Нормативы по росту. Вычисляем формулу идеального роста новорожденных по месяцам

Развивать логическое мышление учащихся начальных классов необходимо постоянно. Регулярные тренировки в решении головоломок, нестандартных задач, ребусов и задач на смекалку полезны и необходимы для ума ребенка.

Для развития логического мышления младших школьников используются несложные задания, например, найти лишнее, продолжить ряд знаков, найти числа или недостающие фигуры и т.д. Даже самые простые логические задачи для детей помогают избавить мышление от шаблонов.

Что должен уметь школьник для успешного выполнения заданий на логику?

  • рассуждать, используя доказательства и аргументы;
  • последовательно мыслить;
  • выстраивать гипотезы;
  • оценивать важность условий задачи, их истинность;
  • аргументированно опровергать чужие неверные выводы;
  • выбирать и использовать разные способы для решения конкретного вида задач.

Способы решения задач на логику

Условно их можно поделить на стандартные и нестандартные.

Стандартные методы

К традиционным методам относятся популярный метод проб и ошибок , который может потребовать много времени и терпения, и метод шаблонов , к которому в основном прибегают при решении школьных задач.

Пример задачи, которую хотят решать уравнением, а проще - логически.

Мы знаем, что абсолютное большинство взрослых захотят решить предложенную задачу с помощью уравнения. Неплохой способ, но зачастую обыкновенные логические рассуждения помогают найти ответ быстрее, без ручки и бумаги, просто в уме.

  • метод последовательных рассуждений;
  • «с конца»;
  • с помощью таблиц истинности;
  • метод блок-схем.

Нестандартные методы

Среди популярных, нестандартных - целенаправленный поиск «ключа» («ключей») и метод «игры в создателя» (т.е. моделирования различных вариантов принципов, использованных для создания задачи). А если подсказки, шаблоны решения отсутствуют, применяется самый сложный метод – поиска метода.

Для быстрого и правильного решения различных логических головоломок и задач на смекалку ребенку необходимо:

  • знать виды логических задач;
  • владеть возможными методами решения задач;
  • уметь классифицировать задачу и выбирать самый простой и «красивый» способ ее решения.

Алгоритм решения задач на логику и смекалку

Основные шесть этапов, которые последовательно должен пройти ученик, решая логическую задачу:

  • Ознакомление с условиями задачи.
  • Понимание содержания задачи, анализ условий, моделирование.
  • Поиск метода решения.
  • Применение метода решения, поиск правильного ответа.
  • Проверка правильности решения и оформление ответа.
  • Анализ проведенного решения.
  • Отработка и закрепление навыков решения аналогичных задач.

1. Внимательно прочитайте условие задачи, лучше несколько раз. Четко уясните вопрос или проблему, которую нужно разрешить. Чаще всего ошибки в решении появляются от невнимательности. Особенно это касается задач с подвохом.

2. Кратко запишите условия задачи, по возможности, опишите задачу схематически (в виде рисунка, схемы, графика, дерева, чертежа и т.д.). Наглядное представление задачи не только способствует более быстрому уяснению содержания задачи, но и поможет выявить новые связи между элементами задачи или увидеть скрытые свойства объектов. Выделите существенные и несущественные условия задачи и попробуйте упростить задачу, абстрагироваться от действительности, мысленно смоделировать описанную в задаче ситуацию.

3. Попытайтесь определить тип задачи и соответственно подобрать метод решения, который обычно применяется для решения этого вида заданий. Например, для решения задач на определение истинности или ложности высказывания удобно использовать таблицу. Для решения задач с большим количеством взаимосвязанных условий лучше использовать метод графов и т.д.

4. Используя выбранный метод, решите задачу.

5. Проверьте ваш вариант ответа. В случае письменного решения задачи надлежащим образом запишите правильный ответ.

6. Анализ проведенного решения представляет собой обсуждение всего хода мыслительных действий в процесс решения логической задачи. Это завершающий и необходимый этап решения любой задачи, не только логической. Он включает:

  • поиск альтернативного, более рационального, красивого способа решения;
  • анализ всего процесса, моментов, которые вызвали затруднения;
  • выделение важных признаков данного типа задач;
  • составление алгоритма их решения;
  • систематизация полученных знаний.

