Подростки: трудный возраст человеческой жизни. Есть ли в Челябинске «А.У.Е.», что из себя представляет и действительно ли опасно

https://www.сайт/2017-08-16/est_li_v_chelyabinske_a_u_e_chto_iz_sebya_predstavlyaet_i_deystvitelno_li_opasno

Подростки испорченного поколения

Есть ли в Челябинске «А.У.Е.», что из себя представляет и действительно ли опасно

социальная сеть "ВКонтакте"

Они называют себя подростками испорченного поколения и слушают «Бутырку». Правда, в отличие от молодёжи 90-х годов прошлого века, они не дети родителей, оставшихся без работы и вынужденных либо влачить нищенское существование либо подаваться в околокриминальный бизнес. Сегодня быть хулиганистым и заявлять в соцсетях о том, что вымогательство и кража — это нормально, просто модно. Но не более. Во всяком случае, в Челябинской области. Прогремевшее на всю страну молодёжное движение «А.У.Е» на Южном Урале пока живёт именно в социальных сетях. В офлайн выходят лишь единичные его проявления.

Для начала напомним, что впервые публично о новой субкультуре в Челябинске услышали в конце мая 2017 года после фестиваля красок, когда толпа школьников закидала цветными шариками машину полиции, выкрикивая при этом «АУЕ-АУЕ». Таким образом подростки высказали протест тому, что мероприятие отменили.

«Засветились в этом инциденте подростки школы № 18, что на Горького, 11. Работали и с ними, и с их родителями. Семьи у этих детей внешне благополучные, но из рабочих. Эти дети нигде не заняты, секции или кружки не посещают, им не привита культура чтения или самообучения, поэтому они сидят в социальных сетях и черпают информацию оттуда», — рассказал источник сайт в полиции.

За «А.У.Е.» «прилетело» министру

Свою проверку по инциденту на несостоявшемся фестивале Холи провела и прокуратура. Итогом стало представление в адрес министра образования Челябинской области Александра Кузнецова с требованием наладить в образовательных учреждениях мероприятия по профилактике правонарушений, разнообразить формы досуга учащихся, на постоянной основе прививать школьникам правовую культуру.

кадры с канала ВСЯКОРАЗНЫЙ / YouTube

«27 мая более 100 человек, большинство из которых учащиеся учреждений среднего и средне-профессионального образования, выражали несогласие с действиями должностных лиц сотрудников полиции, часть из подростков выкрикивали при этом фразу „АУЕ“, — рассказала начальник отдела по делам несовершеннолетних и молодёжи прокуратуры Челябинской области Людмила Елчева. — В ходе проверки мы установили, что вовлечение детей и подростков в массовую субкультуру „А.У.Е.“, идеализирующую тюремные устои, ведет к нарастанию вала криминальных настроений среди молодёжи с несформировавшейся психикой».

«Само по себе движение опасно в связи с распространением среди учащихся культа дозволенности совершения преступлений, вымогательства денежных средств, в том числе у сверстников», подчеркнула представитель прокуратуры.

Однако, по словам Людмилы Елчевой, действительно серьезные масштабы движение «А.У.Е.» пока приобрело на Севере и на востоке Сибири — в Забайкальском крае. Там дети собирают деньги на «общаки», выражаются понятиями с «зоны» и стараются следовать самой расшифровке «А.У.Е» — арестантский уклад един.

В Челябинске полиция после сорванного фестиваля Холи оштрафовала 35 родителей

«В Челябинской области массовых проявлений нет, кроме случая на фестивале красок, — отметила Людмила Елчева. — Именно поэтому, даже работая на предупреждение проявлений этой субкультуры, педагогам и родителям следует быть очень аккуратными, чтобы не усилить интерес ребёнка к явлению. Ведь для подростков как? Всё, что под публичным запретом, — любопытно. Мы общались с детьми, участвовавшими в фестивале красок, старались очень осторожно спрашивать у них, что за фразы они выкрикивали. Так многие ответили, что даже не знают смысла этой аббревиатуры. Один из подростков ответил: „все стали кричать сначала ‚ЧТЗ-ЧТЗ‘, а потом ‚АУЕ-АУЕ‘, ну и я тоже стал“. То есть они пока не вкладывают смысла в эту фразу. Тем не менее министерству образования внесено представление об устранении нарушений 120 Федерального закона „Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних“. Информация о внесении представления также направлена на имя губернатора Бориса Дубровского».

Министр образования Челябинской области Александр Кузнецов подтвердил, что несколько дней назад действительно поступило представление из прокуратуры.

«Массовой проблемы в Челябинской области нет, есть частные ситуации, — отметил министр. — Во исполнение прокурорского представления мы уже направили в образовательные учреждения информацию о необходимости усиления воспитательной работы. Но в этом случае важно сказать не только о роли школы, но и о роли семьи. Родители или опекуны должны интересоваться, чем занят их ребёнок, не сидит ли он постоянно в социальных сетях, а если сидит, то в каких группах и чем интересуется. Важно вовремя заметить изменения в поведении ребёнка, направить его энергию в нужное русло. Но, повторюсь, в Челябинской области проблемы „А.У.Е“ нет».

Главное здоровье — остальное украдём

В социальной сети «ВКонтакте» есть несколько крупных пабликов, где фигурирует название «А.У.Е.». Один из них, в котором состояло больше 130 человек, уже признан экстремистским и заблокирован по решению Центрального районного суда Читы от 26 апреля 2017 года.

«В Забайкалье „А.У.Е.“ — это вселенское зло, поэтому и в других регионах его все боятся и стараются предотвратить распространение. В Свердловской области и Башкирии проводятся классные часы на эти темы, педагогам поручено пристально следить за тем, чтобы в школах не было вымогательств», — отметил один из собеседников сайт.

Самый крупный паблик, пропагандирующий воровские традиции, называется «Каспийский груз». Здесь состоит более 550 тыс. человек, в том числе 3600 жителей Челябинска. Из них18-ти лет не достигли около 2 тыс. челябинцев, 14-ти лет — более 400.

В самом большом сообществе непосредственно с названием «А.У.Е.» сегодня состоят 232 тыс. человек, из них 1967 жителей Челябинска, 438 — Магнитогорска, 166 — Миасса, 158 — Златоуста. Среди челябинцев 601 пользователю нет 18-ти лет, 297 — не исполнилось 16-ти, еще 88 участников из Челябинска не перешагнули возраст в 14 лет.

Более интересна статистика в аналогичном паблике со 135-ю тысячами участников. Из 1470 жителей Челябинска в нем состоят 277 детей в возрасте до 15-ти лет и 154 — до 14-ти. Наиболее часто мелькают среди участников ученики школ № 3, 48, 33.

Корреспондент сайт анонимно опросил 25 подростков 10-14-ти лет, состоящих в этих группах. Был задан единственный вопрос: «Вы состоите в группе „А.У.Е.“ и других подобных. Знаете ли вы, что это такое, и зачем вам это»?

Менять закон из-за пабликов «А.У.Е» по просьбе фонда племянника Путина не будут

Ответы школьников оказались весьма однообразны: «Да вступал когда-то просто так по приглашению. Что такое, не знаю, вроде бы модно».

