Как соотносится с фигурой мятежного. "Печальный демон, дух изгнанья" (по поэме М

Ведется от имени Петра Андреевича Гринева. Это – молодой человек, 17-18 лет. Он сын дворянина, живущего в Симбирской губернии, отставного премьер-майора. У его отца – Андрея Петровича Гринева глубоко развито чувство дворянской чести и долга перед государством. Своего сына отставной майор записал в Семеновский полк, еще не зная, кто родится у него. Он воспитывал в сыне качества, которыми должен обладать настоящий дворянин – честь, бесстрашие, великодушие.

Петр Андреевич получил домашнее воспитание. Сначала его «образованием» занимался стремяный, крепостной Гриневых, . Наверняка, он научил Петра разбираться не только в собаках. Русской грамоте обучил Петра Савельич. Проводя с ребенком много времени, он наверняка рассказывал ему военные истории, сказки, оставившие свой след в душе мальчика. Когда мальчику исполнилось 12 лет, ему выписали из Москвы гувернера, не очень утруждавшего себя занятиями с дворянским отроком. Однако восприимчивый ум мальчика получил необходимые знания в области французского, что позволило ему заниматься переводами.

Однажды отец вошел в комнату и увидел, как его чадо «изучает» географию. Превращение географической карты в летающего змея при спящем учителе разгневало старого майора, и гувернер был вытолкан взашей из имения.

Когда Петру Андреевичу исполнилось 17 лет, отец позвал к себе сына и объявил, что отправляет его на службу отечеству. Но вопреки ожиданиям Петруши, его отправили не в столицу, а в дальний Оренбург, граничащий с киргизскими степями. Такая перспектива не очень обрадовала молодого человека.

«– Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге? мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон.»

В этих словах Андрея Петровича выражается характер офицера старой закалки – человека решительного, волевого и ответственного, но более того – выражается отношение отца к сыну. Ведь ни для кого не секрет, что все родители стремятся пристроить любимых чад туда, где комфортно, и нужно меньше трудиться. А Андрей Петрович хотел воспитать из сына настоящего мужчину и офицера.

Образ Петра Гринева, созданный Пушкиным в «Капитанской дочке» — это не просто положительный персонаж. В повести показывается его взросление, закалка нравственных качеств и умение преодолевать трудности.

Во время пути Петр Андреевич познакомился с Иваном Ивановичем Зуриным, который воспользовался неопытностью Гринева, впервые выпорхнувшего из отчего дома. Он подпоил молодого человека и обыграл его.

Нельзя сказать, что Петр Андреевич был ветреным и бесшабашным. Просто он еще был молод. И на мир смотрел по-детски невинными глазами. Этот вечер и знакомство с Зуриным послужили для Гринева хорошим уроком. Он больше никогда не увлекался играми и спиртным.

В эпизоде с заячьим тулупом Гринев проявил душевную доброту и великодушие, впоследствии, спасшие ему жизнь.

В Белогорской крепости, куда оренбургский генерал направил его служить, Гринев быстро поладил с обитателями крепости. В отличие от , которого здесь многие не уважали, Гринев стал своим человеком в семействе Мироновых. Служба его не утомляла, и он в свободное от занятий время увлекся литературным творчеством.

В истории с он проявил если не храбрость (в данном случае это слово просто неуместно), то решимость, стремление постоять за честь девушки, которая ему нравилась.

Свою храбрость он покажет позднее, когда под страхом смерти откажется присягать самозванцу, целовать ему руку. оказался тем самым спутником, который помог Гриневу добраться до постоялого двора, и которому Гринев подарил свой заячий тулуп.

Чувство чести и долга перед государством и императрицей, которой принес присягу, честность до конца перед Пугачевым, и не только перед ним, возвышают молодого человека в глазах читателя. Гринев проявит мужество и тогда, когда поедет в Белогорскую вызволять из рук Швабрина. В его пользу говорит и тот факт, что Гринев готов идти на каторгу, чтобы только не вовлекать в разбирательство Машу – дочь капитана Миронова, которую он успел полюбить.

За год, что прослужит Гринев в Оренбургской губернии, год, насыщенный событиями, которые не раз ставили его перед нравственным выбором. А за то время, что он проведет в заключении, он получит нравственную закалку. Этот год сделал из мальчика мужчину.

Крутяк! 16

Пётр Андреевич Гринёв, является главным действующим лицом повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка».

Во время чтения книги, перед нами проходит череда событий, которые ярко характеризуют личность Петра Гринева, позволяя увидеть становление и формирование его внутреннего мира, взглядов и устоев.

На характер Гринева повлияло воспитание матери, он перенял ее доброту, чувствительность и даже некоторую мягкость. Маленький Петруша жил у своего отца в поместье, где получил обычное, для того времени, домашнее воспитание. Его обучением занимались сперва, стремянной Савельич, а затем французский учитель Бопре. Однако, понятия справедливости, чести и преданности, он приобрел, по большей части, не у своих воспитателей, а в шумной компании своих друзей - дворовых мальчишек.

В Пётре было развито чувство почтения и уважения к своим родителям. Поэтому, когда отец принял решение отправить его на службу в Оренбург, а не в давно желанный Семеновский полк, Пётр Гринев послушно исполнил его волю.

Таким образом, молодой Петр Андреевич оказался в Белогорской крепости, где вместо полной блеска, Петербургской жизни, его ждала деревенская тишина за бревенчатым забором. Но недолго пришлось огорчаться Гриневу. Неожиданно для себя, он находит здесь простую прелесть в общении с добрыми незатейливыми людьми, живущими в крепости. Именно в беседах с ними, окончательно крепнут и формируются лучшие качества Петра Гринева.

К такому молодому и открытому человеку, как Гринев, не могло не прийти высокое чувство. Петр Андреевич, полюбил Машу Миронову, прелестную дочку коменданта крепости. Последующая дуэль со Швабриным, оскорбившим Машу, заканчивается ранением Гринева и запретом на брак влюбленных от отца героя.

