Время 80 х. Маленькие зарплаты, большие возможности

«Время» - под таким названием появилась информационная программа в 1968 году на Центральном телевидении, на котором она выходила до 1991 года. В 1991 году она также выходила в эфире Всероссийской государственной телерадиокомпании, с 1994 по 1995 года - на «Останкино», а начиная с 1995 года - на Первом канале.

Ведущие программы "Время" Юрий Ковеленов

Над производством программы работали в период с 1968 до 1991 года Главная редакция информации при Центральном телевидении, в 1991 году - Студия информационных программ при Всесоюзной телерадиокомпании, в 1994-1995 годах - Информационное телевизионное агентство, и с 1995 - Дирекция информационных программ Первого канала.

Ведущие программы "Время" Нонна Бодрова

За программой закрепилось постоянное эфирное время, начиная с 1972 года, которое было назначено на 21:00 с хронометражем, равным 30 минутам. До 31.12.1989 года в 12:30 также выходил повтор программы.

Ведущие программы "Время". Игорь Кирриллов

В 1968 году 1 января программа «Время» вышла эфир впервые. До этого выходили в эфир «Телевизионные новости», отличающиеся небольшим эфирным временем, и еженедельное обозрение под названием «Эстафета новостей». Основателем программы является выдающийся журналист советской эпохи Юрий Летунов. Начиная с 1986 года в программе «Время» ввели сурдоперевод.


Ведущие программы "Время" Нонна Бодрова, Виктор Балашов

В период с 1967 и до 1980 годов в эфир программа выходила из телецентра, расположенного в Москве на ул. Шаболовка, потом из АСК-1 «Останкино», начиная с 1990 года она выходила из АСБ -21 в АСК-3 «Останкино», а уже в марте 2008 года выпуск программы стал происходить из новостного комплекса Первого канала, который был открыт в результате переоборудования концертного зала «Останкино».


Свою концепцию очередности преподнесения новостей программа сформировала уже в первые годы своего существования. Данная концепция действует и по сегодняшний день: сначала идет протокол по первым лицам государства, затем новости с периферии, далее следуют новости экономики, культуры и спорта в той же последовательности, а, напоследок, прогноз погоды.

Первый цветной выпуск программы вышел в 1974 году. Праздничные выпуски программы, выходившие в эфир на 1 мая и на 7 ноября, содержали трансляции демонстраций и военных парадов, проходивших на Красной площади, и шли в прямом эфире, начиная с 9:45.


Ведущие программы "Время" Шатилова Анна Николаевна

В период застоя телепрограмма «Время» была основной программой информационного характера, и отличалась достаточно предвзятым освещением событий, которые проходили в СССР и иных странах. Корреспондентские бюро информационной программы располагались в более 40 странах. Свое название «Время» программе вернулось в заставку 16.12.1994. Начиная с 01.04.1995 года, началось вещание программы по Общественному Российскому Телевидению, а уже с 11.03.1996 началось и производство. С 26.05.1996 выход программы в эфир стал осуществляться и по воскресеньям, но уже в 20:00. С сентября 1999 года будничные и субботние выпуски программы получили новое название «Время. Информационный канал», а также «Время. Аналитическая программа». Также появилась программа «Здесь и сейчас», закрытая в апреле 2001-го года, которая выходила в рамках программы «Информационный канал». Свое первоначальное название «Время» программа получила в июне 2001-го года, а осенью появилась программа «Ночное время», которая выходила только в будничные дни (понедельник-четверг).


Каждые 25 лет мода вновь возвращается на подиумы. Основа похожа, но одежда становится более адаптированной под современность. Именно в наши дни мы наблюдаем «засилье вещей» в из советского периода прошлого столетия. Что собой представляет стиль 80-х годов в одежде женщины? Фото, интересные варианты ансамблей, как выбрать «свой образ» мы расскажем в этой статье.

В одежде того времени произошла настоящая революция. Именно тогда скромность отошла на второй план и гардероб модниц начал пестрить яркими вещами. Это стало отголоском развития ведущих субкультур: музыкальной, танцевальной, спортивной. Стали популярны такие себе противоречивые образы с обилием ярких надписей и принтов на одежде, бахромы, страз, блесток, разноцветных пуговиц, кислотного цвета тканей, безразмерных вещей.

В преимуществе были 4 ярких образа: агрессивной деловой женщины, одежда в стиле секси, романтический и поклонницы фитнеса. Бизнес-леди одевались в мини юбку, широкий просторный пиджак в стиле клубного блейзера или двубортный пиджак с выраженными плечами.


