Познавательно - исследовательский проект "юный эколог". Вывод

В настоящее время экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны экологически образованные и воспитанные люди. Дошкольный период – самое благодатное время, когда через эмоциональную сферу можно формировать познавательный интерес к природе и желание общаться с ней. От того, как ребенок научится мыслить и чувствовать окружающий мир природы, как воспримет ценности мировой культуры, зависит то, как он будет действовать, какие поступки совершать. Воспитание основ экологической культуры дошкольников будет проходить результативно, если педагог будет использовать деятельностный подход обучения, акцент на обучение через практику, продуктивную работу детей в группах, развитие самостоятельности и личной ответственности за принятие решений, использовать личностно – ориентированную модель общения между педагогом и ребенком, привлекать к решению поставленных задач родителей воспитанников, т.е. использовать проектный метод во всех возрастных группах «МАДОУ «Детский сад №20 «Золушка»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА «ДЕТСКИЙ САД № 20 «ЗОЛУШКА»

Экологический проект

«Юный эколог»

Перемитина Марина Вячеславовна,

Старший воспитатель

Нефтеюганск, 2017

Информационная карта проекта:

Полное название проекта

«Юный эколог»

Специализация проекта

Экологический проект

Образовательные области

Интеграция «Познание», «Художественно-эстетическая», «Социально-коммуникативная», «Речевая»

Тип проекта

Познавательно-исследовательский

По времени продолжения

1 год

По характеру контактов

в контакте с семьей и воспитателей

Участники проекта:

1.Воспитанники всех возрастных групп Учреждения.

2.Педагогические работники.

3.Родители (законные представители)

География проекта

МАДОУ «Детский сад №20 «Золушка», г. Нефтеюганск

Краткое описание проекта

В настоящее время экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны экологически образованные и воспитанные люди. Дошкольный период – самое благодатное время, когда через эмоциональную сферу можно формировать познавательный интерес к природе и желание общаться с ней. От того, как ребенок научится мыслить и чувствовать окружающий мир природы, как воспримет ценности мировой культуры, зависит то, как он будет действовать, какие поступки совершать. Воспитание основ экологической культуры дошкольников будет проходить результативно, если педагог будет использовать деятельностный подход обучения, акцент на обучение через практику, продуктивную работу детей в группах, развитие самостоятельности и личной ответственности за принятие решений, использовать личностно – ориентированную модель общения между педагогом и ребенком, привлекать к решению поставленных задач родителей воспитанников, т.е. использовать проектный метод во всех возрастных группах «МАДОУ «Детский сад №20 «Золушка»

Эффективность проекта

Систематическое использование проектной технологии в воспитании экологической культуры дошкольников во всех возвратных группах позволяет достичь поставленных целей, опираясь на интерес дошкольников и сотрудничество с родителями; через понимание и осознание причинно – следственных связей в природе, дети познают нормы экологически грамотного безопасного поведения в природе.

Пояснительная записка

Экологическое образование и воспитание дошкольников является чрезвычайно актуальной проблемой настоящего времени. От экологического мировоззрения, экологической культуры людей зависит, можно ли будет вывести человечество и планету из того катастрофического положения, в котором они находятся сейчас.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Большую роль в экологическом воспитании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети, особенно «северные дети», имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. Дети неплохо знают растения и животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. А ведь экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения неэффективен без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов и рассветов. Нельзя изучать природу по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества. В нашем детском саду создана система экологического воспитания дошкольников, которая основана на интеграции экологического воспитания во все виды детской деятельности и ориентирована на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства.

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях .

Работа по развитию познавательной активности детей, через экологическое воспитание строится с учетом интересов и потребностей воспитанников, пожеланий родителей (законных представителей), с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. С учетом принципа интеграции образовательных областей, на принципе комплексно-тематического построения образовательного процесса, проектном методе, позволяет решать задачи совместной деятельности взрослых и детей, а также самостоятельной деятельности детей, не только в образовательной работе, но и в режимных моментах.

Цель: Воспитание основ экологической культуры личности, воспитанию у дошкольников эстетических качеств, а именно формирование начал экологической культуры, практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие.

Задачи:

Формировать основы экологической культуры дошкольников: экологических представлений, знаний о ценностях природы и правилах поведения в ней;

Популяризировать экологическое образование и воспитание дошкольников;

Развивать познавательно – поисковую деятельность воспитанников, способность к наблюдениям и моделированию;

Обогащать воспитанников знаниями о природе, её многообразии, целостности живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни.

Формировать познавательно – исследовательскую деятельность воспитанников в процессе проведения опытно – экспериментальной работы.

Пути реализации экологической работы в ДОУ:

Создание условий (экологизация развивающей среды, программно-методическое обеспечение);

Повышение экологической грамотности педагогов;

Обновление содержания, форм и методов работы с воспитанниками;

Активизация экологического просвещения родителей (законных представителей).

Экологические мероприятия повысят у дошкольников познавательный интерес к окружающему миру, осознание ребёнком собственного «Я» как части природы. Дети узнают что такое мусор и отходы, и в чем разница, как сохранить природу и сделать мир краше. Данная деятельность создаст условия развития, социализации, успешности ребенка в будущем, его личного развития.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап:

Выбор темы проекта;

Составление плана мероприятий с воспитанниками и родителями (законными представителями);

Подборка соответствующих методических пособий;

Работа с интернет – ресурсами;

Участие во Всероссийской экологической акции «Спаси и сохрани»

Основной этап:

1 блок – работа с воспитанниками всех возрастных групп Учреждения – повышение познавательной активности детей через экологическое воспитание.

2 блок – работа с родителями (законными представителями), задачи которого являются – повышение информационной культуры, повышение уровня экологических знаний родителей.

3 блок – работа с социальным окружением.

Этапы реализации проекта:

Схема 1

План реализации экологического проекта «Юный эколог»

в МАДОУ «Детский сад №20 «Золушка»

Срок

проведения

Название акции

Основные мероприятия

1 блок Работа с воспитанниками

Сентябрь-Октябрь

Под проекты:

  1. «Природа – лучший художник».
  2. «Студия юных мастеров».
  3. «Песочное чудо».
  4. «Удивительное рядом».
  5. «В природе нет ничего лишнего».
  1. Дискуссия с воспитанниками всех возрастных групп -ритуал мозгового штурма.

Беседа «Экология -что это?»

  1. Сбор природного материала
  2. Изготовление поделок из природного материала во всех возрастных группах
  3. Оформление выставки методической литературы и пособий по экологическому воспитанию дошкольников
  4. Чтение художественной и познавательной литературы, просмотр фильмов о жизни животных осенью.
  5. Экологический десант: уборка участка, сбор листьев.
  6. Праздник Осени (подведение итогов акции)

Ноябрь -Декабрь

1.Уголки природы;

2. Лаборатории природы, экологическая тропа.

3. Сохраним «Елочку зеленой»

1.Изготовление буклетов об экологических опасностях, памяток: «Правила поведения в лесу», «Мусор земле не к лицу», «Чтобы не было опасно!» и др.

2. Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм в рамках темы «Охрана окружающей среды»

3.Пополнение дидактического материала (иллюстрации, стихи, рассказы, аудио- и видеозаписи) по охране окружающей среды

4.Цикл занятий по охране окружающей среды «Мы природу бережем!»

5. Конкурс чтения стихотворений о природе родного края, птицах, растениях и животных

Январь –Февраль

Акции:

1. «Красная книга ХМАО-Югры»;

2. «Покормите птиц зимой»;

  1. Создание и оформление стенда «2017 – год экологии»
  2. Презентация для детей «Красная книга»
  3. Оформление альбомов «Животные нашего края», «Деревья», «Цветы – улыбка природы», «Лекарственные растения»
  4. НОД «Сохраним природу зимой»
  5. Показ презентации «Научимся любить природу»

Март – Апрель

Акции:

1.«Огород на окне в каждой группе»;

2. «Веселые скворечники»

3. «День земли»

  1. Подготовка и установка с воспитанниками кормушек, скворечников для птиц, организация подкормки пернатых.
  2. Выставка-конкурс детского творчества:

«Наши пернатые друзья»

«Птичка-невеличка (коллективная)

  1. Беседы с детьми «Растения нашего края»
  2. Нетрадиционное рисование (крупа)- совместная работа с родителями: «Животные Севера».

