Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста. Сенсомоторное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста

Завьялова Светлана Витальевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС ОВ "Белочка" г. Тарко – Сале
Населённый пункт: ЯНАО, Пуровский район, г. Тарко – Сале
Наименование материала: Статья
Тема: «Организация сенсомоторного центра, направленная на сенсомоторное развитие и воспитание дошкольников»
Дата публикации: 15.06.2018
Раздел: дошкольное образование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПУРОВСКИЙ РАЙОН

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «БЕЛОЧКА»

Г. ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

«Организация сенсомоторного центра, направленная

на сенсомоторное развитие и воспитание

дошкольников»

Статью для выступления подготовила:

Завьялова Светлана Витальевна –

воспитатель

МБДОУ «ДС ОВ

«Белочка» г. Тарко - Сале

Тема: «Организация сенсомоторного центра, направленная на

сенсомоторное развитие и воспитание дошкольников»

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

Сухомлинский В.А.

В контексте требований ФГОС дошкольного образования развивающая предметно -

пространственная среда, которую мы организуем в детском саду, должна соответствовать

возрастным особенностям детей, быть содержательно – насыщенной, трансформируемой,

полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной и самое главное - пронизана

сенсорными ощущениями.

Дошкольный период - это один из важных критических периодов развития,

характеризующийся

высокими

психофизиологического

созревания. Малыш

появляется

сформировавшимися

органами

способными к активному функционированию; умению пользоваться своими ощущениями

он должен научиться. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и

других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он

знакомится с произведениями искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Малыша

окружает

сенсорными

признаками

многоцветием,

запахами,

шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или

иначе, всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного

педагогического

руководства

взрослых,

оказывается

поверхностным, неполноценным. Полноценное сенсомоторное развитие осуществляется

только в процессе воспитания.

Сенсомоторное

развитие

дошкольника

развитие

восприятия

формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,

положении в пространстве, а также запахе, вкусе и развитие моторной сферы.

Сенсомоторное

развитие

составляет

фундамент

умственного

развития

дошкольника.

С восприятия

предметов

окружающего

начинается

познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся

восприятия,

являются

результатом

переработки.

нормальное

умственное

развитие

невозможно

полноценное

восприятие. Сенсомоторное

развитие

является

планомерного развития и воспитания дошкольников.

Психологиче ская

и практика

(В. Н. Аване сова,

Э. Г. Пилюгина,

Н. Н. Поддьяков, А. П. Усова, А. В. Запорожец, и др.) убедительно доказали, что знания,

получаемые

словесным

и неподкрепленные

чувственным

неотчетливы и непрочны, порой весьма фантастичны, а это означает, что нормальное

умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Выдающие зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М.

Монтессори, О. Декорли), а также известные представители отечественной дошкольной

справедливо

сенсомоторное

воспитание,

направленное

обеспечение

полноценного сенсомоторного развития, является одной из основных сторон дошкольного

воспитания.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного

развития ребёнка, с другой – имеет самостоятельное значение, так как полноценное

восприятие необходимо для успешного обучения ребёнка в детском саду, в школе, и для

многих видов труда.

Сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные

педагогические

воздействия,

обеспечивающие

формирование

чувственного

познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений

ознакомление

сенсорной

культурой

человека.

Проблема

сенсорного

развития

признается приоритетной и имеет первостепенное значение в развитии ребенка.

Ребёнок открыт всему миру. Известно, что он усваивает огромный объём информации.

«От пятилетнего возраста до меня один шаг, а от новорожденного до пяти огромное

расстояние», - писал Л. Н. Толстой. Путь дошкольника очень ответственный: он трудный и

радостный, он приносит много разных встреч и открытий. Чем больше дети познают, тем

богаче будет их сенсорный опыт, тем легче и проще им будет развивать моторику, и всё это

позволит легче учиться.

Что же такое моторика?

Моторика, в

п е р е в од е

л ат и н с ко го

д в и ж е н и е.

Р а з л и ч а ю т

– крупную

моторику и мелкую моторику.

Крупная моторика – это совокупность действий для выполнения какой-либо задачи. Бег,

ползание, прыжки, ходьба, наклоны и т.д. – все это относится к крупной моторике. Если,

например, перед ребенком стоит задача – поднять упавшую игрушку. Он сначала подойдет

к ней, наклонится, протянет руку, возьмет игрушку, выпрямится – вот сколько действий

ребенок сделает, что бы игрушка очутилась у него в руках. Все эти действия относятся к

крупной моторике. Крупная моторика это основа, вначале ребенок осваивает крупную

моторику, а потом к ней постепенно добавляются навыки мелкой моторики.

Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять

более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы. Застегивание

пуговиц, завязывание узелков, игра на музыкальных инструментах, рисование, вырезание

– это все мелкая моторика. Мелкая моторика развивает творческие способности у ребенка.

Сенсомоторика (от лат. sensus – чувство, ощущение и motor – двигатель) - это

взаимокоординация

сенсорных

моторных

компонентов

деятельности:

получение

сенсорной информации приводит к запуску тех или иных движений, а те, в свою очередь,

служат для регуляции, контроля или коррекции сенсорной информации.

Сенсомоторика - это умение управлять движением и эмоциями, это согласованность

глаз и движения, согласованность слуха и движения. Чтобы взять предмет одной рукой,

ребенок должен быть уже «моторно готовым» к этому. Если он не может схватить предмет,

то не сможет и ощутить его. Только при бимануальном (двумя руками) ощупывании

предмета происходит его пространственное изучение. Развитие моторики обеспечивает

развитие других систем. Для того чтобы эффективно определять форму, объем и размер

предмета, ребенок должен иметь хорошо развитые скоординированные движения мышц

обеих рук, мышц глаз и мышц шеи. Таким образом, три группы мышц обеспечивают

функцию восприятия.

Данные факты позволяют вести речь о единении процессов сенсорного

и психомоторного развития детей

Целью создания развивающей предметно - пространственной среды является развитие

всех видов восприятия, перцептивных действий, внимания, логического и наглядно -

образного мышления; формирование навыков общения со сверстниками; создание условий

реализации

речевого,

психического

развития

эмоционально

положительного отношения к предметам и действиям с ними.

