Советские люди 80 х. Одинокий, но мудрый
Первая зимняя Олимпиада состоялась в 1924 году в Шамони, Франция. В нашем распоряжении старые фотографии, запечатлевшие яркие моменты спортивных соревнований и подготовки к этим самым соревнованиям.
1. Церемония открытия зимней Олимпиады 1924 года.
На фото традиционное олимпийское приветствие французских спортсменов, а вовсе не фашистов - сборная Германии вообще не участвовала в Играх 1924-го.
Кстати, в 1924 году не было главного символа Олимпийских игр - Огня. В наше время зажжение факела является кульминационным моментом церемонии открытия Игр, а сколько миллионов рублей было потрачено на олимпийскую эстафету в России - даже сложно представить!
2. Подготовка к соревнованиям - уборка снега со стадиона.
3. Фигурное катание в 1924 году.
Первые медалисты в фигурном катании (слева направо): Херма Сабо (Венгрия, золото), Эфель Макелт (Великобритания, серебро), Беатрис Лугран (США, бронза).
4. Главный феномен Игр 1924 года: норвежка Соня Хени приехала на Олимпиаду в Шамони в 11-летнем возрасте. Во Франции Соня заняла последнее место, однако на вторых и третьих зимних Играх она неизменно брала золото.
5. Выступление юной спортсменки.
6. А это уже парные соревнования!
7. Кёрлинг 1924 года.
В турнире по кёрлингу участвовали всего четыре команды. Причем две сборные представляли Швецию. А первое олимпийское золото в этом виде спорта завоевали британцы.
8. Сборная Франции по хоккею проходит вдоль трибуны со зрителями. Всего в первых зимних Играх в Шамони принимали участие 16 стран. Было разыграно 16 комплектов наград. Больше всего медалей (17) оказалось у сборной Норвегии: 4 золотых, 6 серебряных и 7 бронзовых наград.
9. Вип-трибуна, которая по современным меркам смотрится довольно скромно.
10. Хоккейная сборная Канады образца 1924 года была сформирована из игроков любительского клуба Toronto Granites. На Играх в Шамони «кленовые листья» завоевали уже второе олимпийское золото (первую золотую медаль они выиграли на Играх в Антверпене в 1920 году).
11. Хоккей. Сборная Канады против сборной США в 1924 году.
В 1924 году сборная Канады разгромила команду США со счетом 6:1.
12. Прыжок с трамплина.
Первая зимняя Олимпиада состоялась в 1924 году в Шамони, Франция. Старые фотографии тех лет запечатлели яркие моменты спортивных соревнований и подготовки к ним.
1. Церемония Открытия Зимней Олимпиады 1924-го года.
На фото вы видите традиционное Олимпийское приветствие французских спортсменов, а вовсе не фашистов – сборная Германии вообще не участвовала в играх 1924-го.
Кстати, в 1924-ом году не было главного символа Олимпийских игр – Огня. В наше время зажжение факела является кульминационным моментом церемонии открытия игр, а сколько миллионов рублей было потрачено на олимпийскую эстафету в России – даже сложно представить!
2. Подготовка к соревнованиям – уборка снега со стадиона.
3. Фигурное катание в 1924-ом году
Первые медалисты в фигурном катании (слева направо): Херма Сабо (Венгрия, золото), Эфель Макелт (Великобритания, серебро), Беатрис Лугран (США, бронза).
4. Главный феномен игр 1924-го года:
норвежка Соня Хени приехала на Олимпиаду в Шамони в 11-летнем возрасте. Во Франции Соня заняла последнее место, однако на 2-х и 3-х зимних играх она неизменно брала золото.
5. Выступление юной спортсменки.
6. А это уже парные соревнования!
7. Кёрлинг 1924-го года
В турнире по кёрлингу участвовали всего четыре команды. Причем 2 сборные представляли Швецию. А первое Олимпийское золото в этом виде спорта завоевали британцы.