Школьнику полезно записывать свои решения, алгоритмы и рассуждения в отдельную тетрадь, например, специально для занятий на ЛогикЛайк. Таким образом он будет «пропускать через моторику» свои рассуждения и всегда сможет вернуться к своим наработкам.

Мышление является высшей формой активной деятельности человека. Это психологический процесс, который неразрывно, довольно плотно связан с речью.

В результате мыслительной деятельности у человека начинают формироваться определенные навыки логического мышления: анализирование происходящего, сравнение или обобщение явлений, синтез, конкретизация.

Многие родители хотели бы узнать информацию, как научить ребенка думать правильно, поэтому рассмотрение особенностей мышления у детей довольно актуально на сегодняшний день.

Освоение навыков и познание нового

Еще в древние времена считалось, что полноценно думать малыш начинает лишь тогда, когда у него начинается развиваться интеллект и появляется разговорная речь. Современные исследования степени активности мозга доказали, что ребёнок думает, ещё находясь в животе матери. Рождаясь, он не сразу проявляет осознанность лишь потому, что поначалу учится навыкам управления собой и своими инстинктами.

Познание малышом окружающей действительности, как правило, начинается с элементарного ощущения, осознанного восприятия различных отдельных явлений, а также предметов, их образы хорошо фиксируются памятью. При этом мышление складывается в результате знакомства ребенка с действительностью, познания окружающего мира.

Общаясь с окружающими, ребенок учится как обобщать сходные между собой явления, определяя существующее между ними сходство, так и рассуждать об их особенностях. Постепенно он учится сравнивать, обобщать, конкретизировать и анализировать. С двух лет у малыша возникают первые ассоциации, которые используются в дальнейшем развитии. С этого и начинается ранее развитие процесса детского мышления.

Виды мышления, их особенности

Выделяются следующие виды мышления:

  • наглядно-действенное мышление (вид познания, основанный на использовании предметов);
  • наглядно-образное, то есть с помощью представленных мысленно явлений;
  • словесно-логическое, то есть с помощью различных понятий и слов, используя логические рассуждения.

Этот вид мышления наблюдается периодически до 3 лет, а особо интенсивно развивается от 3 и до 4 лет. Малыш начинает понимать свойства окружающих его предметов, учится манипулировать ими по назначению, выполняет различные практические задачи.

Как научить ребёнка думать

Видеоуроки: Оскар Бренифье, Как научить ребенка мыслить?

После освоения предыдущей формы мышления в полной мере на его основе у ребенка начинает формироваться более развернутый тип мышления — наглядно-образный. С 4-5 лет малыши начинают постепенно переходить от различных прямых действий с предметами к мыслительным действиям с представлением образа этого предмета. На основе этих представлений ребенок может успешно решать задачи. При этом совсем необязательно контактировать с предметом, брать его в руки, можно просто представить его. Этот вид мышления позволяет считать цифры в уме, использовать разные схематические изображения.

У ребенка с шести лет непременно начинает развиваться следующий этап мышления, так называемый словесно-логический. Из всех видов мышления этот самый сложный, ведь в нем задействованы довольно сложные и отвлеченные понятия, которые при помощи логического мышления необходимо выразить словами.

Влияние развития мышления на обучение

В основном потребность человека в мыслительном действии начинает в полной мере проявляться в школьном возрасте, потому что на уроках ребенку приходится справляться с разными довольно сложными задачками, появляется острая необходимость логически мыслить.

Успешное обучение в начальной школе напрямую зависит как от степени развития мышления у ребенка, его умения обобщать, а также систематизировать полученные знания, так и от способности творчески решать разные проблемы. Достаточно развитое мышление однозначно помогает ему правильно ориентироваться в обществе и чувствовать себя довольно уверенно в окружающем его современном мире, к тому же способствует и общему развитию.

Роль родителей в развитии мышления

Каждый родитель обязан знать, как именно научить своего ребенка думать, и должным образом обеспечивать его полноценное развитие. В период, когда мыслительные способности малыша пассивны, он лишь получает внешнюю информацию, но сознательно не старается обрабатывать её. Маленькие дети постоянно общаются, но способности думать долго о чем-нибудь конкретно у них ещё не развиты, поэтому в основном многие малыши не могут надолго себя занять даже интересным для них занятием.

