Что такое метросексуал. Кто такой метросексуал и каковы черты его характера

Александр Максович Шилов — художник-реалист, автор портретов в традиционном романтическом стиле. Народный художник СССР.
Родился в 1943 году в Москве. Окончил МГАХИ имени В.И. Сурикова. Участвовал в выставках молодых художников, а в 1976 году стал членом Союза художников СССР.
В 1997 году в Москве была открыта Государственная картинная галерея народного художника СССР Александра Шилова.
С 1997 года — член-корреспондент (с 2001 года — действительный член) Российской академии художеств.
С 1999 года — член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству.

«С огромным удовольствием и восхищением ознакомился с работами в этой прекрасной галерее. Непревзойденные портреты, безусловно, являются частью истории России и ее народа», «Рада и счастлива тому, что у нас появился такой прекрасный музей талантливого, признанного, любимого всеми мастера. Доставляет истинное удовольствие осмотр выставки, оставляет неизгладимое впечатление мастерство художника — высокое, одухотворенное, философское!» — такие восторженные слова оставляют в книге отзывов посетители галереи Александра Шилова.

Мы давно уже привыкли к тому, что в центре Москвы — напротив Кремля — располагается Государственная картинная галерея народного художника СССР, портретиста Александра Шилова. В этом году ей исполнилось 15 лет. Много это или мало? Судить посетителям, почитателям таланта живописца, и тем, кто впервые переступит ступени в высокие выставочные залы. Многие уже забыли, как создавался этот музей, с постоянно обновляющейся экспозицией. К сожалению, людей с короткой памятью и не уважающих свое прошлое, становится все больше. Таковы реалии нашей жизни. Но одновременно сохраняется интерес к реалистическому искусству, к жанру портрета. Мы встретились с основателем галереи и ярчайшим представителем этого жанра Александром Максовичем Шиловым и задали ему несколько вопросов.

Корреспондент. Александр Максович, расскажите, с чего все начиналось?

Александр Шилов. В 1996 году я обратился в Государственную думу с предложением безвозмездно подарить свои работы стране, народу, государству. На то у меня было моральное право. После каждой выставки в 80-90-х годах — а они проходили и в Манеже, и на Кузнецком мосту, и на Тверской — люди в своих отзывах и в обращениях к руководителям разных ведомств просили сделать мою выставку постоянно действующей. Выслушав мое предложение, председатель Госдумы, а тогда им был Геннадий Селезнев, поставил этот вопрос на пленарном заседании. Чем я горжусь, все фракции, хотя ни к одной из них никогда не принадлежал, проголосовали единогласно за создание государственной галереи, решив дать ей мое имя. После этого обратились в Кремль с просьбой выделить помещение в центре города. Не мне лично, как пишут недобросовестные СМИ, что является подлейшей ложью, а для галереи. Сначала предложили три зала в Кремлевском дворце, который тогда только что отреставрировали, но это помещение режимное (не каждый день открыто), да и работы мои там не поместились бы. Поэтому этот вариант отпал. Тогда правительство Москвы выделило особняк по проекту архитектора Тюрина 1830 года постройки по адресу: улица Знаменка, дом 5. Здесь был проведен небольшой косметический ремонт, и галерея открылась 31 мая 1997 года. В тот торжественный день я сказал, что буду дарить работы, которые сделаны мною не на заказ, — а это практически 95 процентов того, что пишу. Так и происходит уже 15 лет. Лучшее в моем творчестве — 15-20 живописных полотен и графику — я дарю Москве каждый год в День города.

Корр. А сколько сегодня работ хранится в собрании?

А.Ш. Коллекция составляет 935 работ живописи и графики.

Корр. У вас есть интересные портреты в технике пастели.

А.Ш. Да, это сложнейшая техника. Пальцы стираю в кровь, так как работаю по наждачной бумаге-нулевке, чтобы пастель не осыпалась…

Корр. Ваша галерея завоевала себе славу одной из самых известных концертных площадок Москвы.

А.Ш. Опять же по решению Правительства Москвы мы проводим концерты звезд классического искусства «В гостях у галереи Шилова». За эти годы у нас выступили мастера мирового масштаба — Образцова, Маторин, Соткилава, Пахмутова и другие. У нас всегда аншлаг. К тому же часто мы приглашаем на наши концерты людей, которые не могут себе позволить купить билеты.

Еще мы устраиваем бесплатные вечера для детей с ограниченными возможностями. Хочется отдать больше внимания тем, кто обделен этим с рождения. Устраиваем конкурсы рисунков, я отбираю детские работы для выставок. Надеюсь, что дети находят здесь добрый приют и чувствуют себя полноценными.

Помимо этого, проходят встречи с героями моих картин. Я сделал ряд портретов военных, разведчиков, пограничников. На такие встречи зовем ребят, которые готовятся стать защитниками Отечества. Должен сказать, что проходят эти вечера тепло и сердечно.

Корр. Ваше творческое кредо…

А.Ш. Самое главное — расти как художнику. От работы к работе стараться повышать уровень мастерства, добиваться глубины содержания. Я пишу то, что чувствую сердцем. Художник должен быть самоедом, в таком состоянии и должен работать. Самодовольны только глупцы. Если человек собой доволен, он погибает в творчестве. А для того, чтобы чувствовать недостатки, говорил Репин, нужно смотреть только на великое.

Корр. Как вы выбираете героев для портретов?

А.Ш. Я пишу портреты самых разных людей. И врачей, и артистов, монахов и монашенок, бомжей и брошенных стариков. «История в лицах», «абсолютный срез общества» — так пишут о коллекции галереи. Художник — это прежде всего состояние души. В первую очередь, я должен быть настроен к работе. К последней моей героине я трясся по нашим дорогам 9 часов на машине, но не мог без этого. Мне рассказали о ней, показали ее фотографию, и мне захотелось с ней встретиться.

Корр. Что-нибудь потрясло в последнее время?

