С днем рождения родная моя сестра. Красивые поздравления сестре от сестры с днем рождения

Анна Иванова

Русские свадебные традиции, или Зачем жених бил невесту?

На Руси женить молодых было принято рано «чтобы не забаловали». Бывало, что возраст жениха был от 12 до 13 лет. При ранней женитьбе было совершенно естественным, что жених и невеста не знали друг друга до брака. Вообще нравственные понятия того времени не позволяли молодым людям обоих полов видеться и договариваться между собою. Жених не смел даже сказать, что желает жениться, все решалось родственниками.
Обычно отцы и матери жениха лично выбирали девицу, сообщая об этом сыновьям, когда свадьба уже готовилась.
Но иногда, первый шаг начинался и со стороны родителей невесты. Желая сбыть дочку, родители засылали к жениху близкого им человека сватом, если родители жениха соглашались, то приступали к сватовству обычным порядком.
Родители жениха смотрели, хороша ли невеста, умна ли, «не безъязычна ли и речью во всем исполнена». Бывали случаи, что если дочь некрасива собой, то вместо нее приводили другую или вообще служанку. Сам жених до свадьбы видеть невесту не мог. Если впоследствии обман с невестой открывался, то брак мог быть расторгнут, но это случалось очень редко.
Иногда жених настаивал на том, чтобы самому видеть невесту, если женихом дорожили, то могли и разрешить, но тогда, отделаться, ему было уже почти невозможно.
После смотра происходил сговор — первая часть брачного праздника или вступление к торжеству. Сговорный день назначался родителями невесты. Родители садились друг против друга и несколько минут молчали, так было принято. Составлялся уговор, писалась рядная записка, где означалось, что в такое-то время состоится свадьба, а за невестой будет такое приданое.
Приданое всегда было важным условием русской свадьбы, в него входило: постель, платья, домашняя утварь и украшения, люди, деньги, недвижимость. От жениха ничего не требовалось. Этот сговор имел юридическое значение. Если невеста была из бедной семьи и не могла принести в дом приданое, то жених сам «делал приданое» или передавал родителям невесты некоторую сумму денег — старинный обычай не позволял брать невесту без приданного.
Утром в день торжества (иногда же накануне) сваха невесты отправлялась в дом жениха приготовлять брачное ложе. Существовало верование, что лихие колдуны и колдуньи могут внести порчу и нагнать злых духов в тот дом, где рядят свадьбу. Против этого делались разные средства. Брачною комнатою избирался сенник, часто нетопленый. Необходимо было, чтоб на потолке не было земли, чтоб, таким образом, брачная спальня не походила ничем на могилу. В сенник приносили лари с зерном, бочки.
Перед венчаньем гостей и молодоженов приглашали к столу, но и там сидя рядом будущий супруг не видел лица невесты — на ней было плотное покрывало — прообраз сегодняшней вуали.
Обычно после 4−5 перемен кушаний посаженный отец, обращаясь к родному отцу невесты, спрашивал разрешения вести молодых «чесать и крутить», т. е. венчать.
После венчания снова устраивали застолье, невеста была уже открыта, девичий венец сменен на «бабий убор» — повойник, и должна была непременно плакать, а женщины и девицы петь печальные песни. Перед тем как покинуть свадебный пир, муж, в знак своей власти, ударял будущую спутницу своей жизни по спине плетью, полученною от тестя. Это символизировало переход молодой женщины от одного «хозяина» к другому.
После этого в положенное время молодой муж уводил суженную в сенник. Молодых сопровождали все гости и, если кто-то случайно перебегал дорогу «свадебному поезду», то мог и попасть под саблю возглавляющего процессию ясельничего.
Оставшись наедине, молодым предстояло выполнить еще один старинный обычай: между женихом и невестою происходил обряд разувания, очень древний обряд, дошедший к русским от времен язычества. Он состоял в том, что жена, в знак покорности, должна была снять с мужа сапоги. В одном из сапог была монета. Если ей удавалось снять прежде тот сапог, в котором была монета, это значило, что ей будет счастье, в противном случае значило — что ей придется угождать мужу и разувать. Другой дошедший вариант обряда разувания супруга, бытовавший в Сибири и за Уралом — жена моет ноги супругу. Когда молодые в сеннике, а гости пировали в комнате, около сенника ходил с обнаженным оружием ясельничий для предохранения от всякого лиходейства. Через некоторое время он справлялся о здоровье жениха, если тот отвечал, что в хорошем здравии, это означало, что доброе дело свершилось, ясельничий говорил это гостям и те шли кормить молодых.
После свадьбы еще в течение нескольких дней (порой до месяца — в зависимости от состоятельности семей и местных обычаев) продолжались гуляния.

