Пословицы поговорки загадки и к ним отгадки. Пословицы, поговорки, загадки

Пословица не на ветер молвится.
Добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз.
Пословица ввек не сломится.
Красна речь пословицей.
(Русские пословицы)

…Пословицы краткие, а ума и чувства вложено в них на целые книги.
(М.Горький)

Загадки, пословицы, поговорки, афоризмы также являются фразеологическими оборотами и служат выразительными средствами речи, обогащают речь, делают её яркой и меткой. Относятся они к малым жанрам фольклора.

ЗАГАДКИ

Слово «загадка» образовано от глагола «загадать» - предлагать вопрос, требующий ответа, то есть разгадки. В этом вопросе предмет или явление, которые нужно узнать, описываются не прямо, а иносказательно, поэтому, чтобы разгадать загадку, нужно увидеть сходство между загаданными предметами и тем его описа-нием, которое дается в загадках.
Загадка - вид устного народного творчества (фольклора). Загадка содержит иносказательное описание какого-либо предмета или явления, которые нужно узнать (разгадать). Загадки представляют собой свод знаний и понятий народа о мире и о себе.
Но важно увидеть и другое: изображая мир, народ поэтизировал его. Каждая загадка - маленькое художественное произведение. Отгадывая загадки, вы должны увидеть в обычном поэтическое, понять, при помощи каких художественных средств «сделаны» загадки. Загадок в русском фольклоре очень много: загадки - иносказания, загадки - описания, загадки - вопросы, загадки - шутки, загадки с числами и др. Это очень древний жанр фольклора. Многие загадки создаются при помощи звукописи. Звукопись включает в себя ассонанс, аллитерацию и звукоподражание. Эти выразительные средства фонетики широко используются в пословицах, поговорках и загадках.
Задания:
1. Приведите примеры загадок, созданных при помощи сравнений, загадок, основанных на антитезе, созданных при помощи отрицания. Отгадайте загадку и расскажите, по каким признакам вы её отгадали.

Взгляну я в окошко,
Раскину рогожку,
Посею горошку,
Положу хлеба краюшку.
Всякий видит,
Да не всякий чует.
Кому светло,
Кому темно,
А мне голубо.

2. В произведениях устного народного творчества часто употребляются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Отгадайте приведенные ниже загадки. Выпишите из них слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами и обозначьте их.
1) Маленький, пузатенький, весь дом бережет. 2) Черненькая собачка, свернувшись, лежит, не лает, не кусает, а в дом не пускает. 3) Красненьки сапожки в земле и в лукошке. 4) Черненька, маленька, всему свету миленька. 5) Четыре братца под одной шляпкой. 6) Штучка-одноручка, носик стальной, а хвостик льняной. 7) Под сосенкой на бору стоит старичок, красненький колпачок. 8) Стоит копна, впереди вилы, сзади метла. 9) Пошли два братца на речку купаться, один - купается, другой - на берегу валяется. 10) Всякому мальчику по чуланчику. В пяти колодчиках сидят пять молодчиков.
ПОСЛОВИЦЫ

Помимо загадок, к малым формам фольклора относятся пословицы и поговорки. В толковом словаре В.И.Даля говорится, что пословица- это «коро-тенькая притча…Это суждение, приговор, поучение, высказанное обиняком и пущенное в оборот под чеканом народности». Пословица - краткое, устойчивое в речи, образное народное изречение. По отношению к своему буквальному смыслу употребляется в переносном значении.
Задания:
1. Вспомните и запишите несколько пословиц об учении и науке, о труде, о дружбе и любви. Составьте небольшой рассказ, который уместно завершить одной из приведенных ниже пословиц. Озаглавьте свое устное сочинение. Один из расска-зов запишите.
1) Где виден путь прямой, там не езди по кривой. 2) Где сила властвует, там нет места уму. 3) Добрый плачет с печали, а злой - от радости. 4) За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. 5) Соловья баснями не кормят. 6) Не было ни гроша, да вдруг алтын.

2. Определите тему и основную мысль приведенных ниже пословиц. С чем сравнивается книга?

