Нужен ли ребенку детский сад? Детский сад учит детей играть. Что хорошего в детском саду

Далеко не каждая современная семья может позволить себе маму, которая не ходит на работу и занимается только домом и детьми. Бабушки тоже предпочитают работать даже на пенсии. Поэтому, с наступлением соответствующего возраста, ребенка устраивают в детский сад.

К тому же большинство детских психологов не приветствуют только домашнее воспитание малыша и рекомендуют посещать группу, где ребенок будет общаться со своими сверстниками и получит необходимые социальные навыки.

Почему специалисты считают посещение сада полезным? И зачем нужен детский сад ребенку? Какие недостатки имеются у такого коллективного воспитания? Поговорим об этом:

Зачем ребенку ходить в детский сад?

Преимущества детского сада

В детском учреждении малыш получает первые навыки общения, социализации. Он взаимодействует с такими же малышами, как он сам, а также учится слушаться старших.

Дети привыкают соблюдать режим дня - ложиться спать днем, в определенное время идти на прогулку и принимать пищу. Это очень важно для подрастающего организма. Распорядок дня в детском саду разрабатывается в соответствии с Санитарными Правилами и Нормами, поэтому его соблюдение приносит только пользу.

Например, многие родители сетуют, что не могут заставить свое чадо спать днем. А в саду большинство детей приучаются к дневному сну.

Помимо этого там проводят ежедневную гимнастику, развивая воспитанников физически.

Посещение сада приучает ребенка к дисциплине. Там он приучается убирать за собой посуду после еды, складывать на место игрушки, застилать постель, вешать одежду в шкафчик после прогулки или на спинку стула перед отходом ко сну.

Малыш учится принимать свои первые самостоятельные решения, активно знакомится с окружающим миром. У него появляются первые друзья и подружки, с которыми веселее играть вместе в машинки и куклы.

Во время общения со сверстниками, они учатся взаимодействовать, привыкают делиться игрушками. Они совместно обедают, ходят на прогулки, учатся помогать друг другу. Все это, несомненно, оказывает положительное влияние на формирование личности и характера. Хотя бы именно поэтому и нужен сад ребенку.

На развитие способностей и талантов малышей влияют занятия по специальным творческим программам. Так, под руководством педагогов, дети занимаются рисованием, лепкой, познают окружающий мир. С ними проводят занятия по математике, развитию речи и творческого мышления.

Ребенок становится более внимательным, усидчивым, приучается слушать педагога. Все это оказывает неоценимую помощь к будущему посещению школы. Это тоже хороший аргумент в пользу того что детский сад нужен ребенку.

Многие педиатры отмечают, что дети, посещающие дошкольное учреждение обладают более высоким иммунитетом, так как в свое время успевают переболеть «детскими» болезнями вместе с другими воспитанниками. Что, конечно, не скажешь о тех, кто получает домашнее воспитание.

Недостатки детского сада

Помимо безусловных преимуществ, посещение сада имеет свои минусы. Именно они пугают родителей, когда те становятся перед выбором, отводить ребенка туда или отдать на попечение бабушки, например.

В частности, обычный государственный детсад не может обеспечить индивидуального подхода к каждому воспитаннику. Конечно, педагогические программы разработаны с учетом индивидуальности каждого, однако на практике это очень трудно осуществить. Особенно, когда в группе находится более 20 человек.

Поэтому приоритетом там становится групповой подход, когда в первую очередь учитываются коллективные потребности и только потом индивидуальные.

Также к минусам дошкольного садовского воспитания можно отнести различные «побочные» свойства группового общения. Ведь малыши впитывают буквально все, как хорошее, так и плохое. Так, малыши шокируют родителей разными нехорошими словами и выражениями, которые узнали от других воспитанников. Ко всему привычные воспитатели мало уделяют этому внимания, а вот родителям приходится все это разгребать.

Еще одним недостатком сада является, так называемое, «обезьянничество», когда ребенок начинает требовать от родителей купить кофточку с барби, «как у Тани», робота или машинку, «как и Пети» и т.д.

Питание также можно назвать недостаткам, хотя и условным. Домашняя еда безусловно всегда лучше и качественней даже очень хорошо приготовленной пищи для общего питания.

Так как коллектив детский, ребенку в нем трудно не заболеть. Все дело в том, что иммунная система в стадии становления у всех детей. Вот и болеют, вот и заражают других. Так что большинство родителей жалуются на частые респираторные и другие заболевания детей, особенно в самом начале посещения дошкольной группы. В саду дети часто простужаются, либо заражаются от других. В этом смысле нужно также учитывать психологический дискомфорт. Если ребенок не любит ходить в сад, боится его, это обычно сказывается и на его физическом здоровье.

Все это пугает многих родителей. Но нужно понимать, что они на многое могут повлиять сами, сделав посещение группы более комфортной для малыша. Например, в силах родителей выбрать достойный сад, а также заранее сформировать у ребенка положительное отношение к садику.

Если в группе доброжелательная, спокойная обстановка и опытные воспитатели, малыш быстро привыкнет, освоится и посещение сада перестанет быть проблемой. Детям все же интереснее находится в компании сверстников, чем с постоянно занятой взрослыми проблемами, мамой.

Если же ваше чадо категорически отказывается посещать сад, не заставляйте его. Всегда есть возможность водить его туда всего на пол-дня или находиться там вместе с ним 2-3 часа, пока привыкнет.
Такая адаптация обычно бывает очень полезна в ясельных группах, которые посещают малыши с полутора лет.

