Театральная деятельность в детском саду методика. Материал на тему: Театральная деятельность в детском саду

Передовой педагогический опыт в детском саду

«Театрализованная деятельность в младшем дошкольном возрасте»

Райло Ирина Марковна, воспитатель МБДОУ Д/с №30 «Золотая рыбка» г.Туапсе

Основной целью моей работы является развитие творческих способностей и речи детей посредством театрализованной деятельности.

Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду. Дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

В процессе театрализованных игр:

  1. Расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире.
  2. Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение.
  3. Происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного.
  4. Активизируются и совершенствуются словарный запас, строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, темп, выразительность речи, мелодико-интонационная сторона речи.
  5. Совершенствуются моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.
  6. Развивается эмоционально-волевая сфера, дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения.
  7. Происходит коррекция поведения.
  8. Развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения.
  9. Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности.
  10. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.

Цели, задачи и содержание работы с детьми младшего дошкольного возраста

Цели:

  • развитие устойчивого интереса к театрализованной игровой деятельности;
  • обогащение словаря детей, активизация его;
  • совершенствование диалогической речи, ее грамматический строй;
  • способствование проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками.

Основные направления развития театрализованной игры состоит в постепенном переходе ребенка:

От наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности;

От индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли;

От имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя.

В группе были созданы необходимые условия для театральной деятельности детей. Оборудовали уголок, который включал следующие виды театра:

  • пальчиковый театр;
  • театр игрушек (используются любые обыкновенные игрушки) ;
  • кукольный театр; ширма (би-ба-бо) ;
  • настольный театр;
  • фланелеграф - театр картинок;
  • матрешки-сказки;
  • театр масок;
  • театр из картона;
  • вязаный;
  • театр из коробок, театр перчаток, театр - топотушки, театр конусный, театр на палочке.

Задачи и содержание работы

Прежде всего, необходимо формировать интерес к театральным играм, складывающийся в процессе просмотра настоящих кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов, сказок.

В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки.

Перчаточные и другие куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается.

Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребёнок.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучение чувственности и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность в детском саду позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интелектуального и художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу.

Наблюдая за детьми еще в ясельной группе, я обратила внимание на то, как наши малыши внимательно и с интересом смотрели показываемые мною потешки, стишки, сказки, с помощью театра игрушек, театра картинок, театр петрушек, а потом с удовольствием все то, что видели повторяли, так как театр игрушек воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и художественные образы, и яркое оформление, и точное слово, и музыка. Благодаря таким игровым действием наши ребята начали говорить, так как театрализованная деятельность является наиболее эффективным средством, доступным для понимания ребенка.

Родители купили нам Матрешки -"сказки": "Репка", "Колобок", "Курочка Ряба". Сначала я им показывала сказки, раскрывая и собирая матрешки, а потом они и сами стали просить их. Раскрывая матрешки-персонажи, выставляя их друг за другом, ребята постепенно стали рассказывать сказки.

Мы планируем поставить театрализованные сказки и показывать их в разных группах. Элементы театрализованной деятельности мы включаем во все виды деятельности: познавательно-речевое развитие, художественно-эстетическое, музыкальное, и повседневную деятельность. Дети берут любой театр и изображают то, что хотят, временами придумывая и свои диалоги. Мы планируем проводить эту работу и в дальнейшем.

Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Благодаря театрализованной игре раскрепощается внутренний мир ребенка, пропадает комплекс "я не умею". Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.

В этой статье раскрывается значение театрализованной деятельности в жизни дошкольников. Она является самым распространенным видом детского творчества и должна занимать важное место в педагогическом процессе дошкольного учреждения, способствовать всестороннему развитию детей. В статье описывается опыт работы педагога детского сада «Катюша», города Сургута, Ханты-Мансийского автономного округа.

Театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что-то связана игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение . Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это - конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемое событие. Таким образов, театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость .

Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей (Л.В. Артемова, Л.В. Ворошнина, Л.С. Фурмина и др.). Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т. д. .

Для успешного формирования творческой активности детей в театрализованной деятельности необходимо соблюдать ряд условий:

Создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности;

  • приобщать детей к театральной культуре;
  • обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности;
  • создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Я организовываю театрализованную деятельность в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время; органично включаю в различные другие занятия (музыкальное, познанию и др.) Одним из основных средств развития личности ребенка, является среда. Причем предметно-развивающая среда не только обеспечивает совместную театрализованную деятельность, но является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной его формой самообразования .

Таким образом, театрализованная деятельность очень увлекает детей моей группы своей яркостью, красочностью, динамикой и разнообразием. Она приобщает детей к театру, а они любят это искусство необычность тех зрелищ, которые развертываются мною или самими детьми, захватывает детей, переносит их в совершенно особый, увлекательный мир. Театрализованная деятельность не копирование, а творческий процесс создания образов, декораций, пьес. Это деятельность доступна детям с младшего возраста. Мы играем с детьми в театрализованные игры и они доставляют удовольствие, радость, вызывают хорошее настроение. Но не только в этом воспитательные возможности этого вида деятельности. Через такую игру дети получают образец дружбы, правдивости, отзывчивости через положительные персонажи спектакля. Театрализованная деятельность должна занимать важное место в педагогическом процессе дошкольного учреждения, способствовать творческому развитию детей, формированию у них базиса личностной культуры .

