Как развивать ребенка с рождения до полугода. Игры с детьми от рождения и до полугода

Раздел:
Российская энциклопедия «МАТЬ и ДИТЯ»
От подготовки к зачатию и беременности до 3-летнего возраста ребёнка.
Впервые в российской практике все, необходимое родителям, объединено в едином энциклопедическом разделе. Энциклопедия поделена на удобные для пользователя тематические разделы, позволяющие быстро найти нужные сведения.
Эта уникальная Энциклопедия для будущих мам, подготовленная под руководством академиков РАМН Г. М. Савельевой и В. А.Таболина, дает исчерпывающие сведения о зачатии, вынашивании ребенка, об уходе за ним, о развивающих занятиях родителей с малышом. В Энциклопедии тщательно учтены рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения.
Энциклопедия помогает успешно справиться со всеми без исключения проблемами, возникающими в самый ответственный период жизни ребенка - с момента рождения до трех лет.
Как протекает беременность, как подготовиться к родам, какие осложнения бывают при грудном вскармливании, как после беременности вновь стать красивой и стройной, сколько гулять с малышом, что ему приготовить, почему ребенок плачет?
Тысячи советов и рекомендаций помогут вам вырастить ребенка здоровым и счастливым, дадут ответ на любой возникший вопрос. Большое внимание уделено развитию ребенка, что поможет вам избежать многих ошибок.
Также см. разделы:





Книги для начинающих мам:
| |

Ежедневный туалет.

Начиная со 2-го месяца и до конца 6-го он мало чем отличается от туалета в период новорожденности.

Уход за кожей.

По-прежнему вы должны быть внимательны к состоянию кожных покровов малыша – по их изменению можно рано заметить начало болезни.

Если, несмотря на старательный уход, у ребенка долго держатся опрелости, вас это должно насторожить – так часто бывает при аллергодерматозе. Рекомендуем почаще держать малыша голышом, постепенно приучая его к пониженной температуре воздуха (19°C), что благотворно действует на его кожу.

Уже имеющиеся опрелости нужно лечить. Тщательным должен быть туалет после дефекации. Если ребенок склонен к аллергодерматозу, кожа у него легко мокнет и изъязвляется при влажном перегревании.

Для профилактики заболеваний половых органов, особенно у девочек, подмывание обязательно с первых дней жизни. Но при этой процедуре ваши движения должны быть очень осторожными, тереть наружные половые органы недопустимо. Пеленки и ползунки должны быть хорошо расправлены, без грубых швов и комков. Не рекомендуется пользоваться для девочек бумажными подгузниками промышленного изготовления: волокна бумаги, попадая на нежную кожу наружных половых органов, вызывают сильное раздражение.

Иногда на коже головы появляется себорея – серо-желтые сальные корочки, что, как и упорные опрелости, может быть одним из симптомов начинающегося аллергодерматоза.

Молодые мамы нередко торопятся поскорее удалить эти корочки. Но они не учитывают того, что кожа под корочками обычно изменена, и в результате такой поспешности на голове ребенка возникают ссадины и царапины. Они могут нагнаиваться, корочки же возникают снова.

Лучше поступать так: на пораженные себореей участки кожи наносят толстый слой вазелина, закрывают куском чистой марли, потом компрессной бумагой и, наконец, надевают косынку или чепчик из ситца. Через несколько часов корочки отмокают и легко удаляются при купании. Когда корочки появляются вновь, процедуру повторяют.

Ногти и волосы.

Во втором полугодии очень важно следить за ногтями ребенка. Под длинными ногтями скапливается грязь – источник инфекции. Ими ребенок может расчесывать и царапать кожу. Поэтому следите, чтобы ногти у малыша не были длинными и грязными. На руках линия среза ногтей должна быть полукруглой, а на ногах – прямой. Такая форма ногтей на ногах предотвращает их врастание в мягкие ткани.

На 4-м месяце туалет ребенка дополняется стрижкой волос. У большинства детей этого возраста они еще короткие, но у некоторых малышей – густые и длинные, из-за чего потеет голова, да к тому же трудно ухаживать за ее кожей. Поэтому волосы лучше стричь. Делать это желательно во время сна малыша.