Но нашлись и дети, которые действительно являются сторонниками движения.

«Понимаю, что только сам смогу обеспечить себя, об этом говорим мы в группе „А.У.Е.“, — рассказал 13-летний семиклассник. — Там меня понимают, там дают советы, что делать, если плохо. Сила правит миром, остальное не важно».

«Главное здоровье, остальное заберем, купим или украдем — это девиз, — отметил еще один мальчик. — Нет, не подумайте, что мы идем воровать и грабить, просто я понимаю, что и такое может случиться. Я и мои друзья занимаемся спортом, смешанными единоборствами, это всегда пригодится».

«А.У.Е. — Арестантский уклад един. Это значит, мы вместе и мы поможем друг другу. У нас в школе это популярно, — ответила ученица школы на ЧТЗ. — На „общак“ пока не собирали, но, если надо будет, я сдам. Ведь эти деньги могут пригодиться и мне».

Родители ученика одной из школ Ленинского района Челябинска рассказали нашему корреспонденту, что их 15-летний сын в «ВК» переписывался с неким мужчиной по имени Давлет. Тот говорил, что мальчик должен собрать для некоего общака деньги со своих одноклассников, хотя бы рублей по 500.

«Мы осторожно спросили у сына, что это за человек, но он ответил, что это „бот“ и что никаких денег он не собирает. На всякий случай предупредили классного руководителя. Страница этого Давлета удалена», — отметил отец подростка.

Воровской рэп по-челябински

Настоящая популяризация воровской культуры на Южном Урале идёт через музыку и, в первую очередь, через живущего здесь исполнителя Руслана Гусейнова, работающего под сценическим псевдонимом «Руслан А.У.Е. Черный». В его официальной группе состоит 22 тыс. человек, из них больше 2 тыс. — жители Челябинской области. Совершеннолетия не достигли 197 человек.

Вот как характеризует себя сам рэп-исполнитель: «Первую судимость получил в 14 лет по статьям 222 („Хранение оружия“) и 158 („Кража чужого имущества“). Получил 1 год условно. Вторая судимость в 15 лет по статье 162, часть 3 („Разбойное вооруженное нападение в группе лиц“). Получил 2 года. Третья судимость в 20 лет по статье 158 УК РФ. Получил 2 года условно. Четвертая судимость по статье 228 часть 2 („Хранение и употребление наркотиков“). Получил 3 года. 23 декабря 2015 году вышел на свободу и подался в творчество. Спасибо огромное Братве за поддержку и Диме Дембицкому, который сделал для меня очень много хорошего! Первые стихи начал писать в 13 лет. За последний срок написал песен 200, которые в будущем ждут своего релиза, и песен 400 на заказ. Началом первого выхода в свет считается 28 февраля 2016 года».

На сообщение корреспондента сайт о том, считает ли Руслан своё творчество опасным для подростков, исполнитель пока не ответил.

Не надо пиарить «А.У.Е»

Правозащитница Валерия Приходкина, ранее входившая в состав ОНК по Челябинской области и как никто знающая о существовании воровских традиций в местах лишения свободы, уточнила, что СМИ и челябинские правоохранители нагнетанием истерии вокруг «А.У.Е.» только усугубят проблему, которой нет.

«Это никакого отношения к детям и краскам не имеет — это часть „воровской“ культуры. Что там в головах у наших правоохранителей — не знаю, только теперь практически все спрашивают про „А.У.Е.“, — рассказала Валерия Юрьевна. — Надо же было такой пиар устроить празднику красок и воровским традициям! Дети на „красках“ — из школы рядом с моим домом. Школа хорошая, „не уркаганская“. А теперь запретами создадут ситуацию, когда подростки на стройке начнут этими красками рисовать, а не на фестивале — вот тогда опять заговорят про „китов“ и „А.У.Е.“. Думать совсем разучились».

Blatnoi Beats/YouTube

По словам правозащитницы, «хранителями воровской культуры» впервые оказались воспитанники Атлянской воспитательной колонии в 2012 году.

«Пиарить эти традиции не стоит. Они низкие. Из „безобидного“ в картах есть масти — красные и черные: красные — активисты, черные — воры. Так вот всё красное под запретом — например, сигареты „Прима“ — коробочка красная. Или мама на свидание к сыну приехала с красной помадой или красным маникюром — сын мог вовсе не выйти к маме на свидание. Вот это „А.У.Е.“. А не дети и краски», резюмирует Валерия Приходкина.

Новости России

Россия

В Амурской области детей годами заражали гепатитом

Россия

Госдума приняла закон об уголовном наказании для «воров в законе»

Россия

Волгоградский депутат, назвавший пенсионеров тунеядцами, сложил полномочия

Россия

Минэкономразвития специальным законом хочет уточнить, что считать недвижимым имуществом

Беслан Цечоев

Россия

Мэр столицы Ингушетии пригрозил местью авторам анонимного Telegram-канала

Россия

В Северной Осетии депутат сдал мандат после того, как избил учительницу своей племянницы

Россия

Швеция высылает российского дипломата из-за шпионского скандала

Россия

Во Владимире на координатора проекта Gulagu.net совершено покушение

(С. Манн. Конфетная сигарета. 1989 г.)


(Американские тинэйджеры)


(Советские подростки)

Мы уже говорили о том, что каждый возраст - самоцель, а вовсе не только средстводля другого возраста. Любой период человеческой жизни как бы активно «отстаивает» свою самоценность, «сопротивляясь» давлению других возрастов. Таким образом, между возрастами обнаруживаются конфликты, принуждение, встречное сопротивление и т.п. Особенно ясно это видно в отношениях с отрочеством, подростковым возрастом, или с возрастом тинэйджеров Слово «тинэйджер» мы будем использовать как синоним слов «подросток», или – «отрок». Очевидно, что слово «тинэйджер» используется в нашей литературе в контексте перевода с английского текстов 20 века, а слово «подросток» отсылает нас к русскому 19 веку («Подросток» Ф.М. Достоевского; «Детство, отрочество, юность» Л.Н. Толстого). «Отрок» - устаревший синоним «подростка», но иногда представляется целесообразным использовать его из стилистических соображений. .

Почему тема «Подростки» предлагается после «Взрослости»? Такая как бы не соответствующая хронологии «произвольная» расстановка возрастов подчеркивает, во-первых, что «Подросток» это более сложный сюжет; подростковый возраст насыщен двойственностью и неопределенностью, в нем есть рецидивы детства и предчувствие взрослости, которую можно не разглядеть, если не ознакомиться с ней предварительно. Во-вторых, в каждом человеке в любом возрасте таятся все возрасты в снятом или в зародышевом состоянии, а потому само строго хронологическое изложение возрастов может породить иллюзию строго линейного восхождения от детства к старости. Нет, именно в возрастах человеческой жизни «воспоминание о будущем» - типичное явление.

