Как ухаживать за 1 месячным ребенком. Как часто ребенок какает и писает? Не стоит бояться, если…

Одни родители уверены, что месяц - слишком короткий срок для того, чтобы их младенец освоил какую-либо иную науку, кроме как есть, какать и кричать круглые сутки. Другие, наоборот, с влажным блеском в глазах, готовы доказывать, что их месячный малыш практически уже готов к зачислению в ВУЗ - ведь он уже так «внимательно слушает», «кивает в ответ», «машет ручкой на прощание» и даже «все-все понимает». В действительности, от правды жизни далеки и те и другие. Что же на самом деле умеет ребенок в 1 месяц, и должен ли он вообще что-либо уметь?

Родиться – это тяжелая работа! Но и период новорожденности (первые 28 дней) для крохи – ничуть не легче: ведь мир вокруг такой большой и сложный... Как происходит развитие ребенка в самом начале жизни, и что уже умеет малыш на рубеже в 1 месяц?

Ребенку 1 месяц: новый мир, новое расписание

Всего за двенадцать месяцев ваш малыш изменится до неузнаваемости, и не только внешне. Он превратится в подвижного и любопытного карапуза, уже начинающего ходить, говорить и показывать первые признаки характера. Но у этого «восхождения» - 12 ступеней, 12 месяцев. Первая ступень - стартовая - заключается в основном в адаптации малыша к новым условиям «бытия». Но это отнюдь не значит, что ребенку в 1 месяц совсем нечем похвастаться!

Развитие ребенка в первый месяц жизни действительно по большей части сводится к тому, что он привыкает к новому, большому, странному миру. А вы привыкаете к тому, что с этого момента должны постоянно и неотлучно находиться рядом с ним и заботиться о нем.

Развитие ребенка в первый месяц жизни: теряем вес, набираем вес

Не стоит беспокоиться, если в первые дни жизни ваш малыш немного теряет вес. Новорождённые появляются на свет с дополнительным количеством жидкости в организме и обычно теряют до 10% своего веса за первую неделю. После этого их организм стабилизируется, и ребенок снова начинает набирать граммы. На исходе второй недели малыши, как правило, весят примерно столько, сколько они весили при рождении.

А вот уже к концу первого месяца жизни детишки, в условиях адекватного ухода и режима питания, начинают стремительно и стабильно набирать вес – в среднем от 15 до 30 грамм каждый день.

Что умеет ребенок в 1 месяц: трогательные рефлексы

Несмотря на то, что в первый месяц жизни ребенка его нервная система еще в процессе развития, он уже многое умеет. Вы увидите, что у вашего малыша есть несколько врожденных рефлексов. Один из таких, к примеру, сосание. Вскоре после появления на свет ваш ребенок способен - пусть и с вашей помощью - захватывать грудь и есть. А если вы прикоснетесь к его ладошке или положите на нее свой палец, он непроизвольно сожмет ее в кулачок.

Этот рефлекс осчастливил ни одно поколение отцов. Редкий папа упустит случай трогательно похвастаться, что у его отпрыска - крепкое мужское рукопожатие или «железная» хватка.

Если младенец вдруг чего-то испугался, например, вспышки яркого света, он разводит в стороны ручки и ножки, а затем поджимает их обратно. Это называется рефлексом Моро, он останется у ребенка до 4-5-го месяца, затем начнет постепенно угасать.

Ребенку 1 месяц: «Я бы взял бы да пошел - пусть меня отпустят!»

К концу первого месяца жизни у вашего ребенка уже формируется инстинкт к хождению. Если вы, придерживая малыша, поставите его ступню на ровную твердую поверхность, он попытается сделать первые шаги. Этот рефлекс называется «автоматическая походка новорожденного». Но не спешите! Всему свое время - не нужно стараться ставить ребенка на пол или стол, поддерживая лишь за ручки. Позвоночник малыша еще слишком слаб и однозначно не готов для такой нагрузки.

Кроме того, несмотря на то, что месячный новорожденный уже способен поворачивать голову, когда лежит на животе, его шея еще не настолько сильна, чтобы он мог держать голову самостоятельно. Поэтому всегда поддерживайте затылок ребенка, когда берете его на руки.

Спит как младенец?

Первые несколько недель вам может казаться, что единственное, в чем нуждается новорожденный помимо - это . На самом деле, новорожденные и правда очень много спят, по 15-16 часов в день. Эти часы могут быть нерегулярными, поскольку ребенок еще не привык к нормальному режиму смены дня и ночи.

Помните, в первый месяц жизни ребенка его циклы сна и бодрствования сильно отличаются от ваших. В отличие от взрослых, сон младенцев по большей части состоит из фазы быстрого сна. Это значит, что в течение первых недель ваше дитя будет просыпаться так же неожиданно, как и засыпать.

Вы можете помочь своей крохе быстрее привыкнуть к естественным биоритмам, играя и разговаривая с ним в течение дня, и сохраняя порядок вещей однообразным и скучным ночью. В конце концов, малыш «поймет», что днем играют, а ночью спят. И постепенно, как раз к концу первого месяца жизни, малыш станет все больше бодрствовать днем и все крепче спать по ночам.

Развитие ребенка в 1 месяц: что видит, как слышит?

В первый месяц жизни ребенка развитие его зрения еще только начинается, новорождённые близоруки. Малыш видит только те объекты, которые находятся от него не дальше двадцати-тридцати сантиметров. Это значит, что младенец сможет более-менее отчетливо видеть ваше лицо, когда вы его кормите или находитесь рядом. Кстати говоря, он предпочтет смотреть на ваше лицо вместо мордочки какой-нибудь плюшевой игрушки – неонатологи отмечают, что новорожденных естественным образом привлекают в большей степени именно «живые» человеческие лица. Малыш также предпочтет рассматривать высоко-контрастные объекты, ведь их лучше видно (это правда не означает, что нужно заполнить детскую спальню лишь черно-белыми игрушками, пастельные «мягкие» цвета тоже хороши и полезны).

