Игровой стретчинг – повышение интереса детей к физкультурным занятиям. Игровой стретчинг и двигательная активность детей

Автореферат «Игровой стретчинг как способ повышения гибкости у детей дошкольного возраста» 2012г. «Растяжка - это гибкость, гибкость – это молодость, молодость – это здоровье, активность, хорошее настроение, раскрепощенность, уверенность в себе» Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья физическому развитию детей. Известно, что здоровье только на 7-8% зависит от здравоохранения и болеее чем на половину – от образа жизни человека. С этим неразрывно связано и умение оценивать своё здоровье и свои знания о себе. А самооценка здоровья возможна только в том случае, если дети в состоянии осмыслить это понятие. Исследования, поведённые В.Г. Алямовским и Н.В. Кедяркиной показали, что четырёх-, пятилетние дети относя к критериям здоровья не только физические, но и следующие признаки: эмоциональные – 41% (например, здоровый человек всегда веселый); психической уравновешенности – 19% (например, тот кто, здоровый, тот спокойный, не дерётся, не ругается); интеллектуальные – 4% (например, кто здоровый, тот быстро решает всякие задачки); моральные – 5% (здоровый человек везде себя хорошо чувствует). Дошкольный возраст в развитии ребёнка – период, когда закладывается фундамент здоровья, основы для физического совершенствования и овладения культурой движений.. В своих работах доктор медицинских наук, профессор П.А.Шорин отмечает, что среди функциональных отклонений наибольший удельный вес составляют нарушения опорнодвигательного аппарата – дефекты осанки, плоскостопие. Поэтому ДОУ призвана создать необходимые условия для организации физкультурно-оздоровительной работы. Результаты обследования в нашем ДОУ показывают, что с каждым годом увеличивается количество ослабленных детей. Анализ предыдущей работы, результаты обследований и наблюдений привели к выводу о необходимости моделирования физкультурных занятий нового типа. Физкультурные занятия являются основной организационной формой физкультурнооздоровительной работы. Именно они должны стать основным средством оздоровления детей и профилактики различных заболеваний. В настоящее время появилось много новых методик проведения физкультурных занятий. Наше внимание привлекла методика игрового стретчинга, т.к. она способствует укреплению здоровья, повышению функциональных возможностей организма, гармоничному развитию опорнодвигательного аппарата, формированию правильной осанки, а также потребности в физическом совершенствовании Что же такое стретчинг?- задались мы таким вопросом. Стретчинг – это - хорошая осанка; - снижение травматитичности; - подвижность тела; - здоровое тело и бодрость духа; - отличное настроение. ЧТО ТАКОЕ ИГРОВОЙ СТРЕТЧИНГ? Игровой стретчинг – это творческая деятельность, при которой дети живут в мире образов, зачастую не менее реальных для них, чем окружающая действительность. Методика игрового стретчинга основана на статичных растяжках мышц тела и суставносвязочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющих предотвратить нарушения осанки и исправить ее, оказывающих глубокое оздоровительное воздействие на весь организм. Упражнения выполняются без воздействия со стороны, т.к. человеческое тело само себе тренер. Самоманипулирование телом в медленном, а значит, безопасном ритме наиболее эффективно. У детей исчезают комплексы, связанные с физическим несовершенством тела, неумением им управлять. Помимо этого дети приобретают запас двигательных навыков, которые позволяют им чувствовать себя сильными, красивыми, уверенными в себе, создают чувство внутренней свободы. Итак, подводим итог: стретчинг – это растяжка, специальная поза, предназначенная для увеличения и сохранения длины мышц; игровой стретчинг – специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме. Упражнения стретчинга рассчитаны на вовлечение в работу всего организма, включая психику, направлены на расслабление, настройку и восстановление функций мышц. Эти упражнения доступны всем, кому врачи не запрещают заниматься общефизической подготовкой. Для их выполнения не требуются спортивные снаряды, большие залы, материальные расходы. А сочетание динамических и статичных физических упражнений наиболее соответствует природе опорно-двигательного аппарата человека и является, лучшим методом тренировки для выработок силы, выносливости, координации движений. Статичные упражнения стретчинга взывают не только воздействие на глубинные мышцы организма, но также нормализуют и усиливают защитные функции организма, в том числе свертываемость крови, количество лейкоцитов, желудочную кислотность, работу кишечника и т.д. Все это связано с изменением коркового процессов в связи с возникновением в коре головного мозга области двигательного анализатора очага возбуждения, поддерживаемого, с одной стороны, формированием волевых импульсов, с другой -возбуждениями, приходящими от работающих мышц Переход от мышечных упражнений к расслаблениям позволяют в короткое время нормализовать все функции организма, приобрести активное рабочее настроение. Форма и последовательность упражнений таковы, что если данная группа мышц недостаточно развита упражнения попросту невозможно выполнить, т.е. само тело регулирует уровень нагрузки. Освоение упражнений стретчинга развивает мышечное чувство, умение определять напряжение в своем теле, расслабляться. А на методах концентрации внимания и расслабления мышц целиком основаны и аутогенная тренировка, и изометрическая гимнастика, и все виды психорегуляции. У детей исчезают комплексы переживаний, связанные с физическим несовершенством тела, неумением им управлять, возникает, по определению И.П.Павлова, "мышечная радость", сознанию которой помогают вводимые в занятия элементы ритмики, игровых и современных танцев, позволяющих обучить детей культуре движения, раскованному владению своим телом, пластике жеста. Помимо общего оздоровительного эффекта умение управлять своим телом, запас целенаправленных двигательных навыков позволяет детям чувствовать себя сильными, уверенными в себе, красивыми, избавляет их от различных комплексов, создает чувство внутренней свободы. Система упражнений стретчинга по характеру своего подхода к оздоровлению человека ближе к восточным оздоровительным методикам, чем к традиционной физкультуре. Система стретчинга не отрицает различные виды спорта, но дополняет их. Игровой стретчинг является одним из важнейших направлений в моей работе В своей работе, я показываю, как превратить занятия физкультурой в увлекательную игру-сказку, где дети становятся персонажами. В эту игру можно играть взрослому с одним ребенком или с группой детей. Занятия по этой методике помогут ребенку укрепить мышцы, выровнять осанку, снять закомплексованность. . Упражнения, охватывающие все группы мышц, носят близкие и понятные детям названия животных или имитационных действий и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, основанной на сценарии по сказочному материалу. На каждом уроке дается новая сказкаигра, в которой дети превращается в различных животных, насекомых и т.д., выполняя в такой интересной форме сложные упражнения. После занятий игровым стретчингом у детей улучшается настроение, взаимопонимание. Разучив упражнения, дети самостоятельно разыгрывают сказку и придумывают свои сказки с движениями, тем самым развивая свои творческие способности. Организация занятий по методике игрового стретчинга Этими упражнениями можно начинать заниматься уже с ребенком четырех лет, так как в этом возрасте формируется наглядно-образное мышление, что позволяет с наибольшей эффективностью выполнять имитационные движения, наиболее точно и эмоционльно выазительно. Каждое упражнение повторяется 4-6 раз (в зависимости от возраста). Подбирается инструментальная музыка с ярко выраженным ритмом. Занятие состоит из нескольких фрагментов, в которое вплетены упражнения на статическую растяжку мышц, прыжки, расслабление для восстановления дыхания, и длится 25-30 минут. Форма организации учебно - воспитательного процесса - групповая. Процесс обучения игровому стретчингу разделяются на 6 этапов: - знакомство с понятием стретчинга (значение для организма, знакомство с правилами стретчинга) - личностное ориентирование (предполагает помощь педагога воспитаннику в выявлении своих возможностей, реализации своих интересов); - создание представлений об упражнении (последовательность выполнения упражнения, постановка дыхания); - преемственность (после изучения элементарных упражнений переход к усложнению простых упражнений и освоению более сложных); - обучение – творчество (применение изученных упражнений в разыгрывании предложенного сюжета, например сказка «Теремок», «В цирке») Сознательность – Понимание пользы выполнения упражнения, потребность их выполнять. Достигнуть этого можно при помощи решения следующих задач: - обучать детей различным видам имитационных движений игрового стретчинга. - совершенствовать физические возможности: развивать мышечную силу, гибкость, выносливость; - повышать интерес к выполнению упражнений; - воспитывать умение эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движении; - создавать условия для положительного психоэмоционального состояния детей. В структуру занятия входят три части. Во вводной части осуществляется начальная организация занимающихся, сосредоточение их внимания, установка на эмоциональный и психологический настрой. Это достигается с помощью специальных упражнений в различных видах ходьбы, бега, прыжков для принятия правильной осанки, развития внимания, танцевально- ритмические композиции. В основной части переходим непосредственно к игровому стретчингу. Каждый сюжетный материал распределяется на два занятия. На первом знакомство и закрепление уже известных. На втором – совершенствование и точность выполнения упражнений. На занятия включаются 6-8 стретчинг- упражнений на различные группы мышц. Все упражнения выполняются под соответствующую музыку, но желательно на занятии по закреплению движений, т.к. при изучении новых движений много словесных пояснений. Обучение детей основным видам движений не должно остаться без внимания. Поэтому они должны быть включены в содержание занятий. В конце второй части занятия детям предлагается подвижная игра.. Подбор п/и осуществляется в зависимости от сложности и интересности предыдущих действий. Игра может носить более или менее активный характер. В старшем и подготовительном возрасте целесообразно организовать подвижные игры для развития умственных способностей детей. В заключительной части решается задача восстановления организма после физических нагрузок и переход к другим видам деятельности. Это дыхательные упражнения, релаксация. При внедрении упражнений игрового стретчинга в физкультурно- оздоровительную работу ожидаются следующие результаты: - уменьшение числа детей с неправильной осанкой - совершенствование гибкости тела; - повышение интереса к выполнению физических упражнений; Для повышения качества работы с детьми по данному направлению проводится работа с родителями. Современные мамы и папы должны выступать не только в качестве зрителей, но и быть активными участниками, проводимой в ДОУ в физкультурнооздоровительной работе. Для этого разработаны следующие формы взаимодействия с родителями. В результате анкетирования были выявлены следующие сведения: Было опрошено 180 родителей старших и подготовительных групп Занимаются спортом – 50% из числа опрошенных Есть дома спортивные снаряды – 20% Посещают спортивные секции – 12% Делают утреннюю гимнастику – 15% Установлен режим – 46% Соблюдают режим – 18% Знают методы закаливания – 20% Поводят закаливание – 16% Результаты диагностики за последние три года работы в этом направлении показали следующие результаты: Физическая подготовленность – возрастание на 10% Показатели гибкости – возрастание на 9% Изменение осанки – улучшение на 37% Простудная заболеваемость – снижение на 1,5%

