Дед Мороз − факты и суеверия. Подарки и плохое поведение

Под новый год многие родители задают мне вопросы, как влияет способ проведения этого праздника на психологическое состояние ребенка. Здесь я собрала несколько типичных вопросов на тему новогоднего праздника.

Нужно ли ребенку верить в Деда Мороза? И стоит ли родителям рассказывать ребенку про него сказки, поддерживать веру в то, что подарок под елку положил Дед Мороз? Действительно ли эта вера в чудо является полезной для психики ребенка?

Да, вера в Деда Мороза положительно влияет на ребенка. Атмосфера сказки, волшебства и чуда, которая сопровождает ребенка в детстве, имеет двойную пользу:

В детстве приятные эмоции, связанные с предвкушением и переживанием чуда, способствуют улучшению психологического состояния ребенка. Детство – далеко не безоблачное время в развитии человека. Для ребенка многое ново: задачи, отношения с людьми, собственные переживания, конфликты. Не успевает он к чему - то приспособится, привыкнуть, как взросление подбрасывает ему новые задачи. Ребенок большую часть времени находится в состоянии адаптации к меняющимся внешним и внутренним условиям жизни. От ребенка многое требуют: надо делать не так, как хочется тебе, а так, как хочется родителям. Детство часто сопровождается различными стрессовыми ситуациями, а атмосфера чуда и праздничной сказки уравновешивает негативные переживания и помогает детям пережить неприятные эмоции.

Взрослея человек, разумеется, перестает верить в существование Деда Мороза, но чувства, которые были связаны с Новогодним праздником остаются на всю жизнь. И для взрослого человека то особое состояние, которое способен принести праздник, также очень ценно. Это ресурс, который может помочь справляться с трудностями, восстанавливаться, черпать вдохновение для творческого решения жизненных задач.

Каким должен быть подарок ребенку на Новый год? Дарить ли то, о чем ребенок очень мечтает и давно просит?

Конечно, дарить желательно именно то, о чем мечтает ребенок. А не то, чего хотели бы его родители. Ведь подарок, прежде всего, должен принести как можно больше радости тому, кому он предназначен.

Если игрушка с точки зрения родителей вредная, то они могут регулировать время, которое ребенок может играть с этой игрушкой.

Что делать, если ребенок хочет получить довольно дорогой подарок, а у родителей нет на него средств?

Прежде всего, не побуждать описывать свои пожелания Деду морозу в письмах. Зачастую детские «заказы» деду Морозу весьма подробны и экзотичны, дети могут подробно описывать характеристики и внешний вид подарка. В таком случае родители могут попасть в весьма неприятную ситуацию. Лучше сказать ребенку, что у Деда мороза уже есть всем замечательные подарки, они могут в точности совпадать с тем, что желает ребенок, а могут и отличаться. Но, в любом случае, Дед Мороз готовит подарок каждому. Дальнейшая задача родителей состоит в том, чтобы быть действительно чуткими и подарить ребенку если не самый дорогой подарок, то уж точно подарок, соответствующий вкусам ребенка.

Можно ли сгладить разочарование от подарка и как, если это не то, о чем мечтал ребенок?

Изначально нужно настраивать ребенка, что подарок, это все - таки сюрприз, и как любой сюрприз, он непредсказуем. Согласитесь, что подарок известный заранее, пусть даже и самый желанный, теряет значительную часть своего обаяния! Такой подход избавит ребенка от конкретных ожиданий в отношении подарка. Компенсировать недостаточную ценность подарка можно особым способом оформления или обыграть вручение подарка.

Если ребенок все же разочарован, то нужно просто быть рядом и помочь ему это разочарование пережить. Возможно, поговорить с ребенком о его чувствах.

Разочарование - это такое же нормальное чувство, как и любое другое, не стоит всеми силами ограждать от него ребенка. В процессе роста ребенок должен сталкиваться со всеми, в том числе и с болезненными чувствами, учиться с ними обращаться. (Зачем нужны негативные эмоции можно прочитать ).

Не стоит обижаться или злиться на ребенка, который не оценил ваш подарок. Дети, особенно дошкольники, реагируют естественно, и если подарок пришелся не по душе ребенку, то родители скорее всего это увидят.

С какого возраста начинать делать подарки?

Подарок - это положительные эмоции не только для того, кому сделан подарок, но и для самого дарящего .