1) Будешь книги читать - будешь все знать. 2) В книге ищи не буквы, а мысли. 3) Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает. 4) Книга для ума что теплый дождь для всходов. 5) Книга мала, а ума придала. 6) Книга подобна воде: дорогу пробьет везде. 7) Ум без книги что птица без крыльев. 8) Читай, Фома, набирай ума. 9) Читать не размышляя что есть не пережевывая. 10) Чтение - вот лучшее учение.

Пословицы, как правило, представляют собой целые предложения, выражающие более или менее законченную мысль: «Кто старых друзей забывает, тот новых не наживает». Или афоризмы: «Человек создан для счастья, как птица для полета». Исключением являются поговорки, которые обычно не представляют цельных предложений: за семь верст киселя хлебать; выеденного яйца не стоит. Пословица - это краткое изречение, относящееся к разным случаям жизни. Поговорка очень близка пословице, но в отличие от нее не выражает законченного суждения, а лишь намекает на него. »Чужими руками жар загребать» - поговорка, но если мы добавим к ней слово «легко»,она превратится в пословицу. В первом случае намек, во втором - вывод.
ПОГОВОРКА - образное выражение, метко определяющее какое-либо явление жизни. В отличие от пословицы, поговорка грамматически или логически не закончена и лишена обобщающего поучительного смысла.
Почему мы говорим «не всякое лыко в строку»? Поговорка эта означает, что нельзя всякую, даже незначительную ошибку ставить в вину, упрек. Но какое отно-шение имеет к этому лыко? В старину на Руси из лыка плели лапти, лукошки и другие поделки. Полоски лыка для плетения назывались строками. Чтобы работа была аккуратной, мастер употреблял в строку не всякое лыко, отбрасывая лычки с неровностями, дырочками от сучков. Так и создалась поговорка, приобретя более широкий и даже противоположный смысл: не стоит придираться к каждому пустяку. «Как с гуся вода». Эта поговорка является частью древнего заклинания, которое произносили знахарки над больными или родители, купая своих детей: «С гуся вода, а с нашего ребенка - худоба (болезнь)». Люди верили, что при этом болезнь сойдет так же бесследно, как с «гуся вода». Мы говорим: «По Сеньке и шапка», то есть каждому свое, что заслужил, то и получил. А в старой Руси можно было легко по высоте меховых шапок установить знатность рода. Чем выше над головой вельможи вздымалась такая шапка, тем знатней он был. Простой народ не имел права и средств носить высокие шапки из куньего, бобрового или собольего меха. Отсюда и роди-лась поговорка: «По Сеньке и шапка». А как родилась поговорка: «За семь верст киселя хлебать»? В древности цифре 7 придавали магическое, чудодейственное значение. Большой отпечаток наложила «чудодейственная» цифра 7 и на русские пословицы. О непостоянном человеке, который часто меняет свои решения, говорят: «У него семь пятниц на неделе». Об умном человеке говорят, что он «семи пядей во лбу». О человеке, который издалека вернулся ни с чем, говорят: «За семь верст киселя хлебать ходил». Провинившийся человек, делая очередной проступок, говорит: «Семь бед - один ответ». Если нескольким людям поручили одно и то же дело, а они его не сделали, говорят: «У семи нянек дитя без глазу». Часто употребляется выражение: «Семеро одного не ждут». О большой семье, в которой только один работает, говорят: «Один с сошкой, семеро с ложкой». Об очень отдаленном родственнике говорят: «Седьмая вода на киселе». Во время Великой Отечественной войны была в ходу пословица: «Семи смертям не бывать, а одной не миновать».
Задания:
1. Закончите данные ниже пословицы. Объясните, в каких ситуациях они при-меняются. На одну из них придумайте рассказ и запишите его.
1) Волков бояться-… 2) Нет дыма… 3) Куй железо…4) На безрыбье… 5) Не гордись званием,… 6) Знает кошка,… 7) Кошка скребет… 8) Какова пряха,… 9) Не было ни гроша,… 10) Под лежачий камень… 11)Взялся за гуж,… 12) Близок локоть,… 13) Старый друг… 14) Что посеешь,… 15) Снявши голову,… 16) Не плюй в колодец,… 17) Все хорошо,… 18) Кому много дано,… 19) Видно птицу… 20) Семь раз примерь,… 21) Готовь сани летом,… 22) Не рой другому яму,… 23) Лучше позд-но,… 24) Не говори «гоп»,… 25) Дружба дружбой,… 26) Любишь кататься,… 27) Маслом каши… 28) Терпение и труд… 29) Дорога ложка … 30) Шила в мешке… 31) Ум хорошо,…32) Что написано пером,… 33) Поспешишь - … 34) После драки… 35) На чужой роток… 36) У кого что болит,… 37) Хрен редьки… 38) С миру по нит-ке-… 39) По одежке встречают,… 40) Делу время,… 41) По секрету… 42) Дареному коню…

