Детские четверостишья для детей 3 лет. Детские стихи маленькие для самых маленьких

Святками, или святыми днями, называют дни с 25 декабря до 5 января (по ст. ст.), то есть от Рождества до Крещения. В эти дни в связи с общей радостью о родившемся Спасителе богослужения особенно праздничны, отменяется пост в среду и пятницу.

Раньше даже после Крещения Руси святость этих дней в народе долго нарушалась разными суеверными языческими обычаями: гаданием, скоморошьими плясками, переодеванием в шутовские костюмы, медведями, свиньями и всякой нечистью, что возбраняется христианской Церковью. Наиболее распространенным среди этих обрядов была коляда, получившая свое название от латинского calendae (у древних римлян в эти дни проводили календы – праздник, отличавшийся особым весельем, чтобы, по поверью, таким прошел и весь год, отсюда происходит и слово календарь).

Постепенно колядование превратилось в народное празднование Рождества Христова. Колядовали на Руси так. По домам от хаты к хате ходили группы славильщиков, состоявшие в основном из подростков. Каждая группа несла на шесте восьмиконечную Вифлеемскую звезду, сделанную из серебристой бумаги. Иногда звезду делали полой и внутри нее зажигали свечу. Их сопровождал мехоноша, несший мешок для сбора даров. Славильщики останавливались под окнами, заходили в дома и просили у хозяев разрешения спеть колядки.

Содержание колядок было очень разнообразным, но объединяло их одно: радостное возвещение о Рождении Спасителя и пожелание хозяевам получить богатый урожай, обильный приплод у скота, быть здоровыми и счастливыми. Как правило, в каждом доме славильщиков встречали радушно и гостеприимно, заранее готовили угощение и подарки, за которые колядующие благодарили особыми припевками. Скупым пели пожелания обратного содержания. После обхода села славильщики собирались в заранее намеченной избе, все собранные дары делились между участниками и устраивался общий веселый праздник, часть собранного давали сиротам и бедным.

Веселию этих дней повод дает сама природа заметным увеличением продолжительности светлого времени после зимнего солнцестояния. Народная пословица: "На коляду дня прибыло на куриную ступню" (на полчаса).

С первой четверти XIX века городское население России стало также устанавливать на Рождество елки и устраивать на святках детские Рождественские праздники. Именно от святок происходит сохранившаяся поныне традиция двенадцатидневных рождественских школьных каникул. В дореволюционные времена они так и шли – от Рождества до Крещения. Ныне – начинаются с 1 января по новому стилю, с новогодья, но совершенно без какой-либо логики длятся те же двенадцать дней. И елка, перестав быть рождественской, всё еще привязана, как пленница у чежеземных оккупантов, к 1 января. Напомним же об исходной елочной традиции.

Цель: приобщение детей к глубинному традиционному наследию.

Задачи: показать нравственное и эстетическое богатство традиционной культуры; возрождение традиции русской национальной культуры; обогащение знаний учащихся о жизни наших предков; развитие речи, артистичности у детей.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация.

Ход занятия:

слайда

Содержание

Наступили святки – начались колядки

Сегодня мы продолжаем знакомство с историей возникновения праздников, традиций и обычаев нашего народа. Ведь это источник знаний о том, как в древности люди воспринимали мир. Нам надо не только знать, помнить, хранить, но и уметь самим соблюдать и исполнять эти традиции, обычаи. Мы, часто не отдавая себе отчета, являемся носителями древних представлений о мире. Почему существует традиция водить хороводы вокруг елки, надевать костюмы, маски, таким образом, превращаясь из обычных людей в волшебных, и даже в зверей – зайчиков, лисичек и т.д. на все вопросы мы постараемся найти ответы.

Отгадайте загадку:

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Ёлка)

Перед вами елка, мы с вами должны украсить ее игрушками. За каждый правильный ответ на елке будет появляться новая игрушка. Будьте внимательны!

Вопросы:

    Когда в древности, русичи праздновали Новый год? (1 марта, 1 сентября)

    С каких времен этот праздник стал январским? (Со времен Петра I )

    Без чего мы не представляем празднование рождества? (Без елки)

    Почему наряжают именно елку? (Символ здоровья, долголетия, бессмертия)

    Что принято желать друг другу на Новый год, Рождество? (Счастья, здоровья и т.д.).

День Рождества Христова в церкви празднуется особенно торжественно. Храм украшен елками, зажигаются лампадки. Это торжество длится 12 дней, до Крещения.

Как называется время с Рождества до Крещения? (Святки);

Сегодня мы совершим путешествие по народному календарю. Речь пойдет о народном празднике Святки (Святые вечера) домашние детские, девичьи обычаи и радость этих дней тесно связаны с забытыми обрядами древних, дохристианских праздников.

В древности, тысячу с лишим лет назад, в честь зимнего солнцеворота славяне жгли костры по берегам рек. А еще прежде – древние египтяне, римляне праздновали в это время года победу солнца над тьмой и холодом.

Шло время и «рождественские Святки» стали одним из самых долгожданных праздников в народном календаре. Все это время было праздничным, в дам приходили ряженые – кто старый тулуп вывернет наизнанку, кто лицо сажей намажет или наденет маску – из мешка, из меха. Играли маленькие представления, сцены. Народ отдыхал и веселился, как умел. Обязательным рождественским увеселением были маскарады, карнавалы, ряженые, пляски, хороводы. Состоятельные люди устраивали благотворительные обеды для неимущих. На святки ездили в гости и принимали гостей, навещали близких, родных.

Какой обряд празднования Рождества дошел до нашего времени? (Колядование)

Что вам известно о колядовании?

А теперь заглянем в толковый словарь

Колядовать – ходить по домам с поздравлениями.