Соответственно, подарок делается родителями в тот момент, когда они хотят получить эти приятные эмоции от акта дарения. С возрастом ребенка это никак не связано.

Поощрять ли в ребенке желание написать Деду Морозу письмо и в этом письме попросить о подарке на Новый год? Можно ли использовать это в воспитательных целях?

На мой взгляд, крайне нежелательно использовать Деда Мороза в воспитательных целях. Поведение, которое вы смогли выжать из ребенка только под угрозой того, что Дед Мороз не принесет ему подарка, все равно долго не продержится. Если родители опираются на подобный шантаж в отношениях с ребенком, это уже само по себе говорит об определенном педагогическом тупике. Если ребенок ведет себя вежливо и хорошо только потому, что хочет подарок, то, что родители будут делать после праздника? Чем покупать послушание? Такие методы не формируют внутренней ответственности и навыков желательного поведения у ребенка.

Письмо Деду морозу с просьбой об определенном подарке связано с определенным уровнем достатка в семье и изобилием предлагаемых товаров . Если семья живет именно в такой среде, то письмо Деду морозу вполне уместно. Оно хорошо тем, что взрослые могут подключиться к игре (оформлять письмо, нести его в специальный почтовый ящик и проч.). Не забудьте пояснить, что Дед мороз, скорее всего, достает свои подарки в тех же местах, что и люди, это избавит вас от фантастических просьб ребенка.

С другой стороны, элемент неожиданности у заказанного заранее подарка теряется. В последнее время дни рождения и Новый год становятся более утилитарными из-за списка подарков, которые известны заранее. Это практично с точки зрения энергозатрат, но лишает праздник некоторого количества душевных вложений, делает его способом потребления новых товаров. В общении с ребенком лучше сохранить хотя бы небольшой элемент неожиданности.

Стоит ли родителям дарить подарок отдельно от себя, если есть уже подарок «от Деда мороза»?

Люди дарят друг другу подарки в Новый год, и, естественно, родители дарят ребенку подарки. Со временем и от ребенка ожидается нечто похожее. Вот и получается, что один подарок ребенок получает как бы от Деда Мороза (чтобы поддержать атмосферу сказки и чуда), а другой подарок родители дарят ему в рамках общей традиции делания подарков близким людям.

Любой подарок принесет больше радости, если его получение связано с дополнительными эмоциями. Такие эмоции получаются, например, из неожиданного обнаружения подарка (под елкой, под подушкой, в специальном новогоднем носке, подвешенном за окошком).

Либо для того, чтобы усилить эмоциональный подъем, вы можете использовать идею поиска подарка по специальным знакам или даже преодоления небольших «препятствий» на пути к подарку. Например, ребенок может найти инструкцию по поиску подарка, в которую будут включены некоторые испытания (разгадать загадку, расшифровать карту и проч.)

Дед Мороз из Великого Устюга готов стать талисманом Зимних Олимпийских Игр в Сочи 2014 года в случае победы на всероссийском конкурсе олимпийского символа. Об этом сказочный персонаж объявил во время прогулки по пляжу Сочи.

Дед Мороз в сопровождении чиновников из правительства Вологодской области в конце минувшей недели прилетел в Сочи, чтобы посетить Девятый Международный инвестиционный форум «Сочи-2010». Своим неожиданным визитом добрый волшебник удивил участников делового мероприятия...

Создание Деда Мороза как обязательного персонажа новогоднего ритуала приписывается советской власти и приурочивается к концу 1930-х годов, когда после нескольких лет запрета вновь была разрешена елка. Стремительный процесс разработки этого образа как непременного участника детского праздника елки стал возможным в предвоенные годы только при опоре на литературную традицию и бытовую практику, в основных чертах сложившуюся задолго до Октября…

Русский Дед Мороз выглядит чуть иначе, а его история восходит к Морозко из славянского фольклора. Если Санта Клаус больше похож на гнома, то Дед Мороз у это великан, богатырь, обходящий дозором свои владения, сковывающий льдом реки и озера, а заодно и одаривающий детей.

Его минус - зачастую просит исполнить что-нибудь для себя. Не из-за жадности - просто душа просит. Но для безголосых, безногих, страдающих склерозом все окупается тем, что у нашего Деда есть Снегурочка – она не только одарит...