Купание.

До окончания первого полугодия жизни ребенка, как правило, купают ежедневно. Однако, если по какой-то причине малыш боится воды, не купайте его. Вполне допустимо первые несколько недель, а то и месяцев обходиться обтираниями.

Во время обтирания держите младенца на коленях или на столе, положив на большую подушку, покрытую пеленкой. Голову и личико моют ватой и чистой водой. С мылом голову моют 2 раза в неделю. Тельце слегка мылят рукой или ватой, а затем не менее 2 раз обтирают тряпочкой, хорошо прополосканной в чистой теплой воде. Для купания и обтирания вы по-прежнему пользуетесь детским мылом.

Чтобы приучить малыша к купанию, в тазик с водой пускают игрушки и дают ребенку возможность поиграть с ними. Затем спустя неделю можно предложить ему поиграть, сидя в тазике.

Для начала лучше обходиться тазиком и ванночкой небольших размеров, потому что некоторые детишки боятся большой поверхности воды. Может быть, ваш малыш из их числа. И конечно, нужно следить за тем, чтобы у него не возникало никаких неприятных ощущений во время купания: не попадало мыло в глаза, для чего намыленную головку не обмывают водой, а протирают мокрой тряпочкой ото лба к затылку; вода не была ни горячей, ни холодной – ее температуру проверяют либо с помощью водяного термометра, либо опуская в нее локоть.

Если вы считаете, что ребенка уже вполне можно мыть в большой ванне, что вполне допустимо между 3-м и 6-м месяцами жизни, переходят к такому купанию постепенно.

Сначала малыша по-прежнему купают в его старой ванночке, но поставленной в большую ванну.

В следующий раз в чисто вымытую большую ванну наливают немного воды, запускают в нее игрушки и предлагают ребенку поплескаться и поиграть. При последующих купаниях уровень воды постепенно повышают, но он не должен быть выше пояса ребенка.

Придерживать малыша в ванне лучше за шею и затылок – так он чувствует себя более уверенно. Другие правила купания остаются прежними.

Конечно, если ваш ребенок с первых недель жизни занимается плаванием, он не нуждается в постепенном переходе к купанию в большой ванне. Не говоря уже о том, что для него отпадает необходимость в ежедневном купании.

Сразу же после рождения малыша организм крохи начинает активно расти, стабилизируется работа всех систем, появляются новые навыки и умения. Развитие ребенка по месяцам не обязательно будет проходить по шаблонной схеме, поскольку не бывает одинаковых людей и каждый отличается определенными особенностями, поэтому незначительные отклонения от стандартов не должны вас пугать.

Календарь развития ребенка с рождения до 3 месяцев

Первые три месяца первого года жизни малыша считаются самыми трудными, поскольку в это время только налаживается работа всех систем организма, а кроха адаптируется к окружающему миру.

Чтобы проследить за корректностью развития ребенка, можно воспользоваться таблицей основных навыков и показателей для деток первых месяцев жизни:

  • с рождения до 1 месяца кроха очень слаб, поэтому большую часть времени проводит во сне. Мышцы тела еще не развиты, удерживать самостоятельно головку малыш не может, в то же время конечности большее время поджаты и находятся в пружинистом состоянии. Нормальный вес для ребенка этого возраста составляет от 2,5 до 4,5 кг, при росте от 45 до 54 см. Развитие органов зрения и слуха будет продолжаться на протяжении первых 90 дней, вначале ребенок не различает цвета, а громкие звуки его вовсе не пугают, что характеризует слабо развитый слух;
  • с 1 до 2 месяцев явно проявляются внешние изменения – черты лица ярко выражены, отечность тела проходит, кожа приобретает нормальный оттенок. Проходит мышечный тонус, ребенок уже может разгибать кулачки, ненадолго приподнимает головку, активно размахивает конечностями. Проявляется развитие разговорных навыков, грудничок начинает агукать и осознанно улыбаться. В это время уже можно установить зрительный контакт с крохой, он внимательно рассматривает все вокруг и уже узнает знакомые лица, глазки еще могут немного косить, но это скоро пройдет. Развитие слуха проходит очень активно, поэтому остерегайтесь громких и резких звуков – они могут сильно испугать малыша;
  • с 2 до 3 месяцев – активная стадия, проявляется умение брать игрушки и любые интересующие предметы. Уменьшается время дневного сна, при этом ночной отдых может быть непрерывным на протяжении 5-6 часов. Кроха стремится познавать окружающий мир, для чего своими силами пробует поднимать голову в положении на животе, упирается ножками, чтобы приподняться, и т.д. К 3 месяцу рост деток достигает 53-62 см, а вес может быть в пределах от 4 до 7 кг.