Боюсь отдать ребенка в детский сад. Что с ним там будет?! Зачем вообще ребенку детский сад? Начнутся эти сопли, слезы, болезни и прочая зараза. Нахватается он там всяких некультурностей. Воспитатели нынче такие неграмотные. Где их только находят! Еще наорут на моего ребенка... Ой, нет! Ни за что! Зачем этот детский сад? Ведь есть же мама!

Зачем нужен детский сад ребенку

Многие молодые мамы спрашивают: зачем нужен детский сад ребенку? Хочу успокоить таких мам и рассказать свою историю детства.

Мы все ходили в детский сад. Родители наши всегда работали, не с кем было оставить детей, поэтому нас отдавали в детский сад. Конечно, в детском саду всякое бывало, но это не помешало нам вырасти нормальными людьми.

Сначала в детском садике я много болела. Мама часто оставалась дома со мной и пропускала работу. Но у неё ни разу не возник вопрос, зачем нужен детский сад ребенку. Потом меня перевели в другой детский сад, где у меня появилось много друзей. Там нас учили читать стишки, танцевать, петь песни, играть в игры. Нам прививали культуру общения и взаимодействия в коллективе через чтение правильных сказок.

Благодаря этому я научилась дружить, научилась жить среди других детей . Каждое утро я шла в детский сад как на праздник. Ни одна мама не смогла бы заменить опыт общения в детском коллективе, который я получила в детском саду.

А сможете ли вы, милые мамы, вырастить малыша социально адаптированным, решив не отдавать ребенка в детский сад? Очень сомневаюсь. Сможет ли ребенок научиться общаться с ровесниками, дружить, уступать, делиться пищей и игрушками, не общаясь с детьми? Ведь этому всему можно научиться, только находясь в коллективе среди других людей . Вот зачем нужен детский сад ребенку.

Зачем ребенку нужен детский сад, какие дети наиболее адаптивные, а какие с трудом привыкают к детскому саду, хорошо описано в статье

Далеко не в каждой семье этот вопрос решается однозначно. Боязнь частых простуд и заражение всеми детскими болезнями – это единственные, по сути дела, факторы, которые обращают выбор родителей в пользу домашнего воспитания малыша, поскольку более существенных причин они назвать не могут.

Безусловно, некоторые преимущества пребывания ребенка в домашних условиях есть. Но наряду с плюсами, есть и ряд недостатков такого воспитания, связанных, в первую очередь, с отсутствием необходимого общения .

Всю свою жизнь человек живет и работает в социуме, и то, как сложатся его взаимоотношения с обществом, крайне важны для его успехов и самооценки. Замкнутому человеку сложнее достичь результатов в работе и личной жизни, тогда как коммуникабельный человек, бесспорно, легче двигается по жизни. Первые навыки общения малыша со сверстниками в детском саду закладывают основы диалога, обмена мнениями, уроков компромисса и взаимопонимания. К тому же, на первых этапах жизни человека процесс адаптации в коллективе происходит более естественным образом.

Часто стресс родителей бывает связан к открытым нежеланием малыша идти в сад, выражаемый слезами и протестами. Причин может быть несколько. Если ребенок «сова», то раннее пробуждение для него в любом случае будет трудным. Сонному малышу труднее собраться и воспринять уговоры родителей. Вторая причина – нежелание следовать режиму дня, поскольку сердобольные мамы и бабушки часто позволяют ребенку лениться и уклоняться от обязательных процедур умывания, одевания, завтрака и т.п. Именно в соблюдении режима дня и состоит польза детского сада , поскольку приучает не к «казарме», как считают многие, а к основам здорового образа жизни – своевременному питанию, сну, прогулкам на свежем воздухе. К тому же, навыки самостоятельности в жизни обязательно пригодятся.

Немаловажным фактором является творческое развитие ребенка . Пение, танцы, рисование, лепка, народные промыслы едва ли возможны в условиях одной квартиры. К тому же, профессиональные преподаватели действительно помогают малышу проявить себя в каком-либо виде искусства и открыть новые способности.

Однако и в детских садах невозможно игнорировать, она действительно существует, и ее на себе ощутил, пожалуй, каждый ребенок. Но отсутствие и иммунитета организма точно так же пагубны для ребенка, воспитывающегося в домашних условиях, с той лишь разницей, что гиперзаботливые родители и бабушки кутают малыша и реже выводят на улицу в холодную и ветреную погоду. Очевидно, что такое поведение противоречит логике.

Так или иначе, детский сад для многих родителей является единственным разрешением проблемы воспитания ребенка, однако это не столько вынужденное, сколько взвешенное и хорошо обдуманное решение, несомненно, дающее свои плоды.

Кстати, а вы знали, что в конкурсе "Детские сады - детям", который проводился между детскими садиками Тулы победителем стал детский сад «Личность»!

Серия: Часто задаваемые вопросы родителей

Мы все родом из детства. А значит - из детского сада. Пожалуй, нашим родителям жилось в определенном смысле проще, чем нам сейчас. Во всяком случае, слова "детский сад" ни у кого не вызывали сильных сомнений и такого шквала вопросов, какой мы наблюдаем сегодня. Посещение детского сада представляло собой не что иное, как "обязательную программу" для большинства детишек. "Домашние" дети, которые находились под присмотром заботливых бабушек, были исключением из правила. Более того, обычно общественная жизнь малышей начиналась даже не с садиков, а с яслей. Не будем забывать и о том, что декретный отпуск длинною в целых три года - сравнительно недавнее завоевание.

Проблема выбора детского сада (и яслей) возникала лишь у немногих родителей, располагавших реальной возможностью хоть что - то выбирать. Подавляющее большинство было "свободно" от таких хлопот: ясли и садик во дворе, по месту прописки - и никаких изысков.