8. Сборная Франции по хоккею проходит вдоль трибуны со зрителями. Всего на 1-ых зимних играх в Шамони принимали участие 16 стран. Было разыграно 16 комплектов наград. Больше всего медалей у сборной Норвегии (17): 4 золотых, 6 серебряных и 7 бронзовых наград.
9. ВИП-трибуна, которая по современным меркам смотрится довольно скромно.
10. Хоккейная сборная Канады образца 1924-го года была сформирована из игроков любительского клуба Toronto Granites. На играх в Шамони “кленовые листья” завоевали уже второе олимпийское золото (первую золотую медаль они выиграли на играх в Антверпене 1920-ом году).
11. Хоккей. Сборная Канады против сборной США в 1924-ом году
Хоккейная сборная Канады образца 1924-го года была сформирована из игроков любительского клуба Toront
Снимки с историями от прославленного фотографа Игоря Гаврилова, посвятившего своей непростой профессии более 40 лет.
Игорь Гаврилов – живая легенда советской фотожурналистики. Его работы удивительны, каждая фотография − это жизнь, не прикрытая, а пойманная врасплох. Многие гениальные снимки автора не публиковались в свое время лишь потому, что были слишком правдоподобны.
Для Игоря главный жанр – аналитический репортаж. Главная цель в работе – сфотографировать правду, в поисках которой он объездил всю Россию, работал в 50 странах зарубежья, фотографировал практически во всех горячих точках страны, на седьмой день после взрыва летал над реактором Чернобыльской АЭС.
Профессионализм, огромная любовь к своей работе, и правильные принципы сделали работу Игоря значимой и всемирно признанной. Снимки фотографа публиковались в самых престижных мировых изданиях: Paris Matsh, Le photo, Stern, Spiegel, Independent, Elle, Рlay boy – и многих других. Номинирован на название «Лучший фотограф года» от журнала «Time». Лауреат премии World Press Photo.
В издании «Русский репортер » вышел материал, для которого отобрали 50 кадров фотографа, сделанных им в самые разные периоды жизни – от студенческих лет до недавних поездок по планете. Игорь рассказал о каждом снимке − где-то в двух словах, где-то подробно, а где-то – и с отступлениями в более общие темы.
Получился пронзительный рассказ, заставляющий смотреть на фотографии совсем под другим углом.
Коммуналка
(Collapse )
Конец 80-х – начало 90-х. Коммуналка. Выглядит как декорация на «Мосфильме», где строятся временные перегородочки, изображающие какую-то жизнь. Но это вполне себе реальная квартира.
Меня попросили снять тему про коммуналки. Я не только в одной этой квартире был, а напряг всех своих знакомых, которые знают или имеют знакомых, живущих в коммунальных квартирах. Но вот эта меня совершенно поразила. В кадре − большая комната одной семьи. Там вот в углу сидит мать, внизу под нами это ее дочка, весьма милая. Они просто разгородили эту большую комнату фанерной перегородкой, чтобы как-то отделиться друг от друга. Но разгородили не до потолка, а до середины, и поэтому можно было забраться на эту перегородку, и оттуда сделать такой кадр. Помню, пылища там не протиралась, я думаю, полгода или год, слез я оттуда весь в какой-то паутине, пыли, черте в чем.
Символ эпохи
То, с чем мы жили и достаточно долгие годы, когда человек приходил в магазин и видел там совершенно пустые прилавки. Это начало 90-х или 89-й.
«Где ты был?…»
Кадр с самой несчастливой судьбой. Я его сделал на Западной Украине, в городе Ивано-Франковске. В те дни туда съехалось достаточно большое количество иностранцев из соцлагеря, много корреспондентов. Я шел в пресс-центр из гостиницы и увидел такую сценку на автобусной остановке. Буквально два раза нажал. На меня набросился какой-то военный, стал кричать на весь Ивано-Франковск, что я порочу советский образ жизни, почему я снимаю инвалидов, откуда я взялся.
В «Огоньке» кадр не напечатали, и куда бы я его ни предлагал, его нигде не принимали. Главный редактор журнала «Советское фото» лично своими руками этот кадр три раза выкладывала из коллекций, которые посылались на какие-то международные фотоконкурсы – «Интерпресс-фото» или World Press Photo, сопровождая свои действия нелицеприятными комментариями.