Окончание первого триместра года знаменуется относительно спокойным и планомерным развитием организма малыша. Все системы начинают работать без перебоев, психическое состояние ребенка нормализуется, устанавливается определенный режим бодрствования и сна, что позволяет маме планировать день.


Таблица развития ребенка от 3 месяцев до полугода

После 3 месяцев начинается период относительного спокойствия, ребенок уже адаптировался к обстановке, режим кормления и сна к этому времени уже стабилизируется, поэтому жизнь семьи входит в норму.

Правильность развития ребенка на данном этапе можно проследить по предлагаемой таблице:

  • 4 месяца – кроха сам держит голову и внимательно следит за перемещением предметов и людей по комнате. Сейчас он может стоять на ножках с поддержкой под мышки. Начинается период прорезывания зубов, что может сопровождаться капризами и плачем, основной симптом – активное слюноотделение и привычка все тянуть в рот. Полностью развит навык общения – малыш подзывает родных при помощи звуков и жестов, долго рассматривает лица и выражает удовольствие смехом и улыбками;
  • 5 месяцев – грудничок начинает сидеть (пока еще с опорой, в детском манеже, кресле), во время активных игр на кровати ребенок сам переворачивается со спины на живот и обратно, некоторые могут без посторонней помощи подниматься в манеже. Активизируется социальный фактор, кроха не может длительное время оставаться один, он постоянно требует общения, о чем сообщает активными движениями и громкими звуками. Хватательный рефлекс развит в полной мере, грудничок уверенно берет понравившийся предмет, может перекладывать его из руки в руку и выбрасывать;
  • полгода – активизируется мышечная масса, ребенок уже владеет своим телом, поэтому способен приподниматься, переворачиваться, многие начинают ползать. К полугоду малыши могут вырасти до 60-70 см, при этом масса тела будет в пределах от 5,5 до 9 кг. Активно режутся зубки, что причиняет немало беспокойства, важно на данном этапе помочь крохе отвлечься от болезненных ощущений при помощи резиновых прорезывателей и гелей.

Первое полугодие знаменуется появлением такого важного навыка, как ползание, теперь грудничок может заниматься активными играми без вашего участия, главное – предоставить ребенку в квартире безопасную территорию для исследования.


Календарь развития ребенка с полугода до 9 месяцев

Период после первой половины года жизни отличается собой активностью ребенка, сейчас, когда кроха уже умеет ползать, ему интересно изучить и потрогать все, что он видит вокруг. Особое внимание сейчас следует уделить психологическому развитию грудничка.

  • 7 месяцев – активное ползание входит в привычку, кроха с удовольствием проводит время на детском коврике с мягкими игрушками, любит гулять на улице, где с интересом все рассматривает. Теперь малыш точно узнает родные лица и голоса, различает свое имя и запоминает некоторые предметы по названиям. В это время вводят первый прикорм;
  • 8 месяцев – проявляется пинцетный захват – кроха может брать предметы не всей ладошкой, а двумя пальцами. Рацион питания расширяется, при этом увеличение роста и массы тела несколько замедляется, вместо этого активно развиваются навыки общения и разговора;
  • 9 месяцев – самые развитые малыши начинают вставать, держась за диван или стул, можно увидеть первые шаги, правда, пока с опорой. Это время для первого осознанного слова, «ма-ма, ба-ба т.д.».