Сенсомоторное развитие предполагает обогащение чувственного опыта ребенка

через совершенствование работы всех видов анализаторов, поэтому посредством каждого

группового

пространства

необходимо

формировать,

развивать

совершенствовать:

зрительное восприятие;

тактильно - двигательное восприятие;

слуховое восприятие;

восприятие пространственно - временных отношений;

восприятие

внутренних

предметов

развитие

осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;

мелкую и общую моторику, графомоторные навыки.

Сенсомоторное развитие дошкольника должно охватывать все многообразие

сенсорных характеристик окружающего мира и осуществляться на полисенсорной основе,

когда происходит использование одновременно двух или более органов чувств.

Становление сенсомоторного опыта ребенка успешно осуществляется:

повседневных

деятельности

выполнения

режимных

моментов;

участия в художественных видах деятельности;

спортивных

подвижных

соревнованиях,

музыкально

спортивных

развлечениях, досугах детей;

в познавательно - игровой деятельности ребенка, направленной на систематизацию,

уточнение умений, расширение области их применения и преобразования.

несомненно, способствует развитию восприятия и мелкой моторики:

рисование пальцами, кистью, кусочком ваты и т.д.;

лепка из глины, пластилина, теста, игры с водой, песком;

игры с мозаикой, конструктором, пазлами, разрезными картинками;

застёгивание и расстегивание пуговиц, крючков, молний, шнурков;

всевозможные шнуровки, нанизывание колец на тесьму, бус на леску;

вырезание, аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга),

макраме, конструирование из бумаги;

сортировка

предметов

(камушки,

пуговицы,

ракушки), игры с массажными мячами, игровой самомассаж и т.д.

Организация сенсомоторного центра в группах детского сада

Современный

испытывает

недостаток

тактильных,

слуховых,

обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко.

Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами – главное

назначение

сенсомоторного

создаваемого

дошкольных

учреждениях.

Функции сенсомоторного центра в ДОУ

Сенсомоторный центр предназначен главным образом:

Для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.);

Развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;

Снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния

релаксации и комфортного самочувствия детей;

Создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности

Активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);

Повышения

мотивации

самостоятельной

экспериментальной

деятельности

дошкольников.

Этапы организации сенсомоторного центра

При организации сенсомоторного центра в первую очередь необходимо выбрать место его

расположения в групповом помещении. Оно должно быть удобным для доступа детей.

концепции

оформления.

Дизайн центра должен соответствовать и дополнять общее оформление группы. Можно

оформить

следующим

«Волшебный

сундучок»,

«Таинственный

«Сказочный остров», «Развивай-ка», «Веселые пальчики»,

Особое место следует уделить подбору сенсомоторных объектов для центра. Они должны

быть безопасными для жизни и здоровья ребенка. Центр должен содержать постоянные и

дополнительные

вносятся

зависимости

потребности

С енсомоторный

использует ся

в о с п и т а т е л ь н о -

образовательном

процессе

организованной

непосредственно

образовательной

деятельности

воспитателями

педагогами

дополнительного

образования,

самостоятельной игровой, поисково-экспериментальной деятельности детей.

Сенсомоторное развитие ребенка

Одним из показателей полноценного развития ребенка является уровень развития

мелкой моторики. Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация

движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Движения

развивающее

воздействие.

наделены

количеством

рецепторов,

посылают

импульсы

(сигналы) в центральную нервную систему (головной мозг) и улучшают деятельность

важнейших систем организма.

Влияние ручных действий на развитие мозга было известно с давних времен.

Упражнения с каменными и металлическими шарами, грецкими орехами, шестигранными

карандашами оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Такие

упражнения

улучшают

умственные

способности,

устраняют

эмоциональное

напряжение, развивают координацию движений, улучшают почерк, снижают усталость,

повышают работоспособность. Они способны улучшить произношение многих звуков, а

значит, развивать речь ребенка. Исследования доктора медицинских наук М.М.Кольцовой

показали взаимосвязь между степенью развития тонкой моторики кистей рук и уровнем

развития речи у детей.

Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет

логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Сегодня отмечаются тенденции ухудшения развития мелкой моторики у дошкольников.

Дети, имеющие низкий уровень развития мелкой моторики, испытывают трудности в

обучении, они медлительны, тонкие дифференцированные движения

трудом, графические навыки формируются более длительное время, переключаемость и

последовательность движений нарушены.

Основные принципы организации сенсомоторного центра

Доступность;

Безопасность;

Креативность;

Разнообразие объектов.

Система работы по развитию мелкой моторики у дошкольников

Работа состоит из нескольких этапов.

Подготовительный

этап

включает

изучение

литературы

проблеме,

упражнений по моторному развитию детей в соответствии с возрастом, знакомство и

практическую отработку с педагогами приемов и упражнений развития мелкой моторики,

пополнение

инструментария

воспитателей

педагогов

дополнительного

образования

информационными и дидактическими материалами.

2 . Диагностический этап – включает:

Проведение диагностики мелкой моторики по возрастам (3-6лет) по методике Н.О.

Озерецкого и тест зрительно-моторной координации Бендера (6-7лет);

Определение

развития

моторики

обследования;

Проведение анализа диагностики по возрастным группам;

Подготовку

развитию

моторики детей.

3. Этап апробации – содержит практические мероприятия по развитиюмелкой моторики

воспитанников и включает в себя:

пальчики»

участием

участников

воспитательно-

образовательного

процесса

(воспитателей,

педагогов

дополнительного

образования,

родителей, детей);

«Сенсомоторный

созданию

возрастной

сенсомоторного центра с определением места и авторской концепции оформления центра,

с учетом существующих сенсорных систем.

Оформление

возрастной

практических

материалов

пальчики»

подбором

упражнений

развития

моторики

координации

движений пальцев рук.

4. Этап анализа – включает анализ проведенной работы – методической, диагностической,

практической.

