Всеобъемлющая любовь. О духовном акушерстве

Легко родить легко. Пособие для будущих мам Екатерина Викторовна Осоченко

Что такое «духовное акушерство»? Пережить роды как духовный опыт

Термин « духовное акушерство » появился в 70-е годы прошлого века благодаря Айне Мэй Гаскин. Ее книга, вышедшая под таким названием в 1977 году в США, до сих пор считается настольной для акушерок всего мира. Айна Мэй – магистр гуманитарных наук, основатель и директор Центра акушерства в Саммерстауне (США, штат Теннесси), практикующая акушерка. Она много ездила с лекциями для студентов и врачей по всему миру, возглавляла самую крупную организацию акушеров Америки (Ассоциация акушерок Северной Америки, Midwive"s Alliance of North America). Она стала основательницей проекта «Безопасное материнство», призванного привлечь внимание общественности к материнской смертности.

Из книги АНОНИМНЫЕ АЛКОГОЛИКИ автора Анонимные Алкоголики

ПРИЛОЖЕНИЕ II. ДУХОВНЫЙ ОПЫТ Понятия “духовный опыт” и “духовное пробуждение” многократно употребляются в этой книге, которая, при внимательном чтении, свидетельствует, что перемены, происходящие в личности и достаточные для излечения от алкоголизма, проявляются в

Из книги НИЧЕГО ОБЫЧНОГО автора Дэн Миллмэн

Из книги Самоврачевание и скотолечение у русского старожилого населения Сибири автора Георгий Семенович Виноградов

Из книги Золотые правила естественной медицины автора Марва Оганян

– ---- II. Народное акушерство. Д?точку носить – не в?точку

Из книги Справочник медицинской сестры автора Виктор Александрович Барановский

Роды без насилия, «мягкие» роды, роды в воде Рождение человека – это естественный физиологический процесс и проходить он должен в условиях, привычных для матери и ребенка, еще не родившегося, однако знающего уже многое о мире, в который ему предстоит прийди. И очень

Из книги Странности нашего тела. Занимательная анатомия автора Стивен Джуан

Глава 6. АКУШЕРСТВО И ГИНЕКОЛОГИЯ

Из книги Гомеопатия для врачей общей практики автора А. А. Крылов

Есть ли такое явление, как посмертный опыт? В том, что касается видений во время клинической смерти, существует большая путаница. Медицина и психология разделяются во мнениях, что же именно представляет собой подобного рода опыт - галлюцинацию, продукт массовой истерии,

Из книги Око настоящего возрождения автора Петр Левин

Что такое посмертный опыт? В 1975 году доктор Раймонд Моуди написал книгу Жизнь После Жизни, в которой он рассказывал о клинической смерти, назвав то, что люди испытывали во время нее, посмертным опытом. Этот термин обозначал «общую последовательность событий, о которых

Из книги Тайны нашего мозга автора Сандра Амодт

Глава 15 Акушерство и гинекология Невынашивание беременности Невынашивание беременности - одна из актуальных проблем современного акушерства. Частота этой патологии колеблется от 10 до 25 % от числа беременностей.Для лечения угрозы невынашивания беременности могут

Из книги Экологичное питание: натуральное, природное, живое! автора Любава Живая

Мой духовный наставник Однажды утром Ю привел меня в один из небольших двориков перед аккуратным домиком, положил прямо на землю маленький коврик и велел мне сесть на него, а сам куда-то ушел. Через несколько минут он вернулся в сопровождении худощавого, почти наголо

Из книги Еда под контролем мозга автора Мартин Ингвар

ГЛАВА 7. Как пережить вечеринку: слух Мы часто полагаем, что зрение - наш основной способ восприятия мира, но, возможно, слух не менее важен. По очевидным причинам глухота сильно затрудняет общение с другими людьми. Глухим людям пришлось создать свой собственный язык, для

Из книги Любви все возрасты покорны. Для тех, кому за… автора Джоан Прайс

Питание, личностный и духовный рост Поговорим о связи питания, личностном и духовном росте человека. Казалось бы, что общего? На самом деле любая работа над собой приводит к личностному и духовному росту и совершенствование питания - не исключение, а, наоборот, одна из

Из книги Избавление от всех болезней. Уроки любви к себе автора Евгений Александрович Тарасов

Как пережить ланч и поход в ресторан Нет ничего опаснее, чем шведский стол с неограниченным подходом в ресторане, потому что хочется попробовать все. Особенно за такие деньги. Проявите силу воли. Положите себе в тарелку только самое полезное. Пройдите мимо картошки, хлеба

Из книги Биоритмы, или Как стать здоровым автора Валерий Анатольевич Доскин

Как пережить изнасилование Плохо, когда наши ранние сексуальные переживания безрадостны. Куда хуже и разрушительнее, когда наше первое сексуальное переживание - это изнасилование. Женщины часто целую жизнь тратят на то, чтобы научиться признавать за собой право

