Что делает психолог с детьми. Детские психологи: чем они занимаются

Можно сказать, что к психологам все уже привыкли. Эти специалисты помогают решать личностные проблемы, проводят психологическое тестирование, проводят тренинги, обучающие эффективно общаться и разрешать конфликты, составляют психологические портреты и характеристики и многое другое. Но все это касается, в первую очередь, взрослых людей.

А чем же занимаются детские психологи? В каких ситуациях родителям может быть полезна, а в каких просто необходима консультация этого специалиста? Как выбрать хорошего специалиста для ребенка? На все эти вопросы попытаемся дать ответы в этой статье.

«Может, к психологу?»

Почему, вообще, у родителей появляется мысль обратиться к детскому психологу? Нередко это рекомендация воспитателя в детском саду либо школьного учителя ребенка. Кроется за ней обычно непохожесть ребенка на остальных детей. Агрессивный или застенчивый, медлительный или невнимательный, в общем, так или иначе, выделяется на общем фоне. «С вашим ребенком что-то не так, сводите его к психологу» - эту фразу, наверное, слышали многие родители.

Первая реакция мамы на подобные заявления - защита. «С моим ребенком все в порядке!». Иногда защита и правда вполне правомерная, ведь бывает, что индивидуальные особенности ребенка - не его проблема, а проблема педагогов, которые не могут найти нужный подход. Но может быть и другая ситуация. Может оказаться, что воспитатель, и правда, видит те стороны жизни вашего малыша, которые вы не замечаете. К примеру, открытый и общительный дома, он может испытывать проблемы в общении со сверстниками в садике. Такие ситуации тоже не редкость. Так что всерьез отнеситесь к словам педагогов, расспросите об их видении проблемы.

Если осталась какая-то тревога за своего малыша, визит к психологу поможет разобраться с объективной ситуацией, с эмоциональным состоянием ребенка. Выявить причины возникающих трудностей, если они есть. В конце концов, ведь не считается чем-то зазорным посещать стоматолога для проверки и необходимой профилактики. Почему-то и психологах же иногда сохраняется такое мнение, что визитом к этому специалисту подтверждаешь свою «ненормальность». Это, конечно же, не так, психолог, вообще, по определению, работает только с психически здоровыми людьми.

Другой случай возникновения мысли обратиться к детскому психологу часто совпадает с так называемыми возрастными кризисами в развитии ребенка (год-полтора, три-четыре, шесть-семь и подростковый период). Что происходит в эти моменты? Возрастной кризис означает, что в развитии человека происходит резкий скачок, что-то радикально меняется. Мама и папа же не успевают привыкнуть к этим изменениям, не учитывают их в общении, используют воспитательные приемы, уже не действенные в новых условиях. Все это накладывается на повышенную эмоциональность ребенка, характерную для переходных периодов. Капризы, агрессия, упрямство ребенка - и чувство беспомощности у родителей.

«Я не знаю, что делать с этим ребенком!». Вполне естественная реакция - обратиться к специалисту. И это в самом деле может помочь. Психолог поможет разобраться в сути возникших трудностей, подскажет воспитательные приемы, а при необходимости позанимается с ребенком, чтоб помочь ему преодолеть непростой период.

Что делают детские психологи?

Итак, эти или какие-то другие причины привели вас к мысли об обращении к детскому психологу. В чем же может заключаться его работа?

Психодиагностика

Любой психолог владеет довольно большим набором психодиагностических средств и методик. Их цель - определить объективное состояние человека, выделить его причины, а также оценить уровень развития тех или иных психических процессов (памяти, внимания, мышления и т.д.). Если для взрослых часто используются тестовые методики, известные многим, то в арсенале детского психолога обычно это особые методики для детей. Специалист может попросить вашего ребенка что-то нарисовать, может поиграть с ним в увлекательную игру - на самом же деле с помощью этих процедур выявить необходимые данные.

Развивающие занятия

С помощью развивающих психологических игр психолог поможет развить у ребенка разные необходимые навыки и качества. Внимание, память, усидчивость, логическое и образное мышление - в арсенале детского психолога развивающие игры для самых разных возрастов. Чаще всего, развивающие психологические занятия проводятся сразу с группой детей, в таком случае ребенок также учится общаться с другими детьми, воспринимать социальные нормы.

