Детское восприятие. Детское мышление, восприятие, речь, язык

Процесс познавания мира начинается задолго до того, как ребёнок достигнет дошкольного возраста. Ещё совсем маленький, годовалый малыш, найдя отвёртку, или любой другой острый предмет, с увлечением начнёт царапать мебель, обои и всё вокруг. Ведь в совсем юном возрасте малыши познают мир вокруг себя по средствам преобразования предметов. Всё должно быть опробовано на ощупь: отвинчиваем, пробуем на вкус, рвём, мнём, пока ребёнок не научится говорить. Такое мышление наглядно-действительное, в нём его сила, но и ограниченность.

Стремление понять «что внутри?» — основная задача человеческого мышления. Со временем, когда ребёнок начинает разговаривать, возможности его мышления многократно увеличиваются, т.к. теперь открываются ещё и невидимые вещи, которые уже нельзя опробовать, такие как сон, ветер, солнце. Вот теперь пытливый малыш начинает терзать родителей вопросами. И это хорошо, если ребёнок задаёт вопросы, плохо когда их не задают.

Важно – не отмахиваться от ребёнка, как можно сделать в результате повышенной занятости и отсутствия свободного времени, а постараться дать понятный для него ответ. Для начала – надо понять как воспринимает малыш интересующий его объект, что он о нём уже знает, какого ответа он ждёт и на каком языке с ним разговаривать. Для этого задайте интересующий ребёнка вопрос ему самому.

Помимо безопасных вопросов ребёнок может для исследования мира лезть туда, где может быть опасно — розетки, духовки, печки. Может попытаться попробовать на вкус то, что представляет . Отмахнуться фразой «Нельзя, потому что я так сказала» не годится, нужно всё объяснять — чем грозит то или иное действие. Даже, если дом оснащен современной охранной пожарной сигнализацией, это может не уберечь ребёнка от ожогов, если он доберётся до спичек или включенной конфорки, поэтому лучше постараться аккуратно познакомить ребёнка с огнём и той опасностью, которую он несёт. Сожгите что-то во дворе (тряпку, например). Пусть малыш наблюдает, как красиво горит, попробует поднести руку, чтобы почувствовать жар, после затухания попробует, какой горячий пепел. Это будет более доходчивым, чем сто раз повторить, что с огнём не играют. Так же наглядно можно продемонстрировать, как вянут цветы и трава, если их полить хлором для чистки туалета.

Во многих случаях, дети склонны одушевлять неживые предметы, явления, которых они не могут понять. Такое явление называется анимизмом. Вспомните: солнышко ложиться спать, хочет есть. Малыши говорят о явлениях и предметах так, как-будто те имеют волю, желания и т.д.

Такие «одушевления» являются следствием того, что детское мышление не имеет ещё чётких разграничений между одухотворёнными и не одухотворёнными вещами. Психические свойства ещё не являются прерогативой только живых, мыслящих существ. С чем связанны данные явления? Объяснения просты, зачастую мы сами при разговоре с ребёнком говорим: «кашка хочет, чтоб её съели» и т.п. Так же вспомним сказки, в которых оживают всякие колобки, а пальцы становятся мальчиками-с-пальчиками. Да и простое словосочетание «дождь идёт» может быть воспринято ребёнком буквально.

Не спешите рушить детское восприятие мира, для него - это способ хоть как-то систематизировать и понять необъяснимые для него вещи и информацию. Со временем он сам, и с вашей помощью тоже, разберётся что к чему, когда начнёт знакомиться с вещам более близко.

Ещё одна способность мышления дошкольника – это глобальность. Предметы воспринимаются им как единое целое. Разумеется, он различает такие свойства как цвет, запах, вкус, но всё же не так как взрослый. Малыш может рассматривать объём воды по высоте сосуда, количество пластилина по размеру его колбаски. Т.е. точная связь свойств объекта между собой ему ещё не известна. Можно, конечно, показать ребёнку, что количество стаканов воды в сосудах одинаковое, измерить, показать что две колбаски пластилина одинаковые по размеру, но всё же, об этой способности детского мышления к глобализации нужно помнить.

