Семинар практикум для педагогов доу по здоровьесбережению. Семинар практикум для воспитателей "современные здоровьесберегающие технологии в доу"

Уже много лет кружево не сходит с подиумов столиц моды, от Нью-Йорка до Парижа. Белое кружево правит балом летом, черное и алое сменяет его зимой, настраивая нас на праздничный лад. Но что вы знаете о кружеве? Когда оно появилось?

Cведения о кружеве доходят до нас из глубочайшей древности. В Библии говорится о легких и прозрачных, пышно вышитых тканях, которыми были украшены одежды священнослужителей и интерьеры храмов. На некоторых египетских мумиях встречается одежда, украшенная сетчатой каймой, с вышитыми по ней орнаментами.

Плетением сеток, т.е. филейной работой, и украшением их вышивками,занимались с незапамятных времен. Но только в конце XV века появились изумительные ажурные полотна, ставшие вожделенным предметом обладания для богатых и влиятельных людей того времени.

Многие историки отвергают возможность возникновения таких тканей на Востоке, по причине, что столь изящное, грациозное кружевное искусство, могло появиться лишь во времена художественной, жизнерадостной, романтической эпохи Возрождения.

В средние века вышивание (предшественник кружева) было любимым занятием женщин во многих частях света, чему свидетельствуют многочисленные вышивки, ставшие музейными экспонатами. Так, что единого мнения о стране, родоначальнице кружева, нет.

1. Королева Елизавета I была большой фанаткой кружевных воротников. Чем больше воротник - тем лучше.

2. «Кружевница» Яна Вермеера. Кружевные воротники и манжеты, кружевные шляпки и шали - все это в Европе семнадцатого столетия создавали кружевницы. Кружевами украшали все, от одежды до дверных ручек.

3. Король Карл I и королева Генриетта Мария Английские, портрет кисти Антонио ван Дейка. Когда Генриетта прибыла в Англию, чтобы стать супругой короля Карла, они привезла с собой сундуки с приданным, в том числе, с кружевами и драгоценными тканями.

Екатерина Медичи, супруга французского короля Генриха II в середине XVI века выписывает из Италии некоего Фидерика Винчиоло, который в 1587 году издает подробный сборник существовавших к тому времени узоров кружев.

Во Франции вкус к кружеву развился настолько сильно, что богатые вельможи, выписывая кружево из Италии и Фландрии, где они достигли уровня произведения искусства, тратили на них огромные деньги.

Кружева использовались в украшении женского и мужского платья, мебели, особенно кроватей. Кружевами же обшивали сапоги, и даже внутреннюю часть экипажей. Французское правительство не могло остаться спокойным, наблюдая значительный отток денег за границу, причиной которого являлась страсть подданных к ношению дорогих иностранных кружев.

В конце XVII века министр Кольбер, преданный поданный Короля Солнца основывает королевские мануфактуры, с целью распространения производства кружев внутри Франции. Для этого выбираются города Алансоне, Кенуа, Седане, Аржантоне, Реймс и др. Из Венеции были наняты 30 мастериц, а из Фландрии 200. Венецианская республика преследовала уехавших кружевниц, выдававших иностранцам секреты своего производства, поэтому они были вынуждены вернуться на Родину, успев, однако, научить француженок. Успех предприятия превзошел все ожидания. Французские ученицы со свойственным им природным утонченным вкусом привнесли в технику создания кружев неповторимый французский шик и аристократизм.

Мировую славу приобрело алансонское шитое кружево "point a l’aiguille ", оставшееся непревзойденным по красоте и исполнению.

4. Принц Карл Луи с братом, портрет кисти ван Дейка, 1637 год. Доспехи и кружевные воротники - вот он, стиль!

5. Мария Антуанетта, портрет кисти Элизабет Виже-Лебрен, 1785 года.


Город Аржантоне Алансонское кружево

Город Валансьен стал известен кружевом point Валансьен в XVIII столетии. Особенностью этого кружева является прозрачная тонкая сетка, которую плели вместе с узором. А узор не имел рельефности, в следствие чего кружево было удобно в использовании и уходе.

В кружевной коллекции "Пьемонт Текс" машинные потомки этих кружев представлены тканями art.Cembridge, Fioritta, Varna.

Черное шелковое Шантильи - еще один прославленный вид семейства кружев, производство которого было начато в XVIII столетии Екатериной де-Роган.


Валансьенское кружево Кружево Шантильи бывает не только черным

Рисунки для французских кружев выполнялись крупными художниками - орнаменталистами, в том числе и Жаном Береном, Франсуа Бонеме де Фалезом, Луи Булонем и, позднее, Франсуа Буше.

6. Пик моды на кружево пришелся на начало восемнадцатого века, а потом начался спад, продлившийся до середины девятнадцатого. Эта женщина, фотография которой датируется 1890-ыми, укутана в кружево с ног до головы - элегантно и, наверное, тепло.

7. Аплодисменты королеве Виктории, которая демонстрирует приверженность кружеву на этом портрете 1897 года. Обратите внимание на хорошо сочетающиеся веер, юбку и головной убор. В конце концов, кружева не бывает слишком много.

8. 1920-ые принесли моду на юбки чуть ниже колен и богатый кружевной декор, как можно судить из этой фотографии, появившейся в 1923 году в журнале «Grazia».