А.Ш. Да. Вот как раз она и потрясла. Недавно вернулся из Саратовской области. В деревню ездил писать портрет удивительной женщины — Любови Ивановны Клюевой, участницы Великой Отечественной войны. Ее портрет войдет в экспозицию «Они сражались за Родину». Ей 90 лет, с 19 лет она была на фронте. Если бы вы видели ее руки! Это не женские, и не мужские руки. Они все в узлах. У этой женщины не было выходных. Всю свою жизнь работала, воспитывала шестерых детей. Мужа уже похоронила. Когда я с ней разговаривал, у меня спазм горло схватывал, слезы наворачивались. Это было какое-то душевное очищение. Любовь Ивановна интеллигентна, скромна и приятна в общении. Боже, какие у нее тонкие манеры! Когда мы с ней прощались, она мне розу подарила. Это так трогательно... Печально, что такие красивые люди уходят. Я полгода мечтал вырваться к ней. Работа, правда, шла очень тяжело. Писать в тесной избе с маленькими окошечками, где и мольберт толком не разместить, очень трудно. Но такой путь к портрету мне дорог.

Корр. Как часто ваша галерея выезжает с экспозициями в другие города?

А.Ш. Примерно раз в год. Организация выставок — дело непростое. Галерея все делает сама, за свои деньги. Недавно выставка «Они сражались за Родину» прошла в Волгограде. В экспозицию вошло более 40 моих работ. Это портреты участников Великой Отечественной войны. Здесь и простые солдаты, и священнослужители, и известные деятели культуры — Бондарчук, Этуш, Виктор Розов… Интерес был большой — два раза выставку продлевали. Приходили фронтовики, не те, кто в обозах отсиживался, а, понимаете, настоящие воины. Я, если бы у меня была такая возможность и время, обязательно написал бы их портреты. Ведь это последние свидетели страшных событий ХХ века, в их глазах — война. Молодежи было много. Вообще, наша выставка имеет огромное воспитательное значение. Скоро по приглашению Амана Тулеева мы отправимся в Кемерово. Конечно, я мечтал бы проехать с этой выставкой по всем городам-героям! Но в одиночку галерее это не поднять…

Корр. Давно ли выставлялись за границей?

А.Ш. Давно. Правда, сейчас и нет такой особой необходимости. Во-первых, есть галерея. Теперь к нам приезжают из разных уголков России и зарубежья. И простые люди оставляют отзывы, и высокие гости. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, президент Белоруссии Александр Лукашенко, а недавно Владимир Путин был. Все дали высокую оценку моему творчеству, чем я очень горжусь. Вот, к примеру, в Париже у меня была выставка. Много народу пришло. Запомнил отзыв Луи Арагона: «Удивительно, что при таком давлении идеологии и всяких там “измов” Вы сохранили традиции классицизма». Во-вторых, повторюсь, организовать выездную экспозицию, к тому же за рубежом, это большой риск. Вот если бы за меня кто-то сделал такую выставку, я был бы счастлив!

Корр. Как пробиваться молодым художникам, ведь реалистическое искусство сегодня не в чести? К примеру, организаторы премии им. Кандинского даже не рассматривают работы художников-реалистов?

А.Ш. Еще Чехов говорил: «Таланту помогать нужно, а бездарность сама пробьется». Хочу вас заверить, что в моей стране и за рубежом пробиваться всегда трудно, но это и есть проверка на призвание. Если человек рисует и не может без этого жить как без воздуха и если у него есть дар, то такого человека не остановить. Талант задушить невозможно. Мне тоже было нелегко, но я много работал, я и сегодня пишу каждый день по 4-5 часов. Потом, конечно, чувствую себя как выжитый лимон. Но пока не закончу портрет, не могу успокоиться, чувствую себя неполноценным, не могу быть вполне счастливым. Не ради красивого слова скажу: «Без работы я погибну».

Конечно, некоторые сегодня рисуют только для того, чтобы разбогатеть. Для этого и существует пиар. Но, к сожалению, при этом топчется критерий мастерства. Уровень мастерства, я считаю, специально опускается до положения риз. И это происходит во всех областях. В литературе, живописи, музыке… Все намеренно смешивается. Теперь каждый гений, каждый умеет петь, рисовать и т.д.

Корр. Можно ли изменить такую ситуацию?

А.Ш. Да, конечно. Должна быть государственная программа. Искусству надо обучать с детского сада, для того, чтобы развивать души людей. Высокое искусство насыщает мыслями, чувствами.

Помню, как мама привела меня первый раз в Третьяковку. Я был потрясен. Портреты кисти Левицкого, Боровиковского, Брюллова — это что-то божественное. Меня все время преследовал вопрос: «Неужели человек может написать портрет так, что я вижу лицо реального человека, с которым можно поговорить?». Я наслаждался тем, как это сделано. Мастерство, доведенное до совершенства! Меня удивляло, что я не вижу кухни художника, и в своем творчестве я тоже стремлюсь, чтобы ее не было видно.

Но возвращаясь к теме воспитания, повторюсь: должна быть государственная программа. Если ребенок научится рисовать и будет видеть перед собой шедевры, он никогда в дальнейшем не заинтересуется дешевыми и пошлыми подделками. Посмотрите, как рисовали до революции в дворянских семьях, в семьях военных. Музыкой много и серьезно занимались. Грибоедов какой вальс сочинил — чудо! А если люди не будут соприкасаться с искусством, очищаться, расти, они быстро превратятся в стадо. Ну а пастух всегда найдется.

Корр. А если вам предложат создать некую программу воспитания? Согласитесь?

А.Ш. Да, с удовольствием этим буду заниматься.

Корр. Вы часто бываете в провинциальных картинных галереях?

А.Ш. Да. Вот недавно был в том же Саратове. Галерея в ужасном состоянии. Хотя есть полотна Шишкина, Поленова… Кто это должен поддерживать? Наверное, министерство культуры. Вспомним историю. За тем, как расписывал Сикстинскую капеллу Микеланджело, следил престарелый папа римский. Российские императоры постоянно посещали Академию художеств, интересовались, что происходит в русском искусстве. Ведь по состоянию художественных ценностей, по достижениям в искусстве определяется уровень развития страны.