Возраст отрочества демонстрирует внутри себя фундаментальную интенсивность, предстающую как однократность, необратимость и, следовательно, - непоправимость, которая ещё не могла быть осознана в детстве. Подросток впервые ясно чувствует, что он ответственен за свою судьбу, которая зависит от его решений, - от его решимости, - от его поступков. История его жизни представляется ему как череда кайросов Кайрос (др.-греч. К????? – данное время) - древнегреческий бог счастливого мгновения. У древних греков было два концепта времени, персонифицированных, олицетворенных как боги. Хронос - Бог прошедшего и все пожирающего; Кайрос - бог неуловимого мига удачи. Он появляется неожиданно, и поэтому на его помощь трудно рассчитывать. Кайрос указывает на тот благоприятный момент, когда нужно действовать, если хочешь добиться успеха. Этот бог изображался с большим чубом, за который можно было ухватить подвижного, ускользающего крылатого Кайроса. В руках у Кайроса весы: символ справедливости судьбы, посылающей успех тем, кто его достоин. Имеются и другие смыслы у данного слова, Кайрос - это момент метаморфозы богов, время перемен, стремление к гармонии. В философии: особое и обычно краткое по протяженности время, выделяющееся из потока космического и исторического времени высшим духовным значением происходящих в нем событий. По Н.Бердяеву, это «как бы вторжение вечности во время, прерывность в космическом и историческом времени, пополнение и исполнение времени». В дальнейшем изложении мы ещё вернемся к этому термину и раскроем его подробнее. Пауль Йоханнес Тиллих (1886-1965) - немецко-американский протестантский теолог и философ, представитель диалектической теологии, широко использовавший понятие кайроса. Ср.: «Лишь для абстрактного, отстраненного созерцания время является пустой формой, способной вместить любое содержание; но для того, кто осознает динамический, творческий характер жизни, время насыщено напряжениями, чревато возможностями, оно обладает качественным характером и преисполнено смысла. Не все возможно во всякое время, не все истинно во всякое время и не требуется во всякое время» (Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М., 1995. с.217). Понятие кайроса применительно к человеческой жизни будет более подробно прояснено в лекции «Отрочество». , т.е. подходящих моментов. Такое «счастливое мгновение», когда возможна удача, увы, можно упустить, что невосполнимо.

Страх, сопровождающий любой возраст, у подростков принимает особую форму. Это страх быть «не таким как все», страх по поводу мнимых уродств. Мальчики и девочки став взрослее стремятся быть похожими на свои идеалы. Они подчас принимают свою внешность за «нестандартную», а значит за некрасивую. Этот страх навязчив и приносит серьезные страдания. При этом, подросток, как правило, скрывает свои опасения по поводу своей внешности от своих близких и друзей, не хочет обсуждать эту проблему. Ребёнок перестаёт выходить из дома, начинает прятать своё лицо или другую несовершенную, по его мнению, часть тела. Этот страх может настолько сильно завладеть подростком, что любые другие жизненные интересы (учёба, развлечения и т. п.) отходят на второй план.

Время сопротивления и опасностей нового подчинения

Отрок, подросток, тинэйджер – это возраст процессов и эксцессов выработки форм сопротивления давлению взрослых.

Становление подростка, выход из детства отмечается ослаблением действия импринтинга Импринтинг (англ. imprint - оставлять след, запечатлевать, фиксировать), формирование устойчивых следов в психике после однократного переживания. Образуются столь прочные условно рефлекторные связи, которые могут сохраняться на всю жизнь влияя на предпочтения и поведение человека. Импринтинг осуществляется только в строго определенном периоде жизни (детском и отчасти – в подростковом возрасте), а его последствия чаще необратимы. (32). Вот я - подросток. Положим, учусь в 5-м классе, мне 12 лет. Окно импринтинга если уже и не закрылось полностью, то постепенно закрывается. И я вдруг становлюсь «тупым». Эта особая «тупость» в известном смысле рациональна потому, что спасает мою самость, не позволяя мне и дальше, как в детстве, быть в русле старших, родителей и учителей.

Подросток начинает формировать новые эмоциональные отношения с миром, он становится открыт новым эмоциям, которые были неведомы ребенку. Здесь приобретают чрезвычайную ценность такие переживания как смелость, удаль, дерзость, отвага, подлость, трусость, унижение, риск и т.п. Причем, подчеркнем, что все эти переживания, которые осмысляются на уровне сознания подростка как элементарные концепты, - такие как, скажем, риск и удача, - не постигаются и не вырабатываются рационально, хотя и обретают элементарную рациональную форму в процессах рационализации. Скажем, подростковая рискованная игра «Собачий кайф». Подросток залезает в петлю, чтобы в течение нескольких секунд ощутить кайф от асфиксии. Хорошо, если рядом есть, кому помочь вовремя освободиться из петли. Иногда эта опасная игра заканчивается летальным исходом.

Суть подросткового возраста в этом плане – инициация Инициация [лат. initiare - начинать; initiatio - совершение таинств] - комплекс действий (в основном обрядовых), посредством которых совершается и формально закрепляется смена социального статуса индивида, происходит включение его в какое-либо замкнутое объединение, приобретение им особых знаний, а также функций или полномочий: обряды, сопровождающие переход из одного возрастного класса в др., включение в высшие касты в Древней Индии, посвящение в рыцари в средневековье, конфирмация, первое причастие, посвящение в сан, коронация и др. В узком значении инициация - это характерное главным образом для первобытной культуры посвящение подростков во взрослые полноправные члены социума, являющееся важнейшим этапом социализации личности. . Необходимо, преодолеть детство, - вычеркнуть опыт детства, -забыть детство (А.К. Секацкий). Ребенок неистово хотел, чтобы его просто любили. Теперь подростку этого недостаточно. Он стремится к самостоянию, к независимости. Он готов пойти на «героические жесты» грубости, нелогичности, необъяснимости, парадоксальности, - исключительно для того, чтобы отстоять свою самость.

Подросток предчувствуется уже в детских капризах, и не полностью изживается и взрослым. Подросток – неожиданно! - обнаруживается в поведении взрослого как некий рецидив. Взрослый «ни с того, ни с сего» начинает действовать непредсказуемо, нелогично, непонятно для окружающих. Такого рода «подростковые» всплески обнаруживаются в самых разных эпохах. «Новые левые» в 60-е гг. ХХ в. ввели образ «большого отказа», когда человек оставляет насиженное место, бросает семью, детей, забывает своих друзей, расстается с привычной и хорошо оплачиваемой работой, чтобы всё начать заново. Так же и в Гёте - вдруг! - «оживал» подросток, когда он, необъяснимым образом, убегал от женщин, которые любили его.

Подростковость - это время инициаций,начала испытаний, где осуществляется генезис индивидуальной воли. Дистанцирование с родителями осуществляется за счет опоры на компанию («стаю») сверстников. Или, чаще всего, сложные отношения между двумя полюсами влияния – влиянием родителей и влиянием компании сверстников. Подчас, особенно когда формирование собственной воли по тем или иным причинам отстает, подросток оказывается беззащитным перед диктатом компании.
Видео 16. Фрагмент из фильма "Чучело" (реж. Р. Быков, 1983) .

