«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим. Родительское собрание на тему: «Речь младшего дошкольника

Советы для родителей. Развитие речи у детей 2-3 лет

С 2-3 лет словарь малыша увеличивается в 3- 4 раза, в дальнейшем же пополнение протекает значительно медленнее. Частое обращение к взрослому и сверстникам способствует развитию речи детей. Речь детей под направляющим руководством взрослого быстро совершенствуется. С ее развитием становится точнее и осмысленнее восприятие ребенком предметов, явлений. Для этого возраста характерна потребность в общении. Развитие разнообразных форм общения ребенка со сверстниками выступает как важнейшая задача раннего возраста.
Частое общение ко взрослым и сверстникам способствует развитию речи детей. Они начинают активно рассказывать окружающим как куда то ходили, что видели. Речь под руководством взрослого быстрее совершенствуется.
Характерным для этого возраста интенсивном и качественном росте словаря, исследователи указывают на наличии трех уровней усвоения слов – названий предметов, действий, качеств, отношений:
1-ребенок может понимать слово, но не использует его в своей речи;
2-узнает и называет предмет, лишь в привычных сочетаниях и условий;
3-понимает и правильно использует слово-названиев любых доступных его пониманию связях и отношениях.

Формы работы по развитию речи ребенка 2 - 3 лет.
В детских садах приняты две формы обучения:
Обучение на занятиях и в повседневной жизни.
Как ведущая форма выступает обучение на занятиях. Это планомерный педагогический процесс, позволяющий с помощью специальных приемов и методов передать ребенку необходимые сведения об окружающем и соответствующий словарь, формировать важнейшие речевые умения и навыки. Речь ребенка формируется в различных видах деятельности: играя, общаясь, он активно пользуется речью.
С детьми младшего возраста рекомендуется:
- Развивать способность детей понимать речь окружающих; воспитывать внимания и интерес к явлениям природы и разнообразным предметам, формировать первичные представления о умение устанавливать первичные представления о них и умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями.
-Развивать связную речь: учить детей понимать речь взрослого, отвечать на простейшие вопросы, к концу года рассказывать 2- 4х фразах о нарисованном на картинках, об увиденном на прогулке.
- Формировать словарь: учить детей по словесному указанию взрослого находить предметы по цвету, размеру(принеси мне желтый мяч) различать их место расположения(кукла на нижней полке), имитировать действия людей и движения животных(покажи как поливают цветочки леечкой, покажи как прыгает зайка).
-Обогащать словарь детей существительными, обозначающими названия транспорта(трактор, автобус), частей автомобиля(колесу, руль),растений(дерево, цветок), домашних животных(кошка, собака) фруктов(яблоко, банан), трудовые действий (мыть, вытирать, гладить), прилагательными обозначающими величину, цвет, вкус(сладкий, кислый, большой, красный), наречиями (сейчас, близко, медленно, темно).
- Воспитывать звуковую культуру: приучать детей говорить правильно, не торопясь, звукоподражать (Динь-дон, тик-так, м-у) , учить произносить звукоподражательные слова в разном темпе (быстро, медленно), с разной силой голоса(тихо, громко).

Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки. Дело все в том, что развитие ручек ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и точное артикулирование звуков находятся в прямой зависимости.
Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Простые упражнения, как «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и другие не просто развлечения для малышей.
- Давайте ребенку перебирать разные крупы, пуговицы. Перемешайте горох, бобы и перебирайте с малышом вместе.
- Не перебивайте ребенка, пока он не закончит говорить.
- Позаботьтесь о том, что бы у малыша были новые впечатления.
- Продолжайте и дополняйте речь ребенка – делайте его предложения распространенными предложениями.
- Не разговаривайте на языке малыша (бо-бо, ня-ня) Речь взрослого должна быть четкая и внятная.
- Читайте с ребенком художественную литературу, беседуйте о прочитанном.
- Играйте с ним в песок, пластилин(катайте колобок, червячков).
- Комментируйте все что он делает.
- Для развития речи используйте все виды игр (уложим куклу спать споем ей песенку, катание зайки на машинки).
- Задавайте ребенку открытые вопросы (что делает зайка? Вместо - зайка кушает?).

Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка.

Задачи: познакомить родителей с особенностями развития речи ребёнка младшего дошкольного возраста и методами и приёмами её развития; проанализировать речевое развитие детей группы; познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома; способствовать развитию коммуникативных качеств детей; воспитывать культуру общения; вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Развитие речи младших дошкольников».

