Короткие грустные статусы про любовь. Лучшая подборка статусов про слезы

Физическое развитие ребенка в каждом возрасте отличается своими особенностями. Несмотря на то, что каждый малыш развивается в индивидуальном порядке, существуют критерии, являющиеся общими для большинства детей. Возраст 4-5 лет принято именовать средним дошкольным, поскольку в этот период проявляются черты, характерные для старшего дошкольного возраста, при этом сохраняются особенности, свойственные для младших дошкольников.

Показатели физического развития

Физическое развитие детей определяется в соответствии со следующими показателями:

  • показатели роста;
  • значение веса;
  • степень развития моторики;
  • размер грудной клетки (окружность);
  • состояние внутренних органов;
  • состояние мышечной системы;
  • состояние костной системы.

Для детей 4-5 лет характерна приблизительно одинаковая прибавка в весе и росте. В среднем, рост увеличивается на 6-8 см, а вес примерно на 1,5-2,5 кг. Таким образом, средний рост мальчиков в 4 года составляет 1 м, девочки этого возраста ниже примерно на 0,5 см. В 5 лет рост мальчиков и девочек достигает соответственно 107 и 106 см. Показатели веса для детей находятся на уровне 15,5 кг (для девочек в 4 года) и около 16 кг (для мальчиков 4 лет). К пяти годам масса девочек достигает 17,5 кг, тогда как мальчики в этом же возрасте весят приблизительно 18 кг.

К шести годам темпы прибавки в росте и весе, как правило, несколько ускоряются. Например, мальчики шести лет весят около 20-20,5 кг, а их рост достигает 115 см. Для девочек значение роста составляет, в среднем, 114 см, а веса 19,5 кг.

Однако в данном случае речь идет о средних значениях показателей. У каждого ребенка имеются свои особенности развития. Немаловажную роль в этом отношении играет наследственность. Если родители невысокого роста и небольшой массы тела, то и ребенок будет ниже своих ровесников. Тип телосложения детей может быть большим (выше 106 см и весом более 16 кг), средним и маленьким (когда рост менее 100 см, а вес не достигает 15 кг).

В том случае, когда вес и рост ребенка существенно отличаются от средних значений, рекомендуется проконсультироваться и обследоваться у специалиста-эндокринолога. Детям, вес которых намного больше или меньше среднего, следует посещать педиатра на регулярной основе.

При этом, к числу основных причин, которые являются причинами избыточного или недостаточного веса могут быть причислены не только нарушения обмена веществ или гормонального фона, а также неправильное питание, недостаточная физическая нагрузка и др. В связи с этим следует особое внимание уделить достаточному содержанию в меню белков, жиров и углеводов. Желательно, чтобы ребенок питался от 4 до 6 раз в течение дня.

Физические особенности детей среднего дошкольного возраста

Для детей среднего дошкольного возраста характерна острая потребность в активном движении. При этом сами движения становятся значительно разнообразнее и увереннее. Малыши, испытывающие недостаток физической активности, отличаются чрезмерной перевозбудимостью, капризным поведением, они бывают непослушны.

В возрасте 4-5 лет малыши учатся во время игр. К этому возрасту, как правило, дети осваивают такие навыки, как бег, прыжки, игра с мячом (ребенок обычно умеет пинать и бросать мяч), малыши могут самостоятельно качаться на качелях. Этот период также характеризуется активным развитием мелкой моторики. При правильном физическом развитии ребенок 4-5 лет должен уметь:

  • простоять на одной ноге в течение нескольких секунд;
  • подниматься и спускаться по лестнице;
  • ходить спиной вперед;
  • прыгать.

Уровень развития мелкой моторики должен позволять ребенку справляться с такими занятиями, как рисование геометрических фигур, в частности, квадрата, треугольника, круга, использование вилки и ложки во время еды, самостоятельное одевание и раздевание, чистка зубов. Также для детей этого возраста свойственно умение кататься на 3-х колесном велосипеде и строительство объектов из 10 и более игрушечных фигур.

Именно в этот период происходит активное развитие ловкости, координации. Дети этого возраста хорошо держат равновесие, им удается перешагивать через небольшие препятствия, они лучше осваивают технику владения мячом.

В целях физического развития детей желательно выполнять ежедневную утреннюю зарядку. Упражнения должны быть простыми – это приседания, движения для разминки рук, ног и шеи, наклоны. Длительность утренней зарядки должна составлять 10-15 минут. Дети, посещающие дошкольные заведения, как правило, делают зарядку под контролем воспитателей. Также для ребенка в возрасте 4-5 лет полезно заниматься гимнастикой, прыгать на батуте, ходить по прямой линии и т.д.