Зрение:

Светящиеся шнуры, всевозможные необычные лампы, дающие отсветы, любые

приспособления с интересными световыми эффектами.

Картинки-иллюзии (крутящиеся спирали, объемные изображения).

Цветовые пятна-кляксы различной формы.

Разноцветные полупрозрачные шарфы.

Картинки-штриховки (на картинке основной контур заштрихован).

Картинки-прятки (на картинке «спрятаны» предметы, ребенок должен их найти).

Разноцветные песочные часы, переливающиеся капельки, «вечные двигатели».

Слух:

Кассеты и диски со звуками: крики домашних животных и птиц, животных жарких

стран, звуки транспорта, звуки природы (крики дельфинов, кваканье лягушек, стрекотание

кузнечиков), звуки воды (водопады, ручейки, море, дождь и т.д.), звуки грозы, шелест

листьев и т.д.

Приспособления для создания звуков: шуршалки, гремелки, свистульки, необычные

музыкальные инструменты, любые приспособления, издающие интересные звуки.

Осязание:

Кусочки меха, шелка, шкурки, бархатной бумаги – различные материалы с разной

фактурой.

Предметы для создания холодного и горячего (грелка, формочки для льда).

Выпуклые буквы, цифры.

Разные по форме мелкие предметы.

Различные крупы в мешочках, подносы для круп, баночки.

Обоняние:

Различные аромомасла с подробным описанием их влияния на организм.

Приспособления для создания запаха (аромолампы и т.д.)

Разнообразные бутылочки, баночки для сохранения запаха.

Естественные природные запахи (кофе, мята, апельсиновые корки)в разнообразных

емкостях.

Вкус:

Стаканчики, формочки, тарелочки, подносы, шпажки ярких интересных раскрасок

для подачи детям различных вкусов.

Лимоны, бананы, леденцы, чеснок (по необходимости, для конкретных занятий).

Примерный перечень материалов для развития мелкой моторики:

Природный

материал: горох, орехи, фасоль, каштаны, крупа, шишки, камни,

пальчикового

бассейна,

творческих

выкладывания

пластилине, нанизывания и т.д.)

Бытовые

материалы: шестигранные карандаши, веревки, прищепки, катушки,

шнурки, пуговицы, липучки, платки, шарфы и т.д.)

Дидактические

игры

материалы: объемные

плоскостные

геометрические

игрушки-вкладыши,

различные

шнуровки,

конструкторы.

Игра – универсальный способ воспитания и обучения маленького ребёнка. Она

приносит в жизнь ребёнка радость, интерес, уверенность в себе и своих возможностях.

Почему акцент в выборе игр для детей стоит делать на сенсорные и моторные игры?

Сенсомоторный

является

дальнейшего

развития

психических функций: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи.

Классификация игр, необходимых для развития детей дошкольного возраста:

Сенсорные игры. Эти игры дают опыт работы с самыми разнообразными материалами:

песком, глиной, бумагой. Они способствуют развитию сенсорной системы: зрения, вкуса,

обоняния, слуха, температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой,

должны работать, а для этого им необходима «пища».

Моторные игры (бег, прыжки, лазание). Не всем родителям нравится, когда ребенок бегает

по квартире, залезает на высокие предметы. Безусловно, прежде всего, надо подумать о

безопасности ребенка, но не стоит запрещать ему активно двигаться.

Таким

образом,

сенсорное

развитие

осуществлять

единстве

психомоторным

развитием. Сенсорные функции развиваются в тесной взаимосвязи с

двигательными навыками, формируя целостную интегративную деятельность - сенсорно-

моторное поведение, лежащее в основе развития интеллектуальной деятельности и речи.

Сенсомоторное

воспитание

необходимые

предпосылки

формирования

психических

умелости,

первостепенное

значение

возможности дальнейшего обучения.

Литература

Каралашвили

Антоненкова

Малаховой

“Организация

сенсомоторного уголка в группе детского сада” - “Справочник старшего воспитателя” №

Никитина Е. “Сенсорные уголки для диагностики” - “Обруч” № 2 – 2006.

Сольцева О.Г. “Наши помощники – органы чувств” - “Ребенок в детском саду” № 3-

Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. – М.; Мозаика-Синтез,

2009. – 72 с.

Венгер Л.А, Пилюгина Е.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для

воспитателей детского сада.- М.: Просвещение, 1998 .- 144 с.

Рогов Е.И. Общая психология. - М.: Владос, 2002.

Поддъякова Н.Н., Аванесова В.Н. Сенсорное воспитание в детском саду. Пособие

для воспитателей. – М.: Просвещение, 2001. – 192 с.

Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия

цвета, формы, величины у детей раннего возраста. -М.: Просвещение, 1996. – 112 с.

Краснощёкова Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до

младшего школьного возраста. Игры, упражнения, тесты.- Ростов н/Д: Феникс, 2007.

Гризик Т.И. Ловкие пальчики.- М: Просвещение, 2007.- 54 с.

На современном этапе проблемы сенсомоторного развития дошкольников широко обсуждаются в педагогической практике. Сенсомоторные способности развиваются у ребенка параллельно с физическим и умственным развитием, служат показателем его социального развития.

Сенсомоторное развитие дошкольника предполагает развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, а также развитие моторных навыков. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Сенсомоторное развитие – это база умственного развития, поскольку познание начинается именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира.

Одним из важнейших направлений умственного развития дошкольников и залогом успешной подготовки ребенка к школьному обучению является формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи. Однако, процесс развития речи дошкольника весьма сложен, неоднозначен и зависит от многих факторов. В числе таковых выделяется уровень развития сенсомоторных навыков у ребенка-дошкольника.

Почему же так важно развивать сенсорику и мелкую моторику еще в дошкольном возрасте?

Известно, что развитие мелкой моторики стимулирует развитие речи. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи ребенка и его мышления. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребенок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык? Первой формой общений первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция звуков, слогов, все последующие совершенствования речевых реакций стоят в прямой зависимости от степени развития движений пальцев. Опытным путем доказано, что наиболее высокие результатыв работе над развитием речи достигаются именно у тех детей, мелкая моторика которых достаточно хорошо развита и соответствует возрастной норме.