Икона стиля 80-х – принцесса Диана, часто являющаяся в пиджаках с широкими плечами. Селебрити тренд – это также ее заслуга. Она ввела моду на вечерние наряды и шляпки, вошедшие в повседневность. Они перестали быть атрибутом только аристократов.

80-е – эпоха контрастов. Одним из самых популярных считался стиль секси. Слишком популярными на то время лайкрой и стрейчем молодежь любила обтягивать тело, чтобы показать свою фигуру. Легинсам, трикотажному платью-трубе, коротким юбкам-баллонам все больше отдавали предпочтение советские люди. Типичный выходной костюм модницы 80-х состоял из невообразимых вещей: ярких розовых лосин, кружевной коротенькой юбочки, широкого топа с кричащим принтом и спадающим плечом, джинсовой или кожаной куртки до талии, широкого ремня на бедрах, туфель-лодочек.

Хорошая физическая форма вошла в моду в стиле 80-х годов в одежде женщины. Фото в модных журналах подтверждают это. После выхода видеокурса аэробики в массы весь СССР «заболел» модными спортивными вещами. Спортивный костюм преимущественно ярких цветов быстро завоевал популярность среди тех, кто и не думал заниматься спортом.

Одежда уже теряла свое практичное значение, а приобретала демонстративный характер. В эти годы советский народ узнал об известных зарубежных брендах в одежде. Женщины начали следить за модой прет-а-порте и всячески старались подражать модницам с экранов телевизоров и журналов. Лейбы известных брендов стали иметь огромное значение. Их начали пришивать даже к обычной одежде с лицевой стороны. Однако в стране царил безумный дефицит на одежду, и каждый доставал брендовые вещи, как мог.

В то время у людей складывалось мнение, что полуспортивная ветровка – это верх парижского шика, тогда зародилась страсть к объемным плечевым поясам, а похожие на мужские женские жакеты стали обретать новую жизнь. Были заложены основы нового стиля, то есть в открытую началась борьба противоположностей. Появились драматические сочетания цветов: на фоне черного красный, синий, белый.

Модные платья

Дизайнеры представляли идеальную фигуру женщины в форме песочных часов, поэтому подобный крой сопровождал модные платья периода конца СССР. Популярны были раскрепощенные агрессивно-сексуальные модели, но и романтичные фасоны пастельных или насыщенных тонов также носили. Популярный фасон платья кроя «летучая мышь», мешковатые модели и платья-футляр одевали модницы, предпочитающие стиль 80-х годов в одежде женщины. Фото:

Ворот оформлялся всегда неординарным способом, зачастую использовался прием с одним оголенным плечом. Легкость и беспечность силуэту придавали широкие рукава, глубокий треугольный вырез со складками или драпировкой. Приветствовалась клетка, горошек, цветочные мотивы. Украшали платья кружевом, шили изделия из следующих тканей:

  • тюль,
  • гипюр,
  • шелк,
  • крепдешин,
  • кашемир,
  • твид,
  • хлопок,
  • габардин,
  • трикотаж,
  • люрекс.

Брюки и джинсы

Популярны были брюки-бананы различной расцветки – широкие сверху со складками или сборками зауженные книзу. Они зачастую сопровождались причудливым принтом.

В середине 80-х в моду вошли вареные джинсы, которые советский народ делал самостоятельно при помощи вываривания обычных джинсов в воде с белизной. Это было аналогом дорогих зарубежных моделей, которые простому человеку были не по карману.

На закате 80-х в моду вошли джинсы-пирамиды. Это объемные сверху и зауженные к низу штаны с подкатом в виде манжета на голени. Светло-голубые модели с изображением верблюда на заднем кармане считались самыми модными трендами стиля 80-х годов в одежде женщины. Фото:

Жакеты, пальто, куртки

Так как в эти годы произошла сексуальная революция и женщины стремились быть во всем похожими на мужчин, то и в одежде отображались подобные настроения. Эпоху 80-х отличали женские жакеты с широким плечевым поясом, что напоминало мужской образ. Достигался такой эффект благодаря объемным подплечникам.

Широкие пальто в 80-е годы шили из кожи, кашемира, драпа. Они были зауженные книзу широкие в бедрах либо свободные двубортные модели под пояс.

Зимой носили «дутики» – стеганные куртки яркой расцветки на молнии с кнопками. Сделаны они были из мягкого не шуршащего капрона с утеплением.

В моду вошли куртки-косухи, явившиеся наследием рок-музыкантов. Это были короткие кожаные изделия с косой молнией.

