Гигиенические требования к организации экскурсии. Требования к проведению экскурсий

Детский туризм и экскурсии, являясь значительным воспитательно-образовательным фактором, при правильной их постановке могут быть одновременно и одним из весьма эффективных средств укрепления здоровья детей и подростков.

При проведении экскурсий необходимо иметь с собою небольшую походную аптечку, в которой должны находиться перевязочные средства, жгут, йодная настойка, нашатырный спирт и т. д.

Особое внимание во время подготовки к экскурсии должно быть уделено гигиене обуви и одежды. Обувь должна быть свободной, легко надеваться и сниматься, так как тесная обувь затрудняет кровообращение. Однако обувь должна быть свободной в меру с тем, чтобы она облегала стопу и не тёрла ногу. В летнее время наиболее гигиенической обувью во время экскурсии являются сандалии.

В равной мере должна быть свободной и лёгкой одежда. Наиболее гигиенической одеждой во время экскурсий в летнее время следует признать качественные спортивные костюмы.

С целью предупреждения пропитывания рубашки потом целесообразно надевать на тело тонкую сетку. Головной убор во время экскурсии должен быть с полями, которые необходимы для защиты глаз от резкого влияния солнечных лучей. Головной убор должен быть лёгким и проницаемым для воздуха. Тюбетейки, не имеющие полей, непригодны, тем более, что они большей частью непроницаемы для воздуха.

Особенно большое гигиеническое значение имеют прогулки детей и подростков, связанные с полезными и интересными для них занятиями, например, собиранием ягод и грибов, различных растений и насекомых, изучением местности и проведением военизированных игр и пр. Нельзя проводить экскурсии и прогулки в том случае, если дети ещё не позавтракали. В равной мере не следует отправляться на экскурсию сразу же после сытного обеда.

Ходить во время экскурсии следует не спеша, медленным темпом, сберегая тем самым силы детей и подростков. Необходимо учитывать, что при ходьбе работает почти вся скелетная мускулатура тела. Слишком быстрая ходьба утомляет и может неблагоприятно отразиться на сердечной деятельности.

Пешеходная экскурсия обязательно должна иметь перерывы для отдыха - привалы. После каждых 30-45 минут передвижения следует обязательно установить привал. Место для привала надо выбирать несколько вдали от дороги, в затенённой, но обязательно сухой местности. Во время привала дети могут полежать, а при сравнительно дальних экскурсиях во время большого привала, продолжительность которого должна быть не менее 30-45 минут, обязателен приём пищи.

Во время экскурсии необходимо следить за тем, чтобы дети и подростки не шли гурьбой один близко от другого. Такое хождение способствует поднятию пыли, раздражающей глаза, дыхательные пути и кожу.

С целью предупреждения вредного влияния пыли лучше всего проводить экскурсии рано утром, когда не так горячи солнечные лучи и не нагрелась сильно земля. Если же экскурсия проводится днём, то надо ходить по краям дороги, по траве, избегая середины дороги, как наиболее пыльной.

Для утоления жажды во время экскурсии можно пить лишь хорошо прокипячённую воду, в связи с чем каждый экскурсант должен иметь при себе флягу или, если её нет, бутылку. Пить воду следует только во время привала и небольшими глотками. Фляга должна быть индивидуальной, и пользоваться ею может лишь тот, кому она принадлежит. Пить холодную воду в разгорячённом состоянии нельзя, так как это может вызвать заболевания. Пользоваться местными водными источниками, как, например, речной водой, водой из неисследованного колодца, не разрешается, так как такая вода может содержать патогенные микроорганизмы (возбудители брюшного тифа, дизентерии и пр.).

Изложенные выше гигиенические требования относятся не только к внешкольным экскурсиям, но и к экскурсиям учебного характера.

Подробнее об организации туристических походов в разделе

Гигиенические требования к прогулкам и экскурсиям

Сегодня, как никогда, важно, чтобы это требование не осталось просто декларацией. Его соблюдение весьма актуально, по крайней мере, по нескольким причинам.