Колядки народные песни про Рождество Христово.

Под влиянием церкви, которая долго не признавала Коляду, из колядок почти вытиснились языческие символы и стали преобладать христианские. Нередко Христославы – те, кто в праздник Рождество Христова ходят по домам славить Христа, выкрикивали колядки с элементами запугивания хозяев.

Хозяева угощали колядовщиков зерном, стряпней: шаньгами, фигурным печеньем в форме коня, птиц, коровы, называемым «козюльками», яйцами, конфетами, орехами, специально готовили детское лакомство «сырчики» - шарики из сладкого творога с изюмом, замороженные накануне Рождества. Считалось, что колядовщики – существа, наделенные нечеловеческой силой, способные тем или иным образом повлиять на урожай, благополучие семьи, состояние здоровья ее членов. А в основе обычаев ряжения и маскирования лежит идея перевоплощения человека в какое-то иное существо, такое перевоплощение осуществляло магическое воздействие на стихийные силы. Если в доме были маленькие дети, ряженых не впускал, боясь, что они детей напугают.

После угощения колядовщики от души благодарили хозяев дома, желая им здоровья, благополучия.

Давайте послушаем как же это происходило в старину. Сценка с использованием колядок (приложение 1).

Посмотрим, а сумеете ли вы колядовать.

Класс делится на группы, каждой дается (приложение 2)

Учитель угощает всех сладостями.

И, конечно, после щедрого угощения колядовщики благодарили хозяев, желали им счастья, благополучия, достатка, здоровья.

Набрав достаточно еды и угощений после колядования, молодежь шла в посиделочную избу. Ее откупали заранее, платили две денежки хозяйке, одну за постой, другую за молчание. Стол ставили посередине, ставили на него еду и садились по кругу. После ужина начинались хороводы, игры.

Давайте и мы с вами поиграем (приложение 3)

Но на святки не только веселились, но и гадали о будущем, о своей судьбе и в шутку и в серьез. Для гадания выбирали 3 вечера: сочельник Рождества, канун Нового года и канун Крещения. Гадание – это ритуал, направленный на контакт с потусторонними силами с целью получения сведений о будущем. Христианская церковь не разрешает гаданий, но традиция гадать идет из самой глубины веков, когда люди верили не в Иисуса Христа, а богов Солнца, Ветра, Земли.

Гадали на Руси обо всем: о жизни и смерти, о богатстве и бедности, о будущем урожае и суженом. Способов гадания также было огромное количество. Кто гадал по воску свечи, выливаемому в воду, кто по различным травам и цветам, а кто по звукам. Так, например, собачий лай указывал, с какой стороны будет жених, а вой и удары топора символизировали беду и смерть. Услышанный топот конских копыт означал дальнюю дорогу. Гадали по жребию с использованием предметов домашнего обихода. Подбегали к поленнице, хватали полено, а потом рассматривали его, окажется сучковатым, гнилым – к плохой жизни, гладким – к хорошей. Бросали валенок за ворота: в какую сторону он падал носком, там и живет суженый. Ритуальное значение имели гадания с животными: петухом, курицей, кошкой. Крещенские гадания сопровождались песнями, называемыми подблюдными, так как их пели при гадании с блюдцем. Было очень интересно, но немного жутковато. Давайте посмотрим (приложение 4).

Девушки гадали по упавшему башмачку, по следам на снегу, по колодцу, по тени, по плеску воды и т.д. Да, действительно, обычай этот не церковный, а домашний, народный. Церковь осуждает суеверие, не признает гадания. Да и сами гадальщицы относились к святочным гаданиям как к игре.

После продолжительного поста крестьяне веселить и пировали, как могли, катались на санях, строили снежные крепости и купались в проруби. Купание в проруби было принято на Крещение (в ночь с 18 на 19 января) – день – в который, по преданию, крестили Иисуса Христа. Важным моментом Крещения являлся крестный ход на Иордан – прорубь в реке – за святой водой. Прорубь украшали осколками льда, различными лентами и деревянными узорами. При этом некоторые купались в ледяной воде, омывали ею руки, лицо. Крещение было последним днем святок.

А сейчас мы проведем викторину «Святые вечера»

В эти дни девушки обычно гадают на судьбу?

(Святки)

В этот день на улицах много ряженых – чтобы обмануть нечистую силу (Коляда)

С какими предметами на Коляду ходит молодежь по домам, славит Христа, желает хозяевам здоровья и добра? (Вертеп и звезда)

Когда проходят Святки?

(С 7 до 19 января по новому стилю, от сочельника до Крещения)

В Святки на столе обязательно были кутья и блины. Куда девались остатки еды? (Бросали в печь или за окно: кормили души)

Как назывался канун Нового года в память о том, что некогда на Руси Новый год начинался не с января, а с весны, с марта, когда овес сеяли? (Овсень)

Что было любимым развлечением во время Святок?

(Гадания)

Почему главный праздник святочной недели называется Рождеством?

(В этот день родился Иисус Христос)

Какие пожелания содержали колядки?

(Здоровье, благополучие, хороший урожай)

Почему часто во время колядок использовали маски козы, водили с собой живую козу и пекли пряники – козули?

( Коза – символ плодородия. Выступает как олицетворение и одновременно как от нее).

О каких гаданиях на Святки вы можете рассказать?

А на кухне жарят, парят, пекут. Если заглянуть в кастрюли и жаровни в эти дни, то можно увидеть много блюд из свинины. Почему?

(Велено их есть на Рождество, за наказание! Не давала спать младенцу, Иисусу, все хрюкала. Потому и называется – свинья! Он ее хотел погладить, а она щетинкой Ему ручку уколола).