Самые покупаемые ингяляторы

Ингаляторы идеально подходящие для маленьких детей, начиная с грудничковго возраста. Компрессорный Omron C28 представляет собой отличный пример оптимальности по соотношению цена-качество.


Нынче ситуация совсем иная - сложнее и в то же время интереснее. Возросли возможности, а самое главное - потребности родителей. Мы уже не хотим отдавать своего ребенка в "какой попало" садик, а хотим найти такой, где к нашему малышу отнесутся с уважением, где для него найдут интересные занятия, где его будут учить и развивать, - не правда ли? И садики-то появились разные: помимо стандартных государственных есть сады, ориентированные на вальдорфскую педагогику, систему Монтессори, есть просто разнообразные развивающие центры. Да и обычные государственные садики, как кажется, участвуют в негласном конкурсе на самое пышное и завлекательное название: был простой дворовый детский сад - а теперь стал "с преимущественным нравственно-эстетическим развитием воспитанников" или еще что-нибудь в этом роде...

В наше время о садике начинают задумываться, едва малыш появится на свет. Нужен ли ребенку детский сад? И если нужен, то какой - "художественно - эстетический " или " физкультурно - оздоровительный"? Как сделать так, чтобы ребенок ходил в этот садик с удовольствием? И стоит ли вообще усложнять ситуацию, поднимать такой шум вокруг проблемы выбора детского сада?

Ведь как ни крути, а для большинства мам вопрос решается просто: в садик ребенку нужно ходить потому, что маме необходимо выйти на работу. Можно очень хорошо все понимать про психологические особенности ребенка, недостатки детского сада и т. д., но далеко не у всех родителей есть реальная возможность сидеть дома с малышом, оплачивать услуги квалифицированной няни, детские центры, клубы и школы раннего развития.

И это вовсе не повод переживать, винить себя за свою финансовую несостоятельность и страдать от того, что драгоценное дитятко будет лишено счастливого детства. Все-таки садик - штука нужная (есть, правда, исключения, но о них чуть позже). Однако нельзя и пренебрегать индивидуальными особенностями и интересами ребенка, "сдавая" его в первый попавшийся садик, отказываясь видеть проблемы адаптации, рассчитывая на то, что "привыкнет - крепче станет". Чтобы детский сад действительно оказался приятным и полезным местом для вашего малыша, нужно хорошо подумать и понять, для чего именно он нужен вам и вашему ребенку, спокойно оценить все плюсы и минусы того или иного решения, настроиться на то, что выбор детского сада и адаптация к нему малыша - значительная и важная работа, которая может и должна закончится успехом.

Успех - это не значит "ходит, как все нормальные дети и ни на что не жалуется". Успех - это условия развития, оптимально подходящие именно для вашего ребенка и соответствующие вашим возможностям. Создать такие условия реально, хотя и не всегда очень просто. И в наши дни, отмеченные постоянным ростом цен, при желании можно найти такой детский сад, который будет радовать вас и малыша.

Точно так же, даже ребенку, который очень трудно адаптируется в детском саду, можно наладить такой образ жизни, при котором будет достаточно общения с другими детьми и взрослыми, развивающих и спортивных занятий.

Главное - не торопиться, не терять уверенности в успехе, проявить гибкость и готовность искать и пробовать разные варианты. Тогда у вас непременно все получится!

Что хорошего в детском саду?

Нужно ли ребенку ходить в детский сад? Говорят, "домашние" дети очень трудно адаптируются в школе, потому что не привыкли находиться в коллективе.

До недавних пор считалось, что детский сад является по-настоящему необходимым звеном в развитии каждого ребенка. И действительно, "домашние" детишки часто с трудом приспосабливались к школьным правилам, к правилам общения, принятым в группе сверстников. Пожалуй, эти трудности объяснялись прежде всего тем, что таких детей было очень мало, подавляющее большинство составляли именно "садиковые" дети. Зачастую дети переходили целыми группами из "дворового" детского сада в такую же "дворовую" (то есть по микрорайону) школу. И если в этот же класс попадал ребенок, который первые семь лет жизни провел под маминым и бабушкиным крылом, ему, конечно, приходилось несладко.

Сегодня ситуация иная. Дети, никогда не посещавшие детского сада, перестали быть исключением. Кроме того, и само понятие "детский сад" в наши дни не так однозначно, как прежде. Помимо стандартного государственного детского сада, существует целый ряд других вариантов "трудоустройства" дошколенка. Так что в первый класс дети приходят с самым разнообразным "багажом": кто-то ходил в обычный садик, кто-то - в какой-нибудь Центр развития, а кто-то и дома с няней сидел.

И вот стали слышны поначалу робкие, но набирающие силу голоса тех, кто взял на себя смелость утверждать: "домашние" дети ничуть не хуже "садиковых". Конечно, везде есть свои исключения, но в общем и целом ребенок, воспитанный дома, а не в "учреждении", вполне может быть таким же развитым, самостоятельным, инициативным и общительным, как и воспитанник детского сада. Другое дело, что для этого родители должны не просто "хранить" драгоценное чадо дома, а работать над развитием в нем всех этих качеств.

Что же именно дает посещение детского сада ребенку? Прежде всего - возможность общения со сверстниками, включенность в группу . Вы можете быть убежденными индивидуалистами, замкнутыми и необщительными, но необходимо помнить: примерно начиная с трех лет (а уж с четырех - совершенно точно!) ребенок нуждается в общении с другими детьми . И эту возможность вы обязательно должны ему предоставить.