Третий триместр года показывает, насколько социально адаптированным будет ваш малыш. Стремление познавать окружающий мир и общаться с родными у каждого ребенка проявляется по-своему, некоторые детки много времени проводят в самостоятельном изучении нового, а другие не могут остаться наедине и на пару минут. Подстраивайтесь под своего малыша, тогда его развитие будет проходить более успешно и быстро.


Календарь развития ребенка с 9 месяцев до года

Последний триместр первого года – самая активная стадия развития организма ребенка. Это время для первых шагов, выражения своих интересов и требований, а также для определения рамок дозволенного и запретного.

  • 10 месяцев – ползание может сопровождаться преодолением препятствий, детки пробуют перелезать через мягкие валики, стулья, впервые спускаются по ступенькам. Первые шаги будут неуверенными, но попыток ходить малыш уже не прекратит, поэтому следует обезопасить комнату от острых углов и опасных предметов;
  • 11 месяцев – рацион включает в себя овощи, молочные продукты, каши, фрукты и мясо, все эти компоненты необходимы для полноценного развития организма и восполнения энергии, которую ребенок тратит за день. С первым введением прикорма нужно начинать чистить зубки, это предотвратит развитие кариеса;
  • 1 год – ребенок знает, что можно и нельзя, помнит, где находятся интересующие его предметы и понимает практически все, что вы ему говорите. Проявляется характер малыша – он часто протестует против неугодных ему занятий, важно в это время научить его правильно выражать протесты – не криками, а с помощью общения.

Календарь развития ребенка по месяцам показывает, как должен развиваться детский организм в первый год и какие навыки в определенное время могут проявиться. Зная стандарты, вы можете помочь своему чаду развивать новые умения, характерные для его возраста.

Как развивать ребенка, интересует многих мам. При чем современные мамы готовы заниматься развитием малышей буквально с первых дней жизни. И в этом нет ничего удивительного - современный мир диктует свои условия да и дети, которые рождаются, они гораздо смышленее своих родителей. Итак, как развивать ребенка в первые полгода его жизни?

Как развивать ребенка в 0-2 месяца

Ничего сложного в раннем развитии нет. С первых дней жизни малышу важно как можно чаще видеть мамино лицо, ее мимику с близкого расстояния. Такую возможность нужно дать ему при кормлении. Когда ребенку 2 месяца, он отлично узнает маму по запаху. Поэтому нежелательно использование духов или туалетной воды с резким запахом.

Важную роль в жизни грудного ребенка имеют тактильные контакты. Чтобы их разнообразить, при купании грудного ребенка на дно детской ванночки можно положить махровое полотенце. Почаще берите малыша на руки, делайте ему массаж и просто гладьте его ручки, ножку, спинку.

Чтобы обеспечить ребенку общение и возможность овладеть интонациями родного языка, с ним нужно как можно чаще разговаривать. При этом, ребенок должен слышать голоса с различной интонацией. Речь должна быть взрослой, без сюсюканий и коверканий слов.

О чем говорить с таким крохой? О том, как вы его любите, о том, чем вы занимаетесь в настоящее время и чем будете заниматься с ним дальше. Прикасаясь к частям тела ребенка во время одевания и купания, можно называть их.

Для развития зрения можно показывать ребенку сочетание черного и белого цветов. К примеру, сшить полосатый чехол для бутылочки, если ребенок питается смесью.

Ни в коем случае не стоит забывать о физическом развитии ребенка. Когда ребенок не спит, нужно менять положение его тела, класть его на бочок, выкладывать на животик.

Помимо звуков маминого голоса, ребенок должен слышать и другие звуки. Можно позвенеть ему колокольчиком, познакомить с другими звуками в его окружении, включать для него приятную музыку, греметь погремушками, и др. Очень полезны совместные танцы с малышом под музыку: в ритме спокойного танца ребенок очень хорошо успокаивается.

С грудным ребенком месяцев можно уже даже начать играть в игры. Первой игрой обычно становится игра в прятки: мама может, одевая ребенка, прикрыть свое лицо пеленкой или вещами, а затем показать лицо со словами «ку-ку».

Как развивать ребенка в 3-4 месяцев

Возраст 3 месяца считается для детей, в определенной степени, переходным. Малыш уже многое умеет, и учится очень быстро.