Форма проведения: традиционное собрание.

Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка.

Задачи: познакомить родителей с особенностями развития речи ребёнка младшего дошкольного возраста и методами и приёмами её развития; проанализировать речевое развитие детей группы; познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома; способствовать развитию коммуникативных качеств детей; воспитывать культуру общения; вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.

Участники: родители, воспитатели, учитель – дефектолог.

Место проведения: помещение группы.

План проведения

1.Вступительный этап.

2.Основная часть.

  • Педагогический всеобуч «Совсем немного науки»;
  • Анализ речи детей группы;
  • Что способствует развитию речи;
  • Советы учителя – логопеда.

3.Подведение итогов собрания.

Ход мероприятия

1.Вступительный этап.

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.

Всем известно, что ведущая роль в развитии ребёнка принадлежит семье. Семья – это источник, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения.

(Воспитатель обращает внимание родителей на схему).

Во время пребывания ребёнка в детском саду мы (педагоги, дети и родители) составляем треугольник. Главной вершиной треугольника, конечно же, является ребёнок. Его задача – познавая новое, открывать самого себя (что я могу, умею, на что я способен). Задача взрослых – помочь ему в этом нелёгком деле. Что произойдёт с трёхногим табуретом, если подломится одна ножка? Он упадёт! А как говорится в басне И. Крылова «Лебедь, рак и щука»: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт, а выйдет из него не дело, только мука». Поэтому наши усилия необходимо объединить для того, чтобы ребёнку хорошо жилось в его втором доме – в дошкольном учреждении, чтобы он всесторонне развивался. Поэтому мы призываем вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только вместе, только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка.

Сегодня наш разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Тема собрания: «Развитие речи младших дошкольников». Слайд 1.

Сегодня вам будут предложены несложные задания. Надеемся, что вы примите в их выполнении активное участие.

2.Основная часть.

Педагогический всеобуч «Совсем немного науки» Слайд 2.

Речь – форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по двум взаимосвязанным направлениям:

  • Речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками;
  • Речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Основные задачи речевого развития детей:

  • Овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста;
  • Развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).

Основу речевого развития ребёнок получает в семье в самые первые годы жизни. Ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми.

Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе. Нарушения же речи отражаются на формировании детского характера, так как не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.

Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, сочиняют стихи. Но при стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.

Задание. Слайд 3.

Выберите из предложенного перечня факторы успешного речевого развития ребёнка и объясните свой выбор.

1.Эмоциональное общение родителей с ребёнком с момента рождения.

2.Общение ребёнка с другими детьми.

3.Речь взрослого – образец для подражания.

4.Развитие мелкой моторики рук.

5.Чтение детской художественной литературы.

6.Игры с ребёнком взрослых и друзей.

(Обсуждение).

Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Высказывания ребёнка не только свидетельствую о владении богатством родного языка, его грамматическим строем, но и показывают его уровень умственного, эстетического и эмоционального развития.

С помощью речи взрослые определяют и направляют поведение ребёнка, передают ему просьбы, объясняют, как он должен себя вести, и т. д. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию.

Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка.

Как вы думаете, какие задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чему мы должны учить ребёнка? Слайд 4.

  • Формирование звуковой культуры речи.
  • Обогащение словарного запаса.
  • Формирование грамматического строя речи.
  • Обучение рассказыванию, связной речи.
  • Развитие выразительности речи.

Ребёнок к 4 годам:

  • Правильно произносит отдельные звуки, умеет интонационно передать вопрос, просьбу, восклицание;
  • Накапливает определённый запас слов, который содержит все части речи. Основное место в детском словаре занимают глаголы и существительные. Однако дети начинают активно употреблять прилагательные и местоимения;
  • Активно осознаёт обобщающую функцию слов;
  • Через слово овладевает основными грамматическими формами речи (появляются множественное число, винительный и родительный падежи, уменьшительно – ласкательные суффиксы);
  • Начинает использовать в речи сложные формы предложений;
  • Осваивает навыки разговорной речи, выражает свои мысли простыми и сложными предложениями.

В речи детей этого возраста отмечаются некоторые особенности.

