2 миллиона часов сколько лет. Часы за миллион долларов

9 октября во всем мире отмечают Международный день почты. Сейчас, в эпоху интернета, бумажные послания практически вытеснены электронными, но представить жизнь без почты все равно невозможно. Каждый день миллионы людей получают друг письма, открытки и посылки из разных уголков света. сайт рассказывает, как зарождалась и развивалась почтовая служба в России.

От ямщиков до почтмейстеров

Почтовое дело стало зарождаться на Руси еще в X столетии. Правда, тогда послания и депеши отправляли преимущественно князья. Простые же люди должны были беспрекословно предоставлять княжеским гонцам коней и корм: такая повинность называлась «повозом». Позже, в XIII веке, появились первые почтовые станции - ямы - и почтовая повинность трансформировалась в ямскую. Между станциями также ходили лошади, которых предоставляло местное население. Гонцов на лошади возили сами крестьяне. Расстояние между ямами составляло до 100 километров. Таким образом, крестьянин мог «выбыть» из домашних дел на несколько дней. К тому же, такая работа не оплачивалась. Получать вознаграждение за свой труд ямщики стали только при Иване Грозном.

Почтовая служба в классическом ее понимании возникла в XVII веке, при этом ямское дело продолжало существовать параллельно с ней. Ямщики доставляли срочные послания в конкретное место, а почтальоны разносили много писем сразу строго в определенное время.

При Петре I ямская и регулярная почта слились в одну организацию, которой управлял генерал-почтмейстер. Высшими органами были почтамты, а внизу иерархической лестницы находились почтовые станции.

Ящики - на вес золота

Внутригородская почта появилась в России в 1833 году: она работала в Петербурге. Жители столицы могли отнести свои письма в один из 45 пунктов приема. Трижды в день письма отвозили в почтамт, где послания сортировали, и почтальоны разносили их адресатам. В середине XIX века с появлением марок, которые нужно было клеить на конверт, в городах разместили почтовые ящики, и людям уже не приходилось подолгу ждать своей очереди в пунктах приема писем.

Труд ямщика был тяжелой работой. Фото: Public Domain

Первые ящики были сделаны из досок, обшиты железом и окрашены в темно-синий цвет. Новинка быстро стала мишенью для воришек, и ящики один за другим исчезали с городских улиц. Тогда их начали делать из чугуна: вес одной такой конструкции составлял под 40 килограммов, и снять его стены было довольно затруднительно.

К 1896 году в России насчитывалось больше 15 тысяч почтовых ящиков.

Нелегкий труд почтальона

Почтальона в России можно было издалека узнать на улице по его форме, похожей на солдатский мундир. Позже ношение формы было упразднено, и мундиры были заменены сюртуками, которые почтальоны должны были приобретать из своего кармана.

В конце XIX и начале XX века рабочий день почтальона длился целых 16 часов - с раннего утра и до самой ночи. За это время сотрудник почтового ведомства мог прошагать около 30 километров с сумкой, весившей десятки килограммов. По этой причине корреспонденцию разносили только мужчины, а женщины, как правило, трудились в канцелярии ведомства. На работу принимали только незамужних, бездетных и вдов. При поступлении на почту каждая женщина подписывала обязательство о том, что она покинет службу в том случае, если решит обзавестись семьей. Считалось, что муж и дети послужат для сотрудниц отвлекающим фактором и помешают рабочему процессу.

Почтальона можно было узнать издалека - по его форме. Фото: Музей печати и издательского дела

Несмотря на непростые условия труда, оплачивалась работа почтальона весьма скромно. Так, в начале 1900-х годов средняя зарплата сотрудника почты составляла 20 рублей в месяц. При этом литр сметаны стоил около 80 копеек, а килограмм шоколадных конфет - 3 рубля. Чуть больше получали почтальоны, перевозившие корреспонденцию на лошадях: за одну такую поездку им полагалось по 20 копеек прибавки в сутки. В 1912 году в «Почтово-телеграфном вестнике» вышла заметка, которая гласила: «Чай стоит 5 копеек, хлеб — 4 копейки фунт, остается 11 копеек на обед. Мудрено каши отведать на эти жалкие гроши... Неужели Главное управление не сознает, что за 20 копеек в течение суток прокормиться невозможно?».

В настоящее время труд почтальона ценится гораздо больше, чем в былые времена, а условия работы стали проще. Письма со всей страны разбирают в автоматизированных сортировочных центрах (АСЦ): в день через конвейер проходит порядка 3 миллионов посланий. Размер и вес письма определяют машины, они же наносят штемпели о гашении марки. После обработки письма поступают в одно из 42 тысяч отделений почтовой связи. Оттуда их уже разносит почтальон, и каждый день люди по всей стране получают письма, которые так ждали!

Из истории почты

Подготовила

Старший воспитатель ГБОУ СОШ №1317

Свириденко О.И.


Канадские индейцы разводили костры, дым которых был виден издалека. Этот дым многое мог сообщить людям на большом расстоянии. Канадские индейцы разводили костры, дым которых был виден издалека. Этот дым многое мог сообщить людям на большом расстоянии .

В Африке известия передавались от одного поселения к другому дробью большого барабана- тамтама.