Задули ветра перестройки. В «Советском фото» собрался полный редакционный зал московских фотокорреспондентов, предмет обсуждений - как осовременить журнал. Я достал этот снимок со словами: «Просто вот такие фотографии печатайте». И в ответ услышал: «Игорь, а где же вот ты раньше был, почему вот ты такие кадры не приносил в «Советское фото»?»
Одинокий, но мудрый
Это День Победы, год примерно 76-77. Такая сценка образовалась на набережной. Я считаю, что самый мудрый – это тот, который посередине стоит один, он делом занимается: пьет пиво, ест бутерброд. А эти еще неизвестно, чем будут заниматься.
Землетрясение в Армении
Списки людей, которых нашли и сумели опознать. Они висят на стекле – пресс-центр там импровизированный в каком-то зданьице – и вот люди все время подходят, читают.
Главный инженер швейной фабрики. Его выкапывали из завалов разрушенной фабрики 2,5 часа, все это время я стоял под качающейся плитой на торчащей балке. Понятно, что за два с половиной часа я мог наснимать массу фотографий, но какая-то сила держала меня на этом небезопасном месте. Три, четыре кадра – все что я успел снять со своей позиции. Мог ничего не снять. И все-таки это один из лучших кадров вот в этой серии. Вот кто мне помог? Я склонен думать на Него. Ну да, а может быть просто так получилось.
Когда я приехал в Москву, показал фотографии, «Огонек» дал номинально один разворот достаточно спокойных фотографий. И мне было очень больно.
Я надеялся, что напечатают больше фотографий и более сильных. И я отправил это все в «Тайм», и «Тайм» вышел с главным репортажем номера. И они номинировали меня за этот репортаж на лучшего репортера года.
Первый Международный конкурс парикмахеров в Москве
Это начало 80-х. Девушки на снимке − модели конкурса, им сушат прически вот под этим прекрасным плакатом. Самое интересное то, что этот снимок был опубликован в журнале «Огонек» в те годы, до перестройки, но несколько скадрированный. Главный художник вынес из кабинета большие ножницы длиной сантиметров 20 и со словами «ты что, ох…, Гаврилов» отрезал плакат.
Похороны Высоцкого
Таганка, напротив театра. Похороны Владимира Семеновича Высоцкого. Я простоял у гроба в театре часа два, не мог уйти. С экспозицией ошибся, а когда вышел на площадь, это все увидел. И только сейчас вот, буквально в этом году я понял, что на самом деле похороны Высоцкого – это первый несанкционированный митинг в Советском Союзе. Первое всенародное неповиновение той власти, когда люди пришли – никто их не созывал, никто их не загонял, как это делалось на демонстрации 7 ноября или 1 мая, − а они пришли.
Слишком свободный
Спецприемник в Москве на Алтуфьевском шоссе. Я там снимал несколько раз и всякий раз – с большим интересом. Ну, что говорить? С большой болью – это слишком напыщенно. Да нет, боли-то особой не было. Но детей жалко. Туда собирают всех убежавших из дома, найденных на вокзалах, на улицах.
Вот этого мальчика когда стригли, с него вши прыгали, метра на три от него. Я еле успевал отмахиваться, думал, что сам весь завшивлю, пока его снимал.
Безотходное производство
70-е, Москва. Безбожный переулок. Напротив вот того окошка, в которое люди сдают посуду, только что отмытую от этикеток в луже, находится магазин «Минеральные воды» – достаточно известный в Москве. Для того чтобы сдать посуду, получить деньги, перейти напротив и купить вина или пива, которое там тоже продавалось, люди этим делом и занимались.
Жизнь после Афгана
Конец 80-х. Подмосковье. Это реабилитационный госпиталь для солдат, вернувшихся из Афганистана. Там такие вот мальчики были. Целый госпиталь – человек 500, которые только что вернулись оттуда и видели смерть. С ними трудно приходилось персоналу.