На четвертом месяце необходимо стимулировать и зрение, и слух, и двигательную активность крохи. В этом помогут те же упражнения, что вы делали с ним до этого. Теперь для развития слуха можно начать произносить звуки, которые издают животные. Маме желательно постоянно разучивать новые стишки, песенки и потешки. Когда ребенок переодевается или купается, занимается гимнастикой или ему делают массаж, можно разнообразить активность произнесением этих стишков.

С малышом по-прежнему можно играть в прятки. А для других игр пользоваться яркими и по-разному звучащими погремушками. Можно познакомить ребенка со звуком часов, если он достаточно громкий. Обратить внимание, прислушивается ли он.

Малыша полезно оставлять голеньким на разных видах поверхностей. Это позволит нормально развиваться его тактильным ощущениям. Для нормального развития ребенка очень важны не только тактильные прикосновения, но и массаж. Как известно, в течение первого года жизни необходимо провести не менее 4 профессиональных курсов массажа. А мама каждый день может сама делать простейший массаж: гладить животик, ручки и ножки, сгибать и разгибать конечности малыша. Очень полезны для ребенка круговые движения тазобедренных суставов. Если ребенок еще не переворачивается сам, ему нужно помогать это делать, удерживая за ножки. Чтобы ребенок вовремя научился садиться, в этом возрасте его полезно брать за ручки и «присаживать» — но не сажать! Важно только следить за тем, чтобы ребенку при этом было комфортно. Получив эти знания о том, как развивать ребенка 4 месяцев, вы, несомненно, будете проводить свое время с ним более плодотворно.

Как развивать ребенка в 5-6 месяцев

Каждый месяц жизни ребенка приносит ему новые умения. Когда малышу исполнилось 5 месяцев жизни, появляются новые составляющие.

Если вы не делали этого раньше, перед сном ребенку можно начать петь колыбельные. Желательно выбрать из своего репертуара одну, которая теперь начнет ассоциироваться у ребенка с засыпанием.

Продолжаем развивать вестибулярный аппарат с помощью фитбола или кресла-качалки.

Продолжаем делать массаж: либо перед купанием, либо после него, чтобы расслабить и успокоить малыша.

Для развития координации можно сделать следующее: из детского одеяла изготовить небольшой валик и положить его под грудь ребенка. Опираясь на этот валик, малышу будет удобно хватать рукой игрушки, разложенные перед ним. Когда ребенок находится на игровом коврике, нужно следить за тем, чтобы положение его тела постоянно менялось.

Делая с ребенком зарядку, можно сопровождать ее песенками о тех движениях, которые вы делаете: придумывать песенки можно и самим по ходу дела. Это позволит ребенку ознакомиться и с частями тела, и с описанием различных движений.

Малышу по-прежнему нравится игра в прятки. Теперь уже можно не только прикрывать свое лицо, но и прятаться полностью, к примеру, за шторой. При этом, выглядывать из-за шторы с различных сторон, чтобы развивать внимание ребенка.

Чтобы стимулировать ребенка к движению, можно надеть на его ножку яркий полосатый носок или колокольчик. Пытаясь их достать, он будет больше двигаться, и движения его будут более скоординированными. Зная, как развивать ребенка, вы сделаете его бодрствование гораздо более интересным и насыщенным.

Основная задача второго триместра внеутробной жизни – научиться координировать движения глаз и рук. Поэтому будьте внимательны к тому, что сказал вам офтальмолог во время очередного визита в поликлинику. По крайней мере, не считайте посещение окулиста чем-то не важным, что можно отложить на «потом».