Пеший гонец

Голубиная почта



  • Перевозящие почту гонцы пользовались рожком для подачи сигналов.

Почтовые кареты перевозили и грузы, и пассажиров.

Русская почтовая карета. Вторая половина XIX века.


Бутылочная почта

Такая почта существовала с давних времен. Моряки бросали в воду бутылки с письмами. Бутылочная почта служит и сегодня науке. С кораблей, изучающих океаны, сбрасывают стеклянные бутылки с открытками внутри. Нашедшего просят сообщить, где он был выловлен, таким образом изучают морские течения, их скорость, изменчивость.


Письмо Привычный для нас почтовый конверт изобрел в 1820 году торговец бумагой из Великобритании Брюер .


Генриху фон Стефану


Первая в мире почтовая марка

  • «Чёрный пе́нни»-

  • В России первый почтовый ящик появился в Санкт-Петербурге 1 декабря 1848 года. Синего цвета, сделанный из дюймовых досок и обшитый железом, он был неудобен в использовании и легко взламывался, поэтому стал настоящей находкой для почтовых воришек. Чтобы предотвратить почтовое воровство, власти заменили деревянные ящики на чугунные - весом более сорока килограммов. И лишь в 1910 году конструктор П.Н. Шабаров разработал железный почтовый ящик с механически открывающейся донной дверцей, которым мы пользуемся до сих пор.

Россия Ямщик – это возница, кучер на почтовых лошадях. Название профессии «ямщик» происходит от слова «ям». Так в России XIII – XVIII веков назывались почтовые станции.

Именно в России, где от одного селения до другого приходилось преодолевать огромные расстояния, появились поддужные или ямщицкие колокольчики. Подвешивались они под дугой коренника (центральной лошади в тройке). В основном колокольчики помещались на почтовых тройках в качестве сигнального средства . Во-первых, сигнал был нужен, чтобы потребовать от пешеходов и других экипажей немедленно освободить дорогу. Во-вторых, такой сигнал оповещал персонал почтовой станции о необходимости подготовить смену уставшим лошадям.


  • Россия стала одной из первых стран, поставивших почту на рельсы. В 1837 году впервые была доставлена почта по железной дороге из Петербурга в Царское село.
  • В 1851 году впервые был отправлен почтовый вагон с корреспонденцией из Санкт-Петербурга в Москву, и с этого момента началась регулярная пересылка почты железнодорожным транспортом. Поезда, в состав которых цепляли почтовый вагон, шли быстрее пассажирских.

  • В первые десятилетия XX века в России для ускорения доставки почты начали использовать авиацию. Первый авиационный перелет с почтовым грузом состоялся 31 марта 1918 года из Петрограда в Москву.
  • Далее развитие авиапочты шло стремительными темпами, налаживались внутренние авиалинии, началась доставка авиапочты зарубеж.

почтовый индекс - условное цифровое обозначение почтового адреса


Бандеро́ль

Посы́лка



Профессия – почтальон…





  • Бумажный пакет, сохраняющий тайну послания. (К-----т)
  • Пункт назначения письма, местонахождение лица, которому оно предназначено. (А---с)
  • Цифровое условное обозначение населённого пункта. (И----с)
  • Человек, разносящий письма, газеты, телеграммы. (П-------н)

В XVI веке царские грамоты, приказы, а иногда и частные письма развозили из одного пункта в другой гонцы - нарочные . Им поручалась доставка обыкновенно одной грамоты или одного письма. Ямщики развозили как грамоты, так и кладь и людей. При этом для надзора над ямщиками и доставки государственных бумаг был учреждён Ямской приказ (с 1516 года).

Почта оказалась очень выгодным предприятием. В 1668 году ван Сведен узнал, что на право содержать почту претендует иноземец Леонтий Марселис, семейству которого покровительствовал глава русского внешнеполитического ведомства А. Л. Ордин-Нащокин . Между Марселисом и ван Сведеном был устроен торг, в результате которого победил Марселис, обязавшийся поставлять для нужд российского правительства «всякие подлинные ведомости» бесплатно, если корреспонденцию будут возить государственные ямщики, подчиняющиеся Ямскому приказу . Первая почта Марселиса была «отпущена» из Москвы на Ригу 17 сентября 1668 года, а 1 марта 1669 года заработала почтовая ветка между Москвой и Вильно . Свои затраты Марселис окупил благодаря тому, что опираясь на поддержку А. Л. Ордина-Нащокина добился запрета для иностранных купцов посылать письма иначе, кроме как через его почту. При этом стоимость пересылки возросла .

О тяжёлой работе ямщиков того времени свидетельствует грамота новгородскому воеводе боярину князю Урусову (1684) :

…Послана к вам наша Великих Государей грамота, велено ямщикам, которые с почтою гоняют мешкотно и оплошно, учинить наказанье, бить батоги нещадно, и впредь приказать им гонять с яму на ям с почтою с великим поспешением днём и ночью, на добрых лошадях, и становились бы на яме в указанные часы и гоняли б ямщики сами по очередям, которые к той гоньбе выбраны, а работников своих посылали, и ни кого не нанимали, а на ямах бы нигде не стояли и не мешкали. А велено им гонять летом в час по семи вёрст, а в осень и зимою по пяти вёрст, и в том почтари чинятся непослушны, по ночам не гоняют.

