Что делать чтобы не было инсульта профилактика. Что принимать для профилактики инсульта головного мозга

Чем занимается логопед?
Вопреки распространенному мнению логопед не только «ставит» звуки. Работа логопеда в коррекционной группе начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия,мелкой маторики, развития памяти и мышления. Без этого невозможно наладить полноценный образовательный процесс. В задачи логопеда входят расширение и обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи и обучение грамоте, исправление грамматических ошибок, развитие речевого дыхания и много другое.
Кроме владения методиками коррекции устной и письменной речи, логопед знаком с основами невропатологии, психопатологии, патологии органов слуха и речи, нейропсихологии.
В каком возрасте следует начать показывать ребенка логопеду?
Мнение, что ребенка надо приводить к логопеду в пять лет, устарело. К этому возрасту речь ребенка уже во многом сформирована, благоприятный период для развития речи является возраст 2–3 года. Именно тогда родители должны интересоваться, все ли хорошо у ребенка с речью. Родители должны регулярно посещать участковый логопедический кабинет в поликлинике и отслеживать динамику развития речи своего ребенка. Ведь то, что было нормой в три года, для четырех лет становится отставанием. Если у мамы были проблемы во время беременности или родов, ребенок наблюдался у невропатолога, то надо особенно внимательно следить за становлением речи. Тогда маме не придется слышать от логопеда вопрос: «А где вы были все это время?». Чем раньше по возрасту логопед обнаружит нарушения речи (если они есть), тем легче будет все исправлять.
Могут ли родители определить, нужен ли ребенку логопед?
Дети овладевают правильной речью постепенно, в течение нескольких лет. Для каждого возраста существует своя норма. К году нормально развивающийся ребенок употребляет уже 3–4 «лепетных» слова, понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами («где мама?», «дай ручку», «нельзя»). К двум годам употребляет предложения из двух-трех слов, понимает и правильно выполняет двухступенчатую инструкцию («пойди на кухню и принеси чашку»), имеет словарный запас минимум 50 слов. К двум годам ребенок уже правильно произносит звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г. Если к 2,5 года у ребенка не формируется элементарной фразовой речи – значит, темп его речевого развития отстает от нормы. В речи трехлетнего ребенка постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложения. От простой двухсловной фразы он переходит к употреблению сложной фразы с использованием падежных форм существительных единственного и множественного числа, употребляет в предложении простые предлоги (на, в, под, за, с, из) и союзы (потому что, если, когда). К 3,5 года значительно увеличивается количество прилагательных. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги (по, до, вместо, после, из-за, из-под), союзы (что, куда, сколько). К этому времени осваиваются свистящие звуки (с, з, ц), а также ы, э, несколько позднее шипящие (ш, ж, ч, щ). Звуки р, л обычно появляются к 5–5,5 года. К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь, пользуется обобщающими понятиями (одежда, овощи и т.д.). В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор и т.п.). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно их употребляет в речи.
Если речь Вашего ребенка значительно отличается от этих норм, следует немедленно обратиться к логопеду. Однако часто родители привыкают к речи своего ребенка и не замечают многих проблем в его развитии, особенно если он единственный в семье. Поэтому рекомендуется первый раз посетить логопеда поликлиники в три года и затем ежегодно – с профилактической целью. Если же лепет у вашего ребенка угас, а первые слова не появились и к 2 годам, то обратиться за помощью следует раньше.
Могут ли родители сами исправить речь ребенка?
И да и нет. Здесь нельзя сказать однозначно, если у ребенка сильные проблемы с речью- по одним книгам речь не исправить. Нужны знания и специальное оборудование. Например для постановки звуков которые ребенок не произносит, используются постановочные логопедические зонды , без них очень сложно научить ребенка произносить звуки. Хотя сейчас стали появляться американские постановочные зонды , которые позволяют родителям под присмотром логопеда самостоятельно ставить звуки Р,Л,С,Ч и Ш.
Иногда бывает достаточно привлечь внимание малыша к правильному произнесению звука, чтобы получить положительный эффект. В других случаях предварительно необходимо развить артикуляционную мускулатуру с помощью артикуляционной гимнастики. Однако если, несмотря на ваши усилия, ребенок в течение месяца занятий так и не научился правильно произносить звуки, лучше всего обратиться к профессионалу. Дальнейшие попытки исправить произношение могут усугубить проблему – например, закрепить у ребенка неправильное произношение или вовсе отбить охоту заниматься.
Особое внимание уделяйте собственной речи, так как для детей в возрасте от 1 года до 6 лет речь родителей – это образец для подражания и основа последующего речевого развития. Важно придерживаться следующих правил:
– нельзя «сюсюкать», то есть говорить «лепетным» языком или искажать звукопроизношение, подражая речи ребенка;
– желательно, чтобы ваша речь была всегда четкой, достаточно плавной, эмоционально выразительной, умеренной по темпу;
– общаясь с ребенком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми словами, непонятными выражениями и оборотами. Фразы должны быть достаточно простыми. Перед чтением книжки новые, незнакомые слова, встречающиеся в тексте, нужно не только объяснить ребенку в доступной его пониманию форме, но и проиллюстрировать на практике;
– следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом;
– ребенка нельзя наказывать за ошибки в речи, передразнивать или раздраженно поправлять. Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту. Очень важно развивать слуховое внимание, подвижность артикуляционного аппарата, мелкую моторику кисти руки.
Как попасть на занятия к логопеду?
Логопедическая помощь оказывается логопедом поликлиники, детского сада или школы. Иногда логопеды работают в домах культуры, различных центрах. По сути, это те же специалисты, имеющие высшее дефектологическое образование.
Если вы решили обратиться к логопеду, сначала надо побывать в поликлинике. Логопед поликлиники консультирует родителей по вопросам развития речи, проводит диспансеризацию в детских садах и школах и занимается коррекцией несложных нарушений речи у детей самого разного возраста. Он же направляет ребенка при более выраженных нарушениях на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) для уточнения диагноза и (при необходимости) определения в коррекционную группу детского сада.
В детском саду при наличии ставки логопеда занятия с детьми могут проводиться либо на логопункте, либо в специализированных группах. На логопункт берутся дети из массовых групп с нетяжелыми нарушениями речи. Логопед сам выявляет таких детей и проводит с ними занятия несколько раз в неделю.
Если в детском саду есть такая группа, логопед занимается только с зачисленными в нее детьми. В основном это дети с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи, заикание). Для зачисления необходимо, чтобы возраст ребенка соответствовал комплектуемой группе (как правило, 4 или 5 лет на начало обучения), имелись необходимые справки от специалистов поликлиники (окулиста, психиатра, логопеда, отоларинголога) и направление от ПМПК. Комплектование групп обычно проходит с января по май, занятия начинаются с 1 сентября следующего учебного года. Обучение длится 2 или 3 года.