9. Кружево и королевские свадьбы неразлучны, не так ли? Эта дама, похожая на привидение - леди Элизабет Боус Лайон, покойная королева-мать, которая вышла замуж за герцога Йоркского в 1923 году.

10. «Я украла бабушкины тюлевые занавески и не собираюсь их возвращать!» вам не кажется, что это - девиз этой танцовщицы из «Мулен-.Руж»? Париж, 1926 год.

11. Молодая мексиканка позирует для портрета, 1928 год. Нам кажется, что Дольче и Габбана хорошо известен этот снимок.

12. Кружевницы острова Бурано, Италия, 1954 год.

13. Свадьба Грейс Келли, 1956 год.

14. Королева Елизавета II на празднике в Виндзорском дворце, 1959 год. Она прибыла в лимонного цвета кружевном ансамбле.

Сегодня я расскажу Вам "кружевную историю".

Нитки для кружев могли быть бумажными, льняными, шерстяными, шелковыми, серебряными, золотыми. В Италии использовали даже нитки из алоэ.

Кружево было плетеное или шитое. Плетеное кружево делали на круглой подушке при помощи коклюшек. Узор, или сколок, клали на подушку, а плетея (кружевница), укрепив концы нитей булавками, втыкала булавки в ближайшие линии пересечения узора и перекидывала коклюшки друг через друга, достигая скрещивания нитей, оплетающих булавки, затем вынимала прежде воткнутые и втыкала их в новые места, следуя узору.

Шитое кружево выполняли иголкой с ниткой. Рисунок наносили на пергамент, кружевница наметывала по линиям рисунка толстую нитку, затем шила орнаменты, заполняла середины, вшивала связки тюля и нашивала рельефные контуры. Ножницами разрезала наметку, соединяющую кружево и пергамент, и работа была готова.

Возникновение кружева относится к очень древним временам, настолько древним, что невозможно определить точную дату рождения этого чуда. В легендарной книге «Исход» упоминается «завеса из голубой, пурпуровой и червленной шерсти и крученного виссона узорчатой работы» (гл. XXVI-XXVII) и «одежда Аарона из золотой, голубой, пурпуровой и червленной шерсти и крученного виссона». Кружево с незапамятных времен являлось любимым украшением, но его расцвет связан с костюмом XVI века.

Итальянскими художниками XVI века было создано около двадцати двух книг с узорами для кружевных изделий. Известны имена их авторов: Niccolo Zoppino (1527), Bugato (1527), Paganino (1527), Tagliente (1534) и другие, всех не перечислишь. Преклонения достоин народ, с почтением сохранивший имена своих творцов. В Италии славились своим мастерством кружевницы Венеции, Генуи, Альбиссола, Милана. С конца XV века стало известным венецианское кружево «стежок в воздух», представлявшее собой узенький зубчатый бортик редкого геометрического узора. Постепенно геометрический узор усложнялся фигурами людей и животных. Иглой с помощью льняных нитей плели пышные и сложные шитые гипюры, а на коклюшках создавали пестрые, цветные, золотые и серебряные кружева.

Фландрия была не менее знаменита, чем Италия, своими кружевами. Здесь изготавливали плетеные гипюры с орнаментами из растительных завитков, для изготовления которых в сырых подвалах, чтобы кудель постоянно был влажным, золотоволосые мастерицы пряли удивительно мягкие и тонкие нити из льна.

Название знаменитого тонкого фламандского брюссельского гипюра «гипюр англетэр» объясняется политико-экономическими причинами. В Англии вплоть до 1735 года сохранялись запрет и ограничения на ношение кружев иностранного производства. В 1662 году английский парламент запретил ввоз фламандского кружева и поощрил выпуск отечественного. Однако спрос был столь велик, что фламандское кружево привозилось тайно и продавалось под видом английского с новым названием.

В Шотландии кружевное мастерство достигло расцвета во время царствования Марии Стюарт, которая и сама была знатной мастерицей, искусно сочинявшей узоры из цветов, зверей и птиц.

В Испании на кружева тратилось так много денег, что король Филипп III издал в 1623 году закон, запрещающий носить кружева.

Другие европейские страны тоже старались не отставать от моды. Да и чье сердце могло остаться непокоренным при виде такой красоты!

Людовик XIII в 1613 году издал закон, который должен был положить конец разорительной склонности французов, тративших на приобретение кружев целые состояния. Франция вскоре нашла выход из создавшегося положения, но не с помощью запретов, а благодаря развитию кружевного дела и кружевных центров во Франции, для чего из Венеции были срочно выписаны мастера. Такими центрами стали города Аржантан и Алансон. Сложные декоративные композиции, тысячи изощренных деталей, нитяные мостики, или связки, превратившиеся в фон, придают неповторимую воздушную массивность ранним французским гипюрам. Во Франции кружево было популярным вплоть до Французской революции. После революции кружево стало модным при дворе Наполеона, но ненадолго.

В Германии первая книга для кружевных работ Иоганна Шарценсбергера появилась в 1534 году в Аугсбурге.

Кружевные работы в Швеции во многом связаны с именем св. Бригиты из Водстена, которая обучала этому ремеслу монахинь.

