Нормы развития ребенка в 6 месяцев. Питание от шести месяцев до года

Еще недавно ваш малыш был крохотным и беспомощным человечком, но время пролетело быстро и сегодня вы отмечаете его первый юбилей – полгода со дня рождения. Кроха уже достиг определенных успехов и продолжает непрерывно совершенствовать свои навыки. Так какой он, шестимесячный ребенок?

Физиологическое развитие ребенка в 6 месяцев – вес и рост малыша в полгода

За шестой месяц дети в среднем прибавляют 600-700 грамм веса и подрастают на 2-2,5 см.

Средние физиологические показатели полугодовалого малыша:

Шестимесячный малыш уже многому научился благодаря непрерывному развитию и совершенствованию его физиологических параметров.

У малыша в полгода режутся зубки

Для многих родителей период прорезывания первых зубов становится достаточно тяжелым временем. Малыш ощущает физический дискомфорт. Он капризничает, плохо спит, у него может подниматься высокая температура и нарушаться стул.

Основные симптомы, сопровождающие прорезывание зубов:

  • Повышается слюноотделение.
  • Набухают и краснеют десны.
  • Снижается аппетит, ухудшается сон.
  • Увеличивается потребность держать во рту разные предметы.
  • Повышается температура.
  • Появляется кашель и насморк.
  • Может появиться понос или запор.

У многих деток зубы могут вылезать попарно, что является для малыша еще более тяжелым испытанием.

Родители должны быть особенно внимательны к малышу, чаще брать его на руки, ласково напевать и разговаривать с крохой и отвлекать его с совместными играми.

Для облегчения симптомов, посоветовавшись с врачом, можно применять медикаментозные средства.

Слух и зрение у полугодовалого ребенка

Малыш хорошо слышит, если источник звука находится на расстоянии не более 6-6,5 метров от него. Он уже откликается на свое имя, различает голосовые интонации тех, кто с ним разговаривает. Малыш с большой радостью откликается на мамин голос. Ребенок чутко прислушивается к звукам, поворачивает голову к его источнику. Он различает шум шагов, звук открывающейся , журчание воды. Кроме того, он способен услышать шепот, легкое шуршание и другие тихие звуки.

В 6 месяцев развитие зрительных центров головного мозга полугодовалого малыша достигло значительного прогресса.

Ребенок видит предметы четче, чем раньше, следит за двигающимися предметами более быстрым и точным взглядом. Он уже хорошо различает все цвета, острота зрения улучшается. Более точная координация между глазами и руками позволяет быстро находить предмет, хватать его и тащить в ротик.

Достижения Вашего малыша в 6 месяцев

Двигательные навыки

К полугоду движения ребенка становятся более уверенными и целенаправленными.

В этом возрасте кроха:

  • Свободно переворачивается со спины на живот или на бочок и обратно
  • Отрывает тело от кровати или пола с помощи вытянутых ручек, которые ладошками опираются о поверхность
  • Делает попытки ползти , что в 6 месяцев у многих малышей достаточно хорошо получается
  • Достаточно долго , имея за спинкой точку опоры
  • Перекладывает игрушки и другие вещи из руки в руку
  • Тянется вытянутой ручкой за далеко расположенным предметом
  • Одновременно пользуется обеими руками , держа в каждой по игрушке
  • Некоторые малыши приподнимаются и пытаются встать на ножки, держась за опору.
Речь малыша Когда малыша ничего не беспокоит, он, как и раньше, подолгу гулит, а в его лепете отчетливо проскакивают согласные звуки («а-ма, ба-бя и т. п.».) В 6 месяцев активно формируются и развиваются речевые реакции ребенка . То есть, он уверенно связывает предмет с его озвученным названием.

Слушая речь взрослых, ребенок старается подражать им не только звучанием, но и интонацией. Кроху забавляют новые звуки, теперь он с удовольствием болтает, даже когда находится в комнате один . Ребенок в 6 месяцев овладевает артикуляцией языка, а звуки становятся более разнообразными.

Мелкая моторика Пальчики крохи становятся еще подвижней, он уверенно берет и удерживает в руках не только удобные для захвата игрушки, но и мелкие предметы. Малыш лучше координирует движения, пытаясь достать или поднять маленькие игрушки .
Использование жестов Малыш научился выражать свои желания с помощью жестов. Он настойчиво тянет руки, когда хочет чтобы его забрали из кроватки, указывает на предметы, которые непременно хочет заполучить. Теперь он старается копировать действия взрослых, внимательно наблюдая за ними . К примеру, если вы похлопаете в ладоши, малыш тоже начнет играть в ладушки.

Психоэмоциональное развитие ребенка в 6 месяцев

Любознательность и стремление к познанию окружающего мира у полугодовалого ребенка не знает границ. Малышу интересно все, что его окружает – предметы, звуки, люди, события и явления. Малыш взрослеет прямо на глазах. Он уже показывает свой характер, становится более целеустремленным, проявляет настойчивость и упорство в достижениях желаемой цели.

Полугодовалый ребенок уже понимает, каким образом можно манипулировать близкими людьми, чтобы добиться желаемой цели. Это связано с осознанием того, что именно окружающие его люди являются причиной тех или иных действий.

С неодушевленными игрушками он проявляет гораздо меньшую эмоциональность, чем с людьми. В 6 месяцев ребенок способен самостоятельно занимать себя от получаса до 40-45 минут. У него уже имеются любимые игрушки и развлечения.

У ребенка совершенствуется понимание причинно-следственных связей . Пока что это освоение простых взаимосвязей – если выпустить игрушку из рук, то она упадет, если потрясти погремушку – раздастся характерный звук, если нажать на кнопочку музыкальной игрушки – зазвучит музыка, а если он захнычет, к нему подойдет мама.

В 6 месяцев ребенок не только изучает новые предметы, но и старается найти им «достойное» применение, показывая деловой подход к знакомым и незнакомым вещам.

У малыша расширяется пассивный словарный запас, он кроме своего имени понимает названия многих предметов, игрушек и действий.

Игры для ребенка шести месяцев, способствующие развитию

Занятия с детьми способствуют:

  • Расширению звуковых и зрительных образов.
  • Гармоничному развитию , как эмоциональному, так и физическому.
  • Увеличению пассивного запаса слов и получению новых знаний и навыков.
Игры Порядок действий Польза от занятия
Ладушки Берем ладошки ребенка и начинаем хлопать ими в такт известному стишку «ладушки-ладушки». При этом хлопок делаем в момент произношения первого слога в словах. Произнося фразу «полетели, полетели, на головку сели» помашите ладошками малыша и опустите их ему на голову.
  1. Развивается чувство ритма.
  2. Тренируется память.
  3. Улучшается координация движений.
  4. Укрепляется эмоциональная связь с мамой.
Звучащие

чашки

Ставим в ряд несколько чашек разного объема. Берем первую из них, подносим ближе ко рту и говорим какое-либо слово, например, имя ребенка. Повторяем действие со всеми чашками. Малыш обратит внимание, что одно и то же слово может звучать по-разному, хотя и не сможет сказать об этом . Но если вы повторите свои действия, произнося всего один слог, а потом поднесете чашки к ротику малыша, он попытается повторить слог, внимательно прислушиваясь к происходящему. Малыш знакомится со свойствами предметов и развивает слух.
Поищи игрушку Играть можно как в кроватке, так и на полу. Рядом с малышом кладем несколько игрушек и каждую накрываем кусочком ткани. Затем просим кроху поискать то, что вы спрятали. Малыш начнет стаскивать лоскутки с игрушек, проявляя огромную радость при их обнаружении . После этого отвлекаем ребенка и перепрятываем предметы так, чтобы он не заметил. Просим малыша вновь заняться поисками. При игре тренируется память, развивается наблюдательность и увеличивается подвижность ребенка.
Музыкальные бутылочки Возьмем несколько бутылочек из пластика (лучше 7 – по количеству нот) и нальем в них разное количество воды. Постучим по ним ложкой, вместе с малышом послушаем, какие звуки они издают . Пусть малыш постучит по бутылочкам самостоятельно. Он охотно будет извлекать звуки, и прислушиваться к ним. Развивается музыкальный слух ребенка.