Логопед школы (если он есть) сам отбирает детей для занятий. Часть времени он тратит на исправление неправильного произношения звуков, большую часть времени занимает исправление нарушений письма и чтения.
Не ухудшится ли речь моего ребенка в логопедической группе?
Нельзя полностью исключить вероятность того, что на начальном этапе ребенок станет подражать кому-либо из детей, с кем проводит значительную часть времени и чья речь значительно хуже, чем у него. Это бывает но этого не надо бояться и по мере обучения и собственные, и приобретенные ошибки будут исчезать.
Может ребенок преодолеть речевые проблемы, если останется в окружении нормально говорящих сверстников?
Да можно, но для этого надо,чтобы сверстники не имели речевых проблем, обычно это происходит у детей с небольшими речевыми проблемами. Но если Ваш ребенок не говорит или он имеет сильные речевые проблемы,я рекомендовала обратиться к логопеду или посещать логопедическую группу.
Моему старшему ребенку логопед помог за шесть занятий, так стоит ли идти в логопедическую группу?
Если нарушение речи выражается только в неправильном произношении звуков, то достаточно обратиться к логопеду поликлиники. Процесс коррекции речи при таком нарушении может занять от одного месяца до года – в зависимости от количества неправильно произносимых звуков и индивидуальных особенностей ребенка.
При общем недоразвитии речи (ОНР) нарушены не только звуки (иногда до 16 и более), нарушена слоговая структура слов: петерь – теперь, масалет – самолет, агат – виноград. Словарь бедный, происходят словесные замены: каска – шапка, донышко – подошва, гребень (у петуха) – шапка, пила – нож. Ребенок с трудом строит фразу, при этом часто с грамматическими ошибками. Коррекция подобных нарушений возможна только при ежедневном комплексном медико-педагогическом воздействии в условиях коррекционной группы и может занять до 2–3 лет и более.
Не помешает ли обучение в логопедической группе в будущем поступить в престижную школу, не будет ли на моем ребенке клеймо «отстающий ребенок» ?
Факт посещения ребенком логопедической группы не фиксируется в каком-либо документе, предъявляемом при поступлении в школу, и не является противопоказанием для обучения в массовой школе. Если ребенок преодолеет свои речевые проблемы к моменту поступления в школу и у него будут соответствующие способности, он может поступать в любое учебное заведение.
В чем плюсы и минусы посещения логопедической группы?
К плюсам можно отнести малую наполняемость группы – 10–12 человек. В таких условиях уменьшается риск инфекционных заболеваний, ребенок меньше утомляется в течение дня, а у воспитателей есть возможность уделить внимание каждому ребенку. С детьми работают опытные воспитатели исключительно с педагогическим образованием и окончившие специальные логопедические курсы, учитель-логопед с высшим дефектологическим образованием. С ребенком ежедневно проводятся коррекционно- развивающие занятия, направленные на развитие внимания, памяти, мышления, общей и мелкой моторики, дыхания. По уровню подготовки к школе выпускники логопедических групп зачастую обгоняют детей, посещавших массовые группы. Ребенок учится слушать педагога, у него формируются навыки учебной деятельности.
К минусам можно отнести несколько большую плату за посещение группы. Кроме того, родителям необходимо вместе с ребенком вести тетрадь, ежедневно выполнять задания логопеда. Если родители не будут заниматься с ребенком дома, то все старания логопеда будут напрасны. Результаты по исправлению речи приносят только совместные усилия логопеда и родителей.
У ребенка в медицинской карте стоит диагноз ЗРР. Что это такое?
Диагноз «задержка речевого развития» (ЗРР) означает, что развитие речи у ребенка идет медленнее, чем положено. Это может быть обусловлено наследственными причинами (папа или мама тоже поздно начали говорить), частыми болезнями. В этом случае все силы организма уходят на борьбу с болезнью, а не на развитие, в том числе и речи. Задерживаться развитие речи может и в том случае, если с ребенком мало разговаривают, читают. Ни радио, телевизор, компьютер не помогают формированию речи. На начальных этапах речевого развития дети должны не только слышать речь, но и видеть артикуляцию взрослого. Речь должна быть простой, четкой и доступной.
Если задержка развития речи обусловлена этими причинами, вмешательства специалиста не требуется. Достаточно создать ребенку благоприятные условия для развития.
Однако бывает, что задержка развития речи вызвана вредными воздействиями на мать во время беременности, родов или в первые годы жизни ребенка – стрессы, инфекции, травмы, о чем родители иногда и не догадываются. Тогда развитие речи не только запаздывает, но и нарушается. Здесь уже не обойтись без медицинской и педагогической помощи.
ЗРР констатируется обычно у детей до 3–3,5 года. После этого возраста, а иногда и раньше, если речь ребенка по-прежнему не соответствует возрастной норме, можно говорить не о задержанном, а о нарушенном развитии речи. В этом случае необходимо обратиться к неврологу и логопеду.
Ребенок плохо читает и пишет. Что делать?
Чтение – сложное действие, которое включает в себя технические навыки и понимание смысла прочитанного. В начале обучения чтению ребенок учится переводить написанное слово в звучащее: опознавать букву и соотносить ее со звуком, соединять несколько букв в слог и несколько слогов в слово. Эти технические операции поглощают все внимание ребенка. При этом понимание читаемого текста затруднено. Постепенно технические операции автоматизируются и малыш концентрируется на понимании смысла текста.
Подобные проблемы могут возникать и с письмом.
До конца первого класса нельзя говорить о нарушениях чтения и письма, говорят лишь о несформированном навыке. Но если и позже остаются стойкие пропуски, замены, перестановки букв, надо срочно обратиться за консультацией к логопеду.
Бывают такие проблемы, когда ребенок не слышит звуков, как бы он не старался, как следствие проблемы в письме. Такие проблемы распознать родителям сложно, это может только специалист логопед.
Сложности с чтением и письмом могут быть у левшей, у детей с нарушениями устной речи, слуха, зрения и у тех ребят, которым невропатолог ставил диагноз ММД (минимальные мозговые дисфункции).
Как правильно учить ребенка читать и писать?
В основе обучения чтению – не буква, а звук. Прежде чем показать ребенку новую букву, например м, следует научить его находить на слух звук м в слогах, словах. На первых порах следует называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково – м, б, а не эм или бэ. Говоря так, мы произносим два звука – э и м. Это только путает детей.
Другая грубая ошибка заключается в побуквенном чтении, то есть ребенок сначала называет буквы: м, а – и только после этого складывает сам слог: ма. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом. Если ребенок и сможет таким способом прочитать слова из трех-четырех букв, то чтение более сложных слов окажется недоступным. Правильное чтение – это чтение слогами (пока не будет сформировано беглое чтение). Пусть поначалу ребенок долго тянет первую букву слога, пока не распознает следующую букву. Главное, чтобы он не останавливался после первой буквы, слитно прочел буквы слога. В первую очередь детей учат читать слоги типа ап, ут, ик и т.п. Затем переходят к слогам типа ма, но, ву. После того как будет достаточно автоматизирован навык чтения слогов, переходят к чтению слов типа мак, луна, палка и т.д. по нарастанию сложности слов.
