Конспект зимние забавы во второй младшей группе. Недельный проект во второй младшей группе

Педагогическая мастерская

Тема: ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ГРАМОТЕ

Подготовила: ,

заместитель заведующего

Цель. Систематизировать знания педагогов по проблеме, вооружить педагогов теоретическими и практическими навыками работы.

Задачи.

1. Определить задачи ДОУ в области подготовки детей к обучению грамоте.

2. Уточнить и систематизировать знания педагогов методики проведения занятий по обучению детей грамоте.

Литература:

1. Бородич A . M . Методика развития речи детей: курс лекций для студентов пед. ин-тов по специальности «Дошкольная педагогика и психология». М.: Просвещение, 1974.

2. Обучение детей 6 лет грамоте: методическое руководство к программе «Радуга». М., 1996.

3. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте: метод. пособие для педагогов / , .-М.: Просвещение, 2006.-94 с.

4. , Н. С Обучение дошкольников грамоте: Метод. пособие-М.: Школьная Пресса, 2001.-144 с.

6. Предшкольное обучение грамоте в ДОУ: Методика и конспекты игровых занятий по программе «Радуга» / Авт.-сост. , .-М.: АРКТИ, 2007.-96с.

План проведения педагогической мастерской:

1. Вступительное слово по теме педагогической мастерской.

(, заместитель заведующего МБДОУ ДС «Творчество»)

2. Теоретическая часть:

· «Взгляды на обучение детей грамоте».

(, заместитель заведующего)

· «Из истории методов обучения грамоте»

· «Основные направления советской методики обучения грамоте»

(, воспитатель 2 кв. категории)

· «Методика обучения детей 6 лет грамоте (программа «Радуга», 1996)»

(., воспитатель 2 кв. категории)

3. Практическая часть – игра по типу КВН «Вспомнить всё!».

(, заместитель заведующего)

4. Рефлексия.

Ход педагогической мастерской

Вступительное слово

(, заместитель заведующего)

Одной из характерных тенденций развития современного образования в нашей стране является снижение возраста детей, начинающих изучать грамоту. Это относится не только к семье, стремящейся научить ребёнка читать как можно раньше, но и к детскому саду, где содержание занятий по развитию речи в последние годы значительно изменилось. В них появились задачи, которые раньше не ставились перед детьми и педагогами дошкольных учреждений. К числу таких задач в первую очередь относится обучение старших дошкольников чтению (тогда как раньше осуществлялась лишь подготовка к обучению грамоте).

Слайд. Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т. е. овладение письменной речью.

Письменность – величайшее изобретение человечества, которое помогает ему сохранить наиболее ценное, что создано им, и передавать другим поколениям, обеспечивает общение с культурой своего и других народов. Поэтому усвоение письменности, т. е. сознательное владение родным языком, всегда считалось одним из важнейших средств развития ребёнка.

Вопросы педагогам:

Что включает в себя обучение детей грамоте?

(Обучение первоначальному чтению, печатание букв, работа по развитию речи .)

Как вы считаете, почему надо обучать детей чте­нию в детском саду?

(Детям интересно, будет легче учить­ся, запрос родителей.)

Вы правы, дети всегда проявляют интерес к книге. Можно наблюдать, как в 2 года, подражая взросло­му, ребенок «читает» книгу, держа ее вверх ногами. А когда ребенок приходит в школу, он начинает к ней адаптироваться. В период адаптации нельзя начинать новый вид деятельности , так как это трудно усвоить.

Анкетирование показывает, что родители хотят, чтобы их детей научили в детском саду читать, пользоваться компьютером и положили начало обучению иностран­ному языку.

Заполнить таблицу:

«Плюсы и минусы обучения детей дошкольного возраста чтению»

С какого возраста лучше начинать обучение чте­нию?

(Предполагаемые ответы педагогов.)

Теоретическая часть

Взгляды на обучение детей грамоте

(, заместитель заведующего)

Идея обучения детей грамоте в детском саду воз­никла давно. Академией педагогических наук СССР проводилась большая исследовательская работа по обучению детей 6 лет, психологами и педагогами - экс­периментальная работа по обучению грамоте. На осно­ве исследований таких ученых, как, методистов дошкольного воспитания и, был сделан вывод: в детском саду обучать грамоте вполне мож­но. В 1956-1959 гг. известный советский методист провела большую эксперименталь­ную работу, на основании которой разработала мето­дические указания к занятиям по обучению грамоте в детском саду.

Ребенок начинает пользоваться родным языком с со­трудниками раннего детства, но не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь. С начала обучения грамоте он приступает к анализу своей речи и узнает, что она состоит из отдельных слов, слова - из слогов, слоги - из звуков, звуки обозначаются буква­ми. С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте - формирование у ребенка нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона. Поэтому в период обучения грамоте большое место отводится развитию фонема тического слуха, умению различать в речевом потоке отдельные слова, звуки в слове.

Обучение грамоте осуществляется в теснейшей связи с работой по развитию речи, уяснению детьми смысла слова и его звукослоговой структуры.

Современные исследования показывают, что дети любят учиться. Американский ученый Глен Доуман - руководитель Филадельфийского института ускоренного развития ребенка - считает (доказано практикой), что дети больше всего любят учиться, «даже больше, чем есть конфеты», но учение - это игра, которую нужно прекращать, прежде чем ребенок устанет. Главное, что­бы ребенок был «недокормлен» и вставал из-за «стола знаний» с ощущением постоянного «голода», чтобы ему все время хотелось «еще».

В своем исследовательском центре Доуман в конце 40-х гг. XX в. совершенствовал методы лечения детей, страдающих нарушениями мозговой деятельности. Проводя свои исследования в институте ускоренного развития ребенка, он научили читать детей, иногда с разрушенным мозгом до половины, в 4 года.

Так почему же дети со здоровым мозгом иногда с большим трудом начинают читать только в 6 лет? Это мысль не покидала Доумана, пока он не разработал методику обучения чтению детей с грудного возраста. И лучшие учителя для детей - это родители.

В 1993 г. выходит книга С. Лупан «Поверь в свое дитя» об обучении детей чтению с раннего возраста. Автор не слепо копирует методики американского ученого, она творчески относится к его рекомендаци­ям, старается добиться успеха там, где ее постигла неудача. Основная мысль автора: дети требуют не внимания-опеки, а внимания-интереса, который им могут дать только родители. Для малышей они самые лучшие педагоги.

Сейчас существует множество методик обучения де­тей грамоте, но есть главный критерий отбора: не навре­ди здоровью ребенка и не отбей интереса к чтению.

Из истории методов обучения грамоте

(, воспитатель 2 кв. категории)

В настоящее время обучение грамоте осуществляется аналитико-синтетическим методом. В его основе лежит изучение звуков живой речи; метод предполагает разде­ление связной речи на предложения, предложений - на слова, слов - на слоги, слогов - на звуки (анализ), наряду с чем осуществляется соединение звуков в слоги, слогов в слова и т. д. (синтез).

В прошлом процесс обучения грамоте был длитель­ным и механическим. Наиболее древними методами являются синтетические - буквослагательный и сло­говой.

Буквослагательный метод пришел к нам из Древней Греции и Римской империи и стал известен на Руси с возникновением письменности. Обучение грамоте по этому методу обычно продолжалось около 2 лет. Снача­ла детей заставляли заучивать названия букв, каждая буква имела свое название: а - аз, б - буки, в - веди, г - глагол, д - добро, м - мыслете и т. д.

Затем переходили к складыванию слогов и их за­учиванию в 2-4 буквы. Слоги заучивали так: сначала называли буквы: мыслете - аз, потом слог ма или буки - аз, получался слог ба.

Дальше шли упражнения в чтении слов по складам с названием букв каждого слова в отдельности, напри­мер, слово «мама» читали так: мыслете - аз - ма, мыслете - аз - ма, мама. В качестве текстов читали молитвы и заповеди, нравоучения.

Недостаток этого метода заключался в механическом заучивании, которое опиралось только на зрительное восприятие. Название буквы затрудняло улавливание звука, обозначавшегося данной буквой. Срок обучения чтению был длительным. И обучение письму не было связано с обучением чтению, не каждый мог овладеть письмом. Из 10 мальчиков, отданных дьячку в учение, писал лишь один.

