Судьба незаконнорожденных детей. Какая судьба ждала незаконнорожденных

Незаконнорожденных детей в Европе называли бастардами, на Руси – байстрюками, выродками и ублюдками (образовано буквально от слов «блуд», «блудить»). Все эти наименования были одинаково унизительными, как и сам статус незаконнорожденного. Родиться вне брака было настоящим проклятием по многим причинам: евгеническим, юридическим и пр.

Чистота крови

Аристократы прошлых веков очень гордились чистотой своей крови. Жениться у князей, графов и других знатных вельмож было принято только на таких же родовитых невестах, как и они сами. Взять в жены простолюдинку не мог позволить себе ни один аристократ, потому что он не только «терял достоинство» таким мезальянсом, но и разбавлял этим союзом свою аристократическую «голубую кровь».

При этом любовниц-простолюдинок заводили сплошь и рядом. Естественно, рожденные от них дети не считались «чистокровными», а потому были ублюдками и байстрюками. Эта аналогия во многом взята из племенного разведения животных: ездовых лошадей, охотничьих собак и пр. Чистопородный скакун всегда ценился выше жеребенка, полученного от помеси разных пород.

Точно так же знатные люди считали неполноценным ребенка, рожденного от союза аристократа и простолюдинки. Вопрос «чистоты крови» строго контролировался во многих аспектах жизни общества. Чтобы не допустить смешивания социальных слоев населения и еще выше вознести аристократов, бастарды всячески клеймились и унижались.

Право на наследство

Ревностно защищалась не только честь законнорожденных детей, но и их права на наследство. Бастард по закону не имел права на какую-либо часть наследства своего отца (или матери, если она была богатой аристократкой). Зажиточный родитель мог только из милости одарить чем-то своего незаконнорожденного ребенка. Но это делалось крайне редко.

Обычно байстрюка ждала незавидная доля нищего и всеми отвергнутого человека. Еще и поэтому быть незаконнорожденным считалось настоящим проклятьем. Сыновья-бастрады часто шли на военную службу в качестве простых солдат и служили десятилетиями, потому что иначе они не могли себя прокормить. Девочка в лучшем случае могла уйти в монастырь, в худшем – пойти в услужение или стать проституткой. Жениться на внебрачных никто не хотел.

Защита от чужой крови

Особо ревностно защищали свое имущество от посягательств мужчины, поскольку и русское, и европейское общество было сугубо патриархальным и все имущественные права принадлежали мужьям. Если жена тайно рожала от любовника, она старалась поскорее уничтожить следы этого позора. Обычно новорожденных отдавали в отдаленные деревни в многодетные семьи, где они жили в ужасной нищете. Но случалось и так, что байстрюков сразу после рождения убивали их же матери.

Это делалось из страха расправы со стороны мужа. Мужчины крайне ревностно следили за своими женами, чтобы те не привели в дом ублюдка и чтобы потомок другого мужчины не разделил имущество законных детей. Отсюда – распространенная в Средние века традиция надевать на жен пояса верности, когда мужья отправлялись в поход на долгое время.

Перевязь для незаконнорожденного

Несмотря на все эти предосторожности и унизительное положение бастардов, таких детей во все времена было огромное количество. Особенно этим славились царские дворы. Колоссальное количество царских любовниц и рожденных от них байстрюков раздувало придворное общество до невероятных размеров. В результате бастарды самых высокопоставленных вельмож (королей, очень богатых герцогов и пр.) в некоторой мере были признаны в обществе и могли служить при дворе.

Такие дети в Западной Европе получали особую перевязь бастарда, которую помещали на родительский герб. Это был очень двойственный знак отличия: с одной стороны, указывал на высокое происхождение, с другой – акцентировал внимание на незаконнорожденности. Так что байстрюков даже очень знатных вельмож ждала незавидная доля изгоев и «полукровок».

Секреты порядка рождения детей и Закон РОДА.

С давних времен, когда рождался ребенок, родители пытались разными способами определить, какой путь в жизни ему уготован судьбой. Внимание уделялось не только дню и месяцу рождения, как оказалось, особое значение имел порядок рождения детей в семье. И это не случайно.

В зороастрийской традиции с рождением первых двух детей было связано проявление мировой дуальности. Человек, рождая первых двух детей, уподобляется Зервану, Творцу Мироздания, Хранителю Времени и Пространства, Абсолюту, который породил первые два творения — Хормазда и Ахримана. Как свидетельствует главный зороастрийский миф, перед одним из них ставилась задача творения Верхнего Мира Меног, Мира Идей, перед вторым — создание Нижнего Мира Гетиг, Мира Воплощенного. От свободного выбора этих двух Братьев-Близнецов зависела расстановка сил во всем мироздании и его благополучие.

Вот почему первые двое детей считались особыми, мистериальными. Их даже воспитывать нужно было особым образом, уделяя им пристальное внимание. Отказываться от первых двух зачатых детей запрещалось.