Опыт работы: «Игровой стретчинг»

Игровой стретчинг – как технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста

Инструктор по физической

культуре МКДОУ № 14 г. Сегежи РК

Мироняк Мария Пантелеймоновна

Охрана и укрепление здоровья детей является первоочередной задачей воспитательно-образовательного процесса. Социальный и экологический факторы оказывают все большее влияние на состояние здоровья детей.

Как только дети начинают посещать детский сад - жизнь для них изменяется. Социальные и культурные нормы, с которыми они знакомятся, могут оказать мощное воздействие на принимаемые ими решения, повлиять на их физическое и психическое здоровье.

Проблема здоровья подрастающего поколения дошкольников - одна из важнейших в жизни современного общества. Как добиться того, чтобы ребенок был здоров, что нужно делать для этого, какие меры принять?

В решении этого вопроса педагоги должны прийти к единому мнению : привлечение детей к активному образу жизни, их участие в подвижных играх и спортивных соревнованиях помогает развивать у них позитивное отношение к здоровой жизни.

Ребенок в дошкольном возрасте должен почувствовать мышечную радость и полюбить движение, это поможет ему пронести через всю жизнь потребность в движениях, приобщиться к спорту и здоровому образу жизни.

Все мы знаем, как трудно заставить и себя и ребенка целенаправленно заниматься физическими упражнениями. И также хорошо мы знаем, что это необходимо, поскольку наши дети постоянно испытывают дефицит движений. Занятия физкультурой можно превратить в увлекательную игру-сказку, где дети становятся персонажами.

Ведь игра - ведущий вид деятельности дошкольника.

В настоящее время появилось много новых методик проведения физкультурных занятий.

Мое внимание привлекла методика игрового стретчинга .

Почему стретчинг и что это такое ?

Стретчинг пришёл на смену традиционным прыжкам и рывкам по системе Линга – упражнениям, которые оказались в значительной степени малоэффективными, а в некоторых случаях и вредными для мышц, поскольку приводили к травмам. Этимологический корень stretch означает – поддерживать мышцу в состоянии растяжения, в течение от 10 до 30 секунд.

Стретчингом называется метод , с помощью которого можно легко и эффективно развить подвижность мышц тела, суставов, не опасаясь переломов. Иными словами, это способ, позволяющий естественным путём растянуть мышцы, так же он позволяет выделять ту или иную группы мышц и тренировать лишь её.

Стретчинг обладает и психологическим эффектом : улучшает настроение, поднимает самооценку, создает ощущение комфорта и спокойствия в целом. Он повышает общую двигательную активность, что благоприятно сказывается на суставах и профилактике хрупкости костей. Хорошая гибкость позволяет выполнять упражнения с большей амплитудой движений, а также обеспечивает красивую осанку и снижает вероятность болей в спине.

Занятия игровым стретчингом помогут ребенку развить чувство ритма, укрепить мышцы, выровнять осанку, снять закомплексованность.

Занятия по методике стретчинга проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, в которую входят 8 – 9 упражнений на различные группы мышц. Дети изображают разных животных и выполняют упражнения в сопровождении определенных отрывков музыкальных произведений из классической и народной музыки.

Образно-подражательные движения развивают двигательную деятельность, творческое мышление, двигательную память, быстроту реакции, ориентировку в движении и пространстве, внимание и т. д. Эффективность подражательных движений заключается еще и в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной деятельности из различных исходных положений с большим разнообразием видов движений, что дает хорошую физическую нагрузку на все группы мышц.

Начиная рассказывать игру-сказку, можно одновременно разыгрывать ее. Игра состоит из нескольких фрагментов, в которые вплетены упражнения на статическую растяжку мышц, прыжки, стимуляцию точек на стопе, расслабление для восстановления дыхания, и длится 20 мин со старшими, а с малышами столько, сколько они сами захотят. После занятий игровым стретчингом у детей улучшается настроение, взаимопонимание. Разучив упражнения, дети самостоятельно разыгрывают сказку и придумывают свои сказки с движениями, тем самым развивая творческие способности.

Помимо общего оздоровительного эффекта умение управлять своим телом, запас целенаправленных двигательных навыков позволяет детям чувствовать себя сильными, уверенными в себе, красивыми, избавляет их от различных комплексов, создает чувство внутренней свободы.

Упражнения выполняются без воздействия со стороны, т. к. человеческое

тело само по себе тренер.

Самоманипулирование телом в медленном, а значит, безопасном ритме наиболее эффективно.