И, наконец, такое свойство детского мышления как феноменальность, т.е. несмотря на приведённые научные примеры ребёнок не спешит делать всё по-научному, а полагается на свои ощущения.

Почему родители желают воспитать одного ребенка, а он становится другим? Потому что они не знают как связаны слова, поведение родителей и детское мышление, восприятие, речь и язык .
Взрослые и дети говорят на разных языках.

Приветствую Вас, уважаемые посетители кабинета Олега Матвеева, где Вы можете задать один бесплатный вопрос психологу, психоаналитику онлайн
Желаю всем психического здоровья!

Детское мышление

Речь маленького ребенка еще не развита, детское мышление не словесно-логическое, как у взрослых, оно образное и предметное, а отношение к ним строится на эмоциях. Поэтому, о всех родительских словах и действиях, ребенок мыслит и понимает их по своему, по-детски.
И, на основе детского мышления, малыши выстраивают свое будущее поведение, которое, потом, уже во взрослой жизни, зачастую проявляется в повседневных делах и общении.

Детское восприятие информации

Детское восприятие и интерпретация вербальной и невербальной, а также кинестетической (прикосновения) информации, передаваемой родителями, происходит на своем, на детском языке. И основной источник детского восприятия — это не взрослые слова, а мимика , интонация, и самое главное, прикосновения, с помощью которых и передаются эмоции и чувства, а благодаря последним у ребенка выстраиваются образы и формируется мировосприятие и жизненная позиция — Я благополучен или Я не благополучен. Далее, точно также, строится отношение к себе, другим людям, и миру в целом.

Эмоции, и построенные на них чувства любви и принятия, или неприязни и отчуждения, воспринимаются ребенком из отношения к нему близких людей: нежности, объятия, прижимания и поглаживания, улыбки, сладкой, поющей интонации и живого блеска глаз любящей матери; или наоборот: черствости, холодности и отстраненности, каменного или искаженного гневом и пугающего лица, злобной интонации и страшного недружелюбного взгляда.

С помощью этого детского языка , не осознаваемого родителями, взрослые передают детям различные послания, чаще негативные, которые обретают программирующее воздействие. (жизненный сценарий)

На основе их, дети принимают свои первые решения, которые позже проявляются в адекватном или неадекватном поведении в отношении себя, других и окружающего мира.

Пример, интерпретации родительского послания на языке ребенка

Если малыш прошел необходимую фазу взросления, а родитель продолжает заботиться и опекать его как маленького, то ребенок воспримет это поведение, на своем детском языке, как послание «Не расти, оставайся маленьким», и примет соответствующее решение.

Но в подростковом возрасте может возникнуть конфликт, когда тот же родитель будет говорить, что мол пора стать взрослым и заняться делом, стать самостоятельным и ответственным, а от подростка будет видеть неадекватное поведение и протест. Бедный родитель будет недоумевать, почему он такой стал, ведь я все для него…
А причина — детское решение «Быть маленьким», которое подросток, будучи ребенком, воспринял от слишком заботливого родителя в виде послания на детском языке , чего сам родитель, конечно, не осознавал.

В итоге, как правило, человек с таким решением, так и не сможет стать зрелой личностью, и достичь чего либо в жизни.

А кто виноват? Виноват — крайний…

Подобных детских решений, основанных на скрытых, несознательных, родительских посланиях может быть множество. На их основе пишется сценарий будущей жизни человека, по сути, его судьба . И зачастую, судьба неудачника.
(мое будущее, судьба — тест)
Поэтому, молодым родителям стоит задуматься над этой проблемой, и отнестись к вопросу воспитания с особой ответственностью за будущее сегодняшнего малыша , т.к. к шести, семи годам сценарий уже будет написан.
(см. сценарий жизни — тест)
Во взрослой жизни его (сценарий) может изменить только глобальная катастрофа (например, война) или большая любовь.

Ну а без радикализма — психоанализ и психотерапия в союзе с огромным желанием человека.