В начале XVIII в. были упрощены названия букв, они стали называться так, как сейчас. Однако значи­тельных изменений в методику обучения грамоте не было внесено.

Сроки обучения грамоте сократились, когда нача­ли пользоваться слоговым методом. По этому методу учащиеся сначала заучивали буквы, потом слоги, не называя отдельных букв. Этот метод был близок к буквослагательному.

Потом было устранено предварительное заучивание букв. Ученики повторяли за учителем сначала двухбуквенные слоги, заучивали их и упражнялись в слитном чтении слогов. Теперь к зрительному восприятию добав­лялись слуховое и речедвигательные упражнения. Для текста брались слова, состоящие из знакомых слогов. В букварях была введена система постепенного чтения слов из 3, 4, 5 слогов. Не было упражнений на разложе­ние слов на слоги и звуки. В основе этого метода также лежало механическое усвоение элементов грамоты на основе зрительных восприятий. Обучение письму по-прежнему оставалось оторванным от обучения чтению, тексты для чтения были сложны.

Исходной основой в обучении грамоте по буквослагательному и слоговому методам являлась буква, в звуковых методах такой основой становился звук.

Разновидность звуковых методов

Известный писатель и педагог первым сделал шаг к внедрению в школу звукового метода обучения грамоте. В конце 30-х гг. XIX в. он опубликовал «Таблицу складов для детских приютов» и наставления к ней. Главным моментом в обучении грамоте он считал знакомство со звуком и его бук­венным обозначением, потом звуки сливать в слоги, а слоги в слова. Таким образом он разработал звуковой синтетический метод обучения грамоте.

Такой же метод в конце 60-х гг. XIX в. выдвинул прогрессивный русский педагог. Он предла­гал начать с изучения отдельных звуков и букв. После ознакомления с несколькими звуками и буквами на­чиналась синтетическая работа - соединение в слоги и слова: ам, ум, ма, му, ма-ма, му-му.

В 40-х гг. XIX в. и распространили метод, впервые примененный в 30-х гг. французским педагогом Ж. Жакото, - аналитический вариант звукового метода. Обучение начиналось с показа учащимся ряда слов, составленных из букв разрезной азбуки. Ученики запоминали их начертание, затем под руководством учителя делили слова на слоги, запоми­нали их по порядку и в разбивку, находили эти слоги в других словах, упражнялись в разложении слогов на звуки, наконец, узнавали обозначавшие их буквы и запоминали последние.

В 1875 гг. появилась «Новая азбука» . Она была составлена на основе слогослухового метода, в котором большое значение придавалось слуховым упражнениям в разложении слогов на звуки и соеди­нении звуков в слоги. Это помогало ученикам овладеть анализом и синтезом.

В 1864 гг. было опубликовано «Родное слово» , где содержалось научное обоснова­ние звукового аналитико-синтетического метода обу­чения грамоте. Ушинский писал: «Звуковая метода способствует умственному развитию дитяти, тогда как прежняя оставляла и замедляла это развитие и, кроме того, надоедала детям».

Ушинский так определил задачи занятий по звуко­вому методу обучения грамоте:

1. Приучать глаз и руку ребенка к письму элементов букв, слух- к нахождению отдельных звуков в слове, язык - к отчетливому произношению звуков.

2. Приучать детей к тому, чтобы их внимание оста­навливалось на словах и звуках, чтобы они умели различать и складывать слова.

3. Упражнять все способности ребенка, возбуждать его самостоятельность.

Разработанный Ушинским метод известен под на­званием «письмо-чтение»: письмо, основывающееся на звуковом анализе слов, предшествовало чтению; чтение осуществлялось синтетическим путем - соединением звуков в целые слова и следовало за письмом.

Ушинский отмечал, что в обучении грамоте письмо и чтение органически взаимосвязаны, дополняют друг друга, а звуковой аналитико-синтетический метод сделал процесс обучения грамоте актом сознательной деятельности учащихся.

В настоящее время в его теории обнаружены от­дельные недочеты. Основной заключается в том, что не всегда соблюдается нужная последовательность в изучении звуков, недостаточно учитываются трудно­сти их усвоения. Однако в целом система обучения грамоте, разработанная Ушинским, была большим достижением.

Последователи, в конце XIX в. начале XX в. внесли некоторые усовершенс­твования в звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Они видоизменили его, усовершенс­твовали и предложили вариант «чтение-письмо». Обу­чение чтению проводилось на печатном тексте, а затем шло обучение письму, при этом допускалось некоторое отставание в обучении письму от обучения чтению.

Основные направления советской методики обучения грамоте

(, воспитатель 2 кв. категории)

В первых школьных программах обучали чтению детей без букваря. В это время получил распространение метод «живых звуков» - особая разновидность звукового метода. Он был сторонником «письма-чтения». Дети создавали свой букварь , где печатными буквами записывали свои впечатления и на­блюдения за окружающей жизнью, а на уроках читали тексты. Метод не получил распространения в школе, так как у каждого ребенка был свой букварь. Учителям было трудно составлять такие буквари, нужны были тексты для чтения.

В это время был распространен метод целых слов. Обучаясь, дети должны были читать отдельные слова, узнавая их по общему очертанию, запоминающимся «образам» слов, иногда заучивали до 150 слов, которые не подвергались звуковому и слоговому анализу.

При обучении этим методом выросла скорость чте­ния, однако слова читали по догадке, а при письме пропускали буквы, переставляли их, искажали слова. Это заставило советских методистов вернуться к звуко­вому аналитико-синтетическому методу. Они убедились в преимуществе этого метода и приступили к созданию букварей.

В 1936 г. появляются буквари и, составленные на основе этого метода, а в 1945 г. - буквари и ­кресенской.

Слышание звука в других словах;

Подбор слов с изучаемым звуком;

Обозначение звука буквой, знакомство с этой бук­вой;

3) согласные звуки и буквы, гласные Я, Е, Е, Ю.

Занятия составляют основной период обучения чте­нию. Именно на этом этапе дети начинают читать. На этих занятиях они проходят путь от изучения механиз­ма слогового чтения до чтения связных текстов.

Печатание букв. Исследования ученых и практи­ческих работников показали, что 6-летние дети мед­леннее и труднее овладевают письмом, чем 7-летние. Овладение письмом требует определенной физической подготовки - готовности руки ребенка держать ка­рандаш или ручку. У 6-летнего ребенка отсутствует точная и тонкая координация движений, необходимая при письме, плохо развиты мелкие мышцы кисти рук, слаб позвоночник. Для обучения письму необходим определенный уровень психологического развития ребенка, прежде всего мышления, памяти, внимания, способности к зрительно-пространственному воспри­ятию объектов.

Специалисты предупреждают, что поспешность на этом этапе может пагубно отразиться на здоровье детей (координационный невроз, писчий спазм, ухудшение зрения, искривление позвоночника), значительно за­труднит последующее обучение письму в школе.

При обучении письму 6-летних воспитателю пред­стоит решить следующие зада чи:

1. Показать, как писать печатными буквами.

2. Упражнять детей в умении печатать заглавные буквы русского алфавита .

3. Показать детям алгоритм письма на примере пе­чатного шрифта (заглавных букв).

Алгоритм письма:

При подготовке детей к осознанному обучению пись­му будут стоять такие задачи :

Установление сходства и различия знаков;

Формирование у детей потребности в аккуратном, разборчивом, эстетически выдержанном оформлении всех выполняемых работ в тетрадях.

Развитие речи. К 6 годам ребенок овладевает всеми сторонами родного языка:

Звуковым составом;

Активный словарь ребёнка составляет слов, однако части речи в языке дошкольника представлены неодинаково. Существительные составляют 38% всех частей речи, глаголы – 32%, местоимения – 10%, наречия – 7%, прилагательные – 2% (по данным). Достаточно развитой является грамматическая сторона речи. Дети способны понимать и устанавливать новые слова, их формы и сочетания по аналогии с ранее усвоенными словами. Акцент перемещается на осознанное отношение к языку.