Происхождение некоторых свадебных обычаев.

Обычай похищать девиц
Этот обычай существовал еще у русских славян. Например, у вятичей и северян были игры «межи селы»: во время игр, песен и плясок мужчины выбирали себе невест и уводили к себе в дом. Само выражение ИГРАТЬ СВАДЬБУ напоминает древние игры, которыми начиналось «приобретение» невест.

Покупка девиц
Девушки, достигшие совершеннолетия, сходились в сопровождении своих родителей в одно место, туда же стекались молодые люди и покупали невест. Отсюда и современный обряд выкупа женихом невесты.

Греческие и римские обряды.
Венки, обручальные кольца, покрывала (вуали и фата), соединение рук, свечи, свадебные подарки и пр. — все это пришло к нам именно оттуда.
Венера, как покровительница браков (союзов любви), называлась Suada и Babia (свада и бабка). «Свада» — свадьба, а в слове «бабка» легко прослеживается сходство с бабой.
Русские обычаи: и сейчас молодых осыпают хмелем, зерном и даже деньгами. Смысл этого понятен: чтобы молодые жили счастливо, сыто и богато. Этот обычай тоже возник от греков, римлян, а также от древних пруссов

Суженый.
От слова «судьба», которая посылает невесте жениха. Слово «невеста» означает «неизвестная», «неведомая», т.к. по русскому обычаю жених мог видеть девушку только после венца, в качестве новобрачной. О молодые сочетались браком не по своей воле, а родительской. Поэтому ВЕНЧАНИЕ в старину называли Судом Божьим, т.к. видели в этом обряде сочетание молодых людей навеки, до могилы, возлагая свои надежды на Бога, который Сам ПРИСУЖДАЕТ им брачный венец.

Предосторожности и свадебные приметы.
Свадьбы чаще всего бывали или на святках (12 дней: с 25.12 по 6.01), или близ Семика. Так, по крайней мере, объясняется Красная горка по весне и рождественские праздники (купальские гадания)

Баня, меха и солома брачной ночи.
К числу народных обычаев, существовавших даже в царских и боярских домах, принадлежали мытье в бане накануне свадьбы и после нее, расстилание ржаных снопов вместо постели и усаживание молодых на меха. Мытье в бане выражало чистоту брачного ложа и вообще чистоплотность, спанье на снопах — прибыток в доме, а сидение на мехах — богатство.

Головной убор новобрачной.
Известно, что в России новобрачной надевали на голову КОКОШНИК, КОКУЙ или КИКУ, расплетали косу надвое, пели при этом песни. Обычай перенят у татар.
У ЯЗЫЧНИКОВ было обыкновение женщинам являться покрытыми. У русских фата символизирует стыдливость и скромность.

Итак, свадьба — это всегда очень весело и радует то, что в наше время остались хоть какие-то традиции и обычаи, доставшиеся нам от предков.

Иногда в кошельке можно найти монеты, которые стоят в разы дороже своей номинальной стоимости. Например, 50 копеек 2001 года выпуска можно продать за 100 тыс. рублей. Таким образом, ваша копилка с мелочью может вполне оказаться настоящей сокровищницей.

Конечно же, не все монеты имеют ценность выше той, что на них написана. Это зависит от монетного двора (ММД иногда просто М – Московский монетный двор; СПМД – Санкт-Петербургский монетный двор; Б/Б – без указания монетного двора), года чеканки, номинала, состояния и тиража. Поэтому, чтобы определить ценную монету нужно учесть все эти показатели. Сравни.ру нашел информацию о самых дорогих железных копейках и рублях (цены взяты с сайтов и блогов нумизматов, среди них: staraya-moneta.ru, livecoins.ru, old-moneta.ru, monety-rf.ru и т.д., указывается минимальная цена, которую удалось найти, и максимальная). Необходимо учитывать, что реальная цена этих монет определяется только на аукционах.