Развитие мелкой моторики неразрывно связано с развитием сенсорных процессов, и наиболее ярко это проявляется в детской игре. Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, поэтому важно стимулировать умственное развитие детей, организуя различные игры на развитие сенсомоторных навыков. При этом необходимо позаботиться о том, чтобы эти игры были лишены монотонности, а наоборот, стали увлекательным занятием для малышей. Мы предлагаем вниманию читателей несколько наиболее интересных игр, направленных на развитие сенсорики и мелкой моторики у дошкольников разного возраста. При освоении образовательных областей игры можно организовать в различных видах деятельности.

Приклей-ка.

Для игры понадобится пленка-самоклейка различных цветов. Можно сделать заготовки в виде геометрических фигур, облаков и др. Для основания – плотная полиэтиленовая пленка. Игру можно проводить в свободной деятельности детей с задачей: “приклей – отклей”, а можно организовать в ходе продуктивной деятельности (аппликация) при освоении образовательной области “Художественное творчество”.

Для игры готовим непрозрачные емкости одного размера и цвета с плотными крышками. Это могут быть бутылочки или коробочки. В емкости насыпаем различный “материал”: крупа, горох, монетки, стружка, металлические шарики или гвоздики. Воспитатель выбирает любую шумелку, встряхивает ее. Задача для ребенка – найти такую же шумелку, как у воспитателя.

Разноцветные стаканчики (мыльницы, тарелки).

Пластиковые разноцветные стаканчики можно широко использовать в разных видах деятельности. Например, сжать стаканчик и послушать, как он хрустит, или построить пирамидку. Незаменимы они и при развитии пространственного мышления при освоении предлогов. Задания могут быть такими:
– построим мостик через речку,
– загоним машину в гараж,
– построим домики для зверюшек.

1. Помоги Золушке разложить семена (“Чтение художественной литературы”).

Материал: горох, бобы или фасоль.

Ход игры: смешать все семена, предложить ребенку разложить семена по отдельным ячейкам (можно использовать пластиковые контейнеры для яиц).

3. Фрукты на веревочке (Коммуникация”).

Материал: яблоки, груши, бананы, ножницы, веревка

Ход игры: на веревке привязаны фрукты. Ребенку завязывают глаза. Он должен подойти к веревке, срезать фрукт ножницами, угадать его на ощупь и описать.

4. Картина (техника – ниткопись) (“Художественное творчество”).

Материал: заготовка из цветного картона с контуром рисунка, цветные шерстяные нитки из распущенных клочков (волнообразные или “кудрявые”), клей, кисточка, салфетка.

Ход игры: ребенок выбирает нитки нужных цветов для своего рисунка, наносит клей с помощью кисточки на картон по контуру рисунка и аккуратно кладет нитки, не натягивая их. Промокает салфеткой весь рисунок. Получается “живая”, теплая картинка.

5. Попади в цель (“Физическая культура”, “Здоровье”)

Материал: мячики или мешочки с песком, мишень.

Ход игры: дети по очереди бросают мячик в цель.

Информационные источники.

  1. Магид С.М., Тунина Е.Г. Игры из тайничка. – Спб.: Паритет, 2007.
  2. Степанова М.А. Система работы по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук детей // Логопед. – № 7. – 2009.
  3. 7ya.ru – Пономаренко Анна. Развивающие игры для дошкольников. Игры для развития мелкой моторики.
  4. club-edu.tambov.ru/vjpusk/vjp066/rabot…index.htm – Косенкова Оксана. Развитие мелкой моторики.

Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста.

Младенческий возраст.

У грудного ребенка в начальном периоде жизни моторика является первым и единственным аспектом развития, который доступен объективному наблюдению. Нормальное развитие моторики свидетельствует о нормальном развитии ребенка. В младенческом возрасте зрение и слух опережают развитие руки. Сохранность слуха и зрения является важнейшей предпосылкой для нормального развития речи. Это связано с тем, что речь ребенка правильно формируется только тогда, когда развивающаяся вторая сигнальная система постоянно поддерживается импульсами первой сигнальной системы, которая отражает объективную реальность (Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В Чиркина). Первая сигнальная система обладает сигналами, образующими чувствами.

При помощи слуха ребенок овладевает умением подчинять деятельность своего артикуляционного аппарата сигналам, которые поступают от слухового анализатора. При помощи слуха ребенок учится понимать речь окружающих, подражать ей и контролировать свое произношение. Зрение также играет важную роль в овладении речью - ребенок внимательно наблюдает за движениями губ и языка разговаривающих с ним людей. Он повторяет эти движения, подражает им. Таким образом, совместная работа зрительного, слухового, речедвигательного и двигательного анализаторов является основой для развития речи.

В младенчестве у ребенка складывается акт рассматривания предмета, формируется хватание, приводя к развитию руки, как органа осязания и органа движения. В это возрасте устанавливаются зрительно-двигательные координации, что способствует переходу к манипулированию, в котором зрение управляет движением руки, а также дифференцированные взаимосвязи между зрительным восприятием предмета, действием с ним и его называнием взрослым.

Именно в этот период двигательное развитие наиболее интенсивно, что обусловлено высоким темпом созревания мозга. Если ребенок развивается нормально, то в возрасте одного - трех месяцев он фиксирует взгляд на предмете, поворачивает голову к яркому предмету, удерживает вложенную в руку погремушку. С 3–4 месяцев ребенок тянется к яркой игрушке, хватает ее рукой и таким путем (тактильно-двигательным) знакомится с формой и фактурой предметов.

В 4-5 месяцев хватание предметов приобретает выработанный, то есть условно-рефлекторный характер, и совершается с наложением на предметы всех пальцев и ладони.

