Сценарий праздничного концерта рождественская сказка. Сценарий рождественского концерта «Рождественская звезда

Гендель Георг Фридрих (1685 – 1759)

Родился Гендель в Галле (Германия). Его отец был придворным лекарем-цирюльником. Он мечтал дать сыну образование юриста, а на музыкальные способности мальчика особенного внимания не обращал. Но одаренность Георга заметил курфюст Галле – герцог Саксонский и настоял, чтобы отец все же отдал сына в руки лучшего музыканта города Ф. Цахова, который в течение нескольких лет прививал Генделю музыкальный вкус, знакомил с разными музыкальными стилями, отрабатывал композиторскую технику. Он видел в нем большой потенциал. И ученик его не подвел. В одиннадцать лет он уже стал известен в стране как музыкант и композитор. Но ему еще предстояло выполнить волю покойного отца – стать юристом. Юноша поступает в Галльский университет (1702) и изучает право. Но одновременно служит органистом в храме, сочиняет музыку, преподает пение. Его влечет опера, и он едет в Гамбург, в котором есть оперный театр, соперничающий с французскими и итальянскими театрами, поступает в оркестр, где играет на нескольких музыкальных инструментах. Здесь он в своей стихии. Директор театра – Р. Кайзер – оперный композитор, И. Маттезон – певец, композитор и литератор – замечают талантливого юношу, сотрудничают с ним, помогают и оказывают большое влияние на формирование будущего великого композитора. Первые оперы «Альмира» и «Нерон» были, конечно, поставлены в Гамбурге (1705).

Окрыленный успехом он едет в Италию (театр Кайзера закрылся из-за банкротства), где посещает театры Флоренции, Неаполя, Венеции, учится, впитывая в себя впечатления от итальянского оперного искусства. Через несколько месяцев он уже настолько изучил эту новую для себя стилистику, что пишет оперу «Родриго» (1707) и ее ставит Флорентийский театр. Спустя два года в Венеции успешно стартует его вторая итальянская опера «Агриппина». Взыскательные итальянцы восторженно принимают оперы композитора. Так он становится знаменитым. Его принимают в Аркадскую академию, где он на равных с такими корифеями как А. Корелли, Б. Марчелло, А. Скарлатти, итальянские аристократы наперебой делают музыканту заказы для своих домашних театров. В 1710-ом маэстро приглашают в Англию, где он получает английское гражданство и живет до конца своих дней. Здесь начинается настоящий расцвет его таланта и славы. Творчество гения поднимает английскую музыку на необыкновенную мировую высоту.

В 1720-ом немецкий композитор становится руководителем Академии итальянской оперы и Лондонского оперного театра, где ставятся его новые шедевры в итальянском стиле: «Радамист» (1720), «Оттон» (1723), «Юлий Цезарь» (1724), «Тамерлан» (1724), «Роделина» (1725), «Адмет» (1726). Благородство образов, напряженный трагизм кульминаций, психологизм характеров – все превосходило известную доселе стилистику итальянской оперы.

, Моцарта и Бетховена


1. Биография

1.1. Детство и юность

Папа Георга Фридриха, также Георг, был цирюльником -хирургом. Когда родился маленький Гендель, Георгу-старшему было 63, и он был на службе у курфюрста Августа Саксонского . Мамой Генделя была дочь лютеранского пастора Доротея Гендель (девичья фамилия - Тауст) 1651 рождения.

Духовный климат семьи способствовал формированию культурно и духовно богатой личности. Вместе с тем, отец Генделя было достаточно негативное отношение к профессии музыканта: он запрещал малом Георгу серьезно заниматься музыкой. Несмотря на то, когда отец взял сына с собой в поездку в Вайзенфельса, малый музыка сумел обратить на себя внимание герцога Иоганна Адольфа I, высказал пожелание, чтобы папа не препятствовал музыкальном развитии малого Генделя. Это повлияло на Генделя-старшего, и с 1694 года его сыну было разрешено учиться у выдающегося органиста и композитора своего времени - Фридриха Вильгельма Цахау (Zachow) .

Образование в Цахау была именно тем, что требовалось малом Гендель. Здесь он получал уроки игры на скрипке, клавесине , гобое и органе , искусству и законам генералбасу (а заодно - гармонии), был ознакомлен с многочисленными произведениями немецких и итальянских композиторов, а также впервые предпринял попытки писать музыку (1695). Методика Цахау, наиболее вероятно, была построена на практическом знакомстве с музыкой, к тому же с очень разными сочетания, что способствовало выработке у Генделя исключительного ощущения различных музыкальных стилей .

В ранней биографии Генделя известный также факт его поездки в Берлин , где он якобы выступал перед почтенной публикой (в частности перед курфюрстом бранденбургским Фридрихом III) и имел огромный успех. Курфюрст предложил молодому музыканту продолжить свое музыкальное обучение в Италии, но папа был против (в частности через свою болезнь - он хотел видеть сына у себя в тяжелое время). Однако, как дата (которая колеблется от 1696 до 1703), так и правдивость Генделевого музицирование в Берлине ставятся под сомнение .