Наш детский сад работает по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, дополняя ее различными современными парциальными программами. Анализируя существующие программы, рекомендованные для работы с детьми дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи стоящие перед нами - педагогами дошкольных образовательных учреждений, очень важной остается задача приобщение детей к театрализованной деятельности и развитие творческих способностей детей.

В нашем детском саду в каждой группе созданы зоны для театрализованных игр, где собран богатый дидактический материал: оформлены папки «Детям о театре», «Театральные профессии», «Виды театра» и др.; разработаны картотеки: «Упражнения и этюды», «Игры на превращения», «Игры на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий», «Ритмопластика», «Игры на развитие двигательных способностей» и др. А также имеются картотеки игр и упражнений на речевое дыхание, артикуляционная гимнастика, зарядка для шеи и челюсти, игры и упражнения на расширение диапазона голоса, творческие игры со словами. Яркие альбомы с иллюстрациями и картинками к сказкам привлекают внимание детей. В создании театрализованных уголков родители принимали самое активное участие. В результате совместной работы появились разные виды театра: пальчиковый, настольный, теневой театр, театр ростовых кукол, театр «Щелкающей головки», театр «Забавная перчатка» и др. Были подобраны разнообразные материалы и лекала для самостоятельного изготовления детьми атрибутов и элементов костюмов к спектаклям.

Театрализованные зоны стали одними из любимых уголков, где дети с большим удовольствием разыгрывают полюбившиеся сюжеты сказок, репетируют роли, рассматривают иллюстрации. Все это дает детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения.

Хорошей традицией в нашем детском саду стало проведение спектаклей для малышей. Дети получают огромное удовольствие от участия в таких мероприятиях. В процессе творческой деятельности преодолевается боязнь детей ошибиться, сделать «не так, как надо», что имеет существенное значение для развития смелости, свободы детского восприятия и мышления, каждому дается возможность почувствовать себя умным, догадливым, сообразительным.

Творчеству детей способствует установившийся контакт педагогов с родителями наших воспитанников. Мы стремимся достичь таких отношений, когда мамы и папы небезучастны к творчеству детей, а становятся активными союзниками и помощниками воспитателя. Родители изготавливают вместе с детьми костюмы, декорации к спектаклям, учат роли. Учувствуют в проектах, которые мы организуем совместно. Родители выступают с презентациями своего опыта «Театр дома» на родительских собраниях. А так же сами в рамках проекта «Театр каждый день», приходят и совместно с детьми учувствуют в инсценировке русских народных сказок. Все это способствует сближению и взаимопониманию в семьях воспитанников.

Работу по развитию творческих способностей детей в театрализованной деятельности проводим в тесном контакте с музыкальным руководителем, и родителями. В подготовке театрализованных представлений участвует весь коллектив детского сада: совместно с воспитателями готовим декорации, афиши, разрабатываем эскизы костюмов. Вместе с музыкальным руководителем подбираем музыкальные произведения, разучиваем их, работаем над постановкой танцев. Делимся своим опытом с коллегами. Показываем театр для детей младших групп.

Итак, одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка является театрализованная деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя!

Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

  1. В процесс театрализованной игры дети узнают об окружающем мире.
  2. Развиваются психические процессы.
  3. Развивается речь.
  4. Совершенствуется моторика.
  5. Развивается эмоционально-волевая сфера.
  6. Происходит коррекция поведения.
  7. Развивается чувство коллективизма.
  8. Происходит развитие творческих способностей.

Список литературы:

  1. Акулова О. Театрализованные игры. // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4. - С. 24.
  2. Бочкарева Л. П. Театрально-игровая деятельность дошкольников: Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. - Ульяновск, ИПКПРО, 1993. - 48 с.
  3. Кошманская И. П. Театр в детском саду (Серия «Мир вашего ребенка»). - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. - 320 с.
  4. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - Москва. Издательство «ТЦ Сфера», 2004. - 128 с.
  5. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. - М.: Школьная пресса (Дошкольное воспитание и обучение. Приложение к журналу «Воспитание школьников». Выпуск 12), 2000. - 128 с.
  6. Царенко Л. И. От потешек к Пушкинскому балу... - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. - 160 с.
  7. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-6 лет / под ред. О.Ф. Горбуновой. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 144 с.

Мастер-класс

«Использование театрализованной деятельности в детском саду»

Григорьева Елена Ивановна ,

воспитатель МАДОУ № 49,

г. Нижний Тагил

Актуальность моего мастер-класса заключается в том, что театрализованная деятельность является одним из самых популярных и увлекательных направлений в дошкольном образовании. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

Практическая значимость моего мастер-класса состоит в том, что я представлю аудитории не только воспитательные возможности использования театральной деятельности в детском саду, но и предоставлю возможность изготавливать наглядный материал для театра из подручных материалов.

Инновационная направленность мастер-класса заключается в творческом подходе к театрализации. Я представлю вашему вниманию новые виды театров.