Российская империя

В XVIII веке

В 1721 году Петр I ввёл должность генерал-пост-директора (генерал-почтмейстера), которому он подчинил почту и ямскую службу, но только в 1782 году «немецкая» и ямская почты окончательно слиты в единую организацию. В результате этой реформы почтовые учреждения обрели четкую иерархическую структуру. Высшими органами были почтамты, им были подчинены губернские почтмейстеры, а губернским почтмейстерам - уездные. Низшей ступенью местного почтового управления стали почтовые станции .

В 1723 году Ямской приказ был переименован в Ямскую канцелярию. К 1725 году общая протяженность почтовых путей составляла &&&&&&&&&&010677.&&&&&0 10 677 вёрст.

Начиная с первой четверти XVIII века новые почтовые ветки стали учреждаться всё чаще. Однако установление регулярной почтовой связи даже с крупными городами растянулось на десятилетия: только по указу 1740 года почтовые конторы появились во всех главных городах провинций и уездов . Маркиз де ла Шетарди о почте в России в 1740 году писал, что, кроме почты из Петербурга и Москвы за границу, других почт в России не было. Все предписания и другая переписка за границу и прочие места, где расположены войска, посылаются с нарочными, по большей части из унтер-офицеров. Что же касается до внутренних сношений между собою, то русские купцы свои торговые операции по большей части производят зимой; удобства санного пути доставляют им средства путешествовать с весьма незначительными издержками, на своих лошадях и при том почти также скоро, как и по почте .

В XIX веке

В 1820-х годах в России появились первые почтовые дилижансы. В 1840 году в Санкт-Петербурге открыто «отделение почтовых карет и брик». Лишь конкуренция со стороны железной дороги постепенно свела на нет перевозку пассажиров на почтовом транспорте .

В 1831 году вышло «Положение об учреждении вольных почт в России» .

В 1833 году в Санкт-Петербурге открылась первая в России внутригородская почта, о чём 29 января 1833 было сообщено в «Санкт-Петербургских ведомостях ». Город был поделён на 17 почтовых округов. Существовало 45 пунктов приёма писем. Корреспонденцию забирали 3 раза в день, доставляли на почтамт, сортировали и доставляли адресатам .

В XIX веке происходил быстрый рост числа почтовых учреждений. Если к началу столетия в России насчитывалось около 460 почтовых учреждений с 5 тыс. служащих, то по состоянию на 1896 год в почтово-телеграфном ведомстве числилось свыше 33,8 тыс. человек .

В 1843 году был введён единый почтовый тариф на пересылку корреспонденции (кроме международной) независимо от расстояния, что позволило существенно упростить почтовую оплату и сбор корреспонденции .

Осуществление почтовой реформы 1843 года и установление с 1 января 1844 года оплаты письма только по весу, не зависимо от расстояния, создали предпосылки для применения в России знаков почтовой оплаты . С 1 января 1845 года на территории Великого княжества Финляндского были введены штемпельные конверты («куверты»). С 1 декабря того же года аналогичные конверты были введены для городской почты Санкт-Петербурга , а с 27 февраля 1846 года - Москвы . С 1848 года штемпельные конверты, выпущенные Почтовым департаментом, начали применяться в России повсеместно .

До конца 1840-х годов письма от населения принимали только в почтовых конторах. Позднее корреспонденцию стали принимать в мелочных лавках, а потом, после появления в 1857 году почтовых марок, и просто через почтовые ящики. К 1896 году число почтовых ящиков превысило 15,2 тыс. штук .

Долгое время основной объём почтовой пересылки составляла казённая (служебная) корреспонденция. Только в годы реформ 1860-х годов частная пересылка стала преобладать над государственной. Это положительно сказалось на финансовых показателях: если еще в 1884 году почта принесла казне 1 млн руб. убытка, то в 1896 году чистый совокупный доход от почты и телеграфа превысил 12,7 млн руб.

С 1864 года в России была введена обязательная оплата заграничной корреспонденции почтовыми марками .

В 1874 году Российская империя в числе первых государств подписала Всемирную почтовую конвенцию и стала членом Всемирного почтового союза. В 1878 году в российской почтовой системе стали применять начала, принятые единогласно на парижском Всемирном почтовом конгрессе всеми европейскими правительствами .

Земская почта

1 января 1864 года в России были образованы земства - органы местного самоуправления . В 1865 году земствам разрешили учреждать почту со своими правилами и таксами и иметь свои почтовые марки . Земская почта существовала практически во всех уездах. Одновременно с марками в некоторых местах выпускали и штемпельные конверты.

Русская почта за границей

В конце XIX - начале XX веков для обеспечения связи между различными российскими государственными и частными организациями и лицами за границей Российской империи , в регионах, где официальная или местная почта считалась ненадёжной, российское правительство стало создавать свои почтовые конторы. Для нужд этих контор использовались обычные российские марки или издавались ЭЗГБ (а иногда и на местах) специальные почтовые марки и цельные вещи , изготавливались штемпели . Номиналы знаков почтовой оплаты указывались в российской или местной валюте, а стоимость пересылки корреспонденции, как правило, соответствовала тарифам, действовавшим в этот период в России .