С какой ноги должен быть башмак (туфелька) при рождественском гадании с башмачком? (С левой)

Когда в России последний день Святок?

Что, согласно обычаю, славяне выращивали в кадках к новогоднему празднику? (Цветущую вишню).

Что нового вы узнали?

Что вам запомнилось больше всего?

Подведение итогов: победителем является учащийся, набравший больше всех жетонов-колокольчиков.

Благодарю за внимание

Зимние святки были одним из наиболее почитаемых и любимых праздников русского народа.

Начинались они с сочельника, кануна Рождества - 24 декабря и длились две недели до Крещения - 6 января (по старому стилю). Новый год (1 января) как бы делил святки на две половины. Время от Рождества Христова до 1 января называли «святыми вечерами», а от новолетия до Крещения - «страшными вечерами». Святые вечера - это дни празднования Рождества Христова. Страшные вечера назывались так потому, что существовало поверье, будто бы в эти дни черти и другая нечистая сила гуляют по белому свету. По церковной легенде, разгул нечистой силы в этот период связан с искушением Христа перед его крещением. По народной же версии (представлениям), в эти дни Бог, празднуя рождение сына, отворял ворота ада и позволял «праздновать бесам» на земле рождение Христа. Подобное разделение святок велось, видимо, с древности, так как оно известно и нехристианским народам. Да и вообще святки имеют дохристианское происхождение; изначально эти дни были посвящены встрече и началу солнечного года, возрождению солнца, первым шагам пробуждающейся природы. Вместе с этим праздновали начало годового цикла сельскохозяйственных работ, а также почитали предков. Одновременно прощались с силами мрака, зимой, холодами, соответствующими периоду «умирания» солнца. Страшные силы в эти дни, казалось, достигали вершины своего могущества, но солнце уже начинало победоносное шествие, одолевая мертвенные силы зимы. Говорили: «Солнце на лето - зима на мороз».

Святки на Руси представляли собой причудливую смесь языческих обрядов с элементами православия. Вместе с тем они не были результатом механического соединения двух традиций - народной и церковной. Элементы разных эпох и культур органически соединялись, образуя особый сплав, - так называемое бытовое православие. Тема жизни и смерти, возрождения и воскрешения через смерть, гибель, сожжение, постоянного перехода из одного состояния в другое присуща как дохристианской, так и христианской культуре. Эта двойственность, органичная для обеих культур, облегчила их взаимодействие и взаимопроникновение. Церковные праздники легко поддавались мирскому - трудовому и бытовому - осмыслению.

25 декабря праздновался великий христианский праздник Рождества Христова. Ему предшествовал сорокадневный Рождественский (Филиппов) пост. Навечерие (канун) этого праздника проходило в особо строгом посте и называлось сочельником, или сочевником, так как по церковному уставу в этот день полагалось употреблять в пищу сочиво, то есть хлебные зерна, размоченные водой. Пост соблюдался до вечерней звезды. В этот вечер вспоминали ветхозаветные пророчества и события, относящиеся к Рождеству Спасителя, готовились к празднику. Рождество (как большой праздник) праздновали повсеместно в течение нескольких дней, особенно в тех местах, где оно было храмовым (престольным) праздником.

В более древней (дохристианской) традиции святки также начинались вечером 24 декабря, когда праздновалась Коляда (южная и западная Россия), Авсень, или Таусень (центр и северо-восток России).

Историк Н.М.Карамзин считал, что Коляда - древний славянский бог пиршеств и мира, но это лишь одна из многих трактовок этого образа.

Когда-то, как сообщал И.Снегирев («Русские простонародные праздники и суеверные обряды». Вып. II., 1837, с. 29), и под Москвой был обычай называть сочельник Колядою и в ночь на Рождество возить в санях девушку, одетую поверх всей теплой одежды в рубашку, которую выдавали за Коляду. В народной традиции существовали еще две коляды: Васильевская, канун Нового года, и крещенская, накануне Крещения или Водокрещей. Первая именовалась богатой, а вторая бедной или постной.

Зимние Святки стали самым длительным, шумным и веселым праздником, связанным с поворотом солнца на лето и началом нового года. В нем причудливо переплелись обычаи из языческих обрядов с христианскими воспоминаниями о Спасителе мира. Конец года, знаменовавший окончание старого времени и нарастание хаоса, разрушения, породил веру в оживление нечистой силы. Это тревожное состояние усиливалось ряжеными, рассказами о встречах с нежитью вещими гаданиями.

Первые шесть вечеров Святок назывались "святыми", а последующие шесть - "страшными", потому что вся нечистая сила пускалась в разгул и могла встретиться в любом месте. Старики и старухи прежде всего ставят мелом на всех дверях и оконных рамах знаки креста, чтобы оградить свое жилье от бесовского посещения.

Временное умирание мира накануне Нового года символизировалось обычаем резать и приготовлять свинью, называемую Колядой. В ее ритуальном поедании могли участвовать все односельчане, после чего умирание переходило в возрождение и торжество нового мира.

Коляда

КОЛЯДА - забытый солнечный божок, представитель Начала Времен, бог дружбы и мира. «Коляда почитался богом мира. Славяне верили, что он употреблял всякие средства, дабы народы, его почитавшие, жили в согласии; но счастию сему препятствовал Чернобог, наушая их ссориться между собою: от сего возгорались войны и кровь человеческая лилась невинно. ...Славяне после войны с другим племенем или народом всякой раз, когда приобретали мир, из признательности к сему богу делали продолжительные, всеобщие и великолепные торжества» (С.Ушаков). В его честь в Саксонии был назван город Koelleda. Его праздник - 24 декабря. С плясками и песнями ходили по домам колядовать - петь песни в честь Коляды. Выражение «молиться Коляде» вошло в русский словарь как слово «КОЛЯДОВАТЬ» и «КОЛДОВАТЬ». Жрец Коляды - колдун.