Более полную консультацию и рекомендации по этой проблеме, Вы можете получить записавшись на онлайн прием психолога, психоаналитика Матвеева Олега

Желаю всем психологического благополучия!

Психологическая консультация посредством психотерапевтического письма —

Экспериментальная психология, исследуя деятельность органов чувств у маленьких детей, почти не находит разницы между детьми и взрослыми. Обоняние и вкус достаточно развиты у грудного младенца даже в первые месяцы. В первые же месяцы острота слуха становится уже достаточно высокой, и слух маленького дошкольника и даже малютки (если не иметь в виду специального музыкального слуха) во всяком случае не меньший, чем у взрослого.

То же можно сказать и об осязании (и вообще о кожных ощущениях). Острота детского зрения общеизвестна. Если раньше исследователи считали, что различение цветов начинается лишь в раннем дошкольном возрасте, то сейчас это мнение опровергнуто: уже грудной младенец тянется к определенным красочным предметам, и из того, что двухлетка не умеет называть цвета, еще не значит, что он не знает их. Можно из опыта видеть, как при выборе одинаковых по форме предметов он отдает предпочтение определенным цветам. Таким образом, вкус, обоняние, осязание и даже зрение у маленьких детей, по-видимому, почти такие же, как у взрослых. Тем не менее, восприятие у маленького ребенка очень своеобразно и сильно отличается от восприятия взрослого.

Мы получаем все наши знания из опыта посредством органов чувств. Наши ощущения являются отображениями объективной, независимо от нас существующей материальной действительности. Наши ощущения, наше сознание - лишь образ внешнего мира. Проверка этих образов, отделение истинных от ложных даются практикой. «Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, - вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. В практике должен доказать человек истинность, т. е. действительность, мощь, всесторонность своего мышления. Спор о действительности или недействительности мышления, изолирующегося от практики, - чисто схоластический вопрос. В свете этих общих философских положений диалектического материализма становится яснее особенности познания действительности маленьким дошкольником.

Практический опыт маленького дошкольника еще небольшой. Его практика еще не снабдила его достаточным критерием, отделяющим ложные образы от истинных. Поэтому малыш еще плохо разбирается в реальной действительности. Приблизительно только к 5 годам большинство детей научается отличать сновидения от действительности. Более младший ребенок принимает свои сновидения за действительно бывшее: он просыпается с плачем, что потерял мячик, что сестра съела его кушанье и т. д. Малютка принимает свое изображение в зеркале за другого ребенка. Маленький дошкольник 3 лет, а иногда даже и старше, относится к изображениям на картине, если они достаточно живы (особенно к портретам и изображениям животных), как к реальным существам: так, например, один трехлетний мальчик долго смотрел на большой портрет своего отца и, наконец, заявил, что папе надо выйти с картинки.

Различение отражения в зеркале от реального предмета происходит уже на втором году. Отношение ко всякой картине, как к картине, образовывается значительно позже - иногда даже в течение всего младшего дошкольного возраста (большую роль в сокращении этого срока играют разъяснения взрослых). Но сновидение, как было сказано выше, ребенок учится различать лишь к 5 годам. Здесь, конечно, большую роль играет развитие практического опыта ребенка: он убеждается практически в том, что виденное во сне не соответствует действительности. Но к сказкам у малыша сохраняется некритическое отношение во весь этот период: имея мало практического опыта, малыш к рассказываемому в сказке относится как к действительно бывшему, не отделяя еще в ней возможное от невозможного.

Вероятно, этим же объясняется в данном возрасте довольно частое смешение желаемого с осуществленным: ребенку, например, хочется получить картинку, он говорит: «ты мне ее даришь» и, не ожидая ответа, прыгает от радости и объявляет всем: «дядя подарил мне картинку».