Лирические события в жизни Петра Андреевича, прерываются восстанием Емельяна Пугачева. В это время, такие качества Петра Гринева, как честность, прямодушие и благородство, раньше казавшиеся ненужной обузой, теперь помогают сохранить жизнь не только себе, но и Маше. Смелость и мужество Гринева производят неизгладимое впечатление на Пугачева, вызывая искреннее, неподдельное уважение.

Все что было пережито Гриневым, заставило его все чаще задумываться о смысле человеческой жизни, позволило ему повзрослеть. На протяжении всей повести, мы видим непрерывное развитие и рост Петра Гринева. Из легкомысленного мальчика, Гринев незаметно вырастает в самоутверждающегося, ищущего смысл существования, юношу и, в конце концов, перед нами предстает храбрый, решительный и зрелый мужчина.

Думаю, что обостренное чувство справедливости, которое автор вложил в образ своего героя, кажется таким искренним только потому, что благородство и защита чести были очень важны и для самого Пушкина. Так же как и свой персонаж, Александр Сергеевич, впоследствии защитил честь супруги, вызвав оскорбителя на дуэль. Поэтому прямолинейность и внутреннее достоинство Гринева, не кажется литературным преувеличением. Это качество настоящего, взрослого человека.

Еще больше сочинений на тему: «Капитанская дочка»

Пётр Андреевич Гринёв главный герой повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка».

Пётр жил в поместье своего отца и получил обычное домашнее воспитание. Его воспитывал сначала стремянной Савельич, а потом француз Бопре, а в свободное время Пётр проводил с дворовыми мальчишками.

Пётр почитал родителей и уважал их желания. Когда отец решил отправить его на службу в Оренбург, Пётр не посмел ослушаться, хотя ему очень хотелось проходить службу в Петербурге. Перед дорогой отец наказал Петру служить верно и помнить пословицу: «береги платье снову, а честь смолоду». Гринёв хорошо запомнил слова отца и верно служил императрице.

Пётр Гринёв очень благородный и честный. Проиграв Зурину сто рублей, он заставляет Савельича вернуть долг, считая это долгом чести. А Когда Швабрин оскорбил Машу, то Пётр не задумываясь вызвал его на дуэль.

Гринёв показал себя Храбрым, смелым и отважным человеком. При разговоре с Емельяном Пугачёвым, он не стал ему врать, а прямо сказал, что не перейдёт на его сторону, а если прикажут будет сражаться против банды Емельяна. Пётр не побоялся отправиться спасать Машу от Швабрина, хотя знал, что его могут поймать и убить. Он рисковал жизнью пробираясь в крепость, проявил мужество и смекалку.

Доброта и великодушие Гринёва очень пригодились ему, ведь Пугачёв помнил подарок и только поэтому его помиловал.

В повести Пётр Гринёв показан в развитии: сначала легкомысленным мальчишкой, потом самоутверждающимся юношей, и наконец, взрослым и решительным мужчиной.

Источник: sdamna5.ru

Петр Гринев - главный герой рассказа. Ему 17 лет он русский дворянин, только что поступивший на военную службу. Одно из основных качеств Гринева – искренность. Он искренен с героями романа и с читателями. Рассказывая и своей жизни, он не стремился приукрасить ее. На кануне дуэли со Швабриным, он взволнован и не скрывает этого: «Признаюсь, я не имел того хладнокровия, которым хвалятся почти всегда те, которые находились в моем положении». Также прямо и просто говорит он и своем состоянии перед беседой с Пугачевым в день захвата им Белогорской крепости: «Читатель легко может себе представить, что я не был совершенно хладнокровен». Гринев не скрывает и отрицательных поступков (случай в трактире, во время бурана, в разговоре с Оренбургским генералом). Грубые ошибки искупаются его раскаянием (случай с Савельчем).
Дума Гринева еще не очерствела на военной службе, некоторые он сохранил до конца жизни. Он содрогнулся при виде изуродованного башкира, захваченного при распространении Пугачевских листовок. Сильное впечатление производит на него пение Пугачевцев: «Невозможно рассказать, какое действие произвела на меня эта простая песня о виселице, распеваемая людьми, обреченными виселицею. Их грозные лица, стройные голоса, унылое выражение, которое придавали они словам и без того выразительным, - все потрясало меня каким-то поэтическим ужасом».
Гринев не был трусом. Он без колебания принимает вызов на дуэль. Он один из немногих выступает на защиту Белогорской крепости, когда, не смотря на команду коменданта, «оробелый гарнизон не двигается с места». Он возвращается за отставшим Савельичем.
Эти поступки также характеризуют Гринева, как человека, способного любить. Гринев не злопамятен, он искренне мирится с Швабриным. Ему не свойственно злорадство. Уезжая из Белогорской крепости, с освобожденной по приказу Пугачева Машей, он видит Швабрина и отворачивается, не желая «торжествовать над униженным врагом».
Отличительная черта Гринева – привычка платить добром за добро умением быть благодарным. Отдает Пугачеву свой тулуп, благодарит за спасение Маши.

Источник: litra.ru

Петр Гринев - главное действующее лицо повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Перед читателем проходит весь жизненный путь главного героя, становление его личности, раскрывается его отношение к происходящим событиям, участником которых он является.

Доброта матери и простота быта семьи Гриневых развили в Петруше мягкость и даже чувствительность. Он горит желанием отправиться в Семеновский полк, куда приписан с рождения, но мечтам о петербуржской жизни не суждено сбыться - отец решает отправить сына в Оренбург.

И вот Гринев в Белогорской крепости. Вместо грозных, неприступных бастионов - деревушка, окруженная бревенчатым забором, с избами, крытыми соломой. Вместо строгого сердитого начальника - комендант, вышедший на учение в колпаке и халате, Вместо храброго войска - престарелые инвалиды. Вместо смертоносного оружия - старенькая, забитая мусором пушка. Жизнь в Белогорской крепости открывает перед юношей красоту жизни простых добрых людей, рождает радость общения с ними. «Другого общества в крепости не было; но я другого и не желал», - вспоминает Гринев, автор записок. Не военная служба, не смотры и парады привлекают молодого офицера, а беседы с милыми, простыми людьми, занятия литературой, любовные переживания. Именно здесь, в «богоспасаемой крепости», в обстановке патриархального быта крепнут лучшие задатки Петра Гринева. Молодой человек полюбил дочь коменданта крепости Машу Миронову. Вера в ее чувства, искренность и честность стали причиной дуэли между Гриневым и Швабриным: Швабрин посмел посмеяться над чувствами Маши и Петра. Дуэль закончилась неудачно для главного героя. Во время выздоровления Маша ухаживала за Петром и это послужило сближению двух молодых людей. Однако, их желанию пожениться воспротивился отец Гринева, рассерженный дуэлью сына и не давший своего благословления на брак.

