, как он создает свой дом. Эта мысль может быть ведущей в организации деятельности детей по охране природы и умножению ее богатств.
Хорошие традиции существуют на протяжении ряда лет в Павлышской школе им. В. А. Сухомлинского Кировоградской области УССР. С первого дня пребывания в школе дети выполняют какое-нибудь общественно значимое дело: закладывают маленькую дубраву, выращивают кормовые травы, а семена передают колхозу, участвуют в выращивании полезащитных лесополос. Учителя стремятся вызвать у учащихся благородные мысли и чувства. Работа строится так, чтобы учащиеся поняли, что они способны на большие дела, что их силы позволяют преодолеть еще большие трудности и препятствия. Организуя труд детей, воспитатели показывают им, что сделали их старшие товарищи (выращенные деревья, убранные поля). Такая постановка работы побуждает ученика к волевым усилиям, вселяет в него бодрость и уверенность, стимулирует его нравственный рост.
В заключение хочется подчеркнуть, что успехи школы в эстетическом воспитании детей во многом зависят от учителя. Педагоги и работники искусства единодушно утверждают, что учителю современной школы необходимо широкое разностороннее художественное образование. Иначе он не сможет осуществлять колноценного эстетического воспитания детей.
Не менее важное значение имеет знание и глубокое понимание учителем основ эстетического воспитания, специфики воздействия искусства на внутренний мир ребенка. Надо, чтобы учитель хорошо понял, что он не может быть равнодушным к прекрасному. Его собственное отношение к искусству определяет и отношение к нему учащихся.

Вопросы и задания

1. Дайте определение сущности эстетического воспитания детей.
2. Прочитайте по хрестоматии отрывки из произведений Н. К. Крупской, А. В. Луначарского и В. А. Сухомлинского об эстетическом воспитании и попытайтесь наметить основные требования к эстетическому воспитанию в школе.
3. Дайте определение понятия система эстетического воспитания. Охарактеризуйте особенности советской системы эстетического воспитания и ее принципы.
4. Расскажите о значении учебного процесса в эстетическом воспитании и требованиях к его организации.
5. Какое значение имеет обучение пению и музыке в начальных классах?
6. Какое значение в эстетическом воспитании детей имеют уроки изобразительного искусства? Перечислите основные требования к этим урокам.
7. Какие средства и формы внеклассной и пионерской работы используются в эстетическом воспитании школьников?
8. Расскажите о месте игр-драматизаций в эстетическом воспитании младших школьников. Подберите несколько игр-драматизаций для класса и одну из них проведите с детьми.
9. Как необходимо использовать природу в эстетическом воспитании детей? Разработайте план экскурсии или прогулки в природу.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

Maia. Майя. Bakulina. Бакулина.
Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.

Играет важную роль в формировании характера и нравственных качеств, а также в развитии хорошего вкуса и в поведении. Под выражением "художественно-эстетическое воспитание" подразумевается воспитание чувства красоты, развитие способности воспринимать, чувствовать и понимать красоту в общественной жизни, природе и искусстве.

Эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.

Художественно-эстетическое воспитание – сложный и кропотливый процесс, в ходе которого дети получают первые художественные впечатления, приобретаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Большое значение в художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста имеет народное декоративно-прикладное искусство. Воспитатель должен знакомить детей с изделиями народных мастеров, тем самым прививая ребенку любовь к народному творчеству, уважение к труду.

Художественно-эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое.

Примером служат народные игрушки: Матрешки, веселые дымковские свистульки, поделки, сделанные вручную.

Пример воспитателя, его эмоциональная отзывчивость на красивое особенно необходимы детям для становления их собственного художественно-эстетического вкуса.

Художественные и эстетические чувства, так же как и моральные, не являются врожденными. Они требуют специального обучения и воспитания.

Организуя последовательно усложняющуюся систему заданий, обучая детей эстетическому видению и грамотному изображению окружающего, можно научить детей не только воспринимать картину, но и видеть в ней предмет искусства.

Актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста определяется тем, что художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.

В соответствии с приоритетным направлением развития воспитанников я постарались отразить следующие элементы современного искусства:

1. Архитектура («застывшая музыка»)

2. Изобразительное искусство: поделки, рисование, скульптура, живопись, графика, мозаика и др.

3. Художественная литература.

4. Музыкальное искусство.

5. Хореография.

6. Театральное искусство.

7. Эстрадное искусство.

8. Киноискусство.

9. Цирковое искусство.

10. Декоративно-прикладное искусство.

11. Телевизионное и аудио-визуальное искусство

12. Компьютерное художественное творчество и др.

Художественно – эстетическое воспитание в моем понимании это – формирование целостной личности, творчески развитой, действующей по законам красоты.