Трансформация 80-х в моду наших дней

Разноплановая одежда того времени прекрасно вписывается в современные реалии, когда женщина может позволить себе абсолютную демократичность во внешнем виде. Однако сегодня возможен более широкий спектр сочетания цветов. В 80-х такого еще не было. Они только послужили началом в экспериментах с одеждой.

Принцип трансформации вещей был довольно актуален в 80-е. Сегодня это также пользуется популярностью. Шарф-хомут в наши дни не что иное, как шарф-труба в 80-е, который служил и шарфом и головным убором.

Мужской гардероб также активно присутствует в женских образах, как и 25 лет назад. Женщины любят кожаные куртки, свитера и пальто oversize, комбинезоны, зауженные брюки.

Снова в моде лосины и легинсы. В наши дни они не такие яркие и более практичные. Их теперь можно носить зимой и летом.

Широкая в плечах одежда сегодня популярна, как и в те годы. Наблюдаем мы не настолько объемный верх в женских повседневных нарядах, но дизайнерам свойственно фантазировать на эту тему. Хотят они видеть женщин с широким плечевым поясом, что в реальной жизни неприменимо. Такая одежда скорее подходит для подиумов и богемных вечеринок.

В конце 80-х годов в моду вошли вязанные и тканевые пончо. В наши дни существует большое разнообразия этого удобного и практичного предмета гардероба.



Блузу с бантом, широкие брюки, юбку-татьянку, джинсовые шерты с высокой посадкой, ажурные гетры в сочетании с массивной обувью, юбку-годе, куртку-косуху, джинсы-варенки, шапку-петушок, платье-летучую мышь, свитер с оленями, разноцветный деним – все это можно увидеть в современной моде, как отголосок прошлого. Если подобные вещи встречаются в гардеробе современной девушки, то она непременно будет самой модной среди всех.

Чтобы выглядеть в духе 80-х и не потеряться в нынешнем времени нужно:

  • совмещать современный гардероб с некоторыми актуальными вещами восьмого десятилетия XX века;
  • иметь у себя одежду с подплечниками;
  • надевать блестящие вещи с ассиметричным кроем на вечеринки;
  • носить кофты и платья с воланами ярких цветов;
  • иметь в своем гардеробе зауженные джинсы или брюки-пирамиды.

Таков стиль 80-х годов в одежде женщины. Интересно, что, выбирая этот стиль, современные девушки предпочитают более матовые и пастельные оттенки ярким. И если вам импонирует этот жанр, попробуйте обязательно.

Варианты образов в фото

Видео-примеры стиля 80-х

В 1985 году новый глава СССР Михаил Горбачев объявил «Курс на ускорение». В газетных передовицах появились слова «перестройка», «реформы» и «гласность», а люди были в радостном предвкушении новой жизни. Наконец-то для них закончилась долгая эпоха застоя. Но была ли она такой плохой и все ли мечтали о переменах?

Девять часов вечера, центральное телевидение, программа «Время». На экране появляется диктор Игорь Кириллов и говорит: «Товарищи, вы будете смеяться, но Черненко тоже умер». Вот такими анекдотами и «черным» юмором народ провожал долгую эпоху застоя.

Леониду Ильичу Брежневу 75 лет, Юрию Владимировичу Андропову – 69, Константину Устиновичу Черненко – 73. За три года, с 1982 по 1985 на посту главы государства сменились три пожилых и глубоко больных человека.

«В обществе была какая-то затхлость, было ощущение, что стране нужен свежий ветер. Происходило это потому, что у власти находилась команда людей старых, ориентированных на курс «дожить», – отмечает публицист Татьяна Воеводина.

А всего за пять лет до Перестройки привычный образ жизни и политический курс Советского Союза казались незыблемыми. Главной приметой времени была стабильность.

«Существовал трудовой кодекс, который всегда соблюдался. При театрах были профсоюзы, которые стояли на страже интересов актеров и обслуживающего персонала. В отпуск предоставляли путевки с большой скидкой, отдохнуть можно было всей семьей», – вспоминает актер, заслуженный артист России Александр Вдовин.

Маленькие зарплаты, большие возможности

Пионерские лагеря и дома культуры, санатории и поликлиники – все это оплачивалось из профсоюзных взносов, помогали и государство, и предприятия. Советские граждане настолько привыкли к этой опеке, что принимали ее как должное.

По словам Александра Вдовина, социально люди были защищены, ведь маленькие зарплаты компенсировались низкими ценами на жилье, коммунальные услуги и детские сады.

Были ли все социальные проекты в СССР действительно бесплатными? По сути – нет. Граждане платили налоги, членские взносы в профсоюз, комсомол и партию. Но взносы были небольшими, а жилье можно было получить всего за несколько лет, если добросовестно потрудиться на крупном предприятии, таком, например, как завод «ЗИЛ» или фабрика «Большевичка».