Во-первых, состояние здоровья детей РФ характеризуется устойчивыми тенденциями к росту дисгармоничности физического развития, отклонений в сроках биологического созревания детей, росту заболеваемости, увеличением распространенности хронической патологии, снижением количества здоровых детей во всех возрастно - половых группах, что подтверждается данными и официальной статистики, и результатами научных исследований. В настоящее время снизился возраст возникновения многих хронических заболеваний у детей. До сих пор еще не преодолены негативные тенденции в состоянии здоровья детской популяции. Как свидетельствуют результаты исследований, выполненных в НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук, лишь 5-7% дошкольников здоровы, до 25% страдают хроническими заболеваниями, свыше 60% имеют функциональные отклонения.

Во-вторых, с уходом от единообразия и унифицированности в том числе и дошкольного образования, с созданием условий для вариативной и личностно ориентированной педагогики принципиально важно обеспечить возможность реализации только таких образовательных программ, которые удовлетворяют требованиям укрепления и физического, и психического здоровья детей.

В-третьих, как уже неоднократно отмечалось не только в научных публикациях, но и в материалах Министерства образования и науки, в условиях вариативности образования весьма актуальна проблема защиты ребенка от перегрузки. Причем перегрузка касается не только содержательной его части, но и организационной, то есть происходит увеличение не только информационного объема, предлагаемого дошкольникам, но и увеличение числа занятий, сокращение перерывов между ними, забвение возрастных регламентов режима дня дошкольников не только воспитателями, но и родителями дошкольников.

Среди мер, способствующих гармоничному развитию детей, поддерживающих и повышающих уровень здоровья, выделяется регулярная, достаточная по продолжительности и рационально организованная прогулка. Она выполняет разгрузочную роль, ослабляя негативное влияние интенсивной интеллектуальной и статической нагрузок, способствует их чередованию и поддержанию у детей уровня работоспособности, необходимого для освоения общеразвивающих программ на протяжении учебного дня, недели. Прогулка не только создает наиболее благоприятные условия для реализации одной из главных биологических потребностей детского организма - потребности в движении, но выполняет учебно-воспитательную функцию.

Дефицит двигательной активности характерен не только для современных школьников, но и для детей дошкольного возраста. Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Даже в холодное время года она не должна быть менее 3-4 часов. Но как показывают наши наблюдения, дети фактически бывают на воздухе меньше, чем это советуют специалисты. К сожалению, и в выходные дни многие родители пренебрегают этими советами и «забывают» погулять с детьми. Прогулка нередко заменятся просмотром телепередач или очень привлекательными для детей занятиями за компьютером. Между тем известный педиатр прошлого А.А. Кисель очень точно подметил, «что день, проведенный без прогулки, потерян для здоровья малыша».

^ ТИПИЧНЫЕ НЕДОСТАТКИ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОГУЛОК В ДЕТСКОМ САДУ:

Польза от прогулки во многом зависит от ее организации, оснащения и эмоционального настроя. Дети получают много впечатлений от окружающей природы и, главное, возможность активно двигаться. В зависимости от возраста детей, климата, погоды и условий функционирования детского учреждения во время прогулки организуются различные игры (игры с правилами, творческие, строительные игры), спортивные развлечения и физические упражнения. Прогулки па свежем воздухе можно проводить и за пределами детского учреждения. Во время экскурсий дети знакомятся с природой, учатся преодолевать препятствия, приобретают способность хорошо ориентироваться в окружающей обстановке. Прогулки тренируют сердечно-сосудистую систему и двигательный аппарат, оказывают благоприятное воздействие на нервную систему: улучшают аппетит, сон, настроение. Прогулка, достаточно длительная, проводимая ежедневно, – важнейшее средство оздоровления ребенка, его полноценного и физического развития.