Рождение первого ребенка блокирует вторжение Ахримана в наш воплощенный мир. Именно он в силу своего свободного выбора избрал путь Тьмы, став источником Зла. Первый ребенок при правильном воспитании помогает отработать первичный грех мироздания, выступая в роли силы, блокирующей проявление Зла. По тому, как родители относятся к первому ребенку, определяется воздействие на них Ахримана и их зависимость от источника Зла. Отказавшись от первого ребенка, прибегнув к аборту, родители увеличивают силу Ахримана и усугубляют не только карму своего рода, но и карму всего человечества, тем самым они ослабляют иммунитет к злу у последующих своих детей. Вот почему зороастрийиы рекомендовали не ставить под сомнение рождение первого ребенка. Кстати, по одному из зороастрийских мифов Ахриман явился плодом сомнения Зервана.

Рождение второго ребенка символизирует усиление позиций Света в нашем воплощенном мире. Правильное воспитание второго ребенка и его выбор в сторону Добра и сил Света помогает и другим детям сделать верный выбор и освободиться от оков Зла. Отказавшись от второго ребенка, родители, по сути, оскверняют имя Хормазда, Господа Бога. Тем самым, по зороа-стрийским правилам, они перекрывают себе связь с Небом и уже не имеют права что-либо просить у Светлых Сил. Отказавшись от этого ребенка, люди нарушают стабильность своего рода и его процветание, так как именно вторые дети являются источником как видимой, так и невидимой помощи для всех своих братьев и сестер.

Зороастрийиы считали, что каждая супружеская пара должна иметь не менее семи детей, чтобы полностью выполнить программу, необходимую для очищения кармы своих родов. Не случайно слово семья образовано двумя составляющими: "семь и "я". Так как дети являются продолжением своих родителей, то через них человек должен воплотить себя в семи ипостасях, чтобы тем самым получить возможность полностью очистить свой род от кармического груза. Конечно, выбор каждого из детей может не только помочь роду, но и увеличить груз его проблем. И все же его рождение дает шанс очищения. Здесь все зависит от воспитания и того опыта, который накопят эти дети.

Рождение третьего ребенка в лучшем случае символизирует воплощение справедливости, равновесия, закона, которые могут через правильный выбор этого ребенка передаться всему роду. В худшем случае такие дети, запутавшись впоследствии в понятиях Добраи Зла, могут привнести хаос в судьбу своего рода. Однако отказавшись от третьего ребенка родители нарушают равновесие своего рода.

Рождение четвертого ребенка продлевает жизнь родителям, сестрам и братьям. Четвертые дети символически являются хранителями времени, выступая в роли вары (зашиты) своего рода. Четвертый ребенок сам по себе является самым защищенным. От него бывает очень тяжело избавиться, потому что он изначально находится под зашитой рода, как под защитным куполом. И если родители, несмотря на все препятствия, идут на аборт, они тем самым не только лишают себя зашиты предков, но и снимают эту зашиту со всех своих детей.

Рождение пятого ребенка помогает сохранить и приумножить хварну рода (Слово хварна в переводе с авестийского языка означает богатство, добро, счастье, благополучие. Для зороастрийцев это понятие было связано с тем, что человек при рождении получает как дар Божий ) , которая связана с покровительством Неба, с Божьей Благодатью, даюшей роду высшую силу и большую свободу. С пятым ребенком у зороастрийцев была связана надежда рода, потому что именно ему была доверена хварна всего рода. Этот ребенок символизировал собой Древо Жизни, которое питало весь род. Уничтожение этого ребенка лишало силы и подпитки весь род, оскверняло всех фравашей рода (фравши - дух предков продолжающих загробное и выступающих в роли его ангелов-хранителей).

Рождение шестого ребенка помогает сохранить богатство и имущество рода, а также укрепляет иммунитет членов рода, их здоровье. Отказавшись от шестого ребенка, родители тем самым подрывают не только свое здоровье, но и здоровье своих потомков. Таким выбором они могли отвернуть удачу в денежных делах от всех членов своего рода, лишить их способности притягивать богатство материального мира. Было очень важно правильно сориентировать и воспитать шестого ребенка в отношении материальных ценностей. Его опыт и благополучие передавались как талисман всем членам рода.

Рождение седьмого ребенк а символизирует получение доступа к тайнам рода, к его магии и ключевой информации. Убийство седьмого ребенка расценивается как подрубание корней рода, оно лишало всех его членов магической защиты. Как правило, седьмые дети связаны с искуплением рода. В худшем случае такой ребенок может стать жертвой рода, оказаться самым уязвимым из всех сородичей. В лучшем случае именно ему дается возможность полностью очистить свой род.

У каждого человека на Земле есть предки, без которых он бы не мог появиться на свет. Люди испокон веков преклонялись перед выдающимися родственниками и молились за пропащих. И это не случайно - наша жизнь очень тесно переплетается с жизнью наших дедов и прадедов.

Влияние потомков и предков на РОД
Закон предков

У каждого человека на Земле есть предки, без которых он не смог бы появиться на свет. Испокон веков люди поминали своих дедушек и бабушек, ходили к ним на могилы, рассказывали о них своим детям и внукам. Так сохранялась и передавалась история рода. Сейчас мало кто сможет вспомнить всех предков до 7-го колена, а в старину было принято знать все свое родовое древо, и если в роду не было дурной наследственности, он считался почитаемым, особенно, если в нем были люди имеющие хварну, божью отмеченность.