Подростку также впервые открывается радость вещи и соперничество за вещи, - скажем, права авторства за стиль поведения и сопутствующий этому стилю стиль вещей. В соперничестве за подростка между родителями, с одной стороны, и компанией сверстников, с другой, - лавируя между ними, подросток может впервые проявить свою суверенность.

Время ресентимента

Если с точки зрения движения по возрастам, подросток это время инициации, то с точки зрения внутреннего переживания подросток это время ресентимента (злопамятность, озлобление). Три определенности ресентимента существенны в возрастном плане: обида,зависть, вина. Ресентимент можно интерпретировать также в терминах невроза, более или менее ясно выраженного у подростка. Видео 17. Фрагмент из фильма "Плюмбум. Опасная игра" (реж. В. Абдрашитов, 1986) .

Ресентимент Ресентимент (фр. Ressentiment - злопамятность, озлобление) - философский термин, означающий чувство враждебности к тому, что субъект считает причиной своих неудач («врагу»), бессильная зависть. Ресентимент является более сложным понятием, чем просто зависть или неприязнь. Феномен ресентимента заключается в оправдании чувства своей неполноценности особой системой морали. Чувство слабости или неполноценности, а также зависти по отношению к «врагу» приводит к формированию специфической системы ценностей. Человек создает такой образ «врага», который позволяет избавиться от чувства вины за собственные неудачи. Фридрих Ницше различал такие формы ресентимента как зависть, обида и вина. О ресентименте см. классическую работу: Шелер М. Ресентимент в структуре моралей. Перевод с немецкого А.Н. Малинкина. СПб.: Наука. Университетская книга, 1999. сопровождает подростка весь этот период его жизни и завершается в остром переживании чувства вины. Определенным образом артикулированная вина уже характеризует становящуюся юность.

Нигилизм


(Российские подростки)

Некоторые подростковые особенности могут способствовать объяснению духовных и общественных движений, в частности, нигилизма. Перед нами интереснейшее явление, достойное философского удивления: «сродность» эмоциональных и интеллектуальных особенностей определенного возраста, с одной стороны, и социокультурного движения, в котором участвуют не только подростки, и даже не только молодежь, - с другой.

Формирование нигилизма как протестного сознания, в разные эпохи обнаруживающегося в различных формах, может быть интерпретировано через преобразование детской обиды, «слезинки ребенка» (Ф.М. Достоевский) в подростковый ресентимент.

Нигилизм обычно понимается сегодня как универсалия неклассической европейской культуры, - последовательно анти-рационалистическая философская концепция, мироощущение и поведенческий принцип, акцентированные на отрицании базовых оснований социокультурного бытия.

Остановимся на одной форме нигилизма, в социокультурном плане нам наиболее близкой и проследим некоторые её связи с типичным подростковым нигилизмом. Речь идет о социокультурном нигилизме, который в качество особого термина ввел в употребление Ф.Г. Якоби в его послании к И.Г. Фихте (1799). Концепт нигилизма стал модным среди философов и мыслящих людей Европы после мучительного процесса осмысления того, что же, собственно, случилось в эпоху Великой французской революции, особенно в связи с её ярко выраженным богоборчеством. «Подростковые модели» поведения людей в эпоху Французской революции были очевидны для всякого рефлектирующего человека XIX столетия.

Существенный вклад в понимание нигилизма внес роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» (1862). Именно у Тургенева, заимствовал слово «нигилизм» Ф. Ницше См. напр.: Ницше Ф. Антихристианин. (пер. А. Михайлова) // Сумерки богов. /составление и общая редакция А.А. Яковлева: Перевод. – М,: Политиздат, 1989, с. 17- 93. См.: http://lib.ru/NICSHE/antihristianin.txt . Для него нигилизм это переоценка всех высших ценностей, т.е. именно тех, которые наполняют смыслом все действия и стремления людей. Как отмечал Ницше, «... нигилизм петербургского фасона (что означает истовую веру в неверие, готовую принять за это любые муки), эта горячность свидетельствует в первую очередь о потребности в вере...». Вот эта же внутренняя противоречивость характеризует и нигилизм подростка: он с пафосом и неистовой убежденностью доказывает ложность всякого пафоса и всяких убеждений. По Ницше, нет больше ничего, во имя чего следует жить и к чему надо было бы стремиться: «Что означает нигилизм? То, что высшие ценности теряют свою ценность, нет цели, нет ответа на вопрос зачем». Вместе с исчезновением страха перед человеком уходит и безусловная любовь к нему. Как преодолеть нигилизм? Ницше рассматривает нигилизм как философскую концепцию, которая через «Нет» преследует цель обоснования жизнеутверждающих принципов, обозначения «нового пути к «Да». Этот же смысл и в нигилизме подростка: пытаясь додумать до конца идею «Нет», подросток стремится к новому «Да». Русский нигилизм, по Ницше, «научившись не доверять какому-то одному авторитету... стремился найти другой». Вот в такого рода позитивной направленности нигилизма подростка и состоит его жизнеутверждающее начало, несмотря на кажущиеся подчас жуткие формы отрицания (взять, к примеру, «черный юмор», так любимый подростками). Что касается социокультурного движения нигилизма, то по замечанию Ницше, люди привыкли полагать опорой «если не Бога и не науку, то совесть, разум, общественный инстинкт или историю», рассматриваемые как «имманентный дух с присущей ему целью, на чью милость можно положиться». Осознавая же то, что внешнего целеполагания нет, как и нет внешнего для человека мирового порядка, человек отказывается от попыток осмысления чего-либо, лежащего вне пределов посюсторонней субстанции бытия.

Примерно так же движутся и раздумья подростка. Возникает соблазн, - как у нигилистов, так и подростков, - измыслить «в качестве истинного мира новый мир, потусторонний нашему» в сравнении с каковым наш мир полностью обесценивается. Пристрастие подростков к фэнтези, к научной и ненаучной фантастике может быть объяснено как раз склонности к уходу в этот иной мир.

Ницше говорит, что подлинный нигилизм начинается тогда, когда человек осознает то, что и этот якобы «подлинно-истинный» мир - не более чем творение рук человеческих, компенсация неосуществленных желаний. Любая картина мира утрачивает смысл, а сам этот мир полагается единственно-данным, хотя и бесструктурным, бесцельным и лишенным ценности. «Категории «цели», «единства», «бытия», посредством которых мы сообщили миру ценность, снова изымаются нами - и мир кажется обесцененным».

Согласно Ницше, именно состояние ума как нуждающегося в цели, должно быть преодолено. Таким образом, нигилизм, по Ницше, предполагает картину мира, предельно лишенную иллюзий; картину мира, радикально враждебного всевозможным человеческим устремлениям; картину мира, лишенного всякого - в том числе и морального - порядка. Жиль Делез, интерпретируя Ницше, утверждает, что в итоге возникает человек озлобленный, человек больной; болезнь эта называется «нигилизм». Излагая ход мыслей Ницше, Делез отмечает: последний человек, «уничтожив все, что не есть он сам», заняв «место Бога», оказался отвергнут всеми и всем. Этот человек должен быть уничтожен: настал момент перехода от ничто воли (болезнь нигилизма) к воле к ничто, от нигилизма незавершенного, болезненного и пассивного к активному нигилизму.