Тихая и размеренная жизнь обитателей далекой крепости была прервана восстанием Пугачева. Участие в боевых действиях встряхнули Петра Гринева, заставили его задуматься над смыслом человеческого существования. Честным, порядочным, благородным человеком оказался сын отставного майора, не испугался грозного вида предводителя «шайки бандитов и бунтовщиков», посмел заступиться за свою любимую девушку, ставшую в один день сиротой. Ненависть и отвращение к жестокости и бесчеловечности, гуманность и доброта Гринева позволили ему не только сохранить свою жизнь и жизнь Маши Мироновой, но и заслужить уважение Емельяна Пугачева - руководителя восстания, мятежника, врага.

Честность, прямодушие, верность присяге, чувство долга - вот черты характера, которые приобрел Петр Гринев, находясь на службе в Белогорской крепости.

Источник: otvet.mail.ru

Повесть «Капитанская дочка» - уникальное и интересное произведение А. С. Пушкина, в котором автор описывает чистую и искреннюю любовь, внезапно вспыхнувшую и согревающую сердца на протяжении всего повествования.

Петр Гринев - главный герой произведения. Это честный, благородный и добрый человек, которого воспитывал отец.

Андрей Петрович Гринев - бывший военный с открытым сердцем и искренней душой. Он не желает быть зависимым от других и «выпрашивать» чины. Именно поэтому служба его закончилась быстро. Он полностью посвятил себя воспитанию сына и вырастил благородного человека

Взрослый Петя грезил о яркой и интересной службе в Петербурге, но строгий отец выбрал ему достойное место и отправил служить под Оренбург. На прощанье Андрей Петрович сказал: «Береги платье снову, а честь смолоду». Эти заветные слова Петр пронес через всю жизнь.

В Оренбурге молодой Гринев встретил свою настоящую любовь - скромную и застенчивую девушку Машу Миронову. Главная героиня повести жила в семье коменданта, смелого и правильного мужчины, верного подданного императрицы Екатерины II.

Характер отца и благородство дворянина с возрастом проявляются в Петре Андреевиче все больше. Особое впечатление на меня произвела дуэль между Гриневым и Швабриным - злым и подлым ровесником Петра. Швабрин публично оскорбил Машу, а Гринев отстоял честь девушки. В итоге Петр был ранен, а Швабрин вышел победителем, но каким! Этот несчастный трус нанес удар со спины.

В повести «Капитанская дочка» образ Петра Гринева - один из самых ярких и запоминающихся. Этот парень не отличается изворотливым умом и богатырской силой, но зато он открыт, искренен и наивен. Именно эти качества вызывают у читателей особую симпатию. Он не лицемерит и не притворяется, даже находясь на грани смерти. Так выражается крепость характера и истинное благородство.

Источник: sochinenienatemu.com

Повествование в «Капитанской дочке» Петром Андреевичем Гриневым, который рассказывает о своей молодости, ввергнутой в круговорот исторических событий. Гринев выступает в романе, следовательно, и как рассказчик, и как один из главных героев описываемых событий.

Петр Андреевич Гринев - типичный представитель провинциального русского дворянства второй половины XVIII в. Он родился и вырос в имении своего отца, помещика Симбирской губернии. Детство его прошло так, как оно проходило у большинства небогатых провинциальных дворян того времени. С пяти лет он был отдан на руки крепостному дядьке Савельичу. Одолев на двенадцатом году грамоту под руководством дядьки, Гринев поступает под надзор мосье Бопре, гувернера-француза, выписанного из Москвы «вместе с годовым запасом вина и прованского масла» и оказавшегося горьким пьяницей.

Описывая с добродушным юмором свои ученические годы, Гринев говорит: «Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками». Было бы, однако, ошибкой думать, что перед нами недоросль типа Митрофанушки из комедии Фонвизина. Гринев рос понятливым и любознательным подростком и впоследствии, поступив на службу, пишет стихи, читает французские книги и пробует силы даже в переводах.

Решающее влияние на духовный склад Гринева оказала здоровая обстановка семейного быта, простого и скромного. Отец Гринева, от ставной премьер-майор, прошедший суровую школу жизни, был чело веком твердых и честных взглядов. Провожая сына в армию, он дает такие наставления: «Служи верно, кому присягнешь; на службу не на прашивайся, от службы не отказывайся; не гоняйся за лаской началь ника; береги платье снову, а честь смолоду». Чувство чести и сознание долга Гринев и унаследовал от отца.
Первые жизненные шаги юного Гринева обнаруживают его юношеское легкомыслие и неопытность. Но юноша доказал своей жизнью, что он усвоил себе основное правило отцовской морали: «береги честь смолоду». В течение двух лет Гринев переживает много событий: зна комство с Пугачевым, любовь к Марье Ивановне, дуэль со Швабриным, болезнь; он чуть не погибает при взятии крепости войсками Пугачева и пр. На наших глазах характер юноши развивается и крепнет, и Гринев превращается в зрелого молодого человека. Чувство чести и мужество спасают его в жизненных невзгодах. С бестрепетным мужеством он смотрит в глаза смерти, когда Пугачев приказывает повесить его. Раскрываются все положительные стороны его характера: простота и не испорченность натуры, доброта, честность, верность в любви и пр. Эти свойства натуры пленяют Марью Ивановну и вызывают симпатию со стороны Пугачева. Гринев с честью выходит из жизненных испытаний.