11 декабря 1697 папа Генделя умирает. Теперь юный Георг Фридрих может сам решать, какой профессиональный путь ему выбрать, но, из уважения к воле отца, он все же начинает обучение в университете для получения юридического образования (1702 год). Того же года он принимает должность органиста в своего учителя, Цахау (Гендель в то время исполнилось всего 17 лет), обязывающий Генделя не только выполнять, но и писать музыку для воскресных богослужений (хоралы, псалмы , мотеты и кантаты). Кроме того, Гендель два раза в неделю проводит уроки пения . В это время в Галле также недолго находится Георг Филипп Телеман , который одобрительно отзывается о Генделя.

Но уже через год Гендель прекращает свое обучение в университете и уходит с должности органиста. Он переезжает в Гамбурга и полностью посвящает себя музыкальной профессии.


1.2. Немецкий Венеция

Тогдашний Гамбург был важным музыкальным центром. Здесь в 1677-1678 годах был построен первый в Германии оперный театр. Также здесь жили и творили такие музыканты как Рейнгард Кайзер и Иоганн Маттезон. Маттезон стал одной из важных фигур как биографии Генделя, так и немецкой музыкальной истории в целом. От написания музыки к организации ее выполнения и самого исполнения на театральной сцене, от музыкальной критики теории: во всех этих вещах Маттезон был очень успешным и влиятельным лицом своего времени, в том числе и тогда, когда Весной 1703 года 18-летним юношей в Гамбург приехал Гендель .

Будучи лишь на 4 года старше, Иоганн Маттезон помог Гендель "влиться" в музыкальную среду города и пытался закрепить за собой определенный образ творческого опекуна Генделя. С фигурой Маттезона также связана интересное событие из жизни как Генделя, а именно - поездка в Любек летом 1703 года, чтобы послушать игру знаменитого в то время Дитриха Букстегуде - органиста, который имел существенное влияние на творчество Иоганна Себастьяна Баха . Во время этой поездки обоим гостям, как и Баху на 2 года позже, было предложено заменить Букстегуде в должности органиста, но лишь при условии женитьбы с его дочерью. Никто из них троих не согласился.

По возвращении в Гамбург Генделя принимают как второго скрипача в городской оркестр, кроме того, он часто исполняет партию клавесина в театральных представлениях. Но тут Генделем состоялась очередная интересное событие: когда Маттезон на время оставил Гамбург, Гендель решил воспользоваться шансом выйти на публику без предварительной консультации со своим "наставником" Маттезоном, и 12 февраля 1704 Гендель выполнил без его ведома "пансионатов за Иоанном". Конечно, Маттезон был недоволен, и сразу начал беспощадно критиковать Генделеву музыку. После нескольких конфликтных ситуаций, дело дошло до дуэли. Однако то обстоятельство, что спасла Генделя от гибели, заставила бывших друзей снова помириться: шпага Маттезона лопнула от удара о прочный металлический пуговицу на одежде Генделя.

После этого, оба принялись за работу над выполнением "Альмира" - первой оперы Генделя, была поставлена ​​8 января с большим успехом. Впоследствии, 25 февраля, с не меньшим успехом была поставлена ​​вторая Генделева опера - "Нерон".

Однако Гамбургский оперный театр вошел в период кризиса. Его директор - Райнгард Кайзер был вынужден бежать из города из-за долгов, а его преемник думал только о легкую музыку. Заказав Гендель оперу "Флориндо и Дафна", он позволяет себе существенно изменить ее. Положение Гамбургской оперы сильно ухудшается и на первый план выходит зрелище, а не содержание представлений.


1.3. Через Италию, Ганновер , в Лондон

Однако и в Ганновере Гендель не задерживается. Его приглашают в Лондон, куда он прибыл в конце осени 1710.


1.4. Англия

Первый визит Генделя в Англию должен быть временный. Он все еще работал капельмейстером в Ганновере. Однако ему заказали новую оперу - "Ринальдо", и 24 февраля 1711 на сцене Королевского театра в Лондоне состоялась ее премьера. Англичане приветствовали Генделеву оперу, написанную как итальянский и для итальянской театральной труппы, которую выполняла. Гендаля также познакомили с королевой Анной . Однако Гендель нужно было возвращаться в Ганновер, где он все еще служил. Здесь он пишет камерную музыку, в частности концерты для гобоя, сонаты для флейты и баса .

Но в ноябре 1712 Гендель снова едет в Лондон, где в январе 1713 была поставлена ​​его новую оперу "Тезей". Королева Анна сделала его официальным композитором кололивського двора, несмотря на то, что к Генделя этим титулом могли пользоваться только англичане. Он также пишет для нее торжественные хоровые произведения ("Te Deum", "Jubiate"). С этого времени Гендель стабильно живет в Англии, несмотря на то, что он не получил на это официального разрешения виж прежнее патрона.

Гендель при жизни пользовался большой славой по всей Европе. Британцы считают Генделя гордостью своей нации рядом с Генри Перселла.


3. Творческое наследие

За свою жизнь Гендель написал около 50 опер, 23 оратории, множество церковных хоралов, органных концертов, а также ряд произведений развлекательного характера. Ниже представлен перечень важнейших произведений:


3.1. Оперы



3.2. Оратории


3.3. Музыка для оркестра

  • "Музыка на воде" (1717)
  • 6 concerti grossi, Op3 (1734)
  • "Музыка для королевских фейерверков" (1749)

3.4. Другие произведения

  • "Dixit Dominus" (1707)
  • "Utrecht Te Deum" (1714)
  • Серенада "Acis and Galatea" (1721)
  • "Dettingen Te Deum" (1743)

4. Музыкальные примеры

  • Фрагмент оратории "Мессия" описание файла
  • Фрагмент оратории "Мессия" описание файла
  • Фрагмент оратории "Мессия" описание файла
  • Фрагмент оратории "Мессия" описание файла

Оратория Генделя Мессия (Messiah) – в числе всемирно любимых и популярных произведений, но Мессия – лишь один из многочисленных шедевров этого необычайно одаренного и плодовитого музыканта.