В работе по развитию речи с детьми 6-7 лет выделяют два направления:

Элементарное приобщение к русскому языку как сложной системе, состоящей из относительно автономных областей (фонетики, лексики, морфологии , синтаксиса и словообразования). Цель направления – показать детям, что язык хранит в себе много интересных закономерностей и особенностей, упражнять их в умении правильно использовать, применять в своей речи эти закономерности. Всё это осуществляется через дидактические игры, упражнения и задания;

Работа над связной речью. Цель этого направления заключается в обучении осознанному построению текстов (описательному, повествовательному и комбинированным монологам).

Практическая часть

(, заместитель заведующего)

Игра по типу КВН – «Вспомнить всё!»

Педагоги делятся на 3 группы (жребий), в каждой 7-8 человек.

1-е задание – «Задачи по подготовке к обучению грамоте»

Вариант ответа:

Во второй младшей группе

формируется умение вслушиваться в звучание слова, детей знакомят (в практическом плане) с терминами «слово», «звук».

В средней группе

детей продолжают знакомить с терминами «слово», «звук» практически, т. е. учат понимать и употреблять эти слова при выполнении упражнений, в речевых играх. Знакомят с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности. Обращают их внимание на длительность звучания слов (короткие и длинные).

У ребенка формируют умения различать на слух твердые и мягкие согласные (без выделения терминов), определять и изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком. Учат определять голосом звук в слове: произносить заданный звук протяжно (ррак), громче, четче, чем он произносится обычно, называть изолированно.

В старшей группе

учат: производить анализ слов различной звуковой структуры; выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова; качественно характеризовать выделяемые звуки (гласный, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук); правильно употреблять соответствующие термины.

В подготовительной к школе группе

завершается работа по овладению основами грамоты. В подготовительной к школе группе рекомендуется дать детям представления о предложении (без грамматического определения); упражнять в составлении предложений из 2‑4 слов, в членении простых предложений на слова с указанием их последовательности; учить делить двухсложные слова на слоги, составлять слова из слогов, делить на слоги трехсложные слова с открытыми слогами.

2-е задание – «Назовите структуру занятия по обучению грамоте в старшем дошкольном возрасте»

Вариант ответа :

Примерная структура занятия

по обучению грамоте в старшем дошкольном возрасте

1. Орг. момент (обязательно связать с предыдущей темой).

2. Сообщение темы.

3. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.

4. Задание на развитие фонематических процессов (фонематического слуха и восприятия):

· выделение звука из ряда звуков, слогов, слов;

· выделение слов с заданным звуком из предложений, текстов;

· определение места звука в слове и т. д.

5. Ф/минутка (целесообразно использовать игры с мячом в кругу: «Доскажи словечко», «Добавь первый звук», «Закончи слово»…)

6. ЗА и С слогов, слов, анализ предложений, с использованием схем (Большой интерес у детей вызывает игра «Живые звуки»).

7. Развитие словотворчества.

8. Знакомство с буквой (чтение стихотворения, рассматривание, рисование в воздухе, выкладывание из бросового материала и т. д.)

9. Итог занятия.

3-е задание – «Что важнее: научить читать ребёнка к школе или развить фонематический слух»?

4-е задание – «Звуки речи, какие они?»

Фонематический разбор слов:

1-й команде – слово «р-е-б-ё-н-о-к» .

2-й команде – слово «п-е-д-а-г-о-г».

3-й команде – слово «р-о-д-и-т-е-л-ь».

РЕБЁНОК – 7б, 7 зв, 3 слога

Р – (р) – согл., зв., мягк.

Е – (э) – гл., безуд.

Б – (б) – согл., зв., мяг.

Ё – (о) – гл., уд.

Н – (н) – согл., зв., тв.

О – (а) – гл., безуд.

К – (к) – согл., глух., тв.

ПЕДАГОГ – 7б, 7зв, 3 слога

П – (п) – согл., глух., мягк.

Е – (и) – гл., безуд.

Д – (д) – согл., тв., зв.

А – (а) – гл., безуд.

Г – (г) – согл., тв., зв.

О – (о) – гл., уд.

Г – (к) – согл., гл., тв.

РОДИТЕЛЬ – 8б, 7 зв, 3 слога

Р – (р) – согл., тв., зв.

О – (а) – гл, безуд.

Д – (д) – согл., мягк., зв.

И – (и) – гл., уд.

Т – (т) – согл., тв., мягк.

Е – (э) – гл, безуд.

Л – (л) – согл., зв., мягк.

5-е задание – «Назовите последовательность выполнения звукового анализа».

6-е задание – «Назовите алгоритм письма».

Вариант ответа:

Алгоритм письма:

Выделение элементов, из которых состоит буква;

Определение способов соединения элементов в букве;

Отработка написания элементов и способов соеди­нения в букве.

7-е задание – «Для чего нужны задания на выкладывание, лепки, составления из палочек и т. п. образа букв».

8-е задание – «Методика обучения детей 6 лет грамоте по программе «Радуга»».

Ответ на задание:

Заключительное слово

От того как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Современная начальная школа требует от будущих первоклассников развитого фонематического слуха, умения производить звуковой и слоговой анализ слов, предложений, простые предложения и тексты.

Как свидетельствуют многочисленные психолого-педагогические исследования у детей 4-6 лет появляется стремление к звуковому анализу речи.

Исследователи (К.Д. Ушинский, Л.С. Выгодский, Н.И. Красногорский, Д.Б. Эльконин и другие) утверждают, что для детей уже в 5-6 лет.

Что входит в обучение грамоте?

Происходит на основе развития устной речи детей (звуковая культура, словарная работа, формирование грамматически правильной речи, обучению рассказыванию и др.) Одновременно следует работать над развитием наблюдательности, памяти, мышления, внимания ребенка.

Занятия по грамоте следует строить так, чтобы дети включались в активную познавательную деятельность, самостоятельно решали поставленные перед ними задачи.

Для этого широко , решение речевых логических задач, дидактические упражнения и игры.

Обучение грамоте детей в дошкольном учреждении должно иметь воспитательный характер.

Тексты для анализа (рассказы, сказки, стихи, скороговорки) должны быть содержательные, высокохудожественные, способствовать формированию жизненной компетентности детей.

Этапы обучения элементам грамоты

Многочисленные исследования и практический опыт работы дошкольных учебных заведений доказывают важное значение звукового анализа в обучении грамоте.

Операции сравнения, анализа при фонематичном восприятии языка подводят детей к сочетание звуков в слоги, слова, ускоряют процесс овладения правильным чтением, усвоения норм правописания, грамоты, способствуют умственному развитию детей.

В несколько этапов.

Первый этап обучения детей элементам грамоты – это ознакомление со звуками.

Многие авторы отмечают, что эффективнее начинать с ознакомления детей с неречевыми звуками. Для этого можно провести дидактическую игру «Что как звучит?» (бумага, стаканы с водой, погремушка, барабан, колокольчик и тому подобное).

Следует обратить внимание детей, что это неречевые звуки, ведь их никто не произносит, но мы их слышим. Во время прогулки хорошо предложить детям определить, какие неречевые звуки они слышат: шорох листьев, шум или гудение машины и тому подобное.

Ознакомление со звуками

Этот метод является эффективным, потому им пользуются до этого времени.

Сначала педагог предлагает детям прослушать «песенки»: А-а-а, О-О-о, У-у-у, И-и-и, ы-ы-Ы, Е-е-е. Он рассказывает детям, что эти звуки являются языковыми – мы их произносим. Они называются гласными, потому что мы их поем голосом.

Артикуляция гласных

Педагог предлагает пропеть звуки в такой последовательности: А-О-У. Говорит, что ротик сначала рисует большой круг – дети пропевают «А-А-а», потом среднее – «О-О-О», а потом совсем маленькое – «у-у-у». Далее дети поют в такой последовательности: И-Э.

Педагог говорит, что теперь ротик улыбается – дети поют: «И-и-и», потом улыбка становится шире – «ы-ы-Ы», теперь он почти смеется – «э-э-Э».

Педагог обращает внимание детей на то, что когда мы произносим гласные звуки, воздух выходит свободно, ему ничего не препятствует, наш ротик открыт. Именно поэтому этот звук имеет такую отметку, как открытый ротик.

Обязательно нужно обратить внимание детей на то, что гласных звуков только шесть.

Закрепить знания детей о гласных звуках можно с помощью разнообразных игр: «Какой это звук?», «Поймай звук».