Лучшая фотография 1990 года в Америке
6 ноября 1990-й год, задание журнала «Тайм» − снять оформление города перед 7 ноября. Это последнее 7 ноября, когда прошла коммунистическая демонстрация. Кадр был напечатан в «Тайме», и потом он вошел в лучшие фотографии года в Америке – здоровая книга, она у меня есть. А назавтра уже ничего не стало. Все, последняя демонстрация, последний парад. Абзац.
Фотография не стоит горя, причиненного ради этой фотографии
Я снимал что-то в Грузии – и вдруг сошла лавина в Сванетии. Один мужчина-сван оказался внизу, когда сошла лавина на его село, и вот по горным дорогам мы вместе поехали на место трагедии. Наша дорога заняла три или четыре дня. Приехали – все селение разрушилось. Я начал снимать. Никого не было на улицах, никого абсолютно. И вдруг я увидел, вот к этому остатку дома поднимаются вот эти люди – мужчина, женщина и ребенок, они несут в руках стаканчики маленькие с чачей или с водкой. У мужчины на груди портрет погибшего под лавиной его родственника. Я понимаю, что я сейчас могу сделать достаточно такой жесткий кадр. Они идут. Я знаю, где его делать, знаю, как его делать. Жду. Вот они подходят, я поднимаю аппарат к глазам, один раз нажимаю. Тишина полнейшая – горы. И мужчина этот на меня посмотрел. За спиной у меня стоит мой сван, с которым я приехал, вот он мне положил руку на плечо и говорит: «Ему не нравится, что ты фотографируешь».
И я не стал больше снимать, не сделал ни одного кадра. Женщина плакала, рыдала, на колени бросалась и снег разгребала, и ребенок стоял в стороне такой странный, с какой-то шапкой, на один глаз натянутой, и мужчина. Я не стал снимать. А когда все это закончилось, мужчина подошел ко мне и пригласил на поминки в землянку. Чужих приглашать на такие мероприятия там не принято, но меня пригласили за проявленное уважение.
Ни одна фотография не стоит горя, причиненного людям ради этой фотографии. Можно потом оправдываться – вот ее увидят миллионы, то, се, пятое, десятое. Несмотря на жесткость нашей профессии, на жесткость тех ситуаций, в которых мы иногда бываем, нужно, прежде всего, оставаться человеком, а потом уже – профессионалом.
Детки в клетках
Самая первая публикация в журнале «Огонек» из мест не столь отдаленных – раньше в Советском Союзе такого рода материалы не печатали. Это Судская колония для несовершеннолетних преступников. За четыре дня я сделал материал, который, в общем-то, принес мне достаточно много славы и много медалей, был опубликован в Independent Magazine английском, и во многих книгах был опубликован. Тогда не было цифровой камеры, я не мог на дисплее посмотреть, а правильно ли у меня тень упала. Я именно этой тени и добивался. Это в карцере, парень сидит и смотрит на меня, хотя я даже не просил его смотреть.
Дорога смерти
Начало пути на Памир, начало 80-х. Это одна из самых трудных командировок. Мы проехали по дороге Хорог – Ош, а эту дорогу называли дорогой смерти. Там высокогорье, 4,5–5 тысяч метров, дорога – серпантины, обрывы. И коробка передач у нас полетела на машине. Если бы не пограничники… Там все друг другу помогают, потому что понимают, что остановись ты на этой дороге на ночь, и ты можешь уже не проснуться.
Погода нелетная
Это «Домодедово» аэропорт, 70-е годы. Я бегу от электрички к зданию аэровокзала. Была плохая погода, и долгое время самолеты не летали, и поэтому все неулетевшие рассосались по аэропорту и вокруг. Человек на снимке – не улетел, он спит вот в конце этого железнодорожного «путя».
Это Сахалин, 1974 год. Я поехал на практику студенческую фотокорреспондентом стройотряда. На этом кадре мои друзья-однокурсники. А тот человек, который держит за ноги непонятно кого уже – это Егор Верен, который сейчас один из руководителей «Интерфакса». Это ребята под теплотрассой прокладывают электрический кабель, один другому передают конец.