Игра в значительной степени заполняет жизнь малыша. Вопрос о том, считает ли ребенок свою куклу человеком, свою игрушечную посуду действительно посудой, употребляемой в общежитии, неуместен: конечно, ребенок сознает разницу между живым человеком и куклой, посудой, стоящей в кухне, и игрушечной посудой, но дело не в этом. Вопрос не в том, галлюцинирует ли ребенок во время игры: конечно, нет. Пожалуй, неподходяще здесь, как это делают некоторые исследователи, говорить об «иллюзионизме» ребенка: впадая в иллюзию, мы серьезно принимаем дерево за человека. Такого серьезного отношения у играющего малыша нет: кукла - ненастоящий человек, игрушечная посуда - ненастоящая посуда. Но значит ли это, что к своим игрушкам, вообще к своим игровым ситуациям он относится несерьезно? Конечно, нет: он с сосредоточенным видом гребет, сидя на стуле, плачет, когда кто-нибудь «обижает» его куклу, и т. д. Однако, отношение ребенка к предметам своей игры не есть серьезное отношение, аналогичное серьезному отношению к вещам в бытовой практической жизни. Но это и не есть отношение не всерьез. Вообще отношение ребенка не дифференцировано еще так резко на серьезное и несерьезное, как у взрослых, вынужденных в своей практической деятельности проводить резкую грань между серьезным и несерьезным. Отношение ребенка не подходит ни под одну из этих категорий. Его отношение своеобразно: в данном случае, игровое.

В психологии, имеющей в виду, в первую очередь, взрослого, проводят отчетливое различие между представлениями и восприятиями, ощущениями и чувствами, но, когда речь идет о ребенке дошкольного возраста, установить такую ясную разницу между всем этим не удается. Есть основание думать, что у маленьких дошкольников имеются так называемые наглядные образы, которые по своему характеру занимают промежуточное положение между представлениями и восприятиями: восприятие ребенка по своей большой субъективности меньше отличается от представлений, чем восприятие взрослых, и представление детей ближе к восприятиям, чем представление взрослых.

Детские восприятия субъективнее восприятий взрослых, они больше смешиваются с представлениями. Точно так же и ощущения детей ближе стоят к чувствам, чем ощущения взрослых. Выражаясь терминами психологии, чувственный тон ощущения у детей выступает гораздо заметнее, чем у взрослых. Разницу между ребенком и взрослым в этом отношении можно хорошо видеть на примере боли. Порог периферических болевых ощущений у взрослых, по-видимому, ниже, чем у маленьких детей. Взрослые различают и локализируют болевой раздражитель гораздо лучше детей. Так называемая эпикритическая (различающая) чувствительность у взрослых лучше. Но общеизвестно, как сильно переживают дети боль, как сильно они чувствуют ее, как много такого, что не вызывает у взрослого боли, даже если оно фигурирует в большой степени, вызывает у детей боль. У детей больше, чем у взрослых, фигурирует протопатическая чувствительность, которая характеризуется большим чувственным тоном ощущений, но в то же время хуже различает качества объективной действительности.

Возможно, в связи с этим находится своеобразное аффективное отношение детей даже к неживым предметам: они иногда относятся к ним, как к имеющим определенный психологический характер. Двухлетка ушибся об пол и бьет пол на том основании, что он злой и сделал ребенку «бо-бо». Аффективная установка малыша влечет за собой его своеобразное отношение к сильно действующим на него неживым предметам: он сердится на них, наказывает их, жалеет и т. п.

Но детские восприятия не только еще недостаточно отдифференцированы от представлений и чувств; они так же недостаточно отдифференцированы друг от друга, и в этом отношении можно говорить о детской синестезии. Так, например, трехлетний ребенок, нюхая листок, заявляет: «листок пахнет зеленым». Даже, будучи 6-летним, он заявляет, что лучше слышит, если слушает с открытыми глазами.

Анализаторы маленького дошкольника еще далеко не достигли своего полного развития. Вот почему в программе раннего дошкольного возраста развитие анализаторов ребенка посредством всякого рода упражнений на различение цветов, тонов, осязаемых свойств материала и т. п. занимает очень большое место.

Восприятие мира детьми отличается от взрослого видения в первую очередь не отсутствием жизненного опыта, а необходимых навыков и знаний.

