Сценарий развлечения к Международному Дню Солнца для детей старшего дошкольного возраста «Праздник Солнца. Игра «Теплый и холодный ветерок»

Экологический праздник «Пусть всегда будет солнце»

Цель: расширить кругозор детей, углубить знания по теме «Природа в опасности!»; развивать навыки мышления, умение применять полученные знания в жизненных ситуациях; формировать основы экологической культуры.

Вед: - Здравствуйте, дорогие ребята! Здравствуйте, уважаемые учителя! Здравствуйте, наши зрители! Все мы – жители одного большого дома под названием планета Земля. И мы собрались для того, чтобы ещё раз напомнить друг другу о том, что планете, на которой мы живём, угрожает опасность, но в наших силах спасти её.

Ученик: Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Вед: - Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает. (Показ презентации). Леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные, птицы – всё это природа! Она нас кормит, поит, одевает, даёт всё для жизни и взамен требует совсем немного – бережного, уважительного отношения к себе.

Вед: - Однако порой и взрослые, и дети бездушно ведут себя по отношению к ней. Некоторые красивейшие водоёмы превращаются в сточные канавы, пересыхают реки, задыхается от мусора лес, исчезают редкие виды животных и растений…

Ученик: Я – Земля, я – Земля, я – Земля!

Усталость моя беспредельна!

О стоне моём не взыщите.

Люди моей планеты!

Планета в опасности!

Кромсая лёд, меняя рек теченье,

Твердите Вы, что дел невпроворот,

Но вы ещё попросите прощенья

У этих рек, барханов и болот,

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька,

Но вам об этом думать неохота,

Сейчас Вам не до этого пока…

Земляне, Вы слышите меня?!

Придите же на помощь!

Вед: - Хотите ли вы спасти свою планету? (да)

А знаете ли вы главные беды Земли?

Ученик: Гудят заводы, всюду пыль, бежит, дымит автомобиль.

А между тем деревья стонут, в грязи и пыли просто тонут.

Стала грязной наша вода, от растений нет и следа.

Отнят дом у наших зверей, птицам, рыбам плохо теперь.

Вед: - Но проблемы нужно не только знать, их необходимо решать. Сможете ли вы охранять леса, не загрязнять их, любить родные земли, дружить с природой? Задача эта нелёгкая, но кроме нас этого не сделает никто.

Сценка «Белая черёмуха»

Расцвела черёмуха около ручья,

На апрельском солнышке ветками шепча,

Лёгкая, как облачко, чистая, как снег,

Приходили девочки посидеть под ней,

И могла цвести она много-много дней.

(любуясь черёмухой, проходят две девочки и говорят одна другой:)

Это чья черёмуха?

Да она ничья. Белая снегурочка около ручья.

(Идёт группа школьников. Они обламывают все ветки с дерева.)

Лишь в пыли валяется вянущий букет.

А была черёмуха чистая, как снег,

Радовался деревцу каждый человек.

Вед: Вот так порой безжалостно и мы с вами обламываем весной ветки черёмухи, сирени. Рвём цветы, а ведь сорванные растения быстро вянут, а, оставаясь в природе, они ещё долго могли бы радовать людей!

Ученик: Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если вы и я, и ты,
Если мы сорвем цветы –
Опустеют все поляны,
И не будет красоты.

Вед: - Ребята, а какую пользу приносит нам лес? (все листья деревьев поглощают углекислый газ)

    Всё так изранено в лесу, как после дней войны.

Здесь уцелевших не найти ни ели, ни сосны.

Берёзу ножиком пырнул какой-то живоглот,

Мне кажется, из-под коры моя слеза течёт.

    От этой чёрствости людской болит душа моя,

Под искалеченным дубком не ветер стонет – я.

Вот муравейник подожжён кощунственной рукой,

Мне кажется, горит не он, а дом пылает мой.

3. Земля в ожогах и рубцах, как в дни большой беды,

Ушли, обидев красоту, смутив лесной уют,

Не услыхав, что за спиной все листья слёзы льют.

Вед : Помните, ребята, что когда вы приходите в лес, вы являетесь гостями – у природы и у тех, кто там живёт. Отгадайте загадки о растениях, которых вы можете встретить в лесу.

Загадки о растениях.

    Русская красавица, всем нам очень нравится.

Бела она, стройна, одежда зелена. (Берёза)

    Вот бочонок с шапочкой, с дерева упал.

Год прошёл – и деревцем маленьким он стал. (Жёлудь)

    Ветви над рекой склонила,

В реку смотрится уныло. (ива)

4. Что за дерево такое, угощает снегирей?

Снег стоит, трещат морозы, ну, а ягоды вкусней. (рябина)

    Жемчужный колокольчик пришёл в леса весной.

По лесу он разносит чудесный запах свой. (Ландыш)

6. Горел в траве росистой фонарик золотистый.

Потом померк, потух и превратился в пух. (Одуванчик)

7. Весной веселит, летом холодит,

Осенью питает, зимой согревает. (Лес)

8. Из-под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает. (Подснежник)

9. Синенький звонок висит, никогда он не звонит. (Колокольчик)

10. Стоит Егорка в красной ермолке;

Кто ни пройдет, всяк поклон отдает. (Земляника)

Вед : Пойдём с вами в лес за грибами и ягодами. Просто будем отдыхать, ведь у природы много богатств и она щедро делится ими с нами. Мы – люди лишь должны с умом распоряжаться этими богатствами и следить за тем, чтобы они никогда не исчезли.

А сейчас ребята 2 класса исполнят веселую песню «Ягодки».

Ведущая: Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе кричим "нет"!

Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)

Если мусор уберу,
Банку закапаю? (да)

Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)

ВЕДУЩАЯ: Молодцы, почти все правильно ответили. Сейчас перед вами выступят ребята. Они еще раз напомнят вам эти правила.

1 ученик: Пожалуйста, запомни, как обязан вести себя в лесу воспитанный, вежливый человек и научи этому своих друзей.

2 ученик: Воспитанный человек не ломает ветки деревьев и кустов, не рвет лесных цветов. Травяной покров сохраняет влагу и дает приют огромному количеству полезных насекомых и мелких зверьков.

3 ученик: Не сбивай незнакомые тебе или даже известные ядовитые грибы. Многие из них - лекарство для лесных обитателей.

4 ученик: Не следует ловить и приносить в дом лесных зверушек, насекомых и птиц, для них наше "развлечение" часто заканчивается болезнью, мучением и смертью. Это не игрушки.

5 ученик: Не разрушай нечаянно или нарочно муравейников! Иначе муравьи не успеют отремонтировать свой теремок до морозов. И погибнут!

1 ученик: И, конечно же, вежливый человек, пришедший отдохнуть в лес или на луг, не оставит после себя свалки

ВЕДУЩАЯ: Спасибо вам, ребята. Теперь мы постараемся никогда не обижать природу. Мы должны помнить, что человек не губитель, а друг природы, садовник и врач.

Ученик: Берегите Землю! Землю берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики,

Ястреба, парящего над полем,

Полумесяц над речным покоем,

Ласточку мелькающую в жите,

Берегите Землю! Берегите!

Релаксация “Улыбка” - Дети, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Закройте глаза и послушайте меня: другой человек есть радость для тебя. Окружающий тебя мир есть радость для тебя. Откройте глаза и посмотрите вокруг. Ты всегда радость для другого... Береги себя и другого береги... Уважай, люби всё, что есть на Земле – это чудо!