  • Дети неверно произносят или совсем не произносят шипящие («ш», «ж», «ч», «щ»), сонорные («р», «рь», «л», «ль») звуки, а некоторые их пропускают.
  • Дети не способны выделить существенные признаки предметов, например затрудняются назвать части предмета, части тела.
  • Требует совершенствования интонационная сторона речи.
  • Необходима работа над развитием артикуляционного аппарата, а также над звуковой культурой речи, дикцией, темпом, силой голоса.
  • Не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе и падеже.
  • При построении простых распространённых предложений они опускают отдельные члены предложений.
  • Существует проблема словообразования.
  • Стремление к созданию новых слов появляется в результате творческого освоения богатсв родного языка.
  • Детям этого возраста доступна простая форма диалогической речи.
  • Дети часто отвлекаются от содержания вопроса.

Вы познакомились с требованиями к речи ребёнка четырёхлетнего возраста.

Анализ речи детей группы.

До родительского собрания мы провели обследование речи детей нашей группы. Были получены следующие результаты. Слайд 5.

А сейчас предлагаем прослушать речь детей нашей группы в записи. Слайд 6.

К концу четвёртого года жизни ребёнок, по сути, становится полноценным собеседником.

Если вы ясно видите, что у вашего ребёнка отмечаются нарушения, обязательно проконсультируйтесь со специалистами. Правильно поставленный диагноз определит пути и методы коррекционного воздействия и в итоге судьбу вашего ребёнка.

Что способствует развитию речи.

1.Гимнастика для язычка. Слайд 7.

Нередко ребёнок неправильно произносит те или иные звуки, потому что у него пока ещё «непослушный» язычок. Есть простые упражнения, помогающие отработать артикуляцию.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме перед зеркалом 5 – 10 минут.

Предлагаем вашему вниманию несколько упражнений.

(Педагог предлагает выполнить данные упражнения самим родителям, по ходу выполнения объясняет, как правильно при этом артикулировать).

Усадите ребёнка перед зеркалом и начинайте (упражнения «Лошадка», «Грибок», «Часики» и т.д.).

2. Пальчиковые гимнастики. Слайд 8.

Когда-то, В.А.Сухомлинский, известный педагог, сказал: «Ум ребенка находится на кончиках пальцев». Все дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Современные исследования подтвердили: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Иными словами, если развитие пальчиков отстает, то задерживается и речевое развитие. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Т.е. еще раз обращаю ваше внимание, чтобы наши детки были активными, разговорчивыми, смышлеными – мы должны развивать у них мелкую моторику рук. Начнем с самого простого – пальчиковые игры – для них не надо специальные условия, оборудования. Это прекрасный стимул для развития творческих способностей малыша, пробуждающий воображение, фантазию. Сначала вы меня послушайте, а затем выполним вместе:

Как живешь? – Вот так!

Как плывешь? – Вот так!

Как бежишь? – Вот так!

Как глядишь? – Вот так!

Ждешь обед? – Вот так!

Машешь вслед? – Вот так!

Утром спишь? – Вот так!

А шалишь? – Вот так!

Сейчас вместе со мной.

3.Массаж ладоней и пальцев рук. Слайд 9.

Су - Джок терапия – это последнее достижение восточной медицины. Су Джок –терапия оказывает воздействие на биоэнергитические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.

Сейчас мы выполним массаж пальцев рук «Су-Джок» он будет представлен в стихотворной форме. Данный массаж выполняется специальным массажным шариком. Если у вас под рукой не окажется шарика, можно сделать его самим из бумаги, или взять орех. Я буду проговаривать текст, и показывать движения, а вы повторяйте за мной.

Катится колючий ёжик, нет ни головы, ни ножек.
По ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
(катаем шарик, слегка сжимая ладонями прямыми движениями между ладонями)
Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да.
(движения по пальцам)
Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь!
(кладём в ладонь шарик и берём подушечками пальцев)

Спасибо, молодцы, у вас получилось.

4.«Сыпучие игры». Слайд 10. Нестандартные техники рисования на сыпучих материалах (в данном случае рисование на манной крупе), позволяющие развивать не только моторику рук и речь, но и усидчивость, аккуратность, внимание и воображение. Рисуем солнышко, кружок, дорожку. Чтобы дорожка получилась разная, сначала нарисуем ее большим пальчиком, указательным, мизинцем.

6.«Игры с различными предметами». Слайд 11. (в данном случае, с прищепками и счетными палочками), развивают координацию движений пальцев рук, внимание, мышление и воображение.

7.«Игры с мозаикой и конструктором» Слайд 12 , которые также помогают в развитии моторики и речи детей.

8.«Сухой бассейн». Слайд 13. Для этого подойдет простая коробка, наполнить ее горохом, косточками из компота, фасолью и т.д. Спрятать игрушку, можно поиграть – «Найди клад», «Найди игрушку», «Кто здесь живет?». И главное - малыша без присмотра не оставлять!