Декретом от 26 октября 1917 года об образовании Рабочего и Крестьянского правительства, изданным в числе первых декретов Советской власти , в составе советского правительства был предусмотрен Народный комиссариат почт и телеграфов (Наркомпочтель) .

В 1918 году на территории РСФСР началась гражданская война . Несмотря на это, почтовая связь функционировала, прерываясь и восстанавливаясь в зависимости от хода военных действий.

16 апреля 1918 года в целях централизации деятельности почты, а также в целях борьбы с бойкотом со стороны телеграфных и почтовых служащих прежнего режима был издан Декрет об организации управления почтово-телеграфным делом. Данный Декрет упразднил старые почтовые должности начальника почтово-телеграфного округа, почт-директора, начальника управления телеграфов, начальника отдела перевозки почт по железной дороге, их помощников и главных механиков. Для управления каждым почтово-телеграфным округом была введена коллегия, возглавляемая комиссаром, которого утверждал нарком из числа кандидатов, представленных областным или губернским органом Советской власти . Декрет особо запрещал всем органам Советской власти вмешиваться в дела почты (любые пожелания надлежало подавать в Наркомпочтель) .

С 1 января 1919 года по 15 августа 1921 года в РСФСР была введена бесплатная пересылка простых писем и почтовых карточек.

  • Ранняя история русской почты на марках СССР

Российская Федерация

В советское время предприятия почты и электросвязи были объединенными, существуя сначала в составе областных и республиканских управлений связи, а затем в составе государственных предприятий связи и информатики . После распада СССР было принято решение о выделении почтовой связи в самостоятельную отрасль: 16 ноября 1992 года образовано Федеральное управление почтовой связи при Министерстве связи Российской Федерации . Приказом Министерства связи с 1 января 1993 года в составе Федерального управления почтовой связи были образованы территориальные (областные, краевые, республиканские) управления федеральной почтовой связи (УФПС) и учреждения почтовой связи Москвы и Санкт-Петербурга . Этим же приказом были утверждены перечень работ по разделению структур почтовой и электрической связи и принципы разделения почтовой и электрической связи.

В 1994 году был учрежден профессиональный праздник работников почтовой связи - День российской почты . Помимо этого, в 1997 году в целях восстановления геральдических традиций российской почты и повышения её авторитета были учреждены флаг и эмблема организаций федеральной почтовой связи Российской Федерации .

17 октября 1995 года Федеральное управление почтовой связи было реорганизовано в Федеральную службу почтовой связи Российской Федерации (ФСПС России) . 14 августа 1996 года Федеральная служба почтовой связи была упразднена, а её функции переданы Министерству связи России .

В 1996 году Минисвязи России впервые за многовековую историю существования российской почты решило нарушить государственную почтовую монополию на некоторые почтовые услуги, в результате чего в России возникли коммерческие почтовые компании. В число услуг новых компаний вошли курьерская доставка почтовых отправлений, пенсий и пособий, пересылка посылок, распространение периодической печати. Другим президентским указом в 1997 году были восстановлены геральдические традиции российской почты - эмблема и флаг.

По состоянию на 1998 год почтовая сеть страны объединяла 149 почтамтов, 28 отделений перевозки почты при железнодорожных станциях и аэропортах, 43 тыс. отделений связи. В отрасли было занято 380 тыс. человек. Валовый доход государственной почтовой службы в 1997 году составил 9 млрд руб.

Галерея

См. также

Примечания

  1. Карнович Е. П. // Исторический вестник . - 1884. - Т. XV. - С. 615-625.
  2. Кисин Б. М. Страна Филателия / Ред. В. Нездвецкий. - М. : Просвещение , 1969. - 240 с. - 100 000 экз. (Проверено 15 июля 2016)
  3. Дела Тайного приказа // Русская историческая библиотека, издаваемая императорской Археографической комиссией. - СПб. , 1907. - Т. 21. - Кн. 1. - Стб. 1065.
  4. Вести-Куранты. 1656 г., 1660-1662 гг., 1664-1670 гг.: Русские тексты. Ч. 1. / Изд. подгот. В. Г. Демьяновым при участии И. А. Корнилаевой; Завершение работы над изд. и подгот к печати: Е. А. Подшивалова, С. М. Шами; Под ред. А. М. Молдована и И. Майер. - М. : Рукописные памятники Древней Руси, 2009.
  5. , с. 10.
  6. , т. 2, с. 4-11.
  7. , т. 2, с. 36, 37.
  8. , т. 2, с. 39, 40.
  9. Почта // Экономическая история России с древнейших времен до 1861 г.: Энциклопедия. - М. : РОССПЭН, 2009. - Т. 2. - С. 359-364.
  10. По другим данным, например, в сводке Мосгоархива, почтамт был основан в 1700 году. (Проверено 8 декабря 2008)
  11. Пекарский П. Маркиз Де-Ла-Шетарди въ России 1740-1742 годовъ. - СПб. : Типография Иософата Огризко, 1862. - С. 86.
  12. В электронной книге «История Смоленской почты» Виктора Гурова указывается, что должность почтальона для доставки частной корреспонденции на дом была учреждена в 1746 году. (Проверено 8 декабря 2008)
  13. Положение об учреждении вольных почт в России.
  14. Шерих Д. Ю. Городской месяцеслов. 1000 дат из прошлого Санкт-Петербурга, Петрограда, Ленинграда. К 290-летию Санкт-Петербурга. - СПб. : Петербург - XXI век, 1993. - 224 с. - Тираж &&&&&&&&&&030000.&&&&&0 30 000 экз. - ISBN 5-85490-036-X .
  15. Каталог-справочник отечественных знаков почтовой оплаты: сб. в 3 т. - М. , 1990. - Т. 1. - С. 5-188. - (Прил. к журн. «Филателия СССР» и «Филателия»); 1992. - С. 322-327. - Т. 3. - (Прил. к журн. «Филателия»).
  16. Декрет II Всероссийского съезда Советов об образовании Рабочего и Крестьянского правительства
  17. Декрет об организации управления почтово-телеграфным делом
  18. Почта России в XIX-XX вв.
  19. «О создании Федерального управления почтовой связи при Министерстве связи Российской Федерации» ()
  20. Приказ Минсвязи РФ от 24.11.1992 г. № 433
  21. Указ Президента РФ от 16 мая 1994 г. № 944 «О Дне российской почты» (Архивировано 03.10.18)
  22. «Об эмблеме и флаге организаций Федеральной почтовой связи Российской Федерации»
  23. «О федеральной службе почтовой связи Российской Федерации» ()
  24. Указ Президента РФ от 14.08.1996 г. № 1177 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»
  25. Ситуация на почте // Коммерсантъ . - 1998. - № 87 (1490). - 19 мая.