Гринев - не герой в обычном смысле этого слова. Это обыкновенный человек, средний дворянин. Это типичный представитель тех армейских офицеров, которые, по выражению историка В. О. Ключевского, «делали нашу военную историю XVIII века». Пушкин не идеализирует его, не ставит в красивые позы. Гринев остается скромным рядовым человеком, сохраняя все черты реалистического образа.

Источник: biblioman.org

Первоначально Пушкин, хотел написать роман, посвященный только пугачевскому движению, но цензура вряд ли пропустила бы его. Поэтому основной сюжетной линией повести становится служба молодого дворянина на благо отечества и любовь его к дочери капитана Белогородской крепости. Параллельно дается другая, так интересовавшая автора тема пугачевщины. Второй теме, несомненно, Пушкин отводит значительно меньше страниц, однако достаточно, чтобы раскрыть суть крестьянского бунта и познакомить читателя с предводителем крестьян Емельяном Пугачевым. Чтобы его образ был более достоверным, автору нужен был герой, лично знавший Пугачева и впоследствии высказавшийся бы относительно виденного. Таким героем стал Петр Гринев, дворянин, честный, благородный молодой человек. Нужен был дворянин, и именно благородный, с той целью, чтобы рассказанное им выглядело правдоподобно и ему поверили.

Детство Петруши Гринева ничем особенным не отличалось от детства других детей поместных дворян. Устами самого героя Пушкин с иронией говорит об обычаях старинного поместного дворянства: «Матушка еще была мною брюхата, как уже я был записан в Семеновский полк сержантом… Если паче всякого чаяния матушка родила дочь, то батюшка объявил бы куда следовало о смерти неявившегося сержанта, и дело тем бы и кончилось».

Иронизирует автор и над учебой Петра Гринева: в пять лет к мальчику был приставлен в качестве дядьки Савельич - дворовый человек, которому такое доверие было оказано «за трезвое поведение». Благодаря Савельичу Петруша к двенадцати годам освоил грамоту и «мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля». Следующей ступенью в обучении стал выписанный из Москвы «вместе с годовалым запасом вина и прованского масла» француз мосье Бопре, который должен был учить мальчика «всем наукам». Однако из-за того, что француз сильно увлекался вином и прекрасным полом, Петруша оказался предоставлен самому себе. По достижении сыном семнадцати лет отец, исполненный чувства долга, отправляет Петра послужить на благо родины.

Описания самостоятельной жизни Петра Гринева уже лишены иронии. Из предоставленного самому себе и простому русскому крестьянину Савельичу молодого человека получился благородный дворянин. Проигравшись по неопытности в карты, Петр ни за что не поддался уговорам Савельича упасть в ноги победителю с просьбой простить долг. Им руководит честь: проигрался - отдай. Юноша понимает, что должен отвечать за свои поступки.

Встреча с «вожатым» выявляет в Петре Гриневе такое чисто русское качество, как щедрость. Оказавшись во время пурги в степи, Гринев с Савельичем случайно наткнулись на человека, знавшего дорогу. Потом, уже на постоялом дворе, Петру Гриневу очень захотелось отблагодарить этого незнакомого человека. И он предложил ему свой заячий тулуп, который, по словам Савельича, стоил немалых денег. На первый взгляд поступок Гринева - проявление юношеской беспечности, но на самом деле это проявление благородства души, сострадания к человеку.

Прибыв на службу в Белогородскую крепость, Петр Гринев влюбился в дочь капитана крепости Машу Миронову. Благородство и честь не позволяют ему пропустить мимо ушей клевету, обращенную на его возлюбленную со стороны другого дворянина, Алексея Швабрина. Результат этого - дуэль, которая могла стоить Петру Гриневу жизни.

Автор не зря вводит в повесть умного, начитанного и вместе с тем подлого и бесчестного Швабрина, причем тоже дворянина. Сравнивая двух молодых офицеров, Пушкин утверждает, что высокая нравственность - не удел людей отдельного сословия, и тем более она никак не связана с образованностью: подлецами могут быть дворяне, а благородство может быть отличительной чертой простого человека, Пугачева например.

Не заставила пушкинского героя изменить идеалам морали и возможность казни. Он не переходит в лагерь противника, чтобы сохранить жизнь, слишком хорошо усвоил он

слова, сказанные в напутствие отцом: «Береги платье снову, а честь смолоду». Честен Гринев и в разговоре с Пугачевым: «Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу». Более того, на вопрос Пугачева, может ли Гринев дать обещание не идти против него, если прикажут, юноша с той же искренностью и прямотой ответил: «Как могу тебе в этом обещаться… Сам знаешь, не моя воля: велят идти против тебя - пойду, делать нечего. Ты теперь сам начальник; сам требуешь повиновения от своих. На что это будет похоже, если я от службы откажусь, когда служба моя понадобится?».

Искренность Гринева поразила Пугачева. Проникшись уважением к молодому человеку, он отпускает его. Разговор Пугачева с Гриневым очень важен. С одной стороны, он показывает благородство дворянина, с другой - такое же качество его противника: оценить другого человека по достоинству может только равный.

Все то же благородство, а также любовь и нежная привязанность не позволяют Гриневу назвать на суде имя Маши Мироновой, а ведь это могло многое объяснить в истории с Пугачевым, избавить от заключения.

События в повести излагаются от лица Гринева, который спустя много лет рассказывает о двух годах из своей жизни, о встрече с Пугачевым. Повествователь стремится рассказать все без преувеличений, объективно. Пугачев в его глазах не выглядит сущим зверем. И мы верим ему, мы не можем не верить: слишком хорошо знаем мы этого человека - благородного, честного, справедливого. И мы задумываемся: кто же на самом деле этот Пугачев и что же это такое - пугачевщина?

В данной статье мы рассмотрим характеристику Петра Гринёва, а также в общем сделаем небольшой анализ Капитанской дочки.

В романе Пушкина Капитанская дочка повествование ведётся от лица молодого дворянина Гринёва. Судьба благоволит главному персонажу, тем самым автор показывает нам, что жизненная позиция Петра Гринёва является правильной.