МБДОУ «Зубово - Полянский детский сад №6 «Березка» комбинированного вида

Сценарий праздника «День рождение солнца», посвященный Дню защиты детей.

Подготовила: инструктор по ФИЗО: Чадайкина Н.И.

Провели: инструктор по ФИЗО: Чадайкина Н.И.

Воспитатели: Наумова Н.А.

Ермолаева Т.Б.

Дата проведения: 02.06.2014 г.

Ведущий : Дорогие друзья, вот и наступил для нас долгожданный праздник солнца, самый долгий праздник - Праздник солнечного лета!

Сегодня - первый день лета. Этот день посвящен Международному Дню защиты детей и сохранению мира на земле. Этот день посвящен Вам, дорогие ребята.

(Дети рассказывают стихи)

1.первый день цветного лета,

Вместе нас собрал друзья.

Праздник детствамира, света,

Праздник смеха и добра.

2.Мы встречаем проаздник лета,

Праздник солнца, праздник света!

Прилетят на праздник птицы:

Воробьи, щеглы, синицы.

3.Будут с нами песни петь,

Зажужжат вокруг стрекозы.

Улыбнутся маки, розы.

И наденет василек,

Синий ситцевый платок.

Солнце, солнце ярче грей,

Праздник будет веселей!

4.День первый лета, стань еще светлей,

Встречают первое июня всюду!

Ведь это - День защиты всех детей,

Его недаром отмечают люди!

5. Детство - время золотое,

И волшебные мечты.

Детство - это мы с тобою,

Детство - это я и ты!

Сколько солнца, сколько цвета,

Позовем скорее лето.

С яркой зеленью, с дождем,

Лето, приходи, мы ждем!

(Под музыку выходит Лето)

Лето: Здравствуйте, мои друзья!

Вы дождались, Лето - я.

Вчера была еще Весной,

Чуть - чуть другим был образ мой.

А утром я росой умылось.

И вот я в Лето превратилось.

И скажу вам без прикрас -

Я очень рада видеть вас!

Ведущий: Спасибо, дорогое Лето. Мы знаем, что 1 июня в день твоего рождения у всех детей на планете праздник.

Лето: Какой праздник у вас ребята?

Дети : День защиты детей.

Ведущий : Мы поздравляем тебя с Днем рождения!

Лето : ребята, а вы со спортом дружите? (Да)

А зарядку по утрам делаете? (Да)

Ведущий: А мы сейчас покажем тебе лето, как мы занимаемся зарядкой.

(Дети встают врассыпную и под музыку выполняют упражнения)

Лето : Молодцы. Хорошо делаете зарядку. А сейчас, ребята, я вам предлагаю отправиться нам в волшебную страну Эстафет.

(Отправляются в страну эстафет)

Ведущий: Вот мы и пришли в страну эстафет. Здесь для нас приготовлено много интересных заданий. Мы должны их все выполнить. Ребята, мы справимся с заданиями? (Да)

Ребята, если вы со мной согласны говорите « ДА »

Настроение каково, во?

Все такого мнения?

Все без исключения?

Мы повзрослели?

Всё мы сумели?

Везде мы успели?

Один за всех?

А все за одного?

Здоровье в порядке?

А весело ли вам живётся?

Вы умеете играть?

Ведущий : Много игр есть на свете,

Но про все не рассказать.

Любят взрослые и дети,

В игры разные играть.

(Забегает Баба Яга)

Баба Яга: Я - Баба Яга - костяная нога!

Где мед-река, где кисель - берега,

Там живу я! Ага!

Скучно там мне одной,

Поиграете со мной?

Игра «Перепрыгни через метлу».

(Баба Яга кружится на месте, держа метлу низко, вдоль земли, дети прыгают)

Баба Яга: Молодцы! Но я ведь все-таки Баба Яга, и мне не нравится, когда очень весело. Надо вам настроение испортить! Люблю я поворчать, это мое любимое занятие. Сейчас я буду на вас ворчать, а вы должны будете отвечать! Отвечайте громко, дружно:

«Это я, это я, это все мои друзья».

Но есть условие одно:

Кое-где вы промолчите,

А где нужно - там кричите!

Игра - ворчалка «Это я, это я, это все мои друзья»

Баба Яга : Кто из вас, скажите, дети, целый год мечтал о лете?

Кто из вас сейчас узнаем, здесь от скуки умирает?

Кто, хочу у вас узнать, любит петь и танцевать?

Летом кто всех удивляет - в постели лежа отдыхает?

Кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру?

Кто из вас, узнать хочу, забияка и драчун?

Кто из вас, из малышей, ходит грязный до ушей?

Кто из вас, из всех, ребятки, держит вещи все в порядке?

Как мне было весело с вами, ребята!

Я решила, что больше не буду вредничать, буду веселиться. Обещайте, что всегда будете такими веселыми и дружными.

Ведущий : Мы начинаем «Сказочные эстафеты»

1 .“Горячая картошка”.

Дети встают в круг. По команде ведущей начинают передавать мяч из рук в руки по кругу. Как только ведущая скажет: “Стоп!”, игра останавливается. Игрок, у которого мяч оказался в руках выходит из игры. Играют до тех пор, пока не победит последний игрок.

2. Игра - эстафета "Кенгуру"

Играют 2 команды. Правила: зажать мяч между коленями и прыгать до черты и обратно, передать мяч другому игроку.

3. "Гонка с обручами"

Играют 2 команды. У каждой команды по обручу, участники команд встают вокруг обруча у исходной линии и держатся правой рукой за обод обруча. По сигналу обе команды должны добежать до ориентира, оббежать его и вернуться назад.

Лето: А теперь немного отдохнем. Я вам буду задавать вопросы, а вы будете отвечать на них не словами, а жестами.

Как живете? - Вот так! (выставляют большой палец вперед)

Как идете? - Вот так! (идут на месте)

Как плывете? - Вот так! (имитируют плавание)

Как бежите? - Вот так! (бег на месте)

Как грустите? - Вот так! (грустят)

А шалите? - Вот так! (кривляются)

А грозите? - Вот так! (грозят друг другу пальчиком)

Ведущий : Продолжаем.

4. Гори-гори ясно” с мячом. Участники игры встают в круг. Ребенок-ведущий с мячом в руках - за кругом. Дети и ведущий идут по кругу, произнося слова:

“Гори-гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят!”

После этих слов ведущий незаметно кладет мяч за кем-нибудь из игроков. Все дети считают: “Раз, два, три! Беги!” Ведущий и участник, около которого был положен мяч, бегут вокруг круга в разные стороны. Тот, кто первым оббежал и занял место в кругу, победил. Второй же игрок становится ведущим.

  1. Эстафета "Цветик семицветик"

Перед каждой командой чистый лист бумаги. Рядом цветик семи цветик, на лепестках изображены части тела человека. Первому игроку выдается маркер. Его задача подбежать к цветку, сорвать один лепесток и нарисовать на чистом листе ту часть человека, которая изображена на лепестке. Затем вернуться к команде и передать маркер следующему участнику. В итоге у одной команды на бумаге будет нарисован мальчик, а у другой - девочка.

Лето: А сейчас немного отдохнем. Я вам загадаю загадки, а вы их отгадаете.