Ручку ребенка среднего дошкольного возраста желательно подготовить к началу обучения письму. Для этого следует особое внимание уделить развитию мышц ладони. С этой целью ребенку нужно заниматься лепкой из пластилина, глины и теста, также благотворно на развитии моторики рук сказывается раскрашивание картинок и рисование. Такие занятия не только способствуют физическому формированию, они также развивают фантазию ребенка.

Опорно-двигательный аппарат

К 4-5 годам происходит активный рост позвоночника, который продолжается до взрослого возраста. При этом пропорции отделов позвоночника у малышей среднего дошкольного возраста идентичны пропорциям взрослого человека. В связи с тем, что у ребенка в 4-5 лет еще не окончено окостенение, малыши-дошкольники отличаются наибольшей гибкостью. Особенности развития опорно-двигательного аппарата детей в этом возрасте заключаются в том, что во время физических упражнений им противопоказаны силовые нагрузки, также особое внимание следует уделять правильности позы.

При чрезмерно длительном нахождении в одной позе у малышей возникает перенапряжение в мышцах, что приводит к нарушениям осанки. В связи с этим, во время занятий, проведение которых предполагает сохранение статической позы, следует уделять несколько минут различным физкультурным разминкам.

Особенности поведения

Для детей среднего дошкольного возраста характерно освоение новых навыков. К числу таковых относится помощь родителям по дому. Как правило, ребенок 4-5 лет уже умеет складывать в стиральную машины и извлекать из нее белье, лепить фигуры из теста, помогать нести небольшие сумки из магазина.

Для родителей очень важно всячески поощрять попытки ребенка оказывать помощь старшим. С этой целью следует использовать различные слова положительной окраски – молодец, умница и т.д. Благодаря данному приему эмоциональное состояние и самооценка юного помощника будут повышаться.

Физические навыки и умения у детей среднего дошкольного возраста могут несколько различаться. У каждого ребенка имеются свои особенности и индивидуальный темп развития. Для одного ребенка характерно постепенное освоение новых навыков и физических умений, другой ребенок может развиваться быстрее и проявляет черты, характерные для детей старшего возраста.

Ирина Владимировна Халюта
Физическое развитие дошкольников

Аннотация по презентации «Физическое развитие » .

Халюта Ирина Владимировна, инструктор по физической культуре , первая квалификационная категория.

Уважаемые коллеги. Предлагаю презентацию по физическому развитию в ДОУ . Вся работа проводится в соответствии с требованиями примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, которая соответствует ФГОС и примерной рабочей программы. В своей примерной рабочей программе добавила разработку по оздоровительной работе в игровой форме.

Образовательная область «Физическое развитие » направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья, достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой , гармоничное физическое развитие . Т. е. сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование начальных представлений о ЗОЖ, развитие физических качеств , накопление и обогащение двигательного опыта, формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании . Физическое воспитание дошкольников представляет собой единую систему воспитательно-оздоровительных мероприятий в режиме дня.

Согласно принципу интеграции, физическое развитие детей осуществляется не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений и занятий, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи , математики, конструирования и пр. Важное место в моей работе с детьми занимают подвижные игры, игровые упражнения и задания. В играх у детей развиваются и закрепляются физические качества , формируется ответственность за себя и других ребят (взаимовыручка, поддержка, нравственные основы поведения в коллективе) . Занятия и игры приносят детям удовольствие и радость, прибавляют уверенность в своих силах, развивают самостоятельность .

В процессе работы по физическому развитию обращала внимание на решение следующих задач :

Формирование навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, при пользовании спортивным инвентарем;

Создание в процессе образовательной деятельности по физическому развитию педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, поощрение проявлений смелости, находчивости, взаимовыручки, выдержки и пр., побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников;

Привлечение детей к расстановке и уборке физкультурного инвентаря и оборудования;

Активация мышления детей, организация специальных упражнений на ориентировку в пространстве, подвижных игр и упражнений, закрепляющих знания об окружающем;

Побуждение детей к проговариванию действий и называнию упражнений, поощрение речевой активности в процессе двигательной деятельности, обсуждение пользы закаливания и занятий физической культурой ;

Организация игр и упражнений под тексты стихотворений, потешек, считалок; сюжетных физкультурных занятий на темы прочитанных сказок, потешек;

Привлечение внимания дошкольников к эстетической стороне внешнего вида детей и воспитателя, оформления зала (помещения) ; использование на занятиях физкультурой элементарных физкультурных пособий, рисование разметки для игр;

Организация ритмической гимнастики, игр и упражнений под музыку, пение; проведение спортивных игр и соревнований под музыкальное сопровождение; развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера.