Цель мастер-класса : повышение компетентности педагогов в применении театрализованной деятельности в детском саду, развитие фантазии и творческих способностей.

Задачи:

  1. Познакомить воспитателей с разными видами театров.
  2. Побудить к широкому использованию театральной деятельности в детском саду.
  3. Дать возможность воспитателям и родителям самостоятельно изготавливать персонажей из подручного материала.
  4. Привлечь внимание родителей к театрализованной игре.

Участники: воспитатели, родители.

Результат: освоение слушателями приемов использования театрализованной деятельности в детском саду, формирование умения изготавливать театральных персонажей из подручного материала.

Презентация мастер-класса

Цель , которую ставлю, занимаясь с детьми – сделать жизнь наших воспитанников интересной, содержательной, наполненной радостью творчества.

Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем? Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?

Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей.

Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку.

Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи , так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй, улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Наибольшая ценность детской театрализованной деятельности заключается в том, что драматизация непосредственно связана с игрой (Л. С. Выготский Н. Я. Михайленко), поэтому наиболее синкретична, т. е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют потешки, стихотворения, песенки и сказки.

Под театрализованными играми ученые понимают «игры в театр», «сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям» [Бочкарёва Л. П. ].

Театрализованные игры отличаются от сюжетно-ролевых игр не только сюжетом, но и характером игровой деятельности. Театрализованные игры являются играми-представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемого детьми в лицах. В них, как и в настоящем театральном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы. Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.

К режиссерским играм можно отнести настольный, теневой театр и театр на фланелеграфе: ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности — интонацию, мимику, пантомимику.

Л.В. Артемова предлагает следующую классификацию режиссерских игр :

Настольный театр игрушек . Используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.

Настольный театр картинок. Персонажи и декорации — картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.

Стенд-книжка . Динамику, последвательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда книжки, ведущий демонстрирует личные сюжеты, изображающие события, встречи.

Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе детьми из старых книг, журналов создаются самостоятельно.

Теневой театр . Для него необходимо экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

Л. В. Артемова также выделяет несколько видов игр-драматизаций дошкольников :

Игры-драматизации с пальчиками . Атрибуты ребенок надевает пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.

Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.

Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

Также к драматизации относятся игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям.

Основные требования к организации театрализованных игр:

  • Содержательность и разнообразие тематики.
  • Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.
  • Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр.
  • Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей.

Театрализованная игра универсальна – ее можно использовать в совместной деятельности с детьми, в любых режимных моментах и на занятиях.

На своих занятиях я использую театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игры. В руках взрослых кукла – помощник в решении многих педагогических задач. С помощью куклы можно создать игровую мотивацию продуктивной деятельности детей, давать от лица куклы адекватную оценку продукта деятельности ребенка без риска вызвать обиду или сопротивление.

Несомненно, элементы театрализованной деятельности могут быть эффективно использованы на занятиях с детьми. Но, обязательно, в комплексе с другими дидактическими средствами.

Я предлагаю вам собрать вместе с детьми «Ладошку сказок» — пальчиковый театр. Перед вами силуэт ладони:

  1. Детям предлагается вспомнить название каждого пальчика. Сравнить со своей. Провести пальчиковую гимнастику.
  2. Затем предлагаются картинки со сказочными героями. У нас сказка «Репка».
  1. Даём задание расположить героев по порядку, вспомним и расскажем всю сказку.
  1. Наклеиваем сказочных героев на ладонь.

В современном детском саду, как вы убедились, существую множество видов театров. Нужно создавать и постоянно обновлять развивающую среду в театральных уголках детского сада.

Для организации детского театра можно самим создать персонажей из подручного и бросового материала, формирующие у детей определённые умения и навыки, стимулирующие детское творчество.

Я желаю Вам создавать новые и интересные виды театров. Привлекать детей и их родителей в изготовление персонажей.

Автор данного пособия предлагает свою оригинальную методику проведения занятий с дошкольниками 4–5 лет в театральной студии, раскрывает содержание и особенности организации театральной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. В качестве приложений приведены тексты пьес («Репка», «Колобок», «Теремок» Лоры Поляк), игры, скороговорки, считалки, а также словарь театральных терминов, к которым часто обращается педагог. Пособие адресовано воспитателям дошкольных образовательных учреждений, педагогам дополнительного образования, а также студентам педагогических вузов и колледжей.

Из серии: Библиотека воспитателя (Мозаика-Синтез)

* * *

компанией ЛитРес .

Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности

Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, очень важной остается задача приобщения детей к театральной деятельности с самого раннего возраста.

Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека – это составная часть социально-экономических и духовных направлений современного общественного устройства. Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я». Творчество – это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя, прежде всего в духовной сфере.

Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. И. Венгер, Н. А. Ветлугина, Б. М. Теплое, О. М. Дьяченко, А. И. Волков и многие др.

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.

Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Организация и оформление развивающей предметно-пространственной среды театральной студии

Детский сад – это особое учреждение, практически это второй дом для его сотрудников. Дом всегда хочется украсить, сделать уютным и теплым, не похожим на другие. Руками воспитателей и родителей созданы уникальные варианты развивающей среды. К сожалению, творчество многих воспитателей так и остается не востребованным до конца. Конечно, новым находкам радуются дети и их родители, но далеко не всегда оригинальное оформление помещений, придуманные игры и игрушки становятся достоянием других педагогов.

Что понимается под концепцией развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении?

Приведем определение концепции доктора психологических наук С. Л. Новоселовой: «Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Основными элементами предметной среды являются архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты, художественные студии, игровые и спортивные площадки и их оборудование; крупногабаритные, сомасштабные росту ребенка конструкторы (модули); тематические наборы игрушек, пособий; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения. Оснащение воспитательно-образовательного процесса того или иного учреждения образования формируется в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности».

Как же организовать и оформить предметную среду театральной студии?

Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразия деятельности, успешного выполнения задания. С этой точки зрения огромное значение имеет организация, пространство театрального помещения. Визуальная характеристика театральной студии, то есть то, что дети видят вокруг себя на занятии, – важное условие эмоционального воспитания. Здесь все имеет значение: цвет стен и потолка, мебель, разделение пространства на функциональные зоны, разнообразие игр, игрушек, масок, наличие места для самостоятельных игр ребят. Все, что окружает детей, во многом определяет их настроение, формирует то или иное отношение к предметам, действиям и даже к самим себе. Ребенок знакомится с окружающим миром с помощью зрения (зрительного анализатора), слуха (слухового анализатора) и движений (двигательного анализатора). Значит, все, что окружает ребенка, должно развивать эти органы чувств и обеспечивать необходимый психологический комфорт.

При организации и оформлении развивающей предметно-пространственной среды театральной студии следует опираться на следующие принципы.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Жизненное пространство в театральной студии дошкольного учреждения должно давать возможность построения непересекающихся сфер активности, которые позволят детям в соответствии с желаниями и интересами свободно заниматься деятельностью, не мешая друг другу.

Принцип активности, стимулирующей активность и познавательную деятельность ребенка. Стимулирующими факторами является ситуация свободного выбора цели действия.

Принцип свободы и самостоятельности, позволяющей ребенку самостоятельно определять свое отношение к среде (воспринимать, подражать, создавать и т. д.), выбирать то, что ему по душе.

Принцип новизны, позволяющий преодолевать стереотипность и однообразие среды.

Принцип иллюзии жизненной правды, позволяющий детям получить психическую и фактическую возможность поддаться созданному обману и поверить, что они имеют дело не с бутафорией, а с настоящими предметами.

Для успешной театральной деятельности крайне важно иметь отдельное помещение, которое надо оформить в развивающую среду. Наверное, мне повезло, что на тот период, когда я приступал к созданию и оформлению предметно-пространственной среды театральной студии, в детском саду работала замечательный, талантливый, профессиональный художник-оформитель Ирина Николаевна Бендюкова. Благодаря ее помощи театральная студия имеет сегодняшнюю форму и содержание.

А все начиналось с замысла игрового пространства.

Естественно, перед первой встречей с художником я должен был видеть в перспективе, каким образом продуктивно, целесообразно использовать выделенное мне отдельное помещение. Как сделать так, чтобы в пространство помещения вместить:

б) балкон (корабль), партер;

в) шкафы для хранения костюмов, масок и реквизита;

г) фортепиано.

В план подготовки оформления предметно-пространственной среды театральной студии необходимо было внести следующие разделы:

1. Оформление зон помещения (с подробным описанием каждой зоны).

б) балкон (корабль), партер;

в) шкафы для хранения костюмов, масок и реквизита; место для фортепиано;

2. Материально-техническое обеспечение оформления (с подробным описанием требующихся материалов (дерево, ткани, металлические конструкции и т. д.), указанием их количества, необходимого для оформления).

3. Организационные вопросы (с указанием объектов работы, сроков исполнения и ответственных за выполнение).

4. Финансовая работа (с указанием путей финансирования оформления театральной студии):

а) финансовые средства по линии бухгалтерии детского сада, средства от дополнительных услуг на развитие предметно-пространственной среды театральной студии;

б) материально-финансовая помощь спонсоров;

в) безвозмездная помощь родителей.

После согласования и утверждения плана подготовки и эскиза оформления предметно-пространственной среды театральной студии администрацией детского сада руководитель театральной студии приступает к реализации замысла оформления.

Хотелось бы пожелать будущим организаторам оформления игрового пространства для занятий театральной деятельностью помнить о том, что нет безвыходных положений, всегда можно найти тот или иной вариант оформления. Нужно стремиться создать такую атмосферу, среду для детей, чтобы они всегда с огромным желанием играли и постигали удивительный, волшебный мир. Мир, название которому – театр!

Основные направления работы с детьми

Театральная игра

Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-этические качества.


Ритмопластика

Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечивать развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, свободы и выразительности телодвижений, обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.

Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.


Культура и техника речи

Данный раздел работы объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.


Основы театральной культуры

Этот раздел работы призван познакомить детей с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).

Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.


Работа над спектаклем

Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т. п.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

Программные задачи

Активизировать познавательный интерес детей.

Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление.