Загадки.

1. Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет? (Солнце)

2.Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали,

А пошли искать их днем,

Ищем, ищем — не найдем? (Роса)

3.Он зеленый, по - прыгучий,

Совершенно неколючий,

На лугу весь день стрекочет,

Удивить нас песней хочет? (Кузнечик)

4.После дождя бывает,

полнеба закрывает.

Дуга красивая, цветная,

Появится, затем растает? (Радуга)

5.На зеленой хрупкой ножке,

Вырос шарик у дорожки.

Ветерок прошуршал,

И развеял этот шар? (Одуванчик)

6. Самый маленький жучок

В черных крапинках бочок.

(Божья коровка.)

7. Кто смыл сор и грязь с тропинки,

Напоил листы, травинки,

Отгадал загадку ежик,

Он фырчит: ... Пролился...

(Дождик)

8. Стоят в поле сестрички,

Желтый глазок, белые реснички.

(Ромашка.)

7. Конкурс русунков на асфальте

(Нужно изобразить лето).

Ведущий: Наш праздник завершается, но мы грустить не будем.

Пусть мирным будет небо на радость добрым людям.

Пусть дети на планете живут, забот не зная,

На радость папам, мамам, скорее подрастая!

Конспект конкурсно-игровой программы для школьников

Предварительная подготовка.

1. Подбор детьми загадок о солнце.

2. Разучивание речевок, песен.

3. Оформление площадки: солнечные гирлянды, составленные из множества «солнышек», «солнце», закрепленное на шесте, цветы, разноцветные шары.

4. Изготовление костюма «Солнечный зайчик» (желтый костюм любого фасона, на голове — желтая корона с «лучиками»),

6. Плакат с вопросами викторины о солнце (желательно вывесить за несколько дней до начала праздника, чтобы у детей была возможность подумать над вопросами, поискать информацию в книгах).

Ведущий. Издавна все хорошее и доброе сравнивали с солнцем. Солнце обожествляли, что засвидетельствовано многими преданиями. Исчезающее вечером, оно постоянно, каждое утро снова является во всем блеске и торжественном величии, что и возбудило мысль о солнце как о существе неувядаемом, бессмертном, божественном. Существует предание: когда солнце готово выйти из своих чертогов, чтобы совершить дневную прогулку по белому свету, вся нечистая сила собирается и выжидает его появления, надеясь захватить божество небесного огня и умертвить его. Но при одном приближении солнца нечисть разбегается, чувствуя свое бессилие. В народных сказках к солнцу, месяцу, звездам обращаются герои в трудных случаях жизни, и божество дня, сострадая несчастью, помогает им.

Помните слова из сказки А.С.Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях»?

Свет наш солнышко, ты ходишь

Круглый год по небу, сводишь

Зиму с теплою весной,

Всех нас видишь под собой.

Аль откажешь нам в ответе?

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?

Кто из героев сказки обращался к солнцу? (Королевич Елисей.)

Солнце похоже на героя русской народной сказки, которого зовут... как? (Колобок)

Луна похожа на лимон, а солнце на... (апельсин).

Солнце светит ярко, как... (костер, фонарь).

В небе солнышко цветет, как большой... (подсолнух).

Солнце такое же румяное, круглое, как... (блин).

Оно похоже на вкусную, горячую, зажари- стую, приготовленную из яиц... (яичницу).

Любят солнце все вокруг, это наш хороший... (друг).

Ведущий. Споем, ребята, песню «Солнышко».

Дети исполняют песню «Солнышко», слова Пассовой, музыка В. Витманта.

Ведущий . А сейчас посмотрим, как вы справились с вопросами викторины о Солнце.

Дети отвечают на вопросы викторины, наиболее активные получают сладости.

Вопросы

1. Какого русского князя величали «Солнышком»? (Владимира)

3. На каких языках солнце называют «кун»? (По-казахски и по-киргизски.)

4. Какой художественный фильм по сложившейся традиции смотрят наши космонавты перед полетом в космос? («Белое солнце пустыни».)

5. Как назывался первый автомобиль, созданный для рекордной езды Генри Сегрейвом из Англии в 1927 году? («Солнечный луч».)

6. В какой детской книге герой носил фамилию Солнцев? (В.Катаев. «Сын полка».)

7. Какой известный музыкант назвал свой альбом «Звезда по имени Солнце»? (В. Цой)

8. Кто из египетских фараонов считал солнечный диск самим богом? (Эхнатон)

9. На каком континенте жители в древности считали, что Солнце — это человек, у которого светятся подмышки, поднимает руку — наступает день, опускает руку и ложится спать — наступает ночь? (В Африке.)

10. Что такое Солнце как физическое тело? (Солнце — это одна из 150 млрд звезд, составляющих нашу галактику, температура на поверхности Солнца 6000°С, а в центре — 13 000 000 °С. Солнце — огромный раскаленный плазменный шар. Его объем в 1300 раз больше объема Земли, масса в 332 ООО больше массы Земли. Расстояние от Земли до Солнца в среднем равно 148 500 ООО км. Это значит, что в самолете со скоростью 800 км/ч нужно лететь в один конец 21 год.)

На площадку выбегает мальчик в костюме Солнечного зайчика.

Солнечный зайчик.

Здравствуйте, детишки,

Девчонки и мальчишки!

Рад я видеть всех сейчас,

Так давно не видел вас.

Я умею улыбаться,

А могу и погрустить.

Но давайте все смеяться,

Ну, а главное — дружить.

Встаньте, дети, все скорей,

Солнечный зайчик показывает движения, дети повторяют за ним.

Станет сразу нам светлей. Руки вверх.

Я всегда со светом дружен, Руки в стороны.

Если солнышко в окне,

Я от зеркала, от лужи

Пробегаю по стене — Бег на месте.

Прыг-скок,

Прыг-скок, Прыжки.

Со стены на потолок, Руки в стороны .

С потолка в оконце, Руки вверх.

Я — подарок солнца. Руки вперед.

А теперь давайте поиграем: попробуйте поймать меня.

Закройте глаза. Закрывают глаза.

Поднимите вверх лицо. Поднимают вверх лицо.

Прыг — и я у вас на лице.

Погладьте меня ладошками. Гладят лицо ладошками.

Скок — и я уже прыгаю на вашем

носике-курносике. Гладят нос.

Погладьте носик.

А теперь я бегу по вашим

румяным щечкам.

Ловите меня! Гладят щеки.

Прыгаю к вам на лобик. Гладят лоб.

Поймайте меня!

А вот и не поймали!

А вот и не поймали! Не поймали!

Я уже на вашей шейке.

Ищите меня там! Гладят шею.

У меня в руках маленькое солнышко!

Достает желтый мяч.

Поиграем еще? Пусть солнышко побывает в руках каждого из вас. У кого оно окажется, тот должен назвать загадку о солнышке. Кто не сможет это сделать — выбывает из игры. Встаем в круг!

Загадки про солнце

Из окна в окно —

Золотое веретено.

Без него плачемся,

А как появится —

От него прячемся.

Взглянешь — заплачешь

А краше его на свете нет.

Красная девица

По небу ходит.

Встает рано, светит ярко

Греет жарко.

Врач тем редко нужен,

Кто со мною дружен.

Что выше леса,

Краше света,

Без огня горит?

Один костер весь свет греет.