Чтобы малыш не потерял интереса к развивающим играм, заниматься с крохой одним и тем же делом нужно не более 5-10 минут.

Физические упражнения с малышом в 6 месяцев

В дополнение к упражнениям, которые вы делали с малышом в 5 месяцев, можно добавить несколько новых.

Они должны способствовать укреплению сердечно — сосудистой системы ребенка, улучшать кровообращение, стимулировать укрепление опорно-двигательного аппарата и развивать координацию движений.

  • Сидение по-турецки . Малыша усаживают на ровную поверхность или на колени к маме. Поддерживая спинку, сгибают ножки в коленях так, чтобы стопы ребенка соприкасались. Можно слегка потереть подошвы друг о друга. После того как малыш освоится с такой позой, уменьшайте поддержку спины, чтобы малыш учился держать равновесие. Упражнение укрепляет мышцы туловища и позвоночник.
  • Низкие приседания . Малыша берут подмышки спиной к себе и ставят на ножки. Обеими руками сгибают ноги ребенка в коленях, чтобы он присел на корточки. Кроха попытается встать, после чего вновь усадите его. Следите, чтобы стопы малыша стояли ровно, не подворачиваясь внутрь или наружу. Повторить 5-6 раз. Упражнение укрепляет ножки и способствует освоению вертикальной позы.
  • Подъем ног . Положив ребенка на спину, ладонями обхватываем его колени, попутно выпрямляя ножки. Сначала по очереди, а потом одновременно, поднимаем ноги малыша вертикально вверх. Повторить плавными, медленными движениями 8-10 раз. Упражнение укрепляет тазобедренные мышцы и нормализует тонус ног.

Режим и питание ребенка в 6 месяцев

Режим дня полугодовалого ребенка мало чем отличается от распорядка в 5 месяцев. Единственное изменение – небольшое увеличение времени бодрствования и уменьшение сна.

Если в 4-5 месяцев детям вводился выборочно, то к 6 месяцам расширение рациона является обязательным для всех малышей.

Чтобы малыш рос здоровым и интеллектуально развитым человечком, уделяйте ему как можно больше времени. Читайте книжки, рассказывайте стихи, пойте песенки.

Рассказывайте малышу обо всем, что вызывает у него интерес. Только любовь и забота близких поможет крохе вырасти гармонично развитой личностью.

Полгода – первый маленький юбилей и важный рубеж для малютки. В этом возрасте ползать, сидеть, благодаря чему у него есть возможность видеть окружающее пространство по-новому – из вертикального положения. Меняются и развлечения ребенка: он пристально разглядывает свои , будто изучая их вновь, начинает видеть и открывать в них другие качества.

Основная задача родителей – помочь своему чаду развиваться и совершенствовать свои навыки дальше, ведь еще столько нужно узнать и освоить. Отличным помощником в этом станут игры с малюткой.

Основная задача родителей полугодовалого ребенка - помочь природному развитию малыша, захватить его внимание и привлечь к изучению новых навыков

Значение игр для развития крохи

В полугодовалом возрасте малыш активно развивается, тщательно изучает все вокруг, и родители обязаны помочь ему в этом. Все обучение должно проходить в игровой форме.

Если мама и папа заботятся о благополучии своего малыша, им просто необходимо регулярно уделять ему время, играя дома. Чем же занять кроху в таком возрасте?

Современные психологи указывают на большое значение развивающих игр в жизни 6-тимесячного крохи, они помогают малышу совершенствовать уже имеющиеся навыки, а также приобретать новые.

Без подобных забав ребенок отстает от своих сверстников как в плане физического развития, так и интеллектуального – он начинает позже говорить, вставать на ножки и ходить (подробнее в статье: ). Такая статистика наблюдается сегодня во многих странах.

Формируем мелкую моторику

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Сегодня в детских магазинах имеется огромный ассортимент обучающих игр, но для крохи в возрасте 6 месяцев подойдут самые простые развлечения. Родителям для этого стоит запастись как незамысловатыми игрушками, проверенными не одним поколением детишек, так и различными предметами обихода (коробочками, баночками, клубочками, пластмассовыми стаканчиками).

Пирамидка с кольцами

Обычная пирамидка с крупными кольцами – незаменимая игрушка для развития полугодовалого крохи. Конечно, ребенок не начнет сразу же самостоятельно собирать и разбирать ее, для начала нужно продемонстрировать ему, как это делается. В первую очередь, будем учить кроху разбирать пирамидку: показываем нижнее кольцо и просим ребенка снять его, делаем это сами, затем ручкой малыша, и только после серии упражнений кроха освоит этот навык. Когда ребенок научится управляться с одним кольцом, следует усложнить ему задачу и добавить еще пару колец на пирамидку. По мере развития и совершенствования навыка количество колечек нужно продолжать увеличивать.

Как только кроха научится разбирать пирамидку, можно переходить к следующему этапу – нанизыванию на стержень колец. Это задача требует от малыша большей сосредоточенности и умения координировать свои движения - такие манипуляции он освоит ближе к 7-8 месяцам, а может и позже.

Пирамидка – игрушка многофункциональная, она способствует развитию внимания, логики и мелкой моторики. Играя с ней, кроха познакомится с разными цветами и размерами предметов.


Несмотря на простоту конструкции, пирамидка является незаменимой вещью: она учит малыша различать формы, цвета и размеры предметов

Коробочка с игрушками

Небольшие контейнеры, ящички и коробочки с крышками станут отличными игрушками для полугодовалого малыша. Любознательные детки попытаются самостоятельно открыть их, желая узнать, что спрятано внутри. Если кроха не заинтересовался игрушкой, можно привлечь его внимание: потрясти коробочку, спросить, что в ней лежит, предложить открыть ее.

Когда ребенок научится снимать крышку , надо показать ему, как доставать игрушки из контейнера, а затем складывать их обратно. Вынимая из коробки предметы, можно рассказывать малышу о них, производить с ними разные манипуляции. Можно собрать целую коллекцию баночек и контейнеров, ребенок с интересом будет возиться с ними еще несколько последующих месяцев.

Стаканчик и мячики

По мере совершенствования навыков крохи продолжаем усложнять упражнения. Теперь нужно найти небольшую коробочку, мячики (это могут быть шарики, клубки или другие круглые предметы) и пластиковый стаканчик. Задача малютки – ручкой достать шарик из контейнера и бросить его в стакан . Для малыша 6 месяцев это достаточно сложное задание, но оно отлично развивает координацию движений, глазомер (ведь нужно попасть в стаканчик) и моторику пальчиков.