К XVII веку кружевом украшали костюмы маршалов и офицеров, кавалеров и придворных дам. Кружево шло на изготовление галстуков, воротников, манжет, шарфов, отворотов сапог и перчаток, украшение карет, кроватей, тронов, мебели, алтарей.

В XVIII веке наибольшим успехом пользовалось чрезвычайно тонкое кружево с цветочными гирляндами, бантами, голубями. Большое распространение получили рисунки на религиозные сюжеты, часто изображалась мадонна с младенцем. Сложный рисунок для таких кружев создавался профессиональным художником. Шелковое тонкое кружево «блонд» было излюбленным во времена ампира, а кружева, насыщенные цветами и листьями с золотой и серебряной нитями, шли на знаменитую испанскую мантилью.

Слово «кружево» на Руси появилось в летописи XIII века. Князь Даниил Галицкий при встрече с венгерским королем (1252) имел на себе «кожух оловира грецкаго и круживы златыми плоскими ошит» (Ипатьевская летопись). В духовной грамоте XV века говорилось о ларце «с костьми, а в нем каймы и круживо...», а в духовной грамоте княгини Юлианы, супруги князя Василия Борисовича Волоцкого (1503) упоминается «сорочка шита червчата, рукава сожены... да круживо на портищо шито золотом да серебром...».

Кружево становится непременной частью приданого. В приданом Гликерии Ивановой Задонской из Вологодской земли перечислены: «телогрея, камка цветная на лисьих лапах, с круживом кованым – цена 10 рублей; да охабень алый... с круживом серебряным кованым – 10 рублей...» (1641) . В документах сговора Мавры Суворовой и Силы Пушкина из Твери (1694) упоминается «шуба камчатая, мех белей, круживо кушащатое с серебром; шуба камчатая луданая, мех лисей, пугвицы канительныя с круживом с серебряным, с золотом; шуба тафтеная желтая, мех белей, с круживом, пугвицы серебряныя, круживо немецкое; шуба тафтяная, струйчатая, алая с круживом...» Кружево было доступно и крестьянству. Так, в сговорной 1612 года крестьянина Марка Скоровского из Вологодской епархии и Милавы Окинфиевой упоминаются «две шапки женских камчатых, лазорева да красная, одна с круживом жемчюжным...». Все эти примеры взяты из замечательной книги Софии Давыдовой «Русское кружево и русские кружевницы» (1892). «Переезжая из одного центра в другой, – писала С. Давыдова в своей книге, – я постоянно имела дело с самими мастерицами; мне приходилось входить в их избы и дома, приглядываться к их обстановке, вслушиваться в их рассказы и воспоминания, изучать их нравы и обычаи – словом, пожить с ними их жизнью». В результате кропотливой исследовательской работы была написана книга с очень ценным приложением – атласом из 77 таблиц с 270 рисунками по истории кружев в России.

Характер русского кружева менялся со временем. Если в описаниях XIII века кружево характеризуется как «плоское», в XV веке – «кожушное», то в XVI веке встречаются самые разнообразные названия: «в кружки», «колесчатое», «немецкое зубчатое», «немецкое золотое с полосами кованными», «низано жемчугом в шахматы», «сожено рясою», «сожено жемчугом» и т. д. Еще позже, в XVII веке, появились описания различных узоров, среди них узор «мелкотравный», «кубы», «кустики», «деревца», «гребешки», «корабль», «бантики», «кулишки». Иногда узор (сколок) кружева придумывался заранее – и это кружево называлось «русское сколочное кружево»; иногда узор повторялся, как в тесьме, а фигуры соединялись сеткой («сцепом») – такое кружево называлось «сцепным»; иногда узор срисовывали с вышивки и повторяли его посредством счета ниток – такую работу называли «численным кружевом».

На этом мы заканчиваем наше путешествие в историю кружев.

Возникновение кружева относится к очень древним временам, настолько древним, что невозможно определить точную дату рождения этого чуда. В легендарной книге «Исход» упоминается «завеса из голубой, пурпуровой и червленной шерсти и крученного виссона узорчатой работы» (гл. XXVI-XXVII) и «одежда Аарона из золотой, голубой, пурпуровой и червленной шерсти и крученного виссона». Кружево с незапамятных времен являлось любимым украшением, но его расцвет связан с костюмом XVI века.

Итальянскими художниками XVI века было создано около двадцати двух книг с узорами для кружевных изделий. Известны имена их авторов: Niccolo Zoppino (1527), Bugato (1527), Paganino (1527), Tagliente (1534) и другие, всех не перечислишь. Преклонения достоин народ, с почтением сохранивший имена своих творцов. В Италии славились своим мастерством кружевницы Венеции, Генуи, Альбиссола, Милана. С конца XV века стало известным венецианское кружево «стежок в воздух», представлявшее собой узенький зубчатый бортик редкого геометрического узора. Постепенно геометрический узор усложнялся фигурами людей и животных. Иглой с помощью льняных нитей плели пышные и сложные шитые гипюры, а на коклюшках создавали пестрые, цветные, золотые и серебряные кружева.

Фландрия была не менее знаменита, чем Италия, своими кружевами. Здесь изготавливали плетеные гипюры с орнаментами из растительных завитков, для изготовления которых в сырых подвалах, чтобы кудель постоянно был влажным, золотоволосые мастерицы пряли удивительно мягкие и тонкие нити из льна.