Снимать зажатость и скованность.

Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал.

Учить согласовывать свои действия с другими детьми.

Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

Учить импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок.

Развивать чувство ритма и координацию движений.

Развивать пластическую выразительность и музыкальность.

Развивать умение равномерно размещаться и двигаться по сценической площадке, не сталкиваясь друг с другом.

Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.

Развивать дикцию на материале скороговорок и стихов.

Тренировать четкое произношение согласных в конце слова.

Пополнять словарный запас.

Учить подбирать слова, соответствующие заданным существенным признакам.

Учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.

Знакомить с создателями спектакля.

Знакомить с театральной терминологией.

Знакомить с устройством зрительного зала и сцены.

Воспитывать культуру поведения в театре.

Предполагаемые умения и навыки детей

Умеют действовать согласованно.

Умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц.

Запоминают заданные позы.

Запоминают и описывают внешний вид любого ребенка.

Знают 5–8 артикуляционных упражнений.

Умеют делать длинный выдох при незаметном коротком вздохе.

Умеют произносить скороговорки в разных темпах.

Умеют произносить скороговорку с разными интонациями.

Умеют строить простейший диалог.

Умеют составлять предложения с заданными словами.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет (А. В. Щеткин, 2007) предоставлен нашим книжным партнёром -

Театрализованная деятельность в детском саду .

В современном обществе повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление, дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а на способность чувствовать, думать и творить, уделяется мало внимания. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребёнка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие, жестокость и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.

Кроме того, в последнее время дети увлечены компьютерами и др. новомодными игрушками, которыми родители стараются заменить сверстников, ограждая ребёнка от неприятностей, от «дурного влияния», также этим взрослые стараются заполнить отсутствие детского сообщества, помощи и участия, взрослых в развитии ребёнка, без этого невозможно полноценное психическое и социально-эмоциональное развитие личности.

Существует и другая важная проблема, волнующая педагогов и психологов. По данным статистики, в период психологической адаптации ребёнка к школе, у 67-69% детей возникают страхи, срывы, заторможенность и суетливость. У детей, которые как говорят психологи «не доиграли» часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости обучения, чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазированию, сочинительству.

Решение этих проблем – театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения детей в детском саду. К сожалению, педагоги используют её в работе в основном для развития творческого потенциала детей и чаще как инсценировку к празднику, а в повседневной жизни – достаточно бессистемно, эпизодически, по своему усмотрению, зачастую для того, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее. Подготовка к спектаклю чаще всего заключается в разучивании ролей с многократным повторением текста детьми. А некоторыми педагогами игра-драматизация и вовсе отдаётся на откуп детям.

Сегодня дошкольная педагогика ищет пути развития детей в сугубо детских видах деятельности в противовес обучению «школьного» типа, а игра – ведущая деятельность детей до семи лет, которая и должна преимущественно использоваться педагогами.

Театрализованная игра очень тесно связана с сюжетно-ролевой игрой и является ее разновидностью. Сюжетно-ролевая игра появляется у ребенка примерно в трехлетнем возрасте и достигает расцвета в 5-6 лет, театрализованная игра достигает вершины 6-7 лет.

Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

художественным образованием и воспитанием детей;

формированием эстетического вкуса;

нравственным воспитанием;

развитием коммуникативных качеств личности;

воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;

созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

Главное, театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.

Мир детства, внутренний мир ребенка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой, детей с взрослыми в единое волшебное целое. И если ребенок начинает доверять вам, верить – значит, можно творить, фантазировать, воображать.

Большое и разностороннее влияние игр на личность ребенка позволяет использовать как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя более раскованно, свободно, естественно.

Первые игры проводит сам воспитатель, вовлекая в них детей. Далее используются небольшие упражнения и игры, в которых педагог становится партнером в игре и предлагает ребенку проявить инициативу в ее организации, и только лишь в старших группах педагог может иногда быть участником игры и побуждает детей к самостоятельности в выборе сюжета и его разыгрывании.

Для правильной организации рекомендуется учитывать следующие принципы.

Содержательность занятий, разнообразие тематики и методов работы.

Ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса, что сделает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно- ролевые.

Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.

Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми.

Подготовленность и заинтересованность воспитателей. Все игры и упражнения на занятии подобраны таким образом, что удачно сочетают движения, речь, мимику, пантомиму в различных вариациях.

В младшей группе прообразом театрализованных игр являются игры с ролью. Малыши, действуя в соответствии с ролью, полнее используют свои возможности и значительно легче справляются со многими задачами. Действуя от имени осторожных воробушков, смелых мышек или дружных гусей, они учатся, причем незаметно для себя. Кроме того, игры с ролью активизируют и развивают воображение детей, готовят их к самостоятельной творческой игре. Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в собак, кошек и других знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут. Они лишь подражают животным, копируя их внешне, не раскрывая особенностей поведения, поэтому детей младшей группы важно научить некоторым способам игровых действий по образцу. Можно рекомендовать с этой целью проводить игры «Наседка и цыплята», «Медведица и медвежата», «Зайчиха и зайчата», а на занятиях разыгрывать небольшие сценки из детского быта, организовывать игры по литературным произведениям: «Игрушки» А. Барто, «Котик и козлик» В. Жуковского.
Формируя интерес к играм-драматизациям, необходимо как можно больше читать и рассказывать детям сказки и другие литературные произведения. Учить инсценировать с помощью воспитателя знакомые сказки, народные песенки, потешки, небольшие занимательные сценки, используя игрушки, плоскостные фигурки, пальчиковый театр, фланелеграф. Учить изображать описанную в художественном тексте ситуацию.

