Детская игра кто спрятался в лесу. Придумывание продолжения к данному началу рассказа

Развитие речи и знакомство с окружающим миром
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять-
Как животных нам назвать? (шагать на месте)
С людьми они не знаются,
В лесу живут, скрываются.(Хлопать в ладоши)
По картинкам всяк их знает: (Сложить ладони в виде книжки)
Волк, лиса, медведь и заяц. (Загибать пальцы, считая)
Дом их - заросли густые.(Показать руками над головой крышу)
Звери дикие, лесные.(поднять руки, растопырив пальцы)


Демонстрационный материал:

карточки с сайда detsad-kitty.ru и задания по развитию речи

ВВС Дикая природа России - 7 фильмов

Andrew Hutchinson. Красота и разнообразие животного мира... Что почитать детям:
Очень красивая книжка с коллажами ждёт своего перевода на русский язык
Berkes Marianne Название: Over in the Forest: Come and Take a Peek
Короткие рассказы "Живая планета" с картинками про то, как живёт медведь, бобёр, заяц.



карточки следы и фото животных

Игра " Чей это дом?"
По числу детей устраиваем " дома" для лесных животных.Используем имеющиеся изображения животных.У меня вместе с животными и лесные птицы...
Один забирается на стул, изображает дерево с дуплом- дом для белки, совы, дятла;
Второй под столом, как под кустиком- дом для зайца,кабана,лося;
Третий в норе- в мешке для игрушек- дом для лисы, барсука;
Четвёртый- под столом(под подушкой)- в берлоге-в ветках, под листьями-дом для медведя и ежа
Пятый в гимнастическом обруче- в воде- дом для бобра, утки
Ведущий называет зверя или птицу и спрашивает, где его дом: " Он заблудился".Дети собирают обитателей своих импровизированных жилищ, называют их и подсчитывают.





МК театр теней животных с силуэтами для печати
+ клипарт силуэтов
Пальчиковая игра:
"Дупло":Правой рукой показать отверстие, соединив большой палец с кончиками всех остальных.
"Нора":Обеими руками делаем туннель, соединив кончики больших пальцев, а также кончики всех остальных пальцев
"Берлога":Переплести пальцы обеих рук, сделав из кистей "горку"
Прошу детей слушать внимательно и выполнять разные пальчиковые игры по команде.Произношу с паузами: " Берлога, дупло, нора, берлога, дупло, нора".
Лексическая тема


1.Кто как передвигается?
Медведь ходит, переваливается.
Волк рыщет.
Заяц прыгает.
Олень, лось, ходят, бегают.

2. «Кто как голос подает?»
Волк рычит, воет - ууу
Лиса тявкает – тяв,тяв
Еж фыркает – фф

3.«Кто где живет?»

Медведь зимой спит в берлоге.
Волк в логове.
Лиса в норе.
Заяц под кустом
Белка в дупле.

4.«Мама, папа, я – целая семья»
Волк, волчица, волчонок
Медведь, медведица, медвежонок

Лось, лосиха, лосенок
Еж, ежиха, ежонок
Заяц, зайчиха, зайчонок
Белка, бельчиха, бельчонок

5.«Кто кем был?»
Медведь был …медвежонком.
Ежик был…ежонком.
Заяц был … зайчонком
Волк был ….волчонком

Физкультминутка "Зайка":

Раз, два, три, четыре, пять.
Начал заинька скакать.
Руки перед грудью.
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул десять раз.
Подскоки на двух ногах.
Заинька серенький сидит
И ушами шевелит.
Указательным и средним разведёнными пальцами изобразить “ушки”.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Хлопки в ладоши.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Мелкие подскоки на двух ногах.
Кто-то зайку напугал-
Зайка – прыг – и убежал.
Пугливо оглядывается, скачет, бежит по кругу, затем на двух ногах прыгает в сторону.

Паспорт на дидактическую игру

(учебно-методическое пособие)

«Найди, кто спрятался»

Младший дошкольный возраст

СОТ: Игровые технологии

Воспитатели: Мурашова О.А.

Фалько Т.Н.

Санкт – Петербург

Цель использования: Побуждать детей играть в игру, дуть на фасоль, что бы узнать, какое животное спряталось под природным материалом (фасолью). Развивать дыхательную гимнастику, умение правильно дуть на природный материал, разный наполнитель.

Задачи:

- Закреплять умение детей дуть на предметы с разной силой.

Уточнять и систематизировать знания о диких и домашних животных.

Формировать умение детей выдыхать струю воздуха (толчком) - сдувать предметы (применять игровой приём – сдувание «тучки» - (ватный диск).

Развивать интерес к дидактическим играм, вызывать желание играть.

Возрастная адресованность: от 1,5 до 7 лет.

Предварительная работа:

- Беседа по сказкам, рассказам о диких и домашних животных, рассматривание иллюстраций, картинок с изображением животных. Просмотр фильмов о диких и домашних животных.

Тематические беседы о диких и домашних животных, рассматривание картинок с разными дикими и домашними животными.

Посещение зоопарка с родителями. Наблюдение на улице и дома за домашними животными.

Используемый материал: наполнитель из природного материала (фасоль), картинки разных животных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Паспорт на дидактическую игру

(учебно-методическое пособие)

«Найди, кто спрятался»

Младший дошкольный возраст

СОТ: Игровые технологии

Воспитатели: Мурашова О.А.

Фалько Т.Н.

Санкт – Петербург

2016г.

Цель использования: Побуждать детей играть в игру, дуть на фасоль, что бы узнать, какое животное спряталось под природным материалом (фасолью). Развивать дыхательную гимнастику, умение правильно дуть на природный материал, разный наполнитель.

Задачи:

- Закреплять умение детей дуть на предметы с разной силой.

Уточнять и систематизировать знания о диких и домашних животных.

Формировать умение детей выдыхать струю воздуха (толчком) - сдувать предметы (применять игровой приём – сдувание «тучки» - (ватный диск).

Развивать интерес к дидактическим играм, вызывать желание играть.

Возрастная адресованность: от 1,5 до 7 лет.

Предварительная работа:

- Беседа по сказкам, рассказам о диких и домашних животных, рассматривание иллюстраций, картинок с изображением животных. Просмотр фильмов о диких и домашних животных.

Тематические беседы о диких и домашних животных, рассматривание картинок с разными дикими и домашними животными.

Посещение зоопарка с родителями. Наблюдение на улице и дома за домашними животными.

Используемый материал: наполнитель из природного материала (фасоль), картинки разных животных.