Вполне вероятно, вы заметите, что в первый месяц жизни ребенок будет скашивать глаза, пытаясь сфокусироваться. Это нормально, ведь аппарат зрительного контроля новорождённого еще не сформировался. Однако если ребенок продолжает «косить» вплоть до трех или четырех месяцев, его нужно показать врачу, это может быть признаком косоглазия.

Слух у новорожденного тоже еще не развился, но многие звуки к концу первого месяца жизни он слышит уже отчетливо. Особенно голоса родителей, к которым он привык, пока находился в утробе. Кстати, новорожденным нравятся слушать высокие, пронзительные звуки. Так что не слишком возмущайтесь, когда ваша мама или няня специально разговаривает с ним писклявым детским голоском - до некоторого времени это даже полезно.

Если ваш ребенок в месячном возрасте совсем не реагирует ни на какие звуки, покажите его врачу. Несмотря на то, что в роддоме неонатолог проверяет слух у всех новорожденных, подстраховка не повредит.

Достижение первого месяца - любовь к сладкому

Как и дети постарше (да и многие взрослые) новорожденные любят сладковатый вкус. Все дело в том, что в первый месяц жизни ребенка развитие его вкусовых рецепторов только начинается – младенец пока еще не умеет распознавать горькое и соленое. А вот сладковатый вкус своего питания (который формируется благодаря особому ) месячный малыш распознает уже очень хорошо.

Что касается обоняния, то у месячного малыша оно уже хорошо развито – с первых дней жизни он вполне способен различить запах соска материнской груди и запах грудного молока.

Ребенку 1 месяц: общение сквозь слезы

У ребенка в 1 месяц есть пока еще только единственный способ общения с окружающим миром – плач. Ваш ребенок может плакать до трех часов в день, и это нормально. Не паникуйте – чем старше он будет, тем будет меньше слез. Плач – это способ вашего ребенка сказать «Я голоден – корми меня!», или «У меня мокрый подгузник – поменяй его!», или просто «Я устал». В конце концов, вы научитесь различать этот плач и выбирать .

Достижения не велики, но воля к победе - огромна!

Итак, месячный кроха еще не может похвастаться множеством новых умений и навыков. Пока он еще лишь привыкает к новым условиям жизни, кардинально отличающихся от тех, в которых он пребывал до рождения. Однако, кое-что он уже умеет. А именно:

  • заинтересованно следит за лицом склонившегося к нему человека
  • пытается повторить мимику своего «собеседника»
  • с любопытством случает речь
  • иногда повторяет некоторые звуки «в унисон» говорящему;
  • различает яркие однотонные цвета (красный, черный, белый, желтый);
  • узнает голос, запах и прикосновения того человека, который проводит с ним больше всего времени (чаще всего - это мама);
  • способен сосредоточить взгляд на неподвижном ярком предмете;
  • в положении на животе активно пытается поднять и повернуть голову.

По сравнению с тем, что ваш малыш сможет продемонстрировать в год - все перечисленные навыки кажутся незначительными. Но вы оценивайте успехи своего ребенка «с другой стороны» - по сравнению с тем крошечным «вопиющим комочком», каким ваша кроха выглядела при рождении, сегодняшний месячный карапуз - уже невероятный богатырь и герой. Не так ли?

Вот и наступил самый волнительный и долгожданный момент в вашей жизни – вы держите на руках драгоценный теплый комочек и теперь с гордостью можете именоваться молодой мамой. Ваш малыш еще очень мал и беззащитен, и только вы несете ответственность за его благополучие. С первых дней жизни крохи важно правильно организовать его вскармливание.

Полноценное питание для месячного ребенка – основа его крепкого здоровья и нормального развития. Рацион малыша в первый месяц после рождения целиком состоит из материнского молока или сухой молочной смеси. Второй вариант можно всерьез рассматривать только в тех случаях, когда имеются объективные причины не кормить кроху грудью.

Грудное молоко – самая лучшая пища для новорожденного. Ничего более совершенного человеку придумать не удалось. Возраст до года потому и именуется грудным, что в эти месяцы для ребенка самым подходящим является материнское молоко.

Сразу после родов в груди женщины образуется молозиво – предшественник грудного молока. Его выделяется не так много, но благодаря богатому составу оно целиком покрывает потребности новорожденного. Молозиво содержит иммуноглобулины и антитоксины, защищающие младенца от инфекций, а также подготавливающие его желудок и кишечник к правильному функционированию.

На 3-5 день послеродового периода приходит переходное молоко, а уже со второй недели женщина кормит своего малыша полноценным грудным молоком, сбалансированным по своему составу и содержащим все нужные новорожденному витамины, минералы, гормоны, ферменты и антитела.

Режим кормлений

Режим питания месячного крохи зависит от его аппетита. Каждое кормление должно происходить по требованию новорожденного. Это поможет маме наладить полноценную лактацию.

Секрет заключается в следующем: в ответ на раздражение сосков в кровь женщины выбрасывается пролактин – гормон, отвечающий за производство молока. Проще говоря, чем чаще вы прикладываете ребенка к груди, тем больше будет молока. Больше всего пролактина вырабатывается ночью, именно по этой причине педиатры советуют не пренебрегать ночными кормлениями. Еще одно большое достоинство частых кормлений – молоко не застаивается в груди, что важно для профилактики мастита и лактостаза.

В первый месяц после родов происходит становление лактации. Поэтому не нужно переживать, если вчера ребенок сосал грудь 10 раз, а сегодня только 8 – это нормальное явление.

Через неделю и через месяц после начала лактации происходит некоторое снижение выработки молока, называемое лактационным кризом. Некоторые мамы из-за незнания этого момента отчаиваются и докармливают ребенка адаптированной смесью, думая, что молока не хватает. Это сводит на нет все приложенные для установления грудного вскармливания усилия. Самое верное решение в этой ситуации – просто переждать. При этом нужно больше отдыхать, полноценно питаться и чаще предлагать крохе грудь.