Тренируем крупную моторику

С целью совершенствования крупной моторики малыша можно развлечь его таким образом: лечь на пол, надев на ноги плотные носки, кроху разместить на своих ступнях лицом к себе. Удерживая малютку за ручки, приподнять ноги и двигать ими в воздухе в различных направлениях (в стороны, вверх-вниз, по кругу).

Такое развлечение научит ребенка доверять взрослому – между ними наладится устойчивая психологическая взаимосвязь. Также кроха будет совершенствовать крупную моторику, координацию, вестибулярный аппарат. Молодая мамочка же во время такой забавы сможет привести в тонус свой пресс и убрать животик после родов.

Это развлечение придется по вкусу и малышу, и его маме. Оно поможет крохе научиться ориентации в пространстве, разовьет его способность сохранять равновесие.

Учим ползать

В 6-7 месяцев большинство деток активно учатся передвигаться ползком. Многие специалисты, в том числе и доктор Комаровский, указывают на необходимость помочь малышу освоить этот навык.

Традиционный способ научить кроху ползать – (рекомендуем прочитать: ) положить любимую детскую игрушку недалеко от малыша , но так, чтобы он не смог дотянуться до нее ручкой. Что будет делать в такой ситуации ребенок? Конечно, попытается приложить все усилия, чтобы добраться до игрушки.

Сразу это у него не получится, но достаточно несколько раз позаниматься с малышом по 10-15 минут, и в итоге он поползет. Для начала нужно помогать крохе – подкладывать ему под грудь свернутое валиком полотенце или одеяло, так малютке будет легче приподнять туловище и освоить навык ползания.

Такая нехитрая забава принесет свои плоды очень скоро – кроха, стараясь дотянуться до любимой игрушки, обязательно подползет к ней. Но проводить уроки с малышом нужно каждый день.

Развиваем тактильные навыки

Новорожденный начинает познавать окружающее пространство именно путем тактильных ощущений, в полугодовалом возрасте их нужно продолжать совершенствовать. Помогут в этом простые развлечения с малюткой, а перышки, ленточки, кусочки шелковой или махровой ткани станут главными игрушками.

Открыть новые ощущения поможет такая забава: следует раздеть кроху до подгузника и уложить его на спинку, предметами с разной текстурой (что-то гладкое, пушистое, шероховатое) нужно водить по туловищу младенца. Из-за новых ощущений ребенок будет испытывать различные эмоции – то настороженно замирать, то радостно «агукать» и улыбаться (подробнее в статье: ). Начинать прикосновения нужно с животика, затем перемещаться к ручкам и ножкам, когда малыш успокоится, его следует перевернуть и погладить ему спинку.

В течение одного занятия не стоит использовать больше 2-3 предметов, этого малютке будет достаточно. Такая забава приносит удовольствие всем деткам, она дарит им новые ощущения и эмоции. Узнать об опыте других мам и других интересных развивающих решениях можно на видео.

Разговариваем с крохой

С полугодовалым крохой необходимо разговаривать как можно чаще. Разнообразные детские песенки, стишки и потешки способствуют формированию речевых навыков у ребенка в будущем.

В возрасте 6-8 месяцев можно выполнять с малюткой упражнение «Телефон». Для этого нужна телефонная трубка, в которую взрослый должен говорить простые слоги, но с различной интонацией. Итак, сев рядом с малышом, прикладываем телефон к своему уху и произносим, например, «ма-ма», потом «ма-ма?», затем подносим трубку к малышу, пусть он попытается что-то повторить.

Для деток постарше (от полугода до года) можно порекомендовать забаву под названием «Первые слова». Ее цель – обучить малютку подражанию звукам и лепетанию. Можно уложить ребенка на спинку и немного склониться над ним, чтобы он видел лицо взрослого. Взяв кроху за ручки, начинаем проговаривать слоги и короткие слова. Во время игры на каждом слове ручки разводим в стороны и сводим снова, такой прием поможет малютке концентрироваться на самом процессе «общения» с родителями. Малыш будет внимательно слушать речь взрослого, следить за его губами, пытаясь повторить движения.


Хотя малыш еще очень мал, родителям требуется активно общаться с ним и использовать разговорные элементы в играх - это понадобится малышу уже очень скоро

Что еще нужно знать о развивающих играх?

Все заботливые родители непременно окружают своего малыша вниманием и заботой, уделяя время играм и обучению. Важно еще, чтобы эти занятия приносили настоящую пользу и удовольствие, а не были в тягость ребенку или взрослым. Необходимо создать все условия для того, чтобы кроха полноценно развивался и обучался новому.

Юный член семьи растет и приобретает все новые навыки. В этот период особенно важно не сравнивать своего малыша с детьми подруг или книжными таблицами. Один ребенок будет уверенно сидеть уже в 6 месяцев, другому для этого понадобиться больше времени. Кто-то рано пойдет, а кто-то будет ползать до года.

Развитие всегда индивидуально, радуйтесь достижениям своего ребенка, предлагайте и показывайте ему новые игры. Эта статья - не перечень заданий, а скорее набор идей, как помочь малышу осваивать новое.

6-7 месяцев

В возрасте полугода ребенок уже сидит в детском стульчике, у него освобождаются обе руки. Он уже может начать осваивать такие игры как «ладушки», предлагать сразу больше игрушек. Это будет способствовать развитию мыслительной деятельности и координации движений, побуждать ребенка делать выбор между несколькими предметами.

Если в рацион ребенка уже вводится прикорм, можно предложить взять малышу ложку и показать, захватив его кулачек, как зачерпнуть еду и поместить в рот. Это не только первый шаг на пути к самостоятельности, но и упражнение для развития мелкой моторики.

Если в рацион ребенка уже вводится прикорм, можно предложить взять малышу ложку...


Хорошей идеей будет познакомить ребенка с его первыми книжками. Они должны быть с толстыми страницами, которые будет легко ухватить и перевернуть.

Для развития речи по-прежнему хороши стишки , потешки , песенки . Во время купания и переодевания постоянно называйте части тела ребенка. Показывайте ему жесты «да», «нет» и «пока». Детям проще дается изучение новых слов, если они подкреплены движением.

В этот период малыш учится управлять нижними конечностями, и развитие координации движений будет способствовать становлению навыка ходьбы в дальнейшем. В играх с ребенком можно использовать легкий мяч, положенный в кроватку. Предложите малышу вытолкнуть мячик, покажите, как это сделать.

7-8 месяцев

С 7 месяцев стоит использовать игры на развитее памяти. Именно она необходима ребенку в первую очередь для освоения новых знаний. Поиграйте в «прятки» с игрушками - поместите предмет в коробочку и закройте крышкой. Можно использовать для игры платочки, пластиковые стаканчики, обычное полотенце. Попросите ребенка найти: «куда же он спрятался?». Откройте коробочку и покажите: «а вот он!». Предложите малышу самому найти игрушку.

Когда ребенок освоится с условиями игры, усложните задание - предложите ему найти игрушку в одной из трех коробочек. Не забывайте, что цель таких игр - развитие памяти и внимания. Ребенок должен видеть, куда именно вы положили предмет.

Каждая мама знает, что в этот и последующий период разговаривать с ребенком надо очень много. Проводите экскурсии по дому, знакомьте ребенка с предметами окружающей обстановки, действиями домашних животных, комментируйте, что делаете сами. Посмотрите вместе с ребенком картинки в книжке, фотографии, называйте различные предметы, животных, явления.