9. Чтение художественной литературы. Слайд 14.

10.Сюжетно – ролевые игры.

11.Игры драматизации.

Работа в микрогруппах.

(Воспитатели предлагает родителям объединиться в две группы).

Для того чтобы обыграть какую – нибудь сказку, нужно приготовить атрибуты. Мы предлагаем вам в этом поучаствовать. Одна группа готовит атрибуты к сказке «Репка», другая к сказке «Колобок».

А теперь ваши дети вам сами покажут сказку «Теремок».

Советы учителя – логопеда. Слайд 15.

Чтобы правильно развивать речь ребёнка, нужно придерживаться некоторых советов.

  • Речь взрослых должна быть чёткой, неторопливой, не следует искажать слова, имитировать детскую речь.
  • Обращайте внимание детей на то, как они согласовывают слова в предложении, поправляйте ребёнка.
  • Играя с ребёнком, упражняйте его в согласовании имён существительных с разными частями речи, например с глаголами. Возьмите куклу и спросите: «Кто к нам приехал в гости?», и ребёнок даёт полный ответ: « К нам в гости приехала кукла».
  • Используйте игру «Чего не стало?» (В ответе используется имя существительное в родительном падеже единственного числа).
  • Используйте игрушку для обучения предлогам. (Ребёнок отвечает на вопрос «Где игрушка?», используя предлоги).
  • Учите ребёнка самостоятельно описывать игрушку. Для этого нужно поставить яркую игрушку перед ребёнком, предложить её рассмотреть, затем задать вопросы.

Что это? Кто это?

Какого цвета?

Что есть у зайки?

Как можно назвать зайку?

Что с ним можно делать?

  • Учите детей сравнивать предметы между собой (чем отличаются, что между ними общего).
  • Учите подбирать слова к определённым глаголам («Собака бежит. А кто ещё может бегать?» и т.д.).
  • Для совершенствования правильного звукопроизношения используйте артикуляционную гимнастику.

3. Подведение итогов собрания.

Рефлексия.

Перед вами яблонька. Её нужно украсить красивыми яблочками. Если вам понравилось наше мероприятие, вы получили новые знания, были активными, украсьте яблоньку красным яблочком. Если вам не понравилась наша встреча, вы считаете, сто потеряли время, украсьте яблоньку зелёным яблочком.

Факторы успешного речевого развития ребенка: 1.Эмоциональное общение родителей с ребенком с момента рождения. 2.Общение ребенка с другими детьми. 3.Речь взрослого – образец для подражания. 4.Развитие мелкой моторики рук. 5.Чтение детской художественной литературы. 6.Игры с ребенком взрослых и друзей.

Задачи развития речи: 1 . Формирование звуковой культуры речи. 2.Обогащение словарного запаса. 3.Формирование грамматического строя речи. 4.Обучение рассказыванию, связной речи. 5.Развитие выразительности речи.

Анализ речи детей группы. Методика1: 8 детей средний уровень развития 2 ребенка высокий уровень развития 2 ребенка низкий уровень развития Методика2: 0 детей высокий уровень развития 7 детей средний уровень развития 5 детей низкий уровень развития Методика3: 7 детей высокий уровень развития 5 детей средний уровень развития детей с низким уровнем развития нет Методика4: 9 детей высокий уровень развития 3 ребенка средний уровень развития детей с низким уровнем развития нет

Видео беседа

Что способствует развитию речи детей. Гимнастика для язычка.

Пальчиковые гимнастики

Массаж ладоней и пальцев рук.

«Сыпучие игры»

Игры с различными предметами

Игры с мозаикой и конструктором

«Сухой бассейн»

4.Чтение художественной литературы 5. Сюжетно-ролевые игры 6. Игры драматизации

Советы учителя-логопеда: -Речь взрослых должна быть четкой, неторопливой, грамматически и фонетически правильно оформленной. -Обращайте внимание детей на то, как они согласовывают слова в предложении, поправляйте ребенка. -Упражняйте ребенка в согласовании имен существительных с разными частями речи. -Используйте игру: «Чего не стало?». -Используйте игру: «Где игрушка?» (использование предлогов в предложении). -Учите ребенка самостоятельно описывать игрушку. -Учите детей сравнивать предметы между собой. Учите подбирать слова к определенным глаголом.

Спасибо за внимание.