В летнее время большую часть времени дети должны находиться на воздухе. Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4–4,5 часов. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину – до обеда и во вторую половину – после дневного сна или перед уходом детей домой. Продолжительность прогулки сокращается при температуре воздуха ниже – 15°С и скорости ветра более 7 м/с. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже – 15°С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5–7 лет при температуре воздуха ниже – 20°С и скорости ветра более 15 м/с (для средней полосы).

В холодное время года ребенок должен гулять не менее 3–4 часов в день. Если погода неблагоприятная, то прогулку можно сократить. Подвижность детей иногда ограничивают тем, что неправильно одевают их, слишком кутают. Ребенок, которому громоздкая одежда мешает играть со сверстниками, начинает существенно отставать в физическом развитии. У таких детей снижается приспособляемость организма к холоду, к жаре, сопротивляемость к воздействию вредных микроорганизмов. Они зачастую либо слишком худенькие, либо излишне полные. Негармоничное физическое развитие приводит к задержке в совершенствовании двигательных навыков. Комплексное воздействие прохладного воздуха и физических упражнений является эффективным методом закаливания, тренировки важнейших функций организма.

Весной также очень важно следить, чтобы ребенок был одет по погоде, которая нередко резко колеблется не только от одного дня к другому, но и на протяжении дня. Если родители не спешат облегчить одежду ребенка, то в зимней он перегревается. Ему тяжело, он расстегивает, а иногда и снимает пальто – а вот это уже может привести к заболеванию. Одежду надо облегчать постепенно.



Летом, когда у детей создается привычка ходить легко одетыми, можно и в прохладные дни оставлять их в более легкой одежде, так как закаленная кожа уже не нуждается в такой «защите». Вообще надо стремиться, чтобы у ребенка как можно больше были открыты шея, руки, ноги – это один из способов закаливания.

С раннего детства (первая младшая группа) детей приучают самостоятельно одеваться и раздеваться. На первых порах воспитатель показывает, как это надо делать, и помогает ребенку одеться. Старшие дети помогают одеваться малышам. Во избежание перегрева одетых детей немедленно выводят на участок.

Прогулка должна сопровождаться играми. В зимнее время следует использовать санки, лыжи, коньки; летом – игры с песком, стройматериалами и различные подвижные игры с мячом, кеглями и др. Дети любят, если их игра приобретает характер труда: подметают дорожки, поливают цветы, убирают снег.

В летнее время с детьми дошкольного возраста проводят экскурсии (или ранним утром, после завтрака, или после полдника, т. е. не во время прямого солнцестояния). Детей ослабленных и имеющих плоскостопие на экскурсию брать не следует. Одежда детей должна соответствовать погоде и температуре воздуха. В теплый, солнечный день она должна быть легкой, светлой: на голове – панама или соломенная шляпа, на ногах – носки и легкие закрытые туфли на кожаной подошве с каблучком – 8.0 мм–1 см. Обувь, в которой ребенок идет на экскурсию, должна быть свободной, так как тесная обувь затрудняет кровообращение в нижних конечностях, способствует быстрому утомлению ребенка. Сандалии и босоножки надевать на экскурсию не следует, так как в пути через отверстия будут набиваться песок, мелкие камешки, которые могут вызвать потертость и другие травмы кожи. Не следует также надевать туфли на голую ногу: носки впитывают влагу, защищают ноги от пыли, песка, предупреждают потертость.



Детей 3–4 лет выводят за пределы участка сначала на 5–10, а затем на 20 мин. Уже в 4–5 лет дети при правильной организации экскурсии в хороший летний день могут совершать прогулки на расстояние 2–3 км, 5–7 лет – на 4–5 км (туда и обратно). Через каждые 20 мин ходьбы дети должны иметь кратковременный (3–5 мин) отдых, а в середине экскурсии в сухом тенистом месте – привал на 20–30 мин.

22 23 ..