Ранние годы.

Георг Фридрих Гендель родился 23 февраля 1685 в Галле (Саксония). Отец, уже немолодой врач-хирург, был сначала против музыкальных занятий сына, но когда мальчику исполнилось восемь лет, он разрешил ему в течение трех лет изучать игру на органе под руководством местного органиста. В январе 1702, после смерти отца, Гендель поступил на юридический факультет университета родного города, но уже через месяц был назначен органистом в кафедральный собор. В следующем году он распростился с Галле и отправился в Гамбург, где стал сначала скрипачом, а затем клавесинистом в Гамбургской опере, в то время единственном оперном театре Германии. В Гамбурге Гендель сочинил Страсти по Евангелию от Иоанна (Passion nach dem Evangelium Johannes), в 1705 там была поставлена его первая опера Альмира (Almira). За ней вскоре последовали Нерон (Nero), Флориндо (Florindo) и Дафна (Dafne). В 1706 он уехал в Италию и оставался там до весны 1710, живя во Флоренции, Риме, Неаполе и Венеции и сочиняя итальянские кантаты и оратории, католическую церковную музыку и оперы. Гендель познакомился с А.Корелли, А. и Д.Скарлатти и другими ведущими итальянскими композиторами, удивив их своей виртуозной игрой на разных инструментах; пребывание в Италии усилило обозначившуюся ранее склонность Генделя к итальянскому музыкальному стилю.

Поездки в Англию.

В июне 1710 Гендель сменил А.Стеффани на посту придворного капельмейстера курфюрста Ганноверского Георга, испросив предварительно отпуск для поездки в Англию. Осенью того же года он отправился в Лондон, где сразу по прибытии в течение четырнадцати дней сочинил оперу Ринальдо (Rinaldo), поставленную 24 февраля 1711.

Через полгода Гендель вернулся в Ганновер, но весной 1712 вновь оказался в Англии, где написал еще несколько опер и посвятил королеве Анне Оду на день рождения, а в честь заключения Утрехтского мира написал Te Deum (1713). Однако в 1714 королева скончалась, и ей наследовал Георг Ганноверский, который был весьма сердит на Генделя за его самовольную задержку в Англии.

Прощение было даровано после исполнения Музыки на воде (Water Music) – сюрприза, приготовленного Генделем к путешествию короля на лодке по Темзе из Уайтхолла в Лаймхауз одним из августовских вечеров 1715. (Рассказ о прощении Генделя некоторые считают легендой, поскольку известно, что музыка Генделя звучала во время другого королевского плавания в июле 1717.) Король утвердил годовой пенсион в 200 фунтов, дарованный композитору королевой Анной, и в январе 1716 Гендель сопровождал монарха при его посещении Ганновера; тогда же было создано последнее произведение композитора на немецкий текст – поэму о Страстях Господних Б.Х.Броккеса, использованную также И.С.Бахом в его Страстях по Иоанну.

По возвращении в Лондон (1717) Гендель поступил на службу к герцогу Чандосскому и руководил концертами в герцогском дворце Каннонс под Лондоном; там же был создан ряд англиканских антемов (церковных песнопений), пастораль Ацис и Галатея (Acis and Galatea) и маска (развлекательное представление) Аман и Мордехай (Haman and Mordechai, первая редакция оратории Эсфирь, Esther).

Оперный композитор и менеджер.

Служба Генделя у герцога совпала с периодом, когда в Лондоне не давали итальянскую оперу, но в 1720 оперные представления возобновились в т.н. Королевской музыкальной академии, которая была основана годом ранее при участии представителей английского дворянства и под руководством Генделя, Дж.М.Бонончини и А.Ариости. Гендель отправился в Европу в поисках певцов и возвратился с новой оперой – Радамисто (Radamisto). Академия просуществовала девять сезонов, в течение которых Гендель поставил несколько лучших своих опер – например, Флориданте (Floridante), Оттон (Ottone), Юлий Цезарь (Giulio Cesare), Роделинда (Rodelinda). В феврале 1726 Гендель стал гражданином Британии. После кончины короля Георга I (1727), он сочинил 4 коронационных антема для его наследника. В 1728 Музыкальная академия обанкротилась, не в силах соперничать с только что поставленной в Лондоне оригинальной остросатирической Оперой нищего Гея и Пепуша, имевшей колоссальный успех. Тем не менее Гендель не захотел признать себя побежденным и вместе со своим деловым партнером Хейдеггером начал борьбу: он собрал новую оперную труппу и устроил представления сначала в Королевском театре, потом в театре «Линкольнс Инн Филдз» в «Ковент-Гардене». Поскольку ему пришлось во время Великого поста исполнять Эсфирь без сценической постановки (1732), он на следующий год сочинил ораторию Дебора (Deborah) специально для великопостного периода, когда нельзя было давать оперу. Генделевская антреприза имела сильного соперника в лице оперной труппы, которой в пику отцу-королю покровительствовал принц Уэльский. В этот период здоровье композитора ухудшилось, и в 1737 ревматизм, переутомление и плачевное финансовое положение доконали Генделя, покинутого к тому же своим компаньоном. Композитор заключил перемирие с кредиторами и отправился принимать горячие ванны в Ахен.