У каждого уважающего себя профессионала, коим является и Дед Мороз, обязательно есть коллеги. Люди мало сведущие в вопросах образов и родословных новогодних персонажей обычно считают, что всё это один новогодний супер-волшебник.

А потому безжалостно переводят Santa Claus как Дед Мороз и наоборот. Уверяем Вас, у Деда Мороза столько же общего с Санта Клаусом как, например, у Останкинской телебашни и Эйфилевой. Не верите? Судите сами...

На этой странице собраны имена и описания коллег Деда...

Джаред Дотчи, помощник профессора в Университете штата Канзас, настаивает на том, что нет конкретного возраста, когда ребёнок должен перестать верить в Деда Мороза. Дети часто утрачивают веру в него постепенно, по мере того, как они становятся старше.

Эксперт не считает, что родителям надо рассказывать детям о том, что Санта Клауса не существует.

Дети наивны, поэтому их мышление достаточно легко воспринимает элементы фантастики и магии. Они не считают, что это выдумка. Вот почему детям так...

Верят ли нынешние дети в Деда Мороза или просто притворяются ради нашего удовольствия, - у каждого из нас свои личные представления на этот счёт. Французский психолог Рене Заззо, один из крупнейших исследователей детства, попытался выяснить это научными методами.

Оказалось, что в шестилетнем возрасте в Деда Мороза (у французов, кстати, звать его Пер-Ноель) верят все, а к восьми годам таких остается лишь четверть. В десятилетнем возрасте происходит крушение иллюзий уже у всех. Но даже в этом...

Воры похитили мешок подарков у римского Деда Мороза, которые он заготовил для нуждающихся детей к зимним праздникам. Инцидент произошел в канун Рождества, 24 декабря, однако через несколько дней после этого злоумышленники вернули подарки.

В роли Деда Мороза выступил местный бизнесмен, который накупил подарков на тысячу евро, чтобы порадовать детей. Он рассказал, что был чрезвычайно раздосадован пропажей мешка. Но когда воришки вернули его, Дед Мороз был тронут, так как обнаружил в мешке не...

1. Головной убор.

У Деда Мороза – шапка, отороченная мехом. У Санта-Клауса – ночной колпак с помпончиком.

Дело в том, что в России зимой в мороз без шапки на улицу не выйдешь, и никакой колпачок не спасёт от мороза.

Если быть точным - красная шапка на голове Деда Мороза должна быть расшита серебром и жемчугом. Оторочка, или залом, должна быть отделана белым мехом с треугольным вырезом выполненным на лицевой части - стилизованные рога. Форма шапки - полуовал, так как круглая форма шапки...

Хорошо ли детям верить в Деда Мороза? Накануне Нового года этот вопрос всерьез волнует некоторых православных родителей. Что делать, если сами они росли в семьях неверующих, где Рождества не было, зато были Дед Мороз и Снегурочка! А у наших православных детей как должно быть? Без «пережитков язычества»? И мамы прячут под елку подарок «от ангела», от «младенца Христа» или просто «от родителей» — «а деда Мороза никакого нет!». Так что в детском саду у всех детей подарки от Деда Мороза, а у нашего, православного, — эксклюзивный, от ангела. А может, нужно относиться к этому проще?

Оставьте детям сказку и чудо!

Другие православные родители не торопятся убеждать детей в том, что любимого детского персонажа новогодних праздников на самом деле не существует. Иерей Алексей Агапов , настоятель храма Святого Архистратига Божия Михаила (г. Жуковский), отец четверых детей: «Мы Деда Мороза любим и всегда приглашаем к детям. Дед Мороз — это сказка. А для ребенка сказка — очень важная часть его мира, для него совершенно очевидно, что сказка есть! И когда люди, сами с разрушенным укладом, вдруг решают ниспровергнуть все основы и сделать все заново и правильно, когда они лишают детей этапа мифологического сознания, они наносят им большой вред. Сказка — часть живой фольклорной традиции, которая есть во всех культурах. Мы не понимаем, почему и зачем это есть, но может быть, лучше не ломать, а бережно отнестись к тому, что традиционно существует? Давайте к святым отцам обратимся: и Василий Великий, и Иоанн Златоуст были воспитаны на языческой литературе и философии, и впоследствии ни то ни другое не отвергали как что-то ненужное и вредное (у Василия Великого есть даже статья «О пользе для юношества языческих сочинений»). Никто из них не говорил: «А, это все язычество! Там меня учили ходить коленками вперед — буду теперь из принципа ходить коленками назад».