Идейное течение нигилизма, одно из направлений которого мы здесь коротко характеризовали, пытается додумать до конца те переживания, настроения, полу-мысли, полу-чувства, которые бродят в сознании подростка, и которые, чаще всего, до конца им не додумываются. Охранительный механизм, который может быть назван «похвала непоследовательности», подобен прививке от опасной болезни: переболев нигилизмом в подростковом возрасте, человек обретает иммунитет к крайнему нигилистическому тезису «Нет – всему!».

Видео 18. Фрагмент из фильма "Курьер" (реж. К. Шахназаров, 1986).

«Диктатура тинэйджеров»?


(Рок-концерт)

Иногда говорят, что современная эпоха - нулевые и десятые годы XXI века – это «диктатура тинэйджеров». Но существует ли такая диктатура? Я снова возвращаюсь к тезису: каждый возраст самоцель и самоценность. «Диктатура» какого-то возраста в сущности бессмысленна, хотя и может решать какие-то тактические задачи, особенно в массовой культуре. Диктатура тинэйджера – это, скорей, своеобразный «гламурный предрассудок», когда сложный мир выстраивается по некоторым шаблонам заранее заданных представлений.

Да, околоинтеллектуальная и околохудожественная богема в ряде случаев стилизуется под тинэйджеров. Но это лишь игра и взрослых, расчетливое озорство, чаще всего, в коммерческих целях, планирующее завоевать новый слой аудитории. Вообще, вдумчивое исследование видеоряда позволяет выявить, как программы и каналы ТВ нацеливаются на ту или иную аудиторию. Так, скажем, на канале «Культура» правит старость. Канал «Бибигон» и мультфильмы отданы детству. Боевики – господство взрослых. Боевики, где взаимодействуют взрослые и подростки, скорей, нацелены на стареющих взрослых, чтобы их успокоить. То, что можно назвать «диктатурой тинэйджеров», даже и на телевидении обнаруживается вовсе не тотально, а только разве что на Муз-ТВ. Их называют «поколением MTV». Здесь действительно, как кажется на первый взгляд, господствует фигура тинэйджера. Любимый музыкальный канал определяет не только их манеру одеваться, но и стиль жизни в целом.

Как выглядит современный тинейджер? Прежде всего, нестандартно. Причем, нестандартный вид вовсе не обязательно свидетельствует о нестандартном мышлении и поступках. Широкие штаны, грубые замшевые кеды, рюкзак за спиной, тату, бусы до пупка, наушники, да раскованная походка - все это атрибуты молодежи, называющей себя тинейджерами, или просто «тинами».


(Московский тинэйджер)

У представителей «поколения MTV» в большой чести экстремальные виды спорта. Катание на роликовой доске, на горном велосипеде, прыжки с парашютом, экстремальный альпинизм либо реальное увлечение поколения MTV, либо некий «горизонт», который не всегда доступен, но желаем.

Выводы

1. Если ребенок, страстно желал, чтобы его просто любили, то для подростка главное независимость. Подросток – это время выработки форм сопротивления давлению взрослых. Для этого он готов пойти на «героические жесты» грубости, нелогичности, необъяснимости, парадоксальности.

2. Суть подросткового возраста - подвиг инициации. Необходимо, преодолеть детство, - вычеркнуть опыт детства, - забыть детство.

3. Подросток впервые ясно чувствует, что он ответственен за свою судьбу, которая зависит от его решений, - от его характера, - от его поступков. Подростковый возраст акцентирует необратимость и непоправимость человеческого бытия, которые ещё не могли быть осознаны в детстве.

4. Подростковый возраст - время ресентимента. На первое место выходит обида, зависть, вина.

5. Подростковый нигилизм оказывается моделью для социокультурного нигилизма, развившегося в Европе второй половины 19 века.

Вопросы для самопроверки

1. Какое самое яркое впечатление Вы могли бы выделить в своем подростковом возрасте?
2. Отличаются ли нынешние подростки от тех, которые были в 60-70-е годы ХХ в.?

Дополнительные иллюстрации

1. Фильм кинорежиссера В.Ю. Абдрашидова «Плюмбум, или Опасная игра» (1986). (Производство: Мосфильм. СССР. 1986).
2. Достоевский Ф.М. Подросток.
3. Толстой Л.Н. Детство. Отрочество. Юность.
4. Тургенев И.С. Отцы и дети.
5. Ален Роб-Грийе. «Проект революции в Нью-Йорке».
6. Фильм Фолькера Шлёндорффа «Жестяной барабан» (1979).


Наркотики – убивают нас, а мы не замечая того пытаемся найти выход употребляя их.

Думая что, они решат все наши проблемы.

У нас будто открывается второе дыхание которое постепенно убивает нас.

Мы живем продолжая падать.

(Марион Бэлл)

Вступление.

Лея Кэмпбелл- семнадцатилетняя девушка которая была мухой. Девушка в какой-то степени была мухой, и в какой-то степени не могла ей быть. Людям приходилось терпеть её, общество не принимает таких людей. В жизни всегда сильный убивает слабого.

Лея- не была слабой, она была сильной. Девушка никогда не показывала своих слёз если за её спиной говорили гадости. Ведь она знала что её всегда поймет и поддержит её лучшая подруга Марион Грейс.

И на самом деле Лее по настоящему повезло с подругой ведь Марион была самой красивой в школе, она всегда была в курсе кто с кем встречается и общение это была не проблема для неё.

Лея! Сколько можно спать? Твой завтрак не будет ждать тебя вечно,

Проигнорировав мамины крики я потянулась и перевернулась на другой бок. Ко мне в комнату прибежал Марсель- мой любимый пушистый кот.

Мой хороший, ты уже позавтракал? сказала я обращаясь к коту. В ответ я услышала протяжное мурчание.

Тут мой взгляд упал на часы: 08:54! Только не это! мигом я вскочила с кровати и побежала в ванную. Марсель не успев отойти от шока тихонько сполз на пол.

В тот, момент у меня было два варианта пойти грязной и не накрашенной в школу чтобы на меня весь день тыкали пальцем и смеялись надо мной впрочем как и всегда или раз я уже проспала не торопясь принять водные процедуры, сделать макияж и собраться в школу.

Думаю что, второй вариант мне нравится гораздо больше сняв пижаму я залезла под горячий душ я намылила волосы но тут, кто то зашёл в туалет и включил слив, на меня полилась ледяная вода.

А-а-а-а! Наполовину мыльная, недовольная и злая замотавшись в полотенце я вышла из ванны. Вспомнив про свой завтрак я зашла на кухню.

За столом сидела мама и косым взглядом смотрела на меня.

Ты в курсе что, ты опоздала на два первых урока?

Я догадывалась. Лучше скажи своему женешку чтобы он отстал от меня!

Лея! сколько раз я просила тебя не называть его так! Я люблю Роберто и ты прекрасно знаешь что через месяц мы по женимся и тебе придётся с этим смириться!

Тогда на свадьбу можешь меня не приглашать! Я не хочу видеть как моя мать выходит замуж за человека который является моим врагом.