Корр. Какие музеи предпочитаете посещать за рубежом?

А.Ш. Люблю Италию, люблю восхитительный музей Лувр. Конечно, все шло из Италии. Неслучайно наших пансионеров — выпускников-медалистов русской Академии художеств — посылали в Италию за государственный счет. И Кипренский, и Брюллов, и Иванов, и многие другие выдающиеся художники повышали свое мастерство там.

Корр. У вас есть ученики?

А.Ш. Нет. Во-первых, нужно иметь время, а у меня его нет. Во-вторых, нужно иметь терпение, я им тоже не обладаю. Видимо, это не мое призвание. Я — художник. Я много сил отдаю своей работе. Вот всех приглашаю на выставку «Они сражались за Родину». Считаю, что людям, которые воевали, положили свою жизнь на алтарь Отечества, должно воздаваться намного больше, чем это делается сейчас. Хочу, чтобы через эти портреты меня услышали. Выставка очень благотворно действует на зрителя, заставляет о многом задуматься, вспомнить понятия честности, чести и порядочности... Хочу, чтобы укоренилось чувство гордости за наших людей, за наше искусство.

Корр. Какие качества цените в женщинах, в мужчинах?

А.Ш. Какие бы отношения ни были, в женщине я ценю преданность, пусть даже слепую. Любые отношения должны на том держаться. Женщина должна быть любящей, заботливой, женственной. Раньше в деревнях считали, если женщина мужчину любит, она его бережет. Мужчина же обязан заботиться о женщине, сохраняя достоинство. Но вообще, по большому счету, я люблю людей с тонким душевным устройством. Ведь я все-таки художник.

Беседу вела Оксана Липина.

Шилова – один из самых популярных авторов женских романов, выпустившая более ста книг. Ее книги – о том, как пробиться в Москве, как выйти замуж за богатого, как найти свое счастье… А добилась ли всего этого Юля в жизни сама? «Подозреваем, что да…» – подумали мы, когда вошли в роскошную двухэтажную квартиру писательницы.

Юля, мы знаем, что вы родились и выросли в провинции, в маленьком городке Артем Приморского края. То есть был стимул ехать в столицу?

– Желание вырваться из Артема было с самого раннего детства. Мы часами сидели без света, его давали по расписанию. Обычно это было с двух до шести ночи, и в это время все бежали к плите, чтобы успеть что-то приготовить. И я не понимала, почему существует только один кран с холодной водой. То есть горячая даже не предполагалась… Тем не менее я там отучилась в школе, раньше, конечно, уехать не могла.

– И что же вы стали делать в Москве?

– Как все провинциалы, первое, что я выбрала – театральный институт. Конечно же не поступила… Но мне кажется, жизнь в Москве у меня хорошо сложилась благодаря тому, что я всегда думала: что я могу дать этому городу? Это более правильная позиция, нежели сразу думать: что мне от города взять? В итоге я получила два образования – юридическое и психологическое.

– У вас с 1999 года началась карьера писателя. А до этого был бизнес…

– Да, это был фармацевтический бизнес. Тогда я была уже второй раз замужем. И так получилось, что в 1998 году одновременно я потеряла и свое дело, и мужа. У меня не было сил что-то восстанавливать. У меня была чудовищная депрессия, я осталась без денег с двумя детьми на руках, и муж ушел. Руки опустились, я вообще не понимала, что делать… И в этот момент мне почему-то захотелось что-то написать…

– Понятно, что вы однажды понесли рукопись в издательство… Но там таких «новичков» тысячи! Почему выбрали именно вас? Неужели случайно?

– Не буду врать, конечно же не случайно. Дело в том, что я появилась в издательстве эффектно, используя остатки былой роскоши – в хорошей шубе приехала, на крутой машине. Прошла мимо охраны, небрежно бросив на ходу: «Я от Ивана Ивановича!» (Это было первое имя, которое мне пришло в голову.) Влетела в кабинет главного редактора и положила ему на стол дискету. Сказала, что этот же текст есть уже у всех ведущих издательств и у него только три дня, чтобы принять решение. И он позвонил!

– И после этого вы стали купаться в деньгах, издавая роман за романом…

– Не тут-то было! Сейчас за книги основной массе писателей платят мало, но раньше ситуация была еще хуже: вообще не платили! Работали «вчерную», никаких договоров не было. У меня выходила книга за книгой, я уже была известным писателем, а денег не дали ни копейки. Более того, издатель издевался. Один раз прислал мне на день рождения пачку фальшивых купюр. Потом пластмассовую поделку – ведро с черной икрой… Неудивительно, что однажды я покинула это издательство и потом еще сменила несколько, пока снова не вернулась в АСТ, где сейчас и работаю.

– Почему же из одного из них, «Эксмо», вас проводили с таким позором? Написали в пресс-релизе, что у вас непомерные запросы и что вы завидовали другим авторам и ревновали к ним? Это серьезные обвинения…

– Полный бред! И причина таких обвинений ясна. Тот издатель не понимал, что от него ушел автор. Он думал, что от него ушла женщина.

– У вас разве были личные отношения?

– Я ему очень нравилась как женщина. И он думал, что я никогда не уйду. А я ушла, написав ему очень хорошее письмо, верила, что мы чистоплотно расстанемся. Но как видите, мужчина опустился до дешевой мести женщине. Устроил страшную травлю в прессе: что я исписалась, что я ворую сюжеты и беру их из писем читателей. Эта война длится уже два года.

– Это действительно так. Многие мои читательницы стали уже почти подругами. Они звонят мне, советуются по своим ситуациям. Время от времени я даже в своей квартире устраиваю такие девичники, куда приглашаю женщин… Вот недавно на вечеринку мы вызывали стриптизеров (улыбается). Я бываю на свадьбах свидетелем, крещу детей… Это потрясающее чувство, когда тебя любит столько народа!