Разумеется, в детском саду ребенок учится общаться не только с другими детьми, но и со взрослыми. До начала школьного возраста родители, конечно, остаются единственными по-настоящему авторитетными взрослыми в жизни ребенка. Но опыт общения с воспитателями в детском саду помогает ребенку в дальнейшем избежать трудностей в установлении отношений со школьными учителями. Малыш узнает, что помимо мамы есть и другие взрослые, к мнению которых нужно прислушиваться, а иногда и просто подчиняться.

С этим моментом естественным образом связан и другой: в детском саду ребенок знакомится с определенными правилами поведения и учится соблюдать их. Слово "дисциплина" у многих из нас вызывает достаточно негативное отношение, поскольку ассоциируется с "уравнительной" муштрой, принятой и в садиках, и в школах советской эпохи. Но если отвлечься от этих ассоциаций и понимать под словом "дисциплина" всего-навсего умение придерживаться необходимых правил человеческого общежития, то следует признать: эти навыки ребенку необходимы.

Наконец, в детском саду ребенок получает возможности для интеллектуального и физического развития. Строго говоря, стандартные образовательные программы, принятые в государственных детских садах, оставляют желать лучшего: во многих обычных садиках занятий маловато, да и проводятся они далеко не на высшем уровне. Одного лишь "садикового" образования ребенку недостаточно. В любом случае родители должны заниматься с малышом сами. Но если "домашний" ребенок целые дни проводит исключительно перед экраном телевизора, то в детском саду он, конечно, получит несравненно больше. Рисование, лепка, конструирование, развитие речи, музыкальные занятия и физкультура - этот минимальный "джентльменский набор" обеспечит и самый простенький государственный садик. Если же вам повезет и вы найдете по-настоящему хороший детский сад (таковыми бывают и государственные) с хорошей, обширной программой, можно рассчитывать, что вашему малышу будет там по-настоящему интересно.

Могу ли я дома обеспечить ребенку все условия, необходимые для его гармоничного развития, не отдавая его в детский сад?

В принципе это возможно. Но лишь в том случае, если вы действительно готовы к этой очень и очень серьезной работе. Самое сложное в домашнем воспитании - это, пожалуй, не интеллектуальное или физическое развитие ребенка. Как раз в этих направлениях заботливая и образованная мама может дать ребенку намного больше, чем занятия в детском саду. Значительно труднее создать малышу все необходимые условия для социального развития.

Выше мы уже говорили о главных плюсах детского сада: ребенок получает возможность общаться со сверстниками и с другими, помимо родителей, взрослыми, учится вести себя "в обществе", соблюдать правила. И если вы не хотите отдавать малыша в садик, вам нужно хорошенько продумать, каким именно образом вы предоставите ребенку эти возможности.

"Домашний" ребенок должен проводить много времени на детских площадках, играя с другими детьми. Кроме того, очень желательно обеспечить ему какого-то постоянного друга-ровесника - а лучше, нескольких друзей. Нужно возить его в гости и приглашать других детей к себе домой.

Эта задача вполне осуществима. Но нельзя забывать и о другом важном моменте - общении ребенка со взрослыми. Не секрет, что женщины, предпочитающие сидеть дома с детьми до тех пор, пока не наступит пора идти в школу, часто отличаются повышенным чувством родительского долга и стремлением непременно быть идеальными мамами. Из этого похвального стремления вытекают некоторые довольно неблагоприятные последствия: такие мамы почти всегда бывают убеждены, что попросту не имеют права доверить своего драгоценного малыша кому-то постороннему (причем в категорию "посторонних" нередко попадают вообще все другие люди - в том числе и ближайшие подруги, и бабушки с дедушками).

Если вы не отдаете ребенка в садик потому, что не доверяете воспитателям и считаете, что никто, кроме вас, не сумеет правильно обращаться с ребенком, находить нужный подход к нему, - вам нужно срочно менять эту точку зрения! Конечно, ребенка нельзя отдать в первые попавшиеся руки. Но и ограничивать его мир лишь своей собственной персоной нельзя тоже. Вам нужно понять, что ребенку необходим опыт общения с другими взрослыми, помимо мамы - пусть даже эта мама действительно лучшая в мире!

Не хотите отправлять ненаглядное чадо в детский садик - отдайте его в какой-нибудь кружок, секцию, игровую группу. Договоритесь с кем-нибудь из своих подруг, что время от времени ваш ребенок будет проводить денек у нее. Самое лучшее - если среди ваших знакомых есть такие же молодые мамы, как и вы. Вы можете составить "график посещений", по очереди принимая у себя других детишек. Пусть ваш частный "детский сад" "работает" всего лишь несколько часов в день, хотя бы пару раз в неделю: это уже принесет малышам большую пользу. Они и друг с другом научатся общаться, и понемножку будут привыкать к тому, что слушаться порой приходится не только маму.

Подходящий возраст: имеет ли смысл отдавать ребенка в ясли?

Самый оптимальный возраст для выхода "в свет" - четыре года. Да-да, не меньше! И пожалуйста, постарайтесь не слушать настойчивых советов опытных бабушек, которые всегда готовы объяснить нам, что "чем раньше, тем лучше - быстрей привыкнет"! Потому что это неправда.

Годовалый карапуз, конечно, может "привыкнуть" к тому, что любимую мамочку почему-то заменили на чужую, не слишком ласковую тетеньку. Привыкнуть - это значит смириться и молча страдать, реагируя на стресс "всего лишь" частыми простудами и другими болезнями, плохим настроением, снижением интереса к окружающему миру. Такое пассивное сопротивление - далеко не пустяк, оно очень негативно отражается на дальнейшем эмоциональном, интеллектуальном и физическом развитии малыша.