–-Где мой завтрак? спросила я

–-О! Лия, прости! Я думала что, ты передумала завтракать и поэтому я отдала твой завтрак Роберто. Но, если хочешь я могу приготовить тебе новый.

Нет, уж спасибо! Не нуждаюсь в заботе! Я позавтракаю в школе.

Развернувшись девушка направилась в свою комнату чтобы собраться в школу.

В этот момент на кухню заходит Роберто:

Всем доброе утро! Он подошёл к маме и поцеловал маму.

Лия, прости за то, что я не дал тебе нормально помыться! Я не думал что ты пойдешь в душ, просто ты должна была быть в школе. Мне правда жаль что, так получилось.

Оставь своё мнение при себе! А сейчас извини не смею больше задерживаться! Спешу в школу!

Натянув на себя джинсы и растянутый свитер я накинула рюкзак на плечо и отправилась в школу.

Раньше я никогда не грубила маме, и всегда была примером я и сейчас стараюсь хорошо учиться но, из-за маминой свадьбы с человеком которого я на дух не переношу это даётся намного труднее.

До сих пор не могу простить ей то, что она развелась с отцом! У нас была прекрасная семья но, потом отец начал пить и маму это совсем выбило из клеи. Так продолжалось два года: отец пил, устраивал скандалы а мама всё это терпела. На тот, момент мне было тринадцать лет тогда мама не выдержала оставила записку о том, что уходит от него. Она собрала свои вещи, забрала меня и мы переехали в другой город.

И тогда мы переехали из Калифорнии в Иллинойс.

Однако когда отец узнал об этом он бросил пить, и переехал вслед за нами в штат.

Он приходил к нам домой, следил за мамой, поджидал меня около школы и неоднократно просил у мамы прощения но, вот только ей было уже всё равно.

Друзья познакомили её с Роберто и она совсем вычеркнула отца из своей жизни.

Это так мерзко! Отец изменился ради неё а она побежала за итальянцем и теперь у нас такие отношения с матерью.

Всё таки нужно поторопиться! Сегодня на уроке литературы мы пересказываем поэму Гомера Одиссея и к тому русский и литературы у нас ведёт Лаура Альбертовна а она ненавидит когда ученики опаздывают на её уроки.

Я достаточно далеко живу от школы поэтому я пришла на остановку и осталась ждать 29 автобус.

Как всегда вспешке я оставила свои ключи дома.

И телефон кажется тоже....

Как я ненавижу Роберто! Ведь если бы не этот итальянец я бы и с мамой не ссорились и телефон бы не забыла!

На остановку подошел 29 автобус мигом запрыгнув в салон мы тронулись с места.

Вскоре я увидела школьный двор водитель остановился на остановке, я заплатила за проезд и вышла.

По сколько я прилично опаздывала мне пришлось бежать по школьному двору.

Резким рывком Лея открыла входную дверь но, тут её ждал сюрприз; на входе стояла Мисс Коулман- наш школьный психолог. Мы долго стояли в холле первого этажа и сверлили друг друга взглядом.

Лея, мы можем с тобой поговорить у меня в кабинете?

Что-то случилось? На секунду у меня дрогнул голос

Я думаю на лучше пройти в кабинет.

Если вы считаете нужным.

Поспешно я пошла за Мисс Коулман она открыла мне дверь

[Проходи, садись я думаю мне есть что тебе сказать

Послушно я села напротив психолога. У меня было смешанное чувство.

Чувство испуга и чувство неизвестности.

Раньше я никогда не была у психолога может поэтому.

Лея, ты знаешь что ты являешься гордостью нашей школы и мы с учителями благодарны тебе за это но, в последнее время я заметила что, у тебя появились проблемы с одноклассниками.

Ты не знаешь, что могло вызвать агрессию у них в сторону тебя?

Я не знаю. Может я не такая как они?

Я пыталась с ними подружиться с того момента как перевелась в эту школу но, они не приняли меня такой какая я есть

Лея, я тебя прекрасно понимаю как трудно быть своим среди чужих.

Но, до меня дошла информация что, с тобой пытался подружиться Тонни Макадам но, у тебя почему то это вызвало сильную агрессию в его сторону.

И помоему он даже признался тебе в любви, но в ответ на это ты сломала ему его очки и обозвала..... не могу вспомнить как.

–-Прыщавый урод. Тихо произнесла я.

Кажется после этих слов глаза психолога полезли на лоб.

Лия, ты понимаешь что у тебя нет никого права судить о людях по их внешности?

И ты еще удивляешься почему у тебя нет друзей!

Как говорят сначала разберись в себе прежде чем, винить во всём всех!

Вы ошибаетесь! У меня есть подруга!

Марион Грейс! И между прочим эта самая популярная, красивая девушка в школе и её хотят все парни которые есть в этой жалкой школе и Тонни Макадам в том числе ее поклонников!

И если вы не можете мне помочь то, давить мне на нервы у вас нет никого основания!

Я встала из-за письменного столаи вышла проч из этого кабинета.

Текст большой поэтому он разбит на страницы.