Семейный детский психолог, сотрудник Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Свято-Даниловом монастыре Светлана Перегудова тоже защищает Деда Мороза: «Если говорить ребенку, что Деда Мороза нет, что это языческая выдумка или что Дед Мороз — переодетый актер, такая сугубо реалистическая позиция родителей лишает ребенка связи со сказочным миром. Детский мир очень символичный, в нем еще только налаживается связь между сказкой и реальностью. Через сказку ребенок познает отношения людей, свой внутренний мир, через сказку он понимает место чуда в жизни и вообще возможность чуда, возможность иного мира. Сказочный мир — это образ мира иного: мира божественного, мира ангелов, являющегося в чудесах. И задача родителей — помочь ребенку осознать это».

А иначе, если быть последовательными, «правильные» православные родители должны запретить детям читать все волшебные сказки. Или читать, постоянно напоминая, что фей и волшебников нет. Но ведь они есть — в сказке! И отец Алексей, и Светлана Перегудова считают, что, стремясь оградить ребенка от «неправильных сказочных чудес», родители убивают детскую способность верить в чудо как таковое. Отец Алексей: «А потом вырастают взрослые люди, совершенно забывшие и не понимающие, что такое удивление перед чудом. Они говорят: “ Ну и где этот рай и ад? Где это находится — под землей, над землей? Космонавты летали, ничего не видели!” А когда в душе человеческой уживаются вещи, рационально никак не сочетаемые, — это хорошо».

Светлана Перегудова: «Родители, которые очень четко хотят обозначить для ребенка реальность духовного мира, оградив его от всего “вредного”, рискуют вырастить рафинированного человека. Опасно отделять ребенка от всего остального мира: вот христианские ценности, а остальное — зло, весь остальной мир с его культурой, сказками, в которых есть след язычества. При таком подходе даже Колобок становится подозрительным персонажем — у него тоже языческие корни. Надо не отгораживаться от мира, а научиться ко всему правильно относиться.

Чудо праздника, Дед Мороз, Снегурочка очень привлекательны для детской души, но если он чувствует, что родители этого не одобряют, он может принять запрет, но в то же время сожалеть о нем, испытывать недовольство родителями из-за того, что они лишили его мира чудес и волшебства. Есть примеры искаженного аскетического воспитания детей в семьях, когда детям не дают сладкого, не устраивают праздников, т. е. лишают основных радостей детства. Такой ребенок, чувствуя себя обделенным, в период подросткового протеста отказывается от веры родителей: “Не хочу, если в этом нет радости”. А ведь в православной вере как раз есть радость, есть место добрым чудесам! Дед Мороз — это сказочный образ, который помогает ребенку в собственной жизни увидеть чудеса. Так что должна присутствовать и реальность духовного мира с его ценностями: “Для нас, христиан, важно вот это”, и в то же время обычная, свойственная детям реальность сказки».

Обе реальности нужны, но каждая по отдельности, не нужно встречу с Дедом Морозом превращать, например, в беседу о Рождестве. Иерей Александр Лаврухин, директор Димитриевской православной школы (Москва), отец пятерых детей: «Мы пригашаем Деда Мороза к детям на приходскую елку, он играет с ними, дети его любят, мы не собираемся бороться с обычаями, в которых нет ничего греховного. Но Дед Мороз не должен становиться этаким преподавателем воскресной школы, говорить детям о Христе, о Божией Матери. Потому что тогда происходит смешение шутки, сказки, игры – с Истиной. Вот это плохо, а не сам Дед Мороз!»

Переодетый папа

Ребенок ждет прихода сказочного деда, глаза его горят, и вот Дед Мороз приходит — а у него оказываются обыкновенные брюки, ботинки вместо валенок. Не настоящий! А если еще и ботинки знакомые…

Отец Алексей Агапов: «Да, у меня был такой случай: “И этот не настоящий…” — и все, у ребенка глаза померкли, всякий интерес теряется, и родители не в силах ничего сделать. Поэтому у нашего православного Деда Мороза, которого мы все очень любим, все мелкие детали совпадают с традиционным обликом, это очень важно».