Из книги автора

Как пережить горечь тяжелой утраты И все-таки самые тяжелые депрессивные реакции вызывает у нас утрата самого близкого и дорогого человека. И особенно тяжело и страшно потерять ребенка.Хотя в нашем народе и говорят, что время лечит, но после смерти ребенка бывает так, что

Из книги автора

Как «пережить» понедельник Планируя дела на неделю, не забывайте, что в понедельник происходит адаптация к работе, поэтому перенесите дела, если возможно, на вторник.Не советуем заполнять делами так называемый уик-энд, т. е. субботу и воскресенье. Эти дни должны служить

Акушерство - это «наука о физиологических и патологических процессах, связанных с беременностью, родами и послеродовым периодом»(1) . Слово "акушер" происходит от французского accoucheur, что в дословном переводе означает "тот, кто стоит у ложа", а в более привычном значении - помощник при родах. Современное акушерство рассматривает лишь физиологическую, естественнонаучную сторону процесса беременности и рождения человека.

На Руси помощь при родах оказывали повитухи («повивать» – принимать младенца) или «принимальные бабки», опыт которых передавался из поколения в поколение (См. Кто такая повитуха). Эта деятельность всегда имела не только физиологический, но и духовный аспект. Возвращение профессии повитухи предполагает возрождение духовно-психологической составляющей ведения всей беременности и родов.

Но поскольку у нас все обязаны состоять на учете у врача во время беременности, то получается, что беременность - это физиологическое состояние, которое должно быть подвержено лечению. И лечить надо всех, так как мы сейчас все нездоровы. Нет здоровых людей. Но, даже, не смотря на то сложное время, в которое мы живем, совершенно невозможно согласиться с подобным утверждением. Изучая материалы, касающиеся этого вопроса, я наткнулась на публикацию, написанную польской акушеркой Станиславой Лещински(2) . Она была во время войны в лагере смерти - Освенциме - и выполняла свой долг - принимала роды у женщин. Ее деятельностью заинтересовалось даже немецкое руководство, потому что за все время ее деятельности у нее не было ни одного мертворожденного ребенка и ни одного случая смерти роженицы, хотя все они пребывали в нечеловеческих условиях. «У истощенных до последней крайности женщин в тяжелейших условиях лагерного барака рождались розовые пухленькие здоровые дети»(3) - пишет Лещинска. А нам сейчас внушают, что все женщины настолько нездоровы, что должны рожать детей только под пристальным наблюдением врачей и только с медикаментозной помощью. Неужели наши условия жизни - пусть и очень трудные - можно сравнить с условиями в концлагере?!.. Так почему же там женщины могли сами рожать здоровых детей, а современная женщина не может родить сама без стимуляторов, лекарств, антибиотиков, наркозов, кесаревых сечений?!

Хочется показать и подсказать женщинам, вынашивающим и рожающим своих детей, что у нас не настолько плохое здоровье, чтобы мы были не в состоянии производить на свет здоровых детей, просто нужно не лечить нас от беременности, а дать нам возможность самим рожать своих детей. Человеку необходимо самому прожить свою жизнь, неся ответственность за все, что с ним происходит, и, понимая это, искать свои пути, не отдавать себя под руководство или контроль машин и механизмов. Это единственный способ найти себя. Женщина должна понимать - это её труд, её ответственность, её ребенок, её жизнь. Как живешь - так и рожаешь!

В наше время хорошо известны работы современных ученых Хасанова А. А., Мальцевой Л. И. и Хамитовой Г. В., которые проводили социолого-медицинские исследования «Домашние роды в России». В частности, там говорится следующее: «Убедившись в травматичности некоторых общепринятых акушерских пособий (чрезмерная защита промежности, тракции за головку плода и повороты её с целью выведения плечевого пояса и т. п.), мы заинтересовались состоянием детей, родившихся не только без каких-либо акушерских манипуляций, но и вообще без медицинской помощи - дома, без врача или акушерки.

Для выяснения этого вопроса мы проанализировали 110 так называемых домашних родов. За контрольную группу приняты показатели работы родильного отделения кафедры акушерства и гинекологии № 1 Казанского ГИДУВа. Общий процент осложнений родов в домашних условиях и в стационаре равнялся соответственно 70,8 и 78,0 (то есть в домашних условиях показатель значительно меньше).

Сравнив полученные результаты, мы обнаружили неожиданную закономерность: там, где роженицы лишены акушерской помощи, происходит не ухудшение (логично ожидаемое), а улучшение исхода родов для матери и плода .

Чрезмерное увлечение мануальными и инструментальными приёмами, принятыми в акушерстве, способно нередко нанести больше вреда, чем невмешательство в естественный многотысячелетний процесс деторождения. Многоделание и нетерпеливость в акушерстве только вредят.