Игра «Оживи кружок», в которой дети по очереди нажимают на символ гласного звука и называют любой громкий звук, поможет детям хорошо запомнить все гласные звуки.

Второй этап обучения детей элементам грамоты – знакомство со слогами.

Этот этап тесно связан с третьим этапом, во время которого идет ознакомление детей с понятием «слово».

Ознакомление со словами и слогами можно провести следующим образом: сначала повторить знания о гласные и согласные звуки, затем перейти непосредственно к слогов и слов. Рассказ о них также может быть в форме небольшой сказки.

Сказка о звуках

Гласные и согласные звуки стали дружить и ходить парами. Но у некоторых пар не получалось что-то сказать. Например, взялись за руки Д и И (скажем все вместе: «ДИ»), но это ничего не значило.

Они очень расстроились, поэтому их пришли утешать звуки В и О и рассказали, что у них тоже ничего не получается (все вместе – «ВО»). Поэтому они взялись все вместе за ручки: ДИ-ВО.

Вдруг прибежали другие звуки и начали их приветствовать: «У вас получилось ЧУДО!» И действительно это было чудо, потому что отдельно они ничего не значили, а вместе составили слово – «чудо».

Другие звуки тоже начали становиться по двое и даже по трое, а потом подходили к другим таким группкам и составляли слова. Такие группки звуков начали называть составами, ведь из них складывается слово.

Звуки образовывали составы а, затем объединялись в слова. Но заметили, что согласные звуки не могут сами образовывать составы, а только с помощью гласных звуков. Тогда возле одного гласного могло собраться два, а иногда и три согласных звука.

А гласные звуки могут образовывать частицы слова – слоги – и без согласных. поэтому звуки пришли к выводу, что сколько в слове гласных звуков, сколько и слогов..

После ознакомления с понятием состава дети учатся определять количество слогов, подставляя руку под подбородок: сколько раз оно коснется руки при произнесении слова, столько в этом слове и слогов.

Ознакомление детей со словом

При ознакомлении детей с понятием «слова» стоит обратить внимание на то, что сочетание звуков в слове и просто сочетание разнообразных звуков отличается тем, что слово имеет значение, а простое сочетание звуков значения не имеет.

Третий этап обучения детей элементам грамоты – ознакомление с предложением.

Для этого пригодятся предметные картинки. Например, можно взять три картинки, на первой из которых изображена девочка, на второй – девочка, которая рисует кисточкой, на третий – цветок.

Педагог с детьми рассматривает картинки и замечает, что все, что на них изображено можно назвать словами. Дальше ознакомления с предложением можно продолжить так.

Дети, посмотрите, кто изображен на первой картинке? (девочка). А что делает девочка на второй картинке? (рисует) А что изображено на третий? (цветок). Дети, за каждой картинкой вы назвали слово.

А теперь давайте соединим эти слова: «Девочка рисует цветок». Мы с вами о чем-то рассказали. Когда слова собираются вместе и о чем-то рассказывают, то это называется – предложения. Итак, давайте вместе произнесем наше предложение (дети проговаривают предложения).

А теперь посчитаем, сколько слов в нашем предложении. В нашем предложении три слова. давайте попробуем изменить предложение так, чтобы в нем стало пять слов. Девочка (какая?) – маленькая, веселая, светловолосая и тому подобное.

Цветок (какой?) – красный, красивый, яркий, нежный и тому подобное. Добавим к нашему предложения слова-признаки: «веселая» и «красная». А к словам-признакам подберем картинки, на которых изображены веселое личико и красное пятно. Вот что получилось: «Маленькая девочка рисует красный цветок».

Давайте посчитаем слова в новом предложении. Теперь наше предложение состоит из пяти слов.

Закрепление знаний

Для закрепления полученной информации можно предложить детям самим составить предложения с опорой на предметные картинки и определить количество слов в составленном предложении.

Педагогу необходимо объяснить детям, что в предложении каждое слово имеет свое место, и на примере любого деформированного текста можно продемонстрировать это утверждение и предложить детям составить предложение правильно.

Упражнять детей в составлении простых распространенных предложений можно с помощью игр «Расшифруй картинку», «Кто придумает самое длинное предложение», «Составь предложение по схеме» и тому подобное.

Ребенок начинает пользоваться родным языком почти с раннего детства, но он не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь. Дошкольное детство – время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее благоприятный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Развитие речи детей – одна из ведущих задач, которую решают дошкольное учреждение или родители. С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте – это формирование у ребенка нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона. По утверждению М. Монтессори, А. Н. Корнева, Р. С. Немова, обучение чтению необходимо начинать в 5 – 7 лет, так как в этом возрасте развито в определенной степени самосознание, сформированы речевые, двигательные навыки, элементарные навыки в художественных видах деятельности, а также появляется интерес к буквам и желание научиться читать.

Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим путём, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира. С началом обучения грамоте дошкольник приступает к анализу своей речи и узнает, что она состоит из предложений, которые в свою очередь состоят из отдельных слов, слова – из слогов, слоги – из звуков. Звуки при письме обозначаются буквами. Поэтому в период обучения грамоте большое место отводится развитию фонематического слуха, умению различать в речевом потоке отдельные слова, позицию и наличие звуков в слове. Развитие речи осуществляется при разных видах деятельности, в том числе на специальных занятиях по обучению грамоте.

Обучение проводится в игровой форме. Предлагаю вам игры, задания, упражнения:

Игра «Назови первый звук в слове» (кольца Луллия)

Знакомство с символами звуков (пособие Т. А. Ткаченко ("Специальные символы")

Игра «Рассели звуки в домики» (классификация гласных - и согласных звуков)

Задание «Нарисуй пальчиком на манке символ звука»

Игра «Сигнальщики» (определение твердых и мягких звуков)

Игра- упражнение «Подарки Тиму и Тому» (определение твердых и мягких звуков)

Упражнение «Определи место гласного звука в слове» (использование фасоли, пуговиц или фишек красного цвета)

«Звуковая схема слова» (фишки синего, зеленого и красного цветов)

Пальчиковые и логоритмические упражнения.

Игра «Подбери схему слова к картинке»

Игра «Веселый поезд», "Домики" (деление слов на слоги)

Игра «Волшебный кубик» (составление предложений с предлогами)

Задание «Нарисуй ниточкой букву»

Задание «Звуковой анализ слов»

Игра «Слоговые часы» (составление слов из слогов)

Игра «Собери кубики» (составление слов из букв)

Возможно, эти игры вам пригодятся в работе. Желаю удачи!

www.maam.ru

Обучение дошкольников грамоте

Обучение дошкольников грамоте

Актуальность

В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной. Казалось бы речь ребенка понятна и не вызывает у него трудностей в общении в дошкольном возрасте, пока к ней не предъявляются особые требования. Небольшие отклонения в речевом развитии не беспокоят родителей, но дело резко меняется с началом школьного обучения. Уже на первых порах обучения чтению и письму, дети испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками, и как результат- плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонение в поведении, повышенная утомляемость и невроз.

Еще одна причина актуальности этой проблемы-возросшее требование школ, особенно гимназий и лицеев, к будущим первоклассникам. Одно из требований-готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным, звукослоговым и лексико-синтаксическим анализам и синтезам до поступления в школу.

Кроме того, букварный период в первом классе совпадает с периодм адаптации детей к условиям жизни и обучения. Педагогическая практика показывает, что читающие ребята чувствуют себя более уверенно и имеют больше перспектив для успешного обучения в школе.

Так же занятия по подготовке детей к овладения грамотой носят общеразвивающий характер, способствуют развитию психических процессов, активной мыслительной деятельности, повышению работоспособности, нравственных и эстетиеческих качеств личности ребенка.

Данная проблема сподвигла меня на создание в моей группе кружка «Грамотейка»

В наше время «рынок» педагогических услуг весьма разнообразен и стихиен: появилось много авторских программ и методических разработок по обучению грамоте, причем не всегда высшего качества. Разумеется есть и полезные для дошкольника методики, а есть и такие, которые приведут к желаемой цели (научат ребенка читать и писать, но не будут развивать самого ребенка.