Оратория. 1737 – поворотный пункт в жизни Генделя. Он вернулся с курорта бодрым и окрепшим. Но хотя он возобновил партнерство с Хейдеггером и с 1738 по 1741 антреприза поставила в Королевском театре еще несколько генделевских опер (в частности, Дейдамию, Deidamia, последнюю оперу композитора), внимание Генделя отныне обратилось на другой жанр – английскую ораторию, которая не требовала ни сцены, ни дорогостоящих итальянских певцов.

28 марта 1738 Гендель показал в театре «Хеймаркет» программу, которую он назвал Ораторией (на самом деле это была смешанная программа из сочинений разных жанров), и она принесла композитору доход примерно в тысячу фунтов, что позволило ему заплатить все долги. К этому времени уже существовали Эсфирь, Дебора и Аталия (Athalia), но пока это были лишь разрозненные образцы нового жанра. Отныне, начиная с Саула (Saul) и Израиля в Египте (Israel in Egypt, 1739), Гендель стал сочинять оратории с той же регулярностью, с какой ранее создавал итальянские оперы. Самая известная оратория – Мессия (1741) была сочинена в три недели и впервые исполнена 13 апреля 1742 в Дублине. За ней последовали Самсон, Семела, Иосиф и Валтасар. Летом 1745 Гендель пережил второй серьезный кризис, как финансовый, так и связанный с ухудшением здоровья, но сумел оправиться от него и отметил подавление восстания якобитов созданием пастиччо под названием Оратория к случаю (Occasional Oratorio). Еще одной ораторией, связанной с якобитским восстанием, стал Иуда Маккавей (Judas Maccabaeus, 1747), который современники воспринимали как слегка прикрытую библейским сюжетом хвалебную оду спасителю Англии, «мяснику» Камберленду (Уильяму Огастесу, герцогу Камберлендскому). Иуда Маккавей – лучшая оратория Генделя; при первом же исполнении произведение оказалось настолько соответствующим общему настроению, что Гендель сразу стал национальным героем, причем героем всего народа, включая не только дворянство, но и средний класс. В 1748–1750 он порадовал своих поклонников целой серией шедевров – Александр Балус (Alexander Balus), Иисус Навин (Joshua), Сусанна (Susanna), Соломон (Solomon) и Теодора (Theodora), из которых не все прошли с тем успехом, которого заслуживали. В 1749 Гендель сочинил Музыку фейерверка (Fireworks Music) для празднества по поводу заключения в Ахене мирного договора, положившего конец войне за Австрийское наследство; сам фейерверк не слишком удался, но музыка Генделя имела большой успех.

Последние годы, слепота и смерть.

Летом 1750 Гендель в последний раз посетил Германию. Вернувшись в Англию, он начал работу над ораторией Иевфай (Jephtha), но почувствовал, что зрение ему отказывает. Ему трижды делали операции, но в январе 1753 Гендель ослеп окончательно. Однако он не сидел сложа руки, а с помощью преданного друга Дж.К. Смита сочинил свое последнее большое пастиччо Триумф Времени и Правды (Triumph of Time and Truth, 1757), материал для которого был заимствован, в основном, из ранней итальянской оратории Генделя Il Trionfo del Tempo (1708), а также из других прежде созданных сочинений. Гендель продолжал играть на органе и дирижировать концертами. Так, 6 апреля 1759, за неделю до смерти, он руководил исполнением Мессии в театре «Ковент-Гарден». Гендель скончался 14 апреля, а 20 апреля был похоронен в Вестминстерском аббатстве; его гроб провожало около трех тысяч человек, и на погребении пел сводный хор аббатства, собора св. Павла и Королевской капеллы.

«ЗАЖГИ СВЕЧУ НА РОЖДЕСТВО»
(Сценарий рождественского вечера)

1 ВЕДУЩИЙ: Рождественский вечерок … Что может быть более трогательным и прекрасным? На столах горят рождественские свечи, их нежное пламя мерцает, манит, заставляет всех нас мечтать о чуде и верить, что жизнь на этой земле дана нам свыше, ведь душа каждого из нас стремится ввысь и не старея с годами, дарит нам надежду на жизнь вечную.

2 ВЕДУЩИЙ: 2000 лет назад в старинном городе Вифлееме, где не нашлось места в гостинице для Марии, ждущей ребенка и ее супруга Иосифа, но нашлось место на скотном дворе, где можно было скоротать ночь, и родился младенец, которого нарекли Иисусом Христом. Верующие люди считают это событие величайшим в истории человечества, а не верующие празднуют рождество как праздник семейного мира, подарков и веселья.

1 ВЕДУЩИЙ: Не все собравшиеся в нашем зале христиане, но каждому хочется зажечь свою свечу, побыть с друзьями, загадать желание на будущее, послушать хорошую музыку, вспомнить любимые поэтические строки.

Ночь тиха… По тверди зыбкой
Звезды южные дрожат
Очи матери с улыбкой
В ясли тихие глядят
Ясли тихо светят взору
Озарен Марии лик
Звездный хор к иному хору
Слухом трепетным приник.

Так писал Афанасий Фет о рождении Христа… Каждый из вас – автор своих мыслей и чувств. Связанных с рождеством. Они могут совпадать и не совпадать с другими людьми, но главное, что Рождество объединяет всех добром!