Литература

  • Болтиков В. Для служебного пользования: полевая почта: сведения без грифа «Секретно» // Братишка: журнал. - М. : ООО «Витязь-Братишка», 2010. - № 11 . - ISSN . Архивировано 3 марта 2011 года. (Проверено 5 марта 2016)
  • Вигилёв А. Н. История отечественной почты: В 2 ч. - М. : Связь, 1977, 1979. - 160 + 160 с. (Проверено 20 апреля 2011)
  • Виташевская М. Н. Старинная русская почта. - М. : Связьиздат, 1962. - 80 с.
  • Из истории Санкт-Петербургской почты. 1703-1914 (недоступная ссылка) / Сост. М. А. Добин и Л. Г. Ратнер. - СПб. : Стандарт-Коллекция , 2004. - 352 с. - ISBN 978-5-902275-07-7 . (На русском и англ. языке.) (Проверено 20 апреля 2011)
  • Козловский И. П. . - 1913. (Проверено 26 января 2009)
  • Папинако И. Г. Почтовая связь // Большая советская энциклопедия . (Проверено 19 июня 2011)
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Информация. Наверное, в нашем мире сложно назвать что-то еще, такое же неосязаемое и такое же плотное, пронизывающее все направления и постоянно скапливающееся вокруг нас. Сохранение информации появилось с первыми наскальными надписями, а вместе с необходимостью передавать ее на дальние расстояния зажглись сигнальные костры и зазвучали барабаны. Так родилась первая почта. В этой серии статей мы покажем вам, как работает этот важнейший сегмент нашей жизни, как он эволюционирует, каким был и каким будет: почта.

Люди научились говорить относительно давно, но человеческий голос несовершенен, когда речь заходит об отправке вестей подальше. Поскольку необходимость делиться информацией не просто накапливалась, но и увеличивалась экспоненциально по мере развития нашего мира, вместе с ней рождались и новые формы почтовой связи. От первых сигнальных барабанов, которые появились порядка 8000 лет назад, древние племена перешли к огню и дыму: их видно издалека, а сам факт зажигания дымного столба был неким сигналом. Африканские племена используют тамтамы для связи и до сих пор, а костры использовались даже индейцами XX века.

Первые зачатки почтовой связи родились в государствах древности вместе с появлением письменности: Месопотамии, Египте, Греции, Персии, Китае, Римской империи. По дорогам зашагали первые гонцы, позднее они пересели на лошадей. Вести и письменные сообщения передавались по принципу эстафеты. На Древнем Востоке правители нуждались в снабжении их постоянной информацией о происходящем на подвластных им территориях с рабовладельческим строем. Неудивительно, что это повлекло за собой развитие прообраза почтовой связи. Считается, что первое почтовое сообщение было отправлено порядка 5000 лет назад в Месопотамии в виде запечатанного глиняного письма.

Почта античности строилась на гонцах, которые устно, письменно, по морю, верхом, по суше, пешком - и чаще всего в военных целях - разносили вести по всем уголкам государств. Особое развитие такая система передачи вестей получила в Римской империи, а с ее падением (около 520 года н. э.) - перестала существовать и почта. В феодальной средневековой Европе XI–XV веков почта и связь как таковые отошли духовным и светским институтам. То есть почтой стала заниматься церковь. Об этом периоде мы поговорим позже.