Под развитием в данной области понимается органичное и своевременное освоение ребенком родного языка, осознание основ грамотности при письме, умственное развитие.

Ведя работу по обучению дошкольников грамоте, за основу я использую программу «Обучение дошкольников грамоте» Н. С. Варенцовой, программа строится на материале методики, созданной Д. Б. Элькониным и Л. Е. Журовой. Ознокомление ребена с фонемой (звуковой) система языка имеет значение не только при обучении чтению, но и для всего последующего изучения родного языка.

Содержание программы построено с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Дети постигают определенную систему закономерностей родного язка, учатся слышать звуки, различают гласные (ударные и безударные, согласные (твердые и мягкие, сранивают слова по звучанию, делят слова на слоги. Позже дети учатся делить речевой поток на предложения, предложения на слова, знакомятся с буквами русского алфавита, составляют слова и предложения из них, употребляя граматические правила написания, овлодевают послоговым и слитным способами чтения. Важно отметить, что обучение чтению при этом, не является самоцелью. Эта задача решается в широком речевом контексте. Дети приобретают определенную ориентировку в звуковой действительности родного языка, у них закладывается фундамент будущей грамотности.

В дополнении я использую программу «От звука к букве» Е. В. Колесниковой, «От слова к звуку» Н. В. Дуровой.

Программа для младшей группы включает в себя 2 раздела: развитие фонетико-фонематической стороны речи с целью подготовки детей к обучению звуковому анализу слов и развитию движений кситей и пальцев рук для подготовки руки к письму. В ходе занятий детей знакомят с звуками окружающего мира, затем в ходе звукоподражательных упражнений они учатся правильно произносить гласные звуки и некоторые согласные, кроме свистящих и шипящих, термины характерезующие звук (гласные и согласные на занятиях не используются). Приведу пример: воспитатель объясняет, что звуков в мире много и все они звучат по разному, дети вместе с педагогом вспоминают как звучат: ветер, вода, птичка и тп.

В средней группе продолжается работа по развитию фонематической стороны речи, в процессе работы над звуковой стороной речи значительно расширяется диапазон задач, т. к дети 5-го года жизни особенно сензитивны к звуковой стороне речи, дошкольники «погружаются» в звуковую действительность языка, учатся выделять отдельные звуки в словах, определять первый звук в слове, подбирать слова с определенным звуком и различать на слух твердые и мягкие согласные (без употребления самих терминов) .

В старшей группе продолжается работа со звучащим словом, определению его протяженности (измерение слоговой структуры слов хлопками, шагами) вводится термин «слог» и графическая запись слогового деления.

В подготовительной продолжается работа по овладению первоначальными основами грамоты, дети 6 лет способны овладеть уже более широкой ориентировкой, в фонематической стороне речи; они обладают определенной сензитивность к знаковой действительности языка, испытывают повышенный интерес к буквам и тягу к чтению. В связи с этим программа для подготовительной группы включает 3 направления: развитие фонетической стороны речи, ознакомление со знаковой системой языка, подготовка руки ребенка к письму.

Важно отметить, что внимание и запоминание будут «слабыми» если учение не захватывает. Поэтому я всегда ввожу в занятие игры и игровые ситуации: всегда легче запомнить то, что интересно. Игра так же необходима для снижения физических и психических перегрузок. Для этого в своей работе я использую книгу автора В. В. Волиной «Праздник Букваря»- это сборник веселых сказок, стихов, пословиц, поговорок, задач и упражнений. Игровой и занимательный материал подобранный на каждую букву алфавита, поможет сделать творческими и радостными первые уроки словестности.

Прикреплённые файлы:

prezentacija-gramoteika_v4tc6.ppt | 5516,5 Кб | Скачан: 54

www.maam.ru

Обучение дошкольников грамоте | Скачать бесплатно

Данная серия книг для обучения чтению дошкольников построена на авторской методике. В учебных пособиях также содержится дидактический материал и огромное количество интересных развивающих заданий.

Описание учебника “Обучение дошкольников грамоте”:

Каждая книга серии “Обучение дошкольников грамоте” представляет собой логическое продолжение предыдущей. Заниматься с этими учебниками можно уже с пятилетнего возраста. В учебных пособиях много ярких красивых иллюстраций, что привлекает малышей и вызывает их интерес.

Данная методика обучения грамоте дошкольников позволит маленьким ученикам легко и быстро освоить начальные навыки чтения, подготовиться к школьным занятиям по этому предмету и сделает книги лучшими друзьями Вашего малыша.

В данной раздаче представлены следующие книги:

  • От звука к букве (введение в мир звуков) ;
  • От слова к звуку (учимся правильно выговаривать звуки, а также различать их на слух) ;
  • Поиграем в слова (изучение гласных букв и правил их написания) ;
  • Читаем сами (учит детей слитному осмысленному чтению) .

Издательство : Школьная ПрессаСерия : Дошкольное воспитание и обучениеАвтор : Дурова Н. В.Количество страниц : 23+23+23+34Язык : Русский

Подробней на сайте www.vse-dlya-detey.ru

«Кто сказал?».

2 этап. Основной. На втором этапе происходит знакомство с речевыми звуками. На этом этапе главное - формирование фонематических процессов. Вот как происходит знакомствос гласными звуками.

Знакомство со звуком начинается с выделения звука из речи. Подробнее остановимся на звуке. Детям рассказываем, что ослик везет тяжелую тележку и кричит И-И-И.

Дальше спрашиваем у детей, как кричит ослик? Дети смотрят в зеркала и рассматривают артикуляцию произношения звука, губы растягиваются в улыбке (используем символ) . Рассматривая артикуляцию звука, выясняем, что воздух не встречает препятствия, значит этот звук гласный (используем квадрат красного цвета) . Говорим, что в образовании звука участвует голос, его можно петь. Знакомство с другими гласными звуками происходит аналогично. После знакомства со звуками, проводятся игры с использованием символов гласных звуков.

После знакомства со звуками ведется работа по дифференциации гласных, для уточнения артикуляции и умения слышать данный звук:

На этом этапе учим детей слышать гласные звуки. Например, найди звук

В ряду других звуков: а, у, и, а, о

В ряду слогов: ом, ум, ам, ан, ас.

В ряду слов: аист, усы, артист, осы

В тексте: Аня с Аликом гуляли, в саду астры собирали.

Слайд 14 Знакомство с согласными звуками.

При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика.

Дети произносят звук сами, смотрят в индивидуальные зеркала. Вместе с детьми выясняется, что воздух встречает препятствие – губы, значит звук- согласный.

Чтобы определить звонкость и глухость согласного, используем прием с горлышком - если горлышко "звенит", значит, звук звонкий, если нет - глухой.

Если горлышко звенит,

Значит звонкий звук бежит.

В данном случае звук - звонкий (используем символ – колокольчик) . Для обозначения твёрдости или мягкости используются символы: орех – твёрдый, облачко – мягкий.

Практикуем индивидуальное повторение звука ребенком, совместноеповторение (воспитателя и ребенка или двух детей) , а также хоровое. Особенно нуждается в четком руководстве хоровое повторение. Желательно предпослать ему пояснения: предложить сказать всем вместе, четко, но не громко.

Знакомство с буквами.

На этом этапе начинаем знакомить детей с буквами. В своей работе мы букву называем как звук: «ш», а не «ша»; «л», а не «эль». Иначе ребёнку будет непонятно, как сливать слоги.

Знакомим детей с правилом:«Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем».

Помогаем запомнить букву через ассоциации ребёнка, опираясь на свойственное ему наглядно – образное мышление. Просим детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа. Все ответы принимаются, и предлагается свой вариант, в котором картинка похожа на букву и начинается на данный звук (с - сыр, т - труба, я - яблоко) . По ассоциации с предметами дети лучше запоминают буквы (мнемонические приемы запоминания.

Рассматриваются элементы, их количество. Можно предложить стишок для запоминания образа буквы

Покатилось колесо, превратилось в букву О;

У – сучок, в любом лесу ты увидишь букву У;

А – как лесенка стоит, начинает алфавит;

Буква Б с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком;

“Вот какая буква “Ц”

Коготок-царапка,

Как кошачья лапка”.