КОНСПЕКТ

интегрированного занятия

по ознакомлению с окружающим и развитию речи

детей 5-6лет

с использованием коррекционно - развивающих игр

по теме: «ЛЕС»

Воспитатель:

г. о. Жуковский 2015г

Задачи:

Формирование грамматических категорий и навыков словообразования ; образование притяжательных и относительных прилагательных, подбор и согласование существительных с прилагательным, существительных с личным местоимением .

Активизация накопленного словаря по теме.

Развитие коммуникативных возможностей ребенка, речевой активности, навыков связной речи, логического мышления.

Развитие координации движений, мелкой и общей моторики, слухового внимания, физиологического и речевого дыхания.

Воспитание чувства любви и бережного отношения к природе и уважительного отношения друг к другу.

Оборудование:

магнитная доска с набором тематических картинок: деревья, кусты, животные, магнитофон с записью звуков леса, набор пособий для индивидуальной работы: шарики - масажеры СУ-ДЖОК, геометрические фигуры.

Деревья - муляжи для оформления группы. Муляжи лесных угощений: грибы, ягоды, орешки .

Компьютер и видеопроектор для показа сказки «Жадный медвежонок» в виде слайд - шоу.

Ход занятия :

Воспитатель:

1 .Организационный момент : Приветствие гостей:

Придумано кем-то просто и мудро;

При встрече здороваться «Доброе утро!»

Воспитатель:

2. Сообщение темы:

Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие, а куда вы догадаетесь, если отгадаете загадку.

Богатырь стоит богат, угощает всех ребят:

Сашу - земляникой, Лилю - костяникой,

Машеньку – орешком, Полину – сыроежкой,

Владика – малиной, а непослушных – хворостиной.

/ лес/

Наш лес полон чудес. В нем даже пальчики разговаривают.

Воспитатель:

3. Пальчиковая гимнастика :

« Вышли пальчики гулять».

Раз, два, три, четыре, пять – вышли пальчики гулять.

Вот пришли в зеленый лес- полон этот лес чудес.

Вот гнездо, а в нем сидят двое маленьких галчат.

Есть хотят они – кричат.

Прилетела мама к ним - греет их теплом своим.

Но пора лететь опять, корм детишкам добывать.

А внизу грибы растут. Очень много белых тут.

Вот ползет улитка к ним – что же будет – поглядим.

Вдруг примчался серый волк и зубами щелк да щелк.

А улитка в домик раз – не показывает глаз.

Да и нам домой пора. Завтра в лес пойдем с утра.

Воспитатель:

4.Игра « Лесной язык»

Согласование им. существительных с им. прилагательными

(лесной, лесная, лесные, лесное) Составление словосочетаний со словом

« лесной»

Ребята, хотите попасть в чудесный лес?

Чтобы попасть туда - надо разговаривать на «лесном языке ». Я скажу вам слово, а вы к нему добавляете слово «лесной ».

(гриб, ягода, поляна, тропинка, животные, озеро, малина, орех, птицы, ручеек ит. д.) Лесной гриб, лесная ягода, лесная поляна, лесная тропинка, лесные животные, лесное озеро, лесная малина, лесные птицы, лесной ручеёк.

Воспитатель:

Развитие слухового внимания. Звуки леса. Голоса зверей и птиц.

Ребята, лес это хрупкая система. Надо быть осторожными и аккуратными в лесу, чтобы не поломать кустик, не раздавить букашку или цветок, не спугнуть птицу, кормящую своих птенцов. Давайте и мы с вами тихо, осторожно пройдем и сядем на свои стульчики « пенечки.»

Садитесь поудобнее, закройте глаза и послушайте, что будет происходить в нашем дивном лесу.

Дети, что вы слышали в нашем дивном лесу?

Ответы детей: - Я слышал, как рычал медведь, трубил лось, жужжала пчела, пели птицы, тявкала лиса, фыркал ёжик и т. д.

Ребята, вы слышали много разных звуков-голосов зверей и птиц. Почему же так шумно в лесу? Почему звери так переполошились? Наверное, что-то случилось, кто-то их испугал?

У ежа на спине листок с надписью:

Срочно приходите! Срочно помогите!

Мы забыли, кто мы есть: что нам пить и что нам есть.

Приходите, выручайте, с нами вместе поиграйте!

Воспитатель:

6.Игра « Кто, где спрятался?»

Разбежались звери по лесу, попрятались. Догадайтесь, кто, где спрятался?

На магнитной доске расставлены деревья; ель, дуб, береза, куст . Из-за деревьев видны части тела животных: лисий хвост, заячьи уши, медвежья голова

Дети дают полные ответы. (за елью спряталась лиса, потому что виден лисий хвост) Молодцы, ребята.

А теперь, звери выходите.

Воспитатель:

7. Игра: « Непонятные животные».

Я смотрю – глазам не верю:

Что за чудо - юдо звери?

Ребята, надо помочь животным принять свой привычный образ.

Дети выходят и расставляют части тела животного на свои места, обговаривая свои действия: у медведя лисья голова, у зайца лисий хвост, у лисы заячьи уши и т. д.

Воспитатель:

8. Игра: « Собери свое животное».

Ребята, посмотрите за свои пенечки – там тоже, наверное, кто - то спрятался?

На магнитных дощечках за «пенечками» геометрические фигуры (круги, овалы, треугольники, прямоугольники, квадраты), из которых они собирают животных.

Дети в стихотворной форме проговаривают название получившегося животного:

- У меня лиса - рыжая краса. У меня медведь, который умеет петь.

У меня зайчик - прыгает, как мячик. У меня волк - зубами щелк.

У меня белочка - вкусная конфеточка. А у меня ёжик, ни головы, ни ножек.

Воспитатель :

9. Динамическая пауза; « Рассели животных по домикам».

А где же животные живут в нашем дивном лесу? (тоннель, дорожка, нора, куст, дупло на дереве).

Педагог зачитывает рифмованное действие, а ребенок с соответствующей игрушкой - животным находит свой домик и проговаривает свое действие.

-Налево пойдешь в логово попадешь. Реб-к:- Налево пойду в логово попаду.

Направо пойдешь в нору попадешь. - Направо пойду в нору попаду.

Прямо пойдешь в берлогу попадешь. – Прямо пойду в берлогу попаду.

Чуть с тропинки свернешь, под кустик попадешь. – С тропинки сверну, под кустик попаду.

А посмотришь наверх - в дупло попадешь. – Наверх посмотрю - в дупло попаду.

Логопед:

10. Сказка « Жадный медвежонок». Слайд – шоу по сказке.