В зороастризме родовое древо называется Фравахаром. Корни его, Фраваши, духи умерших предков - уходят глубоко в прошлое и хранят память обо всем, что происходило в этом роду, а крона и ветки - это молодые побеги, потомки, те, кто умножает и развивает Фравахар, это будущее. Чем больше веток, тем богаче и сильнее корни, тем крепче род и больше помощи получат потомки. Фравахар - это единое генеалогическое древо, к которому причастны все люди - предки и потомки какого-то определенного рода. Корни разных деревьев, разных Фравахаров переплетаются между собой, образуя лес - целый народ. У каждого из нас есть свои Фраваши, и в свое время мы станем Фравашами для новых поколений и так же будем влиять на их жизнь так, как влияют сейчас на нас наши предки.

Эта генетическая цепочка продолжается с тех времен, когда души Фравашей согласились воплотиться в материальном мире в образе людей, чтобы принять участие в битве против мирового зла, и закончится она только в конце времен, когда зло будет побеждено и каждый человек обретет свое последнее нетленное тело. Согласно пехлевийскому тексту «Бундахишн» («Сотворение основ»), Фраваши - предки человечества, существовавшие в духовном мире, приняли решение сойти на Землю в физическом теле, чтобы помочь Хормазду в битве со злом. Они сделали свободный выбор и дали жизнь человечеству как священный дар и как бремя, мы - звенья в единой цепи рождений, прерывать которую не имеем права, иначе смерть одержит победу над жизнью и злокозненный Ахриман восторжествует. Люди должны продолжать свой род и обогащать свою природу, используя и развивая все самое лучшее, что досталось им по наследству, чтобы вернуть в мир гармонию, которая была до вторжения Ахримана. В этом состоит задача человечества, этим люди укрепляют корни своего рода, который в свою очередь поможет им, так как все благие мысли, благие слова и благие дела дадут обильный урожай и вернутся сторицей к нам и к нашим детям и внукам. Так же возвращается и все дурное, что мы совершаем, и расплачиваться за это придется нашим внукам.

Решая проблемы рода, мы решаем так же и свои проблемы, и, получая воздаяние за грехи бабушек, мы одновременно получаем расплату за свои грехи, а, исправляя их ошибки - исправляем свои.

Пока живы потомки - живы предки. Человек, не имеющий потомков, как змея, кусающая свой хвост, он остается один на один со своими грехами, и никто не сможет помочь ему исправить его ошибки после смерти. Разрешалось не иметь потомства только святым, они молятся за все человечество. Если род прерывается на каком-то человеке, то все его предки до последнего воскрешения остаются без защиты. Наши Фраваши нуждаются в нас, так же как и мы в них, и, помогая им, мы помогаем себе. Укрепляя гармонию этого мира, мы даем возможность нашим предкам помочь нам получить то, что мы заслуживаем. Существуют разные формы воздействия:
1. передача грехов (или заслуг) - это повторение жизни предков: перед нами встают те же проблемы, которые стояли перед ними, и, решая их, мы усугубляем ошибки или находим путь к их исправлению, чем облегчаем жизнь будущих поколений;
2. блокировка - когда человеку не до предков, у него остро стоят проблемы собственной кармы - это включается действие звезд, он решает глобальные задачи.
Так же существует хварна рода - это, другими словами, защита рода, его светоносность. Что означает, Фраваши наделяют своего потомка лучшими качествами, которые есть в роду и ведут его по жизни, опекают и защищают. Это бывает в том случае, если в роду уже был хварноносец, и он передает эстафету своему наследнику. И тогда весь Фравахар защищает этого человека от любого зла, включается принцип зеркала, и все его обидчики получают по заслугам, а сам человек не прилагает к этому никаких усилий.

Но хварна никогда не дается просто так. Давая защиту своему потомку, предки ждут от него определенной линии поведения. Жизнь такого человека становится ритуалом, он должен жить по нормам, которые установлены его Фравахаром. Хварна рода проявляется через хварну месяца. Родовой тотем - это лучшее в месяце. Тот, кто имеет эту отмеченность, должен соответствовать своему тотему рождения: жить согласно заветам предков, продолжать и развивать дело, которым занимались предки. Это есть ритуал и человек должен в нем жить. Если ритуал нарушается- то нарушается связь между Небом и Землей, вносится хаос в дела Фравахара, снимается защита, потому что хварна предков - это хварна священника, и предки - проводники между Небом и Землей, без них ни одна наша молитва не дойдет до Бога. Нарушая эту связь, мы разрушаем свою связь с Богом, то есть отдаем себя во власть Ахриману.

Хварна - как защита, очищение рода, восстанавливается забытое, неумирающий закон традиции. Если человек не имеет хварны, то это не значит, что он никогда не сможет ее получить. Совершая ритуал, соответствуя характеру тотема своего месяца рождения, он может заслужить благосклонность своего Фравахара. Надо знать, чем занимались предки, особенно тот из них кто имел хварну. Его имя является благословенным, освященным, оно притягивает благодать для потомков, и им хорошо назвать кого-нибудь из детей, потому что это имя родовое, дает помощь в добрых делах. Так же надо помнить того, кто был из худших, кто нес несчастья по жизни - это имя нельзя давать детям, оно принесет горе.
День рождения и день смерти предков - это особые дни - дни поминания. День рождения - настройка на лучшее от них, надо молиться и вспоминать все самое доброе, что с ними связано, чтобы оно воплотилось в наследниках. В день смерти их тоже надо поминать, но это день коррекции дурного, нужно отказаться от всего плохого, что в этих предках было, и не повторять их ошибок.