– А все началось с того, что в конце каждой книги вы призывали читательниц делиться своими историями…

– Да, и в конце каждой моей книги есть письма от читательниц, на которые я отвечаю. Конечно, я всегда подчеркиваю, что мой совет – это субъективное мнение. А следовать ему или нет, человек сам решает.

– А были такие ситуации, когда вы не смогли дать совет?..

– У меня была ситуация, когда я дать совет просто не успела. Мне написала письмо читательница из другого города, которая рассказала душераздирающую историю своей жизни. И написала: «Когда вы это прочтете, меня уже не будет. У меня два близких человека – сын и вы. Сыну я написала СМС, а вам отправляю письмо». Она оставила свои телефоны, и я сначала думала, что женщина просто играет в самоубийство, как это часто бывает. Но когда я позвонила ей на работу, мне сказали, что ее уже похоронили. Было очень тяжело после этого случая… Ведь не всегда я могу помочь даже тем, кто приходит за советом. Есть люди, которым уже давно нужна помощь психиатра. Например, женщина сообщает, что уже двадцать лет не может пережить развод с мужем. Это ненормально!

– Юля, мы знаем, что у вас две дочери. А они к вам обращаются за советом?

– Да, у меня две дочери. Старшей, Лолите, уже восемнадцать лет. Это просто чудо-ребенок, Богом данный. Она закончила школу с золотой медалью, поступила в институт. Сейчас учится на одни пятерки и хочет в жизни всего добиться сама. Лолита «больна» Америкой… Ездит на стажировку в Майами, хочет там учиться. Она мне сказала: «Ты же села однажды на поезд, уехала в Москву…» Видимо, она поедет за границу. В наших отношениях для меня больше всего ценно то, что между нами доверие, мы как друзья. Она может мне рассказать все, даже что у нее происходит на любовном фронте.

– А чем занимается младшая дочь?

– Ее зовут Злата, она учится в школе… Сейчас у нее переходный возраст. У нас в отношениях начались проблемы. Она стала проявлять характер, прогуливать школу. Однажды выяснилось, что Злата целый месяц не ходила в школу, а гуляла в парке. На вопрос «Кем ты хочешь быть?» она отвечает: «Никем!» Я поняла, что теряю своего ребенка, и решила поменять ей среду обитания…

– Отправили учиться в Англию?

– Нет, что вы. Там же наркотики и вообще свободная жизнь у молодежи. А она – одна из тех, кто, если есть плохое, это первая попробует. Сейчас она учится в элитном подмосковном пансионате для одаренных детей. Проводит там рабочую неделю, приезжает домой на выходные. Я, когда туда приехала впервые, откровенно поговорила с директором. Сказала ему: «Вы для нас – исправительно-трудовая колония». И первые положительные результаты уже вроде бы есть.

– Юля, многие читательницы, открывая ваши книги, надеются, что вы им подскажете, как выйти замуж. Но почему же вы сами не замужем?

– Мои оба брака не сложились. Со вторым мужем я жила, когда занималась бизнесом, но он был человеком абсолютно без амбиций, который ни к чему не стремился и тянул меня вниз. Когда женщина – максималистка, а мужчина – минималист, это катастрофа. Это тенденция современных мужчин, которые становятся все слабее. Между тем появилась армия сильных женщин. В таких ситуациях у мужчин начинается зависть к успеху. Их это начинает раздражать. Когда я потеряла бизнес, он спокойно сказал: «Ну ладно, будешь теперь сидеть дома с детьми». Он был страшно рад! Поэтому, когда в стране наступил дефолт, у меня и в семье наступил дефолт.

– Но тем не менее вы ведь сейчас не одиноки…

– Да, у меня есть любимый человек. Он музыкант, играет в группе, человек творческий. Мне с ним просто легко и свободно. Но я никогда больше не выйду замуж, и если и буду жить с мужчиной, то только в гражданском браке.

– Вряд ли этот мужчина вас поддерживает финансово… За книги теперь много не платят. Откуда же такая квартира?

– Конечно, я не буду утверждать, что заработала это все книгами. Все дело в том, что я вернулась в фармацевтический бизнес.

Наш разговор прерывает приход охранника, который поднялся в квартиру, чтобы сопроводить Юлию по делам в город. На выходе из квартиры я замечаю четырех странных кукол на столе. Пластиковые фигурки мужчин – точные копии тех людей, которые когда-то были близки с писательницей. Юля сделала их на заказ, чтобы подчеркнуть недостатки бывших мужчин. У одного красный нос, у другого – пивной живот… Глядя на них, Шилова говорит, что ко всему нужно относиться с иронией. Только это спасает в жизни.

Героями литературных романов известной писательницы Юлии Шиловой зачастую становятся люди, которых она встречает в реальной жизни. И именно перипетии нашей действительности в своё время послужили для Юлии катализатором для того, чтобы стать писателем. Огромным стимулом для автора является её общение со своими читателями. А психологическое образование помогает ей давать им дельные советы в нелёгких жизненных вопросах. Да и вся собственная жизнь Юлии запросто могла бы лечь в основу её романа…

— Юлия, что подвигло вас на литературный труд?
— Писателем я стала, можно сказать, случайно. До этого в жизни не написала ни одного стихотворения, ни одной строчки и даже не думала заниматься литературным творчеством. А это пришло, наверное, как любовь приходит к человеку, и вдруг неожиданно у меня пробудился такой дар. Как правило, такое случается, когда ты находишься в пограничном состоянии и кажется, что уже потерял всё, и терять тебе уже больше нечего. Вот в моменты таких депрессий и чудовищных передряг вдруг что-то пробуждается, и человек находит себя заново.
— Что же такое произошло в вашей жизни?
— Когда в 98-м году в стране случился дефолт, я была директором крупной фармацевтической компании, достаточно успешно занималась бизнесом. А тут вдруг бизнес прогорел. Пришлось распустить сотрудников за свой счёт, объявить компанию банкротом. Мой компаньон, с которым мы вместе вели дела, от безысходности застрелился. Тогда это были страшные времена, люди очень плохо реагировали на то, что произошло в стране, было много суицидов. Так что моя жизнь - сама как криминальная мелодрама. На тот момент, когда я потеряла бизнес, мне было очень страшно. Ведь я уже достигла того уровня жизни, к которому долго стремилась. И вдруг вот так остаться у разбитого корыта!.. В связи со всеми этими событиями я впала в чудовищную депрессию. Нет, я, конечно, знала, как правильно общаться с конкурентами, которые вставляют палки в колёса, как вести себя с партнёрами по бизнесу, когда они тебя подставляют. Но когда вот так с тобой поступило государство!.. Я больше не могла представить, как можно в такой стране делать бизнес.