Детская психотерапия

При наличии у ребенка серьезных эмоциональных или личностных трудностей может потребоваться специально организованная психотерапевтическая работа. Это могут быть занятия на снятие тревожности, страхов, на повышение самооценки, на снятие агрессивных тенденций. Детская психотерапия может потребоваться, если ребенок пережил сильный стресс - потерю близких, физическое или психическое насилие и т.п. Методы, применяемые в детской психотерапии, многообразны. Например, для совсем маленьких детей очень действенным методом оказывается так называемая песочная терапия (специально организованные занятия с песком). Для детей постарше очень эффективна бывает сказкотерапия (занятия с применением специальных психотерапевтических сказок, как готовых, так и составляемых в ходе взаимодействия ребенка с психологом). Игра, рисунок, сказка - все знакомые и интересные для ребенка предметы и занятия становятся в руках специалиста мощным средством помощи.

Консультирование родителей и семейное консультирование

У психологов есть такая известная аксиома «Проблемы маленьких детей - это проблемы родителей». И это на самом деле так. При внимательном рассмотрении причины всех детских трудностей находятся в семейных проблемах и конфликтах, неадекватности стиля воспитания и т.д. Потому зачастую получается так, что для решения проблемы ребенка достаточно родителям самим разобраться в причинах и изменить что-то в своем поведении, в ситуации, окружающей ребенка. Психолог на консультации поможет вам увидеть себя со стороны, объективно оценить свои методы воспитания. Хороший психолог никогда не будет судить или упрекать вас за что бы то ни было, он просто даст вам в руки новые, более эффективные инструменты воспитания, расскажет больше о возрастных особенностях малыша. Грамотно проведенная консультация очень часто снимает необходимость специальной психологической работы с самим ребенком. И с другой стороны, работа психолога с ребенком без параллельного консультирования родителей обычно малоэффективна, ведь после занятий ребенок вновь возвращается в семью.

Где найти детского психолога и как выбрать хорошего специалиста?

Ставка психолога сейчас предусмотрена практически во всех образовательных учреждениях. Если ваш ребенок ходит в детский сад или в школу, там, скорее всего, есть штатный психолог. Есть два плюса обращения именно к штатному психологу. Во-первых, его консультация бесплатна. Второй плюс в том, что психолог обычно уже знает вашего ребенка, а также имеет возможность понаблюдать за ним взглядом специалиста в его обычной жизни, что может дать массу ценной информации. По вашей просьбе психолог может побывать на занятиях в детском саду, обратить внимание на поведение ребенка, его эмоциональные реакции, а после этого дать грамотные рекомендации, как вам, так и воспитателям. При этом психолог образовательного учреждения обычно не занимается детской психотерапией, у него просто нет возможности уделить много внимания работе с одним конкретным ребенком.

Психолога для развивающих и коррекционных занятий можно найти в различных центрах - центрах раннего развития, центрах психологической помощи и тому подобных. Некоторые из них предоставляют свои услуги также бесплатно.

Многие детские психологи также занимаются частной практикой, их объявления можно найти в газетах или Интернете, узнать о них от знакомых.

Как же выбрать хорошего специалиста для ребенка? На что нужно обратить внимание?

Во-первых, конечно, на наличие у специалиста диплома о высшем психологическом образовании. В последнее время на психологов учат на множестве всевозможных курсов и краткосрочных программ, но качество такого обучения оставляет желать лучшего.

Во-вторых, желательно, чтобы специалист прошел специализированные программы повышения квалификации, желательно посвященные детской психотерапии. Расспросите специалиста о методах, которые он использует, профессиональный психолог не будет делать из этого секрета и с удовольствием расскажет вам о том, что он может предложить для работы с ребенком.

Важно подыскать для ребенка именно детского психолога. Специалист, который блестяще помог вашей подруге разобраться с проблемами в личной жизни, вовсе не обязательно также эффективно сможет помочь вашему ребенку. Осведомитесь у специалиста, опыт работы с детьми какого возраста у него есть, с каким возрастом он сам предпочитает работать.

Одно из важных профессиональных качеств именно детского психолога - умение быстро найти контакт с ребенком. Ни в коем случае не ведите ребенка второй раз к специалисту, если он наотрез отказывается идти. Видимо, по тем или иным причинам контакта не получилось, а эффективности от такой работы - никакой.

При этом имейте в виду, что не стоит ждать быстрых результатов и каких-то ярких изменений в своем ребенке после первых же занятий. Главный критерий, что вы правильно выбрали специалиста, который можно применить первые несколько занятий - ребенок готов идти занятие вновь и вновь.