Цель : Сохранение и укрепление здоровья воспитанников через технологии сохранения и стимулирования здоровья, в частности «игрового стретчинга » .

Оптимизировать рост и развитие опорно-двигательного аппарата (формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия) .

Совершенствовать физические способности : развивать мышечную силу, подвижность в различных суставах (гибкость, выносливость, скоростные, силовые и координационные способности.

Развивать психические функции : внимание, память, воображение, умственные способности.

Развивать и функционально совершенствовать органы дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистую и нервную системы организма.

Создавать условия для положительного психоэмоционального состояния детей.

Воспитывать умение эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движений.

Создавать условия для благотворного влияния музыки на психосоматическую сферу ребенка.

Основные принципы организации занятий

Принцип научности предполагает построение занятий в соответствии с закономерностями социализации, психического и физического развития ребенка.

Принцип систематичности – Регулярность занятий, повышение нагрузки, увеличение количества упражнений, усложнения техники их выполнения.

Принцип постепенности – Обучение упражнениям от простого к сложному, от известного к неизвестному, учитывая степень подготовленности детей. Принцип индивидуальности – Учет особенностей возраста, состояния здоровья каждого ребенка.

Принцип наглядности - Показ физических упражнений, образный рассказ.

Принцип сознательности и активности предполагает формирование у детей устойчивого интереса к освоению новых движений, понимание пользы выполнения упражнения, потребность их выполнять.

Структура построения занятий :

Занятия состоят из 3 частей.

В первой (вводной) части занятия, дети выполняют упражнения в различных видах ходьбы, бега, прыжков. В качестве ОРУ можно использовать музыкально-ритмические композиции. Танцевальные упражнения позволяют повысить интерес к занятию и эмоциональное настроение ребенка.

Во второй (основной) части переходим к игровому стретчингу . Каждый сюжетный материал распределяется на 2 занятия. На первом занятии знакомим детей с новыми движениями (без музыки, закрепляем уже известные. На втором занятии – совершенствуем и уточняем выполнение упражнений. Все упражнения выполняются под соответствующую музыку.

В третьей (заключающей) части решается задача восстановления организма после физических нагрузок и переход к другим видам деятельности. Дыхательные упражнения способствуют более быстрому восстановлению организма и несут оздоровительный характер. Важно научить ребенка дышать носом, соотносить вдох и выдох с движениями. Упражнения на релаксацию необходимо включать в каждое занятие, чтобы ребенок научился снимать напряжение мышц после физической нагрузки, расслабляться. Этому соответствуют упражнения на релаксацию, выполняемые в игровой форме . Желательно использовать музыкальное произведение, отражающее характер выполняемых действия.

На занятиях используется художественное слово, музыка и личный показ. Следует помнить : НЕ ИНТЕНСИВНОСТЬ, А СИСТЕМАТИЧНОСТЬ УПРАЖНЕНИЙ – ВОТ КЛЮЧ К УСПЕХУ ПРИ ЗАНЯТИЯХ СТРЕТЧИНГОМ !

Но занятия стретчингом не должны проводиться в ущерб образовательной программе дошкольного образования.

Поэтому мною были найдены пути интеграции элементов стретчинга в режимных моментах .

Элементы стретчинга интегрируются в физкультминутки, в комплексы бодрящей гимнастики, используются для развития физических качеств во время прогулки, и, конечно же, включаются в занятия физической культурой. Комплексные сюжетные занятия игровым стретчингом могут проводиться в качестве спортивных развлечений.

Использование игрового стретчинга в работе с детьми .

Физкультминутка - кратковременные физические упражнения - проводится в перерыве между занятиями, а также в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения (развитие речи, рисование, математика и др.) .

С помощью включения в физкультминутку движений по методике игрового стретчинга снимается утомление , восстанавливается эмоционально-положительное состояние ребенка.

Совместная деятельность : В отличие от занятий, не имеет четкой структуры, конкретного программного содержания и не ограничена по времени. Организуется в утренние и вечерние часы и проводится в свободной форме. В вечернее время игровой стретчинг как совместная деятельность может быть организован как кружковая работа .

Самостоятельная двигательная деятельность : Знания и умения, двигательные навыки, сформированные у ребенка в организованных формах двигательной деятельности, успешно переносятся в повседневную жизнь, в самостоятельную двигательную деятельность в течение дня. Благодаря тому, что упражнения игрового стретчинга проводятся в игровой форме и тем самым становятся очень интересны и привлекательны для детей, вполне понятно, что дошкольники переносят их в свою повседневную жизнь. Эти упражнения должны лишь целенаправленно организовываться педагогом, который продумывает формы и виды деятельности и осуществляет ее корректировку.

Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка, поэтому очень важна здесь вовлечение родителей (законных представителей) в совместную деятельность в течение года (создана картотека упражнений, папки-передвижки, выступление на род. собраниях, семинары, открытые занятия, совместные развлечения)

17-18 слайд : Стретчинг является одним из важнейших направлений в моей работе .

Занятия по предложенной мною методике помогают ребенку развивать чувство ритма, укреплять мышцы, выровнять осанку, снимать закомплексованность. После занятий игровым стретчингом у детей улучшается настроение, взаимопонимание. Разучив упражнения, дети самостоятельно разыгрывают сказку и придумывают свои сказки с движениями, тем самым развивая свои творческие способности.

Данная методика дает положительные результаты физических и скоростно-силовых качеств.

После занятий игровым стретчингом у детей улучшается настроение.

Игровой стретчинг – это творческая деятельность, при которой дети живут в мире образов, зачастую не менее реальных для них, чем окружающая действительность.

Реализация игровых возможностей в целях оздоровления и развития ребенка и составляет суть стретчинга .

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОД КРАСНОДАР

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КРАСНОДАРСКИЙ НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г. КРАСНОДАР

2. творческое освоение детьми эталонов движений в специально созданных игровых ситуациях;

3. развитие в процессе освоения детьми двигательной культуры воображения, воспитание способности эмоционально переживать движения.

Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей ребенка, являясь условием его нормального формирования и развития.

Дошкольный возраст – важнейший период формирования личности, когда закладывается прочная основа физического здоровья человека. Состояние здоровья ребёнка – это ведущий фактор, который определяет способность успешно выполнять требования, предъявляемые к нему условиями жизни и воспитания в детском учреждении и семье. Современные образовательные программы и требования к содержанию и методам работы, осуществляемым в ДОУ, нацеливают педагогов на формирование широкой двигательной культуры дошкольников, использование на физкультурных занятиях и повседневной жизни разнообразных физических упражнений, воспитание у дошкольников интереса к двигательной деятельности.

Психологические особенности дошкольника таковы, что обучение возможно лишь при наличии активного интереса со стороны ребенка и основывается на непосредственном желании выполнить задание. Поэтому в последнее время отмечается тенденция к использованию разнообразных средств физической культуры с оздоровительной направленностью. Осознание большой ответственности за здоровье детей дает нам, педагогам, стимул к овладению новыми методиками в направлении оздоровительной работы. В большинстве случаев это различные виды оздоровительной гимнастики: ритмическая гимнастика, аэробика , шейпинг , фитбол - гимнастика, йога.

Мое внимание привлекла методика игрового стретчинга. Эта методика, как нельзя лучше подходит для внедрения в практическую деятельность с детьми дошкольного возраста. Актуальность опыта заключается в создании системы работы с детьми по игровому стретчингу, как новой формы организации в физкультурно-оздоровительной работе.