2. О ком говорят пословицы-загадки:
1) Подал ручку, да подставил ножку. 2) Ноги с подходом, руки с подносом, сердце с покором, голова с поклоном. 3) Мое горе-стрела во мне, чужое горе-стрела во пне. 4) Себя мнит выше крыши, а у самого и с крылечка голова кружится. 5) Ел да устал, спал да намаялся. 6) Язык без костей: что хочет, то и лопочет.

3. Из каких басен И.Крылова взяты перечисленные ниже фразеологизмы:
А воз и ныне там. Слона-то я и не приметил. Хоть видит око, да зуб неймет. А Васька слушает, да ест. Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник. Услужливый дурак опаснее врага. С ним была плутовка такова.
4. Какой русский драматург использовал в качестве названий многих своих произведений русские народные пословицы и поговорки? Назовите несколько его пьес.
5. Из каких произведений А.С.Пушкина в нашу речь вошли приведенные здесь фразеологизмы: 1) С корабля на бал; С ученым видом знатока; Что день грядущий мне готовит? Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей. 2) Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой; Там русский дух…там Русью пахнет. 3) Наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни; Да, жалок тот, в ком совесть не чиста; Еще одно, последнее сказанье - и летопись окончена моя. 4) Глаголом жечь сердца людей?

6. Из каких произведений А.М. Горького взяты эти фразеологические сочетания: 1) Рожденный ползать летать не может. Безумству храбрых поем мы песню. 2) Пусть сильнее грянет буря! 3) Человек - это звучит гордо. В карете прошлого никуда не уедешь. 4) Свинцовые мерзости жизни?

Загадки, пословицы и поговорки о лете.

Автор подборки: Хвостикова Елена Александровна, педагог-организатор дворового клуба «Ак желкен» ДДТ г.Аксу Республики Казахстан.
Описание работы: Загадки, пословицы и поговорки о лете для детей младшего и среднего школьного возраста. Материал будет полезен педагогам дополнительного образования, учителям начальных классов для организации интересного досуга детей.
Цель: развивать внимание, логику, сообразительность, быстроту мышления, воображение; расширять словарный запас.

Пословицы и поговорки

В июне солнце высоко, а с утра до вечера далеко.
Белые ночи - долгие дни.
В июне есть нечего, да жить весело: цветы цветут и соловьи поют.
Июнь с косой по лугам прошел, а июль с серпом по хлебам побежал.
В июле на дворе пусто, а в поле густо.
На зимний стол август готовит разносол.
В августе лето навстречу осени вприпрыжку бежит.
В августе зима с летом борется.
Что в августе соберешь, с тем и зиму проведешь.
В августе до обеда - лето, после обеда - осень.
Что летом родится, зимой пригодится.
Летний день за зимнюю неделю.
Красное лето - зеленый покос.
Клади по ягодке, наберешь кузовок.
Готовь сани летом, а телегу - зимой.
Лето со снопами, осень с пирогами.
Лето - собериха, зима - поедиха.
Люди рады лету, пчелы рады цвету.
Зима страшна волками, а лето мухами да комарами.
Дождливое лето хуже осени.
В летнюю пору заря с зарей сходятся.