Ребята, предлагаю вам послушать и посмотреть сказку.

Жил в лесу жадный медвежонок. Никто с ним не дружил, потому что самыми любимыми его словами были: «Мой!», «Моя!», «Моё!» и «Мои!»

Однажды, шел он по лесу. А навстречу ежик бежит, на спине у ёжика - грибок. «Мой!» - заявил медвежонок и отнял гриб. Ежик заплакал, свернулся клубочком и покатился по тропинке. Медвежонок поддал его лапой и больно укололся. «Бедная МОЯ лапа!» - заревел он.

Прихрамывая, побрел медвежонок дальше. Видит: белочка скачет, полную корзинку малины в лапках несёт. «Моя!» - закричал медвежонок и отобрал у белочки ягоды вместе с корзинкой. Белочка не стала спорить. Прыгнула на сосну. Сидит там, лапкой слезы утирает.

Дальше идет медвежонок. Лакомится малиной из корзинки. Вдруг, из кустов выпрыгивает зайчонок. Сел на задние лапки, стал яблочко грызть. Не успел и пару раз откусить, как медвежонок с криком: «Моё!», выхватил яблоко. Струсил зайчишка, шмыгнул снова в кусты.

Все лесные звери, завидев жадного медвежонка, разбегались врассыпную, лишь бы ему на глаза не попадаться! А он всё ходил по лесу и кричал: «Мой!», «Моя!», «Моё!», «Мои!».

Ребята, прослушав сказку, вы, наверное, догадались, почему звери в лесу, в начале нашего путешествия, были такие беспокойные, шумные?

Что кричал медвежонок? (ответы детей) : «Как вы думаете, о чём ещё медвежонок мог сказать: «Мой!», «Моя!», «Моё!», «Мои!»? !»? Дети называют предметы, которые подходят для каждого из этих местоимений.

Но сейчас, ребята, медвежонок так не говорит, он со всеми делится и даже для наших зверей прислал угощения.

Логопед:

11. Психоречевая гимнастика « Найди ошибку».

Педагог достает угощения из посылки. К каждому из них прикреплена записка, в которой указано, кому предназначено угощение.(гриб для волка, орех для медведя, лесное яблочко для лисы, малинка для зайца)

Педагог задает заведомо неправильный вопрос, а ребенок отвечает правильно.

Гриб для волка? – Нет, гриб для ежа.

Малинка для зайчика? – Нет, малинка для медведя.

Лесное яблочко для лисы? – Нет, яблочко для зайчика. и т. д.

Орех для медведя? – Нет, орех для белочки.

Логопед

12. Физкультминутка . Имитация движений.

По тропинке мы пошли шишку нашли,

Шли, шли белый гриб нашли. Подняли,

Белке бросили в дупло. Опять пошли.

Заячьи следы нашли. Присели, посмотрели и дальше пошли.

Шли, шли ежика нашли.

Ёж свернулся в клубок, потому что он продрог.

Лучик ёжика коснулся, ёжик сладко потянулся.

Логопед:

3.Развитие мелкой моторики с использованием

шариков - массажеров СУ-ДЖОК.

Ребята, а в посылочке еще что-то лежит, кто-то фырчит - это маленькие «ежата» спрятались в мешочке. Давайте с ними поиграем.

Дети из мешочка педагога достают шарики – массажеры су-джок . По окончании упражнения шарики собираются обратно в мешочек.

«Колючий Ёж».

Катится колючий ёжик

Нет ни головы, ни ножек.

Мне по пальчикам бежит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда - сюда,

Мне щекотно да, да, да.

Уходи, колючий ёж,

В тёмный лес, где ты живёшь.

Логопед:

14. Игра « Приятные запахи».

Развитие физиологического и речевого дыхания –

Ну, а нам, ребята, тоже пора возвращаться домой. Давайте на прощание насладимся лесными ароматами.

Дети, делая глубокий вдох носом, на выдохе проговаривают названия лесных запахов, отвечая на вопрос: Чем пахнет? (травой, шишками, смолой, цветами, грибами, ягодами, корой, деревьями, листвой, земляникой)

Дети прощаются с лесом, поочередно читая стихотворение:

Лес дремучий, до свидания!

Мы дружить с тобою рады.

Добрый лес! Могучий лес!

Полный сказок и чудес!

Логопед:

Вы, ребята, повернитесь, в детский сад все возвратитесь.

Гостям – Да и вам уже пора!

В зале ждет вас детвора.

Вниз по лесенке спуститесь,

В старину вы окунитесь.


Детские таланты
Развитие ребенка с первых дней жизни

(Документ)

  • Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Большая книга развивающих заданий для детей 4-5 лет (Документ)
  • Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. Пособие для логопеда в 2-х частях. Часть 1 (Документ)
  • Мышление детей 5-6 лет с ЗПР (Документ)
  • Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Учебно-методический комплект Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников (Документ)
  • Использование пескотерапии в работе логопеда (Документ)
  • Картотека гимнастики для глаз для детей старшего дошкольного возраста (Документ)
  • Бурлакова М.К. (Шохор-Троцкая). Советы логопеда (Документ)
  • Картотека загадок для логопедической группы (Документ)
  • n1.doc




    Цели:

    Игра «Что забыл раскрасить художник?»

    Цели: развивать грамматический строй речи (образование притяжательных прилагательных); развивать зрительное внимание и наблюдательность.

    Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку, на которой изображены домашние животные, и спрашивает, кого нарисовал художник. Затем воспитатель обращает внимание детей на то, что у каждого животного не раскрашена одна деталь. Что не раскрашено у каждого животного?

    Например:

    У коровы не раскрашены коровьи рога. У кошки не раскрашена кошачья лапа. И т. д.

    Игра «Кто лишний?»

    Цели: развивать логическое мышление, учить связному монологическому высказыванию, закреплять обобщающие понятия «дикие животные» и «домашние животные».

    Ход игры. Воспитатель выкладывает перед детьми картинки и предлагает найти лишнее животное. Ребёнок выделяет среди животных лишнее и объясняет свой выбор.

    Например: .,"

    Лиса лишняя, т.к. она - дикое животное, все остальные - домашние.

    Ребёнок, ответивший правильно, забирает лишнюю картинку себе. В конце игры воспитатель предлагает детям сосчитать количество слогов в названии лишнего животного на картинке.

    Игра «Сосчитай-ка»

    Цели: развивать грамматический строй речи, учить согласовывать имена существительные с числительными.

    Ход игры. Воспитатель предлагает детям посчитать домашних животных. Игру можно проводить с мячом.