У каждого из нас должно быть 126 предков в 7-ми поколениях, каждое поколение имеет определенную цель по отношению к нам, вносит в нашу судьбу свои поправки.

1-е поколение - это мы сами - точка между прошлым и будущим.

2-е поколение - отец и мать - проблема выбора, либо отторжение, либо причастие. Родители вводят нас в социум, в среду обитания. Они передают нам мелкие привычки, которые являются ключевой основой вхождения в род, в коллектив. Если с родителями негативный резонанс, то у ребенка вырабатываются негативные отношения с обществом. Через родителей так же решается проблема соединения с партнером. Папа и мама создают определенный образ жизни, условия через которые ребенку передаются наследственные болезни (например: мама курит, а у ребенка - астма, которой болела бабушка).
Но никогда нельзя осуждать родителей, иначе их грех может стать не только нашим, но и наших детей. Надо молиться за них.

3-е поколение - 2 бабушки, 2 дедушки - это несение креста, фатальная программа. Это не только расплата за грехи дедушек и бабушек, но они нам передают еще и свои способности и таланты, все лучшее и все худшее, что в них было, а так же наследственные болезни.

4-е поколение - прабабушки и прадедушки, их 8 как 8 сторон света, каждому предку соответствует свой Изед. Это создание вары, защиты, выбор направления. Это поколение или освобождает человека от защиты или дает иммунитет от дурного, помогает сделать правильный выбор в жизни. Здесь или защита от вторжения бесов или возможность им проявиться.

5-е поколение - 16 предков - это наши судьи - соответствует 16-ти благим Землям. Через них проявляется Закон, воздаяние за грехи. Платим или получаем по заслугам.

6-е поколение - 32 предка - 32 Изеда. Это предки - носители хварны. Гармония или дисгармония, божественная благодать или печать, предначертание. У человека 32 зуба, каждый зуб соответствует одному из Изедов. Испокон веков считалось большим грехом, если кто-нибудь женился на своих родственниках, так как до 7-го колена сохраняется общая генетика. При родственных браках количество предков сокращается. Человек, рожденный от такого брака, не может полноценно исполнить ту роль, которая возложена на его Фравахар, получает меньше защиты, меньше благодати. Это отражается и на зубах, так как меньше предков, то и меньше зубов. Человек уже не может получить хварну рода, потому что Изеды его не защищают в полной мере, генетика не полноценна - род гибнет. Из-за этого было вырождение деревень.

7-е поколение - 64 предка, что соответствует 64 комбинациям триплетов в ДНК. Это возможность изменений, магический переход, сила, перестройка, исцеление, или фатум, рок. В худшем случае - полный тормоз от предков, невозможность себя проявить даже при самом замечательном гороскопе, и наоборот: если предки благоволят, такому человеку дается зеленая волна, помощь и поддержка во всем, он сам творец своей судьбы.
Как мы видим, наша жизнь очень тесно переплетается с жизнью наших дедов и прадедов. А как же быть тем, кто не знает своих родителей? Чего ждать им от судьбы?
Незаконнорожденные дети в Зороастризме всегда были недопустимы, потому что в основе рождения нового человека уже лежит ложь, притяжение к нему беса, вся материнская линия служит Друджи, и на 4-м поколении от согрешившего снимается защита. Их внуки и правнуки расплачиваются, снимается вара, снижается иммунитет. Чтобы этого не случилось, ребенок должен обязательно узнать правду о своем рождении до 16-ти лет, иначе его жизнь станет фатальной и бесперспективной. Если в роду был бастард (незаконнорожденный), то хварны рода уже не будет. Можно молиться, но защита снята, поэтому дети должны знать кто их родители, насколько бы горькой ни была правда, это даст возможность выхода из тупика.

Предки записаны в каждой клетке нашего тела, на уровне ДНК. Это становиться очевидным, как только мы немного вспомним биологию на уровне средней школы.

Именно предки могли бы дать человеку абсолютную неуязвимость на уровне физического тела, если бы были положительными. Но таких богатырей сейчас нет.

Особо влияют на нашу судьбу предки, отличившиеся своими благими делами. Также хварна рода проявляется через хварну месяца (эту информацию можно найти в зороастрийском календаре). Тотемическое животное вашего рождения осуществляет связь с источником света вашего родового древа. Предок, накопивший эту хварну, особо важен. Необходимо знать хотя бы его имя, т.к. поминая его в молитвах, мы скорее будем услышаны Богом.
Грустно говорить о незаконнорожденных детях. Их у зороастрийцев называют бастардами (ср. укр. - байстря, байстрюк). Такие дети лишают Фравахар хварны, а следовательно, и защиты потомков. Но чтобы ни случилось, ребенок должен узнать правду о своем рождении до 16 лет, т.к. иначе его жизнь будет фатальна и безысходна. Лишь обретение своей собственной жизнью хварны может восстановить родовую "светимость" и освободиться от тяжелой кармы рода (она может проявляться и в тяжелых наследственных заболеваниях и в повторяющихся трагических судьбах и т.п.).