Влезет в окно —

Растянется, как сукно.

Взойдет Егор на бугор —

Выше леса, выше гор,

С бугра спускается —

За травой скрывается.

Встану я рано, распущу золотые косы.

Умоюсь росой, заплету золотые косы.

Как взойду на горы в венце золотом,

Да взгляну светлыми очами,

И человек и зверь возрадуются.

Солнечный зайчик. А сейчас взяли друг друга за руки, идем по кругу и поем песню «Пусть всегда будет солнце».

После исполнения песни ведущий приглашает детей и Солнечного зайчика на игровую площадку.

Ведущий. Смотрите, ребята, здесь тоже есть солнышко. (В центре площадки нарисовано солнышко, от которого отходит 9 кругов — орбит.) Встанем к солнышку поближе. (Перемещаются в центр.) А сейчас, переходя из одного круга в другой, будем называть планеты. Победителями станут те, кто правильно назовет все планеты.

Проводится игра «Семья Солнца».

Солнечный зайчик. А как вы думаете, ребята, кто сильнее: ветер или солнце? Чтобы узнать это, прочтем сказку К. Д. Ушинского «Ветер и солнце».

«Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто их них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились померяться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.

— Посмотри, — сказал Ветер, — как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.

Сказал и начал дуть что было мочи. Но чем больше старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал все дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождем и снегом.

Проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уже Ветер сам убедился, что ему плаща не сдернуть. Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамерзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу...»

Как вы думаете, ребята, что сказало Солнце Ветру? (Выслушивает варианты ответов, затем читает конец сказки.)

«— Видишь ли, — сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, — лаской и добротой можно сделать гораздо больше, чем гневом».

Ведущий. Вот оно какое, Солнце: горячее, сильное, доброе — настоящий наш друг. А друзьям принято дарить подарки. Что вы, ребята, приготовили в подарок Солнцу?

Выступление детей.

1-й ребенок.

Солнце светит ярко-ярко,

Нам от солнца жарко-жарко.

Солнышко, сильнее грей,

Воду в озере согрей.

2-й ребенок.

Солнце всех нас укрепляет

И закалке помогает.

Нам совсем-совсем не лень

Быть под солнцем целый день.

3-й ребенок.

Ярче, солнышко, свети,

Лучше друга не найти.

И в работе, и в труде

Помогает нам везде.

Группа девочек исполняет танец «Подсолнухи» под мелодию песни «Вальс дружбы».

Солнечный зайчик.

С каждым годом все чудесней

Мы с тобой живем.

Любим пляски, любим песни

Мы в краю родном.

Эх, солнце, свети!

Наша Родина, цвети!

Слева друг, справа друг,

Все друзья вокруг!

Солнце брызнуло в долины

Миллионами свечей,

Солнце льет на наши спины

Жаркий дождь своих лучей.

Везде на белом свете,

Везде мечтают дети

О той стране, где мрака нет,

Где солнце ярко светит.

1-й ребенок .

Я проснулся поутру —

Пляшет солнце на ветру!

Веселятся все поля

Без меня!

И резвятся тополя

Без меня!

И смеется вся земля,

И шмели снуют, звеня...

Все на свете без меня.

Без меня!

И я тогда скорей вскочил,

Я башмаки скорей схватил,

Мне ветер,

Сказал, куда идти,

И мой хороший ветер

Играл со мной в пути.

2-й ребенок.

И солнце мне сказало:

— Возьми меня с собой!

Оно меня догнало

Над головой!

И так мы все шагали,

Чью-то песенку нашли.

Э. Мошковская

Исполняется песня «Я на солнышке сижу», музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина.

Ведущий. Молодцы, ребята! Вы настоящие друзья Солнца! Почаще любуйтесь солнцем, улыбайтесь ему и повторяйте добрые ласковые слова:

Ты такое чистое,

Доброе, лучистое!

Если б мы тебя достали,

Мы б тебя расцеловали!

Солнечный зайчик.

И облако, и зернышко,

И дерево, и дом —

Всех награждает солнышко

И светом и теплом.

Взойдет оно над рощицей,

Глаза открыв едва,

И вот уже полощется

И шепчется листва.

И вот уж птичьи песенки

Слышны и здесь и там,

И белки, как по лесенке,

Взбегают по ветвям.

Наверно, очень радостно

Таким, как солнце, быть.

И сразу — дождь и радугу

Уметь легко дарить.

Ведущий . А закончим мы сегодняшний праздник танцем с солнышком. Апельсин будет символизировать солнышко. Сейчас зазвучит музыка, мы будем танцевать и одновременно передавать друг другу апельсин-солнышко. Музыка время от времени будет стихать. Тот, у кого в этот момент оказалось в руках солнышко, дает фант, а в конце танца будет розыгрыш фантов.

Звучит музыка. Дети танцуют, передавая друг другу апельсин. После окончания танца проводится розыгрыш фантов.

Пусть всегда будет солнце.

Экологический праздник, посвященный Дню солнца.

Ребята! Сегодня мы с вами собрались на праздник посвященный Солнцу. Мы с вами живем на планете Земля. Наша голубая планета удивительна и прекрасна! А еще более удивительно наше солнце! Солнце – источник жизни, света и тепла!

Очень ярко светит солнце, Греет ласково и нежно.

Рано утром мне в оконце Заглянуло важно.

Прикоснулося лучом К розовой щеке.

Осветило все кругом. Луч - сожму в руке.

Я его не отпущу, Пусть ладонь мне греет.

В нем я лето отыщу, Не всякий так сумеет.

3 мая мы отмечаем праздник - День Солнца . Его придумали для того, чтобы привлечь внимание общества к возможности использования солнечной энергии (Европейское отделение Международного общества солнечной энергии (МОСЭ) с 1994 года).

В этот день во многих странах проводят дни открытых дверей в научных институтах, связанных с Солнцем. Посетителям демонстрируют новейшие достижения в области использования солнечной энергией, показывают научно-популярные фильмы о Солнце, о его влиянии на жизнь планеты.

Ребята, а что такое солнце?

Послушайте стихотворение.

Солнце - монетка, - скупой проворчал.
Нет, сковородка! - обжора вскричал.
Нет, каравай, - хлебопёк произнёс.
Компас, - сказал убеждённо матрос.
Солнце- звезда, - астроном объявил.
Доброе сердце, - мечтатель решил.

Вот такое разное бывает солнышко.

Как вы думаете, ребята, Солнце живое? (Нет. Солнце – это звезда.)

В нашем уголке Вселенной главенствует Солнце. Земля входит в семью планет, которые дружно путешествуют в космическом пространстве. Это семья называется Солнечной системой. Земля – одна из восьми планет, обращающихся вокруг Солнца. Ребята, а кто из вас знает, какие планеты входят в «солнечную семью»? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.)

Как вы думаете, могли бы мы жить без Солнца?

Правильно, не смогли бы. Солнце освещает и согревает землю. Без солнечного тепла не прорастают семена растений, не распускаются листья на деревьях, не зеленеют поля. Солнечным лучам радуются птицы, звери, насекомые и, конечно, мы с вами. Без Солнца темно, холодно, неуютно. Всё живое старается ночью спрятаться, заснуть, переждать холод и темноту.

А когда солнце всходит, пробуждается и оживает вся природа.