Если у малыша будут выявлены нарушения зрения, обязательно поинтересуйтесь не только, что нужно делать для коррекции, но и как заниматься с крохой, чтобы зрительные дефекты не повлияли на общее психическое развитие. Если врачи в поликлинике не смогут вам помочь, обратитесь к специалистам центров раннего развития или коррекционной педагогики, чтобы в будущем избежать диагноза «задержка психического развития»…

Ребенку четыре месяца

  • В четыре месяца ребенок уже умеет лежать на животе. Голова и плечи подняты над поверхностью, опора на ладони. Малыш внимательно с интересом разглядывает все вокруг, прислушивается, ощупывает то, что подвернулось под руку.
  • Четырехмесячный кроха прочно удерживает погремушку в руке, ощупывает, рассматривает игрушку. С висящими над кроваткой или шезлонгом игрушками может заниматься довольно долго – от 5 до 15 минут. Явно выделяет «любимые» и «нелюбимые» игрушки. Может проследить глазами за движением игрушки из одной стороны в другую.
  • Когда ваше чадо пребывает в хорошем настроении, подержите возле его рук мячик. Младенец начнет водить по мячу рукой. Движения его медленны, и он чрезвычайно внимателен к ним. Если положить мяч в кроватку или манежик около ног ребенка, кроха сможет отталкивать мячик, чтобы тот ударился о бортик и возвращался обратно.
  • Младенец узнает мать, радуется при ее появлении. Громко гулит и смеется при общении с взрослыми. Порой малыши великолепно интонируют звук разговаривающего с ним взрослого, гуля и агукая в том же темпе, громкости и ритме. Если вы разговариваете с ребенком, а затем прекращаете контакт, малыш реагирует на это негативно. Начинает плакать, смотрит вслед и т.д. Когда вы явно даете понять, что сейчас возьмете кроху на руки, он напрягается, пытаясь подтянуться и «подпрыгнуть» всем тельцем, возникает двигательное оживление.
  • Проведите следующий эксперимент. Ребенок лежит на спине. Вы размахиваете погремушкой в непосредственной близости от кроватки, но несколько ниже (чтобы малыш не мог видеть игрушку), а потом с другой стороны показываете младенцу погремушку (она не находится в направлении взгляда крохи). После того как ребенок повернется то туда, то сюда, он окончательно устремит взгляд в сторону игрушки, если его больше привлекает то, что можно видеть, и сосредоточится на звуке, если интерес представляет то, что можно слышать.

Ребенку пять месяцев

  • Если ребенку дать в руку погремушку, он будет очень внимательно ее изучать. А цветной предмет будет рассматривать дольше, чем бесцветный. Игрушку, особенно круглую, вроде мячика малыш может захватить обеими руками, при этом пальцы растопырены или сжаты в кулачок.
  • Из положения на спине (поддержите верхнюю часть туловища) ребенок стремится подняться, причем голову не только удерживает, но и пытается поднять выше. Лежа на животе, опирается на ладони выпрямленных рук. Если вы поставите малыша на ноги, он будет стоять ровно при поддержке, а из положения «лежа на спине» сможет перевернуться на живот.
  • Когда вы носите ребенка по комнате, он смотрит по сторонам, следит взглядом за движущимся человеком. Удерживает погремушку так крепко, что отобрать ее довольно трудно.
  • Хорошо различает близких и чужих, строгий и ласковы тон. Возникает начальное понимание обращенной речи: младенец прислушивается к голосу взрослого, правильно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса. Реагирует на направление звука, «поет», меняя интонацию.

Может подолгу произносить певучие гласные («а», «э», «ю», «я»), пытается повторят звуки, подражая взрослому. В речи крохи появляется первый слог «ба» или «ма». Ребенок громко смеется в ответ на эмоциональное речевое обращение к нему, тянется к зеркальному изображению.

К полугоду малыши начинают покорение вертикали. Лучшей помощью в этом нелегком деле будут маленькие гимнастические кольца или турничок, подвешенные над кроватью, в манеже, или просто над тем местом на полу, где ваше чадо в основном бодрствует.

В пять месяцев ребенок уже пытается сам сесть, садится при незначительной поддержке, а в положении сидя при боковом наклоне тела держит голову прямо. Однако не стоит сажать кроху «в подушки», как бы вам этого не хотелось! Лучший вариант – все еще шезлонг, где малыш находится в положении «полулежа»!

Имейте в виду, что подавляющее большинство детей сначала научаются твердо стоять и ходить у опоры, а потом уже садятся – именно при таком «раскладе» вы сможете избежать искривления позвоночника и смещения органов малого таза у младенца.