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГУЛКАМ И ЭКСКУРСИЯМ ДЕТЕЙ В ДОУ

Как известно, детям Свойственна повышенная двигательная активность, которая может быть удовлетворена в процессе проведения прогулок и экскурсий. Прогулки на свежем воздухе оказывают благоприятное воздействие на нервную систему, улучшают аппетит, сон, настроение, повышают общий тонус жизнедеятельности ребенка. В условиях дошкольных учреждений прогулку используют как средство всестороннего воспитания и обучения. Прогулка также является и средством закаливания. Летом большую часть времени дети должны находиться на воздухе. Зимой прогулки проводят 2 раза в день в Специально выделенное время. Только для детей в возрасте до 1,5 Года прогулки заменяют сном с широким доступом свежего воздуха.

Перед прогулкой важно правильно одеть и обуть ребенка в соответствии с погодой и сезоном, что обеспечит ему свободу движений и тепловой комфорт, не допуская переохлаждения или перегревания (табл. 10).

Температура наружного воздуха

От +6 до -2 ºC

Четырехслойная одежда: белье, платье, трикотажная кофта, колготы, рейтузы, куртка или демисезонное пальто, сапожки. Если температура ниже О ºC , надевают зимнее пальто без трикотажной кофты

От -3 до -8 ºC

Четырехслойная одежда: белье, платье, трикотажная кофта, колготы, рейтузы, зимнее пальто, утепленные сапоги

От -9 до -14 ºC

Пятислойная одежда: белье, платье, трикотажная кофта (свитер), колготы, рейтузы, зимнее пальто, теплые сапоги

Дети до 3 лет зимой выходят на прогулку в безветренную погоду при температуре воздуха не ниже -15 С, более старшего возраста (4-7 лет) - при температуре -18 ... -22 °C . При низких температурах время прогулки необходимо сократить.

Прогулка должна начинаться со спокойной деятельности. Обращается внимание детей на изменения, происходящие в природе, состояние погоды.

С раннего детства (первая младшая группа) детей приучают самостоятельно одеваться и раздеваться. Первое время воспитатель показывает, как это надо делать, и помогает каждому ребенку. Старшие помогают одеваться малышам. Во избежание перегрева одетых детей немедленно выводят на улицу.

Польза от прогулки во многом зависит от ее организации, оснащения и эмоционального настроя воспитанников. Дети получают много впечатлений от окружающей природы и, главное, возможность активно двигаться. В зависимости от возраста детей и погоды во время прогулки организуются различные игры (игры с правилами, творческие, строительные игры), спортивные развлечения (катание на санках, лыжах и коньках), труд на участке. Прогулки можно проводить и за пределами детского учреждения, при этом дети знакомятся с природой, учатся преодолевать препятствия, ориентироваться в окружающей обстановке. Помимо познавательного значения, такие прогулки тренируют сердечнососудистую систему и двигательный аппарат.

Летом в теплую погоду с детьми дошкольного возраста проводят экскурсии (утром, после завтрака, или после полдника, т. е. в то время, когда не слишком печет солнце). Детей ослабленных или имеющих плоскостопие на экскурсию брать не следует. Одежда дошкольников должна быть удобной, легкой, а в солнечный день - светлой: на голове - панама, на ногах - носки и легкие полуботинки или специальные туфли для туризма. Важно, чтобы обувь была свободной, так как тесная обувь затрудняет кровообращение в нижних конечностях, что вызывает быстрое утомление ребенка. Сандалии и босоножки надевать на экскурсию не следует: через отверстия в них будут набиваться песок, мелкие камешки, которые могут травмировать кожу. Не рекомендуется носить обувь без носков, так как носки впитывают влагу, защищают ноги от пыли, песка, предупреждают потертость.

Детей 3-4 лет выводят за пределы участка сначала на 5- 10 мин, а затем на 20 мин. Воспитанники 4-5 лет при правильной организации экскурсии в хороший летний день могут совершать прогулки на расстояние 2 км (туда и обратно), 6-7 лет - на З км (туда и обратно). Через каждые 10- 15 мин ходьбы дети должны иметь кратковременный (5 мин) отдых, а в середине экскурсии в сухом месте - привал на 20-30 мин. На привале они могут посидеть, полежать, поиграть в спокойные игры.