Слышно пенье комаров, Время ягод и грибов, Озеро теплом согрето, Всех зовет купаться... (лето)
Солнце печет, липа цветет, бабочки летают, когда это бывает? (летом)
Я соткана из зноя, несу тепло с собою. Я реки согреваю, "Купа
йтесь!" - приглашаю. И любите за это вы все меня. Я - ... (лето)
От его громких слов и от смеха по лесам меж стволов бродит эхо. Там, где может весна простудиться, взять ракушки со дна не боится! (лето)

Утром падаю всегда - не дождинка, не звезда - и сверкаю в лопухах на опушке и в лугах. (роса)
Кто-то проплакал всю ночь на лугу, сколько слезинок сосчитать не могу. (роса)
Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали, а пошли искать их днем, ищем, ищем – не найдем. (роса)
Заря-заряница, красная девица, по лесу ходила, ключи обронила, месяц видел, не сказал, солнце увидало - подняло. (роса)
Вот брильянты на листочках, Вдоль дорожек и на кочках - Это что за чудеса? По утру блестит... (роса)

Солнце вечером заходит, В небе кисточкой проводит. Уходить не хочет зря. Остается след - ... (заря)
Только дождик удалился, в небе мостик появился, ярко выгнулся дугой, будто пояс золотой.(радуга)
Что за чудо – красота! Расписные ворота показались на пути, в них не въехать, не войти! (радуга)
Кто развесил над землей, как для сушки, шарф цветной. (радуга)
Поднялись ворота, всему миру красота. (радуга)
Крашено коромысло через реку повисло. (радуга)

Теплый, длинный-длинный день, в полдень - крохотная тень. Зацветает в поле колос, подает кузнечик голос, дозревает земляника. Что за месяц, подскажи-ка? (Июнь)
Расцвели в саду пионы, в землянике - горок склоны. Ветерок, прохладой дунь, чтоб не жарким был... (Июнь)
Ароматен чай из липы! Мы её цветов могли бы насушить хоть целый куль! Приходи скорей, ... (Июль)
Жаркий, знойный, душный день, даже куры ищут тень. Началась косьба хлебов, время ягод и грибов. Дни его - вершина лета. Что, скажи, за месяц это? (Июль)
Листья клена пожелтели, в страны юга улетели быстрокрылые стрижи. Что за месяц, подскажи! (Август)
Этот летний месяц жаркий дарит всем свои подарки: сливы, яблоки и груши. Фрукты варим, фрукты сушим. Он - последний месяц лета, осень рядом, близко где-то. (Август)

Его ждут, не дождутся, а как увидят – разбегутся. (дождь)
Он поплачет над садами - сад наполнится плодами. Даже пыльный подорожник рад умыться в летний... (дождик)
Подходила, грохотала, стрелы на землю метала, нам казалось, шла с бедой, оказалось, что с водой. Прошла и пролилась, вдоволь пашня пролилась. (дождевая туча)
Надо мною, над тобою пролетел мешок с водою, зацепился он за лес, прохудился и исчез. (дождевая туча)
Не удержались в сите сверкающие нити и, выскочив на волю, прошлись с тучей по полю. (дождь)
Заслонили тучи солнце, гром раскатисто смеется. В небе молний полоса - значит, началась... (гроза)

Лежит на дороге – в ней промочишь ноги. (лужа)

Живут сестра и брат, каждый видит, но не слышит, слышит, но не видит. (гром и молния)
Сверкает, мигает, огневые стрелы пускает. (молния. )

Похож я с виду на горох. Где я пройду – переполох. (град)
На дворе переполох: с неба сыплется горох. Съела шесть горошин Нина, у нее теперь ангина. (град)
Льдинки с неба полетели, колоски побить хотели. (град)
Сыплется из туч горох, прыгает к нам на порог. С крыши катится он в сад. Что такое? Это - ... (град)

А в июне белый снег вновь порадовал нас всех - будто рой ленивых мух, с тополей слетает... (пух)
Жаркий шар на небе светит. Этот шар любой заметит. Утром смотрит к нам в оконце, радостно сияя, ... (солнце)
Мчится по холмам змея, влагу деревцам неся. Омывая берега, по полям течет... (река)
Они легкие, как вата, по небу плывут куда-то. Держат путь издалека каравеллы-... (облака)

Ситуации бывают разные, грустные и веселые, добрые и не очень.