В возрасте шести-восьми месяцев у ребенка развивается "единое" поле зрения и действия. Глаз направляет движение руки, ребенок может брать двумя руками, перекладывать предмет из руки в руку. Еще преобладает хватание ладонного типа, однако все более координированное. Схватывание предметов еще напоминает плоскогубцы. Схватив предмет, ребенок разглядывает его (осваивает глазами). Он активно стучит, размахивает, бросает игрушки, перекладывает их из одной руки в другую. Руки соединяются по средней линии. Ребенок играет руками и ногами; он трогает предметы и учится различать приятные материалы и поверхности от неприятных, при этом он проявляет удовольствие или неудовольствие. Только на 9-м месяце ребенок начинает брать предметы пальцами. В девять - восемнадцать месяцев ребенок узнает предмет на расстоянии. В захватывании предмета участвует большой палец и конечные фаланги других, а на 11- 12-м месяце появляются первые попытки пользоваться предметами по их назначению: пить из чашки, зачерпывать кашу ложкой, расчесывать волосы расческой и т. д. Большую роль в овладении двигательными функциями играет подражание, которое выражается в повторении собственных движений, повторении знакомых движений взрослого и в повторении новых движений. Повторение собственных движений заключается в том, что ребенок вертит и рассматривает перед лицом ладонью одной руки, затем другой. На следующем этапе развития ребенок с удовольствием имитирует заученные ранее движения, если взрослый показывает их. К концу первого года жизни малыш внимательно следит за действиями взрослого. Они являются для него новыми и после наблюдения за ними ребенок начинает их повторить. Сначала эти движения у ребенка неточны, он часто промахивается, но затем эти движения становятся все более координированными. При этом к полутора годам эти движения становятся настолько точными, что близки к движениям взрослого.

В раннем детстве восприятие и зрительно-двигательные действия, остаются очень несовершенными. У ребенка начинает складывается новый тип внешних ориентировочных действий (примеривание), а позднее и зрительное соотнесение предметов по их признакам; возникает представление о свойствах предметов. При этом освоение свойств предметов определяется их значимостью в практической деятельности. Так, у детей уже примерно с 11 месяца жизни появляются функциональные действия, отличающиеся от манипулятивных тем, что они выражают социальную сущность предмета, определяют его назначение. Дети начинают целенаправленно использовать предметы, например, катают машинку, угощают куклу чаем. В этот период совершенствуются действия рук, а также ранее выработанные действия, обобщение и перенос их на новые объекты.

Ранний возраст.

В 1 год 1 мес. - 1 год 3 мес. у ребенка активизируется кончик большого, а потом и указательного пальца. Далее наблюдается интенсивное развитие тонких движений всех пальцев, которое продолжается на протяжении всего раннего детства. Начинается противопоставление большого пальца другим, после чего движения остальных пальцев становятся более свободными.

По данным Е.М. Мастюковой, которая описала возрастные особенности развития тонкой моторики рук и зрительно-моторной координации, на втором году жизни ребенок может удерживать два предмета в одной руке, держит чашку, поднимает ее и пьет. Начинает воздействовать одним предметом на другой, чертит карандашом штрихи и "каракули", повторяет изображение нескольких горизонтальных, вертикальных и округлых линий . Переворачивает страницы книги, ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков.

На третьем году жизни при нормальном развитии ребенок открывает крышки, пользуется ножницами, может крутить пальцем диск телефона, Он удерживает карандаш пальцами, копирует отдельные геометрические формы, рисует черточки, красит пальцем и нанизывает бусы. Собирает и строит постройки из 9 кубиков. Ребенок продолжает брать двумя руками, но с выделением преобладающей руки. Преобладающая рука часто меняется.

Рисуя, дети в этом возрасте часто стараются копировать движения взрослых или опираются на «память руки». Зрительный контроль за движениями не играет особой роли. Постепенно происходит межсенсорная интеграция кинестетических ощущений во время рисования и зрительных образов, воспринимаемых при этом. Рука как бы учит глаз.

Дошкольный возраст.

С.М. Вайнерман, А.С. Большов считают, что «…наиболее значимым в предметно-практической деятельности детей 3-4 лет является сенсомоторное развитие на уровне сенсорной и моторной стимуляции. Еще не зрелые анализаторные системы требуют моторного обеспечения и, наоборот, для обеспечения целенаправленного движения требуется сенсорная поддержка. А у детей 4-5 лет наиболее значима сенсорная интеграция (координация), обработка более тонко дифференцированных движений под контролем системы восприятия. В 5-6 лет ведущим считается психосенсомоторное развитие, обогащение функционального восприятия психосоциальным опытом и эмоциями».

В дошкольные возрасте наиболее быстро развивается способность совершать движения телом большой амплитуды (крупная моторика). Развитие же способности совершать точные движения малой амплитуды (мелкая моторика) происходит медленнее, так как в центральной нервной системе ребенка еще продолжается процесс миелинизации. К тонкомоторным движениям можно отнести пользование вилкой и ложкой, письмо, нанизывание бусинок на нитку, вдевание нитки в иголку, отщипывание бумаги или пластилина и т.д.

В дошкольном возрасте сенсомоторные функции рассматриваются в качестве особой познавательной деятельности, имеющей свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Игровое манипулирование сменяется действиями обследования предмета и превращается в целенаправленное его опробование для уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом.

Наиболее значимым в предметно-практической деятельности 3-4-летних детей является сенсомоторное развитие на уровне сенсорной и моторной стимуляции. Еще незрелые анализаторные системы требуют моторного обеспечения и, наоборот, для обеспечения целенаправленного движения требуется сенсорная поддержка.

В три – четыре года может копировать формы (например, крест), обводит по конурам, собирает и строит постройки из девяти кубиков.Хватает катящийся к нему мяч.

В четыре-пять лет ребенок уже закрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы. Рисует простой дом (квадрат и диагонали). Рисует человека от двух до трех частей его тела. Копирует квадрат. Строит постройки более чем из девяти кубиков, складывает бумагу более чем один раз, определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина (от 2 до 3 частей), шнурует ботики.

В 5-6 лет ведущим считается психосенсомоторное развитие , обогащение функционального восприятия психосоциальным опытом и эмоциями, развитие умения выполнять мелкие движения с предметами.

К старшему дошкольному возрасту обследование приобретает характер экспериментирования, обследовательских действий, последовательность которых определяется не внешними впечатлениями ребенка, а поставленной перед ними задачей, меняется характер ориентировочно-исследовательской деятельности. От внешних практических манипуляций с предметом дети переходят к ознакомлению с предметом на основе зрения и осязания.