Т. о. реализация вашей судьбы зависит от фравашей так же, как и судьба ваших потомков от вашей. Потомки могут отмолить ваши грехи, исправить ваши ошибки. Вот еще и почему надо хорошо воспитывать своих детей.

Поговорим же немного о рождении и воспитании детей. Прежде всего, мы имеем тех детей, которых заслуживаем, и никакие ухищрения не изменят этого. Конечно, есть благоприятные и не благоприятные дни и часы зачатия, но они определяют скорее частные вопросы, нюансы судьбы. Поэтому сетования родителей на детей, их жестокость и неблагодарность, не имеют смысла: такого ребенка вы сами вызвали к жизни и воспитали. И такова уж ваша обязанность жить с ним. То же касается и детей: они рождаются в той семье, в той стране и в то время, которое им положено. Однако у детей есть определенная свобода выбора: они могут выбрать себе мать.

Ребенок - это не "чистая доска", не мягкий пластилин, из которого родители могут вылепить все, что им угодно. Человек приходит на Землю со своей личной кармой и с кармой рода, которая сейчас называется наследственностью.

Только получение хварны поможет человеку освободиться от тяжелой кармы рода и родить хороших детей.
И не зря мы часто повторяем, может быть даже до конца не осознавая, что дети - это наше будущее.
Подводя итог вышесказанному, сам собой напрашивается риторический вопрос: а много ли мы сделали, чтобы наше будущее было счастливым?

Жизнь и творчество А.А. Фета

Афанасий Афанасьевич Фет – необычный, уникальный поэт ХIХ века, один из немногих в русской поэзии «чистых лириков».

1) Понятие теории «чистого искусства».

В середине ХIХ столетия в России сложилась теория “чистого искусства”, которая имела еще одно название-лозунг: «Искусство для искусства».Сторонники этой теории считали единственным содержанием и конечной целью искусства красоту. «Чистые лирики» вели борьбу с поэтами некрасовской школы за право называться наследниками Пушкина.

2) Двойственность натуры Фета .

Одним из самых крупных поэтов этой школы был Афанасий Афанасьевич Фет. Поэт сказал о себе: «Жизнь – мой самый сложный роман».

Взглянув на его портрет, можно поразиться: как этот человек с нахмуренно-брезгливым лицом и седою бородою патриарха мог писать легкие строки, парящие в небе, подобно воздушным шарам.

“Шепот, робкое дыханье…”.

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица.

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, и заря…

Все сразу наводит на мысль о двойственности натуры А.А.Фета. Знакомство с его жизнью лишь подтверждает это. С одной стороны, прижимистый помещик, который мог и побить, и накричать, серьезнейший аграрий, поборник земского дела, с другой, тончайший лирический поэт, от стихов которого замирает сердце и кружится голова.

Рождение поэта, судьба незаконнорожденного сына.

А появлению на свет Фета предшествовала настоящая романтическая история.

Богатый помещик Афанасий Неофитович Шеншин, отдыхая и немного подлечиваясь в Дармштадте, в Германии, пленился немочкой Шарлоттой Элизабетой Фёт. Шарлотта замужем. У нее годовалая дочка, к тому же она ждет ребенка. Богатого русского ничто не останавливает. Он похищает Шарлоту (с ее согласия) и увозит от мужа в далекую Россию. В имении Новоселки Мценского уезда Орловской губернии 5 декабря 1820 года у Шарлоты родился мальчик Афоня. Кто отец? Окружной асессор Иоганн Фёт? Или… Но точно не Шеншин.

До 14 лет мальчик ничего не знал о своем истинном происхождении, а потом в 1834 году объявили… о незаконности метрической записи о рождении. Тут жизнь мальчика испытала катастрофическое «превращение».

Лишившись фамилии Шеншина, а соответственно и дворянства, и всех привилегий, Фет, как говорится, положил живот на то, чтобы занять в обществе достойную социальную нишу. Афанасий был отвезен в далекий лифляндский городишко Верро ипомещен в частный пансион немца Крюммера. Мать и Афанасий Неофитович Шеншин с большим трудом добились для Афанасия право на фамилию Фёта. И это спасало мальчика от позорного клейма «незаконнорожденного», которое отбросило бы его на самое дно общество и навсегда закрыло перед ним все пути в жизни. Но вместе с тем, эта короткая фамилия принесла ее новому владельцу «жесточайшие нравственные пытки», подготовившие в его душе почву для того неискоренимого пессимизма, которым впоследствии так отличались убеждения этого человека.

И в это время в глубине своего существа юный Афанасий чувствовал рождение того света, который вскоре станет его торжеством в жизненном мраке. Фет писал: «В тихие минуты полной беззаботности я как будто чувствовал подводное вращение цветочных спиралей, стремящихся вынести цветок на поверхность…». Это подавал голос никому еще неведомый дар, творческий дар, это просилась к жизни поэзия. Но прежде, чем эти цветы появились, юный Афанасий должен был пережить новую перемену, столь же неожиданную, как и первая, но несравненно, более радостную.

4) Начало творческого пути. Первые публикации. Стихотворение «Я пришел к тебе с приветом» как лирический автопортрет и поэтическая декларация Фета.