Сегодня в большинство яслей принимают детишек лишь с полутора лет. Но и это - чрезвычайно рано! Полтора года - возраст, когда только-только начинает ослабевать так называемая сепарационная тревога. Попросту говоря, малыш еще слишком сильно привязан к матери и очень болезненно реагирует на ее отсутствие, а равным образом и на появление чужих людей, особенно если они пытаются подойти к нему слишком близко.

Ни для кого не секрет, что лучше всего в яслях адаптируются "неблагополучные" детки, то есть те, кому не слишком хорошо живется дома. Об этом прекрасно знают воспитатели детских садов. Они с грустью рассказывают о том, что в каждой группе найдется один-два малыша, которые не хотят уходить из детского сада по вечерам: родители приходят, зовут с порога группы, а ребенок... поворачивается спиной, прячется за полкой с игрушками. И дело тут совсем не в том, что малыш "заигрался", слишком увлекся какими - то своими важными малышовыми делами.

Для полуторагодовалого карапуза встреча с мамой, возможность уцепиться за нее покрепче и никуда не отпускать - самое важное дело, по определению, в силу возрастных особенностей. Начиная с этого возраста страх перед незнакомыми взрослыми постепенно сглаживается, но до конца не исчезает еще довольно долго (хотя разные детишки в этом сильно отличаются друг от друга). Интерес к другим детям просыпается в малышах только к трем годам. При этом сначала они тянутся к товарищам постарше себя, потом начинают интересоваться теми, кто помладше, и только в последнюю очередь обращают внимание на своих сверстников.

Итак, ясли в полтора года могут быть оправданы только самой крайней необходимостью. Прежде чем решаться отдавать ребенка в ясли, нужно перебрать все возможные варианты, позволяющие оставить малыша дома. Поищите надомную работу, попробуйте договориться со знакомыми мамами о том, что будете по очереди "пасти" ваших детишек. Поверьте, безвыходных ситуаций не бывает и при желании всегда можно наши какую-то альтернативу яслям.

Двухлетнему ребенку к яслям привыкнуть немножко проще. Общее правило остается тем же - рано! Но из этого правила уже есть довольно много исключений. К двум годам малыш может быть действительно очень общительным, и если садик (прежде всего воспитатели!) будет хорош, возможно, ребенку там понравится. Во всяком случае, вы можете попробовать отвести ребенка в ясли, если уже убедились в том, что он не испытывает страха перед другими детьми и взрослыми, обладает необходимыми навыками самообслуживания (умеет пользоваться горшком, может самостоятельно есть), без особых страданий переживает ваше отсутствие.

При этом вы обязательно должны наблюдать за поведением, настроением малыша, состоянием его здоровья. Если вы увидите, что ваш двухлетка трудно адаптируется к яслям, - ни в коем случае не настаивайте, не упорствуйте в своем намерении приучить его к "учреждению" прямо сейчас. Поговорка "стерпится - слюбится" в данном случае не срабатывает! Негативный опыт посещения яслей скажется в дальнейшем: через год-другой, когда в группу придут "домашние" детки и адаптируются к садику без особых проблем, ваш малыш по-прежнему будет воспринимать детский сад как место заточения, будет часто болеть, плакать по утрам и вечерам.

В нашем случае применима такая народная мудрость: "Скупой платит дважды". Отправив в ясли двухлетнего малыша, который к этому не готов, вы ничего не выиграете. Выход на работу обернется регулярными больничными. Гораздо разумнее потратить время с толком: постепенно, без спешки, но настойчиво и последовательно готовьте малыша к детскому саду. Такое "вложение" вашего времени, вашей заботы окупится в полной мере. Пусть это прозвучит банально, но все-таки: что может быть дороже здоровья любимого ребенка - как физического, так и психологического?

Некоторые мамы отдают двухлетних малышей в ясли не потому, что очень нужно выходить на работу, а из "педагогических" соображений: мол, в группе ребенка приучат быть самостоятельным, он будет быстрее развиваться и т. д. Да, общаясь целый день с чужими тетями и будучи лишь одним из пятнадцати-двадцати таких же карапузов, ваш ребенок, наверное, научится держать ложку и натягивать штанишки быстрее, чем его "домашние" сверстники. Но так ли это важно само по себе? Дома он тоже учится самостоятельности, осваивает все эти необходимые бытовые навыки - а как же иначе? Это, конечно, требует вашего внимания, вашей работы и вашего терпения.

Давайте говорить честно. Приводя малыша в ясли, мы не можем даже мечтать о каком-то индивидуальном подходе, уважении личности ребенка и т. д. С детскими садами дела обстоят получше, а вот ясли никак не могут считаться местом, полезным для ребенка.

И возрастные особенности двухлетнего ребенка, и качество наших яслей, в общем-то, приводят к такому выводу: подождите, не торопитесь! Доказано, что воспитанники яслей нередко впоследствии отличаются меньшей инициативностью в принятии решений, поскольку активность и эмоциональность во многом закладываются именно в первые годы жизни.

Маме на заметку

Ребенок, плохо привыкающий к яслям или садику, не обязательно демонстрирует это явным образом. Он может вести себя достаточно послушно и даже покорно, выражая свои переживания каким-то косвенным путем. Самая распространенная форма пассивного сопротивления ясельных малышей - частые простудные заболевания.

Но есть и другие моменты, на которые обязательно нужно обращать внимание. Это сон, аппетит, поведение ребенка дома по вечерам, после садика. В первое время после начала посещения яслей или садика такие "прелести", как снижение аппетита, трудности с засыпанием и даже плач по ночам, домашние капризы и несколько сниженное или раздражительное настроение, могут считаться "нормальными". Но если спустя три-четыре недели положение дел не улучшается, можно говорить о том, что ребенок плохо адаптируется к детскому саду или яслям.

