В Южной Корее едят собак? Собачатина в корейской кухне.

Мясо собаки – традиционное корейское блюдо, первые упоминания о котором датируются периодом трех государств (57 г. до н.э. – 668 г. н. э.). Раньше существовало великое множество рецептов, но сегодня повара готовят только супы или блюда из вареного и жареного мяса.

В этом выпуске вы увидите фотографии приготовления супа из собаки (посинтхан) в одном из ресторанов Сеула. По традиции, корейцы едят его в самые жаркие летние дни. Считается, что употребление мяса собаки придает силу, энергичность и укрепляет здоровье.

(Всего 11 фото)

1. На конец 90-х гг. в республике действовало около 6,5 тыс. поставщиков собачьего мяса. Они продавали ежедневно в среднем 25 тонн мяса собак, что в год составляло примерно 8,4 тыс. тонн. (Фото: ChungSung-Jun/GettyImages)

2. В реальности потребление его жителями Южной Кореи намного больше и достигает около 100 тыс. тонн. Всего же в стране более 20 тыс. точек торговли собачьим мясом, включая незарегистрированных поставщиков.

3. Собачатина занимает четвёртое место в Южной Корее по употреблению в пищу после свинины, говядины и курятины

4. Защитники прав животных нередко находят употребление мяса собаки недопустимым. Сторонники употребления в пищу блюд из собачатины не понимают, почему считается допустимым есть коров и свиней, но дико поедать собак.

5. Не первый год в Южной Корее идут горячие дебаты о том, возможно ли совместить западную этику с традициями корейской кухни.

7. В 2005 правительством Республики Корея был подготовлен законопроект. Он не отменяет традиции употребления в пищу собачатины, но запрещает прибегать к жестоким способам забоя собак. По данным еженедельника «Чуган Чосон», в частности, нельзя будет убивать собаку на людях, чтобы не вызывать ни у кого неприятных ощущений. Нельзя будет прибегать к таким способам забоя, как удушение. Однако, какие же способы являются разрешенными, в издании не уточняется.

8. В качестве наказания за нарушение закона о защите животных будет предусмотрено лишение свободы в трудовых лагерях на срок до полугода и штраф порядка 2 тыс. долл. До сих пор нарушителей штрафовали лишь на 200 долл. Кроме того, правительство предполагает ужесточить санитарные нормы для точек реализации собачатины, чтобы предотвратить продажу мяса больных, бездомных или предназначенных для медицинских опытов животных. Для этого все торгующие собачьим мясом предприятия будут обязаны проходить проверки 4 раза в год.

9. Суп из собаки (посинтхан (보신탕; 補身湯) или кэджангук (개장국)) - суп национальной кухни Кореи, который включает мясо собаки как его основной компонент. Утверждается, что этот суп увеличивает мужество.

10. Способ приготовления следующий: мясо собаки варят с овощами такими как зеленый лук, листья перилла, и одуванчики, и специи, такие как твенджан, кочхуджан и порошок семени перилла.

11. Блюдо одно из наиболее распространенных корейских продуктов, сделанных из мяса собаки, имеет долгую историю в корейской культуре, но было в последние годы раскритиковано и внутри и снаружи Кореи из-за беспокойства по поводу прав животных.

Несколько недель тому назад в Южной Корее был отменен фестиваль собачьего мяса. Поэтому многие стали интересоваться причинами отмены мероприятия и вытекающего отсюда негативного отношения к употреблению в пищу собачьего мяса.

Как оказалось, это можно объяснить несколькими причинами. Именно такого мнения придерживаются читатели сайта «GlobalPost», большинство из которых активно участвует в движении по защите прав животных.
В дискуссию также вступила группа «Animals Asia Foundation», которая защищает права животных в Азии. Их представителями было отправлено сообщение по электронной почте. Предполагается, что комментарии были сделаны, руководителем группы, доктором Джиллом Робинсоном. В них говорится о жестоком обращении с собаками перед их умерщвлением и отнюдь не гуманными способами забоя животных.