Скажите, а как на самом деле двигается Солнце? Почему оно восходит и заходит, а не висит все время на одном месте на небе?

Вы когда-нибудь катались на каруселях? Вот представьте себе, что вы кружитесь на каруселях, а рядом стоит яркий фонарь. Фонарь покажется впереди из-за карусели, промчится мимо и снова скроется за каруселью. Но ведь на самом-то деле фонарь не двигался. А карусель вертелась и то прятала вас от него, то снова выносила на свет. Так получается и с людьми на Земле. Земной шар не просто летит в космосе вокруг Солнца. Он летит и одновременно вертится, как карусель: то спрячет нас от Солнца, то вынесет к нему.

Последите внимательно за солнцем, когда оно выходит из-за горы. (видеоролик) Кажется, что оно медленно ползет по небу. Но на самом деле медленно поворачивается под лучами Солнца наш земной шар. Солнце освещает только ту половину Земли, которая к нему повернута. На другой половине в это время темно, там ночь. Потом, как земной шар повернется кругом, там, где был день, наступит ночь, а где была ночь, наступит день.

А вот почему летом Солнце греет сильнее, чем зимой? Вспомните, где Солнце бывает на небе летом и где зимой. Летом над Землей Солнце выше поднимается. А чем выше оно на небе, тем горячее его лучи. Ведь днем оно больше печет, чем утром, правда? К тому же еще и летний день гораздо длиннее зимнего.

Летом Солнце и встает раньше, а заходит позднее. За длинный день Солнце успевает хорошо прогреть и воздух, и землю, и нас с вами.

Поэтому летом и теплее, чем зимой. А после лета наступает осень. Солнце с каждым днем все ниже идет по небу. Оно все позднее встает, все раньше закатывается за горизонт. С каждым днем оно посылает нам все меньше и меньше своего тепла и света. Становится холоднее и темнее.

А зимой Солнце показывается на небе всего на несколько часов, да и то не всегда его увидишь.

А теперь давайте отгадаем загадки и послушайте пословицы о солнце.

Красная девушка по небу ходит.

Что краше света белого?

По небу хожу, на землю гляжу.

Что без огня горит?

Не стукнет, не брякнет, ко всякому подойдёт.

Красно яблочко

По тарелочке катается,

Никто не догадается.

Белая кошка лезет в окошко.

    Из окошка в окошко золотой прут.

Что в избе не запрешь?

Пословицы о солнце

Солнце своего света никому не жалеет.

Ласковое слово, что солнце в ненастье.

Что мне золото, светило бы солнышко.

И сокол выше солнца не летает.

Солнце без огня горит.

    На солнышко во все глаза не взглянешь.

    Даже самая высокая гора и та не заслонит солнца.

    Как месяц не свети, а все не солнышко.

    Солнце сияет, а месяц светит.

    Худо лето, когда солнца нету.

Сейчас я предлагаю нарисовать вам солнышко (раздаются бумага с карандашами)

Красивые у вас получились рисунки - у солнышек есть лицо, ручки, ножки, почти все солнышки улыбаются, т.е. все они живые.

Сами того не зная, вы изобразили солнце так, как человек древнейших времён. В преданиях глубокой древности круглый диск солнца был похож на человеческое лицо. В поэтических сказаниях многих народов говориться о том, что солнце красное создалось от лица божьего. Неслучайно ваши солнышки красивые и добрые.

Люди всегда думали о солнце как о живом существе. Древний человек поклонялся солнцу как главному божеству, от которого зависело всё: не будь солнца, не было бы ни растений, ни животных, ни человека.

Солнце - источник жизни на Земле. Оно нужно всем. Поэтому с самых древних времён люди поклонялись ему, благодарили за тепло, приветствовали восход по утрам. Посмотрите, как красиво рассказывают о нашем светиле древние греки.

«Подул лёгкий ветерок. Всё ярче разгорается восток. Вот открыла розопёрстая богиня Заря-Эос ворота, из которых скоро выедет лучезарный бог Солнце-Гелиос. В ярко-шафранной одежде на розовых крыльях взлетает богиня Заря на просветлевшее небо, залитое розовым светом. Льёт богиня из золотого сосуда на землю росу, и роса осыпает траву и цветы сверкающими, как алмазы, каплями. Благоухает всё на земле, всюду курятся ароматы. Проснувшаяся земля радостно приветствует восходящего бога Солнце-Гелиоса.

На четвёрке крылатых коней в золотой колеснице, которую выковал бог Гефест, выезжает на небо с берегов Океана лучезарный бог. Верхи гор озаряют лучи восходящего солнца, и они высятся, как бы залитым огнем. Звезды бегут с небосклона при виде бога солнца, одна за другой скрываются они в лоне темной ночи. Все выше поднимается колесница Гелиоса. В лучезарном венце и в длинной сверкающей одежде едет он по небу и льет свои живительные лучи на землю, дает ей свет, тепло и жизнь.

Совершив свой дневной путь, бог солнца спускается к священным водам Океана. Там ждет его золотой чёлн, в котором он плывет назад к востоку, в страну солнца, где находится его чудесный дворец. Бог солнца ночью там отдыхает, чтобы взойти в прежнем блеске на следующий день». (Н. А. Кун «Мифы и легенды Древней Греции»).

У каждого народа был свой бог солнца и своё представление о нём. Образ солнца как божества путешествует по сказкам, легендам и мифам всех народов.

На территории России в древнейшие времена жили наши предки - славяне. Из всех домашних животных они наиболее других почитали коня, а солнце представлялось им в облике золотого коня, бегущего по небу.

Образ солнца-коня дошёл до наших дней. Он сохранился в убранстве русской избы, увенчанной коньком. Русские избы всегда украшали изображением конской головы на стыке двух скатов крыши, а также символами-знаками солнца: кругом, колесом, крестом в круге и розеткой.

А когда славяне научились возделывать землю и выращивать хлеб, то есть стали земледельцами, образ золотого солнца-коня превратился в Даждьбога - бога солнечного света, тепла, плодородия. Славяне называли его Солнце-царь. Они представляли, что жилище солнца находится на востоке. Там в стране вечного лета стоит его золотой дворец. Каждое утро солнцевы девы расчёсывают его золотые лучи и умывают его, тогда на Землю льётся благодатный дождь. Иногда солнце представляли в женском образе - в виде царицы, одетой в пурпурные одежды зари и в сияющем венце лучей.

В многочисленных легендах говорится о том, что солнце является лицом Господа Бога. По другим рассказам, солнце - это окно, через которое Бог смотрит на землю, а до людей через него доходит райский свет.

В эпоху земледелия поклонение солнцу превратилось в самое магическое священнодействие, так как теперь урожай, который выращивали крестьяне, полностью зависел от солнца. Все обряды, ритуалы и моления небесному светилу стали обращаться по кругу земледельческих работ по временам года - зима, весна, лето, осень.

Ребята, а какие вы знаете календарные праздники, связанные с солнцем? (Святки (коляды), Рождество Христово, Масленица, Пасха, Троица, Иван Купала.)

Давайте с вами вспомним праздник, который вы все хорошо знаете, это - Масленица. Ребята, какие обряды совершаются на Масленицу во имя солнца? (Пекутся блины, сжигается чучело Масленицы, катаются с гор, строят снежные городки.)