В первое время после появления на свет новорожденный съедает до 30 мл молока. Но количество не так важно – если малыш съел мало, он просто раньше попросит грудь в следующий раз. По этой же причине не нужно взвешивать кроху после еды для определения количества съеденного молока, как поступают некоторые молодые мамы.

Если же малыш или есть какие-либо патологии – действовать нужно только в соответствии с указаниями педиатра.

Как правило, вес здорового ребенка при правильном режиме грудного вскармливания к месячному возрасту увеличивается на 500-600 г.

Вода

Многие родители озадачены вопросом, нужна ли дополнительно грудничку вода. Оказывается, в этом нет большой необходимости – ребенку достаточно молока матери. Допаивать его водой нужно лишь в некоторых случаях:

  • жаркая погода;
  • чрезмерно сухой воздух в детской комнате;
  • высокая температура, диарея или рвота у крохи;
  • малыш отказывается есть и уже пропустил одно кормление;
  • вам необходимо установить режим кормления строго через определенные промежутки.

Организация кормлений

  1. Не пытайтесь накормить кроху через силу – из этого вряд ли что-то получится. Если он отказывается, спокойно предложите ему грудь еще спустя некоторое время.
  2. Режим почасового кормления в первый месяц недопустим, кормите ребенка только по его желанию.
  3. Малыш должен правильно брать грудь – плотно захватывать губами не только сосок, но и его ареолу. Это позволит избежать трещин на сосках.
  4. Не нужно давать ребенку пустышку или бутылочку.
  5. Кормите ребенка за один раз только одной грудью, чтобы он мог получить не только «переднее молоко», которое призвано утолить жажду, но и «заднее молоко», имеющее максимальную питательную ценность.
  6. Кормите малыша в благоприятной эмоциональной атмосфере. Если вы раздражены или нервничаете, он это обязательно почувствует и может отказаться есть. Примите комфортную позу, расслабьтесь и наслаждайтесь этим удивительным процессом единения ребенка и матери. Общайтесь с крохой ласковым голосом, нежно гладьте его.
  7. После кормления подержите ребеночка 10 минут «столбиком», чтобы из него вышел весь проглоченный воздух.

Как уже отмечалось, режим кормления малыш в возрасте до 1 месяца определяет сам, поэтому он еще называется «свободным». В среднем же при естественном вскармливании ребенок просит грудь каждые 2 часа.

Искусственное вскармливание

Как правило, малыш питается сухими молочными смесями только тогда, когда есть серьезные препятствия к кормлению грудью.

Со стороны матери:

  • прием антибиотиков или психотропных препаратов,
  • туберкулез,
  • мастит.

Со стороны ребенка:

  • кандидозный стоматит,
  • «волчья пасть»,
  • слишком короткая уздечка языка,
  • сильная недоношенность,
  • патологии сердца,
  • родовые травмы.

Стоит отметить, что препятствия со стороны ребенка связаны не с недопустимостью грудного вскармливания, а с тем, что оно физически невозможно.

Трещины, особая форма сосков и «тугая грудь» у матери – это относительные противопоказания, которые при желании можно исправить самой или с помощью консультанта.

Если на сосках есть трещины, то молоко можно сцедить и давать с ложечки или из бутылочки. Причем лучше все-таки использовать ложку: не слишком удобно, но меньше вероятность, что ребенок не возьмет грудь в следующий раз.

Грудное молоко можно замораживать. От этого оно не потеряет своей ценности.

Адаптированные смеси

Если вам нельзя кормить грудью или можно, но не удается наладить естественное кормление, а консультации специалистов не помогают, питание месячника будет состоять из адаптированной сухой молочной смеси.

Сейчас выпускают смеси разных видов: предназначенные для детей разных возрастов, гипоаллергенные, безмолочные, обогащенные пробиотиками и пребиотиками, витаминами, минералами, нуклеотидами, и соевые разновидности. При выборе лучше спросить совета врача.

При искусственном вскармливании ребенка важно соблюдать режим питания. Готовая смесь дольше усваивается организмом новорожденного, соответственно, сокращается и количество кормлений. Тем более что из бутылки малыш все равно выпьет больше, чем из груди.

Свободный режим для искусственника может стать причиной проблем с пищеварением, колик и частых срыгиваний. Сделайте так, чтобы малыш питался строго по времени, а количество смеси и промежутки между кормлениями постепенно увеличивайте.

К концу первого месяца жизни ваш ребенок должен есть каждые 3 часа, не считая перерыва на ночной сон.

Несколько десятилетий назад считалось, что детей, находящихся на искусственном вскармливании, нужно дополнительно поить водой и на два месяца раньше вводить прикорм.

Но сейчас ситуация изменилась: современные смеси отличаются высоким качеством и оптимальным составом, максимально близким (насколько возможно) к грудному молоку. Следовательно, воду искусственникам нужно давать в тех же количествах и ситуациях, что и грудничкам, и прикорм вводить также не раньше 6 месяцев, если нет иных указаний от вашего педиатра.

Правила

  1. Коровье или козье молоко никогда не сможет полностью заменить молочную смесь. Поэтому не стоит слушать советы «мудрых» соседок или родственников.
  2. Выбирайте смесь по возрасту малыша и по состоянию его здоровья.
  3. Никогда не нарушайте рецептуру приготовления. Например, не досыпайте больше установленного количества, чтобы увеличить питательность. Тем самым вы спровоцируете расстройство желудка, срыгивания и кишечные колики у своего крохи. Кроме того, это чревато появлением лишнего веса у ребенка.
  4. Элементарные правила гигиены. Используйте только кипяченую воду, тщательно стерилизуйте бутылочку и соску. Хорошо мойте руки перед тем, как приготовить очередную порцию детской смеси.
  5. Не давайте малышу остатки от предыдущего кормления – подобная экономия может привести к пищевому отравлению.
  6. Хорошо закрывайте банку и следите за сроком годности смеси.
  7. Соблюдайте режим: не давайте крохе молочную смесь чаще, чем раз в 3 часа.