Вся работа проводится в соответствии с требованиями примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, которая соответствует ФГОС и примерной рабочей программы. В зависимости от физической подготовленности каждой возрастной группы детей, вносила изменения и дополнения в работе. Включила в работу оздоровительную гимнастику под музыку, игровые задания, игровые оздоровительные технологии. Дети с удовольствием выполняют пальчиковую гимнастику, дыхательную гимнастику, динамическую паузу, гимнастику для глаз, имитацию, массаж, самомассаж, релаксацию. Большая работа проведена для формирования осанки и профилактики плоскостопия.

В дошкольном возрасте взаимосвязь психологического и физического здоровья наиболее выражена. Поэтому наряду с формированием физическое развитие психологического здоровья – также важнейшая задача в моей работе.

Старший дошкольный возраст характеризуется становлением адекватной самооценки, развитием уверенности в себе , эмпатии, социальных навыков. Формируются нравственная сфера человека, воля, самосознание. Развитие нормальных взаимоотношений со сверстниками способствует формирование эмпатии – эмоциональной отзывчивости на переживания другого.

Для более эффективного формирования психологического здоровья дошкольников дальше будет проводиться работа для оптимального условия и для поддержания благоприятного эмоционального самочувствия детей. Также создание взаимосвязи между формированием чувство эмпатии и становлением самооценки у ребенка.

Слово «здоровый образ жизни» у всех на слуху. А что это такое? Ученые пишут, что здоровый образ жизни – это активная деятельность человека, направленная на сохранение и улучшение здоровья. Сама по себе это деятельность не появится у Вашего ребенка, нужно его научить вести здоровый образ жизни. Лучше всего это получается тогда, когда дошкольник подражает любимому взрослому. Например, папа и мама регулярно делают зарядку – у сына или дочки не возникает даже вопрос, нужно ли это делать, ребенок будет включаться в эту деятельность, потому что хочет быть таким, как папа или мама.

Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много задач, среди которых на сегодняшний день самая актуальная – проблема сохранения здоровья ребенка. Приобщение дошкольника к здоровому образу жизни – одно из решений приоритетной задачи современного дошкольного образования .

Современный ребенок-дошкольник не такой , каким он был 10-20 лет назад. По данным Научного центра здоровья детей (НЦЗД) РАМН, здоровье подрастающего поколения ухудшилась примерно на 17-20%, резко возрос уровень невротизации, более 20% детей имеют хронические заболевания и состоят на медицинском учете. Отмечаются проблемы в социально-нравственном здоровье детей, которые нуждаются в любви взрослых «как питательной среде» психического развития . Согласитесь, это тревожные цифры.

Педагоги ДОУ очень обеспокоены состоянием здоровья дошкольников , отклонениями в их физическом развитии . Факторов, приведших к такому положению, много : экологическое, социальное, генетические, медицинские. Но есть один – невнимание взрослых к здоровью детей. Иначе говоря, мы любим своих детей, лечим, когда они болеют, но практически ничего не делаем для того, чтобы предупредить те или иные заболевания. По данным отечественных и зарубежных исследователей, здоровье человека на 50-55% зависит от образа жизни, на 20-25% - от окружающей среды, на 16-20% - от наследственности и на 10-15% - от уровня развития здравоохранения в стране. Отсюда видно, что мы можем вести такой образ жизни, который не только не навредит нашему здоровью, а сохранит и укрепит его.

Здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов , но и полное физическое , психическое и социальное благополучие человека, гармоничное состояние организма, которое позволяет ему быть активным, добиваться успехов в различных областях деятельности. Всем известно, что именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья : происходит становление всех жизненно важных систем и психических функций организма, развиваются его адаптивные механизмы, мелкая и крупная моторика, повышается устойчивость к воздействиям внешних факторов, формируются основные физические качества , выносливость и работоспособность, приобретаются культурно-гигиенические навыки, нарабатываются приемы самообслуживания. Именно в дошкольном возрасте зарождаются предпочтения, привычки, представления, черты характера ребенка, от которых будет зависеть образ жизни человека в дальнейшем. В этом возрасте важно сформировать у детей знания и навыки ЗОЖ, потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом. Идея здоровьесбережения, усвоения детьми ценностей и норм здорового образа жизни должна быть определяющей в физкультурно-оздоровительной работе любого ДОУ. Все упущения, потери, просчеты в воспитании и развитии малышей могут стать впоследствии невосполнимыми.