По словам Робинсона, собаки являются плотоядными животными, но по характеру они существенно отличаются от остального домашнего скота, мясо которого чаще всего употребляется в пищу. Этим животным, как и всем остальным представителям стайных видов, необходима строгая иерархия. А во время транспортировок они находятся в переполненных клетках, где ведут себя очень агрессивно по отношению друг к другу и постоянно дерутся. Учитывая то, что у них есть клыки, чаще всего результатом драки являются ужасные раны.

Кроме того, как заявил Робинсон, в большинстве случаев собак забивают медленно. Сначала с помощью орудия, напоминающего бейсбольную биту, им наносят удар по морде. Но его оказывается недостаточно для того, чтобы животное на длительный период потеряло сознание. Всего через пару секунд собака пытается встать, толкая остальных животных, которые мечутся рядом с ней. Такая жестокость ужасает - животные жалобно воют от нестерпимой боли, но удары продолжают сыпаться дальше.

Как полагает доктор и его последователи, невозможно оправдать такое жестокое отношение, и ничего кроме отвращения такие действия не вызывают.

Но, как смогут заметить многие, такие аргументы не имеют прямого отношения к сути вопроса. Ведь вопрос касался не того, насколько гуманным является умерщвление собак, а имел своей целью рассмотрение возможности употребления мяса собак в пищу.

Допустим, есть гуманные способы лишить животное жизни. Так что же негативного в поедании его мяса? То есть, предполагается новый вопрос «Существуют ли гуманные способы умерщвления собак?».

Допустим, можно найти выход из такой ситуации и положить конец массовому сбору собак и их бесконтрольному умерщвлению, осуществив законодательное регулирование этого вопроса. Правда, в отношении Китая эти ожидания весьма нереалистичны. Достаточно вспомнить такое проявление недостаточного контроля со стороны властей, как грубые ошибки в руководящих кругах, которые стали причиной крушения поезда и человеческих жертв в минувшие выходные. При этом есть еще и Южная Корея, где собачье мясо официально употребляют в пищу. Так что имеет ли смысл стремление к такой цели? Ведь высока вероятность того, что нынешняя система будет продолжать свое существование, имея формальное прикрытие.

Конечно, ответ не очевиден, но говорить об этом необходимо, учитывая ежегодную эвтаназию миллионов собак.

По словам Джонатана Сэфрена Фоера, чье мнение было опубликовано в «Wall Street Journal», обычную эвтаназию собак можно считать огромной экономической и экологической проблемой. Поэтому, употребляя в пищу мясо таких животных, можно убить сразу двух зайцев.

Так что, если учесть, что каждый год прерываются жизни миллионов собак, возможно, стоит попытаться найти правильное решение этого вопроса?

Одним из неспортивных лейтмотивов Олимпийских игр в Пхенчхане стала борьба зоозащитников и всех сочувствующих животным со старой корейской традицией – поеданием собачьего мяса.

Началось все с того, что бронзовый призер командной гонки голландский конькобежец Ян Блокхейсен на пресс-конференции то ли от досады, что ему пришлось довольствоваться третьим местом, то ли от реальной озабоченности, обвинил корейцев в том, что они плохо относятся к собакам. «Пожалуйста, относитесь в этой стране лучше к собакам», – посоветовал Блокхейсен. Корейцам камень, который время от времени и так бросают в их огород, не очень понравился выпад спортсмена, поэтому в соцсетях они устроили флешмоб, в котором обвинили европейцев во вмешательстве во внутренние дела страны. В результате глава спортивной делегации Нидерландов принес свои извинения: «Я вынужден затронуть тему инцидента, который произошел на пресс-конференции. От имени всей нашей делегации я приношу официальные извинения за высказывания спортсмена».