Развитие полноценного мышления у детей не происходит само собой, им должны руководить взрослые. Учитывая приобретенный ребенком опыт, родители должны объяснить ему понятия, которые он не познает самостоятельно. Перед ними и педагогами стоит очень важная и ответственная задача научить ребенка самостоятельно размышлять и сравнивать, рассуждать и анализировать, делать самостоятельные выводы и устанавливать закономерности.

Упражнения для развития мышления

Научиться всему этому ребенок способен при помощи специальных упражнений, а также разнообразных игр. При этом от педагога не требуется особой подготовки, игры используются в рамках запланированной образовательной программы или в игровой форме на прогулке.

Есть большое количество игр, которые направлены на ускорение развития мышления. Степень сложности игр, соответственно, изменяется в зависимости от степени развития и возраста ребенка. В одну и ту же развивающую игру можно играть по-разному.

Например, довольно эффективная игра «Семейка», согласно правилам которой взрослый произносит вслух определенный ряд слов, например, картофель, капуста, огурец, предлагая детям назвать эти слова одним общим словом «овощи». С более старшими детьми необходимо слегка изменить условия предыдущей игры. Назвать, наоборот, обобщающее слово, например, овощи, при этом предложить детям назвать примеры овощей, это игра «Назови одного из большой семейки». Варианты игр разнообразны и напрямую зависят целиком от фантазии родителей, а также педагогов.

Умение логически мыслить очень важно для взрослого человека, однако развивать его лучше всего начиная с раннего детства. Поскольку ребенок еще не может полагаться на личный жизненный опыт, логическому мышлению его должны научить родные и близкие.

Эффективнее и результативнее всего развивать логику у малыша с помощью игровых заданий. В процессе игры малышу будет гораздо проще и интереснее выполнять поставленные задачи. Мышление начинает развиваться в процессе понимания и осознания проблемы. Малыш начинает понимать, что сталкивается с незнакомым понятием и начинает искать разгадку и пути решения.

При каждом возникновении сложностей, ребенок начинает искать наиболее эффективные и действенные пути решения. В голове у ребенка начинают происходить мыслительные процессы, позволяющие найти лучший вариант выполнения задания. По мере взросления, у ребенка в большей степени начинает проявляться критичность мышления, которая позволяет малышу меньше и реже допускать ошибок, делая какой-либо выбор.

Чтобы ребенок начал думать, родителям рекомендуется выучить с ним любое детское стихотворение и предложить малышу обдумать его сюжет и придумать свое развитие событий. Кроме этого можно обсуждать любой мультфильм, сказку или событие из реальной жизни. С ребенком очень важно общаться и разговаривать на любые темы, задавая ему наводящие вопросы и требуя сложного развернутого ответа. Активная речевая деятельность не менее важна для полноценного мыслительного процесса.

Специалисты рекомендуют приступать к обучению не ранее трехлетнего возраста, когда ребенок уже хорошо и четко разговаривает, умеет выражать свои мысли и слушаться взрослых. Начиная с 4х-летнего возраста можно прибегнуть к специальной программе развития умственных способностей и творческого потенциала. Программа «Ментальная арифметика», которой обучают в Центре дополнительного образования детей «SMARTUM» http://smartum.com.ua/ , позволяет задействовать оба полушария мозга, что, в свою очередь, поможет максимально расширить интеллектуальный и творческий потенциал ребенка с помощью арифметических вычислений на счетах (соробан). Способность решить даже самые сложные арифметические задачи разовьет память ребенка, концентрацию внимания и логическое мышление.

Для того чтобы у ребенка эффективнее и лучше формировался интеллект, ответственность и серьезность, родителям очень важно начать заниматься развитием мыслительной деятельности малыша еще с раннего детства. Маленькие дети способны поглощать и обрабатывать информацию только через игровую деятельность.

Родителям очень важно своевременно заняться развитием логического мышления малыша, чтобы оно имело эффективный положительный результат и привело к созданию крепкого фундамента для реализации себя в будущем

Многие родители с детства приучают малыша к послушанию, ругают, если он сделал что-нибудь не так. Если ребенок совершил ошибку, то мама тут же его попрекает: "Вот видишь, а я говорила, что нельзя так делать!" Постепенно ребенок заучивает правила, поставленные перед ним мамой. Но многие так и не понимают, почему нужно поступать так или иначе.