Если в устной речи ребенок заменяет некоторые звуки, например, ш на с (сапка) или р на л (лыба), не рекомендуется учить с ним соответствующие буквы, пока не будет полностью исправлено звукопроизношение. В противном случае может зафиксироваться неправильная связь между звуком и обозначающей его буквой.
Прежде чем учить ребенка письму, необходимо сформировать правильный захват ручки. Многие дети делают это неправильно. Руки должны лежать на столе так, чтобы локоть правой руки (у правшей) немного выступал за край стола и рука свободно двигалась по строке, а левая лежала на столе и придерживала лист. Кисть правой руки должна быть обращена к поверхности стола. Точками опоры для нее служат ногтевые фаланги несколько согнутых мизинца и безымянного пальца, а также нижняя часть ладони. Авторучка кладется на верхнюю, ногтевую часть среднего пальца, а ногтевые фаланги большого и указательного пальцев придерживают ее на расстоянии 1,5–2 см от конца стержня. Ручка должна быть легкой, нетолстой, с ребристой поверхностью. Для правильного захвата ручки существуют специальные шаблоны,которые надеваются на ручку, и ребенок правильно ее захватывает. Научите ребенка ориентироваться на листе бумаги: показывать верхний правый, левый нижний угол, середину листа и т.д. Затем учат видеть строчки, находить начало, конец строки. Для выработки правильного захвата –придуманы 3 х гранные карандаши и ручки.
Если ребенок-левша, то шаблоны для правильного удержания ручки существуют и для левшей.
Ребенок в 2 года знает все буквы, но никак не научится читать,почему?
Чтобы овладеть аналитико-синтетическим способом чтения (этим способом учат читать в детском саду и школе), недостаточно знать все буквы. Нужно, чтобы ребенок мог разложить услышанное слово на звуки (анализ) и соединить звуки в слоги, а слоги в слова (синтез). Такой навык формируется не раньше четырех лет при условии систематических занятий.
Можно научить читать и раньше четырех лет методом глобального чтения. При этом ребенок запоминает образ целого слова, не расчленяя его на составные части. Однако вряд ли можно рассчитывать, что он сможет запомнить большое количество слов. К тому же методом глобального чтения можно читать только знакомые слова и предложения.
Как помочь ребенку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы?
Если ребенок пишет буквы не в ту сторону (зеркально), путает расположение элементов букв, чаще всего это – следствие несформированных пространственных представлений.
Проверьте, умеет ли ваш ребенок правильно показывать свое правое ухо, левую ногу и т.д., складывать картинки из шести кубиков (на каждом из которых – фрагмент картинки). Если он затрудняется, то это – следствие недоразвития анализа и синтеза.
Очень полезны для развития пространственных представлений и зрительного восприятия игры-занятия типа «Танграм», «Пифагор», «Сложи квадрат», кубики Кооса, различные конструкторы.
Бывает, что ребенок путает совершенно не похожие по написанию буквы: м и б, т и д. Причиной становится то, что ребенок плохо различает соответствующие звуки на слух. При этом физический слух у него может быть абсолютно нормальным. Поучите ребенка находить на слух трудные звуки в слогах, словах.
Чтобы ребенку было легче запоминать буквы, рекомендуются следующие приемы:
– взрослый пишет «трудную» букву большого размера (5–6 см), ребенок раскрашивает или штрихует ее;
– лепка буквы из пластилина;
– вырезание буквы по контуру, нарисованному взрослым;
– «написание» широким жестом всех изучаемых букв в воздухе;
– сравнение буквы и ее элементов со знакомыми предметами, другими буквами: буква у – заячьи ушки и т.д.;
– обводка пальцем буквы, вырезанной из мелкой наждачной или «бархатной» бумаги, узнавание букв на ощупь с закрытыми глазами;
– выкладывание буквы из различных материалов: тесьмы, пуговиц, спичек и т.д.;
– обводка букв, написанных взрослым;
– письмо буквы по опорным точкам, поставленным взрослым.
Может ли у моего ребенка появиться заикание?
Заикаются примерно 2% детей, то есть один из пятидесяти. Причем заикание у мальчиков встречается в четыре раза чаще, чем у девочек.
Обычно заикание возникает в период от 2 до 5 лет. Часто родители считают причиной испуг, болезнь или иной стресс. На самом деле все дети пугаются животных или чего-то другого, но заикания при этом не возникает. Следовательно, истинная причина – в ослабленности центральной нервной системы, а испуг служит лишь пусковым механизмом. Спровоцировать заикание может внезапное изменение в худшую сторону обстановки в семье или устоявшегося режима. Нередки случаи заикания у детей с рано развившейся речью, родители которых читают им слишком много стихов, сказок, обращаются с постоянными просьбами: «расскажи», «повтори» – или заставляют говорить напоказ. Одна из причин заикания – непосильная речевая нагрузка (повторение непонятных и трудных слов; декламация сложных по содержанию и больших по объему стихотворений; запоминание сказок, рассказов, не соответствующих возрасту и развитию). Иногда у детей, поздно начавших говорить (в возрасте около трех лет), одновременно с бурным развитием речи возникает и заикание. Оно может появляться у детей с замедленно формирующейся двигательной сферой. Такие дети неловки, плохо себя обслуживают, вяло жуют, у них недостаточно развита мелкая моторика рук (сила, ловкость, подвижность кисти и пальцев рук). Им не рекомендуется много смотреть телевизор, особенно на ночь. Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.) в период выздоровления после перенесенного заболевания. Несоблюдение режима и требований правильного воспитания в это время может легко привести к возникновению заикания. Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно темном.
Перед сном лучше играть в тихие, спокойные игры. Не пытайтесь добиться ответа у ребенка, когда он плачет, судорожно всхлипывая. Это может спровоцировать заикание. Сначала успокойте его.
Заикание иногда возникает как подражание, если кто-то в окружении заикается.
Чтобы вовремя помочь ребенку, важно не пропустить первые признаки заикания:
- ребенок внезапно замолкает, отказывается разговаривать (это может длиться от двух часов до суток, после чего вновь начинает говорить, но уже заикаясь);
- употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и);
- повторение первых слогов или целых слов в начале фразы;
- вынужденные остановки в середине слова, фразы;
- затруднения перед началом речи.
При возникновении признаков заикания надо обратиться к психоневрологу.
Существует мнение,что заикание не лечится, правда ли это?
Нет это не правда,есть методики,позволяющие вылечивать заикание у детей с вероятностью до 95%.Так же наука не стоит на месте,есть гипотеза,что через 10 лет будут изобретены таблетки от заикания.
Наш логопед проводит с ребенком логопедический массаж, могу ли я делать его самостоятельно?
Я бы не советовала Вам делать такой массаж без специальных навыков. Логопедический массаж служит для расслабления и снятия тонуса с мышц речевого аппарата а так же лица, не зная строения артикуляционного аппарата, Вы можете сделать только хуже. Для логопедического массажа существуют специальные массажные зонды и оборудование