2 ВЕДУЩИЙ: Сегодня вечером каждый может зажечь свою рождественскую звезду – свечу. Для этого надо только помочь сделать этот вечер интересным и запоминающимся для всех собравшихся.
Много веков назад праздник Рождества чествовался как восстановление рая на Земле. Существовало поверье, что в рождественскую ночь цветет иерихонская роза. Современная рождественская елка – это символ райского дерева.
Кто же из гостей рождественского вечера поможет мне продолжить легенду о елке?!
«Близ пещеры, где родился Спаситель мира, росли три дерева ель, олива и пальма. Олива принесла в дар Христу золотистые плоды, пальма – шатер зеленых листьев как защиту от зноя и непогоды. А ель? Скромная и колючая, не зная, что принести в дар младенцу Иисусу заплакала, обильно закапали ее слезы прозрачной смолой…

Эти слезы увидала
С неба звездочка одна
Тихим шепотом подругам
Что-то молвила она…

Что она молвила? Что случилось потом? Продолжайте мой рассказ! Кто лучше всех угадает продолжение легенды, получает право зажечь свою рождественскую звезду и загадать желание.

(После предложенных вариантов)

Верно! Свершилось чудо! С неба посыпались звезды и усеяли елку ослепительным блеском. Тогда она, радостно подняла свои ветви и впервые явилась миру во всей своей красе.

С тех пор …
Каждый год она сияет
В день великий торжества
И огнями возвещает
Светлый праздник Рождества

Первую свечу у рождественской елки зажигает…, т.е. тот, кто подсказал нам легенду о елочке.
(Музыка, зажигание свечи)

1 ВЕДУЩИЙ: Рождественской елке посвящали свои произведения авторы разных эпох и жанров. Рождественская елка никогда не отбрасывает мрачной тени. В шелесте ее иголок нам чудятся слова: «Доброта, вера, надежда, любовь».
Сегодня мы зажигаем свечу под именем Доброта! Расскажите нам о самом добром дне уходящего года, о добром человеке, о добром слове, которое спасло вас от мрачного настроения. (Интервью о доброте)

2 ВЕДУЩИЙ: Дед Мороз, который приходит к детям России в новый год, это, между прочим, рождественский персонаж, и прародитель его Святой Николас, т.е. в России – Николай Угодник.
Кто из гостей может рассказать о братьях русского. Деда Мороза, например, о Санта Клаусе, ездит ли он на тройке или запрягает оленей?

(После рассказов)

Теперь всех тех, кто поделился с нами мыслями о доброте и о Дедушке Морозе, я прошу подойти к Рождественской елочке и зажечь свою свечу, не забыв загадать желание!

(Музыка)

2 ВЕДУЩИЙ: Рождественская елка – волшебница. Под ней самый скромный человек смело расскажет стихотворение, самый робкий споет или спляшет! Под елочкой и сказку хорошо рассказать, а лучше всего инсценировать.
Мне нужна помощь – пять талантливых актеров: три юноши (мальчика) и две девушки (девочки) на роли богача и его жены, бедняка и его жены, и доброго волшебника. Вы – актеры театра пантомимы Вам нужно слушать мою сказку, которую во многих странах с разными вариациями рассказывают детям, и движением, жестом показывать происходящее в сказке.
Начинаем:
Шел по свету старый волшебник, очень добрый. В самый канун Рождества увидел он бедняка и его жену, их бедный дом и очень удивился, т.к. такой бедности не видел никогда. Но бедняк угостил его последним куском хлеба, а жена налила ему стакан горячего чая без сахара, заваренного травами. Бедняк снял с себя последнюю рубаху и постелил у очага старику, не зная, что он волшебник. Жена бедняка обняла супруга, и они просидели у очага всю ночь, грея друг друга, спать, было не на чем. Утром старик-волшебник поблагодарил их и оставил как бы нечаянно свою поклажу. Вышел и исчез. Женщина выбежала вдогонку, но старика уже не было. А когда ока развернула сверток, из него посыпались золотые монеты. На эти деньги бедняки построили себе дом, новую школу для детей и помогали всем страждущим. Богач увидел новый дом, прибежал к бедняку, и, узнав, что те пустили к себе на ночь старика, стал рвать на себе волосы. А жена богача стала рвать волосы и на себе, и на нем! Они облысели и от жадности умерли, т.к. этого же самого старика они не пустили к себе погреться в канун Рождества. Сказка проста и мораль в вей проста: Будьте, добры к людям!

1 ВЕДУЩИЙ: А сейчас будьте добры, улыбайтесь! Все ваши замечательные актеры зажигают свое свечи! Пусть сбудутся их желания!

(Музыка)
0
2. ВЕДУЩИЙ: Мое желание простое! Давайте поиграем в старинную рождественскую игру – в фанты! Ведущего мы выбираем с помощью простой рождественской считалки!

(Всех желающих выстраивают в большой круг. На каждое слово ведущий дотрагивается до участника в круге).
Рождество, рождество!
Это просто волшебство
Начинаем мы играть
Начинаю я считать!
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем фанты собирать
Будем фанты собирать
Раз, два, три, четыре, пять!