КОЛЯДА - нисхождение Всевышнего в эпоху Коляды. Второе воплощение Крышня, сын Дажьбоuа и 3латогорки. Дал славянам - "Звездную Книгу", победил Чернобога.

24 декабря (здесь и далее старый стиль) славяне язычники славили Коляду. По словам историка Карамзина, Коляда был богом пиршеств и мира. Хотя, по созвучию с римскими календами (Kalendae), можно предположить, что этот праздник происходит оттуда, но римские торжества с этим названием отмечались во всех месяцах.

Значение слова "коляда" у разных народов различно: у одних Koleda (коледа) почитается за божество празднеств, и так же называются некоторые церковные обряды, а koledowati (коледовати) означало хождение детей по разным домам с песнями и плясками. По другой версии, Коляда - уменьшительно-ласкательное от слова коло, солнце-младенец (представлялось мальчиком или девочкой). Это божество возникло из праздника зимнего солнцеворота, из поэтического представления о рождении молодого солнца - то есть солнца будущего года. Это древнее представление о ежегодном младенце не умерло и по сей день. Оно перенесено на понятие "новый год". На открытках и в новогоднем оформлении празднеств художники не случайно изображают новый год в виде мальчика, спешащего на смену старому году.

25 декабря (месяц студень) начинается поворот солнца на весну. Коляду (коло - колесо, круг - солярный знак солнца) представляли прекрасным младенцем, захваченным в плен злою ведьмою Зимою, которая превращает его в волчонка (можно сравнить синоним волка - лютый - с праславянским названием самого сурового месяца зимы: февраль - лютый). Только тогда, когда будет снята с него волчья шкура и сожжена на огне (весеннее тепло), Коляда явится во всем блеске своей красоты.

Позже колядой стали называть рождественский обряд прославления праздника Рождества Христова песнями, а также и саму песню. В святочные ночи ходили из дома в дом, угощались, колядовали, то есть пели колядки - старинные рождественские и новогодние обрядовые песни. Колядование было любимым развлечением молодежи в Сочельник накануне Рождества. Народ веселился вовсю. Даже цари ходили к своим подданным - поздравить и поколядовать.

Н.Карамзин отмечает, что и царь Иван Грозный со своими опричниками маскировался подобно скоморохам, и даже казнил князя М.Репнина за то, что тот не надел личины. Петр I также любил святочные игрища, в которых сам принимал участие. В его время святочные игры бывали не только в городах и селах, но и в царских теремах, где царевны святочничали с сенными девушками и боярынями.

У простого народа праздничная процессия шла обычно с бумажной звездой и вертепом - ярко раскрашенным ящиком в два яруса. С помощью деревянных фигурок в нем разыгрывались сценки, относящиеся к Рождеству Христову. Не принять христославов считалось за грех для домочадцев и оскорблением для христославов. Колядование начинали дети, молодые парни и девушки. Они пели под окнами изб колядки и получали за то различное угощение. Рядились по-разному. В деревнях парни надевали вывернутые овчиной наверх полушубки, маски и изображали различных животных - медведей, быков, баранов и т. д.

Вероятно, празднования в честь Велеса не ограничивались только заключительным днем зимних Святок, а продолжались все те шесть дней января, которые считаются временем разгула нечисти. Это видно из болгарских новогодних обрядов. Двенадцать старцев (суркаваров, иногда их именовали "медведями"), одетых в звериные маски и обвешанных по поясу коровьими бубенцами-боталами, сходились в ночь под Новый год из разных деревень в село и проводили заклинательные обряды, устраивали сражения между двумя группами ряженых. Среди масок часто встречались маски медведя и быка. Второго января болгары устраивали особый воловий праздник: в этот день прежним суркаварам и колядникам полагалось чистить стойла и хлева. А в последний день Святок у болгар (7 января) вожак колядников угощал свою дружину, являвшуюся на пир в масках, причем маска медведя была обязательна.

По-видимому, зимние Святки делились на две половины. Первая половина, включавшая новогоднюю ночь, посвящалась будущему урожаю и гаданиям о замужестве, а вторая была связана со скотом и зверьем и представляла собой "велесовы дни". Велес мог выступать как в виде медведя - царя леса, так и в виде быка-тура - представителя рогатого богатства.

Я - Велес, мирный бог. Меж спящих стад дозором
Незримый я хожу, чтоб отвращать недуг
И чары хитрых ведьм, пока дымится луг
И звезды ночь пестрят серебряным узором.
Когда исчезла мгла перед Даждьбожьим взором,
Там рею ветерком, где человека друг,
Спокойный, добрый вол, влачит тяжелый туг, -
И доблестным его любуюсь я позором.
Иль от коров порой я пастуха маню
Под зыбкий свод ветвей - и тихо запою...
Он думает: над ним листва шумит лесная;
Но песенки мои таинственной мечтой
В душе его звенят, и он поет, не зная...
И вещие слова хранит народ родной.

П. Бутурлин

Святки: Сборник. - М.: ЗАО РИФМЭ, 1997. - 128 с.

Книга посвящена празднованиям Святых вечеров на Руси. В ней собраны колядки, хороводы, сценарии, гадания, игры, святочные рассказы. Издание содержит богатое нотное приложение.

Вступительная статья подробно рассказывает об отечественных святочных традициях и обычаях.

Есть особые дни в году, когда граница между плотным миром событий и тонким миром энергий истончается настолько, что это время считалось мистическим. Оно традиционно использовалось ведающими женщинами и мужчинами для обрядов и ритуалов, смысл которых — гармонизировать жизнь и придания особой силы своим желаниям и мечтам. Ибо в эти дни нас слышат…

Одни из таких дней — Дни Зимнего Солнцестояния и древний праздник славян Коляды.