Задача воспитания здоровых детей очень остро стоит у нас, на Крайнем Севере. Родная природа для нас, северян, является мощным образовательным ресурсом, уникальной воспитывающей и развивающей средой . Лучшее средство – это прогулка. Сочетание активных движений с пребыванием детей на свежем воздухе благоприятно влияет на развитие физических качеств и физической подготовки детей . Также закаливает организм, придает бодрость, повышает работоспособность и выносливость. Устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды зависит не только от индивидуальных особенностей детского организма, но также и от своевременного и правильного проведения специальных оздоровительных мер, к числу которых относится закаливание. А это – один из наиболее подходящих вариантов для тех, кто хочет сохранить здоровье детей. Этот процесс способствует улучшению и стабилизации кровообращения, независимо от климатических условий, что в свою очередь в будущем поможет предотвратить простудные заболевания. При этом нужно соблюдать индивидуальные и возрастные особенности, состояния здоровья и развития . И начать работу с малого, например, ходьба босиком (10 мин. при температуре 20-22*С, влажное обтирание махровой руковичкой тела ребенка (1-2 мин) и др. Еще с давних времен всем нам хорошо известна магическая формула абсолютного счастья : «Если хочешь быть здоров, закаляйся!» .

В России дошкольное образование совсем недавно получила статус самостоятельного уровня общего образования. В связи с этим был разработан Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) . Он направлен на изменение качества дошкольного образования , ориентируя систему на создание условий для позитивной социализации и индивидуализации ребенка-дошкольника .

В соответствии с ФГОС ДО раскрыты основные задачи образовательной области «Физическое развитие » . К ним относятся :

Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе эмоционального благополучия;

Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств , инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка;

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования , охраны и укрепления здоровья детей.

Решение вышеперечисленных задач возможно только при тесном взаимодействии с семьей и при ее поддержке. Ведь семья и ДОО – два важных института социализации детей. Семья во все времена являлась и ныне является основным институтом, который ответствен за развитие и воспитание ребенка. Родители (законные представители) обязаны заложить основы физического , нравственного и интеллектуального развития личности ребенка (п. 1 ст. 44 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ).

Целенаправленная система взаимодействия семьи и детского сада по вопросам укрепления физического и психического здоровья детей позволит сформировать основы физической культуры и культуры здоровья, подготовить к школьной жизни не только детей, но и родителей, а также будет способствовать самореализации родительского потенциала. Ведь многие родители озабочены проблемами, как нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, частые вирусные, простудные заболевания, функциональные нарушения органов зрения и др. И в нашем детском саду проводятся тематические беседы, НОД (непосредстенно образовательная деятельность) в игровой форме по теме ЗОЖ, используя новые информационные технологии. Также проводится в физкультурном зале проектная деятельность и кружковая работа по здоровьесберегающим технологиям. Данная технология оказывает положительное эмоциональное влияние, способствует улучшению состояния здоровья ребенка. Дети выполняют упражнения, корректирующие осанку; упражнения для профилактики плоскостопия; дыхательную гимнастику; пальчиковую гимнастику и гимнастику для глаз; релаксационные упражнения и др. И при этом учитываются индивидуальные и возрастные особенности каждого ребенка. Предполагается, что приобретенные знания станут основой для воспитания бережного отношения к своему организму. Современные мамы и папы знакомы с такими понятиями, как гиподинамия, гиперактивность, двигательный режим, ЗОЖ и др. Некоторые родители занимаются спортом, фитнесом, оздоровительным бегом и т. п., а также понимают ценность ЗОЖ. Родители стараются приобщать детей к участию в спортивных играх, организуют походы; используют знания и умения, ориентированные на привитие ребенку основ физической культуры и здоровья . В нашем детском саду проводятся разные формы физкультурного досуга с привлечением семей воспитанников. Эти мероприятия направлены на эмоциональное сближение взрослого и ребенка. Я благодарю тех родителей, которые всегда принимают участие в этих мероприятиях. Вы для нас – большая помощь и опора!

Ни для кого не секрет, что основа здорового образа жизни не только взрослых, но и детей – это качественное, разнообразное и сбалансированное питание. Организуйте питание своего ребенка так, чтобы ежедневно в его меню входили разные группы продуктов, богатые витаминами, минералами и микроэлементами. Диетологи считают, что лучше всего использовать в меню «родные» продукты, то есть выросшие в той полосе, где рожден ребенок. Не зря есть такое очень умное высказывание : «В нашем распоряжении восемь врачей, данных природой, всегда готовы помочь в создании стопроцентного здоровья. Это солнечный свет, свежий воздух, чистая вода, естественное питание, физические упражнения , отдых, хорошая осанка, разум» (П. -С. Брегг) .