Блин - это образ солнца. Вкушая блины, человек верил в причащение к животворящему солнцу, к хлебному телу бога Ярилы. Масленицу встречали величальными песнями. Делали чучело из соломы, одевали его в женскую одежду, иногда с блином или сковородкой в руках. В конце Масленой недели на самых высоких местах разводили костры и чучело сжигали. Посередине костра ставили колесо (символ солнца) и спускали вниз с гор.

Ребята, скажите, а можно ли изобразить солнце, не используя ни красок, ни инструментов? (ответы).

Можно. Давайте с вами встанем в круг. А теперь покажите свои ладошки. Потрите их друг о друга. Что вы чувствуете? (тепло.) Это тепло добрых рук и добрых душ.


А теперь ответьте на вопросы:

    Какой месяц самый солнечный и почему?

(Июль, т. к. солнце согревает землю в июле сильнее всего.)

    Какой день недели самый солнечный, почему?

(Воскресенье, т. к. люди в этот день отдыхают.)

    Какое дерево самое солнечное, и почему?

(Сосна, потому что на солнце её ствол становится очень тёплым.)

    Какое событие в жизни человека можно назвать самым солнечным, и почему? (День рождения, потому что в этот день все улыбаются и дарят имениннику подарки.)

    Какую птицу можно назвать самой солнечной, и почему?

(Грача, потому что первый встречает весну.)

    Какое качество человека можно считать солнечным, и почему?

(Доброту, потому что она согревает сердца людей.)

Следующее задание: «когда солнышко радуется»

(Ребята заканчивают предложения. В скобках даны возможные варианты ответов.)

    Солнышко улыбается, когда... (Расцветают цветы.)

    Солнышко грустит, когда... (Весна запаздывает.)

            1. Солнышко плачет, когда... (Люди ссорятся и не встречают улыбкой

              каждый новый день.)

    Солнышко рассказывает сказки, когда... (Дети играют и веселятся.)

    Солнышко прячется, когда... (Видит злодея.)

Солнышко удивляется, когда... (Люди в сильную жару прячутся от него по домам.)

Такое мягкое, хрупкое, нежное...
Вроде легкое, но очень тяжелое,
И хранить его нужно бережно.
И в любви Оно просит верности,
Яркой краской рисуя повести.
Для меня это Солнышко - радости,
Яркий лучик проснувшейся совести...
И не редко закаты с пламенем
Вдруг становятся хмурым облаком,
И тогда мое Ясное Солнышко
Просыпается в небе золотом...
И звезда по имени Солнце
Стало частью моей души.
Так приятно чувствовать это -
Как целуют тебя лучи...

На этом наш экологический праздник посвященный дню Солнца подошел к концу. И я предлагаю вам послушать замечательную детскую песню «Пусть всегда будет солнце!» Будьте добрыми, играйте, веселитесь и встречайте улыбкой каждый новый день.

Образовательные задачи:

  1. Закрепить и обобщить знания, полученные на занятиях астрономического кружка «Твое Солнышко»
  2. Дополнять и углублять знания и представления о наблюдаемых небесных явлениях и о мире небесных тел
  3. Знакомиться с достаточно сложными и абстрактными понятиями, которые, согласно психологии, доступны младшим школьникам

Развивающие задачи:

  1. Развивать самостоятельность, воображение, творческую активность, наблюдательность, любознательность
  2. Формировать умение логически мыслить и применять знания, полученные ранее
  3. Осуществлять открытие «мира красоты и красоту мира», дать простор радостному эмоционально-образному восприятию мира

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать чувства дружбы, товарищества, умение работать в коллективе, самостоятельно и ответственно относиться к выполнению порученного дела
  2. Развивать интерес к астрономии и космонавтике
  3. Осуществлять экологическое воспитание

Учебно-наглядный комплекс: Плакаты: «Праздник Солнца», «Солнышко любимое наше». Буклеты: «Стихи о Солнце», «Загадки о Солнце», «Пословицы и поговорки о Солнце», «Песни о Солнце», «Народные приметы, связанные с Солнцем». Репродукции картин, связанные с изображением Солнца. Выставка книг. Таблица «Солнечная система». Материалы к аукциону «Солнечный букет», карточки с пословицами, эмблема Солнца, вырезки из газет и журналов с публикациями о Солнце. Записи песен. Блины

Подготовительный этап: Подготовка к празднику начинается задолго до его проведения. Под руководством учителя учащиеся подбирают материал, составляют выше перечисленные буклеты и другую наглядность.

Учащимся раздаются слова стихотворений и песен для предварительной подготовки. С ними проводится несколько занятий по подготовке к празднику.

Место проведения : Актовый зал школы

Участники мероприятия : Учащиеся 2 класса – члены астрономического кружка

Ход мероприятия

Учитель : Лунная ночь. Мягкий серебристый свет луны заливает землю. Тысячи мерцающих звезд разбросаны по всему небу. Луна постепенно опускается все ниже и, наконец, исчезает за горизонтом. Небо темнеет, и теперь видно гораздо больше звезд, они кажутся ещё ярче.

Проходит ночь. На востоке алеет заря. Сияние звезд становится все слабее. Небо с каждой минутой светлеет, теперь звезд не видно совсем. И, наконец, у самого горизонта появляется край Солнца! Начинается новый день! Так продолжается на Земле каждый день уже миллионы лет!

Земля наша – единственная живая планета в Солнечной системе, и источником жизни на ней является Солнце. Без его живительных лучей не было бы ни растительного, ни животного мира, вечный мрак и холод царили бы на земном шаре.

Во всей Вселенной для нас – землян – нет ничего щедрее и справедливее этого светила. Оно действительный Бог нашего мира.

Наш праздник сегодня мы посвящаем Солнцу! (Выходят дети в русских народных костюмах).

  1. Наши предки – древние славяне почитали Солнце как божество. Имя ему было – Ярила.
  2. Зимой Ярила сердился на людей. Не грел. Светил мало. И люди взывали к Богу, заклинали Солнышко.
  3. Нам зиму провожать,
    Весну-красну закликать.
    С солнышком, с цветами,
    С песнями, с журавлями.
    Побежит кругом вода,
    Растает снег, не будет льда!
  4. Где ты, солнце, в самом деле?
    Мы совсем окоченели.
    Без тебя вода замёрзла,
    Без тебя земля промерзла,
    Все озябли, все простыли,
    Все продрогли, приуныли.
    Выйди, солнышко, скорей,
    Приласкай и обогрей!
  5. Солнышко-вёдрышко,
    Выгляни в окошечко!
    Солнышко, нарядись!
    Красное, покажись!
  6. Солнышко, колоколнышко,
    Выйди из-за облышка!
    Сядь на пенёк,
    Разгуляй весь денёк!
    Солнышко, повернись!
    Красное, разожгись!
    Красное солнышко,
    В дорогу выезжай!
  7. Солнце, встань! Покажись!
    На гнедом прокатись!
    На гнедом, золотом
    Поскачи прямо ввысь!
    Все края посети!
    Все поля освети!
    Дай любому ростку
    По листку и цветку.
    Все холмы озари,
    Все ручьи отвори,
    Малышей приласкай,
    Всем по солнышку дай!
    А мы вслед за тобой
    Выйдем в поле гурьбой,
    Будем петь и играть,
    И ручьи догонять.
  1. Солнышко, покажись!
    Красное, снарядись!
    Чтобы год от года
    Давала нам погода:
    Тёплое летечко,
    Грибы в берестечко,
    Ягод в лукошко,
    Зелёного горошка!
  2. В марте Ярила добрел. Его сияющий лик всё дольше оставался на небе. Снега таяли. Весенние ветры струились над землёй. Люди радовались теплу, свету и на радостях устраивали в честь Ярилы праздники. Угощением на тех праздниках были блины (показ ) – хлебные портреты Ярилы-Солнца.
  3. Весной сеют хлеба, которые успевают вырасти и созреть за полгода – за весну и лето. Называются они яровые. Легко догадаться, откуда такое название. Оно от Ярилы, согревшего землю после зимней стужи.
  4. В фольклоре Солнце называли ясным и красным, светлым и святым, божьим и праведным, добрым и чистым.