Не нужно думать, что кормление месячного малыша – очень сложный процесс. Уже спустя пару недель вы привыкнете и все встанет на свои места. Это произойдет благодаря сильнейшему материнскому инстинкту и всеобъемлющей любви к своему ребенку. Чуть позже появятся новые хлопоты, но этот первый месяц и ваши первые шаги в освоении роли самой лучшей для своего малыша мамы навсегда останутся в вашей памяти.

Первый месяц в жизни младенца тянется невероятно долго! Во всяком случае, именно так кажется мамам, которые каждую минуту находятся рядом с крохой, а нередко не выходят из дома из-за холода или, наоборот, жары на улице. Но этот период позади и ваш малыш уже изменился. Заметили? Каким должно быть правильное развитие ребенка в 1 месяц, и какие полезные навыки стоит развивать уже сегодня?

С каждым днем ваш кроха становится все красивее. С личика уже ушла отечность, благодаря чему явно стали видны его черты. Теперь можно сравнить, на кого больше похож малыш, хотя эта схожесть может еще и несколько раз измениться.

Особенности физиологии младенца

Новорожденный ребенок 1 месяц уже не испытывает дискомфорта гипертонуса мышц, который сжимал кулачки крохи и заставлял прижимать ручки к телу. Они движутся свободно и неосознанно, так как младенец еще не научился управлять ими.

Пупочная ранка полностью зажила, превратившись в настоящий пупочек. А сон ребенка в 1 месяц столь продолжительный, что позволяет маме, наконец, почувствовать чуть больше свободы в выполнении домашних дел. В течение дня кроха будет спать не менее 6 раз, общее время отдыха составит 6-7 часов. Еще часов 8-10 малыш поспит ночью, возможно даже не потревожив вас для ночного кормления. Даже самые активные крохи месячного возраста бодрствуют лишь 6 часов в сутки, а настоящие сони отдыхают все 20 часов.

Стул ребенка в 1 месяц крайне индивидуален. Одни крохи могут радовать маму грязным подгузником хоть после каждого кормления, до 10 раз в сутки. В среднем же количество каканий составляет 4-6. Есть и совсем сдержанные малыши, которые опорожняют кишечник через день (особенно это актуально для искусственников). Но если кроха чувствует себя хорошо, его не беспокоит животик, который абсолютно мягкий, значит столь редкие испражнения для него норма.

Вес ребенка в 1 месяц также индивидуален, как и показатели роста, окружности головы.

Первое взвешивание в кабинете педиатра в 1 месяц жизни ребенка покажет динамику набора веса и его роста. Его показатели растут, значит, физическое развитие ребенка 1 месяца жизни проходит нормально.

Основные навыки

Что должен уметь делать ребенок в 1 месяц? Кушать и спать? Вовсе нет! Навыки ребенка в 1 месяц куда более разнообразны! Кроха умеет:

Особенности ухода для правильного развития

Правильный уход за ребенком 1 месяца обеспечит и его правильное развитие. Что вам нужно делать? Просто находиться рядом все время, которое вы можете себе позволить, и реагировать на просьбы малыша «по первому писку». Чаще берите его на руки, разговаривайте, играйте. И не обращайте внимания на советы бабушек и соседок, которые считают, что такое поведение сделает из ребенка эгоиста. Как раз наоборот. Детки, обделенные заботой мамы, чаще начинают кричать без причины просто, чтобы привлечь ее внимание. Малыш же, который знает, что мама придет по первому зову, лишний раз плакать не станет.

Игры

Развивать внимание и тактильные навыки ребенка помогут:

  • крупные контрастные фигурки и яркие игрушки тех цветов, которые младенец уже различает;
  • черно-белые картинки с крупными спиральными узорами или в виде шахматной доски;
  • воздушные шарики;
  • мобиль - или детская карусель с крупными фигурками и музыкой. Пусть количество этих фигурок будет небольшим, достаточно 3-4 шт.;
  • развивающий коврик или дуга - с последней можно играть просто в кроватке.

Плавание

Для новорожденного 1 месяца развитие вполне может включать грудничковое плавание в бассейне вместе с мамой и инструктором. Также можно плавать в домашней ванне. Купите для малыша надувной круг-бублик на шею и наберите полную ванную воды комфортной температуры. Опустите кроху в воду и помогите ему освоиться, придерживая под ручки. Уже на 3 раз ребенок с удовольствием будет плескаться сам, перемещаясь в воде. А вы сможете просто находиться рядом.

Начиная с 1 месяца жизни, развитие крохи будет очень активным. Ловите каждый момент, вооружившись фотоаппаратом. Уже через год вы будете с радостью рассматривать снимки, удивляясь, сколько всего умел ваш ребенок!

Распечатать

У Вас месячный ребенок. Что важно знать об особенностях развития месячного ребенка? Какие задачи нужно решить маме за этот важный второй месяц его жизни, чтобы помочь малышу успешно развиваться? Как развивать малыша? Что будет уметь малыш к двум месяцам?

Месячный ребенок: особенности малыша и задачи его развития. Советы специалистов

Когда ребенку исполняется 1 месяц, заканчивается период новорожденности, и начинается период младенчества. Знаком перехода к новому периоду становится первая осознанная улыбка малыша маме (как ее отличить от физиологической улыбки — в статье ). Значит, период адаптации закончился. И перед нами – взрослыми — стоят новые задачи развития крохи. Эти задачи полезно знать каждой маме, чтобы не упустить важные моменты в развитии своего малыша.