«Коммерческих кружков, секций и спортивных организаций в то время не было. Спорт был, как и все подобное в Советском Союзе, бесплатным. Как медицина, детские лагеря, кружки пионеров», – отмечает футболист и телеведущий Руслан Нигматуллин.

Культуру массам прививали добровольно-принудительно. Кто-то считал, что телевидение в застойные времена было скучным, а кого-то радовала возможность слушать классиков даже в сибирской глубинке. «В то время были программы в рабочий полдень, где на фабрики и заводы приезжали небольшие симфонические оркестры и играли классику», – вспоминает музыкант, заслуженный артист России Виктор Зинчук .

Свои герои

Еще один анекдот позднего застоя: «Решил Леонид Ильич на том свете узнать, что про него написали после смерти. Берет он энциклопедию и читает: «Брежнев Леонид Ильич, мелкий политический деятель эпохи ».

У этой исполнительницы были не просто песни, а настоящие театральные постановки. За творчеством Аллы Борисовны следила вся страна. Каждого мужчину, который появлялся рядом, определяли в мужья Примадонны. Так, в начале восьмидесятых очередным якобы «супругом» Пугачевой стал латышский композитор Раймонд Паулс. С ним она записала несколько знаковых шлягеров эпохи.

Эстрада позднего застоя не пыталась догнать западное диско, которое ушло далеко вперед. Она порождала своих героев, понятных только советскому народу.

«Героем миллионов был Владимир Высоцкий – его песни, как принято говорить сейчас, звучали из каждого чайника. Радио было не очень популярно, так что его популярность была не современной раскруткой, а реальным героем миллионов», – делится Руслан Нигматуллин.

Постепенно в моду вошел рок, и даже власти на некоторое время дали этому подпольному жанру свои послабления. На московской рок-опере «Юнона и Авось» – аншлаги, в Тбилиси прошел фестиваль андерграундной музыки «Весенние ритмы», а в Ленинграде открылся первый официальный рок-клуб.

Олимпиада для народа

Пять сотен прожекторов освещали Центральный стадион в день закрытия Олимпиады. В свете их лучей блестели слезы тысяч зрителей. Эти слезы вошли в историю, так же, как и песня, которую специально для этого события написали Александра Пахмутова и Николай Добронравов .

Олимпийские игры 80-го года в Москве были невероятно зрелищными – они задали тон всем последующим спортивным соревнованиям такого масштаба.

И пусть некоторые страны, в том числе США, Великобритания и ФРГ бойкотировали эти Игры, грандиозный праздник спорта состоялся. Жителям советской столицы все казалось в диковинку: на улицах – иностранные лица, на прилавках магазинов – импортные продукты.

«Первое, что вспомнилось – то, как чистили Москву. Приводили в порядок улицы, зачищали, выселяли бездомных за сотый километр. Бесконечные субботники были», – отмечает рок-музыкант, участник групп «Черный кофе», «Ария» Сергей Маврин.

Как рассказывает музыкант Виктор Зинчук, в дни Олимпиады и на телевидении, и на радио появились программы, в которых показывалось, что и в Советском Союзе есть свои музыканты. По радио появились исполнители из Прибалтики, группа «Апельсин», которые звучали по-западному.

Олимпийская эйфория прошла быстро. Больной генсек все реже появлялся на людях, отношения с главным идеологическим врагом – Соединенными Штатами – обострились. Власти стали «закручивать гайки».

Война в Афганистане

В том же 1984 году уже невозможно стало скрывать потери в Афганистане. До этого официальная пресса лишь скупо сообщала об «интернациональной помощи», рассказывала про местные обычаи, а молодежь осаждала военкоматы, чтобы записаться в добровольцы. Теперь стало ясно: война оказалась слишком кровопролитной.

«Груз 200» – так военные называли оцинкованные ящики с останками советских солдат, погибших в Афганистане. К середине 80-х это понятие стало известно всей стране.

Всего за один 1984 год в Афганистане погибли почти две с половиной тысячи советских воинов, а новобранцев все призывали и призывали на далекий интернациональный фронт. К концу застоя афганской войне было уже около шести лет. Вокруг нее сложилась целая культура со своими песнями, фильмами и гастролями знаменитостей.

«Мы выступали в госпиталях, и нас завели в одну из палат, сказав: «Вот эти ребята умрут». Мы сделали для них концерт маленький, потом еще несколько, хотя сил не было», – вспоминает Виктор Зинчук.