Новизна

Каждая образовательная организация призвана выполнять свои образовательно-развивающие задачи, определять стратегию сохранения здоровья, выбирать инновационные технологии . Одним из главных условий успешности работы в этом направлении является грамотная организация здоровьесберегающего процесса в детском саду, обеспечение его управляемости.

Здоровьесохраняющие технологии в дошкольном образовании

Целью здоровьесохраняющих технологий, является обеспечение высокого уровня реального здоровья у воспитанника детского сада и воспитание валеологической культуры, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его.

Для сохранения здоровья детей в нашем ДОО решаются следующие задачи:

1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.

2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.

3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.

Здоровьесберегающие технологии направлены на совершенствование психомоторных и творческих способностей дошкольников, на формирование и развитие двигательно-эмоциональной сферы детей. Деятельность по формированию представлений и навыков здорового образа жизни реализуется через все виды деятельности детей в детском саду. Работая над проблемой создания устойчивого интереса к занятиям по физической культуре, стало понятно, что само физическое воспитание и создание положительного эмоционального настроя в процессе двигательной деятельности - это 99% успеха. Как же сделать физкультурное занятие радостным событием и потребностью в режиме дня дошкольника? Одним из путей решения данной проблемы стало соединение традиционной программы и технологии «Игровой стретчинг». Эта технология основана на повышении интереса к физической культуре и спорту за счет введения увлекательных форм работы во всех частях занятия. Вся работа проходит с позитивным настроем, что положительно сказывается на всех участниках образовательного процесса. Стретчинг повышает двигательную активность, выносливость, снижает эмоционально-психические напряжения. Чем активнее работа мышц, тем интенсивнее самообновление организма. Чем же полезен стретчинг?

2. отсутствием травм; статическое растягивание, значительно улучшает нашу гибкость;

3. улучшается подвижность суставов,

4. растягивая мышцы, мы увеличиваем нашу гибкость и ловкость;

5. снимает мышечное напряжение;

6. во время занятий статическим растягиванием происходит гармоничное и естественное развитие и укрепление систем и функций организма;

7. способствует лучшей координации движений, повышает способность двигаться;

8. появляется артистизм;

9. улучшает самочувствие и поднимает настроение;

10. укрепляются мышцы спины, тем самым появляется красивая осанка;

Растяжка (стретчинг)- важнейшая часть тренировки для человека любого возраста, в том числе и для ребенка. Только эластичные, хорошо растянутые мышцы позволят ему легко двигаться, получать удовольствие от занятий физической культурой. Упражнения стретчинга рассчитаны на вовлечение в работу всего организма, включая психику, направлены на расслабление, настройку и восстановление функций мышц. Это позволяет без вреда, используя защитные силы организма, предупредить многие заболевания, т. к. в результате воздействия на позвоночник, органы, мышцы, железы внутренней секреции, дыхательную и нервную систему вырабатывается естественная сопротивляемость организма. Как показывает практический опыт, одним из возможных способов решения задач физического развития детей дошкольного возраста, является насыщение физкультурных занятий новыми, нетрадиционными формами и методиками, способствующими самореализации ребенка, раскрытие их индивидуальных способностей и возможностей.

Новизна опыта заключается в комбинации элементов здоровье сберегательных технологий через интеграцию всех образовательных областей, что в конечном итоге способствует сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни. Поэтому необходимо разрабатывать и внедрять специальные игры и упражнения игрового стретчинга для формирования у детей положительных эмоционально-волевых качеств, уверенности, оптимизма и выдержки физической культуры будущего поколения, постоянное совершенствование знаний воспитателей и инструкторов по физической культуре. Таким образом, основополагающим принципом работы является единство интеллектуальной и физической культуры будущего поколения, постоянное совершенствование знаний воспитателей и инструкторов по физической культуре. Однако стоит заметить, что прогрессивный результат будет давать только постоянная и целенаправленная работа. Движения в любой форме, соответствующие возрастным возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор – этим можно объяснить высокую эффективность самых разнообразных методик и форм проведения занятий, когда их основой является общее воздействие на организм в сочетании со специальными физическими упражнениями.

Цели и задачи данного опыта

Современные образовательные программы и требования к содержанию и методам работы, осуществляемым в ДОУ, нацеливают педагогов на формирование широкой двигательной культуры дошкольников, использование на физкультурных занятиях и в повседневной жизни разнообразных физических упражнений, воспитание у дошкольников интереса к двигательной деятельности.

Целью данного опыта является возможность:

· повысить интерес к выполнению физических упражнений в процессе овладения специальным статическим растяжкам по методике игрового стретчинга у детей дошкольного возраста;

· способствовать развитию опорно-двигательного аппарата, совершенствованию

Основные задачи игрового стретчинга состоят в следующем:

· Оптимизировать рост и развитие опорно-двигательного аппарата (формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия)

· Совершенствовать физические способности: развивать мышечную силу, подвижность в различных суставах (гибкость), выносливость, скоростные, силовые и координационные способности.

· Развивать психические качества: внимание, память, воображение, умственные способности.

· Развивать и функционально совершенствовать органы дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистую и нервную системы организма.

· Создавать условия для положительного психоэмоционального состояния детей.

· Воспитывать умение эмоционально выражаться в движении.

Следует помнить также основные принципы выполнения упражнений игрового стретчинга:

· наглядность - показ физических упражнений, образный рассказ. /Показываю упражнение я или подготовленный мною ребёнок./.

· доступность - обучение упражнениям от простого к сложному, от известного к неизвестному. Многие упражнения детям знакомы, но под другими названиями и выполняются в более медленном темпе. Например: «Солнце», «Сорванный цветок». На занятии я использую простые доступные упражнения

· систематичность - регулярность, постепенное повышение нагрузки, увеличение количества упражнений.

· закрепление навыков - многократное выполнение упражнений, умение выполнять их самостоятельно, вне занятий. Начинаем выполнять упражнение с 4 раз, постепенно увеличивая количество повторов.

· индивидуально-дифференциальный подход - учет особенностей возраста, состояния здоровья каждого ребенка. Я знаю возможности и состояние здоровья детей.

· сознательность - понимание пользы выполнения упражнения, потребность в их выполнении. Для этого перед разучиванием упражнения я объясняю детям цель выполнения данного упражнения.

Научность.

Необходимость использования здоровье сберегающих технологий подчёркивают исследования и, подтверждающих, что здоровье человека более чем на 60% зависит от его образа жизни. В работах отмечается, что становление валеологической культуры обусловлено прежде всего процессом воспитания, педагогическим взаимодействием взрослого на ребёнка, широким спектром педагогических средств и приёмов. В основу данного опыта положены научно-методические разработки и рекомендации, изложенные в программе «Зеленый огонёк здоровья» , направляющей педагога на формирование ответственности у ребёнка к своему личному здоровью. Также использованы идеи Змановского Ю Ф, о воспитании здорового ребенка. Общетеоретической основой исследования, явились труды педагогов, Кудрявцева В. Т, по мнению которой, оздоровление детей дошкольного возраста через систему естественных растяжек, основано на упражнениях по укреплению позвоночника, упражнениях ЛФК и корригирующей гимнастике. Игровой стретчинг - это медленные движения, которые воздействуют на мышцы и суставы по всей глубине. утверждает, что занятие должно быть построено с учётом принципов оптимизации дифференциации и индивидуализации, только тогда решается комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. говорит, что упражнения игрового стретчинга способствуют повышению физической подготовленности занимающихся, развитию двигательных способностей, а так же содействию профилактике нарушений осанки и плоскостопия. В организации физкультурно-оздоровительной работы в детском саду мы используем практические методические разработки этих авторов. Таким образом, знание теоретических основ методики игрового стретчинга позволили мне апробировать систему работы по данному направлению, с учетом психического и физического развития детей дошкольного возраста.