Родоразрешение женщин минимальной группы риска при нормальном течении беременности и родов в домашних комфортных условиях в окружении близких родственников и в присутствии акушерской бригады с терпеливым бережным ведением родов и рациональным невмешательством в физиологический процесс - одно из желательных и перспективных направлений развития современного родовспоможения»(4) . (Полный текст статьи: «Домашние роды в России ».)

Теперь нужно пояснить различие в профессиях: духовный акушер, домашний акушер и повитуха. Для многих в этих терминах нет разницы, и средства массовой информации по неграмотности своей тоже часто смешивают эти понятия. А это в корне неверно.

Движение духовного акушерства возникло в Америке в конце 60-х годов в среде людей, которые не хотели жить по правилам социума и пытались выстроить свою жизнь вне его. Эти люди тогда создавали коммуны, жили по своим законам, не принятым в обществе. Подробно о возникновении движения духовных акушеров можно прочесть в книге: Ina May Gaskin «Spiritual Midwifery», 1977(5) . В конце восьмидесятых годов эта книга появилась в России, но на русский язык была переведена только та небольшая часть, где написано, что любой может принимать роды, а глава, в которой говорилось о том, что коммуна была оснащена медицинскими приборами по последнему слову техники, что у них была реанимационная палата для матери и ребенка, кувезы для доращивания и т. п., а также дежурный доктор-профессионал высокого класса, была пропущена, и многие не вполне верно поняли суть этого движения - потому возникло направление духовного акушерства, в котором не принималась во внимание профессиональная помощь, а считалось, что достаточно сидеть вокруг рожающей женщины взявшись за руки и под гитару петь «эзотерические напевы». Именно из подобной практики выросли как грибы «рассказки» об ужасах домашних родов. Я считаю, что такое словосочетание как «духовный акушер» в принципе не имеет права на существование, потому что акушер - независимо от того, работает ли он в рамках медицинского учреждения, или вне его - может быть только профессиональным или непрофессиональным, а все остальное - это просто группа психологической поддержки.

Домашний акушер по определению это врач, который имел или имеет акушерскую практику в роддоме и ведет роды на дому со всеми акушерскими и медицинскими выкладками. Медик-акушер, имеющий специальное медицинское образование, имеющий практику в медучреждении, опыт работы в системе здравоохранения, и, опираясь на этот опыт, он принимает роды в домашних условиях. Это может быть, например, семейный врач или фельдшер в деревне.

Повитуха или повивальная бабка - в наше время почти забытая профессия, своими корнями уходящая в глубокое прошлое, в народные традиции (см. История повивального дела). Современная повитуха - это дипломированная акушерка, которая в свою практику включает традиции родовспоможения Древней Руси. И сама она должна жить в православной традиции. Воцерковленный, православный человек. К повитухе всегда предъявляются высокие требования , как к человеку, выполняющему настолько ответственную работу. «В звании своем испытанная, притом благонравна, строго поведения и трезва». То есть повитуха - это богобоязненный человек, с высокими морально-этическими принципами жизни. Деликатный человек, которому можно доверить самое сокровенное, зная, что она способна сохранить семейные тайны. Человек точно и неуклонно исполняющий свои обязанности. (См. Современное повивальное дело).

Общие изменения политического жития в стране отменили повитушество, породили роддома. С развитием общества, науки интеллект начинает заменять природу. А акушер должен учиться у природы, учиться на практике. Роды - самый естественный физиологический процесс, и если бы в нем было бы что-то недоработано, человеческий род угас бы давным-давно. Мы доверяем природе, то есть мы доверяем женщине, и она сама доверяется своим ощущениям. Ведь женщина, мать - это тонкое природное создание. Случается, женщина говорит мне о том, что знала секунду, когда зачала ребенка, потому что чувствовала, когда в ее тело вошла его душа. И как это непоправимо, что современное развитие общества, развитие науки, медицины приводит к тому, что подобные тонкие переживания женщины называют в лучшем случае неврозом, а в худшем - больной фантазией. Забыли люди, что человек мог с Богом разговаривать, и осуществлять свое духовное развитие с самой первой секунды своей жизни - для этого нужно повивальное искусство, и для этого нужна повитуха.

Моя работа - вплетаться в жизнь людей, выстраивая отношения с семьей, сродняясь с ней, участвуя в ее жизненных коллизиях. Человек моей профессии допускается до самого сокровенного семьи, до ее закулисной жизни. Иначе не докопаться, не понять, можешь ли ты им помочь, нужна ли ты там, те ли это люди, которым ты призвана помочь, разрешается ли тебе участвовать в их судьбе.

Повитуха входит в семью, образуется единый организм, которому надо потеть, дышать, тужиться (См. Повивальное искусство). Она пришла помочь при рождении ребенка, и ей доверяют интимные подробности семьи, от которых может зависеть благополучный исход родов.