Моя жизнь - сама как криминальная мелодрама

— У вас уже была семья?
— Да, на тот момент я была замужем, у меня было двое детей. Младшей дочке было восемь месяцев. Но, в силу того, что у меня было много работы, личная жизнь не складывалась, и я решила расстаться с супругом. Потому что, когда рухнул мой бизнес, он, вместо того, чтобы меня поддержать, стал злорадствовать: наконец-то, мол, ты станешь простой бабой, которая будет сидеть дома. Всё, что я могла на тот момент сделать, — это собрать его вещи и отправить на вольные хлеба. Так что кризис произошёл не только в стране, но и в моей семье. Потеряв всё на свете, я осталась одна с маленькими детьми.
Тогда-то я и решила написать свою первую книгу. Потому что во мне накопилось столько чувств, эмоций и переживаний, что мне захотелось от них избавиться. Когда я начала писать, то почувствовала, что сама себя лечу своей же книгой. То есть это была своего рода терапия. Потому что в реальной жизни у меня были маленькие дети, одиночество, полная потеря всего. А в книжной истории - роскошная жизнь, в которой я пряталась от суровой действительности. Там мне становилось гораздо интереснее. А в реальную жизнь даже не хотелось возвращаться. Так был написан мой первый роман. При этом мне одной было очень тяжело растить детей. Они часто болели, я вызывала «Скорую», не спала ночами. Так что в то время я даже не думала публиковаться - писала просто для себя, потому что мне нужно было выйти из этого депрессивного состояния. Когда же роман был написан, я подумала: а почему бы мне не попробовать его издать? Так всё и началось.

Я и решила написать свою первую книгу, потому что во мне накопилось столько чувств, эмоций и переживаний, что мне захотелось от них избавиться

— Значит, литературное творчество помогло вам не сломаться?
— Да, я исцелила себя своей же книгой. Не знаю, что было бы со мной, если бы я не стала писать. Мне было бы чудовищно тяжело.
— Получается, вас к тому, чтобы связать свою жизнь с писательской деятельностью, можно сказать, подтолкнула сама судьба?
— Наверное. Я сейчас часто вижу в издательстве людей, которые по 20-30 лет мечтают опубликовать свои книги, специально караулят нужных им людей, просят: мол, помогите, пожалуйста… Наблюдая всё это, я думаю: Господи, как же мне в этой жизни повезло, и всё сложилось так, что в самый тяжёлый период в моей жизни ко мне свыше снизошёл этот дар! Так что я благодарна тому дефолту. Потому что если бы его не случилось, я бы, наверное, никогда не стала писателем.
— На что же вы тогда живёте, извините за нескромный вопрос?
— Я никогда не скрывала, что помимо писательства занимаюсь бизнесом.
— А книги - это для души?
— И для души, и просто это часть моей жизни, с которой я уже не смогу расстаться. Я теперь уже не могу представить, как можно жить и не писать. Потому что носить все эти эмоции в себе - это очень и очень сложно. В общем, бросить писательский труд я уже не смогу. Я уже и в топы вошла, и мне это безумно интересно. Поэтому для меня написание книг - уже не вопрос денег. Конечно, что-то я получаю за них, но, повторюсь, это не те деньги, которые могут поддерживать мой социальный уровень.
— Вы пишите только от женского лица?
— Да, всё это время так и было. А недавно меня попросили написать книгу от мужского. Я думаю: как же так? Я же женщина до кончиков ногтей. Как у меня получится написать от мужского лица? Но я хорошо разбираюсь в мужской психологии, поэтому всё-таки решилась на этот необычный для себя эксперимент. В итоге я написала этот роман, и он разошёлся «на ура». Это был мужчина, который просто по-скотски поступал с женщинами. В общем, я его сделала абсолютным антигероем. И была настолько поражена, когда мне стали писать девушки и говорить, что он вовсе не такой плохой. Он же никому ничего не обещал. Девушки ведь сами позволяли так собой пользоваться и так к себе относиться. Отрицательный герой не вызвал никакого негатива. Мужчины тоже, кстати, соглашались с мнением, что в жизни так и есть: почему, мол, все девки думают, что им кто-то чем-то обязан. Впоследствии я выпустила и вторую часть этой истории, которая тоже была успешной. Так что эксперимент удался. И не факт, что я на этом остановлюсь. Возможно, напишу когда-нибудь что-то ещё от лица мужчины.