Серьезной проблемой, волнующей в последние годы педагогов, медиков и родителей, становится малоподвижность детей. Они много сидят не только у телевизоров и компьютеров, но и играя за столом. А дети очень любят играть с родителями. Не отказывайте им и себе в этом удовольствии! Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем. Вспомните, как вы играли в детстве жмурки, догонялки, классики, салочку, лапту и др. Не сомневаюсь, что это очень приятные воспоминания. Дайте возможность своему ребенку испытывать те же чувства. Пусть он взбирается на дерево, прыгает с высоты, перепрыгивает канавы и лужи. И, конечно, при этом частенько запачкается, промочит одежду. От родителей не должны выливаться в категорические и не всегда обоснованные запреты, полностью подавляющие их инициативу. Надо приучать ребенка аккуратности, чистоплотности, бережному отношению к вещам, но только не ценой лишения возможности играть.

Все мы, взрослые, и педагоги, и родители, хотим видеть детей здоровыми и умными, послушными и успешными, хорошо физически развитыми . И мы совместно готовы прикладывать титанические усилия для его претворения в жизнь. Это, конечно, хорошо, но, главное – за всем этим не забыть : прежде всего дети должны расти счастливыми. Только счастливый ребенок может быть здоров физически и душевно , гармонично развиваться , в полной мере разворачивая свои возможности . Главное – научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения станут более здоровыми и развитыми не только интеллектуально, духовно, но и физически .

Здоровье – это дар, оно дается один раз и его необходимо сберечь, так как без него невозможна счастливая, интересная и долгая жизнь.

Так будьте здоровы!

Педагогический контроль за физической подготовленностью дошкольников

1.2 Особенности физического развития детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте закладывается основа для физического развития, здоровья и характера человека в будущем. В дошкольном возрасте отчетливо намечаются генетические особенности детей. Этот период детства характеризуется постепенным совершенствованием всех функций детского организма. Ребенок этого возраста отличается чрезвычайной пластичностью. Влияние мышечной деятельности организма приобретает еще более важное значение, ибо движение является биологической потребностью растущего организма.

Физическое развитие детей дошкольного возраста идет менее интенсивно, чем в раннем детстве. Масса тела годовалого ребенка удваивается к 6-7 годам. Если в течение 1-го года жизни рост увеличивается на 20-25 см, то в 4-5 лет он увеличивается только на 4-6 см. К 5 годам рост новорожденного удваивается. В 5-7 лет интенсивность роста вновь нарастает. Этот период именуется периодом «первого вытяжения» .

Одним из важных показателей, определяющих физическое развитие детей, является отношение окружности головы к окружности груди. Чем старше ребенок, тем большое становится разница между этими показателями (окружность груди должна быть большое). На первом году жизни окружность груди превышает полурост ребенка на 7-10 см, а у 7-летнего ребенка она равна полуросту .

В дошкольном возрасте происходит быстрый рост скелета. Сращение черепных швов заканчивается к 4 годам. Форма грудной клетки несколько изменяется, хотя у детей 3-7 лет она еще остается конусообразной, ребра приподняты и не могут опускаться так низко, как у взрослых, что ограничивает амплитуду их движения .

Конфигурация позвоночника, положение головы, плечевого пояса, наклон таза определяют осанку ребенка. Формирование осанки зависит от многих условий внешней среды (питание, режим для, организация сна), но в основном - от двигательной активности ребенка. Большое значение для воспитания правильной осанки имеет симметричное развитие мышц и равномерность опоры на нижние конечности.

До 4 лет свод стопы несколько уплощен - это физиологическое явление. Но при чрезмерной статической нагрузке можно вызвать тяжелое, необратимое плоскостопие, несмотря на высокую эластичность мышц и связочного аппарата голени и стопы. При правильной дозировке нагрузки свод стопы формируется правильно. Это же положение относится к росту и развитию все костной системы у детей. Физически оптимальные нагрузки способствуют нормальному формированию скелета, чрезмерные же отражаются на форме и структуре костей .

Интенсивное развитие скелета детей взаимосвязано с ростом, формированием мышц и связочно-суставного аппарата. Чем младше ребенок, тем более эластичен связочно-суставной аппарат. Масса мышечной ткани мала по отношению к общей массе тела, но с возрастом мышечная ткань изменяется. Масса мышц в ходе развития увеличивается больше, чем масса многих других органов. Если масса мышц у новорожденных составляет 23,3% массы всего тела, то у 7-8-летних детей она увеличивается до 27,2% .

Одновременно с увеличением массы мышц совершенствуются их функциональные свойства. Если у грудного ребенка скелетная мускулатура является одним из стимуляторов бурного роста и развития, то в дошкольном возрасте, по мере снижения интенсивности роста, развитие скелетной мускулатуры связано с увеличением ее двигательной активности. Чем выше деятельность скелетных мышц в оптимальных условиях для данного возраста, тем полноценней обмен, функции внутренних органов и систем.

Развитие и улучшение функции опорно-двигательного аппарата в старшем дошкольном возрасте тесно связано с совершенствованием функции внутренних органов и систем.