В пять-шесть лет ребенок может аккуратно раскрасить картинки, пишет буквы и числа. Дополняет недостающие детали к карте. Бьет молотком по гвоздю, воспроизводит геометрические фигуры по образцу.

К возрасту 6–8 лет формируется достаточно совершенная система межсенсорной интеграции . С этого момента зрительно-моторная координация начинает занимать ведущее место в регуляции графомоторных движений и в формировании соответствующих навыков.

Таким образом, сенсомоторное развитие происходит в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служат показателем его общественного развития.


Подготовила статью: воспитатель ясельной группы МДОУ «Црр д/с №153» Шклярова Елена Николаевн

Сенсомоторика состоит из двух слов (sensus – чувство, ощущение и motor – двигатель.)

Ребёнок начинает познавать мир с самого раннего возраста, сначала с помощью ощущений. Его жизнь окружает разнообразие звуков, красок, форм. И чем больше развито сенсорное восприятие, тем эффективнее происходит развитие ребёнка.

Ребёнок растёт, начинает двигаться: ползать, ходить, бегать, и теперь уже крупная и мелкая моторика помогает ему познавать окружающий мир.

Сенсомоторное развитие в младенческом возрасте, его особенности:

  1. Складывается акт рассматривания предметов;
  2. Формируется хватание, приводя к развитию руки, как органа движения;
  3. Устанавливаются зрительно-двигательные координации;
  4. Устанавливаются дифференцированные взаимосвязи между восприятием предмета, действием с ним и его называнием.

Сенсомоторика – это умение управлять движением и эмоциями, это согласованность глаз и движения, согласованность слуха и движения.

Сенсомоторика работает на уровне рефлексов. Показательный пример: мы идём по улице, глаза увидели препятствие: лужу, камень, … мы или останавливаемся, или делаем движение в сторону. Сработало сенсомоторное восприятие.

Ещё пример: мы услышали громкий звук, я не знаю, как именно отреагируете вы, но какие-то изменения в вашем движении будут, вы либо остановитесь, либо ускорите движение, либо посмотрите в сторону откуда доносится звук.

Или вот ещё пример: рисуем пейзаж – при помощи руки на лист переносим то, что видят глаза. (взаимодействия зрения и движения руки и пальцев)

Теперь мы имеем представление насколько важно развивать у ребёнка сенсомоторные качества. Уровень речевого развития играет существенную роль в развитии восприятия. В дошкольном возрасте активно совершенствуется двигательная активность. Движения становятся координированными, ловкими, уверенными, что значительно расширяет круг практической деятельности дошкольника.

Выдающиеся учёные в области дошкольной педагогики и психологии (А. В. Запорожец, А. П. Усова, Е. Т. Тихеева, Н. П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное развитие, с одной стороны, является фундаментом общего умственного развития ребёнка, с другой – имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребёнка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

Ребёнок открыт всему миру. Он постоянно ощупывает предметы, манипулирует, играет с ними, сравнивает эти предметы зрительно, слушает, как называют эти предметы взрослые, воспринимает названия тех или иных вещей и их качества. Ребенок утончает свои чувства, развивает общую и пальчиковую моторику, тем самым развивает разум. Благодаря контакту с окружением и собственным исследованием, ребенок формирует запас понятий, которыми может оперировать его интеллект. Начиная с упражнений - сенсомоторики, ребенок движется к развитию речи, интеллекта. Известно, что он усваивает огромный объём информации. Путь дошкольника очень ответственный: он трудный и радостный, он приносит много разных встреч и открытий. Чем больше дети познают, тем богаче будет их сенсорный опыт, тем легче и проще им будет развивать моторику.

Чтобы взять предмет одной рукой, малыш должен быть подготовлен к этому. Если он не может схватить этот предмет, то не сможет и ощутить его. Значит, если мы научим руки ребёнка быть ловкими и умелыми, то он сможет многое познать с их помощью. И чем раньше мы дадим в его руки новое, неизученное, тем быстрее они станут умелыми. Всё это, безусловно, облегчает развитие и обучение детей. Важно, чтобы окружающий мир был обогащён развивающей средой: разработаны игрушки, игровые пособия, стимулирующие зрительные, тактильные, обонятельные ощущения. Учитывается сила цвета: при грамотно подобранной цветовой гамме снижается напряжение, оптимизируется эмоциональный настрой.

Как можно открыть перед малышом мир, в который он пришёл, помочь не потеряться в нём, воспринять добро, красоту с трепетом и улыбкой – это то, что волнует педагогов. Важно, чтобы, вкладывая в руки малыша кусочек глины или выбирая для него формат бумаги, знакомя его с мягкой игрушкой или интересной книгой, мы не только пользовались интуицией и богатым педагогическом опытом, но и руководствовались знаниями по возрастной физиологии.

В раннем возрасте основной формой общения ребёнка со взрослым должны стать действия с предметами.

Дети младшего дошкольного возраста должны уметь застёгивать и расстёгивать пуговицы, зашнуровывать и расшнуровывать обувь, завязывать шарф. Кроме того, они должны уметь завязывать и развязывать узелки, подбирать крышки по величине и по цвету, уметь пользоваться прищепкой, выполнять задания на развитие мускулатуры пальцев рук, подбирать колпачки к фломастеру по цвету, нанизывать колечки на леску по цвету и по величине, выкладывать изображения из пуговиц, мозаики, спичек (5-8 штук) , из семян на пластилиновой основе и т. д.

Для детей, имеющих отклонения в развитии, - отмечал Л. С. Выготский, - необходимо создание обходных путей. Необходимо подбирать комплекс игр-занятий, которые помогают думать, запоминать, чувствовать. Ребёнок должен сам заниматься поиском решения задачи.