Май –Июнь

«Защитим окружающую среду»

1.Проведение консультаций, семинаров по экологическому воспитанию дошкольников

2. Выставка детского творчества «Цветочный город» (рисунки, аппликация, лепка)

3.Развлечение «Зеленые сказки»

4. Праздник «Люблю берёзку русскую»

5. Всемирный день защиты и охраны окружающей среды. Беседы с детьми на тему – «Мусор и люди».

6. ЭКО-квест «Мы – дети Земли», посвящённый Дню защиты и охраны окружающей среды и Дню защиты детей.

Июль –Август

1.Организация экологических десантов «Чистоту любимому детскому саду»

2.Смотр-конкус «Огород на участке ДОУ»

3. Праздник «Славим мы берёзку русскую»

4. Экологическая сказка «Пожар в лесу» (Совместная постановка родителей и воспитанников)

5. Выставка поделок «Летняя полянка»

2 блок - работа с родителями (законными представителями)

Сентябрь –Октябрь

1.Анкетирование родителей «Экологическое воспитание ребенка в семье»

2.Индивидуальные консультации по результатам анкетирования

Ноябрь-Декабрь

1.Экологический театр (подборка экологических пьес и сказок для постановок).

2.Показ экологического театра, постановка «Спаси и сохрани»

Январь-Февраль

1.Консультации с родителями:

«Наш чистый город»

«Научите детей любить природу»

  1. Изготовление малых архитектурных форм – «Микрорайон будущего», «Искусственный водоем»
  2. Подготовка и установка кормушек для птиц, организация подкормки пернатых.

Март-Апрель

в рамках «Книжной недели»

(22.04. по 30.04.)

1.Участие в субботнике «Каждую соринку – в корзинку».

2. «Подарим книжке вторую жизнь – спасем одно дерево»

3.Посадка деревьев, цветов, кустарников на территории ДОУ

Май-Июнь

1.Организация выставки художественной литературы по экологическому воспитанию для семейного чтения.

2. Тайны природы (родительское собрание-КВН)

3.Выставка совместного детско-родительского творчества поделок из вторичного сырья «Мусор смело пустим в дело!»

Июль-Август

1.Экологическая сказка «Пожар в лесу» (Совместная постановка родителей и воспитанников)

2. Семейный фотоконкурс «Лето в Югре»

В течении года

1.Участие в конкурсах, выставках, акциях.

2. Создание на сайте страницы «2017 год – Год Экологии»

3. Оформление фотостенда «Экспериментальная деятельность в детском саду».

4. Оформление информационно – справочных материалов (буклетов, папок – ширм, передвижек) по экологическому воспитанию дошкольников.

5. Участие в мастер-классах.

3 блок – работа с социальным окружением

В течении года

Социальное партнерство с МБУ «СОШ №8» города Нефтеюганска.

В течении года

Совместные мероприятия с Местным Отделением Партии "ЕДИНАЯ РОССИИ города Нефтеюганска.

Механизм оценки результатов.

Оценку эффективности проекта осуществляют педагоги, родители МАДОУ «Детский сад №20 «Золушка»

Методы оценки эффективности проекта:

Наблюдение;

Анкетирование;

Тестирование;

Диагностическое исследование.

Полезная литература:

Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Программа экологического воспитания дошкольников «Юный эколог» С.Н.Николаева.

Программа по экологическому образованию дошкольников «Наш дом природа» Н.А. Рыжова.

Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6–7 лет»

Бондаренко Т.М. Методическое пособие Прогулки в детском саду Теплюк С. Н.

Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми.


Наталья Куртукова
Проект по экологии «Юный эколог»

Муниципальное Казенное учреждение

Детский дом «Остров надежды»

Проект по экологии

«юный эколог »

г. Новокузнецк

Актуальность проекта

Каникулы - латинское наименование Сириуса, наиболее яркой звезды Галактики. Случайно или не случайно так назвали люди перерыв в занятиях на свободное от занятий время? Наверное, не случайно такое отождествление. В созвездии дней учебного года летние каникулы - самое яркое по эмоциональной окраске время. Однотонный ритм жизни ребят в учебной деятельности должен прерываться. Детям совершенно необходима смена деятельности, смена впечатлений. Каникулы, в своем роде - клапан для спуска излишков детской энергии, дни разрядки. И вместе с тем, каникулы- всегда зарядка новой энергией, настроением, приобретение новых сил, продолжение освоения мира, его познания, время закрепления знаний, полученных в детском саду, богатейшее время воспитания и самовоспитания.

Каникулы - это время человеческой фантазии, творчества, реализации планов и проектов .

Таким образом, летнее время препровождение - это кардинальное изменение процесса формирования личности. Психологи уверяют, что в личном плане лето- более напряженный период, чем зима.

Объясняется это следующим :

Летом детский сад уже не имеет ведущей роли;

Летом в социальном пространстве ребенка преобладает общение со сверстниками;

Летом у ребенка меняются виды деятельности.

При создании проекта летней занятости детей дошкольного возраста необходимы были достаточно простые, но и вместе весьма важные основания :

Летний отдых служит детям для укрепления здоровья, развития физических сил, обогащения знаниями и новыми впечатлениями;

У детей формируется представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности;

Форма активного отдыха содействует развитию и сплочению детского коллектива, создает основу для развития социального интеллекта ребят и применения полученного опыта взаимодействия в любом коллективе, в том числе в последующей учебной деятельности;

Большая роль отводится организации занятости детей в летний период времени, как мощная форма против безнадзорности, ассоциального и аддиктивного поведения детей.

Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы . Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Необходимость экологического воспитания - следствие из вышесказанного.

Экология - наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Но в нашей деятельности экология - это не просто наука, это новое мировозрение. Человек - не главное действующее лицо, а особая, разумная, но все же часть природы. Необходимо помочь детям осознать реальное положение человека, как биологического вида, существующего на нашей планете наравне с другими, не менее значимыми.

Люди должны соблюдать законы природы и изменить своё потребительское отношение к ней на признание её самооценки. Охранять природу необходимо не потому, что она «наше богатство» , а потому что она самоценна, человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека - может. Вот почему нужно формировать у детей систематические экологические знания , а не сводить познание к биологическим и географическим терминам.

Таким образом, конкретно формируются задачи экологического воспитания :

1. Понимание самооценки природы.

2. Осознание себя, как части природы.

3. Воспитание уважительного отношения ко всем, без исключения, видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий.

4. Понимание взаимосвязи и взаимозависимости в природе.

5. Воспитание активной жизненной позиции.

6. Обучение азам экологической безопасности .

7. Формирование умения рационально использовать природные богатства.

8. Формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру.

9. Подведение к поминамию неповторимости и красоты окружающего мира.

При осуществлении экологического воспитания необходимо соблюдать интегрированный подход. Он предлагает взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры.

Цели и задачи

Россия вошла в третье тысячелетие, имея в запасе как несомненные достижения в науке, искусстве, так и проблемы в различных областях общественной жизни (загрязненная экология , хронические заболевания т. д.)

Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой нравственностью способен активно жить, успешно преодолевая различные трудности и достигая успехов в любой деятельности. Особенно, что касается детей подростков из семей находящихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении, детей оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в социальной реабилитации. Поэтому нас волнует вопросы воспитания здорового образа жизни (ЗОЖ) у детей и развитие в них творческих способностей. Доказано, что если ребенок болен, он не может отдавать свои силы на созидание, на преодоление задач, связанных с творческой деятельностью.

Цель данного проекта :

осознание ребенком неразрывного единства мира природы и человека, постижение причинно-следственных связей в окружающем мире,

формирование первоначальных понятий о путях созидания своего здоровья,

формирование начала экологического мировозрения и культуры.