Посмотрите вместе с ребенком картинки в книжке, фотографии, называйте различные предметы, животных, явления.


Часто дети в этом возрасте норовят поиграть с едой - им хочется размазать кашу по столу, раскрошить хлеб. Наберитесь терпения и не одергивайте малыша. Такое занятие подготовит его к взрослому приему пищи, познакомит с новыми тактильными ощущениями, будет способствовать пониманию причинно-следственных связей. Возможно, стоит предложить ребенку пальчиковые краски.

8-9 месяцев

В этом возрасте у ребенка начинает развиваться очень полезный навык - «пинцетный захват» (когда малыш берет предметы не всей ладонью, а большим и указательным пальцем). Окончательно он появится примерно в 10 месяцев, но уже сейчас можно помогать ребенку в управлении пальцами.

Детям в этом возрасте очень нравится все, что может менять свою форму. Малышу будет интересно играть с обычной бумагой, фольгой, мять их и разрывать. Можно совмещать игру с бумагой и «прятки» - заворачивайте в нее игрушки, и пусть юный исследователь найдет их.

В 8 месяцев уже можно предложить ребенку простейшие игры, связанные с конструированием. Покажите ему, как сложить башню из кубиков, собрать пирамидку. Запаситесь терпением, возможно, показать придется ни один раз, прежде чем малыш сам попробует сложить что-то.

Для развития речи будет полезно использовать игрушки-помощники. Игрушка может «показать» ребенку как держать ложку, правильно складывать пирамидку, «прокомментировать» свои действия.

Добавляйте все новые звуки в число повторяемых. Как «звучит» кастрюля, если по ней постучать: «бум-бум», как звенит колокольчик: «динь-динь». Простейшие слоги ребенку проще всего освоить в первую очередь, но для копирования, ему необходимо постоянно их слышать.

9-10 месяцев

Когда ребенок уже хорошо сидит, ему могут понравиться игры с мячом. Покажите, как можно толкнуть мяч от себя. Сначала действие нужно будет проделывать, управляя руками малыша. Аналогичным образом можно показать, как ловить мячик. Эта игра будет способствовать развитию координации движения и доставит удовольствие.

Полезно для развития мелкой моторики все то, что обычно ребенку нельзя - нажатие на различные кнопки, вращение ручек, закрывание и открывание шпингалетов, задвижек. Чтобы подобные занятия не создавали проблем, необходимые предметы можно прибить к доске или куску фанеры.

Интересно малышу будут и застегивать-расстегивать кнопки для одежды, змейки, можно попытаться застегивать пуговицы. Мы для этой цели сделали специальную книжечку, из ткани, где были вшиты различные элементы.

Ребенок уже умеет или учится манипулировать сразу двумя предметами и этот навык так же следует развивать. Покажите ему, как можно постучать двумя кубиками друг об друга, используйте для этих целей ложки, погремушки, пластмассовые шарики.

Стараетесь, чтобы ребенок запоминал расположение различных предметов. Спрашивайте его чаще, где находится та или иная игрушка, или предмет гардероба.

10-11 месяцев

Как правило, в этом возрасте ребенок уже перемещается достаточно свободно. Поиграйте с ним в настоящие «прятки». Если малыш растеряется, покажитесь и скажите: «ку-ку». Такая игра сыну очень нравилась, а мне позволяла удерживать его внимание и контролировать направление движения.

Становлению речи могут способствовать различные ритмичные упражнения, сопровождаемые стихотворением. Детям обычно очень нравится зарядка в такой форме. Подбирайте или заменяйте действия, исходя из освоенных движений, постепенно добавляйте новые.

Захват двум пальцами уже появился? Теперь для игры ребенку можно давать мелкие неострые предметы. Например, крупные фасолины, горошины, пуговицы. Их можно складывать в баночки, коробочки или просто перебирать руками. Сначала они должны быть достаточно крупными, постепенно их размер будет уменьшаться. Главное следить за малышом, чтобы «игрушка» не попала в рот.


Складывайте небольшие предметы в коробочки...


В этом возрасте ребенок начинает сравнивать различные предметы между собой. Это хороший повод разнообразить игры освоением новых понятий: «большой - маленький», «широкий - узкий». Можно начинать знакомить ребенка с формами предметов.

11-12 месяцев

Если ребенок уже ходит, учите его перешагивать через препятствия. Для этого можно поместить на полу небольшую игрушку или натянуть веревочку. Для малышей, предпочитающих ползать как можно дольше, тоже можно подготовить подобные «полосы препятствий» из полотенец или подушек. Это будет не только интересно ребенку, но и позволит ему научиться лучше управлять своим телом.

Игры в песочнице или снегу в этом возрасте будут очень кстати. Наполнение ведерка способствует становлению кисти. Сначала используете наиболее простые действия - пусть ребенок пересыпает, наполняет формочки и ведерко, копает ямки.

Если для игры с песком ребенок использует не только совок, но и руки - не запрещайте ему. Он знакомится с новой текстурой, а такой «массаж» будет полезен детским ладошкам. Пересыпать, лепить, рисовать на песке - интересуйте малыша новыми вариантами.

Для игр в песочнице слишком холодно или сыро? Развивать координацию движений помогают и другие игры. Наполните миску водой и дайте ребенку большую ложку. В миску поместите небольшие пластмассовые шарики и предложите их выловить. Можно «покормить» какую-то игрушку. Мы из ложки поливали цветок - он же тоже хочет пить.

1 год

В этом возрасте уже можно широко использовать первые ролевые игры. Уложить игрушки спать, накормить и причесать куклу, покатать ее в коляске. Так ребенок осваивает навыки социального взаимодействия, учится играть самостоятельно. Возможно, малыш попытается поиграть и с родителями. Участвуйте в игре малыша, благодарите его и поощряйте подобные действия.

Спрашивайте малыша обо всем. Сначала это должны быть простые вопросы, предполагающие положительный или отрицательный ответ. Если ребенок не дает ответа - ответьте за него, но после некоторой паузы.

Просите ребенка что-то принести, показать, найти. Таким образом, Вы помогаете юному члену семьи накапливать словарный запас, лучше понимать обращенную речь и вовлекаете его в процесс общения.

Старайтесь, чтобы в окружении малыша на прогулке и в гостях были и другие дети. Даже если ребенок не станет сразу включаться в совместную игру, у него появится возможность понаблюдать за поведением и действиями других ребятишек, а не только родителей.

Количество игр и игрушек, с которыми справляется малыш, уже достаточно широк. Этот перечень будет расширяться тем быстрее, чем больше новых интересных занятий Вы сами предложите ребенку и покажите, как с ними справляться.

К 6 месяцам у здорового ребенка уже в основном отрегулированы режим и пищеварение. Большинство детей к этому возрасту привыкли к прикорму — сокам, яичному желтку, творожку. Так что полгода жизни для младенца довольно серьезный рубеж. Именно сейчас можно разнообразить меню, соблюдая главный принцип — осторожность и постепенность введения новых видов пищи.

Если ребенок получает искусственное питание, его можно переводить со специальных молочных смесей на цельное пастеризованное или стерилизованное молоко. Если его вскармливают грудью, в рацион постепенно добавляют молочные каши или цельное пастеризованное молоко. Нельзя давать малышу парное молоко. Перед каждым кормлением по-прежнему необходимо стерилизовать бутылочку.