Еще подборка из лучших снимков фотожурналиста:
Мода
Для одежды, причесок, макияжа 80-х годов была характерна чрезмерность. Она выражалась во всем: яркая косметика, большое количество туши на ресницах, объемные начесы, насыщенные или неестественные оттенки волос, массивные подплечники, непропорциональные силуэты, необычные и даже кричащие, порой раздражающие глаз, сочетания цветов.
Для моды 80-х годов была характерна чрезмерность
В 80-е годы считалось очень модным использование вещей от популярных брендов, среди которых оказались «Vivienne Westwood», «Yves Saint Laurent», «Jean Paul Gaultier», «Claude Montana» и многие другие. Все они провозглашали яркость, гиперболизированность образов. Эти черты прослеживаются настолько легко, что отличить характерный стиль 80-х может даже человек, далекий от мира моды и не интересующийся историей развития тенденций в одежде.
В 80-е годы Мадонна придерживалась образа сексуально-раскрепощенной девушки
Несмотря на общие характеристики стиля 80-х годов, существовало еще четыре дополнительных подвида, каждый из которых использовался в то время. Самым популярным вариантом оказался агрессивный стиль. Его легко узнать по подчеркнутой сексуальности нарядов, причесок и макияжа. Женщины надевали вещи с леопардовым узором, короткие юбки, колготки в крупную сетку, носили откровенную одежду из кружева, кожи и стрейча.
Брук Шилдс в стиле агрессивной сексуальности, 1982 год
Чтобы подчеркнуть сексуальность образа, они делали химическую завивку, мелировали или обесцвечивали волосы, пользовались темными тенями в больших количествах и, конечно, подчеркивали губы яркой помадой.
Одежда, которая использовалась в спортзале, применялась и в повседневной жизни
Второй популярный вариант стиля тех лет - спортивный. Поскольку в 80-е было очень модно иметь подтянутое и сильное тело, женщины добивались результата, занимаясь спортом и даже решаясь на пластические операции. Они носили одежду с большими подплечниками, чтобы подчеркнуть «мужественность» фигуры, а также борцовки, облегающие шорты, яркие боди в сочетании со светлыми колготками, короткие топы, мини-юбки и другую одежду, подчеркивающую достоинства фигуры. Объемные прически часто дополнялись лентами или повязками для волос. Что касается макияжа, то в моде была темная подводка для глаз, румяна и яркая помада.
Стиль бизнес-леди 80-х
Были и два относительно спокойных стиля. Бизнес-леди выбирали костюмы с очень широкими плечами, контрастировавшими с узкой, стянутой поясом талией. Они предпочитали химическую завивку и небольшие начесы, сдержанный, но эффектный макияж, прямые юбки и платья.
Романтический стиль 1980-х
Что касается любительниц романтического стиля, созданного благодаря принцессе Диане, то они использовали одежду из мягких тканей и кружев, завивали локоны и выбирали неброский, очень мягкий макияж.
Субкультуры
В середине 80-х годов, в преддверии эпохи гласности, молодежные субкультуры стали появляться как грибы после дождя. В СССР наибольшую популярность приобрели металлисты, «Митьки», панки и любера.
В 80-е в СССР были популярны металлисты, «Митьки», панки и любера
Молодежная субкультура, вдохновленная музыкой в стиле метал, появившаяся в 1970-е годы, в Советском Союзе стала популярна только с середины 80-х. Субкультура металлистов была лишена ярко выраженной идеологии и сосредоточена только вокруг музыки. Тем не менее, тексты метал-групп пропагандировали независимость, самостоятельность и уверенность в себе, культ «сильной личности». Для многих металлистов субкультура служила средством отчуждения от «серой реальности», формой молодежного протеста. Что касается моды, то стиль металлистов можно описать так: длинные волосы у мужчин (распущенные или собранные в хвост), преимущественно черный цвет в одежде, кожаная мотоциклетная куртка «косуха» или кожаный жилет, напульсники (кожаные браслеты с заклепками или шипами), проклепанные ремни, цепи на джинсах и так далее.