2. Технология опыта

Занятия - это основная форма организованного систематического обучения физическими упражнениями, она является ведущей для формирования пра­вильных двигательных умений и навыков, создает благоприятные условия для усвоения общих положений и закономерностей при выполнении физических упражнений, содействует развитию разносторонних способностей детей. Занятия по методике стретчинга я провожу в виде сюжетно-ролевой игры, в которую включаю от 8 до 12 упражнений на различные группы мышц, или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных ситуаций, заданий и упражнений. Дети под моим руководством изображают различных животных и выполняют упражнения в сопровождении определённых музыкальных отрывков. Упражнения носят имитационный характер и выполняются по ходу сюжетной игры. Сочетание динамических и статических упражнений наиболее соответствует природе опорно-двигательного аппарата человека и является лучшим средством развития физических качеств: силы, ловкости, выносливости, гибкости. Упражнения выполняются без воздействия со стороны, т. к. человеческое тело само себе тренер. Каждое упражнение повторяется 4-6 раз (в зависимости от возраста и здоровья детей). Инструментальную музыку я подбираю с ярко выраженным ритмом. Дети, слушая сказку, разыгрывают ее, выполняя физические упражнения. Игра состоит из нескольких фрагментов, в которое вплетены упражнения на статическую растяжку мышц, прыжки, стимуляцию точек на стопе, расслабление для восстановления дыхания, она длитсяминут со старшими детьми, а с детьми среднего возраста – 20 минут.

Перед занятиями с детьми я всегда закрепляю основные правила стретчинга, которые следует выполнять в течение всего занятия:

· разогрев перед упражнениями;

· медленное и плавное выполнение упражнений;

· «правило ровной спины» следите за осанкой, т. к сутулость уменьшает гибкость

· спокойное дыхание;

· растяжка должна выполняться систематически и симметрично для обеих сторон тела.

Регулярная умеренная физическая активность – вот один из самых простых способов сохранить и улучшить своё здоровье. При стретчинге не следует прилагать запредельных усилий, что и упрощает работу с детьми.

Каждый сюжетный материал я распределяю на 2 занятия. На первом занятии - знакомлю детей с новыми движениями и закрепляю уже известные упражнения. На втором занятии работаю над совершенствованием и точностью выполнения упражнений, над передачей характерных особенностей образов. Все упражнения игрового стретчинга выполняются под соответствующую музыку. Я считаю, что музыкальное сопровождения при выполнении упражнений игрового стретчинга более целесообразно исполнять на втором занятии, так как на первом обучающем занятии приходиться давать много словесных указаний, пожеланий, учитывать индивидуальность выполнения упражнения каждым ребенком. По мере освоения упражнений игрового стретчинга , достижения определенных навыков, качества и быстроты их выполнения, дети способны соотносить свои действия с определенным музыкальным ритмом, тогда музыкальное сопровождение становиться необходимым. Обучение детей основным движениям я не оставляю без внимания, и включаю их в содержание занятий. Структура занятий игровым стретчингом содержит в себе несколько переходящих одна в другую частей: подготовительную, основную и заключительную .

Подготовительная часть состоит из трех разделов:1) вступительная часть , - ее целью является подготовка ребенка, к дальнейшим занятиям посредством выполнения несложных движений под музыку;

2) разминка (движения под музыку), цель разминки - подготовить к работе все группы мышц; при проведении занятия с ребенком используются речитативные разминки, которые помогают развивать дыхательную систему, воображение. Очень важно в этой части физкультурного занятия не только разогреть мышцы и суставы, но и «настроить» чувства, т. е. подготовить детей эмоционально к предстоящему занятию при помощи «эмоциональной разминки». Проводя «эмоциональную разминку», моя задача - научить своих воспитанников «вслушиваться» в ощущения, возникающие в мышцах при выполнении физических упражнений, наслаждаться этими ощущениями, запоминать их. В этом помогают упражнения, которые дают образное представление о формах движения, выражающих эмоциональное состояние души. Все это помогает гармоничному развитию личности. Цель разминки не только разогреть и подготовить организм детей к нагрузке, но и подготовить к более сложным движениям под музыкальное сопровождение.

Прыжки на месте с целью воспитания выносливости, силы. Заканчивается подготовительная часть дыхательными упражнениями.

Основная часть - главная задача этой части состоит в том, чтобы увеличить силу и статическую выносливость мышц для удержания позвоночника в прямом положении. Детям 5-7 лет я предлагается от 8 до 12 упражнений в зависимости от состояния здоровья и целей занятия. Я считаю, что наиболее эффективной формой организации этой части занятия, является круговая тренировка, но формы проведения данной части занятия могут быть различны. Необходимо осуществлять правильный выбор упражнений для всех групп мышц и вариативно менять исходное положение упражнений игрового стретчинга, которые чаще всего выполняются из положения сидя или лежа на полу.

Заключительная часть включает в себя:

· выполнение танцевальных, ритмических упражнений, которые расширяют двигательные навыки детей, учат их координировать свои движения согласно музыке;

· подвижные игры;

· расслабление (привести организма ребенка и его эмоциональную сферу в спокойное состояние после физических нагрузок).

Главная задача третьей (заключительной) части - восстановление организма после физических нагрузок и переход к другим видам деятельности. После сильного возбуждения с эмоциональной основной частью, с ее повышенной двигательной активностью в этом возрасте особенно необходима заключительная релаксационная часть. Обучая приемам релаксации, я помогаю детям в дальнейшем самостоятельно регулировать свое психоэмоциональное состояние. Упражнения на релаксацию я включаю в каждое занятие, выполняя его в игровой форме, тем самым обучаю детей снимать напряжение мышц после физической нагрузки, используя специально подобранную релаксационную музыку для детей. Дыхательные упражнения способствуют более быстрому восстановлению организма и несут оздоровительный характер, поэтому я регулярно обучаю детей правильному дыханию. Подбор оборудования и материалов к занятию я осуществляю в соответствии с содержанием каждого занятия. Медико-педагогический контроль на занятиях позволяет сделать вывод, что нагрузка возрастает постепенно и через 3 минуты после занятия показатели возвращаются к исходным.. Анализ работы позволяет сделать вывод, что занятия, организованные по методике игрового стретчинга , эффективно влияют на общее состояние здоровья, уровень физического развития и развития физических качеств у детей дошкольного возраста.