Как приучить ребенка к обычной пище. Часто бывает, что ребенок, попробовав новый продукт, будь то молочная каша, творог, морковь или мясо, не сразу принимает его. Чтобы он быстрее привык к нему, можно понемногу подмешивать его к привычному, лучше любимому блюду. Очень осторожно следует увеличивать добавки нового ингредиента, а спустя неделю-другую можно будет предлагать новое блюдо как самостоятельное. В таких случаях каждая мама, наблюдая за ребенком, за его реакцией, определяет, что нужно добавить и сколько.

В 6 месяцев ребенку можно предлагать овощной суп. Свежие картофель, морковь, свеклу, капусту и другие овощи следует тщательно промыть проточной водой, очистить, мелко нарезать и варить под крышкой на слабом огне до полного размягчения. Плотные кусочки необходимо тщательно размять, затем подсолить, добавить немного манной крупы, постоянно помешивая, чтобы не образовалось комочков, и сливочное масло. Накрыть крышкой и прогреть на слабом огне 7—10 минут. Такой супчик можно давать в дневное кормление. Овощные пюре и супы особенно полезны ослабленным детям.

Если нет возможности приготовить свежее фруктовое или овощное пюре, вполне разумно использовать консервированные, которых немало в продаже.

Их ассортимент очень широк — это кабачки, тыква, зеленый горошек, абрикосы, яблоки, персики, груши. Готовые пюре содержат много питательных веществ — минеральных солей, витаминов.

Можно попробовать самые разные и подобрать ребенку именно то, что ему понравится.

Очень удобны и полезны также и сухие фруктовые и овощные смеси, разработанные специально для детского питания. Их легко готовить, а хранить начатую упаковку в холодильнике можно дольше, чем консервированные пюре.

Перед употреблением консервированных и сухих фруктовых и овощных пюре следует внимательно прочитать этикетку, чтобы, во-первых, не использовать продукты с просроченным сроком годности, а во-вторых, не ошибиться с выбором того или иного продукта, ведь они готовятся с учетом конкретного возраста ребенка.

Покупая консервированные овощные и фруктовые пюре, обращайте внимание на срок годности!

Начатую баночку пюре храните в холодильнике не более суток!

В перерывах между едой в качестве перекуса ребенку предлагают пищу, которую он может сам держать в руках — морковку или кусочек яблока.

Твердая пища. По мере взросления ребенок выпивает все меньше молока и все больше потребляет твердой пищи. В это время нельзя забывать про питье. При переходе на новую, более плотную пищу ребенку требуется больше питья, чтобы желудок справлялся с ней. Можно давать малышу слабозаваренный чай, отвар шиповника, фруктовые и ягодные соки.

Ежедневная порция молока или молочной смеси в 6 месяцев составляет приблизительно 850—900 мл и дает ребенку необходимый белок и почти всю нужную энергию. Постепенное отучение от груди или от бутылочки приводит к уменьшению ежедневной порции молока.

Если ребенок ежедневно получает две бутылочки молока, он будет обеспечен кальцием, полноценным белком и витаминами группы В, но железа и витаминов А, С, D ему будет недостаточно. Поэтому позаботьтесь, чтобы эти питательные вещества он получал в достаточном количестве из других продуктов, например: железо входит в состав специальных детских каш, а специальные детские поливитамины порекомендует врач.

Если запоздать с переходом на твердую пищу, малыш может настолько привыкнуть к молоку или кефиру, что будет долго отвергать любую еду, которую нужно жевать.

Среди блюд так называемого общего стола лишь очень немногие годятся для малыша, поскольку в них содержится, как правило, немало поваренной соли и специй. Возможно, в этот период придется готовить для всей семьи то, что подойдет и ребенку, — овощные супы, каши, пюре, протертые фрикадельки и т. п. Если понемногу предлагать малышу неострые и несоленые блюда, то быстро выяснится, что ему нравится, с чем его желудок справляется, а с чем нет. В один день рацион малыша пополняется только одним новым блюдом и в очень небольшой дозе. Если у малыша случится расстройство желудка или аллергическая реакция, то будет понятно, что вызвало заболевание.

К полугодовому юбилею малыш уже попробует многие овощные и фруктовые прикормы, и настанет время приступать к блюдам второго прикорма. Это, скорее всего, будут молочные каши. Очень хороша нежная негустая манка, полезна овсяная каша, а также гречневая и рисовая. Детям, как и взрослым, обычно нравятся смешанные каши из разных круп. К тому же они очень полезны. В них можно добавлять тщательно измельченные овощи и фрукты: абрикосы, яблоки, чернослив и т. п. Великолепно сочетаются каши с тыквой, морковью, яблоком, бананом и т. п. Вымытые и очищенные овощи или фрукты (кроме банана) нарежьте кусочками, залейте небольшим количеством воды и варите на слабом огне до размягчения. Затем добавьте немного сахара и перебранную и промытую крупу (манную, овсяную, рисовую и др.) и тушите до готовности. Горячую кашу протрите через сито, добавьте горячее молоко, прогрейте на слабом огне и заправьте сливочным маслом.

Крупу сначала сварите на воде и только потом добавьте молоко. Когда крупа разварится, протрите ее через сито и залейте горячим молоком. Затем поставьте на огонь на несколько минут, добавьте сахар или сахарный сироп, сливочное масло, немного соли, если у ребенка есть аллергические кожные проявления, готовьте каши не на молоке, а на овощном отваре. На одну порцию каши необходимо 10-12 г крупы, 60-75 мл воды, 100 мл молока, 3-5 мл сахарного сиропа, 3 г сливочного масла.

Многие мамы предпочитают варить каши не из цельного зерна, а из измельченного, например из толокна. Такие каши быстрее готовить, они имеют нежную консистенцию и хорошо усваиваются ребенком. Если нет готовой муки, можно измельчить крупу в кофемолке. Такую кашу варят в течение 5 минут, непрерывно помешивая, чтобы не образовалось комочков, а заправляют ее сахаром, молоком, маслом, как и обычные детские каши.

Для детского питания идеально подходят специальные готовые каши, они обогащены железом, минеральными веществами и витаминами, к тому же энергетическая и питательная ценность их очень велика. Хлопот с такими кашами совсем немного — надо всего лишь развести их молоком. Очень важно, что доступность готовых к употреблению продуктов — консервированных или в сухом виде — помогает маме облегчить хлопоты на кухне и уделить больше внимания общению с малышом. Но полностью переводить ребенка на такое питание не стоит. Ведь даже идеально сделанное, к примеру, яблочное пюре уступает по своей питательной ценности свежему яблоку.

Все каши начинают давать малышу понемногу — по 1—2 чайные ложки, постепенно (за 1—2 недели) доводят объем до 140—150 г. Не стоит увлекаться сахаром, подслащивая каши и другую пищу. Обилие сахара в блюде только снижает аппетит.

Каждое кормление должно доставлять и ребенку, и матери удовольствие. Ребенок, который вырывается, стараясь избежать очередной ложки каши, сам нервничает и раздражает свою кормилицу. Проблем можно избежать, если относиться к этому спокойно и не навязывать малышу нежеланную пищу. Если он что-то явно не любит — ничего страшного, значит, без этого он пока прекрасно обойдется. Пусть он ест то, что ему больше нравится. Нельзя допускать, чтобы еда превращалась в обременительную обязанность. Поэтому ни в коем случае не принуждайте ребенка к еде. Когда малыш наелся и не хочет доедать порцию без остатка, лучше прекратите кормление и не удерживайте его за столом в надежде, что он съест еще немножко.