Уже в названии и эпиграфе Капитанской дочки мы видим главную идею романа: несмотря на социальное разделение, всегда можно найти общее между представителями групп. И если человек будет жить по заповедям, смотреть на всех, как на братьев, то люди смогут решить между собой все проблемы. Так Пётр Гринёв и нашел общий язык с Емельяном Пугачёвым, который на добро главного героя ответил добром. В этом отношении характеристика Петра Гринева очевидна.

В завязке Гринёв-старший отправляет сына служить в Оренбург - "понюхать пороха", "потянуть лямку", и уже в развитие действия мы видим внутреннее противоречие героя, который ведет себя как барин, но ему за это стыдно. Данное противоречие разрешается во время бурана, когда заблудившихся героев спасает казак. За помощь Пётр Гринёв отдаёт казаку заячий тулуп, предлагает чай, называет братом. И за то, что дворянин поставил его рядом с собой, сделал добро, казак, который оказался Пугачёвым, ответил в троекратном размере.

Говоря о характеристике Петра Гринёва, стоит упомянуть о следующих событиях. Пётр Гринёв влюбляется в дочь капитана Миронова Машу. Также мы видим Швабрина, который попал в крепость за дуэль. Он высмеивает Машу, потому что она ему отказала, но данная характеристика героини рушится, когда Гринёв видит её.

Пётр Гринёв живет по законам чести и смотрит на всех людей, как на братьев. В этом плане очевидно, что характеристика Петра Гринёва весьма благоприятна и поучительна.

Вскоре на крепость нападет Пугачёв. Он казнит офицеров, но милует Петра Гринёва, вспомнив его. Главный персонаж обращается к Пугачёву как к человеку, уважительно к нему относится, и поэтому вместо врага получает друга. Гринёв уезжает, но, получив письмо от Маши, которую Швабрин насильно хочет сделать своей женой, возвращается. И Пугачёв снова помогает Гринёву, освобождая Машу. Попытки Швабрина препятствовать этому ни к чему не приводят, потому что Гринёв ставит себя с Пугачёвым на равных, вовлекает в разговор, предлагая разрешить ситуацию вместе. И атаман идёт на уступки, ведь видит братское отношение к себе. Они расстаются и последний раз видятся только на казни Пугачёва.

Таким образом, судьба благоволит Петру Гринёву, а не расчетливому Швабрину, ведь главный герой относится ко всем по-братски, в каждом видит человека. И этим Александр Сергеевич Пушкин подчёркивает правильную позицию Гринёва, который не унижался ради спасения своей жизни, а смотрел на всех как на равных, жил по законам чести.

Итак, характеристика Петра Гринёва в романе Пушкина Капитанская дочка весьма благоприятна, и читатель может сделать немало полезных выводов.

«Вот он!» — кинула победный клич Л., прыгнув к вешалке с синим плащом. Дело было в Панаме, и плащ, полюбившийся Л. полмагазина назад, оказался немного странным: при стандартном размере в плечах и груди в районе бедер он был… необъятный. Озираясь на конкуренток, положивших глаз на ее сокровище, Л. серьезно задумалась о разнице фигур европейского и латиноамериканского типа.

Во время очередного шопинга ты тоже с ужасом осознаешь, что прекрасное платье в горошек нужного
размера не подходит по росту, а дизайнерская кофточка в полоску велика в груди… и возникает вопрос: «На кого все это шьют?» Возможно, то, что ты пытаешься примерить, сшито для испанок или американок.
Размеры, формы и пропорции человеческого тела изменяются в зависимости от экологической обстановки и географических особенностей места, где живут их обладатели, а также от их образа жизни. Поэтому размерная типология, лежащая в основе промышленного производства одежды, регулярно пересматривается, а с ней меняются лекала для проектирования моделей. Например, джинсы, подходящие испанкам, невозможно продать в Азии, а наши колготки — в Японии. Итак, попробуем разобраться в особенностях мировых фигур.

ФРАНЦУЗСКАЯ ФИГУРА
Отличительные черты — тонкая талия и округлые женственные формы, поэтому силуэт француженок напоминает песочные часы.

НЕМЕЦКАЯ ФИГУРА


Из-за небольшого объема груди и бедер, а также практически не выраженной линии талии похожа
на прямоугольник. Но отсутствие талии обладательницы этого типа фигуры легко корректируют при помощи цветовой гаммы и кроя одежды.

АМЕРИКАНСКАЯ ФИГУРА
Технологический прогресс сыграл с американками злую шутку: сидячий образ жизни увеличил размер их бедер и живота, оставив прежней ширину плеч. Их тип фигуры — треугольный, и во всем виноват лишний вес.

ВОСТОЧНАЯ ФИГУРА

Восточным красавицам от природы достались плоский живот, узкие плечи и широкие бедра. Тоже треугольный тип, но это лишь следствие особенностей строения фигуры.

АЗИАТСКАЯ ФИГУРА
Как и у немок, напоминает прямоугольник. Отличие — низкие бедра. Более короткие(по сравнению с другими типами фигур) ноги усложняют процесс выбора одежды.


РОССИЙСКАЯ ФИГУРА
Широкая спина и небольшая грудь лишает нас звания« песочных часов», но выраженная талия не дает нам стать настоящими« прямоугольниками».

Сейчас общепризнанных стандартов одежды пять: российский, английский, американский, европейский и универсальный — EN 13402. Создать последний предложили итальянцы: помимо роста и объема талии в нем учтен объем груди и другие измерения — для того чтобы было проще найти вещь, подходящую для девушки с любой фигурой.

В архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве п р о п о р ц и и -- это соразмерность, определенное соотношение частей (форм) между собой и с предметом в целом, одно из проявлений гармонии.

Будучи основой структуры всякого произведения искусства, пропорции являются средством художественного выражения объективно существующих соотношений в природе. Передача точных пропорций изображаемых объектов -- одно из условий их верности натуре. Отсутствие или нарушение пропорций ведет к утрате гармоничности, стройной целостности изображаемого предмета.