На пятом месяце при вашем посредничестве ребенок может познакомиться с самим собой в «полном объеме». Речь идет об «игрушке», которая будет приковывать внимание малыша и вызывать восторг в течение… всей последующей жизни. А именно о зеркале.

Первое знакомство с этим удивительным предметом желательно провести на руках у мамы или папы – взрослый все покажет, объяснит, а когда смотреть на себя надоест, займет другой игрушкой. Через недельку вполне можно оставлять кроху с зеркалом наедине.

Нынче продаются множество игрушек с маленькими зеркалами. Они забавны, но малышу вряд ли понравятся. Ведь в этот крошечный кружочек видно глаз, ухо, нос, максимум - пол лица. А карапузу надо видеть себя во весь рост.

Поэтому гораздо лучше, если вы предоставите сынишке или дочурке возможность лицезреть себя в большом зеркале, которое можно укрепить на стене напротив кроватки или над полом у игрового уголка. А чтобы малыш случайно не разбил зеркало, воспользуйтесь специальной пленкой, которую вы без труда найдете в отделах товаров для безопасности младенца.

Кстати, отсутствие интереса к собственному лицу и отражению – признак тревожный. Если малышу уже полгода, а лицо – свое, мамино, бабушкино – его так и не заинтересовало, обязательно скажите об этом врачу во время визита в поликлинику.

Ребенку шесть месяцев

  • Ребенок в шесть месяцев выделяет вещь из окружающего путем перемещения взгляда. Если держать погремушку на расстоянии 25 см от личика малыша, он будет смотреть на погремушку, потом на окружающие предметы, явно выделяя взглядом погремушку.
  • Если предложить ребенку бутылочку (грудь) и игрушку, его реакции будут различны: при виде бутылочки кроха открывает рот и совершает сосательные движения, а на куклу реагирует радостным комплексом оживления.
  • Если ребенок находится рядом во время вашей трапезы, он начинает проявлять интерес к содержимому взрослых тарелок. Это первый сигнал о возможности введения педагогического прикорма . При введении прикорма малыш легко учится есть с ложки и пить из чашки. Самое время переходить от бутылочки к поильнику!
  • Разговаривая с ребенком, меняйте выражение лица – от ласкового до сердитого. Малыш реагирует на эти изменения по-разному: морщит лоб, улыбается, гулит и т.д. Появляются первые признаки лепетной речи – карапуз даже может произносить отдельные слоги.
  • Реакции на свое и чужое имя носят разный характер. На свое имя ребенок реагирует комплексом оживления.
  • Малыш будет оказывать сопротивление, если взрослый попытается отобрать заинтересовавшую кроху игрушку. Внешне это может выражаться в реакциях неудовольствия, плаче, морщении личика или носика, сучения ножками.
  • Ребенок может слегка подползти и захватить руками игрушку, умеет переворачиваться с живота на спину.

Проблемы первого полугодия

  • безразличие к кормлению, человеческому голосу и игре;
  • подергивание лица и рук;
  • постоянное нарушение сна;
  • отсутствие или вялость реакции на свет и звук.

Если наблюдается хотя бы один симптом, необходимо срочно обратиться к специалисту!

Когда в семье появляется кроха, каждые мама и папа мечтают, чтобы он вырос самым умным и талантливым. Развивать карапуза можно начинать уже практически с рождения. Легкие игры и полезные упражнения в игровой форме будут способствовать развитию мелкой моторики, мышлению, речи, а так же сделают Ваш день интересным.

Рассчитывайте, что как минимум первый год жизни малыша, инициатором всех игр будете вы, родители. Ведь ребенок еще не знает, что такое игра. Однако, если вы видите инициативу со стороны ребенка, если уже в возрасте полугода он может придумать варианты игры, не мешайте ребенку, не пытайтесь отвлечь на свою игру, позвольте ему руководить игровым процессом.

И все таки, стоит помнить, что в каждом возрасте свои игры принесут наибольшую пользу в развитии малыша. Ваш кроха развивается с самого рождения, постоянно происходит совершенствование тех или иных умелок. И чем точнее вы сможете подобрать варианты игры, под текущую стадию развития малыша, тем больше пользы принесет игра.

