Введение ……………………………………………………………………………. Основной режим работы, установленный на законодательном уровне

Ольга Богданова
Активный отдых детей в детском саду

В современном обществе предъявляются высокие требования к человеку, к его знаниям и способностям. На организм человека постоянно усиливается влияние разнообразных отрицательных факторов окружающей среды, которые приводят к ухудшению состояния здоровья, к снижению умственного и физического потенциала.

Забота о здоровье человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения здоровье – это не просто отсутствие болезней и физических дефектов, это состояние полного физического, психического и социального благополучия.

Сегодня модным стало слово «гиподинамия» . Многие понимают его упрощенно - как недостаток в движении.

Исследования свидетельствуют о том , что современные дети в большинстве своем испытывают «Двигательный дефицит» , то есть количество движений ниже возрастной нормы. Не секрет, что большую часть времени проводят в статичном положении (за компьютером, за столом или у телевизора) . Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, задержку возрастного развития быстроты, плоскостопия, силы и гибкости.

На протяжении многих лет физическое воспитание рассматривается как единая система мероприятий, направленная на то, чтобы научить детей управлять своим телом, помочь ему овладеть такими важными движениями как : бег, ходьба, прыжки и т. д.

Аристотель сказал : Движение- это жизнь. Ничто так не истощает и не ослабляет человека, как продолжительное физическое воздействие.

Дошкольный возраст – важный период в формировании физического здоровья человека. Именно в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Двигательная активность является важнейшим компонентом организации и поведении дошкольников. Она зависит от организации физического воспитания детей , от уровня их двигательной подготовленности, от условий социальной жизни и от индивидуальных особенностей телосложения, от функциональных возможностей растущего организма.

В нашем детском саду проводится систематическая работа по обеспечению полноценного активного отдыха воспитанников , охране и укреплению их здоровья, профилактике заболеваний , формированию здорового образа жизни. Существуют различные организации физического воспитания и в системе физкультурно-оздоровительной работы. Особое место занимает активный отдых , важным условием чего является эмоциональный фон, интересные действия в спортивных играх и упражнениях рождают положительные эмоции, бодрое жизнерадостное настроение. Ребенок дошкольного возраста – это человек с постоянной потребностью в движении и эту особенность детского организма нужно поддерживать и развивать. Поэтому главной задачей для меня является Активный отдых :

Спортивные досуги;

повышают интерес к занятиям, закрепляют двигательные качества, такие как : ловкость и быстрота, оказывает благотворное воздействие на организм детей . Спортивные досуги различные по организации и по содержанию. Спортивный досуг насыщен действиями, проходит без пауз, лишней траты времени, проводится один раз в месяц в каждой группе не более 20-50 минут в зависимости от возраста детей .

Физкультурные праздники;

способствуют приобщению к физической культуре и спорту, воспитывают чувство дружелюбия, коллективизм, дисциплинированность. Проводятся, начиная со средней группы. Во время физкультурного праздника дети принимают заинтересованное участие в разнообразной двигательной деятельности – упражнениях, подвижных и спортивных играх эстафетах, танцах и аттракционах. Действуют с большим эмоциональным подъемом, стремясь к достижению лучших результатов в условиях соревнования. Проявляют самостоятельность и инициативу, способствуют активному применению приобретенных ранее двигательных умений и навыков. Физкультурные праздники снимают у детей перенапряжение и вместе с тем обеспечивают нужную физическую нагрузку и эмоциональный подъем. К празднику дети готовятся заранее : разучивают песни и стихи, готовят девиз и название команды. Широкое использование разных игровых приемов, игровых упражнений, загадок, музыкальных произведений способствует положительному эмоциональному настрою детей активному применению приобретенных ранее двигательных умений и навыков. Так, у чрезмерно подвижных детей развивается умение доводить задание до конца, проявляя внимательность и добиваясь точности выполнения. У них воспитывается стремление не только высоких индивидуальных, но и командных успехов. Малоподвижные дети учатся хорошо и свободно ориентироваться в пространстве, с интересом участвуют в коллективных играх, проявляя такие качества, как быстрота реакции, ловкость и гибкость.

Обычно физкультурные праздники проходят весело, дружно, на повышенном, эмоциональном настрое.