Суть профессия логопеда довольно проста — это исправление дикции у детей и взрослых, устранение ее недостатков, в том числе, заикания, картавости, шепелявости и т.д.

Такой специалист помогает скорректировать речь с помощью особых упражнений, массажа и прочих методов, улучшающих артикуляцию. В функции логопеда может входить работа со многими нарушениями речи, но как считают сами представители этой профессии, лучше концентрироваться на одном направлении. Скажем, выбрать лечение заикания или устранение дисграфии и дислексии (проблем письма и чтения).

Кто такой логопед-дефектолог

Нарушения речи бывают не только у здоровых детей (без проблем со слухом, зрением и интеллектом). Есть отдельная категория — «тяжелые» дети, и с ними работают особые специалисты — логопеды-дефектологи. Они развивают не только артикуляцию, но и познавательную деятельность детей в целом — память, внимание, восприятие, мышление и многие другие способности и навыки.

Места работы

Как правило, должность логопеда предусмотрена в образовательных и медицинских учреждениях:

  • в детских садах;
  • в больницах и поликлиниках;
  • в специализированных центрах психолого-педагогической реабилитации и коррекции, где лечатся нарушения слуха и речи у детей.

Альтернативный вариант «трудоустройства» — открытие своего частного логопедического кабинета.

История профессии

Зачатки логопедии появились в Европе в XVII веке в рамках сурдопедагогики — отрасли, занимающейся проблемами глухих и слабослышащих детей. При наличии слуха речевые дисфункции лечить не стремились, считая их проблемой исключительно физического характера. Если же все-таки брались, то лечили только медицинскими способами.

Только с середины XX века проблемы артикуляции начали рассматривать с точки зрения психологии, что и привело к развитию логопедии как науки так и отдельной профессии.

Обязанности логопеда

Основные должностные обязанности логопеда можно свести к следующим:

  • осмотр клиентов и выявление особенностей их речевого развития;
  • постановка логопедического диагноза;
  • определение способов и методик лечения;
  • проведение индивидуальных и групповых занятий по постановке речи;
  • разработка упражнений и «домашних заданий»;
  • оценка результатов обучения по итогам определенного периода времени.

Также логопед может заниматься ведением отчетной документации и разработкой методических пособий.

Требования к логопеду

Стандартные требования к логопеду таковы:

  • высшее логопедическое (или дефектологическое) образование;
  • опыт работы, в том числе по определенному направлению (с детьми, с взрослыми, с больными ДЦП, с пациентами неврологического профиля и т.д.).

В редких случаях от логопеда требуется и наличие авторской методики.

Образец резюме логопеда

Как стать логопедом

Если вы решили стать логопедом, то необходимо получить высшее педагогическое образование по специальности «Логопедия» и квалификации «Учитель-логопед». В дополнении к этому необходим опыт практики. Его можно получить в государственных учреждениях, работая помощником или логопедом начального уровня.

Помимо образования и опыта потребуется ряд личностных качеств — любовь к детям, коммуникабельность, высокий уровень терпения и выдержки, умение нестандартно мыслить и находить подход к каждому ученику.

Зарплата логопеда

Заработная плата логопеда совсем невысока и находится в пределах от 15 и примерно до 60 тысяч рублей в месяц. В частных учреждениях столицы и крупных мегаполисов, обычно, предлагают очень приличные оклады.

Средняя зарплата логопеда составляет чуть более 20 000 рублей.

Еще один вариант заработка — открытие своего кабинета. Если логопеду получится выйти на взрослую аудиторию, часто выступающую перед публикой и нуждающуюся в чистой, красивой речи (представителей бизнеса, политики и масс-медиа), можно зарабатывать очень приличные деньги.

«Пока гром не грянет, мужик не перекрестится» – по такому принципу обращаются к врачам большинство россиян. Но есть ситуации, когда подобная тактика неприемлема. И смертельно опасна. Речь об остром нарушении мозгового кровообращения – инсульте, который только в нашей стране ежегодно настигает более 500 тысяч человек.

Слово – нашему эксперту, врачу-ангионеврологу, доктору медицинских наук, руководителю службы «СТОП-Инсульт» ЦЭЛТ Евгению Широкову.