Для более прочного и образного запоминания буквы используется прием, в котором элементы буквы находятся в геометрических фигурах, наложенных друг на друга. Дети изображают буквы с помощью пальцев, палочек, природного материала, изображают буквы позой.

Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов. Изучая литературу мы пришли к выводу, что при обучении грамоте необходимо включать все анализаторы – зрительный, слуховой, тактильный, двигательный. В этом и заключается инновационный подход в обучении грамоте.

Написать букву в воздухе, на столе, на руке, у товарища на спине;

Выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;

Написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;

Выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и других мелких предметов;

Угостить фигурным печеньем в виде буквы;

Вылепить из пластилина, теста;

Выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.

На основном этапе работы, кроме наглядных и практических методов используем и словесные методы, направленные на работу с художественным словом, для закрепления используется метод беседы.

После усвоения гласных, согласных звуков, переходимк заключительному этапу – звуко-буквенный анализ

  • определение порядка звуков в слове;
  • выделение отдельных звуков
  • различение звуков по их качеству (согласные, гласные, твердые, мягкие) .

Такие занятия предупредят многие будущие трудности в процессе обучения и помогут нам выявить невидимую трудность - фонетико-фонематическое недоразвитие. Эта трудность коварная, она остается долгое время скрытой и проявляется (в виде большого количества ошибок, особенно в диктантах) значительно позднее - во втором, третьем классе.

Что касается обогащениясловарного запаса, развития речи,то здесь также необходима специальная и постоянная забота, окружающих ребёнка взрослых людей (воспитателей, родителей) .

Поскольку большинство окончаний слов в русском языке являются без-ударными, то окружающим ребёнка людям следует достаточно отчётливо их проговаривать (даем речевой образец) . Только так можно дать ребёнку правильный образец согласования слов (например, «пять деревьев, а не «пять деревьях», «много оленей», а не «много оленев» и т.п.) .

Очень важно специально упражнять его в правильном употреблении отдельных грамматических форм и в правильном построении фраз.

В работе над культурой речиочень важна помощь родителей.

Чтобы родители были нашими помощниками, мы даем им, к примеру, такие советы:

ваши малыши обычно любят помогать на кухне, накрывать на стол, расставлять посуду. Спросите: что такое посуда? Потренируйтесь в определении ее местоположения (тарелка в середине, вилка слева, нож справа, салфетка сбоку, хлебница впереди, солонка за хлебницей и т. п.) ,посчитать количество предметов, определить их форму (тарелка круглая, салфетка прямоугольная, а когда мы сложили ее, получился треугольник и т. д.) . При этом обязательно следите за правильным употреблением и произношением слов.

К 6 – 7 годам при нормальном развитии ребенок хорошо различает множественное и единственное число, словарный запас составляет не менее 3000 слов знает и умеет применять на практике основные законы словообразования и словоизменения, речь из ситуативной становится развернутой и связной. В начальной школе он овладеет чтением и письменной речью, что позволяет и дальше как развивать словарный запас, так и усваивать сложные грамматические конструкции.

Сейчас издается много разнообразныхальбомов для раскрашивания(их используют не только родители, но и мы на занятиях) . Мы расширяем возможности таких альбомов: используем не только для раскрашивания, но для упражнений, помогающих ребенку научиться классифицировать предметы, находить их сходство и различия.

Используем возможности физкультурных минутокдля развития речи. Предлагаются различные формы проведения физминутки:

  • подвижная игра;
  1. нарушение понимания прочитанного.

То, что мы произносим и слышим, это – звуки, а буквы мы видим и пишем.

  1. В русском языке 10 гласных букв: А, О, У, И, Ы, Э, Я, Е, Ё, Ю, а гласных звуков всего 6: А, О, У, Ы. Э. В названии каждой из четырёх следующих букв (Я.Ё. Ю, Е) . Слова с йотированными гласными не следует предлагать детям на начальных этапах формирования звукового анализа.
  1. Наш алфавит содержит 33 буквы, а звуков в русском языке намного больше – 42, в основном за счёт мягких согласных (НЬ, ПЬ и пр.) . Они не имеют отдельного графического изображения, наряду с парными твёрдыми звуками обозначаются общей буквой. (Сравните: ныть – нить, мал – мял. Первые буквы в парах слов одинаковые, а звуки разные: мягкие и твёрдые) . Мягкость согласных звуков отражается на письме с помощью различных следующих за согласной букв: мягкого знака, буквы И. и так называемых йотированных гласных букв Е, Ё, Ю, Я. Анализируя с детьми слова, необходимо учитывать наличие в них мягких согласных звуков и избегать таковых, если ребёнок ещё не различает согласные звуки по твёрдости – мягкости.
  1. В русском языке нет полного соответствия между звуками и буквами. Зачастую звуковой и буквенный варианты слов значительно расходятся. В упражнениях на полный звуковой анализ и синтез следует предлагать детям только те слова, произношение которых не расходится сих написанием. Слова, которые мы пишем и произносим по-разному (помимо слов с мягкими согласными звуками) , взрослым важно замечать и исключать из упражнений, чтобы не создавать ребёнку дополнительных трудностей.
  1. Называть согласные звуки при анализе и синтезе слов коротко, без добавления гласных, так, как они произносятся в конце слов. На протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково – т.е. так, как звучит звук.
  1. В тренировочных упражнениях закрепляется сначала устный синтез гласных и согласных звуков в слоги, чтобы ребёнок не испытывал в последствии «муки слияния» и раньше овладел послоговым чтением. В противном случае, читая побуквенно длинное слово, ребёнок не сможет синтезировать названные звуки и следовательно понять смысл прочитанного.

Основные задачи подготовки дошкольников с нарушениями речи к обучению грамоте.

  1. совершенствование фонематического восприятия (способности воспринимать и различать звуки речи) ;
  1. формирование правильного произношения звуков;
  1. развитие навыков звукового анализа и синтеза.
  1. Формирование навыков звукового анализа и синтеза на начальных этапах работы.
  1. Выделение в словах первого гласного звука.
  1. Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков.
  1. Определение наличия или отсутствия в словах звука.
  1. Определение последнего гласного звука в словах.
  2. Определение первого и последнего гласного звука в словах.
  1. Выделение ударного гласного звука в словах.
  1. Определение первого согласного звука в словах.
  1. Определение позиции согласного звука в слове.
  1. Определение количества слогов в словах.
  1. Определение нескольких гласных звуков в словах и т. д.

Как помочь ребёнку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы?

Различает ли ваш ребёнок понятия «слева» и «справа»?

Ребёнок должен уметь правильно выполнять задания: покажи своё правое ухо, левую ногу и т. д; расскажи, что ты видишь справа от себя, что слева. Если ребёнок пишет буквы не в ту сторону – чаще всего это следствие несформированных понятий «слева» и «справа».

Умеет ли ваш ребёнок складывать картинки из шести кубиков? Если он затрудняется, то это следствие недоразвития зрительно – пространственного анализа и синтеза. (В таком случае начните с набора из 4 кубиков.)

Очень полезны для пространственных представлений и зрительного восприятия игры – занятия с различными «конструкторами» и «строителями"

Чтобы ребёнку было легче запоминать буквы, рекомендуем следующие игры.

«Обведи букву»

Взрослый предлагает ребёнку внимательно рассмотреть и назвать знакомую букву, которая написана пунктиром, дописать её.

«Найди букву»

Взрослый предлагает ребёнку найти изучаемую букву среди других букв, написанных одинаковым обычным шрифтом.

«Найди букву».

Взрослый предлагает ребёнку найти различные изображения изучаемой буквы, которые написаны разными шрифтами, среди других букв.

«Назови букву»

Взрослый предлагает ребёнку найти какую-либо букву среди букв, перечёркнутых различными способами.

«Найди букву»

Взрослый предлагает ребёнку найти названную им букву в ряду графически сходных букв, например, букву Г: П Г Т Р.

«Допиши букву»

Взрослый предлагает ребёнку внимательно рассмотреть знакомую недописанную букву, назвать её и дописать недостающие элементы.

«Найди ошибку»

Взрослый предлагает ребёнку рассмотреть два изображения одной и той же знакомой буквы, одно из которых написано неправильно. Ребёнок должен зачеркнуть неверное изображение буквы.