Каникулы;

веселое время. В нашем детском саду проводятся два раза в год (в январе и в мае) продолжительностью одну неделю. Во время каникул учебные занятия, связанные с умственной деятельностью, отменяются. Создаются условия для ежедневной, самостоятельной двигательной деятельности детей и физкультурные мероприятия, где детей ожидают сюрпризы сказочных героев, чтобы дети почувствовали, что каникулы - это праздник, радость и веселье. В физкультурных праздниках принимают участие родители, братья и сестры наших воспитанников. Положительный пример взрослых служит повышению родительского авторитета. Такая форма активного отдыха содействует улучшению физкультурно - массовой работы среди детей и взрослых .

Дни здоровья;

способствует формированию и развитию у детей необходимых представлений о здоровье, мотивации на здоровый образ жизни, формирующий атмосферу дружбы, доверия, взаимовыручки, желания помочь друг другу. Это не просто часть воспитательной работы, это еще и праздник. В нашем детском саду стало традицией проводить День здоровья последнего числа каждого месяца. В этот день отменяются все учебные занятия во всех возрастных группах, режим дня насыщается активной деятельностью детей . Через развлечения, игровые упражнения и соревнования я помогаю детям познавать себя, равномерно распределять свои силы и возможности при любой нагрузки. В День здоровья я стараюсь, чтобы каждый ребенок из спортивного зала ушел в веселом настроении и с полученными знаниями.

Спортивные игры;

направлены на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей , удовлетворении их потребности в движении. Спортивные игры способствуют воспитанию у дошкольников положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи. Основной целью является ознакомление детей со спортивными играми и упражнениями, закладывание азов правильной техники. Спортивные игры представляют собой наибольшее воспитательное значение, требуют самого обширного участия всех духовных и телесных сил. Здесь соединяется задуманный план, быстрота решения. Осмотрительность при его выполнении, присутствие духа в непредвиденных случаях, неутомимость и настойчивость в проведении плана к строго намеченной цели.

Пешие и лыжные походы.

– это эффективное средство всестороннего развития личности ребенка. Эта форма активного отдыха является той ступенькой, на которой дети приобретают первоначальные знания об окружающем мире. Походы планируются заранее и предусматриваются за пределы детского сада . Дети очень любят походы и могут пройти достаточно большое расстояние. Основными задачами является – развитие навыков самоорганизации, дисциплинированности, воспитание чувства товарищества и взаимовыручки, Они создают благоприятные условия для оздоровления детей , познания нового, воспитания любви к природе, дают заряд бодрости, оптимизма и хорошего настроения, формируют чувство взаимопомощи, коллективизма, ответственности, способствуют воспитанию патриотических чувств детей . От походов как от пеших, так и от лыжных все дети получают положительные эмоции и яркие впечатления. Именно в походах дети узнают много новой и полезной информации по безопасному поведению в лесу, любуются красотами родной природы, расширяют кругозор.

При организации активного отдыха я учитываю климатические условия, особенности сезона, природные факторы. Положительные результаты достигаются при условии тесного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи. О программе и времени проведения предстоящего мероприятия дети и родители извещаются заранее, с тем, чтобы они тоже могли активного включиться в их подготовку.

Активность в движении – необходимое условие нормативного роста и развития организма детей .

Консультация для родителей ДОУ на тему: Лето

Бардеева Татьяна Сергеевна, воспитатель первой категории, АНО ДО "Планета детства "Лада", д/с №63 "Весняночка"
Описание: данный материал будет интересен педагогам для проведения консультаций и работы с родителями. А так же родителям, которые планируют совместный летний отпуск.
Цель: развивать творческий потенциал родителей.
Задачи:
1. расширить представления родителей о способах организации летнего отдыха ребенка;
2. способствовать совместному времяпровождению родителей и детей.