Пытаясь чрезвычайно правдиво описать подобные жизненные ситуации, мы не побоялись открыть все грани этой профессии.

Для многих это экзотика, для кого-то - безумие, для кого-то - единственно возможный путь.

Подобное тянется к подобному!

Есть люди, которые в этот самый трогательный момент жизни - рождение ребенка - хотят быть самими собой, не подчиняться каким-то правилам, не испытывать давление извне. Люди хотят пережить рождение своего ребенка как высокодуховное интимное событие, а не как медицинскую процедуру.

(1) В. И Бодяжина. Акушерство. М.,1968. С. 3.

(2) Лещинска С. Рапорт акушерки из Освенцима//HOMO AMANS - Человек Любящий, 1999, Сентябрь. С. 10.

(3) Там же. С. 12.

(4) Хасанов А. А., Мальцева Л. И., Хамитова Г. В. Домашние роды в России.

(5) Возможно, теперь можно найти в Интернете полную версию этой книги на русском языке. К сожалению, до настоящего времени нам встречались в русском переводе только небольшие части книги.

Для многих Духовное Акушерство ассоциируется с водными родами. Водные, домашние роды - это только одна седьмая часть этого направления.

Поясню - человек это матрешка из 7-ми тел и каждое из них имеет свои размеры, свое дыхание, ритм, зону контакта и пуповину, через которую осуществляется связь с родителем, а так же время и сроки "отсыхания" этой пуповины и выход на самостоятельную жизнь.

1. Рождение физического тела знаменуется прекращением питания от плаценты - это очевидный и видимый факт, пульсация пуповины прекращается, сама пуповина разделяется на участок неживой и живой ткани. Срок от 1 минуты (отрезание пуповины в роддоме) до 2-х дней - домашние роды (лотосово рождение). Размеры физического тела - +/- 1 см. Длина пуповины - 40 - 60 см.

2. Рождение витального тела - прекращение питания от груди. Возраст от 0 до 3-х лет. Размеры - + 10см (длина волос), - 1 см (относительно физического). Длина пуповины - от груди матери до расстояния ее руки. Рост зубов, смена волос, окраска радужной оболочки глаз.

3. Рождение эфирного тела - знаменуется прекращением питания от пранической энергетики родителей, видимо - как смена зубов и изменение цвета волос. Возраст - от 6 до 8 лет. Размеры эфирного тела - + 8 м, - 5 см (относительно физического). После этого рождения ребенок уже не чувствует неудобства от расстояния и зависимости от родителей и может находиться достаточно долго не приближаясь к матери для подпитки, как это происходит в более младшем возрасте. Длина пуповины от объятий родителя до 50 м. Это возраст, когда ребенок идет в школу - тело полностью готово к автономному существованию. На этом завершается первый виток жизни и таких циклов обновления человеку отпущено ещё до 3-7. Но мало еще таких, кто осознанно может готовиться к следующему циклу после 74-х лет - не достаточно еще просвящения для того, чтобы в это могли люди поверить, - что Природа даровала человеку возможность жить до 300-700 лет, как это написано в Библии.

4. Рождение астрального тела - знаменуется прекращением питания от астральной энергетики родителей. Это переживается- как первая влюбленность. Возраст - от 9 до 21 года. Надо заметить, - что это как бы начало развития астрального тела и подготовка его к 6-му рождению, где обретение Любви в полном объеме станет постоянным состоянием, в отличии от кратковременной вспышке первой влюбленности, где это чувство подобно начальному разгоранию костра - много дыма и мало пламени. Размеры астрального тела - от -13 см, до размеров вселенной (относительно физического). После этого человек считается рожденным полностью для продолжения рода человеческого. У женщин готовность физического тела к астральному рождению - появление месячных, у юношей - поллюций. Длина пуповины от 8 м * 3-х дней до 8000 км * 30 дней.

5. Рождение ментального тела - осознание себя как творческая личность. Обретение профессии, раскрытие существующих в нем талантов. Размеры ментального тела - мозг, и вселенная. Возраст - от 13 лет и до 25-ти. Завершение формирования физического тела, рост зубов мудрости.

6. Рождение духовного тела - признаки "родовых схваток": поиски смысла жизни, искание Учителя, гуру, наставника. Сроки - от 21 до 45 лет (роковая черта). До 30% людей имеют опыт подобных "родовых схваток", но успешно "рождаются" в духе 1 из 1.000.000 чел. Начало - седина, облысение.

Как видим, на каждом этапе есть свои трудности, для разрешения которых необходима посторонняя помощь Акушера. Особенно при родах физического, астрального и духовного тел, когда опасность гибели наиболее велика.