Задачи :

Проект предусматривает решение следующих задач :

Создание условий для подготовки детей 6-8 лет в летний период к восприятию основам экологии ;

Формирование у детей представления о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности : познавательную, творческую, коммуникативную, игровую;

Приобретение детьми личного опыта приобщения к основам экологической культуры ;

Приоритетное направление в работе - привитие навыков бережного (неразрушающего)

обращения с предметами и явлениями;

Создание условий для наиболее полного раскрытия возрастных способностей и возможностей каждого ребенка.

Ожидаемые результаты

При активном участие детей и взрослых в реализации проекта предполагается , что у каждого ребенка возникает чувство сопричастности большому коллективу единомышленников.

Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах, поможет детям в формировании коммуникативных умений, а также формированию осознанного отношения к себе, как к части окружающего мира. Участие в спортивных мероприятиях должно способствовать развитию у школьников интереса к занятию физкультурой и спортом, привитию навыков здорового образа жизни.

Правильно организованная жизнь ребят поможет выработке навыков ручного и общественно-полезного труда.

При хорошей организации питания, медицинским наблюдениям и правильно организованным спортивным мероприятиям предлагается оздоровить детей и своевременно обратить внимание на проблемы со здоровьем, если они существуют.

Осуществление экскурсий, походов, поездок помогут детям в приобретении новых знаний о родном крае и научат их бережно с любовью относится к своей малой Родине и окружающей природе.

Предполагается, что время, проведенное летом не пройдет бесследно ни для взрослых, ни для детей, и на следующий год они с удовольствием будут участвовать в продолжении реализации данного проекта .

Оценка результатов

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предлагает :

Формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам;

Ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход , т. е. Опора на основополагающие идеи и понятия экологии .

Эти два направления неразрывны : чтобы научить детей правильно относится к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе.

Отсюда следует, что диагностику экологической воспитанности дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям : формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Критерии сформированности экологических знаний :

*знания о мире животных;

*знания о растительном мире;

*знания о неживой природе;

*знания о временах года.

Методы диагностики :

*Дидактическая игра «Маленькие помощники»

*Дидактическая игра «Что растет в огороде?»

*Викторина «Природа - наш друг»

*Интеллектуальная игра «Счастливый случай»

*Индивидуальная беседа «Благодарит и сердится природа»

* Индивидуальная беседа «Почему радуются и грустят растение, бабочка, птица?»

Механизм реализации программы

I. Подготовительный этап включает в себя :

*расстановку кадров

*комплектование группы, разработку документации.

II. Организационный этап :

*выявление и постановку целей развития коллектива и личности;

*формирование законов и условий совместной работы;

*подготовку к дальнейшей деятельности по проекту .

III. Основной этап включает реализацию основных положений проекта .

Педагоги, дети, общественные организации - организаторы проекта :

*познают, отдыхают, трудятся;

*делают открытия в себе, в окружающем мире;

*участвуют в проведении мероприятий;

*учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;

*развивать способность доверять себе и другим;

*укрепляют своё здоровье.

Во время реализации проекта воспитанники под руководством воспитателей и специалистов оформляют групповой уголок, выставки рисунков, поделок, фотовыставки.

IV. Заключительный этап.

Психолого-социально-педагогический анализ.

Направление работы

1. Коллективно-творческая деятельность :

*подготовка и проведение различных творческих дел с учетом индивидуальных и типологических особенностей детей.

2. Продуктивная деятельность :

*участие детей в работе творческих мастерских;

*ежедневное участие в трудовых операциях по благоустройству территории и здания детского дома.

3. Игровая деятельность :

*интеллектуальные, спортивные игры.

4. Оздоровительная деятельность :

*ежедневная утренняя зарядка;

*ежедневное участие несовершеннолетних в спортивных соревнованиях;

*участие детей в различных мероприятиях;

*воздушные ванны и водные процедуры.

5. Психологическое направление :

*работа педагогов -психологов по оказанию социально-психологических услуг намеченному плану с каждым ребенком;

*создание психологически-безопасного, доверительного, дружеского общения;

*организация психолого-педагогического сопровождения детей по снятию внутренних и внешних конфликтов, существующих в сфере общения.

Детский коллектив, как институт воспитания, играет особую роль в процессе социализации ребенка, где педагогическое воздействие представляет собой целенаправленное управление процессом развития личности на основе её включенности в различные виды социальных отношений в общении, игре, трудовой деятельности.

Любое проводимое мероприятие, будь то групповое или общее, способствует развитию организаторских навыков, стимулирует творчество и инициативу, укрепляет межличностные связи, удовлетворяет естественные потребности детей в общении, создает благоприятные условия для развития дружного детского коллектива.

Основными задачами педагога в данный период является :

*способствовать проявлению ребят в лучших своих качествах и поиску своего места в нарождающемся обществе, адекватному этим качествам;

*помочь в реализации каждого ребенка через деловые, общественные отношения;

*содействовать успеху творческого поиска;

*вводить на нравственную оценку общей ситуации, учить анализу и самоанализу;

*увлекать способами и методами самовоспитания, саморазвития, самоформирования.

Дальнейшее развитие проекта

В дальнейшем данный проект можно использовать в учебное время, включив в план воспитательской работы для экологического образования дошкольников, дополняя знания детей в соответствии с уровнем развития.

Сроки реализации проекта

Реализация данного проекта рассчитана на 30 календарных дней.

Весь месяц детей ждёт калейдоскоп интересных занятий и спортивных мероприятий. Ежедневно запланированы беседы, практические работ, игры, спортивные состязания.

Целевая группа проекта

«В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое.

Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего

мир природы с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой»

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности . В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-этических позиций личности.

Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде.

Чтобы знания перешли в потребностно-мотивационную сферу личности ребенка, необходимо сделать приобретение этих знаний эмоционально окрашенными радостью от встреч с природой, чувством сопричастности, единения с ней, эмпатией, любовью к родной земле, стремлением глубже познать природу, чувством ответственности перед ней.

Проект построен на принципах развивающего обучения и направлен на развитие личности ребенка : умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, элементам системного анализа, совместной практической деятельности воспитателя и детей.

Проект состоит из 7 блоков . В первом блоке дети знакомятся прежде всего, в ближайшем окружении.

Во втором блоке «Маленькие огородники»

дети знакомятся с героями «Театра овощей» , которые рассказывают о том, как полезны овощи для здоровья, какие блюда из них могут приготовить даже малыши, если им помогут взрослые.

В третьем блоке «Защитники природы» дети знакомятся с природоохранной деятельностью государства, природоохранными организациями РФ, с теми методами охраны природы, которые они могут осуществить самостоятельно.

Четвертый блок «Мастерская природы» служит развитию у детей творческих способностей. Знакомит ребят с художниками-пейзажистами. Приобщает ребят к видению прекрасного вокруг себя.

В пятом блоке «Метеобюро : народные приметы» ребята учатся предсказыванию погоды, даже не слушая радио и телевидение. Дети знакомятся с растениями-синоптиками, учатся пользоваться термометрами.

Шестой блок «Растения - фитотерапевты» знакомит детей с лекарственными растениями, способами хранения.

В седьмом блоке «Цветочное наслаждение» дети учатся составлению фитокомпозиций из природного материала, составлению описания и презентации садовых и луговых растений.

Реализация проекта предполагает интегрированный подход в воспитании. Экологические знания и навыки дети получают не только на специально организованных занятиях по ознакомлению с окружающим, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, изобразительных и музыкальных занятий и др.

Содержание проекта рассчитано на курс 30 дней. Работа с детьми проводится ежедневно. Материал скомпонован по блокам, каждый из которых имеет свое целеполагание и содержание. Содержание разработано таким образом, что одновременно представляет систему сведений и подходов, которые должен усвоить дошкольник, и является доступным по форме рассказам, который можно просто прочесть детям. В конце каждой части выделены основные принципы, на основе которых закладывается экологическое сознание дошкольника. Педагоги имеют возможность самостоятельно выбирать материал в соответствии с особенностями контингента детей, личными интересами.