Вскоре в СМИ появились слухи, что собачатину продают в Корее на каждом углу и даже в Олимпийской деревне, а в общепите то и дело норовят заменить мясо курицы или говядины (курам и коровам на Играх сочувствуют не столь активно) на мясо собак. Зоозощитники, которые и раньше не жаловали жестокие азиатские традиции, быстро подключились к конфликту и вышли на улицы с лозунгами «Собака тебе друг или еда», фото- и видеоматериалами с кадрами убийств собак на корейских фермах. Ранее они уже подписали петицию с призывом бойкотировать Олимпиаду в стране, где едят домашних животных.

«Южная Корея является 14-й экономикой в мире, но в этой стране ежегодно отправляют на забой 2,5 миллиона собак и тысячи кошек. Это называется «здоровое питание». Животные вынуждены терпеть лишения и невообразимые муки с самого рождения и до того дня, когда их убивают. А южнокорейцы искренне верят, что чем больше собака страдает, тем больше она обогатит качество мяса и повысит пользу для здоровья потребителя. Если Южная Корея хочет, чтобы ее уважали как нацию совести, тогда южнокрейцы должны укрепить свои законы о защите животных и навсегда запретить потребления мяса собак и кошек», – сказано в петиции.

Некоторые олимпийцы присоединились к движению зоозащитников и решили самостоятельно спасать собак, которые корейцы пускают на «суп долголетия». Например, обладательница золотой медали канадская фигуристка Меган Дюамель увезет с собой домой собаку, которую выкупила на собачей мясной ферме. Девушка назвала щенка Му-тай и написала в соцсетях, что он очень любит сидеть на руках. Теперь Дюамель призывает всех спортсменом последовать ее примеру. Тренер Дюамель удивился, где спортсменка нашла собаку, потому что вблизи Олимпийской деревни подобных ферм нет, да и собак не было замечено.

ПОЧЕМУ В КОРЕЕ ЕДЯТ СОБАК

Поедание собачьего мяса в странах Азии – традиция старая, только в Китае мясо собаки использовали в пищу с 500 г. до н.э. Ели собачатину в древние времена не только в Азии, но, например, и в Мексике. Что касается Кореи, то изначально собак там не воспринимали, как «друзей человека», а выращивали в качестве домашнего скота. Сегодня в этом плане ничего не изменилось, собаки, как и кошки, не являются домашними животными. По словам корейцев, отличие между домашним скотом и домашним питомцем – дело субъективное.

В традиции поедания собак напрочь отсутствует религиозно-мифологическое объяснение, рассказал корреспонденту «МИР 24» кандидат исторических наук, заведующий сектором Кореи Института востоковедения РАН Александр Воронцов . По его словам, корейцы, как и другие азиаты, употребляют мясо собак в пищу, потому что считают, что это полезно для здоровья.

«Это национальная традиция. Почему одни едят свинину, а другие ее не едят. В глазах мусульман мы все тоже можем кощунственно выглядеть. Почему нужно идти со своим уставом в чужой монастырь? Это древняя традиция, которая родилась еще задолго до появления Европы, а в Китае уже в это время была высокоразвитая цивилизация и целый класс высокообразованных людей. Это полезно для здоровья, считают они. Многие употребляют различных животных, чтобы поддерживать здоровье организма. Никакого религиозно-мифического объяснения нет. Корейцы предпочитают есть собак специально выведенных на фермах пород, но это не значит, что дворняжка не может попасть в кастрюлю. Многие говорят о жестоком способе убийства собак, но почему не делают смертельную инъекцию коровам, свиньям и курицам? Наверное, голландцы тоже бы возмутились, если бы им сказали, что их национальные мельницы уже надоели», – рассказал историк.