О чем говорит Природа?

Зимнее Солнцестояние является поворотным событием в присутствии Солнца на небе — это символ возрождающегося года, "новых начинаний" во многих традициях и культурах.

Ведь, именно с этого события на небе — день становится длиннее и солнечнее.

В славянской традиции год начинается с Дня Зимнего Солнцестояния — праздник Нового Года, он же Коляда, зимние Святки, Новолетие, дни Рода отмечаются в период с 19 по 27 декабря. На Руси в христианской традиции мы празднуем Рождество Христово, Святки, Крещение.

До начала XX в. основными зимними праздниками в культуре нашего народа были Коляды и Рождество Христово . Позднее праздник Коляды был замещён великим праздником Рождества Христова. Однако у славянских народов Рождество до сих пор сочетается с Колядой. Уже потом, вследствие известных исторических событий, Новый год стал цениться несколько больше. Это был первый шаг в сторону от исходных традиций народной культуры.

25 декабря начинается один из значимых праздников славянского народного календаряПраздник Коляды. Это очень древний языческий праздник. "Зима силу набирает, а Солнце на весну поворачивает": свету становится больше, день длиннее. Зима обязательно закончится, и придёт пора тепла и урожая.

Коляды праздновался в Зимние Святки (сочельник) с 25 декабря (поворот Солнца на Весну) по 5-6 января.

Коляда "коло-колесо"; круг — солярный знак Солнце. Весёлое, желанное божество, Солнце-младенец, в славянской мифологии.

Приходит Коляда — юное зарождающееся Солнце, несущее свет, тепло и радость. Это новорождённое Солнце открывает новый год, символизирует Солнце будущего года. Воплощение новогоднего цикла.

"Когда-то его воспринимали не как "ряженого". Коляда была божеством, причём одним из влиятельных. Коляду кликали, зазывали. Коляде посвящали предновогодние дни, в её честь устраивались игрища, учиняемые впоследствии на Святках.

Полагают, что Коляда признавался славянами за божество веселья, потому-то его и призывали, кликали в новогодние празднества весёлые ватаги молодёжи". (А. Стрижев "Народный календарь").

Древнее представление о ежегодном младенце не умерло и по сей день. Оно перенесено на понятие "Новый Год" и Рождество и на открытках, и в новогоднем оформлении праздника художники не случайно изображают его в виде мальчика, летящего в Космос.

Среди холодной зимы, когда всё замерзает и находится в состоянии сна, Коляда дарит людям праздник надежды: морозы не вечны, окрепнет Солнышко и вернётся тепло! И люди, отложив все заботы, позабыв все печали, от души веселятся, встречая Новый Год (НовоЛетие).

Традиции, обычаи и обряды на Святки

  • Пришла Коляда накануне Рождества.
  • Солнце поворачивает на лето, а зима — на мороз.
  • Как ни зноби мороз, а праздничек весёлый теплее печки пригреет.
  • В одном кармане сочельник, в другом — чистый понедельник.

Пословицы и поговорки

Давайте немного окунёмся в традиции Руси и наших предков славян.

"Славянские традиции и праздники — настоящий кладезь мудрости наших предков. Это представления о Космосе и Земле, о Природе и её законах, о жизни зверей и птиц, о человеческой судьбе."

Праздник — это сакральное время, концентрация всех благостных сил, время молитв и очищения.

"Обряд — время Бога, проявления Бога в нас, время откровений. Обряды проводятся на "крестцах" — на пересечении магнетических потоков Земли — "на добром месте" — это и Красная горка, это и Церковь в "доброе время". Центр праздника, обряда — человек — создание богоподобное, излучающее главную космическую силулюбовь !"

Славяне никогда не просили Богов, а только славили и были едины с ними во всех жизненных и природных проявлениях или во всех началах духовного и живого начала Всевышнего.

У древних славян 25 декабря (месяц "студень") начинался поворот Солнца на Весну. Наши предки представляли Солнце прекрасным младенцем, которого захватила в плен злая ведьма Зима.

Это же время раньше совпадало с сильными морозами (ср. Моро — "смерть"), вьюгами (ср. Вий) и самыми неистовыми гульбищами нечистых. В эти вечера всё заволакивается морозом и кажется мёртвым.

По этой причине, Святки — время разгула нечисти и время гаданий. По традиционным представлениям, в конце каждого года Мироздание становится старым, немощным и приближается к черте Хаоса. Оттого и истончаются границы между Мирами. Зимнее Солнцестояние — начало обновления Вселенной, восстановления Порядка, продолжающегося в течение всех двух недель святок.

Кудесник прогонял злых духов песнями.

И всё же Зимние Святки являются самым весёлым из славянских празднеств. В этот день, согласно поверью, Солнце наряжается в сарафан и кокошник и едет "на разрисованном возочке, на вороном конечке" в тёплые страны (к Весне и Лету).

Колядование обрядовый обход домов группами деревенских жителей во время Святок. Этот обряд совершали накануне Рождества (25 декабря), Васильева дня (1 января), Крещения (19 января).

У всех восточных славян сохранилось колядование как комплекс святочных обрядов. Практически все эти обряды пришли к нам из глубокой древности, когда колядовщики выступали в роли духов предков, проведывающих своих потомков и приносящих залог урожайного года, достатка, благополучия.

Святошные игрища и гадания — остатки этого праздника древних. Обряды сохранились в народе и в последнее время становятся всё более популярными.

Праздник обычно состоит из трёх частей: зачин, пир, обряды и игрища.