К середине 80-х население страны, когда-то настроенное патриотично, уже резко выступало против войны. Стало ясно, что политика партии провалилась по всем фронтам, в том числе – экономическому.

Время дефицита и борьбы с тунеядцами

Есть мнение, что именно установка «Постоянная готовность к новой войне» довела до Перестройки и в итоге разрушила Советский Союз. Слишком много ресурсов уходило на оборонную промышленность, а простые люди остались без колбасы, туалетной бумаги и хороших магнитол, которые не жевали бы пленку.

На самом деле дефицит стал результатом неумелых действий властей в экономике. Еще в начале 80-х само слово «дефицит» мало пугало граждан. Невозможно было поверить, что всего через несколько лет полки магазинов опустеют, а муку и сахар будут отпускать по талонам.

В попытке преодолеть нехватку продуктов власти объявили в 1982 году Продовольственную программу под лозунгом: «Сытая жизнь для всех». Как и многие другие громкие кампании застоя, продовольственная программа провалилась.

Очередной кампанией 1982 года стало усиление борьбы с тунеядцами. Милиция устраивала рейды по магазинам и кинотеатрам в рабочее время. Всех зрителей трудоспособного возраста проверяли и сообщали по месту работы о прогуле.

Если гражданин нигде официально не был устроен больше четырех месяцев, судом ему присваивали статус «БОРЗ» – без определенного рода занятий. Так называемым «борзым» грозили исправительные работы или даже тюрьма.

С этого момента оставалось всего несколько лет до судьбоносного решения властей о разрешении вести частное предпринимательство. Тогда многие былые тунеядцы с энтузиазмом примутся за работу.

Рыбная мафия

Белые буквы на голубом фоне, простой округлый шрифт, надпись «Океан» – так называлась сеть фирменных магазинов, которые в советское время торговали рыбой и морепродуктами. Именно там обосновалась настоящая рыбная мафия.

» – одно из первых в очередной государственной кампании. На этот раз по борьбе с коррупцией. За махинации попал в тюрьму начальник Рыбпромсбыта, директор сочинского магазина «Океан», а замминистра рыбного хозяйства Владимира Рытова приговорили к высшей мере наказания. Вслед за фирмой «Океан» присмотрелись и к легендарному гастроному «Елисеевский». Его директора Юрия Соколова также расстреляли.

Вслед за работниками торговли добрались и до хлопковой промышленности Узбекистана. «Хлопковое дело» стало поистине масштабным, по нему осудили больше четырех тысяч человек.

«С хищением государственного имущества очень тесно связана теневая экономика, которая в СССР существовала не одно десятилетие. И она достигла своего апогея во времена Хрущева и Брежнева», – рассказывает доцент кафедры истории и философии РЭУ имени Плеханова Антонина Фомина.

«Несуны» – так прозвали работников предприятий, которые разворовывали социалистическую собственность. Хищения по месту работы – и мелкие, и по-крупному, – стали всесоюзной бедой.

Всего за один год, 1985-й, почти полностью сменилось партийное руководство по всей стране. «Сменщиками» стали люди в среднем на 25 лет моложе прежних властей.

По сути застой закончился не с приходом Горбачева. Его разрушило падение цен на нефть, когда нечем было обеспечивать стабильность. Кооперативы изменили экономику до неузнаваемости. И прозрачные границы, за которыми стало ясно видно: жить можно и по-другому. Но это уже были совсем другие времена.

Новые выпуски программы «Достояние республик» смотрите на телеканале «МИР».

Можно сколько угодно смеяться над вывертами современных фешн-дизайнеров и ностальгировать по ушедшей эпохе конца 80 и 90-х, но есть то, что напрочь перекрывает все достоинства того времени. Мода!
Вообще непонятно, как ЭТО могло кому-то нравиться!

Доперестроечную моду и обсуждать нечего - носили, что смогли сшить или купить в тогдашних магазинах. А после перестройки понеслось!

Первые послеперестроечные вещи просто были качественными: джинсы, блузки, платья-с широкими юбками, которые носили с высоким каблуком. А после в Союз вместе с новым временем пришли новые наряды из Польши и с «малой Арнаутской» и - жизнь закипела…
Народ был дезориентирован. С одной стороны - свобода, с другой - а что модно-то? Смотрели телевизор и подражали всем, кому придется. В том числе звездам. И такой густой получился замес моды и хлынувших в страну субкультур, что одевались кто во что горазд. Явно дискотечные наряды соседствовали со строгими блузками или брюками. Никого не удивляло в принципе невозможное сочетание куртки от спортивного костюма и классических брюк.

Это эпоха дутых, бесформенных курток, в которых было непонятно кто там - девушка или парень.