Тематический план

Наименование мероприятия

Краткое описание

I блок «Лаборатория неживой природы»

Игра -беседа «Вода- волшебница»

Выявление свойства воды.

Ветер по морю гуляет

Практическая работа по выявлению свойства воздуха.

«Что в коробке?»

Знакомство со значением света, источниками света (солнце, фонарик)

Эксперимент «Горячо-холодно»

Определение на ощупь температуры воды, предметов.

II блок «Маленькие огородники»

Путешествие земляного червячка

Знакомство детей с земляным червячком. Его значение для жизни растений.

Знакомься - огурец!

Знакомство детей с тем, как выращивать огурцы.

В гостях у синьора помидора

Знакомство с тем, что любит помидор.

Как угодить перцу?

Знакомство детей с тем, как ухаживать за перцем.

III блок «Защитники природы»

Экологический трудовой десант «Чистота спасёт мир»

Субботник по благоустройству территории детского дома.

Кто охраняет природу?

Знакомство с деятельностью государственных и общественных природоохранных организаций.

Спортивные соревнования «Экологические забеги »

Соревнования, в которых дети осваивают способы передвижения некоторых животных (гусеница, пингвин, черепаха, лягушка и др.)

День экологии

Путешествие по страницам : Бабушка-загадушка; Пословица недаром молвится; С песней весело шагать; Где чей дом; Зеленый патруль.

В гостях у Лесовичка

Экскурсия по экологической тропе . Знакомство с обитателями.

IV блок «Мастерская природы»

Берегиня

Изготовление поделок из бросового материала.

Творческая мастерская Берендея

Изготовление поделок из природного мтериала.

Клуб юных художников

Рассматривание картин художников-пейзажистов. Рисование природы участка.

Песочные струйки

Занятие -практикум «Можно ли рисовать песком?»

Удивительное под ногами

Исследовательский проект «Может ли камень быть изобразительным материалом?»

V блок «Метеобюро : народные приметы»

Игра «Знатоки народных примет»

Конкурс : кто больше знает примет о предсказаниях погодных явлений.

Библиотечка «Растения и животные в народных приметах»

Экологическая лаборатория . Изготовление детьми собственных книжек-малышек.

Экскурсия «Знакомые незнакомцы»

Знакомство с растениями-барометрами.

Беседа «Приборы - помощники»

Уточнить представление детей о термометрах, знакомство с водным. Упражнять в измерении температуры воздуха, воды.

VI блок «Растения- фитотерапевты»

Беседа «Жалобная книга природы»

Знакомство детей с растением мать-мачеха.

Фитобар «Душистая мята от всех болезней приятна!»

Знакомство детей с растением мята, отвар мяты.

Экскурсия по экологической тропе «Великий путешественник»

Знакомство с подорожником.

Беседа «Могучий доктор»

Знакомство с растением девясил, его лекарственными свойствами.

Акция «Необычное семечко»

Рассказ и заготовка семян календулы.

VII блок «Цветочное наслаждение»

Мастерская царицы Флоры

Составление фитокомпозиций из природного материала.

Портрет растения

Подготовка и презентация мини -проектов о садовых и луговых растениях.

Бал цветов

Музыкальное развлечение

Программа «Юный эколог» направлена на формирование основ экологической культуры у детей 2-7 лет в условиях детского сада, на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, на формирование навыков ухода за обитателями уголка природы. Программа построена с учетом результатов исследований ученых в области детской психологии и педагогики (А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, В.С. Мухиной, Н.Н. Поддьякова, П.Г. Саморуковой и др).

Цель программы: воспитывать экологическую культуру дошкольников.

Принципы реализации программы:

· постепенное наращивание объема материала;

· первоочередное использование природного окружения: растении и животных зеленой зоны детского сада и участков;

· продвижение детей от единичных сенсорных впечатлений к многообразию этих впечатлений, затем – к конкретным представлениям, затем – к обобщению представлений;

· широкое использование разных видов практической деятельности;

· подача познавательного материала с помощью приемов, вызывающих у детей интерес и положительные эмоции.

В программу включены разделы: «Неживая природа – среда жизни растений, животных, человека»; «Рекомендации по распределению материала по возрастным группам». А также раскрыты условия, соблюдение которых способствует успешной реализации программы «Юный эколог» в практике работы детского сада. Даны практические рекомендации по созданию развивающей эколого-предметной среды в дошкольном учреждении. Приведен широкий иллюстративный материал, который взят за основу для создания необходимых наглядных пособий. Планируемые результаты по освоению данной программы соответствуют целевым ориентирам, обозначенными в ФГОС ДО, а именно:

ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

ребенок склонен наблюдать, экспериментировать;

обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;

знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.

​ В программе «Юный эколог» выделяются два аспекта содержания экологического воспитания: передача экологических знаний и их трансформация в отношение.

«Экологическое воспитание дошкольников» состоит из 7 разделов.

Раздел 1 - элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ, которые рассматриваются и сами по себе, и как компоненты среды жизни живых существ. Показано, что без воды, воздуха, почвы невозможна жизнь растений, животных и человека, что планета Земля, в отличие от других планет Солнечной системы, имеет весь комплекс необходимых условий для жизни во всех ее формах.



Разделы 2, 3 - познание собственно экологических законов природы - жизни растений и животных в своей среде обитания и в сообществе. Эти законы можно интересно познать уже в дошкольном возрасте, чтобы их понимать, приобщиться к ним в своем поведении и жить в соответствии с ними на Земле.

Раздел 4 прослеживает роль среды обитания в процессе онтогенеза - роста и развития отдельных видов растений и высших животных.

В разделе 5 раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать.

Раздел 6 показывает разные формы взаимодействия человека с природой.

Экологические знания - не самоцель, а лишь средство формирования отношения к природе, которое строится на эмоционально-чувствительной основе, проявляемой ребенком в разных видах деятельности.

22 вопрос 22. Концепция экологического образования дошкольников Н.А. Рыжовой.

Программа Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа » (1998) нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка 5-6 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. В соответствии с программой детей получают представления о взаимосвязях в природе, которые и помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. Программа предусматривает выработку у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту, навыков практического участия в природоохранной деятельности в своем крае.



Программа «Наш дом-природа» состоит из десяти блоков. Каждый включает обучающий и воспитывающий компоненты-знания о природе и развитие к детей разных аспектов отношения к ней (бережной заботы, умения видеть красоту и др.) Половина программы (пять блоков) рассматривает область неживой природы (вода, воздух, почва и др.), три блока посвящены живой природе – растениям, животным и экосистеме леса, два – взаимодействию человека с природой. Программа имеет методическое обеспечение – разработку по созданию развивающей среды в дошкольном учреждении, рекомендации по ознакомлению детей с водой, воздухом. Ценным аспектом программы является то, что автор обращает внимание на отходы, которые в большом количестве производит человечество и которые составляют реальную опасность для природы планеты. Методические рекомендации предусматривают эмоциональное воздействие на детей автором написаны экологические сказки, придуманы»письма животным», создан экологический проект «Мое дерево». Программа Н. А. Рыжовой имеет продолжение в начальной школе.

Выполнила: Семенихина Н.В. Воспитатель 1 кв. кат. Д.сад. №33 Киселевск 2016г.

Паспорт проекта

Тема проекта: «Юный эколог» .

Вид проекта: информационно-творческий.

Участники: дети 5-6 лет

Срок реализации проекта: один год

Проблема: зачем необходимо беречь и любить живую природу?

Цель проекта: ознакомление с разнообразием живой природы и формирование осознанно – правильного отношения к представителям растительного и животного мира.

Задачи:

  1. закрепить и расширить знания детей об охране природы родного края;
  2. развивать сплоченность коллектива, логическое мышление, смекалку, в процессе игровой деятельности;
  3. воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.