Заметка о металлистах в журнале «The Face», 1988 год
К культурным объединениям можно отнести и «Митьков». Данная группа сложилась в 1980-е годы и быстро переросла в массовое движение, объединив художников, музыкантов, поэтов, писателей и многочисленных «сочувствующих». «Митьки» стали одной из главных составляющих ленинградского неофициального искусства второй половины XX века. Вокруг субкультуры сформировалось своеобразное общественно - эстетическое движение, участники которого проявляли себя в изобразительном искусстве, прозе, поэзии. Отличительная внешняя черта - тельняшки.
С «Митьками» дружили многие выдающиеся люди своего времени, в частности, Борис Гребенщиков (в центре)
Другим движением, возникшим в городе Люберцы Московской области в конце 70-х годов XX века и существовавшим до 1990-х годов во многих городах СССР, были любера. Представители данного объединения занимались культуризмом в подвалах («качалках»), рукопашным боем, боксом, плаванием, бегом, прыжками и другими видами спорта. Характерная «униформа» люберов - широкие клетчатые штаны, кожаные куртки или «аляски», белые рубашки и узкие черные галстуки. В качестве головного убора долго продержались клетчатые кепки.
Одним из самых колоритных движений 80-х стали любера
Причины агрессии люберов неизвестны, но очень скоро они стали враждовать со всеми неформальными объединениями молодежи. Во время рок-концертов в столице накачанная молодежь из хулиганских побуждений вступала в стычки с их участниками. Боеспособность люберов позволяла им наводить страх и нападать на противника. В ответ неформалы (в основном металлисты) крупными группами совершали выезды на Арбат и Калининский проспект, где возле некоторых кафе находились традиционные места сбора «клетчатых», и путем рукоприкладства выясняли отношения. В начале 90-х годов многие из люберов перешли в уголовные структуры.
Любера, 1988 год
Еще одной субкультурой, появившейся в СССР в середине 80-х годов, критически настроенной по отношению к обществу и политике, были панки. Имидж этой субкультуры, пожалуй, был самым пестрым и эпатажным. Прежде всего, это прическа - гребень из волос, именуемый «ирокез». Что только не использовала молодежь для его создания! В ход шло пиво, лак, бриллиантин, мыльный или сахарный растворы…
Тусовка панков в сквере у Никитских ворот, 1988 год
С началом 90-х годов движение панков распалось на множество более мелких и более привлекательных, например, грандж, готик-рок, фолк-панк и другие.
Сленг
Культуру молодежи 80-х годов отличало и наличие сленга. Большинство слов, конечно, осталось в прошлом, но некоторыми мы пользуемся и сегодня.
Обломаться - потерять к чему-либо интерес, пасть духом, остаться ни с чем, «перегореть».
Сeйшн - концерт.
Утюг - фарцовщик (скупщик или спекулянт), скупающий у иностранцев вещи и валюту.
Аскать - просить деньги на улице у прохожих.
Береза - работники добровольной дружины, которые помогали милиционерам проводить воспитательные санкции по отношению к неформальной молодежи.
На танцах, 1987 год
Сестра, систеp - системная девушка.
Мочалка - девушка, которую «красоткой» никак не назовешь
Система - общее название всех неформалов.
«Турист» - популярная среди системщиков недорогая кофейня, находившаяся у Бульварного кольца, распространенное место их встречи.
Вписать - пустить переночевать к себе домой хороших людей.
Культуру молодежи 80-х отличало и наличие сленга
И напоследок, рассказ о том, как дискотека 80-х для кого-то закончилась не очень хорошо:
«Ходил вчера на сейшн с корешом и чувихой его, четкой биксой. Музыка - отпад, чуваки на сцене зачетно прыгали. Все было круто, пока не понаехали менты и не свернули диско. Оказалось, какой-то утюг прямо на сейшене толкал всякую фигню, ну, его и приняли».