(Собираются фанты другим ведущим)

«Фанту» надо быть актером
И хорошим режиссером!
Все исполнить, рассказать
Раз, два, три, четыре, пять!
В этом круге есть ведущий,
Человек он вездесущий!
Лучше всех он должен знать
Что же «фанту» приказать,
Что у «фанта» попросить
И о чем его спросить!
Я считаю: раз, два, три!
Наш ведущий выходи!

(Игра фанты)

1 ВЕДУЩИЙ: Нашему ведущему «специалисту по фантам» предоставляется право зажечь свою рождественскую свечу! Лучших исполнителям – фантам так же предоставляется такое почетное право.

(Зажигаются свечи, звучит музыка)

2 ВЕДУЩИЙ: Вспомним еще одну забавную рождественскую игру - гадания! Но не те гадания, когда девица сапожок бросает за порог, или воск в воду льет или слушает какое имя будет сказано, чтобы узнать про своего суженого. Это мы оставим для личного пользования. Сегодня игра – угадайка, «золотое колечко на веревочке» хороню, хороню, для своего любимого(ей), храню, храню, кто колечко достает тот меня любимой(мым) назовет».
Колечко на веревочке прячут по кругу. Человек внутри крута, если угадывает, говорит: «Ты моя(й), любимая(ый), ты красивая(ый)» и выходи за круг с тем, у кого угадал колечко на веревочке». Бели не угадывает, становится в круг, а тот, на кого он указал, выходит в центр круга м становятся ведущим!)

(После игры «Колечко на веревочке»)

Образовавшимся парам предлагается зажечь свои рождественские свечи!

(После выступления каждый участник зажигает свою свечу, если нет выступающих, должны быть приглашенные артисты на мини-концерт)

2 ВЕДУЩИЙ: Настало время потанцевать. Рождество – праздник светлый, веселый! Звучит веселая музыка, и ноги сами просятся в пляс.

(Танцевальный блок)

1 ВЕДУЩИЙ (обращаясь к ведущему) : Уважаемый… Я наблюдал, как вы танцуете, и очень хохотал(а). Вот так (пытается копировать) и эдак, и так!!! (смеется) .

2 ВЕДУЩИЙ: Я тоже могу показать, как вы танцевали. И так, и эдак, и вот так (смеется) . Между прочим, наш смех настроил меня другую рождественскую. Игру «Зеркало». Один человек стоит якобы перед зеркалом. Якобы причесывается, поправляет наряд, и даже корчит рожицы, а второй – его зеркало, подражает ему, повторяя все движения человека.

(Игра «Зеркало», зажигание свечей, музыка)

1 ВЕДУЩИЙ: Друзья, какой же рождественский вечер без подарков?!! Санта Клаус посовещался с Дедом Морозом, и послали на наш вечер нечто удивительное: рождественский чулок, очень длинный, в котором есть подарки для гостей вечера, на всех не хватит, но некоторых «удачников» мы выберем с помощью простой рождественской викторины. Тот, кто первый отвечает на вопрос, верно, получает право достать подарок из рождественского чулка!

Итак вопросы:
–Сколько лет Христу? (2000)
– Что означает имя «Иисус» (Бог Спаситель)
– «Иисус» - имя греческое, латинское или испанское? (греческое)
– От какого имени (слова) на иврите образовалось слово Иисус в своей греческой форме Jesus? (Джошуа)
–Как звали мать Иисуса? (Мария)
– Кто первым увидел Христа? (волхвы, пастухи)
– Почему русская православная церковь отмечает Рождество 7 января, а практически весь христианский мир 25 декабря? (Русские отмечают Рождество по старому календарю)
– Какие рождественские блюда популярны во многих странах мира? (из гуся)
– Где видели волхвы (мудрецы) звезду перед рождением Христа на Западе или на Востоке? (на Востоке)

2 ВЕДУЩИЙ: Верно! На Востоке! А мы живем на Дальнем Востоке, и одними из первых встречаем Рождество! (вручение подарков за ответы викторины сразу)

Слава Рождеству светлому!
Слава празднику приветному!

2 ВЕДУЩИЙ: Слава солнцу в небе высокому!
Слава человеку ясному, широкому!

1 ВЕДУЩИЙ: Слава желанному Новому году!
Слава российскому народу!
На Рождество не будем мы прощаться!
Не хочется со сказкой расставаться…
Давайте будем вместе навсегда
И пусть сияет Рождества Звезда!

2 ВЕДУЩИЙ: Свеча, что мы зажгли, частичка той звезды!
Сегодня стал добрее, лучше ты!
Твори себя и жизнь свою в лучах надежды
И верь, что будет жизнь гораздо лучше прежней!

(Музыка, лотерея, игры: жмурки, ручейки и т.д. и т.п.)

Дети входят в зал под музыку, рассаживаются .

Ведущая:

Под покровом ночи звездной

Дремлет русское село;

Всю дорогу, все тропинки

Белым снегом замело…

Ребенок:

Кое-где огни по окнам,

Словно звездочки горят;

На огонь бежит сугробом

Со звездой толпа ребят.

Ведущая:

Под оконцами стучатся..

«Рождество Твое» поют

«Христославы! Христославы!» —

Раздается там и тут.

Ребенок:

И в нестройном детском хоре,

Так таинственно чиста,

Так отрадна весть святая

О рождении Христа…

(А.Коринфский «Христославы»)

Песня «Рождество» под фонограмму.

Ведущая :

Добрый вечер, добрым людям!

Пусть веселым праздник будет,

С Рождеством вас поздравляем,

Счастья радости желаем!