    Например: один кот, два кота, три кота, четыре кота, пять котов.

    Игра «Праздник у животных»

    Цели: уточнять представления детей о том, чем питаются домашние животные, развивать связную речь.

    Ход игры. На столе предметные картинки с изображением угощений для разных животных. У детей - изображения этих домашних животных. Дети должны найти угощение для своих животных.

    Например:

    У меня коза. Для козы сено. Коза жует сено.

    Игра «Расставь по загонам»

    Цели:

    Ход игры. Воспитатель помещает на магнитную доску изображения домашних животных и три загона, объясняет, что в первый загон можно «загнать» животных, названия которых состоят из одного слога, во второй загон - из двух слогов, в третий - из трёх слогов. Дети по одному выходят к доске, выбирают животных, чётко произносят их названия по слогам и ставят рисунки в соответствующие «загоны».

    Слова: кот, бык, коза, овца, баран, свинья, кролик, корова,

    Игра «Отгадай слово»

    Цели: совершенствовать фонематические процессы, учить выделять первый и последний звук в слове. Ход игры. Воспитатель раскладывает на столе картинки с изображением домашних животных и предлагает детям отгадать, какое слово задумано по первому и последнему звуку. Тот ребёнок, который отгадал, получает картинку. В конце игры подсчитывается результат. Например: Первый звук [с], последний - [а] (собака).

    Игра «Назови слово»

    Цели: совершенствовать фонематические процессы, учить определять количество и последовательность гласных звуков в слове.

    Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми схемы слов с обозначенными на них гласными звуками, дети отгадывают название животного по схеме.

    О А - кошка

    О _ А _ - лошадь

    Ы - бык

    А _ А _ - баран

    Котёнок был такой прекрасный! Котёнок был такой несчастный! На лапках он едва стоял И так смотрел, и так дрожал От мягких ушек до хвоста... Он был, конечно, сирота.
    Он мне мяукнул: «Выручай!» Сказала мама: «Не мечтай». Он промяукал мне: «Спаси!» Сказала мама: «Не проси».

    Он всхлипнул заморгал глазами И перелез на туфлю к маме. Вздохнула мама: «Как тут быть?» Я закричал: «Усыновить!»

    В. Лунин

    Раскрывается корзинка. В ней подарок, да какой! Не игрушка, не картинка - Пёсик маленький, живой. Уши мягкие, как тряпки, Нос - как пуговка звонка, Неуверенные лапки Разъезжаются слегка. Шелковистой тёплой спинкой Жмётся ласково к ногам... Не игрушку, не картинку - Друга подарили нам!

    М. Стрёмин

    Игра «Кто самый нужный?»

    Цели: развивать связную речь, учить связному монологическому высказыванию, активизировать словарь детей по лексической теме «Домашние животные».

    Ход игры. Воспитатель предлагает детям дополнить рассказ, постараться объяснить, для чего то или иное животное нужно человеку.

    Однажды на скотном дворе разразился спор. Домашние животные решали, кто из них нужнее человеку.

    Я - самая нужная, - мычала корова, - потому что...

    Нет я, - блеяла овца, - я...


    • А я, - визжала свинья, - ...

    • Вы про меня забыли! - заржал конь. - Без меня человек не сможет...

    • Спорь, не спорь, - вставила собака. - Я всё же нужнее...
    А как ты думаешь? Кто из животных нужнее? (Все животные -нужны по-своему.)

    С. Чешева

    Текст для пересказа

    кто хозяин?

    Большую чёрную собаку звали Жук. Коля и Ваня подобрали Жука на улице. У него была перебита лапа. Мальчики вместе ухаживали за собакой. Жук поправился. Каждому из мальчиков хотелось быть его хозяином. Они много спорили, кто хозяин. Спор всегда кончался ссорой.

    Однажды шли мальчики с собакой лесом. Вдруг выскочили две огромные овчарки. Они бросились на Жука и повалили его на землю.

    Ваня быстро влез на дерево, а Коля схватил палку и бросился на помощь Жуку. На шум прибежал лесник и отогнал овчарок. Лесник спросил мальчика, чья собака.

    Моя, - сказал Коля.
    Ваня промолчал.

    По В. Осеевой

    Вопросы:

    Как звали собаку? Какая она была?

    Где Коля и Ваня подобрали Жука? Что с ним случилось?

    Чего хотелось каждому из мальчиков?

    Что случилось однажды в лесу?

    Что сделал Ваня? А Коля?

    Кто прибежал на шум?

    О чём спросил лесник?

    Что ответил Коля? Почему Ваня промолчал?
    Текст для пересказа с дополнительным заданием

    Папа купил кролика. Кролик очень красивый. У него мягкая серая шерсть, длинные ушки, короткий хвост. Он сидит и быстро-быстро грызет морковку.

    Из пособия Е. Тимонен, Е. Туюлайнен

    Вопросы: Кого купил папа? Как выглядит кролик? Что делает кролик?

    Задание: Пересказать, употребляя слово «кролик» во множественном числе.

    ЗИМА. ЗИМНИЕ МЕСЯЦЫ

    Новая лексика

    Существительные:

    Зима, декабрь, январь, февраль, лёд, мороз, холод, иней, метель, вьюга, пурга, снег, сугробы, снежинка, снежки.

    Глаголы:

    Мести, морозить, расписывать (о морозе), сковать, бушевать.

    Прилагательные:

    Морозный, заснеженный, крепкий (мороз, лёд), холодный, ледяной, снежный, сильный, вьюжный.

    Наречия:

    Холодно, зябко, морозно, пасмурно, вьюжно, снежно, бело.

    Пальчиковая гимнастика

    ЗИМНЯЯ ШУБА

    Снег пойдёт и перестанет, Незаметно он растает. Шубу белую зима Примеряет всем сама. Шубу - зайцу беляку, Шубу - лесу и лужку, Шуба - Лене и Николке, Шуба - дубу в чистом поле, Шуба - тополю и вязу. Я уже в сугробе вязну,

    Но у всех такая шуба,

    Что носить всю зиму любо!

    М. Садовский

    (Делают волнообразные движения руками.) (Отводят одну руку вправо, другую влево.) (Поочерёдно загибают пальцы на обеих руках одновременно.)

    (Похлопывают обеими руками по плечам.) (Высоко поднимают колени.)