Светлана Перегудова считает, что такое разочарование — дело поправимое: «Даже если ребенок видит, что это папа или сосед, нужно сказать, что это тоже чудо, что человек не просто так пришел и подарил подарок, чтобы ты ему сказал “спасибо”, а решил тебя порадовать в честь волшебного праздника и остаться неизвестным. Ты не расстраивайся, что это не настоящий Дед Мороз! Ведь в сказке они точно есть! Может, он еще придет? Нужно обязательно оставить место для новогоднего чуда. Не зря оно в культуре закрепилось и сопровождается подарками, утешением человека из года в год, дает вкус жизни, учит ребенка радоваться, благодарить Бога и ближних».

Дети постарше, конечно, и сами давно понимают что к чему. Но любовь к Деду Морозу у многих все равно остается. Священник Алексей Агапов: «Наши дети, особенно старшие (старшему сыну — 13, дочке — 11), уже знают, что это сказка, знают, что кто-то нарядился. Мы им говорим: “Мы малышей повезем в гости, к ним там Дед Мороз придет”, а они: “Как, а к нам не придет?” — “А надо, что ли?” — “Ну как же, конечно! Ну пожалуйста!” И вот он приходит, играет им на балалайке, они поют ему песни, они готовятся к этому событию. Как, по какому принципу у них это в голове уживается? Не знаю!»

Так что на прямой вопрос ребенка «А дед Мороз на самом деле есть?» — отец Алексей советует отвечать прямо и честно: «На самом деле есть! Где он живет? В сказке! А где сказка находится? Ну-у-у, за горами, за лесами…»

Когда в России появился Дед Мороз?

Отвечает Елена Левкиевская, доктор филологических наук, этнолингвист, фольклорист, ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН:

— Дед Мороз — это советский персонаж, появившийся в сталинскую эпоху, а именно в 1936-1937-е годы. Именно с этого времени он входит в утвержденный педагогическими комиссиями репертуар детских новогодних праздников.

Смутные черты образа Деда Мороза можно найти в традиционной святочной обрядности. Например — в маске святочного деда, одного из ряженых.

В городской русской культуре, особенно в крупных городах, под влиянием западноевропейской культуры в XIX веке начинают распространяться рождественские елки (крестьянская среда никаких елок не знала). К концу XIX — началу XX века елки становятся не только домашним явлением, но и элементом школьной жизни. Начинают выпускаться сценарии проведения рождественских елок, которые проходят цензуру и педагогические комитеты. Из всех известных исследователям сценариев только в одном наряду с другими ряжеными выступает Дед Мороз, явно списанный с западноевропейского Санта-Клауса, народного варианта представлений о святителе Николае. Но если в Западной Европе этот образ даже на поздравительных открытках был самым частым (около 200 видов открыток с его изображением), то у нас из 88 дореволюционных рождественских открыток только на одной есть некий русифицированный Санта-Клаус.

В1918 году все старые праздники были объявлены буржуазными и запрещены, в том числе празднование Рождества, рождественские елки. Однако в середине 1930-х годов выстраивание советской империи потребовало новых ритуальных действий, которые бы сплачивали общество. В декабре 1935 года в газете «Правда» появляется статья Павла Постышева «Давайте устроим детям хорошую новогоднюю елку!» Публикация в «Правде» приравнивалась к директивному указанию, так что на новый 1936 год впервые после революции были устроены школьные елки, которые из рождественских превратились в новогодние. В срочном порядке были придуманы сценарии их проведения. Но образ главного героя, который объединял бы вокруг себя новогоднее действо, еще только нащупывался.

Как массовый образ советских школьных елок, Дед Мороз появляется к новому 1937 году. Не последнюю роль здесь сыграли поэма Некрасова «Мороз, Красный нос» и «Снегурочка» Островского. Частично за основу был взят образ западноевропейского Санта-Клауса, но, конечно, наряженного в национальные одежды. На елках для старших детей Дед Мороз был единственным главным персонажем, а на елках для малышей в качестве посредника между Дедом Морозом и детьми впервые выступает его внучка Снегурочка, близкая детям по возрасту, которую они не боятся. Потому что, по воспоминаниям, дети совершенно не понимали, кто такой Дед Мороз, и страшно его боялись. Характер, маска Деда Мороза еще не определился. Опираясь на некрасовский образ, актеры пытались играть сурового деда, который выходил к детям и басом декламировал известный отрывок: «Не ветер бушует над бором…» Дети пугались, плакали, не хотели брать у него подарки. Дед Мороз в 1930-х годах просто свалился детям на голову, и ни дети, ни актеры не понимали толком, что это за явление.