Описание презентации по отдельным слайдам:

2 слайд

Описание слайда:

1. Общие положения. 1.1.Настоящее положение разработано в соответствии ¨ с Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 30. Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения. ¨ требованиями СанПин 2.4.1. 3049-13; ¨ Уставом ДОУ.; ¨ инструкцией по охране жизни и здоровья детей, режимом воспитания и обучения детей. 1.2.Настоящее положение регламентирует организацию прогулок в Учреждении. 1.3.Положение обсуждается и принимается на Педагогическом совете учреждения и утверждается приказом руководителя ДОУ. Изменения и дополнения в настоящее положение вносятся Педагогическим советом ДОУ и утверждаются приказом руководителя.

3 слайд

Описание слайда:

Прогулка – режимный момент жизнедеятельности детей в Учреждении. Цель прогулки– укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма. Задачи прогулки: ¨ оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных условиях; ¨ способствовать повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста; ¨ оптимизировать двигательную активность детей; ¨ способствовать познавательно – речевому, художественно – эстетическому, социально – личностному развитию детей.

4 слайд

Описание слайда:

Виды прогулки (по месту проведения): · Традиционная; · Тематическая; · Целевая (проводится со второй младшей группы с выходом за пределы детского сада); · Экскурсия (проводится систематически со средней группы не менее 1 раза в месяц); · Поход, пеший переход (с детьми старшего дошкольного возраста).

5 слайд

Описание слайда:

Требования к оборудованию и санитарному состоянию участка детского сада для проведения прогулок. Оборудование и санитарное состояние детского сада должно соответствовать требованиям СанПиН. Зона игровой территории включает в себя площадку для игр с современным игровым оборудованием. Уборка территории участка проводится дворником ежедневно: утром за 1 час до прихода детей и по мере загрязнения территории. При сухой и жаркой погоде полив участка, песка производится не менее 2-х раз в день. У входа в здание следует иметь решетки, скребки, коврики, щетки.

6 слайд

Описание слайда:

Требования безопасности при организации прогулок на участке детского сада. Перед выходом детей на прогулку дворник Учреждения осматривает территорию участка на предмет соответствия требованиям безопасности в соответствии со своей должностной инструкцией. Решение о проведении, отмене или сокращении времени прогулки на свежем воздухе принимает заведующий. Перед выходом на прогулку работники Учреждения, занятые одеванием детей должны следить, чтобы дети не оставались долго одетыми в помещении во избежание перегрева. Следить за исправностью и соответствием одежды и обуви детей микроклимату и погодным условиям. В случае усиления ветра до недопустимых параметров, ухудшения погодных условий (дождь, метель и др.) во время прогулки, воспитатель должен немедленно завести детей в помещение При проведении прогулки воспитатель следит, чтобы дети не уходили за пределы участка детского сада. В случае самовольного ухода ребенка немедленно сообщать о случившемся руководителю ДОУ, который организует поиски ребенка, ставит в известность Управление образования, милицию, родителей в соответствии со схемой оповещения. В процессе прогулки воспитатель должен обучать навыкам безопасного поведения, правилам безопасного обращения с различными предметами. При выборе игр воспитатель должен учитывать психофизические особенности детей данного возраста, предшествующую деятельность детей, погодные условия.