Напоследок хочется напомнить известную фразу «У счастливых родителей - счастливые дети». В желании сделать счастливым, психологически благополучным своего ребенка не забывайте о себе, и это автоматически скажется и на вашем малыше.

Чаще всего родители обращаются к детскому психологу в случае изменений в поведении и состоянии ребенка. Они хотят, чтобы ребенок садился ужинать сразу, как только его позовут за стол, чтобы убирал свои игрушки и засыпал, как только ляжет в кровать.

Детский психолог начинает работать с родителями, а не с детьми, ведь часто они сами воспитывают ребенка таким образом, что впоследствии не могут справиться с ним самостоятельно.

Очень важно понимать, что родительский авторитет не безграничен. Родителям необходимо сформулировать для ребенка основные социальные и культурные правила, на которые ему надо ориентироваться, чтобы взаимодействовать с другими людьми. При этом не следует занимать позицию «над ребенком»: внушать ему свои представления о том, что он должен чувствовать, о чем ему нужно думать, какую профессию выбрать. От родителей часто можно услышать фразу: «Я лучше знаю, как тебе нужно», сопровождающейся другой: «Я желаю тебе добра, все это только ради тебя». Эта фраза – весьма распространенный способ манипулирования людьми, попытка заставить их делать то, что вы хотите. Чаще всего такие назидания вызывают у ребенка либо бурный протест и агрессию, либо чувство собственной беспомощности и незначимости, а это прямой путь к заниженной самооценке, зависимости и пассивности во взрослой жизни.

Родителям при всей их любви к детям иногда приходится быть строгими и запрещать делать то, что детям очень хочется (например, долго играть в интересные игры на компьютере, лакомиться множеством сладостей или зажигать в квартире спички). Главное помнить, что есть запреты, которые не следует нарушать, и есть ситуации, в которых необходимо позволять детям проявлять свою самостоятельность. Например, выбирая ребенку одежду, спросите его мнение или позвольте ему самостоятельно выбрать понравившуюся вещь.

Учитесь правильно разговаривать с детьми

Хвалите за поступки

Когда вы хвалите ребенка, будет нелишним, если вы объясните, за что именно. Ребенок будет лучше запоминать, что нужно сделать, чтобы порадовать маму, и будет стремиться делать это как можно чаще. В таких случаях полезно будет отметить его усердие, сказав: «Мне так приятно, когда ты сам моешь за собой тарелку!» или «Я очень рада, что ты сам садишься за уроки». О принципах позитивного воспитания детей, которое помогает развивать у них самостоятельность и находить силы для преодоления жизненных трудностей, нам рассказывала и известная телеведущая Оксана Федорова в пятом выпуске передачи «Мы-родители».

Наказывая, объясняйте

Ребенок имеет право знать, за что его наказывают. Если вы поставите его в угол и повысите на него голос, он будет сам искать причину, по которой с ним так обошлись. Часто дети в таких ситуациях думают, что это они плохие и потому заслуживают наказания. Родители, которые воспитывают ребенка таким образом, занижают его самооценку. Для ребенка родитель – непреклонный авторитет, и если мама или папа говорят, что ты плохой, значит, так оно и есть. В случае если ребенок совершил какой-то проступок, важно сказать ему об этом, желательно используя конструкции типа «Мне очень неприятно, когда дети не моют руки перед едой» или «Я очень сержусь, когда дети бьют других детей».

Дети хотят знать правила, по которым люди живут в обществе, и с удовольствием их выполняют. Например, в игровой деятельности они стараются неукоснительно следовать всем правилам и активно возражают против их нарушений. Поэтому всегда объясняйте правила, которые вы устанавливаете, и сами не забывайте следовать им, ведь дети будут брать с вас пример.

Уважайте мнение ребенка

Ребенку с раннего возраста необходимо давать понять, что родители относятся к его мнению с вниманием и уважением. Воспитание в диалоговой форме способствует личностному развитию ребенка, развитию сознания и самосознания его личности, утверждает психолог Тамара Флоренская.

В седьмом выпуске программы «Как воспитать счастливого ребенка» мы расскажем вам о том, как важно демонстрировать свою любовь малышу, быть ответственным и терпеливым родителем.