Мне 16. Меня зовут Эмили Уилсон. Проснувшись сегодня утром я задумалась:"Стоит ли вообще продолжать жить, страдать?" Моя жизнь отвратительна, как и я сама. Родители совсем не понимают меня, да вообщем как и все люди в этом мире, кроме моей лучшей подруги Джинджер Роджерс. В моей жизни нету ничего светлого, с каждым днём становится всё хуже и хуже. Я задумываюсь о суициде. Да-да, я конечно знаю, что это плохо, что так заканчивают только слабаки. Но я так больше не могу. Этот мир создан не для меня.
Я села на кровать, одела наушники и включила музыку на плеере. Музыка - это единственная вещь, которая избавляет меня от этих ужасных мыслей и помогает выживать в этом суровом реальном мире.
Сегодня весь день я убивала своё время, тем что смотрела сериалы, слушала музыку и читала книгу. Больше мне нечем было заняться.
В часов десять мне позвонила Джиндж - моя лучшая подруга. Она сказала, мол нам нужно пойти на вписку к Сэму. Я не очень люблю такие мероприятия и шумные компании. Но поверьте моя подруга умеет убеждать. Ну, как убеждать.. Скорее она сказала, что если я не пойду, то она расчленит меня и похоронит мои части тела в разных пакетах в лесу. Весело, правда? Думаю, что ей не стоит смотреть ужасы.
Я тем временем быстро приняла душ. Одела свитшот, рваные джинсы, кеды и взяла мой восхитительный черный рюкзак с принтом милого котика, который показывает фак.
Мы встретились с ней около моего дома. Мы с Джинджер отправились к дому Сэма и параллельно разговаривали. Хотя я бы назвала, то что мы делаем это - ржем на всю улицу, как две дуры и рассказываем другу другу какой-то бред.
Вот мы уже около его дома. На вид он очень большой и достаточно красивый. С улицы было слышно громкую музыку. Когда мы зашли, то увидели, что в доме кучу народу. Больше половины в стельку пьяные. Все тусят и веселятся. А от этой громкой музыки у меня "резало" уши. И мне было противно смотреть на всех них. Большинство из них вообще несовершеннолетние, а ведут себя как последние шлюхи и ублюдки. Я решила пойти на крышу и собраться своими мыслями. Джиндж предложила пойти со мной, но я сказала, что хочу побыть одна. Да и я знала, что она хочет повеселится, а предложила из вежливости.
Я поднялась на крышу. Села на край и сбросила ноги вниз. Было очень красиво. На ночном небе были "раскиданы" кучу звёзд.
Но суицидальные мысли не покидали мою глупою голову. Мне безумно надоело это всё. Это невозможно. Я больше не могу находиться в этой суровой реальности.
И на этой "прекрасной" ноте я увидела, как ко мне приближается тёмный мужской силуэт. Это был темноволосый красавчик с глазами цвета неба - Дерек. Мой друг детства. Он подошёл ко мне и сел рядом. Я засмущалась и опустила глаза вниз.
- Ты что боишься меня? - с насмешкой сказал он.
- Нет, вовсе нет! - начала оправдываться я.
- Ну, а что тогда как не родная?
На моём лице появилась идиотская улыбка. А он тем временем достал из кармана пачку сигарет, взял из неё одну, зажёг и начал курить. Кажется, по моему лицу было заметно, что это очень смущает меня.
- Попробуй! - сказал он, протянув к моему лицу сигарету.
Я отрицательно покачала головой.
- Хотя бы один вдох. Чего ты боишься? - продолжил Дерек.
Я взяла в руки сигарету и зажмурив глаза вдохнула этот дым. Во рту появился отвратительный вкус и я почувствовала, как по всему моему телу разошелся табак. Я начала кашлять.
- Ещё! - продолжал говорить он, словно ему это нравилась.
Я не знаю почему, но я сделала её один вдох. И он был не менее противным. Дерек наконец-то забрал у меня сигарету и начал курить сам. Мы долго разговаривали с ним и я не замечала, как быстро летит время.
На улице похолодало. По моему телу пошли мурашки и я стала тереться ладонями, чтоб стало хотя бы немного теплей.
- Тебе холодно? - спросил Дерек.
- Немного.
Он снял с себя бомбер и надел его на меня.
- Спасибо, это так мило. - начала смущаться я.
- Да ладно.
Этот темноволосый красавчик так долго смотрел на меня не отводя глаз. От чего на моём лице снова появилась эта идиотская улыбка. Ну почему? Почему он заставляет меня чувствовать себя дурой? Затем он поцеловал меня и я ответила ему тем же. Он целовал мои губы, словно они были воздухом.
- Так теплее? - после длительного поцелуя спросил меня Дерек.
- Гораздо. - ответила я.
Затем он взял меня за руку и повел куда-то, даже не сообщив мне куда мы идём. Мы вышли из дома Сэма. Вскоре я поняла, что мы направляемся к пляжу, который как раз находится не далеко от дома Сэма. Мы сняли обувь и начали мочить ноги в воде, параллельно разговаривая друг с другом. Я рассказала ему, что мечтаю поехать в Италию на море.
- А там будут сексуальные девушки в купальниках? - смеялся Дерек.
- Дурак! - сказала я и брызнула в него водой.
- Ах так! - Крикнул он взяв меня на руки и кинув в воду.
Я вся мокрая направилась его обнимать, то есть мстить. Вхаха, знаю, что звучит странно. Но я была вся мокрая и хотела, чтобы он почувствовал тоже самое. Конечно после того, как я его обняла он был мокрый, но мне было этого недостаточного. Я толкнула его в воду, и он стал окончательно мокрым. После этого началось настоящее сражение. Мы плескались и брызгались друг в друга прямо в одежде. Сейчас был где-то час ночи. И я знала, что мне нужно быть уже давно дома, но мне было всё равно. Я знала, что родители устроят скандал. Но я была счастлива, ведь рядом был Дерек. Хотя я окончательно не понимала какие у нас с ним отношения, но я точно знала одно - я безумно люблю его. И потом, когда наши тупые головы немного пришли в сознание мы поняли, что на улице ночь, холодно, а мы все мокрые. Да-да, мы лохи. Мы побежали быстрее искать место где мы сможем согреться. Мы увидели какое-то помещение, вроде как это был какой-то склад. Помещение было закрыто, но мы забрались туда через балкон. Мы сели на деревянный пол. Я села чуть вперёд, а Дерек назад. Он обнял меня, а я облокотилась на него. Затем он достал из рюкзака бутылку виски.
- Воооуу! - с улыбкой на лице крикнула я.
Он открыл бутылку. И мы по очереди делали глотки виски, чтобы не замерзнуть.
Мы долго разговаривали с ним. И он тихо прошептал мне на ушко: "Я люблю тебе, Эмми". Ну и что вы думаете? Конечно же я снова начала улыбаться, как последняя дура, как же без этого.
Было лето, поэтому уже начало светать. Мы любовались с Дереком малиновым рассветом, наблюдали за тем, как встаёт солнце.
Когда на улице посветлело и наша одежда высохла Дерек предложил проводить меня до дома, от чего я не отказалась. И как только мы встали я увидела, что мы оставили на полу мокрый отпечаток наших прекрасных поп. Мы выбрались из этого здания через балкон, также как и зашли. Затем мы шли за руку на улице и разговаривали.
Вот мы уже около моего дома. Мы попрощались с ним и он поцеловал меня в лоб.
Я зашла домой и начала снимать кеды. По идее я должна была очень сильно боятся родителей, потому что я пришла в такое время и даже их не предупредила. Но алкоголь дал о себе знать, я была абсолютно спокойна.
- Где ты шлялась? - Начал строгим голосом говорить папа.
- Я была на вписке у друга, пап. - спокойно ответила я.
- Что?
- Да-да, ты не ослышался, папа.
- От тебя несёт сигаретами и алкоголем! Ты что курила и пила?
- О, Господи, пап! Будто ты сам никогда не был молодым! - Орала я и пошла в свою комнату.

Психологические проблемы и трудные искания сопутствуют жизни ребёнка в переходный период во взрослую жизнь. Родителям они доказывают свою независимость, со сверстниками выстраивают отношения, вырабатывая новые для себя этические и социальные принципы, познавая мир с ранее неизвестных сторон. С чувством изменённого самосознания приходит индивидуальная и коллективная ответственность, и это сопряжено со многими осложнениями.

Проблемы подростков проявляются с 13 до 16 лет

Основные проблемы подросткового возраста связаны со взаимоотношениями с родителями и со сверстниками.

Причины возникающих проблем

Ошибки воспитания детей одна из самых распространённых психологических причин, которые нельзя назвать болезнями в общепринятом смысле, но они сродни им. Часто они приходят помимо воли ребёнка, и когда ему больше всего хочет понимания и поддержки, вместо них получает осуждение и давление.


Подростковый возраст начинается в 11-12 лет

Модель поведения ребёнка в этом возрасте зависит от типа его характера, общества, которое его окружает, образа жизни, материального достатка, состава семьи и многих других

Подросток обращает внимание на те ценности, которые помогают ему определиться и сформировать собственное отношение к окружающему миру. Хорошо, если он удовлетворён настоящим и при этом устремлён в будущее. Но так происходит не всегда.