Ожидаемые результаты проекта:

  1. Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
  2. Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА:

1 этап – подготовительный

(Выявление проблемы)

2 этап - основной

(Организация совместной работы детей и педагога над проектом)

3 этап – заключительный

(Подведение итогов)

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

Непосредственно – организованная деятельность:

НОД №1 «Царство животных» Приложение 1

Цель: подвести детей к пониманию, что в природе есть удивительный мир животных; ввести и обосновать классификацию животных на диких и домашних .

НОД № 2 «Царство растений» Приложение 2

Цель: подвести детей к пониманию, что в природе есть удивительное царство – мир растений; ввести и обосновать классификацию растений как дикорастущих и культурных (по взаимоотношениям с человеком) .

Совместная деятельность по художественному творчеству «Будь природе другом!» (рисование с детьми «запрещающих знаков» поведения человека в природе) Приложение 3.

Чтение художественной литературы после сна.

  • Загадки о растениях и о животных. Приложение 4
  • Пословицы, поговорки о растениях и о животных. Приложение 5
  • Чтение: рассказа «Прогулка в лес» Т. А. Шорыгина, стихотворение Б. Заходера «Про всех на свете» , рассказ «Девочки в лесу» по В.А. Сухомлинскому. Приложение 6
  • Дидактические игры. Приложение 7
  • Физкультминутки. Приложение 8
  • Презентация проекта – Выставка детских работ «Будь внимателен и осторожен к природе!»

Перспективно планирование

СЕНТЯБРЬ – НОЯБРЬ

1-й блок. Чтение художественной литературы, стихов, загадок, примет. Заучивание стихотворений: «Осень» К.Д. Бальмонта, «Скучная картина» А.Н. Плещеева, «Листопад» И.А. Бунина, «Листопадничек» И.Соколова – Микитова, «Лес осенью» А.Твардовского.

Дидактические игры: «Времена года» , «Когда это бывает?» , «Сложи картинку» , «Такой листок, лети ко мне» .

Цель: формировать у детей смекалку, сообразительность.

2-й блок. Экскурсии в лес: «Золотая осень» .

Цель: познакомить детей с изменениями в природе осенью. Научить их составлять гербарии из опавших листьев различных деревьев. Начать знакомить с жизнью насекомых, птиц.

«Поздняя осень» .

Цель: уточнить и обобщить представления детей об изменениях в природе поздней осенью. Продолжать развивать наблюдательность. Дать представления о семенах различных растений.

3-й блок. Беседа с детьми на тему «Как природа рисует красками» , рассматривание иллюстраций художников: И.Шишкина, И.Левитана, И.грабаря, К.Юона, К.Коровина, П.Трубецкого.

Цель: развивать эстетическое восприятие детей, формировать навыки эстетических контактов с произведениями искусства. Обратить внимание детей, какими выразительными средствами пользовались художники, передавая красоту родной природы. Какие цвета были использованы художником.

4-й блок. Прослушивание аудиозаписи А.Вивальди «Осень» из цикла «Времена года» . П.И. Чайковский: «Осенняя песня» , «Октябрь» .

5-й блок. Рассматривание гербария.

Цель: закрепить в памяти названия деревьев.

Дидактические игры: «С какого дерева листок» , «Не ошибись» , «К дереву беги» .

6-й блок. Занятия:

1. Развитие речи:

- «Учимся рассказывать по картине. И.Левитан «Золотая осень» .

Цель. Учить детей рассматривать картину в определённой последовательности; помогать им придумывать начало и конец рассказа; обогащать словарь детей; вызвать эмоциональное отношение к картине, помочь увидеть красоту осенней природы, изображённой художником.

- «Литературный калейдоскоп» .

Цель: помочь детям вспомнить стихотворения об осени; учить читать выразительно знакомые стихотворения.

2. Художественное творчество. - «Изготовление пластин, украшенных оттисками листьев растений» . Цель: вызвать эмоциональный отклик на красоту осенних листьев; заинтересовать возможностью надолго сохранить совершенство их формы, строения, запечатлев на декоративном панно; показать преимущества коллективной работы.

1- «Осень золотая» (рисование) .

Цель: учить детей отражать в рисунках свои впечатления от наблюдения за осенней природой. Передавать колорит осени в ясный день: яркую разнообразную по цвету окраску листвы, листопад; продолжать учить детей составлять композицию сюжетного рисунка – располагать предметы на широкой полосе земли ближе и дальше. Заполнять изображением весь лист бумаги; формировать навыки использования рациональных приёмов при рисовании однородных предметов (сначала рисуют все стволы и ветки деревьев, потом листву на всех деревьях) .

2- «Осенний лес» (рисование по мокрому слою: изготовление панно для украшения группы) . Цель: упражнять детей в использовании приёмов получения симметричного изображения путём складывания листа бумаги пополам и рисования по мокрому слою бумаги; развивать интерес к участию в коллективной работе.

3. Познание:

- «Уходит осень золотая» (итоговое занятие) .

Цель: совершенствовать экологические знания; уточнить и обобщить представления детей об изменениях в природе осенью; уточнять и углублять знания детей о взаимосвязи человека и природы; развивать умение слушать литературные произведения, рассматривать картины художников; пробуждать стремление выразить себя в изобразительном творчестве; воспитывать активность, инициативность; способствовать развитию психических процессов и положительных эмоций.

7-й блок. Музыкальное развлечение «Праздник осени» . Цель: закрепить знания о сезонных изменениях. Происходящих в природе осенью; создать эмоциональный настрой: радостный, приподнятый; формировать эстетический вкус и приобщение к миру прекрасного.

Взаимодействие с семьёй:

  1. Разучивание с детьми стихотворений.
  2. Беседы, чтение художественной литературы.
  3. Подбор иллюстраций, открыток, фото.
  4. Совместная ИЗО – деятельность с детьми (изготовление альбома с детскими рисунками «Времена года» ) .
  5. Помощь в организации и проведении экскурсий в осенний лес.
  6. Тематическая выставка «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье» .
  7. Консультация для родителей «Досуг с ребёнком на природе» .
  8. Привлечь родителей к изготовлению костюмов к развлечению.
  9. Выставка «Осенняя фантазия» .

ДЕКАБРЬ – ФЕВРАЛЬ

1-й блок. Вводная беседа «Зимние приметы» .

Стихи, пословицы, поговорки, приметы о зиме.

Цель: закрепить у детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом. Учить детей понимать смысл пословиц и народных примет, помочь в придумывании своих. Развивать связную речь, умение грамотно составлять предложения.

Дидактические игры: «Письмо мальчику Почемучке» , «Ночное путешествие в канун Нового года» .

2-й блок. Экскурсия в зимний лес.

Цель: уточнить и расширить знания о характерных признаках зимы: холодно, мороз, солнце не греет; везде лежит снег, он серебрится на свету; ветер холодный; деревья, кусты и трава под снегом живые, но не растут (спят) . Дать знания о помощи людей растениям и птицам в зимних условиях. Закрепить умения находить и узнавать зимующих птиц:

воробья, сороку, ворону, синицу. Учить видеть особенности их поведения зимой. Упражнять в умении различать деревья по расположению ветвей и оставшимся семенам. Воспитывать эстетическое видение природы, стремление беречь её.

Дидактические игры: «Путешествие в лес в поисках диковинных снежных фигурок, зверьков»

Прогулки зимой.

3-й блок. Знакомство с искусством – рассматривание «зимних» пейзажей. Выставки – загадки.

Цель: закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе и знание о жанре изобразительного искусства – пейзаже.

Дидактические игры: «Времена года» , «Узнай по описанию» .

Цель: развивать внимание, сообразительность. Рассказ – загадка о разных предметах и явлениях природы.

4-й блок. Чтение детям: Н.Сладков «Суд над декабрём» , В.Одоевский «Мороз Иванович» , С.Маршак «Двенадцать месяцев» , С.Иванов «Каким бывает снег» , Е.Трутнева «Первый снег» , Л.Чарская «Зима» , Р.Кудашева «Зимняя песенка» , Н.И. Сладков «Солнцеворот – январь – месяц» , Г.Скребицкий «Четыре художника» , «Зима» .