5 копеек:

Ценность пятикопеечных монет определяет наличие или отсутствие знака монетного двора, если его нет – вам несказанно повезло: такая монета 2002 года выпуска может стоить от 2 до 6 тыс. рублей за штуку; а 2003 года – 600-800 рублей.

50 копеек:

Среди 50-ти копеечных стоит искать монету, выпущенную в 2001 году Московским монетным двором (смотрите под копытом коня).

С учетом того, что эти монеты были отчеканены как пробные, но некоторым количеством случайно попали в обращение, их стоимость варьируется примерно от 50 до 100 тыс. рублей.

1 рубль:

В числе рублевых монет ценность представляют выпущенные в 2001 году Московским монетным двором и в 2003 году Санкт-Петербургским монетным двором. В первом случае цена составит 20-30 тыс. рублей, а во втором – 5-15 тыс. рублей.

2 рубля:

Из двухрублевых монет нумизматы ценят чеканку Московского монетного двора 2001 года. Такую находку они могут купить в среднем за 25 тыс. рублей. А если найти монету, которая была выпущена Санкт-Петербургским монетным двором в 2003 году, получится выручить от 5 до 10 тыс. рублей.

5 рублей:

Самой дорогой среди пятирублевых монет считается 1999 года выпуска, если под правой лапой орла располагается знак СПМД.

Это одна из самых редких современных монет, некоторые даже говорят, что ее не существует. Но если ее все же найти, то продать можно будет минимум за 100-200 тыс. рублей. Максимальная цена неизвестна, но на некоторых сайтах указывается цифра в 400 тыс. рублей.

Второй дорогой монетой номиналом 5 рублей можно считать выпущенную в 2003 году Санкт-Петербургским монетным двором. За нее коллекционеры готовы предложить от 5 до 10 тыс. рублей.

Готов купить

Если одна из этих монет нашлась в вашей копилке, то дело остается за малым: почистить находку, сфотографировать ее, и выложить фото на сайтах, занимающихся нумизматикой и проводящих интернет-аукционы.

Можно еще попробовать найти банк, который занимается скупкой таких монет (но не забывайте – у нумизматов железные деньги стоят дороже). Например, в прошлом году в течение 6 месяцев (с 17 января по 17 июля 2011 года) проводил акцию по скупке у населения монет номиналом 1 , 2 и 5 рублей 2003 года выпуска с эмблемой СПМД по цене 5 тыс. рублей за штуку.

В итоге за это время кредитная организация приобрела 1593 монеты. Таким образом, на эти цели банк потратил 7 млн 965 тыс. рублей. «В акции поучаствовали жители почти всех городов присутствия СКБ-банка. Наибольшее количество монет – 293 – было приобретено в Москве, 63 – в Рязани, 55 – в Ярославле, 54 – в Краснодаре, 45 – в Самаре. Акция произвела настоящий фурор среди россиян: в течение полугода люди опустошали копилки, выворачивали карманы и внимательно рассматривали мелочь, полученную на сдачу. Так, в Белгороде «счастливую» монету принес в офис парикмахер, получивший ее от клиента, а в Омске 2х-рублевку обнаружил в дневной выручке водитель маршрутного такси. Одна из клиенток банка в Красноуфимске вместе со всей своей семьей проверила каждую монетку в наполненной мелочью трехлитровой банке и их старания оказались не напрасными – они наши ту саму монетку. А однажды пятирублевую монету принесла кассир банка-конкурента», – рассказали Сравни.ру в пресс-службе кредитной организации.

Как пояснили в банке, по самой распространенной версии, тираж этих 1 ,2 и 5 -ти рублевых монет оказался ограничен из-за того что в 2003 году выпускать разменные монеты не планировалось, но для Петербургского монетного двора (в связи с 300-летним юбилеем города) было сделано исключение. Для подарочных наборов было отчеканено около 5 тыс. штук каждого вида, часть из которых попала в обращение. Поэтому они имеют большую нумизматическую ценность.