Азиаты верят, что мясо собак повышает потенцию и лечит туберкулез, им страдают, например, многие сборщики риса, которые проводят большую часть времени, работая в воде. Подобные объяснения позволяют корейцам содержать собачьи рынки, от которых приходят в ужас туристы и все те, кому эта часть азиатской культуры не близка. Собак там держат, и правда, как скот. В тесных клетках по 20-30 животных, сидящих друг на друге. Забивают их прямо на глазах у покупателей. На сегодняшний день в Южной Корее более 17 тысяч промышленных собачьих ферм и жегодно забивается 2-2,5 миллиона собак.

Но даже такие условия жизни и смерти собак – результат борьбы зоозащитников, включая звезд первой мировой величины. Буквально 10 лет назад забой собак происходил прямо на улицах, а не в специально отведенном месте.

То, что корейцы, как и другие азиаты, откажутся в ближайшее время от мяса собак – маловероятно, считают корееведы. На сегодняшний день мясо собаки – еда праздничная, не входящая в ежедневный рацион, рассказал кандидат исторических наук Института стран Азии и Африки МГУ имени Ломоносова Конастантин Асмолов.

«Корейцы давно реагируют на эти обвинения так: « . Ничего с этим сделать нельзя». Если во время Олимпиады 1988 года, когда корейцы больше зависели от внешнего мнения, они переименовали собачий суп в «суп долголетия» и убрали подобные рестораны с улиц, разместив их внутри переулков, а не на больших улицах, то сейчас корейская позиция сводится к следующему: «Мы никого не загоняем, ничего не делаем с особой жестокостью, не включаем эту еду в обязательную. Кто хочет оскорбляться – пусть оскорбляется, но оглядываться ни на кого мы не собираемся».

По ряду причин традиция поедания собак связана именно с Кореей. Все знают, что корейцы едят собак. Но собака – это еда для праздничных случаев. Всякого рода разговоры, что корейцы подсунут вам собачатину под видом свинины все равно, что предполагать, что они приготовят вам осетрину и выдадут ее за минтай. Собачье мясо не является едой повседневного рациона – это элитная еда для торжественных случаев. Но стоит это мясо не очень дорого», – сказал Асмолов.

При этом эксперт отмечает, что на сегодняшний день собак в Корее едят меньше, а сама тема часто становится лакмусовой бумажкой для СМИ и общественности. Корейское общество относится к обсуждению этой проблемы не агрессивно. Привыкли.

«Все эти вещи связаны с тем, что, по-первых, появилось более европеизированное поколение, для которых собака не еда, а предмет для «уси-пуси», а во-вторых, ушло поколение, которое помнит, то такое жить в деревне и там самим забивать домашний скот. Молодежь же привыкла, что колбаса чудесным образом производится в их холодильнике. Кроме того, поскольку корейское общественное мнение в эту сторону не очень агрессивно, то это хороший способ набирать очки на теме, которую ты можешь поднимать без существенного риска. Именно поэтому этот скандал не очень скандал. С одной стороны, зоозащитникам есть о чем беспокоиться, а с другой – много вы видели демонстраций за права французских лягушек? Обратите внимание, что по отношению к Китаю или Корее зоозащитники истекают пеной, а о других странах, где собак тоже едят, почему-то забывают», – отметил Асмолов.

Запрет на убийство собак был введен на Филиппинах, Сингапуре и Гонконге, однако, как эксперты утверждают, практического применения этот запрет не носит. Собак как убивали, так и убивают. Зато появился простор для общественно-политического маневра и работы черных рынков, которых не мало, а деятельность их регламентировать уже нельзя. Во Вьетнаме убивают собак даже больше, чем в Корее – порядка пяти миллионов в год, при этом там частенько пускают на мясо даже украденных собак. Уровень потребления собак сохранился и в Камбодже.