Скрытая угроза

Для России, как, впрочем, и для многих других (в том числе и экономически развитых) стран, инсульт – настоящее бедствие. Медицинская статистика впечатляет: среди больных, госпитализированных с острыми заболеваниями сердечно-сосудистой системы, пациентов с инсультом стало почти в 2 раза больше, чем с инфарктом миокарда.

Ни в какое сравнение с последним не идут и последствия острого нарушения мозгового кровообращения. В течение первого года после атаки инсульта умирают примерно 40% больных, а из тех, кто выжил, около 80% остаются инвалидами. Подчас с тяжелыми параличами, нарушениями координации, речи.

У каждого из пострадавших – свой сценарий развития острого нарушения мозгового кровообращения, но одна общая закономерность здесь все же прослеживается: мозговая катастрофа случилась у них внезапно, на фоне длительного существования патологических процессов, о которых большинство из них даже не подозревали.

При этом инсульт молодеет с каждым годом. В неврологических стационарах до 30% больных с острым нарушением мозгового кровообращения составляют люди самого трудоспособного возраста, не достигшие 50 лет.

До атаки или после?

Ситуация осложняется тем, что первичной профилактикой инсульта у нас в стране никто не занимается. Все силы и средства отечественного здравоохранения уходят на оказание неотложной помощи больным с уже состоявшимся острым нарушением мозгового кровообращения и профилактику инсульта повторного.

– Получается парадоксальная ситуация, – считает профессор Широков. – Вместо того чтобы не допустить первой атаки инсульта, у нас спохватываются лишь тогда, когда мозговая катастрофа уже произошла, вызвав необратимые изменения, а то и гибель отдельных участков головного мозга.

Да и затраты, которые уходят на лечение уже состоявшегося и предотвращение вторичного инсульта несопоставимы с теми, что необходимы для профилактики этого смертельно опасного заболевания.

Результатом подобных размышлений стала созданная Евгением Алексеевичем уникальная диагностическая программа предотвращения сосудистых катастроф, на базе которой и была создана первая в России специализированная междисциплинарная служба «СТОП-Инсульт», через которую за восемь лет ее существования прошли шесть с половиной тысяч человек.

Квартет риска

Риск острого нарушения мозгового кровообращения профессор Широков и его коллеги оценивают по четырем, наиболее значимым для развития инсульта параметрам: наличию артериальной гипертензии, сердечной аритмии, сужения (либо закупорки) сонных артерий и гиперкоагуляции крови (склонности к внутрисосудистому тромбообразованию). Благо, в многопрофильной клинике ЦЭЛТ созданы все условия для оперативной и точной диагностики изменений со стороны сердца, крови и сосудов: ЭКГ, суточное мониторирование артериального давления с помощью специального портативного прибора – холтера, УЗИ-сканирование сонных артерий, лабораторный анализ свертывающих свойств крови и т.д. Все эти исследования здесь можно пройти за один-два дня.

– Существует несколько способов оценки вероятности заболевания, – вводит в курс дела Евгений Алексеевич. – Наиболее надежный – статистический. Известно, что каждый год 5–7% гипертоников и 5% больных с нарушениями ритма сердца переносят инсульт. Выраженные атеросклеротические поражения сонных артерий (стенозы) приносят еще 5–7% инсультов в год. Нельзя сбрасывать со счетов и возраст больного. После пятидесяти каждое десятилетие жизни увеличивает вероятность инсульта вдвое. А если инсульт был у кого-либо из предков – еще вдвое. Таким образом, если условно взять человека старше 50 лет с «отягощенной» наследственностью, гипертонией и нарушениями в работе сердца, то вероятность получить инсульт для него приближается к 50%. Наша задача – эту ситуацию исправить: своевременной коррекцией образа жизни и, если это необходимо, адекватной лекарственной терапией. Наш опыт показывает, что благодаря этим мероприятиям, вероятность инсульта можно снизить на 80%!

Качественная жизнь – до конца

Пациенты профессора Широкова по достоинству оценили работу возглавляемой им службы. Среди них процентов двадцать – это люди от 40 до 50 лет. Пройти обследование их заставили собственные неприятные ощущения или потрясение, которое они испытали после смерти сраженного инсультом близкого человека. Остальным завсегдатаям службы «СТОП-инсульт» – за 60 лет, что у сотрудников службы вызывает самые положительные эмоции.

– В районных поликлиниках к этим людям возмутительно невнимательное отношение, – считает Евгений Алексеевич. – Их постоянно заставляют смотреть в паспорт: мол, пожили уже, нечего на болячки жаловаться… У меня и моих коллег такое положение дел ничего, кроме возмущения, не вызывает: наши пенсионеры имеют полное право дожить свою жизнь качественно, не будучи прикованными к инвалидному креслу. И мы это право им с удовольствием предоставляем.

В том, что рано или поздно подобная служба должна появиться в каждой поликлинике, наш эксперт не сомневается. Для нашей страны – это жизненно необходимый шаг.

Кстати

Россия занимает 2-е место в мире по количеству инсультов. На первом месте – Болгария, на третьем – Китай. В России в последние годы рост заболеваемости инсультом в 5 раз выше, чем, например, в США. Только в Москве каждый день инсульт случается у 80–120 человек.

Проверь себя

Если вам больше 45 лет, если у вас периодически повышается артериальное давление (выше 140/90), если у вас отмечаются перебои в работе сердца, если вы страдаете частыми головными болями, то вам пора обратиться к врачу. К другим тревожным звоночкам, которые могут свидетельствовать о возможном нарушении мозгового кровообращения, относятся:

>> кратковременные затруднения речи, зрения;

>> внезапная, временная слабость или онемение руки или ноги;

>> двоение в глазах;

>> временное головокружение или потеря равновесия.

Профилактика инсульта: предвестники коллапса, диагностика, образ жизни, оздоравливающие средства

Создается впечатление, что сладу с ним не будет никогда. Чем дальше, тем больше случаев инфарктов и кровоизлияний и, соответственно, больше летальных исходов, особенно, после . В народе говорят: «Если б знал, где упадешь — соломку подстелил бы». В отношении этой сосудистой патологии заранее можно и нужно знать, где упадешь, поэтому профилактика инсульта и должна стать той соломкой. Обмануть инсульт и предупредить его удар – цель многих людей: и медиков, и тем, кому «на роду написано».