По воле Шеншина Афанасий Фет переезжает в Россию, в Москву, поступает в пансион профессора Московского университета Погодина. Осенью 1838 года он становится студентом университета. И в это же время происходят два события, которые обозначают в его жизни момент «рождения поэта». Восемнадцатилетний Афанасий начал писать стихи и познакомился с Аполлоном Григорьевым – студентом университета и тоже горевшим страстью к стихотворству. Вскоре два друга стали совсем неразлучны: Афанасий переехал в дом Григорьевых на Малой Полянке, в Замоскворечье, и поселился на антресолях, через стенку от Аполлона.

Аполлон Григорьев стал первым ценителем поэтических опытов Фета. Друзья готовили к печати первый «студенческий» сборник стихов Афанасия «Лирический пантеон», который вышел в 1840 году под инициалами “А.Ф.”. В этом же доме были созданы и многие уже зрелые, самобытные стихотворения, которые вскоре стали появляться в журналах “Москвитянин” и “Отечественные записки”. По воле случая, наборщик ошибся: буква Ё превратилась в букву Е. Но сама перемена была знаменательной: фамилия немецкого “подданного” отныне обращалась как бы в литературный псевдоним русского поэта…

Стихотворения этого периода открыли для читающей публики нового поэта, который пришел из мира усадебной, помещичьей России. Это прозвучало в строфах «На заре ты ее не буди…» , ставших вскоре благодаря музыке Варламова «почти народной песней».

На заре ты ее не буди,

На заре она сладко так спит;

Утро дышит у ней на груди,

Ярко пышет на ямках ланит.

И подушка ее горяча,

И горяч утомительный сон,

И, чернеясь, бегут на плеча

Косы лентой с обеих сторон.

А вчера у окна ввечеру

Долго-долго сидела она

И следила по тучам игру,

Что, скользя, затевала луна.

И чем ярче играла луна,

И чем громче свистал соловей,

Все бледней становилась она,

Сердце билось больней и больней.

Оттого-то на юной груди,

На ланитах так утро горит.

Не буди ж ты ее, не буди...

На заре она сладко так спит!

Слушая романс, кажется, что стихи и музыка в нем неразделимы. И это так, ведь Фет очень музыкален. Его стих часто уже одним подбором звуков создает у нас то или иное настроение. «Что не выскажешь словами, звуком на душу навей», – писал Фет. А в 1843 году в журнале “Отечественные записки” читатели нашли стихотворение, в котором можно равно видеть и лирический автопортрет, и поэтическую декларацию нового поэта «Я пришел к тебе с приветом».

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь. – Но только песня зреет.

Для чего же Фет пришел в поэзию? Здесь четырехкратный повтор глагола РАССКАЗАТЬ.

5) Основные темы и мотивы фетовской поэзии .

Основные темы – любовь и природа, но и в этой сравнительно узкой сфере талант Фета проявился с огромным блеском. А как же складывается дальнейшая судьба поэта.

6) Трагическая любовь Фета и Марии Лазич .

Фет любил и был счастлив, но сам отказался от своего счастья и страдал от этого всю свою жизнь. Памяти Марии Лазич Фет посвящает цикл стихотворений, которые пишет до конца жизни. Одно из них «Старые письма»:

Давно забытые, под легким слоем пыли,

Черты заветные, вы вновь передо мной

И в час душевных мук мгновенно воскресили

Все, что давно-давно утрачено душой.

Горя огнем стыда, опять встречают взоры

Одну доверчивость, надежду и любовь,

И задушевных слов поблекшие узоры

От сердца моего к ланитам гонят кровь.

Я вами осужден, свидетели немые

Весны души моей и сумрачной зимы.

Вы те же светлые, святые, молодые,

Как в тот ужасный час, когда прощались мы.

А я доверился предательскому звуку, -

Как будто вне любви есть в мире что-нибудь! -

Я дерзко оттолкнул писавшую вас руку,

Я осудил себя на вечную разлуку

И с холодом в груди пустился в дальний путь.

Зачем же с прежнею улыбкой умиленья

Шептать мне о любви, глядеть в мои глаза?

Не смоет этих строк и жгучая слеза.

Стихотворение написано через 9 лет после трагической смерти Лазич. Но боль и печаль еще живут в душе поэта.

7) 50-е годы – вершина поэтической славы Фета.

Итак, Фет популярен. О нем пишут, его восхваляют. Среди всех отзывов есть один, который можно назвать венцом поэтической славы поэта, – это краткое, но дорого стоящее высказывание Л.Н.Толстого: «И откуда у этого добродушного толстого офицера берется такая непонятная лирическая дерзость, – свойство великих поэтов?». Ценность его тем более велика, что его вызвало одно из тех стихотворений, которые составляют сердцевину фетовского творчества – «Ещё майская ночь».

Между обеими императрицами - Елизаветой I и Екатериной II - есть немало общего: не только долгие и успешные царствования, но и то любопытное обстоятельство, что в то время, когда они восседали на троне, в браке не состояли. Однако статус вдовы и незамужней девицы не мешал ни первой, ни второй иметь бурную и насыщенную личную жизнь и внебрачных детей. Но если о незаконном потомстве Екатерины Второй историки говорят с уверенностью, то судьба тайных детей Елизаветы Петровны до сих пор остаётся загадкой.