Большую роль в развитии и регуляции дыхания играет двигательная активность ребенка. Тренировка дыхательных мышц приводит к увеличению экскурсий грудной клетки, мощности дыхательного аппарата, что в свою очередь создает условия для урежения дыхания, повышения оксигенации крови в легких. С возрастом дыхание становится все более управляемым.

Считается, что хорошее развитие скелетной мускулатуры, соответствующее возрасту, во многом способствует развитию здорового сердца, а физические упражнения увеличивают возможности организма и удлиняют жизнь человека. Рекомендуется начинать занятия физическими упражнениями как можно раньше для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний .

В последнее время в связи с явлениями акселерации отмечается и более ранее изменение некоторых функциональных показателей сердечно-сосудистой системы. Так, раньше у детей в 5 лет средняя частота пульса составляла 98-100 ударов в минуту, а сейчас 97 ударов в 1 минуту .

Напряженность обмена веществ продолжает оставаться особенностью растущего организма: чем младше ребенок, тем интенсивнее обмен. Энергетические затраты на 1 кг массы тела с возрастом постепенно снижаются.

Высокая пластичность нервной системы в данном возрасте способствует лучшему и быстрому освоению новых движений, иногда даже сложных.

Дети в процессе свободной игровой деятельности и при занятиях физическими упражнениями овладевают сохранением равновесия, плаванием, ходьбой на лыжах, катанием на коньках и пр. Улучшается ориентировка. Освоение двигательных навыков, особенно в возрасте от 3 до 5 лет, происходит с широкой иррадиацией процесса возбуждения, что затрудняет обучение. У детей этого возраста сила нервных процессов, особенно внутреннего торможения, невелика. Поэтому внимание детей неустойчиво; они быстро отвлекаются, в связи с чем в этом возрасте рекомендуется максимально использовать показ упражнений и упражнения подражательно-игрового характера, сочетая их со словом. При слишком трудных заданиях у детей может наступить утомление .

Вопрос об оптимальных нагрузках должен обязательно учитываться при усвоении некоторыми детьми сложных спортивных навыков (коньки, некоторые виды гимнастики, плавание). В этом возрасте может быть нанесен вред растущему организму, неподготовленному по своим возрастным особенностям к чрезмерным нагрузкам.

В этом периоде к перегрузкам не готовы ни центральная нервная система, ни дыхательная и сердечно-сосудистая системы. Отсутствуют также сила и выносливость. Осторожность в подходе к тренировке детей дошкольного возраста диктуется еще и тем обстоятельством, что усталость как субъективное проявление утомления выражается у них неярко. Это особенно характерно в тех случаях, когда занятия проводятся эмоционально .

Повышенные требования, ведущие к перегрузке, являются вредными для здоровья ребенка, то есть, могут вызвать серьезные изменения как в центральной нервной системе, так и во внутренних органах, нарушить правильный ритм роста и развития.

Развитие ловкости, быстроты, силы и выносливости происходит постепенно и связано с развитием функций центральной нервной системы, с подвижностью, силой и уравновешенностью процессов возбуждения и торможения.

Двигательные качества детей характеризуются генетическими свойствами нервно-мышечного аппарата, одновременно они отражают условия воспитания, влияния окружающей среды. Необходимо поощрять двигательную активность ребенка, так как большие энергозатраты способствуют не только восстановлению, но и накоплению, что является основным фактором для обеспечения роста и развития организма.

Физическая подготовленность ребенка характеризуется степенью сформированности навыков основных видов движений (бег, прыжки, метание), развития физических качеств (быстрота, сила, ловкость, гибкость), а также функцией равновесия, координационными способностями. Оценка физической подготовленности - это целостный процесс, органически сочетающий в себе постоянные наблюдения за ребенком в процессе жизнедеятельности и занятий по физической культуре, хронометраж основных режимных моментов и мониторинг физической подготовленности .

Таким образом, можно сделать вывод, что объективность оценки физической подготовленности во многом определяется знанием возрастных особенностей и закономерностей развития у дошкольников моторной сферы, в том числе физических качеств.

Адаптация детей в детском учреждении средствами физической культуры

Возраст 2-3 года - один из важнейших этапов физического развития ребенка: он приобретает новые двигательные навыки и совершенствует ранее приобретенные, в том числе ходьбу. У детей этого возраста многие функциональные системы...

Изучение особенностей формирования словаря детей среднего дошкольного возраста

Дошкольный возраст- период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в прямой зависимости от условий жизни и воспитания...

Методика использования средств плавания в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Особенностями физического образования и воспитания занимались Т.И. Осокина (1986), С.М. Мартынов (1991), Л.Д. Глазырина (2000) и др. Они отмечают, что в дошкольных учреждениях сегодня много говорится о значении физической культуры в жизни дошкольников, т.к...