Название знаменитого тонкого фламандского брюссельского гипюра «гипюр англетэр» объясняется политико-экономическими причинами. В Англии вплоть до 1735 года сохранялись запрет и ограничения на ношение кружев иностранного производства. В 1662 году английский парламент запретил ввоз фламандского кружева и поощрил выпуск отечественного. Однако спрос был столь велик, что фламандское кружево привозилось тайно и продавалось под видом английского с новым названием.

В Шотландии кружевное мастерство достигло расцвета во время царствования Марии Стюарт, которая и сама была знатной мастерицей, искусно сочинявшей узоры из цветов, зверей и птиц.

В Испании на кружева тратилось так много денег, что король Филипп III издал в 1623 году закон, запрещающий носить кружева.

Другие европейские страны тоже старались не отставать от моды. Да и чье сердце могло остаться непокоренным при виде такой красоты!

Людовик XIII в 1613 году издал закон, который должен был положить конец разорительной склонности французов, тративших на приобретение кружев целые состояния. Франция вскоре нашла выход из создавшегося положения, но не с помощью запретов, а благодаря развитию кружевного дела и кружевных центров во Франции, для чего из Венеции были срочно выписаны мастера. Такими центрами стали города Аржантан и Алансон. Сложные декоративные композиции, тысячи изощренных деталей, нитяные мостики, или связки, превратившиеся в фон, придают неповторимую воздушную массивность ранним французским гипюрам. Во Франции кружево было популярным вплоть до Французской революции. После революции кружево стало модным при дворе Наполеона, но ненадолго.

В Германии первая книга для кружевных работ Иоганна Шарценсбергера появилась в 1534 году в Аугсбурге.

Кружевные работы в Швеции во многом связаны с именем св. Бригиты из Водстена, которая обучала этому ремеслу монахинь.

К XVII веку кружевом украшали костюмы маршалов и офицеров, кавалеров и придворных дам. Кружево шло на изготовление галстуков, воротников, манжет, шарфов, отворотов сапог и перчаток, украшение карет, кроватей, тронов, мебели, алтарей.

В XVIII веке наибольшим успехом пользовалось чрезвычайно тонкое кружево с цветочными гирляндами, бантами, голубями. Большое распространение получили рисунки на религиозные сюжеты, часто изображалась мадонна с младенцем. Сложный рисунок для таких кружев создавался профессиональным художником. Шелковое тонкое кружево «блонд» было излюбленным во времена ампира, а кружева, насыщенные цветами и листьями с золотой и серебряной нитями, шли на знаменитую испанскую мантилью.

Нитки для кружев могли быть бумажными, льняными, шерстяными, шелковыми, серебряными, золотыми. В Италии использовали даже нитки из алоэ.

Кружево было плетеное или шитое. Плетеное кружево делали на круглой подушке при помощи коклюшек. Узор, или сколок, клали на подушку, а плетея (кружевница), укрепив концы нитей булавками, втыкала булавки в ближайшие линии пересечения узора и перекидывала коклюшки друг через друга, достигая скрещивания нитей, оплетающих булавки, затем вынимала прежде воткнутые и втыкала их в новые места, следуя узору.

Шитое кружево выполняли иголкой с ниткой. Рисунок наносили на пергамент, кружевница наметывала по линиям рисунка толстую нитку, затем шила орнаменты, заполняла середины, вшивала связки тюля и нашивала рельефные контуры. Ножницами разрезала наметку, соединяющую кружево и пергамент, и работа была готова.

Слово «кружево» на Руси появилось в летописи XIII века. Князь Даниил Галицкий при встрече с венгерским королем (1252) имел на себе «кожух оловира грецкаго и круживы златыми плоскими ошит» (Ипатьевская летопись). В духовной грамоте XV века говорилось о ларце «с костьми, а в нем каймы и круживо...», а в духовной грамоте княгини Юлианы, супруги князя Василия Борисовича Волоцкого (1503) упоминается «сорочка шита червчата, рукава сожены... да круживо на портищо шито золотом да серебром...».

Кружево становится непременной частью приданого. В приданом Гликерии Ивановой Задонской из Вологодской земли перечислены: «телогрея, камка цветная на лисьих лапах, с круживом кованым – цена 10 рублей; да охабень алый... с круживом серебряным кованым – 10 рублей...» (1641) . В документах сговора Мавры Суворовой и Силы Пушкина из Твери (1694) упоминается «шуба камчатая, мех белей, круживо кушащатое с серебром; шуба камчатая луданая, мех лисей, пугвицы канительныя с круживом с серебряным, с золотом; шуба тафтеная желтая, мех белей, с круживом, пугвицы серебряныя, круживо немецкое; шуба тафтяная, струйчатая, алая с круживом...» Кружево было доступно и крестьянству. Так, в сговорной 1612 года крестьянина Марка Скоровского из Вологодской епархии и Милавы Окинфиевой упоминаются «две шапки женских камчатых, лазорева да красная, одна с круживом жемчюжным...». Все эти примеры взяты из замечательной книги Софии Давыдовой «Русское кружево и русские кружевницы» (1892). «Переезжая из одного центра в другой, – писала С. Давыдова в своей книге, – я постоянно имела дело с самими мастерицами; мне приходилось входить в их избы и дома, приглядываться к их обстановке, вслушиваться в их рассказы и воспоминания, изучать их нравы и обычаи – словом, пожить с ними их жизнью». В результате кропотливой исследовательской работы была написана книга с очень ценным приложением – атласом из 77 таблиц с 270 рисунками по истории кружев в России.