Вот примерные игры по познавательному развитию детей:

  • «Угадай-ка» - создание проблемной ситуации.
  • «Подумай-ка» - дискуссия, обсуждение, ведущие к «открытию» нового знания.
  • «Узнавай-ка» - решение проблемы самими детьми, формирование поисковых способов ориентировки при выполнении задания.
  • «Делай-ка» - знакомство с алгоритмом действий, общепринятой терминологией.
  • «Запоминай-ка» - проговаривание вслух установленных алгоритмом действий.
  • «Упражняй-ка» - тренировочные упражнения.

Так же существуют игры-упражнения, в начале которых малыш уже видит положительную оценку своей деятельности – «маленький приз» , но получить его сможет тогда, когда разрешит очередную проблемную ситуацию. Такие игры - занятия лучше проводить индивидуально либо подгруппой из 2-3 человек.

Игра: «Найди машинку» - развитие тактильных ощущений. Малышу предлагают поиграть с крупой, которая находится в банке. В крупе ребёнок находит машинку, с которой ему также предлагают поиграть.

Упражнения с шариком (Фридриха Фрёбеля) Развитие зрительного внимания и стимуляция активных и направленных движений кистей рук («Туда-сюда» , «Вверх-вниз» , «Скок-скок» , «Спрячь в ладошку» , «Спрячь в коробочку» ) . Упражнения выполняются как правой, так и левой рукой.

Ручная моторика тесно связана с речевым, психологическим и личностным развитием ребёнка. Одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка является дидактическая игра. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: обучающую, которую преследует взрослый, и игровую, ради которой действует ребёнок. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально-положительного отношения детей к заданию, что очень важно при развитии ручной моторики у дошкольников.

Игра «Весёлые крышки»

Цели:

  • учить детей производить откручивание и закручивание крышек разного диаметра, зрительно определять по схеме их заданное местоположение и цвет.
  • воспитывать интерес к обучению, усидчивости.

Игра «Веселая змейка»

Цели:

  • учить детей нанизывать шарики с отверстием на стержень, зрительно определять по схеме местоположение и цвет шариков;
  • развивать мелкую ручную моторику зрительное восприятие, внимание, мышление, память

Игра «Забавные прищепки»

Цели:

  • учить детей правильно брать и открывать прищепку, находить её местоположение по цвету;
  • развивать мелкие движения рук, координацию действия обеих рук, зрительное восприятие, внимание, память.
  • воспитывать эмоциональное отношение к результатам своего труда, усидчивость, терпение.

Игры - занятия по сенсорному воспитанию направлены на развитие зрительного восприятия и внимания, формирование целостного образа предметов, на развитие тактильно-двигательного восприятия, на развитие слуховой памяти и внимания и т. д.

Игры с прищепками – прекрасная форма работы для закрепления знаний о цвете, форме, величине, умения ориентироваться в пространстве, счётных навыков, развития мышления, внимания, воображения. В процессе игр дети развивают конструктивный праксис, создавая из частей целые предметы – человечков, домики, растения – из различных по форме, цвету и величине геометрических фигур. Дети учатся помогать друг другу, сопереживать.

Данные игры помогают активизировать речь, обогатить её новыми словами. Игры с прищепками можно использовать с раннего возраста, делая поделки совместно или по показу и сопровождая работу чтением стихов или беседой, с учётом способностей каждого ребёнка.

Игра «Солнышко»

  • Смотрит солнышко в окошко
  • Смотрит в нашу комнату.
  • Мы похлопаем в ладошки
  • Очень рады солнышку.

Вариант игры: ребёнку даются круг жёлтого цвета и прищепки двух цветов. Предлагается по образцу выбирать только жёлтые прищепки и прикреплять их к кругу.

Детям старшего дошкольного возраста можно предложить сделать «солнышко в разные времена года» . Для этого предлагаются круги жёлтого и красного цветов, но разные по величине. Например, солнышко зимой светит, но не греет. Ребёнок выбирает маленький круг желтого цвета и короткие прищепки такого цвета. Весной солнышко светит ярче, от его тепла тает снег, поэтому для солнышка мы выбираем круг большего размера и длинные прищепки. Летом солнце печёт, оно очень тёплое, люди загорают. Для летнего солнышко можно выбрать большой красный круг и чередовать желтые и красные прищепки. Осенью солнышко не такое жаркое, поэтому можно взять желтый круг и чередовать желтые длинные и короткие прищепки.

Игра «Ёжик»

Ель на ёжика похожа:

Ёж в иголках, ёлка тоже.

Вариант игры: ребёнку предлагаются плоскостные изображения ёжика и ёлки (из картона, фанеры и т. д.) на подставке. Дети прикрепляют прищепки к ёлке зелёного цвета, к ёжику – прищепки другого цвета. Можно предложить чередование прищепок по величине, по цвету, например, ёлка зимой - чередование зелёных и белых прищепок. Ёжик осенью несет на иголках разноцветные листики – предлагаются прищепки жёлтого, красного, оранжевого цветов. Можно предложить детям прикрепить необходимое количество прищепок или на ёлку прикрепить две прищепки, а на ёжика – на одну больше и т. д.

Учитывая особенности детей, необходимо:

Больше проводить индивидуальных занятий, осуществлять предварительную работу по развитию тонкой и глубокой моторики, предлагать небольшое количество материала, неоднократно повторять показ действий с тем или иным материалом, заканчивать упражнение при достижении первого результата, так как ребёнок не может долго работать.

Опыт показывает, что дети с нарушениями в развитии выбирают упражнения, которые могут выполнить, а упражнения, вызывающие затруднения, игнорируют, хотя иногда и испытывают интерес. Важно не упустить этот момент интереса и помочь ребёнку в овладении упражнением: достижение успеха приводит к самоуважению и возникновению дальнейшей потребности в развитии. Так же можно несколько видоизменить упражнение, чтобы ребёнок мог выполнять его самостоятельно!

На современном этапе проблемы сенсорного и моторного воспитания обсуждаются в педагогической теории. Авторы отмечают, что сенсорное и моторное развитие не являются врождёнными, а развиваются в процессе.

Дошкольный период специалистами характеризуется как критический период, имеющий большую значимость, который отличается высоким темпом физиологического созревания и психического развития. Когда ребенок рождается с сформированными органами чувств, однако они активно функционировать они еще не способны. Малышу предстоит научиться использовать свои ощущения.