И обязательных объемных плечей



Это красиво было только на моделях, а низенькие девушки ходили как генералы без усов в своих пальто с гигантскими плечами.
Плащи тоже были бесформенными


Не было никакой возможности угадать под одеждой фигуру девушки. Плащ можно было купить на пару размеров больше - мода «мешком» позволяла какие угодно варианты. Только не по фигуре!
К теплому пальто или куртке надевали капор

Это уродливое сооружение шло далеко не всем, но носили его половина девушек и женщин. Остальные носили норковые или другие меховые шапки - еще одно невозможное представление о достатке.
Потом все в один момент «заболели» спортом - по телевизору шли бесчисленные показы аэробики

И все нарядились в разноцветные блестящие лосины. Надевали их куда угодно, не только на дискотеку

В лосинах ходили все подряд, вне зависимости от фигуры. Красились тоже по-боевому. Подражали Мадонне и нашим звездам.




Прически- это много лака или любого другого подручного средства, чтобы «поставить» челку. Макияж - мощный. Тоже учились, главным образом, у тех, кто мелькал на экране.
Мини и колготки в сеточку. Тоже были почти у каждой девчонки вне зависимости от длины, стройности и красоты ног


И еще - косухи или джинсовые куртки. Либо то, либо другое было у каждой первой девчонки. Впрочем, парни тоже надевали и джинсу, и косухи.




К мини полагались колготы в сеточку или «дольчики» - колготы с узорами, или лосины.


Лосины и мини-юбка было ужасным сочетанием, но это носили.

Джинсовая куртка и юбка-резинка. Плюс обязательный начес и боевой раскрас.
Примерно вот такой


Никакого принципа «что-то одно - или глаза или губы». И то, и другое накрашено, да как можно ярче.


Брюки-«бананы»


Странная модель брюк, очень широкая на поясе и суженная к низу. Нескладный верх только подчеркивал объемные пятые точки. «Бананы» выпускали разных цветов.
А еще носили спортивные костюмы

Их просто надевали как обычную одежду - и в пир, и в мир. Девушки- с лодочками или даже туфлями на каблуках

Куртку от костюма вполне могли носить как пиджак

Потом на экране запел «Электроклуб», и все бросились покупать или самостоятельно делать «варенки»


Джинсы связывали узлами и вываривали в больших кастрюлях с содой и хлоркой. Адская смесь воняла, но результат стоил того. В джинсы облачились «самые отсталые слои населения» и, наверное, ни в одной другой стране мира

1980-ым годом началась новая эпоха в истории СССР. В этом году завершился десятый пятилетний план по развитию народного хозяйства страны, прошли летние Олимпийские игры, не стало известного барда Владимира Высоцкого, набирала обороты Афганская война. Вернёмся на минутку к Высоцкому. В одной его песне имеются строки: «…пусть впереди большие перемены, я это никогда не полюблю». Сейчас многие люди, современники Высоцкого, не раз вспоминают эти строки, дожив до наших дней. И всякий раз думают: «Как же он был прав». За 80-е годы Союз прошёл очень быстрый путь от великой сверхдержавы до разваливающейся страны. Старое уходило в небытие, на его смену пришло новое время – наполненное стремительными переменами, нестабильностью и… пошлостью. О последней мы и будем вести сегодня речь.

Как правительство в больнице законы принимало

В начале 80-х годов налицо стали проявляться все негативные последствия общественно-политического застоя страны. Абсолютно справедлива пословица, что «Рыба гниёт с головы». В народе аббревиатура СССР шутливо расшифровывалась как «страна самых старых руководителей». Средний возраст руководящих лиц страны превысил 72 года. Этот период ещё называли «Эпохой пышных похорон». В это время за короткий промежуток времени отошли в мир иной несколько видных государственных деятелей советского государства.

В 1980 в автокатастрофе погиб П. Машеров, руководитель партии в Белорусской ССР. Ему было 62 года. В том же году в возрасте 76 лет умер глава Совета министров А. Косыгин. В 1982 не стало главного идеолога партии, «серого кардинала» М. Суслова (79 лет). Он был главным сторонником гонения на инакомыслящих, начала Афганской войны. Удостоился чести быть похороненным возле Кремлёвской стены рядом со Сталиным.

Наконец, в том же 1982 ушёл из жизни глава государства Л. Брежнев, которому было 75 лет. Он стал главным олицетворением эпохи Застоя, именно при нём кадры стали несменяемыми, что, собственно, и привело к «Эпохе пышных похорон». В последние годы нахождения у руля государства Брежнев был уже тяжело больным человеком, в сутки он мог работать не больше 2-х часов.