Приходит переломный момент в жизни подросшего чада, когда он решает, что слушаться маму надоело, сделаю-ка я то, что нельзя. В итоге ребенок может попасть в неприятную или опасную ситуацию. Ведь он не научился самому главному - умению самостоятельно размышлять. Как научить ребенка думать? Бывает, что про эту жизненную необходимость родители задумываются поздно, когда дети уже идут в школу. Тогда приходит понимание, что логика не работает, любую задачу приходится полчаса растолковывать, на уроки затрачивается огромное количество времени и нервов.

Что же получаем: за домашние задания ребенок получает хорошие отметки благодаря помощи родителей, а на контрольных и у доски совсем не блещет. Проблема остается насущной - как научить ребенка размышлять.

Как правильно воспитывать послушание

С ранних лет родители хотят послушания с важной целью, чтобы ребенок не попал в беду. Ограждая малыша от опасности, никогда не говорите: "Не делать так, потому что надо слушаться маму (папу, бабушку и т. д.)". Ребенок должен размышлять уже с ранних лет. Ему нужно не просто сказать "нельзя", а подробно объяснить причину этого, что может произойти, к чему такой поступок может привести. Например, объясняя причину, почему нельзя брать спички, нужно вместе с ребенком провести эксперимент - поджечь бумажку или ткань, объяснив, как быстро от огня может загореться одежда или занавеска в комнате.

Никогда не угрожайте за непослушание наказанием. Если ребенок попал в неприятную ситуацию или собирается совершить нечто опасное, то скажите: "Так делать нельзя! Ты же понимаешь, к чему это может привести!" При этом учим детей делать выводы. Ребенок начинает самостоятельно размышлять, вспоминает ваши прежние объяснения и понимает, что может случиться. После этого малыш сам откажется проказничать, зная, чем обернется его проделка.

Никогда не пугайте ребенка, придумывая разные страхи, типа: "Не ходи туда, там бабайка или Баба-яга". Ребенок вырастет трусливым и неуверенным в себе.

Право на ошибку

Малыш с самого рождения начинает познавать окружающую действительность, исследуя все вокруг. Начинается все с тактильных ощущений. Ребенок понимает, что лимон кислый, если попробует его на вкус, а что утюг горячий при случайном прикосновении. Весь детский опыт полученных ощущений фиксируется памятью в мозгу. Ребенок при столкновении с похожими предметами учится анализировать, обобщать.

Только благодаря личному опыту малыш быстрее понимает суть вещей и результат своих поступков. Уже с двухлетнего возраста у ребенка возникают первые ассоциации. Постепенно развивается интеллект и происходит развитие логического мышления.

Как научить ребенка думать? Родителям не стоит постоянно одергивать ребенка, оберегая его от ошибок. Если вы видите, что опасности жизни малыша нет, то разрешите ему ошибиться, что-то недорогое сломать, увидеть, что от плохих слов на него могут обидеться и не играть с ним, если он не выучит уроки, то с опытом поймет, что за этим обязательно последует двойка в дневнике и т. д. Ведь все, даже взрослые люди, учатся только на своих ошибках, а не на чужих.

Виды мышления ребенка

В раннем возрасте у ребенка наглядно-действенное мышление, то есть он видит предмет и обследует его органами чувств - дотрагивается руками, берет в рот, смотрит глазами, слышит издаваемые предметом звуки и т. д.

С опытом приходит следующий вид мышления, психологи называют его наглядно-образным. Здесь уже ребенок, имеющий опыт освоения окружающего мира, только увидев предмет, представляет в голове его образ, понимает, что он может делать, как его использовать. Действует по аналогии исследованных ранее предметов. Например, увидев свечку, малыш не будет ее трогать руками, зная, что огонь причинит боль, вырастет на пальчике болезненный пузырь, заживающий длительное время. Если мама купила новую игрушку, ребенок уже понимает, как с ней можно играть.

Есть еще один вид мышления, который доступен детям старшего дошкольного возраста. Это логическое мышление. Ребенок понимает словесное описание предмета, может решать простые загадки на логику для детей, манипулирует предметами по их назначению, в состоянии выполнить практические задания по объяснению родителей или воспитателя в детском саду. Развивается данный тип мышления постепенно всю оставшуюся жизнь. Это самый сложный вид, дающий возможность ребенку решать житейские и учебные задачи, используя отвлеченные понятия. Именно данному типу мышления свойственны умения обобщать, анализировать, логически рассуждать, делать выводы, сравнивать и устанавливать закономерности.