КАК В КИТАЕ ПРАЗДНУЮТ СМЕРТЬ СОБАК

Когда эксперты говорят об отсутствии обрядности в поедании мяса собак, они все же упускают одно важное мероприятие, которое проходит в Китае. Ежегодно в городе Юйлинь с 21 по 30 июня празднуют день летнего солнцестояния, самой главной традицией которого стало поедание мяса собаки. За 10 дней жители города забивают около 10-15 тысяч собак, веря, что отгоняют тепло летних месяцев.

В июне 2015 года в Великобритании подготовили петицию с требованием запретить фестиваль, инициатива собрала три миллиона подписей. Китайское правительство даже пошло навстречу общественности и запретило кровавый праздник. Однако это привело к тому, что граждане обвинили государство в пособничестве европейскому влиянию на страну. Правительство от запрета быстро отказалось, утверждая, что фестиваль в Юйлинь – слишком старая национальная традиция, а собак убивают в эти дни гуманно. Однако кадры, которые время от времени появляются в сети с фестиваля в Юйлинь, говорят об обратном. Радостные китайцы сидят за столиками и наблюдают, как убивают собак.

Весной каждому хочется как можно больше времени проводить на свежем воздухе. Хочется расчехлить велосипед или ролики и вволю покататься. Ну или хотя бы просто подольше гулять. Но есть один момент, который омрачает прекрасные весенние дни. Это бездомные собаки.

Собаки, которые именно весной чаще всего нападают на людей. Неважно, почему. Важно – знать, что с этим делать.

Не бойтесь

Не потому, что собаки чувствуют страх. Они, конечно, чувствуют, просто чаще всего мы боимся напрасно, если речь идет о домашних собаках. Особенно если вы велосипедист или роллер. Едешь себе, никого не трогаешь, и вдруг оно – несется следом, срывая глотку в истошном лае. Но на самом деле ничего страшного не происходит. У собаки просто разрыв шаблона. С ее точки зрения люди не должны передвигаться с такой скоростью. Так что просто дайте собаке понять, что вы – человек, а не страшный монстр. Остановитесь и приветливо спросите: «Че ты орешь, дура?» Этого будет достаточно. Или используйте Страшное Заклинание «Где мама?! Ищи!» Все собачники называют себя мамочками и папочками. Все собачники издеваются над щенками, используя природный страх собаки потерять свою стаю как элемент дрессировки. Так что просто спросите у собаки, где ее мамочка, и она мгновенно исчезнет.

Будьте бдительны

А вот бездомные собаки – совсем другое дело. И что самое обидное – не все. Некоторые вполне мирно сосуществуют с людьми и никогда не нападают. Напротив, стараются держаться поближе к людям, потому что мы, сами того не желая, защищаем их от других, более агрессивных собак. Эти милые ребята обычно кучкуются в подземных переходах, а если выходят оттуда, то их легко опознать по второй стадии ожирения. А вот их одичавшие собратья, увы, очень опасны. Но шансы отбиться есть.

Избегайте опасных мест

Нападение проще предотвратить, чем отбиваться. Поэтому постарайтесь без лишней нужды не шататься в одиночестве по промзонам, гаражным кооперативам и закрытым рынкам. Защита территории – главная задача стаи. Они набросятся с лаем в любом случае. А вот покусают – не в любом. Ели вы оказались на территории, которую стая считает своей, не паникуйте и ни в коем случае не убегайте. Инстинкт преследования – непреодолимая штука. Вас догонят. Если никто пока не нацелился на ваши штаны, не кричите и не топайте с угрожающим видом. Стая примет бой. Продолжайте спокойно идти, как ни в чем не бывало. Как только вы переступите невидимую границу их владений, собаки отстанут. Все, что им от вас надо – чтобы вы убрались подальше.

Обходите «собачьи свадьбы»

Если вы видите толпу огромных псов, преследующих одну несчастную маленькую собаченьку, то это, скорее всего, брачные игры, а не смертоубийство. Отойдите подальше. Кобели в этот момент готовы нападать на все живое просто потому, что у них тестостерон зашкаливает. Суку получит один. А у остальных будет милый дружеский мордобой. И вас в него запросто затянут, просто потому, что вы мимо проходили. Так что проходите мимо – желательно, перейдя на другую сторону улицы.