Заучивание стихотворений: И.Суриков «Зима» , А.Фёдоров «Мороз» , Л.Толстой «Декабрь» .

Дидактические игры: Какое время года?», «Необыкновенное путешествие по временам года в круглый год» .

5-й блок. Прослушивание аудиозаписи. П.Чайковский «Декабрь – Святки» «времена года» , В.Шаинский «Снежинки» , А.Внукова «Если снег идёт» .

6-й блок. Занятия:

1. Развитие речи:

- «Зимние развлечения» .

Цель: закреплять умение детей запоминать прочитанное; развивать речь детей, учить высказывать своё мнение; расширять представление детей о художниках, содержании их картин; упражнять в рисовании пейзажа на наклонной полосе.

- «Зимнее время года. Стихотворения о зиме»

Цель: формировать умение высказывать своё отношение к временам года; научить детей красиво вырезать снежинки; приучать честно выполнять правила игры.

- «Стихотворение Ф.Тютчева «Зима недаром злится…» .

Цель: закреплять знания детей о временах года, о закономерности изменений в природе; упражнять в подборе определений, в изображении сюжета на всём листе; воспитывать умение прощать, признавать свои ошибки;; развивать пластику в движениях.

2. Художественное творчество.

- «Дети на прогулке зимой» (лепка) .

Цель: развивать умение детей вдвоём выполнять общую работу6 договариваться о содержании лепки, согласовывать величину фигурок. Их размещение на общей подставке в соответствии с выбранным сюжетом; продолжать учить детей передавать движения персонажей.

- «Какой это мастер на стёкла нанёс и листья, и травы, и заросли роз?..» (аппликация) .

Цель: развивать навыки выполнения аппликации методом обрывания; учить совмещать обрывание с вырезанием для получения красивого изображения; развивать навыки гармоничного размещения деталей композиции на листе бумаги; развивать творческую фантазию и воображение детей.

- «Волшебные превращения снеговиков» (лепка) .

Цель: упражнять детей в лепке снеговиков; побуждать путём изменения формы, использования налепов и внесения различных дополнительных деталей превращать снеговиков в знакомых сказочных героев.

- «Рисование по стихотворению В.Приходько «Белый город» .

Цель: развивать воображение детей; побуждать создавать изображение на сюжет стихотворения; показать преимущества общей работы, объединив детские рисунки на большом листе бумаги.

- «На свете нет некрасивых деревьев» (рисование) .

Цель: развивать способность к образному восприятию красоты природы и её передаче в рисунке с помощью цвета, формы, композиции. Научить детей смешивать краски для получения разных оттенков цвета.

- «Времена года» (рисование) .

Цель: воспитывать у детей любовь к природе, желание её изображать, развивать эстетическое восприятие. Учить воспринимать красоту природы, замечать выразительность образов, настроения. Учить видеть характерные особенности разных времён года.

3-. Конструирование.

- «В зимнем лесу» (коллективная работа) .

Цель: совершенствовать навыки в экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в разных нетрадиционных техниках. Развивать творчество, воображение.

4. Познание:

- «Пройдёт зима холодная» (итоговое занятие) .

Цель: уточнить представления детей о зиме, о жизни растений и животных в это время года. Показать зависимость состояния растений от внешних условий. Формировать эстетическое отношение к зимним явлениям.

5Взаимодействие с семьёй:

  1. Разучивание стихотворений с детьми о зиме.
  2. Выставка «Рассказы – загадки о сезонных явлениях» .
  3. Помощь в организации экскурсии в зимний лес.
  4. Консультация для родителей «Двигательная активность на прогулке в зимний период» .
  5. Изготовление кормушек для птиц.
  6. Выставка «Зимняя сказка» .
  7. Подбор художественной литературы о зиме для выставки.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 5 Г. АПШЕРОНСК АПШЕРОНСКОГО РАЙОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

«ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»

(организация деятельности школы для успешной реализации школьной программы «Экологическое воспитание»)

Составители:

Утвержден на заседании педсовета

Протокол

г. Апшеронск

    Введение

    Проблема, объект, предмет исследования

    Гипотеза, цель, и задачи проекта

    Основные принципы реализации проекта

    Механизм реализации проекта

    Этапы реализации проекта

    Оценка эффективности реализации проекта

    Значение ожидаемых результатов для развития образовательной системы

    Введение

Проблема экологического воспитания является в настоящее время

актуальной. Социально-политические и экономические проблемы

современного общества привели школу к пересмотру ряда педагогических

позиций, к переосмыслению некоторых сторон научно-теоретической и

практической системы воспитания: не отказываясь от прежних

достижений в этой области, в соответствии с Концепцией развития школы

центральное место в воспитательной системе занимает формирование у

учащихся экологической культуры, которая складывается из

ответственного отношения:

К природе (экология природы),

К себе как составной части природы (экология здоровья),

К окружающему нас миру, к живым существам вокруг нас

(экология души).

Инновационный проект «Юный Эколог» очерчивает основные

направления и формы деятельности по формированию личности младшего

школьника, обладающей экологической культурой и экологическим

мышлением. Проект призван объединить все воспитательные структуры школы, обеспечивающие формирование экологической культуры младших

школьников предусмотрев методическое обеспечение его выполнения также преемственность в воспитании учащихся.

концептуальное обоснование необходимости предполагаемого проекта

Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала 21 века. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе, как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребёнка. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояние практики экологического образования в начальных классах свидетельствует о необходимости совершенствования воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетных целей которой является становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей своё место в Природе.

Инновационный проект «Юный Эколог» разработан 2011-2012 учебном году. Он рассчитан на четыре года и предполагает продолжение в среднем звене.

Патриотическое

Экологическое и трудовое

Нравственное и семейное

Художественно-эстетическое

Православное

Спортивное

Материально- техническое оснащение

Инновационный проект «Казачата» позволит воспитать у школьников «чувство родного дома».

Патриотическое направление:

:

Спортивное направление : сформировать у детей ценностное отноше

3.Проблема, объект, предмет исследования

Проблема – поиск наилучших средств и способов в формировании личности младшего школьника, обладающей экологической культурой и экологическим мышлением.

Объект – учащиеся 2003-2004 года рождения

Субъект – администрация школы, учитель начальных классов, педагог-

психолог Шипулина Л.Г., библиотекарь Аветисова Н.Н.

Предмет исследования : деятельность МОУ Г№ 5 по формированию

комплексной, целенаправленной работы по экологическому воспитанию и развитию талантливой личности, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению.

4. Гипотеза, цель и задачи инновационного проекта «Юный Эколог»

Гипотеза – систематическая работа с младшими школьниками по экологическому воспитанию в рамках инновационного проекта «Юный эколог» способствует:

Формированию экологической и общей культуры учащихся начальных классов;

Повышению уровня знаний младших школьников;

Углублению мотивации и активизации деятельности учащихся в природе.

Цель : создание широких возможностей для творческой самореализации личности на пользу себе и обществу.

Задачи:

Формирование экологического мышления и экологической культуры учащихся;

Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях

природных явлений, единстве живой и неживой природы, нормах и

правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей

жизнедеятельности;

Развитие таланта и способностей как особой ценности,

формирование здорового образа жизни учащихся;

Развитие потребности в необходимости и возможности решения

экологических проблем, доступных младшему школьному возрасту,

стремления к активной практической деятельности по охране

окружающей среды;

Воспитание экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности;

5.Основные принципы содержания программы:

Принцип единства сознания и деятельности;

Принцип наглядности;

Принцип личностной ориентации;

Принцип системности и целостности;

Принцип экологического гуманизма;

Принцип краеведческий;

Принцип практической направленности.

6 . МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА «Юный Эколог».

Координацию деятельности по реализации инновационного проекта осуществляет администрация школы. Главными исполнителями проекта являются:

Исполнители организуют и поводят мероприятия по реализации инновационного проекта «Юный Эколог».