Я исцелила себя своей же книгой

— Ваше образование помогает вам в писательской деятельности?
— Юридическое образование мне помогает в заключении договоров с издателем, когда нужно заполнять различные бумаги, проверять, всё ли в порядке относительно авторского права. А непосредственно в творчестве, если честно, абсолютно нет. Но у меня ведь есть ещё и другое образование. Я закончила психологический факультет. Правда, теория психологии и практика - абсолютно разные вещи. У меня огромная практика общения с читательницами, которые часто просят моего совета. И я делаю это. Но для меня это не столько совет, сколько мой субъективный взгляд со стороны. А что касается творчества, то я бы тоже не сказала, что психологическое образование мне как-то здесь помогает. Образование, наверное, больше помогает в жизни. А в творчестве помогает наблюдательность. Я подсматриваю за людьми, анализирую их поступки. Когда вижу человека, сразу думаю: пригодится ли его типаж для моего романа?
— В связи с этим, можно ли сказать, что вы - фантазёрка?
— Да, я, бесспорно, - большая фантазёрка. Работа у меня такая. Сейчас даже спустя годы я вспоминаю, что когда-то, много-много лет назад, когда я, провинциалка, приехала поступать в Щепкинский театральный институт, я прошла первые два тура, а на третьем меня срезали. Мы делали этюды, и меня попросили изобразить ключ. Я легла на пол, сделала руки в боки и сказала: «Я - ключ!». Мне ответили: «Нет, девушка, у вас очень скудная фантазия». Сейчас, я понимаю, что со скудной фантазией книги писать не будешь. Но тогда мою фантазию не оценили.
— В своих сюжетах вы используете ситуации, связанные с побочной стороной бизнеса, когда партнёр подставляет, банк не платит?..
— Да, я всегда всё, что наблюдаю, отражаю в своих книгах. Даже некоторых издателей (конечно, под псевдонимами) я несколько раз пропесочивала в своих романах. Для того, чтобы потом не было проблем, я всегда пишу, что все события и герои - вымышленные, хотя… Юридически тут никак не подкопаешься. Поэтому я запросто могу прокатить всех издателей, которые не всегда чистоплотны в деловом и человеческом плане. Когда я не могу достучаться до своей подруги, которая ездит к турецкому аниматору и тратит на него все деньги, я могу написать об этом в своей книге для того, чтобы она посмотрела на себя со стороны и поняла, что это абсурд. Я не судья, а всего лишь автор, который описывает события и характеры так, как видит их.

Для меня написание книг - уже не вопрос денег

— Сегодня много людей, которые умеют себя продавать, но не умеют писать. Не мешаются ли такие горе-писатели под ногами?
— У меня под ногами точно никто не мешается. Для меня вообще незнакомо слово конкуренция. У кого бывают конкуренты, те просто не могут себя оценить, у них нет уверенности в себе. Сколько бы ни было авторов, всем желаю сил, здоровья и больших тиражей. У меня есть своя читательская аудитория, своя ниша, которую я завоёвывала 15 лет, которую я умею и хочу держать. Мне хочется удивлять, я горжусь тем, что я настолько востребована. Ради Бога, пусть появляются новые звёздочки, те, кому есть, что сказать и у кого это получается, потому что каждый в этой жизни имеет право чего-то достигнуть.
— А как, вообще, относитесь к писательским рейтингам?
— Раньше переживала: какое место, какой тираж? Это нормально, когда ты развиваешься, находишься на этапе своего становления. У меня по писательскому рейтингу было сначала третье место, только потом я завоевала второе и, конечно же, мне хотелось быть первой. Сейчас произошла монополизация книжного рынка. На сегодняшний день он сконцентрирован в одних руках. Понятно, что никому от этого хорошо не стало. С тех пор все рейтинги меня перестали интересовать, я успокоилась, вся эта гонка мне больше не нужна. Теперь я просто хочу жить в своё удовольствие, радоваться жизни, писать для людей и уже не гоняться за этими тиражами. Если раньше была здоровая конкуренция, и я понимала цель и смысл того, чтобы чего-то достигнуть. То на сегодняшний день, когда рынком правит один человек, что-то доказывать просто глупо. В данный момент я перестроилась, нормально восприняла всю эту акцию. Пишу в том же режиме, но не гонюсь за рейтингами.
— Кто вам самой нравится из писателей?
— Я очень много читаю. Я всеядна в этом смысле. Если обычная девушка едет на отдых с чемоданом вещей, то я - с чемоданом книг. Просто я очень быстро читаю. Когда захожу в книжный магазин, покупаю все новинки, быстро их «проглатываю». Конечно же, с удовольствием перечитываю и наших классиков. Остановить меня в выборе книги может только наличие в ней мата. В последнее время, к сожалению, нецензурная лексика встречается в книгах. И, если мне попадается такая книга, я могу просто выкинуть её в ведро.

Я подсматриваю за людьми, анализирую их поступки

— А как относитесь к тому, что порой публикуются откровенно слабые произведения, которые читать просто невозможно?
— Я думаю, что такая ситуация даже не может никого раздражать, разве что самого человека, который отдал за публикацию этой бездарной книги деньги. Я не думаю, что у такого писателя будет аудитория. Да, сейчас очень много народу публикуется за свои деньги. Как правило, они потом раздаривают свои книги, потому что у них огромная проблема с реализацией. А если даже такие книги поступят в продажу, то их автор не соберёт читателей вокруг себя. Много есть примеров того, когда такой горе-автор издаёт две-три книги, и на этом его творческая деятельность заканчивается. Человек просто прекращает писать. Сколько он будет платить себе в угоду, чтобы просто потешить своё самолюбие?.. Потому что если автор своей книгой, что называется, выстрелил, собрал аудиторию и умеет её удерживать - это одно. Но есть ведь и писатели-однодневки, которые по сути никому не нужны кроме себя. Это писательство без перспектив и без дальнейшего продвижения в книжном бизнесе.
— Над чем работаете сейчас?
— Сейчас я уже приближаюсь к написанию своей сотой книги. Пишу уже свой 99 роман, и он будет в жанре мистического детектива. Вообще, я люблю экспериментировать. И у меня уже был опыт написания произведения с лёгким оттенком мистики. А сейчас в обществе есть интерес к данной теме. У всех жизнь тяжёлая, и все хотят верить в чудеса и волшебство. Мне захотелось написать более серьёзный мистический детектив. И я так этим увлеклась, мне стало настолько интересно самой то, что я делаю, что с данным романом мне вообще не хочется расставаться. И, если я пойму, что читатели примут эту мою книгу на ура, то, вполне возможно, я опять вернусь к этой теме.