Именно поэтому для их воспитания, развития и обучения необходимо использовать различные способы, которые помогут ориентироваться не только в материальной жизни, но и будут фокусироваться на художественно-эстетическом развитии.
В процессе обучения родители и педагоги должны учитывать особенности восприятия у детей формы, цвета, времени, музыки, что будет способствовать целостному развитию личности.

Особенности восприятия детьми цвета

В период раннего и младшего возраста, когда все внимание ребенка направлено на познание нового, интерес к краскам обусловлен в большей мере возможностью делать яркие цветовые пятна на листе бумаги. На начальном этапе и при знакомстве с художественными возможностями многие дети не связывают цвет ассоциативно с эмоциями и настроением. Еще до того, как ребенок сможет держать кисточку в руках, он делает свои первые рисунки пальцами или ладошками.
В это время необходимо с учетом особенностей восприятия у детей цвета обращать внимание ребенка на художественные возможности цветовой гаммы для выражения собственных чувств и эмоций. Маленьких детей особенно привлекают яркие и чистые цвета. Это связано с восприятием детьми мира, который его окружает, особенностями образного мышления и эмоциональной сферы. Первые ассоциации обычно возникают при окрашивании всего листа, который воспринимается как цельный образ, а также цветных пятен и их формы.
По мере взросления восприятие детьми цвета меняется, как и сам процесс рисования, что свидетельствует об образно-смысловой деятельности. Постепенно за каждым цветом происходит закрепление типичной ассоциации, что на практике выражается в умении пользоваться палитрой.
С развитием восприятия мира детьми, умение распознавать и называть цвета можно использовать для усвоения новой информации, направленной на познание окружающего мира. Постепенно восприятие цвета вместо «красиво – не красиво» и «нравится – не нравится» должно меняться на формирование навыков и умения с помощью искусства выражать свои эмоции, мысли и чувства.

Особенности восприятие детьми музыки

Музыкальное восприятие – сложный процесс, в котором переплетены красота созвучий и сенсорные ощущения музыкальных звуков. Музыка рождает живые ассоциации, связывающие накопленный жизненный опыт, фантазию и происходящие в данный момент события. Восприятие детьми музыки зависит во многом от семейного воспитания и социальной среды. Если ребенка с детства окружает гармоничная музыка, его музыкальные образы будут яркими, а реакция достаточно оживленной.
Восприятие музыки некоторыми детьми в силу заложенных особенностей происходит естественно, но в большинстве случаев необходимо развивать способность слышать мелодию и гармонию, что происходит благодаря активации музыкального мышления.
Для развития музыкального вкуса в детских садах и школах обычно используется вокальная и инструментальная музыка. При этом маленьким детям наиболее близка и понятна вокальная форма звучания. Инструментальная музыка более сложна для восприятия, но через нее дети могут познать мир художественных образов. Знакомство с музыкой предусматривает ее целостное восприятие. Оно включает и осмысление настроения, и характеристику отдельных художественных приемов.
Развитие восприятия детьми музыки направлено на развитие эмоций, интересов, мышления, воображения и вкусов ребенка. Это необходимо для формирования основ музыкально-эстетического сознания и музыкальной культуры в целом. Эмоциональная отзывчивость детей на музыку тесно связана с развитием эмоционального фона и воспитанием таких качеств личности, как сочувствие, отзывчивость, сопереживание и доброта.
Многие педагоги считают, что прививать любовь к музыке необходимо с учетом особенностей восприятия у детей звукового ряда. Лучше всего развитию интереса к музыке способствует пение определенных тем музыкального произведения. Такие занятия также обогащают «интонационный словарь» детей, расширяют возможности музыкального восприятия и вырабатывают умение различать музыкальные направления и стили.
В работе с маленькими детьми по развитию музыкального восприятия довольно часто прослушивание пьесы сопровождается различными действиями – танцевальными движениями, маршировкой или похлопыванием в такт. Также развитию музыкальных особенностей восприятия у детей способствуют наглядно-зрительные представления о музыкальном произведении, для чего можно использовать рисунки или визуальный ряд. Для закрепления визуальных образов можно проводить дидактические игры, связанные с воспроизведением средств музыкальной выразительности – ритма, высоты звуков, тембра, динамики.
Введение в мир музыки на ранних этапах развития должно обязательно проходить с учетом особенностей восприятия у детей и быть направлено на помощь в понимании ее содержания и богатства музыкальных средств.
Для этого необходимо:
Подбирать музыкальный репертуар с учетом возраста и особенностей развития;
Использовать в работе пение, музыкальные движения, игру в оркестре, дирижирование;
Сочетать музыкальные занятия с изучением других видов искусства.
Итогом музыкальных занятий должно быть формирование у детей культуры слушания, развитие слуховой наблюдательности, эмоционального сопереживания и памяти.