Лето - это время отпусков! С нетерпением каждый из нас ждет это время года, чтобы по больше времени уделить нашим детям. Каждая семья выбирает для себя свой отдых. Одни уезжают в теплые страны, в поисках новых впечатлений, другие уезжают за город, на дачу, кто-то отправится в очарование глубинки (в деревню к бабушкам), а кто-то просто останется в городе. Но тем не менее, для каждого родителя будет полезна информация, как можно развивать ребенка летом, что новое и интересное можно показать, в какие познавательные игры можно с ним поиграть, и вообще какие открытия можно совершить летом юному исследователю.
Лето для нас предоставляет идеальную возможность, когда необходимо развивать и воспитывать детей, главное не упустить эти возможности данного времени года. Разнообразить деятельность ребенка и найти новые впечатления можно как и в родном городе, так и за его пределами, для этого важно подготовить активный познавательный совместный отдых с ребенком, в деятельности которого необходимо видеть необычное в простом: как красиво сверкает роса под завораживающую музыку леса. Но главное, не только увидеть необычное явление, а еще суметь преподнести это ребенку.
Так же, основной задачей необходимо наметить воспитание экологической культуры. Природа летом завораживает детей, но если они не будут знать правила поведения, тогда можно принести вред, как самому ребенку, так и окружающей природе. Что бы избежать этого, я предлагаю родителям поиграть с детьми в игру «Светофор природы».
В начале игры необходимо родителям выбрать ситуации для трех блоков, которые соответствуют цветам светофора:
- красный цвет - означает вред, который мы наносим природе;
- желтый цвет – символизирует нейтральность, вреда никакого для природы не приносим, но в то же время пользы для нее нет;
- зеленый цвет – приносим реальную пользу для природы.
Так же, во время летнего отпуска важно не забыть про формирование творческих способностей ребенка.
Дорогие родители, главное не забывайте, если правильно будете использовать, без злоупотребления естественную силу природы, только тогда, она будет оказывать благоприятное влияние на растущий организм ребенка. Именно поэтому, родителям важно с самого раннего возраста приучить своих детей осознанно выполнять правила безопасного поведения, особенно во время летнего отпуска.
Если вы хотите, чтобы летние каникулы вашего ребенка были активными, но одновременно и безопасными, тогда необходимо запомнить несколько основных правил. Солнце вырабатывает не только тепло и свет, но еще благодаря воздействиям солнечных лучей в нашем и детском организме вырабатывается витамин Д, который нужен для роста и формирования организма, а так же защищает его от разных родов инфекции. Но в то же время, если долго находиться под прямыми солнечными лучами, температура воздуха когда нагревается больше 25 градусов, тогда можно вызвать или солнечный или тепловой удар.
Купание является самым приятным и эффективным видом закаливания. Во время плавания в работу подключаются все виды мышц, подкрепляется нервная, дыхательная и сердечно-сосудистая системы. Но так же важно помнить, что следует начинать постепенно и осторожно. Во время первого купания, если ребенок не подготовлен, вода должна быть не менее 22 градусов, а само купание не должно превышать 2-4 минут, лишь спустя пару дней игры в воде продлеваются до 10 минут.
Если вы будете помнить и выполнять эти несложные правила, тогда вы убережете и себя, и своих родных от многих неприятностей, а летний отпуск для вас будет здоровым и радостным!

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ АКТИВНОГО ОТДЫХА

В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Решению задач физического воспитания в детском саду способствует целесообразный двигатель-ный режим. Основу его составляют ежедневные физические упра-жнения и игры в различных режимных процессах под руковод-ством воспитателей, а также в самостоятельной деятельности детей: это и занятия, и физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня, и активный отдых, куда входят физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья, каникулы.

В младших и средних группах должны преобладать занятия общеразвивающего характера: познавательная практическая деятельность, экскурсии, прогулки, лепка, аппликация, конструирование, рисование. Для развития движения детей: физическая культура, музыкальные занятия, ритмика, игра.

Особое место занимают физкультурные досуги, которые планируются во всех возрастных группах в дни каникул и ежемесячно в течение года.

Физкультурный досуг проводится 2-4 раза в месяц по 20-30 минут. Содержанием его являются фи-зические упражнения, которые имеют форму веселых игр, забав, развлечений. Предусмат-ривается в основном фронтальная работа с детьми, но при этом обеспечивается сила мы-шечной и эмоциональной нагрузки;

Рекомендуется организовывать в часы прогулок, строится на знакомом материале, может проводится с одной группой или с несколько близкими по возрасту. Важную роль играет музыкальное сопровождение, элементы украшения, атрибуты.

При разработке программы физкультурного досуга необходимо учитывать особенности физиче-ского развития детей данной возрастной группы, наличие сюрпризных моментов, подбор оборудования и атрибутов для игр.