Чтобы быть принятой в эту организацию, нужны две рекомендации от писателей. Они сказали мне, что каждая рекомендация стоит 200 долларов

— Вы состоите в Союзе писателей?
— Нет, и не горю желанием. Сейчас для меня в этом вообще нет необходимости, потому что мне это ничего не даст. Я не тот человек, которому нужно тешить своё самолюбие и кому-то что-то доказывать. Потому что всё я доказала себе уже давно. В начале своей карьеры мне, конечно, хотелось вступить в Союз писателей. Пришла туда, и мне сказали, что для того, чтобы быть принятой в эту организацию, нужны две рекомендации от писателей. И дали координаты людей, которые должны меня рекомендовать. Когда я с ними связалась, они сказали мне, что каждая рекомендация стоит 200 долларов. Этого для меня было достаточно, чтобы уже не стремиться в этот Союз. Я подумала: как же всё-таки это не совсем красиво. Если бы люди от души прочитали мою книгу и дали бы мне рекомендацию, это было бы понятно. А они, оказывается, и читать её не собирались. Нужно было просто заплатить 200 долларов. Но, главное, они меня успокоили, сказав, что потом обязательно научат меня, как правильно писать. Это было для меня разочарованием, которое я запомнила. А потом подумала словами классика: «Такой Союз нам не нужен!».
— Председатель московской секции Союза писателей Владимир Гусев рассказал мне как-то анекдот: «Секретарь Союза строит писателей и говорит: «На первый-второй рассчитайсь!». И слышит: «Первый, первый, первый…». Это хорошо, что каждый из писателей считает себя первым?
— Я считаю, что ничего плохого в этом нет. Творческие люди - особенные. Поэтому, если они хотят быть первыми, пусть будут. Ведь они живут в своём внутреннем мире. Как бы все ни говорили, мол, подумаешь, какая ерунда - написать книгу! Это только кажется простым делом. А ты сядь и напиши… Писательство — это вынужденное затворничество, когда человек, несмотря ни на что сидит в четырёх стенах и пишет. Так что пусть уж творческие люди творят и будут первыми. И им в этой жизни нужно прощать всё.

Беседовал Виталий КАРЮКОВ

Судьба писательницы Юлии Шиловой – далеко не сахарная и очень напоминает судьбу её героинь. Несколько раз ей приходилось пересматривать все ценности, обнулять свою жизнь и начинать всё сначала. Самое ценное для неё – это свобода. Для неё оставаться свободной – единственный способ любить. Трудности, которые Юлии пришлось преодолеть, не сломили, а закалили ее характер. Писательский труд – это упорная кропотливая работа, поэтому природное трудолюбие и усидчивость помогают Юлии. Очень ответственная и требовательная к себе Юлия не любит, когда кто-то не выполняет своих обещаний. Искренность и прямолинейность характера Юлии читатели чувствуют в ее произведениях. Сегодня эта красивая и успешная женщина – гостья нашего журнала.

- Юля, я знаю, что это Рождество ты встречала в Германии…

Рождество я встречала в Баден-Бадене, потому что для меня католическое Рождество – самый главный праздник в году: я его очень жду и всегда к нему готовлюсь. Сначала я была в Барселоне, где живёт моя дочь, там тоже всё украсили к Рождеству, но, конечно, Баден-Баден во много раз красивее, чем Барселона, – это – безумно красивый город, он очень наряжен. Я понимаю, что Рождество – семейный праздник, и его обычно встречают в семьях, но я его встречала в компании с друзьями. У меня в Баден-Бадене есть друзья, которые уже давно – лет двадцать назад – эмигрировали из России, и их дети даже не говорят по-русски. Мы погуляли по центральной части города, но к вечеру он «умер», так как все разошлись по домам, а потом мы поехали в дом к одной семье, где дружно и весело встретили Рождество, после чего я улетела в Москву.

- А перед Новым годом мужчины буквально атаковали тебя в одной из соцсетей…

В фейсбуке есть много разных людей, но я никогда не скрывала, что у меня есть хороший дом в Черногории, я всегда в Интернете выкладываю фотографии, однако мне стало просто жутко, когда в личных сообщениях мужчины стали меня приглашать… ко мне же в гости! А один из них вообще набрался хамства и написал мне следующее сообщение: «Я приготовлю шашлык, а в это время, когда я буду готовить шашлык под пальмой, ты мне почитаешь что-нибудь из своих сочинений...». Я попросила прекратить приглашать меня к себе же домой, потому что это – мой дом! Смотришь на таких «мужчин» и понимаешь – ТАКОЕ мне ни за какие коврижки и даром не нужно!

В молодости 8-е марта воспринималось по-другому: казалось, что молодой человек тебе подарит какой-то роскошный подарок, но с возрастом начинаешь понимать, что 8-е марта – хороший праздник для всех наших мужчин, хотя дарить подарки женщине нужно не только в этот день, а иногда даже и без повода! Если женщина состоит в отношениях с мужчиной, то она в Женский день ждёт цветы и какой-либо сюрприз от своего избранника. Так получилось, что каждое 8 марта, как и День Святого Валентина, я встречаю в московском ресторане, который находится на сорок втором этаже, и администрация этого заведения делает его незабываемым, поэтому всегда хочется, чтобы 8 марта было особенным: это – не только прекрасный ужин, но и слова, которые ты ожидаешь услышать в течение года. В этот день у меня на душе праздник. и я сама поздравляю всех своих подруг, хотя считается, что этот праздник должны устраивать мужчины, но так получается, мы его делаем сами. Однако некоторые мои подруги категорически не приемлют этот праздник, так как чувствуют себя ущербными: целый год на них никто не обращает внимания, а потом дарит какие-то несчастные розочки!

- В детстве ты занималась балетом. Ты мечтала стать знаменитой балериной?