При этом удивительно, но покупая у населения железные деньги, банк вовсе не хотел заработать на их дальнейшей перепродаже коллекционерам, потому как после завершения акции он выпустил их обратно в оборот: «Реальной же целью акции было воплощение в жизнь теории денег, с которой так или иначе сталкивался каждый из нас. Покупая монеты по цене, в тысячу раз превышающей номинал, банк реализовал первый этап теории, который гласит: проявляй изобилие – плати больше. По окончании акции, банк реализовал второй этап, призывающий делиться энергией денег. Все собранные монеты были выпущены обратно в оборот. Сотни клиентов получили на сдачу в банковской кассе те самые «счастливые» монеты».

Приведу также древний русский обряд при бракосочетании: «Сваха подходила к родителям невесты и просила благословения – молодых везти к венцу. «Благослови Бог!» – отвечали те. Все вставали. Родители брали по образу, обыкновенно в окладах, с драгоценными украшениями. Подле них становился священник. Новобрачные кланялись и получали благословение. Отец и мать разменивали их кольцами и, взяв дочь за руку, отдавали ее жениху, взаимно кланяясь друг другу. Наконец, отец брал плеть и ударял свою дочь, говоря: «По этим ударам, дочь, ты знаешь власть отца; теперь эта власть переходит в другие руки; вместо меня за ослушание тебя будет учить этой плетью муж!» С этими словами он передавал плеть жениху, а тот, приняв плеть, говорил: «Я не думаю иметь нужды, но беру ее и буду беречь, как подарок». Он закладывал ее за кушак... После венчания невесту раскрывали, и священник читал новобрачным поучение: ходить часто в церковь, слушаться своих духовников, хранить посты и праздники, подавать милостыню, а мужу повелевал учить жену палкою, как подобает главе семьи. Потом он брал жену за руку, вручал мужу и приказывал им целоваться. Жена в знак повиновения припадала к ногам супруга и касалась челом его сапога, муж же покрывал ее полою платья в знак будущего покровительства и защиты... Тогда в старину между женихом и невестою происходил обряд разувания, очень древний обряд, дошедший к Русским от времен язычества. Он состоял в том, что жена, в знак покорности, должна была снять с мужа сапоги. В одном из сапогов была монета. Если ей удавалось снять прежде тот сапог, в котором была монета, это значило, что ей придется угождать мужу и разувать. При этом муж, в знак своей власти, ударял будущую спутницу своей жизни по спине плетью, полученную от тестя» (Костомаров Н. И. Очерк домашней жизни и нравов ВеликоРусского Народа в XVI и XVII столетиях.)


С кладами всё более-менее ясно, за исключением того где их искать...


Историю нашей страны спокойной никак не назовёшь, потрясений хватало. Да и хранить накопления кроме как в земле было особенно негде.

Русь (Россия) до XX века страна преимущественно деревянная горели, случалось, целыми деревнями, а то и городами. И это притом, что основная часть населения проживала в избах. Соответственно пряча клад вне дома можно было обеспечить себе нечто вроде страховки на случай пожара.

Использование земли в качестве банка было настолько обыденным явлением, что в гончарном деле даже появилось особое направление. Гончары изготавливали специально для хранения денег в земле маленькие пузатые горшки, которые именовались кубышками и неплохо зарабатывали на этом.

Так что клады мы находить будем ещё долго, очень уж много было у людей причин доверять свои богатства земле.


"Поднял кошелёк..."


На сайтах поисковиков довольно часто можно прочитать в отчётах с копа о найденных кошельках. Понятно, что речь идёт о небольшом количестве монет, которых явно недостаточно для клада.

Но что представлял собой сам кошелёк сотни лет назад? Ведь те портмоне, что мы используем сегодня появились сравнительно недавно.


Богатство в узелке.