    Пальчиковая гимнастика

    СНЕЖИНКИ


    Летели сто снежинок, Порхающий народ, По парочке смешинок Попало каждой в рот. И засмеялся город, Машины и дома, Деревья, на которых Качается зима, Фонтан, качели в парке, Калитка и забор, И дырка в нём, и арка, И чёрный пёс Трезор. Одна из пересмешниц В ладонь мою легла, Став капелькою нежной, Она не умерла.

    Л. Богословская

    (Делают волнообразные движения пальцами обеих рук.)

    (Поочерёдно разгибают пальцы из кулака на правой, затем на левой руке на каждое название.)

    (Вытягивают раскрытые ладони перед собой.) («Заворачивают» пальцы в ладони, как будто пряча капельку.)

    Координация речи с движением «Первый снег»

    Цели: учить координировать речь с движением, развивать творческое воображение.


    За окошком первый снег, Начала зима разбег.

    На карнизе льдинки, А вокруг снежинки. Во дворе они кружатся, Мягко на асфальт ложатся.

    (Разводят руки в стороны.) (Делают вращательные движения рук перед грудью - «моталочку».) (Делают «выбросы» пальцами в разные стороны.) (Кружатся, разводя руки в стороны, и приседают.)

    Скоро всё здесь заметёт, (Встают и делают махи ру-

    ками.)
    нам зима уже идёт. (Делают манящие движения

    руками.)
    завтра мы наверняка (Рисуют руками три вооб-

    Сделаем снеговика. ражаемых круга.)

    И в снежки мы поиграем, (Играют в снежки.)

    Жаль, что первый снег растает. (Пожимают плечами и раз- водят руки в стороны.)

    О. Чусовитина

    Диалог

    Цели: развивать общие речевые навыки, интонационную

    Выразительность речи.

    ВЬЮГА


    • Ой ты, вьюга, вьюга, вьюга, Где была ты ночью, ну-ка?

    • Я по всем дворам крутила, Я деревьям шубы шила, Разодела их в меха. И мороз им - чепуха!

    • Ой ты, вьюга, вьюга, вьюга, Что творила утром, ну-ка?

    • Вдоль по улицам бродила, Все заборы побелила.

    • Ой ты, вьюга, вьюга, вьюга, Где ты днём кружила, ну-ка?

    • Шапки днём с людей срывала, Снег за воротник бросала... Чтоб вокруг красиво стало, Небо я с землёй смешала!

    • Ой ты, вьюга, вьюга, вьюга, Вечерком где будешь, ну-ка?

    • Что за вечер накружу, Завтра утром расскажу!

    Повторение названий зимних месяцев

    Цели: закрепить в речи названия зимних месяцев, учить связному монологическому высказыванию.

    Воспитатель предлагает детям прослушать отрывок из стихотворения «Двенадцать месяцев». Проводит беседу по стихотворению, разучивает его с детьми.

    Отчалил осени корабль,

    И реки льдом сковал декабрь.

    Начинает календарь Месяц с именем январь.

    Белой вьюги вьётся шаль, Весь в снегу пришёл февраль.

    В. Степанов

    Вопросы и задания:

    Что происходит с природой в декабре?

    Почему говорят, что январь начинает календарь?

    Какой зимний месяц обычно бывает вьюжным?

    Назови первый (второй, третий) зимний месяц.

    Перечисли зимние месяцы по порядку.

    Игра «Какая? Какой?»

    Цели: обогащать словарный запас, учить подбирать прилагательные к заданному существительному.

    Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми картинку, спрашивает, что на ней изображено, и просит подобрать слова-признаки.

    Например:

    Зима (какая?) - белая, вьюжная, холодная, морозная и т. д.

    Слова: зима, снеговик, снегирь, лёд, снежинка.

    Игра «Назови ласково»

    Цели: развивать грамматический строй речи, учить образовывать слова при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

    Ход игры. Игра проводится с мячом. Воспитатель бросает одному из детей мяч и называет слово по теме. Ребёнок возвращает мяч, употребив данное слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом, т. е. называет предмет или явление ласково.

    Слова: снег (снежок), снеговик, ветер, зима, лёд, мороз, холод и т.д.

    Игра «Семейка»

    Цели: развивать грамматический строй речи, учить детей подбирать слова-родственники к заданному слову.

    Ход игры. Воспитатель раздаёт детям карточки, на каждой из которых написано слово «снег» (игра проводится с небольшой подгруппой детей). Далее воспитатель предлагает детям придумать слова, внутри которых «спряталось» данное слово.

    Например:

    Снегурочка, снеговик, снегирь, снегопад, снегоход, снеговой.

    Игра «Кто больше?»

    Цели: развивать фонематические процессы, учить подбирать слова на заданный звук.

    Ход игры. Воспитатель предлагает детям соревнование: кто придумает больше слов на звук [с] по теме «Зима». За каждый правильный ответ выдаётся жетон. В конце игры подводится итог.

    Игра «Волшебные снежки»

    Цели: развивать зрительное внимание, совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза, чтения, профилактика дис-графии.

    Ход игры. Воспитатель помещает на фланелеграфе (либо рисует на листе, в тетради) кружки белого цвета с написанными на них буквами. Сообщает детям, что это снежные комки.

    Затем педагог предлагает детям назвать, какое слово получится, если расположить комки от самого большого к маленькому.

    Например: горка.


    Игра «Будь внимательным»

    Цели: развивать зрительное внимание, фонематический слух, закреплять умение подбирать слова, включающие заданный звук, уточнить и активизировать словарь по лексической теме «Зима».

    Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку и найти на ней «зимние слова» со звуком [с]. Когда все слова названы, воспитатель может предложить детям подобрать другие слова с заданным звуком и определить место звука в слове (начало, середина, конец).

    Слова: санки, снегирь, снег, снежинки, сугробы и др.

    Стихи для чтения и заучивания наизусть

    Занялась зима побелкой. Побелить решила лес. Помогать ей стали белки - Известь брызжет до небес.

    Тут и заинька несмело Предложил друзьям помочь - Он себя побелкой белой В зиму выбелить не прочь.

    Н.Антонова

    ЛЕС И ПОЛЕ БЕЛЫЕ...

    Лес и поле белые, Белые луга. У осин заснеженных Ветки, как рога.

    Подо льдами крепкими Дремлют воды рек. Белыми сугробами Лёг на крыши снег.

    В небе звёзды яркие Водят хоровод. Старый год прощается - Входит Новый год.

    Е. Трутнева

    СНЕЖИНКИ

    Лёгкие, крылатые, Как ночные бабочки, Кружатся, кружатся Над столом у лампочки.

    Собрались на огонёк. А куда им деться? Им ведь тоже, ледяным, Хочется погреться.