Начинался праздник чинно — ужином в родимом дому. Женщина — уважаемая глава семьи (Большуха), пекла круглый хлеб.

Говорят лишь старшие, вспоминают год (хорошее и плохое в нём), а младшие слушают, хотя им не терпится поскорее на улицу — колядовать!

На столе обязательно была "кутья" — ритуальное блюдо православных христиан, каша, сваренная из целых зёрен пшеницы или риса, политая мёдом, с добавлением мака, изюма, орехов, молока и даже варенья. Зёрна символизируют будущее всеобщее воскресение; мёд или сахар — блаженство будущей жизни.

По окончании трапезы часть оставшейся кутьи дети разносили дедушкам и бабушкам, а также по домам бедняков, чтобы и они могли отпраздновать Рождество. Ни еду, ни скатерть не убирали до утра, полагая, что к столу придут Души покойных родителей, чтобы тоже поесть.

В эти дни души умерших Предков посещают свои семьи, и нужно почтить Родителей, принеся им требу — так считали древние славяне. Для этого на праздничный стол ставят лишнюю миску, в которую откладывают по ложке от каждого блюда. На ночь эту миску оставляют на столе, а после хозяин дома уносит её на улицу под деревья, бросает в огонь или топит в воде.

Чтобы почтить Предков совершаются и другие обряды: во дворах жгут костры ("для согрева душ мёртвых"), зажигают свечи на могилах родителей . Проводы Предков обратно в Иной Мир обычно совершаются в конце святок.

Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись ряженые, колядные песни , молодёжные игры , г адания . В канун Коляды (вечером 24 декабря) начинается святочное ряжение.

После застолья "Колядники" рядятся в одежды и маски, изображают зверей. Ряженые называются в народе также кудесниками, колядовщиками. Они ходят по улицам и домам с музыкой, прибаутками и поют колядки — особые обрядовые песни , прославляющие Коляду, дающего всем блага, с пожеланиями здоровья и благополучия хозяевам.

Рядились в медведя, коня, быка, козу, гуся, журавля. Сами ряженые должны были быть неузнанными. Во время их появления разыгрывались сценки: шуточные похороны и венчание, рекрутский набор, ярмарку, кузницу и рыбную ловлю. Ряженные веселят людей и потешными представлениями в коих нередко скрыт глубокий смысл, а в пустые мешки собирают угощения и подарки.

На протяжении нескольких дней, точнее, ночей, "родители" выбирали "жениха", "невесту", сватали, женили. Все свадебные обряды были как настоящие. Участники забавы должны были уметь танцевать, водить хороводы-мостики, петь песни. Приготовления к театрализованной игре начинались ещё осенью, когда все участники с нетерпением ждали этих зимних колядных ночей, чтобы всласть посмеяться и потанцевать.

Позднее также появились рождественские колядки, прославляющие Христа. На Рождество ходили с детьми, носили с собой вертеп, показывая представления на евангельские сюжеты. Показывали кукольные представления. В разных частях России колядование проходило по-разному.

Колядующих везде встречали радушно, это было залогом того, что будущий год станет удачлив.

"Коляда, Коляда!
А бывает Коляда
Накануне Рождества.
Коляда пришла,
Рождество принесла."

Колядное хождение может продолжаться все две недели святок. В старину обязательно обходили все дома в селении. Немногие люди сейчас знают изначальную суть этого обычая; для большинства колядование — просто традиционное развлечение и не более того…

Ряженые не просто веселят народ, они выполняют важные задачи.

Во-первых, собирают дары для обитателей Иного Мира — в древности часть даров приносилась в жертву Предкам.

Во-вторых, благословляют хозяев, желая всяческих благ в новом году, и совершают обряды, цель которых — обеспечить плодородие, богатство и удачу. Пожалуй, наиболее известный из подобных обрядов — "зерносып": посыпание зерном на счастье , сопровождаемое обрядовой песней, например, такой:

Сею, вею, повеваю,
Я пшеницей посыпаю,
С Новым годом поздравляю!
Сею, вею, повеваю,
Овёс, ячмень посыпаю,
Счастья, радости желаю!
Чтобы в поле уродило,
Чтобы в хлеву удвоило,
Чтобы детки подрастали,
Чтобы девок взамуж взяли!

Вестники поют песни, славят Род, богатство и плодородие, восхваляют хозяина и хозяйку.

Здравствуйте, хозяин с хозяйкою!
Вы нас будете дарить — мы Вас будем хвалить!
А не будете дарить, тогда будем корить.
Не дадите пирога — сведём корову за рога!

В результате обряд колядования состоял в своеобразном обмене дарами, дар на дар. Колядующие "дарили" крестьянскому дому благополучие на весь год. Каждой крестьянской семье желали "избушку ребят, хлевушку телят", "сына в четыре аршина", "в конюшню конев", "полтораста коров, девяносто быков", да чтобы "одна-то корова по ведру доила, одна-то бы кобыла по два воза возила".

А хозяева отдаривали их печеньями в форме зверюшек, а также пирогами, оладьями, ватрушками, напитками и деньгами. Все старались одарить колядующих так, чтобы не было стыдно ни перед соседями, ни перед богами. Во многих местностях России главным даром считались именно хлебные изделия "козульки". Накануне Рождества их выпекали специально для раздачи колядующим.

Пекли колядки: из постного ржаного (или ржаного и пшеничного) теста делали небольшие круглые лепёшки. В них складывают начинку (ягоды, грибы, творог) и защипывают края. Выпекают до готовности.

Пекли обрядовое печенье в виде коров (каравай, рогалики).