Русские крестьяне ещё в 18-19 вв., собираясь за покупками на базар, вязали деньги в узелок в нижней части рубахи. Крестьянские рубахи, как правило, были длинными и без карманов. Если же предполагалась более крупная закупка товаров, то деньги носили, завернув в тряпицу и повесив узелок на палку. Думается и в том, и в другом случае узелки не редко развязывались... Нам на радость.


Деньги в сапоге.


Городские жители издавна носили сапоги из кожи. А вот у деревенских жителей сапоги на протяжении нескольких столетий считались роскошью. Прообразом сапог были поршни – кожаные мешки, натянутые на ногу. Их голенища перематывались ремешком, продёрнутым в прорези. Просто и практично, поэтому поршни просуществовали в русской деревне очень долго. Вот в этих-то поршнях и шли люди на базар, в них же прятали деньги.


Как известно, мелкие серебряные монетки чешуйки, во время торга держали за щекой. Но, нужно было как-то разговаривать, торговаться, не очень-то это удобно с полным ртом монет, даже таких маленьких.


На самом деле всё просто, деньги вынимали из поршней понемногу и совали за щеку. По необходимости доставали ещё. Между прочим, об этой крестьянской привычке, носить деньги в обуви, прекрасно знали разбойники, по большей части сами бывшие крестьяне. Потому-то, даже если на жертве ограбления была совсем уж никудышная лапотина, обувь стаскивалась и подвергалась внимательнейшему осмотру.


Мечта базарного вора.


Широкое распространение со временем получила мошна, правда использовалась она не только как кошелёк. Мошна была, так сказать, предшественницей маленькой хозяйственной сумки и кошелька одновременно.

Свадебный пир проходил согласно всем русским традициям, обычаям и с соблюдением обязательных ритуалов. Обычно первой встретить молодых выходила мать жениха, так же одетая в вывернутый тулуп. Она посыпала молодых зернами пшеницы (символ богатства и благополучия) и хмелем (чтобы у молодоженов родилось много деток).

Затем Обычно к ней присоединялся отец жениха, чтобы уже вдвоем благословить детей иконами Иисуса Христа и Матери Богородицы. После этого молодых вводили в дом и усаживали за свадебный стол, в красный угол — «под образа». Согласно обычаям они должны были сидеть лицом к двери, тесно прижавшись друг к другу, «чтобы между ними ни одна кошка не пробежала». И вновь, как и в доме невесты, сидели на мохнатой шубе (для богатства). Гости кричали: «Горько!», молодые в ответ должны были целоваться. Веселое застолье с песнями и танцами продолжалось до полуночи.

Кушаний на свадебном столе обычно должно быть столько, чтобы и после того, как пир закончится, еда оставалась. Подробно хотелось бы описать свадебный, или «княжий» стол. Он непременно должен был быть богатым.Обычно на нем предполагались щи, холодец, рыбные и куриные пироги, медовуха. Кушаний на свадебном столе должно быть столько, чтобы и после того, как пир закончится, еда оставалась. Таково следование примете, обычаям, в данном случае говорящей, что молодая семья никогда не будет голодать. Любая русская хозяйка, чтящая традиции, обычаи считала, что свадьба не свадьба, если на столе не будет трех жареных блюд, приготовленных из домашней птицы (например, курицы или утки) или из барана.

Молодоженов изобилие стола обычно практически не касалось: они сидели чинно, ели и пили совсем немного. При этом в знак того, что с этого дня они как бы стали одним целым, им приходилось довольствоваться одной ложкой на двоих и одной чашей. Примерно через час после начала празднества молодоженов отводили в спальню (или какое-либо другое помещение — в баню, на сеновал и др.). Помещение это звалось «холодной комнатой». Сопровождали молодоженов самые почетные гости и, непременно, сват, сватья и дружка, ведь, не забывайте, дружка — главный специалист по свадебным обрядам.

Смена прически и головного убора обычно означала изменение социального статуса молодой женщины: платок становился символом замужества. Обычно перед уходом в спальню молодую жену «окручивали»: прикрыв ее от чужих глаз, свахи делали женскую прическу (например, плели две косы — в знак уважения двух родов — и укладывали их вокруг головы), после чего покрывали платком. Смена прически и головного убора означала изменение социального статуса молодой женщины: платок становился символом замужества.