Не кормите бездомных собак

Популяция бабушек с кастрюлями тухлой каши, конечно, огромна, но их все равно не хватает на всех четвероногих. А значит, не все псы в курсе, что человек с едой – это полезный человек и кусать его не надо. , конечно, съедят предложенное. Но не факт, что в процессе не попытаются оттяпать вам руку.

Не надейтесь на холодное оружие

Проще получить черный пояс по карате, чем освоить хотя бы азы техники ножевого боя против собаки. Скорость реакции у собак во много раз превосходит человеческую, поэтому не доставайте свой перочинный ножичек. Он вам сослужит плохую службу – придаст ложную уверенность в своих силах. Идти на собаку с ножом – верный способ получить увечье.

На травматическое, шоковое и газовое тоже не надейтесь

Тут шансы, как говорится, 50 на 50 – вы либо стаю напугаете, либо нет. Никаких серьезных повреждений вы не нанесете собакам ни травматом (не попадете), ни шокером (разряд слишком слабый), ни газовым баллоном (опять не попадете). Другое дело, что резкий хлопок, треск или отвратительный запах может стаю напугать. В этом случае коллективный собачий разум решит, что ну вас нафиг, проще не связываться. Единственная штука, которая не дает собакам шанса – аэрозольный перцовый пистолет. Он, в отличие от баллончика, позволяет вести прицельный огонь. Если вы умеете целиться, конечно.

Используйте подручные средства

Даже если вы купили себе этот пистолет, агрессивную стаю вы встретите именно тогда, когда забудете его дома – по закону подлости. Все, что вы можете в такой ситуации сделать – это постараться отпугнуть собак. Сделайте вид, что поднимаете с земли камень и бросаете в них. Если камень правда есть – так не делайте вид, а бросайте. Видите урну – достаньте из нее бутылку. Видите палку – хватайте. Если у вас с собой зонт – прекрасно: просто направьте его в сторону собак и резко раскройте. Все это работает в том случае, если стая явно вами заинтересовалась, но пока ограничивается облаиванием издалека.

Доверьтесь инстинктам

Собачий язык достаточно простой и понятный. И, хотя это в первую очередь язык жестов, на человеческом наречии с ними тоже можно объясниться. Собака визжит, когда ей страшно или больно. Собака рычит, когда хочет выразить свое недовольство и агрессивные намерения. Поэтому не кричите на собак и уж тем более не визжите. Чем выше ваш тембр, тем больше вы похожи на испуганную добычу, загнанную в угол. Говорите громко и басом. Говорить можно что угодно, главное – выглядеть угрожающе и взять максимально низкую ноту.

Ищите пути отступления

В большинстве случаев стаю достаточно отпугнуть. Собаки не нападают на людей с целью полакомиться нашей нежной плотью, поэтому обычно они решают не связываться с человеком, который готов дать отпор. Но бывают, увы, печальные исключения. Убежать не получиться, но есть шанс отбиться иначе. Видите дерево – залезайте. Видите пруд – ныряйте. Если вы возле дороги, не бойтесь сойти с тротуара. Скачущую стаю водители увидят издалека, так что вас не собьют. А вот звук двигателя, свет фар или сигнал собак наверняка отпугнет. В крайнем случае – вам на помощь придет человек с монтировкой, а это – сила.