Надо подчеркнуть, что родиться в каком-либо теле, это не означает, что человек становится в один момент кем-то иным. Рождение - это символическое, иногда очень яркое и запоминающиеся, осознаваемое в переживании состояние, означающее переход в другую фазу роста и развития, которая имеет свои сроки и цели. Так же, как и при рождении физического тела, другие тела имеют свои сроки вынашивания и созревания и когда время подходит - происходит факт Перехода-рождения. В человеке остается все то, что он до этого приобрел, но к этому добавляются иные способности, которых он не знал, но предполагал раньше. И вот в этом, огромную роль может сыграть просвещение - подготовка к очередному Переходу. Это одна из миссий Духовного Акушерства.

И 7-е тело - каузальное или тело причинности, собственно это Космическая плацента, к которой привязаны все существа этой вселенной. Рождение 7-го тела также происходит, но это лежит за пределами знаний и возможностей обычного человека. Но вот сам переход к рождению в 7-м теле - неизбежен и ждет всех - это переживание смерти. Поэтому так же необходим врач, который работая с умирающим, должен вести себя как акушер, - он должен создавать атмосферу, в которой любые, даже самые неприятные реакции на смерть и страдание разрешены и даже желательны. Чувствам страждущего следует предоставить полную свободу; сама природа должна направлять их, и внешний контроль здесь нужен лишь для того, чтобы предотврарить возможные разрушительные последствия. Для такого случая есть тибетская "Книга мертвых", в которой описан ритуал перехода бардо.

Это - 7-я, последняя печать, за которой лежит тайна жизни, и вполне может оказаться, что умирая здесь, человек на самом деле уже проходит родовые пути своего очередного рождения - круг бытия замыкается, спираль индивидуального развития конкретной души - продолжается.

Таково торжество дуальной пары - Жизнь-Смерть.

Вот, вкратце то, что я хотел сообщить о Духовном Акушерстве в том объеме, который мне известен как из литературы и рассказов имевших опыт Перехода, и тот, где я имею личный опыт собственного Перехода-рождения, а также помощь тем, кому это было необходимо при рождении в каком-либо теле.

А.В.Макаров

Предыдущая страница:
Следующая страница.

Жаркин Н.А.
Кафедра акушерства и гинекологии
Волгоградской медицинской академии.

Духовное акушерство, как альтернатива научному акушерству дает свои первые ростки в России. Начало этого явления было заложено И.Б. Чарковским, в свое время попавшего в разряд дисидентов. В настоящее время в различных регионах России работают как его последователи, так и самостоятельные группы духовных акушерок и врачей. Однако признания официальных органов здравоохранения эти группы не имеют. В крупных городах России деятельность духовных акушерок довольно активна. Так в Москве ежегодно происходит около 1000 домашних родов, в Санкт-Петербурге более 300. Среди лиц, занимающихся духовным акушерством, не все имеют медицинское образование. В связи с этим нередки случаи тяжелых акушерских осложнений, приводящих к серьезным последствиям для женщин. Тем не менее казеннная обстановка, конвеерная система родоразрешения в родильных домах заставляют женщин обращаться за помощью к духовным акушеркам, обеспечивающих индивидуальный подход. Лишь в последние годы в связи с тенденцией к гуманизации родов, положение в официальных клиниках несколько изменилось. Все шире внедряется совместное пребывание матери и ребенка после родов, осуществляется программа поддержки грудного вскармливания, на роды допускаются родственники и т.д. Однако это далеко не духовная работа. Это можно назвать исправлением тех больших ошибок в организации службы, которые были допущены в советское время.

Что касается работы духовных акушерок, то также зачастую они осуществляют лишь индивидуальную подготовку будущих родителей к родам преимущественно в физическом плане, заменяя духовную практику физическим и теоретическим тренингом. Духовную работу в полном смысле слова проводят не многие. Эту работу можно назвать лишь началом творчества, поиском путей, средств и методов духовной работы. Очень важно, чтобы в начале творческого пути определить правильное направление работы. К сожалению, духовные поиски новоявленных акушерок зачастую приводят к серьезным ошибкам и потерям.

Приведу один клинический пример. Повторнорожающая женщина, православная, по рекомендации своей акушерки стала посещать группу, практикующую трансцедентальную медитацию с целью гармоничной подготовки к родам. Ей была определена мантра, произнося которую она медитировала. Акушерский анамнез женщины был без особенностей, первые роды прошли гладко, без осложнений. Течение настоящей беременности также было благоприятным. Лишь в последний месяц перед родами пациентка отмечала нарастающую общую слабость. Начало родов задерживалось, наметилась тенденция к перенашиванию беременности, в связи с чем пациентка была помещена в нашу клинику с целью ускоренной подготовки к родам. Медикаментозная терапия и акупунктура, которые обычно давали в комплексе хороший результат, ни к чему не привели. В сроки беременности 42 недели при отсутствии симптомов готовности организма к родам встал вопрос об операции кесарева сечения. Во время дополнительного разговора выяснились обстоятельства духовной практики, о которой пациентка до этого не рассказывала. Учитывая православное вероисповедание, к пациентке, с ее согласия был приглашен священник, которому она исповедалась и открыла мантру. Священник посоветовал усердно молиться Пресвятой Богородице, что пациентка и выполнила. На следующий день самостоятельно начались роды, которые завершились рождением здорового ребенка.