В практике, особенно архитектурной, исторически сложилось много систем пропорций. Так, для античности были характерны числовые, зрительно- воспринимаемые пропорции; для средневековой готики -- геометрические, несоизмеримые в числах, скрытые пропорции; в эпоху Возрождения ведущим в понятии совершенной пропорции было учение о з о л о т о м с е ч е н и и, особенно применявшееся в скульптуре.

Учение о пропорциях включает в себя основные законы композиции костюма: статику и динамику, симметрию и асимметрию, ритм и пластику.

Рассмотрим основные виды пропорций.

В математике равенство двух отношений называется пропорцией. Для образования пропорции необходимо иметь не менее трех величин. Например, надо разделить отрезок АВ (рис. 75) на две части АС и ВС так, чтобы все три эти величины были связаны пропорциональной зависимостью, т. е. удовлетворяли условию АВ = АС + ВС. Получим лишь две пропорции:

Последняя пропорция называется золотым сечением и выражается следующими соотношениями: 3: 5 или 5: 3; 5: 8 или 8: 5; 8: 13 или 13: 8 и т. д. В каждом из этих отношений сумма двух чисел образует целое, которое относится к большему числу так, как большее к меньшему.

В практике для нахождения соотношений золотого сечения удобно пользоваться графическим способом. Из точки А отрезка АВ (рис. 76), подлежащего делению, проводят перпендикуляр к этому отрезку, на котором откладывают отрезок АС, равный половине отрезка АВ. Соединяют точки В и С. На гипотенузе образованного треугольника из точки С откладывают отрезок СВ, равный отрезку АС. Далее на отрезке АВ из точки В откладывают отрезок ВЕ, равный отрезку ВВ. Точка Е делит отрезок АВ на две части по принципу золотого сечения.

Действительно, по теореме Пифагора

а это и есть принцип золотого сечения.

В изобразительном искусстве соразмерность линейных величин может решаться с помощью двух основных пропорций:

1) делением на равные части--принцип одинаковости и 2) делением на неравные части -- принцип разнообразия.

Обе эти пропорции не являются отвлеченными математическими понятиями. Их проявление наблюдается в природе и, в частности, в строении фигуры человека. Например, в области пупка тело новорожденного ребенка делится по длине на две равные части. Естественное членение линией талии на две части пропорционально сложенной фигуры взрослого человека выражается соотношением золотого сечения; середина тела приходится на лонное сращение.

Членение линии, плоскости или объема на равные части, т. е. по принципу одинаковости, вызывает ощущение покоя, статики (см. рис. 75, а). Членение же на неравные части -- по принципу разнообразия -- вызывает ощущение движения, динамики (см. рис. 75, 6). Первый принцип связан с законом симметрии, второй -- с законом асимметрии.

Рассматриваемые пропорции и принципы членения являются для художника исходным моментом, используемым им при решении модели. Следуя своему замыслу, стремясь к его образному воплощению, художник должен в первую очередь искать наиболее выразительные соотношения частей и целого, т. е. отдельных предметов одежды и всего костюма в целом. Например, применяя трехкратное членение одной и той же формы, сочетая принципы разнообразия и одинаковости пропорций можно достичь большого многообразия в решении композиции, что видно из рис. 77. В первом случае пропорции получены делением на равные части (рис. 77, а); в другом случае -- делением на неравные части по принципу подобного разнообразия (рис. 77, 6); в третьем -- по принципу контрастного разнообразия (рис. 77, в). От второго к третьему примеру возрастает ощущение движения, динамики. Соответственно яснее выступают симметрия и асимметрия. Усложняется ритмический строй композиции. Всему этому способствовало резкое различие в величинах площадей, образованных линиями членения; их контрастное соотношения одна к другой и к целому усилили, обострили общее эмоциональное звучание. Следовательно, отталкиваясь от основных схем пропорций, изменяя в большей или меньшей степени существующие в этих схемах отношения величин, можно получать все новые и новые смысловые эффекты.

Область создания костюма -- это прежде всего искусство пропорций. В костюме пропорции играют особенно важную роль: от того, в каких соотношениях находятся отдельные его части между собой и фигурой человека, зависит образная выразительность костюма и внешний облик самого человека. Так как костюм включает в себя одежду, различные аксессуары и прическу, то необходимо принимать во внимание форму и величину головного убора или прически, форму и высоту каблука обуви, количество и характер украшений. В совокупности все эти компоненты оказывают влияние на характер пропорций. Кроме того, в связи с тем, что человек движется и фигура его объемна, соотношения, пропорции между отдельными элементами, составляющими костюм (платье, шляпа, обувь), и отдельными деталями одежды (лиф, рукава, юбка, воротник) могут быть различными при рассмотрении фигуры с разных сторон: в фас, профиль или со спины.

В зависимости от того, что входит в понятие красоты в то или иное время, в ту или иную эпоху, возникают конкретные формы костюма с соответствующими пропорциями.

Рис 78

Остановимся на некоторых примерах из истории. Рисунки, иллюстрирующие эти примеры, обобщенно и схематично передают самые типичные построения костюмов соответствующих отрезков времени.

Представление о женской красоте в ХIII--ХIV вв. вырабатывалось под влиянием стиля готики и выражалось в искусственной вытянутости форм (см. рис. 2). Высокий головной убор, узкий и короткий лиф, расширяющаяся книзу юбка с длинным шлейфом и вытянутая обувь -- все это создавало впечатление высокой фигуры. Фронтальный силуэт фигуры в костюме вписывается в вытянутый равнобедренный треугольник (рис. 78, а). Линия соединения лифа с юбкой, расположенная под грудью, членит платье и фигуру на две очень разные по величине части и создает резко контрастные соотношения между ними (1: 6).

В профиль фигура от верха головного убора до низа платья и конца шлейфа имеет совсем иные пропорции и форму (рис. 78, 6). Сзади благодаря длинному шлейфу фигура кажется неестеcтвенно вытянутой; в результате создается еще больший контраст в пропорциях лифа и юбки.