Н.К. Рерих, «Гонец»

На секундочку задумаемся. Когда вы в последний раз пользовались услугами почты? Возможно, вам вспомнится посылка, которую вы забирали из отделения почты или непосредственно у курьера. Отправляли письма в какое-нибудь госучреждение. Вскрывали конверты в поисках денег в далеком несчастливом детстве. Посылая «письма счастья», тщательно «облизывая», как положено, каждый конверт, не указывая обратного адреса. Кажется, что почта отходит от нас, перевоплощаясь по большей части в службу доставки и уходя в «облако». На деле же почта эволюционирует. Новости и статья, которые вы сейчас читаете - пример эволюции вестей, прошедших длинный путь из обветренных рук или даже уст персидского гонца до изображения на вашем дисплее. Электронная почта, без которой мы не представляем свою жизнь, была невозможной без Интернета, а Интернет появился не так уж и давно - ему 50 лет даже нет. Вместо электронных писем люди отправляли только бумажные. И даже в будущем, когда, возможно, необходимости доставлять посылку уже не будет - нужный товар распечатается у вас на 3D-принтере, материализуется в телепортаторе или вы будете использовать исключительно виртуальные продукты - все это будет лишь эволюцией почты.

Информация не исчезает бесследно, не растворяется в черной дыре, она лишь принимает другую форму.

В мире не так много феноменов, или даже институтов, сложившихся в результате последовательного и независимого развития по всему земному шару. Навскидку можно назвать лишь самые грандиозные - письменность и языки, множество их; институт науки, впитавший изыскания ученых всего мира за многие тысячелетия; дело дипломатии и государственности, которые и в современное время не чураются норм, разработанных еще в Римской империи; художественная культура, временем расцвета которой считается Древняя Греция. Попробуйте включить сюда почту, и вы удивитесь, как прекрасно этот институт вписывается в этот ряд и включает лучшее из того, что могут придумать люди в разных уголках земного шара вместе и раздельно.

Средневековая церковь, будучи единственным и неповторимым органом власти, взяла на себя задачу централизации, которая была бы невозможна без собственной системы сообщений - монастырской почты. Курьеры от монастырей поддерживали связь между отдельными монастырями и главой церкви в Риме, между монашескими орденами и их братствами. Тогда же родились и станции для перемены лошадей, впоследствии перекочевавшие в Россию. Собственно, слово «почта» происходит от итальянского «statio posita in…», что означало станцию для перемены лошадей. Слово «почта» (post) впервые начали употреблять в таком значении в XII веке.

Европейские университеты середины второго тысячелетия, в которые, как сложилось исторически, учащиеся стекались из самых различных стран, чуть ли не пешком, по-ломоносовски, добирались, чтобы получить образование, использовали этот важный момент: за отдельную плату профессиональные гонцы университетской почты поддерживали связь между студентами и их семьями, иногда доставляя письма частным лицам.

Интересным явлением стала «почта мясников». По роду деятельности, европейский цех мясников, который ради закупок совершал обширные путешествия, взял на себя обязанности по перевозке писем и посылок. В некоторых городах южной Германии это стало обязанностью мясников, взамен на что они получали определенные привилегии. Эта почта работала до конца XVII века и местами получила государственное значение.


Франц фон Таксис

И все же первой организованной почтой во всех смыслах этого слова считается почта, созданная членами рода Тассо (Тассис, Таксис). Почта Турн-и-Таксис просуществовала со второй половины XV века до 1867 года и внесла огромный вклад в развитие почтовой связи в Европе. Почта Таксисов содержалась на их средства, страх и риск, но неизменно оставалась частным предприятием, хотя императоры и притязали на ее установление. Почта Турн-и-Таксис важно перенимала все эффекты эволюции почты, оперативно привлекала к использованию почтовый штемпель и почтовую марку. 400 лет - неплохая история для частной почты.

Что касается почты России, русской почты, получившей развитие на территории тогдашнего русского государства, историки придерживаются мнения, что почтовую службу наши предки переняли у завоевателей-монголов. В тот смутный период на главных дорогах появились почтовые станции (о которых мы говорили выше), «ямы», на которых «ямчи» (гонцы) меняли лошадей. Как вы догадываетесь, слово «ямщик» уходит корнями именно в эту легенду. А слово «почтальон» обрело себя в дореволюционной России с 1716 года (до этого почтовых служащих называли «почтарями»).

Реформы Петра I привели к тому, что почтовая связь в России появилась во всех главных городах страны. Почтой занялось государство, были открыты первые почтамты, почтовые конторы, ввели должность почтмейстера. Первые почтовые вагоны (между Питером и Москвой) проложили свой путь в 1851 году. Что было дальше - вы знаете, вам в почтовый ящик упало первое в вашей жизни письмо. О том, как работает почта и какие ее элементы претерпели эволюцию, а какие остались неизменными, мы поговорим в следующий раз.

Невозможно описать словами, насколько далеко зашло влияние эволюции и революций в почтовой службе, на земле и на море. Почту наверняка можно назвать великим достижением человечества. Мир 1782 года, который последовал за американской войной за независимость, был заключен лишь после переговоров, растянувшихся больше чем на два года. Пруссия и Австрия воевали в 1866 году. Кампания заняла семь дней; и с момента объявления войны до формального заключения мира прошло семь недель. Очевидно, что временная разница в обоих случаях была обусловлена лишь тем, что в одном случае новости шли дольше, а в другом - быстрее.

Мы можем смотреть на прошлое со смешанным чувством - вспоминать наших легкомысленных предков, которые никуда не спешили и которым хватало времени на рефлексию; мы считаем те времена летаргическими, вялыми, спокойными.