К 1 году ребенок чувствует себя достаточно уверенно и стремится к самостоятельности и независимости. Его уже не устраивает пассивная роль во время кормления, и он предпочитает есть из чашки, которую даже пытается удерживать сам.

Из бутылочки малышу дают только молоко перед сном, когда ребенок устал, или в дороге, в путешествии. Если после перехода к чашке попробовать вдруг дать ребенку сок или воду снова из бутылочки, он почти наверняка будет протестовать.

Но малыш еще не справится сам с едой, и его должны кормить взрослые. Ребенку, несомненно, доставляет удовольствие сидеть со всеми за общим столом. Можно позволить ему брать руками, например, хлеб и отправлять его в рот.

Как только ребенок сможет взять в руки ложку, надо ему это позволить, пусть даже поначалу он будет ею всего лишь размахивать. Пройдет немного времени, и он начнет точно попадать ложкой в тарелку, подносить ко рту и облизывать ее. А спустя еще 2—3 недели он действительно начнет, сперва довольно неловко, есть с ложки. В это время взрослый кормит ребенка со второй ложки по-настоящему. Таким образом, надо осторожно приучать малыша к аккуратности в еде, поощряя ласковым словом любую удачу.

Чтобы создать хорошее настроение за обеденным столом, окружите ребенка красивыми вещами. Посуда, из которой он ест, не должна быть случайной. Яркие чашка, тарелка, блюдце, удобная ложечка, нарядные нагрудники и салфетки, купленные специально для ребенка, — все это сделает обстановку во время кормления праздничной и веселой. Детская посуда должна храниться отдельно от остальной. И нелишним будет напоминание о необходимости соблюдения чистоты на кухне и в квартире вообще.

Иногда слишком примерные матери переживают, что их чадо плохо ест. Они забывают, что все младенцы настроены на выживание. Они никогда не станут морить себя голодом. У всякого человека, маленького и взрослого, бывает снижение аппетита. Может быть, это связано с новым питательным блюдом, а может, просто нет аппетита — такое случается и с детьми, и со взрослыми. Главное, не приставать к малышу с «лишней ложечкой» даже его любимого блюда — это верный путь к избалованности, капризам и прочим неприятным моментам. Кроме того, от переизбытка пищи у него может начаться рвота. Необходимо удостовериться, что ребенок здоров (проверить температуру и т. п.), и не перекармливать его. Чтобы ребенок не переедал и не набирал лишнего веса (а такая проблема тоже существует), не надо давать ему пищи больше, чем требуется. Если ему не хватает порций, которые соответствуют его возрасту, надо обязательно проконсультироваться с врачом.

С 6-го месяца жизни ребенка можно переводить на режим 5-разового кормления с промежутками в 4 часа.

К 7-му месяцу жизни в рацион ребенка добавляют следующие продукты: цветную капусту, картофель, нежирный мясной бульон и тщательно измельченное нежирное мясо (начиная с 7—8 месяцев), фасоль, свеклу, капусту брокколи, сельдерей, скобленое яблоко, тщательно размятый банан, размятую отварную морковь, пюре из моркови и картофеля, рисовый отвар. Можно предложить ребенку хлеб, тщательно размоченный в молоке. В 7 месяцев можно давать малышу нежирный мясной бульон (без специй), лучше всего из телятины, нежирной говядины или курицы, начиная с 1—2 чайных ложечек. Через 2 недели ребенку можно будет давать до 20—30 мл бульона.

6.00 грудное молоко или молочная смесь,

10.00 150 г овощного пюре или молочной каши, 1/2 желтка и 3 столовые ложки фруктового пюре,

14.00 1 столовая ложка творога, грудное молоко или молочная смесь, 40 мл фруктового сока,

18.00 грудное молоко или молочная смесь, 40 мл отвара шиповника или сока,

22.00 грудное молоко или молочная смесь.

Иногда при приеме мясных бульонов бывают проявления экссудативного диатеза, в таком случае бульон из рациона исключают. Как быть дальше, порекомендует педиатр.

Мясные бульоны дают в дневное кормление перед овощными пюре. К бульону ребенку можно дать небольшой сухарик из белого хлеба.

Мясной бульон для малыша варят только из постного мяса; не рекомендуется использовать для бульона кости — в таком отваре будет много жира.

Тщательно промытое мясо мелко нарежьте или пропустите через мясорубку и варите на медленном огне до 2 часов. Соль добавьте в конце приготовления. Вместо специй лучше добавить немножко свежей зелени - укроп, петрушку или сельдерей. Готовый бульон процедите через сито и еще раз доведите до кипения. На 100 мл бульона потребуется 50-60 г нежирного мяса, 200—220 мл воды, немного моркови, соль и зелень.

После того как ребенок привыкнет к мясным бульонам, можно понемногу давать ему нежирное мясо: телятину, молодую говядину, курицу. Особенно полезно мясо ослабленным детям, страдающим рахитом или анемией. Мясо дают исключительно в измельченном и протертом виде. Его добавляют во все овощные блюда.

Полезно иногда давать ребенку и печень (лучше телячью или говяжью) в виде пюре. Печень отваривают и протирают через сито, разводят бульоном или молоком, немного подсаливают и подают с овощным пюре.

Очень удобны маленькие металлические баночки по 75—100 г мясных консервов. На этикетке должны быть указаны срок годности и возраст ребенка, на который они рассчитаны. Консервы перед употреблением следует подогреть и можно смешать с картофельным пюре, чтобы получилось «взрослое блюдо». За один раз ребенок не съедает всю баночку. Оставшееся мясо следует хранить в холодильнике не более суток не в жестяной баночке, а в фарфоровой или стеклянной посуде с крышкой.

Первые порции мяса должны быть совсем небольшими — не больше кофейной ложечки. На следующий день, если не было нежелательных последствий, можно немного увеличить порцию, а к 9—10 месяцам она может составлять 50—60 г.

Тщательно промойте мясную мякоть, очистите ее от жира и пленок, нарежьте кусочками, залейте водой и варите на медленном огне 2 часа. Готовое мясо 2 раза прокрутите через мясорубку и протрите через сито. Полученный фарш разбавьте бульоном или горячим молоком до консистенции кашицы. После этого немного подсолите (специи не нужны) и доводите до кипения.

6.00 грудное молоко или молочная смесь (кефир),

10.00 120-140 г овощного пюре и 1/2 желтка, 30 г творога, 40 мл фруктового сока,

14.00 20-30 мл овощного супа на мясном бульоне, 10-30 г мясного пюре, грудное молоко, 40 мл фруктового сока или отвара шиповника,

18.00 150 г молочной каши (овсяная, гречневая, рисовая), 25-30 г скобленого яблока или фруктового пюре,

22.00 грудное молоко или молочная смесь (кефир).

В этом возрасте дети уже с удовольствием едят паровые котлетки. Фарш дважды пропускают через мясорубку.