Позвонила мама ребенка, который лежит в больнице с ангиной, пожаловалось на грусть и скуку и попросила найти несколько стихов о болезнях.

Попробуем начать раздел с этой рубрики, быть может идея получит развитие и мы сделаем хорошую подборку стихов на различные жизненные ситуации.


br /> Cтихи о болезнях
подборка стихов о болезнях, лекарствах и докторах, для детей которым скучно и грустно болеть.

Стихи к Пасхе II
Стихи к Пасхе для детей.

Спутники дождя. Непогодные загадки
Подборка загадок о непогоде. Малышам будет интересно узнать о друзьях и подружках дождя: облака, тучи, гроза, радуга, молния, гром…

Загадки про дождь
Мы предлагаем Вам вместе с детьми впитать немного народной мудрости, используя в играх загадки про дождь. Это не только забавная игра, но и развитие речи ребенка, проявление своей эрудиции, и просто замечательное времяпровождение дома и на улице.

Загадки про лето
Подборка летние загадок.

Детские загадки про зелень с грядки
Загадки про петрушку, укроп, салат, сельдерей и лук.

Детские загадки с грядки: капуста, картошка и лук
Мы продолжаем публиковать подборку детских загадок про овощи. Сегодня мы с Вами поразгадываем загадки про капусту, картошку и лук.

Детские загадки с грядки. Баклажан, горох и кабачок
Любые детские загадки, а народные в особенности – это маленькие произведения искусства. поиски ответов способствуют расширению знаний малыша об окружающем мире.поиски ответов способствуют расширению знаний малыша об окружающем мире.поиски ответов способствуют расширению знаний малыша об окружающем мире. Поиски ответов на загадки способствуют расширению знаний малыша об окружающем мире.

Пословицы и поговорки о семье
Пословицы и поговорки о семье передают нам вековую мудрость народа. Занимаясь воспитанием своего малыша, играя с ним, не забывайте об этой мудрости, включайте в свои занятия пословицы о семье для детей.

Пословицы и поговорки про учебу
Пословицы и поговорки про азбуку, про ценность и значимость учёбы в жизни человека, пословицы и поговорки о ценности знаний.

Пословицы и поговорки о труде
Это пословицы и поговорки для младших школьников. Пословицы и поговорки о труде, о мастерстве пропагандируют важность и ценность любого труда, уважение и почитание людей труда.

Загадки про осень
Загадки об осени можно отгадывать хором и индивидуально, на занятии и при проведении развлечений. Если ребенок сам начинает сочинять и загадывать загадки – это свидетельство развития его мышления и памяти, умения обобщать, сравнивать и создавать новый образ.

ЗАГАДКИ

Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее.
(Красная Шапочка)

Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три медведя)

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор... (Айболит).

На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок
Покатился... (колобок).

Она красива и мила,
А имя ей от слова "зола".
(Золушка)

У отца был мальчик странный,
Необычный - деревянный.
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это?.. (Буратино).

Пословицы и поговорки


Не хвались серебром, а хвались добром.

Делай добро и жди добра.

Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

Мир строит, а война разрушает

Жизнь дана на добрые дела.

Добра не смыслишь - так худа не делай.

Доброго чти, а злого не жалей.

Доброе дело два века живёт.

Добрые дела и после смерти живут.

Следовать добру - взбираться на гору, следовать злу - скользить в пропасть.

Не делай другим того, что себе не желаешь.

Тёплое слово и в мороз согревает.

Плохо тому, кто добра не творит никому.

Колыбельные песни

Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок,
Он ухватит за бочок
И потащит во лесок,
Под ракитовый кусток.
К нам, волчок, не ходи,
Нашу Сашу не буди.

Спать пора! уснул бычок,
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать.
Только слон не хочет спать:
Головой кивает слон,
Он слонихе шлет поклон.

СЧИТАЛКИ

Вышел ежик из тумана
Выпил водки полстакана
Вынул ножик, колбасу
Хорошо в родном лесу
Тихо песню затянул
О несбывшемся всплакнул
Посмотрел в пустой стакан
И опять ушел в туман...

Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять,
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет

Пиф - паф ой-ой-ой
Умирает зайчик мой.

Привезли его в больницу,
Отказался он лечиться,
Привезли его домой,
Оказался он живой.

Аты-баты
Шли солдаты
Аты-баты
На базар.
Аты-баты
Что купили?
Аты-баты
Самовар.
Аты-баты
Сколько стоит?-
Аты-баты
Три рубля.
Аты-баты
Кто выходит?
Аты-баты
Это я.

ПРИБАУТКИ

Зайчишка-трусишка
По полю бежал,
В огород забежал,
Морковку нашёл,
Капустку нашёл, -
Сидит, грызёт.
Ай, кто-то идёт!
Туру-туру-туру-ру!
Во сыром тёмном бору
Сидит филин на дубу
Да играет во трубу.
Во трубоньку, во трубу:
Бу-бу-бу-бу

Активно бытуют в детской средезагадки. Загадки - одна из самых древних и самых поэтичных фольклорных форм, связанная с. одушевлением людьми явлений природы и предметов быта в древности. Этимология этого слова - в древнерусском глаголе «гадати» - думать, размыш­лять . Размышления требует процесс отгадывания - расшиф­ровка образного, иносказательного описания какого-то яв­ления, которое дает загадка: «Маленькое, кругленькое, а за хвост не поднять». (Клубок.)

Здесь в основу загадки положены три признака знакомого всем предмета. Отгадывающий должен мысленно их соеди­нить, сопоставить, зрительно представить описываемый пред­мет - клубок ниток.

Загадка развивает в ребенке догадливость, сообразительность . Загадывается загадка - вопрошаемый ломает голову над отгадкой. Иносказание переносит предмет в совершенно иную область вещественного мира. “Черненькая собачка свернувшись лежит; не лает, не кусает, а в дом не пускает” - замок замысловато сравнивается с черненькой собачкой. Иносказательный образ в загадке всегда поражает странностью, необычностью, реальной несочетаемостью качеств и свойств. Так, печь уподоблена девице, а дым - длинной девичьей косе: “Стоит девица в избе, а коса - на дворе”.

Чем смелее выдумка, тем труднее загадка для отгадывания. Невероятность придает образам загадки ясно осознаваемое противоречие реальности, а отгадка вносит порядок в путаницу: все становится на свои места в согласии с действительными качествами загадываемого предмета. Оказывается, что у замка действительно есть общее с собакой: оба они не пустят в дом, могут быть одного цвета - черными, но вот то, что собака не лает и не кусает, относится только к замку.

Говоря другими словами, загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету . На сходстве и отрицании сходства между предметами она и основана. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления . Эти мыслительные операции, однако, важны не сами по себе, а тем, что ребенок открывает для себя поэзию окружающего мира. Составление загадок, как и их разгадывание - полезное упражнение для развития образного мышления.



Загадка чаще всего ритмически организована, нередко в ней встречаются рифмы, созвучия, звукоподражания, и это делает её подлинным произведением искусства . Высокая поэзия открывается в самых прозаических вещах и предметах. Образы в загадках красочны, звучны, предметы очерчены резко, отчетливо:

Бела как снег, черна как уголь, зелена как лук, вертится как бес и дорога в лес.

На дворе горой, а в избе - водой.

Над матушкиной избушкой висит хлеба краюшка: собаки лают, достать не могут.

Красное коромысло над рекой повисло.

Два брюшка, четыре ушка.

(подушка)

Висит груша, нельзя скушать.

(лампочка)

У бедного толсто, у богатого тонко, всегда при себе.

(рубашка)

Маленький-удаленький, сквозь землю прошёл, красную шапочку нашёл.

(мухомор)

Множество загадок иронических, шутливых: “Стоит Федосья, растрепаны волосья” (стог).

Народные загадки как опоэтизированная игра в вопросы и ответы занимательны для детей всех возрастов. Для дошкольников целесообразно отбирать наиболее простые и элементарные: “Зубасты, а не кусаются” (грабли), “Два брюшка, четыре ушка” (подушка), “Вся мохнатенька, четыре лапки, сама усатенька” (кошка), “Зимой и летом одним цветом” (ель, сосна) и др.