Характер русского кружева менялся со временем. Если в описаниях XIII века кружево характеризуется как «плоское», в XV веке – «кожушное», то в XVI веке встречаются самые разнообразные названия: «в кружки», «колесчатое», «немецкое зубчатое», «немецкое золотое с полосами кованными», «низано жемчугом в шахматы», «сожено рясою», «сожено жемчугом» и т. д. Еще позже, в XVII веке, появились описания различных узоров, среди них узор «мелкотравный», «кубы», «кустики», «деревца», «гребешки», «корабль», «бантики», «кулишки». Иногда узор (сколок) кружева придумывался заранее – и это кружево называлось «русское сколочное кружево»; иногда узор повторялся, как в тесьме, а фигуры соединялись сеткой («сцепом») – такое кружево называлось «сцепным»; иногда узор срисовывали с вышивки и повторяли его посредством счета ниток – такую работу называли «численным кружевом».

Кривцова Анастасия Сергеевна
Семинар-практикум для родителей «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

Семинар практикум для родителей

«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ »

Участники семинара : воспитатели и родители .

Цель семинара : раскрыть смысл необходимости внедрения .

Задачи семинара :

1. Познакомить участников семинара -практикума с опытом работы по применению здоровьесберегающих технологий в ДОУ ;

2. Пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в ДОУ;

3. Установить тесную связь воспитателей и родителей в формировании навыков ЗОЖ у детей младшего дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты :

1. Повышена педагогическая грамотность родителей в вопросах здоровьесбережения ;

2. Сформировано ответственное отношение родителей к своему здоровью и здоровью своих детей ;

3. Родители овладели конкретными приёмами оздоровления .

4. Актуализированы детско-родительские отношения посредством проведения оздоровительных мероприятий в условиях семейного воспитания.

Ход семинара:

1. Даём родителям описание видов , их актуальности, а также, как их можно внедрять в образовательный и воспитательный процесс в ДОУ.

2. Проводим анкетирование.

3. Рассказываем какие закаливающие мероприятия мы проводим в группе.

4. Проводим с родителями физминутки , дыхательные гимнастики, зарядки.

6. Отвечаем на вопросы родителей .

7. Раздаем буклеты «В здоровом теле – здоровый дух » .

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

В. А. Сухомлинский

Здоровье человека всегда будет актуальной темой. Его невозможно удержать лекарствами. Есть более действенное средство - движение. Физические упражнения непременно должны войти в образ жизни каждого человека, который думает о том, что нужно сохранять на всю жизнь работоспособность, здоровье и полноценную жизнь .

Дошкольный возраст - это решающий этап в формировании основ психического и физического здоровья детей . Именно в эти годы интенсивно формируются органы и развиваются функциональные системы организма. В последние годы замечена устойчивая тенденция снижения уровня здоровья дошкольников , все больше детей показывают нарушение речевого и психического развития. Это все делает необходимым поиск механизмов, которые бы помогли изменить ситуацию.

Главная задача воспитателей детского сада - подготовить дошкольника к будущей самостоятельной жизни, предоставив ему необходимые условия для получения и закрепления устойчивых навыков, умений, знаний, воспитав в нем необходимые привычки. Но, может ли каждый педагог или просто взрослый человек относиться равнодушно к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников , к его заметному ухудшению? Одним из ответов и выступает востребованность среди педагогов здоровьесберегающих технологий .

Здоровьесберегающие технологии - это :

Организованная совокупность приемов, программ, методов организации процесса образования, которая не причиняет ущерба здоровью детей ;

Качественная характеристика педтехнологий по критерию их действия на здоровье участников педпроцесса;

технологическая база здоровьесберегающей педагогики .

Цель здоровьесберегающей технологии - предоставить каждому дошкольнику высокий уровень здоровья , дав ему необходимый багаж умений, знаний, навыков, которые нужны для здорового образа жизни , заложив в нем культуру здоровья .

Эта цель достигается путем решения многих задач педагогом в ходе своей деятельности. Воспитатели учат детей культуре здоровья , как следует ухаживать за своим телом, т. е. разумному отношению к личному здоровью , безопасному поведению.

Задачи здоровьесберегающих технологий :

1. Объединить усилия родителей и педагогического коллектива для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы , профилактики нарушений осанки и плоскостопия;

2. Обучить воспитанников безопасному поведению в условиях чрезвычайных ситуаций в городе и в природных условиях;

3. Осуществить преемственность между ДОУ и школой посредством физкультурно-оздоровительной работы .

Здоровьесберегающие технологии в целом делятся на 4 группы :

I. Технологии сохранения и стимулирования здоровья дошкольников .

Динамические паузы (физкультминутки, включающие пальчиковую, дыхательную, гимнастику для глаз и артикуляционную гимнастику);

Спортивные и подвижные игры;

Тренажеры, контрастная дорожка.