Задача развития №1. Развитие эмоционального общения, предпосылок речевого и музыкального слуха

На втором месяце жизни происходит существенное изменение общения младенца с мамой. Он узнает ее, радуется ей, вслушивается в ее слова и… начинает ей отвечать! Постепенно малыш перестает быть бессловесным существом с единственным инструментом воздействия на окружающих – плачем. Сначала в ответ на слова мамы у малыша появляются гортанные звуки – гуканье – «гы», «гхы» и т.п. Со второго месяца жизни ребенок начинает тянуть гласные звуки – «эу», «ау». Такое пение называют «вокализацией». Вокализация – это отдельные гласные звуки, которые малыш тянет на выдохе и которые потом преобразуются в гуление. Очень важно, что в гулении малыш полностью сосредотачивается на звуках – «поет» самозабвенно и с удовольствием.Эти реакции только появляются к 2 месяцам, а в дальнейшем интенсивно развиваются.

Гуканье и гуление исключительно важны для развития речи ребенка. Именно в них малыш тренирует речевой аппарат, совершенствуется его гибкость, подвижность. Для того чтобы развить эти речевые реакции малыша, очень нужны его «диалоги» с мамой. Пока в таких диалогах малыш только воспринимает то, что говорит мама, а потом начинает понемногу «отвечать» ей звуками. Вот как их можно проводить с малышом:

Диалог 1. Мама наклонятся над кроваткой и отчетливо, медленно, как бы пропевая, произносит гласные звуки, тянет их в своей речи, интонационно выделяет гласные: «Вот и проснууууууууулась наша девочка! Ах,ты, моя хороооооошая да пригоооооожая! Потягууууууунюшки!» Такие диалоги с мамой активизируют голосовые реакции ребенка, он начинает «отвечать» маме звуками. Хочу подчеркнуть, что очень важно именно протягивание гласных в речи мамы, т.к. таким утрированным протягиванием гласных мы даем малышу образец для его собственных речевых реакций. Он начинает выделять эти звуки из потока речи, а затем начнет и произносить их! А это уже и развитие слухового внимания, и развитие речи малыша!

Диалог 2. Можно проводить диалоги с месячным ребенком только гласными, без слов. Называются такие диалоги «перекличками». В перекличках то взрослый повторяет за малышом, то малыш повторяет за взрослым. Вот как это описывает в своем дневнике наблюдения за сыном исследовательница детской речи Валентина Ветрова:

«После появления той знаменитой первой улыбки Сашенька стал улыбаться чаще и легче, и в это же время участились звуки, сопровождавшие проявление радости. Происходило это так: ребенок очень внимательно смотрел на склоненное над ним говорящее лицо близкого человека, затем раздвигал губы в улыбку и издавал на выдохе «АААА». Иногда появлялась и другая улыбка – робкая, как бы неумелая, с поднятием только одного уголка рта и без вокализации. В это же время, когда я наклонялась над ним и произносила «Аааа», как можно больше подражая его собственному возгласу, улыбалась и смотрела в глаза, наступала паузка: ребенок замирал, сосредотачивался на моем лице (или, может быть, губах?) и в ответ произносил «Аааа» несколько раз, с очень широкой и яркой улыбкой. Иногда, прежде чем произнести свои ответные звуки, малыш интенсивно шевелил губами, делал сосательные движения, вытягивал губы трубочкой, чмокал ими и только затем произносил понравившийся звук. Это наблюдение показывает, что общение со взрослыми оказывает благотворное воздействие на развитие младенца».

Именно такого уровня общения со взрослым достигает малыш к 2 месяцам, если с ним занимается мама. Но все дети разные: один будит всех своим «распеванием – гулением гласных» на рассвете, другой больше хмыкает себе под нос, третий «болтает – поет» весь день напролет.

1) здоровое бодрое состояние малыша,

2) его тесный контакт с любящей мамой, разговаривающей с младенцем, гладящей его, поющей ему песенки, колыбельные,

3) организация игр с предметами – игрушками, которые проводит взрослый с малышом. Как мы видим, все эти три условия полностью зависят от нас, взрослых, и от того, как мы общаемся с малышом.

Диалог 3. Диалог с месячным ребенком с варьированием интонации речи. Малыш уже в этом возрасте чувствует эмоциональную окрашенность речи мамы и реагирует именно на нее (слов он еще не понимает). Поэтому очень полезно говорить ему потешки или стишки, написанные в форме диалогов. Важно, что эти диалоги должны произноситься очень выразительно с разной интонацией – радостно, огорченно, строго, воспросительно и т.д. Например,

«Лааааааадушки, лааааааадушки – очень радостно

Где были? – вопросительно

У бабушки! – радостно» и т.д.

Диалог 4. Диалоги в ходе разных режимных моментов. Нужно продолжать петь малышу простые песенки или говорить простые стишки во время купания, одевания, игр, отхода ко сну, пробуждения. Обязательно сопровождать эти моменты жизни ребенка своей речью, разговаривать с малышом, задавать ему вопросы и отвечать самой за него: «Вот проснулась наша Танечка! Как спала? Хорошо спала. Глазки открыла, потянулась» или «Мы сейчас помоемся. Где же наши ручки? Вот наши ручки! Мойся, ручка. Где же наши ножки? Вот наши ножки. Мойся, ножка. Мойся, другая! Водичка тепленькая кап-кап, кап-кап капает на Ваню. С гуся вода, а с Ванюшки нашего худоба. Вода книзу. Дитя кверху. А сейчас вытремся полотенцем. Полотенечко у нас беленькое, тепленькое, мягонькое. Вот какой у нас Ванюша чистый да румяный» Такие диалоги – лучшее средство предупреждения речевых нарушений в дальнейшем развитии ребенка. Малыш еще слов не понимает, но уже накапливает пассивный словарь, учится сосредотачивать свое внимание на речевом потоке, выделять из речи отдельные слова и звуки, различать разные интонации в голосе мамы. А еще он учится выделять из потока речи свое имя – поэтому имя ребенка нужно произносить много раз в таких диалогах. Пока Вы не видите результата Ваших диалогов с месячным малышом. Может быть, подобные диалоги многим кажутся излишними – ведь не понимает еще младенец еще ничего!!! («Вот когда будет понимать – тогда и говорить будем» — так иногда размышляют) Но такие диалоги как раз очень нужны месячному малышу для его хорошего эмоционального и интеллектуального развития. Когда малыш начнет говорить, Вы вполне ощутите результат этих диалогов в успехах своего ребенка и поймете, что усилия вкладывали не зря. А вот начинать вести такие диалоги после года – это уже опоздание, т.к. время будет упущено!