Освоение ребенком речи во всем ее богатстве и красочности немыслимо без знакомства с народными пословицами и поговорками.

Пословицы и поговорки

Пословица - короткое образное изречение применительно к различным явлениям жизни, которое жи­вет в разговорной речи, украшает, уплотняет ее смысл: «Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится».

Обычно пословицы состоят из двух частей, которые рифмуются между собой. Ярким примером такой пословицы является фраза "Без труда не вытянешь и рыбку из пруда".

Известный собиратель фольклора и составитель сборни­ка «Пословицы русского народа» В.И.Даль называл посло­вицу «коротенькой притчей». В русской пословице он видел «цвет народного ума, самобытной стати», «житейскую народную мудрость». О народности пословицы он выразился так: «Кто ее сочинил, неведомо никому; но все ее знают и все ей покоряются». Пословицы удивляют глубиной и чет­костью мысли, выраженной предельно кратко и просто:

«Друзья познаются в беде».

Как правило, пословичные суждения имеют и прямой, буквальный смысл, и переносный, образный одновременно:

«Что посеешь, то и пожнешь», «Тише едешь, дальше будешь».

К.Д. Ушинский справедливо отмечал, что пословицы имеют большое значение при первоначальном обучении родному языку , во-первых, из-за своей формы, во-вторых, из-за своего содержания. В “Родном слове” помещено несколько сотен пословиц. Первые пословицы ребенок слышит в речи взрослых, при этом с самого начала для него раскрывается прежде всего смысл пословицы как общепринятого поучения. Смысл этот тем понятнее, что он выражен наглядно, с бесспорной очевидностью: “Не поклонясь до земли, и грибка не поднимешь”, “Без труда не выловишь и рыбку из пруда”, “Береги нос в большой мороз”.

Пословичные суждения воспринимаются ребенком в прямом значении, но и их обобщающий характер в какой-то мере доступен его пониманию. “И грибка не поднять, если не нагнешься”: общая мысль, стоящая за этим суждением, может быть понята им как выражение необходимости труда при любом занятии, любом деле. Более общий переносный смысл пословиц, их многозначность открывается ребенку не сразу, а по мере обретения жизненного опыта. Каждую посло­вицу можно привести во множестве случаев: «В гостях хорошо, а дома лучше», «С кем поведешься, от того и наберешься».

Народные пословицы содержат мораль , выработанную многими поколениями: “Нет друга - ищи, а нашел - береги”; “Не спеши языком, торопись делом”; “Кончил дело - гуляй смело”; “При солнышке - тепло, при матери - добро”. В приобщении ребенка к человеческой мудрости и состоит большое педагогическое значение пословиц. Пословица тем легче ложится в память, что искусная тонкая работа народа облекла наставительную мысль в краткую ритмическую форму с четким композиционным членением суждения на части.

Народные поговорки - это широко распространенные образные выражения, метко определяющие какое-либо жизненное явление. В повседневной жизни мы часто употребляем поговорки и даже не задумываемся откуда они взялись. Такие фразы как "Семь пятниц на неделе" или "Положить зубы на полку", это и есть поговорки.

Пословицы и поговорки относятся к фольклорному жанру. Обычно их ставят рядом, но между ними есть явные отличия. В отличие от пословицы поговорка лишена обобщенного поучительного смысла и ограничивается образным, нередко иносказательным определением какого-либо явления. Однако поговорка не просто определяет явление, а дает ему выразительную эмоциональную оценку. Одно дело сказать о ком-либо, что он причиняет нам неудобство своим постоянным присутствием, другое - сказать, что он надоел как горькая редька; одно дело сказать, что кто-либо пришел неожиданно, другое - что он свалился как снег на голову.

Детская речь, эмоциональная по природе своей, легко сближается с народными поговорочными выражениями, но точное освоение их представляет для ребенка известный труд, и воспитатель должен следить за уместностью и правильностью употребления поговорок в речи ребенка.

3. СКАЗКИ