Данный пример показывает, что во время духовной работы с беременными требуется учитывать многие обстоятельства, связанные с православными традициями в России. Россия была и остается оплотом Православия, несмотря на 70 лет запрета свободы совести. Веками сложившиеся традиции, укоренившиеся в подсознании людей оказалось невозможно уничтожить страхом смерти и заглушить победными коммунистическими гимнами. Попытки на этом фоне внедрится другим духовным школам, особенно восточным, нередко приводят к подобным, а иногда и более серьезным последствиям, которые врачи склонны объяснять наличием различной патологии. Наш опыт показывает, что восстановление традиций Русской Православной Церкви в отношении деторождения может обеспечить не только мягкие, но зачастую даже сладостные роды (partus felix), оставляющие неизгладимый позитивный след в сердцах матери, ребенка, отца и всех, кто видел это событие. Эти традиции включают много особенностей, но главные из них — любовь и вера в Бога, молитва ко Пресвятой Богородице — защитнице всех рожающих матерей, это осознание того, что нерожденный ребенок является личностью и принадлежит Богу, что он имеет душу, способную испытывать все переживания человеческие (радость, горе, страх и др.). Это восприятие родов как Чуда рождения Спасителя, Спасителя ее Материнства, повторяющееся через каждую мать. И когда в родах происходит слияние души матери и души ребенка и они находятся под покровом Пресвятой Богородицы, трудно себе представить возможность возникновения каких-либо медицинских проблем.

Данное мнение вовсе не означает, что другие духовные школы и направления не хороши. Однако внедрение их в русский этнос, русскую культуру как правило сопровождается диспропорцией, нарушением внутренней и внешней гармонии, так необходимой в наиболее ответственный и напряженный момент каждой женщины-матери.

В Русской Православной традиции принято иметь обилие воды во время родов. Человек рождается из вод, в воде происходит первое его омовение, крещение. Рождение в воду обеспечивает мягкость родов (мягкие роды). Это немаловажно для формирования 3-й и 4-й перинатальных матриц по С.Грофу. Поэтому не удивительно, что после снятия запретов водные роды получили довольно широкое распространение в России. Об особенностях водных родов я излагал в своем первом докладе. В истории русского акушерства много ученых — истинно верующих. Выдающийся русский профессор-акушер Н.Феноменов, например, начинал курс лекций для студентов с чтения Библии («Бытие» — упоминание родов Фамари, присутствие повивальной бабки).

С учетом вышеизложенного в нашей клинике (Волгоградская медицинская академия) уже третий год выполняется программа подготовки к родам. Она расчитана на 3 месяца по 3 занятия в неделю, включающие теоретическую беседу, гимнастику с элементами массажа и занятие в бассейне с выполнением специальных дыхательных упражнений. Кроме того, проводится индивидуальная и групповая работа духовного наставника. Занятия посещаются семьями. Помимо обязательной программы организуются концерты духовной музыки, посещение церкви, детского садика. Все это помогает беременным наладить двустороннюю связь с младенцем, понять его состояние, полюбить его сердцем.

За 2 года работы родоразрешено более 30 женщин. Большинство женщин имели серьезную генитальную или экстрагенитальную патологию, многие первоначально имели сильный страх перед родами. После проведенной подготовки сладостные роды произошли у четверых, мягкие — у 25 женщин. Термин «мягкие» применен к тем роженицам, у которых схватки были малоболезненными или совсем безболезненными. Их отличало спокойное и «послушное» поведение, адекватная реакция на происходящие события. Имелся полный психологический контакт с медперсоналом. Ребенок имел спокойное поведение, не кричал, проявлял живой сосательный рефлекс. Сладостные роды характеризовались богатством эмоциональных проявлений, чувством радости и счастья роженицы во все периоды родов, осознанным ее поведением. На лицах детей при этом после адаптации к свету (примерно через 5-7 минут после первого вдоха) проскальзывала улыбка, когда они встречались глазами с матерью. На 2-е и 3-и стуки после родов улыбка была устойчивой и продолжительной (около 3-х секунд). Ни в одном случае не было необходимости медикаментозного обезболивания родов.

Осложнения в виде дискоординации родовой деятельности (дистоция шейки), кровотечения в последовом периоде было у 2-х. Кесарево сечение произведено одной роженице. Осложненные роды у этих 3-х пациенток проходили на фоне неразрешенных психологических конфликтов, неприятия веры, легкомысленного отношения к духовной работе над собой.