Мы гордимся собственной эпохой как наполненной жизнью и активностью, спешкой и нервами, высоким электрическим напряжением. Но многие из нас знают цену этому водовороту жизненных событий и часто говорят: «Этот темп убивает». Сохранится ли этот темп на следующие сто лет? Скорее всего, да. Эволюция почты позволяет нам умещать больше действий в минуту жизни, как и эволюция многого другого, безусловно. Письма больше не идут неделями, посылки скоро будут доставляться мгновенно, связь практически лишилась каких-либо ограничений. Какой будет почта в будущем? Вы узнаете об этом первыми.

Испытания первых почтовых дронов уже начались…

Самые древние сведения о почте относятся к Ассирии и Вавилону. Ассирийцы еще в III тыс. до н.э. применяли то, что можно назвать предшественником конверта. После обжига таблички с текстом письма ее покрывали слоем глины, на котором писался адрес получателя. Затем таблички снова обжигались. В результате выделения при повторном обжиге водяных паров табличка-письмо и табличка-конверт не становились единым куском. Конверт разбивали и читали письмо. До современников дошло два таких письма - вместе с конвертами они хранятся в Лувре.

4000 ЛЕТ НАЗАД НЕИЗВЕСТНЫЙ ЕГИПЕТСКИЙ ХУДОЖНИК НА ОДНОЙ ИЗ СТЕН погребальной пещеры фараона Нумхотена нарисовал воина, держащего в одной руке свиток, а в другой – открытый лист-письмо, который подает своему начальнику. Так до нас дошло вещественное доказательство существования почты в те далекие времена. До нас дошли сведения и о почтовых сообщениях у других древних народов. Письменное сообщение можно было передавать от одного гонца к другому без опасения исказить сообщение. Для транспортировки писем также применяли почтовых голубей.

Во времена Кира и Дария в Персии (558-486 г. до н.э.) почтовая связь была налажена превосходно. На станциях персидской почты постоянно были наготове гонцы и оседланные лошади. Почта передавалась гонцами по эстафете от одного к другому.

Славилась и древнеримская почта, игравшая огромную роль в управлении огромной Римской империей. В важнейших центрах империи содержались специальные станции, снабженные конными курьерами. Римляне обычно говорили Statio posita in…("Станция расположена в …"). Как считают специалисты, именно из сокращения этих слов и появилось слово почта (Posta).

Документально подтвержденные сведения о существовании почты в Китае относятся к глубокой древности. Государственная почта Китая существовала уже при династии Чжоу (1027-249 г. до н.э.). Она располагала пешими и конными гонцами. Императоры династии Тан (618-907 г. до н.э.) уже назначали генерал-почтмейстеров.

В Арабском халифате к 750 г. все государство было покрыто сетью дорог, по которым курсировали гонцы, – пешие и верховые на лошадях, верблюдах и мулах. Они доставляли государственную и частную почту. О большом значении почтовой службы государства свидетельствует знаменитое высказывание халифа Мансура, основавшего Багдад (762 г.). "Мой трон покоится на четырех столпах, а моя власть опирается на четырех человек: это безупречный кади (судья), энергичный начальник полиции, деятельный министр финансов и мудрый почтмейстер, который информирует меня обо всем".

В ГРЕЦИИ ПОЧТОВАЯ СИСТЕМА БЫЛА ДОСТАТОЧНО ХОРОШО НАЛАЖЕНА В ВИДЕ сухопутной и морской почтовой связи, но она не могла значительно развиться из-за множества воюющих между собой городов-государств. Правительства для передачи сообщений имели в своем распоряжении, как правило, пеших посланцев. Они назывались гемеродромами. Гонцы-бегуны преодолевали за час расстояние в 55 стадий (около 10 км) и за один рейс - 400-500 стадий.

Самым известным из этих курьеров был Филиппид, который, по утверждению Плутарха, в 490 году до н.э. донес в Афины известие о победе в битве при Марафоне и умер от истощения. Этот бег был первым марафоном в истории. Филиппид передал только устное послание. Для передачи особо спешных сообщений уже в древности посылали верховых гонцов. Как пишет Диодор, один из военачальников Александра Македонского держал при своем штабе гонцов - всадников на верблюдах.

Государства инков в Перу и ацтеков в Мексике еще до 1500 г. имели регулярную почту. Почта инков и ацтеков использовала только пеших гонцов. Дело в том, что лошадей в Южную Америку завезли европейцы – завоеватели только в ХVI в. Расстояние между соседними станциями не превышало трех километров. Поэтому оно быстро преодолевалось гонцом. Особенность почты инков и ацтеков заключалась в том, что кроме почты, гонцы должны были доставить свежую рыбу к столу императора. Рыба доставлялась с побережья в столицу в течение 48 часов (500 км). Оцените скорость доставки. Современная почта вряд ли быстрее, хотя имеет в своем распоряжении машины, поезда, самолеты. Во времена расцвета культуры майя также имелась развитая служба гонцов, но о ней мало известно.

Как в древности, так и в средние века почта служила только властителям и высшим чиновникам. Другие слои населения почтой не пользовались.

Для обывателей и международных связей

Между тем простые люди тоже хотели использовать почту для своих целей. На первых порах их сообщения передавались в частном порядке через купцов, странствующих монахов и гонцов университетской почты. Бурное развитие ремесел и торговли в феодальной Европе способствовало организации регулярного почтового обмена между городами.