Основная цель приоритетного направления:

Формирование эстетически развитой личности, пробуждение творческой активности и художественного мышления ребенка, выработку навыков восприятия произведений различных видов искусств

При правильном воспитании в дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Задача педагогов – с учетом возрастных особенностей и возможностей дошкольника воспитывать у него в первую очередь такие ценнейшие качества, как способность внимательно наблюдать действительность, творчески изменять ее в своем воображении, чувствовать прекрасное в природе и искусстве, ответственно относиться к своим маленьким трудовым обязанностям, эмоционально откликаться на нужды других людей и стремиться помочь им в случае необходимости.

Для активизации у детей интереса к художественной деятельности педагог может предложить родителям посетить с детьми ботанический сад, лес, художественный музей, поговорить с участием детей с художниками-мастерами на выставках декоративно-прикладного искусства. Наряду с такими культурными мероприятиями целесообразно организовать на базе дошкольного учреждения практикум для родителей из современных форм декоративных работ: макраме, аппликация из природного материала, аранжировки летних и зимних букетов и тому подобное. На таких практикумах участники не только приобретут определенные навыки, но и ознакомятся с материалами, необходимыми для определенного вида работы, методами обучения художественными умениями. В таких семьях взрослые и дети выступают активными участниками совместной художественного творчества.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами детской мультипликации:

Детская мультипликация является поистине универсальным средством художественного развития и воспитания дошкольников. Мультипликация, как одна из форм экранного искусства, представляет собой синтетический вид, объединяющий живопись, графику, музыку, литературу, элементы театра, танца. Выразительно- изобразительные средства каждого из этих видов искусства по-своему воздействуют на представление, воображение, зрительную память, мыслительную активность, раскрытие творческого потенциала. Сюжетность, зримость образов, звуковое сопровождение заставляют детей сопереживать, сопереживать сюжет вместе с героями. У ребенка это вызывает сильную эмоционально-чувственную реакцию, что способствует его развитию.

Организуя занятия по искусству таким образом, что бы у детей равномерно были задействованы разные виды мышления (логическое, визуальное, слуховое, вербальное, кинестетическое, воображение и фантазия для этого создаются проблемные ситуации, используется игровой момент, фрагменты театрализации. Стараемся нацеливать занятия на развитие культуры эмоций, умение управлять чувствами, понимать и чувствовать товарища, (при помощи дидактических игр, прямых указаний, создании проблемных ситуаций, мнемотаблиц). Педагог - психолог участвует в игровых занятиях, в совместной деятельности, дает рекомендации по ведению педагогического процесса, или на основе своих наблюдений.

Дети – самое ценное, что есть у родителей. И поэтому перед родителями и педагогами стоит непростой вопрос – как сделать жизнь ребенка радостной, счастливой и уберечь его от опасностей, подстерегающих на каждом шагу.

В заключение: Главное в моей работе, да и работе любого педагога, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его уверенность в собственные силы.

Публикации по теме:

Художественно-эстетическое развитие детей раннего возраста (из опыта работы воспитателя дошкольного учреждения) "Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник.

Выступление на педсовете На тему: «Художественно-эстетическое воспитание и развитие речи дошкольников» РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ.

Художественно-эстетическое воспитание детей в дошкольном учреждении Доклад:«Художественно – эстетическое воспитание детей в дошкольном учреждении». Подготовила Купцова С. А Москва 2015 г. В последнее время.

Вдохновение не есть исключительная принадлежность художника: без него недалеко уйдет и ученый, без него немного сделает даже и ремесленник,.

МКДОУ Новоульяновский детский сад с. Новоульяновское Барабинского района Новосибирской области «Художественно-эстетическое развитие детей.

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников (на основе методики В. И. Волынкина) Педагогика определяет художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески.

Художественное эстетическое воспитание детей дошкольного возраста Одна из важных задач воспитания ребенка – это развитие и формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволят легче осваивать.

Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста с ОНР при ознакомлении с произведениями искусства «Художественно – эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе ознакомления с произведениями.

Консультация для родителей «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в домашних условиях» Каждый ребенок- художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста. Пабло Пикассо Природа – источник радостных.

Федеральный компонент государственного стандарта дошкольного образования направлен на реализацию качественно новой личности, и одна из целей.

Библиотека изображений:

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

Уже в дошкольном возрасте дети способны реагировать на красивое в окружающей их обстановке, музыку, поэзию, предметы изобразительного искусства, природу, сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать, сочинять стихи.

Эстетическое воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие.

На формирование эстетического отношения детей к окружающему миру влияет развитие умения видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное. Так же следует воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного. Задачи дошкольного воспитания также направлены на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию, пению, движениям под музыку, развитие словесного творчества.