3.Результативность педагогического опыта

Методика игрового стретчинга применяется мною на практике в рамках кружка «Будь здоров». Нами накоплен определенный опыт в организации занятий, которые привлекают детей тем, что способствуют всестороннему развитию ребенка: повышают интерес к физическим упражнениям, активизируют познавательную деятельность дошкольника, побуждают детское творчество, развивают интеллект, воспитывают организованность. Анализ физической подготовленности показал, что показатели по гибкости, ловкости, мышечной силе у детей, занимающихся по данной технологии - выше, чем в других группах. Дети стали более ловкие, гибкие, уверенные в себе. По мнению педагога – психолога детского сада, занятия благоприятно повлияли на психическое развитие детей. В упражнениях по стретчингу задействованы двигательный, вестибулярный, зрительный и тактильный анализаторы, вследствие этого развиваются сенсорные системы ребёнка. У детей посещающих кружок улучшилась зрительная память, концентрация и устойчивость внимания. Занятия затрагивают и эмоциональную, и личностную сферы дошкольника, положительно влияют на самооценку, самоконтроль и работоспособность у детей. Педиатр детского сада отметила, что заболеваемость детей из числа обучающихся в кружке уменьшилась, сократились периоды обострения острых состояний. Обследование стопы показало тенденцию к снижению патологии. Осмотр ортопеда показал положительную динамику у всех детей, имеющих нарушение осанки. Безусловно, занятия по методике игрового стретчинга оказывает широкий спектр оздоровительного воздействия на детский организм, способствует развитию творчества детской фантазии, эмоционально раскрепощают детей. Освоив методику игрового стретчинга, обучив правильно выполнять упражнения педагогов ДОУ, мы стали включать стретчинговые упражнения в утреннюю гимнастику, в гимнастику после дневного сна, в совместную двигательную деятельность с детьми, корректировать самостоятельное выполнение детьми стретчинговых упражнений. Повышению качества работы педагогов с детьми в данной области, способствовала организация разнообразных форм работы с педагогами и родителями. Это индивидуальные и групповые консультации, открытые показы занятий по физической культуре, семинары - практикумы, диспуты, проведение круглых столов , мастер – классов. За год работы с включением методики игрового стретчинга в занятия, у детей произошли изменения с гибкостью. Педагогический срез показал, что прирост показателей по гибкости составил до 3- 4 см, в начале года был 1-2см. Стретчинг раскрепощает детей, делая их открытыми и жизнерадостными. Во время этих занятий дети получают эмоциональную разрядку, физическое удовольствие, что в свою очередь вовлекает детей в процесс физкультурных занятий. Дополнительный инвентарь очень интересен детям, что немало важно в тренировочном процессе. В занятиях по методике игрового стретчинга можно использовать мячи разного диаметра, гантели (детские), фитболы, стулья, работать в парах или на гимнастической стенке. Упражнения в стретчинге несложные, и дети с лёгкостью с ними справляются, конечно, под контролем инструктора по физической культуре. Стретчинг не оказывает стрессового воздействия на организм, не вызывает неприятных ощущений, успокаивает, расслабляет тело, помогает ощущать работу мускулатуры. Хорошая гибкость улучшает осанку, координацию движений и служит профилактикой травматизма. Дети с огромным желанием ждут следующих занятий, что меня, безусловно, радует! Безусловно, занятия по методике игрового стретчинга оказывает широкий спектр оздоровительного воздействия на детский организм, способствует развитию творчества детской фантазии и эмоционально раскрепощают детей. Таким образом, методика игрового стретчинга, является инновационным направлением в физическом воспитании и оздоровлении детей, сочетает в себе необходимые компоненты для гармоничного развития ребенка.

Выводы.

Практическая работа по применению методики игрового стретчинга позволяет сделать следующие выводы:

    Высокая эффективность занятий может быть достигнута при условии четко организованной системы работы, которая включает в себя взаимодействие всех направлений: работа с детьми, родителями, воспитателями, сотрудничество с другими специалистами, а также при наличии программно-методической и материальной базы. Обучение детей методике игрового стретчинга с соблюдением основных требований к проведению и последовательности этапов приводит к следующим результатам: происходит укрепление опорно-двигательного аппарата; совершенствуются сердечно-сосудистая и дыхательная системы; развиваются физические качества ребенка, повышается работоспособность, понижается утомляемость; улучшаются процессы саморегуляции и самоконтроля.

Безусловно, методика игрового стретчинга оказывает широкий спектр оздоровительного воздействия на детский организм, способствует развитию творчества детской фантазии и эмоционально раскрепощают детей.

Хочется отметить, что правильно организованное занятие по физической культуре, позволяет детям с проблемами ода почувствовать уверенность в своих силах, стать более волевым, дисциплинированными, целеустремлёнными и как итог - успешными.

Благодаря включению в физкультурно-оздоровительную работу ДОУ методики игрового стретчинга у детей старшего дошкольного возраста повысился интерес к занятиям физической культурой, выполнению физических упражнений. Совершенствуется гибкость тела дошкольников, активизируются мыслительные процессы, развиваются положительные качества личности: настойчивость, целеустремленность, самостоятельность, творчество. Помимо этого дети приобрели запас двигательных навыков, которые позволяют им чувствовать себя сильными, красивыми, уверенными в себе, создают чувство внутренней свободы. В результате проделанной работы, объём знаний, умений, навыков детей расширился и совершенствовался за счёт последовательной системы педагогических воздействий. Занятия игровым стретчингом с детьми от 4-х лет показывают стабильно высокие результаты: дети гораздо меньше болеют, становятся более открытыми для общения не только со взрослыми, но и между собой. Стретчинг обладает и психологическим эффектом: улучшает настроение, поднимает самооценку, создаёт ощущение комфорта и спокойствия в целом. Стретчинг раскрепощает детей, делая их открытыми и жизнерадостными. Опыт может быть использован:

    Инструкторами по физической культуре и воспитателями детского сада; руководителями спортивных кружков для старших дошкольников; родителями.

Поэтому данная оздоровительная технология является одним из способов увеличения двигательной активности и формирования потребности в систематических занятиях физической культурой

Основные понятия, термины в описании педагогического опыта

Здоровье - естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.

Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным – педагогическая.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Физические воспитание - это педагогический процесс, направленный на совершенствование формы и функций организма ребенка, формирование двигательных умений, навыков, связанных с ними знаний и развития физических качеств.

Физическое развитие - это процесс изменения форм и функций организма под воздействием условий жизни и воспитания. В узком смысле слова это: антропометрические и биометрические понятия, в широком понимании это - физические качества.

Физическая подготовленность - уровень развития двигательных умений и навыков, физических качеств человека. В результате глубокого изучения возможностей детского организма были разработаны нормативные показатели по всем основным видам физических упражнений и требования к качеству их выполнения.

Физическое образование - одна из сторон физического воспитания, направленная на овладение профессиональными знаниями, двигательными навыками.

Физические упражнения - движения, двигательные действия, отдельные виды двигательной деятельности, которые используются для решения задач физического воспитания.

Стретчинг - [англ. stretching < stretch - растягивание] – медицинская спортивная система специальных упражнений для растягивания мышц и повышения подвижности в суставах. Различают следующие виды стретчинга.

Игровой стретчинг – специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме.

Педагогическое воздействие - это преднамеренные контакты педагога с ребенком (длительные или временные), целью которых является изменения в поведении, деятельности и отношениях.

Оздоровительный эффект - изменение внешней среды, способное или даже не способное быть замеченным организмом, оказывает влияние на здоровье.

Библиографический список

1. «Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками» Издание 2-е. – М.: Глобус Волгоград: Панорама, 2009г.

2. «Ритмическая мозаика». Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб: ЛОИРО, 2004 г.

3. "Ритмическая пластика для дошкольников" Учебно-методическое пособие по программе "Ритмическая мозаика" Санкт-Петербург 1994 г

4. «Театр физического воспитания дошкольников». - М.:Линка - пресс, 1999г

5..Иванова О. «100 упражнений стретчинга для всех групп мышц», //«Спорт в школе»: Приложение к газете «Первое сентября», 1998г.

6..Иванова плюс сила и гибкость: физкультура для всех // Здоровье. -1993г. №4

7.. , "Развивающая педагогика оздоровления"- М: Линка - пресс 2000 г.

8.. "Игровой стретчинг" // Учебно-методический центр "Аллегро" Санкт-Петербург 2004 г.

9. «Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ». – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005г.

10. «Игровой стретчинг». Методическое пособие по оздоровлению детей дошкольного возраста. М.2005г.

11. «Игровая физкультура». Методическая разработка. Издание «Карапуз» 2002г

12. «Занятия по физкультуре в детском саду: Игровой стретчинг» (ТЦ «Сфера», М.:2010г.