Развивать интерес к различным видам театральной деятельности
В средней группе можно уже учить детей сочетать в роли движение и слово, использовать пантомиму двух-четырех действующих лиц. Возможно использование обучающих упражнений, например «Представь себя маленьким зайчиком и расскажи о себе». С группой наиболее активных детей целесообразно драматизировать простейшие сказки, используя настольный театр (сказка «Колобок»). Привлекая к играм малоактивных детей, можно драматизировать произведения, в которых небольшое количество действий (потешки, прибаутки)

Учить разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя при этом выразительные средства (интонацию, мимику, жест). Учить, модулируя голосом, говорить тихо, громко, грубо, передавать интонацией удивление, радость, печаль, страх. Учить детей сочетать в роли движение и слово. Формировать у детей желание принимать участие в играх-драматизациях, в театрализованных спектаклях (в массовых сценах) театральной студии. Знакомить детей с театром, с театральной ширмой. Развивать чувство партнерства. Развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

В старшей группе дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения. Воспитатель учит их самостоятельно находить способы образной выразительности. Драматический конфликт, становление характеров, острота ситуаций, эмоциональная насыщенность, короткие, выразительные диалоги, простота и образность языка - все это создает благоприятные условия для проведения игр-драматизаций на основе сказок.
Наблюдая за играми старших дошкольников, можно отметить: такая игра сложнее для ребенка, чем подражание событиям из жизни, потому что в ней требуется понять и почувствовать образы героев, их поведение, выучить и запомнить текст произведения. Продолжать обогащать впечатлениями детей, развивать их игровые навыки.

Развивать инициативу и самостоятельность детей в разыгрывании сценок по знакомым сказкам, стихотворениям, песенкам.

Придумывать и разыгрывать сказки, вводя в знакомый сюжет новых героев.

Продолжать развивать чувство партнерства, используя занятия по художественно-речевой деятельности, хореографии.

Принимать участие в работе театральной студии, исполнять главные роли.

Подготовительная группа

На занятиях по хореографии, художественно-речевой и других видах деятельности совершенствовать эстетическое восприятие, эмоциональную отзывчивость, пластику движений, выразительность речи, художественно-творческие способности, совершенствовать самостоятельность в организации театрализованных игр.

Побуждать детей принимать участие в многоплановых спектаклях театра-студии (мюзиклах, драматических спектаклях, этюдах).

Проводить предварительную работу над спектаклем через все виды детской деятельности.

Подготовка к проведению театрализованной игры осуществляется в три этапа:

1. освоение литературного текста, который будет драматизироваться. При подборе важно, что бы произведение вызывало сильные чувства, переживания. Должно быть, несколько главных и эпизодических ролей, обязательно наличие диалогов. Выбрав произведение, воспитатель несколько раз читает, рассматривают иллюстрации, беседуют о прочитаном, учатся пересказывать текст;

2. дети приобретают и расширяют представления о персонажах и событиях произведения находят выразительные средства для передачи речи, движений героев, создаются декорации, костюмы;

3. проведение театрализованной игры, в которой дети используют ранее полученные представления, знания, навыки.

Сочиняем сказку

Сегодня в ДОУ и школах используются различные приемы активизации творческого воображения. Мне видится уместным присоединить к ним еще один: сочинение сказок с детьми и постановка их в драматизации. Детям старшего дошкольного возраста это поможет не только развить фантазию, но и сделает учебу увлекательным процессом.

Иной способ сочинения сказок предлагает итальянский писатель Джанни Родари. Будучи сам замечательным фантазером и выдумщиком, Родари решил предложить обучиться этому и детям.

Джанни Родари предлагает несколько способов обновления сказки:

«перевирание» сказок (пародия на уже знакомую сказку),

сказки в «заданном ключе»,

«салат» из сказок (соединение различных персонажей в одной сказке),

сказки «наизнанку» (получение нового из старого путем извлечения сюжета и героев),

«а что было потом?» (продолжение сказок после окончания),

Рассмотрим эти способы подробнее.

1. «Перевирание» сказки.

Предложите детям вспомнить любую сказку и придумать в ней иную сюжетную линию с этими же героями или добавить хотя бы один новый персонаж. Например: украденный ведьмой Ивашко (герой сказки «Ивашко и ведьма») встречает в лесу подвешенного за ногу Волка. Как изменится сюжет сказки? Как спасутся герои?

2. Сказка в «заданном ключе».

Такая форма фантазирования особенно уместна на занятиях по экологическому воспитанию как в школе, так и в старших группах ДОУ. Здесь взрослый сам придумывает тему и предлагает ее детям для обсуждения.