Учитель: Много загадок было посвящено Солнцу (показ буклета «Загадки о Солнце).

(Ребята загадывают загадки о Солнце и других небесных телах)

  1. Без него плачемся,
    А как появится –
    От него прячемся. (Солнце )
  2. Что выше леса,
    Краше света,
    Без огня горит? (Солнце)
  3. Голубой платок,
    Красный колобок
    По платку катается,
    Людям усмехается. (Солнце и небо )
  4. Кто-то утром, не спеша,
    Надувает красный шар,
    А как выпустит из рук –
    Станет вдруг светло вокруг. (Солнце )
  5. Катится вертушечка,
    Золотая коклюшечка,
    Никто её не достанет,
    Ни царь, ни царица,
    Ни красная девица. (Солнышко )
  6. По небу ходит
    Маляр без кистей.
    Краской коричневой
    Красит людей (Солнце )
  7. Один костер
    Весь мир согревает (Солнце )
  8. Ночью скроется – спит,
    Утром выйдет – печку растапливает,
    Днем – поджаривает,
    К вечеру - свою сковороду
    Красной показывает (Солнце)
  9. Вечером умирает,
    Утром – воскресает (Солнце)
  10. Золот хозяин – на поле,
    Серебрян пастух – с поля (Солнце и Месяц)
  11. Пламя не больше чаши,
    А весь народ греет (Солнце)
  12. Ну-ка, кто из вас ответит:
    Не огонь, а больно жжет,
    Не фонарь, а ярко светит,
    И не пекарь, а печет (Солнце
  13. Золотое яблочко по небу катится:
    А улыбки-лучи
    Очень горячи (Солнце)
  14. Среди неба голубого
    Яркий блеск огня большого,
    Не спеша огонь тот ходит,
    Землю-матушку обходит,
    Светит весело в оконце,
    Ну, конечно, это …(Солнце)
  15. Гадай, гадай, угадывай,
    Загадочку разгадывай!
    Был у нашей мамы
    Золотой клубочек,
    Рано утром в небо
    Мать его бросала.
    Целый день катился
    Он над облаками,
    Целый день катился
    Он по небосклону.
    А под вечер падал
    Посредине моря –
    Голубое море
    Золотом сверкало
    Отгадали, отгадали,
    Мы его видали.
    Золотой клубочек –
    Солнце золотое!

Учитель : Ребята, загадок о Солнце очень много. Но вы и сами можете придумать свои загадки, ребята.

Кроме загадок, много пословиц и поговорок сложил народ о Солнце. Поиграем в игру «Собери пословицу». На столе две стопки карточек. В одной стопке – карточки с началом пословицы, а в другой – с окончанием. Нужно собрать пословицу полностью и правильно.

При солнышке тепло / при матери добро

Не всё ненастье / проглянет и солнышко красно

Солнце низенько / так и вечер близенько

Кто рано встает / тому Бог подаёт

Солнышко садится / у работника живот веселится

Солнце, как родная матушка / никого не обидит

Учитель : А сколько народных примет связано с Солнцем!

1 ученик : Чистое небо при заходе Солнца – будет хорошая погода, а покрытое тучами – к ненастью

2 ученик : Солнце, восходящее рано и ясно, предвещает хороший день, а если выходит бледное и из облаков, то будет дождь

3 ученик : Светлый кружок около Солнца – переменится погода

4 ученик : В продолжительное ненастье птицы вдруг начали петь – жди солнышка

5 ученик : Если весной снег тает от солнышка – к урожаю, а от дождя – к засухе

Учитель : Звезду по имени Солнце воспевали поэты разных стран и народов

1 ученик : Аромат Солнца. К.Бальмонт

Запах Солнца? Что за вздор!
Нет, не вздор.
В Солнце звуки и мечты,
Ароматы и цветы –
Всё сплелось в согласный хор,
Всё слилось в один узор.
Солнце пахнет травами,
Свежими купавами,
Пробужденною весной
И смолистою сосной…
Солнце светит звонами,
Листьями зелёными,
Дышит вечным пеньем птиц,
Дышит смехом юных лиц.
Так и молви всем слепцам:
Будет вам!
Не узреть вам райских врат,
Есть у Солнца аромат,
Сладко внятный только нам,
Зримый птицам и цветам!

3 ученик : Ах, как здорово! Пер. А.Громыхина.

Ах, как здорово кругом!
Лес и речка – рядом!
Искупаюсь, а потом
Побегу по ягоды!
Я уже почти большой.
Пусть устал немножко…
Хорошо нести домой
Солнышко в лукошке!

5 ученик : Солнце людям остаётся. З. Халил.

Стала ярче позолотца
Уходящих летних дней.
Ниже небо, меньше солнца,
Горы ближе и темней.
Но сияет в апельсинах
Солнце – доверху! – в корзинах!
Всходит жёлтою айвой
Над моею головой.
В краснокожие гранаты
Запечатаны закаты.
И выходит так, что Солнце
Для себя мы сберегли:
Солнце людям остаётся
В золотых плодах Земли.

2 ученик: Солнышко. Зинчёнков.

Нынче Солнце рано встало
С золотой постели,
Изумрудом засверкало
На верхушках елей.
Разбудило всех в лесу:
Мишку с медвежатами,
Черно-бурую лису
С хитрыми лисятами.
Лосей вывело гулять,
К заводи напиться.
От его лучей в полях
Нива золотится.
Все приветствуют его:
Взрослые и дети,
Потому что без него
Жить нельзя на свете

4 ученик: Ленивая пора. Н.Юркова

Ленивая пора –
Тридцать градусов жара.
Все поляны опустели.
Неподвижны сосны, ели.
Медленно течёт река…
Где же? Где же облака?
Спят, наверно, за утёсом.
Дремлют спицы на колёсах
Моего велосипеда.
Я в тени сижу, не еду…
Только Солнце светит ярко.
Видно, солнышку не жарко!

6 ученик: Сёстры. Ян Райнис.

Что заря рассветная,
Что заря вечерняя,
Обе дочки Солнышка,
Сёстры неразлучные.
Сёстры неразлучные,
А далёко отданы,
А далёко отданы
Молодым мужьям.
Западу – вечерняя,
А Востоку – ранняя,
Меж дворами этими –
Море да гора.
День – гора высокая,
Море – ночь глубокая.
Тянут сёстры рученьки
Да не дотянуть.

Учитель : Солнце прославляют и современные композиторы.