Для того чтобы физкультурный досуг был более интересным, каждый воспитатель должен проявить свою инициативу и твор-чество— это помогает разнообразно и правильно планировать вариативность игр, развлечений, аттракционов с учетом про-грамм для последующих физкультурных досугов.

Все программы физкультурных досугов для всех возрастных групп просматривают заведующий и заместитель заведующего по ОД. Далее организуется их обсуждение в педагогическом коллективе, на котором воспитатели высказывают критические замечания и по-желания, обмениваются опытом по вопросам использования музыкального сопровождения, атрибутики к играм, изготовления эмблем, организации награждения. Однако следует заметить, что самое главное в проведении физкультурных досугов — это умелое руководство воспитателя, его творчество, настроение, которое влияет на эмоциональное состояние детей.

Цель активного отдыха - создать радостное бодрое настроение у детей, закрепить имеющиеся навыки, развить физические качества, способствовать воспитанию морально-волевых качеств личности.

Содержание физкультурного досуга составляют в основном все знакомые детям подвижные игры и физические упражнения, обновляемые путем введения неожиданных для детей вариантов и вызывающие у них интерес и радостные эмоции.

Распределение нагрузки осуществляется равномерно с постепенным нарастанием. Во вводной части - игры средней подвижности, в основной части - большой подвижности, эстафеты, в заключительной - малой подвижности, спокойного характера.

По содержанию и композиции досуги могут быть разных вариантов:

I. Знакомые игры, упражнения, игры-задания, соревновательного ха-рактера:

* общая игра средней подвижности для всех детей;

* игровые задания соревновательного характера по подгруппам или командам / 2-3 задания/;

* игра большой подвижности для всех детей;

* игра малой подвижности, способствующая снятию нагрузки.

2. Разнообразные основные движения (бег, прыжки), спортивные упражнения:

* метание вдаль с места, с разбега, прыжки через короткую скакалку разными способами, длинная скакалка для команд;

* езда на велосипеде но прямой, на скорость между начерчен-ными линиями, змейкой между предметами, по линии на-рисованными на земле.

3. Строятся из элементов одной из спортивных игр (баскетбола, хоккея):

* бросание мяча о земли и ловля его двумя руками, одной, отбивание мяча с продвижением между предметами и передача друг другу разными способами, броски и ловля мяча, броски мяча в корзину на счет;

* игра-соревнование команд в баскетбол на счет, высота шеста З м, длина - 4м, диаметр - 35 см.

4. Игры-эстафеты . Между играми дается задания, способствующие снятию физической нагрузки: кто быстрее перенесет яйцо в ложке, игра на спортивное ориентирование - куда ведет дорожка, упражнения с цветам.

Варианты 3 и 4 для детей старшего дошкольного возраста когда они усвоили -элементы данных игр на физкультурном занятии.

5. Комбинированный вариант музыкального и физкультурного досуга:

Разнообразные движения с предметами;

Танцевальные упражнения, игры, которые выполняются под музыку.

В программу каждого варианта досуга необходимо включать художественное слово, песни на спортивную тематику, сюрпризные и импровизированные номера, которое готовятся в тайне от детей.

Подготовительная работа к физкультурным досугам:

1. Составление конспекта.

2. Определение места и его оформление.

3. Подготовка атрибутов, разучивание игр, упражнений основных движений.

Начало может быть разным - построение, вход под музыку, свободный

вход и сообщение заданий, использование ситуации из сказки, игровое задание, игра.

Номера, включенные в программу должны логически быть взаимосвязаны друг с другом. Выполнение каждого задания должно оцениваться воспитателем в виде похвалы, поощрений.

В календарном плане воспитатель перечисляет названия игр, заданий,

если хорошо знакомы - не раскрывает, а дает описание нового варианта, указывает дозировку, способы организации детей при выполнении заданий.

Физкультурные праздники проводится 1 раз в квартал, продолжительность- в младшей группе 20-30 минут, в средней-40-50 минут, в старшей группе- 50-60 минут. Планируются физические упражнения, игры с элемен-тами спорта, подвижные игры, спортивные уп-ражнения, игры-эстафеты, а также занима-тельные викторины и загадки.