II. Технологии обучения ЗОЖ .

Физкультурные занятия;

Гимнастика после сна;

Точечный массаж;

Бассейн;

Спортивные праздники, развлечения;

СМИ (ситуативные малые игры - подражательная ролевая имитационная игра) ;

День здоровья .

III. Технологии музыкального воздействия.

Музыкотерапия;

Сказкотерапия.

IV. Технология коррекции поведения .

Педагог, ощущающий себя стражем здоровья детей , который воспитывает культуру здоровья детей и их родителей , сам должен быть здоровым , иметь валеологические знания, не переутомлен работой, уметь оценивать объективно свои недостатки и достоинства, связанные с профессией. Он должен составить план по самокоррекции и начать его осуществлять.

Чтобы реализовать обогащенное физическое развитие и оздоровление детей в ДОУ применяются нетрадиционные приемы.

В каждой группе должен быть оборудован "Уголок здоровья ". В нем должны находиться традиционные пособия (массажеры, массажные коврики, спортивный инвентарь, а также нестандартное оборудование, изготовленное своими руками :

"Сухой аквариум". Он способствует снятию напряжения и усталости, расслабляет мышцы плечевого пояса.

Пробковый коврик. Ходьба по такому коврику делает массаж стоп ног.

Вертушки, султанчики. Необходимы для развития речевого дыхания, чтобы тренировать работу легких, увеличивать их объем.

Массажеры, в том числе самодельные. Известно, что на ладонях рук есть много точек, массажируя которые можно воздействовать на разные точки организма.

Коврики и веревки с узелками. Нужны для массажа ступней ног, который способствует развитию координации движений.

Оздоровительную гимнастику нужно проводить ежедневно после сна, босиком под музыку.

В оздоровительные режимы группы должны входить спектры медико-восстановительных методик :

Гимнастика для глаз (снимает статическое напряжение глазных мышц, улучшает кровообращение) ;

Мимические разминки;

Пальчиковая гимнастика (влияет на развитие мелкой моторики, стимулирует развитие речи, внимания, пространственного мышления, помогает развить быстроту реакции);

Дыхательная гимнастика (укрепляет и развивает грудную клетку) ;

Точечный массаж;

Упражнения и игры для коррекции и профилактики осанки и плоскостопия.

Здоровьесберегающая деятельность формирует в результате у ребенка мотивацию на здоровый образ жизни , полноценное развитие.

Создание условий здоровьесберегающего воспитания дошкольников подразумевает :

Организацию деятельности детей в игровой форме;

Организацию культуротворчества дошкольников;

Построение педагогического процесса в образе модели культуры;

Снабжение деятельности детей игрушками, оборудованием, играми, пособиями.

Эта вся работа должна проводиться комплексно, на протяжении всего дня. В этой работе должны участвовать и педагогические, и медицинские работники : педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель.

Родители - главные воспитатели ребенка. От того, как организован режим дня ребенка, сколько внимания родители уделяют здоровью ребенка , зависит его настроение, психологический комфорт. Здоровый образ жизни ребенка , к которому его приучают в детском саду, может или поддерживать ежедневно дома, и закрепляться, либо не находить поддержку, тогда информация, полученная ребенком, будет для него тягостной и лишней.

Итак, забота о здоровье - одна из самых важных задач каждого человека. Здоровье среди всех благ на Земле - самый ценный дар, который невозможно ничем заменить, но люди о нем не заботятся так, как это необходимо. Важно понимать, что забота о детском здоровье сегодня - это полноценный трудовой потенциал всей нашей страны в ближайшем будущем.

Педагоги, врачи, родители , все хотят, чтобы наши дети учились хорошо, становились с каждым годом сильнее, вырастали и выходили в большую жизнь людьми не просто знающими, но и здоровыми . Ведь здоровье - бесценный дар !

2. Анкета :

1. Часто ли болеет Ваш ребёнок?

а) совсем не болеет

б) редко болеет

в) часто болеет

2. Знаете ли Вы физические показатели, по которым можно следить за

правильным развитием Вашего ребёнка?

в) частично

3. На что, на Ваш взгляд, должны семья и детский сад обращать особое внимание, заботясь о здоровье и физической культуре ребёнка?

а) соблюдение режима

б) полноценный сон

в) достаточное пребывание на свежем воздухе

г) здоровая гигиеническая среда

д) благоприятная психологическая атмосфера

е) физические занятия

ж) закаливающие мероприятия.

4. Какие закаливающие процедуры наиболее приемлемы для Вашего ребёнка?

а) облегчённая форма одежды на прогулке

б) облегчённая одежда в группе

в) обливание ног водой контрастной температуры

г) хождение босиком

д) прогулка в любую погоду

е) полоскание горла водой комнатной температуры

5. Знаете ли Вы, как укреплять здоровье ребёнка ?

б) частично

6. Ваш ребенок занимается физкультурой и спортом?

а) постоянно

в) очень редко

г) не занимается

7. Считаете ли Вы питание своего ребенка вне детского сада рациональным?

б) отчасти

г) затрудняюсь ответить

8. Какой отдых Вы предпочитаете для ребенка?