Логическое мышление не приходит само собой, не стоит, сидя у телевизора, ожидать, что оно появится у ребенка с возрастом. Перед родителями и учителями стоит задача, как научить ребенка думать. Предстоит ежедневная работа, заключающаяся в познавательных беседах, чтении книг и различных упражнениях.

Важность практических упражнений

Развитие логического мышления, умения думать и размышлять приходит постепенно, с упражнениями и тренировками мозговой деятельности. Это поможет ускорить процесс и ребенку в обучении в школе будет намного легче.

В дошкольных учреждениях на занятиях используют задания на карточках или словесные, во время игровой деятельности в коллективе. Но в саду дети учатся и приспосабливаться. Например, воспитатель дает задание, наиболее развитые дети на него отвечают, а большая часть остальных ему поддакивает, при этом самостоятельно не думая. Такое явление можно встретить и в школе, когда на контрольной отстающие ученики списывают решение задачи у отличника или даже у такого же ученика, как и он сам. Главное, что дети, не привыкшие думать, вырастают несамостоятельными и безынициативными, во взрослой жизни это им откликнется обязательно.

Родители даже тех малышей, которые посещают садик, не должны думать, что он приобретет все необходимое для учебы в школе, нужно дома работать с малышом индивидуально, используя уже известные упражнения. Сейчас в продаже имеется много пособий на развитие логики, мышления, воображения. Покупайте все, что увидите, работайте с детьми, давая возможность самостоятельно найти решение данной задачи.

Сейчас предложим вашему вниманию несколько вариантов упражнений, поясним, о чем разговаривать с ребенком на прогулке и в повседневной жизни, в транспорте и просто по дороге домой из детского сада.

Упражнения на умение обобщать

  • "Назови одним словом". Ребенку называют несколько предметов из одной группы, например: картошка, свекла, морковка, огурец или трактор, автобус, троллейбус, поезд. Малыш должен понять схожесть предметов и дать ответ: овощи или транспорт.

  • "Варим компот или суп". Ребенок называет составляющие, которые имеются в первом блюде или в компоте, понимая, что фрукты в суп не бросают.
  • "Разложи по полочкам". Здесь нужно дать ребенку картинки, например птиц, животных, рыб и насекомых. Ребенок должен понять, к какому виду относится данная картинка, и сгруппировать их вместе по видам.

Задания на логику

  • "Найди, чего не хватает". Дается карточка, расчерченная на клетки. В каждом ряду предметы схожи, но имеют некоторые отличия. В последней пустой клеточке ребенок должен нарисовать недостающий предмет, имеющий отличие от других как в горизонтальном, так и в вертикальном ряду.
  • Найди правильный ответ на рисунке ниже.

  • "Экологические цепочки". Здесь учим думать детей, какая связь между названными понятиями. Например: листочек - гусеница - воробей, пшеница - хомяк - лисичка, цветок - пчела - оладьи с медом. Придумывать можно на ходу, играя на прогулке или в транспорте.
  • Подумай и составь предложение по рисунку.

Загадки на логику для детей

Самостоятельно развивать логическое мышление ребенок не может. Ему необходимо помогать. Как научить ребенка думать самостоятельно? Загадайте им логические задачи:

  • На дереве сидит птичка. Что нужно сделать, чтобы спилить дерево, при этом не побеспокоив птицу. Ответ: подождать, пока она улетит и спилить дерево.
  • У мамы сын Сережа, собака Бобик, кошка Мурка и 5 котят. Сколько детей у мамы?
  • Какое предложение верное: "Не вижу белого желтка или не вижу белый желток". Ответ: желток желтый.
  • "Меня зовут Дима. У моей мамы один сын. Как зовут сына моей мамы?"

Заключение

Теперь вы знаете, как научить ребенка думать, главное - захотеть уделить внимание своему ребенку, разговаривать с ним как с равным членом семьи, уважать его личность. Результат не заставит долго ждать, все труды будут вознаграждены отличными оценками в школе.