13.. «Нетрадиционные виды гимнастики», М., «Просвещение», 1992г..

14.Томпсон Ванесса «Стретчинг для здоровья и долголетия», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004г.

15. , «Занимательная физкультура в детском саду», М., 2000г.

16. Шенкман С. «Что такое стретчинг», М,// «Физкультура в школе», 1987г., №10.

17. , "Са-фи-дансе" «Танцевально-игровая гимнастика для детей» "Детство-пресс" Санкт-Петербург 2009 г.

Каждому ребенку необходимо, независимо от условий жизни и его происхождения:

  • Быть здоровым.
  • Находиться в безопасной обстановке.
  • Получать удовольствие от жизни и добиваться поставленных целей.

Одной из важнейших проблем в жизни современного общества является здоровье наших детей. При решении этого вопроса необходимо развивать у них позитивное отношение к здоровой жизни путем привлечения детей к активному образу жизни, их участие в подвижных играх и спортивных соревнованиях. Ведь физиологическое определение здоровья ребенка- это динамическое и вместе с тем устойчивое к патологическим и экстремальным воздействиям состояние детского организма.
Активная двигательная деятельность не только оказывает положительное воздействия на здоровье и физическое развитие, но и обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка, формирует навыки будущего поведения в обществе.
Основные условия формирования навыков будущего поведения в обществе:

  • воспитание у ребенка осознанного отношения к выполнению двигательных действий;
  • развитие воображения в процессе освоения двигательных действий;
  • выполнение детьми движений с установкой на легкость и красоту на занятиях;
  • создание условий для творчества и преобладания положительных эмоций на физкультурных занятиях;
  • создание оптимальных условий для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта.

Стретчинг - это комплекс упражнений для растягивания определенных мышц, связок и сухожилий. Благодаря ему увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, дольше сохраняют работоспособность и меньше травмируются снижаются болевые ощущения. Стретчинг повышает общую двигательную активность, что благоприятно сказывается на суставах и профилактике хрупкости костей. Хорошая гибкость обеспечивает красивую осанку и снижает вероятность болей в спине, позволяет выполнять упражнения с большей амплитудой движений.

Мы знаем, как трудно заставить ребенка целенаправленно заниматься физическими упражнениями, поэтому занятия физкультурой надо превратить в игру-сказку. Занятия игровым стретчингом помогут ребенку развить чувство ритма, снять закомплексованность, укрепить мышцы, выровнять осанку. Занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры в ходе, которой дети изображают различных животных и выполняют упражнения на различные группы мышц в сопровождении музыкальных произведений.

Принципы организации занятий:

Принцип научности - это построение занятий в соответствии с закономерностями социализации, физического и психического развития ребенка.

Принцип систематичности - это необходимость последовательности, преемственности и регулярности при формировании у детей знаний, двигательных умений, навыков адекватных особенностей их развития в период дошкольного возраста. Он заключается в непрерывности, планомерности использования средств, во всех возможных формах их проявления в течении всего курса занятий

Принцип постепенности - это необходимость построения занятий физическими упражнениями в соответствии с правилами: «от известного к неизвестному». «от простого к сложному», «от менее привлекательного в более привлекательному».

Принцип индивидуальности - это такое построение процесса занятий, при котором осуществляется индивидуальный подход к детям разного возраста, пола, физического развития, двигательной подготовки. При индивидуальном подходе учитывается психическая и физиологическая стороны развития ребенка.

Принцип доступности означает, что изучаемый материал должен быть легким и одновременно трудным, чтобы стимулировать мобилизацию сил детей. Умелое соблюдение этого принципа - залог оздоровительного эффекта физического воспитания.

Принцип учета возрастного развития движений - это степень развития основных движений у ребенка, его двигательных навыков.

Принцип чередования нагрузки - это такое сочетание физических упражнений, которое обеспечивает чередование нагрузки и отдыха (т.е. работа одних мышц, которые осуществляют движение, сменялась работой других, оставляя возможность для восстановительных процессов).

Принцип наглядности - это один из главных обще-методических принципов при работе с дошкольниками. Занятия строятся с широким использованием всех видов наглядности: зрительной (демонстрация движений), звуковой (осуществляется в виде различных звуковых сигналов) и двигательной (она является специфической, ее значение важно при освоении сложных движений).

Принцип сознательности и активности - это формирование у детей устойчивого интереса к освоению новых движений, привитие навыков самоконтроля и самокоррекции действий в процессе занятий, развитие сознательности, инициативы и творчества.

Задачи игрового стретчинга:

  • Оптимизация роста и развития опорно-двигательного аппарата (формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия).
  • Совершенствование физических способностей: развитие мышечной силы, подвижности в суставах (гибкости), выносливости, скоростных, силовых и координационных способностей.
  • Развитие психических качеств: внимания, памяти, воображения, умственных способностей.
  • Развитие и функциональное совершенствование органов дыхания, кровообращения, сердечно- сосудистой и нервной системы организма.
  • Создание условий для положительного психоэмоционального состояния дошкольников.
  • Воспитание умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движении.
  • Создание условий для благотворного влияния музыки и психосоматической сферы ребенка.

Структура занятий по игровому стретчингу.

  • Вводная часть - начальная организация занимающихся, установка на психологический и эмоциональный настрой, сосредоточение их внимания.
  • Основная часть. Каждый сюжетный материал распределяется на два занятия: на первом - знакомство с новыми движениями, закрепление уже известных; на втором - совершенствование и точность выполнения упражнений (все упражнения на втором занятии выполняются при музыкальном сопровождении).
  • Заключительная часть - восстановление организма после физических нагрузок и переход к другим видам деятельности.

Ключ к успеху при занятиях стретчингом является систематичность упражнений. Поэтому проводить его необходимо не только в ДОУ, но и дома.

При выполнении растяжек необходимо придерживаться основных правил стретчинга:

  • разогрев перед упражнениями;
  • медленное и плавное исполнение упражнений;
  • расслабление мышц;
  • «правило ровной спины»: спина при выполнении упражнений должна быть ровной;
  • снижение травматичности;
  • спокойное дыхание;
  • регулярная растяжка.

Упражнения на растяжку необходимо выполнять и в повседневной жизни, так как только в эластичных мышцах осуществляется полноценное кровообращение, мышцы быстрее восстанавливаются после физических нагрузок. Выполнение таких упражнений улучшит осанку, уплотнятся мышцы и станут сильнее.
Упражнения, которые можно выполнять родителям вместе с детьми в домашних условиях:

  • наклоните голову, потяните правое ухо к плечу, Задержаться в таком положении 3с, а затем повторите упражнение в левую сторону;
  • встаньте рядом со стулом, спину выпрямить; обхватите левую стопу пальцами левой руки, осторожно потяните. Задержка на 3с. Повторить упражнение с другой ногой;
  • поднимите руки на уровень плеч, согните локти в поверните ладони вниз. Не поворачивая таза, поверните туловище и шею влево, задержитесь на 30с. Затем в другую сторону;
  • наклон вперед, Выполняется с прямыми ногами и спиной, руки тянутся к полу;
  • «выпад». Одна нога впереди согнута под прямым углом. Вторая сзади прямая, прямая спина. Постараться сесть как можно ниже;
  • растяжение передней поверхности бедра. Стоя на одной ноге, вторую взять руками и притянуть к соответствующей ягодице, колени находятся на одном уровне;
  • растягивание икроножной мышцы. Опереться на стену, одну ногу вынеся вперед и согнув. Нога сзади прямая, пятка тянется к полу;
  • растягивание внутренней поверхности бедра. Сидя, ноги как можно шире в стороны, взяться руками за пальцы ног, тянуть грудь к полу при прямой спине;
  • растягивание бедер. Положение то же, что и выше, только руки прямые тянем перед собой вперед, опуская грудь на пол;
  • очень эффективное упражнение для мышц внутренней поверхности бедер. Ноги широко расставлены, носки в стороны, колени сонаправлены с носками. Приседаем вниз, бедра параллельно полу, спины выпрямить, ягодицы напряжены, таз слегка вперед. Задержка на 1мин. Потом переход с одной ноги на другую в положении «сидя на стуле» таким образом, чтобы одна нога была согнута и напряжена, а вторая - выпрямлена;
  • растяжка на поперечный шпигат. Ноги в стороны как можно шире, локти на пол. Нагрузка на локти и ноги равномерна.
  • Растяжка должна выполняться симметрично, для обеих сторон тела.