Хореография являлась мечтой моего детства: я была очень увлечена балетом, но там, где я родилась (город Артём Приморского края. Прим. автора) хореографическая база находилась ни низком уровне. Когда другие дети гуляли, особенно в выходные, я всегда приходила в хореографический класс, и бабушка, которая сидела на вахте, всегда давала мне ключ, я там занималась, танцевала, а стены моей комнаты были обвешаны портретами различных балерин. Я даже написала письмо в журнал «Советский балет»: «У меня мечта – танцевать на сцене Большого театра, но я родилась далеко от Москвы. Вы сможете как-то мне помочь?». Скоро мне пришёл ответ: «Мы всё прекрасно понимаем, ты – молодец, но мы советуем тебе заняться народными танцами!». Я очень плакала после получения этого письма и действительно пошла на народные танцы, но меня хватило на один раз: я ушла, так как поняла, что это – не моё!

- Раньше писателей называли «инженерами человеческих душ». У тебя – психологическое образование. Оно как-то влияет на твоё творчество?

- Я не скажу, что психология помогает мне в работе писателя, но так получилось, что я стала негласным психологом нашей женской аудитории. Я получаю колоссальное количество писем и даже не ожидала, что в наше время компьютеров мне мешками будут приходить письма, где люди описывает свои проблемы и просят: «Юлия, помогите!», но если я буду им подсказывать, то получится, что я вторгаюсь в чужую жизнь, а это мне не нужно. Читатели часто спрашивают: а как в данной ситуации поступила бы ваша героиня? Когда я отвечаю, то всегда отмечаю, что это – моё субъективное мнение, и психология больше мне помогает в общении с читателями. На сегодняшний день я, получая такое количество писем, отвечаю на них в свои книгах. Это – моя «визитная карточка», которая отличает меня от других авторов, так что можно говорить именно о практической психологии. Я стараюсь помочь, чтобы женщины смогли выйти из критического состояния, но в последнее время мне стало писать большое количество мужчин, и меня радует, что у меня разнообразная читательская аудитория, а что касается моих романов, то их можно называть не только детективами, ведь там есть очень много психологии, взятой из моей школы жизни – жизненного опыта, где теория базируется на помощи людям.

- Идеальный мужчина. Такое возможно?

Я не верю в идеальных мужчин и не смотрю на жизнь сквозь розовые очки, потому что они портят зрение. Сейчас действительно появилась огромная армия самодостаточных женщин и, к сожалению, такая же армия слабых мужчин. В нынешней ситуации женщины не боятся брать на себя ответственность за свою жизнь: если женщина не находит опору в мужчине, то она её находит в своём сердце, а «идеальный мужчина» – это вообще большая глупость!

- Женщинам по-прежнему не очень охотно доверяют руководящие должности. Мужчины боятся им подчиняться?

Мужской шовинизм – это ужасное явление, но сейчас женщины сильно изменились: если раньше было женское самопожертвование, то сейчас наши женщины посмотрели на себя другими глазами и поняли: чтобы тебя полюбил мужчина, нужно полюбить саму себя. Когда женщины занимают руководящие должности, то можно просто сказать им: «Браво!», ведь если женщина может сделать карьеру не в ущерб семье, то это вообще дорого стоит! Но мужчина должен понимать, что ему не нужна простая домохозяйка, и если он рассуждает о женщине, которая должна только его обслуживать, убирать и готовить, то такой мужчина теряет в моих глазах всю мужскую красоту: я таких мужчин не приемлю и не уважаю. Самая большая глупость – смотреть на женщину как на обслуживающий персонал!

- Ты ведёшь гламурный образ жизни?

Сейчас в Москве чувствуется кризис, поэтому светских мероприятий стало намного меньше. Я их посещаю, потому что там можно увидеться со знакомыми, с которыми нельзя встретиться в другом месте. Кроме того, происходит общение с прессой – печатными СМИ и телевидением, и ты исполняешь сразу несколько функций, и эти светские мероприятия для меня в большей степени – работа, а не отдых. Не всегда можно себе позволить выпить бокал вина, потому что тебя могут сфотографировать и потом написать неизвестно что! Нужно всегда держать себя в рамках, так как за тобой очень следят!

- Кто больше виноват в том, что люди с большим интересом читают т. н. «жёлтую прессу»: журналисты или сами читатели подобных изданий?

У нас в России, в отличие от Запада, вообще не любят успешных людей. Богатые и успешные люди раздражают. Что касается «жёлтой прессы», то я считаю, что когда человек становится публичным, то он должен понимать, что за ним следят. Я понимаю, что звёздам иногда хочется «расслабиться», но за ними пристально наблюдают журналисты, а то, что эту прессу читают, то такова наша ментальность. Это всем коммерчески выгодно, хотя говорить о том, что наша страна от этого деградирует – нельзя. Если читателям это нравится, ради Бога – пусть читают, а публичные люди должны отдавать себе отчёт, что каждый их шаг находится под прицелом фотокамер. Когда я была начинающим автором, обо мне тоже написали ужасные гадости, и у меня мелькнула мысль: «Как же теперь я выйду на улицу?», для меня это был первый шок. Сейчас я на это реагирую иначе: вам хочется обо мне написать – пишите и получайте за это деньги, а народ почитает, но тот, кто меня знает, – никогда не поверит, а если кому-то хочется верить, то я к этому очень спокойно отношусь: пусть верят, что я – такая плохая! Сейчас у меня выработался к подобным вещам потрясающий иммунитет.

- Ты прекрасно выглядишь. В чём твой секрет: это – диета или фитнес?

Я должна за собой следить, к своему организму я отношусь с должным уважением. Никаких диет я не соблюдаю, но если чувствую, что набираю вес, что бывает после новогодних или других праздников, то просто сажусь на кефир. Ещё со времён балета у меня – огромная сила воли и самодисциплина, а в силу своего возраста я обязана раз в неделю посещать косметолога, который полностью занимается моим телом, лицом и приводит всё в порядок. Что касается фитнес-клуба, то я увлекаюсь йогой-пилатесом (Пилатес – система физических упражнений, разработанная Джозефом Пилатесом, укрепляющая мышцы тела, повышающая гибкость и улучшающая общее физическое состояние организма. Прим. автора ), уже четыре года хожу на бокс, без которого я уже не могу жить, и тут килограммы «улетают» сразу! Я слежу за собой и нормально себя чувствую!

6.0 10 5