Основные проблемы подростков

Легче всего ему удаётся общаться со сверстниками, а если это не так, ребёнок остаётся глубоко травмирован. Он хочет знакомится, нравиться, делить интересы и нормы симпатичной для него группы, сохранять свою самостоятельность и индивидуальность, без страха выражать свои чувства и высказывать своё мнение. Как можно быстрей подросток стремится стать взрослым, ему важно, чтобы все это поняли. Примером для подражания является активный и успешный человек, нацеленный на достижения. Подросток мечтает и фантазирует, придумывает свои законы и осуждает поведение окружающих его взрослых людей.

Причины неадекватности и страхов

Подростковому возрасту свойственна психологическая противоречивость. Часто они не могут сформулировать, чего на самом деле хотят. В одном человеке может уживаться застенчивость и агрессивность, он тяготеет к крайностям, Сталкиваясь с опасностями, подросток преодолевает трудности и при успешном их прохождении накапливает новый опыт. С развитием осознания он лучше понимает других и постепенно приобретает опору для дальнейшего роста.


Противоречивость подростков - одна из причин конфликтности

В этом возрасте подросток в полной мере начинает понимать категории прошлого и будущего, он открывает, что бытие конечно, и это вызывает у него беспокойство страх. Только осознание своей самостоятельности и индивидуальности внушает ему уверенность. В это время ему важно найти понимание, возможность примирить собственные чувства с настроением окружающих и приспособиться к устоявшимся нормам.

Особенно опасно, когда между ощущением своего идеального «Я» и тем, что есть на самом деле, определяется большая разница.


Что влияет на подростков

По этой причине появляются проблемы раннего подросткового возраста и аномального поведения в обществе. Психологи объясняют такую ситуацию отсутствием позитивного отношения к себе, обязательными составляющего которого являются:

  • положительное отношение к другим людям;
  • уверенность в своих силах;
  • чувство собственной значимости как результат общения и деятельности.

В противном случае после ошибок в общении подросток заявляется, что он никому не нужен, его не понимают и не любят.


Подростковый период - основные признаки

В этом возрасте у человека вместе с психическим взрослением происходит глобальная перестройка физиологического состояния. У него повышено внимание к своему телу, его заботят и тревожат замечания других людей. Он склонен преувеличивать даже незначительные недостатки своей внешности от признанных норм. Любое мнение со стороны окружающих является частью его представления о себе, будь то комплимент или критика.

Самооценка и её влияние на поведение

Конфликты часто связаны с отношением к подростку взрослых людей, чьё мнение влияет на его самооценку. Неловкое, неадекватное и оскорбительное отношение вызывает агрессивное или депрессивное поведение подростка, и которые в некоторых случаях переходят в хронические неврозы.

На формирование самооценки влияют чувство принадлежности к определённой социальной группе и осознание собственной значимости. Принадлежность - это всегда защищённость. Это важное чувство возникает с младенческого возраста, и в период взросления проверяется на прочность, перестраиваясь. Чувство собственной значимости укрепляет одобрение со стороны окружающих и компетентность в какой-либо области деятельности.


Самооценка подростков - как формируется по-разному

Низкая самооценка может быть результатом перенесённого насилия, неправильной психологической установки, зависимой от мнения других людей, и равнодушия близких. Родителям и педагогам важно знать о её значении для подростка и о последствиях её нарушения. Ребёнку весь мир может казаться враждебным социальные проявления, он всё воспринимает как угрозу своей безопасности, жизнь предстаёт в чёрном цвете, которые он не пытается исправить. Он не умеет выстраивать отношения, стесняется своего внешнего вида и склонен к осуждению других.

Адекватная самооценка делает человека доверчивым и доброжелательным к миру. Трудности для него - это возможность роста. Он уверен, что ни будь его, мир станет хуже.

Формирование самооценки - длительный процесс, в деле её становления учавствуют и родители, и педагоги.

Раздражительность и вспыльчивость

Подростки стремятся измениться, но совершать поступки, свойственные взрослым, в силу своего несовершеннолетия не могут. Секс - самое доступное средство для самоутверждения, всё остальное пока закрыто, и подростки чувствуют себя обделёнными. Бессознательно они ощущают несправедливость и готовы к вспышке гнева в любой момент. Другая причина вспыльчивости - изменения гормонального фона организма, состояние которого можно сравнить с предменструальным синдромом.


Практически все подростки очень раздражительны

Отчуждённость и необщительность

Состояния, которые связаны с конфликтом ребёнка и общества. Оценку себя и своего поведения со стороны других он воспринимает как бесспорную характеристику, не учитывая, что его сверстники или взрослые из его окружения могут быть необъективными или безжалостными. Ребёнок чувствует себя изгоем и, не ощущая поддержки, постоянно находит подтверждения. Это заставляет ребёнка прятаться и искать защиты, чтобы не получить очередную психологическую травму.


Отчуждение подростков проявляется в игнорировании взрослых

Оценку, навязанную со стороны сверстников, педагогов и родителей, в этом возрасте чрезвычайно трудно изменить.

Конформизм

Приспособленчество и беспринципность заставляет подростка быть таким, как принято в его группе или его окружении. Наглядным проявлением конформизма является стремление быть модным. В атмосфере распространения рекламы эта черта является очень часто встречающейся.

У подростков конформизм принимает гипертрофированное содержание, порой он боится быть не таким как все и отстать от правил группы, к которой принадлежит. Такое настроение делает ребёнка зависимы от сверстников, а на расстоянии от них чувствует себя неуютно. Приспосабливаясь, подросток может делать то, чтоявляется вредным и противозаконным.


Конформизм подростков формируется под влиянием окружения

Чтобы этого не произошло, важно для ребёнка уметь сказать «нет» тому, что ему повредит. Для этого нужны мужество и уверенность. Он должен знать, что умение сказать «нет» это круто и достойно уважения. Тот, кто умеет отстаивать свою позицию, чаще всего является лидером. Стоит подростку отказать хотя бы один раз, у него растёт уверенность в своих силах.

Наркотики и наркомания

О вреде наркотиков и пагубных последствиях употребления знают все, однако, проблема остаётся. Часто виной этому - конформизм. Ребёнку трудно отказаться, если этим занимаются все, кого он считает своими друзьями. Ему кажется, что, отказавшись, его будут считать чужим. Ради уверенности и стабильности своего положения в группе сначала подросток пробует наркотики и после этого не может остановиться.


Протест подростков выливается в осуществлении запрещенных действий

Наркозависимость в этом возрасте особенно опасна потому, что часть мозга, определяющая креативную направленность деятельности, недостаточно сформирована. Наркотики останавливают его развития и реанимировать способность к творчеству впоследствии без медикаментозных средств крайне трудно.


Наркомания подростков - способ проявления протеста

В подростковом возрасте ребёнок пересматривает свою шкалу ценностей принимает те, которые помогают ему войти в новый этап жизни. В идеале со временем ребёнок социализируется, его цели становятся более осознанными и направленными на всеобщую пользу.

Похожие материалы