Мясные блюда дают ребенку в дневное кормление вместе с овощными пюре. Причем следует менять разные виды мяса — телятину, курятину, индюшатину, молодую говядину, печень. Когда малышу исполнится 1 год, в фарш можно понемногу добавлять мякоть нежирной свинины. В этом возрасте порция мяса может составлять 70—80 г. Но до полутора лет (а то и дольше) нельзя давать ребенку никаких колбасных изделий, в том числе сосиски и сардельки. Качество мяса, из которого они изготовлены, трудно проконтролировать, кроме того, они содержат много специй и жира, а все это не способствует детскому пищеварению.

В перерыве между кормлениями можно дать кусочек очищенного яблока, белый сухарик или несладкое печенье — в это время и даже раньше ребенку требуется нагрузка на десны и зубки. Причем лучше дать его малышу в руку, чтобы он сам подносил его ко рту и грыз, развивая жевательные мышцы и получая от этого радость.

Постепенно фруктовые, овощные и мясные блюда заменяют молочными. Грудное молоко в рационе 8-месячного ребенка должно занимать приблизительно третью часть объема пищи. Но утром и вечером лучше всего по-прежнему кормить грудью, чтобы ребенок получал необходимые антитела, способствующие укреплению иммунитета. Если есть возможность, то кормление грудью следует продолжать до 1 года.

Особо следует обратить внимание на разнообразие питания ребенка. Надо максимально использовать все виды овощей, а не готовить по привычке только картофельное пюре, забывая о цветной капусте, зеленом горошке, сельдерее, кабачке и тыкве, свежей зелени. Каши тоже надо варить из разных видов круп, чередуя и смешивая их.

В 10 месяцев можно вводить в рацион нежирную отварную рыбу, протертую (разумеется, тщательно удалив все кости) или в виде паровых котлет. Для детского питания подойдут треска, минтай.

Режим кормления меняется с прекращением кормления грудью. Ребенок взрослеет и в 10—11 месяцев уже дольше спит по утрам. Поэтому время первого кормления постепенно приближается к 8 часам, а перерывы между кормлениями составляют 4 часа. Количество кормлений не меняется.

В этом возрасте детям дают к мясному бульону и овощным пюре кусочек хлеба, вечером можно предложить немного неострого сыра. В течение дня, если ребенок здоров и у него нет расстройства пищеварения, можно понемногу давать ему «взрослые блюда», т. е. блюда, которые ест вся семья.

Отнятие от груди. Грудное молоко — идеальная пища для ребенка, и если понемногу переводить его на цельное молоко, то он будет получать менее идеальную пищу, чем раньше. Поэтому следует максимально разнообразить прикорм и добавить в рацион поливитамины, которые назначит врач. После полугода можно днем давать малышу молоко не из бутылочки, а из чашки. Отучать малыша от сосания нужно очень осторожно, потому что он может вообще отказаться от молока, так как привык его сосать.

Малышам, которых кормят грудью, конечно, лучше всего питаться материнским молоком до тех пор, пока они не будут готовы полностью перейти на кормление молоком из чашки. Решение прекращения кормления ребенка грудью зависит от того, насколько сильно ребенок привык к груди, и от лактации у матери. Нередко малыш в 7—8 месяцев сам выбирает чашку и отказывается от груди. Следует прислушаться к рекомендациям диетологов, которые советуют давать детям не цельное молоко, а кисломолочные продукты, поскольку они легче перевариваются и усваиваются.

Чтобы постепенно отучить младенца от груди и уменьшить выделение молока, надо вместо дневного кормления грудью давать молоко из чашки. Если к тому же давать малышу и твердую пищу (грудь дают малышу после нее), то вскоре он откажется от груди. Ночное кормление грудью иногда сохраняется до 1 года.

Отучение от бутылочки. Родители решают сами, когда переводить своего ребенка от кормления из бутылочки к кормлению из чашки. Приходится считаться с тем, что сосание доставляет малышу удовольствие и это надежный способ для него успокоиться и расслабиться, особенно перед сном.

Но с другой стороны, если вовремя не приучить малыша к чашке, его привязанность к бутылочке станет трудно преодолимой, особенно после 8—9 месяцев, и может случиться, что он очень долго будет требовать бутылочку. А если от бутылочки отучать постепенно (пока ребенку не исполнилось 9—12 месяцев), ему будет легче справиться с этой потерей. В 6—7 месяцев на обед малышу вместо молока из бутылочки можно давать протертую пищу и чашку молока или сока.

К 1-му году жизни ребенка одно из двух оставшихся (лучше утреннее) кормлений грудным молоком замените прикормом, и после этого лактация постепенно прекращается. На ночь полезно дать ребенку кефир или ацидофилин, которые быстро и легко усваиваются детским организмом.

Сегодня же на повестке дня вопрос «». Полгода – первый значимый рубеж в жизни вашего крохи. Он уже многому научился, благодаря регулярным занятиям и играм с вами.

Он каждый день узнает новое, оттачивает и приобретает новые навыки и умения, и наша с вами задача – помочь малышу в полной мере реализовать свой потенциал, дать ему возможность развиваться дальше на основе того, что он уже знает и умеет. В помощь вам – сегодняшняя подборка развивающих игр и занятий для шестимесячных малышей.

Полоса препятствий

Стимулируйте малыша перелезать через ваши ноги, когда вы сидите на полу или на диване. Можно положить перед ребенком игрушку, чтобы ему было интереснее преодолевать препятствие. Если кроха уже достаточно уверенно ползает, можно соорудить целую полосу препятствий из диванных подушек, валиков, свернутых одеял и т.д. Ползайте вместе с малышом, ползайте под музыку, ползайте за игрушкой – в общем, сделайте так, чтобы это упражнение воспринималось ребенком как еще одна веселая игра с мамочкой.

О том, какая музыка подойдет для крохи и собственно о вы узнаете из этой статьи.

На мяче

Продолжаем наши упражнения на мяче. К занятиям, которые были освоены крохой , можно в этом месяце добавить еще два:

1. На качелях

Ребенок сидит перед вами на мяче, вы удерживаете его под мышки так, чтобы основной вес крохи приходился на ваши руки. Мягко раскачивайте кроху вперед-назад и пружиньте вверх-вниз, приговаривая:

Мы уселись на качели,

Вверх летели, вниз летели,

И опять, и опять

Начинаем мы летать.

2. Прыг-скок

Кроха стоит перед вами на мяче, вы поддерживаете его под мышки – ни в коем случае не давайте ребенку полностью переносить вес тела на ножки. Пусть малыш пружинит на мяче в такт потешке:

Шел петух по кочкам, по кочкам, по кочкам,

Вставал на носочки, носочки, носочки,

Шел и шел, да в ямку – бух!

Провалился наш петух.

На слово «бух!» малыш «приседает» — ножки сгибаются в коленях.

Если вы только задумываетесь о покупке фитбола , то о всех важных моментах выбора, преимуществах этого снаряда для грудничков, а также упражнения для малышей до года вы узнаете из .

Что внутри

Подходящими являются разнообразные баночки с крышками. Советую вам собрать небольшую (или большую) коллекцию таких баночек, потому что ваш малыш с большим интересом будет играть с ними еще как минимум полгода.

Мой сынок отдавал предпочтение жестяным баночкам из-под чая и кофе. Я его прекрасно понимаю – они легкие, звонко стучат, да еще и интересно пахнут. В нашем арсенале были круглые и овальные, квадратные, прямоугольные и треугольные баночки разных размеров и, конечно, крышки к ним.