Бейте наверняка

Бить собаку следует только в том случае, если она в вас уже вцепилась и не отпускает. Если она укусила и отбежала – вам повезло, отделаетесь вакциной от бешенства. Если же она вас схватила, остается только отбиваться. Не надо пытаться вырвать руку или ногу из пасти, этим вы только нанесете себе еще большие травмы. Если собака вцепилась в руку, прихватите морду собаки свободной рукой, а ту, в которую она вцепилась, заталкивайте поглубже в пасть. От давления язык собаки западет в глотку, она начнет задыхаться и ослабит захват. В этот момент можно нанести удар в кончик носа, либо ногой в живот. В грудь бить бесполезно. Если собака вцепилась в ногу, представьте, что вы должны забить гвоздь кулаком, причем не в стену, а в пол. Вот так и бейте – резко, перпендикулярно земле. Бейте в основание черепа – в тут точку, где заканчивается шея и начинается голова. Обычно этого достаточно для того, чтобы собака увидела в вас угрозу своей жизни и прекратила попытки напасть.

Телерепортажи и публикации о "Фестивале поедания собак", завершившемся на днях в южном китайском городе Юлинь в провинции Гуанси , спровоцировали широкое общественное возмущение и волну активности защитников прав животных во всем мире. Прежде чем показать видеокадры и фотографии, на которых видно, как собак заживо сжигают и варят, разделывают, готовят из них супы и рагу, редакции телеканалов и изданий предупреждают зрителей, что увиденное может нанести серьезный удар по психике. Даже фото собак разных пород, сидящих в переполненных клетках и ожидающих страшной участи, не могут никого оставить равнодушным – настолько чудовищным они выглядят для жителей стран Запада, где собак права собак и многих других животных защищены законом.

Единственным светлым пятном в освещении этой истории было спасение оказавшегося на рынке Юлиня пса, чей вид настолько растрогал активиста организации Humane Society International Петера Ли , что он выкупил его у торговцев собачьим мясом и решил увезти с собой в США. Сейчас пес, получивший от нового хозяина кличку Рики , находится на карантине и ждет полета в Америку.

​В ответ на возмущенные петиции активистов и экологов по поводу Юлиньской "собачьей" бойни китайские власти заявили, что официально "такой фестиваль не проводится", поэтому никаких мер они принимать не будут. Торговцы же собачьим мясом в свое оправдание указывают на обычаи других стран, например, на то, что в Индии не едят говядину, поскольку корова – священное животное для индуистов, мусульмане и иудеи отказываются от свинины, поскольку считают это животное "грязным", а некоторые народы отказываются от баранины. И никого на Западе не возмущают прилавки мясных магазинов и фотографии из мясохранилищ, на которых можно увидеть туши домашнего скота.

Есть и контраргументы против теории "древности" вышеупомянутой традиции. Так в провинции Кенсан-Пукто в Южной Корее было обнаружено захоронение двухтысячелетней давности, в котором вместе с человеческим скелетом находился скелет собаки. Ученые, естественно предположили, что собака была похоронена вместе с умершим хозяином, что, в свою очередь, означает, что она почиталась фактически как член семьи. На наскальном рисунке, датированном четвертым веком нашей эры, видны висящие рядом туши барана, свиньи и собаки. Но на том же рисунке видны свободно гуляющие собаки – они совсем не выглядят как животные, которых люди готовятся употребить в пищу.

Самые активные противники точки зрения, согласно которой мясо собак в Корее едят уже несколько тысяч лет, полагают, что корейцы стали употреблять его в пищу только в двадцатом веке. В этой связи существуют две основные версии. Первая – все началось во время японского колониального правления с 1910 по 1945 годы . Японцы реквизировали и увозили в метрополию почти весь крестьянский скот, что фактически не оставляло корейцам иного выхода, кроме как поедать собак, чтобы не умереть от голода. Некоторые исследователи утверждают, что японцы сами убивали собак, ради использования их шкур, но выбрасывали мясо, которое в Японии запрещено употреблять в пищу еще с 675 года нашей эры. По второй версии, корейцы стали есть собак во время начавшейся ровно 65 лет назад Корейской войны 1950–53 годов – тоже из-за того, что на Корейском полуострове воцарился голод.