    И. Бурсов

    ПРИШЛА ЗИМА

    Пришла зима весёлая

    С коньками и салазками,

    С лыжнёю припорошенной,

    С волшебной старой сказкою.

    На ёлке разукрашенной Фонарики качаются.

    Пусть зимушка весёлая Подольше не кончается!

    И. Черницкая

    Загадки

    Цели: развивать слуховое внимание, учить связному монологическому высказыванию (толкование загадки).

    Ветви белой краской разукрашу, Брошу серебро на крышу вашу. Теплые весной придут ветра И меня прогонят со двора.

    (Зима)

    Месяц в этой вот загадке: Дни его - всех дней короче, Всех ночей длиннее ночи. На поля и на луга До весны легли снега. Только месяц наш пройдёт, Мы встречаем Новый год.

    (Декабрь)

    Он слетает белой стаей И сверкает на лету. Он звездой прохладной тает На ладони и во рту.

    (Снег)

    Щиплет уши, щиплет нос, Лезет в валенки мороз. Брызнешь воду - упадёт Не вода уже, а лёд. Даже птице не летится, От мороза стынет птица. Повернуло солнце к лету. Что, скажи, за месяц это? (Январь)

    Снег мешками валит с неба, С дом стоят сугробы снега. То бураны и метели На деревню налетели. По ночам мороз силён, Днем капели слышен звон. День прибавился заметно. Ну, так что за месяц это?

    (Февраль)

    Он вошёл - никто не видел, Белый дед, белее нет.

    Он сказал - никто не слышал. Старый, горбатый,

    Дунул в окна и исчез, Лежит возле хаты.

    А на окнах вырос лес. Лежит всю зиму -

    (Мороз) Никто не поднимет.

    Весна придёт -
    Он сам уйдёт.
    Гуляю в поле, летаю на воле, (Сигъоб)

    Кручу, бурчу, знать никого не хочу. Вдоль села пробегаю, Сугробы наметаю.

    (Метель)

    Придумывание продолжения к данному началу рассказа

    Воспитатель предлагает детям прослушать начало рассказа и придумать конец.

    На зимние каникулы мама отправила Сашу к бабушке в деревню. Хорошо в деревне, много снега! Хочешь с гор на санях катайся, хочешь - на лыжи вставай. Но больше всего Саше нравилось лепить из снега! И вот однажды, когда Саша мастерил снежную крепость, он услышал чей-то жалобный писк...

    Тексты для пересказа

    Лесная поляна покрыта пушистым снегом. Мелкие букашки запрятались от холода под корой. Тихо кругом. Изредка пролетят стайкой щеглы или синицы. Или дятел начнёт выколачивать клювом из шишки вкусные семена. Иной раз заяц столбиком постоит на полянке, послушает и побежит в лес.

    Г. Скребицкий

    Вопросы:

    Куда спрятались букашки?

    Что делают птицы в зимнем лесу?

    Кого можно встретить в зимнем лесу?

    Разыгралась вьюга. Небо слилось с землёй. В деревне вьюга намела большие сугробы. Малыш отправился с Жучкой из школы домой. В пути они сбились с дороги. Малыш упал. Он прислонился спиной к скирде соломы и уснул.

    Собака стала выть и звать на помощь. Из деревни пришла учительница с ребятами. Стали откапывать Малыша. Жучка помогала лапами и мордой откапывать мальчика. Малыша откопали, принесли в избу, закрыли шубой. Он был спасён.

    По В. Дмитриевой

    Вопросы:

    Какая погода была в деревне?

    Откуда возвращались Малыш и Жучка?

    Что случилось в пути?

    Что произошло с Малышом?

    Что сделала собака?

    Кто пришёл на помощь?

    Как Жучка помогала людям?

    Чем закончился рассказ?

    Текст для пересказа

    ЗИМА ВЬЮЖНАЯ

    Пролетело жаркое лето, прошла золотая осень, выпал снег - пришла зима.

    Подули холодные ветры. Много раз большими хлопьями начинал падать снег...

    Протянулся через дорогу и скрылся в ельнике заячий след. Лисий след, лапка за лапкой, вьётся вдоль дороги.

    Белка перебежала дорогу и, вздрогнув пушистым хвостом, махнула на ёлку.

    На вершинах ёлок много шишек. Прыгают по шишкам бойкие птицы - клесты. А внизу, на берёзе, точно бусы, уселись красногрудые снегири.

    По И. Соколову-Микитову
    Вопросы:

    О каком времени года рассказ?

    Какие признаки зимы перечислены в рассказе?

    Чьи следы видны на снегу?

    Что сделала белка?

    Какие птицы прыгают по шишкам? Зачем?

    Какие птицы уселись на берёзе? На что они похожи?

    ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

    Новая лексика

    Существительные:

    Голубь, сорока, ворона, воробей, синица, снегирь, сова, дятел, клёст, свиристель, рябчик, тетерев, глухарь, кормушка, птенцы, гнездо.

    Глаголы:

    Летать, искать, кормиться, клевать, шелушить, каркать, чирикать, нахохлиться.

    Прилагательные:

    Красногрудый (снегирь), желтогрудая (синичка), пестрый (дятел), шустрый (воробей), белобокая (сорока), цепкие (коготки), зимующие (птицы).

    Пальчиковая гимнастика

    СЧИТАЛКА ДЛЯ ВОРОН

    о кулак и ладонь о ладонь.)

    Раз, (Поочерёдно загибают паль-

    Два, цы на каждый счёт на обеих

    Три, руках одновременно.)
    Четыре,
    Пять.

    Шесть ворона - на столбе, Семь ворона - на трубе, Восемь - села на плакат, Девять - кормит воронят... Ну а десять - это галка. Вот и кончилась считалка!

    А. Усачёв

    (Поочерёдно разгибают пальцы на каждый счёт на обеих руках одновременно.)

    (Попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь.)

    Пальчиковая гимнастика

    СОРОКА


    Взлетела сорока высоко.

    II вот тараторит сорока,

    Что сахар ужасно соленый, Что сокол не сладит с вороной, Что раки растут на дубе, Что рыбы гуляют в шубе, Что яблоки синего цвета, Что ночь наступает с рассвета, Что в море сухо-пресухо, Что лев слабее, чем муха, Всех лучше летают коровы, Поют же всех лучше совы, Что лед горячий-горячий, Что в печке холод собачий И что никакая птица В правдивости с ней

    Не сравнится! Стрекочет сорока, стрекочет -

    Никто ее слушать не хочет:

    Ведь в том, что болтает сорока,

    Нет никакого прока!