Ольга Дорофеева
Родительское собрание на тему: «Речь младшего дошкольника»

Утверждаю :

Заведующий МКДОУ д/с «Радуга»

О. В. Синельникова

«___» ___2015г

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ :

«Речь младшего дошкольника »

Воспитатель :

Дорофеева О. Ю.

Уважаемые родители ! Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание . Так как семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает человека с рождения знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения, мы привлекли вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка. Сегодня на собрание приглашены Мегеря Светлана Викторовна (методист) и соц. Педагог Ольга Карповна и выступят позже.

Тема нашего собрания «Речь младшего дошкольника » .

К. Чуковский : «Речь – это деятельность , в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка. Важно различать понимание речи (пассивный словарь) и произнесение слов – активный словарь (активная речь ) . Понимание речи приходит раньше активного её освоения. Пассивный словарь всегда значительно шире, чем активный».

Задачами развития активной речи младшего дошкольного возраста являются :

Формирование активного словаря детей;

Расширение понимания речи взрослых.

Это важно, потому что в процессе речевого общения ребёнок, как и взрослый, обогащает свои знания не только путём индивидуального практического опыта, но и путём общественного опыта. У каждого ребёнка этот процесс протекает индивидуально. Младший дошкольный возраст – это благоприятный период для развития активной речи ребёнка. Необходимо учитывать эту особенность и уделять развитию речи детей как можно больше времени. Своевременное развитие активной речи обеспечивает полноценное психическое развитие ребёнка. Нужно побуждать ребёнка выражать свои мысли словами. Как это делать? На что обратить внимание?

Прежде всего необходимо соблюдать следующие правила речевого поведения :

Много говорить самому;

Следить за темпом речи;

Выслушивая ребёнка, не отворачиваться от него, смотреть ему в глаза, проявлять заинтересованность;

Не использовать в общении с ребёнком жаргонную лексику;

Не ругать ребёнка в присутствии других детей.

Напоминаю вам, что ребенок к 4 годам :

Правильно произносит отдельные звуки. Умеет интонационно передать вопрос, просьбу, восклицание.

У него накапливается определенный запас слов, который содержит все части речи.

У детей активно формируется обобщающая функция слов. Через слово ребенок овладевает основными грамматическими формами речи.

В речи появляются сложные формы предложений.

Дети осваивают навыки разговорной речи, выражают свои мысли простыми и сложными предложениями. В речи детей отличаются и другие особенности.

В большинстве случаев дети неверно произносят или совсем не произносят шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ) сонорные (Р, РЬ, Л, ЛЬ) звуки, а некоторые пропускают.

Затрудняются назвать части предмета, части тела.

У нас по программе есть такая образовательная деятельность как развитие речи. На сегодняшний день мы прошли :

1. Заучивали наизусть стихотворения «Лошадка» А. Барто.

2. Познакомились с такими произведениями как сказка «Цыпленок» К. Чуковского, «Сказки о глупом мышонке» С. Маршака,сказка «Цыпленок и Утенок» В. Сутеева, стихотворение «Машенька» А. Барто, сказка «Три медведя» Л. Толстого.

3. Рассматривание с детьми картины «Играем с песком»

5. Повторение гласных звуков.

7. Наблюдение за снегирем (Помочь детям рассмотреть снегиря, понаблюдать, как он пьет, клюет рябину и зернышки подсолнечника, обратить внимание детей на красивое оперение; пополнить активный словарь за счет слов перья, голова, клюв, хвост, крылья; ходит, сидит на жердочке, прыгает, летает).

8. Дидактические игры «Угадай, кто это?» , «Что изменилось?» .

9. Познакомились со звуком б, п, м.

До конца учебного года мы будем :

1. Знакомиться со звуками ф, в, т, п, к, д, с, з.

2. Рассматривание картинки «Дети играют в кубики» .

3. Заучивание стихотворения «Мишка» А. Барто, стихотворения «Травка зеленеет…» А. Плещеева, стихотворения «Мама» Я. Акима.

4. Рассказывание детям украинской народной сказки «Рукавичка»

5. Чтение детям рассказа «Петушок с семьей» К. Д. Ушинского. Заучивание наизусть русской народной потешки «Петушок, петушок…» , чтение детям русской народной потешки «Сорока, сорока…»

6. Наблюдение за рыбкой.

7. Ознакомление с материалами (дерево резина) .

8. Инсценирование сказки «На машине» Н. Павловой. Заучивание стихотворения «Свети, свети, солнышко…» Е. Благининой.