В окружающей среде существует много различных объектов, каждый из которых отличается от остальных по форме и окраске и другим свойствам. Примером могут служить игрушки и бытовые предметы. Ежедневно происходит знакомство с новыми явлениями. Малыш воспринимает произведения искусства, слушая музыку, рассматривая картины или скульптуры.

Сенсомоторное воспитание дошкольников имеет свои отличительные признаки. Особенности этого процесса состоят в том, что он должен протекать при участии взрослых людей, контролирующих его, чтобы восприятие было полноценным, а не оставалось поверхностным.

Важность сенсомоторного развития дошкольников

Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста представляет собой целенаправленное развитие детского восприятия. При этом формируются представления о характеристиках предметов по их внешнему виду. Дети учатся различать формы, цвета, размер их положение в пространстве, запахи и вкусы. Начинает развиваться моторная сфера.

Сенсомоторное воспитание закладывает хороший фундамент для умственного развития. Познание явлений и предметов происходит благодаря восприятию. Сначала формируются представления об определенных образах, которые он запоминает. Это основа для мышления и воображения. Без грамотного контроля взрослых и специалистов воспитательный процесс не будет проходить нормально.

Возрастные особенности «сенсомоторики» дошкольников

Сенсомоторное развитие детей изучают многие ученые, они рассматривают подробно процессы «сенсомоторики».

Сенсомоторные реакции изучаются в онтогенезе человека с целью раскрыть и сделать анализ становления механизмов со структурой, касающихся произвольных реакций.

А.В. Запорожец понимает под восприятием особенное направление в познавательной деятельности.

В своей работе Л.А. Венгер указывает, что главные особенности чувственного восприятия — освоение эталонов, которые называются сенсорными.

По мнению Богуславской З.М., в возрасте 3 – 7 лет зрительное восприятие становится превалирующим. Что касается работы органов осязания и зрения, то нельзя однозначно оценивать их соотношение. Все зависит от конкретных задач перед воспитанником, а также новизна определенного объекта.

В.С. Мухина считает важным возникновение сложной ориентировочно-исследовательской деятельности при знакомстве с предметом, который малыш видит впервые.

По Урунтаевой Г.А. выделяет следующие особенности в дошкольном возрасте. Это познавательная деятельность со своими целями, задачами, средствами и методами осуществления.

Для детей 3 – 7 лет характерна взаимосвязь между развитием моторики и сенсорики. Созревают соответствующие зоны мозга, ответственные за выполнение важных психических функций.

Сенсомоторное развитие ребенка должно осуществляться под контролем взрослого, который привлекает малыша к деятельности, формируя действие и восприятие. Дети учатся обследовать объекты и распознавать их различные параметры. Взрослый указывает на эталоны с помощью слова. У воспитанников постепенно накапливаются знания, позволяющие анализировать окружающую действительность. Они отличают знакомое от незнакомого. Ребенок видит особенности нового предмета. Накапливая двигательный и сенсорный опыт, малыши становятся более самостоятельными в игровой и других видах деятельности.

Создаются необходимые предпосылки, чтобы формировать психические функции и ручную умелость, которые имеют большое значение для дальнейшего обучения. Сенсорные функции развиваются одновременно с двигательными навыками. Знакомство с окружающим миром у ребенка происходит по-своему. Ему нужно бегать, кувыркаться, щупать предметы, нюхать и смотреть.

Организация условий для развития дошкольников

Необходимо правильно организовать игровое место для детей дошкольного возраста. Здесь должны находиться предметы и игрушки, обладающие различными свойствами. В процессе игровой деятельности учится понимать величину, форму и цвет, а также выполнять определенные манипуляции.

Благодаря сенсорным играм приобретается опыт работы с различными материалами, включая песок, глину и бумагу. Это важно для развития температурной чувствительности, зрения, обоняния, слуха и зрения.

Моторные игры способствуют получению положительных эмоций. Двигательная активность помогает развивать мелкую моторику.

«Пальчиковые игры» — инсценировка сказок или историй с помощью пальцев. Самые популярные народные потешки передаются из поколения в поколение. Все знают «Ладушки-ладушки», «Козу рогатую» и «Сороку-белобоку». На важность пальчиковых игр обращают внимание в своих трудах Василий Сухомлинский, Эммануил Кант, Мария Монтессори.

В процессе игры трехлетние малыши делают движения одновременно двумя руками, изображая домик и кошку, которая в него вбегает и выбегает из него. В четыре года дети играют, изображая события, которые происходят одно за другим. Дети старшего возраста с увлечением используют разнообразные реквизиты в виде кубиков, шариков и других мелких предметов. «Пальчиковые игры» улучшают подвижность пальцев, развивают их силу и гибкость. Благодаря массажу «активных точек» уменьшается физическая усталость.

Чтобы дети проявляли двигательную активность, используют физкультминутки. Активные движения вместе с проговариванием небольших стихов хорошо снимают нагрузку, связанную с сидячим положением тела.

Раскрыть творческий потенциал у детей позволяют разные виды инсценирования. Такие игры напоминают театральные представления. В инсценировках задействованы кисти рук и пальцы. Они позволяют развивать ручную ловкость, умелость, точность движений.

Предметная деятельность, развивающая мелкую моторику, включает в себя следующие виды:

  • рисование кистями, пальцами, комочками ваты;
  • лепка фигурок из глины, теста или пластилина;
  • игры с конструкторами или мозаикой;
  • вырезание предметов;
  • аппликация из различных материалов;
  • оригами;
  • плетение;
  • собирание пазлов;
  • нанизывание колец на ленту;
  • выполнение шнуровки;
  • сортировка предметов;
  • хождение по «сенсорной тропе для ног»;
  • тактильное панно;
  • игры с песком или водой;
  • самомассаж;
  • подвижные игры.

Необходимо привлекать детей к участию в посильных для них домашних делах. Они могут помогать накрывать на стол или убирать детскую. Такая повседневная физическая нагрузка – отличная систематическая тренировка для рук, обладающая высокой нравственной ценностью.