Особенности восприятия детьми времени

При воспитании детей необходимо учитывать не только особенности восприятия у детей цвета и звуков, но и времени. Возникающие трудности психологи обычно связывают со специфическими особенностями времени, как объективной реальности, а именно его текучестью, отсутствием наглядных форм и необратимостью.
Восприятие детьми времени формируется постепенно, поскольку его можно осознать только опосредованно – через деятельность, чередование каких-либо постоянных явлений или движение. Сложность состоит в понимании смысла слов, обозначающих временные отношения, например, «вчера», «сегодня», «завтра», «скоро», «давно». Для развития понимания ребенком времени лучше всего использовать ритмичные процессы жизнедеятельности и их чередование с состоянием покоя.
По мере развития восприятия мира детьми увеличивается и их возможность оценивать и оперировать фактором времени. Обычно дети дошкольного возраста уже способны оценивать длительность одной минуты, однако это зависит от характера их деятельности в данный промежуток времени. Как правило, восприятие детьми времени часто неполно и не охватывает всех понятий, а возникающие в процессе деятельности положительные эмоции у детей, как и у взрослых, вызывают желание продлить приятный момент, что затрудняет оценку времени. Процесс формирования представления о времени обычно длительный и требует от родителей и воспитателей терпения и настойчивости.

Сегодня я хочу продолжить рассказ о своих наблюдениях тренера по шахматам и написать о детском восприятии и причинах ограниченности восприятия.

Опытный психотерапевт сразу обратит внимание на слова-обобщения и слова-категоричности в речи своего клиента. «Все», «всегда», «каждый»,«никогда», «любой», «самый»– когда эти слова в речи встречаются почти в каждом предложении, то сразу начинает чувствоваться категоричность, некая «законченность» в словах и мыслях подобного человека.

Очевидно, что категоричность проистекает из ограниченности, убежденности в правильности только одной точки зрения (своей). Пытаясь научить такого человека чему-то новому или объяснить что-то новое, нужно разгрести огромное количество завалов, состоящих из его «убеждений» и преодолеть сильнейшее сопротивление.

До недавнего времени подобное наблюдалось только у взрослых людей, но в последние годы все чаще встречается у детей.

Воздействовать на сознание таких детей очень сложно, так как они наполнены огромным количеством таких «убеждений». Подсознание же у них будто окаменевшее. Они не различают ни здравый смысл, ни логику, ни эмоциональный язык.

Мышление запустить очень сложно. Потому что как только включается свободное мышление, ставятся под сомнение все убеждения, «принесенные» из дома и происходит сильнейший внутренний конфликт.

Почему происходит подобное с детьми?

Обращали ли Вы внимание, какими словами хвалите ребенка, ругаете его, объясняете ему какие-то понятия?

«Не делай никогда» воспринимается как запрет и внушает страх.

Однако, оно полностью парализует мышление. Ведь не было объяснено, почему нельзя так делать и почему нельзя делать это никогда! Ребенок не понял ни на уровне мышления, ни на уровне эмоций, почему так делать нельзя. Он также не понял, какие могут быть последствия от его поступка или действия, какие реакции и эмоции могут вызвать. То есть «истину» ему внушили, но закрыли окно «обратной связи» с миром.