Так что ни о какой "многотысячелетней традиции" речи не идет, полезные свойства собачатины приукрашены, а мифы о них сознательно поддерживаются бизнесменами, считают активисты общественных организаций, добивающихся запрета на убийство собак ради их мяса. Но, несмотря на их отчаянную борьбу, вряд ли такой запрет будет введен в обозримом будущем – социальные последствия, если принять нужный закон немедленно, будут в Южной Корее весьма ощутимыми. Это признает и заместитель главного редактора онлайн-издания The Korea observer Джеймс Хьямс , сейчас работающий над документальным фильмом по этой проблеме. Сам Хьямс – сторонник полного запрета индустрии выращивания собак на убой и торговли ими ряди мяса:

В Южной Корее живут около девятисот тысяч собак, которых выращивают на убой

– Согласно статистическим данным 2010 года, в Южной Корее было около девятисот тысяч собак, принадлежащих приблизительно ста тысячам фермерских хозяйств. Так что получается, что в мелких фермерских хозяйствах живут по 7–8 собак, в некоторых даже меньше. Там, где собак 10–20, они становятся важным источником дохода для семей. Поэтому немедленный запрет на индустрию собачьего мяса лишит их средств к существованию – это последнее, чего бы мне хотелось. В среднем одна собака стоит порядка 70 долларов. Так что, если фермер занимается продажей мяса собак ресторанам, то мы должны обеспечить ему другой источник дохода. Такие организации, как Humane Society International, занимаются тем, что выкупают собак у фермеров, с тем чтобы в дальнейшем с помощью вырученных средств они имели бы возможность начать новый бизнес.

По словам Джеймса Хьямса, совсем недавно один фермер, у которого активисты Humane Society International выкупили 23 собаки, вполне успешно занялся выращиванием и продажей черники. По мнению Хьямса и его коллег, власти Южной Кореи сейчас в первую очередь, немедленно, должны ввести до сих пор отсутствующие в индустрии по производству собачьего мяса четкие нормы и порядок лицензирования. Это позволит ликвидировать черный рынок, на который часто попадают украденные или потерявшиеся домашние животные. О всех тех же проблемах говорят и в Китайской Народной Республике – там также нередко воруют домашних собак, и практически никто не контролирует, чем питалось животное прежде, чем оказаться в клетке торговца собачим мясом. Полное отсутствие санитарных норм резко повышает опасность отравления.

Джеймс Хьямс подчеркивает, что в Корее существуют породы собак, специально выращиваемых на убой, и сами корейцы таких собак и собак домашних воспринимают как разных животных. И мясо "домашних пород" они есть бы не стали. Но это не останавливает недобросовестных торговцев:

– Организация Co-existence of Animal Rights on Earth (CARE) в 2012 году провела расследование. Ее активисты посетили несколько мест, где животных содержат и убивают. Они обнаружили сотни собак "домашних пород", ждущих смерти. Так что для владельцев не было никакой разницы – "мясные" ли это собаки, или "домашние". Один из них признался, что 70 процентов собак, продаваемых им на мясо, – золотистые ретриверы и собаки других "домашних" пород. Цена за одно животное варьируется в зависимости от времени года, но в среднем это порядка двухсот долларов. Другой бывший торговец заявил, что мясо лаек и других похожих пород сходно по качеству с мясом собак, откормленных специально, но обходится дешевле.

Джеймс Хьямс, который, напомним, лично хотел бы, чтобы практика поедания собак в Южной Корее и других странах перестала существовать, и требует немедленно прекратить распространенную практику жестокого забоя собак, выступает и против того, что он называет "культурным империализмом", когда "одна культура позволяет себе диктовать другой, что правильно, а что неправильно". Он подчеркивает, что в своем новом фильме хотел бы разобраться, действительно ли в Корее традиция есть мясо собак столь древняя и устоявшаяся. Или же южнокорейское общество готово оставить эту традицию в прошлом.