Молодого человека, вступающего в брак, называли молодым. Девушку же величали молодой (молодухой). Молодого человека , вступающего в брак, по русской традиции называли сначала женихом, после венчания и на пиру князем, а затем молодым. Девушку же до свадьбы величали невестой или сговоренкой, на свадьбе она становилась княгиней, а затем молодой (молодухой). Спальня (или отведенная под нее комната, где молодожены проводили брачную ночь) готовилась и убиралась особенным образом. Из стен торчали стрелы, по углам лежали звериные шкуры, на лавках стояли горшки с медом, а также лежали калачи, рыбный пирог или курица. Было припасено и вино. На брачном ложе лежал 21 сноп соломы, при этом иногда в соломе была спрятана скалка.

Обычно новоиспеченные муж и жена обязательно, по ритуалу, съедали вместе кусок рыбного пирога или курицы. На постель сначала ложились сваты, якобы проверить, «мягко ли ложе». Вставали же они с постели, уступая ее молодым, только после того, как молодая жена заплатит выкуп — преподнесет им угощение. Да и сами новоиспеченные муж и жена обязательно, по ритуалу, съедали вместе кусок рыбного пирога или курицы. И лишь затем наступало приготовление к брачной ночи. Жена должна была снять с мужа сапоги, это делалось в знак ее будущей покорности воле супруга.

Обычно хорошей приметой считалось, если молодая угадает, в каком сапоге спрятан пятак, и первым снимет именно его. В голенище одного из сапог была непременно спрятана медная денежка, пятак, — первый и символический подарок мужа. Эта монетка являлась как бы обещанием обеспечить семейный достаток. При этом хорошей приметой считалось, если молодая угадает, в каком сапоге спрятан пятак, и первым снимет именно его. Тут уже безусловно верили, что всю жизнь она будет жить в довольстве. Когда сапог был снят снимала второй сапог, молодой супруг вынимал (либо супруга сама ему преподносила) традиционный «атрибут» власти мужа — плетку. Плеть эту ему, кстати, дарил не кто иной, как отец невесты. Плетью муж три раза слегка ударял жену по спине, для того чтобы после никогда ее больше не бить.

После выполнения всех этих ритуалов гости из опочивальни уходили. Оставались лишь самые близкие, маг — вежливец и сватья, которые и укладывали молодых в постель, посыпая их при этом хмелем и зерном. Дружка с ритуальными заклинаниями. «Слово мое крепко, дай Бог совесть и любовь, да великое счастье» — в последний раз обходил ложе новобрачных. Затем молодых оставляли одних до утра. Их комнату запирали, а ключ отдавали тысяцкому. Гости же продолжали свадебный пир.

Второй день свадьбы обычно назывался «пирожными столами» . Молодой жене в этот день предстояло проявить свои кулинарные таланты: настряпать пирогов. Вообще проверялись многие ее хозяйственные умения, например, мести дом. Разумеется, сделать это нужно было как можно более тщательно, ведь за работой уже внимательно следила свекровь. Именно во второй день наконец-то разрезали и угощали гостей ритуальным свадебным караваем, который пекли в доме невесты за день до свадьбы.

Обычно очень часто, в добавление к караваю, в доме невесты готовили слоеный пирог-курник, который украшался головой петуха или куриными перьями. А еще, так же на второй день, молодая жена подносила каждому гостю на подносе по рюмке водки, И каждый целовал новобрачную и одаривал подарками или деньгами.

Бывало, свадебный пир продолжался и на третий день, на четвертый, пятый. Но веселье пришло теперь уже в дома родственников и знакомых четы. Называлось это «отводины» — молодые супруги ходили по гостям. К слову, на четвертый день после свадьбы зять с молодой женой обязательно приходил на блины к теще… И затем наступала обычная жизнь, со своими радостями и заботами.

Обычно если молодая чета попадет под дождь или под снег, то это предвещает большое счастье. Верили в этом случае, что в семейной жизни «им ни разу не придется плакать». Булавка из свадебного платья невесты приносит ее подругам скорую свадьбу. Если на свадьбе бьется посуда , это к счастью.