Эпоха Возрождения создала новые формы и пропорции в женском костюме. В соответствии с этим получают распространение очень открытый узкий лиф, широкие плечи (пышные в верхней части или по всей длине рукава), объемная юбка. Фигура вписывается в прямоугольник (рис. 79). Отношение ширины плеч к ширине юбки почти равно единице. Линия талии на естественном месте и создает контрастное соотношение по вертикали между лифом и юбкой (1: 3).

Рис 80

Ярким примером искусственных форм и пропорций является женский костюм ХVIIIв. Женщины затягивали тело корсетом до такой степени, что талия казалась осиной. С помощью каркасных сооружений юбке необъятной ширины придавали самые причудливые формы. Обувь была на очень высоком каблуке. Все это в сочетании с открытым лифом приводило к тому, что верхняя часть фигуры казалась несравненно меньше нижней, голова, руки и ноги--очень миниатюрными и изящными. Контрастным соотношением объемов верхней и нижней частей платья достигалось впечатление утонченной хрупкости и изящества женской фигуры. Силуэт всего костюма вписывался в треугольник (рис. 80), но с большим основанием, чем изображенный на рис. 78. Форму треугольников повторяли очертания к отделка лифа и юбки. Сходясь вершинами на линии талии, эти треугольники акцентировали внимание на талии, зрительно делая ее еще тоньше. Соотношения размеров по горизонталям (ширина плеч, талии и низа юбки) также основаны на контрасте: плечи кажутся широкими по сравнению с очень тонкой талией, широкая юбка зрительно делает талию еще же.

В эпоху классицизма женский костюм освобождается от искусственных конструкций (изъяты корсеты и кринолины); создаются новые пропорции. Естественность их по вертикали нарушается перенесением линии талии под грудь (по аналогии с временами готики). Мягкий лиф--с глубоким вырезом; прямая, спокойно ниспадающая юбка сзади переходит в небольшой шлейф. Плавность линий и свобода формы женского платья напоминают формы одежды античного стиля. Весь силуэт фигуры вписывался в вытянутый прямоугольник (рис. 81) с близкими по величине соотношениями по горизонталям (ширина плеч, талии, бедер и низа юбки). Соотношение по вертикали короткого лифа и длинной прямой юбки примерно 1: 6 (в фас), 1: 6,5 (в профиль) и 1: 7 (со спины). Вся фигура членилась платьем на три части. Прическа в виде узла на затылке как бы удлиняла линию шеи головы и сочеталась с плавной линей юбки (в профиль). Преобладающее значение вертикалей подчеркивалось наличием длинных цветных шалей.

В дальнейшем юбку начинают украшать различными оборками, кружевами, фестонами и другими декоративными элементами. В нижней своей части она утяжеляется и расширяется; лиф в области плеч также искусственно расширяют. Платье становится более сложным: оно делится не на две, как раньше, а на три части. Рукава также различными способами членятся на три части. Фигура в свою очередь членится на четыре части. Зрительно она становится менее высокой и стройной (рис. 82). Силуэт вписывается в вытянутую трапецию.

Во всех этих примерах необходимо отметить очень существенную деталь: в каких бы соотношениях ни находились отдельные части костюма между собой, на сколько бы частей ни членилось само платье, оно во всех случаях длинное, закрывающее ноги В ХХ в. платья начинают делать короче--не до пола. Усложняется проектирование костюма, так как добиться удачного зрительного соединения открытой части ног с одеждой-- трудная и ответственная задача. В какой степени открыты ноги--очень важный фактор в композиции, такой же важный, как сужение или расширение линии талии, низа юбки, рукавов и т. д. От того, до какого места открыты ноги, какой формы и величины каблуки у обуви, зависит общее зрительное восприятие фигуры в костюме. На изменении соотношений открытой части ног и платья зиждется в значительной мере формирование и изменение моды.

Рис 83

На рис. 83 изображено платье второго десятилетия нашего столетия. По длине юбка в те годы немного не доходила до щиколоток, открывая самую тонкую часть голени. Поэтому ноги, обутые в башмаки на высоком каблуке, кажутся маленькими и тонкими, особенно в соединении с довольно широкой юбкой платья.

Силуэт платья и всей фигуры вписывается в овал. Фигура делится на четыре части, каждая из которых находится во взаимосвязи с другими, составляя вместе модные для того периода пропорции в костюме. Характерным в этих пропорциях является равенство величин головы и открытой части ног (отрезки 1 и 4 по вертикали) и разность величин лифа и юбки (отрезки 2 и З), выраженная соотношением 1: 2,5.

В 1925--1929 гг. длина платья, его форма и пропорции резко изменились в связи с тем, что идеалом женской красоты стала мальчишеская фигура. Форма платья до колен в виде прямой рубашки вписывалась в прямоугольник и делилась по линии бедер на две части (рис. 84, а). Лиф был длиннее юбки в два раза, открытая часть ног составляла немногим менее одной трети всей фигуры. Такие соотношения в сочетании с высокой шляпой, надвинутой на лоб, и узконосыми туфлями на каблуках делали тяжелой верхнюю часть фигуры и легкой-- нижнюю; фигура казалась неустойчивой. В конце 60-х годов устанавливается самая короткая за всю историю моды длина в женском платье. По форме и пропорциям одежда девушек и молодых женщин аналогична платьям девочек. Ноги, открытые до середины бедра и платье соотносятся между собой по вертикали, как равные величины (рис. 84, 6). Эти новые пропорции костюма прямого или расширенного силуэта подчеркивают ноги, а обувь на низком или среднем широком каблуке придает фигуре устойчивость. Все это создает юный образ женщины. Современный костюм, как и исторический, в своей композиции тесно связан с фигурой, с ее естественными членениями и очертаниями. На примерах исторических костюмов, рассмотренных выше, можно убедиться, что костюмы по-разному акцентируют особенности фигуры посредством определенной схемы пропорций, которая создает тот или иной образ. Но, как правило, искусственная каркасность так называемых идеальных форм костюма прошлых эпох подчиняла человеческое тело своей схеме. Современный костюм не искажает фигуру и ее пропорции, так как он строится на свободных соотношениях с фигурой.