7.Этапы реализации инновационного проекта «Юный Эколог»

1 этап – 2010-2011год. Разработка проекта и организация работы

2 этап – 2011-2013год. Практический. Реализация инновационного

проекта «Юный Эколог»

3 этап -2014 год. Анализ и обобщение опыта

Исходя из цели и задач инновационного проекта «Юный Эколог» определены направления деятельности МОУГ № 5

Патриотическое

Эколого-краеведческое

Нравственное и семейное

Социальное и интеллектуальное

Художественно-эстетическое

Трудовое и природоохранное

Спортивное

Патриотическое направление: воспитать любовь к родному краю

Эколого-краеведческое направление : сформировать у детей экологическое сознание

Нравственное и семейное направление: воспитать любовь к дому, родителям, близким

Социальное и интеллектуальное направление: воспитывать на лучших традициях школы, создать традиции своего класса

Художественно-эстетическое направление : сформировать нравственную, духовно-развитую личность, способную к самосовершенствованию, поиску смысла жизни, стремящуюся к правде, добру, красоте

Трудовое и природоохранное направление: приобщить к духовно-нравственным ценностям

Спортивное направление : сформировать у детей ценностное отношение к здоровому образу жизни

Направления инновационного проекта

Основные мероприятия

Сроки реализации

Ответственные исполнители

1.1. Патриотическое направление

1.1.1. Экскурсионная работа

Школьный музей «Выпускники школы – защитники Отечества»

Городской музей

Памятные места г. Апшеронска и Апшеронского района

1.1.2. Благотворительные

«Мы все хотим в школу»

«Ветеран»

«Любить свой город – значит быть ему полезным»

«Спешите делать добро»

1.1.3.Классные часы:

«Апшеронск – город будущего»,

«Письмо ветерану»

1.1.4 Операция «Сохраним планету чистой»

1.1.5Выставка детских рисунков на экологическую тему:

«Давайте сохраним планету».

сентябрь, май

сентябрь

февраль, май

сентябрь

1 четверть

1 четверть

Эколого-краеведческое направление

2.1.1 Экскурсионная работа.

Экскурсии на местные промышленные предприятия, службы благоустройства

2.1.2.Туристический слет «Экологическая тропа»

2.1.3.Экологическая

викторина

2.1.4Диагностика экологического сознания (анкеты, тесты, опросы)

2.1.5Выставка детских рисунков на экологическую тему

2.1.6.Экологическая акция «Сделаем планету чище»

2.1.7.Экологические классные часы

«Заповеди леса»

«Редкие растения и животные»

«Кто в лесу живет, что в лесу растет?»

«Прогулки в Природоград» «Звери, птицы, лес и я – вместе дружная семья» «Прекрасны солнце, воздух и вода – прекрасна вся моя Земля»

«Охрана природы – твоя обязанность»

«Эта хрупкая планета»

«Страницы любопытных фактов»

«Природа родного края»

2.1.8.Музей истории школы: музейные уроки «Экология края»

2.1.9. Экологический всеобуч «Как воспитать любовь к природе»

2.1.10 Создание классного календаря природы

2.1.11 Музей истории школы: музейные уроки «Экология края»

1 раз в четверть

1 четверть

1 раз в четверть

1 раз в неделю

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

2 четверть

1 четверть

сентябрь

3 четверть

Аветисова Н.Н.

Шипулина Л.Г.

3.1.Нравственное и семейное направление

3.1.1.Диагностика (анкеты, тесты, опросы, рисунки)

3.1.2.Участие в ярмарке:

«День матери-казачки на Кубани»

3.1.3.Родительский всеобуч «Домашняя экология».

3.1.4.Выставка детских работ «Город будущего»

3.1.6 Фоторепортаж: «Увлечения моей семьи»

3.1.5.Классные часы:

«Правила поведения в обществе»

«Мои увлечения»

«Про великих и знамениты

3.1.6.День именинника

3.1.7.Экскурсионная работа «Где работают наши родители»

3.1.8. «Азбука Юного Эколога»

1 раз в четверть

3 четверть

1 раз в четверть

4 четверть

4 четверть

1 раз в четверть

1 раз в четверть

4.1.Социальное

интеллектуальное направление

4.1.1.Создание классного архива (фото, видеоматериалы)

4.1.2.Посещение школьного музея, изучение истории школы

4.1.3.Создание классной библиотеки, выставка энциклопедической литературы

4.1.4.Диагностика уровня воспитанности

4.1.5.Составление психологического паспорта класса

4.1.6.Встречи с выпускниками школы

4.1.7.Написание рефератов, докладов

4.1.8.Диагностика интеллектуального развития и социальной адаптации

4.1.9.Музейные уроки и тематически занятия «Наши истоки»

В течение всего времени

1 раз в четверть

2 раза в год

сентябрь, май

1 раз в четверть

музейные уроки и тематические занятия «Выпускники школы – защитники Отечества», «Учителями славится Россия» и др.

5.1.Художественно-эстетическое направление

5.1.1.Детские выставки творческих работ

5.1.2.Посвящение в друзья природы

5.1.3.Посещение театров, музеев, выставок

5.1.4.Библиотечные уроки

5.1.5. Проведение уроков прикладного творчества

5.1.6. Участие в краевых, зональных и районных фестивалей, конкурсах казачьей культуры

5.1.7.Музейные уроки: «Мастера города и района»

1 четверть

1 раз в четверть

6.1 Трудовое и природоохранное направление

6.1.1. Работа по благоустройству школы и ее территории

6.1.2. Организация дежурства в классе

2.1.2. Экологическая акция «Школьный двор»

2.1.3.Экскурсионная работа

Экскурсии по городу, району, краю

2.1.4.Экологическая акция «Сад на окошке»

2.1.5.Туристический слет «Экологическая тропа»

2.1.6.Выставка детских рисунков на экологическую тему

2.1.7.Экологическая викторина

2.1.8.Выставка детских работ «Очень умелые ручки»

2.1.9.Экологическая акция «Сделаем планету чище»

2.1.10Диагностика экологического сознания (анкеты, тесты, опросы)

2.1.11.Экологический классный час «Живи земля»

7.1.Спортивное направление

7.1.1.Спортивные соревнования

7.1.2.Классные часы:

«Твой режим дня»

«Что дает спорт человеку»

«Будьте здоровы»

7.1.3.Спортивные праздники

7.1.4.Туристические слеты

7.1.5 Музей истории школы: музейные уроки и тематические занятия «Спортивные достижения нашей школы»

«Выпускники школы – спортсмены»

7.1.6. Видеолекторий:

познавательные программы «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

7.1.7. Фестиваль спортивной песни.

7.1.8. Военизированные и спортивно-развлекательные игры.

В течение всего времени

1 раз в четверть

В течение всего времени

4 четверть

2 четверть

Направление «Экология природы»

Цель

Воспитание у подрастающего поколения экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности

Задачи

Формировать представление о природе как среде жизнедеятельности человека. Развивать эмоционально-нравственное отношение к окружающей среде. Воспитывать эстетическое отношение к окружающей среде, умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами.

Формы работы с классом

Общение с природой

Экологические игры

Классные часы, беседы

Работа с семьёй

Наблюдения за жизнью природы (календарь природы, народные приметы). Посвящение в друзей природы. Конкурс экологических сказок

Загадки природы. Осторожно, их мало! Почемучкина поляна.

Лесная аптека.

Знатоки природы.

«Заповеди леса», «Редкие растения и животные»

«Кто в лесу живет, что в лесу растет?», «Прогулки в Природоград», «Звери, птицы, лес и я – вместе дружная семья», «Прекрасны солнце, воздух и вода – прекрасна вся моя Земля».

«Охрана природы – твоя обязанность», «Эта хрупкая планета», «Страницы любопытных фактов»,

«Природа родного края Музей истории школы: музейные уроки «Экология края»

Экологический всеобуч:

«Как воспитать любовь к природе»,

Экологические акции «Чистый микрорайон», «Школьный двор», «Посади дерево», «Школьный день вместе»

Будь настоящим другом природы.