Таким образом, несмотря на сложное экономическое положение, в России наступает возрождение духовности, одним из свидетельств которого наряду с открытием храмов является распространение духовного акушерства. Очень важно, чтобы этот процесс был созвучен Русским духовным традициям и сочетался с профессионализмом акушерок и врачей.

Переход из духовного мира в физический связан с определенными сложностями. Иммунная система построена так, что она связана с индивидуальностью человека, с его личностью, с «я». Отличая одного индивидуума от другого, она сохраняет свое и разрушает чужое. Только в матке иммунная система бессильна, там преобладают другие силы - силы построения, регенерации.

Во время беременности происходит большая гормональная и духовная перестройка. Силы индивидуальности должны «отодвинуться» и дать возможность развиваться ещё одному человеку. Так во время беременности у женщины может поменяться вкус, могут появиться какие-то пристрастия или отвращения - это ребенок дает знать о своих желаниях. Силы личности, сознания уходят на второй план, они уступают силам регенерации. Это так же, как происходит во время сна - силы построения доминируют, а личностные уходят на второй план, иначе мы не смогли бы отдохнуть. Когда же наступает пробуждение, «я» возвращается обратно. Так перегрузка беременной женщины интеллектуальной информацией может воздействовать разрушительно. Беременность - время для занятий музыкой, живописью, вышиванием и всем тем, что развивает фантазию. В этот период значительно усиливается влияние подкорки, то есть все подсознательное, инстинктивное, интуитивное. Женщина становится более открытой и восприимчивой к влиянию Высших сил. Поэтому так важно беременной женщине научиться доверять своей интуиции. Нужно научиться полагаться на свои ощущения, и тогда все будет в порядке. Часто я слышу от беременных женщин, что у них возникает какое-то определенное ощущение. Например, одни говорят, что им нужно принимать витамины, т.к. есть чувство, что ребенку не хватает необходимых веществ, другие говорят о том, что должны рожать в определенных условиях, третьи во сне могут увидеть, что с ними будет происходить. По моему опыту, если женщина действует в соответствии со своими ощущениями, то у нее и у ребенка все будет нормально, если нет, то тогда возникают различные сложности. Одна из пациенток рассказывала мне о том, что во время родов она не хотела делать эпидуральную анастезию, но врачи настояли на этом. В дальнейшем, когда она пришла ко мне на прием, путем опроса я выяснила, что возникшие у нее серьезные проблемы со здоровьем являются следствием эпидуральной анастезии во время родов. А другие женщины говорят, что они полностью полагаются на этот метод обезболивания, и у них это не вызывает никаких реакций. Врач или акушерка должны выяснять во время беременности и родов, что чувствует женщина, что ей необходимо, стараться создать наиболее комфортные для нее условия, а женщине необходимо научиться доверять своим ощущениям.

Недавно я была в Израиле, моя подруга готовилась родить своего 5-го ребенка в это время. Для себя она никак не могла решить, где рожать. Была очень привлекательная для нее идея родить дома, но силы разума подсказывали другое - принято рожать в роддоме, как на это посмотрит общественность, дети дома будут мешать и многое другое. Мы договорились, что во время схваток она будет дома, а перед самыми родами мы поедем в больницу, чтобы находиться там как можно меньше, так как она боялась, что ее будут заставлять делать какие-то вещи, которых она не хочет. Когда у нее начались схватки, она позвонила мне и сказала, что будет рожать дома. Ее ощущение взяло верх над разумом. В результате она прекрасно родила дома и была очень довольна тем, что так поступила. Но это не значит, что всем нужно рожать дома. Этот случай еще раз доказывает, что необходимо доверять себе. Этому можно научиться, используя различные упражнения, диеты, медитации и другие методики. Такому подходу обучают в Центрах Духовного Акушерства на курсах по подготовке к родам.

Во время беременности важны общение с ребенком и подготовка его к родам. Живя в матке, ребенок проживает огромную жизнь. Все, что происходит вокруг, он воспринимает через мать - его знания об этом мире передаются ему через ощущения и переживания его мамы. Готовясь к родам, настраиваясь позитивно, женщина уже передает эти ощущения ребенку, и он чувствует себя в безопасности. Во время родов и мать, и ребенок ожидают друг от друга помощи, оба ждут, что, наконец, смогут по-настоящему встретиться, но у женщины взгляд на все снаружи, а у ребенка изнутри. Оба могут помочь друг другу во время родов, если будут вместе. И тогда можно будет избежать многих проблем, которые возникают часто у родителей с детьми. Если роды проведены естественным образом без различных вмешательств (Кесарево сечение, эпидуральная анастезия, другие виды медикаментозного обезболивания, лекарственный сон и др.), то у матери и ребенка остается та интуитивная связь, которая была во время беременности. Во время родов бывает очень трудно обойтись без обезболивания из-за схваточных болей. Лучше всего посоветовать женщине взять помощницу на роды - она может сделать обезболивающий массаж, показать, как правильно дышать, кричать, петь, поддержать женщину психологически и др. Родив так, женщина после родов становиться проводником–переводчиком для своего ребенка до тех пор, пока он не освоится хорошо в это мире. Это значит, что если ребенку что-то нужно, то мама, а иногда папа, сразу безошибочно чувствуют, что именно. Ребенок родился, и этот мир для него еще незнаком, он будет осваивать его постепенно, и в этом ему помогут его родители.