Диалог 5. Колыбельная – это тоже диалог с малышом! Ему нужно обязательно петь колыбельные песни. Колыбельные песни мамы для младенца незаменимы! Причем младенцу нужно слышать именно голос мамы, которая в колыбельной поет именно ему, называя его по имени! Колыбельные являются для ребенка программой его дальнейшей будущей счастливой жизни и прямо связаны с успешностью человека в жизни. О том, какие колыбельные нужны младенцу и как правильно их петь, чтобы они развивали ребенка, можно прочитать в статье

Диалог 6. Диалог с малышом в пестушках. Для развития месячного ребенка очень важно сочетание – зрительное + двигательное + слуховое + тактильное ощущение. Это сочетание традиционно использовалось в пестушках. Пестование младенцев максимально соответствует задачам развития ребенка первого полугодия жизни. Отсутствие пестушек в жизни многих современных семей приводит к большим проблемам в развитии малышей, которые проявляются уже после года. Многие полезные пестушки для месячного малыша Вы найдете в статье

А в этом ролике Вы увидите целую коллекцию пестушек для малышей! Причем не просто услышите мелодию и слова, но и научитесь движениям, которые надо делать с ребенком. Раньше дети учились пестованию с детства, так как нянчили своих младших сестричек и братишек. А сейчас нам приходится восстанавливать этот полезный опыт развития младенцев и учиться этому уже взрослыми. В конце ролика Вы увидите потрясающие кадры – маленькую девочку, поющую пестушки как само собою разумеющееся т.к. она на этом выросла.

Развитие месячного ребенка находится в прямой зависимости от тех впечатлений, которые он получает из окружающего мира. Поэтому очень важно развивать зрение, слух, тактильную чувствительность малыша.

Задача развития №2: развитие зрительного сосредоточения

Задачу развития зрительного сосредоточения на игрушке мы уже начали решать на первом месяце жизни ребенка. И начали делать развивающие упражнения с крохой (см. ). В играх с месячных ребенком мы будем увеличивать длительность времени упражнений – учить малыша более длительно следить за движущимся предметом, более плавно вести свой взгляд по сложной траектории перемещения предмета, более длительно сосредотачивать на нем внимание (помните, что для этого мы передвигаем предмет, затем делаем остановку, чтобы малыш зафиксировал взгляд, затем снова передвигаем предмет и т.д.). Заниматься по-прежнему нужно несколько раз в день по 5 минуток, не более.

Что очень важно знать каждой маме месячного ребенка:

1.Младенец в возрасте одного месяца в отличие от новорожденного может с удовольствием рассматривать игрушки , висящие над ним в кроватке (расстояние до них должно быть 50 см от глаз ребенка).

2.Считается, что если до возраста 2-2,5 месяца вешать игрушки на расстоянии ниже 50 см, то есть риск возникновения косоглазия у малыша. Поэтому до 2,5 месяцев советуют игрушки помещать на расстоянии 50 см от головы малыша. Минимальное расстояние – 30-40 см. Ниже спускают игрушки только для игр с малышом — чтобы он мог дотянуться до них. После игры (обычно это не более 5 минут) игрушки поднимают на высоту 50 см.

С 2,5 месяцев ребенок уже подрос, изменяются ведущие задачи развития малыша и поэтому нужно изменить расстояние до игрушки. С 2,5 месяцев для развития малыша более целесообразно низко подвешивать игрушки, чтобы он мог захватить игрушку, тянуться к ней, удерживал ее в руках.

3.На игры с рассматриванием игрушек оказывает влияние то, где расположена кроватка малыша по отношению к источнику света. Лучше всего, если ребенок будет лежать головой к окну, чтобы свет не мешал ему рассматривать погремушки.

4.До 1 месяца малышу подвешивают одну игрушку для наблюдения за ней ребенком (см. «Упражнения для новорожденных»). С 1 месяца игрушек уже может быть несколько.

Очень полезно для ребенка наблюдать за покачивающейся или крутящейся игрушкой. Это может быть как одна игрушка, так и мобиль. Мобиль может быть как самодельный, так и готовый- музыкальный. Но нужно учесть, что одна и та же игрушка быстро надоест малышу. Ее хватит лишь на 3-4 дня наблюдений. Поэтому лучше всего приобрести мобиль, в котором можно менять игрушки. Делать это рекомендуется каждые 3-4 дня. На мобиль нужно подвешивать игрушки крупные (8-10 см), ярких цветов (больше всего привлекает внимание малыша алый и оранжевый цвет, но это не означает, что не нужны другие цвета) и разной формы. Игрушки рекомендуется заменять каждый 3-4 дня. Но потом, после перерыва, их можно снова подвешивать на мобиль, и они будут восприняты малышом как новые.

Для месячного ребенка можно использовать две связанные друг с другом погремушки. Для этого вторую новую погремушку привязывают лентой к первой погремушке, уже знакомой ребенку. Новую погремушку подвешивают на ленте на высоте 10 см, знакомую на высоте 30-40 см. Ребенок, слыша голос мамы, начинает шевелить ручками и ножками и случайно задевает нижнюю погремушку. При этом начинает раскачиваться верхняя погремушка, повешенная для рассматривания. Малыш начинает сосредотачивать свой взгляд на верхней качающейся игрушке и рассматривать ее. Эту игру можно продолжать не более 5 минут, после чего нижнюю погремушку нужно убрать, а верхнюю поднять выше на расстояние 50 см. Игра более 5 минут утомляет малыша. Сразу же это может быть и незаметно. Но проявится позже, когда кроха вдруг станет капризничать. Лучше еще раз повторить эту игру после сна.