Лесовичок объявляет общий сбор лесных жителей – зверей, птиц, насекомых, приглашает Бабу-Ягу, Русалку, Лешего, Кикимору – для решения важной проблемы по сохранению редких видов растений и животных, занесенных в «Красную книгу».

Дед, бабка, внучка, собака, кошка, мышка (рус. нар. сказка «Репка») переносятся в другие обстоятельства. Например, объединяются в общество охраны окружающей среды, очищают ручей от загрязнения, помогают горе-туристам найти дорогу домой.

3. «Салат» из сказок.

Собрав героев различных сказок можно придумать новую версию.

Новые приключения Маши и Медведя, в которых
участвуют два молодца из волшебного кольца.

Кот, петух и Жихарка помогают сестрице Аленушке спасти братца Иванушку.

Двое из ларца стали путешественниками и побывали на Луне с бароном Соловьем Разбойником, потом победили Змея Горыныча и добыли Жар-птицу из волшебного сада.

4. Сказки «наизнанку».

Это знакомые сказки «наоборот»: добрые персонажи становятся злыми, а злые – добрыми. В связи с этим возникают новые повороты сюжета. Подобная работа по плечу детям среднего и старшего возраста, обладающим чувством юмора. Так, например, можно взять сказку «Три поросенка» и «вывернуть ее наизнанку»: Волка сделать добрым, а поросят – злыми.

5. «А что было потом».

Все дети помнят полюбившиеся сказки от начала до конца и не любят менять в них ни одного слова. Но все-таки иногда находится пара любопытных ребятишек, которые задают вопрос: «А что было потом?»

Что произошло с героями, когда все так хорошо устроилось? Предложите детям придумать продолжение известных сказок. Например, что стал делать Емеля, став царем; вырос ли мальчик-с-пальчик...

Варианты придумывания сказочных историй могут быть самые разные. Особо интересны постановки спектаклей по придуманным сказкам, в которые дети вовлекаются с еще большим желанием.

Развитие театрализованной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накоплении эмоционально-чувственного опыта у детей – длительная работа, которая требует и участия родителей. Активизация их интереса способствуют и тематические вечера. Тематика их может быть разной – «Любимые сказки», «Смешные истории», «Театральные встречи». Родителей можно привлечь к изготовлению декораций, костюмов, исполнению ролей. В любом случае союз воспитателей и родителей будет способствовать интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

И последнее. В ДОУ незаменимую роль выполняют так называемые «Уголки сказки». Это некое пространство, которое организовано взрослыми по задумке детей. Здесь собраны самые разные предметы, которые могут превратиться в волшебный поезд или межзвездный корабль. Здесь можно не только придумать, но и сыграть любую только что придуманную историю.

В заключение напомним замечательные слова А.С. Макаренко: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека, как деятеля и работника, может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу».

Решение педагогических ситуаций

1. Один актер, исполнявший в спектакле для малышей роль отрицательного персонажа, должен был в середине представления пройти на сцену через проход в зрительном зале. Маленькие зрители пытались остановить его, тащили за платье, хватали за ноги, щипали и награждали колотушками, так что он выбрался на сцену в самом плачевном состоянии.

Вопрос: Объясните поведение малышей.

2. Четырехлетнего Сашу сестренка взяла с собой в театр на «Белоснежку и семь гномов».

Во время спектакля он очень нервничал, вскакивал, грозил кулаком злой мачехе-королеве. А когда она начала колдовать над дымящимся котлом, заплакал, уткнувшись в колени сестренки. Ночью Саша спал плохо, звал маму и не отпускал, когда она подходила к кроватке.

Вопрос: Почему Саша так реагировал во время спектакля и плохо спал ночью?

Вопрос: Следует ли водить малышей в театр?

3. Мишу (6 лет) обвиняли в разбросанности, рассеянности, в неспособности сосредоточиться на чем-либо.

Однажды Миша был в кукольном театре. Он с восторгом, не отрываясь ни на миг, глядел на знакомых и любимых персонажей. Придя домой, он со всеми делился впечатлениями и высказывал пожелание сделать кукольный театр дома. В этом ему помогли мама и старшая сестра Катя. Решено было показать Мише, что, прежде чем приняться за исполнение сложного и незнакомого дела, надо все хорошо продумать. «В кукольном театре, - сказала мама, - прежде чем показать представление публике, устраивают заседание, обсуждают, спорят, намечают программу, проверяют, всё ли хорошо получается. Вот так и мы сделаем». Все втроем сели за стол, стали планировать, обсуждать. Наметили место, где будут показывать представление, куда посадят зрителей, кого позовут, кого привлекут на помощь.

Во всех этих делах Миша принимал самое деятельное участие и вел себя исключительно дисциплинированно. Спектакль был назначен на воскресенье. Миша усердно и аккуратно исполнял все задания и на протяжении всей длительной подготовки не проявлял никакой рассеянности, неустойчивости, наоборот, был серьезным, внимательным, добросовестным помощником, а потом и хорошим исполнителем роли. Постановка имела большой успех, которым Миша заслуженно гордился.

Вопрос: Объясните резкие перемены в поведении Миши.