Я провела исследование. Как гомеопат я часто задаю мамам вопрос: «Что вы чувствовали, когда первый раз увидели своего ребенка?». Чаще всего те женщины, которые применяли различные медикаментозные воздействия, говорят, что в первый момент не почувствовали никаких родственных связей. Напротив, женщины, рожавшие естественно, говорят, что сразу почувствовали, что это их ребенок.

Для установления инстинкта материнства важно не только то, как протекали роды, но и первый час после рождения. Это как раз время для установления новых отношений между матерью и ребенком. Когда он рождается, он переходит из одного мира в другой, изнутри наружу, где законы существования соответственно изменяются. Изменяется работа органов, одни отверстия открываются (рот, нос, анальное отверстие), другие закрываются (пупочное отверстие, овальное окно в сердце), различные системы приспосабливаются к новым условиям жизни. Все поменялось, мир вывернулся наизнанку, и теперь уютный мир матки ребенку заменяет материнская грудь. Неслучайно матка и грудь похожи по форме. Теперь ребенку, только что увидевшему новый огромный мир, нужно подтверждение, что все в порядке и не о чем беспокоиться. А как ребенок может удостовериться в этом? Почувствовать то же самое приятное ощущение спокойствия, которое он испытывал, будучи в матке. Это ощущение могут ему дать материнское молоко и телесное прикосновение его родителей. Самое подходящее время для первого прикладывания ребенка к груди - это первый час после родов. В течении этого времени ребенок должен находиться вместе с матерью. В первый час после родов начинает устанавливаться сосательный рефлекс. Как показали исследования французского акушера-гинеколога Мишеля Одана, чернокожие дети рождаются более зрелыми и им бывает достаточно 10–15 минут после рождения на то,чтобы присосаться к материнской груди. Белокожие дети рождаются менее зрелыми, и у них установление этого рефлекса может занять час. И это время необходимо предоставить ребенку. В роддомах обычно прикладывают ребенка к груди, но если он не начинает сразу сосать, то забирают его, объясняя это тем, что ребенок не хочет есть. На самом деле, первое прикладывание ребенка к груди не несет цели накормить его, а цель - установление ощущения защищенности. И это ощущение проявляется на всех уровнях. Так психологическое ощущение защищенности материально подтверждается тем, что молозиво содержит все необходимые для ребенка антитела. Таким образом иммунная система матери защищает ребенка полностью, пока его собственная не начала работать. Кроме всего прочего, сразу после родов в кровь выбрасываются различные вещества (эндорфины), которые устанавливают зависимость между матерью и ребенком. Часто можно наблюдать такой эффект - когда ребенок голоден, у матери начинает выделяться молоко, даже если она не находиться с ним в одном помещении. Первый час после рождения - это время установления материнского инстинкта. Инстинкта, возникающего через чувства. Что происходит с женщинами, у которых в силу различных причин (Кесарево сечение, эпидуральная анастезия, лекарственный сон, позднее прикладывание ребенка к груди и др.) этот инстинкт не устанавливается вовремя? Он устанавливается позже, но не через чувства, а через осознание того, что родился ребенок. Такому малышу может быть достаточно сложно адаптироваться в этом мире, поскольку интуитивная связь бывает часто разорвана, да и родителям не просто понять, что в данную минуту необходимо их ребенку, что с ним происходит.

Рождение ребенка - это очень важное и особенное событие в семье, и то, как это происходит, может повлиять на всю дальнейшую жизнь родившегося человека, ведь роды - первый сценарий, который человек пишет для своей дальнейшей жизни. Затем его сценарий может быть откорректирован на протяжении первых 12 лет, но основа закладывается во время беременности, родов и раннего послеродового периода. Во время родов все должно протекать естественно, в соответветствии с той последовательностью, которая заложена в природе человека. Ничего не должно происходить раньше чем нужно или позже чем нужно (например, время перерезания пуповины, отделение плаценты, прикладывание ребенка к груди). Необходимо учитывать индивидуальные особенности женщины и ребенка (например, позу, в которой ей удобно рожать, время присасывания ребенка к груди). Главное же - нужно учитывать желания женщины - где ей рожать, с кем, в какой обстановке. Все должно быть максимально комфортно для матери и младенца, и тогда вы сможете убедиться в том, что от родов можно получить огромное удовольствие.