а) на море

в) в санатории

г) в деревне

д) другое ___

9. Как Ваши дети проводят досуг?

а) у бабушки

б) гуляют во дворе

в) смотрят телевизор

г) с друзьями

10. Откуда Вы получаете знания о здоровом образе жизни ?

а) из специальных книг

б) из средств информации

в) из беседы с ___

г) в детском саду

11. Вы прививаете здоровый образ жизни своим детям?

б) затрудняюсь ответить

12. Если прививаете, то каким образом?

а) с помощью бесед

б) личным примером

в) совместно

13. Нужна ли Вам помощь детского сада?

б) частично

3. В нашей группе мы проводим с детьми следующие закаливающие мероприятия :

Проветривание в группе, приемной и в спальне;

Ежедневная утренняя зарядка;

Дыхательная гимнастика во всех видах деятельности, физминутки, пальчиковые игры;

Физкультурные занятия 3 раза в неделю;

Дневной сон без маек;

Умывание лица и рук под краном (1 мин) ;

Ежедневные прогулки (днем и вечером) ;

Босохождение после дневного сна по ребристой доске и массажным дорожкам.

Гимнастика после сна.

4. Упражнения для родителей , которые мы проводим с деться :

Утренняя гимнастика :

«Как у нашей кошки»

Педагог предлагает детям стать не просто детками, а котятами.

Как у нашей кошки

Подросли ребята,

Подросли ребята,

Пушистые котята.

Спинки выгибают,

(Дети изображают действия котят)

Хвостиком играют.

(горбят спинки и шипят)

А у них на лапках

(стоят на коленях, вытягивают руки вперед)

Острые царапки,

(шевелят пальчиками, сжимают и разжимают кулачки)

Длинные усищи,

Зеленые глазища.

Очень любят умываться,

(Имитируют умывание)

Лапкой ушки почесать

(чешут за ушками)

И животик полизать.

(«лижут» животик)

Улеглись на бочок

(прогибают спинки)

И свернулись в клубок, А потом прогнули спинки Убежали из корзинки.

(разбегаются (бег в течение 30 секунд)

Пальчиковая гимнастика :

«Я хочу построить дом»

Я хочу построить дом,

(Руки над головой «домиком» ).

Чтоб окошко было в нём,

(Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в «окошко» ).

Чтоб у дома дверь была,

(Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями) .

Рядом чтоб сосна росла

(Пальцы растопырены. Руки тянем вверх) .

Чтоб вокруг забор стоял,

(Руки перед собой кольцом, пальцы соединены) .

Пёс ворота охранял.

(Одна рука «пёс» , мизинец отсоединить от других пальцев).

Солнце было,

(Скрестить кисти рук, пальцы растопырены) .

Дождик шёл,

(«Стряхивающие» движения)

И тюльпан в саду расцвёл

(Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх) .

Физминутка :

«Зайка»

Скок-поскок, скок-поскок,

Зайка прыгнул на пенек.

Зайцу холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть,

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочках подтянись,

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-поскок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки.

Движения по тексту стихотворения.

Дыхательная гимнастика :

Вы задаёте вопросы, малыш отвечает.

Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту - ту.

Как машинка гудит? Би – би. Би – би.

Как «дышит» тесто? Пых – пых – пых.

Можно ещё попеть гласные звуки : о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.

Гимнастика для глаз :

Са-са-са – прилетела к нам оса.

(Вытянуть перед собой указательный палец, зафиксировать взгляд на его кончике. Прослеживать движение пальца вправо-влево. Голова неподвижна)

Су-су-су – мы увидели осу.

(Проследить движение пальца вверх-вниз)

Сы-сы-сы – испугались мы осы.

(Описать в воздухе круг и проследить взглядом)

Са-са-са – улетай скорей оса.

(Проследить движение по кругу в другую сторону)

Ай-ай-ай – ты нас больше не кусай.

(Спрятать руки за спину и покачать головой.)

Ой-ой-ой – побежали мы домой. (Мигать глазами.)

Семья, где есть постоянно болеющий малыш, нуждается в особом образе жизни. И речь ни в коем случае не идет о снятии физической нагрузки или уменьшении контактов. В большинстве случаев активная социальная жизнь не только не мешает малышу адаптироваться, но, наоборот, помогает. Даже если все проблемы идут, на первый взгляд, из социума. Посудите сами, чего можно добиться, заперев кроху в четырех стенах? В лучшем случае - потери интереса к общению и неумению выстраивать отношения с людьми в будущем. А в худшем случае можно спровоцировать устойчивые фобии по поводу общения с людьми и ухудшение исходного, и без того непростого, состояния.

В борьбе со статусом ЧБД нет ничего непосильного. Главная трудность заключается в том, чтобы поверить в собственные силы, запастить терпением и начать серьезно и честно использовать советы и рекомендации, о которых речь пойдет дальше.

Рациональный режим дня

В идеале - необходимо придерживаться одному и тому же распорядку дня. Он лежит в основе здорового образа жизни , и каждый врач с удовольствием подпишется под этой рекомендацией. Для детей соблюдение режима дня еще более важно : ведь их психика более тонкая, чувствительная и легкоранимая. Сбалансированный распорядок дня оказывается для нее хорошей палочкой-выручалочкой.