Ведущая:

Праздник Рождества Христова – самый светлый радостный день для людей. Именно в этот день родился у Девы Марии Сын Иисус Христос – Спаситель мира. А было это так.

Однажды римский правитель Август приказал переписать все иудейское население. Каждый житель должен был записаться там,где жили его предки, т.е. бабушки и дедушки. Иосиф и Дева Мария пошли из Назарета на родину своих предков, в город Вифлеем. Там все места в домах и в гостинице были заняты. Марии со старцем Иосифом пришлось остановиться на ночь в пещере, куда пастухи загоняли скот.

В эту ночь и родился у Марии Младенец – Сын Божий.

Она положила его в ясли, где обычно лежал корм для скота или маленькие ягнята.

Маленькие бычок и ослик согревали Младенца Иисуса своим дыханием, а Мама – Богородица – пела Ему колыбельную.

Дети старшей группы исполняют песню «Колыбельная». Девочка сидит на стуле баюкает куклу, воспитатель зажигает свечу .

Ребенок(Дева Мария):

Вот звезда восходит

Прямо над пещерой,

Сердце наполняя

Радостью и верой.

Утра час недалек

Спи, мой Бог, мой Сынок.

Ведущая:

Пастухи первыми узнали об этом. Им явился Ангел Господень и возвестил:

Появляется Ангелсо свечой.

Ангел:

Я Божий Ангел, пастырей кликаю,

Возвестить хочу вам радость великую.

Народился наш Спаситель, Господь,

Воплотился в человеческую плоть.

На земле и в небесах торжество,

Христа Бога Рождество!

Ведущая:

Ангел повелел пастухам пойти в пещеру и поклониться Младенцу. Потом пришли звездочеты – волхвы.

Необычная звезда, которая взошла на востоке, привела их в Вифлеем из далеких стран и указала место, где родился Сын Божий.

Они принесли Ему дары и прославили Его.

Дети читают стихи

1 чтец:

Рождество Христово!

На душе светло!

Праздника святого

Солнышко взошло.

2 чтец:

Небеса так ясны,

Белый день в ночи:

То Младенцу в ясли

Шлет звезда лучи!

3 чтец:

Стало плотью Слово

Ради наших бед:

Рождество Христово –

Вечной жизни свет!

Ведущая:

Ребята! А в какое время года бывает Рождество?

Дети:

Зимой

Ведущая:

А знаете ли вы песни о зиме?

Дети средней группы поют песню «Белоснежная зима», затем читают стихи.

Ребенок:

Весело сияет

Месяц над селом.

Белый свет сверкает

Синим огоньком.

Ребенок:

Месяца лучами

Божий храм облит.

Крест под облаками,

Как свеча горит.

Дети старшей группы поют песню «Зимушка хрустальная» с колокольчиками.

Ведущая:

А теперь, дружок,

Становись в кружок,

Ручками- -хлоп, хлоп,

Хлоп, хлоп,

Ножками – топ, топ,

Топ, топ.

Хоровод веселый –

Вокруг елочки зеленой,

Скажем вместе мы сейчас –

С Рождеством

Христовым

Вас!

Звучит хороводная песня «Ёлочка-елка, зеленый хохолок».

Игра «Чего на елке не бывает?»

Ведущая:

Я буду называть вам разные предметы, а вы, если услышите название елочных игрушек, поднимите вверх руку и скажите «Да!».

Если я буду называть то, чего на елке не бывает, надо сдержаться и промолчать.

Постарайтесь не ошибиться.

Готовы?

Вот и праздник наступил,

Каждый елку нарядил.

Кто, ребята, подтвердит, —

На ветвях ее висит:

Звездочка – верхушка?

Звонкая хлопушка?

Петенька –петрушка?

Мягкая подушка?

Белые снежинки?

Яркие картинки?

Шар из паутинки?

Старые ботинки?

Красные фонарики?

Хлебные сухарики?

Яркие флажки?

Шапки и платки?

Яблоки и шишки?

Колины штанишки?

Вкусные конфеты?

Старые газеты?

Ведущая:

Вот какая у нас елочка – нарядная, красивая, яркая!

Елочка исполнена жизни, зелени, свежести.

Кругом холод и снег, все деревья спят до весны, а елочка живет.

Так и Христос родился среди холода. Не нашлось Ему места, кроме пещеры темной.

Но Он родился и принес жизнь и спасительную радость всем нам. И сегодня Елочка расскажет нам и покажет свою историю, волшебную сказку.

Дети показывают маленький спектакль «Ёлочка»

В конце спектакля дети поют колядку «Рождество Христово, Ангел прилетел».

Танец мальчиков.

Ведущий поздравляет с Рождеством всех присутствующих.

Ведущий предоставляет слово настоятелю Сретенского храма о.Владимиру.

«Ёлочка» раздает детям угощение.

Выходят дети из зала под музыку.

МАЛЕНЬКИЙ СПЕКТАКЛЬ

«ЕЛОЧКА»

Действующие лица: Елочка, 1-й пастух, 2-й пастух, Зайчик, Цветы, Огонь, Вода.

Сцена изображает полянку с елочкой посредине. За елочкой спрятана девочка, задрапированная в зеленое. Вбегают два пастуха.

1-й пастух (показывает рукой другому): Видишь, вон где звезда!

2-й пастух: Как раз над пещерой для наших овец! И пещера светится. Чудо!