В этом случае малыша желательно избавить от посещения садика на ближайший год, а если уж это совсем невозможно - постараться смягчить травмирующую его ситуацию: оставлять его в садике только на полдня, устраивать ему дополнительный выходной в середине недели, поискать сад или ясли с меньшим количеством детей в группе.

Эти рекомендации могут показаться не слишком реалистичными. Тем не менее опыт многих мам показывает, что при желании их можно выполнить. И старания оправдывают себя, ведь в результате вы сохраняете душевное благополучие ребенка, а значит, и свое собственное.

В каком возрасте ребенку лучше всего идти в детский сад?

На этот вопрос мы уже начали отвечать. Повторим еще раз: оптимальным возрастом большинство психологов сегодня считают четыре года, а вполне допустимым - три. К трем годам ребенок уже не боится оставаться какое-то время без мамы, начинает интересоваться общением с другими детьми, обладает навыками самообслуживания. Но по-настоящему получать удовольствие от игры со сверстниками он будет лишь ближе к четырем годам.

Идеальный вариант - постепенно, без спешки и предъявления жестких требований начинать знакомить ребенка с детским садом в три - три с половиной года. Сначала ходить с ним на прогулки вместе с детсадовской группой, потом оставлять его в садике на половину дня.

Если довольно быстро обнаружится, что ребенок не против проводить время в новой обстановке, можно перейти к обычному посещению детского сада. Если же особых восторгов малыш не выражает - нет ничего страшного в том, что до четырех лет он будет посещать садик по "щадящему" режиму.

Не стоит беспокоиться из-за того, что он в чем-то отстанет от своих сверстников. Главное, чтобы после трех лет он не оставался в замкнутом домашнем пространстве, один на один с мамой или бабушкой, а постепенно расширял границы знакомого мира.

Маме на заметку

Вот очень важное, хотя и чисто "техническое" предупреждение. Все советы, которые дают психологи, авторы различных книг и пособий (в том числе и автор этой статьи) относительно детского сада несколько теоретичны. Плавная, мягкая и неспешная адаптация к детскому саду - идеал, к которому можно стремиться. Но на деле, если только вы не обладаете достаточными финансовыми возможностями, чтобы определить свое чадо в частный "семейный " детский сад (а у большинства из нас таких возможностей как раз и нет), будьте готовы к тому, что жизнь внесет свои коррективы в вашу идеальную схему.

И первое, с чем вы столкнетесь, - это очередь. Да-да, старая "добрая" очередь в детский сад времен вашего собственного детства. Еще лет семь-восемь назад мамы действительно могли неспешно переходить от одного садика к другому, сравнивать и выбирать тот, что получше.

Рождаемость в стране была низкой, детские сады пустовали и закрывались, а те, что оставались на плаву, готовы были принимать в свои стены едва ли не всех желающих, независимо от прописки в нужном микрорайоне. (Ясли, кстати, всегда оставались переполненными, но их и гораздо меньше, чем детских садов.) Сегодня детей стало больше, а количество детских садиков сократилось - как раз в те "бездетные" годы. И в самый простой, "дворовый" садик нужно записываться по крайней мере за год до того, как ребенок туда пойдет. С теми же садами, которые в вашем районе пользуются особой популярностью, можно смело начинать "дружить" еще во время беременности.

В последние годы все более распространенной становится такая практика. Ребенка в два года отдают в ясли, он к ним привыкает с трудом, и родители решают еще на год оставить его дома. Но при этом ни в коем случае не забирают документы! Уговаривают администрацию "придержать местечко", исправно оплачивают ежемесячные квитанции, чтобы сохранить возможность без проблем отправить ребенка в садик через год или даже два.

Так что делайте выводы. Детский сад нужно подыскивать заранее, по крайней мере за год, в идеале - еще раньше. Проявляйте активность, не ждите подарков от судьбы. Гуляя по улицам с колясочкой, в которой лежит ваш новорожденный, знакомьтесь с мамами детишек постарше, выясняйте, в какие сады они ходят, довольны ли они ими.

Кроме того, большую помощь в поисках хорошего детского сада может оказать Интернет. На многочисленных "родительских" сайтах существуют рейтинги школ и детских садов. Там вы можете найти отзывы о разных садиках, группах, центрах развития. К тому же у вас появится возможность задать какие-то конкретные вопросы, получить необходимый совет.

Ребенок совсем не хочет идти в садик...

Любого ли ребенка можно приучить к детскому саду?

Некоторых детей врачи, психологи и родители так и называют - "несадиковые". Что стоит за этим определением? Действительно ли бывают дети, которые ни при каких условиях не могут адаптироваться к детскому саду?

Честно говоря, таких детей, наверное, нет. Вопрос лишь в том, сколько усилий нужно приложить самому ребенку и его родителям, чтобы адаптация к детскому саду состоялась, и оправданы ли эти усилия, то есть нужно ли их совершать.

По тому, как малыши приспосабливаются к детскому саду, их можно разделить на три группы.

Первая группа - дети, которые реагируют на перемену обстановки настоящим нервным срывом. К этому почти всегда добавляются частые простудные заболевания.

Вторая группа - дети, не проявляющие признаков нервного перенапряжения, "всего лишь" начинающие часто болеть.

Третья группа - это детишки, привыкающие к садику без особых проблем и сложностей.

Так вот, каждый второй ребенок относится к первой или ко второй группе. Значит ли это, что только половина детей, которые ходят в садик, имеет шанс "прижиться" там, а все остальные должны сидеть дома до школьного возраста? Конечно нет.