Елизавета Петровна и Алексей Разумовский.

В 1774 гг. западноевропейское общество пребывало в немалом смятении: в Венеции объявилась молодая дама, назвавшая себя княжной Таракановой и утверждавшая, что именно она - законная наследница российского престола и дочь императрицы Елизаветы Петровны, скончавшейся 13 лет тому. По-русски дама говорить не умела, внешностью походила скорее на итальянку, однако нашлось немало людей, которые ей поверили. Дело в том, что слухи о тайных детях Елизаветы Петровны ходили еще до ее вошествия на престол.

Считалось, что цесаревна родила в 1730-х несколько детей от Алексея Разумовского, который, согласно легенде, был не просто фаворитом: в 1742 или в 1744 г., уже став императрицей, Елизавета якобы тайно с ним обвенчалась. Почему тайно? Потому что Разумовский по своему происхождению никак не годился на роль консорта - он был сыном простого казака. Где и когда имело место венчание, никто не мог сказать точно.


Княжна Тараканова, дочь императрицы Елизаветы Петровны./

Так же неизвестно, сколько детей было у Елизаветы и Алексея: их количество предположительно от одного до трех, но чаще всего современники упоминали о сыне и дочери, причем последнюю упорно именовали "княжной Таракановой". Но была ли дама, взбудоражившая европейское общество, на самом деле дочерью русской императрицы? По мнению большинства историков, Тараканова и впрямь была авантюристкой, но вопрос о существовании внебрачной дочери Елизаветы Петровны это не снимает.

Есть еще одна историческая личность, куда менее известная, чем Тараканова, но не менее загадочная: это монахиня Досифея, скончавшаяся в возрасте 64-х лет в 1810 г. в Москве. Умерла она в Ивановском монастыре, где прожила последние 20 лет жизни. Жила Досифея в отдельном помещении, практически ни с кем не общалась (особенно в царствование Екатерины Второй, позднее режим был смягчен).


Надгробие инокини Досифеи.

Существует версия, что именно Досифея была той самой незаконной дочерью Елизаветы, о которой ходило столько толков, и которая в миру носила имя Августы. Косвенно это подтверждают следующие факты: на содержание Досифеи выделялись большие суммы из государственного казначейства; Досифея никогда не ела вместе с другими монахинями: во время трапезы ее лицо могли хорошо рассмотреть.

После смерти Екатерины Второй ее навещал представитель императорской семьи; Досифею похоронили в фамильной усыпальнице Романовых - церкви Романа Сладкопевца. К сожалению, после вскрытия ее могилы не была проведена генетическая экспертиза останков, так что истины мы, скорее всего, уже никогда не узнаем.


Григорий Орлов и Екатерина Вторая.

В 1770-х гг. список дворянских родов России пополнился новой фамилией: графами Бобринскими. Первым графом Бобринским стал 13-летний мальчик по имени Алексей. Ни в отрочестве, ни в дальнейшие годы он не отличался никакими особыми достоинствами, кроме происхождения: его матерью была Екатерина Вторая, а отцом - ее признанный фаворит граф Орлов.

Поскольку Алексей родился в апреле 1762 г., когда Петр Третий, муж Екатерины, был еще жив, формально он мог считаться его сыном, однако ни у кого и никогда не было иллюзий на этот счет. К моменту зачатия ребенка Петр и Екатерина оставались мужем и женой лишь на бумаге. Потому сразу после рождения Алексея передали в семью гардеробмейстера В.Шкурина, где он и благополучно рос до 13-летнего возраста.


Алексей Бобринский, сын Екатерины Второй.

Позднее ему назначили другого воспитателя - Бецкого, который курировал Алексея вплоть до совершеннолетия. Жизнь графа Бобринского сложилась недурно (особенно по сравнению с предполагаемой дочерью Елизаветы): он учился в кадетском корпусе, много ездил в молодости по России и Европе, удачно женился, имел четверо детей и умер уже при Александре Первом. А род Бобринских продолжился вплоть до ХХ столетия, и среди потомков тайного сына императрицы было немало вполне достойных людей - ученых, литераторов, путешественников.

Однако Бобринский - не единственный тайный ребенок Екатерины. По крайней мере, так считали те, кто видел в воспитаннице другого фаворита - Г.Потемкина - не воспитанницу, а незаконную дочь его и императрицы. Однако в год рождения Елизаветы Темкиной - так звали девочку - Екатерине было уже 45 лет. К тому же, в отличие от Алексея Бобринского, она никогда не проявляла интереса к этому ребенку. Скорее всего Елизавета была дочерью Потемкина или одной из его любовниц.

В царской России дети, рожденные вне брака, навсегда получали соответствующее клеймо в виде фамилии, которая словно «сообщала» социуму происхождение своего владельца.

И если благородные родители наделяли таких своих отпрысков усеченными фамилиями, все-таки указывающими на происхождение их рода, то неимущие сословия навсегда оставляли на внебрачных, ни в чем не повинных детях печать несчастья, порой даже в виде бранных слов.

Церковь на страже морали

Однако, неприязненное отношение к внебрачным детям на Руси было не всегда. Известно, что князь Владимир «Красное солнышко» был «прижит» князем Святославом Игоревичем от ключницы Малуши. Но это не помешало Владимиру стать Великим князем киевским, оставившим после себя многочисленное потомство как от наложниц, так и рожденное позже в нескольких церковных браках. И все его дети считались княжеского рода.