Будьте честными с детьми

Дети очень чувствительны к обману. Родители часто спрашивают у детского психолога, надо ли говорить своему ребенку, что он самый лучший, самый хороший, самый умный и так далее. С одной стороны, ребенок должен чувствовать, что вы его любите и принимаете, каким бы он ни был, что бы он не сделал. Но с другой стороны, – когда малыш пойдет в детский сад, а потом в школу, он узнает, что есть дети намного умнее его (так может сказать учительница) и обязательно найдутся те, кто сильнее его физически, или те, с кем больше хотят дружить. Можете себе представить разочарование ребенка, который был уверен в своем исключительном превосходстве над остальными. Тогда он приходит к логичному выводу, что родители его обманули.

Безусловно, ребенку следует чувствовать вашу любовь и поддержку, но если он что-то делает не так, нужно в спокойном и дружелюбном тоне честно объяснить это.

Будьте последовательны в своих требованиях

Еще одна распространенная ошибка, которую совершают родители, касается выполнения тех правил, которые они устанавливают. Если, например, родители постоянно напоминают ребенку, что за столом нельзя разговаривать, а сами непринужденно беседуют во время ужина, ребенок поймет, что правила можно легко нарушить. Поэтому детские психологи рекомендуют: если вы устанавливаете правила, соблюдайте их сами потому, что пример, который родители подают своим поведением, является значимым ориентиром для детей.

Так, в четвертом выпуске программы «Как воспитать счастливого ребенка», психолог Сабина Кулиева рассказывает, почему необходимо уважать ребенка и его мнение, а также быть последовательными в его воспитании.

Общайтесь с ребенком на равных

Родители часто приходят к детскому психологу с вопросом: «Как сделать из своего ребенка выдающегося человека?». Такая формулировка содержит в себе ошибки, препятствующие этому благородному намерению. Помните, преследуя такую цель, вы можете отнять у малыша возможность стать самостоятельной и полноценной личностью, которая несет ответственность за свои поступки и находит свой путь в жизни согласно внутренним побуждениям.

Посмотрев следующее видео, вы узнаете, как важно быть защитником для ребенка и позволить ему быть личностью.

Помогите ребенку стать личностью

Что могут сделать родители, чтобы помочь своему ребенку стать личностью? Детские психологи дают простые советы, которых можно придерживаться при общении со своими детьми.

  • Вместо того, чтобы планировать жизнь ребенка на двадцать лет вперед, спросите себя: Каким он станет в будущем?»
  • Постепенно давайте ребенку свободу выбора, начиная с незначительных мелочей, вроде того, что он сегодня хочет на ужин – рис или картофельное пюре, какой мультфильм хочет посмотреть: про поросенка или про волка и зайца. Общаясь с ребенком таким образом вы не только учите его принимать самостоятельные решения, но и помогаете ему прислушаться к своим ощущениям, он начинает понимать, что ему нравится больше, а что – меньше. Сначала в еде, потом в игрушках, а затем и в своей жизни.
  • Учитесь слушать своих детей. Как часто бывает, что ребенок говорит родителям, что он обижен или скучает, а они не хотят выяснять причины этой проблемы. Взрослые быстро забывают, что значит быть детьми. С их позиции проблемы малыша – это пустяки, не стоящие внимания. Но для ребенка – это целая трагедия! Поэтому необходимо научиться уважать своего ребенка, это придаст ему в будущем уверенность в себе и своих силах.

Важно относиться к ребенку, как к взрослому человеку, который имеет право на свои собственные чувства, свой взгляд на вещи, свои предпочтения, вкусы и желания, которые не всегда совпадают с представлениями о них у родителей. Тогда вы узнаете, какое это увлекательное занятие – вместе со своим ребенком заново открывать, как устроен мир, и учиться понимать себя и строить свою судьбу.

Анна Тоскина

Детский психолог занимается выявлением и коррекцией взаимоотношения ребенка в коллективе, с родными и окружающим его миром. Этот специалист поможет ребенку преодолеть различные страхи, научит концентрировать свое внимание на занятиях и многое другое.

Что входит в компетенцию врача Детского психолога

Прежде всего, психолог – это не врач. Это специалист с высшим гуманитарным образованием, получивший подготовку в области научной и прикладной психологии. Психологи обладают значительным багажом знаний о развитии и функционировании психики, о психологии личности и психологии индивидуальных различий.

Как правило, психолог имеет специализацию в одной или нескольких областях практической психологии: детская психология, социальная психология или организационная психология. Психологи в большей степени сосредоточены на проблемах в целом психически здоровых людей.