В большинстве случаев проблемы адаптации разрешимы, причем на это не требуется очень слишком много времени. Детский сад - стресс для ребенка, но стресс вполне преодолимый. Только малышу обязательно нужно помочь справиться с этим новым и очень серьезным опытом. Столь большое число детей, испытывающих трудности в адаптации к детскому саду, во многом объясняется их неподготовленностью к новому образу жизни. Нельзя бросать ребенка в незнакомую обстановку, как в воду, в расчете на то, что он немедленно научится "плавать". Стоит заранее уделить время и внимание подготовке к посещению садика, и тогда ваш малыш, скорее всего, окажется в третьей, благополучной группе.

Несмотря на все мои старания, ребенок так и не может привыкнуть к садику. Чем это объясняется и что можно сделать?

Действительно, в некоторых случаях не помогает даже тщательная предварительная работа. Вопреки всем вашим усилиям и благим намерениям, ребенок продолжает в той или иной форме выражать протест против посещения детского сада. В чем же дело?

Прежде всего, малыш, возможно, еще не достиг подходящего возраста (этот вопрос мы подробно обсудили выше). Кроме того, как уже упоминалось, отношение ребенка к детскому саду может быть сильно испорчено неудачным опытом посещения яслей. Тут может срабатывать условный рефлекс: даже маленький ребенок помнит (по крайней мере, на подсознательном, эмоциональном уровне), что в этих стенах он уже был и чувствовал себя плохо. Если причина именно такова, то лучше всего отложить выход "в свет" еще на какое-то время (хотя бы на полгода), продолжая в этот период поддерживать связь с садиком - ходить на прогулки, подружиться на "нейтральной территории" с кем-то из детишек, которые ходят в ту же группу.

Трудности в приспособлении к детскому саду могут быть обусловлены и темпераментом ребенка. Темперамент - врожденная характеристика, его нельзя изменить, но "зато", к сожалению, можно подавлять, насильственным образом искажать. Малыши-сангвиники обычно адаптируются к новой обстановке вполне благополучно, а вот холерикам и флегматикам часто приходится нелегко. Детишки с холерическим темпераментом оказываются слишком активными и шумными, но еще больше могут страдать медлительные флегматики - они просто не успевают за остальными. А в садике это важно - шагать в ногу: вовремя поесть, вовремя одеться или раздеться, выполнить какое-то задание...

Внимательно понаблюдайте за своим малышом, расспросите воспитателя о том, как именно ребенок проводит день в группе. И если вы решите, что сложности в адаптации связаны именно с "неудобным" для садика темпераментом, обязательно обсудите это с воспитателями. Объясните им, что малыш ведет себя "неподобающим" образом не потому, что в чем-то виноват, а потому, что не может по-другому.

Не стесняйтесь быть настойчивыми и твердыми, сообщая воспитателям, что вашего карапуза-флегматика ни в коем случае нельзя постоянно теребить, подгонять, а уж тем более ругать за медлительность. Расскажите им (и, конечно, имейте в виду сами), что под давлением со стороны взрослых ребенок-флегматик лишь становится еще более медлительным и пассивным.

Его нервная система функционирует таким образом, что при избыточной стимуляции вообще включается "аварийное торможение", и ребенок впадает в настоящую прострацию. Зато, если такого ребенка не тревожить, он умеет доводить начатое до конца, спокоен и уравновешен, аккуратен и надежен. Что же касается медлительности, то по мере роста и развития ребенка она будет постепенно сглаживаться. Темп деятельности флегматика все равно будет несколько снижен по сравнению с сангвиниками и особенно холериками - темп, но не результативность! В то время как торопливый холерик дважды натянет на себя все одежки наизнанку и кверх ногами, а воспитательница наконец переоденет его правильно, ребенок-флегматик как раз успеет один раз, но верно и аккуратно застегнуть все пуговицы и даже, может быть, завязать шнурки.
Все это непременно нужно объяснить воспитателям, чтобы они запомнили: чем меньше они будут дергать и торопить вашего "тихохода", тем быстрее он "выровняется", привыкнет к обстановке детского сада и начнет успевать делать все, что нужно.

А что же делать с теми самыми торопливыми холериками, которые ни секунды не сидят на месте и вообще часто напоминают маленький смерч? Понятно, что такой темперамент не вызывает особых восторгов у воспитателей в садике. Но опять же необходимо поговорить с персоналом и объяснить, что малыш "буйствует" не из-за недостатка воспитания, а в силу врожденных особенностей личности. Подскажите воспитателям, что вашего "ураганного" ребенка хорошо бы по возможности занимать какой-то активной деятельностью. Если он разбрасывал игрушки, то наверняка с тем же удовольствием и быстротой соберет их - если его попросить, а не заставлять. Как правило, в детских садах детям все-таки разрешают довольно свободно двигаться - бегать и прыгать (разрешают хотя бы потому, что невозможно заставить двадцать трехлеток долго и тихо сидеть на стульчиках!).

Если же вам попадутся очень строгие воспитатели, которые требуют от детей, чтобы те и на прогулке стояли на одном месте или ходили взад-вперед парами, - что ж, в этом случае лучше всего поискать других воспитателей. (Это, кстати, относится не только к проблемам детей-холериков! Муштра, подавление, жесткое ограничение естественной активности вредны для любого ребенка, независимо от темперамента.)

Наконец, в поисках причин плохой приспособляемости ребенка к садику подумайте еще вот о чем: а легко ли вы сами адаптируетесь к новым условиям? Любите ли вы находиться в шумных компаниях? Если ребенок растет в обществе замкнутых, мало общительных родителей, то, скорее всего, и сам он будет предпочитать тихие игры в одиночестве. Такому малышу обычный многолюдный садик действительно может быть противопоказан, но в то же время его ни в коем случае нельзя оставлять в изоляции! Его непременно нужно "выводить в свет", хотя и делать это ненавязчиво и аккуратно, малыми "дозами". Очень неплохо определить такого "затворника" в игровую группу, в которой мало детей и где не нужно проводить целый день.