Проследим это на примерах. Классическим типом современной одежды считается тот, членения которого наиболее точно соответствуют конструкции человеческого тела: вырез горловины расположен по основанию шеи, рукав втачан на месте сочленения руки с плечом, а его длина доходит до кисти или до локтя, пояс расположен на естественной линии талии, низ жакета--на уровне линии бедер, а длина всего костюма--до колен или полностью скрывает ноги (вечернее платье, брюки); объем одежды обеспечивает свободу движений.

Каждая мода, исходя из этой схемы, в какой-то мере из меняет пропорции, силуэт одежды и тем самым способствует новому восприятию фигуры. Так, например, совершенно прямая (без выявления талия) форма женского костюма с неглубокими удлиненными вытачками делает фигуру плоской, геометрически четкой. Удлиненная за колено юбка, слегка обозначенная талия, заниженная линия проймы или цельнокроеный рукав придают силуэту мягкость, женственность.

На рубеже 60--70-х годов в моде резко изменилась длина. Этот факт связан с поисками нового облика женственного, пластичного силуэта. Для того чтобы фигура стала зрительно выше, стройнее, недостаточно только лишь удлинить одежду:

изменение длины меняет существующие в одежде пропорции.

Как известно, любая мода начинается с силуэта. Нужно найти такие соотношения, пропорции во всем силуэте фигуры и костюма, которые точно и четко выразят желаемые черты женского образа.

Так, для нового (начала 70-х годов ХХ в.) силуэта определилась следующая характерная схема пропорций:

маленькая головка -- волосы плотно приглажены, маленькая шапочка повторяет форму головы;

плечевой пояс естественного разворота, часто с приподнятой головкой рукава;

изделие плотно прилегает по линии груди;

высокая талия выявляется прилегающим контуром одежды или поясом;

линия бедер сглаженная; ширина юбки умеренная;

длина изделия до колен или прикрывает икры (рис. 85).

В пределах этой схемы варьируются пропорции конкретно для каждого вида одежды, причем зрительное удлинение фигуры достигается контрастом пропорций в соотношениях верхней и нижней частей фигуры. Так, удлиняя пальто и платье, завышают талию, а удлиняя юбку костюма, укорачивают жакет. Зрительного удлинения можно достигнуть также с помощью перемещения деталей в жакетах и юбках, платьях и пальто. Для этого детали сосредоточиваются у плеч и груди или у талии, ближе к центральной оси.

Введение вертикалей в композицию одежды также создает ощутимый эффект вытянутости форм: застежки на узких планках с большим количеством пуговиц, линии конструкции, защипы и складки, начинающиеся от плечевого шва или горловины и т. д.

Наконец, длинные концы шарфа, головного платка или узкого пояса также усиливают вытянутость фигуры.


Для установления желаемых пропорций в одежде важным является определение длины изделия и расположение линии талии. На рис. 86 изображена одна и та же фигура в одном и том же платье, но с разными положениями линии талии. На левой фигуре (рис. 86, а) линия талии платья находится выше ее естественного месторасположения; здесь отношение частей 1 и 2 равно 1: 3. На средней фигуре (рис. 86, 6) расположение линии талии платья естественное; отношение частей 1 и 2 составляет 1: 2. Наконец, на правой фигуре (рис. 86, в) линия талик ниже ее естественного месторасположения; здесь отношение частей 1 и 2 равно 1: 1. Из сравнения фигур видно, что левая фигура производит впечатление более высокой, чем две другие, а правая кажется более приземистой. Такое разное зрительное восприятие одной и той же фигуры объясняется разным характером ее членения, т. е. разным положением линия талии платья при одинаковой длине.

Нетрудно заметить, что естественное членение пропорционально сложенной фигуры линией талии на две части выражается соотношением золотого сечения. Приблизительно такая же пропорциональность и в членении платья, где линия талии совпадает с естественным расположением ее на фигуре, а длина--до колена.

Если в одежде линию талии перемещают вверх или вниз, то соответственно меняют и длину платья, чтобы сохранить гармоничные пропорции.

Платье на левой фигуре делится линией талии на меньшую и большую часть в к о н т р а с т н о м отношении. Платье на правой фигуре разделено на две одинаковые части, образуя п о д о б н о е отношение. На средней фигуре платье делится на меньшую и большую части в г а р м о н и ч н о м отношении, так как это членение приближается к золотому сечению. Там, где отношение больших и малых частей платья выражено четко, ощущается динамика и ясность членения, платье в этом случае более выразительное. Если же мы имеем дело с подобным отношением частей платья, то создается впечатление однообразия, статичности (см. правую фигуру, где длина лифа, юбки и открытой части ног равны между собой).

При силуэте с выявленной талией пояс играет важную роль.

Пояс как элемент композиции своим расположением -- чуть выше, чуть ниже или значительно ниже естественной линии талии -- обозначает особенности пропорций модели. В создании пропорций большую роль играет объем основных частей одежды.

Если одежда облегает фигуру, представляет как бы слепок с нее, если размеры лифа, юбки и рукавов повторяют соответствующие размеры фигуры, то пропорции всей одежды и фигуры будут подобны (рис. 87, а). Положение линии талии в этом случае, выявленное контурной обрисовкой, совпадает с естественным положением ее на фигуре. Зрительное соединение открытой части ног с платьем органично, так как юбка узкая, и ощутимой разницы между объемом ног и объемом юбки нет.

Работу модельера здесь можно сравнить отчасти с работой скульптора, снимающего копию с оригинала.Когда платье не повторяет формы тела человека, но форма основных частей одежды близка по своим очертаниям и объему соответствующим частям фигуры, пропорции одежды в целом по отношению к пропорциям фигуры будут сближенными (рис. 87, 6, в). Как видим, прием сближенных соотношений позволяет получить большое разнообразие в формах одежды; работа модельёра становится более трудной и одновременно более интересной.

Если объем и очертания основных частей одежды (лифа, рукавов, воротника, юбки) существенно отличаются от объема и очертаний соответствующих частей фигуры, то пропорции одежды и фигуры будут контрастными. Именно при использовании приема контрастных соотношений особенно расширяются возможности модельера в создании самых различных силуэтных решений (рис. 87, г, д).