Но, как ни странно, Дед Мороз довольно быстро прижился, вокруг него стала появляться масскультура. Например, в военные годы на новогодних открытках уже были сюжеты, связанные с Дедом Морозом: он изображался с мешком оружия, которое дарит солдатам, была даже открытка, где Дед Мороз был со сталинской трубкой.

Тогда же окончательно сложился его образ: это добрый дедушка, который очень расположен к детям, всех защищает и борется со злыми силами. Ему помогает Снегурочка и разные волшебные помощники. Этот образ укореняется в 1950-е годы, не в последнюю очередь благодаря киносказкам и мультфильмам на эту тему. Начинается коммерциализация образа, и через фирмы добрых услуг можно стало пригласить Деда Мороза в любой дом.

Постепенно персонаж, прочно вписанный в советскую идеологию (Дед Мороз воевал против буржуев, помогал пионерам и т. д.), терял идеологизированные черты и превращался в художественный образ, в доброго сказочного героя.

Дед Мороз и ваш ребенок.

Встреча с Дедом Морозом для детей огромное событие. И задача родителей не разрушить веру своего ребенка в Деда Мороза, создать праздничную атмосферу и постараться подарить своему ребенку сказку.

Организация детских праздников - не столь легкое как кажется и более того, очень ответственное мероприятие.

К приходу Деда Мороза необходимо подготовиться. Выясните какой подарок хотел бы получить ваш ребёнок. Для этого можно посоветовать ребёнку написать письмо Деду Морозу или позвонить. Таким образом, вы будете точно знать о чем мечтает ваш малыш. За несколько дней до прихода Деда Мороза расскажите ребёнку, что скоро к нему придёт Дед Мороз. Если это в первый раз, то расскажите о том, что Дед Мороз большой и добрый, весёлый и ласковый. О том, что он всегда знает, о чем мечтает малыш и какой подарок ему принести. Хорошо, если вместе с ребёнком вы приготовите подарок Деду Морозу: нарисуйте картинку, сделайте поделку, обязательно разучите стишок, песенку, придумайте загадки. И вместе с ребёнком нарядите ёлку.

Мало пригласить Деда Мороза, к его приходу надо готовиться!

Приглашая Деда Мороза, обязательно расскажите ему об особенностях вашего ребёнка. Дед Мороз должен знать о нём как можно больше. Если ребёнок писал письмо Деду Морозу, то он должен получить ответ до прихода Деда Мороза, либо Дед Мороз должен упомянуть о том, что ребенок ему написал. У ребенка вера в Дедушку Мороза укрепится полностью.
В день прихода Деда Мороза сделайте так, чтобы всё было необычно, не так как всегда. Ваш ребенок в этот день проснётся рано. Так что всё «чудесное» надо приготовить с вечера. Уже утро должно начаться необычно. Украсьте комнату шарами, светящимися гирляндами, «дождиком». В комнате, где спит малыш, обязательно должно что-то измениться.

И вот Дед Мороз на пороге вашего дома. Пусть ребенок проводит его к ёлочке, покажет, как украшена комната, подарит ему свой подарок. Сами не уходите из комнаты. Иногда Дед Мороз приходит со Снегурочкой и еще каким-то сказочным персонажем. Во время спектакля будьте активны, участвуйте в играх и забавах, оказывая нужную помощь вашим гостям. Ребенок быстрее справится с робостью, если вы будете рядом, да и праздник будет веселее, если в нем участвует больше народу. Но, не берите инициативу на себя, не мешайте Деду Морозу. Проследите, чтобы лишнего шума не было, чтобы был включён или телевизор или магнитофон. Дед Мороз дарит подарки, прощается и уходит. Теперь вы с ребёнком внимательно рассмотрите подарок.