Под названием «психолог» в массовом сознании зашифровано до десятка профессий, которые зачастую имеют мало общего друг с другом. Здесь и психологическое консультирование, и психодиагностика, и психологическое тестирование (например, по профориентации), и бизнес-консультирование с коучингом, и тренинги с психологическими группами.

Существуют также специалисты по теоретической психологии: академические психологи-исследователи и психологи-педагоги и преподаватели. Перечисленные представители разных психологических специальностей не могут заменять друг друга, как гинеколог без должной переподготовки не может лечить клиентам зубы.

Но когда мы собираемся к психологу по поводу своего или детского душевного нездоровья, по поводу семейных неурядиц или проблем на работе, то чаще всего мы подразумеваем именно практического консультирующего психолога. В идеале, специалист-консультант обладает не только теоретическими знаниями, но и уверенными навыками работы с клиентами.

Хорошо, если психолог сам проходил психотерапию: во-первых, для того чтобы лучше понимать механизмы работы психики в кризисных ситуациях, а во-вторых, для того чтобы не пытаться за счет клиентов решать свои собственные проблемы.

Психологи-консультанты помогают найти выход из кризисной ситуации, поверить в свои силы, найти внутренние резервы, выйти из депрессии. В зависимости от сложности проблемы, от состояния клиента, от техники, в которой работает психолог, речь может идти как о краткосрочном консультировании, рассчитанном на одну или две встречи, так и о длительной терапии протяженностью от нескольких недель до нескольких месяцев, а то и лет.

Какими заболеваниями занимается Детский психолог

- Депрессия.
- Диссоциативная амнезия.
- Диссоциативная реакция бегства (бессознательное бродяжничество).
- Игромания: Пустые мечты о выигрыше.
- Ипохондрия.
- Пограничное расстройство личности.
- Расстройство нарушения телесной формы
- Расстройство расщепления личности (Синдром множественной личности).
- Расстройство стереотипных движений.
- Руминационное расстройство.
- Синдром нарциссизма.
- Театральное (драматическое) расстройство личности.

Какими органами занимается врач Детский психолог

Нервная система.

Когда следует обращаться к Детскому психологу

- неудовлетворенность собой и своей жизнью;
- депрессия;
- отсутствие понимания с близкими людьми;
- расставание, развод или другие кризисные ситуации в личной жизни и на работе.

У детей – в том числе для диагностики и коррекции познавательной сферы (внимание, мышление, память, воображение) – при задержке речевого и психического развития, трудностях в обучении, для диагностики готовности ребенка к школе;
- страхи, тревожность;
- энурез, тики, заикание;
- психосоматические заболевания (если вы заметили, что у ребенка при стрессах обостряются хронические заболевания – астма, язва, нейродермит);
- проблемы в общении со взрослыми и ровесниками;
- агрессия, гиперактивность;
- если ребенок пережил сексуальное, физическое или психологическое насилие;
- после травмы (смерть близкого человека, развод родителей, операция, ДТП и проч.)

Когда и какие анализы нужно делать

Психолог проводит с детьми психологические тесты.

Какие основные виды диагностик обычно проводит Детский психолог

- Психологическая диагностика.
- Развивающие занятия (индивидуальные и групповые);
- Ггруппа Монтессори;
- Игровая, песочная терапия, арттерапия;
- Группы общения;
- Нейропсихологическая диагностика и коррекция;
- Психотерапия (в том числе и для родителей);
- Логопедические занятия. Что нужно детям для счастья?

Наверняка многие родители замечали, что их отношения с ребенком порой становятся отдаленными, а сам малыш отчуждается и становится менее общительным. В каждом случае причины могут самые разные. Однако психологи утверждают, что основная проблема заключается в отсутствии регулярного непосредственного общения родителей с детьми. И это не удивительно, ведь в наш век современных технологий многие родители зачастую ошибочно полагают, что мобильный телефон способен компенсировать их личное присутствие и общение с ребенком.

Стоит заметить, что подобные проблемы могут привести к серьезным трудностям в воспитании ребенка уже в школьном возрасте. Ведь из-за нехватки общения ребенок легко может попасть под дурное влияние сверстников.

Но как построить нормальные и полноценные отношения с малышом?