Статус эпидемии инсульт приобрел не только в России. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) обеспокоена положением дел во всем мире, ведь сердечно-сосудистая патология ежегодно уносит тысячи человеческих жизней, а выживших оставляет инвалидами. Следует заметить, что в большинстве своем — это представители трудоспособного мужского населения. В результате ВОЗ было принято решение объединиться «всем миром» и броситься на борьбу с недугом без учета географических границ. В связи с этим с 2004 года 29 октября принято считать Всемирным Днем борьбы с инсультом на всей планете.

День борьбы с инсультом в России отмечается выездом многочисленных медицинских центров Москвы и Санкт-Петербурга на городские улицы и в деревенские глубинки, жители которых могут пройти обследование и получить консультацию специалистов (терапевтов, неврологов). Кроме того, с 2006 года в России действует межрегиональный фонд помощи родственникам больного, ведь известно, какая ноша ложится на их плечи по уходу и близкого человека, пережившего сосудистую катастрофу.

Разобраться в себе

Все-таки эта патология имеет наследственную предрасположенность , поэтому здесь уже можно кое-что просчитать. Чтобы предотвратить инсульт, следует изучить факторы, ведущие к сосудистой катастрофе. Конечно, их множество, такой перечень, может быть, ни одно заболевание не имеет. Можно не разбираться в тонкостях, но, наверное, всем известно, что к инсульту приводят:

  • Ожирение;
  • Стресс и психо-эмоциональные нагрузки;
  • Вредные привычки (курение в особенности).

Это основные моменты, хотя отягчающих факторов намного больше, но ведь практически каждый человек знает и свою наследственность, и свои болезни, которые следует сложить.

Некоторые люди скептически улыбаются, ссылаясь на то, что высокого давления у них нет, а, стало быть, и опасаться нечего. К сожалению, это не так. головного мозга запросто может случиться у человека со стабильным артериальным давл ением , ведь он возникает от тромбом или на фоне . Свою роль способны сыграть и другие предпосылки к инсульту, например:

  1. Медленное движение крови по сосудам;
  2. Повышенная ;
  3. Ряд заболеваний сердца;
  4. Нарушение жирового обмена;
  5. Некоторые гематологические заболевания, характеризуемые повышенной свертываемостью крови, например ;
  6. Возраст. Если у женщин инфаркт до 50 — явление крайне редкое, то по мере снижения эстрогенного уровня , в пре- и менопаузе они в этом плане начинают «догонять» мужчин.

Что может насторожить?

Некоторые думают, что раз симптомов приближающегося инсульта нет, значит, можно и не волноваться, а иные, наоборот, ищут и находят даже там, где их нет. Плохо и то, и другое, хороша «золотая серединка». Подходить разумно и целенаправленно, по возможности изучив «врага», чтобы избежать инсульта, не снизив при этом качество жизни.

Поискав в себе предпосылки к такому серьезному заболеванию и обнаружив хоть изредка поднимающееся давление , следует обратить на это внимание. Это настораживающий в отношении инсульта признак, поэтому прием препаратов для снижения давления будет кстати. И не периодический. Хвататься за таблетку каптоприла во время приступа, может быть, и нужно, но также необходимо назавтра отправиться к врачу с целью подбора лекарственных средств для систематического приема.

Артериальная гипертензия , которая может развиться из эпизодических подъемов артериального давления, да еще и добавившийся атеросклероз , должны стать сигналом к действию. Потому что из таких признаков зачастую вытекает геморрагический инсульт — заболевание коварное и представляющее прямую угрозу жизни.

Явные предвестники инсульта характерны лишь для некоторых видов инфарктов мозга (если считать «малый» и ), однако когда разорвется сосуд головного мозга, предположить и предугадать сложно, поэтому профилактика инфаркта и инсульта должна начинаться задолго до явных признаков приближающейся патологии.

Следует помнить, что инсульт бывает не только от патологии в сосудах головного мозга, и заболевание это отнюдь не изолированное, скорее наоборот, многие нарушения в организме способны привести и к разрыву сосуда (кровоизлияние), и к его (инфаркт мозга).

Видео: советы о предупреждении сосудистой катастрофы от программы «На здоровье!»

Начинаем профилактику

К сожалению, не так часто люди думают об инсульте с целью предотвратить его. Как говорится «пока гром не грянет…». Зато опасаясь повторного инсульта, выжившие больные все-таки начинают искать пути, чтобы избежать повторения. А между тем, относящимся к группе риска , но пока чувствующим себя в безопасности, нужна такая же профилактика.

Предупреждение сердечно-сосудистой патологии складывается из таких показателей:

I. Питание

Что можно употреблять в пищу, а чего нельзя — написано и сказано немало. Может быть, и не стоило бы лишний раз напоминать людям, которые и так все знают, однако в двух словах:

II. Общеоздоровительные мероприятия

Сюда входит борьба с гиподинамией (лечебная физкультура), массаж воротниковой зоны для страдающих шейным остеохондрозом (вертебробазилярный бассейн), санаторно-курортное лечение с назначением различных физиотерапевтических процедур.

Видео: комплекс упражнений для профилактики инсульта

III. Режим

Помимо рациона, человек, старающийся предотвратить инсульт должен не забывать о режиме. И не только питания:

  • Режим труда и отдыха;
  • Полноценный сон;
  • Ежевечерние пешие прогулки;
  • Хвойные ванны на ночь помогут справиться не только с накопившейся усталостью, но и будут лучшими регуляторами психо-эмоционального состояния.

IV. Профилактика инсульта народными средствами

Считается, что самым новым методом является давно забытый старый. Так произошло и с сосновыми шишками, которые испокон веков лечили наших предков от различных недугов. Идея использовать сосновые шишки как лекарство от инсульта, принадлежит американцам, которые к настоящему времени даже создали шишки в таблетках . Говорят, они ничем не уступают современным дорогостоящим медицинским препаратам, зато вселяют уверенность в безвредности ввиду их природного происхождения.

Лекарство из сосновых шишек можно приготовить и в домашних условиях, главное собрать подходящие плоды.