«Узнай букву»

Ребёнок закрывает глаза. В это время взрослый «пишет» на руке ребёнка знакомую ему букву. Ребёнок называет, какую букву «написал» взрослый на его руке.

«Чудесный

мешочек»

Взрослый кладёт в непрозрачный мешочек знакомые ребёнку объёмные буквы, сделанные из пластмассы, картона или дерева. Ребёнок с закрытыми глазами достаёт из мешочка букву, ощупывает её двумя руками и назывет.

«Сложи букву»

Взрослый предлагает ребёнку сложить целое изображение из частей и назвать букву, которая при этом получилась.(Карточка на которой написана знакомая ребёнку буква, разрезана на несколько частей.)

«Выложи букву»

Взрослый предлагает ребёнку выложить знакомую ему букву из различных материалов: мозаики, семечек, мелких орешков. Семян, пуговиц, веток, кусочков бумаги, счётных палочек и толстых ниток.

«Смастери букву»

Взрослый предлагает ребёнку изготовить знакомую ему букву из пластелина, проволоки или бумаги (сначала по образцу, а потом самостоятельно) .

«Волшебный карандаш»

Взрослый предлагает ребёнку обвести знакомую ему букву по контуру, заштриховать её определённым образом или закрасить.

«Напиши букву»

Взрослый предлагает ребёнку написать знакомую ему букву пальчиком в воздухе, палочкой на мокром песке или снегу.

«Опиши букву»

Взрослый предлагает ребёнку рассказать, из каких элементов состоит знакомая ему буква и как они расположены. Например, буква Н состоит из двух больших вертикальных палочек и одной маленькой горизонтальной палочки между ними.

«Волшебник»

Взрослый предлагает ребёнку выложить из счётных палочек или согнутьиз счётных палочек или согнуть из проволоки какую-то какую-нибудь знакомую ему букву, а затем «превратить» её в другую, графически сходную букву. Например: согнуть из проволоки букву О, а затем «превратить» её в букву С; выложить из палочек букву Н, а потом «превратить» её в букву П и т.д.

Ребус – это загадка, в которой какое-то слово или фраза зашифрованы комбинацией букв, фигур или знаков. В ребусе скрыта определённая тайна, и ребёнок с его стремлением к познанию мира с большим желанием старается разгадать предложенную загадку.

При разгадывании ребуса решаются многие задачи: развитие фонематического, слогового анализа и синтеза; закрепление знаний звукобуквенных обозначений; развитие важнейших психических процессов – внимания, памяти, понятийного мышления. Дети учатся видеть, слышать, рассуждать.

Ребусы предлагаются по принципу «от простого к сложному». Ребёнок постепенно учится разгадывать ребусы, ведь для того, чтобы прочитать зашифрованное слово, необходимо сначала разгадать ребусный шифр и следовать определённым правилам:

  1. из названия каждого предмета следует выделять первый звук (букву) и затем соединять их в новое слово: арфа + индюк + сова + трубка = АИСТ
  1. к букве или буквосочетанию добавляют рисунок: «М + арка», ВО +рот»
  1. к букве или буквосочетанию добавляют рисунок, затем снова – букву или буквосочетание: «Г + усы+ Ня», «РИ+ сова+ НИЕ».
  1. если слева от рисунка стоят запятые (одна или несколько) , то первые буквы этого слова не читаются;
  2. если запятые стоят после рисунка, не читаются последние буквы: «зубы, Р».
  1. Те части слова, которые напоминают предлоги (приставки) : по, под, на, в ребусах показаны графической схемой (расположением объекта по отношению к предмету) :
  1. перечёркнутая буква около изображённого предмета обозначает, что эту букву читать нельзя, её надо исключить из названия предмета;
  2. если над перечёркнутой буквой написана другая буква, то в названии предмета она читается вместо перечёркнутой буквы;
  1. если приведена запись – одна буква равна другой, значит, при чтении ребуса одну букву заменяем другой « мак луна У=И»;
  1. если часть слова напоминает имя числительное, то её можно изобразить цифрой: «40 А» - сорока, « 100 Л» - стол.

После разгадывания ребуса ребёнку предлагается составить предложения с данным словом, что способствует уточнению лексического значения слова и развитию связной речи.

По теме:

Источник nsportal.ru

Статьи | По слогам | Бегло читаем | Начало |

В данной статье мы предлагаем вам конспекты занятий по обучению грамоте. Данные конспекты помогут Вашему ребенку грамотно обучиться читать. Данные конспекты рассчитаны на дошкольный и школьный возраст.

Чем раньше вы будете обучать своего ребенку грамоте, тем легче ему будет учиться в школе.

Обучение грамоте дошкольников конспекты занятий

Подготовка к обучению грамоте – одна из основных задач в дошкольном учреждении. Многолетний опыт работы с детьми дошкольного возраста позволяет утверждать, что около половины дошкольников испытывают трудности в овладении грамотой, причем эти трудности возникают не только у детей-логопатов, но и у детей с чистой речью.

Следуя рекомендациям известного психолога Л. С. Выготского – обучение грамоте надо начинать в период становления психических функций дошкольника. Наиболее эффективным для использования богатых возможностей ребенка в освоении грамоты является возраст 4-6 лет, так называемый период "языковой одаренности" особой восприимчивости дошкольника к речи. Необходимо вовремя удовлетворять познавательный интерес ребенка и направлять его желание и волю на овладение важными для дошкольного обучения умениями: проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение, мыслить логически.

Обучение детей дошкольного возраста необходимо потому что:

1. Требования начальной школы стали выше и многие родители искренне должны быть заинтересованы в обучении детей грамоте;

2. Появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;

3. Не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;

4. Обучение грамоте в дошкольном учреждении является пропедевтикой дислексии, дисграфии и поможет ребенку избежать специфических ошибок;

5. Занятия по обучению грамоте в дошкольном учреждении – это начальная ступень последующего систематического изучения языка в школе.

Логопеды и психологи, занимающиеся вопросами обучения грамоте, единодушно подчеркивают, что для овладения грамотой необходимо, чтобы ребенок не только правильно слышал и произносил отдельные слова и звуки, в них содержащиеся, но – и это главное – имел четкое представление о звуковом составе языка и умел бы анализировать его. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящих, знать, из каких звуков состоит слово, т. е. умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Работа по обучению грамоте дошкольников проводится в несколько этапов:

1 этап – учим и запоминаем буквы;

3 этап - читаем и понимаем смысл прочитанного слова;

4 этап - читаем и воспринимаем прочитанные слова как часть какого-то смыслового целого словосочетания, предложения, текста.

Для повышения эффективности обучению грамоте мы рекомендуем использовать различные виды занятий, стимулирующие мыслительную деятельность детей. Доказано, что наиболее полно и отчетливо воспринимается и запоминается ребенку то, что было ему интересно.

Знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями не становятся полезными. Во время обучения грамоте дети должны не просто учиться чему – либо, а самостоятельно пробовать, добывать знания.

«Вижу. Читаю. Пишу. Конспекты занятий по обучению грамоте» - одна из наиболее популярных книг с конспектами обучающих уроков. Подготовка к обучению грамоте старших дошкольников входят азбука и демонстрационный материал для проведения фронтальных занятий.

Пособие представляет собой конспекты занятий (которые апробированы автором) по обучению грамоте детей дошкольного возраста с нарушением речи в подготовительной группе дошкольного образовательного учреждения.

Целью данного пособия является оказание помощи начинающим логопедам в планировании и проведении занятий с дошкольниками с речевой патологией.

В книге раскрываются особенности работы по обучению детей первоначальному чтению и письму. Предложенные занятия могут проводиться как при фронтальной, так и при индивидуальной форме работы.

Они могут использоваться при обучении грамоте детей подготовительных групп массовых детских садов. Пособие предназначено для логопедов и воспитателей.

Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3-7 лет скачать книгу Н. С. Варенцовой: скачать бесплатно fb2, txt, epub, pdf, rtf и без регистрации

Внимание! Вы скачиваете отрывок книги, разрешенный законодательством (не более 20% текста) . После прочтения отрывка Вам будет предложено перейти на сайт правообладателя и приобрести полную версию книги.

Настоящее пособие предназначено для развития у дошкольников звуковой стороны речи и ознакомления с основами грамоты. В книге содержатся программа, методические рекомендации и планы занятий для младшей, средней, старшей и подготовительной групп.