Начать необходимо с совместного времяпровождения. Какими бы важными не были дела, следует, как минимум раз в неделю организовывать совместные прогулки (очень важно участие обоих родителей). Это может быть выезд на природу, поход в цирк или просто ближайшая детская площадка. Для ребенка, как правило, интерес представляет не само мероприятие, а возможность провести время с родителями, которые постоянно на работе, заняты своими делами либо просто игнорируют необходимость общения с ребенком.

И обязательно, выделяйте хотя бы час в день для душевного общения с ребенком. Отключите телефоны, отложите все дела, выбросьте на время все свои проблемы и посвятите этот час своему ребенку.

Взрослые порой заблуждаются, наивно считая, что дорогой подарок способен сгладить их отсутствие и заменить ребенку радость общения. Мимолетное счастье от дорогой игрушки у малыша, как правило, редко запоминается на длительное время. Однако отказываться от подарков вовсе не следует.

Стоит обратить внимание на увлечения ребенка, его заинтересованность, например, мультфильмами. Весьма кстати может быть подарок в виде футболки с прикольными надписями. Особенно, если вы выберете футболку с надписью, соответствующей интересам ребенка, вместе. Вашему чаду будет приятно осознавать, что родители также следят и интересуются его увлечениями. К тому же такая футболка будет постоянно с ним и сможет символизировать родительское внимание и любовь. Можно подарить ребенку какую-нибудь одежду с изображением его любимых мультяшных персонажей, например, футболки с симпсонами либо кепки с Покемонами…

И все же, как показывает практика, детское счастье нельзя купить ни за какие подарки. Ребенок как никто другой способен распознать искренность взрослых. Ведь важен не сам подарок, а любовь, забота и внимание родителей.

Акции и специальные предложения

Медицинские новости

30.01.2019

Канадские ученые из из Университета Калгари провели исследования для определения взаимосвязи между развитием ребенка и его временем проведенным у экрана гаджета.

Когда нужен детский психолог?

Идея обращения к специалисту часто возникает в период возрастных кризисов (год-полтора, три-четыре, шесть-семь и подростковый период). В развитии ребенка происходит резкий скачок, серьезные перемены. Мама и папа не успевают привыкнуть к этим изменениям, не учитывают их в общении, используют воспитательные приемы, уже не действенные в новых условиях. Все это накладывается на повышенную эмоциональность ребенка, характерную для переходных периодов.

Но возможна и другая ситуация, при которой воспитатель действительно видит те стороны жизни вашего малыша, не заметные вам. Объективный взгляд специалиста по детской психике в этом случае не будет лишним.

Есть еще ряд ситуаций, когда полезно проконсультироваться с психологом или посетить курс занятий:

Период адаптации к детскому саду и к школе. Это всегда время повышенной нагрузки на психику ребенка, последствия которой не всегда видны. Важно объективно оценивать психологическое состояние ребенка и своевременно помогать ему преодолевать возникающие трудности.

Семейные проблемы (развод родителей , затяжные семейные конфликты и т.д.). Даже если кажется, что конфликты никак не отражаются на ребенке, имеет смысл обратиться к психологу для диагностики эмоционального состояния малыша. В ряде случаев может потребоваться цикл занятий со специалистом, чтобы помочь ребенку принять перемены в семье.

Оценка готовности к школьному обучению (6-7 лет). От уровня подготовки во многом зависит будущая успеваемость первоклассника . Психолог поможет оценить этот уровень и даст рекомендации по выбору наиболее оптимальной учебной программы для подготовки, исходя из особенностей ребенка.

Резкие перемены в поведении ребенка (особенно появление ярких признаков агрессивности, депрессии , страхов и тревоги), не имеющие под собой очевидных причин. За такими переменами может стоять психологическая травма, о которой ребенок не может впрямую рассказать родителям. Распознать ее поможет специальная психологическая диагностика.

Работа детского психолога может включать в себя:

Психодиагностика

Любой психолог владеет довольно большим набором психодиагностических средств и методик. Специалист может попросить ребенка что-то нарисовать, может поиграть с ним в увлекательную игру . На самом же деле с помощью этих процедур выявить необходимые данные.

Развивающие занятия

С помощью психологических игр специалист поможет развить у ребенка необходимые навыки и качества. Внимание, память, усидчивость, логическое и образное мышление - в арсенале детского психолога развивающие игры для самых разных возрастов.