А изо дня в день произносимое,к примеру, «ты самый лучший (умный, талантливый, хороший)»? Хорошо, если ребенок поймет, что он самый лучший для своих родителей. А если нет? Такой ребенок ни за что не поверит, что совершил, к примеру, ошибку. Он ведь самый лучший! Если же поверит, он обесценит значение этой ошибки. Ну подумаешь, совершил ошибку! Какое имеет значение «маленькая» ошибка, если он лучший «с запасом», во всем!

Все это приводит к линейному мышлению и к весьма ограниченному восприятию.

Самое же губительное в том, что обозначив единожды «верхнюю планку», родитель обрекает ребенка на пассивность. Он и так лучший, к чему стремиться еще? Рассчитывать на ежедневное «живое» общение, похвалу, обсуждение он не может. Ему ведь сказали, что он самый лучший! Вот и живи с этим единственным «комплиментом».

Это обрекает на пассивность и апатию еще и потому, что не оправдав «ожиданий» родителей и не сумев остаться «лучшим», он неизбежно испортит отношения с ними. Да и какой ребенок может «забронзоветь» и оставаться одним и тем же? Такие дети, когда я их вызываю к доске и они не могут ответить, полны ужаса и страха.

Для них я придумал следующий способ. Я им предлагаю отвечать «не знаю». Вначале они смотрят на меня с явным подозрением и недоумением. Но увидев улыбку, соглашаются.

Возвращаются на место и не верят! Ждут двойки, окрика, критики. Бывают поражены, когда этого нет.

Я им всегда говорю, что «не знаю»- это тоже ответ.

Какое-то время подобные дети проверяют меня и пользуются этим правом «всласть» 🙂 Раскрепощаются и в дальнейшем отказываются от возможности ответа «не знаю». Им уже хочется размышлять, делиться своими мыслями. Они уже знают, что ошибаться нормально и естественно! Когда дети выходят из этого почти зомбированного состояния, то часто признаются, что они и не верили никогда родителям. Что «родители так говорят, чтобы отделаться, не общаться с нами и что на самом деле они так не считают».

Как известно, существует три типа учителей. Те, которые пытаются показать, как много они знают. Вторая категория, которая пытается доказать, как мало знают ученики. И, собственно, настоящие учителя, которые действительно учат мыслить, понимать и доносят знание.

Мне кажется, родители тоже стали трех типов.

Те, кто пытаются доказать, как много они знают. Те, кто пытаются доказать, насколько мало знают дети и третий тип, который учит думать и отвечает на вопросы так, чтобы у ребенка запустились мышление и понимание.

Хочу привести одну известную шахматную историю.

На турнире претендентов (победитель которого получал право сыграть матч за звание чемпиона мира) Михаил Таль проиграл важную партию и лишился уверенности и куража перед решающими битвами. Его многолетний тренер, Александр Кобленц, с которым у них были прекрасные, теплые отношения, решил подбодрить Таля и разыграть спектакль.

Он показал Талю одну из позиций, в которой Таль ставил очень красивый мат с жертвами фигур, и спросил: «А что Вы задумали на такой ход, Миша?» Конечно, Кобленц, сам сильный мастер, прекрасно видел задумку Таля. Но он решил сделать вид, что никак не может разгадать его замысел. Таль сначала не поверил и приговаривал: «Бросьте меня разыгрывать, Маэстро!» Но Кобленц свою роль разыграл прекрасно и стоял на своем! Наконец, Таль не выдержав, показал комбинацию, которую он задумал. Кобленц искренне поразился и воскликнул: «Миша, ты гений!»

Таль был настолько вдохновлен, что выиграл решающие партии, турнир претендентов, а потом и матч за звание чемпиона мира у Михаила Ботвинника!

Но когда Кобленц на одном из последующих турниров попробовал подбодрить Таля и повторил: «Миша, ты же гений!», то Таль помахал рукой и шутливо ответил: «Я знаю!» То есть Таль отказывался, пусть и в шутку, быть гением всегда,только лишь за одну комбинацию в одной партии!

Таль быстро распознал эту игру и отказался от нее!

Но едва ли это может сделать ребенок.