В 1983 не стало А. Пельше, которому было 84 года. Он возглавлял комитет партийного контроля в течение 17 лет. Через год ушёл из жизни «наследник» Брежнева Ю. Андропов (69 лет). Он дольше всех был руководителем службы госбезопасности КГБ – 15 лет. Однако в отличие от предшественников Андропов знал, что стране нужны кардинальные реформы. Однако времени на них у него не хватило: пробыв главой государства 15 месяцев бывший «гебист» отправился в мир иной.

В том же 1984 скончался министр обороны Д. Устинов, активный сторонник Афганской войны и гонки вооружений. В следующем году не стало ещё одного руководителя СССР – К. Черненко. Ему было 73 года и он отличился тем, что правил страной всего 13 месяцев. Это был такой же больной человек, как и Брежнев, у него была астма и болезни сердца. Рядом с ним всегда находился кислородный аппарат, а заседание правительства иногда проходило в… Центральной клинической больнице.

Естественно, что народ, глядя на постоянную смену старых и больных правителей самого большого государства в мире, воспринимал это по своему. Ходило множество анекдотов и шуток. Например. Начинается программа Вести. Диктор в чёрном костюме говорит: «Товарищи! Вы будете смеяться, но нас опять постигла тяжёлая утрата». Или вот ещё: не приходя в сознание к обязанностям приступил новый генеральный секретарь. Население как могло высмеивало эпоху застоя. Нужны были изменения.

Время перемен

И они наступили сразу после смерти Черненко в 1985-ом, когда к власти пришёл относительно «молодой» Горбачёв, которому было 54 года. Он провозгласил программу реформ и преобразований в государстве. Одной из реформ стала политика гласности. Ведь предыдущие десятилетия в стране действовала жёсткая цензура, нельзя было обсуждать запретные темы. Например, репрессии времён Сталина, внешнюю политику государства, если она не нравилась людям и… секс.

Последний вариант был, пожалуй, самым животрепещущим для советского человека. Ведь он в первую очередь должен был работать на благо своей страны, в имя победы коммунизма во всём мире. А лишние проявления сексуальности отвлекали бы человека от общественно-полезного труда. Ещё со времён Сталина на первый план выходила семья , всякие похождения «налево» со стороны обоих супругов не только порицались в обществе. Любителей «гульнуть на стороне» ждал серьёзный разговор на партийном собрании.

Отчасти жёсткая политика в отношение сексуальности и привела к тому, что в 1985 году Горбачёв провозгласил курс на Перестройку, которая также подразумевала и политику гласности. Понемногу советские люди стали привыкать к изменениям. Уже в 1986 году, во время проведения телемоста «Ленинград-Бостон» вся страна услышала слово «секс». И не просто услышала, о нём некоторое время шла речь. Также участники диалога говорили о…порнографии. И это услышала вся страна, которая до этого несколько десятилетий привыкла смотреть с экранов телевизоров классические концерты отечественных исполнителей и фильмы о Великой Отечественной.

Нельзя сказать, что после этого телемоста произошёл эффект разорвавшейся бомбы. Но общество почувствовало, что произошли сдвиги в политике. Стало возможным говорить, пусть и не так открыто как в наши дни, на ранее запретные темы. Взять к примеру проституцию. До 1986 года она официально не была признана в стране. Такое положение дел существовало с 1936 года, когда была принята Сталинская конституция.

До начала Перестройки считалось, что в стране победившего социализма нет такого явления, как торговля телом. И поэтому за занятие проституцией судить по уголовной статье просто не могли. «Ночных бабочек» привлекали по административному кодексу, например, за нарушение общественного порядка. О проституции до 1986 года не писали абсолютно ничего в любых газетах. Но в том году ситуация изменилась кардинальным образом.

Проституция выходит из тени

В «Московском комсомольце» осенью 1986 года были напечатаны 2 статьи на тему работы проституток Москвы. Причём материал на эту тему авторы собирали не один год. После этого тираж газеты взлетел до небес, а в 1987 году административный кодекс пополнился статьёй 164-2. Она предусматривала 100 рублей штрафа за занятие проституцией. Несмотря на борьбу с этим явлением оно процветало в столице уже не один десяток лет. Так, в 1980 в Москве была открыта гостиница «Международная», как раз к Олимпийским играм.

Здание сразу стало центром сбора так называемых «валютных проституток». Они отличались от остальных своих коллег тем, что работали под контролем… КГБ. Их задачей было соблазнять видных иностранных туристов, приезжающих из богатых капиталистических стран типа ФРГ или Франции. Делать они это должны были для того, чтобы «комитет» имел компромат на заморского гостя. Счастливым единицам удавалось даже выйти замуж за иностранца и уехать за границу.