Детская психотерапия

При наличии у ребенка серьезных эмоциональных или личностных трудностей может потребоваться психотерапевтическая работа. Это могут быть занятия на снятие тревожности, страхов, агрессивных тенденций, а также на повышение самооценки. Игра, рисунок, сказка - все знакомые и интересные для ребенка предметы и занятия становятся в руках специалиста мощным средством помощи.

Семейное консультирование

Для решения проблемы ребенка зачастую достаточно родителям самим разобраться в причинах и изменить что-то в своем поведении, в ситуации, окружающей ребенка. Грамотно проведенная консультация очень часто снимает необходимость специальной психологической работы с самим ребенком.

Визит к психологу поможет разобраться с объективной ситуацией, с эмоциональным состоянием ребенка, выявить причины трудностей. Для этого вовсе не нужно дожидаться критической ситуации, психологическая профилактика не менее важна, чем медицинская.

Для чего нужен психолог в детском саду? Каковы требования к нему, и какие функции он имеет право выполнять? Эти вопросы задают себе многие родители. Маленький человечек попадает в непривычную, странную и новую для него обстановку детского сада. Вокруг много детишек и взрослых, следует подчиняться распорядку, самостоятельно кушать и играть с другими детками, учиться общаться со сверстниками и взаимодействовать со взрослыми. Помочь ребенку адаптироваться и проследить за его состоянием должен педагог-психолог в детском саду. Для многих малышей такое учреждение – первый серьезный стресс. Чтобы избежать неприятных последствий, не стоит оставлять кажущиеся на первый взгляд проблемы маленьких воспитанников без внимания.

Кто такой психолог?

Педагог-психолог в детском саду является очень важным специалистом для деток, их родителей и персонала учреждения. Родителям не стоит пугаться, если с их ребенком работает психолог - он не врач и не ставит диагнозы деткам. Его задачи иные.

Трудится психолог в трех направлениях:

  • Работа с ребенком. Специалист оценивает личностные характеристики малыша, его психотип, особенности психики и поведения, его природные наклонности, страхи. Зная особенности каждого конкретного ребенка, психолог в детском саду помогает адаптироваться к новым условиям, найти общий язык со сверстниками и воспитателями, решить конфликтные ситуации и помочь, если у малыша проблемы. Работа психолога с детками объединяет функции психологического ведения и педагогики.
  • Работа с родителями ребенка. Пожалуй, детский садик является для родителей малыша стрессом даже большим, чем для самого воспитанника. В задачи психолога входит работа с мамами и папами в нескольких направлениях: помочь осознать новый статус ребенка, объяснить, как вести себя с ним, как работать в области развития своего малыша, решать конфликтные ситуации. Специалист подсказывает родителям дальнейший путь воспитания. Также в задачи психолога входит выявление отклонений в развитии и сообщение родителям о том, что их чадо нуждается в консультации врачей.
  • Работа с персоналом детского садика. Есть мнение, что труд воспитателя низкоквалифицированный, простой, не требующий особых сил и специальных навыков. Это огромная ошибка. Психолог в детском саду как раз осуществляет работу с воспитательским составом, помогает с проблемными детками и выполняет наставнические функции по части работы с ребятами. Каждый педагог должен найти общий язык со всей группой малышей, подобрать ключик к маленькому сердечку, стать другом, покровителем и наставником.

Функции психолога

Стоит рассмотреть подробней, какие функции выполняют психологи в детских садах. Они следующие:

  • адаптивная;
  • диагностическая;
  • педагогическая;
  • консультационная;
  • аналитическая;
  • проблемная.

Адаптивная

Психолог помогает адаптироваться каждому ребенку к условиям детского садика. Как правило, большинство детей не могут сразу осознать, где они находятся, что вообще происходит и как себя вести. Ребенок находится в состоянии стресса, и задача психолога – поработать с ним, чтобы условия детского садика стали для каждого малыша естественными и комфортными.

Работа ведется как с коллективом в целом, так и с каждым ребенком. Для осуществления этих функций создается дневник психолога в детском саду. В нем специалист отмечает пункты плана по адаптации младших детсадовцев и ребят, попавших в учреждение в более старшем возрасте. Он расписывает план мероприятий по работе как с малышами, так и с родителями, и воспитательским составом.

Задача этого этапа – помочь каждому ребенку осознать себя частью коллектива и почувствовать себя комфортно в условиях детского садика.