Организуются на участке, в зале, на лугу, на стадионе, в зависимости

от природного окружения, времени года, состояния погоды.

Чтобы на нарушать режим жизни, надо организовывать физкультурные праздники второй половине дня. При условии их проведения в дни каникул и в Дни здоровья - в первую половину дня.

Допускается объединение нескольких групп.

Варианты проведения физкультурных праздников:

1. Праздник, целью которого является пропаганда значимости физкультуры и спорта, привлечение детского и взрослого населения к разнообразной физкультурной и спортивной деятельности. Характерны следующие названия и девизы: «Веселые старты», «Олимпийские надежды», «День волейбола», «День футбола», «праздник Нептуна», «Мы-физкультурники», «День эстафет».

2.Физкультурные праздники, посвященные чувствованию труда людей разных профессий. Задача - воспитание и уважение к людям труда, закрепление знаний о разных профессиях и трудовых действиях. Должно быть сочетание традиционных игр и физкультурных упражнений имитирующие различные профессии: матросы на вахте, кто построил красивый домик. Приглашаются ветераны, воины, молодые рабочие, которые принимают участие в выступлениях, соревнованиях, подводят итоги, поздравляют и награждают детей.

З. Совместные праздники детей и родителей: «Всей семьей на старт», «Семейный поход», «Мама, папа, я - спортивная семья». Они содействуют вовлечению детей и взрослых к совместному занятию физкультурой, повышают интерес взрослых к жизни д/с.

4. Игры.

5. Эстафеты для взрослых и детей, в которых дети выступают вместе с родителями, соревнуются друг с другом.

Обязательный компонент праздника - сюрпризный момент.

Для руководства подготовки праздника выбирается оргкомитет и комиссия, которая утверждается на производственном собрании всего коллектива, ее обязанность составить программу в которой отражается:

- цель, задачи, место и время проведения, состав комиссии, участники.

Предварительная работа: распределение обязанностей между музыкальным руководителем, руководителем физвоспитания, подготовка спортивного участка.

Далее составляется сценарий праздника в зависимости от выбранного ва-рианта проведения. Окончательное утверждение сценария происходит на педсовете, где утверждается ведущий праздника. Оформлением занимается группа, ответственная за художественное оформление: объявление для родителей, приглашения для гостей, выставки и стенды на спортивную тематику, плакаты и транспаранты. Рекомендуется использовать участие детей. - открытие праздника начинается с торжественной части-построение, приветствие, представление жюри, открытие завершается подъемом флага или парадом участников.

После торжественной части рекомендуется проводить показательные выступления с атрибутами и без: акробатика, ритмическая гимнастика. Выступления могут быть групповыми и индивидуальными. Физкультурные номера должны чередоваться с исполнением песен, чтением, с показательными номерами, могут выступать и приглашенные.

Подведение итогов идет по ходу праздника, на табло выставляется очки. Ведущий, жюри должны заботиться о поддержке, взаимоуважении.

В конце физкультурного праздника - общее подведение итогов, вручение памятных медалей, значков, эмблем, исполнение любимых песен, показ театра, концерт, круг почета, спуск флага соревнования.

В системе мероприятий, направленных на укрепление здо-ровья, закаливание и физическое развитие детей, важная роль принадлежит Дням здоровья.

В День здоровья отменяются все учебные занятия во всех возрастных группах, режим дня насыщается активной деятель-ностью детей, включая мероприятия, предусмотренные програм-мой физического воспитания, разнообразные движения в играх, эстафетах, аттракционах, простейший туризм в теплое время го-да пеший, в зимний период на лыжах, прогулки за пределы участка детского сада. Организуя Дни здоровья, необходимо максимально использовать климатические условия, особенности сезона, природные факторы (бор. парк, берег залива и т. п.). Так, для детей старших групп пеший поход проводится в два перехода: 30—40 мин движение в одну сторону, затем привал, во время которого в соответствии с целью похода либо орга-низуется активный отдых (игры, упражнении в природных усло-виях, игры-забавы, загорание и т. п.), либо осуществляется ознакомление с природой, со знаменательными событиями и т. п. В зимний период предпринимаются лыжные походы, основные задачи которых—развитие навыков самоорганизации, дисци-плинированности, воспитание чувства товарищества, взаимовы-ручки. Продолжительность лыжных походов в старшей группе до 1,5 час, дистанция — 2-2,5 км (в два перехода).