Но уже в XVI веке отношение к детям, рожденным вне брака, стало меняться и тому немало способствовала Русская православная церковь . Поддерживая брачное сожитие, освященное церковным благословением, духовенство всячески подчеркивало свое несочувствие последствиям внебрачных связей, порой даже отказываясь крестить таких младенцев. Незаконнорожденные юноши признавались церковью запятнанными и не допускались к священническому сану. Такое же отношение было и к незаконнорожденным девушкам, которых молодые батюшки даже не рассматривали в качестве невест.

Под влиянием церковных проповедей и в обществе постепенно поменялось отношение к внебрачному происхождению человека. Вскоре на всей территории Российской империи такие дети оказались «незаконными», даже для своих родителей они зачастую становились чужеродными, а в официальных документах их и вовсе именовали «зазорными».

Армия сирот

Только начиная с XVIII века незаконнорожденных детей в России с каждым годом становилось все больше. Этому немало способствовало создание регулярной армии, куда рекрутов забирали на 25 лет, а ведь это были молодые парни, которые накануне успевали обвенчаться. Их жены свои лучшие годы должны были проводить в одиночестве, ожидая супруга только на побывку. И зачастую, когда солдат уже украшенный сединой, наградами и шрамами впервые оказывался дома, то его встречал незаконный, «зазорный» ребенок, а то и не один.

Но это если солдатка жила отдельно, а не в семье мужа. А в этом случае женщина любыми путями стремилась избавиться от ребенка. На рубеже XVIII-XIX веков убийства незаконнорожденных детей среди крестьян, мещан и в большей степени солдаток были повальными, и не потому, что матери ненавидели таких своих отпрысков. Их дальнейшая судьба заранее была настолько плачевной, что родители считали, что им лучше не жить.

Если у «зазорного» ребенка не находилось попечителя, то он не имел права ни на что и не мог даже обучиться какому-нибудь ремеслу. Мальчики считались «казенными» детьми и их в первую очередь отправляли в армию, порой еще до совершеннолетия. Судьба девочек вовсе теряется во мраке.

Позорные фамилии

До XIX века незаконнорожденные дети простолюдинов не получали фамилии, а только клички. Их записывали в официальные документы и в дальнейшем каждому было понятно, кто этот человек.

Наиболее распространенные клички «зазорных» детей, изредка превращенные потомками в фамилии были байстрюк, безбатьковщина, беспуток, выблюнок, выгунок, выпороток, выплыш, выстирок, закрапивник, зауголок, капустник, курвач, курвенок, марыш, замарыш.

Иногда местные священники при крещении приписывали им в метрики свои прозвища и они тоже в дальнейшем становились фамилиями: Иудин, Иов, Христарадин.

Позже, в семьях, где ребенок рос только с родной матерью и чужим ему отцом, его считали чужеродным наполовину. Такие дети не имели настоящего отчества и в метриках записывались обычно как Половинкин, или сын полу Анны, позже это превращалось в Полуанин, Полуварварин, Полунадеждин. Или же в метрике использовали девичью фамилию матери, иногда крестного отца, но опять же эти дети были их «наполовину», и тогда получались Полупьянов, Полоумнов, Полустроев, Полукроев и т.д.

Благородные наполовину

У русских аристократических династий ситуация с незаконнорожденными детьми была более гуманной. Высокородные отпрыски, пусть и не получали все титулы своих родителей, но редко бывали лишены какого-нибудь наследства, их всегда обучали и часто за границей. И все-таки практика отметить «зазорного» ребенка существовала и у дворян.

Фамилии таких детей, даже если их родители - члены императорской семьи, образовывались усечением фамилии отца. Например, незаконнорожденные Трубецкие, тоже получавшиеся таковыми лишь наполовину, становились Бецкими. Голицыны - Лицыными, Долгоруковы - Рукиными, Потемкины - Темкиными. Часто образованные дворяне для составления фамилий своих бастардов использовали анаграммы. Например, Шубин - Нибуш, Чарналуский - Луначарский.

Порой князья использовали для фамилий своих незаконных отпрысков географические названия, где располагались их родовые поместья. Так, например, незаконнорожденный сын светлейшего князя Григория Орлова и императрицы Всероссийской Екатерины II носил фамилию Бобринский, поскольку именно в Бобриках у него была земля и усадьба, которую ему подарили родители.

Еще благородные, но незаконные отцы часто выискивали в своих родословных первоначальные, но со временем утерянные династические фамилии и приписывали их своим детям. Так все внебрачные дети императора Александра II от Екатерины Долгоруковой, а затем и их потомки носили фамилию Юрьевские, поскольку Юрьевы - было одно из прозвищ бояр Романовых, от которых вел свой род русский императорский дом.

Только в начале XX века все незаконнорожденные дети стали получать те фамилии, которые им пожелали оставить их родители. И в них уже, зачастую не были зашифрованы обидные прозвища и данные о том, что они - родные лишь наполовину. Однако, предосудительное отношение к таким детям еще долго сохранялось в обществе и полностью исчезло лишь к концу XX века.