    (Взмахивают руками, как крыльями.)

    (Поочерёдно загибают пальцы на каждую строчку на правой, затем на левой руке и на обеих руках одновременно.)

    (Часто качают головой слева направо.)

    (Медленно покачивают головой слева направо.) (Выставляют руки вперёд, ладонями вверх.) (Махом опускают руки вниз.)

    Я. Бжехва


    Скороговорка
    Цели: развивать общие речевые навыки, работать над четкостью дикции и произношением.

    Дятел лечит древний дуб, Добрый дятел дубу люб.

    Диалоги

    Цели: развивать общие речевые навыки, работать над чёткостью дикции, интонационной выразительностью речи.


    • Отчего ты, воробей, Так щебечешь громко?

    • Добрый снеговик меня Угостил морковкой!

    • Где же он её нашёл
    В день такой морозный?

    Да у них морковь растёт
    Прямо вместо носа!

    Г. Аминов


    • Снеговик, снеговик, Почему ты грустный?

    • Потому что у меня Вместо носа пусто.

    • Ну а где же твоя Красная морковка?

    • Да её утащил Воробьишка ловкий.

    • Не грусти, мы тебе Новую поставим!

    • Вот спасибо! Опять Я весёлым стану!
    Г. Аминов

    Игра «Дятел»

    Цели: развивать слуховое внимание, чувство ритма. Ход игры. Воспитатель отстукивает разные ритмы, а ребенок повторяет за ним. Затем они меняются ролями.

    Игра «Кто спрятался на картинке?»

    Цели: развивать зрительное внимание.

    Игра «Подскажи словечко»

    Цели: развивать слуховое внимание, чувство рифмы. Ход игры. Воспитатель читает стихотворение, а дети внимательно слушают и договаривают последнее слово.

    Птички на деревья сели, Посчитай-ка: раз, два, три...

    На зимовку прилетели

    С красной грудкой... (снегири).
    Два огромных страшных глаза Кругом вертит голова, Ты её узнаешь сразу, Коль заухает... (сова).

    Тук-тук-тук с утра весь день. Как стучать ему не лень? Может, он немного спятил?

    Тук-тук-тук, - в ответ нам... (дятел).

    Серый маленький комочек

    Чик-чирик! - замёрз он очень! Солнце, выгляни скорей, Ждёт тебя наш... (воробей).

    Кар-кар-кар! - кричит плутовка.
    Ну и ловкая воровка!

    Все блестящие вещицы Очень любит эта птица! И она вам всем знакома, Как зовут ее? ... (Ворона).

    Воробьи, стрижи, пингвины, Снегири, грачи, павлины, Попугаи и синицы: Одним словом это - ... (птицы).

    Игра «Кто самый внимательный?»

    Цели: развивать слуховое внимание и память, уточнять и активизировать словарь по лексической теме «Зимующие птицы».

    Ход игры. Воспитатель читает детям стихотворение, затем просит их постараться вспомнить, названия каких птиц в нём встречаются. Какие это птицы? Каких ещё зимующих птиц они знают?

    КОРМУШКА

    Мне в проталинку видна Горстка жёлтого пшена. Крошки хлеба вижу слева, Горстку сала вижу справа.

    Где вертлявая синица? Пусть приходит подкормиться! Прилетай хоть воробей, Если можешь, поскорей!

    А по правде говоря, Жду я в гости снегиря. Красногрудый не летит, У кого-то он гостит.

    Я в проталинку дышу, Прилететь скорей прошу, Пожалей, снегирь, мой нос: Он к стеклу совсем прирос!

    М. Садовский

    Игра «Подбери слова»

    Цели: развивать грамматический строи речи, умение образовывать глаголы при помощи приставок.

    Ход игры. Воспитатель просит детей закончить предложения.

    Одни воробьи к кормушке (что делали?) ... (подлетали). Другие воробьи от кормушки (что делали?) ... (отлетали). Маленький бойкий воробышек кормушку вокруг (что сделал?) ... {облетел).

    Шустрый воробышек в кормушку (что сделал?) ... (залетел). Воробышек зёрнышко схватил и из кормушки (что сделал?)... (улетел).

    Игра «У кормушки»

    Цели: совершенствовать грамматический строй речи (употребление в речи предлогов).

    Ход игры. Воспитатель помещает на магнитную доску изображение дерева с кормушкой и выполняет различные действия с изображениями зимующих птиц. Дети комментируют действия воспитателя по его просьбе и выделяют предлоги.

    Например:

    Снегирь летит к кормушке (предлог к).

    Синица улетает от кормушки (предлог от).

    Свиристель сидит над кормушкой (предлог над) и т. п.
    Игра «Чем больше, тем лучше»

    Цели: учить детей образовывать новые глаголы от данного при помощи приставок.

    Ход игры. По заданию воспитателя дети должны образовать новые глаголы от глагола «летать» (при помощи приставок) и продемонстрировать их с птичкой, сделанной из бумаги. Затем они должны придумать как можно больше предложений с этими словами. За каждое правильно выполненное задание ребёнок получает жетон. В конце игры подсчитываются результаты. Выигрывает тот, у кого жетонов больше.

    Приставки: у-, за-, под-, от-, пере-, по-, об-, вы-, на-.

    Игра «Две кормушки»

    Цели: совершенствовать навык слогового анализа слов.

    Ход игры. Воспитатель предлагает детям разделить на слоги слова - названия зимующих птиц и рассадить их по кормушкам. В одну кормушку - птиц, в названии которых два слога; в другую кормушку - птиц, в названии которых три слога.

    Слова: снегирь, галка, голубь, синица, ворона, сорока, воробей.

    Игра «Отгадай слово»

    Цели: совершенствовать фонематические процессы, учить определять первый и последний звук в слове.

    Ход игры. Воспитатель раскладывает на столе картинки с изображением зимующих птиц и предлагает детям отгадать, какое слово задумано, по первому и последнему звуку. Тот ребёнок, который отгадал, получает картинку. В конце игры подсчитыва-ется результат.

    Например:

    Первый звук [в], последний - [а] (ворона).

    Игра «Зачеркни одинаковые буквы, составь слово»

    Цели: развивать зрительное внимание, совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза, чтения, профилактика дисграфии.

    Ход игры. Воспитатель предлагает детям найти одинаковые буквы и зачеркнуть их (или убрать, если буквы расположены на ковролинографе). Из оставшихся букв дети составляют слово и выполняют его звуковой анализ.