7 слайд

Описание слайда:

Подготовка к прогулке Перед выходом на прогулку воспитатель организовывает с детьми проведение гигиенических процедур: чистку носа, посещение туалетной комнаты. Одевать и раздевать детей при подготовке и возвращении с прогулки необходимо по подгруппам: ¨ воспитатель выводит в приемную для одевания первую подгруппу детей, в которую включает медленно одевающихся детей, детей с низкими навыками самообслуживания; ¨ помощник воспитателя проводит гигиенические процедуры со второй подгруппой и выводит детей в приемную; ¨ воспитатель выходит с первой подгруппой детей на прогулку, а помощник воспитателя заканчивает одевание второй подгруппы и провожает детей на участок к воспитателю; ¨ в помощь при одевании каждой подгруппы раннего и младшего дошкольного возраста закрепляются сотрудники из числа рабочего и медицинского персонала детского сада согласно «Графика оказания помощи сотрудниками при одевании детей на прогулку»; ¨ детей с ослабленным здоровьем рекомендуется одевать и выводить на улицу со второй подгруппой, а заводить с прогулки с первой подгруппой. Во избежание перегревания детей необходимо придерживаться следующего порядка одевания: вначале дети надевают колготки, гамаши, затем кофты, комбинезон, обувь и лишь в последнюю очередь шапки, верхнюю одежду и шарф.

8 слайд

Описание слайда:

Возвращение детей с прогулки Возвращение детей с прогулки также организуется по подгруппам. Помощник воспитателя уводит с участка первую подгруппу детей. Дети второй подгруппы продолжают гулять еще в течение 10-15 минут с воспитателем. Помощник воспитателя помогает детям развязывать шарфы, расстегнуть и снять верхнюю одежду, сложить одежду в кабинку. Раздевшись, дети спокойно идут в группу и играют. В летний период после возвращения детей с прогулки необходимо организовать гигиеническую процедуру – мытье ног.

9 слайд

Описание слайда:

Запрещается: · Оставлять детей одних, без присмотра работников Учреждения; ·· Использовать в детских играх острые, колющие, режущие предметы, сломанные игрушки. О каждом несчастном случае с ребенком воспитатель должен немедленно возвестить руководителя, родителей, при необходимости привлечь медицинский персонал для оказания первой медицинской помощи. При необходимости организовать доставку ребенка в отделение скорой помощи.

10 слайд

Описание слайда:

Требования к одежде детей: ¨ В любое время года одежда и обувь должны соответствовать погоде на данный момент и не должны способствовать перегреванию или переохлаждению детей; Порядок хранения одежды в шкафчике: на верхней полке кладется шапка и шарф. Кофта, гамаши, колготки, теплые штаны, верхнюю одежду вешают на крючок. Рукавички на резинке должны быть передернуты через рукава и вешалку верхней одежды. Обувь ставят на нижнюю полку, сверху кладут носки.

11 слайд

Описание слайда:

Организация детской активности: В двигательную деятельность детей на прогулке следует включать: ¨ подвижные игры и физические упражнения на утренней прогулке: ¨ в младшей группе – 6 – 10 минут; ¨ в средней группе – 10-15 минут; ¨ в старших и подготовительных – 20-25 минут.

12 слайд

Описание слайда:

В зависимости от погодных условий двигательная деятельность детей на воздухе может быть различной интенсивности, чтобы дети не переохлаждались и не перегревались. Организацию двигательной активности воспитатель продумывает перед выходом на прогулку, ориентируясь на конкретные метеоусловия. Не допускается длительное нахождение детей на прогулке без движений. Особого внимания требуют дети со сниженной подвижностью, малоинициативные, которых следует вовлекать в подвижные игры. Игры с высоким уровнем интенсивности движений не следует проводить в конце утренней прогулки перед уходом с участка, так как дети в этом случае становятся перевозбужденными, что отрицательно сказывается на характере дневного сна, увеличивает длительность засыпания, может быть причиной снижения аппетита.

13 слайд

Описание слайда:

Требования к организации прогулок за пределами участка Учреждения. Планирование прогулок за пределы участка планируются со второй младшей группы. Содержание прогулок определяется программой по ознакомлению детей с окружающим. При подготовке к прогулке воспитатель должен предварительно осмотреть место прогулки, маршрут исследования, согласовывать с руководителем детского сада. Маршрут движения группы должен предусматривать как можно меньшее пересечение проезжей части и, по возможности, использование только регулированных переходов.