Предполагаемый результат

Знание ребятами причин экологических проблем и способов выхода из них. Активное отношение учащихся к защите прав людей на качество среды обитания, рост их самостоятельных инициатив.

Направление «Экология здоровья»

Цель

Сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование потребности в здоровом образе жизни.

Задачи

Научить соблюдать гигиенические нормы и культуру быта. Познакомить с активным отдыхом и его влиянием на здоровье человека. Воспитывать сознательное отношение к труду. Формировать потребность в здоровом образе жизни. Развивать физическую подготовку учащихся. Формировать навыки рациональной организации умственного и физического труда. Повышать уровень физической подготовки учащихся. Воспитывать ответственность за сохранение существующих школьных традиций

Формы работы с классом

Творческие дела

Экологические игры

Классные часы, беседы

Работа с семьёй

Организация дежурства в классе,работа по благоустройству школы и ее территории

Акции «Дети и дорога»

активные игры на воздухе, подвижные игры на переменах,«Веселые старты». Военизированные и спортивно-развлекательные игры.

Конкурс «Спортсмен года».

Спортивная мозаика. Фестиваль спортивной песни.

«Как стать Нехворайкой», «Твой режим дня»,

«Что дает спорт человеку»,

«О чудесных лекарствах, которые не найти в аптеке»,

«Будьте здоровы»,

«Труд человека кормит, а лень портит»

«Достаточно ли родиться, чтобы стать человеком»

Спортивные секции: футбол, волейбол, легкая атлетика.

Музей истории школы: музейные уроки и тематические занятия «Спортивные достижения нашей школы», «Выпускники школы – спортсмены» и др.

Видеолекторий:

познавательные программы «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»,

Соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья».

Походы выходного дня.

Заповеди

Просыпайся утром с улыбкой. Научись быть всегда жизнерадостным. Спи и ешь не больше, чем нужно, а не то жизнь проспишь и здоровье проешь. Занимайся спортом.

Предполагаемый результат

Осознание учащимися значимости физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития нравственных качеств, для профессионального самоопределения. Положительная динамика состояния здоровья учащихся, снижение заболеваемости, отсутствие утомляемости учащихся. Повышение интереса школьников к спортивным мероприятиям, спорту. Увеличение количества занимающихся в спортивных секциях.

Направление «Экология души»

Цель

Формирование нравственно-здоровой, духовно богатой личности школьника

Задачи

Формировать потребность в сознательном, ответственном отношении к учению. Пробудить интерес к прошлому своего народа, воспитывать гордость за национальную культуру. Выявлять и развивать творческие наклонности детей. Помочь ребенку осмыслить себя как частичку окружающего мира. Воспитывать ответственное отношение к учению, развивать познавательную активность учащихся. Воспитывать чувство национальной гордости, бережное отношение к памятникам истории и культуры, гражданскую ответственность за свое поведение. Развивать духовный мир школьника, его творческое мышление, способности и задатки. Осознавать собственную значимость в окружающем мире. Формировать потребность в самообразовании в условиях развития науки, культуры и техники. Воспитывать политическую культуру, чувство ответственности за будущее своей страны. Формировать эстетические вкусы и идеалы, инициативность, творческое отношение к окружающему миру. Ориентировать школьников на «постоянный труд души».

Формы работы с классом

Творческие дела

Экологические игры

Классные часы, беседы

Работа с семьёй

Интеллектуальный марафон. Предметные олимпиады. Смотр-конкурс дидактических спектаклей.

Инсценировка песни на экологическую тему.

Рассвет Победы.

Праздник «За честь школы».

Деятельность органов детского самоуправления.

Библиотечные уроки

«Герб и флаг России», «Защитники земли русской»,

«Правила поведения в обществе»,

«Что важнее: знать или выполнять?», «Зачем учиться в школе?»,

«Мои увлечения», «Про великих и знаменитых»,

«Слово о родном крае».

«Люблю тебя, мой край родной»,

«Моя родословная», «Мои земляки», «Учиться с увлечением. Возможно ли это?», «В мире профессий», «Ребенок и его права»,

Встречи с интересными людьми. Музей истории школы: экскурсии; поисковая работа; встречи с ветеранами, с интересными людьми; музейные уроки и тематические занятия «Наши истоки», «Выпускники школы – защитники Отечества», «Учителями славится Россия» и др.

Открытые занятия кружков и секций. «Школа выходного дня».

Совместная организация клубной деятельности. Посещение театра, выставок.

Заповеди

Цени и оберегай свое Отечество, познавай людей, живущих в нем, его прошлое и настоящее. Сохраняй традиции и культуру своего народа. Помни: каждый человек имеет задатки; развивай их! Каждое дело – творчески, иначе – зачем! Раскрой себя в любой инициативе.

Предполагаемый результат

Осознание учеником роли знаний в жизни человека, видение личной учебной перспективы, умение совершенствовать и применять свои знания. Осознание необходимости изучения, сохранения и преумножения историко-культурного, духовного наследия Родины, верность гражданскому долгу. Гуманистическая направленность личности учащегося, понимание им ценности человеческой жизни, уважение человеческого достоинства, способность к состраданию, доброжелательность. Осознание учащимися необходимости познания прекрасного в окружающей действительности.

Осознание роли и активности человека в преобразовании окружающего мира.

План работы

Месяц

Сентябрь

Утренник «Мир вокруг нас» Театрализованное представление на экологическую тему: «Новые приключения Маши и Вити». Работа над проектом «Мое дерево». Выставка детских рисунков на экологическую тему: «Давайте сохраним планету». Путешествие по экологической тропинке.

Беседа «Перелетные птицы. Их охрана». Праздник «Золотая волшебница осень». Конкурс на лучший осенний букет. Операция «Большие дела маленьких рук» (Сбор корма для птиц). Экскурсия «Удивительное рядом». Фенологические наблюдения «Осенние явления».

Путешествие за капелькой воды. Проблема чистой воды и здоровье человека. Утренник «В гостях у жителей подводного царства». Опыт «Волшебница вода».

Утренник «Здравствуй, гостья - зима». Конкурс рисунков «Снежные узоры».

Беседа «Лиственные и хвойные растения зимой».Работа над проектом «Мое дерево». Путешествие на родину комнатных растений. Уход за комнатными растениями.

Устный журнал «Зимующие птицы. Кто как проводит зиму». Операция «Синица» - изготовление и развешивание кормушек, подкормка птиц. Экскурсия «Следы. Фенологические наблюдения.»

Дидактическая игра «Первоцветы. Узнай растение по листу». Беседа «Встреча пернатых друзей». Конкурс «Птичий КВН». Очистка аллеи от сушняка.Опыт со срезанными ветками.

Беседа «Что мы знаем о насекомых и их охране.» Чтение и обсуждение книг и статей в журналах о природе и ее охране. Экологическая игра «Пестрый мир насекомых».

Игра-путешествие «По лесным тропинкам». Работа по проекту «Мое дерево». Озеленение школьного двора. Лекарственные растения.

8.Оценка эффективности реализации инновационного проекта «Юный Эколог»

9.Ожидаемый результат

Учащиеся должны знать:

Планета Земля – наш большой дом;

Влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов;

Самоценность любого организма;

Разносторонние связи человека с окружающей природной средой;

Условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и

Позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

Способы сохранения окружающей природы;

Экологически сообразные правила поведения в природе;

Учащиеся должны уметь:

Выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

Применять теоретические знания при общении с живыми организмами

и в практической деятельности по сохранению природного окружения и

своего здоровья;

Заботиться о здоровом образе жизни;

Осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей

Проявлять нетерпимость к экологически неграмостным поступкам и

действиям;

Выражать своё отношение к природе и людям в игре и продуктивной

деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составления

10.Значение ожидаемых результатов для развития образовательной системы

Создание системы работы школы по обучению и воспитанию детей с углубленным изучением родного края

Разработка новых форм и методов работы с детьми, направленных на изучение родного края

Обобщение и распространение передового опыта работы школы по углубленному изучению кубановедения