Организация кружковой работы по физическому воспитанию у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Проблема использования игровых приемов в обучении иностранному языку на раннем этапе в средней общеобразовательной школе

В данном параграфе следует подробно изучить материал, освещающий переход детей от раннего детства к дошкольному возрасту и выявить общие условия развития ребенка-дошкольника, поскольку игровая деятельность в дошкольном возрасте является...

Психолого-педагогические условия физического развития и воспитания детей дошкольного возраста

Физическое воспитание детей - одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека...

Развитие интегративного качества "физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками" в процессе подвижных игр

К старшему дошкольному возрасту относятся дети с 5 лет и до 7 лет -- 7 лет. В этом периоде детства продолжается заметный рост тела ребенка в длину. В среднем рост семилетних детей равен примерно 113--115 см...

Роль физического воспитания в подготовке дошкольника к школе

Необходимость радикальной инновации физической культуры и ее раздела - физического воспитания - акцентируется в подготовленной инициативной группой авторов под руководством М.Я. Виленского и П.А...

Физическое оздоровление детей дошкольного возраста в условиях детских дошкольных учреждений при сотрудничестве с семьей

Необходимость рассмотрения проблемы физического воспитания и развития детей дошкольного возраста вызвана низким уровнем общего функционального состояния их организма невысокой эффективностью организации их физического воспитания...

Физическое развитие - это комплекс функциональных и морфологических свойств организма, который определяет запас его физических сил. Для детей и подростков его следует расширить с учетом тех биологических процессов...

Физическое развитие и функциональное состояние детей дошкольного возраста

Оценка физического развития проводится старшей медсестрой в присутствии воспитателей группы по общепринятым методикам. Важно не только собрать антропометрические данные...

Формирование здорового стиля жизни школьников в процессе физического воспитания

Школьный возраст охватывает детей и молодежь с 6--7 до 17-- 18 лет. В этот период создается фундамент всестороннего физического развития, формируются тип телосложения, осанка, разнообразные двигательные умения и навыки, укрепляется здоровье...

Эмпирическое исследование развития памяти у старших дошкольников средствами игровой деятельности

Якутские подвижные игры как эффективное средство развития ловкости у старших дошкольников

Физическое развитие - закономерный процесс изменения морфологических и функциональных особенностей организма. К 6 годам ребенок интенсивно растет и развивается. К 6 годам масса тела у мальчиков - 19,7-24,1 кг. У девочек - 19,0-23,5 кг...

Физическое развитие ребёнка зависит от его возраста, образа жизни. Чаще всего под физическим развитием ребёнка понимают изменения, происходящие с организмом в период всей его жизни. Каким же является физическое развитие у детей разного возраста?

Особенности физического развития детей раннего дошкольного возраста

Физическое развитие детей раннего возраста

Давайте поговорим о физическом развитии детей раннего возраста. Ранним возрастом является возраст ребёнка от 1 года до 3 лет. С года и до двух лет ребёнок ещё интенсивно растёт, в то время как с трехлетнего возраста рост малыша замедляется. В этот период идёт развитие внутренних органов и систем. В возрасте 3 лет малыш очень активен, подвижен, гибок.

Чем старше становится кроха, тем двигательная активность становится меньше. Именно поэтому к школьному возрасту дети становятся более спокойными и усидчивыми.

В ранний период возраста у малыша происходит окостенение хрящей и костных тканей, укрепление мышц. Ребёнок уже способен на выполнение более сложных движений и лучше стоит на ногах. Но, несмотря на всю свою активность, малыши довольно быстро утомляются и нуждаются в продолжительном отдыхе.

Помимо опорно-двигательного аппарата у непоседы происходят изменения во всём организме. Так, например, идёт быстрое развитие всех систем организма:

  • Центральная нервная система становится более устойчивой к воздействию стрессовых факторов внешней среды.
  • Происходят изменения в желудочно-кишечном тракте.
  • Теперь он может усваивать более сложные продукты (например, грибы).
  • Претерпевает изменения мочевыделительная система. Это выражается в увеличении в объёме мочевого пузыря, снижению мочеиспускания.

Таким образом, в этот период происходит очень активное физическое развитие ребёнка.

А что же происходит с физическим развитием дошкольника?

Физическое развитие дошкольника

В этот период у детей отмечается:

У малышей в от 3 до 4 лет:

  • более крепкое развитие верней части туловища (мышц);
  • дети обладают большой физической активностью;
  • строение и функционирование внутренних органов и систем развито согласно возрасту.