Если хозяева выносили угощение, то колядовщики благодарили их следующими словами:

"Мы пришли прославлять,
Хозяев величать!
Иван Иванычу
Житья сто лет!
Прасковьюшке
Всегда здравьице!
Всем детушкам,
Зятьям, снохам,
Сыновьям, дочерям-боярышням!"

До выкрикивания угроз, как правило, не доходило, так как общее праздничное настроение и желание, чтобы в наступающем году жилось хорошо, делали людей щедрыми, терпимыми, гостеприимными.

Обряд колядования проходил весело, со смехом, плясками и застольями, хорошими подарками и настоящим чувством праздника. Гостинцы, что получали молодые люди за ритуальные песни и пляски, шли на общий стол. К веселью подключались музыканты, кружились хороводы. Колядные песни всегда были разнообразны.

На следующий день, после колядного вечера 24 декабря, отмечали сами Колядыпраздник, которого ждали целый год. Отмечать его было принято в кругу семьи, но так как в деревне все были свояками, то и праздновала вся деревня.

Колядовщики несли Солнышко с зажжённой в нём свечой или другим огнём. Солнышко украшено цветными лентами, сухими цветами, соломой с колосьями.

Колядовщики разбрасывают зерна на хороший урожай , посыпают снег цветным толчёным мелом в знак близкого цветения полей, разбрасывают цветные лоскутки, вырезанные в форме листьев и цветков.

На Коляду в старину творился обряд обновления Огня : все Огни в селении тушились, и при помощи трения добывался Новый Живой Огонь. Новым Огнём зажигали обрядовый костёр (в котором было принято сжигать старые вещи — для очищения от отжившего свой срок), а после Огонь разносился по домашним очагам. Праздник заканчивается игрищами. Обязательно нужно вкатить в гору горящее колесо — символ набирающего силу Солнца — со словами:

  • "Колесо, гори-катись, со Весной Красной вернись!"
  • "В гору катись, с Весной воротись".

В старину, когда живой огонь был единственным источником тепла и света, хозяева гасили свой огонь и зажигали новый от Колядина Огня. После праздника старый мир не возвращается, а возрождается обновленным.

Также праздновался Щедрый вечер, Богатый вечер народный праздник славян, вечер в канун Старого Нового года по старому 31 декабря (по новому стилю 13 января). На него выбирали самую пригожую девушку, украшали её венком, лентами и во главе с ней ходили по селу. Девушки пели "щедровки" — те же колядки, обращённые к хозяевам, величального характера, с припевом: "щедрый вечер, добрый вечер".

Хозяева не скупились: одаривали деньгами, пирогами. Верилось, что будущий год воздаст сторицей.

Согласно народному поверью, как встретишь Новый Год, так его и проведёшь!

Здесь отражены далеко не все поверья и традиции этих волшебных дней.

Данная статья не является религиозной и носит просветительский характер. Материал основан на книге "Мифологические представления древних славян", "Славянская мифология" и других источниках.

Всех поздравляю с наступлением самого светлого периода на святой Руси — Святок и Рождества! Конечно некоторые осудят меня за то, о чем я напишу ниже! Ну, сильно не сердитесь — ведь астрология тогда тоже страшный грех 🙂 А хочу я вам представить великолепную подборку святочных гаданий, примет и всего, что делали незамужние и замужние девушки и женщины в это время. Многие считают это грехом — но вся наша жизнь, один сплошной грех)) Поэтому вперед девчонки! Гадайте на здоровье. Сильно испытывать судьбу, конечно, не стоит. Но если пробежать вечерком по соседям, в интересном костюмчике, поплясать и попеть песни, вытащить вещицу из шапки наудачу и сжечь традиционную бумажку — думаю не великий грех, для простого человека. Ведь главное никому не делать больно или плохо, и тогда ВСЁ БУДЕТ ХОРОШО!!!

Сочельник… Сыплется снежок.
Уснув, застыли ели.
Собрались девушки в кружок,
Гадать под вечер сели.
В углу поставлен башмачок,
Чтоб бросить на дорожку.
Закрыты двери на крючок,
И ставни на окошках.
Под блюдо собраны со всех
Цветные побрякушки.
Затихли речи, смолкнул смех,
Гадают три подружки…
В светёлке тихий полумрак,
В углу мерцает свечка.
Раскладывают так и сяк…
И… Замерло сердечко!
Одной досталося кольцо!
Знать, свадьба на пороге.
Другая видит письмецо
От милого, с дороги.
И третья ждёт судьбы итог,
Зажав в руке платочек.
Трепещет сердце, как листок –
Дождаться счастья хочет.
Светало. Вьюга за окном
Свою запела песню…
Уснули девки за столом,
Им снится сон чудесный.
Пусть счастье, милые, найдёт
Вас даже без гаданья,
А Рождество и Новый Год
Исполнят все желанья

Колядки

Для одаривания тех, кто пришел колядовать принято было печь пряники, пироги, печенье. Если хотите, чтобы счастье заглянуло в дом не поленитесь и проявите кулинарные способности. Если нет желания просто купите печенье и конфеты. А вдруг к вам заглянут? В этот день нужно проявить щедрость и великодушие!

До крещения Руси в православную веру, у русских были свои традиции и праздники, и одним из главных праздников был Коляда. Коляда символизировал переход от зимы к лету, от ночи ко дню и начало нового года.Встречали Коляду с 21 на 22 декабря. Кто такой Коляда?

Он появился на свет 8500 лет назад (то есть в 7 тысячелетии до н. э.), чтобы спасти человечество от духовного вырождения. Собрав 60 высших жрецов разных народов, Коляда начал учить позабытому ведическому знанию. Это было третье божественное откровение людям.Первый закон жизни дал Род. Суть его заключается в том, что жизнь бесконечна и
вездесуща, это - Всевышний. Жизнь на Земле возникла от постепенного нисхождения Всевышнего на планету, сначала в виде его сына Рода, затем в виде Сварога. Тогда же мир был разделен на три части: Правь, Явь и Навь. Человек,существующий в Яви, должен стремиться к небесам. Он должен избегать Зла и Тьмы - Нави.