Любят месячные малыши и такую полезную для них игру. Нужно связать погремушку и колокольчик лентой. А два оставшихся конца этой ленты опустить вниз. Игрушки должны висеть так, чтобы одна из них была на расстоянии 15-18 см от глаз малыша, а другая на расстоянии 30-40 см. Поглаживая ладошку малыша, вкладывают в нее концы ленты. Ребенок, начиная двигать ручками, случайно приводит в движение и подвешенные за ленты погремушку и колокольчик. Это его очень радует. Игра также длится не более 5 минут. После чего одну игрушку убирают. А вторую поднимают выше на расстояние 50 см от малыша.

Задача развития №3.Развитие тактильной чувствительности

Для развития тактильной чувствительности в играх с месячным ребенком используют:

  • Игры с прикосновениями, в которых мама, говоря с ребенком гладит его разными лоскутками: шелк, бархат, флис, шерсть, вата.
  • Мамин массаж с пестушками, о котором мы уже говорили.

Задача развития №4: развитие слухового сосредоточения

Очень важно развивать слуховое внимание месячного ребенка: учить его искать источник звука, находящийся на расстоянии 40-50 см, поворачивая при этом голову к звуку. Можно использовать колокольчик, неваляшку, бубен, музыкальный треугольник, шаркунок.

  • Сначала музыкальная игрушка должна появляться всегда в одном и том же месте и двигаться в одну и ту же сторону по горизонтали.
  • Когда малыш научится следить за звучащей игрушкой с поворотом головы вправо и влево, можно усложнить задачу и, звуча игрушкой, обходить вокруг его кроватки. Это учит малыша следить за удаленным звучащим предметом. Можно не только звучать игрушкой, но и петь песенку, обходя вокруг кроватки малыша или разговаривать с ним ласково. Главное – чтобы был перемещающийся источник приятного для ребенка звука.
  • Когда малыш научится следить за перемещающимся удаленным источником звука, можно еще усложнить для него задачу — менять местонахождение музыкальной игрушки, стимулируя ребенка искать, откуда идет звук. Каждый раз звук будет появляться из нового места – оттуда, где ребенок не ожидал его.

Для этого упражнения можно использовать детские музыкальные инструменты, самодельные шумовые музыкальные инструменты – шаркунки (простейшие из них – это бутылочки, наполненные горохом и т.д.), музыкальную шкатулку с мелодией. Месячному ребенку можно уже и поставить прослушать спокойную колыбельную или народную плясовую (1-2 минуты), чтобы малыш определил, откуда слышится музыка и вслушался в нее.

Для проведения таких игр с малышом нужны музыкальные игрушки с мелодичным нерезким звучанием. В том числе с возраста в 1 месяц можно использовать и мягкие тканевые погремушки-бубенцы (бубенчик зашит в хлопковый чехольчик с синтепоном), которые привязывают к ручке или ножке малыша. Каждый раз, когда малыш будет двигать ручкой или ножкой, бубенцы начинают звенеть. После игры бубенчик снимают с ручки или ножки.

Задача развития №5: развитие мышечной системы умения удерживать голову

Очень важно заниматься с месячным малышом, развивая его мышечную систему и умение удерживать голову. Трудности удерживания головы объясняются ее большим размером по отношении к телу, ведь пропорции тела малыша существенно отличаются от пропорций тела взрослого человека. Для этого малыша до кормления нужно укладывать на животик на ровную твердую поверхность (стол, покрытый одеялом и т.д., но не мягкий диван!!!). При этом ребенка нужно поддерживать своей ладонью под нижней частью его грудки и говорить с ним, чтобы он поднял головку вверх на Ваш голос.

Такое упражнение нужно всем детям. Оно не только развивает нужные мышцы, но и облегчает боли от колик.

Малышу сложно лежать на животе и держать головку. Чтобы он полюбил это занятие, нужно его привлекать яркой игрушкой, чтобы ему захотелось поднять голову и рассматривать ее, передвигать игрушку в разных направлениях, вращать ее.

Как только младенец устает и начинает опускать голову, его нужно переворачивать на спинку. Такое упражнение надо проводить несколько раз в день. Также с возраста примерно 1,5 месяца полезно брать малыша на руки и держать его в вертикальном положении. Подробнее об умении держать голову, его развитии по месяцам у ребенка и об интересных играх и упражнениях для развития этого умения Вы можете прочитать в статье

Что нужно знать родителям о месячном ребенке: физическое развитие малыша

ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ: Физическое развитие ребенка в 1 месяц: рекомендации врача. Нормальные особенности ребенка в возрасте 1 месяц: чего не надо бояться, что нужно и не нужно делать (что показано и что противопоказано ребенку в 1 месяц).

Массаж ребенка в 1 месяц: рекомендации детского врача. Как подготовить место для массажа, какой массаж можно и полезно делать малышу дома, что показано и что противопоказано в возрасте 1 месяца. Почему нельзя использовать лосьоны и присыпки при массаже? Это очень важно знать! Очень толковое видео для мам! Рекомендую посмотреть, редко когда можно встретить столь хорошие видео.