Для детей средней группы организуются походы продолжи-тельностью 15—20 мин в один конец, для второй младшей груп-пы - походы продолжительностью 10—15 мин.

Планируя поход, необходимо продумать такие вопросы, как места от-дыха, экипировка детей, их подготовка к маршруту, программа развлечений, сюрпризные моменты, награждение, приглашение родителей, гостей и их приобщение к участию в играх и упражне-ниях.

О времени проведения и программе предстоящих Дней здо-ровья и дети, и родители извещаются заранее.

Каждый поход осуществляется по заранее подготовленному плану-сценарию, предусматривающему появление сказочных пер-сонажей, чаепитие на свежем воздухе, игры, соревнования. Все эти элементы имеют большое значение для поднятия эмоцио-нального тонуса детей и взрослых. В мероприятиях желательно участие ро-дителей, так как они-то в первую очередь должны понимать, что подобные Дни здоровья способствуют приобщению детей к заня-тиям спортом, пропаганде физической культуры и спорта в семье.

Воспитательная работа в этот день направлена на создание условий для активного отды-ха детей, в связи, с чем отменяются все заня-тия. Эти формы могут носить тематический характер - "Спорт — наш друг!", "Весенние мотивы", "Зимние приключения". Они включа-ют знакомые детям подвижные игры, эстафе-ты, разнообразные движения, танцы. Празд-ники организуются на территории дошкольно-го учреждения, стадионе, в лесопарке. Руко-водитель физического воспитания оказывает организационную и методическую помощь воспитателям в подготовке физкультурно-оз-доровительных мероприятий в режиме дня (комплексы утренней гимнастики, упражнения после сна, подвижные игры и физические уп-ражнения на прогулке) и по необходимости включается в эту деятельность.

Сценарии физкультурных праздников, дней здоровья составляются совместно: руководи-телем физического воспитания, инициативной группой и администрацией дошкольного уч-реждения.

Физкультурное занятие с элементами туризма представляет собой пешие и лыжные прогулки. Проводится в естественных условиях с целью реализации двига-тельной потребности детей, совершенствования функционального состояния опорно-двигательного аппарата, повышения выносливости и устойчивости организма к небла-гоприятным воздействиям внешней среды. Длительность пеших и лыжных прогулок за-висит от возраста, физической подготовленности детей, погоды и времени года. Физкультурное занятие с элементами туризма проводится 1 раз в неделю, начиная со старшей сту-пени дошкольного образования с 5 лет)

Хочется подчеркнуть, что Дни здоровья, физкультурные досу-ги, физкультурные праздники, физкультурное занятие с элементами туризма способствуют не только физическо-му развитию детей, но и их нравственному воспитанию, форми-руют положительные эмоции, объединяют взрослых и детей об-щими целями.

ТУРИСТИЧЕСКИХ ПОХОДОВ

Во время каждого туристического дохода решаются определенные задачи. Поэтому необходимо всякий раз четко разрабатывать маршрут, определять места остановок, необходимые снаряжение, одежду (в зависимости от погоды). План и маршрут согласовываются с медицинскими работниками. Накануне похо-да воспитатель проводит с детьми беседу, приглашает родителей принять уча-стие в походе.

Форма организации детей во время похода зависит от условий, в которых он проводится. Чаще всего в лесу дети идут свободно.

Во время отдыха воспитатели проверяют состояние детей, их одежду.

1. Маршрут должен быть тщательно изучен взрослыми.

2. С детьми должны идти не менее двух взрослых.

3. Одежда детей во избежание перегрева или переохлаждения организма должна соответствовать сезону.

4. Каждый взрослый должен хорошо знать содержание аптечки и правила пользования ею, чтобы при необходимости уметь оказать первую помощь.

5. При переходе улиц, дорог воспитатель должен соблюдать правила дорож-ного движения.

6. Воспитатель должен учитывать физические возможности детей.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ

1. Строго подчиняться воспитателю.

2. Без разрешения не рвать растений.

3. Не оставлять товарища в беде, всегда приходить ему на выручку; помогать слабому.

4. Всегда оставлять место отдыха чистым.