Уверен, что самооценку, живость, непосредственность и пытливость можно уничтожить не только критикой, но и нагрузив слишком большими ожиданиями, которые к тому же не проистекают из реальных возможностей и желания ребенка!

Очень часто психологи советуют, критикуя ребенка за какое-то действие, не критиковать его самого, его личность. Только само действие, сам поступок. Но почему-то они не советуют соблюдать это правило и при похвале. Не стоит внушать ребенку величие и исключительность. И не стоит таким образом уничтожать в нем истинный интерес к жизни и зацикливаться на себе и на своей исключительности!

Уверен, что ребенок (и не только ребенок) предпочтет получить похвалу 10 раз в 10 разных дней вместо одной большой похвалы. Это обеспечивает устойчивую связь и живое общение с собственными родителями и с внешним миром!

Еще одно наблюдение: ребенок, которому внушили его исключительность, не может по-настоящему отдаться игре в шахматы и «чувствовать» ее. Причина печальная и одновременно смешная.

Он уверен, что, к примеру, угрозы, которые создает соперник, направлены не против его фигур, не против его позиции и не в игре, а против НЕГО САМОГО и НЕ В ИГРЕ! Оказывается, таким образом соперник пытается доказать ему, что он плохой, не умный и даже издевается над ним! Возникает какая-то совершенно иррациональная враждебность, совершенно неадекватные выводы и искривленное восприятие реальности.

Я часто играю с детьми без ферзя, без двух ладей. Это называется «игра с форой». Детям нравится такая игра, это «уравнивает» шансы и позволяет научиться реализовывать материальное преимущество. Разумеется, чтобы выиграть без ферзя, приходится ставить какие-то мелкие ловушки, чтобы отыграть материал и уравновесить материальное соотношение. Но эти ловушки «попутные», то есть в них попадаться вовсе не обязательно.

Помню, как один мальчик из хорошей семьи, умный и способный в шахматах, после одной из таких угроз во время игры вдруг выдал: «А Вы наглый!»

Я настолько был поражен и мне настолько захотелось понять, в чем же состоит моя наглость:) что не смог даже рассердиться:)

Спрашиваю: «почему же я наглый?»

– потому что ставите ловушки и хотите у меня выиграть!

– Как же я должен у тебя выигрывать без ферзя?

– Как угодно, но только не издеваясь надо мной!

Когда едем на соревнования, такого ребенка не интересует дорога, виды за окном, название города, куда мы едем. Его не интересует регламент турнира, количество участников. Вопросов обычно два: «А там тоже умеют хорошо играть?» и «А я смогу всех обыграть?»

Я готов счесть это за целеустремленность и полную концентрацию на успехе, но, к сожалению, подобное восприятие продолжится и за доской.

Такой ребенок не заметит состояния соперника во время игры, не сможет сделать выводов по первым ходам о реальной силе соперника и, как следствие, не сможет отличить косвенные угрозы от непосредственных. Получается своеобразная дихотомия. Ребенок различает только свои собственные замыслы и угрозы или же сосредоточен только на угрозах и замыслах соперника. «Соединить» и различить и то, и другое одновременно не получается.

Я занимался как-то в течение полугода с сильной шахматисткой, сейчас она международный гроссмейстер. У нее была проблема: она не могла адекватно оценивать угрозы соперников и не могла оценивать позицию объективно. Я предложил в партии, во время хода соперника вставать и оценивать позицию со стороны соперника. И при этом представлять, что она играет за ту сторону. Когда она смогла это сделать, невольно улыбнулась. Насколько все раскрылось в другом свете! Сразу стали понятны достоинства собственной позиции и недостатки позиции соперника! Также как и недостатки собственной позиции и угрозы со стороны соперника.

Умение видеть себя со стороны и понимать, как ты выглядишь, как выглядят твои действия, позволяет получить огромное количество «незаметной» информации. Это сразу приводит к умиротворению, так как устанавливается качественная обратная связь с внешним миром и появляется уверенность.

Настоящая Уверенность, в основе которой Знание и Спокойствие.

Маркосян Давид Сергеевич , международный гроссмейстер, тренер по шахматам