В чем педагогическая ценность организации и проведения игры в кукольный театр?

Дайте анализ приемов руководства этой игрой.

4. В календарном плане воспитательницы было записано: 1 марта - игра в «детский сад», 2 марта - игра в «почту», 3 марта - игра в «театр» и т.д. При этом воспитательница добивалась, чтобы дети играли в те игры, которые она наметила.

Вопрос: Каковы ваши суждения о такой плановости в проведении игр?

5. Дети разыгрывают кукольный спектакль по сказке «Лиса и медведь». Они распределили роли и начали представление, но по ходу действия возник спор о том, кому из героев что говорить. Сюжет «рассыпается», и дети постепенно теряют интерес к игре.

Вопрос: Как разрешить сложившуюся ситуацию? Назовите свои действия в данной ситуации, чтобы игра была продолжена.

6. Педагог предлагает детям поиграть в настольный театр. Происходит обсуждение выбора сказки. Дети высказывают желание поставить сказку «Теремок». Однако выясняется, что в настольном театре нет всех героев к этой сказке. Тогда дети, разобрав имеющиеся плоскостные фигурки, предлагают новый вариант сказки «Теремок».

Вопрос: Ваша реакция в этой ситуации? Какая помощь педагога необходима детям в сложившейся игровой ситуации? Какие выводы может сделать педагог об уровне развития театрализованной деятельности детей?

7. Дети решают разыграть сказку «Колобок», распределяют между собой роли, но одному ребенку роль не достается. Со словами: «Я тоже хочу играть!» расстроенный ребенок садится на стул.

Вопрос: Ваши дальнейшие действия по оптимизации данной игровой ситуации? Подготовьте рекомендации по предупреждению подобных ситуаций в группе детского сада.

8 . После полдника дети занимаются самостоятельными играми. Один ребенок решает разыграть сказку. Берет в руки кукол бибабо и приглашает других детей принять участие, но они заняты своими играми и не откликаются на предложение.

Вопрос: Ваша реакция на сложившуюся ситуацию? Опишите свои действия.

Решение кроссвордов

( Л.В.Куцакова и С.И.Мерзлякова)

Десять Р

1. Место для представлений, зрелищ.

2. Кто пишет пьесы для представления?

3. Кто руководит постановкой спектакля?

4. Группа музыкантов, исполняющая музыку к спектаклю.

5. Человек, управляющий оркестром

Ответы. 1. Театр. 2. Драматург. 3. Pe жи ccep . 4. Оркестр. 5. Дирижер. 6.Композитор.

Театральная змейка

    Место для представлений, зрелищ.

    Главный руководитель, постановщик спектакля.

    Предварительное исполнение (без зрителей) чего-нибудь (например, спектакля) при подготовке к выступлению.

    Место перед сценой, где помещаются музыканты оркестра.

    Исполнитель ролей в театральных представлениях.

    Низкий барьер вдоль авансцены, закрывающий от зрителей осветительные приборы, направленные на сцену.

    Перерыв между действиями спектакля.

    Движения, исполняемые в определенном ритме, темпе, в такт музыке, как художественный номер в концерте.

    Что лучше всего подарить артисту, который понравился?

Ответы : 1.Театр. 2.Режиссер. 3.Репетиция. 4.Яма. 5.Актер. 6.Рампа. 7. Антракт. 8.Танец. 9.Цветы.

Слова на букву К

1.Искусство рассказывать о событиях на экране, на котором изображение движется.

2. Не кует, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает.

3.Исполнение музыкальных, вокальных, танцевальных номеров на сцене.

Ответы. 1. Кино. 2. Книга. 3. Концерт. 4. Композитор.

Слова на букву А

1.Объявление о спектакле.

2.Человек, выступающий на сцене как исполнитель.

3.Перерыв между действиями спектакля.

4.Рукоплескания.

Ответы. 1. Афиша. 2. Артист. 3. Антракт. 4. Аплодисменты.

Театральные жанры

Слово по вертикали обозначает место для зрелищ, спектаклей.

1.Театральное представление, состоящее из танцев и мимических движений,

сопровождаемых музыкой.

2.Музыкально-драматическое произведение, исполняемое в театре, все действующие лица только поют в сопровождении оркестра.

3.Цирковое представление с участием клоунов.

4.Спектакль, в котором пение чередуется с разговором и танцами.

5.Литературное произведение, предназначенное для исполнения актерами

на сцене (с содержанием, основанным на переживаниях героев).

Ответы . 1 . Балет. 2. Опера. 3. Клоунада. 4. Оперетта. 5. Драма.

Слово по вертикали - театр.

Театральные профессии

По вертикали - слово, обозначающее главную театральную профессию.

1. Кто пишет пьесы для постановок в театре?

2. Работник театра, занимающийся гримом артистов.

3.Кто пишет музыку к спектаклям.

4.Главный руководитель постановки спектакля.

5.Работник театра, подсказывающий слова во время представления актерам.

6.Работник театра, отвечающий за освещение сцены.

Ответы . 1. Драматург. 2. Гример. 3. Композитор. 4. Режиссер. 5. Суфлер. 6.

Осветитель. Слово по вертикали - артист.