Книга адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений.

Правообладателям!

Представленный фрагмент книги размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО "Лит Рес" (не более 20% исходного текста) . Если вы считаете, что размещение материала нарушает ваши или чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Татьяна Иванова
Обучение дошкольников грамоте

Актуальность

В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной. Казалось бы речь ребенка понятна и не вызывает у него трудностей в общении в дошкольном возрасте , пока к ней не предъявляются особые требования. Небольшие отклонения в речевом развитии не беспокоят родителей,но дело резко меняется с началом школьного обучения . Уже на первых порах обучения чтению и письму , дети испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками, и как результат- плохие оценки,негативное отношение к школе,отклонение в поведении,повышенная утомляемость и невроз.

Еще одна причина актуальности этой проблемы-возросшее требование школ,особенно гимназий и лицеев, к будущим первоклассникам. Одно из требований-готовность к овладению грамотой ,которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным, звукослоговым и лексико-синтаксическим анализам и синтезам до поступления в школу.

Кроме того, букварный период в первом классе совпадает с периодм адаптации детей к условиям жизни и обучения . Педагогическая практика показывает, что читающие ребята чувствуют себя более уверенно и имеют больше перспектив для успешного обучения в школе .

Так же занятия по подготовке детей к овладения грамотой носят общеразвивающий характер, способствуют развитию психических процессов, активной мыслительной деятельности,повышению работоспособности, нравственных и эстетиеческих качеств личности ребенка.

Данная проблема сподвигла меня на создание в моей группе кружка «Грамотейка »

В наше время «рынок» педагогических услуг весьма разнообразен и стихиен : появилось много авторских программ и методических разработок по обучению грамоте , причем не всегда высшего качества. Разумеется есть и полезные для дошкольника методики , а есть и такие, которые приведут к желаемой цели (научат ребенка читать и писать, но не будут развивать самого ребенка.

Под развитием в данной области понимается органичное и своевременное освоение ребенком родного языка,осознание основ грамотности при письме , умственное развитие.

Ведя работу по обучению дошкольников грамоте , за основу я использую программу «Обучение дошкольников грамоте » Н. С. Варенцовой, программа строится на материале методики, созданной Д. Б. Элькониным и Л. Е. Журовой. Ознокомление ребена с фонемой (звуковой) система языка имеет значение не только при обучении чтению , но и для всего последующего изучения родного языка.

Содержание программы построено с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста . Дети постигают определенную систему закономерностей родного язка,учатся слышать звуки, различают гласные (ударные и безударные,согласные (твердые и мягкие, сранивают слова по звучанию, делят слова на слоги. Позже дети учатся делить речевой поток на предложения, предложения на слова, знакомятся с буквами русского алфавита, составляют слова и предложения из них, употребляя граматические правила написания , овлодевают послоговым и слитным способами чтения. Важно отметить, что обучение чтению при этом , не является самоцелью. Эта задача решается в широком речевом контексте. Дети приобретают определенную ориентировку в звуковой действительности родного языка, у них закладывается фундамент будущей грамотности .

В дополнении я использую программу «От звука к букве» Е. В. Колесниковой, «От слова к звуку» Н. В. Дуровой.

Программа для младшей группы включает в себя 2 раздела : развитие фонетико-фонематической стороны речи с целью подготовки детей к обучению звуковому анализу слов и развитию движений кситей и пальцев рук для подготовки руки к письму. В ходе занятий детей знакомят с звуками окружающего мира, затем в ходе звукоподражательных упражнений они учатся правильно произносить гласные звуки и некоторые согласные, кроме свистящих и шипящих, термины характерезующие звук (гласные и согласные на занятиях не используются) . Приведу пример : воспитатель объясняет,что звуков в мире много и все они звучат по разному, дети вместе с педагогом вспоминают как звучат : ветер,вода,птичка и тп.

В средней группе продолжается работа по развитию фонематической стороны речи, в процессе работы над звуковой стороной речи значительно расширяется диапазон задач, т. к дети 5-го года жизни особенно сензитивны к звуковой стороне речи, дошкольники «погружаются» в звуковую действительность языка, учатся выделять отдельные звуки в словах, определять первый звук в слове, подбирать слова с определенным звуком и различать на слух твердые и мягкие согласные (без употребления самих терминов) .

В старшей группе продолжается работа со звучащим словом,определению его протяженности (измерение слоговой структуры слов хлопками,шагами) вводится термин «слог» и графическая запись слогового деления.

В подготовительной продолжается работа по овладению первоначальными основами грамоты , дети 6 лет способны овладеть уже более широкой ориентировкой, в фонематической стороне речи; они обладают определенной сензитивность к знаковой действительности языка, испытывают повышенный интерес к буквам и тягу к чтению. В связи с этим программа для подготовительной группы включает 3 направления : развитие фонетической стороны речи, ознакомление со знаковой системой языка, подготовка руки ребенка к письму.

Важно отметить, что внимание и запоминание будут «слабыми» если учение не захватывает. Поэтому я всегда ввожу в занятие игры и игровые ситуации : всегда легче запомнить то, что интересно. Игра так же необходима для снижения физических и психических перегрузок. Для этого в своей работе я использую книгу автора В. В. Волиной «Праздник Букваря» - это сборник веселых сказок, стихов, пословиц, поговорок, задач и упражнений. Игровой и занимательный материал подобранный на каждую букву алфавита, поможет сделать творческими и радостными первые уроки словестности.

Надежда Мясникова
Конспект занятия во 2 младшей группе «Зимние забавы»

Выполнила : Мясникова Н. П. воспитатель МАДОУ Каменского ДС «Пчёлка»

Конспект комплексного занятия во второй младшей группе «Зимние забавы » (познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие) .

Цель :

закреплять знания детей о зиме, зимних явлениях ;

уточнять знания о зимних праздниках , забавах ;

расширять и активизировать словарный запас по теме «Зима, зимние забавы » ;

развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений, пространственные представления;

Материал : презентация «зимние забавы » , мультимидийник, снежки поролоновые, лыжи пластиковые – 2 пары, кегли – 2шт., песня «Зимушка-хрустальная» .

Ход занятия.

Занятие желательно провести в музыкальном зале.

Дети в ходят в зал под музыку. Садятся полукругом напротив мультимидийного оборудования (заранее подготовленного) .

Воспитатель : Ребята отгадайте загадку :

Снег идёт,

Под белой ватой

Скрылись улицы, дома.

Рады снегу все ребята -

Снова к нам пришла … (зима)

Дети отвечают. Правильно ребятки. А кто любит зиму? (дети отвечают) . А почему Вы любите зиму, за что? (ответы детей) . Да ребята, правильно. Зимой очень много разных забав , а именно катание с горки, можно лепить снеговика, кататься на лыжах, коньках. А в снежки все любят играть? Давайте с вами поиграем с наши волшебные снежки.

Воспитатель берет корзинку со снежками и говорит слова : Я подброщу снежки высоко, подлетят они далеко, ребятки все их соберут и мне в корзину принесут. (игра повторяется 2-3 раза) . Дети садятся на стульчики.

А сейчас мы с Вами поговорим и познакомимся с зимними забавами . Воспитатель включает презентацию, беседует с детьми по каждому слайду.

После просмотра презентации ребятам предлагается подвижная игра «Весёлая лыжня»

(организуются 2 команды по 5-7 человек, команды строятся в 2 колонны. Дети по очереди одевают лыжи, скользя по паласу пробегают до кегли, обегают её, и возвращаются на место, передают лыжи следующему игроку и т. д.)

Молодцы, победила дружба! Дети садятся на стульчики, в игру вступают следующие ребятки, которые не принимали участие.

После окончания игры все ребята садятся на палас. Звучит песня «Зимушка хрустальная»

В : Ребята, о чём эта песня? (ответы детей) Правильно, в этой песне говорится о зимних забавах , именно о том, о чём мы с вами сегодня беседовали. Давайте еще раз вспомним какие есть зимние забавы (ответы детей) . Сегодня мы с вами на прогулке поиграем в снежки, покатаемся на санках, и с горки.

Вперед, на прогулку!