Для эстетического воспитания детей необходимы определенные условия. Прежде всего, это среда, в которой он живет и развивается. Это и окружающие его вещи, и внешний вид людей, и красивые отношения между людьми. Но детям недостаточно видеть красоту вокруг себя в разных ее проявлениях, но и стоит привлекать их внимание к этой красоте. Например: «Мы с тобой закончили уборку. Как стало красиво!». Так же следует привлекать ребенка к анализу и действию на благо красоты: « Как ты думаешь, какая подушечка больше подойдет к нашему зеленому дивану – желтая или черная?», при этом неважно, что именно он ответит, важно, что ребенок видит, что он тоже может создавать красоту.

Безусловно, важным средством эстетического воспитания является природа. Именно в ней можно увидеть гармонию – основу красоты: разнообразие красок, форм, звуков в их сочетании. Сама по себе природа – это условие для всестороннего воспитания и развития ребенка. Взрослым следует обращать внимание ребенка на красоту и гармоничность природы. Например, идя по скверу обратить внимание как красивы и необычны деревья в нем, как щебечут птицы. Очень важно замечать все вместе с ребенком.

Несомненно, важным средством и условием эстетического воспитания является искусство: изобразительное, музыка, литература, архитектура, театр. Каждый вид искусства воспринимается ребенком на разных возрастных этапах по-разному.

Первый вид искусства, который воспринимает ребенок и на который он реагирует – это музыка. Через мелодию колыбельной песни, звуки речи, ее тембр малыш начинает не только различать окружающий мир, но и чувствовать его.

В художественной деятельности, как правило, присутствуют воспроизводящий фактор и творческий. Следует отметить, что и тот и другой необходимы и взаимосвязаны – ребенок не может творить, не научившись производить.

Для того что бы вызвать у ребенка интерес и желание к созданию собственного произведения искусства, для проявления какого – либо творчества следует обучать его навыкам художественной выразительности. Но самостоятельная художественная деятельность полностью осуществляется без руководства взрослого. Следует, заботится о накоплении ребенком опыта, впечатлений, которые потом отразятся в самостоятельном рисовании, лепке, рассказе, музыкальной деятельности. Возникает самостоятельная художественная деятельность по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей: сделать подарок маме, «написать письмо» бабушке. Для развития самостоятельной деятельности необходимо создавать условия: дети должны знать, где можно взять необходимые материалы, где можно рисовать, строить, музицировать.

Очень важно в художественно-эстетическом воспитании является умение показывать свои чувства детям, свое отношение. Например, выразительность интонации при чтении стихотворения, искренний восторг по поводу красивой вещи, неподдельное огорчение при встрече с небрежностью в одежде, неряшливостью. Яркое и эмоциональное проявление взрослым своих чувств служит активным методом воздействия на ребенка, т.к. опирается на особенность детства – подражательность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА КРУЖКА «ЮНЫЙ ХУДОЖНИК» ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Использование в работе методики нетрадиционного рисования позволяет ребёнку раскрыться, как творческой личности, способствует развитию творческого воображения, творческих способностей; помогает малыш...

Создание условий для развития художественно-эстетических способностей у детей дошкольного возраста.

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприяти...

Программа дополнительной образовательной услуги "Юный книголюб"(познавательной и художественно-эстетической направленности) Для детей дошкольного возраста 4-5 лет. На 2015-2016 учебный год

Рабочая программа литературно-творческого кружка "Юный книголюб" на 2015-2016 учебный год....

Собственная методическая разработка. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста...

Конспект интегрированного занятия об осенней поре. Может использоваться как итоговое мероприятие к проекту ДОУ "Осень", т.к. в ходе ОД идёт обобщение представлений детей об осени, отражении этого врем...

Программа по дополнительной платной образовательной услуге художественно – эстетической направленности для детей дошкольного возраста 5-7 лет «Золотой ключик».

Программа по дополнительной платной образовательной услуге художественно – эстетической направленности для детей дошкольного возраста 5-7 лет...

Развитие художественно-эстетических творческих способностей детей дошкольного возраста,посредством театрализованной деятельности.

"Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…» - Б.М. Теплов.Детское творчество – одна из актуальных пр...


Библиография на тему: «Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».

1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1985.-127с.

2. Алексеев П.Г. Методологические принципы проектирования образовательных систем / П.Г. Алексеев // Проектирование в образовании: Проблемы, поиски, решения. – М.: Владос, 1994.-98 с.

3. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольника. М., 1998.-242с.

4. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996

5. Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика: Уч.пособие для ст-в высш.уч.зав-й. 2-е изд., испр. и доп. М.:Акад.проект, 2005.-240с.

6. Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. – 2003. - №6. - С.57-67.

7. Григорович Л.А. Развитие творческого воображения. - М.,1997.-175 с.

8. Гусев Е.О. Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 1978.-94с.

9. Джидарьян И.А. Эстетическая потребность / И.А.Джидарьян. – М.: Наука, 1986.-191с.

10. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театральной деятельности // Ребенок в детском саду. – 2001. - №2.

11. Юдина, Е. Г. Педагогическая диагностика в детском саду Текст. : пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Е. Г. Юдина, Г. Б. Степанова, Е. Н. Денисова. 2-е изд. - М. : Просвещение, 2003. - 142 с.


Подписи к слайдам:

высказывания ученых, писателей, философов п о теме: «Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» «Цикада цитат »

«У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим.» Ж.- Ж.Руссо

«Воспитание является искусством, а не ремеслом - в этом корень учительского дела» Л.Н. Толстой

«Что я услышал – я забыл, Что я увидел – я помню, Что я сделал – я знаю!» Конфуций

«Искусство должно быть средством воспитания, но цель его удовольствие.» Бертольт Брехт

« Потребность в творчестве присущи только человеку с интеллектом, знаниями, умениями и навыками преобразующей деятельности, оригинальным мышлением, воображением, интуицией и волей.» Герцен А. И.

«Очень важно выработать у детей любовь к искусству, музыке. Надо приучать их слушать музыку и пение. Музыка - это могучее средство воспитания». Я. Коменский

«Ранний возраст сензитивен во всём». Л.С.Выготский

«Нация, в которой учили бы рисовать так же, как учат читать и писать, превзошла бы вскоре другие во всех науках, искусствах и мастерствах » Денни Дидро

Предварительный просмотр:

Глоссарий на тему: «Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»

  • Художественное воспитание – это целенаправленный процесс творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности (Б. Т. Лихачёв).
  • Эстетическое воспитание - это целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности.
  • В.Н. Шацкая ставит перед эстетическим воспитанием следующую цель: "Эстетическое воспитание служит формированию… способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты".
  • Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
  • Дошкольное детство – гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность.
  • Художественно-эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности.
  • Реализация эстетического воспитания и художественного образования в разных возрастных группах предусматривает:

Развитие интереса к различным видам искусства (литература, изобразительное, декоративно-прикладное искусство, музыка, архитектура и др.), формирование первых представлений о прекрасном в жизни и искусстве, способности воспринимать его;

Формирование художественно-образных представлений и мышления, эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное;

Развитие творческих способностей в рисовании, лепке, аппликации, художественно-речевой, музыкально-художественной деятельности и др.;

Обучение основам создания художественных образов, формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности;

Развитие сенсорных способностей восприятия, чувства цвета, ритма, композиции, умения элементарно выражать в художественных образах решение творческих задач;

Приобщение детей к лучшим образцам отечественного и мирового искусства.

Предварительный просмотр:

КАТАЛОГ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ

  1. Журнал "Воспитатель ДОУ" http://doshkolnik.ru/

· это принципиально новый журнал для ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ;

· ценнейший опыт лучших ДОУ;

· четкая структура, построенная в логике дня воспитателя и ребенка (утро, день, вечер, ночь);

· не только проверенные временем и новейшие методические рекомендации, разработки игр, занятий и т.д., но и материалы, посвященные развитию личности воспитателя и ребенка.

  1. Журнал "Современный детский сад" http://www.deti-club.ru/sovremenni_det_sad

упорядочивает и тематически систематизирует информационную среду, обеспечивающую качественное развитие дошкольного образования. Общие сведения об издании, состав редакционной группы, сведения о подписке, архив с содержаниями номеров, контактные данные.

  1. Журнал «Обруч» http://obruch.ru/

Иллюстрированный научно-популярный журнал для руководителей всех уровней, методистов, воспитателей детских садов, учителей начальной школы и родителей. В нем публикуются разнообразные теоретические, методические, практические материалы, опыт работы дошкольных учреждений. Большое внимание уделяется вопросам психологии, методики воспитания и обучения, созданию развивающей среды.

  1. Журнал «Детский сад от А до Я» http://detsad-journal.narod.ru/

Научно-методический журнал для педагогов, родителей и всех тех, кто неравнодушен к миру детства. На страницах журнала обсуждаются актуальные проблемы современного дошкольного образования и перспективы развития отрасли, освещается опыт инновационной деятельности детских образовательных учреждений и профильных учебных заведений, результаты научных исследований, публикуются конспекты занятий и игр, сценарии досугов и праздников, консультации управленцев, врачей, гигиенистов, психологов.

  1. Газета «Дошкольное образование» http://best-ru.net/cache/9988

Электронная версия газеты "Дошкольное образование", выпускаемой издательским домом "Первое сентября". Педагогическое издание включает разделы: Детский мир, Родительская консультация, Лаборатория, Мастерская, Игротека, Бабушкин сундук, Личный опыт, Школа природы, Психологическая школа, Документы, Школьный портфель, Школа управления. Для всех номеров публикуется содержание. Полнотекстовая версия номера размещается на сайте через год после публикации печатного издания.