Игры для малышей 1-3 месяцев

Игры первых месяцев жизни очень простые, но, поверьте, они доставят массу удовольствия как Вам, так и малышу.

Улыбка. Одна из первых игр, в которую родители начинают играть с малышом с первых дней. Правила просты: улыбайтесь малышу. Выполняя любые процедуры по уходу или просто разговаривая с малышом, всегда улыбайтесь ему, стараясь при этом вызвать ответную улыбку.

Где игрушка?
Уже со второй недели жизни малыш начинает реагировать на резкие звуки извне, а с третьей активно интересоваться ими. Поэтому возраст 3-4 недели самое время, чтобы начать играть в эту игру.
Сначала просто покажите ребенку игрушку-погремушку, покажите, что она может издавать забавные гремящие звуки, а затем спрячьте игрушку так, чтобы малыш ее не видел и погремите ей. Обязательно озвучивайте свои действия, спрашивайте у малыша «Где же погремушка, куда спряталась наша игрушка?» Затем покажите ее и прокомментируйте действие «Вот же она, нашлась». Если ребенок проявляет интерес и тянется к погремушке, дайте ее ребенку в ручку, помогите погреметь игрушкой. Раз в 4-5 дней меняйте игрушку, покажите, что разные игрушки-погремушки издают различные звуки.

Еще одна веселая и простая игра Высоко-Низко
Держа ребенка на руках, медленно опускайтесь на стул или диван, приговаривая «садимся ниже, ниже, ниже, еще ниже, вот и сели». Затем плавно поднимайтесь, приговаривая «выше-выше-выше, вот и встали».

Игра поймай маму или папу.
Одна из первых игр, в которых вы будете стимулировать малыша к активным действиям. Суть игры заключается в том, что вы своими действиями вызываете желание малыша тянуться к вам ручками. Наклонитесь к малышу, приласкайте, скажите ласковые слова, чтобы у малыша появилось желание потянуться к вам ручками. Стимулируйте его и словами: «Тянись, тянись к маме\папе. Вот молодец, дотянулся!»

Игры для детей 3-6 месяцев

В возрасте трех-шести месяцев ребенок все больше и активнее проявляет желание взаимодействовать с окружающей средой.

Отличной игрой в это время станут Прятки.
Подойдите к кроватке малыша, закройте лицо ладошками или пеленкой, спросите «Где же мама?», откройте лицо и скажите «А вот она». Так же можно прятаться и просто за спинкой кроватки. Кроме всего прочего такая игра уже с первых месяцев помогает малышу понять, что мама даже если пропала и ее не видно, обязательно появится. Таким образом выстраиваются доверительные отношения с малышом.

Первые звуки и «разговоры»
В возрасте четырех-пяти месяцев малыш начинает пытаться произносить свои первые простые слоги. Повторяйте для него важные слоги: ма-ма, па-па, ба-ба. Если какие-то слоги уже начинают получаться у малыша - повторяйте за ним! У вас могут получиться очень занимательные и эмоциональные диалоги.
И, хотя вам может казаться, что малыш не слушает вас, поглощенный изучением мира, слушайте с ним музыку, читайте веселые детские стишки и потешки. Малыш все запоминает, а вы помогаете ему развивать и накапливать пассивный словарный запас!

Пальчиковые игры.
В возрасте 4-5 месяцев так же можно начинать делать с малышом пальчиковую гимнастику. Большинство детей очень любят пальчиковые игры. Подробнее о них мы расскажем в отдельной статье.

Знакомимся с миром.
Уже в возрасте 5-6 месяцев большинству детей становится интересен окружающий мир и предметы его населяющие. Поэтому лучшим развлечением для малыша в этом возрасте становится для малыша исследование мира. Смело берите ребенка на руки и отправляйтесь в путешествие по квартире. Останавливайтесь возле любых предметов, которые попадают в поле зрения малыша, проговаривайте, что вы видите, четок произнося названия предметов. Если видите, что малыш заинтересовался каким-то предметом - расскажите про него подробнее, дайте потрогать и подержать в руках.