Дошкольный возраст считается наиболее важным для физического, психического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья. Поэтому основная задача физкультурно-оздоровительной работы заключается в том, чтобы способствовать укреплению здоровья, совершенствованию физического развития дошкольника.

В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится «Здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие» .

Все знают, что заставить ребенка заниматься физическими упражнениями очень трудно. Но это необходимо, поскольку наши дети постоянно испытывают дефицит движения. Заболеваемость с каждым годом растет и «молодеет» . Многие дети нашего учреждения страдают хроническими заболеваниями, имеют патологическую осанку.

В настоящее время разработано много интересных и разнообразных

форм физкультурно-оздоровительной работы и здоровьесберегающих

технологий. Мое внимание привлекла методика игрового стретчинга.

Игровой стретчинг – это творческая деятельность, при которой дети

живут в мире образов, зачастую не менее реальных для них, чем окружающая действительность. Реализация игровых возможностей в целях оздоровления и развития ребенка и составляет суть стретчинга. Причем все упражнения и занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных ситуаций, заданий и упражнений. Методика игрового стретчинга основана на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющих предотвратить нарушения осанки и исправить ее, оказывающих глубокое оздоровительное воздействие на весь организм. Упражнения выполняются без воздействия со стороны, т.к. человеческое тело само себе тренер. Манипулирование своим телом в медленном, а значит, безопасном ритме наиболее эффективно. У детей исчезают комплексы, связанные с физическим несовершенством тела, неумением им управлять. Помимо этого дети приобретают запас двигательных навыков, которые позволяют им чувствовать себя сильными, красивыми, уверенными в себе, создают чувство внутренней свободы.

Упражнения стретчинга не только развивают тело, но и расширяют пределы психических возможностей человека. Основное различие между упражнениями стретчинга и обычными физическими упражнениями состоит в том, что последние для своего выполнения требуют большого напряжения, а упражнения стретчинга, наоборот, отказываются от движений, требующих напряжения. Не интенсивность, а систематичность упражнений - вот ключ к успеху при занятиях стретчингом.

Методика игрового стретчинга не имеет возрастных ограничений, можно начинать заниматься с детьми 4-х летнего возраста. Упражнения, охватывающие все группы мышц, носят близкие и понятные детям названия животных или имитационных действий и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры основанной на сценарии по сказочному материалу. На каждом занятии я даю новую игру-сказку, в которой дети «превращаются» в различных животных, насекомых и выполняют в интересной форме сложные упражнения.

Основными принципами организации занятий являются:

  • Наглядность – Показ физических упражнений, образный рассказ.
  • Доступность – Обучение упражнениям от простого к сложному, от известного к неизвестному, учитывая степень подготовленности детей.
  • Систематичность – Регулярность занятий, повышение нагрузки, увеличение количества упражнений, усложнения техники их выполнения.
  • Закрепление навыков – многократное выполнение упражнений. Умение выполнять их самостоятельно, вне занятий.
  • Индивидуально-дифференциальный подход – Учет особенностей возраста, состояния здоровья каждого ребенка.
  • Сознательность – Понимание пользы выполнения упражнения, потребность их выполнять.

В ходе проведения занятий по игровому стретчингу решаются следующие задачи:

  • Обучение детей различным видам имитационных движений игрового стретчинга.
  • Обращать внимание детей на точность выполнения движений, передачу характерных особенностей образов.
  • Развитие физических качеств: мышечной силы, ловкости, выносливости, гибкости; развитие психических качеств: внимание, память, воображение, умственные способности.
  • Воспитание нравственных качеств, коммуникабельности.
  • Поддерживать интерес детей к занятиям.
  • Укрепление костно-мышечной системы, повышение функциональной деятельности органов и систем организма.
  • Создание условий для положительного психоэмоцианального состояния детей.

Элементы игрового стретчинга можно включать в любые формы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. Утренняя гимнастика с элементами игрового стретчинга создает организованное начало, ровное, бодрое настроение у занимающихся.

Сочетание динамических и статичных физических упражнений наиболее

соответствует природе опорно-двигательного аппарата человека и является, лучшим методом тренировки для выработок силы, выносливости, координации движений.

Упражнения методики игрового стретчинга возникли, в основном, на базе упражнений лечебной физкультуры, но отличаются большей статикой своего выполнения, и более игровым характером, введением элементарных, доступных детям навыков концентрация и релаксации, дыхательных упражнений. Эти упражнения доступны всем, кому врачи не запрещают заниматься общефизической подготовкой. Для их выполнения не требуются спортивные снаряды, большие залы, материальные расходы. Их можно выполнять в детских учреждениях и дома, в группах и индивидуально.

Стретчинг раскрепощает детей, делая их открытыми и жизнерадостными. Во время этих занятий дети получают эмоциональную разрядку, физическое удовольствие, что в свою очередь вовлекает детей в процесс физкультурных занятий. Дети с огромным желанием ждут следующих занятий.

1. Игровым стретчингом можно заниматься индивидуально или в группе.

При групповых занятиях обязательно учитывать возрастные особенности

2. Время проведения занятий тоже зависит от возраста детей: 3-4 года – 25-30

минут; 5-6 лет – 40 минут; 6-7 лет.

3. Заниматься лучше всего в хорошо проветренном помещении. Коврик для

занятий должен быть удобным и иметь приятный для ребенка цвет.

4. Старайтесь, чтобы дети соблюдали принцип постепенности. Не стоит

спешить во время занятий.

5. Помните, что все упражнения основаны на чередовании напряжения и

расслабления мышц.

6. Следите за тем, чтобы подряд не выполнялись несколько упражнений на

сходные группы мышц.

7. В каждом занятии обязательно сочетание динамических и статических

форм работы мышц.

Соблюдайте в занятиях принцип регулярности.

8. Нельзя заставлять ребенка заниматься. Если ребенка заставлять. То пользы

от этого занятия не будет никакой. Об этом свидетельствуют исследования американских физиологов. Физические упражнения полезны для здоровья

только в том случае, если выполняются добровольно.

9. Педагогу необходимо уважать своих детей.

Игровые упражнения стретчинга способствуют тренировке всех функций организма. Это - напряжение – расслабление - растяжение, отсутствие травм; - статическое растягивание, значительно улучшает нашу гибкость; улучшается подвижность суставов; растягивая мышцы, мы увеличиваем нашу гибкость и ловкость; снимает мышечное напряжение; во время занятий статическим растягиванием происходит гармоничное и естественное развитие и укрепление систем и функций организма; способствует лучшей координации движений, повышает способность двигаться; улучшается пластичность; появляется артистизм - улучшает самочувствие и поднимает настроение; укрепляются мышцы спины, тем самым появляется красивая осанка.

Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 26»

Галдаева Юлия Олеговна,

Кемеровская область, г.Анжеро-Судженск