9. Дидактическая игра «Магазин» .

На занятиях я вижу детей которые очень хорошо запоминают героев сказки, чем они занимаются, могут пересказать сказку (это Вероника, Ралина, Вова, Сулейман, остальные дети тоже не отстают и дополняют детей своими ответами. Спасибо вам, родители , за то что занимаетесь с детьми.

Обратите внимание на выставку книг по развитию речи (выставка книг) .

Речь можно развивать не только при чтении и пересказе, но и в простой беседе (на слайде приведен пример) .

Отправляясь с ребенком на прогулку :

1. Поговорите с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе?

2. В какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано?

3. Какое сейчас время года?

4. Покормить птиц

5. Загадать загадку

6. Познакомить с народными пословицами и приметами

8. Поиграть в игру

Мы должны сами видеть окружающий нас мир и открыть на него глаза ребенку. Учить его замечать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить все живое , а свои чувства высказывать словами. Например, здороваясь с солнышком, сказать ему ласковые слова-признаки : золотистое, лучистое, доброе, веселое, теплое.

Родители уделяйте дома большое внимание развитию речи ребенка и больше общайтесь с ним. Читайте ребенку сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать их. Больше бывайте на природе, знакомьте детей с красотами родной природы.

Спасибо за внимание!

Татьяна Бочкарева
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста

"Развитие речи детей младшего возраста "

Подготовили : воспитатели младшей группы

Симдянкина Н. М.

Бочкарева Т. А.

Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова. но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка - и усваивает легко и скоро, в два-три года столько, что и половины того не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения.

Таков этот великий народный педагог - родное слово!

К. Д. Ушинский

Возраст от года до трех иногда называют «ходячее детство» , и длится оно, приблизительно, от года до трех лет.

Раннее детство - исключительно важное время для развития речи ребенка . То, что упущено от года до трех, восполняется в дальнейшем с огромным трудом, а то и не восполняется вовсе. Второй и третий годы жизни являются особо чувствительным, сензитивным периодом в усвоении речи малышом .

Прежде всего, в этом возрасте у малыша активно формируются действия с предметами. Развивается мотивация , которую можно сформулировать в виде вопроса : «Что с этим делают?» . Малыш активно исследует окружающую среду.

Одновременно видоизменяется интерес ребенка ко взрослому : ему становится интересно наблюдать за действиями окружающих, и особую значимость приобретает совместная деятельность со взрослым.

Общение ребенка и взрослого происходит в основном в конкретной ситуации и чаще всего сопровождает их совместную деятельность. Поэтому оно получило название «ситуативно-деловое общение» . Ситуации для общения могут быть разными – события повседневной жизни, совместная игра, чтение книг. Поскольку малыш все больше проявляет интерес не просто к самому предмету, но и к способам действия с ним, играя со взрослым или наблюдая за его действиями, он проявляет крайнюю заинтересованность тем, что и как делает взрослый. Одновременно малыша волнует и реакция взрослого на его собственные.

Развитие речи побуждается развитием , усложнением общения взрослого с ребенком. Если с ребенком общаются мало, ограничиваясь лишь уходом за ним, если нет богатой, разнообразной совместной деятельности малыша и взрослого (которая и требует все большего и большего речевого общения, то такой ребенок резко отстает и в речевом, и в общем развитии

С другой стороны, нехватка речевого общения может наблюдаться и тогда, когда родители проявляют чрезмерную заботливость, пытаясь предупредить каждое желание малыша, не дожидаясь, пока он скажет, что ему надо.

Потребность ребенка в речевом общении со взрослы» должна всячески взрослыми поддерживаться. Важную рол играет при этом воспитательная тактика родителей, которые должны побуждать ребенка внятно, по возможности ясно выражать словами свои желания - и только в этом случае исполнять их.

С другой стороны, развитие речи невозможно без обогащения впечатлений малыша, без знакомства его с широким кругом предметов и явлений окружающего мира, без овладения действиями с вещами. Это основа для усвоения значений слов.

Наблюдая развитие речи своего малыша , вы можете выделить в нем две линии : во-первых, совершенствуется понимание им речи взрослых людей ; во-вторых, складывается его собственная активная речь.

Если ребенок на втором году не говорит или говорит мало, значительно меньше и невнятнее, чем его сверстники, это, естественно, беспокоит взрослых. Однако не всегда подобные тревоги основательны. Темп развития речи у детей неодинаков . В этом отношении наблюдаются индивидуальные особенности.