    МОУБКОСУЛБЁТМ- Клёст
    Ребус «Сова»

    Цели: развивать фонематические процессы, зрительное внимание, логическое мышление, совершенствовать навык чтения, профилактика дисграфии.

    Стихотворение для чтения и заучивания наизусть

    РАЗГОВОР С СИНИЦЕЙ

    Посвисти ещё, синичка, Это добрая привычка: Рано утром прилететь У окошка посвистеть. В январе в лихую стужу Голос твой мне очень нужен. А тебе за твой привет Приготовил я обед. Не забудь же, прилети, У окошка посвисти...

    М. Садовский

    Текст для пересказа

    Вот прилетел дятел, принёс в клюве сосновую шишку. Прилетел и уселся прямо на ствол сосны. И не заметишь дятла на де-

    Реве. Зацепился за кору острыми когтями и начал изо всех сил семена из шишки выклёвывать.

    Засмотрелся я на дятла. Ловко это у него получается: и сам сыт и лесу польза. Не все семена попадут дятлу в рот. Много семян упадёт на землю и прорастёт. Вон сколько сосенок из-под снега топорщится! Все они выросли из выклеванных дятлом шишек. Вот что я узнал о дятле. Он - маленький пернатый лесовод.

    По Г. Скребицкому

    Вопросы:

    О какой птице говорится в рассказе?

    Что делал дятел в лесу?

    Какую пользу дятел лесу приносит? Каким образом?

    Как называют дятла?

    Текст для пересказа

    В ЗИМНЮЮ СТУЖУ

    Спит заснеженный лес. Стайка птиц пролетела над лесной полянкой. Это клесты. Птицы облетели вершину ели. Цепкими коготками они выбирали семена из шишек. Как хлопотали клесты в своей воздушной столовой!

    Вдруг один из них подлетел к старой ёлке и юркнул в снеговую пещерку. Над гнездом свешивались заснеженные ветви. В лесу от мороза трещали деревья. А между сучьев старой ели заботливая мать выводила птенцов. И зимой лес не казался угрюмым и безжизненным.

    По Г. Скребицкому

    Вопросы:

    О каких птицах рассказ?

    Что делали клесты на лесной полянке?

    Где находилось гнездо клестов?

    Почему лес зимой не казался угрюмым и безжизненным?
    МЕБЕЛЬ

    Новая лексика

    Существительные:

    Шкаф, стол, стул, софа, диван, сервант, комод, буфет, кресло, кровать, полка, тумбочка, мебель, спинка, ножки, дверцы, сиденья.

    Глаголы:

    Вытирать, передвигать, задвигать, пылесосить, покупать, переставлять, ремонтировать, заправлять.

    Прилагательные:

    Детская, железная, пластмассовая, кожаный, стеклянная, деревянная, мягкая, кухонная, платяной, книжный, двуспальная, лакированная, удобный, новая, старая.

    Пальчиковая гимнастика

    Скоро мы переезжаем, (Сжимают - разжимают

    Всё с собою забираем. пальцы на обеих руках одно-

    временно.)
    Стулья, стол, сервант, комод (Ритмично ударяют кулак

    Переедут тоже. о кулак и ладонь о ладонь.)

    Вот! (Делают громкий хлопок в ла доши.)
    В новом доме будут с нами (Складывают ладони уголком - «домик».)
    Два стола, комод с вещами,

    Кресла два, диван, кроватка,

    Где братишка мой спит сладко.

    Елена Константинова

    Задачи :

    1. Способствовать закреплению знанийосновных цветов (красный, зеленый, желтый, синий, знаний о величине (большой-маленький, форме предмета (круглый, поверхности предмета (колючий) .

    2. Использовать чувства познания : зрение, слух, осязание при закреплении в игре основных приемов работы с колючим шариком -массажором (Су-джок-терапия ) :

    Вращение шарика между ладонями;

    Прокатывание шарика в ладонях вперед и назад;

    Сжимание шарика в кулачок и разжимание.

    3. Стимулировать Су-джок -массажером речевые области в коре головного мозга.

    4. Развивать мелкую моторику и координацию движения обеих рук. Стимуляция осязательной активности.

    5. Развивать психические процессы (ощущение, внимание, воображение, память, мышление)

    Оборудование : разноцветные шарики Су-джок-массажеры (четыре основных цвета, аппликатор Ляпко, мнемотаблица по сказке «Разноцветные ёжики»

    Описание дидактического пособия «Разноцветные ёжики» Дидактическое пособие выполнено для закрепления сенсомоторных навыков у детей раннего и младшего возраста. Благодаря таким чувствам, как зрение, слух, осязание ребенок закрепляет понятия цвет, величина, форма, поверхность предмета в игре с колючим шариком Су-джок-массажером .

    Предварительная работа :Знакомятся дети с колючим шариком при рассказывании сказки по мнемотаблице, в которой говорится о том, как ежата раскрасили себя краскамии стали – разноцветными ёжиками. Дети держат их в руках, рассматривают, проговаривают форму, величину, цвет, чем покрыто тело ёжиков. Закрепляют основные движения : вращение между ладонями, прокатывание вдоль ладоней, сжимание шарика в кулачок.

    При выполнении пособиятребуется три листа белой бумаги формата А3. Стороны двух листов склеиваются так, чтобы получился высокий пакет. На одной из сторон во весь лист рисуется зеленый лес : деревья, трава, кустарники. На нем вырезаются четыре круглых отверстия, в которые входят разноцветные полусферы колючих шариков Су-джок , расположенных внутри пакета натретьем листе с нарисованной ежиной семьёй. В овальное отверстие вкладывается аппликатор Ляпко – это иголки мамы ежихи.

    Детям предлагается погулять по лесу по дорожкам . Пальчиками шагают по разным дорожкам в разном направлении, называют, что видят и ощущают (нажимают на колючую поверхность шариков Су-джок , бегают по аппликатору Ляпко)

    Кто же в лесу прячется – играет с нами в прятки? (ёжики) . Идет активизация речи детей -какого цвета увидели ёжика.

    Проверим, кто спрятался в лесу- скажем : «Выходи!» (из пакета достается лист, на котором нарисованы мама ежиха со своими ежатами). Дети берут в руки шарики -массажеры, катают их в ладонях – играют с ёжиками. Проговариваются слова : круглый колючий, маленький. У кого красный ёжик? (поднимают шарик над головой) . У кого синий, зеленый, желтый). Прячут шарик в кулачке, разжимают – играют в прятки. Заканчивается игра, когда мама ежиха зовет ежат домой.