Постарайтесь в этот день не омрачать радости малыша - не ругайте его, не делайте замечаний. Разрешите ребёнку то, что разрешаете очень редко. Ваш ребёнок потом еще долго будет вспоминать о настоящем Деде Морозе и радоваться чуду встречи с ним. У него появится хороший стимул примерно себя вести, слушаться родителей, лучше учиться, лучше кушать и т.д. Ведь тогда на следующий год добрый дедушка придет к нему снова и принесёт с собой сказку! Даже, когда пройдёт много лет и малыш подрастёт и поймёт, что это только красивая игра, сказка, светлое чувство к доброму старику, в чудесный праздник. В чудеса останется в его душе навсегда. А он понесет это душевное богатство и веру в сказку дальше - своим детям.

Мало кто из любящих родителей принимает решение в самом раннем возрасте рассказать ребенку, что Дед Мороз не существует. По мнению детских психологов, малышам чрезвычайно важно до поры до времени верить в чудо. Знание, что где-то есть добрый и справедливый волшебник, которому ты небезразличен, придает детям уверенности. Сказочный персонаж учит добру и великодушию в мире, границы которого гораздо шире квартиры и семьи.

Есть взрослые, всеми силами поддерживающие в ребенке веру в Мороза и Снегурочку: не ленятся рисовать из снега «следы», ведущие к елочке, сочиняют письма детям от дедушки, создают собственный дизайн конвертов, штампы почты Великого Устюга, пускаются на прочие ухищрения – лишь бы создать на Новый год ощущение сказочного присутствия. Напротив, некоторые родители решаются сами рассказать ребенку правду про Деда Мороза, считая, что иначе чадо оторвется от реальности, научится брать, а не давать.

Во втором классе средней школы одна учительница задала детям написать сочинение на тему «Письмо Деду Морозу». Была осень, и ученики рассказали дедушке об окружающем пейзаже и как они ждут зимнего волшебства. Второй преподаватель в параллельном классе безапелляционно заявил: никакого Деда Мороза нет. Никто не ожидал, что дети, вслух потешавшиеся над новогодними сказками, испытают шок – они разрыдались. Выходит, в глубине души каждый из них верил в чудо.

Когда и как нужно рассказать ребенку правду про Деда Мороза?

Когда начинать разговор с ребенком о существовании Деда Мороза? Тогда, когда сын или дочь сами спросят об этом. Такой точки зрения придерживаются многие детские психологи. Важно, чтобы переход от вымышленного мира в действительный был плавным! Можно рассказать детям, что в России есть официальный новогодний дедушка, проживающий в Великом Устюге. Покажите фото его резиденции, напишите письмо на pochta-dm.ru или отправьте по Почте России. Хорошо, если у семьи есть возможность воспользоваться предложениями туроператоров, которые организуют туры на родину Деда Мороза.

Рекомендуется рассказать ребенку, что в других странах есть аналогичные зимние фольклорные герои. Например, к американским и канадским малышам приходит Санта Клаус, к исландским - Йоуласвейнны, итальянским - Бабо Натале, даже у отдельных российских народов есть свой дедушка, например, Паккайне у карел. А значит, во всем мире дети ждут новогоднего чуда, и это для них очень важно! Однако персонажи, выполняющие почетную миссию, не успевают везде – отсюда такое большое количество Дедов Морозов и Снегурочек, актеров и актрис, разносчиков писем и подарков, помощников новогоднего героя.

Чуткие и тактичные родители найдут слова, чтобы объяснить ребенку правду про Деда Мороза. Например, могут сказать следующее.

  • Ощущение чуда хрупко, и важно сохранить его. Пока ты веришь в Деда Мороза, он будет существовать.
  • Мир меняется, и ты растешь, многое тебе начинает представляться иначе. Может, Дед Мороз и не волшебник – как знать? Но он существует, чтобы радовать детей.
  • Новогодний праздник – особенное торжество, от него зависит, как мы проведем наступивший год. Мама и папа не очень верят в чудо, но втайне надеются, что желания, загаданные с 31 декабря на 1 января, сбудутся.

Существует ли волшебство?

Безусловно, волшебство существует! Чудо карнавального перевоплощения, когда серьезные взрослые примеряют на себя шуточные роли; семья, забывшая ссоры и обиды и собравшаяся за праздничным столом; новогодние представления, туристические туры с аниматорами и просто прогулка в сказочно красивый снежный лес – все в ваших руках! Волшебство может произойти благодаря родителям, а не Деду Морозу. От вас зависит, станет ли Новый год прекрасным воспоминанием или малыш испытает горечь от разбившейся мечты.