Если малыш уже «все понимает» , но не говорит и при этом разумно играет, пытается подражать словам, произносимым взрослыми, можно с уверенностью сказать, что причин для беспокойства нет. Он заговорит несколько позднее. Но не без усилий со стороны взрослых. С таким ребенком надо больше заниматься, разговаривать, побуждать к произнесению слов, давать поручения, связанные с необходимостью что-то сказать, позвать кого-то.

Особенности развития речи в раннем возрасте :

развитие речи связано не только непосредственно с общением со взрослым, но и включено в практическую деятельность по освоению предметов;

формируется активная речь, которая становится средством общения со взрослыми и сверстниками;

складывается не только коммуникативная, но и обобщающая функция речи ;

формируется регулирующая функция речи , когда ребенок подчиняется инструкции взрослого, выполняя его требования;

речь отражает опыт взаимодействия ребенка с окружающим, называя не только предметы и лица, но и действия, переживания, требования, предложения, желания.

Главная особенность развития активной речи детей раннего возраста - развитие их потребности в речевом общении со взрослым, которое формируется в результате эмоционального и делового общения последнего с ребёнком. Проведение специальных игр, занятий, наблюдение за окружающей обстановкой способствуют развитию речи детей .

«Отзовись» .

Предложите ребёнку произносить «АУ» громче или тише в зависимости от того, «близко» или «далеко» он от вас находится.

«Громче–тише» .

Ребёнок стоит и громко произносит гласные звуки, затем, медленно опускаясь на корточки, он говорит всё тише и тише. Далее он поднимается, постепенно говоря всё громче и громче. Покажите ребёнку, как нужно выполнить задание. Все звуки произносятся слитно, переходя друг в друга.

А-у А-о-А О-е-У

о-Ы У-и-У И-а-Ы

И-ю И-о-И Ю-о-Ы

я-О Ы-э-Ы А-и-Э

«Кто как кричит?»

Ребёнок рассматривает картинки с изображением животных и птиц и имитирует их голоса.

Цыплёнок–пи-пи-пи

индюк–бла-бла-бла

лягушка–ква-ква-ква

тигр–р-р-р

волк–у-у-у

свинья–хрю-хрю-хрю

кукушка–ку-ку-ку

коза–ме-ме-ме

кот–мяу-мяу-мяу

баран – бе-бе-бе

Публикации по теме:

Влияние мелкой моторики рук на развитие речи у детей младшего дошкольного возраста Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше.

Брошюра «Рекомендуемые игры на развитие памяти, внимания, мышления для детей 3–4 лет. Поиграйте с детьми дома!» 1. Корректор. Раздаем детям листы с крупными печатными рисунками. Задание: зачеркнуть все зеленые предметы, либо все круглые, красным карандашом.

Консультация для родителей «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами русского фольклора» Консультация для родителей «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами русского фольклора» В формировании развития речи.

План самообразования «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста» МБДОУ ДС №7 «Незабудка» План работы по самообразованию на 2015 -2016 учебный год Комарова Светлана Владимировна, воспитатель Тема: Развитие.

Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста Почему одни дети говорят лучше, а другие хуже? По какой причине у одних в тетрадках красуются ровные ряды букв, а у других - сплошные каракули?.

Счастливые родители обычно с нетерпением ждут, когда их малыш произнесёт первое слово, а вскоре будет радовать всех родственников, декламируя стихи на праздниках и рассказывая им о своих успехах. Однако многие ребятишки младшего дошкольного возраста упорно молчат, будто набрав в рот воды. Мама и папа задумываются: как же активизировать развитие речи ребёнка? Об этом - в нашей статье.

Речь малыша

Речь малыша начинает формироваться с первых моментов жизни. Для того чтобы речевое развитие происходило гармонично и равномерно, родителям нужно стать активными участниками этого процесса. Внимание к речевому развитию малыша принесёт свои плоды достаточно скоро, когда вы увидите рядом с собой маленького собеседника, с которым можно вести разговоры на разные темы. Развитию речи малыша способствует ежедневная совместная .

Успешное речевое развитие маленьких детей зависит от некоторых условий:

  • имеет ли нормальное строение речевой аппарат
  • насколько активно малыш вовлечён в общение с родителями
  • получает ли развитие мелкая моторика рук ребёнка.