Для настоя или отвара шишки должны быть зрелыми, но зелеными (молодые) и собрать их лучше в начале июля (почему-то считается, что лучше в день Ивана Купалы). Можно приготовить спиртовой раствор (5 штук шишек на стакан водки) или отвар из 5 шишек на литр воды. В обоих случаях шишки моются, режутся, в первом случае настаиваются две недели с ежедневным встряхиванием и принимаются по чайной ложке после завтрака, во втором — кипятятся 5 мин и принимаются по 100-130 граммов один раз в день после еды.

Кроме сосновых шишек, в народе популярны настойки конского каштана, календулы, мелиссы. Уберечься от инсульта помогают такие вкусные «лекарства» как малиновое варенье, молоко, оливковое масло.

Видео: рецепт настоя из шишек от «1 канала»

Профилактика от поликлиники

Диагностика

Диагностика инсульта предусматривает проведение или , но это для определения его вида. Заблаговременно сделанные подобные исследования, могут выявить аневризму или сосудистую мальформацию головного мозга, которые ничем себя не проявляют вплоть до кровоизлияния, но при этом КТ и МРТ ничего не расскажут о надвигающихся инсультах другой этиологии.

Холестерин

Зная, что липидный обмен играет не последнюю роль в развитии сосудистой патологии, больной сам может обратиться за проведением такого, в общем-то, несложного анализа. Уровень общего холестерина, как правило, не очень информативен, о формировании атеросклеротического процесса можно узнать из липидного спектра, разделив общий холестерин на фракции. Увеличение липопротеидов низкой плотности и в сыворотке крови являются показателями, заставляющими заподозрить нарушение жирового обмена, которое приводит к образованию атеросклеротических бляшек , которые…. И так далее.

Тромбообразование и давление

Назначенные при нарушении жирового обмена , в данном случае станут препаратами профилактики инсульта и инфаркта. Кроме того, лекарствами от инсульта ишемического считаются (в частности, средства, содержащие ацетилсалициловую кислоту, препятствующую образованию тромбов). И не забывать о коррекции артериального давления! Регулярный прием гипотензивных средств должен войти в привычку.

Стрессы

Стрессы и нервные переживания таким людям лучше обходить стороной, но коль это в силу каких-то обстоятельств невозможно, то, по крайней мере, следует максимально защитить свою нервную систему от негативного влияния психотравмирующих факторов путем приема успокаивающих препаратов (вплоть до транквилизаторов и антидепрессантов) .

Контроль веса и сахара в крови

Кроме перечисленных мер профилактики, больному (или пока здоровому) человеку следует постоянно следить за и контролировать свой вес , что также поможет предотвратить инсульт.

Вредные привычки

Самого пристального внимания требуют пациенты из группы риска, имеющие вредные привычки и не желающие с ними расставаться. Инсульт и курение, инсульт и алкоголь… Об этом говорится во всех телепередачах о здоровье, это упоминается при описании любой сердечно-сосудистой патологии в медицинских и научно-популярных изданиях, это постоянно говорится самому обладателю привычек. К сожалению, часто без всякого результата. А зря… Ведь именно эти факторы значительно ускоряют патологические процессы, а, следовательно, наступление сосудистой катастрофы, которая заметно укорачивает жизнь человека.

Видео: презентация-лекция о профилактие инсульта с комментариями врача

Часть 1:

Часть 2:

От заболеваний сосудов и сердца ежегодно погибают миллионы людей. Если в начале прошлого века инсульт головного мозга считался болезнью стариков, то сегодня этот недуг калечит сорокалетних. Ученые разрабатывают и постоянно дополняют список профилактических мероприятий, предназначенных снизить риск сердечно-сосудистых болезней. Для того чтобы понять как предотвратить инсульт, следует разобраться с механизмом возникновения и причинами развития патологии.

Инсульт головного мозга нельзя назвать самостоятельным заболеванием. Он является острым осложнением основных болезней — гипертонии и атеросклероза сосудов . На развитие инсульта также могут влиять врожденные патологии сосудов.

По механизму развития инсульт может быть геморрагическим и ишемическим. Первый возникает в результате разрыва сосуда в мозге, а второй — на фоне прекращения кровоснабжения органа или его участка.

Основной причиной ишемического инсульта являются атеросклероз или спазм сосудов. Кровоизлияние в мозг возникает в результате резкого повышения давления, когда стенки сосудов не выдерживают напряжения и лопаются. И в том, и в другом случае могут погибнуть клетки мозга и нейроны.

Инфаркт мозга при ишемическом инсульте возникает, когда поступление крови в мозг полностью прекращается. Такая ситуация может возникнуть, если произошла закупорка сосуда тромбом, сгустком крови, либо просвет в сосуде закрылся из-за роста атеросклеротической бляшки. Другой причиной является резкое снижение АД, либо уменьшение количества крови.

Ишемический инсульт диагностируется в несколько раз чаще, а смертность от данного вида патологии ниже. Но, несмотря на то, что закупорка или спазм сосудов реже заканчивается смертью, инсульт ишемического типа часто приводит к инвалидности. Вот почему важно вовремя диагностировать и лечить основные заболевания.

Разрабатывая механизм того, как предотвратить инсульт, специалисты учитывали многие факторы, приводящие к сердечно-сосудистым болезням. Они так же составили список лиц, которым необходимы профилактические мероприятия. В первую очередь в него входят люди, возраст которых превысил 65 лет. Большой риск для развития инсульта представляют такие болезни, как гипертония, сахарный диабет, атеросклероз сосудов. Людям, страдающим этими недугами, необходимо предпринимать усилия для защиты мозга от гипоксии и кровоизлияний, а сосудов от ломкости и холестериновых отложений.

Профилактику инсультов следует выполнять лицам, у которых есть болезни, ведущие к образованию кровяных тромбов. В список потенциальных пациентов с диагнозом инсульт входят курильщики, люди с излишней массой тела и гормональными нарушениями.

Предвестники инсульта

Геморрагический инсульт наступает внезапно, а у ишемического есть симптомы, которые являются предвестниками приступа. Тревогу следует бить в случае, когда нарушается чувствительность кожных покровов, стереоскопичность зрения, возникает расстройство речи. У больного начинает болеть голова, мутнеть сознание, он чувствует общий дискомфорт. Если конечности с одной стороны тела теряют чувствительность, то это говорит о том, что нарушение мозгового кровообращения происходит в противоположной стороне.