ИМЕЮТСЯ ДОКУМЕНТЫ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ НАЛИЧИЕ ГОРОДСКИХ ГОНЦОВ уже в ХIV в. Наиболее известна почтовая служба Ганзейского союза. Ганза – торговый и политический союз северогерманских городов в ХIV-ХVII вв. Со вступлением в Ганзу Рейнского союза возникла первая почтовая сеть, которая, минуя границы городов и мелких княжеств, доставляла почту по всей территории Германии. Далее через Нюрнберг почта уходила в Италию и Венецию, а через Лейпциг - в Прагу, Вену и другие города. Так возникла международная почта.

Следующим заметным достижением служит почтовая служба дворянского рода Турн-и-Таксис. Первое упоминание о почте Турн-и-Таксис относится к 1451 г., когда Рожер Таксис организовал курьерскую линию через Тироль и Штейермарк. Далее потомки дома Таксисов делают стремительную карьеру в почтовом ведомстве.

В 1501 г. Франц Таксис становится генерал-почтмейстером Нидерландов. До начала ХVI в. почтовая служба Таксисов строилась на основании феодальных привилегий дому Таксисов. Почтовое дело стало доходным, и у Таксисов появились конкуренты. В первую очередь это почта городов. В 1615 г. очередной Таксис – Ламораль становится имперским генерал-почтмейстером. Имперским указом эта должность была объявлена пожизненной и наследственной для рода Таксисов. Кстати, приставку "Турн" Таксисы присоединили к своей фамилии в 1650 г., получив ее в качестве пожалования короля. Ламораль Таксис, новый генерал-почтмейстер, был вынужден просить у императора издания нового указа против дополнительных почт и дополнительных линий, обслуживающихся гонцами. Все это положило начало борьбе почты Турн-и-Таксис с конкурентами, длившейся столетиями. Почта Таксисов устояла и победила. Аккуратность, быстрота и честность – таков был девиз почты Турн-и-Таксис, который строжайше соблюдался на практике. Впервые торговые люди и банкиры, простой народ и государственные чиновники могли быть уверены, что письма, документы, деньги быстро дойдут до адресата, и они вскоре получат ответ.

В 1850 г. почта Турн-и-Таксис присоединилась к германо-австрийскому союзу. К тому времени во многих странах уже были выпущены почтовые марки. Правила германо-австрийского почтового союза предусматривали для его участников обязательство выпускать почтовые марки. Именно поэтому 1 января 1852 г. вышли первые почтовые марки почты Турн-и-Таксис. Всего почта Турн-и-Таксис выпустила 54 почтовые марки. Эта почта выпускала и маркированные конверты. История почты Турн-и-Таксис заканчивается только в 1867 г., когда Пруссия приобрела права на все почтовые учреждения дома Турн-и-Таксис.

Почтальон – опасная профессия

В ХVII в. Швеция стала великой державой, и появилась необходимость в регулярной связи с ее владениями за Балтийским морем. Первыми почтальонами были королевские курьеры. Затем корреспонденцию доставляли так называемые почтовые крестьяне. Они жили вблизи основных дорог, освобождались от разного рода повинностей, например, воинской, но были обязаны переправлять государственную почту.

ОБЫЧНО ПОСЫЛАЛИ БАТРАКА, КОТОРЫЙ БЕЖАЛ, ТРУБЯ В РОЖОК, километров за 20-30 к соседу. Передав свою почту и получив в обмен другую, он отправлялся домой. Если письма опаздывали, ему грозило наказание. Корреспонденция доставлялась и по морю, например, на лодках из Швеции на Аландские острова и далее в Финляндию и Санкт-Петербург. "Почтовые крестьяне" работали круглый год независимо от погоды. Особенно опасна была переправа весной и осенью, когда они то волокли лодку по льду, то ставили паруса, то брались за весла. Немало людей погибало во время шторма.

Русская почта - одна из старейших в Европе. Первое упоминание о ней в летописях относится к Х в. В Киевской Руси существовала обязанность населения с названием "повоз". Эта обязанность заключалась в необходимости предоставлять лошадей для княжеских гонцов и его слуг.

Однако четкая почтовая служба в России появилась только при царе Алексее Михайловиче. Организатором "правильной" почтовой гоньбы в России стал глава тогдашнего русского правительства боярин Афанасий Ордин-Нащокин (1605-1681). Он же является инициатором создания и зарубежной почты России (почтовая линия Москва – Вильну).

С 1677 г. в России начала действовать международная почтовая служба. Первые линии общедоступной почты пошли за рубежи русского государства в "немецкие" страны - так русские люди называли земли, где говорили на непонятных "немых" языках. Помимо международных отправлений "немецкая почта" доставляла и купеческие письма, и правительственные бумаги по России. Благодаря "немецкой почте" в почтовой службе были организованы пункты обмена корреспонденцией и введены правила, обеспечивающие регулярность доставки почты.

Прообразом привычного нам почтового ящика послужили флорентийские тамбури - общедоступные ящики, которые устанавливались у стен церквей и соборов, первый почтовый ящик был установлен в XVII в. во Франции.

По материалам livejournal подготовила Зара ГЕВОРКЯН