Не секрет, что все навыки детей, начиная с рождения, отрабатываются в виде игры. Первые игры для обучения речи должны быть направлены на совершенствование процесса говорения с помощью называния, звукоподражания, рассказа и упражнений для развития мелкой моторики. А для этого необходимо обеспечить малыша не только нужными и полезными игрушками и играми (погремушками, пирамидками, кубиками, многофункциональными игрушками с вкладышами, пластилином и красками).

Формирование речи ребёнка происходит, прежде всего, при наличии активного общения с ним. Имеет значение, как именно вы объясняете малышу названия предметов, явлений и действий; как ребёнок получает сведения о предметах.

«Совет. Чтобы малыш лучше запоминал названия предметов и действий – нужно вербализировать (говорить, объяснять словами) всё, что происходит вокруг».

Особенности речи в младшем дошкольном возрасте

Особенности речи в младшем дошкольном возрасте заключаются в различных стадиях развития речи малыша.

Метод 1. Звукоподражание. Рассматривая иллюстрации с изображениями животных и птиц, покажите, как «говорит» та или иная зверюшка и попросите ребёнка повторить. В следующий раз имитируйте звуки животных и просите показать на картинке и ответить, кому принадлежат звуки.

Метод 2. Обогащение словарного запаса. При просмотре ярких картинок, спрашивайте малыша:

  • Какого цвета?
  • Кто какой? (сравнения и противоположности)
  • Кто чья мама?

Детям трёх-четырёх лет уже можно предлагать составлять небольшие рассказы по картинкам или знакомые сказки.

Смотрите видео о методе развития речи малышей с помощью сказок

Гуляем и разговариваем

Развивать речь младших дошкольников можно на прогулках. Такие «занятия» очень естественны, приносят малышам множество впечатлений, способствуют познанию мира. Гуляя, малыш начнёт задавать массу вопросов, многие их которых побуждают к мыслительному процессу, требуют выражения эмоций и мыслей с помощью слов. А родителям лишь остаётся всего лишь пообщаться с ребёнком, расширив его словарный запас, обогатив его познания. Так ребёнок узнает новые слова и понятия, которые скоро станут обязательными в его повседневной речи. Не бойтесь, что кроха вас не поймёт. В эти ценные моменты общения малыш слушает и учится воспринимать родную речь.

«А знаете ли вы, что прогулки – один из самых эффективных способов развития речи ребёнка? Остаётся лишь правильно его организовать».

  • описывать всё, что окружает вас
  • поддерживать интерес малыша к тому, что вокруг происходит
  • использовать разные части речи для называния предметов, их признаков и действий
  • и интонационно богато, спокойным тоном.

Развивающие дидактические игры

В возрасте, когда ребёнок постепенно переходит от лепета к словам (1,5-2 года), можно начать играть с ним в полезные дидактические игры для развития речи:

  1. «Какой это предмет?». Мама вынимает из мешочка заготовленную игрушку, описывает её, а потом предлагает описать малышу.
  2. «Угадай, какая игрушка». Перед малышом лежат 3-4 игрушки. Мама описывает одну из них, а малыш угадывает её по описанию.
  3. «Опиши куклу». Мама предлагает ребёнку описать куклу подробно.
  4. «Таинственная коробка». Мама заблаговременно положила в яркую коробку тематические картинки. Малыш вынимает по одной картинке и описывает, что он видит.
  5. «Скажи, какой предмет?». Малыш вынимает из коробки игрушки и называет их признаки (прилагательные).
  6. «Чудесные кубики». Кроха бросает . Карая картинка выпадает - малыш говорит, что он видит и даёт характеристику изображённому предмету.
  7. «Где игрушка?». Мама раскладывает в комнате игрушки и предлагает ребёнку назвать, где каждая из них находится. Мама должна подсказать крохе, как правильно использовать слова «в», «на», «за», «под», «около», «рядом», «между», «справа», «слева».
  8. «Открытка». Мама показывает ребёнку открытки с изображениями людей и животных, которые выполняют разные действия. Ребёнок должен назвать, какое действие изображено на открытке.

Эти игры подходят детям от 1,5 до 4 лет. Таких игр множество. Родители, при желании, могут придумывать их сами, делая занятия с малышом приятным досугом, полным радости новых открытий.

Выводы

Помните, что развивать речь детей следует гармонично, в соответствии с их возрастом. Пусть речевые упражнения сочетаются с двигательной и познавательной деятельностью малыша, развивая его всесторонне. Говорите с детьми больше, как в процессе игры, так и при повседневных делах. А настоящей наградой для вас вскоре станет грамотная, богатая, эмоционально окрашенная речь вашего ребёнка.