Чему научится месячный ребенок к двум месяцам при благоприятном развитии:

  • Поворачивать голову вслед за движущейся игрушкой как вправо, так и влево.
  • Поворачивать голову на звук, раздающийся каждый раз в новом месте.
  • Поворачивать голову вслед за перемещающимся звучащим предметом.
  • Поворачивать голову в сторону голоса мамы.
  • Поворачивать голову в положении лежа на животе вслед за двигающейся звучащей игрушкой.
  • Прислушиваться к звукам в течение 5 секунд.
  • Тянуться к игрушке.
  • В положении лежа на животе удерживать голову более длительное время, чем в один месяц – минимум 5 секунд. В вертикальном положении на руках у мамы удерживать голову, но с трудом.Если Вы возьмете ребенка на руки и ненадолго уберете поддерживающую руку, то он сможет несколько секунд удерживать голову.
  • Легко выделять в пространстве взрослого и тот предмет, который ему показывают
  • Фиксировать взгляд на неподвижной игрушке в течение 20-25 секунд.
  • Следить за перемещающимся предметом, игрушкой, взрослым (в течение 10-20 секунд непрерывно) как из положения лежа на спине, так и из положения лежа на животе и из вертикального положения. При этом игрушка двигается в разных направлениях – горизонтально, вертикально, по кругу.
  • Рассматривать подвешенные в кроватку игрушки.
  • Улыбаться маме (длительно и эмоционально) и гулить при ласковом общении с мамой в ответ на обращение к нему, петь в гулении гласные звуки.
  • Гукать – произносить короткие гортанные звуки, в которых уже видны будущие звуки речи – кхы, гы, гу и т.д.
  • Цепко хватать взрослого за палец, вложенный в ладошку малыша. Цепко хватать любой другой предмет, вложенный мамой в ладошку.

Еще одна полезная статья о развитии малышей —

Младенец становится все больше похож на детей с обложки глянцевых журналов. Исчезают послеродовая отечность, кожа расправляется, проходят большинство транзиторных состояний кожи новорожденного (токсическая эритема, младенческие акне, милии, физиологическая желтуха).

Сон новорожденного

К одному месяцу ребенок сам формирует своеобразный . У него уже достаточно четко выделены периоды бодрствования, еды и сна. Малыш активен около 40-60 минут, после чего достаточно быстро утомляется и засыпает.

Дети в этом возрасте не различают еще день и ночь. Они еще не выработали свои циркадные ритмы. Помните, что желудок ребенка слишком мал и быстро переваривает грудное молоко или смесь. Именно поэтому малыш может просыпаться ночью каждые 2-3 часа.

Если вам посчастливилось, и ребенок спит более трех часов подряд ночью, то не нужно его будить для кормления (если для этого нет никаких медицинских показаний). Если малыш ночью просыпается и не хочет снова засыпать после кормления, то можно с ним поиграть, но при этом не включать свет. Так он со временем привыкнет различать ночь-день.

Кроме того, у ребенка, как и у взрослого, есть две фазы сна. И у месячных детей преобладает фаза поверхностного сна над глубоким, поэтому они могут легко просыпаться .

Еда ребенка

Желудочно-кишечный тракт малыша уже адаптировался к новому типу питания. Даже если у него еще есть младенческие , то вы уже поняли, что это состояние самопроходящее, и его нужно пережить. За первый месяц дети в среднем прибавляют в весе 600-1000 г. Кто-то может прибавить больше, а кто-то – меньше, но важно понимать, что прибавка веса должна быть обязательно.

При грудном вскармливании до сих пор сохраняется кормление по требованию, но младенец уже учится сам формировать собственный режим.

Помните, что ребенок может заглатывать воздух во время кормления. Если он уснул на груди, то нет никакой необходимости его будить и носить столбиком. Малыш отрыгнет воздух, когда проснется.

Если ребенок получает смесь, то его нужно кормить на руках под углом примерно 45 0 , чтобы он мог выпустить воздух во время кормления. В этом случае тоже не нужно держать детей столбиком после кормления, лучше, если они будут находиться некоторое время на руках под углом в 45 0 .

Что может ребенок

♦ Появляется гуление. Он учится издавать звуки, отличные от плача.

♦ Умеет фиксировать взгляд на ярких контрастных предметах, а лучше всего – на вашем лице.

♦ Умеет выделять маму из всех других взрослых.

♦ Держит голову несколько секунд в положении на животе.

♦ Активно двигает руками и ногами. К концу месяца начинает уходить физиологический гипертонус .

Психология ребенка

Младенец уже учится улыбаться в ответ на вашу улыбку или просто тогда, когда вы склоняетесь над ним. Он пытается копировать вашу мимику, и иногда у него это даже получается. Чем чаще вы будете улыбаться, тем больше улыбок получите в ответ.

Двигательное развитие

Самостоятельные осознанные движения ребенка только начинают формироваться. Лежа на животе, он уже умеет удерживать несколько секунд голову, но потом снова утыкается в кровать. Если его держать вертикально, то он так же неплохо уже умеет держать голову.

Активное движение во время бодрствования способствует более быстрому развитию младенца. Поэтому в период бодрствования ребенка не нужно его ни в коем случае . Выкладывание на живот на достаточно жесткую поверхность способствует развитию моторных способностей детей.

Как играть с ребенком

Ребенок уже умеет удерживать внимание на ярких предметах и игрушках. Может недолго следить за двигающимся предметами. Время игры в этом возрасте составляет порядка 2-3 минут.

Вы можете перемещать яркую игрушку недалеко от глаз ребенка, так, чтобы он удерживал ее в поле зрения. Можно просто корчить рожицы и наблюдать за его реакцией. Иногда можно подносить ребенка к зеркалу и наблюдать как тот реагирует на свое отражение.

Что чувствует ребенок

Все дети – эмпаты. И чем младше ребенок, чем сильнее его связь с мамой, тем четче он улавливает все ее эмоции. Старайтесь как можно чаще улыбаться малышу, дарите ему своё позитивное настроение, и он ответит вам тем же.. Старайтесь больше говорить с ним: когда стоите в очереди в магазине, готовите ужин или гуляете по улице. Даже когда вы разговариваете с кем-то другим, ребенок получает ценный урок и начинает лепетать в ответ. Таким образом вы создаете предпосылки для его первых слов.

Различные музыкальные игрушки, погремушки, классическая музыка и другие звуки мира – все это развивает слух детей . Однако необходимо провести скрининг слуха. Это необходимо для того, чтобы удостовериться, что ребенок хорошо слышит. Обратите внимание, вздрагивает ли ребенок при резких звуках.