Диагностическая

В рамках этой функции психолог в детском саду проводит диагностику психотипа ребенка, его способностей и наклонностей, возможных проблем. Для того чтобы успешно работать с каждым малышом, следует знать, чем он живет. Также осуществляется диагностика знаний и умений (насколько хорошо дети могут ходить на горшок, пользоваться столовыми приборами, вести себя в коллективе, взаимодействовать с другими детьми и проч.).

Помимо базовых навыков, потребностей и особенностей малышей, психолог в процессе диагностики выявляет проблемы каждого ребенка. Это могут быть:

  • логопедические проблемы;
  • привычки нервного толка (грызть ногти, ковырять в носу);
  • задержка в развитии;
  • расстройства поведения;
  • прочие проблемы.

С учетом результатов выстраиваются занятия психолога в детском саду с малышами. Если потребуется, он направит ребенка на консультацию к узкому специалисту.

Педагогическая

Психолог – это в первую очередь педагог, задачей которого является всестороннее развитие каждого ребенка. Для выполнения этой задачи психологи в детских садах:

  • разрабатывают развивающие и обучающие программы для деток всех возрастных категорий;
  • составляют график развивающих игр;
  • проводят игровые психотесты для контроля за развитием деток;
  • разрабатывают методы социальной адаптации и усвоения базовых навыков (сюда относятся: правила поведения, взаимодействие в коллективе, представления о мире и прочие);
  • проводят обучающую работу с персоналом;
  • беседуют с родителями деток;
  • разрабатывают мероприятия по адаптации проблемных ребят (с поведенческими нарушениями, без серьезных психических либо физических расстройств).

Консультационная

Психолог работает путем общения. Консультации психолога детского сада могут носить характер:

  • личный (беседа с каждым ребенком);
  • общий (работа с детским коллективом);
  • личный (беседа с каждым родителем);
  • общий (с группой родителей);
  • личный (с ребенком и его родителями);
  • общий (с родителями и воспитателями);
  • общий (с воспитателями и детьми).

В рамках каждой консультации рассматриваются определенные нюансы. Психолог может консультировать по таким вопросам:

  • Как помочь ребенку адаптироваться?
  • Базовые советы родителям – как вести себя с детсадовцем?
  • Игровые занятия с детками, имитация различных ситуаций.
  • Работа с каждым ребенком для анализа его личности, потребностей и проблем.
  • Разрешение конфликтных и проблемных ситуаций.
  • Работа с родителями и воспитателями в личных вопросах.
  • Выявление проблемных деток и извещение родителей о трудностях.
  • Многое другое.

Вся консультационная работа психолога базируется на помощи деткам и их родителям расти и развиваться вместе.

Аналитическая

В рамках аналитической работы психолог:

  • анализирует деток – их поведение, навыки, проблемы;
  • составляет отчеты в вышестоящие организации;
  • выполняет задания аналитического характера, предусмотренные законодательством;
  • ведет дневники и журналы в установленной законодательством форме;
  • подает отчеты, предусмотренные законодательно.

Проблемная

Психолог детского сада решает и проблемные ситуации. В его компетенцию входят:

  • выявление проблем у деток;
  • анализ проблем и принятие решения - требуется ли консультация специалиста и специфическое лечение, либо проблема может быть решена психологом;
  • помощь в решении конфликтных ситуаций;
  • работа в проблемных или нестандартных ситуациях с детками, их родителями и персоналом садика;
  • ведение частных занятий с малышами для решения их проблем.

Как правило, для психолога установлены четкие ограничения и прописаны функции, которые он выполнять уже не имеет права. Рассмотрим их подробней.

Чего психолог не имеет права делать

Функции психолога не распространяются на:

  • Постановку диагноза детям.
  • Проведение специфического лечения либо его назначение.
  • Составление обязательной программы для родителей по воспитанию ребенка. Работа психолога носит консультационный и вспомогательный характер.
  • Работу с детьми для постановки у них определенных поведенческих и ситуационных моментов, которые носят заведомо опасный для ребенка характер.
  • Любую работу, которая направлена на «копание» в голове малыша без ведома родителей или которая может нанести ребенку вред.

Советы психолога в детском саду направлены на помощь в адаптации, развитии и взаимодействии ребенка с окружающим миром. Они не носят явного лечебного характера. Также запрещены на законодательном уровне любые действия, которые могут причинить вред психическому либо физическому здоровью малыша.

Поэтому психолог детского сада – это специалист, который помогает малышам, их родителям и персоналу жить дружно, учиться вместе и чувствовать себя легко и комфортно.