Инсульт геморрагического типа возникает во время сильного психоэмоционального напряжения или повышенной физической активности. Человек покрывается испариной, кожа становится красной, а голову пронзает острая боль. Проявления приступа настолько сильны, что больной теряет сознание.

Можно ли предотвратить острую мозговую недостаточность

Если периодически возникают симптомы, которые характеризуют гипоксию мозга, то необходимо принимать срочные меры к выявлению и лечению патологии. Как и какими методами более эффективно предотвращать инсульт, лучше всего подскажет врач после выявления причин, из-за которых проявляется соответствующая симптоматика. Но независимо от того какой болезнью страдает пациент, гипертонией или атеросклерозом, прежде всего следует поменять образ жизни и пересмотреть рацион питания.

Многочисленные исследования подтвердили вывод о том, что растительная пища, включенная в ежедневный рацион, снижает риск развития инсульта на пять процентов. Особенно полезны яблоки, зеленые овощи и продукты, содержащие калий (снижают риск инсульта практически в два раза).

Кроме организации здорового питания снизить риск развития опасной патологии можно, если отказаться от вредных привычек, избегать стрессовых ситуаций, тяжелых физических нагрузок и вовремя лечить сопутствующие болезни.

Как избежать инсульта: профилактические мероприятия и лекарственные препараты

Так как инсульт является следствием сердечно-сосудистых заболеваний, то меры профилактики должны быть направлены, прежде всего, на основные недуги. Советы специалистов о том, как избежать инсульта касаются организации здорового питания, контроля давления, своевременного приема медикаментов и других способов защиты сердца и сосудов. Рассмотрим их более подробно.

Основные мероприятия профилактики инсульта:

  • Ежегодный профилактический осмотр . После пятидесятилетнего возраста необходимо периодически обследоваться у врачей для своевременной диагностики и лечения болезней, которые могут привести к инсульту.
  • Снижение уровня холестерина . Именно он становится причиной образования атеросклеротических бляшек, закупоривающих сосуды. Необходимо исключить из рациона животные жиры, сливочное масло, сметану и сыры.
  • Мониторирование артериального давления . Гипертоникам необходимо ежедневно контролировать АД, так как резкое повышение давления вызывает геморрагический инсульт, который проявляется внезапно и его нельзя заметить заблаговременно. Если повышение давления замечено вовремя, то можно спасти сосуды от разрыва, приняв гипотензивные средства. Поэтому врачи настоятельно рекомендуют людям с диагнозом гипертония иметь в домашней аптечке тонометр.
  • Контроль сердечного ритма . Если человек страдает мерцательной аритмией, то риск получить инсульт возрастает. В этом случае тромбы могут образовываться прямо в предсердии и, путешествуя по артериям, закупоривать сосуды головного мозга. Избежать инсульта поможет своевременный прием антиаритмических препаратов.
  • Исключение стрессовых ситуаций . Быть всегда на волне позитива трудно, так как в жизни бывают и грустные моменты. Однако следует настраиваться на позитивный лад и стараться меньше нервничать. Особенно опасна депрессия. Ее следует лечить, прибегая к помощи специалистов.
  • Контроль приема гормональных средств . Длительный прием гормональных контрацептивов может привести к образованию тромбов. Таких препаратов следует избегать женщинам, находящимся в группе риска.
  • Лечение сахарного диабета . Это заболевание негативно влияет на стенки сосудов, повышая риск инсульта. Диабет требует обязательного лечения и контроля уровня сахара в крови.
  • Своевременное обращение за медицинской помощью . Ишемический тип инсульта характеризуется симптомами, возникающими примерно за сутки до приступа. Если человек в это время обратиться к врачу, то при помощи соответствующих терапевтических мер можно избежать инсульта до того, как он вступит в активную фазу.
  • Предотвращение образования тромбов . Людям, у которых кровь слишком густая или тем, кто имеет заболевания вен, необходимо принимать лекарственные средства для профилактики образования сгустков крови и тромбов .
  • Отказ от курения . Задаваясь вопросом о том, как избежать инсульта, следует внимательно оценить свои привычки, например, курение. Никотин снижает эластичность сосудистых стенок и вызывает сужение артерий. В случае значительного повышения давления, такие сосуды легко повреждаются.

Лечение серьезных патологий не обходится без лекарственных средств. В зависимости от заболевания, врач назначает то или иное лекарство, помогающее избежать такого осложнения, как инсульт.

Препараты можно условно разделить на три группы:

  1. Гипотензивные средства снижают артериальное давление. Эти лекарства нужно принимать только по назначению врача, который определяет дозировку и курс лечения.
  2. Диуретики способствуют выводу лишней воды и натрия из организма.
  3. Антиагреганты препятствуют образованию тромбов и закупориванию сосудов.

Как предотвратить инсульт головного мозга с помощью народной медицины и питания

В народной медицине накоплен вековой опыт лечения разных недугов. Есть рецепты, которые направлены на предотвращение инсультов путем очищения сосудов от холестерина и укрепления сосудистых стенок. Лечение с помощью природных лекарств должно быть дополнением к основному, а не единственным. Как предотвратить инсульт головного мозга народными средствами, рассмотрим в виде нескольких популярных рецептов.

Народные рецепты:

  • Цитрусово-медовая смесь . Для того чтобы приготовить не только полезное, но и вкусное лекарство потребуются лимон и апельсин по 1 штуке, а так же 1 столовая ложка меда. Цитрусовые следует тщательно вымыть и измельчить вместе с кожурой в мясорубке. Сок отжать, а в полученную массу добавить мед и тщательно перемешать. Лечебное средство принимают по чайной ложечке после еды. Оно прекрасно чистит сосуды от отложений и снижает уровень «вредного» холестерина.
  • Настойка из девясила . Измельченный сухой корень растения (30 грамм) помещают в стеклянную емкость и заливают водкой (1 литр). Настаивают в темном прохладном месте 1,5 месяца. Принимают ежедневно по 25 капель до еды. Лекарственное средство предназначено для лечения атеросклероза сосудов.

Ответ на вопрос о том, как предотвратить инсульт головного мозга может различаться в зависимости от того была ли уже патология или нет. Дело в том, что после первого инсульта вероятность повторного возрастает, а, значит, нужны более эффективные средства, которые не только защищают сосуды, но и восстанавливают поврежденные клетки мозга. Один из таких рецептов основан на полезных свойствах сосновых шишек.