Второй закон жизни дал миру Велес. Это движение людей от Тьмы к Свету, за движением Солнца.

Третий закон поведал людям Коляда. Он рассказал собравшимся вокруг него мудрецам о Великом Коло Сварога, о Дне и Ночи Сварога, а также учредил первый календарь (название его означает «Коляды дары»). Иными словами, Коляда вывел людей за пределы сиюминутного существования, подробно изложив, как движется время и каких перемен от него следует ожидать. Учение, изложенное в «Книге Коляды», рассказывает о Большом и Малых Триглавах.

Дар Коляды сильно отличался от привычного нам календаря, например, основой его является 16-ричная система исчисления. В году (называемом летом) – 9 месяцев, в неделе – 9 дней, в сутках – 16 часов, каждый час равен полутора нашим часам. Час делится не на минуты, а на части, затем на доли, потом на мгновения, после этого – на миги, а уж последней, самой маленькой частицей времени, является сиг. Этой частицей пользовались наши предки, чтобы определять скорость телепортации, которой они владели – а иначе откуда появились такие слова, как сигать, сигануть?

В ночь перед приходом Коляды ряженые ходили по домам и прославляли хозяев. Обязательным атрибутом колядующих была звезда, колокольчик и мешок. Звезду прикрепляли к шесту, шест украшали лентами и главный в группе колядующих – звездарь, нёс её высоко над головой. Звонарь нёс колокольчик, оповещая всех о том, что к дому идут колядующие. Хозяева должны были подготовиться к прославлению. Ведь по старой традиции в этот вечер славили хозяина и хозяйку дома и пели гимны в их честь. Ещё считалось, что если дитя в доме не говорит ему непременно нужно попить воды из колокольчика и ребенок после этого начинал говорить. В мешок, после песнопений, складывали различную еду – колбасы, пряники, хлеб, все, чем были богаты хозяева. По традиции в конце колядок начинался праздник – все садились за большой стол выкладывали всю еду и вместе пировали и чествовали приход Коляды. После крещения Руси традиция праздновать Коляду сохранилась, только гимны стали другими и много изменилось. Теперь славят гимнами Христа и встречают не рождение Коляды, а Рождение Христа. Русских трудно было отучить от тех знаний и традиций, которые им передавали из рода в род их предки. Поэтому священники в 3-4 веке, устав накладывать запреты на празднование языческих праздников, отлучали от церкви тех, кто посмел принять участие в праздновании. Сами понимаете, чем могло закончиться отлучение в те времена. Поэтому наш мудрый народ и тут исхитрился и придумал новый обычай. Они одевались в шкуры животных, как будто это не люди а животные ходили по домам и пели гимны, песни, конечно, пошли уже не те, множество гимнов выражало протест новой вере, до 19 января креста не одевали, те кто вынужден был подчиниться новым законам. Но 19 января вырубалась прорубь в виде креста и все «смывали с себя грехи» и снова надевали кресты. А позже одевание в шкуры животных переросло в маскарад одевать костюмы нечестии, вроде бы для того, чтобы испортить праздник Рождества и совратить побольше душ. Хотя есть и такое поверье, что изначально только мужчины одевались в шкуры животных и ходили с гимнами по домам, они как бы символизировали дружину бога Коляды.Кто теперь знает, где они истоки и что было первым КУРИЦА или ЯЙЦО? И как правильно — Сочельник или Святки, Крещение или Велесов день? Думаю каждому подсказывает сердце как вести себя и чему верить:)

Вот такая история.

А вот и песенки для колядок, может кому пригодятся.

Подойдя к дому нужно обязательно спросить разрешение покалядовать. В старину отказать колядующим был большой грех. Но в наши дни можно встретить разных людей, поэтому правила этикета никто не отменял.

После получения разрешения нужно начинать читать колядки и непременно кланяться:

Коляда, коляда!
На кануне Рождества.
Коляда пришла,
Рождество принесла.
Дай Бог тому,
Кто в этом дому!
Ему рожь густа.
Рожь ужиниста!
Ему с колоса осьмина,
Из зерна ему коврина,
Из полузерна - пирог.
Наделил бы вас господа
И житьем, и быитьем,
И богатством. . .

Ходит коляда по святым вечерам
Заходит коляда во Павлы-село.
Собирайся, селяне,
Будем с колядой!
Открывайте сундучок,
Доставайте пятачок!
Открывайте, коробейники,
Доставайте копейки!
Подходи, не робей,
Сейчас народ потешим.
Кто будет чертом, а кто лешим!
А кто никем не хочет
Пусть за пятак хохочет!

Приходила коляда
Накануне Рождества
Кто даст пирога,
Тому полон хлев скота,
Овин с овсом,
Жеребца с хвостом!
Кто не даст пирога,
Тому куричья нога,
Пест, да лопата,
Корова горбата.

Коляда-Солнцеворот
Стань у наших у ворот
Разгони Сварог потемь
Верни на Русь красный день
Огнем возгори Коло воздыми
Води Коло горе а свету преболе!
Гой! Коляда! Слава! Солнышко повернись
Красное разожгись
В дорогу выезжай
Зимушку погоняй!
Гой! Коляда! Слава!

Коляда, коляда!
Отворяй ворота!
Мы малёшеньки колядовщики
Мы пришли Вас прославлять
И хозяев величать
Вам жития сто лет
Да полный стол на обед!