1-й пастух: Ты постой здесь, а я посмотрю (перебегает сцену. Кричит другому пастуху). Младенец в яслях лежит! И мать с ним.

2-й пастух (как бы про себя): Вот о чем пели ангелы… Чудо великое.

1-й пастух (возвращается): Помнишь, ангелы в небе пели, что Спаситель людей родился. Пойдем, поклонимся Святому Младенцу.

2-й пастух: Пойдем. Только что нам подарить Ему?

1-й пастух: Мы люди простые. Вот хлеб у меня, мед… Сыр еще остался…

2-й пастух: А я… я свежего сена из травы пахучей Ему в ясли положу.

1-й пастух: Пошли! (Идут через сцену. Уходят).

Елочка: Ясная ночь. Тихо кругом.

Ярко горит Звезда над пещерой.

Свет голубой льется из щелей.

В яслях Младенец-Спаситель лежит.

Тысячи лет ждали Его прихода.

Счастлив тот будет, кто к Нему поспешит.

Счастливы люди! Ликует природа!

(Пробегает зайчик)

Зайчик: Скок-поскок. Путь недалек, С дороги не сбиться -Вижу Звезду. Спешу поклониться Младенцу Христу. Елочка: Беги, Заинька, беги.

Зайчик (останавливается, смотрит на Елочку): Но у меня ничего нет подарить Ему!

Елочка: Ничего,»Заинька. У тебя такие мягкие ушки — младенец погладит их, и Ему будет весело.

Зайчик: Правда? Вот спасибо, Елочка. Скок, поскок,

Путь недалек…

Елочка: Беги, Зайчик! Беги, маленький! (Входят Огонь и Вода)

Огонь: Я огонь — веселый, жаркий,

Я побеждаю темноту,

Со мной тепло, Со мною ярко,

А холоду — невмоготу!

Вода: А я прохладная, я свежая,

В жар освежаю,

Жажду утоляю.

Каждый ищет, где же я.

Землю пою, прохладу даю.

Огонь: Зато я сильнее тебя!

Вода: Нет, я сильнее! Я могу тебя потушить!

Огонь: А я могу тебя вскипятить! Иссушить!

Елочка: О чем вы, глупые, спорите? Вы оба нужны. Без вас люди не могли бы даже обед себе сварить. Вы нужны даже друг другу. Ты, Огонь, без воды много бед натворил бы: разгорелся бы, разбушевался и все сгорело бы — и леса, и травы, и дома. А куда это вы идете?

Огонь и Вода (вместе): Мы? … А, правда, куда мы идем?

Елочка: Забыли? Может быть вы к пещере шли — Младенцу-Христу поклониться?

Огонь и Вода: Да! Да! Шли и поссорились.

Огонь: Я вспыхнул!

Вода: Мы и-и-и забы-ы-ыли (плачет).

Елочка: Идите скорее. Звезда вам путь укажет.

Огонь и Вода: А что нам подарить Младенцу-Христу?

Елочка: Ты, Огонь, осторожно согрей Его, а ты, Вода, обмой Его ножки.

Огонь и Вода: Спасибо тебе, Елочка. Спасибо, что помирила нас. Спасибо, что научила.

Огонь: Пошли скорей.

Вода: Ты иди вперед свети мне. И держись подальше от меня, а то потушу.

Огонь: Сама держись подальше… Фу, какая ты мокрая! (Огонь и Вода уходят) Цветы: Мы цветы-цветочки,

Мы растем неслышно.

Эта ночка-ноченька

Самая душистая.

Елочка: Куда это вы, Цветы? Вам спать ночью полагается… Цветы: Эта ночка-ноченька

Света ярче светится. Поклониться в ноженьки

Мы идем Младенцу.

Елочка: Возьмите и меня с собой, Цветы мои милые, возьмите и меня поклониться Христу-Младенцу.

Цветы: Но на тебе нет цветов, Елочка, а о твои иголки Младенец может только уколоться (уходят).

Елочка: Никого. Одна я одинока,

Все ушли. Все поклониться Богу

К святой пещере радостно спешат (качается).

Колючая, забытая я елка.

Ненужная стою в своей глуши.

Цветы правы. Я за Младенца только

Здесь помолюсь тихонько от души.

(Молится, качается. Музыка. На Елочке зажигаются огоньки. Возвращаются пастухи, Зайчик, Огонь, Вода, Цветы).

Пастухи (вместе): Смотрите, звездочки с неба упали! 1-й пастух.: Елочка сияет вся!

2-й пастух: Чудо Бог сотворил…

Зайчик (прыгает вокруг елочки): Елочка, Елочка, какая ты красивая!

Цветы: Ты самая красивая… Это тебя Бог украсил. Огонь: Она вся в огоньках.

Вода: Она вся в хрусталиках, капельках, а не в огоньках…

2-й пастух: За твое смирение, Елочка, за доброту твою отметил тебя Господь-Бог. 1-й пастух: Теперь отныне и навеки люди будут славить тебя и украшать.

Цветы: Давайте мы тоже украсим нашу Елочку.

Огонь и Вода: Сделаем самой нарядной!

Зайчик: Да здравствует наша Елочка!

2-й пастух: Теперь смиренная зеленая Елочка всегда будет славить Рождество Христово.

Все: Всегда!

(Все становятся вокруг елочки. Поют колядку «Рождество Христово, Ангел

прилетел»).