Не придерживаться следующих правил :

Увеличить ночной сон на 1 - 1,5 часа, укладывая ребенка пораньше в постель;

Обязательно ввести дневной сон или отдых в постели (даже если ребенок уже не спит днем, ему нужно выделить час на «лежание» без музыки, мультиков и игрушек);

Увеличить время прогулки на свежем воздухе на 1 час или добавить прогулку перед самым сном, которая, естественно, не должна отличаться шумностью и слишком большой активностью;

Ограничить поездки в общественном транспорте;

Полностью исключить телевизор со «взрослыми» программами и ограничить мультики (до 1-2 в день) ;

Свести к минимуму время, проводимое ребенком за компьютером, игровой приставкой и т. п.

Подобные меры очень хорошо восстанавливают нервную систему.

Также деткам со статусом ЧБД полезны выезды на отдых, однако лучше исключить длительные перелеты и смену климата. В межсезонье и в холодное время года можно совершать кратковременные поездки в загородные пансионаты на выходные. Отдых на природе, свежий воздух пойдут на пользу не только нервной системе малыша и его физическому здоровью , но и здоровью родителей .

Рациональный режим питания

«Мы - то, что мы едим» .

Следите за тем, чтобы ребенок ел ежедневно крупы, молочные и кисломолочные продукты, фрукты и овощи. А вот сладостями можно пожертвовать, заменив их сухофруктами и цукатами.

Не секрет, что ребенка сложно заставить есть полезную пищу, поэтому придумывайте «обманки» , например, можно добавлять измельченные фрукты в творог и каши, а из отварных овощей делать забавные фигурки. Детская еда должна быть не только полезной, но и выглядеть привлекательно. Пожалуй, только так можно заставить ребёнка съесть то, что ему необходимо.

Родителям , чьи дети страдают пищевой аллергией, надо не только придерживаться рекомендованной диеты, но и следить, чтобы стол крохи был по возможности разнообразен. Безусловно, это требует определенных усилий и изобретательности. Однако не жалко никаких стараний, когда видишь, как драгоценное чадо уплетает за обе щеки обед.

Также необходимо с пониманием относиться к рекомендациям врачей. Порой кажется, что они перестраховываются и запрещают слишком многие продукты. Такое щепетильное отношение продиктовано серьезными последствиями употребления не подходящей ребенку еды, которая может сильно ослабить организм и спровоцировать очередное заболевание.

Общеоздоровительные мероприятия - ключ к избавлению от частых болезней

Одной из причин частых заболеваний у малышей является так называемая плохая тренированность систем терморегуляции. В результате чуть меняется погода - ребёнок реагирует на это кашлем.

Мы говорим сейчас о системе закаливания. Процесс закаливания действует сразу на нескольких уровнях, оздоравливая весь организм в целом.

Прежде всего, это контрастный душ. Достаточно легкого, но ощутимого чередования. Начинайте с перепада всего в 1-3 °С. Если ребёнок купается при температуре воды 36-37 °С, то сначала температуру можно понизить до 33 °С. Затем доведите постепенно эту разницу до 8-10 °С. Если у ребенка не возникает негативной реакции, попробуйте достичь разницы в 12 °С. Однако если ваше чадо боится, сжимается, нервничает, остановитесь на комфортной температуре.

Контрастный душ стоит применять в холодное время года днем или вечером, раз в день, в теплое - дважды в день.

Обливание - это тоже водное закаливание. С той лишь разницей, что обливание подразумевает единовременный выплеск большого количества воды.

Вы, наверное, удивитесь, если узнаете, что обливаться, по сути, можно любой водой. Не обязательно ледяной, как все мы привыкли думать. Специалисты по закаливанию утверждают, что смысл обливания в единовременной «встряске» центральной и вегетативной нервной системы.

Обливание обязательно происходит с головы и желательно неожиданно. При этом выливается всегда большой объем воды. Ну, как минимум, большой таз.

В момент резкого выплеска воды человек вольно или невольно восклицает : «Ух!» Это «ух!» и считается целительным. А от температуры воды оно особо не зависит. Мобилизовать и «пробудить» детский организм можно как водой температуры 36 °С, так и 23-26 °С. Ниже температуру воды опускать не стоит.

Массаж - еще один способ активизировать и закалить организм. Если говорить о профессиональном массаже, то его очень полезно проходить курсами всем деткам со статусом ЧБД несколько раз в год. Детям, у которых острые респираторные заболевания часто осложняются бронхитом, врач может назначить специальный массаж грудной клетки.

Что же касается массажа в домашних условиях, то он тоже очень эффективно укрепляет здоровье ребенка , который часто болеет. Например, легкие поглаживания, постукивания и растирания спины и груди (1-2 раза в неделю) обеспечивают постоянный дренаж дыхательных путей.

Сказка на ночь с хорошим концом

Рассказанная ребенку перед сном сказка - это очень мощное средство психологического воздействия, в результате которого малыш усваивает новую информацию. Психологическая работа происходит щадящим образом и не отвлекает кроху от дел, например от засыпания.

Оптимальная манера чтения (или рассказывания) - чуть нараспев, тихим голосом со спокойными интонациями. А вот содержание - особая статья. Оно-то и должно отрабатывать главные проблемы.

Спасибо за внимание!