В возрасте от 4-5 лет все движения ребёнка становятся координированными. С 5-7 летнего возраста появляются:

  • ритмичные, плавные движения;
  • ребёнок становится более выносливым;
  • способен выполнять небольшие физические нагрузки (прыжки в высоту, длину, бег на короткие дистанции);
  • пропорциональное развитие мышц;
  • многие движения, действия доведены до автоматизма.

Основными особенностями физического развития детей дошкольного возраста будет пропорциональное развитие двигательной активности, внутренних органов и систем согласно возрасту малыша.

Возрастные особенности физического развития детей

Давайте рассмотрим общую характеристику возрастных особенностей физического развития детей.

Дошкольный возраст – очень важный период в жизни каждого ребенка. Считается, что физическое и психическое развитие, происходящее в дошкольном возрасте, непосредственно влияет на всю дальнейшую жизнь. Речь идет о пищевых привычках, отношении к здоровью и собственному телу, особенностях характера.

Общие изменения

Строение и работа большинства органов у дошкольника во многом соответствуют функционированию организма взрослого человека. Масса сердца ребенка значительно увеличивается, а количество сердечных сокращений уменьшается. При этом эффективность функционирования главной мышцы значительно возрастает. Также происходит увеличение емкости легких, окончательная смена зубов и завершение формирования клеток головного мозга.

Многие родители переживают о том, что их ребенок плохо растет. На самом деле это вполне нормальное явление. По статистике у детей с 4 до 6 лет рост увеличивается на 10-15 см, а вес – всего на 3-5 кг. Соответственно, кажется, что дошкольник сильно похудел и вытянулся. В любом случае поводов для беспокойства нет, поскольку такие изменения не отражаются на выносливости и подвижности ребенка.

Особенности развития опорно-двигательного аппарата

Дошкольный возраст характеризуется активным развитием большинства органов и систем. Это касается и опорно-двигательного аппарата. В данный период происходит окостенение хрящевой ткани. Тем не менее, кости ребенка остаются по-прежнему гибкими, что увеличивает вероятность травмирования. Поэтому нужно избегать силовых видов спорта.

Развитие скелета неразрывно связано с формирование мышц, суставов и связок. С возрастом мышечная масса значительно увеличивается. У новорожденных этот параметр составляет 23,3%, а у семилетнего ребенка – 27,2%.

Необходимо следить за осанкой ребенка во время ходьбы и сидения. Специалисты утверждают, что предрасположенность к различным заболеваниям позвоночника закладывается именно в дошкольном периоде.

Родителям следует обращать внимание на питание ребенка. Рацион должен быть сбалансирован и богат питательными веществами. Дошкольника нужно кормить пищей, богатой белком, ведь именно он является основным строительным материалом. Также важно употреблять большое количество продуктов с повышенным содержанием магния и кальция. Именно эти микроэлементы способствуют укреплению костной ткани.

Развитие ЦНС

Нервная система дошкольников сформирована неокончательно. Особенностью данного возраста считается преобладание процессов возбуждения. Другими словами, детям присуща невнимательность и неусидчивость. Им неинтересно выполнять однообразные задания. Движения детей имеют хаотичный и спонтанный характер.

Хотя дошкольники активны и полны сил, их энергия может неожиданно исчезнуть. Многие родители замечают, что дети по вечерам резко устают. Это объясняется тем, что у ребенка есть выраженная склонность к крайностям: сильной усталости и слишком активным играм. Избыточная активность может привести к повышению возбудимости нервной системы, поэтому очень важно чередовать спокойные занятия и подвижные игры. При этом родители должны понимать, что для отдыха ребенку хватит 10-15 минут.

Меры предосторожности

У дошкольников большинство показателей организма соответствует уровню развития органов и систем взрослого человека. Несмотря на это родители должны помнить, что их чадо – все еще ребенок, у которого есть ограниченные возможности и определенные анатомические особенности. Соответственно, активное взросление – это не повод чрезмерно нагружать ребенка.

Некоторые родители отдают четырехлеток в профессиональный спорт, не задумываясь о том, готов ли ребенок к такой нагрузке. На самом деле в дошкольном возрасте полезны более простые упражнения. Это очень важно, ведь благодаря регулярной двигательной активности происходит стимуляция умственного развития. Детям от 4 до 6 лет стоит заниматься такими видами спорта:

  • легкая атлетика;
  • теннис;
  • спортивное ориентирование;
  • плавание;
  • гимнастика.

Дети дошкольного возраста нуждаются в особой заботе. У них ускоренный обмен веществ, поэтому очень важно следить за их питанием. Помимо этого, в семье должна царить благоприятная атмосфера, что способствует нормальному развитию нервной системы. Ребенок вырастет уравновешенным, способным расслабляться и концентрироваться.