(Учащимися исполняется песня «Чтобы солнышко светило», стихи С.Фурина, музыка Н.Пескова)

  1. Чтобы солнышко светило,
    Чтоб на всех его хватило,
    Чтоб цвели в лугах цветы,
    Чтоб дружили я и ты
    Чтоб дружили я и ты

    Припев: За руки возьмёмся,
    Встанем в круг.
    Каждый человек
    Человеку друг!
    За руки возьмёмся,
    Пусть пойдет
    По земле
    Огромный хоровод

  2. Чтобы солнышко светило,
    Чтоб на всех его хватило,
    Чтобы пели утром птицы,
    Чтоб сияли счастьем лица,
    Чтоб сияли счастьем лица (Припев)
  3. Чтобы солнышко светило,
    Чтоб на всех его хватило,
    Чтоб на целом белом свете
    Спать могли спокойно дети,
    Спать могли спокойно дети, (Припев)
  4. Чтобы солнышко светило,
    Чтоб на всех его хватило,
    Чтобы не было грозы,
    Чтобы не было беды,
    Чтобы не было войны (Припев)

Учитель : Ребята, мы с вами очень много говорили и даже пели о Солнце. А что это такое – Солнце?

1 ученик : Это раскалённый плазменный шар с поверхностной температурой около 6 тысяч градусов.

2 ученик: Солнце – это небесное тело – звезда. Солнце – звезда жёлтого цвета и маленького размера по сравнению с другими звёздами, поэтому его называют жёлтым карликом.

3 ученик: Солнце – ближайшая к земле звезда. Оно находится на расстоянии всего лишь 150 млн. километров. Свет от Солнца до Земли доходит за 8 минут 19 секунд.

4 ученик: Солнце образует Солнечную систему из 8 больших планет (показ таблицы) вместе со спутниками, более 100000 малых планет-астероидов, порядка 1 триллиона комет, а также бесчисленное количество мелких метеорных тел.

5 ученик: Поперечник Солнца в 110 раз больше поперечника Земли. Внутри такого шара, как Солнце, могло бы поместиться почти 1,5 миллиона земных шаров.

6 ученик: В мире всё когда-то возникает, появляется, и всё обязательно умирает, исчезает. Так и звезды, в том числе и наше Солнце. Оно появилось в результате гигантского взрыва 6 миллиардов лет назад. И оно исчезнет, постепенно превратясь из жёлтой звезды сначала в красную, затем в белую и, наконец, в чёрную мёртвую звезду. Угасание Солнца неизбежно, но нам оно пока не угрожает.

Учитель : По прогнозам учёных, через 600 миллионов лет планеты будут разрушены, в том числе и наша Земля, хотя Солнце будет продолжать слабо излучать свет и тепло неограниченно долго. Но оно уже не будет иметь для Земли никакого значения. Это всё будет не скоро, гораздо страшнее деятельность людей, которая приводит к необратимым процессам. Поэтому жизнь в нашем доме – на планете Земля – может исчезнуть гораздо раньше, чем угаснет Солнце. Всё это очень мрачно, поэтому мы должны радоваться каждому закату и особенно восходу Солнца.

Учитель : Всё тела, процессы, явления на Земле, так или иначе, связаны с Солнцем.

Ребята, давайте проведем аукцион знаний «Солнечный букет». (Заранее оформляется большой зимний букет. На белых «снежных» веточках висят разноцветные подвески – «солнышки». На каждом – загадка, связанная с Солнцем. Игрок выбирает «солнышко», читает загадку. Дети отгадывают её.)

1 игрок: В России этого жучка издавна называли «солнышко». Он красненький и кругленький как Солнце, очень добродушный и безобидный, - никому не опасен, кроме тли. На сгибах ножек у него появляется жидкость, похожая на молочко, что и натолкнуло людей на имя, данное этому жучку. (Божья коровка)

2 игрок: Это очень любопытный цветок. Пробудившись весной, он внимательно посмотрел вокруг себя и увидел Солнышко, которое осветило его жёлтым лучиком. И с тех пор – светит Солнышко – раскрывается цветок, спрячется Солнышко – и цветок закрывает свои лепестки. А когда цветок постареет, то становится седым. (Одуванчик)

3 игрок: В Древней Руси растение это было названо в честь бога Солнца Ярилы. Богу Солнца Беленусу было оно посвящено и у древних кельтских племен. О страшной силе этого растения знали уже много веков назад. Человек, пожевавший его, мечется, буйствует, ему что-то мерещится. Отравление может быть смертельным. (Белена)

4 игрок: В Японии этот цветок называют цветком Солнца. Его изображают на денежных знаках, на флаге. (Хризантема)

5 игрок: По преданию этот цветок был самым первым на земле. Когда первый человек только обустраивался, ему во всем помогало Солнце, ни на минуту не сходящее с неба. Расставались друзья только для того, чтобы прилечь отдохнуть. Но, однажды днём, тучи затянули небо, и пошёл дождь. Когда Солнце снова выглянуло, человек взмолился: «Я не могу без тебя! Пожалуйста, разгони тучи навсегда и свети мне снова!»

«Я не могу это сделать, - возразило Солнце. – Лучше я пошлю тебе своего маленького брата. Он очень похож на меня и всегда знает, где я». Так появился на земле … (Подсолнечник). Человек лелеял его, но цветок не обращал на него внимания – он смотрел только на Солнце.

6 игрок: Петухи назывались в Индии «солнечными птицами», «певцами утренней зари». О чем сообщали они древнему индусу? Древние индусы верили, что, когда садится Солнце, петухи своим криком предупреждают: злые духи побели дневное светило, и теперь их надо опасаться. На рассвете петухи сообщали: злые духи покинули Землю.

Учитель: Ещё несколько фактов из жизни Солнца.

  • Солнце – знак сильной царской и королевской власти. Известны солнечные правители: Людовик – Король – Солнце во Франции; Владимир – Красное Солнышко на Руси; Солнечный Лик – властитель города индейцев майя в северной Америке.
  • Страной восходящего Солнца называют Японию. На белом полотнище в центре изображено Солнце.
  • С культом Солнца обычно отождествляется знак Зодиака – Лев.
  • Эмблема Солнца – огонь.
  • Металл Солнца – золота.
  • Образ Солнца в человеке – сердце.
  • «Солнечное затмение», «Солнечные пятна», «Солнечная корона», «Солнечный ветер» - всё это существует на самом деле.
  • Дитя Солнца – солнечный зайчик.

Ученик : (читает стихотворение А.Громыхина «Солнечные зайчики»)

Солнечные зайчики бегают по стенкам,
Солнечные зайчики садятся на коленки.
Исчезают зайчики, лишь начнёт смеркаться…
Почему бы зайчикам на ночь не остаться?
Я бы уложила их с куколками рядом
И жила бы день и ночь в нашем доме радость!

Учитель : Про Солнце можно говорить бесконечно. Но на нашем празднике всё сказать невозможно. Кого заинтересовал этот вопрос, обращайтесь к своим друзьям - книгам (показ выставки книг ). Они помогут вам узнать много нового и интересного. А мы заканчиваем наш праздник.

1 ученик :

Встанем утром рано,
Выглянем в окно,
Смотрит с неба Солнце,
Светит нам оно.

2 ученик:

Солнце всем одинаково светит,
И живём мы под Солнцем одним,
Значит, должен быть мир на планете,
Если все мы его захотим.
(Песня «Солнечный круг»)