В 1988 году вышла повесть под названием «Интердевочка», напечатанная в журнале «Аврора». В ней было рассказано о работе ленинградских проституток. Автором её был Владимир Кунин. Сначала он хотел назвать свой труд прямым и понятным словом – «Проститутка». Но цензура не пропустила такое название, даже несмотря на то, что Перестройка была в самом разгаре. Поэтому автор заменил название на более приемлемое – «Интердевочка».

И вот после знакомства с этой повестью произошёл своеобразный «взрыв»: в редакцию стали приходить тонны писем, причём не только с негативными отзывами. Умные люди поняли, что пора экранизировать повесть. Так, летом 1988 года был снят фильм с одноимённым названием «Интердевочка». В нём показана жизнь одной валютной проститутки, которая выходит замуж за иностранца из Швеции. При этом основной темой фильма становится новая жизнь в условиях Перестройки и пережитков прошлого.

  • Проституция в СССР: запрещённая история для миллионов людей

Показаны все недостатки советской жизни 80-х годов. Молодая девушка хочет всего и сразу – квартиру, деньги, богатого мужчину, автомобиль. Она не скрывает того, что зарабатывает себе на жизнь телом. Отдельно стоит обратить внимание на суровую советскую бюрократическую систему, которая всеми силами препятствовала выезду граждан за границу. До «Интердевочки» ни в одном фильме нельзя было встретить подобного сюжета, в котором было бы столько критики советского строя.

Было показано противопоставление двух миров – советского, переживающего кризис и благополучного западного, куда стремилась уехать главная героиня. Были затронуты многие запретные темы, вроде проституции, бедности, коррупции, семейных скандалов. В 1989 году фильм посмотрели более 40 миллионов человек. Он стал лидером кинопроката того года. Но более откровенным советским фильмом стала другая картина, выпущенная в марте 1988 года.

Называлась она «Маленькая Вера». Это была уже самая настоящая эротика, причём своя, советская. А ещё это был первый отечественный фильм, в котором был… секс. Такого не было даже в «Интердевочке». Картину можно назвать ярким примером «прямого кино», которого в предыдущие годы и десятилетия на советском киноэкране не было вообще. Фильм был ярким противопоставлением официальному советскому кинематографу эпохи застоя (1960-1980-е годы). В нём царила атмосфера откровенности: жизнь людей провинциального города показана такой, какой она являлась в реальности, без официального приукрашения действительности.

Но больше всего советским людям запомнился половой акт. Первый половой акт в советском фильме. Вот после «Маленькой Веры» и произошёл «взрыв бомбы замедленного действия». На экраны телевизоров потоком водопада вылились фильмы, просмотр которых всего каких-то 5 лет назад мог в реальности привести человека на скамью подсудимых, а дальше – за решётку. Ими стали картины, сюжет которых вертелся вокруг секса, насилия, преступности.

Но посмотреть эти фильмы можно было не по телевизионным каналам. Во второй половине 1980-х годов в крупных городах страны открылось большое количество видеосалонов . В них-то и можно было увидеть ленты на самую разную тематику: эротика, ужасы, боевик, триллер. Такого до Перестройки не было, с таким боролись. Но после прихода к власти Горбачёва ситуация очень быстро изменилась.

До Перестройки видеосалоны были подпольными, милиция производила обыски и арестовывала всех участников кинопросмотра. А затем видеосалоны «вышли из тени», легализовались. И народ, столько лет не видевший эротики, толпами повалил в новые заведения. Там показывали не только «Интердевочку» и «Маленькую Веру», но и другие, в основном зарубежные фильмы, которые нельзя было ещё показать по телевизору.

Так, менее чем за 10 лет, в общественной жизни Советского Союза произошли кардинальные изменения. Люди, жившие по строгой указке партии и правительства, устали от подобного образа жизни. Изменения, пришедшие с Перестройкой, миллионы граждан восприняли на ура. Ведь стало возможным открыто высказывать свои мысли, смотреть секс по телевизору, не боясь преследования.

Вам будет интересно:

  • Невероятные интимные истории из жизни советских граждан — одна из главных тайн СССР

1980-е годы стали переломными в истории СССР. Произошёл кардинальный переход от старой, социалистической системы к новой, которую можно с трудом назвать зародышем демократической. Общественно-политический застой предыдущих двух десятилетий только ускорил начало реформ, названных Перестройкой. Но они принесли людям не просто возможность смотреть первую советскую эротику, они привели к распаду страны. «Пусть впереди большие перемены, я это никогда не полюблю».