Подбирать крышки к баночкам для шестимесячного малыша пока непосильная задача, но особо любознательные малыши уже могут пытаться открывать такие баночки своими крохотными пальчиками. Особенно, если предварительно вы на глазах ребенка спрячете в баночку что-то интересное (игрушку). Только не закрывайте баночку слишком плотно, ведь кроха обязательно должен достичь желаемого результата – именно так формируется уверенность в себе и своих силах, поддерживается любознательность, воспитывается настойчивость.

Ленточки-веревочки

Еще одна забава, которая способна надолго увлечь вашего шестимесячного исследователя, делается за считанные минуты. Вам понадобится небольшая коробка, в которой нужно прорезать отверстие (можно взять коробку из-под салфеток с уже прорезанным отверстием), и несколько разноцветных ленточек, веревочек или тонких шарфов, связанных между собой.

Сложите ленты в коробку, оставив снаружи маленький кончик. Если кроха не делает попыток вытянуть ленту самостоятельно, покажите ему, как это делается, а дальше наблюдайте, как он будет играть с новой игрушкой.

Другие описаны в этой статье

Люблю порядок

Шестимесячный ребенок обычно проявляет большую любовь к порядку – любит складывать и выкладывать различные мелкие предметы в коробку или корзину. Не оставляйте без внимания это естественное стремление малыша. Позаботьтесь о том, чтобы предметы, которые будет складывать кроха, были разной формы, цвета, размера, из разного материала. Тогда во время этой игры ребенок будет развивать не только пространственные представления, но и мелкую моторику и тактильное восприятие.

Другие до года вы найдете в этой статье.

Продолжаем знакомиться с новыми техниками рисования, доступными даже полугодовасику. В этом месяце предложите крохе порисовать на подносе с манной крупой. Вашему малышу наверняка понравятся новые приятные ощущения и превращения изображений под его и вашими пальцами.

Фото Тамары Каган. Элинор первый раз играет с манкой

Жаль, что эти картины не сохранятся, но вы можете сфотографировать их и вставить фотографии в Дневничок успехов и достижений вашего малыша.

Как? Вы еще не ведете такой дневничок? Скорее скачивайте и начинайте заполнять, пока ничего не забыли. Еще больше интересных идей, как сохранить воспоминания о ранних годах ваших детей, и другие оригинальные семейные традиции ищите .

Хорошие манеры

Полгода – подходящий возраст для того, чтобы начать учить ребенка простейшим социальным жестам. Начните с «привет» и «пока». Повторяйте эти слова и жесты каждый раз, когда приветствуете и прощаетесь с папой, бабушкой, дедушкой, гостями и даже игрушками и очень скоро малыш начнет повторять за вами.

Время купаться

Даже если ваш шестимесячный малыш еще не умеет сидеть, в ванной его вполне можно усаживать в специальное сиденье для купания. Тело малыша находится под водой, поэтому большой нагрузки на позвоночник в этом случае нет. А пока малыш сидит и наслаждается обзором и свободой манипуляций руками, вы можете предложить ему несколько интересных развлечений:

  • выжимать губку;
  • лопать ручками мыльные пузыри;
  • пытаться схватить рукой струйку воды из крана;
  • «читать» специальные непромокаемые книжки для купания;
  • ловить выпрыгивающие из воды резиновые игрушки и т.д.

Последнюю игру опишу подробнее:

Недавно стали мамой малыша?

Возьмите резиновую уточку, рыбку, крабика и т.п. и «плавайте», приговаривая:

Уточка-уточка

Плавала, плавала,

Ныряла, ныряла, (на этих словах уточка несколько раз ныряет в воду и выныривает)

А потом пропала (на мгновение задержите игрушку под водой и понаблюдайте за реакцией малыша – смотрит ли он на воду в том месте, где исчезла игрушка, ищет ли ее взглядом, ожидает ли ее появления?)

Ах! Показалась! (отпустите игрушку и дайте ей вынырнуть из воды)

С Егоркой (имя вашего ребенка) купалась!

Обычно эта игра проходит на «Ура». Если вашему ребенку она тоже понравилась, повторяйте ее чаще и скоро малыш будет быстро хватать выпрыгивающую из воды уточку.

Ладушки

В этом возрасте малыши уже довольно хорошо манипулируют двумя руками одновременно, могут держать сразу 2 игрушки и умеют перекладывать игрушку из одной руки в другую. «Классика жанра» — игра «Ладушки» направлена на то, чтобы развить координацию между правой и левой ручкой. Если кроха еще не сидит, расположите его в положении «полулежа» у себя на коленях лицом к себе. Возьмите ручки крохи в свои и пропойте потешку, сопровождая ее соответствующими движениями:

Ладушки, ладушки, (ритмично разводим ручки и хлопаем в ладоши)

Где были? У бабушки!

Что ели? Кашку.

Пили простоквашку.

Попили, поели,

Шу! Полетели, полетели, (ручки «взлетают» и

На головку сели. « приземляются» на голову)

При регулярных повторениях уже к концу этого месяца кроха сможет сам выполнять эти нехитрые движения под ваше пение. Не забывайте хвалить малыша, даже если пока у него не все получается. Главное – старание.

Продолжаем читать

Если статья «Как развивать ребенка в 6 месяцев » не первая, которую вы прочитали на этом сайте, чтение малышу уже, конечно, прочно вошло в ваш режим дня и полюбилось крохе. Сейчас самое время учить ребенка показывать пальчиком на картинки в книжке и перелистывать странички. Мой сын, кажется, мог проводить целые часы за перелистыванием страниц своих картонных книжек.

А особенно удачным приобретением стала электронная книжка , которая при каждом перелистывании начинала проигрывать новую песенку. Эти песенки до сих пор звучат у меня в голове:) Это, на первый взгляд, бесполезное занятие на самом деле является отличным упражнением для . Ну, а если вы в это время находитесь рядом и комментируете изображенное, читаете стихи и потешки из книжки или по памяти, то малыш, наверняка, будет иметь очень важный и сосредоточенный вид, ведь он читает вместе с мамой!

Имейте ввиду, именно сейчас закладывается любовь к чтению, которую мы все хотим воспитать в наших детях. Не пропустите этот момент. Что касается показывания пальчиком, то, как ни странно, детей этому надо учить. Показывайте сами, показывайте пальчиком ребенка, взяв его ручку в свою, и кроха быстро поймет, чего вы от него ожидаете. Во время «чтения» делайте паузы, чтобы получше рассмотреть картинки в книжке и побеседовать с крохой о том, что он видит. Рассказывайте ему о том, что нарисовано, просите что-то показать и, выждав небольшую паузу, сами показывайте, если кроха затрудняется.

Вы можете познакомиться с нашей библиотечкой для малышей от рождения до года, а если вы, как и я, увлекаетесь , то предлагаю вам заняться изготовлением тематических альбомов.

Тематические альбомы

Для совместного чтения с шестимесячным малышом как нельзя лучше подойдут самодельные тематические альбомы, которые вы без труда сделаете за несколько вечеров. В качестве основы я предлагаю использовать папки с файлами или фотоальбомы. Оба варианта позволят вашим самодельным «книжкам» прожить долгую и счастливую жизнь. К тому же они удобны, так как позволяют при необходимости легко заменить содержимое. Для верности файлы в папке и кармашки фотоальбома лучше заклеить прозрачным скотчем. Что же положить внутрь?