Кому лучше остаться дома

В обычный, стандартный садик не следует отдавать ослабленных, часто болеющих (еще и до всякого садика!) детишек, а также малышей с неустойчивой нервной системой. Это не значит, что таких детей вообще никуда нельзя отправлять. Просто нужно учитывать, что если ваш малыш не слишком здоров, это означает его повышенную чувствительность, уязвимость. К нему нужно подходить с особой осторожностью, а садик выбирать еще более тщательно, чем в случае с "обычным" (если только такие бывают на свете!) ребенком. Существуют специальные оздоровительные детские сады, но на одно лишь название полагаться не следует: если в группе пятнадцать человек и один воспитатель на две смены - большого оздоровительного эффекта посещение такого сада вашему крохе не принесет.

Если вы не планируете провести ближайшие годы на больничном по уходу за ребенком, отложите до поры мечты о садике и начинайте самостоятельно "оздоравливать" малыша: следите за его режимом и питанием, побольше гуляйте, если позволят врачи - начинайте закалять. Попробуйте изыскать возможности для того, чтобы ребенок хотя бы пару раз в неделю посещал какую-нибудь "школу развития", игровую группу. Если это никак невозможно, по крайней мере выбирайтесь с ним в гости, чтобы он понемножку "отрывался " от вас, узнавал, что мир вокруг широк и не опасен.


Буду признателен за плюсики, лайки и ретвиты! Заранее спасибо!

В советское время детский сад был обязательным этапом для каждого ребенка с самых малых лет. В настоящее время государственному детскому саду есть альтернативы в виде частных детских садов, профессиональных нянек, есть и мамы, которые посвящают себя детям без остатка. В то время не особо задумывались, зачем ребенку детский сад. Маме нужно было выходить на работу, а дитя должно было быть надежно пристроено.

Зачем ребенку нужен детский сад. Плюсы

К сожалению, и в наше время не все семьи могут позволить себе маму, которая не ходит на работу, да и бабушки стали более современными и предпочитают работать или заниматься собой. Для любой семьи встает вопрос, отдавать ребенка в садик или нет? Давайте рассмотрим достоинства и недостатки садиковского периода. Начнем, пожалуй, с плюсов.

В детском саду, как и в армии, есть режим питания, бодрствования и сна

Режим очень полезен для любого организма, а тем более, для детского. Кроме этого, в детском саду есть утренняя гимнастика и физкультура 2 -3 раза в неделю. Согласитесь, что не в каждой семье родители - спортсмены.

Дети учатся самостоятельности


Рядом нет мамы, которая покормит, приберет игрушки. В детском садике ребенок четко знает, что нужно убрать за собой тарелку, собрать игрушки, перед сном аккуратно сложить одежду на стульчик, заправить кроватку. Ребенок учится принимать самостоятельные решения.

Навыки общения

В детском саду дети учатся строить общение со своими сверстниками, учатся дружить, делиться любимыми игрушками, приходить друг другу на помощь, учатся слаженности действий. Они учатся совместно кушать, собираться на прогулку. Все это положительно влияет на формирование личности ребенка.

Подготовка ребенка к школе

В настоящее время детские сады по специальным программам проводят с детьми занятия. Это рисование, развитие речи, окружающий мир, лепка, математика. Занятия проводятся всего двадцать минут, но у ребенка уже развивается усидчивость, которая пригодится ему в школе.

Вот такие немаловажные достоинства у детских садов. Но, конечно, есть еще и минусы, которые мы сейчас и рассмотрим.

Долгое пребывание в детском саду


При посещении детского сада ребенок на целый день расстается с родителями и встречается с ними только вечером. Дети тяжело переживают разлуку с любимой мамой, поэтому в период адаптации следует оставлять ребенка в садике на неполный день. А в выходные стараться проводить время всей семьей.

Ребенок часто болеет

Частые болезни детей напрямую связаны с дискомфортом, который ребенок испытывает в период привыкания к детскому саду. Насморки, простуды, ветрянки… Через это проходят все детсадовские детки. Иммунитет к вирусам у детей развивается в первый год посещения учреждения.

Изменение в поведении и лексиконе

Конечно, дети как обезьянки, копируют друг друга. Поэтому нет ничего удивительного в том, что вы однажды услышите от своего ребенка нецензурную лексику. Может появляться агрессия, крикливый тон, угрозы. Если родители спокойно скажут ребенку, что в семье так не делают и не говорят, постепенно он забудет про дурные привычки.

Недостаточное внимание к детям

Конечно, воспитателю, у которого в группе 25-30 человек, очень трудно уделить должное внимание каждому ребенку. Нет достаточного внимания к проблемам и страхам ребенка. Также некоторые воспитатели предпочитают не объяснять, а накричать на ребенка, запугать его. Конечно, такое поведение очень сказывается на нервной системе детей. Это существенный недостаток детского сада.

Проблемы с питанием


Дети, в большинстве своем, и дома не очень хорошо едят, а еду в детском садике не хотят принимать вовсе. Воспитатель чисто физически не сможет уговорить каждого ребенка покушать. Со временем, конечно, начинает действовать принцип «кушаю за компанию» или «кто вперед». Но на это тоже требуется время.

Вот такие плюсы и минусы у наших детских садов. Родители сами выбирают детский сад, помогают ребенку более безболезненно адаптироваться к новым условиям, создать верный психологический настрой у ребенка. Будет ли ваш ребенок ходить в садик - это только ваш выбор! Удачи и побольше счастливых моментов!